0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем отличается поэзия от стиха

В чём разница между поэзией и стихами?

Мне часто в молодости приходилось слышать упрёк в адрес своих стихов:»Это не поэзия». Много лет я шла к пониманию, к ответу на вопрос:»А что же такое поэзия?»
Сначала я пришла к тому, что переложить на стихи, зарифмовать, можно практически любой текст: рекламу, разговор на рынке,ругательство и т.п. Но будут ли эти стихи поэзией? Конечно нет. В предыдущей статье мы уже определили, что поэзия — это изящная словесность. Значит присутствие поэзии зависит от слов, вашего языка,стиля написания. Нельзя поэзией назвать стихи, написанные на лагерном жаргоне, или написанные разговорным, нелитературным языком.
Конечно, языком и стилем понятие Поэзии не ограничивается. Поэзия — это передача чувств и мысли через художественные образы. Создание художественных образов — это искусство. Про образы, стили, литературный язык, живопись словом, звукопись- мы ещё поговорим. А пока для понимания разницы я приведу вам такой пример:
автор стихов — это ученик мастера,
поэт — это мастер, это художник.
Следовательно, стихи — это результат работы ученика, подмастерья.
Поэзия — это дело рук Мастера, Художника.
Предлагаю вам поразмышлять на тему различий стихов и поэзии, и как пример, два разных по стилю стихотворения.
***
Скоро на море поедем,
Но в сознании встаёт
Как ночной кошмар, проблема —
Увеличенный живот.
Я пирог снесла к соседу,
Валерьянкой запаслась,
Тыкву сделала к обеду —
И по парку понеслась.
В интернете пишут много,
Что возможно сбросить вес.
Пью два литра — это строго,
И уже пошёл прогресс:
Тут с утра сосед мой Сашка
Загляделся на меня,
И с машиной дал промашку
Въехал задом в тополя.
Мне его, конечно, жалко,
На меня ж разинул рот.
Но зато теперь я знаю-
Можно ехать на курорт.
***
По глади озера тянулся путь к закату,
Купались лошади на этом берегу,
На том в истерике визжала автострада,
Дома высотные толпились рядом,
Бетонную не пряча наготу.

Брели уныло лошади к закату,
Вода касалась ласково копыт,
И нет надежды и пути к возврату,
И здесь проложат скоро автостраду,
Дома взрастят, благоустроят быт.

Но протестует существо поэта!
Цивилизация, быть может, хороша,
Но надо обязательно, чтоб где-то
Купались лошади до самого рассвета
И где-то пела и жила душа.

Новое в блогах

  • Как вывести сюда мое сообщество?

Сообщество «Творческая мастерская «Вдохновение»»

О поэзии и стихосложении

«Великий мастер — тот, кто смотрит своими глазами на то, что все видели, и кто умеет увидеть красоту в привычных, не останавливающих внимания, явлениях.
Огюст Роден.

В середине прошлого века, на страницах журнала «Юность» шла дискуссия о «физиках» и «лириках» в поэзии. Если сказать коротко, то под «физиками» подразумевались поэты, пишущие «умом», но не сердцем. К «лирикам» же относили поэтов, которые на первое место в своих произведениях ставили чувства, переживания, эмоции. Спор между «физиками» и «лириками» не привёл ни к чему — каждый лагерь остался при своём мнении. Стихов в наше время развелось великое множество. Музы как бабочки вьются над каждым мало-мальски грамотным человеком. Счет людей, причисляющих себя к поэтам, идёт на десятки тысяч. Сейчас даже в любой психиатрической лечебнице каждый второй пациент — поэт! При этом средний уровень поэтической квалификации большинства поэтов невысок и, в основном, эту категорию поэтов можно классифицировать как «разнорабочие» от поэзии. В средствах массовой информации публикуется огромное количество текстов, написанных вроде бы по всем правилам, но не представляющих собой никакой поэтической ценности.
Каждый читатель, каждый образованный человек должен чётко различать два понятия — стихосложение и поэзию.
Что такое стихосложение? Это, во-первых, умение подобрать рифму, во-вторых — выбрать ритм и следовать ему на протяжении всего стихотворения, в третьих, — правильным литературным языком выразить свои мысли, чувства, эмоции. Кроме того, в любом стихотворении должен чётко вырисовываться запоминающийся образ, должны присутствовать правильно использованные сравнения и метафоры. Но каждое из вышеперечисленных понятий является только ступенькой, ведущей к блистательному трону Поэзии, частью мозаики большой картины. Стихосложение — это неодушевлённый каркас, это только фотография действительности. Но если в этот каркас вдохнуть душу, он оживает и начинает самостоятельную жизнь как частица большой Поэзии. Ошибкой многих поэтов (даже больших) является то, что, пройдя все ступени стихосложения, они останавливаются на последнем рубеже. Всё у них сделано правильно, всё на месте, соблюдены все законы стихосложения, но последнюю ступеньку — вдохнуть душу в произведение, они преодолеть не могут. Это и есть «физики», о которых говорилось в начале статьи. Они просто фотографируют действительность, но не изображают её как истинные художники, у которых каждый мазок, каждый штрих раскрывает душу и характер изображаемого предмета.
Известный литературовед Шенгели в своём «Трактате о русском стихе» (1921 г.) писал: «Ремеслу стихосложения можно обучить каждого. Умелый стихотворец может быть или не быть поэтом, а неумелый им быть не может. То есть ремесло стихосложения — есть условие, необходимое для всех пишущих, но одного его недостаточно, чтобы быть поэтом».
Иначе говоря, мыслящие и тонко чувствующие натуры, которые пишут плохие стихи, теоретически могут когда-нибудь стать стихотворцами, но поэтами они не станут никогда.
Более двухсот лет назад Никола Буало в своём произведении «Поэтическое искусство» великолепными александрийскими строфами беспощадно высмеивал многочисленных поэтов-выскочек с их скверными стихами:

1. Не станет никогда поэтом стихоплёт.
2. Не внемля голосу тщеславия пустого,
Проверьте ваш талант и трезво и сурово.
.
3. Стихи, где мысли есть, но звуки ухо ранят,
Ни слушать, ни читать у нас никто не станет.
.
4. Когда во Франции из тьмы Парнас возник,
Царил там произвол неудержим и дик,
Цезуру обойдя, стремились слов потоки.
Поэзией звались рифмованные строки.

Не прямое ли это напоминание о том, что следует, всё-таки, стихи («рифмованные строки») и поэзию различать? И ведь всё до наивности просто и давно известно. Только всегда ли мы этим советам следуем?

А вот советы М. Цветаевой начинающему поэту:
— «Стихи — ответственность. Скажется — сбудется. Зная это, некоторых вещей я просто не писала».
— «Ты ещё питаешься внешним миром, тогда как пища поэта — мир внутренний. Твои стихи поверхностны оттого, что в них мир внешний не пропущен сквозь мир внутренний»
— «Твои стихи моложе тебя. Дорасти до самого себя, и перерасти — вот путь поэта.
— «Слова в твоих стихах большей частью заместимы, значит — не те. Твоя стихотворная единица, пока, фраза, а не слово. Тебе хочется сказать много, но ты ещё не дошёл до той грани, когда сказать что-то просто НЕОБХОДИМО».

Стихосложению учатся, а поэтами рождаются, потому далеко не в каждом стихотворении есть то, отчего хочется плакать, смеяться, ликовать или тосковать, то, что называется настоящей поэзией. Стихи настоящего большого поэта отличают следующие основные признаки:

-точный сжатый стих;
— богатейшая звукопись;
— ритм, точно соответствующий содержанию;
— прекрасные аллитерации;
— образность речи.

Замечательно по этому поводу сказал Твардовский — «поэт тот, кого читают люди, обычно не читающие стихов».
Основным достоинством поэзии является то, что она малое делает большим. Как -будто заглянешь в маленькое окошечко – и вдруг раскинутся перед глазами широчайшие дали и сердце дрогнет от волнения.
Не всё, что называется стихами, есть стихи. Однако, подлинные стихи — это всегда поэзия. Их мало и даже у самых известных поэтов можно найти только десяток — другой стихотворений, которые отвечают запросам истинной Поэзии, поэзии с большой буквы. Настоящая поэзия — это всегда открытие; это новый мир и нельзя точно определить и указать рамки этого мира будущему поэту: дескать, твори от сих до сих? А вот признаки дешевой стихотворной поделки указать можно. Это и отсутствие поэтической метафоры, это избитые фразы и давно затёртые слова, это — старческое брюзжание или просто стихи не о чём. Главное, что отличает настоящую поэзию — поэтическая мысль, увы, редко сегодня встречается, несмотря на все авторские амбиции.

Ещё 150 лет назад М. Ю. Лермонтов писал о роли и назначении поэта и поэзии «Настоящий большой поэт не может создавать произведения просто ради самого процесса стихосложения. Он невольно задумывается над тем, в чем смысл и назначение его творчества, о чем он хочет поведать людям».
И ещё:
Великим хочешь быть, – умей сжиматься
Всё мастерство – в самоограниченье.

Михаил Юрьевич всегда стремился сам следовать этому правилу «самоограничения». Очень характерно в этом отношении его стихотворение к А.О. Смирновой.
В первоначальном варианте оно выглядело так:

В простосердечии невежды
Короче знать я вас желал,
Но эти сладкие надежды
Теперь я вовсе потерял.

Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу,
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу.

Стесняем робостию детской,
Нет, не впишу я ничего
В альбоме жизни вашей светской,
Ни даже имя своего.

Моё враньё так неискусно,
Что им тревожить вас грешно.
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.

Лермонтов прекрасно понимал, что стихотворение не до конца доработано, что в нём есть детали, которые следует убрать. После небольшой «чистки» получилось
прекрасное стихотворение:

Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу,
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу.

Что ж делать! Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано.
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.

Юный Лермонтов — поэт-романтик, ощущая свой могучий поэтический дар, возвышающий его над людьми, прежде всего, ценил собственную свободу, презирая мнения насмешливого, блистательного света.

Я сам собою жил доныне
Свободно мчалась песнь моя,
Как птица дикая в пустыне,
Как вдаль по озеру ладья.

Но уже в юности поэта одолевали сомнения: можно ли желать славы и бессмертия, если его народ влачит жалкое, ничтожное существование.

Безумец я! вы правы, правы!
Смешно бессмертье на земли.
Как смел желать я громкой славы,
Когда вы счастливы в пыли?

В этих строчках уже слышится раскаянье поэта в своем гордом высокомерии, в удалении от земной, обыденной жизни. В них говорится о том, что поэт нужен людям, он должен быть с ними и в горе, и в радости. Лермонтов пришел к пониманию того, что литература, поэзия, является могучим средством воздействия на сердца и умы людей. Мир настоящего поэта — мир внутренний. Поэт от Бога чаще всего не знает пути, по которому он будет идти, но он знает цель и это в его жизни главное. Человек, занимающийся поэзией время от времени, по настроению, не может достигнуть вершин творчества и беспредельности, тот, кто хочет провозглашать божественную истину должен отдаться ей всецело, должен принести себя в жертву. Для настоящего поэта поэзия — священнодействие, истинный поэт — служитель стихий, и он должен жить среди этих стихий в полной отрешенности от внешнего мира. Существует различие между творчеством и вдохновением. Чем выше духовные чувства автора при работе со стихом, тем богаче произведение. Можно сесть и написать с потолка или лучше сказать сложить стих по всем правилам и законам. Но существуют мгновения, когда тебя посещает то самое вдохновение, при котором ты пишешь и пишешь, и именно тогда ты получаешь истинное наслаждение и удовольствие. И если, спустя некоторое время, при прочтении данного стиха, ты так же остро переживаешь то, о чём написано — значит, произведение удалось. Вообще, стихотворение в этом плане надо воспринимать, как душевное высказывание автора, как мантру или молитву, которая не только рассказывает какой-либо сюжет, но и передает (это самое главное) энергетику и возбуждает чувства читателя. Чем больше чувств и переживаний вложил автор в своё произведение, тем выше его энергетика и сила воздействия на окружающих. Иногда можно встретить парадоксальные вещи — с точки зрения правил стихосложения вещь написана слабо, но она обладает такой энергетикой, что достигает вершин настоящей поэзии. Ведь наши чувства увеличиваются в разы, если мы делимся ими с окружающими, и окружающие понимают их. Пусть это будет хоровое пение застольной песни или обоюдная любовь.
В далёкие 50-ые годы прошлого века Юз Алешковский написал «Песню о Сталине», которая начиналась словами:

Читать еще:  В чем особенность звучания исторической темы в поэзии блока

Товарищ Сталин, Вы большой учёный —
В языкознанье знаете Вы толк,
А я простой советский заключенный,
И мне товарищ серый брянский волк.

Песня в течение короткого времени разлетелась по всей стране. В чём же заключался секрет огромной популярности этой явно не поэзии? Всё очень просто. Автор уловил настроение советских граждан в эпоху «оттепели» и сумел точно выразить их чувства. В слова песни он вложил огромную энергетическую силу, которая нашла отклик в сердцах миллионов людей.
Или взять, всем известное, «В лесу родилась ёлочка». В стихах нет ни красивых образов, ни великолепных сравнений и метафор. И, тем не менее, 200 миллионов человек знают слова этой немудрёной песенки, поют её. Почему? Да потому что энергетика, вложенная автором в текст этого стихотворения, оказалась близкой миллионам людей, настроение автора вошло в резонанс с настроением миллионов читателей.
О придании поэтического звучания стиху никто не сказал лучше Ахматовой:

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене.
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

Настоящие стихи — это не только высокая энергетика, но и предвидение. Вспомните стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание»:

Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт,
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь. «

«Нет, я не Байрон, я другой
Ещё не ведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране. «

И ведь каждая строчка стихов великого поэта оказалась пророческой.
В своём стихотворении «Евреям» А. Ахматова пишет:

. По всей земле — от края и до края —
Распятие и снятие с креста.
С последним из сынов твоих, Израиль,
Воистину мы погребём Христа.

Стихотворение было написано в 1916 году, когда поэтесса впервые встретилась с Мандельштамом. Ахматова и Мандельштам часто гуляли по Москве и были увлечены друг другом. И не о нём ли Ахматова написала последние две строчки?!
Конечно, нельзя всё понимать буквально. Существует ведь ещё такой вид искусства, как искусство чтения. Осипа Мандельштама, увы, не погребли, а сбросили в яму на «Второй речке» под Владивостоком. И он, крещёный еврей, был не первым и не последним сыном Израиля. Но как она могла знать? Как могла предвидеть?!
Она — не могла. А Поэзия — могла и может, Но при одном условии: если Создатель запечатлел поцелуй на челе Поэта. И станет тогда Поэзия вещать современникам и потомкам о том, что было и будет, и бить в набат людских сердец. Надо только вслушаться в её голос.
Истинная Поэзия, как известно, всё знает и не умеет лгать. Более того, наступает момент, когда она, отделяясь от автора, начинает жить самостоятельно и сливается с вечностью. Поэзия — язык души. Это и крик души, и её исповедь. Некоторые люди всю жизнь тянутся к поэзии, но даже коснуться края её одежд большинству не суждено.
Если говорить образно СТИХОСЛОЖЕНИЕ — РЯБЬ НА ВОДЕ, ПОЭЗИЯ — МОЩНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ТЕЧЕНИЯ, ПРИЛИВЫ, ОТЛИВЫ, ВОДОВОРОТЫ И БУРУНЫ. Стихосложение лишь часть поэтического искусства, одна из ступенек ведущих на Парнас, и если автор хочет стать настоящим поэтом, он должен хорошо изучить его законы и владеть ими мастерски. Форма стихотворения определяется правилами стихосложения, но поэзию в стихи влагает содержание (мысль, лексика, образы и т.д.). Поэзией надо жить и чтобы стать настоящим поэтом нужно всю жизнь учиться. Учиться у мастеров с большой буквы, у великих поэтов. И не тот поэт, который пишет по 3-4 стихотворения в день, (при желании можно зарифмовать и газету), а тот, кто живёт стихами, в ком горит неугасимый огонь, данный ему Богом при рождении.
И ещё есть один момент, на котором хочется остановиться в этой главе. Если даже вы стали профессиональным писателем, пишите тогда, когда вам есть что-то сказать, а не тогда, когда вам нужны деньги, чтобы платить за квартиру или заказать жене новое платье. Не пишите по заказу. Если вы нарушите это правило, то сами не заметите, как пожелтеет и увянет свежий листочек вашего таланта. Писатель, особенно начинающий, если он уважает свой талант, не должен жить литературой. Как угодно добывайте средства к жизни, но не писательством. Работайте, ждите, и, если вы упрямы, придет время и произведения, написанные ранее, начнут работать на вас.

Чем отличается поэзия от стиха

  • Русский

Синонимы.
Но стихи обычно относятся к чему-то конкретному, а поэзия- это собирательное название, как вид литературного творчества.

  • Русский

The difference is the same as a poetry and verses.

  • Русский
  • Финский Практически свободно говорящий

Поэзия — poetry
Стихи — verse
No much difference, really.

  • Русский

Поэт — реально талантливый человек. Стихоплёт — человек, умеющий рифмовать слова, и чаще стихоплёт противопоставляется понятию поэт. Поэтому, поэзия — результат таланта. А стихи могут быть и бесталантными.

  • Русский

Стихоплёт — человек, умеющий рифмовать слова, , поэзия — результат таланта.

  • Русский

The same as between poems and poetry.

  • Английский (британский вариант)

  • Русский

Поэзия — словесное творчество. Значит «поэзия» — слово для обозначения вида творчества.
Стих — поэтически (следует отличать от «поэтично») написанный текст.
Как видишь, значения разные. Т.е. заменяя «стихи» на «поэзия», стирается то, что ты имел ввиду множественное число стихов.

  • Русский
  • Украинский Практически свободно говорящий

Стихотворение или стих — это набор слов или предложений имеющяя смысл, ритм и рифму.Литературная форма
Поезия- это комплекс всех стихов,акро-стихов.Литературное направление,вид творчества

  • Русский

никогда ничто ничему не равно. у людей склонность всё обобщать. это не математика.

  • Show more
  • В чем разница между приметить и замечать ?
  • В чем разница между у города есть какие-то проблемы и у города есть некоторые проблемы ?
  • В чем разница между вот вот и собираться ?
  • В чем разница между иметь и у меня есть ?
  • В чем разница между порой и иногда ?
  • Show more
  • В чем разница между иметь и у меня есть ?
  • В чем разница между некоторый и какой-то ?
  • В чем разница между сварить и потовить ?
  • В чем разница между дело и вещь ?
  • В чем разница между сто и сотня ?
  • Show more
  • В чем разница между spasibo и spasiba ?
  • В чем разница между блять и блядь ?
  • В чем разница между На данный момент и В данный момент ?
  • В чем разница между нравится и нравятся ?
  • В чем разница между заболел и приболел ?
  • How do you know when to use the particles 은/는 and 이/가 in a sentence?
  • Как сказать на Японский? There was much to study

Символ показывает уровень знания интересующего вас языка и вашу подготовку. Выбирая ваш уровень знания языка, вы говорите пользователям как им нужно писать, чтобы вы могли их понять.

Мне трудно понимать даже короткие ответы на данном языке.

Могу задавать простые вопросы и понимаю простые ответы.

Могу формулировать все виды общих вопросов. Понимаю ответы средней длины и сложности.

Понимаю ответы любой длины и сложности.

Решайте свои проблемы проще в приложении!

( 30 698 )

Новое в блогах

  • Как вывести сюда мое сообщество?

Сообщество «Творческая мастерская «Вдохновение»»

О поэзии и стихосложении

«Великий мастер — тот, кто смотрит своими глазами на то, что все видели, и кто умеет увидеть красоту в привычных, не останавливающих внимания, явлениях.
Огюст Роден.

В середине прошлого века, на страницах журнала «Юность» шла дискуссия о «физиках» и «лириках» в поэзии. Если сказать коротко, то под «физиками» подразумевались поэты, пишущие «умом», но не сердцем. К «лирикам» же относили поэтов, которые на первое место в своих произведениях ставили чувства, переживания, эмоции. Спор между «физиками» и «лириками» не привёл ни к чему — каждый лагерь остался при своём мнении. Стихов в наше время развелось великое множество. Музы как бабочки вьются над каждым мало-мальски грамотным человеком. Счет людей, причисляющих себя к поэтам, идёт на десятки тысяч. Сейчас даже в любой психиатрической лечебнице каждый второй пациент — поэт! При этом средний уровень поэтической квалификации большинства поэтов невысок и, в основном, эту категорию поэтов можно классифицировать как «разнорабочие» от поэзии. В средствах массовой информации публикуется огромное количество текстов, написанных вроде бы по всем правилам, но не представляющих собой никакой поэтической ценности.
Каждый читатель, каждый образованный человек должен чётко различать два понятия — стихосложение и поэзию.
Что такое стихосложение? Это, во-первых, умение подобрать рифму, во-вторых — выбрать ритм и следовать ему на протяжении всего стихотворения, в третьих, — правильным литературным языком выразить свои мысли, чувства, эмоции. Кроме того, в любом стихотворении должен чётко вырисовываться запоминающийся образ, должны присутствовать правильно использованные сравнения и метафоры. Но каждое из вышеперечисленных понятий является только ступенькой, ведущей к блистательному трону Поэзии, частью мозаики большой картины. Стихосложение — это неодушевлённый каркас, это только фотография действительности. Но если в этот каркас вдохнуть душу, он оживает и начинает самостоятельную жизнь как частица большой Поэзии. Ошибкой многих поэтов (даже больших) является то, что, пройдя все ступени стихосложения, они останавливаются на последнем рубеже. Всё у них сделано правильно, всё на месте, соблюдены все законы стихосложения, но последнюю ступеньку — вдохнуть душу в произведение, они преодолеть не могут. Это и есть «физики», о которых говорилось в начале статьи. Они просто фотографируют действительность, но не изображают её как истинные художники, у которых каждый мазок, каждый штрих раскрывает душу и характер изображаемого предмета.
Известный литературовед Шенгели в своём «Трактате о русском стихе» (1921 г.) писал: «Ремеслу стихосложения можно обучить каждого. Умелый стихотворец может быть или не быть поэтом, а неумелый им быть не может. То есть ремесло стихосложения — есть условие, необходимое для всех пишущих, но одного его недостаточно, чтобы быть поэтом».
Иначе говоря, мыслящие и тонко чувствующие натуры, которые пишут плохие стихи, теоретически могут когда-нибудь стать стихотворцами, но поэтами они не станут никогда.
Более двухсот лет назад Никола Буало в своём произведении «Поэтическое искусство» великолепными александрийскими строфами беспощадно высмеивал многочисленных поэтов-выскочек с их скверными стихами:

Читать еще:  С чем можно сравнить поэзию

1. Не станет никогда поэтом стихоплёт.
2. Не внемля голосу тщеславия пустого,
Проверьте ваш талант и трезво и сурово.
.
3. Стихи, где мысли есть, но звуки ухо ранят,
Ни слушать, ни читать у нас никто не станет.
.
4. Когда во Франции из тьмы Парнас возник,
Царил там произвол неудержим и дик,
Цезуру обойдя, стремились слов потоки.
Поэзией звались рифмованные строки.

Не прямое ли это напоминание о том, что следует, всё-таки, стихи («рифмованные строки») и поэзию различать? И ведь всё до наивности просто и давно известно. Только всегда ли мы этим советам следуем?

А вот советы М. Цветаевой начинающему поэту:
— «Стихи — ответственность. Скажется — сбудется. Зная это, некоторых вещей я просто не писала».
— «Ты ещё питаешься внешним миром, тогда как пища поэта — мир внутренний. Твои стихи поверхностны оттого, что в них мир внешний не пропущен сквозь мир внутренний»
— «Твои стихи моложе тебя. Дорасти до самого себя, и перерасти — вот путь поэта.
— «Слова в твоих стихах большей частью заместимы, значит — не те. Твоя стихотворная единица, пока, фраза, а не слово. Тебе хочется сказать много, но ты ещё не дошёл до той грани, когда сказать что-то просто НЕОБХОДИМО».

Стихосложению учатся, а поэтами рождаются, потому далеко не в каждом стихотворении есть то, отчего хочется плакать, смеяться, ликовать или тосковать, то, что называется настоящей поэзией. Стихи настоящего большого поэта отличают следующие основные признаки:

-точный сжатый стих;
— богатейшая звукопись;
— ритм, точно соответствующий содержанию;
— прекрасные аллитерации;
— образность речи.

Замечательно по этому поводу сказал Твардовский — «поэт тот, кого читают люди, обычно не читающие стихов».
Основным достоинством поэзии является то, что она малое делает большим. Как -будто заглянешь в маленькое окошечко – и вдруг раскинутся перед глазами широчайшие дали и сердце дрогнет от волнения.
Не всё, что называется стихами, есть стихи. Однако, подлинные стихи — это всегда поэзия. Их мало и даже у самых известных поэтов можно найти только десяток — другой стихотворений, которые отвечают запросам истинной Поэзии, поэзии с большой буквы. Настоящая поэзия — это всегда открытие; это новый мир и нельзя точно определить и указать рамки этого мира будущему поэту: дескать, твори от сих до сих? А вот признаки дешевой стихотворной поделки указать можно. Это и отсутствие поэтической метафоры, это избитые фразы и давно затёртые слова, это — старческое брюзжание или просто стихи не о чём. Главное, что отличает настоящую поэзию — поэтическая мысль, увы, редко сегодня встречается, несмотря на все авторские амбиции.

Ещё 150 лет назад М. Ю. Лермонтов писал о роли и назначении поэта и поэзии «Настоящий большой поэт не может создавать произведения просто ради самого процесса стихосложения. Он невольно задумывается над тем, в чем смысл и назначение его творчества, о чем он хочет поведать людям».
И ещё:
Великим хочешь быть, – умей сжиматься
Всё мастерство – в самоограниченье.

Михаил Юрьевич всегда стремился сам следовать этому правилу «самоограничения». Очень характерно в этом отношении его стихотворение к А.О. Смирновой.
В первоначальном варианте оно выглядело так:

В простосердечии невежды
Короче знать я вас желал,
Но эти сладкие надежды
Теперь я вовсе потерял.

Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу,
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу.

Стесняем робостию детской,
Нет, не впишу я ничего
В альбоме жизни вашей светской,
Ни даже имя своего.

Моё враньё так неискусно,
Что им тревожить вас грешно.
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.

Лермонтов прекрасно понимал, что стихотворение не до конца доработано, что в нём есть детали, которые следует убрать. После небольшой «чистки» получилось
прекрасное стихотворение:

Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу,
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу.

Что ж делать! Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано.
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.

Юный Лермонтов — поэт-романтик, ощущая свой могучий поэтический дар, возвышающий его над людьми, прежде всего, ценил собственную свободу, презирая мнения насмешливого, блистательного света.

Я сам собою жил доныне
Свободно мчалась песнь моя,
Как птица дикая в пустыне,
Как вдаль по озеру ладья.

Но уже в юности поэта одолевали сомнения: можно ли желать славы и бессмертия, если его народ влачит жалкое, ничтожное существование.

Безумец я! вы правы, правы!
Смешно бессмертье на земли.
Как смел желать я громкой славы,
Когда вы счастливы в пыли?

В этих строчках уже слышится раскаянье поэта в своем гордом высокомерии, в удалении от земной, обыденной жизни. В них говорится о том, что поэт нужен людям, он должен быть с ними и в горе, и в радости. Лермонтов пришел к пониманию того, что литература, поэзия, является могучим средством воздействия на сердца и умы людей. Мир настоящего поэта — мир внутренний. Поэт от Бога чаще всего не знает пути, по которому он будет идти, но он знает цель и это в его жизни главное. Человек, занимающийся поэзией время от времени, по настроению, не может достигнуть вершин творчества и беспредельности, тот, кто хочет провозглашать божественную истину должен отдаться ей всецело, должен принести себя в жертву. Для настоящего поэта поэзия — священнодействие, истинный поэт — служитель стихий, и он должен жить среди этих стихий в полной отрешенности от внешнего мира. Существует различие между творчеством и вдохновением. Чем выше духовные чувства автора при работе со стихом, тем богаче произведение. Можно сесть и написать с потолка или лучше сказать сложить стих по всем правилам и законам. Но существуют мгновения, когда тебя посещает то самое вдохновение, при котором ты пишешь и пишешь, и именно тогда ты получаешь истинное наслаждение и удовольствие. И если, спустя некоторое время, при прочтении данного стиха, ты так же остро переживаешь то, о чём написано — значит, произведение удалось. Вообще, стихотворение в этом плане надо воспринимать, как душевное высказывание автора, как мантру или молитву, которая не только рассказывает какой-либо сюжет, но и передает (это самое главное) энергетику и возбуждает чувства читателя. Чем больше чувств и переживаний вложил автор в своё произведение, тем выше его энергетика и сила воздействия на окружающих. Иногда можно встретить парадоксальные вещи — с точки зрения правил стихосложения вещь написана слабо, но она обладает такой энергетикой, что достигает вершин настоящей поэзии. Ведь наши чувства увеличиваются в разы, если мы делимся ими с окружающими, и окружающие понимают их. Пусть это будет хоровое пение застольной песни или обоюдная любовь.
В далёкие 50-ые годы прошлого века Юз Алешковский написал «Песню о Сталине», которая начиналась словами:

Товарищ Сталин, Вы большой учёный —
В языкознанье знаете Вы толк,
А я простой советский заключенный,
И мне товарищ серый брянский волк.

Песня в течение короткого времени разлетелась по всей стране. В чём же заключался секрет огромной популярности этой явно не поэзии? Всё очень просто. Автор уловил настроение советских граждан в эпоху «оттепели» и сумел точно выразить их чувства. В слова песни он вложил огромную энергетическую силу, которая нашла отклик в сердцах миллионов людей.
Или взять, всем известное, «В лесу родилась ёлочка». В стихах нет ни красивых образов, ни великолепных сравнений и метафор. И, тем не менее, 200 миллионов человек знают слова этой немудрёной песенки, поют её. Почему? Да потому что энергетика, вложенная автором в текст этого стихотворения, оказалась близкой миллионам людей, настроение автора вошло в резонанс с настроением миллионов читателей.
О придании поэтического звучания стиху никто не сказал лучше Ахматовой:

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене.
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

Настоящие стихи — это не только высокая энергетика, но и предвидение. Вспомните стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание»:

Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт,
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь. «

«Нет, я не Байрон, я другой
Ещё не ведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране. «

И ведь каждая строчка стихов великого поэта оказалась пророческой.
В своём стихотворении «Евреям» А. Ахматова пишет:

. По всей земле — от края и до края —
Распятие и снятие с креста.
С последним из сынов твоих, Израиль,
Воистину мы погребём Христа.

Стихотворение было написано в 1916 году, когда поэтесса впервые встретилась с Мандельштамом. Ахматова и Мандельштам часто гуляли по Москве и были увлечены друг другом. И не о нём ли Ахматова написала последние две строчки?!
Конечно, нельзя всё понимать буквально. Существует ведь ещё такой вид искусства, как искусство чтения. Осипа Мандельштама, увы, не погребли, а сбросили в яму на «Второй речке» под Владивостоком. И он, крещёный еврей, был не первым и не последним сыном Израиля. Но как она могла знать? Как могла предвидеть?!
Она — не могла. А Поэзия — могла и может, Но при одном условии: если Создатель запечатлел поцелуй на челе Поэта. И станет тогда Поэзия вещать современникам и потомкам о том, что было и будет, и бить в набат людских сердец. Надо только вслушаться в её голос.
Истинная Поэзия, как известно, всё знает и не умеет лгать. Более того, наступает момент, когда она, отделяясь от автора, начинает жить самостоятельно и сливается с вечностью. Поэзия — язык души. Это и крик души, и её исповедь. Некоторые люди всю жизнь тянутся к поэзии, но даже коснуться края её одежд большинству не суждено.
Если говорить образно СТИХОСЛОЖЕНИЕ — РЯБЬ НА ВОДЕ, ПОЭЗИЯ — МОЩНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ТЕЧЕНИЯ, ПРИЛИВЫ, ОТЛИВЫ, ВОДОВОРОТЫ И БУРУНЫ. Стихосложение лишь часть поэтического искусства, одна из ступенек ведущих на Парнас, и если автор хочет стать настоящим поэтом, он должен хорошо изучить его законы и владеть ими мастерски. Форма стихотворения определяется правилами стихосложения, но поэзию в стихи влагает содержание (мысль, лексика, образы и т.д.). Поэзией надо жить и чтобы стать настоящим поэтом нужно всю жизнь учиться. Учиться у мастеров с большой буквы, у великих поэтов. И не тот поэт, который пишет по 3-4 стихотворения в день, (при желании можно зарифмовать и газету), а тот, кто живёт стихами, в ком горит неугасимый огонь, данный ему Богом при рождении.
И ещё есть один момент, на котором хочется остановиться в этой главе. Если даже вы стали профессиональным писателем, пишите тогда, когда вам есть что-то сказать, а не тогда, когда вам нужны деньги, чтобы платить за квартиру или заказать жене новое платье. Не пишите по заказу. Если вы нарушите это правило, то сами не заметите, как пожелтеет и увянет свежий листочек вашего таланта. Писатель, особенно начинающий, если он уважает свой талант, не должен жить литературой. Как угодно добывайте средства к жизни, но не писательством. Работайте, ждите, и, если вы упрямы, придет время и произведения, написанные ранее, начнут работать на вас.

Читать еще:  Как в поэзии н.а. некрасова раскрывается тема страданий народа

От Алкея до Оксимирона: лекция культуролога Алексея Машевского о роли поэзии и ее связи с рэпом и баттлами

На сентябрьском «Открытом университете» поэт и культуролог Алексей Машевский прочел лекцию «От Алкея до Оксимирона: как менялась лирическая поэзия».

Как африканские традиции изменили европейскую поэзию, почему Оксимирон претендует на роль ирландского хранителя языческой мудрости и как тексты его альбома «Горгород» характеризуют общество (не в лучшую сторону)? «Бумага» публикует фрагменты из лекции Машевского.

Чем поэзия отличается от прозы

Поэзия, в отличие от прозы, — это текст, записанный в столбик. Тот же текст, просто по-другому прочитанный. То есть вы дополнительно разбиваете текст, получая строки и голосом их выделяя. Введение семантической паузы, то есть принудительное разбивание текста на отдельные куски, полностью меняют характер передачи информации.

Я приведу исследование Елены Всеволодовны Невзглядовой: именно она разгадала, чем стихи отличаются от прозы. Секрет прост: «Стиховая монотония представляет собой способ уловления и фиксации на письме звука голоса; способ непосредственно выразить эмоцию». Но это говорит не о повышенной эмоциональности стихотворной речи, а о повышенных возможностях в выражении эмоциональных оттенков, так как выражаемая эмоция в стихе связана со звуком речи, а не только со словом.

Итак, после каждой строки я ставлю паузу. Ее называют асемантической, то есть бессмысленной. Но на самом деле она вовсе не бессмысленна. Она исключительна смыслоемка: например, человек делает паузу в определенном месте, и это говорит о том, что он не знает, что скажет дальше, он волнуется.

В стихотворении напрямую не сказано ни слова о том, что чувствует поэт. Но все его эмоции, которые передаются интонацией, вписаны в это стихотворение. Поэтому поэзия может передавать эмоциональное состояние человека, не прибегая к ее описанию.

В прозе нет такой возможности. Здесь вы должны обязательно дать ремарку: «Ай-ай-ай», — сказала Марья Петровна и позеленела. Вам нужны какие-то дополнительные описательные сведения, которые помогают понять, как это говорится и о чем идет речь. А настоящая поэзия основана на том, что вы ничего в этом смысле не описываете. Вы просто-напросто говорите. Чувства и переживания человека рисуют его состояние.

Что такое стихи

1.

Стихи — это не сообщение. И поэтому, когда вас в школе спрашивают: «Что хотел сказать поэт в этом стихотворении?», нужно отвечать: «Глупости, он ничего не хотел сказать!».

Стихи — это говорение. Поэтому ваша задача при прочтении стихов не доставать какой-то изюм информации, как из булочки выковыривать, а сделать свой голос музыкальным инструментом. Потому что перед вами интонационная партитура, по которой, грубо говоря, вы попадаете в ноты. И тогда получится, что не Пушкин говорит: «Я вас любил», а вы в тот момент, когда читаете стихи Пушкина, присваиваете его говорение и как бы говорите от себя. То есть в некотором смысле вы переживаете опыт этого эмоционально-смыслового состояния.

2.

Стихи — это универсальный способ не описания, а прямой передачи через интонацию эмоционального состояния.

3.

Стихи — это антиномичный, так сказать, «объемный» способ выражения мысли. Стихотворения, состоящие из восьми строк, по количеству смысловых связей, которые образуются между словами, превышают количество атомов во Вселенной. То есть стихи — это способ передачи нашего переживания мира со сколь угодно большой степенью точности.

Как развивается поэтическая традиция

В европейской музыкальной культуре процесс развития связан с проникновением других традиций. Это прежде всего африканские традиции. И в живописном искусстве это тоже так — например, живопись Матисса, Пикассо и других.

В музыке на смену мелодике в массовую культуру приходит ритм. То же самое и в поэзии — например, у Маяковского. Эта поэзия очень слабо интонационно окрашена, в основном это ритм. Или поздняя Цветаева — очень яркая с эмоциональной точки зрения поэзия, но в интонационном смысле она достаточно узкая.

То есть мы наблюдаем, как интонационная работа со слова переключается на работу ритмическую. Следовательно, мы обедняем смысловую палитру высказывания. Остается только одна ведущая сильная эмоция — убывание рефлекторных вещей и нарастание голой эмоции.

Как рэп-баттлы связаны с ирландскими хранителями мудрости

Мне кажется, что люди, которые смотрят баттлы, не очень понимают, в какие на самом деле традиционные дела мы можем забраться. Например, в Древней Ирландии существовала целая корпорация филидов, хранителей языческой мудрости и носителей поэтического языка. Сословие делилось на семь рангов: от низших (фохлок) до высшего (оллам).

Филиды связаны с сакральным знанием. Но главное, что им разрешалось заниматься сатирической поэзией: в основном они занимались тем, что пели сатиры друг на друга и на власть предержащих. А поскольку они связаны с магической формулой, то тот, против которого они свою сатиру производили, повреждался в социальных правах, покрывался волдырями и умирал. Но если сатира ложная, то покрыться волдырями и умереть должен был сам поэт. Это очень напоминает современные баттлы. Только волдырями не покрываются.

Дело дошло до того, что к концу V века терпеть такое количество филидов стало просто невозможно. В 575 году собрание ирландских королей приняло решение изгнать всех поэтов из страны. Но в дело вмешался святой Колумб: он уговорил королей оставить филидов в стране. Из них была организована академия, и их энергия была направлена в мирное русло. Когда я слушаю баттлы с участием Оксимирона, мне кажется, что он претендует на статус оллама.

Почему тексты последнего альбома Оксимирона оказываются «пошлыми и ничтожными»

Эти как будто бы живые интонации из песен Оксимирона [вставки телефонных разговоров — прим. «Бумаги»], которые должны нести от сердца главную, правдивую и смыслоемкую информацию, на фоне однообразного ритма выглядят ********* (вульгарными), пошлыми, ничтожными. Проявляется таким образом главная проблема.

Оказывается, по крайней мере, в «Горгороде», что у современного человека живой интонации не осталось. Интонации все подложны, они ничего не выражают. Все вот эти якобы сложные эмоции остались пусты. И тогда на фоне этой подложной человеческой сущности, быть может, единственным правдивым высказыванием является просто барабанный ритм.

Такая честная эмоция — нараспашку, однозначная эмоция, эмоция без рефлексий, без смыслов — единственное, что остается доступно современному человеческому сознанию. И это проблема, и это во многом трагично. Но и интересно.

Вся лекция Алексея Машевского на «Открытом университете»

Стихосложение, лирика, поэзия, или немного базовых понятий.

Не так давно провел опрос и к своему удивлению (ужасу) обнаружил, что на “вопрос что такое поэзия?” подавляющее большинство всех опрашиваемых респондентов начинали нести такую дичь. Между тем это базовое понятие, которое не помешало бы знать. Нет, пожалуй, не знать, а понимать. Иначе как мы поймем почему “Мертвые души” Гоголя это поэма (поэтическое произведение), а многие стихи поэзией не являются, почему верлибр или моностих в руках мастера – это поэзия, а стихи из рекламы поэзией не являются.

Итак, начнем с заблуждений. При опросе выяснилось, что поэзию часто путают с лирикой и стихосложением. И если в современной русской традиционной литературе поэзия, лирика и стихосложение тесно переплетены, то в других странах все может быть совсем наоборот. Так что же объединяет и разделяет три этих понятия? Начнем с азов:

Лирика (возьмем определение из общедоступных источников) — Ли́рика, лири́ческая поэ́зия (от греч. λυρικός — «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») — род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора (ЭСБЕ). По словарю Ожегова лиризм означает чувствительность в переживаниях, настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала; словарь Т. Ф. Ефремовой отмечает характеризующие его эмоциональность, поэтическую взволнованность, задушевность[1]. По словарю Л. П. Крысина лирическая поэзия — это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта[2].

«Лирическая манера повествования» предполагает такой тип построения художественного образа, который основан на эмоциональном переживании. Если в эпосе и драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, в сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе, лирический образ — это образ-переживание. Но переживание общественно-значимое, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей автобиографичности, получает обобщённое выражение, тем самым выходя за рамки его личности. Лирический образ — это эстетически значимое переживание, автобиографическое начало в нём присутствует как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт испытал данное переживание и что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Если нам известно, что лирическое переживание не автобиографично, оно всё равно сохраняет своё художественное значение, поскольку могло быть испытано. Существует традиция рассматривать лирику как сосредоточенность поэта на своей индивидуальной внутренней жизни. Таким образом, лирику трактуют как «исповедальное творчество», как «самовыражение» и «самораскрытие». (с)

Как много и достаточно пространно… Не удивительно, что у подавляющего большинства людей в голове “каша”. Можно ли сузить это понятие, объяснить просто? Попробую.

Итак, если просто — мы имеем три рода литературы:

1. Лирика – в произведении превалирует внутренний мир (автора, рассказчика, лирического героя).
2. Эпос – в произведении превалирует мир внешний (появляются персонажи, события, место и время).
3. Драма – в произведении превалирует конфликт персонажей.

Возникает вопрос, могут ли в произведении переплетаться два или три рода литературы? Конечно могут, но если вчитаться в определения, то в каждом из них мы встретим одно, повторяющееся слово – “превалирует”. Итак, преобладание в произведении того или иного рода литературы обозначает его принадлежность. Какого произведения – спросите Вы? Да абсолютно любого.

Тогда возникает резонный вопрос: “А каким боком здесь поэзия и стихосложение”?

Двигаемся дальше. Общим для каждого рода литературы является то, что оно находится в рамках того или иного произведения, а это значит, что любой род литературы это то, что наполняет произведение в той или иной мере. Между тем существуют и рамки, которые удерживают это наполнение – этакий сосуд, форма… Какие формы существуют, спросите вы? Роман, повесть, рассказ, поэма, баллада, стих. все это жанры. Между тем жанры тесно связанны с литературными традициями тех или иных стран, особенностями языка и т.д. А где тогда поэзия – спросите Вы? А поэзия – это средство художественной выразительности. По сути поэзия – это инструмент, которым мастер изготавливает форму и посредством которого эта форма наполняется содержимым. С другой стороны форма может быть любой, как собственно и содержание. Как мы узнаем поэзия это или нет? Какие первичные признаки поэзии, существуют ли они?
Конечно существуют:

1. Лиричность.
2. Суггестивность.
3. Образность.

Могут ли стихосложение, лирика и поэзия быть самостоятельными, независимыми субстанциями в том или ином произведении? Обязательно ли стихи – это поэзия, обязательна ли лирика в стихотворении и обязательно ли поэзия это стихи? Нет. Поэтические приемы и лирическое наполнение прозаического произведения “Мертвые души” Гоголя делает это произведение поэмой. Неказистый верлибр в руках мастера становится поэзией, а к примеру стих начинающего автора или рекламный стих поэзией назвать нельзя, потому как ни лирического начала, ни суггестивности, ни образности в них нет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: