0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем для тютчева была поэзия

Особенности лирики Тютчева: характеристика творчества

Содержание:

Особенности лирики Тютчева выделяют его стихотворения на фоне поэзии других авторов. Лирический герой постоянно пребывает в сомнениях, он ищет нечто, находится на краю пропасти. Автор часто упоминает о том, что жизнь заканчивается, ее конец всегда трагичен. Он повествует о мучительных переживаниях, с которыми сталкивается герой, но продолжает стремиться к единству с принципами бытия.

Нельзя сказать, какая тема в поэзии является основной. По мнению исследователей, Тютчев в одном произведении поднимает несколько важных вопросов, объединяя их общими характеристиками. Ключевые тематики:

  • Любовная;
  • Пейзажная;
  • Философская;
  • Гражданская;
  • Хаос и космос.

Художественные особенности лирики Тютчева – кратко

Каждое стихотворение знаменитого поэта носит лирический характер. Часто он писал короткие произведения, которые сложно причислить к определенному жанру. Своеобразие лирики Тютчева заключается в его подходе к созданию стихов. Он не продумывал тему заранее, не искал подходящий момент. Поэт действовал импульсивно, эмоционально, опираясь на внезапное ощущение, душевное переживание, впечатление от увиденного явления.

Особенности поэзии Тютчева о любви проявляются в отсутствии конфликта между лирическим героем и обществом. Стихи строятся на базе метафизического принципа. Все люди одиноки относительно конечности жизни, вечности. Они не умеют выражать эмоции, ощущения, потому что чувства человека нельзя вложить в слова. Основные темы стихотворений Федора Ивановича:

  • Россия, Родина;
  • Весна, природа, душа, осень, зима, лето;
  • Любовь, человеческий образ перед вечностью бытия;
  • Смерть, конечность жизни, трагизм разрыва с миром;
  • Философские направления, борьба чувств, жизнь.

Писатель создал много детских стихотворений, литературных шедевров для школьников. Особенности творчества Тютчева для детей – это уникальные эмоции и чувства, которые автор смог передать в своих строках. Они наполнены добротой, надеждой, верой в будущее, любовью к природе.

Особенности творчества Тютчева – кратко о философии поэта

Писатель не считал, что поэзия – это его основная деятельность. Он создавал шедевры по велению сердца, многие из них не были опубликованы. Федору Ивановичу нравилась его работа дипломата. Благодаря ей он часто бывал за границей, но всегда тосковал по родине, будучи в отъезде. Исторические воззрения поэта формировались на основании сравнения жизни в России и других странах. К анализу истории автор подходил с философской точки зрения.

Характеристика творчества Тютчева показывает, что многие стихи гражданской, философской тематики имеют общий пафос. Автор изучает вечность, хаос, бытие. Он излагает мысль столь оригинально, что читатели невольно проникаются видением поэта. Федор Иванович подолгу размышлял о вопросах хаоса в мировых масштабах, выстраивал зависимость между днем и ночью. Это ярко отражено в стихотворениях:

  • «О чем ты воешь, ветр ночной»;
  • «Сижу задумчив и один».

В большинстве работ Тютчева преобладает философская лирика, даже если писатель рассказывает о красоте природы, любви или Родине. Он поставил для себя три главных цели:

  • Осмысление жизни человека;
  • Поиск гармонии между людьми и природой;
  • Изучение всех мировых тайн.

Особенности лирики Тютчева – кратко о значении природы

Федор Иванович – один из лучших поэтов, которые описывали природные пейзажи. Он изображает все одушевленным, одухотворенным. Каждое растение, каждый сезон обретает тайное, невидимое творческое начало. Стихотворения о природе:

  • «Люблю грозу в начале мая». На написание стиха автора натолкнули впечатления от первой грозы, увиденной им в мае. Он посчитал ее веселой, расцветающей, ведь она символизирует приход весны;
  • «Есть в осени первоначальной». Писатель красочно описывает осеннюю природу, вкладывая в строки глубокие переживания, возникающие в эту пору года;
  • «Есть в светлости осенних вечеров». Благодаря глубоким, точно подобранным словам читатель на себе ощущает умиротворяющее действие осени;
  • «Рим, ночью», «Полдень» – также прекрасные шедевры, посвященные окружающей природе.

Через описание природных красот автор размышляет о сущности человека, его предназначении:
«Не таково ль твое значенье,
Не такова ль судьба твоя».

Художественные особенности лирики Тютчева в стихах о любви

Любовная поэзия поэта наполнена философскими мотивами. Он старается понять суть мощных чувств, страсти, размышляя на тему их возникновения. Автор уверен, что передать всю красоту и полноту любви словами невозможно. Присутствуют космические мотивы, единение, борьба с собой в любовных стихах Тютчева: «Как в буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!». Шедевры о любви:

  • «Не раз ты слышала признанье»;
  • «Она сидела на полу»;
  • «В разлуке есть высокое значенье»;
  • «Последняя любовь» и другие.

Элемент мысли в поэзии Тютчева. Особенности стихотворений Тютчева

/Иван Сергеевич Аксаков (1823-1886).
Федор Иванович Тютчев. Биографический очерк/

Обратимся теперь к другой особенности стихотворений Тютчева: мы разумеем самое содержание поэзии, внутренний поэтической строй.

Прежде всего, что бросается в глаза в поэзии Тютчева и резко отличает ее от поэзии ее современников в России — это совершенное отсутствие грубого эротического содержания. . Его муза может назваться не только скромной, но как бы стыдливой. И это не потому, чтобы психический элемент — «любовь» — не давал никакого содержания его поэзии. Напротив. Мы уже знаем, какое важное значение в его судьбе, параллельно с жизнью ума и высшими призывами души, должно быть отведено внутренней жизни сердца, — и эта жизнь не могла не отразиться в его стихах. Но она отразилась в них только той стороной, которая одна и имела для него цену, — стороной чувства, всегда искреннего, со всеми своими последствиями: заблуждением, борьбой, скорбью, раскаянием, душевной мукой. Ни тени цинического ликования, нескромного торжества, ветреной радости: что-то глубоко-задушевное, тоскливо-немощное звучит в этом отделе его поэзии.

Но самое важное отличие и преимущество Тютчева — это всегда неразлучный с его поэзией элемент мысли. Мыслью, как тончайшим эфиром, обвеяно и проникнуто почти каждое его стихотворение. Большей частью мысль и образ у него нераздельны. Мыслительный процесс этого сильного ума, свободно проникавшего во все глубины знания и философских соображений, в высшей степени замечателен. Он, так сказать, мыслил образами. Это доказывается не только его поэзией, но даже его статьями, а также и его изречениями или так называемыми mots или bons mots*, которыми он прославился в свете едва ли не более, чем стихами. Все эти mots были не иное что, как ироническая, тонкая, нередко глубокая мысль, отлившаяся в соответственном художественном образе.

У Тютчева. поэзия была той психической средой, сквозь которую преломлялись сами собой лучи его мысли и проникали на свет божий уже в виде поэтического представления. У него не то что мыслящая поэзия, — а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее, — а мысль чувствующая и живая. От этого внешняя художественная форма не является у него надетой на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом, сотворена вместе и одновременно, одним процессом: это сама плоть мысли. Вот еще пример:

Здесь мысль стихотворения вся в аналогии этого образа нищего, смотрящего в жаркий летний день сквозь решетку роскошного прохладного сада, — с жизненным жребием людей-тружеников. Но эта аналогия почти не высказана, обозначена слегка, намеком, в двух словах в последней строфе, почти не замечаемых: жизненной тропой, а между тем она чувствуется с первого стиха. Образ нищего, вероятно, в самом деле встреченного Тютчевым, мгновенно осенил поэта сочувствием и — мыслью об этом сходстве. Мысль, вместе с чувством, проняла наквозь самый образ нищего, так что поэту достаточно было только воспроизвести в словах один этот внешний образ: он явился уже весь озаренный тем внутренним значением, которое ему дала душа поэта, и творит на читателя то же действие, которое испытал сам автор. Но если мысль здесь только чувствуется, а в некоторых стихотворениях как бы несколько заслоняется выдающеюся художественностью формы и самостоятельной красотой внешнего образа, то можно указать на другие стихотворения, где мысль не теряет своего самостоятельного значения и высказывается и в художественной форме и как мысль. Начнем опять с картин природы.

. Нам особенно нравятся следующие стихи:

Кажется, прочитав однажды это стихотворение, трудно будет не припомнить его всякой раз, как услышишь завыванье ночного ветра.

Перейдем теперь к стихотворениям, где раскрывается для нас нравственно-философское созерцание поэта. Припомним сказанное нами выше, что его мыслящий дух никогда не отрешался от сознания своей человеческой ограниченности, но всегда отвергал самообожание человеческого я. Вот как это стихотворение выразилось в следующих двух стихотворениях:

Читать еще:  Каковы характерные черты поэзии северянина хлебникова

Нельзя не подивиться поэтическому процессу, умеющему воплощать в такие реальные, художественные образы мысль самого отвлеченного свойства.

В приведенных нами сейчас стихотворениях Тютчева, как и во всех, где выражается его внутренняя дума, не слышно торжественных, укрепляющих душу звуков. Напротив, в них слышится ноющая тоска, какая-то скорбная ирония. Но это тоска, хотя и подбитая скорбной иронией, вовсе не походила ни на хандру Евгения Онегина, отставного, пресыщенного удовольствиями «повесы», как называет его сам Пушкин; ни на байроновское отрицание идеалов; ни на разочарование человека, обманутого жизнью, как у Баратынского; ни на доходившее до трагизма безочарование Лермонтова (по прекрасному выражению Гоголя 12 ): поэзия Лермонтова — это тоска души, болеющей от своей неспособности к очарованию, от своей собственной пустоты вследствие безверия и отсутствия идеалов. Напротив, тоска у Тютчева происходила именно от присутствия этих идеалов в его душе — при разладе с ними всей окружающей его действительности и при собственной личной немощи возвыситься до гармонического примирения воли с мыслью и до освещения разума верой: его ирония вызывается сознанием собственного своего и вообще человеческого бессилия, — несостоятельности горделивых попыток человеческого разума. Но от этих стихотворений, все же отрицательного характера, перейдем к тем, где задушевные нравственные убеждения поэта высказываются в положительной форме, где открываются нам его положительные духовные идеалы. Так, в его стихах «На смерть Жуковского» 13 мы видим, как высоко ценит поэт цельный гармонический строй верующей души, побеждающий внутреннее раздвоение.

Читайте также другие статьи И.С. Аксакова о творчестве Тютчева:

Поэзия Тютчева: темы, мотивы, жанры, циклы и своеобразие стиля

Автор: Guru · 27.08.2018

«Как звезды ясные в ночи – любуйся ими – и молчи». В своем бессмертном творении «Silentium!» Тютчев формулирует вывод из своих многолетних размышлений и готовит заповедь к потомкам, как нужно понимать красоту, любовь и жизнь в целом. Не анализировать, не пытаться воспроизвести, не копировать – молчи и запоминай момент, когда тебе представляется Прекрасное. И хотя Тютчев говорил о звездах, эти же слова применимы для его стихотворений. Чтобы понять лирику этого необыкновенного русского поэта, нужно немного: любуйся ими – и молчи.

Творческий путь: сборники, циклы

Одна из первых поэтических публикаций появилась в 1836 г. в «Современнике», где А. С. Пушкин напечатал цикл из 24-х его стихотворений за подписью «Ф. Т. ». В следующее десятилетие произошел подъем его творчества.

Настоящий сборник стихотворений вышел только в 1854 году, когда поэтический талант Тютчева был раскрыт и с восторгом принят на Родине, но даже после этого поэт сторонился литературного мира и продолжал записывать строки на случайных салфетках и тетрадях.

Единственным сформированным полноценным циклом исследователи считают стихотворения, посвященные возлюбленной Тютчева, Е. А. Денисьевой. И хотя цикл называется «денисьевским», литературоведы еще спорят, не относятся ли некоторые произведения оттуда посвящениям законной жене Тютчева. В любом случае, этот цикл любовных посланий по душевной глубине, искренности, надрыву и философичности сравнивают со знаменитыми историями Паоло и Франчески, Ромео и Джульетты, Лейле и Маджуне.

Художественный мир

Особенности

Поэтика Тютчева отчасти похожа на пеструю мозаику, и в том ее красота и уникальность. Учитывая, что в 1822 году он уехал в Мюнхен как член русского посольства и прожил за границей 22 года, подавляющее количество его писем, корреспонденции, остроумных заключений были написаны на французском языке. Возможно, именно проживание за рубежом и классическое дворянское воспитание привили Тютчеву некоторый архаизм, глубокую философичность, приверженность к «тяжеловесной» поэзии Державина и Ломоносова. Ю. Н. Тынянов даже считает, что небольшие стихотворения у Тютчева – это отголосок, распад формы оды того же Державина и Ломоносова, и поэтому чувства и композиция в таких «фрагментах» максимально напряжены.

Еще одной яркой чертой поэтики Тютчева можно назвать «дублеты» –одинаковые образы, которые повторяются из стихотворения в стихотворение:

Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон —
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружён.

Получается, мы наблюдаем постоянное перемещение образов по стихотворениям, где каждый раз они открываются с новой стороны, а также «фрагментарность» самой формы поэзии Тютчева. Они объединяют все его творчество в единое целое без возможности рассматривать каждое стихотворение отдельно. Необходимо прочитать как минимум весь сборник, чтобы определить для себя, что все-таки поэт вложил в многогранный образ той же «двойной бездны».

Темы и мотивы

Исследователи выделяют 4 основных темы поэзии Тютчева: гражданскую, философскую, пейзажную и любовную. Однако, как мы уже заметили, образы и приемы переплетаются в каждом стихотворении, и поэтому многие произведения объединяют в себе несколько поэтических тем.

Например, произведение «14-е декабря 1825» – центральное стихотворение гражданкой лирики поэта – посвящено декабристскому восстанию. Здесь явно прослеживаются аллюзии на пушкинское «К Чаадаеву»: «Поносит ваши имена» – «Напишут наши имена», «Как труп в земле схоронена» – «На обломках самовластья» и т. д.

Стихотворение «Над этой темною толпой» также похоже на вольнолюбивую лирику Пушкина, поэт плачет о «растлении душ и пустоте» в государстве в смутные времена:

…Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?

Вообще поэтике Тютчева свойственно настроение гибели, рока, трагического предопределения. Даже любовная лирика, которая, казалось бы, должна в сравнении выступать как более легкий и радостный жанр, пронизана пессимистическим настроением: «О, как убийственно мы любим», «Предопределение», «Последняя любовь». Важно отметить, что глубоким трагизмом насыщены именно последние любовные стихотворения поэта, написанные на смерть любимой женщины, Е. А. Денисьевой, в честь которой и назван цикл любовной поэзии Тютчева – денисьевский. После гибели возлюбленной, по воспоминаниям близких, Тютчев несколько лет оставался безутешным, а Тургенев, навестивший поэта, говорил о безжизненном голосе поэта; его одежда была «промокшею от падавших на неё слёз».

Еще один шедевр любовной лирики, стихотворение «Я встретил вас, и все былое» посвящено прекрасной Амалии Лерхенфельд, которая в юном возрасте ответила поэту отказом, но на склоне лет посетила старого друга. Любовь здесь уже не представляет источник страданий, теперь это чувство, которое и делает человека живым, не важно, взаимно оно или нет. Поэт просто счастлив лицезреть красоту и наслаждаться прекрасным чувством. Опять же, невозможно не заметить композиционное и смысловое сходство с пушкинским «Я помню чудное мгновение».

Стихотворение «Наш век» традиционно относят к философской лирике, но в нем также сильны мотивы гражданской поэзии:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…

По долгу службы имея возможность наблюдать и сравнивать жизнь в России и за рубежом, а также являясь свидетелем сложного периода существования империи, Тютчев философски анализировал историю, и потому многие философские и гражданские стихотворения близки по пафосу. К этому кругу произведений относится и любимая тема Тютчева — «космос и хаос». Проводя много времени в размышлении о месте и роли хаотического в миропорядке, о балансе дня и ночи, темного и светлого, Тютчев создает такие шедевры как «О чем ты воешь, ветр ночной? » и «Сижу задумчив и один».

Тютчев именовал себя «верным сыном Матери-земли», но это вовсе не отвлеченный образ. Земля в его поэзии отождествлялась с Родиной, и сам поэт признавался, что немецкий пейзаж мог вдохновить его только в том случае, если в ландшафте что-то напоминало родные просторы. Пейзажная лирика Тютчева музыкальна и образна, она наполнена точными и нетипичными эпитетами и сравнениями, чувственными деталями, что позволяет взглянуть на, казалось бы, давно воспетые пейзажи с совершенно другой стороны. «Летний вечер», «Утро в горах», «Снежные горы», «Весенняя гроза», «Море и утес», «Не то, что мните вы, природа» при всем торжестве образной и красочной поэзии являют собой глубокие философские размышления о первоначальности, бесконечности и цикличности мира:

Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества…

Образ лирического героя

Лирический герой Тютчева в основном отражает личность самого поэта, и это наиболее показательно в его любовных стихотворениях. Детали, аллюзии, намеки, скрытые в них, взяты из самой жизни поэта, его интимных переживаний и чувств. Так же, как сам автор, глубоко и трагически переживает эмоциональные потрясения его лирический герой. Он часто страдает от рока, ощущения предопределенности бытия, сверхразумной задачей мира, в котором человек – не просто деталь.

Читать еще:  Рэп как поэзия современности

Его герой – мыслитель даже в любви. Он постоянно подвергает анализу даже чувства. Его страсть – это ограненный драгоценный камень, лишенный природного буйства, зато нашедший в огранке законченность.

Идеи Тютчева

Поэзия Тютчева пронизана космическими идеями и философскими теориями. В основе его философской лирики лежит попытка осмысления законов Вселенной, двусоставности мира, определением человеческой сущности как идеального микрокосмоса и так далее. Позже идеи Тютчева войдут в основу русского космизма.

Также он был первооткрывателем в сфере межличностных отношений людей. Пока другие поэты призывали читателей раскрыть свою душу, обнажить чувства и мысли, Тютчев был сторонником молчаливой сдержанности, духовного уединения человека. Только так можно остаться честным в отношении самого себя и не опошлить то, что люди называют внутренним миром.

Поэтический стиль

Во многом эти глубокие философские идеи предопределили и поэтический стиль Тютчева. Как мы выяснили ранее, композиционная особенность произведений Тютчева – это фрагментарность, сжатость, афористичность, наличие повторяющихся образов-дублетов.

Ю. Н. Тынянов утверждал, что творчество поэта являет собой переразложение жанров ораторского искусства и романтических фрагментов, таким образом, представляя собой уникальный сплав художественных средств. Наиболее частыми из них стали развернутые эпитеты и сравнения, метафоры, глубокая образность.

Своеобразные «маленькие оды» Тютчева стали переходным звеном между пушкинской и некрасовской эпохами, благодаря незаурядной личности и таланту поэта ставшие образцом удивительного лирического многообразия и поэтической философии.

Особенности Тютчева!

u00a0 u00a0 u00a0u0422u044eu0442u0447u0435u0432 u043eu0431u044au0435u0434u0438u043du0438u043b u0432 u0441u0432u043eu0451u043c u0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u0442u0432u0435 u0442u0440u0438 u043du0430u043fu0440u0430u0432u043bu0435u043du0438u044f u0440u0443u0441u0441u043au043eu0439 u043fu043eu044du0437u0438u0438: u0440u043eu043cu0430u043du0442u0438u0437u043c, u043au043bu0430u0441u0441u0438u0446u0438u0437u043c u0438 u0441u0438u043cu0432u043eu043bu0438u0437u043c. u0415u0433u043e u043fu043eu044du0437u0438u044fu00a0 u043cu0430u043bu043e u0431u044bu043bu0430 u0438u0437u0432u0435u0441u0442u043du0430 u0441u043eu0432u0440u0435u043cu0435u043du043du0438u043au0430u043c. u041fu0435u0440u0432u043eu0435 u0441u043eu0431u0440u0430u043du0438u0435u00a0u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0439 u0422u044eu0442u0447u0435u0432u0430 u043du0430u043fu0435u0447u0430u0442u0430u043b u041fu0443u0448u043au0438u043d u0432 u0436u0443u0440u043du0430u043bu0435 «u0421u043eu0432u0440u0435u043cu0435u043du043du0438u043a», u0442u0449u0430u0442u0435u043bu044cu043du043e u0438u0445 u043eu0442u043eu0431u0440u0430u0432.u00a0
u00a0 u00a0u00a0u0412u0441u044e u043bu0438u0440u0438u043au0443 u0424u0451u0434u043eu0440u0430 u0422u044eu0442u0447u0435u0432u0430 u043cu043eu0436u043du043e u0440u0430u0437u0434u0435u043bu0438u0442u044c u043du0430 u0444u0438u043bu043eu0441u043eu0444u0441u043au0443u044e,u00a0u043fu0435u0439u0437u0430u0436u043du0443u044e u0438 u043bu044eu0431u043eu0432u043du0443u044e . u0412 u0444u0438u043bu043eu0441u043eu0444u0441u043au043eu0439 u043bu0438u0440u0438u043au0435 u043du0430u043cu0435u0447u0435u043d u043fu0443u0442u044c u043fu0440u0435u043eu0434u043eu043bu0435u043du0438u044f u0441u0442u0440u0430u0445u0430 u043fu043eu0442u0435u0440u044fu0442u044c u0441u0432u043eu0451 «u042f». u0422u0432u043eu0440u0447u0435u0441u0442u0432u043e u043du0430u0441u044bu0449u0435u043du043e u0433u043bu0443u0431u043eu043au0438u043cu0438 u0440u0430u0437u0434u0443u043cu044cu044fu043cu0438 u043e u0432u043eu043fu0440u043eu0441u0430u0445 u0431u044bu0442u0438u044f, u043e u0442u043eu043c, u043au0430u043au043eu0435 u043cu0435u0441u0442u043e u0437u0430u043du0438u043cu0430u0435u0442 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a u0432 u044du0442u043eu043c u043cu0438u0440u0435, u0432 u0447u0451u043c u0435u0433u043e u043fu0440u0435u0434u043du0430u0437u043du0430u0447u0435u043du0438u0435. u0412 u043fu043eu0438u0441u043au0430u0445 u043eu0442u0432u0435u0442u043eu0432 u0422u044eu0442u0447u0435u0432 u0441u043eu0437u0434u0430u043b u0441u0432u043eu044e u043au043eu043du0446u0435u043fu0446u0438u044e u043cu0438u0440u043eu0437u0434u0430u043du0438u044f, u0432 u043au043eu0442u043eu0440u043eu043c u0434u0435u0439u0441u0442u0432u0443u044eu0442 u041eu043au0435u0430u043d, u0421u043eu043bu043du0446u0435, u041cu0430u0442u044c-u0417u0435u043cu043bu044f, u0421u043cu0435u0440u0442u044c, u0421u043eu043d, u0417u0430u0440u044f, u0414u0435u043du044c, u041du043eu0447u044c, u0425u0430u043eu0441, u041au043eu0441u043cu043eu0441.
u00a0 u00a0 u00a0u041eu0431u0440u0430u0437u0435u0446 u0433u0430u0440u043cu043eu043du0438u0447u043du043eu0433u043e u043cu0438u0440u043eu0443u0441u0442u0440u043eu0439u0441u0442u0432u0430, u0443u0442u0432u0435u0440u0436u0434u0430u0435u0442 u0422u044eu0442u0447u0435u0432, — u044du0442u043e u0436u0438u0437u043du044c u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b, u0432u0435u0447u043du043eu0439 u0438 u043du0430u0434u0451u0436u043du043eu0439. u041fu0440u0438u0440u043eu0434u0430 u0432 u0435u0433u043e u043bu0438u0440u0438u043au0435 u043eu0434u0443u0448u0435u0432u043bu0435u043du0430. u0415u0451 u0441u043eu0441u0442u043eu044fu043du0438u0435 u0438 u0441u043eu0441u0442u043eu044fu043du0438u0435 u0447u0443u0432u0441u0442u0432 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430 u0438u0437u043eu0431u0440u0430u0436u0430u044eu0442u0441u044f u043fu0430u0440u0430u043bu043bu0435u043bu044cu043du043e. u041fu0440u0438u0440u043eu0434u0430 u0443 u043fu043eu044du0442u0430 u0432 u0441u043eu0441u0442u043eu044fu043du0438u0438 u0432u0435u0447u043du043eu0439 u0431u043eu0440u044cu0431u044b, u043au043eu0442u043eu0440u0430u044f u043fu0435u0440u0435u0434u0430u043du0430 u043au043eu043du0442u0440u0430u0441u0442u043du044bu043cu0438 u043eu0431u0440u0430u0437u0430u043cu0438 u0414u043du044f u0438 u041du043eu0447u0438.u00a0 u0412u0435u043bu0438u0447u0438u0435, u0432u0435u043bu0438u043au043eu043bu0435u043fu0438u0435 u043eu0442u043au0440u044bu0432u0430u0435u0442 u043fu043eu044du0442 u0432 u043eu043au0440u0443u0436u0430u044eu0449u0435u043c u043cu0438u0440u0435, u043cu0438u0440u0435 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b. u041eu043du0430 u043eu043bu0438u0446u0435u0442u0432u043eu0440u044fu0435u0442u00a0 «u0436u0438u0432u0443u044e u0436u0438u0437u043du044c, u043fu043e u043au043eu0442u043eu0440u043eu0439 u0442u043eu0441u043au0443u0435u0442nu0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a»:
u041du0435 u0442u043e, u0447u0442u043e u043cu043du0438u0442u0435 u0432u044b, u043fu0440u0438u0440u043eu0434u0430,
u041du0435 u0441u043bu0435u043fu043eu043a, u043du0435 u0431u0435u0437u0434u0443u0448u043du044bu0439nu043bu0438u043a,
u0412 u043du0435u0439 u0435u0441u0442u044c u0434u0443u0448u0430, u0432 u043du0435u0439 u0435u0441u0442u044c u0441u0432u043eu0431u043eu0434u0430,
u0412 u043du0435u0439 u0435u0441u0442u044c u043bu044eu0431u043eu0432u044c, u0432 u043du0435u0439 u0435u0441u0442u044cnu044fu0437u044bu043au2026u00a0
u00a0 u00a0 u00a0 u041fu0440u0438u0440u043eu0434u0430 u0432 u043bu0438u0440u0438u043au0435 u0422u044eu0442u0447u0435u0432u0430 u0438u043cu0435u0435u0442 u0434u0432u0430 u043bu0438u043au0430 — u0445u0430u043eu0442u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0438nu0433u0430u0440u043cu043eu043du0438u0447u0435u0441u043au0438u0439, u0438 u043eu0442 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430 u0437u0430u0432u0438u0441u0438u0442, u0441u043fu043eu0441u043eu0431u0435u043d u043bu0438 u043eu043d u0443u0441u043bu044bu0448u0430u0442u044c, u0443u0432u0438u0434u0435u0442u044c u0438 u043fu043eu043du044fu0442u044cnu044du0442u043eu0442 u043cu0438u0440. u0421u0442u0440u0435u043cu044fu0441u044c u043a u0433u0430u0440u043cu043eu043du0438u0438, u0434u0443u0448u0430 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u0447u0435u0441u043au0430u044f u043eu0431u0440u0430u0449u0430u0435u0442u0441u044f u043a u043fu0440u0438u0440u043eu0434u0435u00a0 u043au0430u043a u043a u0441u043fu0430u0441u0435u043du0438u044e, u043au0430u043a u043a u0431u043eu0436u044cu0435u043cu0443 u0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044e, u043fu043eu0442u043eu043cu0443 u0447u0442u043eu00a0u043eu043du0430 u0432u0435u0447u043du0430. u041cu0438u0440 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b u0434u043bu044f u0422u044eu0442u0447u0435u0432u0430 — u0436u0438u0432u043eu0435 u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u043e, u043du0430u0434u0435u043bu0435u043du043du043eu0435 u0434u0443u0448u043eu0439.u00a0
u00a0 u00a0 u00a0 u041bu044eu0431u043eu0432u043du0430u044f u043bu0438u0440u0438u043au0430 u0432u043eu043fu043bu043eu0449u0435u043du0430 u0432 «u0434u0435u043du0438u0441u044cu0435u0432u0441u043au043eu043c» u0446u0438u043au043bu0435 u0438 u044fu0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u044fu0440u043au0438u043c u044fu0432u043bu0435u043du0438u0435u043c u0432 u0440u0443u0441u0441u043au043eu0439 u043fu043eu044du0437u0438u0438. u041bu044eu0431u043eu0432u044c u0432 u043fu043eu044du0437u0438u0438 u0422u044eu0442u0447u0435u0432u0430 — u043eu0434u043du043e u0438u0437 u0441u0430u043cu044bu0445 u0433u043bu0443u0431u043eu043au0438u0445 u043du0430u0441u043bu0430u0436u0434u0435u043du0438u0439u00a0 u0436u0438u0437u043du0438. u0418u043cu0435u043du043du043e u043eu043du0430 u0437u0430u0441u0442u0430u0432u043bu044fu0435u0442 u043fu043eu0447u0443u0432u0441u0442u0432u043eu0432u0430u0442u044c, u0447u0442u043e u0435u0441u0442u044c u043bu0443u0447u0448u0438u0439 u043cu0438u0440, u0434u0443u0445u043eu0432u043du044bu0439:
u041bu044eu0431u043eu0432u044c, u043bu044eu0431u043eu0432u044c — u0433u043bu0430u0441u0438u0442 u043fu0440u0435u0434u0430u043du044cu0435 -u00a0
u0421u043eu044eu0437 u0434u0443u0448u0438 u0441 u0434u0443u0448u043eu0439 u0440u043eu0434u043du043eu0439.
u00a0 u00a0 u00a0u0424u0451u0434u043eu0440u0430 u0418u0432u0430u043du043eu0432u0438u0447u0430 u0422u044eu0442u0447u0435u0432u0430 u043du0430u0437u044bu0432u0430u044eu0442 u043fu043eu044du0442u043eu043c u0433u0435u043du0438u0430u043bu044cu043du043eu0433u043e u0434u0430u0440u043eu0432u0430u043du0438u044f.

Федор Тютчев

краткая биография

Роль и место в литературе

В 19 веке на литературный небосклон взошла еще одна звезда русской поэзии – Федор Иванович Тютчев. Автор оставил потомкам чуть больше четырехсот произведений, однако значимость его наследия измеряется не этим. Творчество Тютчева обогатило литературу новшествами, среди которых было возвращение тонкости и красоты поэтическому слогу, создание новых форм выражения, оригинальные оценки насущных вопросов, свежий взгляд на человека, природу и общество.

Происхождение и ранние годы

Федор Иванович Тютчев, известный поэт и дипломат, принадлежал к известному дворянскому роду. Родился он 5 декабря 1803 года в родовом поместье Овстуг Орловской губернии. Отец его – бывший гвардии поручик Иван Николаевич, мать – Екатерина Львовна имела родственную связь с писателями Толстыми.

Семья Тютчевых в усадьбе Мураново

Семья была образцовой как своими порядками, так и отношением домочадцев друг к другу, и вызывала восхищение окружающих. В семье воспитывалось шестеро детей, но до взрослого возраста дожили только трое, в их числе был Федор.

Тютчев жил в окружении образованных людей. Это позволило ему получить прекрасную домашнюю подготовку. После переезда семьи в Москву наставником его стал поэт Семен Егорович Раич, бывший по возрасту всего на 11 лет старше Федора. Это был просвещенный молодой человек, преподававший Тютчеву древние языки и историю. Благодаря ему, Федор познавал основы стихосложения. Молодые люди быстро сдружились и стали товарищами.

Образование

Когда Тютчеву исполнилось 14 лет, он стал посещать лекции в Московском университете. Меньше чем через год из вольнослушателя он превратился в студента. В 1819 году Федор стал членом Общества любителей российской словесности.

В 1821 году Тютчев окончил университет и приступил к службе в коллегии иностранных дел. Его в качестве дипломата отправляют в Мюнхен. В Германии состоялось его знакомство с Шеллингом и Гейне.

Творчество

Первые стихотворения появились в 1819-1820 годах. При их написании Тютчев пользовался стилистическими приемами поэтов 18 века. После этого периода в творчестве поэта все чаще наблюдается изысканность слога, которая будет сопровождать все его последующие сочинения. Одическая поэзия 18 века сочетается с романтическими традициями европейской литературы.

Тютчев в рабочем кабинете

В Германии Тютчев в основном занимался переводами с немецкого, стихи в этом период пишутся в основном «для души». Не прерывается связь и с бывшим наставником Семеном Раичем, который публикует некоторые стихи в своем журнале. Публика встречает «Летний вечер», «Видение» и другие стихотворения не слишком благосклонно. Для нее они кажутся весьма старомодными. Хотя критики именно эти творения Тютчева назовут впоследствии самыми удачными.

В 1836 году журнал «Современник» опубликовал 16 стихотворений Тютчева под названием «Стихотворения, присланные из Германии». После 1840 года наступает творческое затишье, продлившееся 10 лет.

В 1844 году Тютчев вернулся на родину. В 1848 году он вступает в должность старшего цензора. Всплеск творчества наступает в 1850 году. За последующие 20 лет поэтом был написан «Денисьевский цикл» и большое количество стихотворений с политической окраской.

Стихи Тютчева органично сочетали в себе философские понятия с любовной и пейзажной лирикой. Помимо этого, поэт обращался к темам общественной и политической жизни. Долгое время находясь вдали от России, он писал о ней с особой любовью и трепетным вдохновением.

В описании пейзажей Тютчев прибегает к самым красивым эпитетам. Он искусно передает изменчивость погоды, запахи дождя и листвы. Любовная лирика поэта отражает его переживания и эмоции, сожаления о быстротечном счастье. «Денисьевский цикл» полностью посвящен этому глубокому чувству.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Главные произведения

О творчестве Тютчева хорошо сказал И.С. Тургенев: «он создал речи, которым не суждено умереть». Действительно, судьба пережить автора и остаться в веках, достается только самым гениальным произведениям.

Одна из комнат музея-усадьбы в Овстуге

Все стихотворное творчество Тютчева можно разделить на 4 категории: пейзажная лирика, любовная лирика, стихи о Родине и стихи о вере. Среди лучших стихов о природе наиболее известными считаются «Зима недаром злится…», «Чародейкою зимою…», «Осенний вечер», «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…».

Читать еще:  Что для меня поэзия

Стихи поэта о природе настолько музыкальны, что похожи на песню. Они лишены какого-либо уныния, восхищение и спокойствие, единение с природой – таков мотив пейзажной лирики Тютчева.

Тема любви занимает огромную нишу в творчестве поэта. «Денисьевский цикл» – самый известный сборник любовной лирики. Этот цикл возник как отражение любви немолодого поэта к юной девушке.

Среди других стихотворений на тему любви наиболее известными считаются: «Я помню время золотое…», «В душном воздуха молчанье…», «Весь день она лежала в забытьи…» и другие.

Музей-усадьба Тютчева в Овстуге

22 года, проведенные вдали от России дали поэту ощутить неприязнь Запада к его Родине. Здесь он особенно остро ощутил тягу к родным местам. Эти настроения он передал в стихотворениях о Родине: «Как дочь родную на закланье…», «И дым отечества нам сладок и приятен…», «Умом Россию не понять», «Славянам».

Памятник Тютчеву на территории музея

Поэт считал, что забывая о Боге, человек утрачивает нравственные основы, способность различать добро и зло. Стихи о христианской вере рассказывают о важности той точки опоры, которая должна быть у каждого человека. Самые известные произведения: «Наш век», «Он, умирая, сомневался…», «Святая ночь на небеса взошла» и многие другие.

Последние годы

Последние годы жизни Ф.И. Тютчева были омрачены многочисленными утратами близких ему людей. Потеря любимой женщины, а вскоре матери, брата и дочери подкосили здоровье поэта.

Последние полгода он провел в постели после перенесенного инсульта. Умер поэт в Царском Селе 15 июля 1873 года. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы)Событие
1803Год рождения Ф.И. Тютчева
1810Переезд в Москву. Переводы из Горация
1819Поступление в Московский университет
1822Отъезд в Мюнхен. Переводы Гейне и Шиллера
1844Возвращение в Россию
1848Написание политических статей
1854Выход первого сборника стихов в России
1868Выход второго прижизненного сборника
1873Умер поэт Ф.И. Тютчев

Интересные факты

  • Тютчев был родственником Толстого по материнской линии;
  • в 12 лет перевел оды Горация;
  • к 14 годам владел пятью языками;
  • в 16 лет досрочно стал студентом университета;
  • дружил с Г. Гейне.

Память о поэте

В честь Ф. И. Тютчева назван астероид Tyutchev

Музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг»

Музей А.А. Фета в селе Воробьевка Курской области

Поэзия второй половины XIX века. Лирика Ф.И. Тютчева

Поэзия второй половины XIX века

Большое значение в русской поэзии второй половины XIX века имело творчество Николая Алексеевича Некрасова, главной темой произведений которого стало изображение жизненных тягот трудового народа. Донести силой художественного слова до образованного, живущего в достатке читателя глубину народной нищеты и горя, показать величие простого крестьянина – таков смысл поэзии Некрасова. Свою поэтическую деятельность поэт понимал как гражданский долг служения своей стране.

Противоположной по тематике была лирика представителей «чистого искусства». Определение «чистое искусство» сложилось в русской критике как отрицательное в 40–50-х годах, когда ярко заявляет о себе поэтическое творчество А.А. Фета, Ф.И. Тютчева как своеобразная реакция на демократические ориентации, которые шли от Некрасова и Белинского. Оба поэта – Фет и Тютчев – были вне укреплявшегося направления в литературе, закладывали её новую родословную.

Их начинания подхватили А.Н. Майков, Я.П. Полонский, А.К. Толстой. Всю эту группу поэтов и принято называть представителями «чистого искусства».

Сами поэты этой группы ничего оскорбительного для себя в такой аттестации не видели и охотно с ней соглашались, искренне полагая, что поэзия выше скоропреходящих интересов, должна говорить о вечном свободно, без принуждения. У каждого из этих поэтов мы найдем декларации, подобные той, что высказал Аполлон Майков:

О мысль поэта! ты вольна,

Как песня вольной гальционы!

В тебе самой твои законы,

Сама собою ты стройна!

(«Мысль поэта», 1839)

Никакой теории над собой они не признавали, и тот же Майков открыто провозглашал это в стихотворении «Октава»:

Гармонии стиха божественные тайны

Не думай разгадать по книгам мудрецов.

Лирика Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.) – русский поэт, консервативный публицист, дипломат, член-корреспондент Петербургской академии наук с 1857 года.

Темы его стихотворений вечны: смысл бытия человеческого, природа, связь человека с ней, любовь. Эмоциональная окраска большинства тютчевских стихотворений определяется его мятущимся, трагическим мироощущением.

В отношении к природе Тютчев являет читателю две позиции: бытийную, или созерцательную – воспринимающую окружающий мир с помощью органов чувств, и духовную, или мыслящую – стремящуюся за видимым покровом угадать великую тайну природы.

Тютчев-созерцатель создаёт такие лирические шедевры, как «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной. », «Чародейкою Зимою. » и множество подобных, коротких, но прелестных образных пейзажей.

Тютчев-мыслитель видит в природе неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка. Так родились стихи «Волна и дума», «Фонтан», «День и ночь».

Образы в лирических пейзажах Тютчева необычны, они поражают своей новизной: «земля принахмурилась», «радуга изнемогает», «звезды беседуют между собой тихомолком», «день скудеющий».

В стихотворениях Тютчева много изящества, пластики, в них есть, по выражению Добролюбова, и «знойная страстность» и «суровая энергия». Они очень цельны, закончены: при чтении их возникает впечатление, что они созданы мгновенно, единым порывом.

По мнению Ю.Н. Тынянова, небольшие стихотворения Тютчева – это продукт разложения объемных произведений одического жанра, развившегося в русской поэзии XVIII века. Он называет форму Тютчева «фрагментом», который есть сжатая до краткого текста ода. «Благодаря этому композиционные структуры у Тютчева максимально напряжены и выглядят гиперкомпенсацией конструктивных усилий» (Ю.Н. Чумаков). Отсюда же «образный преизбыток», «перенасыщенность компонентов различных порядков», позволяющие проникновенно передавать трагическое ощущение космических противоречий бытия.

Л.В. Пумпянский, исследователь поэзии Тютчева, считает наиболее характерной чертой его поэтики так называемые «дублеты» – повторяющиеся из стихотворения в стихотворение образы, варьирующие схожие темы «с сохранением всех главных отличительных ее особенностей»:

Небесный свод, горящий славой звездной

Таинственно глядит из глубины, –

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

(«Как океан объемлет шар земной…»)

Она, между двойною бездной,

Лелеет твой всезрящий сон –

И полной славой тверди звездной

Ты отовсюду окружен.

Это обусловливает тематическое и мотивное единство лирики Тютчева, составными частями которого выступают как раз тыняновские «фрагменты».

Важной для понимания поэтики Тютчева является его принципиальная дистанцированность от литературного процесса, нежелание видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрежение к результатам собственного творчества.

Периодизация. Литературовед Юрий Лотман считал, что в творчестве Тютчева при всем его внутреннем единстве можно выделить на три периода:

  • 1-й период – начальный, 1810-е – начало 1820-х годов, когда Тютчев создает свои юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии XVIII века;
  • 2-й период: вторая половина 1820-х – 1840-е годы, начиная со стихотворения «Проблеск»: в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики. Это сплав русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма;
  • 3-й период: 1850-е – начало 1870-х годов. Этот период отделен от предыдущего десятилетием 1840-х годов, когда Тютчев почти не пишет стихов. В этот период создаются многочисленные политические стихотворения (например, «Современное»), стихотворения «на случай» и пронзительный «денисьевский цикл».

Любовная лирика

Тютчев создал ряд стихотворений, которые принято объединять в «любовно-трагедийный» цикл, называемый «денисьевским», так как большинство принадлежащих к нему стихотворений посвящено Е.А. Денисьевой. Характерное для них осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели, встречается и в раннем творчестве Тютчева, поэтому правильнее было бы назвать относящиеся к «денисьевскому» циклу стихотворения без привязки к биографии поэта. Сам Тютчев в формировании «цикла» участия не принимал, поэтому зачастую неясно, к кому обращены те или иные стихи – к Е.А. Денисьевой или жене Эрнестине. В тютчеведении не раз подчеркивалось сходство «денисьевского цикла» с жанром лирического дневника (исповедальность) и мотивами романов Достоевского (болезненность чувства).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector