Что по мнению автора роднит поэзию и живопись
Живопись и Поэзия
Живопись — это поэзия, которую видят,
а поэзия — это живопись, которую слышат.
Леонардо да Винчи
К этому дуэту можно добавить еще и музыку. Поэзия музыка и живопись ведь близки по своей сути. Авторы стремятся передать свои порывы через разные органы чувств. Про это хорошо сказано у Бориса Пастернака:
Октябрь серебристо-ореховый.
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана.
Уже с юности в моем близком окружении были и художники и музыканты. И моя “рабоче-крестьянская закваска” еще во времена застоя получила от них «ароматные пряности» .
Постепенно я стал осознавать перекосы в жизненных ценностях. Творческие люди никогда богатыми не были – рисовальщики портретов вождей и сочинители гимнов – не в счет.
Если где-то встретите в биографиях : «умер в безвестности и нищете» – знайте – художник, поэт или музыкант, опередил время или же не продался. Они не стали ремесленниками а остались творцами! Помнится, в своей первой книге,я интуитивно отметил тех, кто не ставил во главу угла заработок:
Как наша жизнь похожа на картину –
одни рисуют, а другие созерцают.
А третьи, как соседка моя Зина –
с них только пыль обычно вытирают.
Тех кто рисует – меньше, это ясно, –
их к дуракам относят, как Ван Гога.
Им жить трудней намного и опасней,
Но все ж рисуют и рисуют: Слава Богу!
Хорошие стихи, как и хорошие полотна, западают в наши души и заставляют нас остановится и осмыслить следующий шаг. И вполне естественно, что многие известные поэты посвятили свои стихи художникам, вдохновлялись их прекрасными полотнами. Например, Николай Заболоцкий:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Свои стихи посвящал живописи и живописцам Осип Мандельштам. Например, вот так он легко и живо описывал технику импрессионизма:
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст как струпья положил.
Он понял масла густоту, –
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст как спичка тухнет.
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.
Геннадий Шпаликов, восхищаясь творчеством живописцев, отметил чудеса изобразительного искусства. Он сравнил их вдохновение с полетом птиц. А может Пегаса?
Бывают крылья у художников,
Портных и железнодорожников,
Но лишь художники открыли,
Как прорастают эти крылья.
А прорастают они так,
Из ничего, из ниоткуда.
Нет объяснения у чуда,
И я на это не мастак.
Я тоже до определенного времени не был мастаком (мастером слова). Впервые с настоящей живописью познакомился в подростковом возрасте: в группе прилежных и активных школьников, участников художественной самодеятельности, был награжден поездкой в Ленинград. Но что может понять и прочувствовать 12-детний ребенок при посещении музея Эрмитаж, съев перед этим 4 порции мороженного в шоколаде?
Я почему-то запомнил картину Рубенса “Персей и Андромеда”. Андромеда меня не так впечатлила как крылатый конь Пегас. То что Пегас должен быть пегим сопоставил сразу – на это ума хватило. И что интересно, такая аналогия оказалось абсолютной правдой. Позже изучил родословную этого поэтического символа (эссе “Страсти по Пегасу”).
Действительно, пегие кони во времена Рубенса вызывали насмешки и хозяевам “чудных” коней приходилось их терпеть. А так как над поэтами тоже подсмеивались, эта связь действительно существовала. Бродячие артисты – шуты и акробаты, певцы и поэты предпочитали пестрых лошадей. Причем не только из-за их веселящей масти, но и из-за их дешевизны.
Рубенс оказался реалистом и насмешником. Вот только сегодняшним любителям живописи про этот нюанс экскурсоводы не рассказывают. Тем более, что поэты с появлением аристократии постепенно отвоевали свое местечко «под солнцем» . Как музыкантов и художников, ИХ стали приглашать в аристократические салоны. Поэтам можно было заказать портрет, посвящение, эпитафию и даже едкую эпиграмму. Тогда же началось первое взаимопроникновение жанров. Особенно ценились стихи и рисунки в семейных альбомах – первые автографы.
Итак, поэзия и живопись стали салонными видами творчества и какое-то время развивались параллельно. Виктор Гюго, Уильям Блейк, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Тарас Шевченко сопровождали свои стихи еще и рисунками. Но смешения жанров в полной мере не произошло. Только много позже, в плакатах Владимира Маяковского они дополняли друг друга, но на пролетарском, низкопробном уровне.
Иногда встречаются удачные иллюстрации к стихам, но очень редко. Связь поэзии и живописи остается на дилетантском уровне поздравительных открыток. Живопись и поэзия существовали отдельно.
Одним из самых известных художников и поэтов в одном лице является Микеланджело Буаноротти. Сначала он стал известным художником и скульптором. А потом появилась
маркиза Виттория Пескара. 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу 61-летнего Микеланджело и он стал писать стихи о любви и своем искусстве:
И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.
Ну как тут не вспомнить его ответ на вопрос как у него так хорошо получается?
“Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее”
Один из редких примеров магической связи живописи и поэзии – картина «Демон» Врубеля. Лермонтов, как настоящий пророк, поставил диагноз своему времени и прогноз грядущим событиям. Скептицизм у художников и поэтов еще только-только начал проявляться. С годами он становился яснее и очевидней. Лермонтов в размышлениях главного персонажа показал неверие в перемены к лучшему и одновременно свое восприятие бренности жизни:
Средь полей необозримых
В небе ходят без следа
Облаков неуловимых
Волокнистые стада.
Час разлуки, час свиданья –
Им ни радость, ни печаль;
Им в грядущем нет желанья
И прошедшего не жаль.
Бесполезность усилий что-либо изменить можно прочесть в образе созданным художником.
У живописи сильнее эмоциональное восприятие. А вот философское осмысление, к сожалению не всем дано. Картины воспринятые и переданные вдохновленными поэтами имеют свои неповторимые “краски”.
Ожидание нового и неведомого вдохновляло творцов в периоды общественного застоя. В России он пришелся на вторую половину XIX века. Художники, поэты и музыканты чувствовали это особо эмоционально. Ожидание перемен, взрыва. А уж если он происходил, то во всех видах искусства происходил надлом.
Всего один пример.
В начале прошлого века перемены произошли. И такие, которые гениальные художники и поэты даже представить не могли: крах империи, расстрел царской семьи, низвержение Бога!
Крушились многовековые устои.
У одной из картин того времени, люди стоят долго в задумчивости – «Черный квадрат» Казимира Малевича.
Мнения разделились. Одни смеются, другие плюются, третьи углубляются в себя.
Однажды даже прочел такое мнение:
Отнюдь не шедевр живописи, да и название простецкое. Можно было бы и повеселее:«Черная дыра соседней галактики», “Свет отключили” или «Здесь вытерли ноги».
По одной из версий к созданию этого “шедевра” подтолкнула Малевича его работа в театре Мейерхольда. Режиссер не хотел использовать в качестве важной декорации икону и попросил художника сделать ее муляж. Это и был эскиз нашумевшего “полотна” – с подтекстом “бога нет и не будет”.
Я свой индивидуальный взгляд на тоже выразил. но не как к живописному шедевру а как к очередному диагнозу наступающего века:
Квадрат Малевича шедевр?
Хотя возможно…
Плюются многие, конечно,
Но как знать?
Такую краску чёрную достать,
Конечно, сложно
И всю её в один квадрат загнать.
Всю черноту собрать –
И чёрной ночи,
И грязи, из которой мы пришли,
Туч грозовых чернеющие клочья,
Войн и пожарищ чёрные угли.
И это чёрное окно –
Оно пугает,
Быть может, там
То самое Оно,
Та темнота, та пустота,
Что ожидает:
Погаснет свет, и кончится кино…
Он лишь незрячим
Ничего не говорит,
У них вся жизнь идёт
В такой трактовке.
А смысл шедевра – в страхе,
Что внутри у нас сидит,
Ну и конечно, в светлой окантовке.
Опубликовал. Оценили в основном положительно. Даже на английский язык перевели.
Один из многочисленных отзывов меня подбодрил:
Какое хорошее стихотворение. Развёрнуты образы черноты, пустоты.
Не помню, предполагал ли Малевич такую глубину трактовки?
По-моему, Вы углубили эту картину. Поэтически переосмыслили.
Да, живопись и поэзия могут дополнять друг друга – несомненно. И в этом содружестве еще последнее слово не сказано.
Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень, стр. 38
Что, по мнению автора, роднит поэзию и живопись?
Какие достоинства живописи отмечает автор?
На достижении каких наук основывалось развитие живописи?
Рождение современной западной цивилизации
§ 19. Промышленный переворот и становление индустриального Запада
В конце XVIII–XIX в. в сфере производства произошли революционные изменения, подготовленные предшествующим ходом развития западной цивилизации. Важнейшим условием промышленного переворота, родиной которого стала Англия, было развитие капиталистических отношений.
Формирование в Англии гражданского общества и правового государства способствовало росту предпринимательской инициативы. В этой стране не существовало препятствий для развития капитализма: власть находилась в руках буржуазии и нового дворянства, тесно связанного с производством и торговлей, а колониальные захваты открыли англичанам огромные рынки сбыта и неисчерпаемые источники сырья.
В результате огораживаний земля в Англии оказалась в руках крупных землевладельцев – лендлордов, которые вели хозяйство капиталистическими методами: передавали землю арендаторам или нанимали для её обработки сельскохозяйственных рабочих. Мелкие держатели земли изгонялись со своих участков. Многие из них уходили из сельской местности и становились наёмными работниками в городах.
Огораживания способствовали росту производительности сельского хозяйства, поскольку на огороженных землях применялись прогрессивные методы земледелия, за счёт чего быстрее восстанавливалось плодородие почвы. Занятие сельским хозяйством приносило немалую денежную выгоду как арендаторам, так и землевладельцам. Крупные землевладельцы, имевшие значительное представительство в парламенте, добились сохранения высоких цен на хлеб. Рост производительности труда привёл к увеличению излишков сельскохозяйственной продукции.
Изменения в сельском хозяйстве были тесно связаны с начавшимся во второй половине XVIII в. в Англии промышленным переворотом. Мануфактурный период в развитии промышленности подготовил условия для организации массового производства, появления новых технических усовершенствований и накопления капитала. Центрами промышленного производства стали бурно растущие города.
Промышленный переворот в Англии начал набирать силу с момента изобретения машин и возникновения фабрик – крупных капиталистических предприятий. Как и на мануфактуре, работа на фабрике основывалась на разделении труда, но физический труд людей заменялся машинным. Это привело к тому, что производительность труда и качество выпускаемых изделий повышались в несколько раз, а их стоимость снижалась. С 1785 по 1850 г. производство тканей в Англии выросло в 50,6 раза, а цена на них снизилась в 5,5 раза. Ежегодный рост производства в хлопчатобумажной промышленности в два раза превышал рост производства в металлургии и более чем в 10 раз превосходил аналогичные показатели мануфактурных предприятий по переработке шерсти. Неудивительно, что спрос на продукцию хлопчатобумажной промышленности повысился. Ткани стали доступны для малоимущих слоев населения, которые раньше не имели больше одной смены одежды.
Паровая машина. Гравюра. XVIII в.
Изобретателем первой прядильной машины был Дж. Харгривс (? —1778). Созданную в 1765 г. механическую прялку он назвал именем своей дочери – «Дженни». Машина, с управлением которой мог справиться и ребёнок, заменяла работу восьми веретён. Ещё одним важнейшим изобретением, без которого быстрое развитие промышленности было бы невозможно, стал универсальный двигатель, приводивший в движение машины и позволявший им не зависеть от энергии ветра или воды, – паровая машина. Первоначально подобные устройства использовали только для выкачивания воды из угольных шахт. Однако изобретение Дж. Уатта (1736–1819), в 1784 г. предложившего способ превратить прямолинейное движение во вращательное, позволило применять паровые машины в металлургии, прядильном производстве, а также для приведения в движение паровых ткацких станков.
Использование машин предоставило буржуазии возможность широко эксплуатировать дешёвый женский и детский труд. Только в 40-х гг. XIX в. в Англии появились первые постановления правительства в области регулирования заработной платы, продолжительности рабочего дня, детского труда и ночной работы.
Паровозы с пассажирскими составами на английской станции. Рисунок. XIX в.
Паровые двигатели применялись при производстве чугуна и стали, использовавшихся для создания паровозов, судов, машин и деталей для них, железнодорожных рельсов, стальных конструкций для строительства и мостов. В районах страны, где добывали каменный уголь и руду, строились крупные металлургические предприятия, на которых трудились сотни рабочих. Менее чем за полвека, с 1806 по 1850 г., производство чугуна в Англии выросло почти в 10 раз. Страна превратилась в самого крупного производителя чёрных металлов в мире (объём производства чёрных металлов, развитие тяжёлой промышленности являлись показателями перехода той или иной страны к индустриальной экономике).
Применение паровых машин позволило создавать новые транспортные средства. В 1807 г. американец Р. Фултон (1765–1815) поставил двигатель Уатта на корабль – так появился первый в мире пароход. Изобретение в 1825 г. англичанином Дж. Стефенсоном (1781–1848) паровоза дало возможность не только перевозить любые грузы на дальние расстояния, но и не зависеть от капризов природы. Уже к 1840 г. в Англии было построено около 7 тыс. км железных дорог, а к концу XIX в. общая протяжённость стальных магистралей в мире достигла 790 тыс. км.
Ф. Палмер. Пароход на Миссисипи. XIX в.
Интенсивная прокладка железных дорог привела к резкому увеличению спроса на железо и другие строительные материалы, создала новые рабочие места. Теперь даже самые удалённые районы оказались доступны для торговли. Благодаря паровому транспорту промышленность вовремя и в достаточном количестве получала сырьё и могла обеспечить бесперебойный сбыт продукции. Новые виды транспорта стали движущей силой экономического роста, они также сыграли серьёзную роль в миграциях населения и обеспечении районов индустриального роста рабочей силой. Так, в последней трети XIX в. количество иммигрантов из Европы и Азии в Соединённые Штаты Америки составило 10 млн человек. Число европейцев, снимавшихся ежегодно с насиженных мест в поисках лучшей доли, возросло с 10 тыс. в 1830-х гг. до 1,5 млн к концу века.
Промышленный переворот позволил Англии и другим странам Запада, вступившим в индустриальную фазу развития уже во второй половине XIX в., резко вырваться вперёд.
Важнейшую роль на новом этапе промышленного переворота (вторая половина XIX в.) начинает играть наука, достижения которой привели к появлению множества технических изобретений и усовершенствований. Наука превратилась в непосредственную производительную силу.
Кузнечный цех. Литография. XIХ в.
Открытия в области электромагнетизма М. Фарадея (1791–1867), К. Максвелла (1831–1879) и Г. Герца (1857–1894) позволили С. Морзе (1791–1872) изобрести в 1837 г. телеграф – аппарат для передачи информации по проводам. В 70-х гг. XIX в. А. Белл (1847–1922) продемонстрировал первый телефон, а в самом конце столетия А. Попов (1859–1905) и Г. Маркони (1874–1937) создали беспроволочный телеграф – радио. Новые средства связи изменили образ жизни людей – появилась возможность общаться, находясь на огромном расстоянии друг от друга. В середине XIX в. Старый и Новый Свет были соединены телеграфным кабелем, проложенным по дну Атлантического океана. В 1858 г. в Европе была получена первая телеграмма с информацией о курсе валют на нью-йоркской бирже. Это событие показало, что информация также является товаром, который можно выгодно продать. Наиболее дальновидные предприниматели начали вкладывать деньги в развитие науки.
Всемирная история
§ 18. Тенденции развития европейской культуры XIV—XVIII в.
Возрождение. В эпоху позднего Средневековья среди жителей городов Северной и Средней Италии возродился интерес к античному наследию, к человеческой личности. Период важнейших культурных изменений (в Италии это XIV—XVI вв., в других странах Европы — XV—XVI вв.) получил название Возрождение.
В утверждавшейся в эту эпоху системе ценностей важнейшее значение приобрели идеи гуманизма (от лат. — человеческий, человечный). Гуманисты прославляли человека-творца, любовались красотой тела и духа. У истоков гуманизма стоял Данте Алигьери (1265—1321). Вера в земное предназначение личности, в её способность, пройдя все круги ада, собственными силами совершить земной подвиг позволила поэту создать гениальную «Божественную комедию» — гимн достоинству человека.
Франческо Петрарке (1304—1374) принадлежит цикл сонетов «Канцоньере», в которых автор воспел умершую возлюбленную Лауру. Произведение Джованни Боккаччо (1313—1375) «Декамерон» повествует как о фривольных нравах современников автора, так и о всепобеждающей любви.
Философия гуманизма утверждала идею, что мерилом всего сущего является человек с его земными радостями и горестями. Красноречивы названия произведений гуманистов: Лоренцо Валла (1405—1457) в трактате «О наслаждении» писал о естественности чувственных наслаждений и радостей, Пико делла Мирандола (1463—1494) в сочинении «О достоинстве человека» доказывал, что творцом судьбы является сам человек, а не Бог.
Гуманисты — деятели искусств — не считали плотскую, земную любовь грехом, называя её Божьим даром, веря, что она дана человеку свыше.
В поисках идеалов они обращались к античному наследию. Утверждая светскую идеологию и культуру, гуманисты выступали против религиозной этики, претензий церкви на интеллектуальную гегемонию, подвергали критике пороки и невежество католического духовенства. Вместе с тем гуманисты не отрекались от христианства, оставаясь верующими людьми.
Лука Синьорелли. Портрет Данте Алигьери. XV в.
Леонардо да Винчи. Проекты боевых машин. Рисунок. XVI в.
Творчество архитекторов, скульпторов и художников Возрождения являет собой удивительный синтез античной физической красоты и христианской духовности. Основой для их произведений служили библейские и евангельские сюжеты. Однако обращение к человеку как высшему началу бытия, его духовной и физической красоте придавали искусству Возрождения оптимистический, жизнеутверждающий характер.
У истоков новой живописи стоял флорентиец Джотто (1267—1337). Он создал цикл великолепных работ на темы Евангелия, которыми расписал стены в капелле Скровеньи в городе Падуя. Величественнной красотой отличается спроектированная им колокольня собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Купол этого собора, имеющий 48 м в диаметре, соорудил великий архитектор Филиппе Брунеллески (1377—1446).
Леонардо да Винчи (1452—1519), прославившийся благодаря множеству талантов — художника, учёного, музыканта, архитектора, — поражает не только разнообразием интересов, но и гениальными догадками, предвосхитившими технические изобретения позднейших времён.
Творения Микеланджело Буонарроти (1475—1564) притягивают зрителя суровой монументальностью. Непревзойдённый скульптор, создатель статуи «Давид», прославился своими фресками на библейские темы в Сикстинской капелле Ватикана.
Многогранно творчество живописца и архитектора Рафаэля Санти (1483—1520), известного созданными им образами Мадонны, потрясающими духовной возвышенностью и красотой.
Идеи гуманизма, художественные принципы культуры Возрождения пересекли границы Италии и распространились во многих странах Западной Европы. Благодаря воплощению в творчестве великих мастеров Возрождения, гуманистическое видение мира проникло во дворцы правителей, в стены университетов, в среду образованных горожан.
Искусство барокко. XVII в. стал временем появления нового художественного направления — барокко, название которого произошло от итальянского слова, означающего «причудливый», «странный», что довольно точно отражает его особенности. Произведения, созданные в этом стиле, привлекают грандиозностью, пышностью и вычурностью форм. Новое направление, утвердившееся в католических странах, явилось своеобразным эстетическим ответом на Реформацию — архитектура и живопись барокко должны были прославлять величие Бога и утверждать могущество римской церкви.
Однако барокко не ограничивалось исключительно религиозными мотивами. Для него характерен синтез искусств. Скульптура и живопись плавно сливались с архитектурой — интерьеры зданий украшались резьбой, лепниной, скульптурными композициями, нередко архитектурные детали получали продолжение в росписях стен, потолков дворцов и храмов. Зритель подчас видел над собой не свод здания, а уходящее в бесконечность небо, наполненное божественными небожителями. Создание пространственной иллюзии, оптических эффектов — ещё одно проявление мастерства творцов нового стиля в искусстве. В эпоху барокко пейзаж, натюрморт, бытовой жанр и парадный портрет утвердились как самостоятельные жанры.
Дж. делла Порта. Фонтан на Пьяцца дела Ротонда. XVI в. Рим
Одним из величайших мастеров барокко стал итальянский скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680). По его проекту возведена великолепная колоннада на площади перед собором Св. Петра в Риме. Бернини украшал церкви и дворцы, создавал надгробия.
За пределами Италии крупнейшим представителем барокко был фламандский художник Питер Пауль Рубенс (1577—1640), в картинах которого эмоциональность и экспрессия слились с мощным жизнеутверждающим началом («Снятие с креста», «Персей и Андромеда»).
Барокко оказало влияние и на искусство протестантской Голландии. Крупнейшим мастером живописи, жившим в этой стране, был Рембрандт (1606—1669). В своём творчестве он обращался к библейской тематике («Возвращение блудного сына», «Святое семейство»), писал портреты (групповой портрет стрелковой роты, известный как «Ночной дозор») и автопортреты. Главными выразительными средствами художника стали цвет и свет, который, кажется, излучают сами краски. Великолепны не только живописные, но и графические работы Рембрандта — в чётких, тщательно проработанных офортах художник обращался к философской и религиозной тематике, пытаясь разгадать смысл бытия.
Литература эпохи барокко насыщена описаниями чувственных сцен и жизнеутверждающими образами. Она заставляла читателя задуматься над скоротечностью бытия человека. При этом осознание того, что жизнь конечна, раскрывало её истинную цену и смысл. Подобные мотивы можно встретить в произведениях испанского драматурга Педро Кальдерона (1600—1681) и других авторов.
Театральность барокко можно увидеть и в отношении людей того времени к жизни, которое можно выразить словами английского драматурга Уильяма Шекспира (1564—1616) «весь мир — театр». Улицы во время празднеств превращались в подмостки для представлений.
Уильям Шекспир. Рисунок. XVI в.
В Риме, Венеции и других городах проводились пышные карнавалы. К XVII в. относится зарождение в Италии оперного жанра в музыке. Элементы барокко — полифоническая и гармоническая усложнённость, драматическое напряжение — присутствуют в музыке немецкого композитора первой половины XVIII в. Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750).
Искусство эпохи абсолютизма. В XVII в. во Франции возник новый художественный стиль — классицизм (от лат. — образцовый). Французы называли его стилем Людовика XIV. Важную роль в становлении этого направления в искусстве сыграла Королевская академия живописи и скульптуры. Главным для художника, по мнению идеологов классицизма, было изображение величественных и благородных поступков, прославление чувства долга перед обществом и государством. Считалось, что предметом искусства, в подражание древним грекам и римлянам, должно становиться только прекрасное и возвышенное.
Видным французским художником, работавшим в стиле классицизма, был Никола Пуссен (1594—1665). На его творчество оказали сильное влияние античное искусство и живопись мастеров Возрождения. Художник стремился к отображению возвышенных деяний, меры и порядка, уравновешенности, которые искусство классицизма стремилось нести в мир. Главное внимание Пуссен уделял «правильному» изображению человеческих фигур и природы («Пейзаж с Полифемом»). По мнению мастера, ясная и строгая живопись должна выполнять ту же роль, что и нравоучительная литература, — воспитывать гражданские чувства.
Временем расцвета классицизма в живописи стала вторая половина XVIII в. Для художников этого периода обращение к идеалам Античности означало возрождение принципов природной красоты и нравственной простоты в искусстве. В эпоху, связанную с философией Просвещения и революционными идеями, популярными становились изображения суровых и благородных граждан Древнего Рима, мудрых философов Древней Греции. Таковы картины француза Жака Луи Давида (1748—1825), участника Великой французской революции. Его полотно «Смерть Марата», изображающее революционного деятеля времён террора, выполнено в традициях античного искусства.
Покои королевы Марии-Антуанетты. Версаль, Франция
Наиболее полно эстетические идеалы абсолютизма воплотились в архитектуре загородного королевского дворца и устройстве парка в Версале. По замыслу архитекторов, дворец должен был символизировать величие короля Людовика XIV. Дворец стал эталоном классицизма, примером для многих монархов Европы, создававших свои «маленькие Версали».
Париж превратился в законодателя мод ещё в XVII—XVIII вв. За причудами и прихотями обитателей Версальского дворца внимательно следили модники и модницы Европы. Французская промышленность специализировалась на производстве предметов роскоши: во все страны Европы из Франции вывозились гобелены, мебель, кружева, перчатки, бижутерия. Ежемесячно в Англию, Италию, Голландию, Россию присылали по две куклы, одетые по последней парижской моде. Во второй половине XVII в. появился первый журнал мод, и, конечно, он был французским.
В первой половине XVIII в. Франция преподнесла миру ещё один художественный стиль — рококо. Это слово в переводе с французского языка означает «украшение в форме раковины» — именно такие декоративные детали характерны для данного стиля. Рококо стал логическим завершением барокко. Действительно, многое сближает эти художественные направления — вычурность, декоративность, великолепие и роскошь. Однако рококо более легковесен и аристократичен. В этом стиле выполнены интерьеры дворцов французской знати: изящная, лёгкая мебель с искривлёнными ножками, диваны, кресла, столики, шкафы, кровати под балдахинами украшались лепными асимметричными деталями, инкрустацией. Диваны и кресла обивались нарядными гобеленами.
«Галантный век» нашёл своё выражение и во французской живописи XVIII в. Для неё характерны бегство от действительности, обращение к чувствам человека, эротика. Именно эти темы присутствуют в творчестве художников Антуана Ватто (1684—1721) и Франсуа Буше (1703-1770).
Вопросы и задания
1. Перечислите предпосылки возникновения культуры Возрождения.
2. Какие идеи лежали в основе творчества великих писателей и художников Возрождения?
3. Как искусство итальянского Возрождения повлияло на развитие культуры других европейских стран?
4. Что свидетельствовало о том, что в XVII—XVIII вв. Франция стала центром художественной жизни Европы?
5. Прочитайте отрывок из труда английского драматурга и поэта Б. Джонсона (1573—1637) и ответьте на вопросы.
«Поэзия и живопись — искусства родственные. Оба заняты подражанием природе. Оба эти искусства изображают и измышляют различные веши и используют их для служения природе. Но из них перо более благородно, нежели карандаш, поскольку оно общается не только с чувствами, но и с самим сознанием. Оба они видят в удовольствии и пользе общую свою цель; и оба должны избегать всех низменных наслаждений, чтобы не сбиться с пути. Иначе искусства, стремясь усовершенствовать ум, разрушат нравы. Оба они — мастера от Бога.
Кто не любит живописи, тот несправедлив к истине и ко всей мудрости поэзии. Живопись — создание небес; самое древнее из искусств и самое верное природе. Живопись бессловесна, по форме картины похожи друг на друга, однако произведения превосходного художника с такой лёгкостью проникают в самые глубины человеческого чувства, что иногда по силе воздействия они превосходят само красноречие. Красота живописи столь же многолика, как разнообразны и достоинства художников. Для картины свет столь же необходим. как и тень. Равным образом в литературе высокий стиль должен сочетаться с низким. Но и здесь следует остерегаться крайностей.
Живопись заимствовала у поэзии воображение; у геометрии — её математический расчёт, пропорции, прямые и окружности, а также общую гармонию. . Из оптики живопись позаимствовала перспективу, помогающую рассчитывать, насколько вещи отдалённые кажутся уменьшенными, как искажаются объекты, расположенные ниже или выше уровня глаз, и т. д. Из этики она заимствовала душу, выражение чувств, их волнение, нравы, когда художники пишут людей разгневанных, гордых, непостоянных, честолюбивых, смелых, великодушных, справедливых, милосердных, сострадательных, смиренных, угнетённых, низких и т. д.».
Что, по мнению автора, роднит поэзию и живопись?
Какие достоинства живописи отмечает автор?
На достижении каких наук основывалось развитие живописи?
§ 18. Тенденции развития европейской культуры XIV—XVIII в.
Возрождение
В эпоху позднего Средневековья среди жителей городов Северной и Средней Италии возродился интерес к античному наследию, к человеческой личности. Период важнейших культурных изменений (в Италии это XIV—XVI вв., в других странах Европы — XV—XVI вв.) получил название Возрождение.
В утверждавшейся в эту эпоху системе ценностей важнейшее значение приобрели идеи гуманизма (от лат. — человеческий, человечный). Гуманисты прославляли человека-творца, любовались красотой тела и духа. У истоков гуманизма стоял Данте Алигьери (1265—1321). Вера в земное предназначение личности, в её способность, пройдя все круги ада, собственными силами совершить земной подвиг позволила поэту создать гениальную «Божественную комедию» — гимн достоинству человека.
Франческо Петрарке (1304—1374) принадлежит цикл сонетов «Канцоньере», в которых автор воспел умершую возлюбленную Лауру. Произведение Джованни Боккаччо (1313—1375) «Декамерон» повествует как о фривольных нравах современников автора, так и о всепобеждающей любви.
Философия гуманизма утверждала идею, что мерилом всего сущего является человек с его земными радостями и горестями. Красноречивы названия произведений гуманистов: Лоренцо Валла (1405—1457) в трактате «О наслаждении» писал о естественности чувственных наслаждений и радостей, Пико делла Мирандола (1463—1494) в сочинении «О достоинстве человека» доказывал, что творцом судьбы является сам человек, а не Бог.
Гуманисты — деятели искусств — не считали плотскую, земную любовь грехом, называя её Божьим даром, веря, что она дана человеку свыше.
В поисках идеалов они обращались к античному наследию. Утверждая светскую идеологию и культуру, гуманисты выступали против религиозной этики, претензий церкви на интеллектуальную гегемонию, подвергали критике пороки и невежество католического духовенства. Вместе с тем гуманисты не отрекались от христианства, оставаясь верующими людьми.
Творчество архитекторов, скульпторов и художников Возрождения являет собой удивительный синтез античной физической красоты и христианской духовности. Основой для их произведений служили библейские и евангельские сюжеты. Однако обращение к человеку как высшему началу бытия, его духовной и физической красоте придавали искусству Возрождения оптимистический, жизнеутверждающий характер.
У истоков новой живописи стоял флорентиец Джотто (1267— 1337). Он создал цикл великолепных работ на темы Евангелия, которыми расписал стены в капелле Скровеньи в городе Падуя. Вели-чественнной красотой отличается спроектированная им колокольня собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Купол этого собора, имеющий 48 м в диаметре, соорудил великий архитектор Филиппе Брунеллески (1377—1446).
Леонардо да Винчи (1452—1519), прославившийся благодаря множеству талантов — художника, учёного, музыканта, архитектора, — поражает не только разнообразием интересов, но и гениальными догадками, предвосхитившими технические изобретения позднейших времён.
Рис. Леонардо ла Винчи. Проекты боевых машин. Рисунок. XVI в.
Творения Микеланджело Буонарроти (1475—1564) притягивают зрителя суровой монументальностью. Непревзойдённый скульптор, создатель статуи «Давид», прославился своими фресками на библейские темы в Сикстинской капелле Ватикана.
Многогранно творчество живописца и архитектора Рафаэля Санти (1483—1520), известного созданными им образами Мадонны, потрясающими духовной возвышенностью и красотой.
Идеи гуманизма, художественные принципы культуры Возрождения пересекли границы Италии и распространились во многих странах Западной Европы. Благодаря воплощению в творчестве великих мастеров Возрождения, гуманистическое видение мира проникло во дворцы правителей, в стены университетов, в среду образованных горожан.
Искусство барокко
XVII в. стал временем появления нового художественного направления — барокко, название которого произошло от итальянского слова, означающего «причудливый», «странный», что довольно точно отражает его особенности. Произведения, созданные в этом стиле, привлекают грандиозностью, пышностью и вычурностью форм. Новое направление, утвердившееся в католических странах, явилось своеобразным эстетическим ответом на Реформацию — архитектура и живопись барокко должны были прославлять величие Бога и утверждать могущество римской церкви.
Рис. Дж. делла Порта. Фонтан на Пьяцца дела Ротонда. XVI в. Рим
Однако барокко не ограничивалось исключительно религиозными мотивами. Для него характерен синтез искусств. Скульптура и живопись плавно сливались с архитектурой — интерьеры зданий украшались резьбой, лепниной, скульптурными композициями, нередко архитектурные детали получали продолжение в росписях стен, потолков дворцов и храмов. Зритель подчас видел над собой не свод здания, а уходящее в бесконечность небо, наполненное божественными небожителями. Создание пространственной иллюзии, оптических эффектов — ещё одно проявление мастерства творцов нового стиля в искусстве. В эпоху барокко пейзаж, натюрморт, бытовой жанр и парадный портрет утвердились как самостоятельные жанры.
Одним из величайших мастеров барокко стал итальянский скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680). По его проекту возведена великолепная колоннада на площади перед собором Св. Петра в Риме. Бернини украшал церкви и дворцы, создавал надгробия.
За пределами Италии крупнейшим представителем барокко был фламандский художник Питер Пауль Рубенс (1577—1640), в картинах которого эмоциональность и экспрессия слились с мощным жизнеутверждающим началом («Снятие с креста», «Персей и Андромеда»).
Барокко оказало влияние и на искусство протестантской Голландии. Крупнейшим мастером живописи, жившим в этой стране, был Рембрандт (1606—1669). В своём творчестве он обращался к библейской тематике («Возвращение блудного сына», «Святое семейство»), писал портреты (групповой портрет стрелковой роты, известный как «Ночной дозор») и автопортреты. Главными выразительными средствами художника стали цвет и свет, который, кажется, излучают сами краски. Великолепны не только живописные, но и графические работы Рембрандта — в чётких, тщательно проработанных офортах художник обращался к философской и религиозной тематике, пытаясь разгадать смысл бытия.
Литература эпохи барокко насыщена описаниями чувственных сцен и жизнеутверждающими образами. Она заставляла читателя задуматься над скоротечностью бытия человека. При этом осознание того, что жизнь конечна, раскрывало её истинную цену и смысл. Подобные мотивы можно встретить в произведениях испанского драматурга Педро Кальдерона (1600—1681) и других авторов.
Театральность барокко можно увидеть и в отношении людей того времени к жизни, которое можно выразить словами английского драматурга Уильяма Шекспира (1564—1616) «весь мир — театр». Улицы во время празднеств превращались в подмостки для представлений. В Риме, Венеции и других городах проводились пышные карнавалы.
К XVII в. относится зарождение в Италии оперного жанра в музыке. Элементы барокко — полифоническая и гармоническая усложнённость, драматическое напряжение — присутствуют в музыке немецкого композитора первой половины XVIII в. Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750).
Искусство эпохи абсолютизма
В XVII в. во Франции возник новый художественный стиль — классицизм (от лат. — образцовый). Французы называли его стилем Людовика XIV. Важную роль в становлении этого направления в искусстве сыграла Королевская академия живописи и скульптуры. Главным для художника, по мнению идеологов классицизма, было изображение величественных и благородных поступков, прославление чувства долга перед обществом и государством. Считалось, что предметом искусства, в подражание древним грекам и римлянам, должно становиться только прекрасное и возвышенное.
Видным французским художником, работавшим в стиле классицизма, был Никола Пуссен (1594—1665). На его творчество оказали сильное влияние античное искусство и живопись мастеров Возрождения. Художник стремился к отображению возвышенных деяний, меры и порядка, уравновешенности, которые искусство классицизма стремилось нести в мир. Главное внимание Пуссен уделял «правильному» изображению человеческих фигур и природы («Пейзаж с Полифемом»). По мнению мастера, ясная и строгая живопись должна выполнять ту же роль, что и нравоучительная литература, — воспитывать гражданские чувства.
Временем расцвета классицизма в живописи стала вторая половина XVIII в. Для художников этого периода обращение к идеалам Античности означало возрождение принципов природной красоты и нравственной простоты в искусстве. В эпоху, связанную с философией Просвещения и революционными идеями, популярными становились изображения суровых и благородных граждан Древнего Рима, мудрых философов Древней Греции. Таковы картины француза Жака Луи Давида (1748—1825), участника Великой французской революции. Его полотно «Смерть Марата», изображающее революционного деятеля времён террора, выполнено в традициях античного искусства.
Рис. Покои королевы Марии-Антуанетты. Версаль, Франция
Наиболее полно эстетические идеалы абсолютизма воплотились в архитектуре загородного королевского дворца и устройстве парка в Версале. По замыслу архитекторов, дворец должен был символизировать величие короля Людовика XIV. Дворец стал эталоном классицизма, примером для многих монархов Европы, создававших свои «маленькие Версали».
Париж превратился в законодателя мод ешё в XVII—XVIII вв. За причудами и прихотями обитателей Версальского дворца внимательно следили модники и модницы Европы. Французская промышленность специализировалась на производстве предметов роскоши: во все страны Европы из Франции вывозились гобелены, мебель, кружева, перчатки, бижутерия. Ежемесячно в Англию, Италию, Голландию, Россию присылали по две куклы, одетые по последней парижской моде. Во второй половине XVII в. появился первый журнал мод, и, конечно, он был французским.
В первой половине XVIII в. Франция преподнесла миру ещё один художественный стиль — рококо. Это слово в переводе с французского языка означает «украшение в форме раковины» — именно такие декоративные детали характерны для данного стиля. Рококо стал логическим завершением барокко. Действительно, многое сближает эти художественные направления — вычурность, декоративность, великолепие и роскошь. Однако рококо более легковесен и аристократичен. В этом стиле выполнены интерьеры дворцов французской знати: изящная, лёгкая мебель с искривлёнными ножками, диваны, кресла, столики, шкафы, кровати под балдахинами украшались лепными асимметричными деталями, инкрустацией. Диваны и кресла обивались нарядными гобеленами.
«Галантный век» нашёл своё выражение и во французской живописи XVIII в. Для неё характерны бегство от действительности, обращение к чувствам человека, эротика. Именно эти темы присутствуют в творчестве художников Антуана Ватто (1684—1721) и Франсуа Буше (1703-1770).
Вопросы и задания
- Перечислите предпосылки возникновения культуры Возрождения.
- Какие идеи лежали в основе творчества великих писателей и художников Возрождения?
- Как искусство итальянского Возрождения повлияло на развитие культуры других европейских стран?
- Что свидетельствовало о том, что в XVII—XVIII вв. Франция стала центром художественной жизни Европы?
- Прочитайте отрывок из труда английского драматурга и поэта Б. Джонсона (1573—1637) и ответьте на вопросы.
«Поэзия и живопись — искусства родственные. Оба заняты подражанием природе. Оба эти искусства изображают и измышляют различные веши и используют их для служения природе. Но из них перо более благородно, нежели карандаш, поскольку оно общается не только с чувствами, но и с самим сознанием. Оба они видят в удовольствии и пользе обшую свою цель; и оба должны избегать всех низменных наслаждений, чтобы не сбиться с пути. Иначе искусства, стремясь усовершенствовать ум, разрушат нравы. Оба они — мастера от Бога.
Кто не любит живописи, тот несправедлив к истине и ко всей мудрости поэзии. Живопись — создание небес; самое древнее из искусств и самое верное природе. Живопись бессловесна, по форме картины похожи друг на друга, однако произведения превосходного художника с такой лёгкостью проникают в самые глубины человеческого чувства, что иногда по силе воздействия они превосходят само красноречие. Красота живописи столь же многолика, как разнообразны и достоинства художников. Для картины свет столь же необходим. как и тень. Равным образом в литературе высокий стиль должен сочетаться с низким. Но и здесь следует остерегаться крайностей.
Живопись заимствовала у поэзии воображение; у геометрии — её математический расчёт, пропорции, прямые и окружности, а также общую гармонию. . Из оптики живопись позаимствовала перспективу, помогающую рассчитывать, насколько вещи отдалённые кажутся уменьшенными, как искажаются объекты, расположенные ниже или выше уровня глаз, и т. д. Из этики она заимствовала душу, выражение чувств, их волнение, нравы, когда художники пишут людей разгневанных, гордых, непостоянных, честолюбивых, смелых, великодушных, справедливых, милосердных, сострадательных, смиренных, угнетённых, низких и т. д.».
- Что, по мнению автора, роднит поэзию и живопись?
- Какие достоинства живописи отмечает автор?
- На достижении каких наук основывалось развитие живописи?
Тема проекта: «Взаимосвязь живописи и поэзии»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема проекта: «Взаимосвязь живописи и поэзии» Выполнили ученики 5 Г ГБОУ Школы № 439 «Интеллект» Савельева Елизавета и Виноградова София Руководитель проекта: учитель искусства Некрасова Н.Л.
Цель исследования: раскрыть взаимосвязь таких видов искусства, как живопись, поэзия через теорию и практику. Актуальность: Приобщение человека к искусству просто необходимо, особенно важно в наше время. Развитие в детях любви и уважения к народной культуре, способности к общению, уважение к родному очагу – это приоритетное направление в воспитании и образовании детей.
«Живопись и поэзия» Поэзия и живопись – это творчество, идущее не из ума или сердца, а из души человека. «Творенье может пережить творца: Творец уйдет, Природой побеждённый, Однако образ, им запечатлённый, Веками будет согревать сердца.», – писал Микеланджело. Поэзия и живопись сохраняют художественные и поэтические образы на века, делают их всеобщим достоянием.
«Живопись и поэзия» Поэзия и живопись – это мелодия души, которая звучит из самого сердца. Связь живописи и поэзии открыта не сегодня, а много веков назад. Леонардо да Винчи говорил «Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат». А Н.В.Гоголя говорил , что “поэзия и живопись – родные сестры.”
«Живопись и поэзия» Насколько был бы беден и скуден мир без живописи и поэзии. Они дарят нам чувство прекрасного, дарят нам светлые и яркие эмоции. Эти два искусства развивались параллельно, дополняя друг друга. Поэзия обнимает Живопись 1782 Художник: Кауфман Ангелика Мария
«Человек талантливый, талантлив во всех областях» Трудно не согласиться с мнением немецкого писателя Лиона Фейхтвангера: «Человек талантливый, талантлив во всех областях». Правдивость этих слов мы можем проиллюстрировать на примере творчества великого поэта М.Ю. Лермонтова, который проявили себя также в изобразительном искусстве. М.Ю. Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841), русский поэт, прозаик и драматург, на протяжении всей своей короткой жизни увлекался рисованием и живописью. Любовь к изобразительному искусству обнаружилась у него с самого раннего возраста: «. он был счастливо одарён способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины. » — писал Аким Павлович Шан-Гирей, вспоминая о его детских годах[ Живопись Лермонтова дошла до нас в сравнительно малом количестве. Но это позволяет нам составить мнение об этом амплуа поэта. Среди наследия – картины маслом, акварелью, отдельные рисунки, зарисовки и даже карикатуры. Автопортрет М. Ю. Лермонтова, 1837-38, бумага, акварель
Живопись М.Ю. Лермонтова Живопись Лермонтова обладает чрезвычайной натуралистичностью. В этом проявляется влияние эпохи, в которой жил поэт, и к реальности в изображении Лермонтова приучил еще первый учитель А. Солоницкий
Портрет предка. «Герцог Лерма» 1832—1833 В юности некоторые свои письма Лермонтов подписывал именем «Lerma», полагая, что происходит от легендарного предка — «родоначальника» фамилии Лермантовых (так она писалась) — испанского владетельного герцога Лерма. В 1830 или 1831 году Лермонтов в доме Лопухиных, на углу Поварской и Молчановки, начертил на стене углем голову (поясной портрет), вероятно, воображаемого предка. В глазах и, пожалуй, во всей верхней части лица нетрудно заметить фамильное сходство с самим нашим поэтом. Голова эта, нарисованная al fresco, была затерта при поправке штукатурки, и приятель поэта, Алексей Александрович Лопухин. Тогда Лермонтов нарисовал такую же голову на холсте и выслал ее Лопухину из Петербурга». 25 февраля 1833 года А. А. Лопухин отвечал Лермонтову: «Очень и очень тебе благодарен за твою голову: она меня восхищает и между тем иногда грусть наводит, когда я в ипохондрии. »
Живопись М.Ю. Лермонтова “Окрестности селения Караагач” (масло, 1837-1838). Лермонтов изобразил окрестности Караагача, где стоял Нижегородский драгунский полк, в котором он служил. “Пятигорск” (масло, 1837) Внизу картины монограмма: «М. Л.». Живописный пейзаж Лермонтова связан с его литературным замыслом и, не являясь прямой иллюстрацией к тексту, соседствует со страницами «Героя нашего времени».
Акварели М.Ю. Лермонтова Часто М.Ю. Лермонтов вспоминал о своем детстве, которое провел в селе Тарханы Пензенской губернии. Дубовые рощи, обрывистые берега степных рек, непыльные проселочные дороги, кое-где березы, белеющие среди желтых полей, и далеко-далеко, как волны, синеют холмы. Образ Родины, с такой очевидностью возникший в раннем рисунке поэта, вновь рождается в позднем его стихотворении: «Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез.» Родина. 1841 «Пейзаж с двумя берёзами». 1829—1831
Акварели М.Ю. Лермонтова Морской вид с парусной лодкой, акварель. 1828–1831 годы Тема морской стихии, вольного паруса возникает затем во многих лермонтовских стихотворениях и прежде всего в «Парусе». Бывало, что его стихи рождались спустя годы после того, как он выражал эмоции на эту тему на холсте красками. Рисунок отражает внутреннее родство и неразрывность связей Лермонтова — художника и поэта, слившихся в едином, тревожно-романтическом восприятии мира. Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном. Парус. 1832
М.Ю. Лермонтов поэт и художник. Рисунки и картины поэта неразрывно связаны с его поэзией. Их источник — поэтический мир Лермонтова. Акварели наиболее сильно выражает романтическую сущность поэта; беглые зарисовки очень динамичны; пейзажи живописны и выдают своей стилистикой авторство Лермонтова; а зарисовки, выполненные карандашом или чернилами, не стоят на месте, а так и рвутся прочь с листа. Пробуя себя в различных направлениях, Лермонтов искал свое место и стиль в рисовании. М.Ю.Лермонтов был щедро наделен природой не только поэтическим даром, но и талантом художника. Свойственное поэту живописное видение мира нашло естественное отражение в его литературном творчестве. Живопись и поэзия объединены общностью тематики, мироощущения, впечатлений.
Живопись – муза поэтов. Эти строки принадлежат А. С. Пушкину. Он сказал их о своём портрете кисти художника О. А. Кипренского. «Портрет А. С. Пушкина» Художник О. Кипренский Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.. Без вдохновения невозможно появление любого произведения искусства. В полной мере это относится и к поэзии.
Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Несколько веков разделяют моменты рождения этих двух бессмертных творений живописи и поэзии. Но после публикации стихотворения оба шедевра уже существуют неразделимо, в тесной взаимосвязи друг с другом. При описании творческой манеры Ф. Рокотова искусствоведы используют строки из стихотворения Н. Заболоцкого, а чтение самого поэтического творения не может не заставить обратиться к рокотовскому полотну. В этом сказывается необычайное влияние друг на друга различных видов искусства, обращённых к одной теме. Художник Ф.Рокотов «Портрет А.П.Струйской» Живопись – муза поэтов.
Вдохновение поэта. А. Горюшкин, увидев картину П. Брегеля, написал стихотворение. “Охотники на снегу« 1565 г Питер Брейгель Мне помнится, у Брейгеля в «Зиме» впервые я прочувствовал пространство, холодное, как скрип саней, просторное, как плащ фламандца. Анатолий Горюшкин.1969
Поэзия-муза художника. “На севере диком стоит одиноко. ” На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет. Михаил Лермонтов “На севере диком стоит одиноко. 1841 г Шишкин И. «На севере диком» 1891 г. Поэзия- источник вдохновения художников. На создание картины «На севере диком» Шишкиным И. повлияло стихотворение М.Ю. Лермонтова “На севере диком стоит одиноко. “
Наш взгляд на мир. Поэзия-муза художника. Красивые стихи всегда завораживают. Вдохновляют на создание образов, которые хочется перенести на полотно. Лесная Фея Фея в пышном венке, С каждым днем хорошея, цветет. И в лесу изумрудно-лиловом, Словно в тереме дивном живет. Ей знакомы давно все тропинки, И гуляя ни свет, ни заря, На траву рассыпает росинки С каждой капелькой радость даря. С резвой белочкой, доброй подружкой, Может в прятки играть без забот. А в ночи, в блеске лунного света, Лишь укроется лес шалью снов, Добрый филин ей шепчет секреты – Тайны судеб и мудрость веков. Дайм Смайлз Автор: Савельева Елизавета
Вдохновение художника: Старый сад Люблю я этот старый сад, Он мил, как мгла воспоминанья. С тоской впиваю аромат Его осеннего дыханья. ❉❉❉❉ Вздыхаю тихо и грущу, Входя в забытые аллеи. Я место милое ищу: Тропинки, узкие как змеи. Константин Михайлович Фофанов 1887 «Когда читаешь удивительные сочетания слов, которые сплетаются чудесной рифмой и при этом несут глубокий смысл, кажется, что это голос, который исходит из самой глубины души автора». Автор: Савельева Елизавета
Вдохновение художника: Радостно-чистый Образ простой красоты, Милый, как ландыш душистый, — Это, смиренная, ты. Вечно в загоне, Вечно в тяжёлых трудах. Сестры — ленивые сони, Дом у тебя на руках. Федор Сологуб 1899-1906 Автор: Виноградова София
Вдохновение художника: Ёлка наряжена, зал разукрашен, Гости съезжаются к девочке Маше. Будут у Ёлки водить хоровод, Чтоб поскорее пришёл Новый год… Гость заглянул к ребятишкам недаром, Всем он принёс новогодний подарок. Старый чудак чемоданчик открыл, Маше Щелкунчика он подарил. Леонид Иосифович Зуборев Прочитав стихотворение Л.Зуборева, у меня возник образ, который я запечатлела в этом рисунке. Автор: Савельева Елизавета
Вдохновение художника: Обнимая небо крепкими руками, Лётчик набирает высоту. Тот, кто прямо с детства дружит с небесами, Не предаст во век свою мечту. Н. Добронравов Автор: Виноградова София Автор: Савельева Елизавета
Взаимосвязь поэзии и живописи Посвящение подруге. Моя подруга, Как близка и дорога ты мне, Мы можем и без слов понять друг друга. И благодарна я своей судьбе, Что встретила тебя, подруга. 2018г Автор: Виноградова София
Поэзия и живопись. Вывод. Поэзия и живопись дополняют друг друга, усиливают воздействие изобразительного и поэтического произведения на человека. Поэзия обнимает Живопись 1782 Художник: Кауфман Ангелика Мария
Используемая литература: Заболоцкий Николай Алексеевич // Большая советская энциклопедия : Фенина С. Беседы о русских художниках. – М., 1990. Ионина Н.А. 100 великих картин. – М.,2001. Фёдор Рокотов // Энциклопедия Кругосвет Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках. – М., 1988. Энциклопедия для детей Аванта+. – М., 1999. – Т. 7. Юный художник. – 1982. – № 3. – С. 17. Цитаты и высказывания великих людей. Сборник стихотворений А.С. Пушкина Рокотов Федор Степанович // Большая советская энциклопедия Чекалин С.В. «Лермонтов. Знакомясь с биографией поэта…»Москва. Издательство «Знание». 1991г. Лермонтовская энциклопедия. Москва. Издательство «Советская энциклопедия». 1981г. Ресурсы сети интернет.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
Проектная работа «Взаимосвязь живописи и поэзии». Каким мы хотим видеть наше будущее? Этот вопрос волновал, и всегда будет волновать человечество. Решение его во многом зависит от того, какие люди будут создавать это будущее, от тех принципов, которые будут заложены в детях. Каков человек, такова его деятельность и таков мир, который он создал вокруг себя. Приобщение человека к искусству просто необходимо, особенно актуально в наше время. Сегодня много говорят о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры.
Развитие в детях любви и уважения к народной культуре, способности к общению, уважение к родному очагу – это приоритетное направление в воспитании и образовании детей.
«Красота спасет мир» — говорил Ф. М. Достоевский. Мы понимаем, что писатель, прежде всего, говорил о внутренней красоте.Мир культуры многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство и поэзия. В этих видах искусства отражается действительность, ярко проявляются взгляды и чувства творца. Известно, что разные искусства не возводят своих границ и не отвергают родства. Искусство слова и изображения часто переплетаются в едином пространстве. Хотелось бы, чтобы все люди как можно раньше ощутили эту глубинную связь. Это способствует тому, чтобы сделать нашу жизнь ярче, наполнить ее чувствами, без которых невозможно настоящее творчество. Величайшие творения вдохновляют на создания нового шедевра. И это естественно, поскольку, по выражению Н.В.Гоголя, “поэзия и живопись – родные сестры.” А приобщать к искусству можно и даже нужно с самого рождения.
ГДЗ история нового времени 7 класс Дмитриева Русское Слово Задание: § 7 Эпоха титанов Культура Высокого Возрождения в Италии
Стр. 67. Ключевые вопросы
№ 1. Благодаря чему в XIV—XVI вв. произошёл расцвет культуры, названный Возрождением?
В Италии на протяжении XV в. во многих городах-государствах республиканская форма правления уступила место единоличной власти — синьории. Синьориями стали Флоренция, Милан, Болонья. Правители этих городов питали большой интерес к искусству, их дворы стали важными центрами культуры. Именно в Италии сложилось представление о «ренессансном государе», непременным достоинством которого считались покровительство людям искусства и науки. Щедрыми меценатами были правившие во Флоренции представители семейства Медичи, герцоги д’Эсте из Феррары, герцоги Висконти из Милана, а также римские папы. Правители использовали культуру в целях пропаганды собственной власти. Однако их покровительство художникам и зодчим привело к тому, что людей искусства стали гораздо больше ценить в обществе.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им был чужд аскетичный дух средневековой церковной культуры. Это привело к появлению гуманизма — движения, рассматривавшего человека как высшую ценность. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических отношений.
№ 2. Какое место это явление занимает в истории европейской и мировой культуры?
Эпоха Возрождения занимает в истории культуры особое место. Культура этой эпохи связана с переменами в жизни общества в условиях перехода от Средних веков к раннему Новому времени. Меняется положение и самосознание различных слоев населения города и деревни. Не случайно XVI в. был отмечен широкомасштабными общественными конфликтами и движениями во многих странах Европы. Напряженность и противоречивость социальной жизни эпохи усилились в связи с формированием абсолютной монархии, а также в результате Реформации и последов Контрреформации.
С эпохой Возрождения связан отход от использования латыни для создания произведений. Теперь появляется литература на национальных языках. Широкое распространение получили театр и драма.
Стр. 68. Вопрос в рубрике «Работа с источником»
Из речи гуманиста Пико делла Мирандола (1463-1494) «О достоинстве человека» (1487).
В чём, по мнению автора высказывания, состоял главный дар Бога человеку? Чем отличался такой взгляд на человека от традиционных средневековых представлений?
Согласно приведенному отрывку, главным даром Бога человеку была свобода самоопределения, то есть, человек сам решает, кем он хочет быть. В этом его счастье.
Данный взгляд на человека отличался от традиционных средневековых представлений. В Средние века главной целью человека было искупление за первородный грех и беспрекословное повиновение Церкви.
Стр. 70. Вопрос в рубрике «Работа с источником»
Из записных книжек Леонардо да Винчи
№ 1. Какие составные части познания выделял Леонардо да Винчи? В чём он видел значение науки? Можно ли сказать, что его мысли актуальны и сегодня?
По мнению Леонардо каждое познание начинается с ощущений. Мысли, не прошедшие через ощущение, пусты. Затем следует наблюдение, эксперимент и опыт.
Леонардо считал, что без хорошей теории практически заниматься наукой невозможно. Значение науки Леонардо видел в подчинении законов природы человеку, в создании новых изобретений.
Можно сказать, что мысли Леонардо да Винчи актуальны и сегодня. В современной науке применяют метод познания Леонардо через эксперимент.
№ 2. Об идеях каких изобретений говорится в приведённом тексте? *Узнайте, когда и каким образом они были осуществлены.
В приведенном отрывке говорится об идеях следующих изобретений:
В 1843 году английский изобретатель Уильям Хенсон получил патент на проект самолёта, однако испытания проходили неудачно. Первым в мире самолётом, который смог совершить устойчивый управляемый полёт, стал «Флайер-1», построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райтами в США. Первый полёт самолёта в истории был осуществлён 17 декабря 1903 года.
Изобретателем парашюта является Глеб Котельников (1872—1944), инженер из Санкт-Петербурга, который в 1912 году получил патент на него в России, Франции, Германии и США.
Действующий образец подводной лодки был впервые создан в 1620 году для короля Англии Якова I голландским инженером Корнелиусом Дреббелем. Первая русская подлодка конструктора Ивана Александровского была построена в Санкт-Петербурге в 1866 году.
Стр. 73. Вопрос в рубрике «Работа с источником»
Из воспоминаний Асканио Кондиви, друга Микеланджело, о работе художника над фресками Сикстинской капеллы.
Как характеризует личность Микеланджело и его труд автор этого текста?
Друг Микеланджело, Асканио Кондиви, характеризует мастера как трудолюбивого человека, который всецело отдается работе. Микеланджело окончил это произведение в двадцать месяцев, без всяких помощников, даже не имея человека, растиравшего краски.
Стр. 77. Итоговые вопросы
№ 1. Объясните, какие исторические условия способствовали расцвету культуры в итальянских городах в XV—XVI вв. Кто и почему оказывал покровительство архитекторам, художникам, поэтам?
В Италии на протяжении XV в. во многих городах-государствах республиканская форма правления уступила место единоличной власти — синьории. Синьориями стали Флоренция, Милан, Болонья. Правители этих городов питали большой интерес к искусству, их дворы стали важными центрами культуры. Именно в Италии сложилось представление о «ренессансном государе», непременным достоинством которого считались покровительство людям искусства и науки. Щедрыми меценатами были правившие во Флоренции представители семейства Медичи, герцоги д’Эсте из Феррары, герцоги Висконти из Милана, а также римские папы. Правители использовали культуру в целях пропаганды собственной власти. Однако их покровительство художникам и зодчим привело к тому, что людей искусства стали гораздо больше ценить в обществе.
№ 2. Объясните, какое значение имели идеи гуманизма для развития итальянского Возрождения.
Гуманизм подразумевал под собой не только такие качества, как доброжелательность, сострадание, милосердие, – но также и стойкость, рассудительность, благоразумие, красноречие Человек с идеями гуманизма должен был вести активную жизнь.
В сферу деятельности гуманизма эпохи Возрождения входило не только воспитание молодежи, но и руководство взрослыми (включая правителей) с помощью философской поэзии и стратегической риторики.
Со временем гуманизм развился в широкое общественное течение, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени.
№ 3. Используя иллюстрации учебника, охарактеризуйте портреты, написанные мастерами итальянского Возрождения. Какими на них изображаются люди?
Дама с горностаем – один из портретов кисти Леонардо да Винчи. Предположительно на картине изображена Чечилия Галлерани, но это не подтверждено документально. Эта картина – один из самых красивых женских портретов. Характерны для да Винчи поворот головы позволяет любоваться красотой дамы. Она одета по моде, принятой в то время. Современников восхищали умение Леонардо владеть светотенью, передать блеск глаз, теплоту кожи, фактуру ткани. В религиозной живописи его любимой темой был образ Богоматери. Мадонны Леонардо светлы, исполнены доброты и внутренней гармонии.
Скульптура «Давид» работы Микеланджело создана по заказу правителей Флоренции. Пастух, победивший гиганта Голиафа, а затем ставший царём, олицетворял свободу, гражданственность и мужество. Статую установили на главной площади Флоренции, чтобы напоминать правителям об их долге по отношению к согражданам.
По заказу Папы Римского Юлия II Микеланджело выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. Мастер изобразил сотворение мира и человека, сцены из ранней истории человечества, библейских пророков. Все эти фигуры исполнены невиданной мощи и драматизма. Особенно поражает Создатель — творец всего прекрасного, высшим выражением которого стал человек.
На фреске «Афинская школа» Рафаэль представил идеальное сообщество великих античных философов и учёных. Некоторым он придал черты знаменитых современников: в образе Платона изображён Леонардо да Винчи, Сократа — Микеланджело, а в толпе молодых учеников Рафаэль поместил себя. Это творение мастера прославляло могущество разума и человеческого духа.
Мадонны на полотнах Рафаэля исполнены одухотворённой красоты и нежности. Однако при этом в лице «Сикстинской Мадонны» – скорбь матери, предчувствующей трагическую судьбу своего ребёнка.
№ 4. Обобщите сведения о достижениях Высокого Возрождения в разных сферах искусства — архитектуре, живописи, скульптуре (рекомендуется сделать это в форме таблицы).
– Соразмерность пропорций
– Использование элементов античной архитектуры: колонн, полуколонн, пилястров, арок и куполов
Идеи:
– Высота человеческого духа
– Человек — венец природы и вместе с тем творец, который, подобно Богу, может создавать что-то новое
Приемы:
– Построение объемной композиции
– Использование пейзажа на заднем плане
– Ориентация на античные образцы
– Любование человеческой личностью
– Развивается жанр скульптурного портрета
Микеланджело:
Купол собора Святого Петра
Донато Браманте:
Темпьетто — часовня во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, 1502 г.
Андреа Палладио:
Вилла Ротонда, 1551-1567
Филиппо Брунеллески:
Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1420-1436
Леонардо да Винчи: «Дама с горностаем», 1489-1490;
«Мона Лиза», 1502-1503;
фреска «Тайная вечеря», 1498
Микеланджело: «Пьета», 1497-1499; Роспись потолка Сикстинской капеллы, 1537-1541
Рафаэль: «Афинская школа», 1509-1511; «Сикстинская Мадонна», 1512-1513
Джорджоне:
«Поклонение пастухов», 1500-1505
Тициан:
«Венера Урбинская», 1538
Сандро Боттичелли:
«Рождение Венеры», 1483-1485
Микеланджело: Давид, 1501-1504;
Донателло:
Конная скульптура «Гаттамелата»
Бенвенуто Челлини:
Как вы можете объяснить то, что эти произведения вызывают интерес и восхищение зрителей и в наше время?
На мой взгляд, главное, что вызывает восхищение современного человека – это интерес к человеку и его деятельности. Эпоха Античности в настоящее время, особенно на Западе, является золотым веком в истории и возрождение некоторых ее элементов, создание шедевров в античном стиле, притягивает к этому стилю много поклонников. Недаром эпоха Возрождения считается точкой отсчета современного европейского искусства, поскольку именно в это время формируется современный характер культуры.
№ 5. Расскажите об одном из мастеров Высокого Возрождения (по выбору) по примерному плану: основные вехи биографии, черты личности; наиболее значительные творческие работы; место в истории культуры.
Тициан Вечеллио был крупнейшим художником Венеции эпохи Высокого и Возрождения. Его имя стоит в одном ряду с именами Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэля. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Точная дата его рождения неизвестна. Тициан рано проявил способности к рисованию. В возрасте около 12 лет он поступил в мастерскую Беллини, где создал свои первые работы: «Портрет Джероламо Барбариго» (1509) и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком» (около 1511).
В 1517 году Тициану присвоен титул первого художника Венецианской республики. Звание приносило достойное жалование, но и обязывало писать портреты дожей за символическую плату.
Изучая работы Рафаэля и Микеланджело, Тициан постепенно вырабатывает свой стиль. Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы: «Вознесение Богоматери» (1516-1518), «Вакх и Ариадна» (1520-1523).
Конец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана. Художник изображал современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты. С редким искусством Тициан выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. К лучшим портретам этого периода относятся: «Портрет Федерико Гонзага» (1529), «Красавица» (1536—1537), «Кающаяся Магдалина» (около 1533), «Венера Урбинская» (до 1538).
К последним шедеврам относятся: «Несение креста» (1560-е), «Тарквиний и Лукреция» (1568—1571), «Коронование терновым венцом» (около 1572—1576).
В 1575 году в Венеции начинается эпидемия чумы. Тициан, заразившись от своего сына, умирает 27 августа 1576 года. Его нашли на полу мёртвым, с кистью в руке.
Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
Ни один из крупнейших мастеров XVI века не мог сравниться с Тицианом в многообразии творческих решений в композициях на религиозные сюжеты, в ярком истолковании мотивов античной мифологии, в поразительно глубокой и разносторонней разработке портретного жанра. Тициан по праву был величайшим портретистом итальянского Возрождения. Его положение главы венецианской школы живописи в период ее высшего расцвета, его слава одного из величайших живописцев не вызывают сомнения. Тициана считают зачинателем новых жанровых форм и мотивов, как автора многих открытий, вошедших в творческий арсенал его современников и живописцев других столетий.
№ 6. Подготовьте сообщение на тему: «Шедевры мастеров итальянского Возрождения в российских музеях» (расскажите об одном или нескольких произведениях).
В зале 214 Эрмитажа хранится картина Леонардо да Винчи — Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) – один из экспонатов музея, относящихся к эпохе Возрождения.
«Мадонна с младенцем» относится к миланскому периоду творчества Леонардо да Винчи, а имя Литта она получила по имени миланских герцогов Литта, из собрания которых картина была приобретена.
Это самая известная картина в Эрмитаже. Художник создал образ идеально прекрасной женщины и поместил ее в мир, исполненный гармонии. Мадонна, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности.
В проемах окон можно увидеть горный пейзаж, напоминающий о гармонии и грандиозности мироздания.