Что говорит цветаева о своем творчестве и о поэзии
Марина Цветаева: проблемы творчества
статья по литературе (11 класс) по теме
Исследование темы творчества в лирике М.Цветаевой поможет при подготовке к урокам литературы в 11 классе.
Восприятие творческого наследия поэта, как правило, вызывает затруднение у большинства старшеклассников. Зачастую оно сводится к изучению биографических сведений. Нередко и стихи Цветаевой читаются лишь как подтверждение каких-либо событий из жизни поэта. Неспроста Марина Цветаева беспокоилась: как бы, раскапывая стих, не занялись “бытовым подстрочником”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о творчестве М. Цветаевой | 66 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Марина Цветаева: проблемы творчества
Автор: Руденко Римма Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Лянторская СОШ № 7»
Марина Цветаева: проблемы творчества
Загадка творчества всегда будет оставаться загадкой. И даже более – тайной, чудом. Невозможно (и не нужно!) раскладывать это чудо по полочкам, пытаться всему найти истолкование. Но для того чтобы приблизиться к миру поэзии, можно попытаться уяснить, откуда берет начало поэтический дар и сколько труда вложено в то, чем мы сегодня восхищаемся.
Бог меня одну поставил
Посреди большого света.
– Ты не женщина, а птица,
Посему летай и пой.
Цветаева «пела», несмотря на непонимание, неприятие, бытовые неурядицы. «Летала», потому что рождена была для полета – для творчества. А.С.Эфрон в воспоминаниях таким воспроизводит облик М.Цветаевой: «Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом – 163 см., с фигурой египетского мальчика… легка и быстра походка, легки и стремительны – без резкости – движения».
Символ птицы чрезвычайно важен для Цветаевой. Поэт не отягощен земными радостями и бытовыми проблемами. Именно поэтому творчество ассоциируется с полетом. Поэта Цветаева представляет в образе «крылатого существа» – это и птица, и ангел, и бабочка. С одой стороны, это знак «особости» художника: все ходят по земле, а он – летает. На всех действует закон притяжения (привязанность к земным радостям, быту), а поэт свободен, потому что имеет крылья – творчество, потому что парит над землей. Птица, ангел, бабочка сливаются для Цветаевой в символ души.
Между мнимыми – ниц – сущая,
Не задушена вашими тушами,
– Возлюбленный!- Ужель не узнаешь?
Я ласточка твоя – Психея!
Психея в греческой мифологии – олицетворение души в образе нежной юной девушки. Психея у Цветаевой противопоставляется Еве – олицетворению не души, а тела, земной красоты и любви.
Нередко поэт обращается к образам коня, бега для изображения творческого порыва.
Не возьмешь мою душу живу!
Так, на полном скаку погонь –
Пригибающийся – и жилу
Образы полета, коня, бега соединяются в определении творческого порыва, вдохновения. С понятием творчества связан и образ огня, который передает трагизм процесса творчества. Творчество-жертва, творчество-мука…
– Птица-Феникс я, только в огне пою!
Поддержите высокую жизнь мою!
Символ вдохновения для зрелой Цветаевой не Муза («Храни ее, Господи, Такую далекую!»), а Гений, которого считали покровителем мужчин. Вдохновение врывается к поэту «всадником на красном коне». Он и увлекает свою избранницу в «пекло ратных подвигов». Гений требует от поэта мужской хватки, мужского характера. Неслучайно, наверное, Цветаева осознает себя и называет не поэтессой, а поэтом. Это не каприз, не прихоть – мужские качества характера замечали в Цветаевой многие ее современники.
Борис Пастернак писал ей: «Как удивительно, что ты – женщина. При твоем таланте это ведь такая случайность!»
Интересно соотношение понятий «духовное» и «материальное» в лирике и прозе Марины Цветаевой. В стихотворении «Жив, а не умер…» слышен протест против всякой «телесности».
В теле – как в трюме,
В себе – как в тюрьме…
В кости – как во лжи!)
Поэты, в представлении Цветаевой, с трудом переносят земное воплощение. В цикле «Стихи к Блоку» перед нами предстает портрет Блока не как человека, а как духа. Образ поэта обретет ореол святости. Смерть Блока Цветаева представляет не как конец его жизненного пути, а как освобождение, воскрешение, начало пути иного.
Мертвый лежит певец
И воскресение празднует.
Марина Цветаева писала Анне Ахматовой о Блоке: «Удивительно не то, что он умер, а то, что он жил…Весь он такое явное торжество духа, такой воочию – дух, что удивительно, как жизнь – вообще – допустила. Смерть Блока я чувствую как Вознесение».
К размышлениям о соотношении духовного и материального в поэте Цветаева обращается не раз. В письме к Р.-М.Рильке она пишет: «Человек – то, на что мы обречены». В письме к Бахраху замечает: «Может быть, этот текущий час и сделает надо мною чудо – дай Бог, м.б. я действительно сделаюсь человеком, довоплощусь…»
Цветаева не раз говорила, что ее стихи обращены к Богу. «Что мы можем сказать о Боге? Ничего. Что мы можем сказать Богу? Все. Стихи к Богу есть молитва. Так: все мои стихи – к богу если не обращены, то: возвращены».
Неслучайно Иосиф Бродский так определяет процесс стихосложения: «Стихотворение приводится в действие тем же механизмом, что и молитва».
В стихотворении «Я страница твоему перу…» мы видим обращение к Господу. Это и благодарность за дар, и клятва в выполнении долга.
Я – хранитель твоему добру:
Возращу и возвращу сторицей.
Неоднозначным выглядит в данном стихотворении сочетание черного и белого цветов. Для Цветаевой, в отличие от общепринятого мнения, черный цвет чаще имеет позитивное содержание, а белый – негативное. Мир лирической героини представлен двумя контрастными цветами.
С одной стороны: «Все приму. Я белая страница». И здесь же: «Я деревня, черная земля». В конце стихотворения: «Ты – Господь и Господин, а я – Чернозем – и белая бумага».
Антитеза «черное – белое» в данном случае приобретает нетрадиционное значение. Антонимы переходят в синонимы. Почему же героиня называет себя «белой страницей»?
Белый цвет здесь несет значение изначальной чистоты, готовности к заполнению. Черный цвет представлен в виде чернозема. Чернозем – это и есть та благодатная почва, о которой говорится в Евангелии – в притче о сеятеле: «Иное упало на добрую землю и принесло плод».
Марина Цветаева еще в начале творческого пути поняла: невозможно быть поэтом и комфортно чувствовать себя в обыденной жизни. Отсюда – трагическое неприятие окружающего мира, непонимание, невозможность обоюдной (равной) любви.
Не земное и настоящее влекло поэта в минуты творчества, а Вселенная, будущее.
Любовь, страсть вовсе не мешают поэту творить.
Ах, ни единый миг, прекрасный Эрос,
Без вас мне не был пуст.
Поэт – явление непредсказуемое. Он не может предугадать, что завтра сорвется с его пера.
И как стремительно несущаяся комета, поэт обгоняет свое время. Он всегда «зрит» в будущее. Поэта ничем не сдержать, он всегда будет идти своим путем, вразрез с традициями, законами, вразрез со временем.
– Отчаятесь! Поэтовы затменья
Не предугаданы календарем.
Не находя места среди людей, поэты бросают вызов богам:
Мы бога у богинь оспариваем,
И девственницу у богов!
Настоящий поэт, по мнению М.Цветаевой, обречен на одиночество. И.Кудрова отмечает: «Ее неожиданно больно задели строки в очередном письме Рильке, где поэт говорил об одиночестве как о жестоком, но необходимом условии творчества. Она достаточно хорошо знала, что это святая правда».
Мой путь не лежит мимо дому – твоего.
Мой путь не лежит мимо дому – ничьего…
Цветаева – поэт крайностей, в ее творческом мире противопоставлены: (как белое и черное) творчество и будничная жизнь, божественная любовь и человеческая страсть, поэт и толпа. Для нее ни в чем не может быть «золотой середины»:
Закинув голову и опустив глаза
Пред ликом Господа и всех святых стою…
Казалось бы, несовместимые понятия – закинутая голова и опущенный взор – соединяются в одном образе. Лирическая героиня Цветаевой – «смертная» женщина и, одновременно, ангел.
В лирике Цветаевой, безусловно, отражены народные представления о Добре и Зле, о человеке и его месте в мире. Динамика, интонация цикла «Версты» полностью определяется фольклорной основой.
Не из фольклора ли проистекает способность цветаевских стихов содержать какой-то магический смысл в самой интонации, в самом звучании? Как проявление тяги поэта к крайностям, стихотворения звучат то как молитва, то как заговор.
Благодарю, о Господь,
За Океан и за Сушу.
И за прелестную плоть,
И за бессмертную душу…
Стихотворение, обращенное к Господу, датировано 9 ноября 1918 г. Несколькими днями ранее, 3 ноября 1918 г. Цветаева пишет:
Развела тебе в стакане
Горстку жженых волос.
Чтоб не елось, чтоб не пелось,
Не пилось, не спалось.
Эти строки, напротив, читаются как деревенский заговор.
Неспроста, наверное, М.Волошин говорил Цветаевой, что в ней заложен материал, по крайней мере, 10 поэтов. Ее поэтический взгляд способен увидеть и осмыслить весь мир, всю Вселенную.
Состояние творчества Марина Цветаева сравнивает со сновидением: «Поэт? Спящий.» Творчество для нее – это наваждение, cон, чары. Из письма к А.В.Черновой: «В жизни, Аденька, ни-че-го нельзя… Поэтому – искусство («во сне все возможно»). Из этого искусство, моя жизнь, как я ее хочу, не беззаконная, но подчиненная высшим законам, жизнь на земле, как ее мыслят верующие на небе. Других путей нет».
Искусство – в противовес жизни! Жизни «нищей и тесной», жизни, которая всего лишь «сброд-рынок-барак»…
Главная ценность поэта – душа, его внутренний мир. Совершенно нелепо, с точки зрения Цветаевой, выглядит поэт, декламирующий свои стихи со сцены. «Поэт – уединенный, подмостки для него – позорный столб».
С одной стороны, творчество для Цветаевой – предопределение свыше:
Бог меня одну поставил
Посреди большого света
– Ты не женщина, а птица,
Посему летай и пой.
С другой стороны, творчество несет греховное начало: «Достаточно с меня великой сделки записывания и печатания!»
М.Цветаева, заявив уверенно: «Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!», допускает также возможность отказа от своего таланта.
А может, лучшая победа
Над временем и тяготеньем –
Пройти, чтоб не оставить следа…
Марине Цветаевой не удалось «пройти, чтоб не оставить следа». Она оставила нам свой Голос.
Конечно, поэзия Цветаевой не предназначена для массового читателя, не предполагает массового почитания – слишком оригинально ее творческое наследие. Но тот, кто однажды проник в творческий мир Цветаевой, останется зачарованным ее поэзией на всю жизнь…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины .
Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и.
11 класс. Уроки литературы. Литературно-музыкальная композиция.
Урок обобщения изученного материала.
Литературный журнал по творчеству М. Цветаевой для учащихся 11 класЦель данного урока:: изучить темы поэзии в лирике А. Цветаевой; рассмотреть особенности этих тем, совершенствовать навыки анализа поэ.
на сайте размеще конспект к уроку. Презентацию к нему можно найти на моей странице на proshkola.ru.
Цель урока: выявить основные темы и мотивы цветаевской лирики, проиллюстрировав их; сформировать навыки элементов анализа лирического произведения; развить эстетический вкус учащихся, внимание к детал.
М. И. Цветаева. Основные темы творчества. Тема творчества поэта и поэзии
Урок 44. Русская литература 11 класс. ФГОС. 1 часть
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока “М. И. Цветаева. Основные темы творчества. Тема творчества поэта и поэзии”
Сегодня на уроке мы:
· Поговорим о творчестве Марины Ивановны Цветаевой.
· Выделим основные темы творчества этой замечательной поэтессы.
· Узнаем, что значило быть поэтом для Марины Цветаевой.
В творчестве каждого поэта есть ключевые темы. Это тема Родины, тема любви, тема поэта и поэзии. Но каждый поэт в своей лирике эти темы раскрывает по-своему. И сам раскрывается в них, пропуская эти темы сквозь призму личного восприятия. Тема поэта и поэзии одна из важнейших для Цветаевой.
Марина Цветаева очень рано осознала своё предназначение и поняла себе цену, как поэту. Это понимание можно увидеть уже в ранней лирике Цветаевой. Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» было создано в мае 1913 года, когда поэтессе исполнился всего лишь 21 год. Первая книга поэтессы вышла всего 3 года назад. И не все критики были к ней благосклонны. Например, Валерий Брюсов, признавая талант поэтессы, говорил о небрежности цветаевского стиха.
Но в стихотворении «Моим стихам, написанным так рано…» мы видим абсолютную, безоговорочную уверенность поэтессы в силе своего таланта и неизбежности признания. Лирическая героиня стихотворения – сама поэтесса, выражающая свои чувства и мысли о собственном творчестве.
Обратите внимание на то, какие сравнения использует Марина Цветаева. Свои юношеские стихи поэтесса называет искрами из ракет, брызгами фонтана, подчёркивая яркую красоту и динамичность своих стихотворений. А также стремительный полёт вдохновения, в котором они рождались.
Первые две строки второго четверостишия указывают на бунтарскую, новаторскую природу цветаевских стихов, которой поэтесса так гордилась.
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам
О стихотворении «Моим стихам, написанным так рано…» часто говорят как о пророческом.
Моим стихам о юности и смерти,
– Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Действительно, творчество Марины Цветаевой долгие годы не было востребованным ни в Советском Союзе, ни в эмигрантской среде. Настоящая слава пришла к поэтессе уже после смерти, когда в 1961 году в СССР вышла её книга «Избранное». До этого книги Цветаевой не печатали на родине почти 40 лет.
Обратите внимание, что лирическая героиня стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…» ощущает своё одиночество и невостребованность. Её драгоценные стихи не нужны читателю. Вот этот мотив одиночества, отчуждённости очень характерен для цветаевской лирики. Как и ощущение стихийности творчества.
Критики отмечали, что ранняя лирика Марины Цветаевой жизнерадостна. И полна света, искренней любви к миру, тёплых воспоминаний о детстве. Вдохновение поэтесса находило во всём: в разлуках, встречах, радости, горе, многочисленных романах с мужчинами и женщинами.
Так, стихотворение «Попытка ревности» написано в ноябре 1924 года после завершения бурного романа поэтессы с Константином Родзевичем. Белогвардейским офицером, с которым Марина Цветаева познакомилась в эмиграции.
Стихотворение «Попытка ревности» относится к любовной лирике, хотя по сути своей оно довольно едкое и жёсткое. Язвительный тон стихотворения объясняется его темой – темой болезненного расставания мужчины и женщины и разочарования в любви.
Само название «Попытка ревности» указывает на желание показать адресату стихотворения, что по-настоящему героиня не ревнует. Не может ревновать, поскольку считает себя неизмеримо выше соперницы. В стихотворении лирическая героиня постоянно сравнивает себя с соперницей. И сравнения эти довольно унизительны для последней.
Как живётся вам с сто-тысячной –
Вам, познавшему Лилит!
Лирическая героиня – плавучий остров в небе, государыня на престоле, Лилит. Её соперница – простая женщина без божества, рыночный товар, подобие. В сравнении-противопоставлении двух женщин раскрываются взгляды Марины Цветаевой на то, какой должна быть любовь и отношения между мужчиной и женщиной. Бывшего возлюбленного лирическая героиня постоянно упрекает в том, что он отказался от волшебного мира высоких чувств ради обыденной плебейской жизни с простой удобной женщиной. То есть променял духовность на быт, с которым поэтесса несовместима.
Стихотворение очень эмоционально. Поэтесса использует огромное количество средств художественной выразительности. Здесь яркие эпитеты и метафоры, например «Обо мне, плавучем острове» или «Стыд Зевесовой вожжою».
Чтобы усилить контраст, Марина Цветаева прибегает к гиперболам: «пошлина бессмертной пошлости», «государыню с престола свергши». В стихотворении можно встретить любимую поэтессой парцелляцию.
После мраморов Каррары
Как живётся вам с трухой
Гипсовой? (Из глыбы высечен
Бог – и начисто разбит!)
Современники Марины Цветаевой говорили о её неприспособленности к быту. Для неё быть поэтом – значит жить высокими чувствами, вдохновением, страстью, не касаясь грязи повседневности. И от жизненных тягот поэтесса пыталась скрыться в волшебном мире поэзии. Поэтому в самые тяжёлые периоды жизни, вопреки всему в лирике Марины Цветаевой появлялись необыкновенно лёгкие, игривые строки.
Например, в 1920 году, переживая разлуку с мужем, потерю ребёнка, поражение белого движения, которому поэтесса сочувствовала, Цветаева пишет одно из самых жизнеутверждающий стихотворений.
Кто создан из камня, кто создан из глины, –
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Основой для стихотворение стало толкование имени поэтессы, которое переводится с латыни как «морская». В стихотворении поэтесса противопоставляет две стихии, созидающие жизнь. По библейским преданиям, Бог создал человека из глины. Глина податлива, из неё можно вылепить всё что угодно. Но после обжига глина превращается в камень, теряя способность меняться. Для поэтессы это значит духовную смерть.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и нагробные плиты…
Себя же она ассоциирует с водой. Изменчивой стихией, которая постоянно находится в движении. Со стихией вечной и непобедимой. Свободной и не признающей границ.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена –
Высокая пена морская!
В 1922 году Марина Цветаева покинула Россию, как и многие писатели, художники, поэты. Но жизнь в эмиграции у Цветаевой, как и у многих её собратьев, сложилась не лучшим образом. Поэтесса страдала от бедности, невостребованности. Её мучила тоска по Родине. В начале 30-х годов Марина Цветаева создавала множество стихов-обращений. Она писала стихи к Анне Ахматовой, Владимиру Маяковскому, Борису Пастернаку.
Тогда же был создан поэтический цикл «Стихи к Пушкину», состоящий из 7 стихотворений.
Александр Сергеевич Пушкин был любимым поэтом Марины Цветаевой. Так же, как и Анна Ахматова, Марина Цветаева чувствовала духовную связь с великим русским поэтом. Цветаева прямо заявляет об этом в стихотворении «Станок»:
Вся его наука –
Мощь. Светло – гляжу:
Пушкинскую руку
Жму, а не лижу.
Прадеду – товарка:
В той же мастерской!
Каждая помарка –
Как своей рукой.
Но образ Пушкина у Цветаевой был свой, совершенно особый и абсолютно непривычный даже для тех, кто отрицал хрестоматийную трактовку личности Пушкина.
Так какой же он, цветаевский Пушкин? Прежде всего, бунтарь. Это заявлено в первом из семи стихотворений цикла.
Бич жандармов, бог студентов,
Желчь мужей, услада жён,
Пушкин – в роли монумента?
Гостя каменного? – он,
Скалозубый, нагловзорый
Пушкин – в роли Командора?
Для Марины Цветаевой Пушкин не только поэт, который изменил всю русскую культуру и стоял у основ классической русской литературы. Пушкин – человек, повлиявший на судьбу Русской империи. Пушкин – подарок свыше всему русскому народу. В стихотворении «Пётр и Пушкин» поэтесса утверждает, что лучшее деяние Петра для России вовсе не флот, не победа над шведами, не строительство новой столицы. Самым важным для страны, по мнению поэтессы, было то, что император привёз и приблизил к себе предка Пушкина, арапа Ганнибала.
И шаг, и светлейший из светлых
Взгляд, коим поныне светла…
Последний – посмертный – бессмертный
Подарок России – Петра.
Критики говорят о том, что Марина Цветаева слишком уж делала великого поэта похожим на себя. И даже отрицала некоторые стороны личности и биографии поэта, если они не вписывались в систему её взглядов. В некоторых стихотворениях поэтесса почти что демонизировала жену поэта Наталью Гончарову и императора Николая I. Поэтесса была убеждена, что холодная красавица Наталья Гончарова не любила, не ценила и не понимала поэта. А Николая I поэтесса рисовала тираном и палачом Пушкина, называя «жалким жандармом» и «зверским мясником».
Такое специфическое восприятие исследователи творчества Марины Цветаевой объясняют тем, что поэтесса познавала мир эмоционально, а не рационально. Чтобы понять какое-то явление или личность, поэтессе необходимо было приблизиться к нему, посмотреть сквозь призму собственных чувств и «присвоить».
Интересно, что, выступая против идеализации Пушкина, поэтесса сама окружает его ореолом святости.
То – серафима
Несокрушимый
Мускул – крыла.
Такое же открытое обожествление можно увидеть и в другом поэтическом цикле, посвящённом Александру Блоку.
Думали – человек!
И умереть заставили.
Умер теперь, навек.
– Плачьте о мёртвом ангеле!
Предстало нам – всей площади широкой! –
Святое сердце Александра Блока.
Поэтический цикл «Стихи к Блоку» создавался 4 года. Он состоит из 16 стихотворений. Первая половина цикла была написана словно на одном дыхании, с середины апреля по середину мая 1916 года. Вторую половину цикла Марина Цветаева писала после значительного перерыва, остро переживая смерть поэта.
Цикл «Стихи к Блоку» очень неоднороден по своей структуре, богат средствами художественной выразительности. Поэтесса, оплакивая своего кумира, привносит в цикл фольклорные мотивы, подражая структуре народного плача:
Останешься нам иноком:
Хорошеньким, любименьким,
Требником рукописным,
Ларчиком кипарисным.
Всем – до единой – женщинам,
Им, ласточкам, нам, венчанным,
Нам, злату, тем, сединам,
Всем – до единой – сыном…
Заглавное стихотворение цикла «Имя твоё – птица в руке» можно назвать своеобразным гимном Александру Блоку. Имя его в стихотворении не произносится, но увидеть его не стоит большого труда. Марина Цветаева играет с ассоциациями, которые вызывает у неё имя её кумира. Раскрывая в этой игре всю гамму ощущений и образов, которую вызывает у неё личность поэта и его творчество.
Обратите внимание, насколько разные эти ассоциации. Тёплая, трепетная «птица в руке» и холодная «льдинка на языке». Тихий всхлип брошенного в пруд камня и тут же:
В лёгком щёлканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
Стихотворение «Имя твоё – птица в руке» запредельно искреннее и эмоциональное. Как и весь цикл «К Блоку», в котором нежные интимные чувства соединяются с гимном блоковскому таланту, пониманием масштаба его личности и значимости его для страны.
Творчество Марины Цветаевой никого не оставляет равнодушным. Кто-то влюбляется в стихи и личность поэтессы навсегда, а кто-то испытывает совершенно противоположные чувства. Причиной этому невероятный накал эмоций, исповедальность и резкость цветаевской лирики.
Об этой особенности творчества Марины Цветаевой писал Иосиф Бродский:
«Цветаева – поэт чрезвычайно искренний, вообще, возможно, самый искренний в истории русской поэзии. Она ни из чего не делает тайны, и менее всего – из своих эстетических и философских кредо, рассыпанных в её стихах и прозе с частотой личного местоимения первого лица единственного числа».
СРОЧНО.
Тема творчества, поэта и поэзии в лирике Цветаевой
u0422u0432u043eu0440u0447u0435u0441u0442u0432u043e u041cu0430u0440u0438u043du044b u0426u0432u0435u0442u0430u0435u0432u043eu0439 u0441u0442u0430u043bu043e u0432u044bu0434u0430u044eu0449u0438u043cu0441u044f u0438 u0441u0430u043cu043eu0431u044bu0442u043du044bu043cn
u044fu0432u043bu0435u043du0438u0435u043c u043au0430u043a u043au0443u043bu044cu0442u0443u0440u044b u00abu0441u0435u0440u0435u0431u0440u044fu043du043eu0433u043e u0432u0435u043au0430u00bb, u0442u0430u043a u0438 u0438u0441u0442u043eu0440u0438u0438 u0440u0443u0441u0441u043au043eu0439n
u043bu0438u0442u0435u0440u0430u0442u0443u0440u044b. u041eu043du0430 u043fu0440u0438u0432u043du0435u0441u043bu0430 u0432 u0440u0443u0441u0441u043au0443u044e u043fu043eu044du0437u0438u044e u043du0435u0431u044bu0432u0430u043bu0443u044e u0433u043bu0443u0431u0438u043du0443 u0438n
u0432u044bu0440u0430u0437u0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u044c u043bu0438u0440u0438u0437u043cu0430 u0432 u0441u0430u043cu043eu0440u0430u0441u043au0440u044bu0442u0438u0438 u0436u0435u043du0441u043au043eu0439 u0434u0443u0448u0438 u0441 u0435u0435n
u0442u0440u0430u0433u0438u0447u0435u0441u043au0438u043cu0438 u00a0u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043eu0440u0435u0447u0438u044fu043cu0438.nu041fu0435u0440u0432u044bu0439 u00a0u0441u0431u043eu0440u043du0438u043a u00a0u0441u0442u0438u0445u043eu0432 u00a0u0432u043eu0441u0435u043cu043du0430u0434u0446u0430u0442u0438u043bu0435u0442u043du0435u0439 u0434u0435u0432u0443u0448u043au0438 u00abu0412u0435u0447u0435u0440u043du0438u0439 u0430u043bu044cu0431u043eu043cu00bb u0441u0442u0430u043b u0438 u043fu0435u0440u0432u044bu043c u0448u0430u0433u043eu043c u0432nu0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u043au043eu0435 u0431u0435u0441u0441u043cu0435u0440u0442u0438u0435 u0426u0432u0435u0442u0430u0435u0432u043eu0439. u0412 u044du0442u043eu043c u0441u0431u043eu0440u043du0438u043au0435 u043eu043du0430 u043eu043fu0440u0435u0434u0435u043bu0438u043bu0430 u0441u0432u043eu0435 u00a0u0436u0438u0437u043du0435u043du043du043eu0435 u0438 u043bu0438u0442u0435u0440u0430u0442u0443u0440u043du043eu0435 u043au0440u0435u0434u043e u2014 u0443u0442u0432u0435u0440u0436u0434u0435u043du0438u0435 u0441u043eu0431u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0439 u00a0u043du0435u043fu043eu0445u043eu0436u0435u0441u0442u0438 u0438 u0441u0430u043cu043eu0434u043eu0441u0442u0430u0442u043eu0447u043du043eu0441u0442u0438. u0412u043du0435u0448u043du0438u0435 u0441u043eu0431u044bu0442u0438u044f u043fu0440u0435u0434u0440u0435u0432u043eu043bu044eu0446u0438u043eu043du043du043eu0439 u00a0u0438u0441u0442u043eu0440u0438u0438 u043cu0430u043bu043e u043au043eu0441u043du0443u043bu0438u0441u044c u0441u0435 u0441u0442u0438u0445u043eu0432.n
u041fu043eu0437u0434u043du0435u0435 u043eu043du0430 u0441u043au0430u0436u0435u0442, u0447u0442u043e u00abu043fu043eu044du0442 u0441u043bu044bu0448u0438u0442 u0442u043eu043bu044cu043au043e u0441u0432u043eu0435, u0432u0438u0434u0438u0442 u0442u043eu043bu044cu043au043en
u0441u0432u043eu0435, u0437u043du0430u0435u0442 u0442u043eu043bu044cu043au043e u0441u0432u043eu0435u00bb. u0412u0441u0435u043c u0441u0432u043eu0438u043c u0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u0442u0432u043eu043c u043eu043du0430 u043eu0442u0441u0442u0430u0438u0432u0430u043bu0430 u0432u044bu0441u0448u0443u044e u00a0u043fu0440u0430u0432u0434u0443 u043fu043eu044du0442u0430 u2014 u0435u0433u043e u043fu0440u0430u0432u043e u043du0430 u043du0435u043fu043eu0434u043au0443u043fu043du043eu0441u0442u044c u043bu0438u0440u044b, u043du0430 u043fu043eu044du0442u0438u0447u0435u0441u043au0443u044e u00a0u0447u0435u0441u0442u043du043eu0441u0442u044c. u0412 u0446u0435u043du0442u0440u0435 u0446u0432u0435u0442u0430u0435u0432u0441u043au043eu0433u043e u0445u0443u0434u043eu0436u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0433u043e u043cu0438u0440u0430 u2014 u043bu0438u0447u043du043eu0441u0442u044c, u00a0u043du0430u0434u0435u043bu0435u043du043du0430u044f u0431u0435u0437u043cu0435u0440u043du043eu0439 u0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u043au043eu0439 u0441u0438u043bu043eu0439, u0447u0430u0449u0435 u0432u0441u0435u0433u043e u2014 u044du0442u043e u043fu043eu044du0442 u043au0430u043a u00a0u044du0442u0430u043bu043eu043d u043du0430u0441u0442u043eu044fu0449u0435u0433u043e u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430. u041fu043eu044du0442, u043fu043e u0426u0432u0435u0442u0430u0435u0432u043eu0439, u2014 u0442u0432u043eu0440u0435u0446 u0432u0441u0435u0433u043e u043cu0438u0440u0430, u043eu043d u00a0u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043eu0441u0442u043eu0438u0442 u043eu043au0440u0443u0436u0430u044eu0449u0435u0439 u0436u0438u0437u043du0438, u0441u043eu0445u0440u0430u043du044fu044f u0432u0435u0440u043du043eu0441u0442u044c u0442u043eu043cu0443 u0432u044bu0441u0448u0435u043cu0443, u0447u0442u043e u043eu043d u043du0435u0441u0435u0442 u0432 u0441u0435u0431u0435. u0421u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 u043cu0438u0440u0430 u0434u043bu044f u0426u0432u0435u0442u0430u0435u0432u043eu0439 u043du0430u0447u0438u043du0430u0435u0442u0441u044f u0441 u0441u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044fnu0441u0432u043eu0435u0433u043e u0434u0435u0442u0441u0442u0432u0430, u0441u0432u043eu0435u0439 u0431u0438u043eu0433u0440u0430u0444u0438u0438. u0432u043eu043fu043bu043eu0449u0435u043du0438u044e u043fu043eu044du0442u0430 u0432 u0440u0435u0431u0435u043du043au0435 u2014 u043fu043eu044du0442u043eu043c u0440u043eu0436u0434u0430u044eu0442u0441u044f. u00abu0420u0435u0431u0435u043du043eu043a, u043eu0431u0440u0435u0447u0435u043du043du044bu0439 u00a0u0431u044bu0442u044c u043fu043eu044du0442u043eu043cu00bb u2014 u0442u0430u043au043eu0432u0430 u0432u043du0443u0442u0440u0435u043du043du044fu044f u0442u0435u043cu0430 u0435u0435 u0440u0430u043du043du0435u0439 u043bu0438u0440u0438u043au0438. “>]” data-test=”answer-box-list”>
Тема творчества поэта и поэзии.
М.И. Цветаева. Основные темы творчества. Тема творчества поэта и поэзии.
Биография Цветаевой
Марина Ивановна Цветаева (1892–1941) – знаменитая русская поэтесса, прозаик, переводчик, которая своим творчеством оставила яркий след в литературе 20 века.
Ранние годы
Родилась Марина Цветаева в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 года. Ее отец был профессором университета, мать – пианисткой. Стоит кратко заметить, что биография Цветаевой пополнилась первыми стихами еще в возрасте шести лет.
Первое образование получила в Москве в частной женской гимназии, затем обучалась в пансионах Швейцарии, Германии, Франции.
После смерти матери, Марина и ее брат и две сестры воспитывались отцом, который старался дать детям хорошее образование.
Начало творческого пути
Первый сборник стихотворений Цветаевой был опубликован в 1910 году («Вечерний альбом»). Уже тогда на творчество Цветаевой обратили внимание знаменитые — Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин и Николай Гумилёв. Их творчество и произведениями Николая Некрасова значительно повлияли на раннее творчество поэтессы.
В 1912 году она выпустила второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». В эти два сборника Цветаевой вошли также стихотворения для детей: «Так», «В классе», «В субботу». В 1913 году выходит третий сборник поэтессы под названием «Из двух книг».
Во время Гражданской войны (1917-1922) для Цветаевой стихи являются средством выразить сочувствие. Кроме поэзии она занимается написанием пьес.
Личная жизнь
В 1912 году выходит замуж за Сергея Эфрона, у них появляется дочь Ариадна.
В 1914 году Цветаева знакомится с поэтессой Софией Парнок. Их роман длился до 1916 года. Ей Цветаева посвятила цикл своих стихотворений под названием «Подруга». Затем Марина вернулась к мужу.
Вторая дочь Марины, Ирина, умерла в возрасте трех лет. В 1925 году родился сын Георгий.
Жизнь в эмиграции
В 1922 году Цветаева переезжает в Берлин, затем в Чехию и в Париж. Творчество Цветаевой тех лет включает произведения «Поэма горы», «Поэма конца», «Поэма воздуха». Стихи Цветаевой 1922-1925 годов были опубликованы в сборнике «После России» (1928). Однако стихотворения не принесли ей популярности за границей. Именно в период эмиграции в биографии Марины Цветаевой большое признание получила прозы.
Цветаева пишет серию произведений, посвященную известным и значимым для неё людям:
- в 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому», в честь известного Владимира Маяковского, чьё самоубийство потрясло поэтессу;
- в 1933 – «Живое о живом», воспоминания о Максимилиане Волошине
- в 1934 – «Пленный дух» в память об Андрее Белом
- в 1936 – «Нездешний вечер» о Михаиле Кузмине
- в 1937 – «Мой Пушкин», посвященное Александру Сергеевичу Пушкину
Возвращение на родину и смерть
Прожив 1930-е года в бедности, в 1939 Цветаева возвращается в СССР. Её дочь и мужа арестовывают. Сергея расстреливают в 1941 году, а дочь через 15 лет реабилитируют.
В этот период своей жизни Цветаева почти не пишет стихов, а лишь занимается переводами.
31 августа 1941 года Цветаева покончила с собой. Похоронена великая поэтесса в городе Елабуга на Петропавловском кладбище.
Музей Цветаевой находится на улице Сретенка в Москве, также в Болшево, Александрове Владимирской области, Феодосии, Башкортостане. Памятник поэтессе установлен на берегу реки Ока в городе Таруса, а также в Одессе.
Темы творчества
Марина Цветаева громко манифестировала о том, что видит и чувствует. Ее ранняя лирика наполнена внутренним теплом, памятью о детских годах и обретенной любви. Самоотдача и искренность открыли ей двери в мир русской поэзии 20 века.
Поэтесса создавала стихи, вызывая каждое слово из глубин своей души. При этом стихи писались легко и страстно, ведь она не стремилась подчинить свое творчество ожидаемым представлениям общественности. И тему любви в поэзии Цветаевой, пожалуй, можно считать эталоном самовыражения. Это было признано литературными критиками, тем не менее, талант поэтессы все равно подвергался оспариванию.
С ходом времени поэзия Цветаевой неизбежно видоизменяется. В годы эмиграции и безденежья она становится зрелой. Марина Ивановна предстает как оратор на трибуне своего личностного роста. Дружеское общение с Маяковским привнесло в ее творчество черты футуризма. Вместе с тем заметна взаимосвязь ее стихов с русским фольклором. Отсюда и вытекает тема родины в творениях Цветаевой. Поэтесса имела четкую гражданскую позицию, выражающуюся в непринятии устанавливающегося политического строя на заре Октябрьской революции. Она много писала о трагической гибели России и ее муках. Об этом она рассуждала в годы эмиграции в Германии, Чехии, Франции. Но в парижские годы Цветаева уже больше писала прозаические произведения, дополненные мемуарами и критическими статьями. Эта мера стала вынужденной, так как многие зарубежные издания были недоброжелательно настроены по отношению к поэтессе, которая надеялась, что проза станет ее надежным тылом.
Тема творчества поэта и поэзии.
В творчестве любого поэта есть огромное многообразие тем и мотивов. В стихотворениях раскрываются взгляды на любовь, жизнь и другие философские вещи, одной из актуальной во все времен была и остается тема поэта и поэзии.
В стихотворениях Марины Цветаевой видим размышления над множеством важных и серьезных тем. Одна из них у Цветаевой – тема поэта и поэзии. Прочитав стихотворения поэтессы, без труда можно определить, что повелевает поэтом лишь вдохновение, именно от него зависит поэт.
Для Цветаевой – это всадник с гривою огненного цвета.
Кто такой поэт и каково его предназначение? Ответ на этот вопрос в полной мере содержится в произведении “На красном коне”.
1. Это человек, чей путь очень нелегок, ведь нередко он стоит против всего мира, большинство представителей которого слепы и думают лишь о себе, своих бытовых делах и решении имеющихся у них проблем. Трагизм в лирике проявляется в устремлениях главной героини. Героиня этой поэмы напрасно тратит усилия, стараясь отвлечь их от мелких ежедневных трудностей, поднять взгляд в небо.
2. Поэт – это личность, которая не может быть подвержена суду. Ведь занятый своими делами обыватель не может в полной мере оценить все, что делает поэт, потому и не имеет права осудить его. Лишь время поможет оценке творчества поэта, его мысли не всегда означают то, что видит не всегда вдумчивый читатель.
То есть, мы видим, что вокруг поэта трагизм, весь мир полон несовершенства, он не имеет гармонии.
Почему же столько трагизма в лирике Марины Цветаевой? Ответ на этот вопрос для тех, кто знаком с эпохой и жизнью поэтессы, является очевидным. Злую роль сыграло само время, в котором живет поэтесса, его неприятие и гордый дух, думы о будущем пропитали поэзию грустными нотами.
3. Также говоря о теме поэта и поэзии, Цветаева признает, что все же поэт имеет повелителя и он является зависимым, а зависит он от вдохновения.
Особенности лирики Марины Цветаевой
Рубрика: Филология, лингвистика
Дата публикации: 20.01.2020 2020-01-20
Статья просмотрена: 19386 раз
Библиографическое описание:
Марзаганова, Л. М. Особенности лирики Марины Цветаевой / Л. М. Марзаганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66328/ (дата обращения: 25.10.2021).
Конец XIX — начало XX века — период, ознаменовавшийся расцветом отечественной поэзии. Серебряный век подарил миру таких великих мастеров слога, как А. Блок и А. Ахматова, И. Бунин и С. Есенин, В. Маяковский и Н. Гумилев и мн. др. Марина Цветаева яркая представительница периода Серебряного века, поэтесса, чье имя неразрывно связано с историей мировой литературы. Она является символом той эпохи, ее неповторимым элементом. Это поэтесса, которая отличалась уникальностью своего творчества. В данной статье предпринята попытка описать основные мотивы лирики Марины Цветаевой и показать их главные особенности.
Ключевые слова: мотив, лирика, литература, поэзия, Серебряный век, поэтесса.
The End of the XIX — beginning of the XX century-the period marked by the flowering of Russian poetry. The silver age gave the world such great masters of the syllable as A. Blok and A. Akhmatova, I. Bunin and S. Yesenin, V. Mayakovsky and N. Gumilev and many others. Marina Tsvetaeva is a bright representative of the Silver age period, a poet whose name is inextricably linked with the history of world literature. It is a symbol of that era, its unique element. This is a poetess who was distinguished by the uniqueness of her work. This article attempts to describe the main motives of Marina Tsvetaeva’s lyrics and show their main features.
Keywords: motive, lyrics, literature, poetry, Silver age, poetess.
Марина Цветаева в истории русской литературы оставила большой отпечаток и увековечила свое имя. Она оказала большое влияние на развитие русской литературы, становление поэзии своего времени. У нее много работ, ее труды сложно переоценить. Марина Цветаева выпустила в печать сборники стихов, поэмы, стихотворные драмы, автобиографии, мемуары и историко-литературные очерки. Это был поэт-гений с необычайным талантом. Столько времени прошло, а ее произведения актуальны по сей день. Уникальность ее, как поэта, заключалась в том, что М. Цветаева не писала под определенные рамки течений своего времени. Она имела свободный характер поэзии, не похожий на авторов того времени.
Свой первый сборник стихов Марина Цветаева выпустила в 18 лет. Писать она начала гораздо раньше. Поэтесса прожила не долгую жизнь, но за этот короткий промежуток времени она много препятствий встретила. Носили они не только политический характер, личная жизнь поэтессы тоже сложилась не лучшим образом. Марина Цветаева было очевидцем Первой Мировой войны и Гражданской войны, а также прошла две революции. М. Цветаева перенесла гибель дочери, расставание с мужем и эмиграцию. Все эти преграды на ее пути не мешали ей писать. Даже в самые трудные для себя минуты жизни, поэтесса продолжала писать. Она считала поэзию своим призванием и находила в этом свое утешение.
В творчестве любого человека бывают темы, которые автор раскрывает с особой любовью. Марина Цветаева тоже уделяла особое внимание в своих произведениях теме детства. Ее стихотворение «В зале», которое было включено в состав сборника «Вечерний альбом», вполне можно назвать символическим:
Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари…
Детство для поэтессы — это самая трепетная тема. Она считает, что детство — это такой период в жизни человека, когда перед ним открыты все пути для приключений. Это самый активный и быстро проходящий этап в жизни человека. Каждый день ребенок открывает для себя что-то новое, ранее им неизведанное. Ребенок извлекает бесценный опыт из всего своего окружения. Произведения автора полны моральной борьбы детей. Это борьба не только с «тенями», но и главным образом происходит борьба с самим собой.
В стихах Марины Цветаевой мы также замечаем тему дома, которая тесно связана с темой детства. Дух и близость родного дома очень изменили характер поэтессы. Для поэтессы дом — это нечто большее, чем просто жилище. Это ее пространственное расположение, отражение ее жизни. Главные герои ее произведений постоянно стремятся к родному дому, будто их тянут туда какие-то нити, которыми их привязали [1. С. 134].
Стихотворение Марины Цветаевой, написанное в 1913 году «Ты, чьи сны еще непробудны», можно назвать пророческим: автор будто предчувствует, что с родным домом героини что-то произойдет и отражает это в своем стихотворении. Родной дом поэтессы, в котором она родилась в Трехпрудном переулке, в годы революции подвергся бомбежке и был уничтожен. Марина будто чувствовала, что это произойдет с ее домом и написала такие строки, которые впадают в душу:
Будет скоро тот мир погублен,
Погляди на него тайком,
Пока тополь еще не срублен…
В поэзии Марины Цветаевой много произведений, посвященных матери. поэтесса трепетно относится к теме матери и мать в ее жизни занимала большое место. Матери поэтесса посвятила не только стихи, но и прозу. Она написала такие рассказы, как «Мать и музыка» (1934), «Сказка матери» (1934). Каждое ее творение проникнуто особым чувством любви и благодарности матери. Самое известное из ее творений, посвященных матери — это стихотворение из сборника «Вечерний альбом» — «Маме». В нем автор очень точно и очень тонко показал незримую связь матери и дочерей [4. С. 56].
Мать поэтессы была умной и талантливой женщиной. Она многое сделала ради своих детей, раскрыла окружающий мир, многому научила. Именно мать научила Марину ощущать и свою, и чужую боль. Мария Александровна пыталась защитить своих детей от жестокости этого мира, научив их мудрости. Благодаря матери девочки получили отменное воспитание. В будущем наставления матери девочкам во многом помогли:
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!
Стихи, посвященные душевной тематике в творчестве поэтессы появились попозже. Главные герои произведений Цветаевой Марины стремятся навстречу неизведанному и таинственному. Их не пугает неопределенность и туман будущего. Это особенно заметно в стихотворении «Молитва», в котором цветаевская героиня громко заявляет:
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой…
Всю свою неистовость и непокорность характера героиня описала в стихотворении 1912 года «В раю». Здесь поэтесса широко различные приемы слов, одним из которых является противопоставление. Поэтесса земное сравнивает с небесным. Говоря о чувствах героини, сразу же подчеркивается ее память о земном.
В этом стихотворении, в частности, автором щедро использованы различные приёмы, например, противопоставление: здесь небесное. И даже среди своих потерь и поражений поэтесса видит свое счастье, называя их сокровищами своего сердца [3. С. 34].
Но главной темой в произведениях автора все-таки является тема бессонницы. Бессонницу поэтесса характеризует как часть себя. Это неотъемлемая составляющая ее души [3. С. 67–68]. Особенно хорошо это поэтесса показала в своем цикле «Бессонница» 1916 г. бессонница в этом цикле имеет множество оболочек, примеряет разные роли, но главная ее роль — бессонные ночи — остается неизменна и является «вечной спутницей» поэтессы.
Цветаева Марина часто упоминает своих единомышленников — поэтов в своих произведениях. Поэтесса ценила истинные умения и таланты окружавших ее людей и улавливала скрытые смыслы их произведений. Доказательством этому является цикл «Стихи к Блоку» (1921). Блок Марине Цветаевой нравился больше всех поэтов, она обожала его стихи и с удовольствием их читала. По большей части поэтессе больше нравились личные качества характера поэта. О том, с какой теплотой поэтесса относилась нему, можно судить по стихотворению к Блоку:
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Оно знакомо многим читателям еще со школы. Поэт для нашей героини соотносится со «святым», а имя поэта для нее как сладкая музыка, служит для нее успокоением. Стих имеет конец: «С именем твоим — сон глубок». Такое отношение к поэту однозначно говорит в сторону особой близости поэта и героини, а сам поэт был для нее неким ценностным ориентиром в огромном мире поэзии.
Нельзя не упомянуть о теме любви в творчестве поэтессы. Как и любой творческой личности, тема любви не чужда для нашей героини. Творчество Марины Цветаевой невозможно представить без этой темы. Для героини ее лирики любить — значит жить, а быть вне любви значит быть вне самой жизни [2. С. 101]. Любовь в понимании поэтессы было частью ее самой, ее жизнью. Невозможно жить и не любить.
Любовь Марины Цветаевой лишена излишеств, тихая, скромная. Но, несмотря на это, она огненная, буйная. Марина Цветаева часто гордится и любуется избранником своей души. Героиня уверена, что поселившись глубоко в сердце, это чувство дарит свет всем, кто его ощущает. Как считает наша героиня, любовь будет жить вечно, так как она служит отражением человеческой сущности.
В гениальности Марины Цветаевой не остается сомнений. Творчество поэтессы актуально по сей день, оно никогда не стареет и не выходит из моды. Их будут читать независимо от эпохи или событий. Наверно, для любого поэта счастье — это быть любимым своими читателями, быть им нужным. Это и есть главная цель каждого поэта. Марина Цветаева увековечила свое имя незабываемым творчеством.
В произведениях героини можно найти любую тему, она написала практически обо всем — о семье и о доме, о матери и о любви, о жизни и смерти. А потому Цветаева будет жить вечно — в своих стихах, в каждой букве, в каждом слове, написанным ею. Читатель никогда не перестанет ценить удивительный талант этой великой женщины, оставившей вечный след в истории мировой художественной культуры.
- Анискович Л. А. «Марина Цветаева. Благоуханная легенда» — М., Издательство Логос, 2015 г. — 213 с.
- Боброва С. С. «Тайны поэзии Марины Цветаевой» — СПб., Изд-во «МАРК», 2014 г. — 300 с.
- Разумовская М. Я. «Марина Цветаева. Миф и действительность» — М., 2015 г. — 260 с.
- Цветаева М. И. «Мне нравится, что Вы больны не мной.».. — М., Издательство «Эксмо», 2017 г. — 640 с.
- Цветаева М. И. «Хочу у зеркала, где муть.».. — М., Издательство «АСТ», 2016 г. — 320 с.
Творчество Марины Цветаевой: темы, идеи, сборники, циклы
Автор: Guru · 19.09.2018
Марина Ивановна Цветаева увековечила свое имя в литературной истории как великая поэтесса. Родилась она в 1892 году в Москве. По собственным словам, писать стихи начала с семи лет. Весь ее бурный и тернистый жизненный путь был впоследствии неразрывно связан с творчеством. А оно, в свою очередь, не только находило источники вдохновения в знакомстве, общении и дружбе с великими литераторами той эпохи, но и опиралось на воспоминания о детстве, жизнь в эмиграции, трагизм судьбы России и личные драмы.
Поэзия Марины Цветаевой
Творческие профессии родителей Марины (отец был известным филологом и искусствоведом, мать — пианисткой) оказали прямое влияние на ее детство. С родителями она часто бывала за границей, а потому свободно владела несколькими иностранными языками, в большей степени французским. Впоследствии Цветаева много занималась переводами и написанием критических статей и эссе. Но начало ее пути положила именно поэзия. Чаще на французском языке Марина Ивановна и сочиняла свои первые стихи.
Сборники
Первую книгу стихов Цветаева начала собирать после смерти матери от чахотки в Тарусе. В октябре 1910 года она вышла в Москве под названием «Вечерний альбом». После одобрительного отзыва на нее М. А. Волошина началась его дружба с юной поэтессой.
В феврале 1912 года после венчания с Сергеем Эфроном автор вновь выпускает книгу. Увидел свет второй сборник стихов «Волшебный фонарь». Ровно через год в печать вышел третий сборник «Из двух книг».
С 1912 по 1915 годы Цветаева работала над книгой «Юношеские стихи». Но, согласно некоторым источникам, она так и не была издана, а сохранилась в виде рукописей поэтессы. В книгу вошла поэма «Чародей».
С момента публикации третьего сборника стихов пройдет долгих восемь лет, прежде чем Марина Ивановна снова начнет издавать собрания сочинений. Писать она не переставала: стихи 1916 года потом войдут в первую часть сборника «Версты», а творения с 1917 по 1920 годы составят вторую часть сборника. Свет он увидит в 1921 году. Период, ознаменованный Октябрьской революцией и спровоцированными ей изменениями, и вызвал поэтический всплеск в творчестве Цветаевой, нашедший отражение во второй части «Верст». Политический переворот она восприняла как крушение всех надежд и чрезвычайно тяжело переживала его. Многие ее стихотворения впоследствии станут частью книги «Лебединый Стан». Но и она, увы, не вышла в печать при жизни поэтессы.
В 1922 году были опубликованы книги «Конец Казановы» и «Царь-Девица». Спустя год — «Ремесло» и «Психея».
В 1925 году семья Цветаевой переехала во Францию. Жили они в пригородах Парижа, фактически в нищете. Спустя три года был опубликован сборник «После России». Он стал последним, вышедшим в печать при жизни Марины Ивановны.
Циклы
С октября 1914 по май 1915 годов Цветаева создавала цикл нежных стихов, вдохновленных знакомством с поэтессой Софией Парнок. Об их любовных отношениях ходило множество слухов, тем не менее, цикл из семнадцати стихотворений вышел под названием «Подруга».
1916 год ознаменован выходом циклов стихов, посвященных приезду в Москву Осипа Мандельштама, а также самой Москве. В том же году как из рога изобилия стихи к Александру Блоку выливаются в одноименный цикл «Стихи к Блоку».
Лето 1916 года, названное искусствоведами «Александровским летом», ознаменовано созданием цикла стихов к Анне Ахматовой. В том же году на фоне разочарований и расставаний Цветаева создала цикл «Бессонница», в котором раскрыла темы одиночества и уединения.
Семь стихотворений, написанных в 1917 году, легли в основу цикла «Дон-Жуан». Это своего рода отсылка к пушкинскому «Каменному гостю». Учитывая особое отношение поэтессы к Пушкину, складывается впечатление, что посредством своих сочинений она вступает с ним в диалог.
1921 год связан со знакомством с князем С. М. Волконским. Ему тоже посвящены стихи, объединенные в цикл «Ученик». В дальнейшем Цветаевой было написано много лирических стихотворений, обращенных к мужу, в рамках циклов «Марина», «Разлука», «Георгий». О «Разлуке» чрезвычайно высоко отзывался Андрей Белый, которого Марина Ивановна встретила в Берлине в 1922 году.
В 1930 году она написала реквием Владимиру Маяковскому, состоящий из семи стихотворений. Гибель поэта глубоко потрясла Марину Ивановну, несмотря на то, что дружба между ними в одно время отрицательно сказалась на литературной судьбе Цветаевой.
В 1931 году она приступила к работе над циклом «Стихи к Пушкину».
В 1932 году был создан цикл «Ici-haut» («Здесь — в поднебесье»), посвященный памяти друга М. А. Волошина.
С июля 1933 года параллельно с окончанием работы над стихотворным циклом «Стол» Цветаева пишет автобиографические очерки «Лавровый венок», «Жених», «Открытие музея», «Дом у Старого Пимена». Спустя два года она создает цикл стихов на смерть поэта Н. Гронского «Надгробие», с которым познакомилась в 1928 году. В городке Фавьер был написан цикл «Отцам», состоящий из двух стихотворений.
Знакомство и переписка с поэтом Анатолием Штейгером привели к созданию цикла «Стихи сироте».
Лишь к 1937 году «Стихи к Пушкину», работа над которыми началась в 1931 году, были готовы к печати.
В дальнейшем Цветаева работала над циклами «Сентябрь» и «Март», посвященными жизни в Чехии, где она воссоединилась с мужем после долгой разлуки. Завершился труд циклом «Стихи к Чехии».
Художественный мир
Поэзию Марины Цветаевой можно соотнести с исповедью. Она всегда живо и искренне отдавалась своему творчеству, как истинный романтик, слагая в рифму свою внутреннюю боль, трепет, всю гамму чувств. Поэтесса не требовала от жизни слишком многого, поэтому период забвения не вселил в ее сердце обиду или горечь. Напротив, казалось, в ней проявилась еще большая жажда жизни, именно поэтому Цветаева не переставала писать. И даже в эмиграции, несмотря на все тяготы и лишения, ее поэзия получила второе дыхание, отразив на бумаге особую эстетику личного мироощущения.
Особенности
И поэтическое, и прозаическое творчество Цветаевой не было и не будет до конца понятно широкому кругу читателей. Она стала новатором своего времени в особенностях и приемах самовыражения. Лирические монологи поэтессы, подобно песням, имеют свой ритм, свои настроение и мотив. Она то нежно и откровенно изливает душу, то ее строки трансформируются в страстный, необузданный поток мыслей и эмоций. В какой-то момент она срывается на крик, затем наступает пауза, недолгое молчание, которое порой может быть красноречивее любых ярких слов. Чтобы хорошо понимать автора, необходимо знать основные этапы ее биографии, чем она жила, как мыслила в то или иное время.
Талант Цветаевой развивался стремительно, особенно на фоне ее признания современниками. Многим из них она посвящала целые циклы своих стихотворений. Будучи натурой увлекающейся, Марина Ивановна черпала вдохновение в тесных взаимоотношениях со многими мужчинами и даже женщиной, несмотря на то, что имела мужа и детей. Особенностью ее успеха на литературном поприще можно считать эпистолярный жанр, щедро применяя который, Цветаева позволила выйти из тени многим фактам своей жизни и своему же видению картины мира.
Темы творчества
Марина Цветаева громко манифестировала о том, что видит и чувствует. Ее ранняя лирика наполнена внутренним теплом, памятью о детских годах и обретенной любви. Самоотдача и искренность открыли ей двери в мир русской поэзии 20 века.
Поэтесса создавала стихи, вызывая каждое слово из глубин своей души. При этом стихи писались легко и страстно, ведь она не стремилась подчинить свое творчество ожидаемым представлениям общественности. И тему любви в поэзии Цветаевой, пожалуй, можно считать эталоном самовыражения. Это было признано литературными критиками, тем не менее, талант поэтессы все равно подвергался оспариванию.
С ходом времени поэзия Цветаевой неизбежно видоизменяется. В годы эмиграции и безденежья она становится зрелой. Марина Ивановна предстает как оратор на трибуне своего личностного роста. Дружеское общение с Маяковским привнесло в ее творчество черты футуризма. Вместе с тем заметна взаимосвязь ее стихов с русским фольклором. Отсюда и вытекает тема родины в творениях Цветаевой. Поэтесса имела четкую гражданскую позицию, выражающуюся в непринятии устанавливающегося политического строя на заре Октябрьской революции. Она много писала о трагической гибели России и ее муках. Об этом она рассуждала в годы эмиграции в Германии, Чехии, Франции. Но в парижские годы Цветаева уже больше писала прозаические произведения, дополненные мемуарами и критическими статьями. Эта мера стала вынужденной, так как многие зарубежные издания были недоброжелательно настроены по отношению к поэтессе, которая надеялась, что проза станет ее надежным тылом.
Образ Цветаевой в лирике
Поэтическое обращение к поэтессе выявлено не только в стихах ее современников, но и тех, кто не был знаком с ней лично. Художественный образ Цветаевой начинал складываться в ее собственных стихотворениях. Например, в циклах «Дон-Жуан» и «Бессонница» границы между автором и лирической героиней несколько размыты. Как Цветаева посвящала стихи, например, Александру Блоку, так и ей посвящали. Тот же М. А. Волошин, бурно и положительно откликнувшийся на первый сборник поэтессы «Вечерний альбом», написал посвящение «Марине Цветаевой». Он воспел не ее бунтарский нрав, а хрупкое женское начало.
Любимая женщина Цветаевой, София Парнок в своих стихах сравнивает ее с исторической тезкой Мариной Мнишек. Для автора поэтесса предстает в роли ангела-спасителя с небес.
В лирике сестры Анастасии (Аси) Цветаевой мы имеем возможность познакомиться со всеобъемлющей противоречивостью натуры Марины Ивановны, которая долгие годы ощущала себя юной и невинной.
У Андрея Белого Цветаева она предстает в образе неповторимой и удивительной женщины. Он сам считал ее творчество новаторским, а потому предполагал ее неизбежное столкновение с консервативными критиками.
Также творчество Марины Цветаевой не оставило равнодушными и тех поэтов 20 века, кто не знал ее лично. Так, Белла Ахмадуллина сравнивает ее образ с неодушевленным роялем, обоих считая совершенством. При этом подчеркивая то, что это и две противоположности. Цветаева виделась ей как одиночка по натуре, в отличие от инструмента, которому нужно, чтоб кто-то на нем играл. Вместе с тем Ахмадуллина сопереживала уже безвременно ушедшей поэтессе. Ее трагедию она видела в отсутствии должной поддержки и опоры при жизни.
Поэтика
Жанры
Знакомясь с творчеством Марины Цветаевой, можно почувствовать, что она искала и пыталась создать свой собственный жанр, ответвляющийся от общепризнанных канонов. Тема любви-страсти нашла яркое отражение и в стихотворениях, и в поэмах Цветаевой. Таким образом, жанры лиро-эпической поэмы и элегии неслучайно проходят сквозь всю лирику поэтессы. Это стремление к романтизму она буквально впитала с молоком матери, которая очень хотела увлечь дочь тем, что считала женственным, прекрасным и полезным, будь то игра на музыкальных инструментах или любовь к постижению иностранных языков.
В поэмах Цветаевой всегда присутствовал свой лирический субъект, который зачастую выступал как образ ее самой. Героиня нередко совмещала в себе несколько ролей, позволяя тем самым разрастаться своей личности. То же самое происходило и с поэтессой. Она всегда стремилась познать всю существующую глубину отношений человека и окружающего мира, грани человеческой души, тем самым доведя до максимума отражение этих наблюдений в своей лирике.
Стихотворные размеры
Размер стиха — это его ритм. Цветаева, как и многие современные ей поэты 20 века, в своем творчестве часто использовала трехсложный размер, дактиль. Например, в стихотворении «Бабушке». Дактиль напоминает разговорную речь, а стихи поэтессы — яркие монологи. Бабушку по линии матери Цветаева, увы, не знала, но с детства помнила ее портрет, висевший в доме семьи. В стихах она пыталась мысленно выйти на диалог с бабушкой с целью узнать источник своего бунтарского нрава.
В стихотворении «Моим стихам, написанным так рано» использован ямб с перекрестной рифмой, что подчеркивает твердость интонации. Те же размер и рифма характерны и для стихотворений «Книги в красном переплете», «Тоска по Родине! Давно. .. «. Последнее создано в годы эмиграции, а потому пропитано бытовой неустроенностью, бедностью и растерянностью в чужом мире.
«Кто создан из камня, кто создан из глины» — белый стих, где использован амфибрахий с перекрестной рифмовкой. Это стихотворение было опубликовано в сборнике «Версты». Свое мятежное настроение Цветаева выражает в строках о морской пене, сообщая, что она бросается в морскую стихию жизни.
Средства выразительности
В цикле стихов, посвященных Александру Блоку, использовано много знаков препинания, которые передают запретность и трепетность чувств Цветаевой, ведь с Блоком она не была знакома лично, но восхищалась им безмерно. Поэтесса применяла массу эпитетов, метафор, олицетворений, будто обнажающих ее душевную стихию. А интонационные паузы только усиливают этот эффект.
В той же «Тоске по Родине» чувствуется сильное эмоциональное напряжение автора, передаваемое за счет метафорического отождествления родной страны с кустом рябины и обилия восклицательных знаков.
Стихотворение «Книги в красном переплете» передает тоску поэтессы по рано умершей матери, по ушедшему детству. Проникновенному чтению способствуют риторические вопросы, эпитеты, олицетворения, метафоры, восклицания и перифразы.
В стихотворении «Бабушке» также много эпитетов, повторов и оксюморонов. Цветаева мысленно ощущает родство душ со своей бабушкой.
На примере нескольких стихотворений нетрудно заметить, что в лирике Марины Цветаевой преобладали восклицания. Это свидетельствует о ее динамичной натуре, возвышенности чувств и о некой предельности душевного состояния.