0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что говорил пастернак о поэзии

Борис Пастернак — Определение поэзии: Стих

Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок.
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.

Это — сладкий заглохший горох,
Это — слезы вселенной в лопатках,
Это — с пультов и с флейт — Figaro
Низвергается градом на грядку.

Всё. что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде — духота.
Небосвод завалился ольхою,
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная — место глухое.

Анализ стихотворения «Определение поэзии» Пастернака

Философское определение поэзии пытались дать многие известные поэты. Б. Пастернак также обращался к этой теме в начале своего творческого пути. В 1917 г. он написал стихотворение «Определение поэзии», которое некоторые исследователи считают программным заявлением молодого поэта.

Произведение четко делится на две части. В первой автор дает четкие отрывистые определения. Каждая строка начинается со слова «это». Поэт применяет очень образные метафоры, сочетающие в себе абсолютно несхожие понятия. По его мнению, поэзию можно сравнить со звуками («круто налившийся свист»), особыми состояниями природы («ночь, леденящая лист»), ситуациями («двух соловьев поединок»).

Поэзия представляется Пастернаку слиянием «низкого» («заглохший горох») с «высоким» («слезы вселенной»). Поэзия включает в себя весь необъятный мир, поэтому ее невозможно описать в двух словах. Творчество является удивительным и волшебным процессом сотворения настоящего чуда.

Вторая часть очень сложна для понимания. В ней поэт отдает дань своему увлечению символизмом и футуризмом. Разговорные слова и выражения («градом на грядку», «хохотать») причудливо переплетаются с возвышенными («Figaro низвергается», «купаленных доньях»). Можно отметить возвышенное отношение автора к поэзии («звезду донести до садка»). На первый взгляд парадоксальным выглядит заявление автора: «вселенная — место глухое». Имеется в виду, что необъятному миру нет никакого дела до того, как к нему относится человек. Тем более далеко не каждый способен услышать и понять тайные звуки вселенной. Это — задача для настоящего поэта, обладающего тонко чувствующей душой.

Очень большое значение Пастернак придает олицетворениям, которые подчеркивают цельность и взаимосвязанность всех элементов вселенной («небосвод завалился», «звездам к лицу б хохотать»).

Таким образом, в произведении «Определение поэзии» Б. Пастернак утверждает, что поэзия не может быть отделена от самой жизни. Она является ее органической частью, находящей свое выражение в творчестве поэтов. Для того чтобы добиться подлинного отражения действительности, нужно внимательно прислушаться к собственным чувствам и ощущениям.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2364)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2448)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (571)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (623)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1617)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (455)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (1)
Читать еще:  Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор)

Постоянные читатели

  • Все (213)

Сообщества

Статистика

Борис Леонидович Пастернак. «Определение поэзии»

Борис Леонидович Пастернак

Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок.
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.

Это — сладкий заглохший горох,
Это — слезы вселенной в лопатках,
Это — с пультов и с флейт — Figaro
Низвергается градом на грядку.

Всё, что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде — духота.
Небосвод завалился ольхою,
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная — место глухое.

Борис Пастернак

Борис Пастернак славится своей лирикой, которая носит ярко выраженный философский оттенок. Однако его поздние стихи в большинстве случаев имеют двойной подтекст, когда в обычном описании природы можно найти сходство с человеческой жизнью или же образом мышления. Что касается ранних стихов поэта, то они отличаются прямолинейностью и редко содержат в себе скрытый смысл. К таким произведениям относится и стихотворение «Определение поэзии», написанное в 1917 году.

На тему о том, какими должны быть стихи, и для чего они создаются, рассуждает практически каждый поэт. Однако столь возвышенных трактовок этого жанра литературы, как у Пастернака, трудно найти. Ведь в его понимании поэзия – это «щелканье сдавленных льдинок», «слезы вселенной в лопатках», «ночь, леденящая лист» и даже «сладкий заглохший горох». Действительно, многообразие литературного языка дает возможность создавать удивительные образы, благодаря которым так ценится поэзия. Однако если в прозе для выражения мысли требуется лишь полет фантазии, то при создании стихов основным критерием являются краткость, емкость и точность фраз. При этом Пастернак убежден, что именно поэзия позволяет найти те заветные слова, которые способны превратить обычное стихотворение в бесценный дар, гимн красоте и чувственности. Именно в стихах можно найти «все, что ночи так важно сыскать на глубоких купаленных доньях».

Мир поэзии настолько богат и удивительно разнообразен, что соприкосновение с ним дарит множество открытий не только читателям, но и самому автору. Молодой Пастернак еще только начинает открывать для себя очарование стихов, ему хочется «звезду донести до садка на трепещущих мокрых ладонях». Но автор опасается, что этот порыв не найдет отклика в сердцах других людей и не получит их поддержки, в которой поэт так нуждается. Именно поэтому он с горечью констатирует, что «вселенная – место глухое». Пастернак словно бы предчувствует, что его трактовка поэзии не как литературного жанра, а как состояния души, окажется сложной для понимания других людей. И сегодня, спустя почти век после того, как были написаны эти удивительный строки, можно с уверенностью сказать, что поэт оказался прав. Действительно, его стихи достаточно сложны в восприятии, но при этом не лишены особого очарования и точности формулировок. Более того, они свидетельствуют о богатстве духовного мира поэта, который очень тонко чувствует то, что его окружает.

Что говорил пастернак о поэзии

Сочинения на разнообразные темы: патриотизм, морально-этические темы, роль книги, описания картин

воскресенье, 1 марта 2015 г.

Поэт и поэзия в творчестве Б. Пастернака

Поэзия часто говорит о себе самая — устами авторов. Те или другие аспекты поэтического назначения привлекают к себе внимание разных поэтов. В российской литературе эта градация представлена большими ее именами, такими, как Пушкина, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Блок, Маяковский, Ахматова. Свою, оригинальную мысль по этому вопросу высказал и Борис Пастернак. Она появилась следствием его общих мировоззренческих и эстетичных взглядов и представляет собой последовательную, выдержанную в едином ключе систему. Первое, что привлекает внимание в стихах Пастернака, посвященных теме искусства, это его уподобление губке, которая всасывает все вокруг. Эта мгновенно родившаяся формула одного из ранних стихов поэта стала стойким образом поэзии во всей его творчества, своеобразным ее определением. Позднее, в стихе, которые так и называется — «Определения поэзии», автор не находит ничего более емкого и точного для передачи сущности искусства, чем перечисление явлений окружающего мира:

    Это — круто, что налился свист, Это — клацанье сдавленных льдинок, Это — ночь, которая леденит лист, Это — двух соловьев поединок.

Так составляется в поэзии Пастернака единый и неповторимый образ искусства- губки, искусства — органа чувств, такого шестого чувства, о котором когда-то писал Гумильов. Этот образ не сразу стал доминирующим в творчестве автора. Так, в стихе «Банкеты» поэт еще склонен к традиционным изображениям поэтических банкетов: «Исчадия мастерских, мы трезвости не терпим». Припоминается Блок с него «Поэтами»; «А в поэта всемирный запой, и имело ему конституций!». Но уже и в этом стихи банкет имеет особый характер:

Читать еще:  Что такое золотой век русской поэзии

    Пью горечь тубероз, неб осенних горечь, и у них твоих измен горящая струя. Пью горечь вечеров, ночей и людных збиговисьок, Строфы, которая выдает, сырую горечь пью.

Что значит поэзия для людей? На этот вопрос Пастернак уверенно отвечает, что в ней — наше право на бессмертие: «А в рымах умирает судьба». В рымах рождается та правда, которая невозможная в мире ежедневности, и правда, из которой в эту жизнь входит «миров разноголосица».

Поэзия имеет своим источником самое жизни — во всех его проявлениях. И так же, как самая жизнь, согласно Пастернака, есть неминуемое чудо, поэзия есть «и творчеством, и чудотворством». Поэзия создает «образ мира в слове выявлен». Искусство открывает человеку глаза на мир, на него чудесное существование — в этом его моральная задача, в этом — утверждение принципов добра и красоты. Искусство и простота — тема, которая волновала Пастернака. Его самого нередко упрекали в ненужной, чрезмерной сложности образов и приемов. И потому в стихе «Волны» он решает раз и навсегда определить характер и границы поэтической простоты. Поэзии доступно особое знание, она находится в породнении « со всем, что есть», она знается « с будущим в быту», и потому мир для нее появляется в первозданной его простоте. Однако поэт не имеет права выносить эту правду в ее чистом виде, он должен создать мир более сложный: простота в этом случае, наверное, похожая на эссенцию, которая должна быть разбавлена, чтобы ее можно было использовать. Фигура поэта неоднократно появляется перед нами в творчестве Пастернака. Нередко он обращается в своих стихах к образам художников прошлого и современности: Шекспир, Пушкина, Блок, Маяковский. Шопен, Мейерхольд — вот герои его произведений и их адресатов. В поэта особая судьба. Поэтами действительно рождаются, это судьбой данный дар. Поэт есть тако же явление природы, как дерева, как море. Пастернак в какой-то степени романтизирует судьбу художника. Особенно это ощущается в цикле « Темы и акации», неназванным героем которого стал один из поэтических кумиров автора, Пушкина. Герой дан в Пастернака скорее как тип, общий образец судьбы художника. Он есть стихия самой жизни, стихия естественная — автор прибегает к пушкинскому образу моря, соединяя в нем одновременно «стихию свободной стихии со свободной стихией стиха». В стихах появляется, рядом с образом свободной стихии моря, образ пустыни — где, как известно, был врученный герою пушкинского «Пророка» дар «глаголом жечь сердца людей». Поэт вынужден платить за свой гений, платить отказом от части «я». Но при этом мир поэзии Пастернака не знает таких трагедий выбора между призванием и личной жизнью, как, например, у Маяковского, которому приходилось наступать «на горло собственной песни». Мир уравновешен своей сути — иначе он просто не смог бы существовать, поэтому автор говорит о трагическом противопоставлении поэта и действительности. Конфликт, конечно, присутствует присутствующим но не в таких предельных формах, как во многих побратимов по творчеству. Больше того, герой Пастернака не снимает часть вины за него и из себя:

    Я посланный Богом мучить Себя, родных и тех, Которых мучает грих.

Относительно личности художника автор употребляет определение, которые едва ли бы сдались уместными кому-нибудь еще: поэт — заложник и должник, раб; он — в плену и в долге перед жизнью:

    Жизнь ведь тоже только миг, Только растворение Нас самых во всех других Как бы им в дар. Судьба поэта тома полно испытаний и тягостей: …строки с кровью — убивают, Нахлынут горлом и убьют!

Целью творчества Пастернак считает самовыражение, самоотдачу. Его не привлекает просто человеческая слава: поэт должен создавать так, чтобы завоевать любовь пространства. Мир этот ждет работы художника так же, как работы пахаря. Поэт должен выполнить свое назначение на земле не считая нет на что: судьбой за него продуман распорядок действий, и он не упражнению отказаться играть свою роль. Сам Пастернак всей своей жизням подтверждал свою верность провозглашенным им принципам поэтического назначения. Все, что им созданное, несет на себе отражение тех идеалов духовности, которые он проповедовал в своих стихах. Он во всем старался « дойти до самой сути», он был требователен к себе, к своему мастерству: известно, что он тщательно и подолгу редактировал свои произведения ( об этом с иронией говорит Маяковский в стихе «Тамара и Демон»: «и пусть, озверевши от помарок, об этом пишет себе Пастернак…»). Борис Пастернак не склонен был приписывать поэзии цели конкретные, практические, как делал это в какой-то мере тот же Маяковский. Поэт лишь отчасти позаимствует у классической традиции взгляды о назначении поэзии и дает ей новое определение — трут-губка-поэзия-губка. Она всасывает мир целиком, чтобы потом, будучи выжатой, оказать его людям, открыть им его — в этом ее высокое назначение, ведь в поэта особое, полное и первичное знания о миру. Личность самого Пастернака — пример для многих его побратимов: например, Г. Ахматова писала в своих стихах о желании «Пастернака перепастерначить». Пастернак — явление для российской литературы сакральное: он — Поэт

Читать еще:  Где снимался фильм большая поэзия

Сочинение: Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака

Замечательный поэт Борис Пастернак бесконечно, само­ценно любил жизнь. И жизнь его была поэзией, как и все, что его окружало. Пастернак говорил, что поэзия «валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли». Призвание поэта — уметь видеть, слышать, чувствовать голоса окружающего мира, всегда быть готовым на общение с ним, ведь поэзия —

Это — круто налившийся свист,

Это — двух соловьев поединок.

Стихотворения Б. Пастернака — безудержные, яркие. Когда читаешь их, кажется, что поэт в нескольких словах или строках старается показать тебе всю безмерность су­ществования, раскрыть все тайны вселенной, и поэтому торопит сам себя: «Стихи мои, бегом, бегом. Мне в вас нужда, как никогда».

Поэт — это проводник, между бесконечным океаном жизни и ограниченным восприятием обычных людей. Че­ловек, наделенный таким даром, уже не принадлежит только себе, и поэзия не спрашивает его разрешения на выход.

О, знал бы я, что так бывает,

Прикасаясь сердцем к струнам мироздания и слушая его негромкую музыку, творческая личность зачастую ок­ружена людьми, которые эту музыку не слышат. Спасаясь от словоохотливых лицемеров, льстецов, невежд, поэт сно­ва и снова погружается в волны бытия, восхищается леса­ми и полями, восходами и закатами.

Когда я устаю от пустозвонства

Пастернак убежден, что слава, известность, шумный ус­пех — это лишь внешние, второстепенные заслуги худож­ника. Конечно, приятно, если тебя признают не далекие потомки, а современники, но на самом деле это, по сути, не важно, ведь «цель творчества — самоотдача». И «ввысь» человека поднимает не уверенность в собственной гениальности, а его умение черпать новые силы, жизненную энергию из живительного родника творчества и нести ее людям.

Но надо жить без самозванства,

Услышать будущего зов.

Пастернаку во всем хотелось «дойти до самой сути»: в работе, в поиске пути, в устремлениях сердца. И при всем этом поэт откровенен и честен со своими читателями, по­скольку стихи его льются из самой глубины души, нимало не беспокоясь о том, как же их воспримут окружающие.

Поэзия, не поступайся ширью.

И зерен в мере хлеба не считай.

Пастернак ощущает себя чутким инструментом в паль­цах мироздания и не всегда сразу может понять, ангель­скую или демоническую музыку он выпускает в свет, пото­му что это — архаичные мелодии первоосновы.

Любимая — жуть! Когда любит поэт,

Как во времена ископаемых.

Главная задача поэта — жить, не утрачивая глубины и точности восприятия. Только очищенное от всего наносного сердце может напрямую общаться с миром.

Все время схватывая нить

Пастернак прекрасно осознавал, что талант — это не только дар, но и огромная ответственность перед собой, людьми, миром, которая не только обязывает поэта постоянно ощущать свою связь с жизнью, временем, эпохой, но и быть готовым на жертвы, а временами — и на изнурительный труд.

Поэзия, я буду клясться

Ты — пригород, а не припев.

Б. Пастернак не только сам сумел дойти «до основа­ний, до корней, до сердцевины», но и нам помог прикос­нуться к высокому, прекрасному и таинственному.[/sms]

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector