0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что по мнению автора несет гибель поэзии

Анализ стихотворения «Чудный град порой сольется» Баратынского

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Чудный град.
История создания – написано произведение в тот период, когда его автор женился и, собираясь исполнить мечту об уединенной жизни, отказал от дома многим своим друзьям. Созданное в 1829 году, уже в 1830-м оно было опубликовано в “Радуге”.

Тема – прекрасный мир грез и фантазий, который поэт открывает перед своим читателем.

Композиция – двухчастная. В первом четверостишии поэт описывает чудесный мир своего воображения, во второй выражает философскую позицию, говоря о том, что суетная жизнь способна спугнуть вдохновение.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “чудный град”, “летучие облака”, “мгновенные созданья”, “поэтическая мечта”, “посторонняя суета”.

Метафоры – “созданья поэтической мечты исчезают от дыханья суеты”.

Тема и проблематика произведения

Баратынский в стихотворении читателю описывает свои фантазии. Поэт мечтает о спокойной простой жизни, где его никто не будет беспокоить. На этом и основана главная тема произведения.

Однако главная мысль произведения заключается в том, что поэт никогда не может спокойно заняться творчеством. Автор считает, что вдохновение приходит настолько же быстро, насколько и уходит, поэтому нужно его не упустить и начать сразу же творить. Но ему всегда будет что-то мешать. Даже самая мелочь начинает отвлекать писателя и сбивает с мысли. Поэт думает, что любая идея и рифма улетучивается от дыханья потусторонней суеты.

Баратынский поднимает проблему, которая непосредственно связана со всеми поэтами. Сложно представить, сколько культовых произведений изначально было записано на любом клочке бумаги, который только попадётся под руку. Столько же гениальных стихотворений писатели упустили из-за своей лени и забывчивости.

Проблематика произведения:

  • проблема любви к искусству;
  • проблема талантливости и гениальности.

История создания

Евгений Баратынский был личностью сложной и большей частью непонятной своими современниками. У него были особенные взгляды на поэзию, которые делали его произведения новаторскими. И “Чудный град порой сольется” – одно из таких.

История создания этого стиха тесно связана с личной жизнью его автора, который всегда считал, что поэт должен творить в тишине и уединении. Поэтому после женитьбы он исполнил свою мечту о тихой жизни, отказал от дома большинству друзей и стал много писать. В частности, в 1829 году им было создано и это прекрасное произведение. А уже в 1830-м, то есть на следующий год, его опубликовали в “Радуге”.

После публикации поэт получил личную благодарность от Пушкина, который считал, что в произведении выражена идея, волнующая многих творческих людей. Но, к сожалению, Александр Сергеевич был одним из немногих, кто воспринят это произведение с большим восторгом.

Золотой век русской поэзии

Первые десятилетия XIX века принято называть «Золотым веком» в истории развития русской национальной литературы, потому что это время оказалось удивительно богато на появление новых авторов, поэтов и прозаиков, прекрасно владевших русским языком и затронувших в своих произведениях актуальные философские и гражданские темы. Конечно, главной звездой той эпохи остаётся на все времена Александр Сергеевич Пушкин, но даже на фоне его дарования не меркнут и остальные представители нашей словесности: К. Рылеев, А. Одоевский, В. Кюхельбекер, А. Дельвиг, Ф. Тютчев и другие.

После наполеоновских войн, завершившихся победой русского оружия, империю охватила война патриотического подъёма. Французский, язык врага, утратил свои позиции основного языка светского общения, и молодые дворяне обратились к малоизвестному для себя богатству родной русской речи. Вместе с тем на смену строгому стилю классицизма пришла новая художественная концепция — романтизм, которому присуще более живое, красочное и возвышенное описание сильных характеров, бурных эмоций, а также интерес к природе, к простому человеку, к фольклору и сказкам.

В рамках этого стиля происходило быстрое развитие литературного языка, сближение его с разговорными формами, возникали новые стихотворные жанры, например, романтическая баллада и поэма. Поэты экспериментировали с размерами и расположением рифм, расширяли круг затрагиваемых тем и добавляли к ним новые интонации, в частности, шутливые и ироничные.

Евгений Баратынский не имел специального филологического или философского университетского образования. Выходец из богатой московской купеческой семьи, он был отправлен на учёбу в Санкт-Петербург, в пажеский корпус, но, не окончив обучения, был отчислен за недостойное поведение. Впоследствии служил, дальше не учился, увлёкся поэзией и совершенствовался в этом увлечении самостоятельно, вдохновляясь примером своих друзей и единомышленников, в числе которых был и Пушкин, высоко ценивший стихи Баратынского и поддержавший его литературные опыты.

Композиция

Композиционное деление стихотворения “Чудный град порой сольется” несложное – оно состоит из двух частей.

Первая часть – это развернутая метафора. Баратынский открывает читателю мир грез и мечтаний, важный для него самого. А мечтает он о том, чтобы освободиться от светских условностей и быть счастливым. Однако эти мечтания легко развеиваются прикосновением суровой действительности, которая представляется лирическому герою необычайно печальной и мрачной.

Вторая часть также имеет достаточно неоптимистичный посыл: поэт показывает, что стихотворные строки могут исчезнуть из души очень быстро, спугнутые внешними обстоятельствами. Это очень его печалит, но изменить ситуацию человек в любом случае не в силах.

Тема стихотворения

Баратынский открывает перед своим читателей мир фантазий, в которые он погружен – это основная тема стихотворения. Таким образом он метафорически делится с читателем своей мечтой о свободной простой жизни.

Но все же не это главная идея произведения: он рассказывает о том, что решение полностью посвятить себя творчеству не всегда осуществимо, ведь обязательно находится какая-то раздражающая мелочь, которая будет отвлекать.

«Расстались мы; но твой портрет» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – тема, идея, жанр

Это произведение трудно однозначно отнести к какому-то жанру, однако в общем случае оно может считаться философской лирикой, поскольку автор поднимает вопросы, важные не только для него. Он говорит о волшебстве, каковым ему представляется творческая энергия, и показывает поэта как ее проводника. По его мнению, именно уединение и тихая жизнь дают человеку возможность почувствовать эту энергию и передать ее словами.

Стихотворение написано четырехстопным хореем. Этот стихотворный размер создает простую мелодическую линию. Перекрестная рифма объединяет строфы не только общей мыслью, но и схематически.

Средства выразительности

Поэзия Баратынского отличается насыщенностью тропами, которые концентрированно содержатся и в таком небольшом произведении, как “Чудный град порой сольется”. Он использовал в нем такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты – “чудный град”, “летучие облака”, “мгновенные созданья”, “поэтическая мечта”, “посторонняя суета”.
  • Метафоры – “созданья поэтической мечты исчезают от дыханья суеты”.

Выраженные поэтом идеи в полной мере воплотились в реальности: добровольное заточение пошло автору этих строк на пользу не только в творческом, но и в личном плане. Мысли, выраженные в столь совершенной поэтической форме, буквально стали творческим кредо Баратынского.

LiveInternetLiveInternet

Евгений Абрамович Баратынский

Чудный град порой сольется Из летучих облаков, Но лишь ветр его коснется, Он исчезнет без следов. Так мгновенные созданья Поэтической мечты Исчезают от дыханья Посторонней суеты.

Евгений Баратынский

Евгений Баратынский является классиком русской литературы, чьи произведения высоко ценили такие известные поэты, как Александр Пушкин и Михаил Лермонтов. Вместе с тем, стихи Баратынского для первой половины 19 века были достаточно новаторскими и необычными, поэтому многие литературные критики весьма прохладно отзывались о его творчестве, которое было загадочным и словно бы обращенным внутрь. В этом нет ничего удивительного, так как судьба Баратынского сложилась достаточно трагично. В юности из-за глупой выходки он был исключен из пажеского императорского корпуса без права в будущем занимать государственную должность. В итоге, как позже вспоминал сам поэт, у него было два пути – идти в солдаты, чтобы, возможно, к концу жизни дослужиться до офицера, либо стать поэтом.

Читать еще:  Кто главный герой этой поэзии

Личная драма, пережитая в 15-летнем возрасте, отразилась не только на всей последующей жизни Баратынского, но и на его творчестве, которое было неровным, импульсивным и достаточно непредсказуемым. Однако Пушкин после знакомства с поэтом отметил, что он один из немногих, кто умеет думать и поэтически излагать свои мысли. Впоследствии, будучи уже достаточно известным литератором, Баратынский все же сумел сделать небольшую карьеру на государственной службе, куда был допущен благодаря хлопотам влиятельных родственников. Но это не сделало его более счастливым и уверенным в себе. После женитьбы Баратынский мечтал лишь о тихой и уединенной жизни, поэтому отказал от дома многим своим друзьям, превратившись, по сути, в затворника. Именно к этому периоду жизни поэта относится стихотворение «Чудный град порой сольется», которое было написано в 1830 году.

С первых строк произведения поэт открывает читателям удивительный мир своих грез и фантазий, в которых «чудный град» вдруг неожиданно возникает из «летучих облаков». Отказавшись от шумных компаний и светских раутов, Баратынский действительно предается мечтам о том, что когда-нибудь сможет найти на земле такое место, где будет по-настоящему счастлив и свободен от условностей общества. Однако поэт понимает, что его мечты эфемерны, и волшебный город, нарисованный в воображении, моментально исчезает, когда «ветр его коснется», подразумевая под явлением природы свойство человеческого мозга в самые неподходящие моменты возвращать людей к печальной и мрачной действительности.

Стоит отметить, что, уединившись в своем загородном имении, Евгений Баратынский, приободренный дружескими советами известных поэтов, решает полностью посвятить себя литературе. Но постоянно находятся какие-то мелочи, которые отвлекают его от творчества и вызывают сильное раздражение. Это чувство преследует поэта повсеместно, поэтому в стихотворении «Чудный град порой сольется» автор проводит параллель между своими эфемерными мечтами и литературным творчеством, указывая на то, что точно так же поэтические мысли, навеянные грезами и воспоминаниями, «исчезают от дыханья посторонней суеты».

По воспоминаниям современников, брак и добровольное заточение пошли Баратынскому на пользу, он стал гораздо менее вспыльчивым и резким. А в его произведениях появилась даже некоторая романтичность. Тем не менее, стихи этого поэта по-прежнему оставались очень личными и понятными лишь тем людям, которые в своей жизни испытывали схожие чувства. Например, Александр Пушкин после публикации стихотворения «Чудный град порой сольется» выразил Баратынскому искреннюю благодарность за то, что в своем произведении он затронул проблему, так характерную для многих творческих людей. Однако читатели и критики того времени даже не удосужились понять, что именно хотел автор сказать этим коротким и емким произведением, какие чувства и эмоции в него вложил.

Олимпиада по литературе языку 9 класс с ответами

Олимиадные задания по литературе для учащихся 9 класса с ответами помогут учителю подготовить учеников к Всероссийской олимпиаде школьников, ученику самостоятельно готовиться к олимпиаде.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по литературе языку 9 класс с ответами»

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

2015– 2016 учебный год

1.Знание текста художественного произведения.

О ком это говорится? Назовите героя (героиню), автора и название произведения. По одному баллу за каждый правильный ответ. (18 б)

а) Десять тысяч твоего доходу. да я на них всех свиней со всего бела света выкуплю…

б) Ему, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и всё положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться с тем чтобы потом верней преодолеть её.

в) Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. Мне казалось, буран ещё свирепствовал и мы ещё блуждали по снежной пустыне.

г) И с этой мыслью я засну

И никого не прокляну

д) –Я ещё доберусь до тебя!-грозит ему … и продолжает свой путь по базарной площади.

е) После ужина я танцевал с нею обещанную кадриль, и, несмотря на то, что был, казалось, счастлив, счастье моё всё росло и росло.

2. Из каких произведений эти герои? Кто их автор? По одному баллу за каждый правильный ответ. (10б)

3. Наталья Савишна.

4.Бабушка Акулина Ивановна.

3. Определите автора афоризма: По одному баллу за каждый правильный ответ. (3б)

1) Рожденный ползать летать не может.

2) И крестьянки любить умеют.

3) Счастливые часов не наблюдают.

4.Кто из русских князей и в каком произведении древнерусской литературы так изображён: (2б)

Бьёшься ты впереди, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда, Тур, поскачешь. Своим золотым шлемом посвечивая, — там лежат поганые головы половецкие.

2. Знание истории литературы.

5. По 3балла за каждый правильный ответ. (9б)

1. О каком знаменитом писателе начала 19 века идёт речь?

…его обезображенный труп толпа убийц в течение трёх дней таскала по улицам Тифлиса, потом его бросили в яму. Когда русское правительство потребовало выдачи тела, его удалось опознать лишь по руке, в сво1 время простреленной на дуэли.

Жена на могиле написала: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

2. Вспомните название периодического издания, редактором которого был А.С.Пушкин в период

3. 24 сентября 1782 года в Петербурге состоялась премьера комедии Д. И.Фонвизина «Недоросль». Театр был полон. Каким образом публика «аплодировала пьесе»?

3. Знание теории литературы.

6.К какому идейно-эстетическому направлению в литературе 18 – 19 веков соответствуют данные произведения: По три балла за каждый правильный ответ. (9б)

а) М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны» КЛАССИЦИЗМ

б) Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

в) В.А.Жуковский «Светлана» РОМАНТИЗМ

7. Установите по приведённым ниже определениям литературоведческий термин. По три балла за каждый правильный ответ. (9б)

а) Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития. КУЛЬМИНАЦИЯ

б) Один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие- нибудь качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя. ГИПЕРБОЛА

в) Краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, житейскую мудрость или нравоучение. АФОРИЗМ, У БАСНИ МОРАЛЬ

8.Определите жанры произведений: По 2 балла за каждый правильный ответ. (10б)

1)«Русский язык» И.С.Тургенева (СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ_

2) «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина ПОВЕСТЬ

3) «Медный всадник» А.С. Пушкина ПОЭМА

4) «Море» В.Жуковского СТИХОТВОРЕНИЕ

5) «Горе от ума» А. С. Грибоедова. КОМЕДИЯ

9. Какие выразительные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в отрывках? Выпишите слова, связанные с каждым средством, и назовите. По одному баллу за каждый правильный ответ. (10б)

Олимпиадные задания по литературе для 8 класса.
олимпиадные задания по литературе (8 класс) на тему

Задания преднахначены для школьной олимпиады.

Скачать:

ВложениеРазмер
shkolnaya_olimpiada_2013g.docx30.13 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Рассмотрено и утверждено на МО

Протокол № ___ от _____________

Задания к школьной олимпиаде по литературе

I. Знание текстов художественных произведений.

  1. Из каких произведений эти герои? Кто их автор?

3) Наталья Савишна.

  1. О каких героях какого произведения русской литературы идет речь? Назовите автора, произведение и героев.
  1. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от наказания. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его доступна и другим чувствам.
  1. …Малый добрый: наших лошадей бережет, гривы им заплетает, к попу под благословление подходит; но если же ему лишней ложки за столом не положишь или поп лишнего благословенья при отпуске в церкви не даст, то… и пойдет кутить…

II. Историко-литературные задания.

  1. Какие исторические события нашли отражение в следующих произведениях литературы?

«Волк на псарне» И.А.Крылова, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.

  1. Сопоставьте описания Пугачёва в романе «Капитанская дочка» и в «Истории Пугачёва» А.С.Пушкина. В чём сходство и различие этих описаний? Как вы думаете, чем вызваны различия в описаниях?

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

Незнакомец был росту среднего, широкоплеч и худощав. Черная борода его начинала седеть. Он был в верблюжьем армяке и вооружён винтовкою.

5. Назовите авторов произведений.

1) «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь».

2) «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы».

3) «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».

III. Знание теории литературы.

6. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а ) дактиль а) сравнение а) пословица

б) рассказ б) ямб б) басня

в) роман в) анапест в) гипербола

г) хорей г) метафора г) поэма

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза

7. Напишите литературоведческую статью: «Гипербола — это…».

8. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены.

1) Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются, —
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит себе благословеньица:
Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду в славный стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую.

2) Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.

3) Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

4) Любишь кататься, люби и саночки возить.

5) Спереди пятачок,
сзади крючок,
посередине спинка,
на спинке щетинка.

9. Какие средства художественной выразительности использовали авторы?

  1. Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол, на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

2) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

IV. Интерпретация лирического произведения.

Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение – анализ стихотворения. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст.

Чудный град порой сольётся

Из летучих облаков;

Но лишь ветр его коснётся,

Он исчезнет без следов;

Так мгновенные созданья

Исчезают от дыханья

  1. О чём это стихотворение (определите тему), его основная мысль (сформулируйте сами или найдите в строчках стихотворения).
  2. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? На каком приёме оно построено?
  1. О какой «посторонней суете» говорится в последней строке?
  2. Что, по мнению автора, несёт гибель поэзии?
  3. Попробуйте одним словом определить, что «исчезает».

6. Какие средства выразительности помогают автору передать свою мысль?

В. Г. Короленко «В дурном обществе»

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

IV . Интерпретация лирического произведения.

Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение – анализ стихотворения. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст.

Чудный град порой сольётся

Из летучих облаков;

Но лишь ветр его коснётся,

Он исчезнет без следов;

Так мгновенные созданья

Исчезают от дыханья

О чём это стихотворение (определите тему), его основная мысль (сформулируйте сами или найдите в строчках стихотворения).

На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?На каком приёме оно построено?

О какой «посторонней суете» говорится в последней строке?

Что, по мнению автора, несёт гибель поэзии?

Попробуйте одним словом определить, что «исчезает».

6. Какие средства выразительности помогают автору передать свою мысль?

7. Определите стихотворный размер.

I. Знание текстов художественных произведений.

1. А) А.П. Чехов «Хамелеон».

Б) А.С. Пушкин «Дубровский».

В) Л.Н. Толстой «Детство».

Г) Н.А. Некрасов «Русские женщины».

По 1 баллу за правильный ответ. Макс. – 4 б.

2. А. Андрий. Б. Остап (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»). Макс. количество – 2 балла.

II. Историко-литературные задания.

3 . «Илиада» Гомера – древнегреческая эпическая поэма. Время создания- VII век до н.э. Сюжет связан с мифологическими сказаниями о Троянской войне; похищение Елены Парисом как повод к войне.

Басня И.Крылова «Волк на псарне» посвящена войне 1812 года.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» повествует о войне украинского казачества с польскими панами (XVI век).

Роман «Капитанская дочка» Пушкина переносит нас в 18 век и рассказывает о восстании Е.Пугачёва.

И.Лажечников. «Ледяной дом». Действие романа происходит во время царствования императрицы Анны Иоанновны: строительства ледяного дома для свадьбы царского шута (XVIII век).

По 1 баллу за правильный ответ. Макс. – 5 б.

4. В «Истории Пугачёва» дано деловое описание внешности Пугачёва . Официально – деловой стиль речи (официальность, точность). Форма устойчивая, общепринятая, стандартная. Нет слов в переносном значении, тропов. Описание внешности героя в романе – это художественный стиль речи. Задача портрета в романе – дать характеристику герою, привлечь внимание к его внутреннему миру, показать отношение к нему автора (повествователя, рассказчика). Портрет как изобразительный приём отличается образностью. Так, Пушкин показывает, какое впечатление на Гринёва произвела внешность «Вожатого» («замечательна» — эпитет), черты исторического Пугачёва дополнены наблюдениями рассказчика («живые большие глаза так и бегали», « лицо …имело выражение… плутовское»). Макс. – 5 баллов.

III. Знание теории литературы.

5. А . Былина. Б. Житие. В. Басня. Г . Пословица. Д. Загадка. Макс. – 5 баллов.

6. А) Сравнение. Б) Олицетворение. Макс. – 2 балла.

IV . Интерпретация лирического произведения.

1.Макс. количество – 4 балла.

2.Макс. количество – 4 балла.

3.Макс. количество – 2 балла.

4.Макс. количество – 2 балла.

5. Макс. количество – 1 балла.

6. Макс. количество – 2балла.

7. Макс. количество – 2 балла.

Стройная композиция, логических ошибок нет

Стройная композиция, наблюдаются отдельные логические ошибки

Есть композиционные и логические нарушения

Композиционные и логические нарушения значительны

Композиционные и логические нарушения значительны, иногда мысль непонятна

Высказаны несвязные мысли

Орфографическая, пунктуационная и речевая грамотность

Олимпиада по литературе. 8 класс. Школьный этап. 2 варианта заданий.

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

по литературе 8 класс Время проведения- 2 часа
(Всего – 50 баллов)

1. Прочитайте это поэтическое произведение и ответьте на вопросы (максимальное количество баллов – 15 баллов)
Осёл и Соловей

Осел увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?»

Тут Соловей являть свое искусство стал:

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало все тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,

«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.

Избави, Бог, и нас от этаких судей.

а) Назовите жанр произведения, перечислите характерные особенности этого жанра.

б) Какова композиция произведения?

в) Кто автор?

г) Дайте характеристику персонажей.

д) Какими средствами автор создает образ судьи и певца?

е) В чем мораль этого произведения?

2. Что обозначают выражения? С кем связано их значение? (максимальное количество баллов – 3 балла)
а) «Титаническая борьба» б) «Панический страх» в) «Сизифов труд»
3. В греческой мифологии он перевозчик мертвых в царстве Аида. Это мрачный старик в рубище; в своей ладье он переправляет через подземную реку души умерших и берет за это плату в один обол – его, по обычаю, кладут покойнику под язык. Он перевозит только погребенных мертвецов, поэтому брошенные без погребения долго томятся на берегу Стикса, скитаясь между миром живых и мертвых. Кто же перевозчик в царстве мертвых?( максимальное количество баллов – 2 балла )

4. Прочитайте текст и ответьте на вопрос ( максимальное количество баллов – 3 балла ).
“На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово. Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда ещё так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головой, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти. Одно затрудняло её. ”

Что именно? Какой нашелся выход из сложного положения?

5. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора (максимальное количество баллов – 3 балла).
а) — Не смейся, не смейся, батьку.

— Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?

— Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!

б) — А где же ключик?

А англичане говорят:

— Здесь и ключ перед вашими очами.

— Отчего же,- государь говорит, — я его не вижу?

— Потому, — отвечают, — что это надо в мелкоскоп.

в) — А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

— Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся.

— Ну, что такое случилось? Сказывай…

— А вот что случилось.

6. Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла)
а) И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля.

б) Вам не видать таких сражений.

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

в) И грянул бой

В огне, под градом раскалённым.

Стеной живою отражённым,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей.

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

7. Каким событиям посвящены следующие произведения ( максимальное количество баллов – 8 баллов )
а) Гомер «Илиада»

б) И.Крылов «Волк на псарне»

в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

г) В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»

д) А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

е) А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

ж) А.С. Пушкин «Медный всадник»

з) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

8. Определите жанр произведений древнерусской литературы. Приведите примеры произведений этого жанра ( максимальное количество баллов – 3 балла ).
а) И жил Олег, княжа в Киеве, мир имел со всеми странами. И пришла осень, и…
б) Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет ее в сердце свое не станет лениться, а будет трудиться.
в) Был же он поистине человек Божий, светило, всему миру видимое и всем освещающее путь черноризцам: смирением, и разумом, и покорностью, и прочим подвижничеством; все дни трудясь, не давая ни рукам, ни ногам покоя…
9. Определите жанр произведения ( максимальное количество баллов – 5 баллов ):
А) «Вольга и Микула Селянинович » а) баллада

Б) «Лесной царь» В.А. Жуковский б) стихотворение

В) «Полтава» А.С.Пушкин в) былина

Г) «Ворона и лисица» И.А.Крылов г) поэма

Д) «Узник» А.С.Пушкин д) басня.

10 . Творческое задание.

Максимально: 5 баллов.

Этюд — небольшое по объему произведение, посвященное какому-то отдельному явлению. Как правило, оно лишено сюжетной основы. Напишите этюд о любимом времени года, используя разнообразные тропы (метафору, эпитет, сравнение, олицетворение, гиперболу и т.д.).

Смерть поэзии

«Пушкиных больше не будет, а значит и поэзия уже мертва» — подобные фразы частенько можно услышать от разных «гуру литературы». В чем-то они действительно правы: Пушкиных уже явно не будет. Не будет ни Державиных, ни Есениных, ни Ахмадулиных, ни Цветаевых. Хотя-бы потому, что меняется время, взгляды, ценности. Меняются люди. Меняется язык. Единственное, что всегда остается – желание людей творить, вкладывать свои чувства и мысли в работы. И до тех пор, пока мы действительно хотим создавать что-то новое, искусство будет существовать. Поэзия будет жить.

Вполне естественно, что художественный язык претерпевает изменения. Было бы весьма странно, если бы с веками не появилось ничего нового, согласитесь. Единственное, что нам остается – спокойно принять этот факт и перестать говорить надуманные глупости о «смерти поэзии», ведь большинство людей, рассуждающих подобным образом, просто не интересуются современной литературой в полной мере. Признайтесь честно, много ли нынешних авторов Вы знаете? Как часто Вы читаете их произведения? Если Вам известны современные поэты — это хорошо. Если сами пишите что-либо – вообще прекрасно. Но вот что делать, если Вам ничего не известно и Вы хотите разобраться в этом вопросе?

Один из самых, пожалуй, известных порталов для ознакомления – «Стихи Ру» (есть аналогичный для прозы). Здесь любой автор может опубликовать свое творение. Кроме того, есть «Книга Фанфиков» (пусть этот сайт и был первоначально создан для литературы несколько иного формата, но стихи там имеются) разнообразные сообщества в социальных сетях, «поэты России», что угодно, все в легком доступе.

Конечно же, очень велик риск обнаружить «произведения», не имеющие ни смысла, ни ритма, ни оформленного текста. Но ведь их существование, пусть даже и в большом количестве, не определяет всю современную поэзию в целом, так? Среди всего многообразия вполне реально найти авторов по душе. Есть по-настоящему талантливые и достойные внимания поэты, и их, к великой радости, не мало. Читай — не хочу.

Выбирать автора, который придется по сердцу, только Вам. А какие из них действительно останутся в памяти людей — покажет время. Чтобы поэзия, и вообще современное творчество в целом развивалось, важно лишь перестать отрицать его существование и начать активно интересоваться им. Чем больше увлеченных людей будет, тем выше шанс того, что искусство будет прогрессировать, это необходимо понимать.

Ссылки на некоторых интересных поэтов (это не реклама, просто делюсь тем, что мне интересно):

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector