Чем похоже воплощение темы поэта и поэзии
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина
Тема роли поэта в обществе всегда волновала Пушкина. Об этом он начал задумываться, когда писал стихотворение «К другу стихотворцу». Свое место в поэзии он определил стихотворениями «Пророк», «Памятник», говорит об этом и в других его произведениях.
Стихотворение «К другу-стихотворцу» Пушкин написал во время обучения в лицее. Еще тогда, в юношеские годы он задумался о роли поэзии. Немалое влияние на его размышления оказали и лекции профессора Куницына.
Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов.
Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас
Первое, на что обращает внимание юный поэт, это на образование, на то, что поэзия должна питать здравый ум и учить. Пушкин говорит о том, что поэзия – это не всегда слава и деньги. Называет известных литераторов, которые умерли в нищете, потому что не умели ни перед кем прогибаться и придерживались своих идей, своих истин.
Пушкин много времени проводил в архивах, изучая исторические документы. Своими произведениями, пусть не всегда написанными в стиле реализма, он стремился знакомить своих читателей, русское общество с родной историей, и таким образом, питать здравый ум и учить.
Стихотворение, «К Н. Я. Плюсковой», написанное 1819 году и опубликованное Пушкиным в «Соревнователе просвещения и благотворения» могло насторожить царских небожителей, потому что поэт откровенно признается, что он не стал и не станет придворным поэтом. Единственное чему он готов служить и воспевать – Это Свобода.
Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой Музою моей.
Правда, он признается, что воспевал императрицу Елизавету, дочь Петра I. Но это из искренних побуждений, и зная любовь простого народа к императрице. Потому что
…неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
В этом стихотворении ясно определяется гражданская позиция двадцатилетнего Пушкина, которая становится для него превалирующей на оставшиеся годы. Стоит отметить, что на этой почве и был его конфликт с императором Николаем I, который стремился приручить Пушкина. Он мечтал иметь собственного придворного поэта, а Пушкин стремился к свободе творчества. Многие считали, что из этого конфликта и проистекает личная императорская цензура, назначение Пушкина дворцовым камер-юнкером, и последовавшая в 30-е годы травля поэта. Хотя, с другой стороны, всем известно, что несмотря на гениальность, характер у Александра Сергеевича был не сахар и он частенько напрасно оскорблял и унижал других людей.
Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» написано в форме диалога между поэтом и книгопродавцом в 1824 году. Поэт становится старше, и постепенно его взгляды меняются. И дело не в том, что он становится алчным, просто в отличие от 14-летнего Пушкина настала пора, когда ему приходится заботиться не только о духовной пище, но и о хлебе насущном. Поэтому он соглашается с продавцом, когда тот говорит
Что Слава? — Яркая заплата
На ветхом рубище певца.
Нам нужно злата, злата, злата:
Копите злато до конца!
Поэзия должна учить читателей приносить духовное наслаждение, но самого поэта она должна кормить, независимо от гражданских позиций и мировоззрений.
В 1826 году Пушкин ощутил в себе пророка. Стихотворение «Пророк» было выстрадано в нравственных муках, долгих размышлениях. Пушкин понял, что он должен жечь сердца людей глаголом. Принято считать, что этим стихотворением Пушкин говорит, о призывах к борьбе за свободу. Но
…бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Бог, как известно, никогда не призывал к борьбе с власть предержащими. Иисус учил непротивлению злу насилием. Можно ли понимать последние строки Пушкина, как то, что он намерен призывать человека к нравственному самосовершенствованию, терпению и исполнению Божьих заповедей? Надо, полагать, что – да. Об этом говорят нам многие его произведения, особенно относящиеся поздней философской лирике.
Пушкин – дитя своей эпохи. А в первой половине XIX века дворяне считали, народ чем-то вроде детей, не способных на волеизъявление. Делать политику в государстве, свергать царей и освобождать от крепостничества народ должны были сами дворяне. Кстати, сам Александр Сергеевич не торопился освобождать своих крестьян. Стихотворением «Поэт и толпа» Пушкин показал свое отношение к народу. Оно выражено в словах черни, обращенных к поэту
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.
Пушкин любил русский народ, но в словах поэта в стихотворении он демонстрирует отношение других поэтов к народу, не свое.
Стихотворением «Поэту» Пушкин демонстрирует свое отношение к критике, к свободе творчества, которую он очень высоко ценил. Это произведение перекликается с «Памятником», написанным за полгода до гибели.
Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
Стихотворением «Памятник» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Он говорит о том,
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
А последняя строфа – это завещание нынешним и будущим поэтам:
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
Подводя итог, можно сказать, что Пушкин видел назначение поэзии в том, чтобы учить своего читателя видеть прекрасное в жизни и природе, учить любви к родному краю и родной истории. Свободу он видел в личностной свободе, то есть в возможности творить, не зависимо ни от кого, иметь возможность передвигаться по миру в зависимости от своих желаний и возможностей. В своем творчестве поэт должен как можно равнодушнее относиться к критике. Самый высокий критик – это он сам, творец своих произведений.
Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова
«Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?»
Мы знакомимся с творчеством и жизнью М.Ю. Лермонтова в школе на уроках литературы. Поэт открывается нам как личность с пессимистичным укладом и образом мыслей, человек, несчастный в любви, одинокий в обществе людей. Диапазон тем, которые были освещены Лермонтовым в стихотворной форме, огромен. Разумеется, как и многие литературные деятели, Михаил Лермонтов не мог не выделить страничку своей жизни раскрытию темы поэта и поэзии.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова раскрывается через вечное противоборство толпы и творца, деятеля искусства. В основе стихотворений обычно лежит мотив одиночества поэта, который не был и никогда не будет понят толпой. Это отчетливо проявляется в стихотворении «Смерть поэта». Лермонтов пишет о трагической судьбе великого поэта всех времен и народов – А.С. Пушкина:
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
Поэт выражает явное несогласие с мнением общества о творчестве Пушкина. Последний был не раз осмеян и раскритикован. Лермонтов уверен в великом таланте ушедшего из жизни поэта и симпатизирует ему. А общество поэт осуждает, считая, что истинная поэзия не должна служить общественному и преимущественно глупому мнению и писаться «под заказ». Лермонтов выносит суровый приговор надменному обществу:
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет…
Тогда напрасно вы прибегните к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
В своих лирических произведениях Лермонтов нередко задумывается и о том, что есть вдохновение и каким образом на свет рождаются стихи. Такие размышления представлены в стихотворении «Поэт» («Когда Рафаэль вдохновенный…»). Лирического героя стихотворения автор сравнивает с художником, впечатленным своей же собственной работой, и пытается понять сущность творца и истоки его вдохновения:
Таков поэт: чуть мысль блеснет,
Как он пером своим прольет
Всю душу. .
И вдруг хладеет жар ланнт,
Его сердечные волненья
Все тише, и призрак бежит!
Лермонтов – удивительный поэт. В своем творчестве он нередко ощущал соитие духовного и земного. В стихотворении «Молитва» о поэзии звучат следующие строки:
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
Со смертью великого гения А.С. Пушкина тема поэта и поэзии в лирике не умерла. Лермонтов стал достойным продолжателем этой темы, внося свои детали, даря читателям возможность по-новому взглянуть на творчество поэта.