1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем поэзия отличается от рифма

Нужна ли в стихах рифма? Отвечаем на этот и другие неловкие вопросы о современной поэзии

Центр Вознесенского запустил книжную серию «Центрифуга», в которой выходят книги лучших современных поэтов и поэтесс. По просьбе «Афиши Daily» член редколлегии серии Лев Оборин отвечает на вопросы о современной поэзии, которые вы хотели, но боялись спросить.

Поэт, литературный критик

Что вообще такое современная поэзия и чем она отличается от несовременной?

Проще всего было бы сказать, что это поэзия, создаваемая «здесь и сейчас», но у поэзии во всякий момент есть горизонт взаимодействия с текстами прошлого. Современные авторы соотносят свой опыт с теми, кто писал раньше, ориентируются на них или же отталкиваются.

С терминологией есть небольшая путаница: в англоязычных литературоведении и искусствоведении различаются понятия modern и contemporary, в русском и то и другое — «современный», хотя были небезуспешные попытки внедрить для «более современной» (contemporary) поэзии определение «актуальная».

Многие исследователи и критики сходятся в том, что современная (в значении contemporary) поэзия на русском языке начинается где‑то в 1960-е. С одной стороны, в это время умирают последние гиганты поэзии Серебряного века, русского модернизма — Пастернак, Ахматова; с другой, все яснее делается разрыв между официально печатаемой поэзией и подпольной, как раз сохраняющей в подполье модернистское наследие; с третьей, в это время и даже чуть раньше дебютируют старшие из поэтов, которые работают и сегодня, — например, Евгений Рейн, Александр Кушнер, Владимир Алейников, а с другой стороны, Михаил Еремин. Это авторы старшего поколения, за ним пришло еще несколько — вообще, сейчас в русской поэзии сложилась редкая ситуация, когда печатаются авторы, у которых разрыв во времени дебюта составляет лет шестьдесят.

Соответственно, велик и разброс поэтик, способов письма, поэтических языков — велик настолько, что для одних, скажем так, фракций другие просто не существуют: место их встречи — обзорные статьи и внутрицеховые мемы. Поэзия сегодня активно и очень интересно работает с политической повесткой и интернет-коммуникациями, поп-культурой и философией, цифровыми технологиями и меметикой.

Почему современные поэты часто пишут не в рифму?

Гомер и Катулл тоже писали не в рифму. «Потерянный рай» Мильтона, «Листья травы» Уитмена и «Стихотворения в прозе» Тургенева тоже написаны не в рифму. Рифма — очень эффектный инструмент, успешно применяющийся в поэзии, в частности на европейских языках, уже много веков, но это не какая‑то поэтическая константа.

Представление, что стихи обязательно должны быть в рифму, очень наивно. Восходит оно, думаю, к школьной программе: о разнообразии поэтических техник, не говоря уж о мировом контексте, в школе говорят удручающе мало, а подавляющее большинство изучаемых текстов — того периода, когда регулярный, рифмованный стих был нормативным. Эта инерция закрепилась в официальной советской поэзии, которая за небольшим исключением, связанным с Маяковским и его последователями, отвергала смелые эксперименты со звучанием: скажем, свободный стих Хлебникова оставался периферийным, малоизучаемым.

Естественно, что эта инерция, когда все стихи казались похожими на гладкие кирпичи, вызывала у многих поэтов неприятие. Со свободным стихом, как только он был постулирован, начали ассоциировать и свободу самого высказывания, свободу мысли — и началось это не вчера. Работавшие с верлибром Уолт Уитмен, Стефан Малларме, Гийом Аполлинер, Эзра Паунд, Велимир Хлебников, Пауль Целан, Геннадий Айги — это классика мировой поэзии.

А если в рифму и в столбик — это уже не современная поэзия?

Разумеется, такого разграничения («в столбик — изволь на свалку истории») не существует, это какая‑то драконовская мифология. Множество современных авторов не пренебрегает ни рифмой, ни «столбиком», — ведь «современной» в сущностном смысле поэзию делают не столько выразительные средства, сколько смысл. Постановка новых задач, критическая работа с опытом предшественников, разговор о том, что важно для мира сейчас.

Например, мы издали в «Центрифуге» Василия Бородина, замечательно работающего с рифмой и вообще звуком; рифма играет роль и в «Мегалополисе ОЛОС» Ростислава Амелина — при том что это поэма об антиутопическом технобудущем. Мы надеемся вскорости издать Полину Барскову, которую также никто не упрекнет в неумении работать с техникой регулярного стиха. Среди прекрасных современных авторов, работающих с регулярным стихом, — Сергей Гандлевский, Михаил Айзенберг, Мария Степанова, Владимир Гандельсман, Линор Горалик, Хельга Ольшванг, Юлий Гуголев, Алексей Цветков, Андрей Родионов, Дмитрий Гаричев — всех не перечислишь.

Мне вообще кажется, что выбор дыхания для текста — вещь интуитивная, слабо сообразующаяся с мыслями об актуальной повестке, о каком‑то протоколе. И существует множество способов работы со звуком, помимо рифмы.

А рэп — это современная поэзия?

Я на этот вопрос обычно отвечаю — надо смотреть на бумаге. Работает или не работает без музыкального сопровождения, создается ли свой гул в голове? Рэп связан с массовой культурой — точнее, массовая культура распространяется на рэп, прошедший путь от маргинального, субкультурного явления к общемировому феномену. Это значит, что в нем множество ерунды и эпигонства. И при этом есть вещи выдающиеся.

Каких современных поэтов обязательно нужно знать?

Я кое-кого уже назвал. Думаю, у каждого, кто отвечает на такой вопрос, есть какая‑то своя констелляция имен. Давайте я назову пишущих по-русски авторов, чьи книги на меня произвели большое впечатление в последние годы.

Это те, кто работает с документальным письмом, оживляют и переоформляют устную речь и бездушный язык документа: Лида Юсупова, Мария Малиновская. Это яростная, политическая лирика Галины Рымбу (чья новая книга «Ты — будущее», к нашей радости, вышла в «Центрифуге») и Оксаны Васякиной, это, с другой стороны, тихая, вдумчивая, медленная, интровертная лирика Анны Глазовой (её книгой «Лицевое счисление» открылась наша серия) и Алексея Порвина, «исповедальные» тексты Екатерины Симоновой, мрачные притчи Георгия Генниса. Это Мария Степанова, Линор Горалик и Полина Барскова (такая важная троица), Евгения Риц и Михаил Гронас (вообще один из важнейших поэтов последней четверти века). Это Виталий Пуханов, в чьих стихах пересмешничество всегда идет бок о бок с трагедией; Сергей Завьялов, создающий масштабные и вызывающие массу вопросов историко-этического характера конструкции из советских песен, лозунгов, документов, пропагандистских текстов; Андрей Сен-Сеньков, чья фантазия неистощима; Фаина Гримберг, показывающая, что большая форма по-прежнему жива и продуктивна; Андрей Черкасов, присваивающий и перекраивающий обрывки чужих слов, производящий большое впечатление минимальными средствами; Ирина Машинская, чья книга «Делавер» мне показалась безупречной, ни одного стихотворения не захотелось там не видеть.

Мне всегда интересно, что делают Евгения Суслова, Дмитрий Гаричев, Нина Ставрогина — если вспоминать авторов помоложе. А если, напротив, называть тех, кто постарше, то среди имён необходимых — Сергей Стратановский, Олег Чухонцев, Михаил Ерёмин, Алексей Цветков, Сергей Гандлевский, Михаил Айзенберг, Лев Рубинштейн, Иван Жданов, Ольга Седакова, Владимир Гандельсман. Большинство из них продолжает работать, выпускать новые книги.

И, конечно, нужно назвать и поэтов, которых уже нет в живых, но их тексты по-прежнему образуют тот горизонт, ту сферу соотнесения, о которой я говорил выше. Это Елена Шварц, Аркадий Драгомощенко, Всеволод Некрасов, Д.А.Пригов, Елизавета Мнацаканова, Лев Лосев, Олег Юрьев, Алексей Парщиков, Григорий Дашевский, Наталья Горбаневская, Геннадий Айги…

А где их можно читать?

Тексты всех названных легко найти в интернете. Самый значительный сегодня поэтический журнал — «Воздух», издаваемый Дмитрием Кузьминым; он же создал сайты «Вавилон» и «Новая карта русской литературы», где можно отыскать множество текстов (в частности, «Воздух» там выкладывается). Существует много других достойных изданий, бумажных (чьи электронные версии доступны в «Журнальном зале» и других местах) и электронных: назову, например, сайт «Полутона» — своего рода лабораторию преимущественно молодых авторов; журнал «TextOnly»; сайт «Грёза»; журнал «Флаги»; журнал «Лиterraтура» с сильным поэтическим разделом. Кроме того, читать стихи современных авторов можно в социальных сетях — в телеграме, например, популярен канал «Метажурнал», редакторы которого выбирают и комментируют новые тексты. Существуют и попытки создавать антологии, в которых под одну обложку попадают модные «сетевые» поэты и люди из вышеназванных кругов: так возник проект «Живые поэты».

Ну и, конечно, у поэтов выходят книги. Бумажные. «Арго-Риск», «Новое литературное обозрение», «Новое издательство», «ОГИ», «Порядок слов», Literature Without Borders, «Русский Гулливер», «Кабинетный ученый», «Издательство Ивана Лимбаха», «Воймега», LiveBook, «Цирк „Олимп“ + TV», «Парадигма», «Пушкинский фонд», «Пальмира», MRP, Ailuros, «Свободное марксистское издательство», Tango Whiskyman, издательство нижегородского «Арсенала», Common Place — те издательства и проекты, за чьими поэтическими новинками стоит следить. Надеюсь, «Центрифуга» займет хорошее место в этом ряду.

Можно ли научиться писать современную поэзию?

Может быть, но мне по старой привычке кажется, что тут дело во внимании, совпадениях, а не в каких‑то сознательно ремесленнических, педагогических вещах.

Что можно почитать, чтобы узнать больше о современной поэзии?

Критику, философию, ленту соцсетей, сторонние книги. Критика бывает очень разная — и рецензий сейчас больше, чем обобщающих обзоров, концептуальных манифестов. Это могут быть и обзоры в «Воздухе», рассчитанные на искушенную публику, и сетевые/газетные/журнальные рецензии, рассчитанные на аудиторию более широкую, и образовательные курсы.

Для меня важно, как пишут о поэзии Илья Кукулин, Михаил Айзенберг, Валерий Шубинский, Александр Скидан, Ольга Балла, Игорь Гулин, Данила Давыдов, Дарья Суховей, Александр Житенев, Кирилл Корчагин, Алексей Конаков, Денис Ларионов, Юлия Подлубнова — их эссе и статьи мне самому многое объясняют, я стараюсь их не пропускать. Полезно почитать интервью с современными поэтами — могу порекомендовать те, что делают Линор Горалик и Владимир Коркунов. Но в первую очередь, чтобы больше узнать о современной поэзии, стоит читать ее саму.

Чем отличается поэзия от рифмоплетства?

Поэзия от рифмоплётства отличается наличием смысла. Если расматривать с точки зрения самих корней, то дело сводится к задаче, которую ставит перед собой автор. Задача поэта — выразить рифмованными строками идею, задача рифмоплёта — выстроить рифмованные строки, чем создать впечатление появления стиха. Иными словами, труд поэта можно перевести в прозу, и это останется произведением, труд рифмоплёта при переводе в прозу теряет единственное, что имеет — рифму. И не остаётся ничего.

Для меня Поэзия — это прежде всего мысль, которую автор доносит в виде некоего

образа, и это заключено в изящную форму из ритма и рифмы.

На первом месте разумеется мысль.

Был у нас один препод, он любил ставить студентов втупик своими оригинальными вопросами. Вот приходит и спрашивает, что это такое?

Все недоуменно пожимают плечами. кто-то высказывает предположение — стихи, мол.

-Нет, — парирует препод, — это не стихи, это рифмованная гадость! Здесь нет вдохновения, Здесь нет одухотворенности. Здесь вместо образа некий факт из биологии.

Так что, повторюсь, Поэзия это мысль + образ + форма

А рифмоплетство — это рифмованная гадость

Поэзия — это когда вложена душа и хочется перечитывать, так как чувства в стихотворении находят отклик у тебя. Настоящая поэзия способна вызвать слезы, утешить в трудную минуту, а рифмоплетство — это пустота. От него ни жарко. ни холодно.

Наверное, тем же, чем гаммы отличаются от музыкального произведения. Форма есть, а содержание отсутствует или очень незначительно. Зато помогает тренировать мастерство и на каком-то этапе может быть очень полезно. Главное, не задерживаться на этом этапе слишком долго.

поэзия — это группа «АРИЯ», а рифмоплетство — это «руки вверх»

Поэзия, не зарифмованная проза, поэзия – это состояние души.

Для поэзии рифма вовсе не обязательна, вспомните «песню о буревестнике» или прозу Пушкина насквозь пронизанную поэзией, но не имеющую ни строчки рифмованной.

Что касается рифмоплётства, то это своего рода ловушка, в которую обычно попадают люди наивные, принимающие рифмованные строки за поэзию. Можно ещё сравнить рифмоплётство с игрой в слова, ребус в поисках рифмы и смысла, с тем же буриме.

Хоть я в энтой буриме,

Ну совсем ни бе, ни ме.

Рифмоплетство — когда плетут рифмы просто так, не думая о смысле. Рифмоплетство — это графоманство в стихах. Хотя чтобы плести рифмы тоже умение нужно, это как вязание. Если вяжешь ровно, то хоть что-то да получится, а если совсем не умеешь вязать, то только пряжу испортишь зря.

Поэзия — искусство, рифмоплетство — поделка. Рифмоплетство — это то, что мы видим на поздравительных открытках, разных рекламных слоганах и т. д., коммерция — подарил и забыл, стихи ни о чем, отличаются лишь степенью «корявости», а поэзия запоминается, западает в душу. Она в двух строчках может нести больше смысла, чем целый роман в прозе.

Ну Михалыч ты даёшь!

Так и смысел бы

ето очень хороший вопрос! многие люди не видят в етом разници. но на самом деле рифмоплетство ето больше всего — реп, а поезия ето стихи( слова в риме что висказиваютса с душой. А реп ето лиш безсмислиница против настоящой поезиї!!

Читать еще:  Как футуризм повлиял на поэзию маяковского

Я раньше играл в буриме — это наверное рифмоплетство.

а стихи я писать не сумел, они все на другие похожи были — на чужие.

Так что стихи это когда всё сам, и рифму и красоту и слова, и всё складно выходит. А рифмоплетство это когда рифма есть а души, красоты нет и рифма правильная, а не то.

Судя по воспоминаниям современников (например,Пушкина или Маяковского),рифмоплетами и их часто называли,особенно в начале литературного пути ,с этакой долей презрения и пренебрежения маститые поэты ,чьи имена почти забыты..Поэтому спорно утверждение,что рифмоплет-не поэт..Другое дело-слово «борзописец»в литературе тех лет и до советского времени,тут как раз можно порассуждать о смысле таланта или просто набора слов и рифм.

Мне кажется, что все просто. «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей»- так вот если слово жгет и прожигает людские серца то это и есть поэзия.

Ну что ж, теперь есть нечто типа мерила, которое позволит определить, что ты выпустил в свет на суд народный: мысль + образ + форма.

Но то, что обнародовал, назад не вернёшь, как говорится: » слово не воробей: вылетит-не поймаешь».

Не думаю, что читатели, имеющие дело с БВ, станут проверять соответствие изданных «произведений» вышеуказанной формуле. И всё-таки, мне кажется, что порой рифмы складываются так удачно, что за формой того или иного стиха и содержание забывается. Содержание, конечно присутствует, но оно бывает нелепо, а иногда автор вообще использует непотребные слова, маскируя их латиницей.

отнесён, строён, почтальон, трон, закреплён, ладонь, заговорён, подведён, тритон, марафон, изображён, должон, освобождён, дивизион, он, Серапион, баритон, заключён, загон, легион, перейдён, внесён, окружён, пройдён, принесён, анион, плафон, обретён, учтён, персон, извинён, эон, медальон, небосклон, рождён, уклон, смешон, заведён, тестостерон, звон, батон, эмбрион, самооборон, прекращён, вручён, притон, рулон, включён, объединён, отражён, масон, оборон, повторён, купон, полутон, дракон, освещён, сохранён, крон, обойдён, чемпион, прочтён, поддон, покемон, жаргон, бутон, оценён, похорон, введён, салон, наклон, батальон, огонь, Платон, вдогон, авиасалон, диктофон, микрорайон, рожон, видеомагнитофон, проведён, несён, вирион, нанесён, разгон, сообщён, завершён, миллион, фельетон, рубикон, колонн, барон, жетон, обгон, определён, павильон, мегафон, потрясён, гарнизон, утверждён, поведён, радиотелефон, бетон, побеждён, перезвон, угон, Пинкертон, эстрагон, стадион, гормон, вагон, предупрежден, жён, совершён, распространён, сменён, скорпион, капюшон, ворон, объяснён, пансион, укрепрайон, наркобарон, ощущён, переведён, бастион, сторон, ценён, пелотон, кодон, картон, удовлетворён, фасон, препон, конь, таксон, озон, бульон, одеколон, разведён, времён, кон, клон, привезён, пардон, сифон, помещён, филон, фургон, закидон, видеофон, тон, уточнён, предпочтён, изменён, обращён, Сазон, кальсон, превращён, перрон, икон, пижон, перегон, понесён, самогон, сон, охламон, купидон, Самсон, разрешён, полигон, лимон, патефон, унисон, регион, электрон, вон, эшелон, район, княжон, комбинезон, софрон, баллон, приглашён, пояснён, сведён, поклон, корон, пион, заслон, кордон, заменён, исключён, лексикон, балахон, бережён, пантеон, прогон, печён, осуществлён, произнесён, циклон, домофон, фон, силён, сравнён, пантелеймон, поражён, фронтон, полусон, опцион, тонн, приобретён, балкон, сочтён, обсуждён, фаэтон, произведён, урон, соединён, микрофон, привлечён, оснащён, сезон, аксон, имён, диапазон, запрещён, перенесён, бидон, учён, спасён, склон, стон, Сименон, лон, потрясен, ион, хранён, смартфон, приведён, флакон, ведён, отменён, талон, слон, макарон, разделён, патрон, интерферон, автосалон, аукцион, размещён, персептрон, закон, аккордеон, бостон, лишён, фараон, шаблон, решён, дурён, зон, подтверждён, дон, лосьон, преодолён, канон, кулон, посвящён, магнитофон, шансон, доведён, резон, посещён, везён, харитон, делён, рацион, филимон, эталон, подарён, газон, триллион, тампон, творён, спиридон, компаньон, защищён, синтепон, отведён, фреон, саксофон, мильон, аттракцион, шпион, повезён, парагон, Родион

Слова в рифму к слову «Парк» должны оканчиваться на «-арк» или «-ярк»и иметь ударение на конце. Попробуем подобрать такие:

  1. автопарк — предприятие, на котором ремонтируют автомобили
  2. зоопарк — место, где диких животных содержат с целью изучения, сохранения и демонстрации.
  3. лесопарк — лесной массив в городе.
  4. луна-парк — парк с аттракционами
  5. шарк — звукоподражание от шаркающих ног.
  6. шварк — тоже звукоподражание от шипящего сала на сковородке. Можно использовать и в значении — кусочки прижаренного сала.
  7. кварк — частица протона и нейтрона.
  8. барк — парусное морское судно.
  9. фольварк — помещичья усадьба в Польше.
  10. Можно. наверное, и фамилию подобрать — д`Арк. Жанна д`Арк — национальная героиня Франции.

Я спал с открытыми глазами,

Я говорил с закрытым ртом.

На расстоянии я гладил

Твой стан, обтянутый плащом.

Я следом мчал, стоя на месте,

Кричал, ни слова не сказав.

Прости, что я не знал, как быть мне,

Хотя, на самом деле знал.

Ты так близка и далека так,

Ты так тепла, но вся, как лёд.

Прости, что я не знал, что будет,

Хоть был уверен наперёд.

Когда сижу на Муладхаре,

Всегда приходит мысль одна,

Как бы пробраться к Сахасраре,

Чтоб Кундалини да со дна,

Три с половиной оборота,

Их развернуть и вверх прогнать,

Хотя бы чтоб до Анахаты,

И дуба бы при том не дать.

Или точней даже сандала,

Если с поправкой, а потом,

Сушумна коль не пострадала,

Скажу я всем вам: Хари Ом!

Начнём с ошибочной посылки про решающую роль рифмы. На самом деле рифма не является не то что главным, а вообще обязательным элементом стихотворной формы. Античные Греция и Рим даже приема такого не знали, но это не помешало им оставить нерифмованное стихотворное наследие. В ряде языков рифма невозможна в силу их особенностей, а стихи на них тоже пишут. Современные авторы создают белые стихи, сознательно отвергая ненужное им украшение.

Вывод: набор из вопроса на образы не влияет и по причине необязательности его использования, и при наличии возможности задействовать под образопомещение всю стихотворную строку.

Дополнение к выводу: учите матчасть. В том числе чтобы уверенно отличать рифму от рифмовки.

Поэзия vs Рифмоплетство

Если не все, то большинство из нас хотя бы раз писали «стихи».
Возможно, это было школьное задание, возможно, поздравление близкого человека, а может быть это было признание в любви своей половинке.
Все это замечательно, мило и забавно, при одном условии. Эти произведения искусства лучше оставлять лишь для самих себя и тех, кому они предназначались изначально.
Если «вдруг откуда не возьмись» автор, зачастую, получив пару восторженных отзывов о своем творчестве от (к примеру) мамы с бабушкой, открывает в себе поэтический гений и начинает делиться своим «талантом» со всеми подряд, обычно, ничего хорошего из этого не выходит. Это можно спроецировать на все виды творческой деятельности, но сейчас я хочу заострить внимание именно на поэзии.

Есть один очень сложный, но от этого не менее верный принцип. «Все что ты делаешь в жизни, надо стараться делать профессионально». А для того, чтобы писать стихи профессионально, нужно знать очень много теории и еще больше практиковаться. Десятиминутное перебирание и склеивание рифм это не поэзия, а черти что.

Тем, кто дочитал до этого места, выражаю благодарность и прошу поделиться в комментах вашими любимыми стихами. Профессиональными (желательно)

Дубликаты не найдены

Добрый день, я здесь новичок. У меня такой вопрос: считаются ли рифмоплётством стихи, написанные от лица некоего придуманного героя? У меня вот большинство стихов именно такие, о переживаниях вымышленных персонажей, и людям, которые их читают, кажется, что стихи ни о чём. Потому что якобы в них не видно меня как личность. Ну что поделать, не умею я писать про быт.

Чтобы пояснить, о чем речь, приведу как пример одно из моих стихотворений.

(Для понимания, о чем оно: это песня рыцаря на празднике в честь хозяйки дома).

По дороге шёл я старой

С неразлучною гитарой,

А навстречу мне — девица:

И горда, и белолица.

И с тех пор прекрасной деве

Посвящаю я напевы,

И лицом, и стройным станом

Восхищаться не устану.

Я спешу к прелестной деве,

Как корабль по океану,

Буду петь и буду славить

Имя нежное Дианы.

Не сравнятся розы с нею,

Хоть и все они прекрасны.

Я питать надежду смею,

Что мечтаю не напрасно.

Что однажды вдруг Диана

Станет мне голубкой нежной,

И со мной она из храма

Выйдет в платье белоснежном.

Быть пажом готов для гордой,

Край держать её одежды.

Об одном прошу я твёрдо:

Не лишать меня надежды!

Пишите, мне интересно узнать ваше мнение.

ок, начну я.из разряда «Как НЕ надо«:

Случилось это в январе,

Увидел я тебя в окне.

Твои улыбка и глаза,

Свели меня совсем с ума!

Ах, как сердце заболело,

Душа куда-то улетела.

А тело чувствует огонь,

Расспаленый твоей красой.

Краса меня твоя сгубила,

В раба навеки превратила,

Оковы страшные надела,

И зделала бездушным тело.

Теперь мне плохо без тебя,

Ведь ты судьба моя.

Ведь жизнь мою ты изменила,

И сердце вдребезги разбила.

А ты кричишь: мне пофиг все,

Не буду я твоей судьбой.

З стины картины удалила,

На сообщения забила!

Но я твой раб, я твой слуга!

И жизнь одам я за тебя!

И счастьем вечным одарю,

За верность и любовь твою.

Теперь, ты Таня, знаешь все,

И зделай выбор важный свой,

А я прийму ответ лишь тот,

Который счастье принесет!

(с) орфография и пунктуация сохранены

Из слез, дистиллированных зрачком,
гортань мне омывающих, наружу
не пущенных и там, под мозжечком,
образовавших ледяную лужу,
из ночи, перепачканной трубой,
превосходящей мужеский капризнак,
из крови, столь испорченной тобой,
— и тем верней — я создаю твой призрак,
и мне, как псу, не оторвать глаза
от перекрестка, где многоголосо
остервенело лают тормоза,
когда в толпу сбиваются колеса
троллейбусов, когда на красный свет
бежит твой призрак, страх перед которым
присущ скорее глохнущим моторам,
чем шоферам. И если это бред,
ночной мой бред, тогда — сожми виски.
Но тяжкий бред ночной непрерываем
будильником, грохочущим трамваем,
огромный город рвущим на куски,
как белый лист, где сказано «прощай».
Но уничтожив адрес на конверте,
ты входишь в дом, чьи комнаты лишай
забвения стрижет, и мысль о смерти
приюта ищет в меркнущем уме
на ощупь, как случайный обитатель
чужой квартиры пальцами во тьме
по стенам шарит в страхе выключатель.

Ну, что я могу вам по этому поводу сказать.
Встречала я стихотворения многих современных авторов, и вот какая картина: и слова на своём мести, и вроде чувства, и поучения, и созвучно, и даже красиво, но. пусто.
Та же Вера Полозкова, Ес Соя, лично у меня оставили некую двойственность: вроде и поэзия, но не верю.
А многие их читают, почитают и т.д.

Тут субъективно всё.

из современников очень нравится например Белов Виталий:

Над твоей головой я начну сумасшедшую пляску,
Проползу по лицу, отражусь в твоих детских глазах.
Хочешь, я расскажу, хочешь, я прожужжу тебе сказку
О кровавых победах своих и великих делах?

Я пришел в этот мир на заре человеческой эры.
Я принес с собой грязь, нищету и могильную вонь.
На обломках любви, на обломках надежды и веры
Я построил свой храм и развел в нем чадящий огонь.

Верный спутник воров, попрошаек, бродяг и изгоев,
Я вхожу без преград во дворец и в сырую тюрьму.
Упиваясь войной, я лакаю кровь павших героев,
Я беру города и веду за собою чуму.

Может я для тебя слишком мал и не значу так много,
Только помни, дитя, на меня замахнувшись рукой,
Что я полз по кресту и по телу распятого Бога
И смеялся над тем, как беспомощен он предо мной.

Я иду сквозь века, я меняю дворцы и короны,
Пожираю ваш род, не щадя ни детей, ни старух.
Я иду сквозь века, а за мною идут легионы,
И склоняется мир предо мной — Повелителем Мух.

Звание поэта — самый нелепый чин.
Нужно быть чёртом, чтоб заслужить почёт

режет слух и глаз, а начало понравилось

Мое любимое стихотворение. Автор Эдуард Асадов
Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно!

Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,
Только знать бы, что все не зря,
Что тебе это вправду надо!

Я могу за тобой идти
По чащобам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!

Все пройду, никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что все не зря,
Что потом не предашь в дороге.

Читать еще:  Какая поэзия по мысли пушкина преодолевает

Я могу для тебя отдать
Все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.

Буду счастьем считать, даря
Целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что все не зря,
Что люблю тебя не напрасно!

Чего уж там, бейте тапком:

В углу пылятся старые ботинки
Прошел я в них немало миль.
Сбивал росу прозрачную с травинки
Топтал дороги, поднимая пыль.

На тех дорогах, торных и не очень
Ковал мечту свою, при свете и во тьме.
Встречал в лесу холодные те ночи
В которых звезды не светили мне.

Лишь лунный свет играет на камнях
Горит костер, бросая отблески огня.
Весь мир давно уж отошел ко сну
Лишь я тоскливо вою на Луну.

А утром все зальет тумана муть.
Погаснут угли, пепел вороша
Мы выйдем в новый путь,
Встречать рассвет спеша.

Любимая, солнце моё, восходящая в пеcнях разлуки,
голос бога, идущего в лёгких нарядах созвездий,
вызываю тебя из пространства, забытого светом,
на окружности радуги, рухнувшеё на руки соснам.

Птица – сирин, летящая в синих сполохах сирени,
птица – феникс, говорящая в глиняном тигле гнезда,
опали меня пламенем, ветками вечности вспыхни,
остуди меня перьями, мокрыми от поцелуев.

Подари мне любовь с виноградными гроздьями грусти,
с журавлиным журчанием истоки печали,
подари мне любовь и позволь мне уйти незаметно.

Приютит и меня беспокойная лодка скитаний,
и блеснёт и исчезнет, как сон как летучая рыба,
золотистая россыпь песка над зелёными вспышками моря.

Золотистая россыпь песка над зелёными вспышками моря,
узкий берег, затерянный в бешенном поиске пены,
ты причал моих пальцев, причал моих губ обожжённых,
бухта радости, бухта дугой обнявшая море.

Если день – ты лежишь и беседуешь с небом и морем,
если ночь – ты блестишь голубыми откосами бёдер,
колыбель колыбелей, к тебе возвращаются волны,
катера подползают, форштевнем царапая камни,

на закате медузы, мои прапрабабки, проходят
и лежат, наслаждаясь теплом, от тебя исходящим.
Лидиянка, рабыня стихий, истощающих злобу,

сочленение пламени с пеплом столетнего снега,
я спрошу у тебя: кто придумал твои очертанья,
кто соткал твоё имя из шелеста грозных прибоев?

Кто соткал твоё имя из шелеста грозных прибоев,
из кочующих капель и шёпота горных обвалов,
из мольбы умирающих в жёлтой пустыне бессмыслиц?

Полотняная ткань тёмно — синих проталинах песен,
половецкое поле в потухших потоках полыни,
в этом имени всё: и бамбук и болгарская роза,
ритмы Кубы, тамтамы и кардиограммы торосов.

Перекрёсток огней, кульминация гаснущих звуков,
беспокойный и чахлый, больной белокровием колос,
в этом имени всё: нищета, сумасшествие, слава.

Слава тех, кто входил в лабиринты жестокого слова,
сумасшествие тех, кто запутался в дебрях палитры,
и ещё заскорузлые руки того, кто месил неизвестность,
кто слепил твоё тело из нежного гипса туманов.

Кто слепил твоё тело из нежного гипса туманов?
кто нарушил закон превращений и солнцеворота?
кто посмел превзойти и себя и людей и природу?

Эти плечи и грудь, эта странная линия бёдер,
этот свет, излучаемый тенью, и вечная тень междугорий!
Сам Тутмес, может быть, обласкал сновиденья Атона?
Сам Майоль, может быть, снизошёл до презренного гипса?

Кто бы ни был, и велик, и прекрасен, и жалок,
кто бы ни был, он был величайший преступник и ангел,
потому что нельзя не любить это крепкое зыбкое чудо,
потому что нельзя не погибнуть, влюбившись в безжизненный камень.

Ты безжизненный камень, бессмертный, безжизненный камень.
ты цветок, раскрывающий губы для влажного трепета неба.

Ты цветок, раскрывающий губы для влажного трепета неба,
ты цветок, напоённый сиреневым соком молчанья,
безответность, вознесшая голову над корневищами леса,
беззаботность, цветущая над муравейником муки.

Порождение леса, земли, перегноя и влаги,
порождение стебля, сосущего жёсткие соли,
ты живёшь вне пространства, вне леса, вне времени года.

Эфемера, подёнка, душистая лампочка ночи,
это культивируешь вечность в сосуде мгновения,
это ты превозносишь бутон над землёю и стеблем.

Если я подойду и нащупаю таинство молний,
и порву провода, подводящие острые токи,
что подаришь ты мне – только вздох аромата и только
ускользающий шарик смертельной серебряной ртути.

Ускользающий шарик смертельной серебряной ртути,
одинокая капля поэзии в море метала,
я ловлю тебя сердцем, вьюнками завьюженной крови,
паутиною пальцев, сплетенной под пологом песен.

Пусть убьёт меня блеск бесконечных твоих безразличий,
пусть убьют меня яды тяжёлых твоих испарений,
лучше смерть чем бессмертие желчно – зелёной пустыни,
лучше гром и гроза, чем покойное небо покоя.

Помутившийся разум, мудрец, отрицающий мудрость,
алогизмы банальностей, логика трёх потрясений,
принимаю, поэзия, точность твою и текучесть,

принимаю твою обнищавшую гордость любовниц,
и стучится ко мне голубая невеста – разлука –
чёрный день, порождающий белую ночь озарений.

Чёрный день, порождающий белую ночь озарений,
день бездомных видений, оплаканных арфами ветра,
ты пришёл, и массивные двери тоски отворились,
ты пришёл и бессильное сердце моё онемело.

Деформация времени, длинная дрожь отражений,
окисление золота в залах зелёного зова,
сухожилия криков моих перерезаны ржавым железом,
соловьи поцелуев заброшены в пекло сугробов.

Улетайте, мои лебедята, летите, летите, летите,
длиннокры

Рифмы и рифмовки

Рифма не является обязательным признаком поэзии. Поэтические строки могут быть как рифмованными, так и нерифмованными. Нерифмованная поэзия, соблюдающая правила того или иного стихотворного размера, называется белым стихом.

Шёл трамвай десятый номер
По Бульварному кольцу.
В нём сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
(С.В. Михалков)

Белый стих следует отличать от верлибра (свободного стиха), который не имеет ни рифмы, ни размера и отличается от прозы только наличием членения на стиховые отрезки. Яркий пример верлибра в русской поэзии – стихотворение А.А. Блока «Она пришла с мороза…».

Рифма (от греч. «соразмерность») – это звуковой повтор в заключительных слогах строки. Говоря о рифмах, следует иметь в виду их звучание, произношение, а не написание. В зависимости от того, насколько совпадают звуки в рифмующихся словах, рифмы делятся на точные и неточные.
Точная рифма – рифма, в которой все звуки (гласные и согласные) совпадают (куст – пуст, волн – полн).

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль
И вижу берег очарованный
И очарованную даль
(А. Блок)

Неточная – рифма, в которой не все звуки совпадают.

Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что шёл
Со мною по всем путям.
Меня охранял – как шрам
(М. Цветаева)

По расположению ударения в рифмующихся словах или сочетаниях слов рифмы бывают мужские, женские и дактилические. В мужской рифме ударение падает на последний слог строки.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди…
(К. Симонов)

В женской рифме ударение падает на второй слог с конца строки.

Слова их скупы и случайны,
Но взоры ясны и упрямы,
Им древние открыты тайны,
Как строить каменные храмы.
(Н. Гумилёв)

Однако чаще всего в русской поэзии встречается чередование женских и мужских рифм.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.
(А. Блок)

Намного реже встречается дактилическая рифма (с ударением на третьем слоге с конца строки).

Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые…
Ночи, последним огнём озарённые,
Осени мёртвой цветы запоздалые!
(А. Апухтин)

Ещё реже встречается гипердактилическая рифма (с ударением на четвёртом от конца строки слоге, т.е. следом за ударным слогом следуют три слога безударных):

Холод, тело тайно сковывающий,

Холод, душу очаровывающий…

Корней Чуковский вспоминал, как в 1924 году знаменитый оперный певец Леонид Собинов в споре о сложности дактилических рифм сочинил экспромт о самом себе, использовав и дактилическую и гипердактилическую рифму:

Ждали от Собúнова
Пенья соловьиного,
Услыхали Сóбинова –
Ничего особенного.

Если рифма оканчивается на гласный звук, она называется открытой, а если на согласный – закрытой.

По расположению рифм в строках стихотворения выделяют несколько видов рифмовок :
1. смежная, или парная – рифмуются соседние строки (аабб),

Не дождаться мне, видно, свободы,
А тюремные дни будто годы;
И окно высоко над землёй,
И у двери стоит часовой!
(М. Лермонтов)

2. перекрёстная – рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки (абаб),

Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более – когда в неё плюют
(В.Высоцкий)

3. кольцевая – рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки (абба)

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю
(М. Лермонтов)

Если при смежной рифмовке рифмуется более двух строк, то такие рифмы называются тройными, четверными и многократными.

В огромном городе моём – ночь.
Из дома сонного иду – прочь.
И люди думают: жена, дочь, —
А я запомнила одно: ночь
(М. Цветаева)

Если в стихотворении на всем протяжении употребляется только одна рифма, оно называется монорим (от фр. «одна рифма»).

Когда будете, дети, студентами,
Не ломайте голов над моментами,
Над Гамлетами, Лирами, Кентами,
Над царями и над президентами,
Над морями и континентами,
Не якшайтеся там с оппонентами,
Поступайте хитро с конкурентами.
А как кончите курс эмитентами
И на службу пойдете с патентами –
Не глядите на службе доцентами
И не брезгайте, дети, презентами!
Окружайте себя контрагентами,
Говорите всегда комплиментами,
У начальников будьте клиентами,
Утешайте их жен комплиментами,
Угощайте старух пеперментами –
Воздадут вам за это с процентами:
Обошьют ваш мундир позументами,
Грудь украсят звездами и лентами.
(А. Апухтин)

Чем отличается поэзия от рифмоплетства?

Поэзия от рифмоплётства отличается наличием смысла. Если расматривать с точки зрения самих корней, то дело сводится к задаче, которую ставит перед собой автор. Задача поэта — выразить рифмованными строками идею, задача рифмоплёта — выстроить рифмованные строки, чем создать впечатление появления стиха. Иными словами, труд поэта можно перевести в прозу, и это останется произведением, труд рифмоплёта при переводе в прозу теряет единственное, что имеет — рифму. И не остаётся ничего.

Для меня Поэзия — это прежде всего мысль, которую автор доносит в виде некоего

образа, и это заключено в изящную форму из ритма и рифмы.

На первом месте разумеется мысль.

Был у нас один препод, он любил ставить студентов втупик своими оригинальными вопросами. Вот приходит и спрашивает, что это такое?

Все недоуменно пожимают плечами. кто-то высказывает предположение — стихи, мол.

-Нет, — парирует препод, — это не стихи, это рифмованная гадость! Здесь нет вдохновения, Здесь нет одухотворенности. Здесь вместо образа некий факт из биологии.

Так что, повторюсь, Поэзия это мысль + образ + форма

А рифмоплетство — это рифмованная гадость

Поэзия — это когда вложена душа и хочется перечитывать, так как чувства в стихотворении находят отклик у тебя. Настоящая поэзия способна вызвать слезы, утешить в трудную минуту, а рифмоплетство — это пустота. От него ни жарко. ни холодно.

Наверное, тем же, чем гаммы отличаются от музыкального произведения. Форма есть, а содержание отсутствует или очень незначительно. Зато помогает тренировать мастерство и на каком-то этапе может быть очень полезно. Главное, не задерживаться на этом этапе слишком долго.

поэзия — это группа «АРИЯ», а рифмоплетство — это «руки вверх»

Поэзия, не зарифмованная проза, поэзия – это состояние души.

Для поэзии рифма вовсе не обязательна, вспомните «песню о буревестнике» или прозу Пушкина насквозь пронизанную поэзией, но не имеющую ни строчки рифмованной.

Что касается рифмоплётства, то это своего рода ловушка, в которую обычно попадают люди наивные, принимающие рифмованные строки за поэзию. Можно ещё сравнить рифмоплётство с игрой в слова, ребус в поисках рифмы и смысла, с тем же буриме.

Хоть я в энтой буриме,

Ну совсем ни бе, ни ме.

Рифмоплетство — когда плетут рифмы просто так, не думая о смысле. Рифмоплетство — это графоманство в стихах. Хотя чтобы плести рифмы тоже умение нужно, это как вязание. Если вяжешь ровно, то хоть что-то да получится, а если совсем не умеешь вязать, то только пряжу испортишь зря.

Поэзия — искусство, рифмоплетство — поделка. Рифмоплетство — это то, что мы видим на поздравительных открытках, разных рекламных слоганах и т. д., коммерция — подарил и забыл, стихи ни о чем, отличаются лишь степенью «корявости», а поэзия запоминается, западает в душу. Она в двух строчках может нести больше смысла, чем целый роман в прозе.

Читать еще:  Чем отличается греческая поэзия от римской

Ну Михалыч ты даёшь!

Так и смысел бы

ето очень хороший вопрос! многие люди не видят в етом разници. но на самом деле рифмоплетство ето больше всего — реп, а поезия ето стихи( слова в риме что висказиваютса с душой. А реп ето лиш безсмислиница против настоящой поезиї!!

Я раньше играл в буриме — это наверное рифмоплетство.

а стихи я писать не сумел, они все на другие похожи были — на чужие.

Так что стихи это когда всё сам, и рифму и красоту и слова, и всё складно выходит. А рифмоплетство это когда рифма есть а души, красоты нет и рифма правильная, а не то.

Судя по воспоминаниям современников (например,Пушкина или Маяковского),рифмоплетами и их часто называли,особенно в начале литературного пути ,с этакой долей презрения и пренебрежения маститые поэты ,чьи имена почти забыты..Поэтому спорно утверждение,что рифмоплет-не поэт..Другое дело-слово «борзописец»в литературе тех лет и до советского времени,тут как раз можно порассуждать о смысле таланта или просто набора слов и рифм.

Мне кажется, что все просто. «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей»- так вот если слово жгет и прожигает людские серца то это и есть поэзия.

Ну что ж, теперь есть нечто типа мерила, которое позволит определить, что ты выпустил в свет на суд народный: мысль + образ + форма.

Но то, что обнародовал, назад не вернёшь, как говорится: » слово не воробей: вылетит-не поймаешь».

Не думаю, что читатели, имеющие дело с БВ, станут проверять соответствие изданных «произведений» вышеуказанной формуле. И всё-таки, мне кажется, что порой рифмы складываются так удачно, что за формой того или иного стиха и содержание забывается. Содержание, конечно присутствует, но оно бывает нелепо, а иногда автор вообще использует непотребные слова, маскируя их латиницей.

отнесён, строён, почтальон, трон, закреплён, ладонь, заговорён, подведён, тритон, марафон, изображён, должон, освобождён, дивизион, он, Серапион, баритон, заключён, загон, легион, перейдён, внесён, окружён, пройдён, принесён, анион, плафон, обретён, учтён, персон, извинён, эон, медальон, небосклон, рождён, уклон, смешон, заведён, тестостерон, звон, батон, эмбрион, самооборон, прекращён, вручён, притон, рулон, включён, объединён, отражён, масон, оборон, повторён, купон, полутон, дракон, освещён, сохранён, крон, обойдён, чемпион, прочтён, поддон, покемон, жаргон, бутон, оценён, похорон, введён, салон, наклон, батальон, огонь, Платон, вдогон, авиасалон, диктофон, микрорайон, рожон, видеомагнитофон, проведён, несён, вирион, нанесён, разгон, сообщён, завершён, миллион, фельетон, рубикон, колонн, барон, жетон, обгон, определён, павильон, мегафон, потрясён, гарнизон, утверждён, поведён, радиотелефон, бетон, побеждён, перезвон, угон, Пинкертон, эстрагон, стадион, гормон, вагон, предупрежден, жён, совершён, распространён, сменён, скорпион, капюшон, ворон, объяснён, пансион, укрепрайон, наркобарон, ощущён, переведён, бастион, сторон, ценён, пелотон, кодон, картон, удовлетворён, фасон, препон, конь, таксон, озон, бульон, одеколон, разведён, времён, кон, клон, привезён, пардон, сифон, помещён, филон, фургон, закидон, видеофон, тон, уточнён, предпочтён, изменён, обращён, Сазон, кальсон, превращён, перрон, икон, пижон, перегон, понесён, самогон, сон, охламон, купидон, Самсон, разрешён, полигон, лимон, патефон, унисон, регион, электрон, вон, эшелон, район, княжон, комбинезон, софрон, баллон, приглашён, пояснён, сведён, поклон, корон, пион, заслон, кордон, заменён, исключён, лексикон, балахон, бережён, пантеон, прогон, печён, осуществлён, произнесён, циклон, домофон, фон, силён, сравнён, пантелеймон, поражён, фронтон, полусон, опцион, тонн, приобретён, балкон, сочтён, обсуждён, фаэтон, произведён, урон, соединён, микрофон, привлечён, оснащён, сезон, аксон, имён, диапазон, запрещён, перенесён, бидон, учён, спасён, склон, стон, Сименон, лон, потрясен, ион, хранён, смартфон, приведён, флакон, ведён, отменён, талон, слон, макарон, разделён, патрон, интерферон, автосалон, аукцион, размещён, персептрон, закон, аккордеон, бостон, лишён, фараон, шаблон, решён, дурён, зон, подтверждён, дон, лосьон, преодолён, канон, кулон, посвящён, магнитофон, шансон, доведён, резон, посещён, везён, харитон, делён, рацион, филимон, эталон, подарён, газон, триллион, тампон, творён, спиридон, компаньон, защищён, синтепон, отведён, фреон, саксофон, мильон, аттракцион, шпион, повезён, парагон, Родион

Слова в рифму к слову «Парк» должны оканчиваться на «-арк» или «-ярк»и иметь ударение на конце. Попробуем подобрать такие:

  1. автопарк — предприятие, на котором ремонтируют автомобили
  2. зоопарк — место, где диких животных содержат с целью изучения, сохранения и демонстрации.
  3. лесопарк — лесной массив в городе.
  4. луна-парк — парк с аттракционами
  5. шарк — звукоподражание от шаркающих ног.
  6. шварк — тоже звукоподражание от шипящего сала на сковородке. Можно использовать и в значении — кусочки прижаренного сала.
  7. кварк — частица протона и нейтрона.
  8. барк — парусное морское судно.
  9. фольварк — помещичья усадьба в Польше.
  10. Можно. наверное, и фамилию подобрать — д`Арк. Жанна д`Арк — национальная героиня Франции.

Я спал с открытыми глазами,

Я говорил с закрытым ртом.

На расстоянии я гладил

Твой стан, обтянутый плащом.

Я следом мчал, стоя на месте,

Кричал, ни слова не сказав.

Прости, что я не знал, как быть мне,

Хотя, на самом деле знал.

Ты так близка и далека так,

Ты так тепла, но вся, как лёд.

Прости, что я не знал, что будет,

Хоть был уверен наперёд.

Когда сижу на Муладхаре,

Всегда приходит мысль одна,

Как бы пробраться к Сахасраре,

Чтоб Кундалини да со дна,

Три с половиной оборота,

Их развернуть и вверх прогнать,

Хотя бы чтоб до Анахаты,

И дуба бы при том не дать.

Или точней даже сандала,

Если с поправкой, а потом,

Сушумна коль не пострадала,

Скажу я всем вам: Хари Ом!

Начнём с ошибочной посылки про решающую роль рифмы. На самом деле рифма не является не то что главным, а вообще обязательным элементом стихотворной формы. Античные Греция и Рим даже приема такого не знали, но это не помешало им оставить нерифмованное стихотворное наследие. В ряде языков рифма невозможна в силу их особенностей, а стихи на них тоже пишут. Современные авторы создают белые стихи, сознательно отвергая ненужное им украшение.

Вывод: набор из вопроса на образы не влияет и по причине необязательности его использования, и при наличии возможности задействовать под образопомещение всю стихотворную строку.

Дополнение к выводу: учите матчасть. В том числе чтобы уверенно отличать рифму от рифмовки.

Современная поэзия: почему поэты отказываются от рифмы?

Вы берете томик поэзии, чтобы почитать стихи, начинаете читать, но… оказывается, что в стихах нет рифмы. Кажется, что это обычный текст, проза, почему-то записанная строчками. Зачем? Что это? Это верлибр.

Что такое верлибр?

Это – настоящая поэзия, которая ничем не хуже, а наоборот – даже лучше той, к которой мы привыкли. Слово «верлибр» происходит, как и большинство терминов в литературе – от французского. Vers libre – «вольный стих». Стих, свободный от рифмы. Все больше современных поэтов начинают писать в этом жанре, полностью отказываясь от рифмы. Почему?

В «Евгении Онегине» Пушкина есть одно интересное четверостишье:

«И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей.
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)»

Читая роман, мы не обращаем на этот момент внимания, а на самом деле в нем спрятан глубокий смысл. Пушкин очень тонко подмечает слабую сторону рифмы – предсказуемость. В этих строках поэт смеется над рифмой. Мы слышим слово «морозы» – и уже знаем, что рифмой будут «розы». Читаем слово «любовь» – уверены, что скоро появится «кровь». Поэзия из года в год повторяет давно сказанное. Но ведь суть искусства – в новизне.

Почти двести лет назад Пушкин почувствовал, что рифма – это путь в никуда для поэзии. Ради рифмы поэты жертвуют смыслом стиха. В стихотворении появляются лишние слова, а иногда – даже целые строчки.

Что значит качественная поэзия? Стихотворение можно назвать качественным только тогда, когда каждое слово в нем – на своем месте, когда в тексте нет ничего лишнего. Когда смысл поэзии – концентрированный. Когда мысль сияет своей красотой и четкостью. Иначе это не поэзия, а бессмыслица, набор пустых слов. Так зачем же писать бессмыслицу, если можно заниматься искусством? Этим вопросом задались поэты – и нашли выход. Поэты отказались от рифмы.

Когда появился верлибр?

Тот, кто думает, что нерифмованный стих – изобретение современности – очень ошибается. «Корни» верлибра сокрыты в народном творчестве. Например, в заклинаниях, в текстах, которые произносили знахари над больными для «магического» выздоровления. В этих заклинаниях не было рифмы, но был своеобразный ритм. Они читались, как мантра.

В эпоху Средневековья верлибр распространился в религиозной поэзии. Шли века, и каждый автор экспериментировал, пытаясь написать поэзию без рифмы. «Мода» на верлибр пришла в начале ХХ столетия, когда поэзия окончательно «устала» от лишних слов, засоряющих текст. Поэтам надоело подстраивать свои мысли под «диктатуру» рифмы. «Свободу поэзии!» – с этим лозунгом новое поколение входило в литературу.

Томас Элиот , американский поэт, одной фразой рассказал все о вольном стихе:

«Автор верлибра свободен во всем, если не считать необходимости создавать хорошие стихи».

Теперь главное в поэзии – качество. Мы больше не найдем в стихотворении нелепых слов, этого «поэтического мусора».

«Но это же не настоящее стихотворение», – может возразить читатель. Настоящее. Во-первых, в верлибре остается ритм. Если обычный текст переписать строчками – верлибр не получится. На самом деле «свободную поэзию» писать достаточно сложно. Она требует мастерства. А во-вторых, красота верлибра – это его смысл.

Предлагаю вашему вниманию стихотворение Эзры Паунда :

Дерево мне вошло в ладони
Сок взошел по моим рукам
Дерево разрослось по моим рукам
Вниз
Ветви растут из меня, словно руки.
Дерево ты,

Ты – мох,
Фиалки и ветер над ними.
Дитя – так высоко – ты.
А для мира это все – глупости.

Вы почувствовали ритм? И логику стиха: описание – вывод. Главное в этой поэзии – образ. Из сочетания слов складывается яркий образ девушки, а точнее – отношения к ней. Она с одной стороны ничто не значит для мира, но с другой – целая вселенная для поэта. Здесь нет ничего лишнего. Слово «руки» повторяется несколько раз потому, что автор специально подчеркивает их важность – руки означают желание прикоснуться, прочувствовать, взять с собой, стать ближе.

Несмотря на отсутствие рифмы, верлибры кладут на музыку. И получается очень хорошо. Например, Ив Монтан исполнил песню «Барбара».

Текст песни – стихотворение французского поэта Жака Превера . Прочитайте отрывок:

Помнишь ли ты, Барабара,
Как над Брестом шел дождь с утра,
А ты,
Такая красивая,
Промокшая и счастливая,
Ты куда-то бежала в тот день, Барбара.
Бесконечный дождь шел над Брестом с утра,
И, когда мы случайно с тобой повстречались,
Улыбалась ты,
Улыбнулся невольно и я,
и, хотя мы не знали друг друга,
Все-таки вспомни, вспомни тот день, Барбара!

Вам показалось, что здесь есть рифма? «Барбара – с утра»? Правильно! Верлибр – это полная свобода, поэтому он ничего не отрицает. Автор здесь – царь в своем поэтическом мире, а значит, если в какой-то момент появляется рифма – то почему бы и нет? Она возникает – и так же внезапно пропадает. Это добавляет «звучания» поэзии. И интриги – ведь читатель не может предугадать, где именно появится рифма.

Еще один пример – отрывок из стихотворения Гийома Аполлинера :

Крылом орлы от жара заслоняют мое лицо и солнце
О Память Сколько же родов пришло в упадок
Нет Тиндаридов есть лишь жар горящих змей
И для меня он бесконечно сладок
Быть может змеи это просто шеи бессмертных непоющих лебедей.

Да, вы не ошиблись – это отрывок верлибра. Просто дальше в стихотворении рифма пропадает, потому что становится не нужна автору. А именно эти строчки Аполлинер хотел подчеркнуть «музыкальностью». Это самый яркий момент поэзии. А еще – Аполлинер один из первых поэтов, который отказался от запятых и других знаков препинания. Даже в конце стихотворения он не ставит точку. Потому что у автора верлибров нет никаких обязательств. А еще это символично – раз нет точки, значит, поэзия – продолжается. Поэзия вечна.

Что почитать?

Мастера верлибра – это такие поэты: Уолт Уитмен, Вислава Шимборская, Чеслав Милош, Жак Превер, Томас Элиот, Эмиль Верхарн, Артюр Рембо, Стивен Крейн, Пауль Целан . Каждый из поэтов отличается от других неповторимым стилем, так что в этом списке вы точно найдете поэзию по вкусу. Также верлибры писали русские поэты Серебряного века .

Верлибр – это поэзия четкой мысли и яркого чувства. Это красота и качество, свобода и современность. Читайте и вдохновляйтесь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector