0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что нового внес символизм в русскую поэзию

Символизм в поэзии, музыке и живописи

Символизм ( франц. symbole — знак, примета) — эстетическое направление, сформировавшиеся во Франции в 1880 — 1890 гг. Шарлем Бодлером (сборник «Цветы зла», «Поэмы в прозе»). Получило широкое распространение в литературе, живописи, музыке. Огромное значение символизм имел в период «Серебряного века».

Символизм С.Н. Лукьянов

Предпосылки возникновения символизма:

  • кризис позитивного мировоззрения и морали (1870 — 1890 гг.)
  • обостренное религиозное чувство

Символизм в России

Период существования — 1890 — 1910-е гг.

Как литературное течение, символизм в России появился в 1892 году, когда Дмитрий Мережковский выпустил сборник ( в последующем его признали как манифест) «Символы. Песни и поэмы». Именно в этом сборнике наблюдается острое религиозное чувство, необычайное и незамеченное ранее ощущение «мистической тайны бытия». Еще одним манифестом символизма принято считать лекцию того же Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» ( Главная идея лекции — необходимость соединить религию с искусством). В ней он также обозначил признаки нового искусства, утверждая, что мистическое содержание и символы помогут расширить восприятие читателей и русскую словесность в целом. Его манифесты не только произвели фурор, но и получили поддержку в лице многих литераторов. Таким образом символизм получил развитие и приобрел некую долю популярности в России.

К началу 20 века появляется лидер символистов — Валерий Брюсов. Он основал концепции символизма, опираясь на философию Канта и идеи А.Шопенгауэра. Брюсов считал, что главное в искусстве — выражение личности художника.

Поэты, которые выступали со своими произведениями в 1890-х г., основали единый кружок символистов. Многие из них в последующем стали представителями «старосимволистов». Те поэты, которые вошли в данное течение в 1900-х г., стали представителями «младосимволистов».

Два потока символизма в России:

  • «Старшие символисты» (Дата возникновения: первая половина 1890 гг.). Представители «старосимволистов»: Иннокентий Анненский, Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Николай Минский, Федор Сологуб (Тетерников).


Иннокентий Анненский


Валерий Брюсов Зинаида Гиппиус

  • «Младшие символисты» (Дата возникновения: 1900- е годы). Представители «младосимволистов»: Андрей Белый (Борис Бугаев), Александр Блок, Вячеслав Иванов, Сергей Соловьев, Эллис (Лев Кобылинский).


Андрей Белый


Александр Блок Вячеслав Иванов

На содержание символизма в России также заметно повлияла философия Владимира Соловьева. Образ Святой Софии, воспетый Соловьевым, и послужил источником вдохновения для символистов. Его Святая София — это одновременно ветхозаветная премудрость и идея мудрости, Вечная Женственность и Мировая Дума. Культ Софии с большой трепетностью восприняли А. Блок и А. Белый. Александр Блок называл Софию Прекрасной Дамой, а псевдоним Белого (Бугаева) предполагал посвящение Вечной Женственности.

Печатные издания символистов в России

В введении символистов ( или только печать их произведений) были печатные издания: журналы «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», издательства «Скорпион», «Оры».


Журнал «Аполлон»


Журнал «Весы»

Предтечи символизма

Общепризнанные предшественники символизма в России А. Фет и Ф. Тютчев.

Черты и особенности символизма:

  • отражение действительности через символы;
  • идея о двух мирах (реальном и потустороннем);
  • разработка звукописи как особого поэтического приема;
  • религиозные искания;
  • постижение мира посредством мистики.

Особенности символизма в литературе серебряного века

В России символизм появился на фоне кризиса народнической культурной традиции. Первые русские символисты выдвигали следующие главенствующие принципы:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Символизм в литературе серебряного века 470 руб.
  • Реферат Символизм в литературе серебряного века 230 руб.
  • Контрольная работа Символизм в литературе серебряного века 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • панэстетизм
  • эстетизация жизни
  • стремление к замещению эстетикой логики и морали.

Русский символизм затрагивал множество тем:

  • античность
  • возрождение
  • романтизм

Искусство символистами воспринималось как накопитель прекрасного.

Первые русские символисты не могли сразу приспособить идеи символизма под русского читателя. Их публикации были встречены достаточно прохладно. В основном их творчество было подражанием западу.

Символисты начала XX столетия уже смогли адаптировать свое творчество под национальное сознание. Они обращаются к русской народности и к русским литературным традициям.

С приходом символизма в поэзии появляются и «формальные нововведения»: подвижность слова, новые смысловые оттенки, новые рифмы, эффектная аллитерация (повторение одинаковых или однородных согласных).

Символисты открывали в творчестве таких знаменитых поэтов и писателей как А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчева, Ф.М. Достоевского предпосылки для формирования своих идей.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Предшественниками символизма так же считали и поэтов XIX века, например, А.А. Фета, Я.П. Полонского, А.Н. Майкова, Е. А. Боратынского.

На мировоззрение второго поколения символистов так же оказала большое влияние философия Владимира Соловьёва — русского религиозного мыслителя, мистика, поэта, публициста и литературного критика XIX века.

Краткая таблица по символизму

Представители символизма в литературе серебряного века: первые символисты

Идеологом символизма является Дмитрий Сергеевич Мережковский. Отправной точкой символизма принято считать выступление Д.С. Мережковского с лекцией «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе» в 1892 году. В этой лекции поэт давал теоретические основы нового направления. Он заявлял, что расширить «художественную впечатлительность» русской словесности может только мистическое начало, языковой символ и экспрессионизм. Ключевым понятием этого литературного направления как следует из названия является символ, под символом понимается многозначное иносказание. Благодаря символу возможно безграничное интерпретирование смыслов, символ является неисчерпаемым источником смысла.

У истоков символизма так же стояла супруга Д.С. Мережковского Зинаида Николаевна Гиппиус. Её называли символом серебряного века и поэзии символистов. Главной темой её творчества была проповедь новых этических ценностей. Больше всего ее занимала проблема индивидуализма. Её герои непривычны, одиноки, болезненны, непонятны. Гиппиус не подражала слепо, а переосмысливала русскую классику. Этот процесс оказал большое влияние на историю русского символизма в целом.

В поэзии Гиппиус прослеживались мотивы:

  • «проклятия скучной реальности»
  • «прославление мира фантазии»
  • поиск «новой нездешней красоты»

По мнению поэтессы, подлинная поэзия стоит на трех столпах: человек, любовь, смерть.

Знаменательный событием стал выход первого сборника стихотворений З. Гиппиус в 1904 году. Критики увидели здесь «мотивы трагической замкнутости, отрешённости от мира, волевого самоутверждения личности».

Литературоведы считают, что творчество Гиппиус отличается не женственностью: детали ее произведений крупные и сильные, острая мысль переплетена со сложными эмоциями.

Яркой личностью символизм принято считать Фёдора Сологуба. Сологуб — автор одного из самых известных русских романов того времени — «Мелкий бес», который рассказывает о загнивающей душе провинциального учителя-садиста. Критики не однозначно относились к творчеству этого писателя. Одни критики отзывались о нем: «страшная, вывихнутая, исковерканная душа», другие считали его тонким и изящным писатель, который нащупывал новые пути в искусстве.

Символизм в русской литературе

В России это течение зародилось в начале 1890-х годов. Движение делилось на две группы: старших и младших символистов

Старшие символисты

К старшим символистам(декадентам) относилась московская группа. Ее руководил В.Я. Брюсов. Старшие символисты вступали в явный конфликт с окружающим миром. Они говорили ему однозначно — «нет».

Реальная жизнь-всего лишь тень, иллюзия. А есть другой мир-мечты и творчества. В нем личность обретает свободу.

З.Н. Гиппиус считала, что он тем и прекрасен, что его «нет на свете».

Реальность страшим символистам представлялась как пошлая и бессмысленная. Они подмечали всю грязь и несовершенство мира.

Младшие символисты

После роста революционных настроений в 1901 году появились младшие символисты. Они были последователями философа В.С. Соловьева. Этот философ утверждал, что реальный мир зла и обмана должен погибнуть. Ему на смену придет мир Красоты. Эта Красота спасет мир и соединит в себе божественное и земное начало. Возникнет «царство божье на земле».

Младшие символисты ждут преображения мира, они полны оптимизма.

А.А. Блок в » Стихах о Прекрасной Даме» (1904) воспевает женственность, любовь, красоту.

А.Белый в «Золоте в лазури» прославляет людей мечты за их стремление к солнцу и счастью.

Младшие символисты активно используют символы. Согласно одному значению он связан с миром неба(духовная сущность). С другой стороны символ отражает «земное царство».

К наиболее ярким произведениям можно отнести поэму «Двенадцать» А.А.Блока. Цифра двенадцать в данном случае очень многообразна. Это и связь с двенадцатью апостолами, и цифра совершенства, и много других значений.

Символизм в западной литературе

Зарубежные авторы активно применяли и применяют символы в своих произведениях.

Символы в романе «Убить пересмешника» Харпер Ли

Аттикус говорит своим детям Джему и Скауту, что убивать птицу пересмешника — грех, потому что пересмешники никому не причиняют вреда.

Пересмешники в романе символизируют невинность и красоту, а убийство пересмешника — акт бессмысленной жестокости.

Символы в стихотворении «Ворон» Э. А. По

Огромная черная птица является символом глубокого чувства рассказчика о потере, сожалении, трауре и одиночестве.

Символы в повести «Скотный двор» Д. Оруэлла

Животные здесь выступают как представители человеческого общества. Писатель намекает на события в СССР. Он описывает историю перехода идей революции к тоталитарному обществу. Под Наполеоном писатель подразумевает Сталина.

Символы в Гарри Поттере Дж. К. Роулинг

Как мастер пера и продолжатель традиций английской литературы Роулинг активно использует символы. К наиболее популярным можно отнести:

  • Шрам Гарри символизирует его храбрость, это и знак чести.
  • Имя Альбуса Дамблдора в переводе с древнеанглийского означает «шмель». Альбус означает «белый», что может символизировать хорошего волшебника и образ добра.
  • Золотой снитч символизирует духовное просветление, к которому стремится каждый «искатель».

Символы «Грозового перевала» Э. Бронте

«Грозовой перевал» символизирует дикую природу людей, вовлеченных в историю. Листва в лесу символизирует постоянно меняющуюся природу любви. Камни представляют собой боль, которая приходит от любви.

Символы «Повелитель мух» У.Голдинга

Уильям Голдинг активно использует в своем романе символы:

  • Раковина символизирует власть и порядок.
  • Очки Пигги символизировали способность понимать и ясно видеть. Как только их разбили дети, то сразу впали в безумие.
  • Остров символизировал райский сад.
  • Голова свиньи символизировала зло.
  • Старшие дети представляли правящие классы, а младшие — рабочие.

Символизм в русской поэзии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Становление символизма в русской поэзии

Период с конца 19 до начала 20 века стал временем яркого расцвета русской литературы. Этот период получил название «серебряного века» русской литературы. Так же, как и всей жизни русского общества того времени, русской культуре были свойственны глубокие противоречия. В этот период времени в русской литературе возникло множество модернистских течений, одним из которых является символизм. Символизм был самым первым модернистским течением и самым значительным.

Символизмом называется направление в искусстве, которое возникло на рубеже 20-г века и было сосредоточено на художественном выражении идей, находящихся за пределами чувственного восприятия, посредством символом.

Представителей этого течения называли символистами. Символисты выражали тоску по духовной свободе. Они находились в поиске идеальной сущности мира, его подлинной, вечной красоты.

Становление символизма в русской литературе происходило под воздействием западной поэзии, где символизм появился гораздо раньше. Однако, необходимо отметить отрицание русскими символистами принципиальной зависимости от западноевропейской литературы. Представители русского символизма пытались отыскать корни в отечественной поэзии, в стихах Тютчева, Фета и Феофанова.

Большое влияние на русских символистов оказал поэт и философ В. Соловьев. В его учении было заложено представление о том, что существует два мира – земной и высший. Это представление сложилось под влиянием Платона, древнегреческого философа. Эта идея была принята символистами, поэтому они представляли поэта как некоего мага, обладающего способностью приобщаться к высшему миру, наделенного силой прозрения. Полученные таким образом тайные знания поэт-символист стремится воплотить в своем творчестве.

Готовые работы на аналогичную тему

Символисты выработали свою философию искусства и собственные эстетические принципы. Эти принципы не являлись едиными, они представляли собой эклектическую смесь, состоящую из разных субъективно-идеалистических и дуалистических концепций.

Развитие символизма в России происходило по двум главным направлениям:

  • символизм как мировоззрение, как философия жизни
  • символизм как художественное направление.

Эти два направления в поэзии многих известных символистов часто пересекались и переплетались. Особенно это заметно в творчестве Андрея Белого и Вячеслава Иванова.

Исходя из особенностей мировоззренческой позиции и времени возникновения, в отечественном символизме выделяют две волны:

  • «старшие символисты», к которым относятся поэты, дебютировавшие в 1890 годы – В. Брюсов, З. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский и другие
  • «младосимволизм» — 1900-е годы. К представителям «младосимволизма» относятся А. Блок, В. Иванов, А. Белый и т.д.

Символистов этих периодов разделял не столько возраст, сколько разница в понимании мира, мироощущении и направленности творчества. Эстетика и философия символизма формировались под воздействием разных учений, начиная от взглядов древнегреческого философа Платона заканчивая философскими системами Ф. Ницше, В. Соловьева.

Характерной чертой русского символизма является наличие широкой периферийной зоны. Это связано с тем, что к символистской школе примыкало достаточно много крупных поэтов, которые не являлись ортодоксальными последователями этого направления и не исповедовали ее программу. Среди таких поэтов Михаил Кузьмин и Максимилиан Волошин.

Читать еще:  Почему лирический герой поэзии лермонтова воспринимает любовь как страсть

Падение символистской школы

Символизм оказывал воздействие и на молодых поэтов, которые входили в другие кружки и относились к другим школам. В 1910 году между представителями символизма возникли противоречия, которые привели к возникновению ряда теоретических формулировок, в результате чего символизм разделился на два течения – «философов» и «эстетов».

Таким образом, символизм себя изжил, и начался процесс распада этого течения, который происходил по двум причинам:

  • требование обязательной мистификации и раскрытия тайны. Это привело к утрате подлинности поэзии. Стремление к постижению бесконечного привело к тому, что стих стал всего лишь мистическим шаблоном
  • чрезвычайное увлечение музыкальной основой стиха. Это привело к тому, что поэзия лишилась логического смысла, потеряло свою глубину.

Все это привело к тому, что в 1910-х годах поколение молодых поэтов покинуло ряды символистов и образовало объединение акмеистов, которое стало противопоставлением школе символизма. Направление футуризма тоже высмеивало принципы символизма, наделав много шума на литературной арене.

Протест против символизма выражался и в творчестве поэтов, которые не относили себя ни к футуристам, ни к акмеистам, но выступали в рамках своего творчества в защиту простоты, ясности и прочности поэтического стиля. Символизм в этот период лишился своей динамики, а символистская школа застряла в своих традициях и отстала от темпа меняющейся жизни, что привело к ее упадку. Символизм в эти годы не дал новых имен. Однако насчет даты окончательного крушения символистской школы среди историков литературы не существует единого мнения. Одни считают, что падение школы символизма произошло в 1910 году, другие – что в начале 1920-х годов.

Несмотря на противоречивость взглядов со стороны большого числа критиков, необходимо отметить вклад, который внес символизм в русскую поэтическую культуру. Он ее обогатил, принес огромное количество новшеств. Именно благодаря символистской школе русская поэзия получила характерную способность к открытию в слове новых оттенков и граней смысла. Поэтическое слово благодаря символизму приобрело многозначность и подвижность, которые до этого были неведомы. Ритмические возможности русского стиха расширились, а строфика стала гораздо более разнообразной. А поиски представителей данного течения в области поэтической фонетики оказались особенно плодотворными. Таким образом, символистское течение дало литературе огромное множество превосходных произведений, которые пополнили сокровищницу русской поэзии и которые будут почитаемы представителями следующих поколений.

Символизм в русской литературе: отличительные черты, представители

В конце 19 века в искусстве и литературе России сформировалось новое направление – модернизм. В нем слилось несколько течений, и одно из самых мощных было символизмом. Однако это течение было свойственно не только русской литературе, но и зарубежной. Строго говоря, зародилось оно не у нас, а во Франции, однако русский символизм отличался от французского и был более многогранным. Без понимания этого течения и художественного метода невозможно составить представление о литературе Серебряного века. Поэтому сегодня я напомню вам, как проявлялся символизм в русской литературе, каковы были его основные черты. Вкратце расскажу и об основных представителях этого направления в русской литературе.

История появления и развития символизма в русской литературе

Символизм зародился в конце 1880-х годов во Франции. Его появление в литературе связывают с именем Жана Мореаса, который в 1886 году опубликовал манифест «Le Symbolisme». Ключевыми понятиями поэтики, если принимать во внимание эту работу, нужно признать символ и идею. Все явления этого мира, по мнению теоретика французского символизма, являются отражениями мира идей, и именно с этой точки зрения представляют интерес для символизма.

Наиболее известными французскими символистами были П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо. Родоначальником французского символизма называют Ш. Бодлера.

Поэзия французских поэтов символистов – это поток ощущений. Основой их художественного метода является идеализированная чувственность. Типичное не представляет для них интереса, они ищут единственное и неповторимое. Эмоции в их лирике беспредметны.

Формирование символизма в России происходило, с одной стороны, под влиянием вышеперечисленных авторов, с другой стороны, русский символизм имел собственные корни. К слову сказать, поэты, стоявшие у истоков интересующего нас литературного направления в нашей стране, не признавали влияния на их творчество западной литературы. Своими предтечами они называли Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

  • В. Брюсов, один из первых русских символистов, называл Ф. Тютчева основоположником поэзии нюансов, а строчка из стихотворения Федора Ивановича Silentium стала девизом представителей русской символистской школы («Мысль изреченная есть ложь»).
  • А. Фет полагал, что цель поэта – «открыть просвет в вечность», а не создать образ. Он старался не изображать в своих стихах реальность, а навевать настроение. Такой подход к искусству как раз и был близок символистам. В частности, именно у Афанасия Афанасьевича учился символист К. Бальмонт музыке слова.

Манифестом русского символизма стала книга Д.М. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», изданная в 1893 году в Санкт-Петербурге, где и проживал ее автор. Это была публикация его лекции, впервые прочитанной в 1891 году. В этой работе Дмитрий Мережковский обозначил ключевые элементы символизма (или «нового искусства»): мистическое содержание, расширение художественной впечатлительности и символизацию.

Параллельно в Москве В. Брюсов и его сокурсник А. Митропольский работали над альманахом «Русские символисты» (1894—1895 гг.).

С первым этапом развития русского символизма связывают также имена З. Гиппиус (супруги Д. Мережскоского), К. Бальмонта и Ф. Сологуба. Последний творил сам по себе, не примыкая к какой-либо школе.

Д. Мережковский и З. Гиппиус

Второй этап развития русского символизма пришелся на начало 20 века. Наиболее яркими представителями младосимволистов были А. Белый, А. Блок, В. Иванов, С. Соловьев. Большое влияние на их творчество оказала философия В. Соловьева. Его учение базировалось на концепции двоемирия и образе святой Софии, которая олицетворяла ветхозаветную и платоновскую мудрость. Младосимволисты именовали ее Вечной Женственностью, Девой Радужных Ворот, Мировой Душой и Прекрасной Дамой. Они ожидали явления Вечной Жены и видели знаки ее грядущего воплощения в чертах своих любимых женщин: А. Блок – в лице Любови Менделеевой, А. Белый (Бугаев) – в лице Маргариты Морозовой.

Также на этот период приходилось творчество символистов И. Анненского, М. Волошина и многих других авторов.

Площадкой, объединяющей символистов старой и новой школы, стал журнал «Весы» (1904 – 1909 гг.), который выпускался издательством «Скорпион». Также художественно-печатными органами русских символистов были журналы «Аполлон» и «Золотое руно».

Просуществовал символизм в русской литературе не долго. Уже в 1910-х годах он начал угасать, а к 1920-м годам от него остались лишь слабые отголоски.

В. Брюсов и К. Бальмонт

Основные черты русского символизма

Приведу основные черты русского символизма:

  • концепция двоемирия, то есть признание существования двух миров: реального и идеального;
  • стремление постичь тайны идеального мира с помощью мистики или теологии;
  • преставление о том, что постичь высшую реальность в состоянии только избранные;
  • отражение идеальных сущностью с помощью символов;
  • многоплановость содержания;
  • музыкальность и звукопись;
  • давление формы над содержанием (искусство ради искусства);
  • экспериментаторство (поиск новых форм);
  • мифотворчество.

Главной особенностью символизма является использование символов. Реалистический символ связан с объективной сущностью предметов и явлений, символический – с субъективным представлением поэта о мире. Во всех вещах и словах символисты искали знаки чего-то другого. При этом они не заботились о том, чтобы их символы были понятны читателю. Более того, символы многозначны, из-за чего чтение произведений символистов тоже превращается в творчество.

В. Брюсов: «Этот мир – иного мира тень,

Эти думы внушены оттуда,

Эти строки – первая ступень».

Ф. Сологуб: «Символ – окно в бесконечность».

Вяч. Иванов: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении».

«Образы выпотрошены, как чучела, и набиты чужим содержанием, – критиковал символистов О. Мандельштам. – Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой».

Символистским произведение можно назвать, основываясь на характерных признаках символизма. Вот они:

  • использование символов;
  • двоемирие;
  • возвышенные темы;
  • мистицизм;
  • иносказания;
  • недосказанность;
  • многозначность;
  • наличие собственной поэтической мифологии;
  • внимание к форме, структуре произведений, музыкальности стихотворного ритма, звукописи.

Для достижения целей символистов больше подходили лирические жанры (стихотворение, элегия, ода), но использовались и другие:

  • эпические (рассказ, новелла, сказка, повесть);
  • лироэпические (поэма);
  • драматические (трагедия, драма).

Причем пьесы могли писаться в стихах.

Исследователи русского символизма выделяют еще один жанр, присущий именно этому течению. Это книга (или цикл стихотворений). Произведения символистов часто издавались сборниками, и были связаны друг с другом. Это помогало создавать собственную мифологию.

А. Белый, А. Блок, В. Иванов

Представители русского символизма

Представителей символизма в русской литературе принято делить на две группы. Это «старшие» и «младшие» символисты. К первым относят Д. Мережковского, З. Гиппиус, К. Бальмонта, В. Брюсова и Ф. Сологуба, ко вторым – А. Белого, А. Блока, В. Иванова, С. Соловьева, И. Анненского, М. Волошина и других авторов.

«Старших» и «младших» символистов разделял не только период, на который пришлось начало их творческого пути, но и разный взгляд на искусство. Различия между концепцией символизма «старших» и «младших» символистов я занесла в таблицу.

Концепция символизма «старших» символистовКонцепция символизма «младших» символистов
Поиск тайн осуществляется в мире сокровенного «я», По словам В. Брюсова, секрет «нового искусства» заключается в осознании «глубокой мысли, что весь мир во мне». Во главе угла – самовыражение художника. Эгоцентризм (поэт – гений, теург, Бог)Поиск тайн осуществляется в «туманной Вечности». Развивая учение В. Соловьева, младосимволисты ожидали воплощения в этом мире небесной мудрости и красоты, освобождения «мировой души» как женского начала из плена косной материи. Во главе угла – теологические и философские искания. Поэт – пророк, призванный помочь спасти человечество (в духовном плане)
Искусство – возможность скрыться от обыденности в мир фантазий и глубинного «я»Миссия искусства – спасение мира
Искусство существует ради искусства (отсюда и давление формы над содержанием)Искусство дает возможность приобщиться к религии и через нее обрести спасение
Невозможность изменения реальностиИскусство может и должно изменять реальность
Религиозно-мистическое содержание произведенийРелигиозно-нравственное содержание произведений

Концепция «старших» символистов опиралась на философию Ницше и Шопенгауэра, а «младших» символистов – на учение В. Соловьева.

Вкратце расскажу об основных представителях обоих течений русского символизма.

  • Дмитрий Мережковский (1865—1941 гг.). Для него символизм был способом постижения и Бога, и действительности. В его творчестве были противопоставлены «правда земная» и «правда небесная». Прозаическая трилогия писателя называлась «Христос и Антихрист». Главными символами в поэтическом творчестве Мережковского были бездна и мгла;
  • Зинаида Гиппиус (1861 – 1945 гг.) – супруга и литературный последователь Д. Мережковского. Современниками она обвинялась в декадентстве (упадничестве), и соответствующие мотивы на самом деле прослеживаются в ее публицистическом и прозаическом творчестве. Однако лирика З. Гиппиус выдавала в ней автора, верящего в светлое. В стихотворении «Все вокруг» она противопоставляет его грязи и серости обыденной жизни;
  • Валерий Брюсов (1873 – 1924 гг.). Один из основоположников и теоретиков русского символизма, издатель альманаха «Русские символисты», был фактическим руководителем редакции «Весов». Для него характерен постоянный поиск новых форм. Его стих звучный, чеканный, живописный. Его поэзия полна намеков. Одним из мотивов его творчества было подчинение природы воле человека-творца;
  • Константин Бальмонт (1867 – 1942 гг.). Его поэзии характерны резкие и пламенные тона. В одном из стихотворений он восклицал: «Я хочу горящих зданий, я хочу кричащих бурь. », а изданный им в 1902 году поэтический сборник назывался «Будем как солнце». Поэт уделял большое внимание звукописи, удачно пользовался аллитерацией (повторением согласных звуков);
  • Федор Сологуб (1863 – 1927 гг.). Настоящая фамилия писателя и поэта – Тетерников. Основными темами его поэзии были нищета и смерть. Для этого автора характерно внимание к теме противоборства света и тьмы, воплощения Люцифера. Одним из самых известных произведений Ф. Сологуба является роман «Мелкий бес»;
  • Андрей Белый (1880 – 1934 гг.). Под этим псевдонимом вошел в историю литературы Борис Бугаев. В 1903 году вокруг него образовался кружок «Аргонавты». Как поэту ему свойственно мистическое и гротескное восприятие действительности, эксперименты со стихотворной формой. Известно и его прозаическое произведение – роман «Петербург»;
  • Александр Блок (1880 – 1921 гг.). Был одним из самых плодовитых поэтов-символистов. Его творчеству характерно сочетание бытового и мистического. Музыкальность его стихов убаюкивала аудиторию. Наиболее известны его стихотворный сборник «Стихи и Прекрасной Даме», с которым он дебютировал в начале 1900-х годов, драма «Балаганчик» и поэма «Двенадцать»;
  • Вячеслав Иванов (1866 – 1949 гг.). В его творчестве соединились две тенденции: возвращение к духовным основам христианства и переосмысление художественных архетипов Античности, Средневековья и Возрождения. Выступал за «хоровое» начало в литературе, за преодоление индивидуализма через мифотворчество. Как поэт-символист он дебютировал со сборником «Кормчие звезды», получившим одобрение идеолога младосимволистов Владимира Соловьева. Является автором множества работ по теории символизма;
  • Иннокентий Анненский (1855 – 1909 гг.). Его называют поэтом-экзистенциалистом. Его творчеству характерны такие мотивы как мука мысли, отчаяние, тоска земного существования, неудовлетворенность, совесть, Бог. Символ для него не был средством постижения высшей истины, он использовал его для отображения реальности. Символизм Анненского называют психологическим и эротическим, считают заслугой этого поэта создание нового типа лирического героя.
Читать еще:  Ok google как пишется правильно слово поэзия

Символизм в России просуществовал менее четверти века. Для литературного направления это очень небольшой срок. Однако на дальнейшее развитие литературы творчество символистов оказало огромное влияние. Без него литература 20 века была бы совсем другой.

Символизм в литературе — основные черты и представители направления

В этот период возник в литературе символизм, который принес много нового в произведения, подарил миру известных поэтов и прозаиков, создал особую школу писателей.

Определение понятия

Символизмом называется направление в литературе, возникновение которого связано с концом XIX века. Истоки его рождения — это глубокий духовный кризис. Писатели пытались найти художественную правду в реалистичном литературном течении. Символизм помог поэтам и прозаикам уйти от суровой жизни в мир идей и вечных тем.

Впервые направление появилось во Франции в 1870—1880 годах, но своего максимального развития оно достигло на рубеже прошлого и позапрошлого столетий не только на своей родине, но и в России, Бельгии. Само слово «символ» означает условный знак, соединяющий два мира — реальный и ирреальный.

Название течения впервые упоминалось в манифесте Жана Мореаса — основоположника символизма. Новая школа опиралась на работы Владимира Соловьева, Шопенгауэра и Ницше. Так как это течение появилось в сложное время, оно стало своеобразным способом побега от реальности.

Русский символизм связывают с выходом поэтического сборника, содержащего стихи Добролюбова, Бальмонта и Брюсова.

Основные признаки

Литературное течение стало отображением работ известных философов. Оно пыталось отыскать в человеческой душе место, которое способно скрыть от жестокой реальности. Существует несколько основных признаков символизма:

  • тайный смысл произведения передается с помощью символов;
  • основу составляют философские работы и мистицизм;
  • появляется собственная мифология;
  • образцом служит литература великих классиков;
  • особое внимание уделялось ритму стихотворений;
  • мир должен преобразоваться с помощью искусства и творчества.

Главная цель течения заключается в постижении мира с помощью интуиции через символы. Последние в этом случае играли роль многозначного иносказания. Принцип художественного направления — творить искусство ради него самого. Согласно словам Брюсова, создание искусства — это приотворенные двери в вечность.

Среди идей символизма можно выделить экспериментирование со сложением стихов.

Московское крыло литераторов возглавил поэт В. Брюсов, поэтому все произведения ориентировались на его работы и мысли. В Санкт-Петербурге во главе символистов стал Д. Мережковский.

Он внес в направление мотивы раздвоенности, бессилия, безысходности и одиночества, возможность ухода в мир фантазий от реальности.

Черты направления

Писатели смогли по-новому посмотреть на роль личности в жизни, творчестве и русской действительности. Такой интерес привел поэтов к расширению сознания, они старались понять индивидуальность человека. Характерные черты символизма:

  • двоемирие;
  • появление звукописи в поэзии;
  • отражение реальности символами;
  • постижение действительности с помощью мистики;
  • религиозные искания;
  • поэтика многоплановости и содержания;
  • отрицание реального мира.

Писатели использовали интуицию для постижения действительности, старались в произведениях выразить чувственное восприятие жизни. Этому течению характерна постоянная смена масок и ролей, мистификация и артистичная игра. Поэты превозносили личность, но писали стихи на основе творческого пессимизма.

Новая школа

Предшественниками символизма являются Ф. Тютчев и А. Фет, которые впервые заложили что-то новое в поэтической речи. Стих Silentium стал настоящим девизом русских писателей. Большой вклад в развитие течения внес В. Брюсов, именно он считал символизм новой школой. Согласно его мнению, это направление должно с помощью намеков загипнотизировать читателей.

Писатели в своем творчестве ставят акцент на личности и внутреннем мире художника, они разрушили концепцию критики. Начало символизму положили западноевропейские поэты, которые творили еще в стиле реализма. Им пытались подражать Блок, Брюсов, Сологуб. Но позже они смогли создать собственное течение, развить свои темы.

Предметы реального мира стали символами, с помощью которых выражались внутренние волнения. Учитывался зарубежный и отечественный опыт, но он подстраивался под новые требования. Еще одна особенность символизма — использование примет декадентства. Литературное направление было неоднородным. Образовалось два пересекающихся течения:

  • старшие поэты;
  • младшие символисты.

Отличительным признаком первых считался особый взгляд на содержание и роль стихотворений в обществе. По их мнению, образ символизма возник из-за развития словесного искусства. Содержание поэзии волновало их не так сильно, как ее художественное оформление.

Младосимволисты основывали свои взгляды на философских и религиозных трудах, в этом они расходились со старшими. Но была и общая черта — поэзия получила новое оформление. Благодаря одинаковым темам и образам поэты критически относились к реализму. В 1900-х годах оба направления тесно сотрудничали в рамках журнала «Весы». Здесь печатали стихотворения и их анализ.

Поэты по-разному воспринимали литературные цели. Если старшие считали писателя творцом только в художественной сфере, младшие выступали за изменение всего мира. Как говорил Брюсов, раньше была поэзия цветов, а теперь стало искусство оттенков. Хорошим примером отличий в разных течениях служит его стихотворение под названием «Младшим». В нем поэт обращается к противникам и расстраивается из-за того, что не видит мистики и гармонии, о которой они толкуют.

Яркие представители

Есть известные поэты среди младшей и старшей ветви литературного течения. У каждого из них свое значение.

Самые яркие представители символизма в первом случае — это А. Блок, А. Белый, В. Иванов. Список старших поэтов:

  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • Д. Мережковский;
  • З. Гиппиус;
  • К. Бальмонт.

Основная тема новой школы — одиночество. Поэт способен творить только в полном уединении, а свобода от всего общества приведет к независимости личности. Любовь перестала быть смыслом жизни, так как она мешает искусству, ее считают только испепеляющей страстью.

Это чувство приводит к страданиям, печальным последствиям, ее изображают как физическое, а не духовное влечение.

В стихах открылись новые темы:

  • урбанизм;
  • антиурбанизм;
  • смерть.

Город воспевался как научный и прогрессивный центр. Поэты представляли мир в образе двух столиц: первая — Москва будущего, вторая — темная и старая. В то же время город являлся отторжением от прежнего существования.

Образ смерти также распространен в символизме, его рассматривали в личном и глобальном плане.

Ритмика и тропы произведений

Писатели использовали новый подход при создании стихотворений, он базировался на устном народном творчестве, древнерусской литературе и реализме. Вся теория утвердилась в символах — приеме, который использовался в народной поэзии и романтическом творчестве. Представители нового течения переосмыслили его содержание и значение. Он стал своеобразным иероглифом, который понимается интуицией, а не разумом. Поэт был шифровщиком, прячущим смысл произведения за образами и иносказаниями.

Символисты считали музыку главным видом искусства, поэтому старались добиться ритмичности в своих стихотворениях. Они использовали фонетические возможности языка, нотные таблицы, придавали строкам особое благозвучие и живописность. Звуковые эффекты доминировали над смыслом фраз, поэты исключали переносы, лексические и синтаксические разделения. Благодаря народной ритмике их стихи были свободными и подвижными.

Символизм существовал недолго, так как его представители сами отрывали себя от окружающего мира.

Они выражали свои мысли кратко, но чувственно, не поддавались общественной критике и давлению. Народ просто не понимал их творчество, хотя некоторые черты символизма присутствуют и в современной поэзии.

Русская литература. 11 класс

СИМВОЛИЗМ

СИМВОЛИЗМ

Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами?

Символизм является первым значительным течением модернизма в России. Русский символизм зарождается в 90-е годы XIX века. Начинается он с переводов молодыми русскими литераторами стихотворений французских символистов. Необычная поэзия сначала не встретила понимания у читателей и критиков. Но чем больше укоренялся символизм на русской почве, тем больше интереса и восхищения вызывало в обществе новое направление. Отправными точками русского символизма были работы Николая Минского, Дмитрия Мережковского и Валерия Брюсова. Хронологически зарождение нового направления выглядит так:

«. Хочет о небе забыть океан и не может:
Скорбь о родных небесах его вечно тревожит.
Вот отчего он порою к ним рвётся в объятья,
Мечется, стонет, земле посылает проклятья. »
«. Мало небес ему, мир ему кажется тесным,
Вечно земное в груди его спорит с небесным!»
(«Небо и море»)

«Символы должны естественно и невольно выливаться из глубины действительности. Если же автор искусственно их придумывает, чтобы выразить какую-нибудь идею, они превращаются в мёртвые аллегории. В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами».
«Таковы три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности»

«. язык декадентов, странные, необыкновенные тропы и фигуры вовсе не составляют необходимого элемента в символизме. Правда, символизм и декадентство часто сливаются, но этого может и не быть.
Цель символизма — рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нём известное настроение» («От издателя»)

Символизм стремительно пополняется новыми именами: Зинаида Гиппиус, Фёдор Сологуб, Константин Бальмонт и др. Поэтов — основателей символизма — называют «старшими символистами». Для них характерны декадентский тип мироощущения, импрессионистичность лирики, интуитивность, субъективизм, восприятие искусства как высшей ценности, отрицание окружающей действительности и противопоставление ей мира мечты и творчества.

Символ — многозначный образ, раскрывающий целый комплекс психологических, социальных, историко-культурных ассоциаций.

Например, в стихотворении К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени. » (1894) символом является башня, на которую поднимается лирический герой. Так, образ башни вызывает у читателя множество ассоциаций и представлений: это и башни, в которых заточали сказочных героинь, и Вавилонская башня, и зиккураты Древней Месопотамии, и духовная высота личности, и преодоление себя, и бесконечное восхождение, и творческий процесс.

К. Бальмонт, как и другие «старшие символисты», придавал большое значение красоте звучания слова. Его мелодичная, утончённая поэзия — это почти музыка. Стихи поэта нередко звучат гипнотизирующе: звукопись, поворяющиеся конструкции, особая ритмичность создают впечатление заговоґра, заклинания. Смысл поэзии К. Бальмонта часто прячется за красотой и гармоничностью звучания. Стихотворение рисуется, как картина импрессиониста, лёгкими, яркими мазками.

Сонет «Океан» К Бальмонта традиционен только по форме. Содержательно он напоминает сон, видение. В нём в символической форме раскрыта тема несогласия человека со своей судьбой.

В начале XX века термин «символизм» прочно вошёл в употребление в литературе и общественной жизни. Даже суровые критики, первоначально настроенные скептически, признавали: символизм сформировал высочайшую культуру стиха. При стремлении символистов к созданию нового искусства, к экспериментам с рифмой, ритмом и экзотическими формами традиционные, классические формы присутствовали в их поэзии в совершенном, отточенном виде. Можно сказать, что выражением эстетической программы символистов стало стихотворение В. Брюсова «Юному поэту»:

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.

Во второй сборник «Русские символисты» вошло стихотворение В. Брюсова «Отверженный герой» (1894) , посвящённое Денису Папину (фр. Дени Папен).

Дени Папен (1647—1712(?)) — французский математик, физик, изобретатель, доктор медицины. Человек с острым умом и большими познаниями, он не был по достоинству оценён при жизни и умер в нищете. Важность его изобретений раскрылась спустя годы. Папен изобрёл первый паровой двигатель. Конструкция была несовершенной, что не помешало учёному использовать её во многих устройствах — «паровых повозках», подъёмниках, насосах, «варочном» котле (будущая скороварка), стеклоплавильной печи и т. д. Дени Папен мечтал построить «самоходное судно», лодку с паровым двигателем, и подплыть на нём к берегам родной Франции. Однако рыбаки и речные перевозчики, опасаясь конкуренции, несколько раз уничтожали его конструкцию. Ни дата смерти учёного, ни место его захоронения неизвестны. Но без его изобретений была бы невозможна индустриальная революция и невероятный технический рывок XIX — начала XX в.

Стихотворение «Каменщик» (1901) построено в форме диалога. Его можно рассматривать и как гражданскую лирику с острым социальным подтекстом, и как глубокое, насыщенное символами философское произведение.

С одной стороны — обычная городская зарисовка, напоминающая урбанистическую лирику Н. Некрасова. Скучающий богатый прохожий решает поговорить с бедным рабочим. Каменщик не расположен вести беседу, поначалу его ответы уклончивы и не очень вежливы, заканчивается же всё прямой угрозой. Прохожий расспрашивает рабочего не только ради праздного любопытства. В. Брюсов в иносказательной форме показывает взаимоотношения интеллигенции и народа. Прохожего удивляет безропотность и терпеливость рабочего, он пытается задеть его, побудить к сопротивлению.

Читать еще:  Как тема блокады нашла отражение в поэзии
Основная тема городской (урбанистической) поэзии — повседневная жизнь города и его обитателей. Время расцвета урбанистической поэзии — начало XX в. Но одним из первых поэтов-урбанистов считается Н. Некрасов. В стихотворных циклах «На улице», «О погоде», стихотворениях «В больнице», «Утро», «Еду ли ночью по улице тёмной. » городской пейзаж, мрачный и холодный, является фоном безотрадной жизни трудового народа.

Но народ, воплощённый в образе каменщика, далеко не так покорен, забит и беззащитен, как это представляется интеллигенции. В стихотворении передаётся напряжённая общественная атмосфера, нарастающая тревожность. Последнее восклицательное предложение оставляет читателя в полной уверенности, что социальная катастрофа скоро произойдёт. С другой стороны, в стихотворении читается философская аллегория. На это указывает доля художественной условности (белый фартук рабочего, лопата вместо кирки), символичность образа каменщика. Современники увидели в стихотворении В. Брюсова прямую отсылку к философии масонов.

Масоны — одно из самых известных тайных обществ в Европе.
Со старофранцузского слово масон переводится как «вольный каменщик». Гильдия каменщиков имела широкие права и привилегии, её представители могли свободно перемещаться, ведь возводить здания нужно было по всей стране. Они имели собственный герб и устав, помогали друг другу, пользовались особыми паролями и тайными знаками. С XVI в. в члены братства стали принимать не только строителей, но и других уважаемых людей. Официальной датой возникновения тайного общества считается 1717 г. С течением времени строительство обрело философский смысл, а строительные инструменты и атрибуты (молоток, мастерок, отвес, фартук и т. д.) стали символами. Основная цель масонов — совершенствование себя и мира вокруг. Однако деятельность тайного общества противоречива и неоднозначна. Существует предположение, что именно масоны стояли за важнейшими социальными потрясениями, происходившими в России и Западной Европе (Великая французская революция, Февральская революция 1917 г.). Возможно, масоны оказывали влияние на деятельность правительств ряда европейских государств и США.

1. Как в стихотворении «Отверженный герой» выражены выделенные Д. Мережковским «три главных элемента нового искусства» («мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности»)?

2. Прочитайте информацию о Дени Папене. Как вы думаете, почему его жизнь и изобретения так взволновали поэта? Как символически преломляются в стихотворении факты биографии учёного?

3. Какие художественные особенности стихотворения «Каменщик» (формальные или содержательные) вам показались особенно интересными с точки зрения символизма? Может ли тот, кто спрашивает, и тот, кто отвечает, быть одним и тем же человеком? Как в стихотворении передаются особенности разговорной речи (размер, лексика)?

В. Брюсов уделял большое внимание форме стиха. В своём «Сонете к форме» он утверждает: связь между сущностью творения (будь это цветок или литературное произведение) и тем, как оно воплощено в жизни, неразрывна.

В поэзии символистов нередки апокалиптические мотивы, мотивы социальных предвидений и грядущих катастроф. Стихотворение «Грядущие гунны» было написано В. Брюсовым в один из рубежных моментов русской истории — в 1904—1905 годах.

Гунны — воинственный кочевой народ, вторгшийся на территорию Восточной Европы в начале первого тысячелетия.

В современных В. Брюсову революционных волнениях, беспорядках, стачках поэт видит сходство с разрушительным влиянием древнего многочисленного азиатского племени. Он «предсказывает» события, которые уже случались в истории цивилизации: насильственный захват власти, варварское сожжение книг, осквернение храмов, преследование инакомыслящих. Необычность этого предвидения — в его окончании. Герой осознаёт, что гунны его уничтожат, но тем не менее встречает их «приветственным гимном». Знамя нового преображения мира увидел В. Брюсов и в революционных событиях 1917 года. Но уже в 1920-х годах в его поэзии слышны ноты разочарования.

Современники вспоминали, что В. Брюсов был фантастически работоспособен: он запомнился не только как автор многочисленных поэтических сборников и прозаических произведений, но и как литературный критик, переводчик, журналист, редактор, профессор литературного института, заведующий библиотечным отделом, председатель союза поэтов и т. д. Несмотря на огромное трудолюбие и желание быть полезным, в новой эпохе ему не находилось места. За несколько лет до смерти В. Брюсов создаёт стихотворение «Работа», которое воспринимается как своеобразное творческое завещание. В нём труд писателя приравнивается к труду землепашца или рабочего. Он столь же тяжёл и столь же полезен людям.

Мотив прозрения, откровения получил широкое развитие в лирике нового поколения символистов. Их стали называть «младшими». Значительное влияние на них оказала философия В. Соловьёва.

Владимир Соловьёв (1853—1900) — русский религиозный мыслитель, поэт-мистик, публицист. Его философские идеи о всеединстве, Богочеловечестве, «мировой душе» — Софии-мудрости, истинном знании и «космическом» разуме значительно повлияли на взгляды просвещённой части общества конца XIX — начала XX века.

Поэты-младосимволисты чувствовали таинственную связь с вечностью: в их стихотворениях отражались мистические предчувствия и тревожные ожидания. Они воспринимали материальный мир только как бледную копию мира идей. Язык поэзии был для них языком символов, тем что помогает узреть незримое. «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своём значении», — писал младосимволист Вячеслав Иванов. К младшим символистам относился и один из главных поэтов Серебряного века — Александр Блок.

1. Перечитайте эпиграф к разделу, взятый из стихотворения В. Соловьёва. О какой черте поэзии символистов в нём говорится?

2. Выпишите отличительные черты символизма как художественного течения. Чем различалось творчество «старших» и «младших» символистов?

3. Подготовьте сообщение об одном из поэтов­символистов.

4. Выберите несколько понравившихся вам поэтических строчек символистов, которые могли бы стать вашим статусом в одной из социальных сетей либо эпиграфом к вашей дневниковой записи.

5. Прочитайте стихотворение В. Брюсова «Грядущие гунны». На какие исторические события намекается в этом произведении? Как вы понимаете последнюю строчку стихотворения?

6. Вспомните особенности сонета. Назовите автора (или авторов), в чьём творчестве сонет занимает центральное место. Как вы думаете, чем эта стихотворная форма так привлекает поэтов? Какое новое звучание придали сонету символисты?

7. Выполните сравнительный анализ стихотворений В. Брюсова «Юному поэту» и «Работа».

8. Как вы понимаете каждый из заветов, данных В. Брюсовым в стихотворении «Юному поэту»? Какие черты личности провозглашали символисты? Насколько комфортно общаться с человеком, наделённым подобными качествами?

9. Выполните одно из заданий 1—4 по теме «Серебряный век» (по выбору учащихся).

Серебряный век. Поэты и стихи

Серебряный век – никогда, ни до ни после, русская культура не достигала таких высот новаторства, такого разнообразия школ и направлений, такого масштаба литературного эксперимента. Самая полная антология поэтов Серебряного века – символисты, акмеисты, футуристы, имажинисты… Их биографии и стихи.

Оглавление

  • Серебряный век русской поэзии. Виктория Горпинко
  • Символизм. Старшие символисты
  • Символизм. Младшие символисты

Из серии: Мировые шедевры. Иллюстрированное издание

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Серебряный век. Поэты и стихи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Термин «символизм» принадлежит французскому поэту Жану Мореасу, которому пришлось стать не только практиком, но и теоретиком этого направления, отстаивая его самостоятельность и отделяя его от модернизма. В 1886 году он опубликовал исторический «Манифест символистов» — обозначив важную веху, с которой началась новая эпоха в европейской и, в частности, русской литературе.

«Символистская поэзия ищет способ облачить идею в чувственную форму, которая не была бы самодостаточной, — писал Мореас, — но при этом, служа выражению Идеи, сохраняла бы свою индивидуальность». Эта «чувственная форма», в которую облекается Идея, и есть не что иное, как символ.

Становление символизма во Франции связывают с именами Шарля Бодлера, Стефана Малларме, Артюра Рембо, Поля Верлена. Именно они «открыли новый мир» Валерию Брюсову — первому адепту нового течения в России и его первому страстному популяризатору. В 1893 году двадцатилетний Брюсов написал письмо Верлену, именуя себя основоположником этого нового для России поэтического течения. И тут же занялся изданием символистских сборников, в которых в основном печатался сам, — уже примеряя на себя роль будущего вождя символизма.

Идеологом старших символистов (авторов, дебютировавших в 1890-е годы) выступил Дмитрий Мережковский. Он первым дал глубокий анализ удручающего состояния русской литературы, заведенной в тупик господствующим рационализмом, и назвал предпосылки победы новых литературных направлений. В 1892 году Мережковский прочитал доклад «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (опубликован в 1893 году). Окидывая скептическим взглядом современные «литературные руины», он видел спасение русской словесности в «мистическом содержании, языке символа и импрессионизме». Возродить литературу, писал он, «может лишь порыв к неведомому, запредельному, к святыням, которых нет».

Первому поколению русских символистов, действительно, эстетически был очень близок импрессионизм. Поначалу их так и называли — импрессионисты. Или декаденты. В своих произведениях они, как правило, были ориентированы на субъективные личные ощущения и мимолетные впечатления, замкнуты на своей внутренней жизни и далеки от обыденной реальности, одолеваемы мрачными предчувствиями и очарованы поэтикой смерти. Творчество для них — прежде всего интуитивное погружение в некие тайные смыслы, не поддающиеся рациональному выражению, и единственный способ передать эту тайну — задействовать символы.

«Русский символизм направил свои главные силы в область неведомого, — писал в 1913 году Николай Гумилев. — Попеременно он братался то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом. Некоторые его искания в этом направлении почти приближались к созданию мифа».

Вырабатывая новое художественное мировоззрение, символисты особое внимание уделяли музыке. В их творчестве она представала как некая универсальная энергия, которая пронизывает фактуру произведения, его композицию и звуковую оболочку, наполняя его созвучиями и мелодическими перекличками.

Оставаясь, по сути, элитарным поэтическим направлением, русский символизм искал опору в творчестве поэтов XIX века, не чуждых идей «чистого искусства», — Афанасия Фета, Якова Полонского, Аполлона Майкова, Евгения Баратынского и Федора Тютчева, которого Вячеслав Иванов прямо называл основоположником символистского метода в русской поэзии.

Один из теоретиков символизма, Константин Бальмонт, разрабатывавший в своем творчестве медиумические, «стихийные» аспекты и искавший соответствующие новаторские средства выражения, в статье «Элементарные слова о символической поэзии» (1900) так формулирует ее главные отличительные черты: «Она говорит своим особым языком, и этот язык богат интонациями; подобно музыке и живописи, она возбуждает в душе сложное настроение, — более чем другой род поэзии, трогает наши слуховые и зрительные впечатления, заставляет читателя пройти обратный путь творчества: поэт, создавая свое символическое произведение, от абстрактного идет к конкретному, от идеи к образу, — тот, кто знакомится с его произведениями, восходит от картины к душе ее, от непосредственных образов, прекрасных в своем самостоятельном существовании, к скрытой в них духовной идеальности, придающей им двойную силу».

К числу старших символистов относят Валерия Брюсова, Дмитрия Мережковского, Зинаиду Гиппиус, Константина Бальмонта, Федора Сологуба, Николая Минского, Александра Добролюбова, Поликсену Соловьеву, Константина Фофанова, Ивана Коневского.

Дом Мурузи (Санкт-Петербург, Литейный проспект, 24)

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865–1941) — русский писатель, поэт, драматург, переводчик, эссеист, литературный критик, религиозный философ, историк, общественный деятель.

Один из основателей русского символизма, свой второй поэтический сборник, программный для нового направления, он назвал «Символы. Песни и поэмы». А принципы зарождающегося символизма изложил в докладе «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892), отделив их от эстетики декаданса и выделив «три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».

Мережковский — основоположник русского историософского романа, разработчик религиозно-философского подхода к анализу литературных произведений, глубоко повлиявший на развитие будущего литературоведения. Признанный жанровый новатор и один из самых оригинальных мыслителей ХХ века. Его дебютный роман «Смерть богов. Юлиан Отступник» (из трилогии «Христос и Антихрист») вошел в историю как первый русский символистский исторический роман. Начиная с 1914 года, он десять раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе.

Мережковский выступил инициатором проведения Религиозно-философских собраний, вызванных необходимостью обновления христианства и призванных оживить религиозную мысль в России. Философ Николай Бердяев называл их «оазисом свободы совести в уголке Петербурга» и считал, что «всё движение русской религиозной мысли так или иначе вышло из этих собраний».

Влияние творчества и идей Мережковского испытали на себе поэты Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, философы Николай Бердяев, Александр Мейер, Федор Степун, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Томас Манн называл Мережковского «гениальнейшим критиком и мировым психологом после Ницше».

До революции Мережковский был одним из самых издаваемых писателей в России. Категорически не приняв власть большевиков, в декабре 1919 года он тайком покинул Петроград (в выезде было отказано) и с 1920 года жил во Франции. Скончался от кровоизлияния в мозг 7 декабря 1941 года. До последнего дня рядом с ним находилась его жена, поэтесса и писательница Зинаида Гиппиус, с которой они прожили, почти не разлучаясь, сорок два года, создав самый известный творческий тандем в русской культуре начала века.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector