0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чему учит поэзия лермонтова

Значение творчества Лермонтова для молодого поколения 21 века и для современной русской литературы

Значение творчества Лермонтова трудно переоценить. В нашей статье мы это докажем. Творения известного отечественного поэта Михаила Юрьевича можно охарактеризовать как исповедь. Часто литературоведы называют его лирику напряженным монологом, в котором отразились душевные тревоги молодого поэта. В литературе XIX века с именем этого поэта в истории отечественной литературы начинается новая эпоха.

Общее представление

Значение творчества Лермонтова в истории русской литературы невозможно переоценить. Белинский говорил, что он – поэт другой эпохи, так как он создавал свои произведения в тяжёлые и страшные для России годы. Лирику Лермонтова окрашивают печальные эмоции, чувство тоски и скорби пронизывает множество произведений поэта.

Так случилось, что в годы жизни поэта рухнул общественно-политический строй Российской империи. Поэт был наследником идей декабристов. Следовательно, его поэзия отражает замыслы и идеи первой трети XIX века. В строчках «Нет, я не Байрон! Я другой» Лермонтов открыто утверждал, что его творчество оригинально, благодаря трагическим ощущениям, которые грузом лежали в его душе. Поэтому необходимо рассмотреть значение творчества Лермонтова для молодого поколения в нашей статье.

Черты поэзии М. Ю. Лермонтова

В его лирике отмечена открытость и свобода для самоанализа, диалектика души и так далее. Эти черты вскоре проявятся в отечественной прозе. Благодаря Лермонтову в русской литературе была решена проблема «поэзии мысли», которая осваивалась участниками кружка Станкевича. Стихотворения поэта проложили путь к окрашенным словам и мыслям, ведь поэт смог поставить их в конкретную жизненную ситуацию, где они зависимы не только личностно, духовно, а также душевно. К 30-ым годам XIX века поэзия Лермонтова освободилась от штампов школы гармонической точности, которые исчерпали себя к этому периоду. Он, как и Пушкин, смог применить в поэзии предметные слова благодаря самоанализу и психологизму. Поэтому значение творчества Лермонтова в русской литературе усиливается многократно.

Художественный мир поэта

Лейтмотивом творчества Лермонтова является бесстрашный и неутомимый самоанализ, который связан с обостренным чувством личности. Это проявляется в отрицании любых ограничений, в разнообразных посягательствах на свободу. Именно с этими чертами он вошел в русскую литературу с бессмертным произведением «Смерть поэта», написанным им на известие о гибели Пушкина. В этих строках поэт смело заявил светскому обществу то, о чём не смели говорить даже друзья погибшего поэта. В своих строках Лермонтов грозил врагам страшным судом. Литературоведы говорят, что он ворвался в отечественную лирику как воин-наследник Пушкина. За свои дерзкие слова в 1837 году его наказывают, отправляя в ссылку на Кавказ. Руководство государства испугалось и решило устранить непокорного поэта. Страшные события повторялись, только в ускоренном темпе: две ссылки на Кавказ и смерть поэта на дуэли.

Прошло всего четыре года после трагедии с Пушкиным, но это время стало целым этапом в жизни русской литературы. Оказалось, что писатель был не только преемником погибшего поэта, но и продолжателем их гениального дела. Таким образом, значение творчества Лермонтова возрастает в несколько раз. Но это не все достижения и заслуги поэта.

Психологическое начало в лирике Лермонтова

Так сложилось, что в тематическом разнообразии Михаил Юрьевич уступил своему наставнику. Однако он компенсирует это психологической составляющей в своей поэзии. Его творчество не так четко отзывается на голоса мира. Это происходит потому, что все чувства и эмоции в стихах погружены глубоко в тайны страдающей и одинокой души. На первом плане выступает самоанализ. Лирический герой обдумывает свои шаги и поступки. В этих строках поэт обнажает историческую значимость личных и сокровенных мыслей человека. В данном случае история отображается не в социальных переворотах, а в думах и чувствах героя своего времени. Мы узнаём о том, как он любит и ненавидит, как ссорится и дружит.

Оказывается, по психологическому состоянию лирического героя можно понять настроение общества, нации и государства в то или иное время. Спустя много лет этим приемом воспользуется Лев Толстой. Прозаик его применил в романе «Война и мир». Литературный критик Белинский, познакомившись с творчеством Лермонтова, заявил, что у каждой эпохи свой характер. Значение творчества Лермонтова для молодого поколения 21 века важно тем, что в юном возрасте каждый гражданин переживает те же чувства в большей или меньшей степени. Поэтому для молодежи важно уметь определять нахлынувшие эмоции, чтобы направить их в нужное русло.

Средства художественной выразительности в произведениях

Продолжаем определять значение творчества Лермонтова. Он характеризуется как поэт, но молодой автор успел написать и роман под названием «Герой нашего времени». В этом произведении писатель добился большого успеха в развитии, а также в совершенствовании языка отечественной прозы. Развивая достижения прозаической литературы, Лермонтов, как и Пушкин, не оставил традиций романтизма. Наоборот, они помогли ему отыскать и применить средство психологического изображения персонажей. Писатель отказался от метафор, которые присутствуют в творчестве Марлинского. Он применяет слова в переносном смысле, которые помогают автору раскрыть настроение героя. Это хорошо показано в главе «Тамань», где действие происходит около лачуги контрабандистов. Представленные олицетворения («…луна тихо смотрела…») никаким образом не нарушают картины, при этом средства придают тревожную окрашенность обстановке. Конец главы «Княжна Мери» метафоричен. Это проявляется в образе бурлящего моря. Суть этого приема заключается в том, чтобы понять противоречивый характер Печорина. Значение творчества Лермонтова в русской литературе поистине велико. В печальном литературном мире поэта открываются удивительные стороны жизни и природы.

Заключение

Исследуя прозу Лермонтова, филолог Виноградов пришёл к заключению, что поэт умело соединил в единое целое творения пушкинской эпохи в виде средств выразительности. Кроме того, поэт осуществил совершенно новое стилистическое явление, где переплетаются стихи и проза культурной русской речи. Писатель сумел вместить в роман «Герой нашего времени» все литературные жанры, которые существовали до XIX века. Все они объединились и были выражены личностью центрального героя.

Значение творчества Лермонтова отмечали его современники. Ознакомившись со страницами «Героя нашего времени», Гоголь сказал, что ещё никто так правильно и красиво не писал прозой в отечественной литературе. Чехов советовал учиться прозе именно у Лермонтова.

Таким образом, «Герой нашего времени» проложил дорогу отечественному психологическому, а также идеологическому роману. Его идеи воплотились в творчестве Достоевского, Гончарова, Тургенева и Толстого. Лермонтов добился философского звучания, а также идеологической глубины в романе путем углубления психологического анализа в портрете характеров своих героев. Значение творчества Лермонтова для молодого поколения 21 века очень велико. Необходимо знать и понимать все заслуги поэта в области русской литературы.

Постигайте глубину русского языка, читая классические произведения отечественных писателей.

М.Ю. Лермонтов и его герои в восприятии школьников
статья по литературе (8 класс)

Доклад о воспитании нравственных ценностей и развитии творческих способностей учащихся через эмоционально – чувственное восприятие лирики М.Ю. Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
lermontov_i_ego_geroi_v_vospriyatii_shkolnikov.docx19.56 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

М.Ю. Лермонтов и его герои в восприятии школьников.

Воспитание читателя, тонко воспринимающего поэзию, умеющего постигать внутренний строй мыслей и чувств лирического произведения, — одна из задач учителя литературы.

Лирические произведения прежде всего воспринимаются сердцем; знакомство с ними и разбор их помогают развивать культуру переживаний, обогащать духовную жизнь наших школьников, помогают узнавать им нечто новое о человеке, человеческих взаимоотношениях.

Поэзия М.Ю. Лермонтова, насыщенная философскими, социальными проблемами, контрастными чувствами, сложна для самостоятельного чтения подростков и может вызвать у них неправильные нравственные представления. Это обстоятельство ведёт к необходимости соотносить каждое изучаемое стихотворение с проблематикой, пафосом всего творчества М.Ю. Лермонтова, выявлять нравственно-эстетический идеал поэта.

К сожалению, всё, что относится к нравственно-философскому, эстетическому содержанию в произведениях Лермонтова, — всё это далеко не всегда получает вразумительное объяснение и остаётся нередко за пределами читательского восприятия. Между тем, сегодня нельзя сомневаться в том. Что если прервутся целительные связи человека с природой или возобладает безнравственность в людских отношениях, прервётся и сама жизнь на земле. И «ландыш серебристый», который радовал великого поэта, и «малиновая слива», и «свежий ветерок», — это знаки жизни, которая прекрасна. Очень важно научить подростков воспринимать богатство и красоту мироздания, отражённых как в капле воды в стихотворениях Лермонтова. Задача учителя, помочь детям стать хранителями и созидателями, а не разрушителями жизни.

Лермонтов писал о человеке, страданиях сердца и ума:

В одном всё чисто, а в другом всё зло.

Лишь в человеке встретиться могло

Священное с порочным. Всё его.

Мученья происходят от того.

Смятение, мятежность присущи и самому автору, и его лирике. О мятежности Лермонтова говорят и очень часто пишут, считая её главным качеством поэта. Ряд синонимов мятеж, бунт, протест, восстание, революция ведёт нас к пониманию, почему многие исследователи творчества Лермонтова соотносили его мятежность с непрямой революционностью. Иными словами, считают Михаила Юрьевича выразителем революционных настроений. Но в реальных замыслах произведений и настроениях Лермонтова, его мятежность не сводилась только к протесту. Часто она выражала и вовсе не протест, а поиск, тоску по идеалу, жажду любви, разумной деятельности, гармонии. И не случайно в одном из самых последних своих стихотворений («Выхожу один я на дорогу…») Лермонтов мечтает о том, чтоб:

Про любовь мне сладкий голос пел.

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

«Склонялся и шумел» — умиротворяющий образ, образ лада и гармонии, а не раздора и вечного противоборства. К сожалению, лермонтовская мятежность уподоблена борьбе за свободу. В некоторых статьях, призванных помочь школьнику в осмыслении произведения, находим: «Жажда борьбы и свободы – основной мотив стихотворения «Парус». Но это неверно. Чтобы убедиться в этом достаточно внимательно прочитать стихотворение. В первой строфе спрашивается:

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

Глаголы «ищет» и «кинул» обозначают состояние поиска, а не борьбы. Ведь если «кинул», «оставил», значит, уже не борется. Во второй и третьей строфах говорится о том, как прекрасно всё то, что покидает Парус:

Под ним струя светлей лазури

Над ним луч солнца золотой…!

С этим нельзя, да и не нужно бороться. Другое дело, что эта красота, эта идиллия не может заглушить какую-то внутреннюю неудовлетворённость лирического героя.

Играют волны – ветер свищет

И мачта гнётся и скрипит.

Всё в движении, в гармонии. А вот в душе Поэта – паруса – увы!- такой гармонии нет. Поэтому даже «луч солнца золотой» не может дать лирическому герою утешение, и он просит бури, «как будто в бурях есть покой». В слове «буря» заключено то, что могло бы изменить внутренний строй «мятущегося», то есть чего-то ищущего героя.

На самом деле в «Парусе» Лермонтов ищет чего-то большего, чем свобода: он ищет выхода из смятения души, ищет гармонии.

Вдумаемся, что же тревожило поэта? Мечты о счастье? Но Лермонтов не видит возможности быть счастливым, когда другие «счастливы в пыли», в самоуничижении («Безумен я! Вы правы, правы»). Добродетель? Но где же она, если даже у врат «обители святой» нищему, к тому же слепому, кто-то вместо хлеба камень положил в его протянутую руку» («Нищий»). Может быть, любовь и упование на верность не давали покоя? Однако можно ли верить, когда «мне ангел изменил»? («Я не унижусь пред тобою»). И вот так, обращаясь к самым распространённым и доступным для широкого понимания ситуациям, подходя к ним с необычной стороны, Лермонтов осуществлял спуск в глубины человеческих ощущений. В итоге пришёл к выводу, что мир нуждается в обновлении, прежде всего нравственном.

Мятежность Лермонтова проявляется в том, что злобе и коварству он противопоставлял любовь и благородство, пошлости и бессердечию – искренность и добродетель, жестокости и насилию- благородство и красоту.

Нравственное воздействие лирики Лермонтова на учащихся зависит в значительной степени от целенаправленного развития у них эстетического чувства, интереса и любви к поэзии. Этому способствуют глубина эмоционально-образного впечатления, включённость в сопереживание лирическому герою, осмысление художественного своеобразия стихотворения, обретение лично дорогого в нём.

Нужно помочь учащимся войти в поэтический мир лермонтовской лирики, раскрыть многообразие авторских переживаний, мир высоких мыслей и чувств. Этому будет способствовать и лекция учителя о своеобразии личности поэта, и выразительное чтение его стихотворений, и увлекательный их анализ, и проведение литературно-музыкальных вечеров, и экскурсии, и, конечно, самостоятельная работа самих учащихся.

Развитие личности школьника осуществляется прежде всего в процессе самостоятельной деятельности, вот почему такую большую роль играет правильно организованная работа учащихся. От урока к уроку нужно усложнять как фронтальные, так и индивидуальные задания, повышать степень самостоятельности школьников, сделать задания более разнообразными, учитывая при этом особенности личности учащихся : уровень их литературного развития, возникший интерес к поэзии Лермонтова, их возможности.

Задания с установкой на развитие воображения учащихся (создание иллюстраций) сменяются заданиями, требующими не только воспроизведения картин, но и их осмысления (развёрнутый ответ на поставленный проблемный вопрос, анализ стихотворения). Далее можно сопоставлять наблюдения с уже известными сведениями по другим стихотворениям. Среди различных видов самостоятельных работ видное место может занимать сравнительный анализ стихотворений, близких по тематике: например, «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова. Что сближает эти стихотворения? В чём их различия? Каково, по вашему мнению, назначение поэзии? Такая работа готовит учащихся к сочинениям проблемного, сопоставительного характера. Следует практиковать и задания, подготавливающие учащихся к выводам и обобщениям. Например, какое представление создалось у вас о самом Лермонтове после знакомства с его лирикой? Чем интересна для вас личность поэта? Чем он вам близок? За какие стихотворения вам хотелось бы «поблагодарить» поэта, как писал С.Я. Маршак? Поиск ответов на поставленные вопросы понимание творчества поэта, сочувствие судьбе автора и сострадание лирическим героям. Возникает ситуация, когда переживаемые мысли и чувства становятся «внутренне определяющими личность» (Леонтьев А.Н.)

Во внеурочное время и на факультативах можно использовать произведения из дополнительного списка программы, организовывать литературные вечера, чтения, часы поэзии. При этом немалое значение приобретает не только дозировка материала на каждое занятие, но и принцип его отбора, порядок прослушивания. Это обеспечивает возникновение интереса к поэзии Лермонтова у наибольшего числа учащихся. Об этом можно судить по качеству выполнения таких заданий, как составление, редактирование и оформление рукописных журналов «Истоки» и «Юный лермонтовед». Ученики самостоятельно определяют принцип отбора и расположения материала, комментируют статьи и стихотворения, занимаются оформительской деятельностью. Каждое из заданий пробуждает у учащихся желание самостоятельно подойти к решению поставленной учителем задачи, проявить познавательную активность, и, главное, повышает интерес к лирике Лермонтова и его личности.

В развитии этих ценных образований личности большое значение имеет создание такого настроения, которое можно определить как поэтическое, помогающее учащимся вступить наиболее органично в сопереживание с лирическим героем. Такое настроение появляется после эмоционального всплеска во время очных, заочных, виртуальных экскурсий в музей-заповедник «Тарханы», участия в костюмированных балах лермонтовской эпохи и театральных представлениях фрагментов произведений Лермонтова. Дети из читателей превращаются в поэтов. Затем из своих стихотворений они составляют поэтические сборники, которые сами озаглавливают и оформляют. Последующее рецензирование, редактирование и обсуждение этих и других творческих работ может стать новым шагом в формировании художественных ориентаций, нравственного сознания школьников. Это шаг от возможности к потребности нравственного обогащения личности в процессе общения с лирикой Лермонтова.

У Лермонтова есть строки:

Моя душа, я помню, с детских лет

«Чудесного» здесь не значит мистического, а – совершенного, прекрасного. Нам его и постигать в бессмертных творениях Лермонтова!

Основные мотивы лирики Лермонтова: кратко об основных мотивах

Содержание:

Основные мотивы лирики Лермонтова кратко можно охарактеризовать двумя словами – самореализация, самопознание. Каждое стихотворение имеет двоякий, философский смысл. Автор изучает проблему душевного развития, одиночества. Настоящим открытием для художественной литературы стал исповедальный формат повествования. Уникальная пунктуация, синтаксис, используемый писателем, позволяют читателю максимально прочувствовать эмоции, боль, радость.

Многие черты характера лирического героя совпадают с качествами, взглядами писателя. Лермонтов проникался темой человеческой души, личности. Эти понятия определяли для него бытие, реальность. Тематика лирики Лермонтова охватывает вопросы мировоззрения, рока, жизненной тайны, гибели.

Основные мотивы лирики Лермонтова проявляются в стремлении к идеалам, попытках познать высшее совершенство, исследуя людей, мир. Это характерная черта большинства рассказов, стихов поэта. Лирика творчества Лермонтова поднимает проблему борьба зла с добром. Это является основным конфликтом, писатель возвращается к нему на протяжении всего творческого пути.

Назовите основной мотив творчества М.Ю. Лермонтова – ответ на тест

В тестах часто встречается задание – назовите основной мотив в творчестве Лермонтова. Рассмотрим принципы лирики девятнадцатого века. Романтический пафос – характерная черта поэзии этого времени. Творчество Михаила Юрьевича часто содержит романтические ноты. Он восхищается свободой, волей, подвигами, героизмом. Популярное направление – описание красот природы.

Поэт говорит о невозможности найти применение в жизни. Люди вынуждены были уезжать за границу, идти воевать, они чувствовали себя непонятыми обществом. Россия переживала переломный момент, что сказывалось на жителях страны. На фоне этих обстоятельств сформировались основные направления лирики Лермонтова:

  • Поэзия с ее высочайшим предназначением, сложностью поэтов. Пример: стихи «Поэт», «Пророк»;
  • Самодержавие, жизнь представителей высших сословий и народа, осознание смысла существования молодым поколением. Произведения «Бородино», «Дума», «Смерть поэта»;
  • Чувство сострадания, любви. Пример: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет»;
  • Проблема взаимоотношений между автором и миром, ощущение разочарования, горечь, тяготы одиночества: «Утес», «Горные вершины»; «Листок»;
  • Стремление к борьбе, свободной жизни: «Узник», «Парус».

Каков основной мотив лирики Лермонтова

Тема лирических произведений основана на поиске моральных, этических идеалов. Герой неоднозначный, противоречивый. Большое влияние на писателя оказал декабристский разгром. В мотивы творчества добавились элементы расплывчатости, неуверенности, сомнений. Автор выражает свои философские рассуждения через обилие пессимистических красок. Он верит – творчество всемогуще, поэзия бессмертна.

Несмотря на обилие разочарований, писатель пронизывает свои творения высокими помыслами, благородными чувствами. Он выражает идеальный образ в лице посланника Бога. Михаил Юрьевич проникается темой поиска родины, дающей человеку чувство значимости, важности. Поиск великого предназначения приводит его к идее единения с природой. Творец описывает вечную борьбу между образованностью, невежеством. В приоритете – нравственное одухотворение.

Определенный класс произведений передает усталость, отрешенность Лермонтова от окружения. Он чувствует себя одиноким, праздное существование не приносит удовлетворения, кажется пустым, бессмысленным.

Лирика Лермонтова (9, 10 класс) сорчинение

Ни для кого не секрет, что Михаил Юрьевич Лермонтов является приемником Александра Сергеевича Пушкина. И действительно, стихи, произведения этого человека не могут оставлять равнодушным. Лермонтов является любимым поэтом у многих людей самых различных поколений, потому что каждое слово, написанное талантливым поэтом пропитано особым чувством, энергетикой, которая заряжает человека и даёт новые мысли в голове. Эта пища для размышлений, а так же эмоции, которые автор старался передать через свои рукописи эхом отзываются в наших сердцах, заставляя прочувствовать все до единой капли. И это непередаваемое чувство. Чувство, которое хочется повторить ещё раз и восхищаться им до бесконечности.

Лирика Михаила Лермонтова весьма разнообразна, хотя и автор творил в большей степени в направлении романтизма. Автор посвящал стихи многим тематикам, в особенности тема одиночества. Знаменитое стихотворение «Смерть поэта» посвящённое кумиру Лермонтова, Пушкину повествует о жестокости общества, в котором он живёт. Михаил Юрьевич обвинил общество в смерти Александра Сергеевича. Неофициальные порядки общества того времени, слухи, слова всё это довело талантливого поэта до смерти.

Стихотворение «И скучно, и грустно. » автор поднимает вечные темы и постепенно философствует на каждую из них, тем самым обогащая и давая пищу для размышления своим верным читателям. А скучно и грустно бывает абсолютно всем и различные философские темы, думаю настигали каждого здравомыслящего человека.

И, конечно же, не обойтись без стихотворений о любви. Ведь именно из-за любви, в большей степени, и происходят лирические события. Любовь это самое важное в жизни человека. Любовь заставляет летать человека высоко — высоко. Например, стихотворение «Нищий» в котором поэт освещает страданий из-за любви. Он сравнивает себя с бедняком, который ничего не имеет. Он просит этой любви, но не получает толком ничего.

Таким образом, лирика Михаила Юрьевича Лермонтова многогранна. Она затрагивает различные тематики общественной жизни. Это очень важно, когда людям открываются реальные вещи на проблемы или события. Многие живут в тени того, что ничего не происходит, что нет одиночества, тоски, боли, страданий, а Лермонтов через свои стихи показывает, что оно есть. И эти чувства, эмоции, которые побуждает в нас автор навсегда отпечатываются не только в памяти, но и в сердце.

2 вариант

Лермонтов выделяется среди прочих писателей тем, что он написал множество весьма замечательных и неповторимых стихотворений, которые запомнились читателям как довольно глубокие и продуманные работы. В его лирике можно найти и отметить множество разнообразных приемов и образов, с помощью которых автор высказывался о своих переживаниях и думах. Также, стоит сказать, что он старался передавать свои мысли весьма понятным и простым образом. Именно поэтому, стоит сказать, что читателю дается данный материал очень хорошо. Благодаря этому достигается такой эффект, что оно становится популярным среди большинства людей. Также, стоит добавить, что в своих работах, написанных в жанре романтизма, ярко прослеживается такой прием, в котором автор повествует о довольно одиноких, и зачастую непонятых персонажей, которые страдают от своего положения.

Благодаря «Парусу», написанному в тысяча восемьсот тридцать втором году, можно говорить о том, что всем людям, которые разбираются в творчестве, станет ясным тот момент, что произведение содержит в себе большой философский смысл, который несет довольно яркий эмоциональный и смысловой посыл. Благодаря пейзажам, изображенным в данной работе, становится понятной атмосфера грусти и печали, которая была заложена в ней. Также, можно отметить и прочие дополнительные элементы, которые затронул автор в произведении. Благодаря лирической направленности, и нестандартным рамкам, в которые завернул свою историю Лермонтов, откровенным становится тот момент, который говорит о весьма сложном существовании человека, которого большинство не может понять и принять.

Изображенные в нем элементы морей, волн, неба, и прочего, сигнализируют читателю о том, что атмосфера в данной истории полна того, что мысли героев погружены в печаль и уныние. Также, в некоторых произведениях, Лермонтов рассказывает о том, что часто гениальных писателей и авторов не понимали, и не могли оценить по достоинству. Из-за этого, происходили неравнозначные отношения, которые могли сигнализировать о весьма несправедливой обстановке, которая складывалась из-за этого. Например, в произведении «Смерть поэта», автор указывал на то, что общественное мнение сгубило Пушкина. Тем самым, он хотел людей призвать к ответственности за совершение поступков и изречение фраз, которые могут быть губительными в ряде ситуаций. Лермонтов подарил миру массу замечательных стихотворений. В своей философии автор указывает на то, что порой жить становится крайне невыносимо и тоскливо.

Также читают:

Картинка к сочинению Лирика Лермонтова

Популярные сегодня темы

  • План сказки Храбрый персей (рассказа)

В рассказе описана беда произошедшая в городе древней Греции. Злая колдунья Медуза Горгона напала на город и его жителей. Она ходила по городу, и каждого, кто попадался ей на пути, она превращала в камень.

Многие героини произведений М.Ю.Лермонтова являлись прототипами женщин, в отношении которых автор был не равнодушен. В жизни поэта встречались разные по своему темпераменту и мировоззрению молодые

Собакевич – это один из Чиновников в поэме “Мертвые души”, которую написал Н. В. Гоголь. Он был очень жаден и поэтому, когда к нему приехал Чичиков, главный герой поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя,

Однажды Вовка заглянул в гости к Вадику. Ребята были в комнате. Они сидели за столом и раскрашивали красками картинки. В комнате стоял высокий шкаф, а на нем лежала шляпа. Около шкафа сидел кот Васька

Это очень приятная картина, семейная и светлая. Кажется, что я видел её уже где-то… На какой-то пачке чая, по-моему. Здесь всё так естественно. Она совсем не похожа на старые фамильные портреты

Основные мотивы лирики Лермонтова

Творчество Лермонтова многогранно и многопланово. Будучи ограниченным в общении, Лермонтов свои мысли и чувства посвящал бумаге. Он рано начал писать стихи. В отличие от Пушкина, который уже в отрочестве начал печататься, и стал публичным, Лермонтов писал, как говорят литераторы, « в стол».

Свою первую порцию настоящей славы и опалы он получил, написав стихотворение «На смерть поэта». Возможно, об этом произведении долго бы еще ничего не знали, если бы Лермонтов не показал его Раевскому. Печататься он начал, скорее, под давлением друзей, истинных ценителей литературного таланта.

Тема одиночества

Основным мотивом творчества Лермонтова остается одиночество. Эта тема проскальзывает в большинстве его лирических произведений, даже тех, которые посвящены природе, Родине, любви.

Природа и природные явления служат поэту декорацией его любимой теме одиночества. Таковы стихотворения «Утес», «Листок», «Парус», «Тучи».

У Лермонтова особое место занимает философская лирика, где он задается вопросами бытия. В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», слышится растерянность поэта перед дальнейшей жизнью. Стихотворение написано в 1838 году, а у поэта возникает вопрос: зачем он живет? Философским смыслом наполнено стихотворение «Выхожу один я на дорогу».

Гражданская лирика

Мотив борьбы с самодержавием в лирике Лермонтова проскальзывает, но таких стихотворений немного. Вершиной гражданской лирики можно назвать стихотворение «На смерть поэта».

До этого было написано незавершенное стихотворение «Опять вы, гордые, восстали». Это стихотворение, скорее всего, явилось эмоциональным всплеском поэта. Оно осталось незавершенным и потому оставляет больше вопросов, чем дает ответов:

После поражения декабрьского восстания по стране поползли слухи о казненных вождях, о том, что царь после восстания декабристов дал волю крестьянам, а родные помещики скрывают их, чтобы заставлять крестьян работать на себя. Крестьяне возвели казненных в ранг мучеников, боготворили их. В ряде губерний то здесь, то там, вспыхивали волнения, которые подавлялись силами полиции и армии.

В 1830-31 годах в России вспыхивали так называемые «холерные бунты». Крестьяне, недовольные запретами на передвижение, возмущались и отвечали бунтами. Суворов в свое время подавил восстание Пугачева, поэтому Лермонтов называет Суворова врагом вольности и славы.

В шестнадцатилетнем возрасте Лермонтов написал стихотворение «Предсказание», где предрек падение самодержавия. Некоторые исследователи видят в этом предсказании некое мистическое предчувствие. Но если вспомнить, что стихотворение написано в злополучном 1830 году, когда революции буквально сотрясали Европу, то это предсказание станет вполне логическим выводом из происходящих событий.

Гражданская тема неизменно перекликается с темой Родины. Таковы у Лермонтова стихотворения «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива», « Монолог», «Печально я гляжу на наше поколенье». В двух последних стихотворениях слышится тревога поэта в том, что его поколение бездействует, не находит точки приложения своих сил.

Любовная лирика

Любовная лирика в творчестве Лермонтова занимает немного места. В основном, стихотворения о любви приходятся на период взросления. Но в любви он был разочарован. Сначала ветреная Сушкова, потом – таинственная Н.Ф.И – Наталья Федоровна Иванова заставили юного поэта разочароваться в любви. Этим барышням Лермонтов посвятил циклы стихотворений.

Варвара Лопухина была, наверное, самой большой привязанностью поэта. Правда, она вышла замуж за Бахметьева, но это не мешало им сохранять теплые, дружеские отношения до самой смерти Лермонтова. Варваре Лопухиной Лермонтов посвятил следующие стихотворения:

  • «Она не гордой красотою…»,
  • «Мы случайно сведены судьбою…»,
  • «Оставь напрасные заботы…».

Смешанные мотивы

У Лермонтова немало таких многоплановых произведений, перед которыми встаешь в тупик:о чем оно? к какой теме причислить? Например, стихотворение «Спеша на север издалека…». Первая строка вроде о Родине. Путник стремится скорее попасть в родную сторону, на север. Описание Казбека и Кавказа и обращение к нему напоминает о любви Лермонтова к Кавказу. Затем поэт говорит о своем беспокойстве, в том, что его забыли или помнят. Это – тема дружбы, взаимоотношений между людьми. Последние строки стиха – одиночество.

Читать еще:  Я музу юную бывало в чем автор видит смысл поэзии
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector