0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем отличается поэзия некрасова от поэзии тютчева и фета

А) лирика А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Н.А.Некрасова

Литература второй половины XIXвека дала не только России, но и миру ряд писателей, чьи произведений пользуются широкой известностью до настоящего времени.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 – 1892) прежде всего вошел в русскую литературу как певец природы. Пейзажная лирика составляет основное богатство его творческого наследия («Летний вечер тих и ясен…», «На стоге сена ночью южной…», «Чудная картина»). Ряд стихотворений Фета посвящен теме любви. Не случайно сам он писал, что «любовь всегда останется зерном и центром, на который навивается всякая поэтическая мысль». К числу фетовских шедевров, посвященных любовной теме, относятся стихотворения «Следить твои шаги, молиться и любить…», «Какое счастие; и ночь и мы одни…», «Старые письма», «Ты страдала, я еще страдаю…», «Люди спят; мой друг, пойдем в теннисный сад…». Фет нередко соединяет свои излюбленные темы – любви и природы – и создает их органическое единствоорчестве Тютчева были не эти отклики на «минуты роковые», а поэтическое осмысление мироустройства, запечатленные в стихах картины природы, размышление о проблемах человеческого бытия, о трагизме любви.

Среди стихотворений Тютчева, посвященных теме природы, наиболее значительными могут считаться «О чем ты воешь, ветр ночной?», «Весенняя гроза», «Не то, что мните вы, природа…». Поэт способен не только любоваться природой, но и живо ощущать ее тайны. Нельзя не увидеть в его стихах перекличку с тем, что некогда поэт слышал из уст философа Ф.В.Шеллинга и читал в его труде «О мировой душе», где говорилось, что признание природы как целого предполагает признание его живого организма. Пантеизм Тютчева просматривается во многих его стихотворениях о природе («Овеян вещею дремотой…», «Зима недаром злится», «Что ты клонишь над водами…»).

Изображение природы у Тютчева не отделено от философских размышлений о ней, так что выделении пейзажной лирики является чисто условным. Подтверждением этому служит миниатюра «Природа – желаний…», «В часы, когда бывает…»). Ряд искренних любовных признаний Тютчев адресовал второй жене – Эрнестине (урожденной баронессе Пфеффель) («Люблю твои лаза, мой друг…», «Не знаю я, коснется ль благодать…», «Все отнял у меня казнящий бог…» и др.). Наиболее значительное количество произведений входит в денисьевский цикл (1850 – 1868). Эти произведения носят автобиографический характер; они отражают перипетии 14-летнего романа поэта и Елены Александровны Денисьевой. Денисьевский цикл отразил этот роман и его драматическое содержание («Не говори: меня он, как и прежде любит…», «О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Весь день она лежала в забытьи…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.»).

Среди поэтов демократического лагеря наиболее значительной фигурой является Н.А. Некрасов (1821 – 1877).

Неповторимое своеобразие творчества Некрасова было емко и весомо определено им самим: «Я лиру посвятил народу своему…». Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: «Важно только одно: любитьь в качестве вольнослушателя (так как был плохо подготовлен). Чтобы обеспечить себя средствами к существованию, он писал для заработка: сказки в стихах, комические куплеты. За годы нужды и скитаний по трущобам столицы Некрасов близко познакомился с жизнью городской бедноты, с жестоким контрастом между положением привилегированных верхов и бесправной и нищей судьбой неимущего, простого человека.

Никто из писателей дворянского круга не находился в такой степени в самой гуще жизни и не знал той неблагодарной литературной поденщины, которой вынужден был заниматься Некрасов. В своих биографических записках он писал: «Уму не постижимо, сколько я работал». Решающим для идейного и творческого самоопределения писателя явилось его знакомство и сближение с Белинским и его кругом, которое относится к 1841-му году. Эта встреча заставила Некрасова пересмотреть свое отношение к литературе, и обратиться к созданию произведений идущих от жизни, показывающих неприглядную картину действительности.

Творческая биография Некратало стихотворение «В дороге» (1845). Это стихотворение, основу которого составляет рассказ ямщика, представляет собой драматическое повествование о народной жизни. Ямщик (крепостной мужик-извозчик) рассказывает о своей печальной судьбе, об истории крепостной Груши, выросшей в барском доме и получившей образование, затем (после смерти помещика) насильственно, не по любви выданной замуж и ставшей – по несчастью – его женой. Своим воспитанием и неспособностью к крестьянской работе «злодейка жена», по словам ямщика, совсем «сокрушила» его.

Это новелла в стихах, в которой показан драматизм будничной, но трагической истории:

«Чай, свалим через месяц в могилу…

А с чего. Видит бог, не томил

Я ее безустанной работой…

Одевал и кормил, без пути не бранил,

Уважал, тоись, вот как, с охотой…

А, слышь, бить – так почти не бивал,

Разве только под пьяную руку…».

Правда, страшной действительности подчеркнута простодушием ямщика, неспособного понять истинную причину жизненной драмы спутницы своей жизни. Читателю становитсябесчеловечность помещичьей среды. В стихотворении «Родина» (1846), написанным под впечатлением детства, прошедшего в отцовской усадьбе, Некрасов запечатлел картину жестокого произвола помещиков: «И вот они опять, знакомые места…». В стихотворении «Псовая охота» (1846) описан дикий произвол помещиков, вытаптывающих крестьянские поля, и показано, как от этого барского развлечения страдают простые люди.

Стихотворения «В дороге», «Пьяница», «Огородник», «Тройка» дали правдивые социально- насыщенные картины современной действительности, наметили основные черты творчества поэта, раскрывшись полностью в произведениях 1850 – 1870-х годов.

Еще одной из тем лирики Некрасова 40 – 50-х годов является изображение острых социальных противоречий капиталистического города, в котором соседствуют роскошь и нищета, власть и бесправие.

Продолжая традиции Пушкина, Некрасов глубоко раскрыл противоречия большого города, показав его бедность и пышность, роскошь и нищету. У поэта «мести и печали» эти контрасты выступают очень;

Он был без сапогов, в дырявом сюртуке;

Лицо являло след недавнего недуга,

Стыда, отчаянья, моленья и испуга….

Выразительно и лаконично написанный портрет передает целую гамму сложных переживаний героя, которые без слов говорят о том, что на воровство его толкнули нищета, голод, болезнь. Затравленный нищий должен будет следовать «в квартал» (полицейский участок), где издевательства над ним будут продолжены. Заключительные строки стихотворения говорят о том, что преступления порождают сами условия жизни. Только те счастливцы, у которых «наследственность есть», могут быть добропорядочными гражданами. Поэт намеренно противопоставляет вору героя (рассказчика), который отправляется «своей дорогой»; голоду вора противопоставляется «званый пир», на который спешит повествователь. Для барина и улица видится «прегрязной», и факт воровства представляется «сценой безобразной».

Городская улица у Некрасова – сцена, на которой разыгрываются человеческие драмы. Автор видит горе людей, чувствующих боль утраты ребенка, ко телу: «… Вчера погорал, а сегодня, изволите видеть, из огня прямо в воду попал». Бедняку и после смерти приходится терпеть унижения и обиды – таков смысл стихотворения.

Трагическая судьба женщины разворачивается в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной» (1847). На ее тяжелую долю выпали бедность, жизнь с нелюбимым мужем. Она пыталась протестовать, бороться за свое счастье. «Не покорилась – ушла ты на волю, Да не на радость сошлась и со мной…» – с горечью повествует лирический герой. Нищета, голод, смерть ребенка заставляют героиню ценой позора купить «гробик ребенку, ужин отцу». Стихотворение проникнуто искренним сочувствием героине, ставшей несчастной жертвой несправедливости и нищеты.

Если к городской бедноте автор испытывает сострадание, то представители господствующих сословий вызывают его гнев и призрение. В «Колыбельной песне» Некрасов пародирует лермонтовское стихотворение, наполняя его сатирическим содержанием. Обращаясь к пока безвредному «пострелу», автор предсказывает ему жизненный путьвенную систему крепостнической России.

В некрасовской поэзии 1850 – 1860-х годов по-новому раскрывается образ простого человека и сама жизнь. Появляются стихотворения «Крестьянские дети», «Похороны», «Дума». Скорбную жанровую зарисовку представляет собой стихотворение «В деревне» (1953), где рассказывается о горе крестьянки, потерявшей единственного сына-кормильца. Особой выразительность отличается стихотворение «Несжатая полоса» (1954), где рисуется образ крестьянина-пахаря, сломленного непосильным трудом. Поэт показывает безысходный трагизм положения крестьян, темные стороны быта и психологии, тем самым, призывая не к сочувствию, а к неизбежной переделке того общественного строя, который способствовал этому гнету.

Глубокой верой в народ, в его творческие силы, в его талантливость является стихотворение «Школьник» (1856 год). Деревенский паренек напоминает поэту судьбу гениального русского самородка Ломоносова. Некрасов верит, что именно из народа придут новые, яркие таланты, которые прославят Россию.ное чувство «в прекрасных мгновениях», Некрасов не обошел вниманием и «прозу», которая «в любви неизбежна» («Мы с тобой бестолковые люди…»). Однако, говоря словами известного некрасоведа Н. Скатова, он «не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал ее прозу».

В «панаевском цикле» можно выделить несколько сквозных мотивов. Это, прежде всего мотив ссоры («Если, мучимый страстью мятежной…», «Мы с тобой бестолковые люди…»); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя…», «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей…»); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно…», «Давно – отвергнутый тобою…»); писем (Сожженные письма») и др.

Читать еще:  Как маяковский рассматривает проблему поэта и поэзии

Следует еще раз подчеркнуть, что новаторство любовной лирики Некрасова состоит не только в новизне содержания («прозы жизни»), но и в том, что для изображения «непоэтических» явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение. Позже эти особенности некрасовской поэтики будут продолжены другим поэтэт» рисует духовный облик двух поэтов. С нескрываемой иронией пишет автор о популярности и славе «незлобивого поэта», которому современники «при жизни памятник готовят»: Любя беспечность и покой,/ Гнушаясь дерзкою сатирой,/ Он прочно властвует толпой/ Со своей миролюбивой лирой.

Но все симпатии Некрасова на стороне того поэта, «чей благородный гений стал обличителем толпы, её страстей и заблуждений». Труден и горек его путь. Его «карающая лира» не вызывает в людях понимания и одобрения: И веря и не веря вновь / Мечте высокого призванья,/ Он проповедует любовь / Враждебным словом отрицанья.

В конце жизненного пути Некрасов пишет стихотворение «Элегия», которое считает самым задушевным и любимым. Поэт полемизирует с теми, кто заявляет, «что тема старая – страдания народа и что поэзия забыть её должна». Обращаясь к молодому поколению России, Некрасов утверждает злободневность и актуальность народной темы, которая неподвластна «изменчивой моде». «Народ освобождён, но счастлив ли народ?» – этот вопрос, содержащиЦветаева: «говорил народом». Подобную же позицию заняли Михаил Ларионович Михайлов (1829 – 1865), Леонид Николаевич Трефолев (1839 – 1905), Иван Саввич Никитин (1824 – 1861). Они обратились к новаторским темам некрасовской поэзии и дали им свои разработки («Дубинушка», «Рекрутчина» Трефолева, «В дороге» Никитина и др.)

Сходство и различие любовной лирики Тютчева и Некрасова

Тема: Лирика Ф.И. Тютчева и Н. А. Некрасова, А.А. Фета.

Сходство и различие любовной лирики Тютчева и Некрасова.

«Поэзия сердца –вечная тема любви»

В середине ХIХ века лирика большинства русских поэтов тяготеет к циклизации.в первой трети ХIХ века, когда на смену идее государственности пришла идея личности. личность заняла главенствующее положение в системе ценностей, а потому она стала не только субъектом, но и объектом творчества.
У Некрасова «проза» и «поэзия» в любви сочетаются. Любовь — земное чувство, поэтому отношения между любящими людьми достаточно сложны. Их духовные и нравственные стремлениястановятся продолжением личной драмы. «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть» — эта мысль проходит через все творчество Н.А.Некрасова.
Рядом с любящим героем появляется образ независимой героини, подчас своенравной и неуступчивой. А потому и духовная близость сменяется ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь. Особенность лирики Некрасова – разрушение лирической замкнутости. Героиня является герою из какого-то таинственного мира, появляясь в стихотворении со всем богатством и сложностью своего внутреннего мира. Жгучие укоры, слезы сменяются нежностью и прощением друг друга. Некрасов умел соединить поэзию и ежедневную прозу.

Тема любви у Некрасова очень широкая. Н.А. Некрасов – человек огромного сердца. Для него истинный поэт и настоящий человек обязан уметь любить. Умеющий любить женщину, не может ни любить своей Родины, своего народа, не может и не должен быть равнодушным к горю и мукам неимущих людей.

Будь гражданин, служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Все обнимающей любви!

Для Некрасова любовь – это возможность единения людей, родство душ и исток всего доброго и чистого. Настоящий поэт должен обладать большим сердцем, вмещающим святую, благородную любовь к людям. Он должен обладать мужественной душой, а также истинной гражданской смелостью. Эта мысль проходит через всё творчество Н.А. Некрасова. Из этого следует, что один из основных принципов осознания и изображения действительности в лирике Некрасова – чувство социальности.

Герои Некрасова –сильные, страстные, противоречивые личности. Несмотря на частые ссоры и размолвки, люди они близкие духовно и хорошо понимающие друг друга.

Абсолютно другие оттенки любвиможно заметить в поэзии Тютчева. Прекрасно показал в своих работах восторженное чувство юноши. Лирического героя любовь наполняет смыслом жизни, он счастлив. Стихотворение Тютчева «Я встретил вас и всё былое» прекрасный пример стихотворения о чистой любви, автор рассматривает тему чувств. Так, например, данное стихотворение описывает чувства, вновь испытываемые счастливым лирическим героем. Тютчев открывает для нас светлое чувство любви с привычного ракурса для всех. Так любовь предстаёт в его стихотворение как что-то искреннее, светлое и нежное. Стихотворение погружает читателя в мир теплоты и гармонии. В произведении преобладает нежная, эмоциональная лексика, которая показывает молодость и чувственность лирического героя. Тютчев хотел изобразить счастливую и светлую жизнь, которая возможна, если ты любишь. Автор передает силу любви, верность в любви герои автор хвалит его чудесные проявления своих чувств. Воспоминания дарят личности вдохновение и надежду, любовь возражает минувшие воспоминания, любовь — это то что наполняет нас жизнью.

Также поэт прекрасно рассказал о роковой страсти в зрелые годы, которая может принести человеку душевные муки или даже погибель. Любовь — это стихийная страсть, дисгармония и роковой поединок. Она сближает героев, они не могут жить друг без друга. Это столкновение личностей, в ходе которого должен погибнуть слабый. Чувство, страсть, личность человека оказываются зависимыми от общества. У Тютчева любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества к любящим: «…Толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело». Чувства сильны и беззаветны, сердца преданы друг другу, однако «союз души с душой» губителен. Если сердца обречены на любовь, значит, они обречены и на поединок друг с другом, это неизбежно:

«О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей ».

Своеобразие любовной лирики Некрасова и Тютчева в том, что любовь изображается как чувство сложное, противоречивое. Не всегда между героями стихотворений царит согласие, взаимопонимание. Часто, очень часто по каким-то причинам между героями возникаю конфликты, идет борьба, идет непрекращающийся поединок.Но разница в том, что поединок этот разный. Многие исследователи творчества Некрасова отмечают, что поединок героев его произведений – это поединок равных. В отличие от Некрасова Тютчев изобразил в своих произведениях поединок героев как «роковой».

Поэзия Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Поэзия Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Подготовительные вопросы к сочинению:

Каковы основные темы лирики Тютчева и Фета?

Почему оба поэта отказывались затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы?

Как отразилась жизненная трагедия обоих поэтов в их любовной лирике?

Каковы основные отличия поэзии Тютчева от лирики Фета?

Какую роль сыграла поэзия «чистых лириков» в истории русской литературы?

Основными темами творчества Тютчева и Фета являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия – то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой.

Расцвет творчества Тютчева и Фета приходится на 40-60-е годы XIX века, когда громогласно отвергалось «чистое искусство» во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на преобразование всего общественного строя России, результатом которого должны были стать равенство, свобода и социальная справедливость.

Всю свою жизнь Фет отстаивал «чистую красоту», которой служит свободное искусство, он был уверен, что никакие социальные преобразования не могут принести в мир свободу и гармонию, ибо они могут существовать только в искусстве. Политическое мировоззрение Тютчева во многом совпадает с фетовским. Поэт видел в революции только стихию разрушения, спасение от кризиса, охватившего Россию, следовало, по мысли Тютчева, искать в единении славян под эгидой русского «всеславянского» царя. Такая «христианская империя», по его убеждению, сможет противостоять революционному и «антихристианскому» Западу. Однако реальные исторические события не отвечали идеалистическим устремлениям поэта. Россия проиграла Крымскую войну, а реформа 1861 года вскрыла острые социальные конфликты. «Судьба России, – писал Тютчев, – уподобляется кораблю, севшему на мель, который никакими усилиями экипажа не может быть сдвинут с места, и лишь одна приливающая волна народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход».

Многие современники Тютчева и Фета, придерживаясь других политических взглядов, отдавали должное таланту поэтов-лириков. Тургенев писал: «О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Даже осуждая Фета за его гражданскую пассивность, равнодушие к общественным нуждам, Чернышевский называл его «даровитейшим из нынешних наших лирических поэтов». Даже Некрасов, декларативно и прямолинейно утверждающий гражданственность лирики, говорит, что «человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет».

Любовная лирика обоих великих поэтов пронизана мощным драматическим, трагедийным звучанием, что связано с обстоятельствами их личной жизни. Каждый из них пережил смерть любимой женщины, оставившую в душе незаживающую рану.

«Денисьевский цикл» Ф. И. Тютчева посвящен любви, пережитой поэтом «на склоне лет» к Елене Александровне Денисьевой. Этот удивительный лирический роман длился 14 лет, закончившись смертью Денисьевой от чахотки в 1864 году. Но в глазах общества это были «беззаконные», постыдные отношения. Поэтому и после смерти любимой женщины Тютчев продолжал винить себя в ее страданиях, в том, что не сумел оградить ее от «суда людского». Стихотворения о последней любви поэта по глубине психологического раскрытия темы не имеют себе равных в русской литературе:

Читать еще:  Поэзия для мене це що

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней.

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, любви вечерней!

Огромная сила воздействия на читателя этих строк коренится в их искренности и безыскусности выражения глубокой, выстраданной мысли о скоротечности огромного, неповторимого счастья, которого уже не вернуть. Любовь в представлении Тютчева – это тайна, высший дар судьбы.

Любовь, любовь – гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И. поединок роковой.

Однако подобная метаморфоза все-таки не способна убить любовь; более того, страдающий человек не желает избавиться от мук любви, ибо она дарит ему полноту и остроту мироощущения. «Денисьевский цикл» Тютчева стал нерукотворным памятником его юной возлюбленной, ровеснице его дочери. Она, подобно Беатриче Данте или Лауре Петрарки, обрела бессмертие. Теперь эти стихи существуют отдельно от трагической истории любви, но вершиной мировой любовной лирики они стали потому, что их питала сама жизнь.

Любовная лирика А. А. Фета также неотделима от его судьбы, его личной драмы, которая объясняет то, что во всех его стихах, то усиливаясь, то слабея, звучит «отчаянная, рыдающая нота». Будучи унтер-офицером Кирасирского полка, Фет познакомился с Марией Лазич, дочерью бедного херсонского помещика. Они полюбили друг друга, но будущий поэт не решился жениться на девушке, так как не имел достаточных средств. Он писал об этом в марте 1849 года близкому другу, А. Борисову: «Это существо стояло бы до последней минуты сознания моего передо мною – как возможность возможного для меня счастия и примирения с гадкой действительностью. Но у нее ничего, и у меня ничего. » Кроме того, женитьба заставила бы Фета поставить крест на всех его планах. В 1851 году Мария погибла: сгорела от неосторожно брошенной спички. Предполагали даже, что это было самоубийство. Во всяком случае, А. Фет до конца своих дней не мог забыть Марию, испытывая горькое чувство вины и раскаяния. Ей посвящены многие стихотворения поэта: «Старые письма» , «Недвижные очи, безумные очи», «Солнца луч промеж лип. «, «Долго снились мне вопли рыданий твоих» и многие другие. Острый накал чувства, мучительная энергия переживания как бы преодолевает смерть. Поэт говорит с возлюбленной как с живой, добиваясь у нее ответа, даже завидуя ее безмолвию и небытию:

Очей тех нет – и мне не страшны гробы,

Завидно мне безмолвие твое,

И, не судя ни тупости, ни злобы,

Скорей, скорей в твое небытие!

В этих стихах, наполненных страстью и отчаянием, звучит отказ поэта примириться с вечной разлукой, со смертью любимой. Здесь даже «небытие» ощущается как нечто позитивное, как неразрывная уже связь с ней. Преодолевая трагедию, Фет превращает ее в драматическую радость, в гармонию, в постоянный источник вдохновения.

Тютчевские «пейзажи в стихах» неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном.

Час тоски невыразимой.

Все во мне, и я во всем.

Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно несет за собою гибель, растворение в изначальном хаосе. Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни.

Фетовское восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости:

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песней соловьиной

Разносятся тревога и любовь.

Весеннее обновление природы порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви.

Беспристрастное время все расставило по своим местам, всему дало объективную и верную оценку. Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии 60-х годов XIX века? Кого всерьез могут занимать злобные выпады и упреки в гражданской пассивности, адресованные великим поэтам? Все это стало лишь предметом изучения истории. А поэзия Тютчева и Фета все так же свежа, удивительна, неповторима. Этих поэтов можно назвать предтечами символизма. Их поэзия волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь приоткрывает перед нами бездонную тайну человеческой души.

Сравнительный анализ стихотворений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева

Сравнительный анализ стихотворений Афанасия Афанасьевича Фета и Федора Ивановича Тютчева помогает узнать схожесть их творчества, а так же отметить отличия. Поскольку данные поэты являлись одними из величайших поэтов 19 века, то команда Литеровед.ру решила провести сравнительный анализ их творческой жизни.

Афанасий Афанасьевич и Федор Иванович родились в один день – 5 декабря, но с разницей в семнадцать лет. Но не только это объединяет двух выдающихся поэтов. Их творчество отличается от творчества поэтов того времени.

Их произведения очень легко читаются и воспринимаются. Они оба воспевают природу, раскрывая всю её красоту и многогранность. Они оба считали природу – единым целым с человеческой жизнью. Они не могли представить существование без природы, её тайн, красоты, вдохновения и умиротворения. Так же в некоторых произведениях затрагиваются вопросы философии и психологии. Оба автора умели заглянуть в самую глубину человеческой души, затронув самые тончайшие её струны.

  1. Лирика Тютчева и Фета
  2. Сходства и различия лирики
  3. Анализ стихотворений А. А. Фета и Ф. И. Тютчева
  4. Осень в поэзии Фета и Тютчева
  5. Любовь в творчестве поэтов

Лирика Тютчева и Фета

Вклад Фета и Тютчева в мир русской литературы огромен. Их лирика была настолько не похожа на лирику их современников, что их творчество очень часто сравнивают и анализируют.

Но в то же время их произведения имеют существенные отличия, неповторимые детали, благодаря которым их невозможно спутать. Стоит немного глубже разобраться в данном вопросе, чтобы впредь не путать произведения двух величайших поэтов.

Сходства и различия лирики

Одним из сходств лирики двух поэтов можно выделить описание внутреннего мира лирического героя. Они оба в мельчайших подробностях описывали глубокие душевные переживания. Так же они оба раскрывают внутренний мир и передают настроение человека. Многие из данных чувств находят свое отражение в окружающей природе. Да и само описание природы у поэтов очень похоже. Они раскрывают её как пейзажную, так и психологическую сторону. Так же ещё одним сходством можно выделить мотив любовной лирики, который проходит через все творчество авторов.

Все дело в том, что оба поэта в свое время пережили огромное горе – они потеряли любимого человека, поэтому все чувства, связанные с этим событием, отразились в их любовной лирике.

Но в творчестве великих поэтов существует и ряд отличий. Если взять лирику Фета, то в ней в большей степени присутствует описание пейзажей, у его же товарища по перу – больше преобладают философские нотки.

Различным является и их отношение к жизни. Если Фет восторгался каждым прожитым моментом, то Тютчев относился к жизни как к бытию.

Что касается природы, то и к ней отношение поэтов различно. В мире Тютчева природа представлена огромным миром, по сравнению с которым человек кажется бессильным. В то же время Фет относится к природе, как к живому существу, которое живет в полной гармонии с человеком.

Если подвести итог, то, несмотря на всю схожесть творчества авторов, нельзя не отметить их огромную разницу. Поэты жили в одно время и поддавались влиянию одного и того же общества, так же они имеют весьма похожую биографию, именно эти фактор и повлияли на схожесть их лирики. Но оба автора являются абсолютно самостоятельными творческими единицами, творчество которых уникально и неповторимо, поскольку каждый из них вложил часть своей собственной души в свои произведения.

Анализ стихотворений А. А. Фета и Ф. И. Тютчева

Русская литература весьма богата на поэтов, которые посвятили свое творчество любви, природе и Родине. Но отдельное место среди всех занимает творчество Афанасия Афанасьевича Фета и Федора Ивановича Тютчева. Хотя их творчество и имеет значительное сходство, но можно выделить ряд колоссальных отличий, благодаря которым этих авторов спутать просто невозможно.

Осень в поэзии Фета и Тютчева

Хорошим примером различия их творчества является описание осени в произведениях. Рассмотрим два стихотворения «Осенний вечер» Тютчева и «Осень» Фета. Не зависимо от похожей темы произведений, авторы совершенно по-разному раскрывают картину данного времени года.

Читать еще:  Что означает выражение золотой век поэзии

В стихотворении «Осенний вечер» Федор Иванович Тютчев показывает осень божественной и величественной. Он представляет осень безумно красивой и трепетной. Он не скрывает своего восхищения, красота осени его вдохновляет, а от окружающего великолепия он испытывает лишь наслаждение.

Но параллельно с этим, автор испытывает грусть, отчаяние, печаль. Благодаря образу осени, он показывает определенный период человеческой жизни, связанный с увяданием, но когда у человека ещё присутствуют силы и возможности. Это как вторая молодость, которая наступает на пороге старости.

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

Если же взять стихотворение Афанасия Фета «Осень», то здесь мы видим осень с другой стороны. Он показывает то, насколько человек связан с природой, в то же время, навевая печаль. Осень у Фета всегда предстает в грустном обличии. Она не способна вдохновить поэта на написание новых произведений, поскольку начинает угнетать и негативно сказываться на душевном состоянии. Но независимо от времени года, Фет описывает жар любви, на который ничто не в силах повлиять.

На этом примере хорошо прослеживается разница в отношении поэтов к данному времени года. Если для Тютчева осень была божеством, то Фета она вгоняла в уныние и тоску.

Беззвучной осени и хладной!

Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Любовь в творчестве поэтов

Оба поэта воспевали истинную красоту в своих произведениях, затрагивая вечные и всегда актуальные для человека вещи. Не зря в их творчестве основными темами становятся философская, пейзажная и любовная лирика. Это и не удивительно. Потому что именно данные темы позволяют полностью раскрыть мир красоты и совершенства.

Любовь стала для обоих авторов главным мотивом в творчестве, она вдохновляет и обогащает душу, именно через неё и происходит связь со всем живым во всем мире.

У Федора Ивановича на протяжении всей его жизни было несколько любимых женщин. Каждую из них он любил очень глубоко и искренне. Хоть они порой и приносили определенные страдания в жизнь поэта, но не стоит забывать, что в то же время они наполняли его жизнь смыслом, вдохновляли его и дарили страсть. Если бы в его жизни не встретились эти прекрасные женщины, до нас бы не дошли столь прекрасные произведения, полные любви, нежности и красоты. В этих произведениях автор полностью раскрывает свою душу, обнажает чувства. В каждом слове он искренен, поскольку пишет эти произведения от всего сердца.

Для Фета же любовь была костром, пламенем, который постоянно горел, и в котором сгорал и он сам. Его произведения, посвященные любви, состоят из его собственных переживаний и воспоминаний. В чувствах он растворялся полностью, отдавая все, что у него есть.

Каждый из поэтов перенес большое количество испытаний, а так же страшных потерь. Их обоих коснулась смерть любимого человека. Если сравнивать произведения этих двух авторов, то в любви Федор Иванович был более счастлив, чем Фет. Ему помогло то, что в его жизни было несколько любимых женщин, поэтому практически всегда любимая находилась рядом с ним.

Афанасий Афанасьевич же лишился своей любимой женщины еще в молодом возрасте, поэтому рядом с ним осталась лишь боль, тоска и воспоминания. Но, несмотря на это, каждый из них смог дотронуться до самых черствых сердец, полностью обнажая свою душу перед читателем.

Чем отличается поэзия некрасова от поэзии тютчева и фета

Каковы особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева и лирика кого из предшествующих и последующих поэтов близка Тютчеву?

Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

Ф. И. Тютчев, 1857

Как называется разновидность лирики, в основе которой изображение картин природы?

Эта разновидность лирики — пейзажная. Дадим определение.

Пейзажная лирика. Природа — одушевленная, мыслящая часть мира, природе свойственна одухотворенность, характерная для человека. Поэт чрезвычайно любит метафоры, которые дополняются эпитетами, что позволяет наделять природу свойствами живого существа.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

Метафора — скрытое сравнение («пустеет воздух»);

эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь). Пример из текста («чистая, теплая»);

звукопись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы.

Можно ли приведенное стихотворение отнести к философской лирике? Обоснуйте свою точку зрения.

Тютчева особенно привлекают переходные моменты жизни природы. В стихотворении «Есть в осени первоначальной…» он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит, как бы хрустальный,

И лучезарны вечера .

Поэт размышляет о том, что всё в мире изменяется: как на смену лету приходит осень, так незаметно пролетает жизнь, быстро меняя одно событие другим. Размышление о смысле бытия, о кратковременности человеческой жизни и является предметом изображения философской лирики. Поэтому стихотворение можно отнести к этому тематическому направлению

В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью.

Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании.

Тютчева особенно привлекают переходные моменты жизни природы. Так, в стихотворении «Есть в осени первоначальной…» он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит, как бы хрустальный,

И лучезарны вечера .

Романтический герой Тютчева обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самое счастливое мгновение для него — ощущение полного духовного слияния с природой.

В стихотворении А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом» предметы внешнего мира и чувства лирического героя, как и у Тютчева, соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании — радости, сча¬стье, любви:

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало…

…Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова…

Последователем Тютчева и Фета был Сергей Есенин. Его стихотворение «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта — природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним:

Сам себе казался я таким же клёном…

Таким образом, в творчестве Тютчева, Фета, Есенина есть общие подходы к изображению природы: природа одухотворена, помогает предать внутреннее состояние лирического героя.

1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстомНазвано произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа22. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументацииПри сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют4При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов)

И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного)

3. Логичность и соблюдение речевых нормОтсутствуют логические, речевые ошибки2Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)

2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector