Что нового внес в русскую поэзию фет
Лирика Фета, ее роль в развитии русской поэзии.
Афанасий Фет – великий русский лирик. Его творчество широко известно как любителям поэзии, так и романсов, написанных на его стихи.
Поэзия Фета является одной из вершин русской лирики, но современники поэта оценивали его поэзию далеко не так высоко, как мы. Из корифеев российской словесности только Некрасов в полной мере ценил его талант, сказав, что “Фет в …области поэзии такой же господин, как Пушкин в своей…”
Литературная карьера Фету далась тяжко. Вышедшее в 1863 г. собрание его стихотворений, подводившее итог первых двух десятилетий его литературной деятельности, не разошлось до самой его смерти.
Свой последний сборник семидесятилетний поэт выпустил в шестистах экземплярах – тираж для маститого поэта крайне мизерный даже для того времени. Но это было лишь одно звено в цепи многочисленных неудач и невзгод, преследовавших его с первых лет жизни.
Основное настроение поэзии А. Фета – настроение душевного подъема. Упоение природой, любовью, искусством, женской красотой, воспоминаниями, мечтами – вот основное содержание поэзии Афанасия Афанасьевича.
Одним из ранних и, пожалуй, самых популярных стихотворений Фета является стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом».
Природа, любовь и музыкальное искусство в лирике Фета слиты воедино. Поэт отражает мир чувств, настроений во всем их бесконечном разнообразии. Каждое стихотворение Фета создано как оригинальная мелодия. Композиторы сразу почувствовали это и создали на стихи Фета множество романсов. Таково стихотворение «Фантазия».
Фет гениально умел изобразить миг, момент чувства, переходы от одного настроения к другому. За это критики-современники называли его стихотворения «бессюжетными». Исследователи XX века уже называли творчество Фета импрессионизмом в русской поэзии за умение автора передавать малейшие оттенки чувств. Лучше всего поэту удавался жанр лирической миниатюры.
Любовная лирика Фета – это океан солнца, счастья и радости. Он боготворит женщину, хочет исполнить любое ее желание, заботлив и нежен по отношению к ней:
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
Чувство любви у Фета лишено разрушительной страсти, как у Тютчева. Поэт любуется возлюбленной, наполняющей своим существованием мир красоты и покоя. Лирический герой добр и внимателен, он настоящий защитник от всего злого для любимой. Он основателен, надежен и спокойно счастлив, его любви ничто не угрожает:
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова.
Природа у Фета живая и мыслящая: «утро дышит», «лес проснулся», «играла луна» и т. д. Используя прием олицетворения, поэт добивается потрясающего эффекта общения, единения человека с природой:
Сад весь в цвету,
Так освежительно радостно мне!
Словно таинственной речи я жду.
В своей лирике поэт стремился изображать не предметы, а чувства, которые они вызывают. Его новаторство – в умении передать ежесекундную изменчивость мира. Именно поэтому привычные образы превращаются у поэта во что-то новое и необычное, удивляющее читателей. Фет, как никто другой, сумел описать мир прекрасных человеческих чувств, его стихотворения стали классикой русской лирики XIX века.
Лирика Некрасова. Основные темы и мотивы. Лирический герой. Значение сюжета, поэтическое многоголосье.
Инфа из пособия:
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ НЕКРАСОВА
1. Тема Родины, народа («Родина», «Тройка», «Несжатая полоса», «Железная дорога», «В полном разгаре страда деревенская» и другие).
2. Роль поэта и поэзии («Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «О Муза! Я у двери гроба!…» и другие).
3. Тема гражданского служения родине («Памяти Добролюбова», «Чернышевский», «Памяти приятеля» и другие).
4. Сатирические произведения поэта («Колыбельная песня», «Нравственный человек»).
5. Любовная лирика («Я не люблю иронии твоей…», «Давно – отвергнутый тобою…», «Горящие письма» и другие).
ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ НЕКРАСОВА
1. Народность формы и содержания лирики. Взгляд на жизнь с точки зрения рабов, а не господ, угнетенных, а не угнетателей.
2. Совестливость лирического героя, способность чувствовать чужое горе как свое; с этим связан лирический колорит некрасовской поэзии.
3. «Монтажный принцип» композиции: авторский взгляд, авторское отношение к героям и судьбам не выражено прямо, а осознается в результате «сложения» нескольких точек зрения (барин, ямщик).
4. «Ролевой принцип»: речь идет не от лица автора, а от лица какого-нибудь лирического персонажа.
5. Многоголосие поэзии.
6.Раздвоенность лирического героя: он тянется к прекрасному, возвышенному, но считает своим долгом говорить о народных страданиях.
7. Новаторство в области поэтической формы, сближение поэзии с прозой, использование повествовательного стиха.
8. Использование элементов народной речи.
9. Широкое использование трехсложных размеров, придававших текстам протяжное, песенное звучание.
Рыдающий огонь
Павел Басинский: В 1819 году богатый мценский помещик Афанасий Неофитович Шеншин, находясь в Германии, женился на разведенной Шарлотте Фёт и увез ее в Россию. Их сын родился в России, был крещен по православному обряду и получил фамилию Шеншин. Но затем выяснилось, что крещение незаконно. Шеншин и Шарлотта венчались по лютеранскому обряду, а православное венчание произошло уже после рождения сына. Афанасий Неофитович поступил, мягко говоря, разгильдяйски. В результате его сына лишили дворянства, он перестал быть Шеншиным и стал Фётом (“ё” он затем поменял на “е”, чтобы немецкая фамилия так не резала слух), то есть стал носить фамилию первого мужа матери и считаться его сыном. Это была трагедия всей его жизни. Он ненавидел свою фамилию и в пожилом возрасте ценой службы при дворе вернул себе фамилию Шеншин и дворянский титул. Как ты думаешь, почему это было для него так важно?
Максим Амелин: Я бы не стал обвинять отца Фета в разгильдяйстве. Видимо, история его отношений с Шарлоттой – это история большой любви. Он от сына не отказался, ему просто сообщили через 14 лет, что его сын – не его сын и наследник на том только основании, что документы оформлены неправильно. Как будто речь шла не о человеке, а о вещи, купленной за границей и ввезенной в обход таможни. И вот юный дворянский сын Шеншин вдруг оказался исключенным из рода и соответственно потерял права на наследство. Для того чтобы вернуть дворянство, нужно было дослужиться в армии до определенного звания, но когда кавалерист Фет дослуживался до очередного чина, этот ценз поднимался, и так было трижды. Фет был вынужден выйти в отставку. Дворянское звание было возвращено ему за литературные труды – сыграли роль переводы Горация.
Другим роковым обстоятельством в судьбе Фета стала смерть его возлюбленной Марии Лазич.
Павел Басинский: История удивительная! В конце 40-х годов во время службы в Херсонской губернии Фет знакомится с дочерью мелкого помещика Марией Козьминичной Лазич. Они влюбляются друг в друга, но Фет понимает, что ему без права на наследство жениться на бесприданнице нельзя. И она это понимает, но просит его не разрывать отношений. Тем не менее Фет идет на разрыв и потом женится по расчету на дочери богатого чаеторговца Марии Петровне Боткиной. Но раньше Лазич погибает при странных обстоятельствах. От лампады случайно загорается платье, она выбегает в сад и на ветру сгорает, как спичка. Биографы Фета гадают: был ли это несчастный случай или экзотическое самоубийство? Так или иначе, но образ сгоревшей заживо Лазич станет сквозной в лирике Фета. “Не жизни жаль с томительным дыханьем. / Что жизнь и смерть? А жаль того огня, / Что просиял над целым мирозданием / И в ночь идет, и плачет уходя”.
Максим Амелин: После этой трагедии Фет пишет Ивану Борисову: “Я ждал женщины, которая поймет меня, – и дождался ее. Она, сгорая, кричала: “Ради Бога спасите письма!” – и умерла со словами: “Он не виноват, – а я”. Пережитого Фету хватило на всю творческую жизнь.
Павел Басинский: В Фете жили два человека: тонко чувствующий поэт и хладнокровный делец, помещик. Образцовые имения – Степановка в Орловской и Воробьевка в Курской губерниях.
Максим Амелин: Да, раздвоение Фета на “лирика” и “дельца” было поразительным! В 1884 году он послал Льву Толстому свеженаписанное стихотворение “Ласточки” (шедевр русской философской лирики), а на обороте предлагал попридержать пеньку, которая скоро в Москве вздорожает. Оба поместья были им доведены до состояния образцовых. Когда несколько лет назад чистили пруды в Воробьевке, обнаружилось, что дно их выложено мореным дубом как паркетом, сохранившимся почти идеально.
Павел Басинский: Но это просто Собакевич из гоголевских “Мертвых душ”, у которого колодец был “обшит корабельным дубом”! Над Фетом помещиком и реакционером издевалась не только “прогрессивная” критика, но и другие его современники. Среди московских студентов ходила байка, что, приезжая в Москву, Фет останавливал свою коляску возле здания Московского университета, где сам учился в сороковые годы, и. плевал в его сторону, считая родной университет рассадником вольнодумия. Зная эту привычку хозяина, его кучер сам, без приказа, останавливал коляску на Моховой.
Максим Амелин: И ты в это веришь? Плевки в сторону университета – это анекдот, запущенный Чеховым, который с Фетом знаком не был, но именно из его дневника шутливая запись ушла “в народ”. Покойный фетовед Вячеслав Кошелев посвятил развенчанию этого отдельную статью. Еще в 1990-е, до капитального ремонта на Моховой, можно было видеть многочисленные выщерблины на столбах ограды. Я сам не раз показывал их знакомым, говоря: “Вот это и есть те самые следы от ядовитых плевков Фета”. И некоторые верили.
Павел Басинский: Он не был реакционером и крепостником?
Максим Амелин: Да, Фет, особенно в поздние годы, был монархистом, поддерживал связи с царской семьей, воспевал Александра III, получил придворное звание камергера. Реакция 1880-1890-х ему, как дворянину Шеншину, нравилась. Но по поводу мнимого “крепостничества” Фета могу сказать, что первое поместье Степановку он приобрел незадолго до отмены крепостного права, то есть “крепостником” был меньше года. Другой вопрос, что он много писал о поспешности реформы, о ее последствиях и о том, как по-новому нужно обустраивать хозяйство.
Павел Басинский: Как поэт Фет был безусловным новатором. Писал “безглагольные” стихи – “Шепот, робкое дыханье. / Трели соловья, / Серебро и колыханье / Сонного ручья. ” Позволял себе невероятно смелые образы. По сути, он предвосхитил “модерн” Серебряного века, прежде всего символистов. Но вот вопрос: понимал ли сам Фет свое новаторство? Его сборник 1856 года вышел под редакцией И. С. Тургенева, в которой Тургенев тщательно “выправил” стихи Фета, так сказать, привел их “в норму”, а на самом деле изувечил. В 1863 году Фет оставил тургеневскую редактуру, и в советских изданиях эти стихи тоже публиковались в тургеневской редакции. Иногда кажется, что Фет сам не ведал, что творил. Например, в стихотворении “Шумела полночная вьюга. “, где двое влюбленных сидят у камина, есть такой образ: “И двух наших теней громады лежали на красном полу. ” Громады теней – только Фет тогда мог позволить себе такое сочетание несочетаемого.
Максим Амелин: Да, Фет достаточно сильно повлиял на Серебряный век, не только на символистов, но и на акмеистов, имажинистов, включая Есенина, и даже – как ни странно – футуристов в лице Северянина, Пастернака (“теней громады” превратились в тени “скрещенья рук” и т. д.), в какой-то мере Маяковского, отдельно – на позднего Заболоцкого. Выразительность, которая заключалась в музыкальности его стиха, в особой зримости как бы размытых импрессионистических образов, он сознательно культивировал. С другой стороны, в словаре Фета много областных орловских и курских слов и выражений (например, “стадо грачей” вместо “стаи”). Для этого нужна поэтическая смелость. Тургенев же был сторонником рафинированного стиля. Он срезал последние строфы стихотворений Фета, выпрямил их мнимые корявости. Фет потом лишь частично восстановил свои тексты, потому что итогового собрания он не подготовил, оно вышло посмертно. И это стало большой текстологической проблемой. Только в XX веке были восстановлены оригинальные варианты. Но Тургенев так поступал не только с Фетом, но и с Полонским, даже с Тютчевым. Иногда отменный и утонченный вкус мешает чувствовать новаторское и необычное. Это именно тот случай.
Павел Басинский: Какова судьба главного имения Фета Воробьевки в Курской области? Что там сегодня?
Максим Амелин: Фет купил Воробьевку в 1877 году и поднял запустевшее после смерти бывшего хозяина Петра Ртищева имение из руин. На покупку повлияла близость не только железной дороги, но и Коренной пустыни. Его жена Мария Петровна была очень набожна, и в Воробьевку несколько раз заносили Коренную икону во время крестных ходов. У Фета бывали Лев Толстой, Владимир Соловьев, Петр Чайковский. После смерти Фета и Марии Петровны имение перешло к ее племяннику Сергею Боткину, будущему видному деятелю русской эмиграции. Но дальше произошла революция. Дом был разграблен, сад с вековыми деревьями и экзотическими растениями заброшен. Но сам дом, построенный еще в XVIII веке, сохранился до наших дней, хотя в нем были то курятник, то машинно-тракторная станция, а затем школа. Сад особенно пострадал во время оккупации: нацисты порубили все деревья на дрова, были лютые морозы. В 1990-х на месте сада еще виднелись заросли барбариса и одичавшей японской вишни. В начале 2000-х школу закрыли, и дом простоял несколько лет пустым. Усадьба сейчас в целом восстановлена, насколько это вообще возможно после всего, что в ней происходило, дом отреставрирован и превращен в музей, и все это трудами фактически одного человека – Антонины Семеновны Яковлевой, хранительницы усадьбы.
Павел Басинский: Где похоронен Фет?
Максим Амелин: Он умер в Москве, а похоронен вместе с женой, пережившей поэта на два года, в родовой усыпальнице Шеншиных под Покровской церковью в селе Клеймёнове, километрах в 15 от Орла. Эта церковь, благодаря тому что в ней покоится Фет, пережила советское время.
В чём новаторство Фета
u0424u0435u0442 u043fu0440u0438u043du0430u0434u043bu0435u0436u0438u0442 u043a u043fu043eu044du0442u0430u043c, u043fu0440u043eu043fu043eu0432u0435u0434u0443u044eu0449u0438u043c ” u0447u0438u0441u0442u043eu0435 u0438u0441u043au0443u0441u0441u0442u0432u043e. ” u0412 u0435u0433u043e u043fu043eu044du0437u0438u0438 u043cu043du043eu0433u043e u0437u0430u0433u0430u0434u043eu043a, u0442u0430u0439u043d, u0443u043cu043eu043bu0447u0430u043du0438u0439. u0421u0442u0438u0445u0438 u0435u0433u043e u0431u0435u0441u0441u044eu0436u0435u0442u043du044b. u042du0442u043e – u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u0435 u043cu0438u043du0438u0430u0442u044eu0440u044b, u043fu0435u0440u0435u0434u0430u044eu0449u0438u0435 u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0430, u043du0430u0441u0442u0440u043eu0435u043du0438u0435, u043cu044bu0441u043bu0438 u043fu043eu044du0442u0430.
u0418u0441u043au0443u0441u0441u0442u0432u043e u0424u0435u0442u0430 u043du0430u043fu0440u044fu043cu0443u044e u0441 u0436u0438u0437u043du044cu044e u043du0435 u00a0u0441u0432u044fu0437u0430u043du043e, u0438u0431u043e u0432u043du0435u0448u043du0438u0435 u00a0u043au0430u0440u0442u0438u043du044b u0431u0435u0434u043du044b. u00a0u041fu043eu044du0437u0438u044f u043cu043eu0436u0435u0442 u0431u044bu0442u044c u043fu043eu043du044fu0442u0430 u0442u043eu043bu044cu043au043e u043eu0441u043eu0431u0435u043du043du044bu043c u043bu044eu0434u044fu043c, u0430 u043cu0438u0440 u0433u0435u043du0438u044f – u00a0u0437u0430u043au0440u044bu0442 u0434u043bu044f u0432u0441u0435u0445. u0415u0441u043bu0438 u041cu0443u0437u0430 u00a0u041d. u0410. u041du0435u043au0440u0430u0441u043eu0432u0430 u0441u043bu0443u0436u0438u043bu0430 u043du0430u0440u043eu0434u0443, u0442u043e u00a0u041cu0443ufffdu0430 u0410. u0410. u0424u0435u0442u0430 – u044du0442u043e u00a0″ u043du0435u0442u043bu0435u043du043du0430u044f u0431u043eu0433u0438u043du044f”, u0434u0430u043bu0435u043au0430u044f u043eu0442 u043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0445 u00a0u043fu0440u043eu0431u043bu0435u043c.
u0417u0430u0431u043eu0442u043bu0438u0432u043e u0445u0440u0430u043du044f u0442u0432u043eu044e u0441u0432u043eu0431u043eu0434u0443,
u041du0435u043fu043eu0441u0432u044fu0449u0451u043du043du044bu0445 u044f u043a u0442u0435u0431u0435 u043du0435 u0437u0432u0430u043b,
u0418 u0440u0430u0431u0441u043au043eu043cu0443 u0438u0445 u0431u0443u0439u0441u0442u0432u0443 u044f u0432 u0443u0433u043eu0434u0443
u0422u0432u043eu0438u0445 u0440u0435u0447u0435u0439 u043du0435 u043eu0441u043au0432u0435u0440u043du044fu043b,u2014
u0412 u043fu043eu044du0437u0438u0438 u0424u0435u0442u0430 u043fu0440u0438u0441u0443u0442u0441u0442u0432u0443u044eu0442 u0442u0440u0438 u0442u0435u043cu044b : u043fu0440u0438u0440u043eu0434u0430, u0438u0441u043au0443u0441u0441u0442u0432u043e, u043bu044eu0431u043eu0432u044c.u0412u0441u0435 u044du0442u0438 u0442u0435u043cu044b u0430u0431u0441u0442u0440u0430u043au0442u043du043e u0442u043eu043bu043au0443u044eu0442u0441u044f u0438u043c , u0438u0431u043e ” u044fu0437u044bu043a u0434u0443u0448u0435u0432u043du043eu0439 u043du0435u043fu043eu0433u043eu0434u044b u0431u044bu043b u043du0435u043fu043eu043du044fu0442u0435u043d ” u0434u043bu044f u043du0435u0433u043e.
u041bu044eu0431u043eu0432u044c u00a0u2014 u00a0u044du0442u043e u0431u0440u043eu043du044f u00abu043eu0442 u0432u0435u0447u043du043eu0433u043e u043fu043bu0435u0441u043au0430 u0438 u0448u0443u043cu0430 u0436u0438u0437u043du0438u00bb. u00a0u041fu0440u0438 u044du0442u043eu043c u043eu043du0430 u0442u0435u043fu043bu0430, u043du0435u0436u043du0430, u0440u0430u0437u043du043eu043eu0431u0440u0430u0437u043du0430 u0432 u0441u0432u043eu0438u0445 u043fu0440u043eu044fu0432u043bu0435u043du0438u044fu0445. u0421u0435u0440u0434u0446u0435 u0435u0433u043e u0434u0440u043eu0436u0438u0442 u043eu0442 u0432u0437u0438u0440u0430u043du0438u044f u043du0430 u043bu044eu0431u0438u043cu0443u044e, u00a0 u043e u043du0435u0439 u043cu0435u0447u0442u0430u0435u0442 u043eu043d u0432u043e u0441u043du0435, u00a0u043eu043d u0442u043e u0433u0440u0443u0441u0442u0438u0442 , u0442u043e u0440u0430u0434u0443u0435u0442u0441u044f, u043eu0441u043eu0437u043du0430u0432u0430u044f, u0447u0442u043e u0436u0438u0437u043du044c u0435u0433u043e – u0432u0435u0447u043du043eu0435 u0441u0447u0430u0441u0442u044cu0435.
u0412u0442u043eu0440u0430u044f u0442u0435u043cu0430 u2014 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u0430. u00abu0421u0442u0440u0435u043cu044fu0441u044c u043eu0442 u043bu044eu0434u0435u0439 u0443u0442u0430u0438u0442u044cu0441u044fu00bb, u043eu043d u043fu0440u0438u0441u043bu0443u0448u0438u0432u0430u0435u0442u0441u044f u043a u0433u043eu043bu043eu0441u0430u043c u00a0u043fu0442u0438u0446 u0432 u043bu0435u0441u0443, u0433u043bu044fu0434u0438u0442 u043du0430 u0442u0430u0438u043du0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0435 u0437u0432u0435u0437u0434u044b, u0437u0430u043cu0435u0447u0430u044f u043cu0435u0436u0434u0443 u043du0438u043cu0438 u0438 u0441u043eu0431u043eu0439 – u00a0u0433u0430u0440u043cu043eu043du0438u044e : u00a0u00abu041cu0435u0436 u0442u0435u043cu0438 u0437u0432u0451u0437u0434u0430u043cu0438 u0438 u043cu043du043eu044e
u043au0430u043au0430u044f-u0442u043e u0441u0432u044fu0437u044c u0440u043eu0434u0438u043bu0430u0441u044cu00bb. u00a0u041eu043d u0432u0438u0434u0438u0442, u043au0430u043a u00a0u043bu0435u0442u044fu0449u0438u0439 u00a0u0432u043eu0440u043eu043d u0442u044fu0436u0435u043bu043e u043cu0430u0448u0435u0442 u043au0440u044bu043bu044cu044fu043cu0438, u043au0430u043a u00a0u0432 u043au0440u043eu0448u0435u0447u043du043eu0439 u0440u043eu0441u0438u043du043au0435 u00a0u043fu0435u0440u0435u043bu0438u0432u0430u0435u0442u0441u044f u0441u043eu043bu043du044bu0448u043au043e, u00a0u043eu043d u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0443u0435u0442, u043au0430u043a u00a0u0441u0435u0440u044bu0439 u00a0u0441u043eu043bu043eu0432u0435u0439 u0432u0434u043eu0445u043du043eu0432u043bu044fu0435u0442 u043fu043eu044du0442u043eu0432. u00a0u0424u0435u0442 u043bu044eu0431u0438u043b u0440u043eu0434u043du0443u044e, u0440u0443u0441u0441u043au0443u044e u043fu0440u0438u0440u043eu0434u0443 u0438 u0445u043eu0442u0435u043b u0431u044b u0432u0441u0435u0433u0434u0430 u0436u0438u0442u044c u0432 u0420u043eu0441u0441u0438u0438. u041eu0431 u044du0442u043eu043c u043eu043d u043fu0438u0448u0435u0442 u0432 u043cu0438u043du0438u0430u0442u044eu0440u0435 ” u0418u0442u0430u043bu0438u044f “, u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043eu043fu043eu0441u0442u0430u0432u043bu044fu0435u0442 u0441u0432u043eu044e u0440u043eu0434u043du0443u044e u0441u0442u043eu0440u043eu043du0443, ” u0433u0434u0435 u0431u0430u0440u0445u0430u0442 u0441u0442u0435u043fu0438 u0437u0435u043bu0435u043du0435u0439″ u0438 u0433u0434u0435 ” u0441u043bu0430u0449u0435 u0438 u0437u0430u0434u043eu0440u043du0435u0439 u0432u0435u0441u0435u043du043du0438u0439 u00a0u0441u0432u0438u0449u0435u0442 u00a0u0441u043eu043bu043eu0432u0435u0439. “
u0423u0434u0438u0432u0438u0442u0435u043bu044cu043du0430u044f u00a0u043fu0435u0439u0437u0430u0436u043du0430u044f u043bu0438u0440u0438u043au0430 u0424u0435u0442u0430 u2014 u00a0u043bu0443u0447u0448u0430u044f u00a0u0441u0442u0440u0430u043du0438u0447u043au0430 u00a0u0435u0433u043e u043fu043eu044du0442u0438u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u0442u0432u0430.
u0421u0442u0438u0445u0438 u0424u0435u0442u0430 u00a0u043fu0435u0432u0443u0447u0438, u043fu043eu043bu043eu0436u0435u043du044b u043du0430 u043cu0443u0437u044bu043au0443.
u041du0435u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u0441u043eu0432u0440u0435u043cu0435u043du043du0438u043au0438 u0441u0447u0438u0442u0430u043bu0438 u0435u0433u043e u043fu0440u043eu0434u043eu043bu0436u0430u0442u0435u043bu0435u043c u0410. u0421 . u041fu0443u0448u043au0438u043du0430. u0418 u0432u0435u0440u043du043e . u00a0u0415u0433u043e u043fu043eu044du0437u0438u044f u043eu0442u043au0440u044bu0432u0430u0435u0442 u0432 u043au0430u0436u0434u043eu043c u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0435 u0441u043fu043eu0441u043eu0431u043du043eu0441u0442u044c u043a u0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u0442u0432u0443, u0440u043eu0436u0434u0430u0435u0442 u0432 u0434u0443u0448u0435 u00a0″ u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0430 u0434u043eu0431u0440u044bu0435 . “
Что нового внес в русскую поэзию фет
«Поэзия Афанасия Фета как канон «чистого» искусства. Противостояние современности»
В эпоху, когда злободневность и натурализм надёжно фиксируются в литературных тенденциях на первом месте, Фет, будто нарочно, продолжает воспевать природу, любовь и мимолётные впечатления, уходя от насущного в «мир стремлений, преклонений и молитв» и оставаясь равнодушным к насмешкам современников. Эта верность убеждениям и становится основополагающим звеном нового направления – «чистого» искусства. Он помещает эстетический идеал в стихотворное пространство, оберегая его от посторонних вторжений. Но даже когда Тургенев, будучи представителем натуральной школы, в защиту Фета пишет о том, что «не бесполезное искусство есть дрянь», а Толстой отмечает новаторство поэта, ревностные поборники реализма находят, что поставить ему в укор, высмеивая несоответствие частной жизни Фета с поместьем и военной службой его возвышенной лирике.
Эстетическая концепция «Искусство ради искусства» была сформулирована в середине XIX века как реакция на тенденцию к материализму в литературе. Она составила оппозицию натуральной школе Белинского, провозглашавшей критическое отношение к окружающему миру и внимание к общественно-значимой тематике. Пока приверженцы критического реализма боролись против приукрашивания реальности, А. А. Фет, родоначальник и апологет «чистого» искусства, утверждал самоценность художественного творчества и проповедовал независимость искусства от политики, идеологии и других злободневных проблем. Он считал высшей целью искусства создание красоты и говорил о неуместности нравственных и социальных наставлений в поэзии.
Однако такая позиция вовсе не означала, что Фета не волновали насущные проблемы. Ради дворянского титула Фет всю жизнь посвятил военной службе, а под конец стал помещиком. Отмена крепостного права, противостояние дворянства и революционной демократии не только меняли уклад жизни людей, но и влияли на тенденции в литературе. Тем не менее, Фет не отражал своей практической деятельности в поэзии, чтобы не осквернить красоту и гармонию, а все прозаические элементы жизни выносил в публицистику и мемуары.
И. С. Тургенев в одном из писем назвал Фета «жрецом чистого искусства». И действительно, его поэзия определила канон этого литературного направления. Притом она не ограничивается слепым следованием принципам, а отражает суть целой философско-эстетической концепции. Фет жил установкой, что истинное предназначение поэта — «исцеление от муки». Недаром единственное спасение от тоски и уныния поэт, в котором современники отмечали депрессивность и склонность к хандре, находил в искусстве. Аполлон Григорьев подмечал, что «с способностью творения в нем росло равнодушие. Равнодушие ко всему, кроме способности творить».
В воспоминаниях Фет писал: «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты». В творчестве он твёрдо придерживался этого убеждения и с воинствующим эстетизмом отстаивал свою истину. Хотя если в ранние годы разногласия между писателями мало занимали его, то позже высказывания стали категоричней: «произведение, имеющее какую бы то ни было дидактическую тенденцию», он называл «дрянью».
И такая точка зрения имела вес в обществе. Даже Тургенев, принадлежавший к литераторам натуральной школы, соглашался с Фетом в отношении творчества: «Видите ли: мне предоставляет утилитарность, политику, а сам берет бесполезность, пену, искусство, т. е. высочайшее la part du lion*, ибо не бесполезное искусство есть дрянь, бесполезность есть именно алмаз его венца!»
Но нужно заметить, что при этом поэзия Фета не бесполезна, а созерцательна. Он был настоящим импрессионистом русской лирики, чувствовавшим и запечатлевавшим красоту природы в её самых жизнерадостных и чистых красках. Сам он называл это качество поэтической зоркостью и ставил на первое место в литературном таланте.
Лирика Фета определила канон «чистого» искусства. Помимо принципиальной отстранённости от повседневной жизни, ей свойственны тончайший психологизм и едва уловимые, но чрезвычайно насыщенные образы, затрагивающие все органы чувств. Для того времени поэзия Фета считалась новаторской. Л. Н. Толстой отмечал его лирическую дерзость, заключающуюся в предпочтении ощущений логике до такой степени, что порой последовательность сменяющихся впечатлений кажется и вовсе не мотивированной.
Образность «чистой» поэзии ассоциативна: она отталкивается от художественного восприятия увиденного, а не от его умственного переосмысления. Человек здесь фигурирует как часть могучего целого, и картины, рисуемые поэтом, строятся на параллелизме природы и душевных колебаний автора. Притом повторяемость центральных образов – весна, ночь, звёзды, сердце и пр. – не вызывает ощущения однообразности за счёт того, что в каждом стихотворении окаймляется другими деталями, уже знакомые фигуры вписываются в совершенно новый пейзаж. Так, в основное собрание Фета вошло 24 стихотворения о весне, а всего это слово употреблено у него около 100 раз (не считая однокоренных типа «весенний», «вешний»). Однако во всех случаях образ весны обыгран по-разному. Так же постоянные рифмы: «кровь – любовь – вновь», «прочь – ночь», «грёзы – слёзы – розы», чередуются с небанальными: «скромно ты – комнаты», «вешний – черешней».
В связи с заданной установкой круг тем «чистой» поэзии ограничен, и почти всегда они тесно переплетены между собой, так что стихотворение невозможно с уверенностью отнести к какой-либо одной теме. Любование природой, ядро так называемой пейзажной лирики, – здесь не только внешний смысловой пласт, необходимый для обрамления сюжета, но – эталон, по которому оцениваются и сопоставляются духовный и материальный миры. За этим слоем чаще всего скрывается эстетико-философская концепция, а иногда и религиозное мировоззрение автора, проповедующего в первую очередь красоту и гармонию. Так детали описания природы сливаются с палитрой чувств поэта, к которым зачастую добавляется третья сторона замысла – любовная, многократно расширяющая пространство для творчества. Огромный потенциал этой глубоко личной, а потому всегда уникальной темы обостряет эмоциональность поэзии, вводя в неё страдание, сожаление, ностальгию, нежность, – словом, весь спектр человеческих переживаний.
Примечателен способ фиксирования этих состояний: уже упомянутая нелогичность отражается и в выборе средств- заметное преобладание существительных и прилагательных над глаголами, постоянное перечисление, обращения «в пустоту»:
Сновиденье,
Пробужденье,
Тает мгла.
Как весною
Надо мною
Высь светла.
В стихотворениях Фета эти приёмы отражают пойманное, замершее в движении мгновение. Так создаётся ощущение, что мир поставили «на паузу», которая «снимется» тотчас же после прочтения стихотворения.
Кстати, музыкальность — ещё одна характерная черта «чистой» поэзии. Особое поэтическое содержание, единое возвышенное настроение и определённые приёмы придают стихотворениям певучесть, благодаря которой многие из них были увековечены в романсах.
Такая чрезвычайная романтичность лирики Фета и вызывала ироническую усмешку у радикально настроенных современников: они вменяли ему в вину отрешённую и нереалистичную возвышенность стихотворений, настаивая на том, что читатели ждут от поэта освещения актуальных тем. Активнее всех пытался «подцепить» и «уколоть» Фета поэт-сатирик Дмитрий Минаев, посвятивший ему цикл стихотворных пародий «Лирические песни с гражданским отливом» и многочисленные другие стихи, которые были опубликованы в разных литературных журналах. «В тихую звёздную ночь» у Минаева оказываются сладки не «уста красоты», а «в сметане грибы»; «шёпот, лёгкое дыханье, трели соловья» обращаются в «топот, радостное ржанье, стройный эскадрон». Здесь Минаев не обходит стороной и разительный контраст между военно-помещичьей жизнью Фета и его лирикой, в которой он намеренно обходит стороной любые упоминания о своей деятельности. Минаев же пытается высмеять перед читателем эту часть биографии поэта:
Летний вечер догорает,
В избах огоньки,
Майский воздух холодает –
Спите, мужички!
Этой ночью благовонной,
Не смыкая глаз,
Я придумал штраф законный
Наложить на вас.
Однако шутки прекратились, когда в 80-ых годах XIX века агрессивная борьба консерваторов и демократов закончилась провалом народнических течений, что повлекло за собой соответствующую реакцию: разочарование, уныние, равнодушие, отсутствие идей. Социальные настроения мгновенно отразились на поэзии: интерес к гражданской лирике значительно ослаб, да и сама она потеряла свойственную ей конкретику и непререкаемую убеждённость.
Тогда-то явление «чистого» искусства, несколько десятилетий находившееся в оппозиции и переживавшее упадок популярности, вернулось в литературу. Неприятие политических столкновений и всяческое отстранение от общественной жизни обрело насущность и стало находить отклик в умах разочарованного народа. Оказалось, что единственный способ защититься от безысходности внешнего мира, – вновь прислушаться к себе, с головой уйти в самосозерцание, сосредоточиться не на продиктованных обществом проблемах, а на собственных переживаниях.
В письме И. П. Борисову (зятю А. А. Фета) Тургенев написал о поэте так: «Вы совершенно верно определили его характер – недаром в нём частица немецкой крови – он деятелен и последователен в своих предприятиях, при всей поэтической безалаберщине – и я уверен, что, в конце концов, – его лирическое хозяйство принесёт ему больше пользы, чем множество других, прозаических и практических».
Прав был Иван Сергеевич: «лирическое хозяйство» – поэзия Фета – и сегодня остаётся серьёзным предметом изучения для литературоведов и находит живой отклик у современных читателей.