Что такое поэзия диктант
Найдите в тексте предложения с подчинительной или сочинительной связью. «Поэзия» – слово греческое, оно происходит от глагола «творю», «создаю». Поэзия – это то, что создано, вернее, воссоздано человеком, его мыслью, чувством, воображением. Древние греки называли поэзией искусство человеческой речи вообще, имея в виду прозу и стихи, театральную декламацию и философский спор, судебную речь и поздравление другу. В настоящее время мы называем поэзией только стихотворное искусство, но в нашем сознании живо представление о поэзии как о чем-то возвышенном, красивом, необычном. В самом деле: любить читать, писать стихи может лишь тот, в чьей душе живо поэтическое начало, то есть желание и способность, отвлекаясь от конкретных окружающих обстоятельств, входить в мир условный, неосязаемый, невидимый (в отличие от кино и театра), неслышимый (в отличие от музыки), лишь воображаемый. Страдать, удивляться, радоваться, негодовать – и все это по поводу того, что лично тебя не касается, что было с другими, а может, и вообще не было. Понятно, что поэтическое начало в человеке плохо уживается с эгоизмом, пошлостью, корыстолюбием. Оно либо победит и вытеснит зло, либо покинет вас незаметно, но навсегда. Недаром обыватели, как правило, не любят стихов.
«Поэзия» – слово греческое, оно происходит от глагола «творю», «создаю». Поэзия – это то, что создано, вернее, воссоздано человеком, его мыслью, чувством, воображением. П. Древние греки называли поэзией искусство человеческой речи вообще, имея в виду прозу и стихи, театральную декламацию и философский спор, судебную речь и поздравление другу. В настоящее время мы называем поэзией только стихотворное искусство, но в нашем сознании живо представление о поэзии как о чем-то возвышенном, красивом, необычном. С. В самом деле: любить читать, писать стихи может лишь тот, в чьей душе живо поэтическое начало, то есть желание и способность, отвлекаясь от конкретных окружающих обстоятельств, входить в мир условный, неосязаемый, невидимый (в отличие от кино и театра), неслышимый (в отличие от музыки), лишь воображаемый. П. Страдать, удивляться, радоваться, негодовать – и все это по поводу того, что лично тебя не касается, что было с другими, а может, и вообще не было. П. Понятно, что поэтическое начало в человеке плохо уживается с эгоизмом, пошлостью, корыстолюбием. П. Оно либо победит и вытеснит зло, либо покинет вас незаметно, но навсегда. С. Недаром обыватели, как правило, не любят стихов.
Диктант для 6 класс
Что такое поэзия?
Литературные критики и сами поэты предлагали много определений. Говорили, что это мышление образами. Умение увидеть и показать мир с неожиданной стороны, непривычное в привычном. Искусство внушать чувства и мысли помимо прямых значений слов. Умение располагать слова так, чтобы в них одновременно мерцали, просвечивали одно сквозь другое несколько значений.
Считают, что поэтом можно называть того, кто находит новые способы организации смысла в тексте. Кто обладает даром чувствовать звучание слова и его графику.
Поэт отбирает слова, вводит новые, меняет их значения, правила их соединения. Все мы находимся во власти родного языка. Говорят еще, что поэзия — высшая форма существования языка.
Каждое из определений раскрывает какую-то важную грань понятия, но не исчерпывает его. (108 слов) (По Баевскому)
АНАЛИЗ ДИКТАНТА 6___класса
Дата проведения_____________ Учитель_________________________
Количество обучающихся по списку – _________чел.
Количество обучающихся, выполнявших работу – _________ чел.
ГРАМОТНОСТЬ (количество и в %)
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (количество и в %)
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
- Керова Ирина ЮрьевнаНаписать 395 31.10.2017
Номер материала: ДБ-809766
- Русский язык
- 6 класс
- Другие методич. материалы
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 31.10.2017 1097
- 31.10.2017 519
- 31.10.2017 11566
- 31.10.2017 1094
- 30.10.2017 1620
- 28.10.2017 274
- 27.10.2017 1608
- 26.10.2017 324
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил создать 21,5 тыс. новых учебных мест в школах Дальнего Востока
Время чтения: 2 минуты
В России будет введена должность советника директора по воспитанию
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое поэзия, а что — нет
Начинающим этого никто не объясняет, что, как показывает практика, дозарезу необходимо. Обычно начинающий чистосердечно считает, что раз он уже зарифмовал текст, то последний автоматически стал поэзией, а сам рифмопроизводитель поэтом. Но это самообман.
Что же такое поэзия, а что — нет?
Одинаковые определения первой дали Пастернак и Маяковский.
Маяковский: «Поэзия — вся езда в незнаемое», а сам процесс описал так:»В грамм добыча, в год — труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Итак, — незнаемое,- то есть новое. И о том же Пастернак: «Поэзия — единственная новость, которая всегда нова». То есть нечто такое, что не устаревает,ибо вечно. На практике же это — смесь знаемого с незнаемым, добываемого пишущим из знаемого «словесной руды». И тут начинает мешать коварство подсознания, в которое «знаемое» вколачивалось годами. Бытовая проза жизни столь громадна по массе в сравнении с «незнаемым», что автоматически-неосознанно его подавляет и стремится заполнить сознание под видом поэзии. И это ей удается, поскольку уже готова, «в год труды» не требует, а человек ленив и берет первое попавшееся — то, что под рукой. Эта бытовая проза и зарифмовывается, в каковом приятном заблуждении можно пребывать годами: «Поэтом можешь ты не быть, но рифмописием — обязан».
Что же такое за «новость, которая всегда нова»
Это открытия, образы, мысли, чувства, догадки, знания, факты, события, выраженные так, что «цепляют», волнуют, удивляют читателя, обогащают его душевно и духовно, расширяют горизонт, то есть вовлекают в совместное творчество с поэтом. Отсюда условие: хочешь стать настоящим любителем поэзии — пробивайся всеми путями души через прозу жизни. Стать же поэтом — труднее многократно — это значит сделать поэзию главным делом и смыслом жизни, судьбой. И каждый должен спросить себя — по силам ли ему это? Или лучше остаться любителем, не замахиваясь на большее, ибо судьба потребует всего человека без остатка. Поэзия, завладев однажды душой, не отпустит: «Обречен я на каторге чувств вертеть жернова поэм» Обречен! Точней, чем Есенин, не скажешь. А уж какой талант был, — ан нет, — каторга! Не лужайка с цветочками — творчество мучительная, но и счастливая переплавка себя, подвиг жизни. Способны вы на него, хотите такого? Выбор за вами.
Поэтому можно присоединиться к числу добросовестных любителей поэзии, с критическим взглядом на себя, отдающих отчет в громадной трудности задачи, за которую взялись, и поэтому начисто лишенных самодовольства. Люди хотят творить, жить духовной жизнью, и это прекрасно! Пусть не достигнут вершин поэзии, но ведь идут же! И как не испытывать к ним за это уважения и признательности? Ну не хотят они оставаться в бездуховном быту, — смысла жизни жаждут! А поэзия именно его и дает — преодоление себя, победа над собой вчерашним, подъем, путь, — а что делает нас людьми, если не это?
Несколько слов о личности. Конечно, хорошо, когда человек — личность, эхо мира, с широким пожизненным самообразованием и нестандартной мыслью, распахивающей горизонт, разнообразием знаний, ассоциаций, образов, глазом художника. А как быть, если это не сложилось? Здесь поэтом может стать человек добрый, сочувствующий, сострадающий, участвующий душой во всем. Такие пишут сердцем, да так, что читатель просто не в состоянии оставаться безучастным: «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове». «Закатились глаза собачьи золотыми звездами в снег», — когда Есенин читал это, то от огромного сострадания у него, как и у слушателей, появлялись на глазах слезы. Без сочувствия, сопереживания поэзии быть не может. Правда, Есенин совместил в себе и личность (проглотив горы книг в Петербурге), и вот это необъятное сердце, что превратило деревенского паренька в великого русского поэта.
Но даже если человек просто рифмует, не сознавая этого повторяет банальные истины и не «ездит в незнаемое», то и в этом есть добро: он саморазвивается. Не в карты же играет, не пьянствует, не орет, срывая глотку на стадионах, — он участвует в творчестве. Не грешит в это время, если искренен. Упражняется в сосредоточенности и логике. Его словарный запас расширяется. Видя реакцию коллег на свои стихи по сравнению с более продвинутыми, задумывается о ценности личности и языка. Становится тоньше, общительнее и добродушнее. Учится находить радость в красоте — природе, творчестве, человеке, дружбе, подымается над самим собой. И это — замечательно.
Те же, кто пожелает подробнее ознакомиться с перечнем некоторых душевных качеств, необходимых поэту, и приемами поэтического ремесла, могут обратиться к работе «Как писать настоящую поэзию, и не писать плохие стихи» на сайте «Поэзия.ру» под ником «Владимир Берон».
С дружеской симпатией к коллегам по перу
и творчеству,
этот самый Берон и есть.
Что такое поэзия диктант
Диктант № 1
Амбициозный политик и бюрократ, маршал авиации и актриса-инженю, профессор академии, библиограф, режиссёр, верующие разных конфессий, люди разных типов темпераментов, молодые и старые все любят книги. Брошюры, альманахи, фолианты аккумулируют опыт человечества и передают информацию новым поколениям. В чтении у каждого свои приоритеты. Прагматик выберет энциклопедию, романтик – сентиментальную поэзию, домохозяйка – беллетристику, анахорет – приключенческие романы, тинейджер – фантастические повествования о конфронтации сверхъестественных сил, полтергейсте и других паранормальных явлениях.
Книга помогает не потерять себя в круговерти жизненных коллизий и перипетий, учит толерантности, развивает интеллект. Читая, мы проецируем поступки героев на себя, проживаем жизнь президента транснациональной корпорации, респектабельного сенатора, создателя гиперболоида, детектива, вора-рецидивиста или, если хотите, тролля, гоблина, черта из табакерки. Перед нами калейдоскоп образов, ретроспектива эпох: риторы-эллины в хитонах, римские гладиаторы, самураи, чей последний аргумент свету – харакири, средневековые негоцианты, императрицы и фрейлины в пышных кринолинах, викинги-варяги, преданные анафеме еретики, афганские моджахеды, ковбои, ловко кидающие лассо, менестрели и трубадуры…Полёт фантазии ничем не ограничен, и мы расшифровываем старинные манускрипты, узнаём тайны матримониальных отношений царствующих династий, находим философский камень и эликсир молодости вместе с алхимиком, танцуем фламенко под стук кастаньет, а потом – рок-н-ролл и чарльстон, проносимся в фаэтоне по Елисейским полям, под звуки баркаролы плывём в гондоле по венецианским каналам, изобретаем перпетуум-мобиле.
Благодаря книгам можно преодолеть депрессию и апатию, организовать дебаты, написать диссертацию, научиться не игнорировать чужое мнение и просто предаться мечтаниям.
Диктант № 2
Местный шаромыжник Василий, подрабатывающий на строительстве коттеджей для нуворишей, выйдя на веранду собственного дома, увидел идиллическую картину: посередине двора вереницей шествовать за матерью цыплята, энергично уплетала сардельку кошка Мадонна, барахтались в пыли у террасы воробьи, пёс по кличке Басурман, страдавший чем-то наподобие булимии, как обычно, грыз мосол. Надев картуз и штиблеты, Василий уж собирался отправиться в контору, как из канавы у калитки появился соседский петух Пират – отчаянный атаман и дебошир. С видом камикадзе он бросился на обедавшую Мадонну, которая, почувствовав потенциальную опасность, решила нанести превентивный удар. На помощь ей метнулся Басурман. В его генеалогическом древе имелись сеттеры и спаниели, но сам он был типичным «двортерьером», несмотря на изобилие джентльменских качеств. Этот далеко не отважный кабальеро флегматичного темперамента нежданно-негаданно подвергся метаморфозе, преодолел апатию и ринулся защищать родные пенаты от посягательств петуха-провокатора.
Поддавшись инстинкту самосохранения, цыплята ретировались в конуру, гусята лавировали между грядками с кабачками и патиссонами, а Мадонна, словно валькирия, вскарабкалась на карниз, затем на фронтон, а с него спикировала в сарай с инвентарём. Пируэт был не совсем удачен, и Мадонна оборвала бечевку с лоскутам дерматина и целлофана, уронила алюминиевую канистру с керосином, коробку со скипидаром, пассатижи и стамеску.
Тем временем петух-гладиатор, вновь выскочив из-за куста гортензии, с видимым апломбом подскочил к Басурману сзади и коварно клюнул его. Ненавидевший подобное амикошонство пёс, не требуя сатисфакции, совершил маневр и поймал забияку за хвост, чем заметно испортил его экстерьер. Эта мизансцена стала кульминацией всей эпопеи, после чего установился статус-кво. Катавасия близилась к финалу. Капитулировав, агрессор удалился восвояси, и лишь невдалеке нещадно брехала болонка фельдшера.
Василий, предав про себя анафеме устроителей баталии, принялся убирать территорию. (261 слово)
Диктант № 3
У вас есть хобби? Нумизматика, филателия, фитнесс, посещение дефиле или игра в шахматы? Я не оригинален: моё хобби – театр. Варьете, мюзик-холл, драматический театр или театр оперетты одинаково будоражат моё воображение. Несмотря на цейтнот, в калейдоскопе событий я не забываю посетить театр хотя бы раз в квартал.
Сегодня премьера – фантасмагория «Комильфо», и ангажированная пресса, как всегда, реагирует на событие, вызвавшее ажиотаж.
Известно, что театр начинается с вешалки. В гардеробе сдаю пальто, прохожу по коридору, где с портретов в багетных обрамлениях смотрят на столичный бомонд члены труппы. Здесь и режиссёр, и мэтры сцены, и герои-ловеласы, и наивные инженю… Канделябры освещают фойе приглушённым светом. Капельдинер помогает занять место в бельэтаже, я беру бинокль и начинаю рассматривать публику. Контингент разнороден: здесь и представители истеблишмента, подъехавшие к зданию на лимузинах, и интеллигенция, и студенты, оккупировавшие галёрку.
Раздаётся звук литавр, свет меркнут, занавес открывается, на авансцену выходят актёры. Я не занимаюсь профессионально ни драматургией, ни режиссурой, я всего лишь дилетант, но анализирую каждую мизансцену, качество декораций и бутафории, мастерство актёров. С действом гармонично сочетается оркестровое сопровождение. Попеременно слышны звуки виолончели и контрабаса, бархатным голосом поёт кларнет, рокочет фагот, печально звучит гобой. Последний аккорд – и зал взрывается аплодисментами.
Объявлен антракт, и публика устремляется в кафетерий, где на витрине выставлены бутерброды с ветчиной и сервелатом, тартинки и шоколад, а у бармена можно заказать кофе-глясе или коктейль.
Фееричное второе действие – это апофеоз любви, и восхищённые зрители кричат: «Браво!». Из партера выносят букеты хризантем, род, орхидей.
На обратном пути обращаю внимание на репертуар, выбирая спектакль для следующего визита. (248 слов)
Диктант № 4
Устав от городской суматохи и урбанистической панорамы, открывающейся из окон нашей шестнадцатиэтажки, мы решили провести уик-энд в деревне. Миновав перегруженные машинами проспекты, мы выехали на кольцевую эстакаду. До Красавки оставалось не более семидесяти километров, и наш микроавтобус пополнил вереницу мчащихся по шоссе машин. Исполнив попурри из старых песен, мы принялись играть в шарады и буриме. Наши сумки, напоминающий дореволюционные саквояжи, были набиты консервами, сервелатом и ветчиной, пакетами с крекером, пастилой, хачапури и другим провиантом. Рядом – ракетки для бадминтона и тенниса, воланчик, гитара в чехле.
За анекдотами и сочинёнными на ходу эпиграммами время пролетело незаметно. Вот и знакомая картина: сверкает куполами монастырь, рядом Черёмушкинская богадельня, в при въезде в село – обелиск. Дорога повернула налево, и показался наш дом. Это не какая-нибудь хибара, а коттедж с мансардой и палисадником. Услышав шум мотора, на веранду выбегает Антонина Филипповна, за ней болонка Долли. Полчаса занимает приветствие и осмотр территории. Безукоризненный газон, выровненные кусты сирени и жасмина, калейдоскоп красок, создаваемый георгинами, гладиолусами, цинниями, аромат календулы и резеды – всё это заставляет забыть о кипарисах, олеандрах и магнолиях и до упоения наслаждаться красотой подмосковного пейзажа, напоминающего средневековую пастораль. Всё растёт и благоухает: грядки с патиссонами, баклажаны, кольраби, экзотический топинамбур, базилик, кориандр.
Сменив городские костюмы на крепдешиновые сарафаны и мокасины, мы занялись сбором растений для икебаны, а мужчины, подхватив спиннинги, отправились к водоёму. Дети, выросшие в мегаполисе, ни разу не вспомнив про Интернет, блокбастеры и триллеры, до позднего вечера резвились на лоне природы, то гоняясь за стрекозами, то плескаясь в пруду, а к вечеру, не сочтите за гиперболу, впали просто в сомнамбулическое состояние, опьянев от свободы и чистого воздуха.
Ближе к полуночи вся компания уселась на дощатой веранде пить чай с бергамотом и обсуждать новости московского истеблишмента. И только мириады звёзд созерцали наше тихое счастье да цикады вторили незамысловатым речам. (292 слова)
Что такое поэзия диктант
Что такое культура, которую можно противопоставить агрессивной «массовой» полукультуре? Есть понятия, которые с трудом поддаются определению. Тем более неоднозначно такое явление, как культура. Культура труда, поведения, культура нации, народа, культура человека, человечества. Сколько различных оттенков в понимании культуры во всех этих словосочетаниях!
Возьмем только одно, необходимое нам в дальнейшем словосочетание – «классическая культура» или даже проще: «классика» – и остановимся на классических произведениях. Классические произведения – это те, что прошли испытание временем, те, что остались современны и для нас.
Классика – это то, что остается постоянным в мировой культурной традиции, продолжает участвовать в жизни культуры. А самое главное – она воспитывает, делает чище, содержательнее каждого человека, который к ней приобщается, причащается к ней. В каком смысле «содержательнее»? Содержательнее культурным опытом. Классические произведения литературы позволяют прожить не одну жизнь. Классическая поэзия обогащает человека своим лирическим опытом, обладает врачующими свойствами.
Культурный человек – это не тот, кто много читал классических произведений, много слушал классическую музыку и т. д., а тот, который обогатился всем этим, которому открылась глубина мысли прошедших веков, душевная жизнь других, который многое понял и, следовательно, стал терпимее к чужому, стал это чужое понимать. Отсюда приобрел уважение к другим народам, к их культуре, верованиям.
Итак, люди, ставшие терпимее к чужому на основании знаний бессмертного в искусстве и в философии, умеющие открывать на основании своих знаний и культурного опыта новые ценности в прошлом и настоящем, – это и есть люди культуры, интеллигенты. Интеллигенты – это не просто люди, занятые умственным трудом, имеющие знания или даже просто высшее образование, а воспитанные на основе своих знаний классической культуры, исполненные духа терпимости к чужим ценностям, уважения к другим. Это люди мягкие и ответственные за свои поступки, что иногда принимается за нерешительность. Интеллигента можно узнать по отсутствию в нем агрессивности, подозрительности, комплекса собственной неполноценности, по мягкости поведения. Агрессивен только полуинтеллигент, теряющий себя в шаманизме «массовой культуры».
(По Д. Лихачеву)
Именинник бешено вопил, исступленно размахивая над головой рваным башмаком, стащенным второпях с ноги насмерть перепуганного соседа. Изумленные гости и родственники в первую минуту ошеломленно застыли, но потом под градом масленых вареников, пущенных в их сторону взбешенным именинником, вынужденно отступили к отворенным дверям. «Изменники! Подсунуть мне бесприданницу, за которую никто гроша ломаного не давал!» – отчаянно визжал он, возмущенно скача на кованом сундуке, застеленном продранной клеенкой. «Она невоспитанна и необразованна, неслыханно глупа и невиданно уродлива, к тому же и вовсе без приданого», – кричал он, швыряя драный башмак в недавно купленный соломенный абажур лимонного цвета. Брошенная вслед за ним палка копченой колбасы угодила в стеклянную вазу, наполненную дистиллированной водой, и вместе с ней рухнула на коротко стриженную, крашенную под каштан голову обвиненной во всех грехах бесприданницы, с уязвленным видом жавшейся у двери. Та, раненная в голову колбасой, картинно взмахнув обнаженными по локоть руками и сдавленно пискнув, повалилась в квашню с замешенным тестом, увлекая за собой рождественскую елку, увешанную слюдяными игрушками, посеребренными сосульками и с золоченой звездой на самой макушке. Восхищенный произведенным эффектом, именинник упоенно пританцовывал на выкрашенном масляной краской комоде, инкрустированном тисненой кожей, куда он перебрался с сундука непосредственно после падения дамы для лучшего обзора кутерьмы, вызванной его экзальтированным поступком.
Мы, живущие подле Байкала, не можем похвалиться, что знаем его хорошо, потому что узнать и понять его до конца невозможно – на то он и Байкал. Он постоянно разный и никогда не повторяет себя, каждое мгновение он меняется в красках и оттенках, в погоде, движениях и духе. О, дух Байкала – это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды и с мистической опаской задумываться, насколько волен человек в иных местах делать все, что ему заблагорассудится.
Текст Тотального диктанта 2016 (автор: Андрей Усачёв)
Этот древний-древний-древний мир!
Часть 1. Вкратце об истории театра
Рассказывают, что древние греки очень любили виноград и после его сбора устраивали праздник в честь бога винограда Диониса. Свиту Диониса составляли козлоногие существа – сатиры. Изображая их, эллины надевали козлиные шкуры, бешено скакали и пели – словом, самозабвенно предавались веселью. Такие представления назывались трагедиями, что по-древнегречески означало «пение козлов». Впоследствии эллины призадумались: чему бы еще посвятить такие игрища?
Простым людям всегда было интересно знать, как живут богатые. Драматург Софокл начал писать пьесы про царей, и сразу стало ясно: цари и те часто плачут и личная жизнь у них небезопасна и отнюдь не проста. А для того чтобы придать повествованию занимательности, Софокл решил привлечь актеров, которые смогли бы сыграть его произведения, – так появился театр.
Вначале поклонники искусства были очень недовольны: действие видели только те, кто сидел в первом ряду, и, поскольку билеты тогда еще не были предусмотрены, лучшие места занимали самые сильные и рослые. Тогда эллины решили устранить это неравноправие и построили амфитеатр, где каждый следующий ряд был выше предыдущего, и всё, что происходило на сцене, стало видно всем пришедшим на представление.
В спектакле обычно участвовали не только актеры, но и хор, вещавший от имени народа. Например, выходил герой на арену и произносил:
– Я сейчас пойду сделаю что-нибудь плохое!
– Совершать плохое бессовестно! – завывал хор.
– Ладно, – поразмыслив, нехотя соглашался герой. – Тогда я пойду и сделаю что-нибудь хорошее.
– Хорошее делать хорошо, – одобрял его хор, тем самым как бы нечаянно подталкивая героя к гибели: ведь, как положено в трагедии, за хорошие дела неизбежно наступает расплата.
Правда, иногда появлялся «бог из машины» (машиной называли специальный кран, на котором «бога» опускали на сцену) и нежданно- негаданно спасал героя. Был ли это действительно настоящий бог или всё-таки актер – неясно до сих пор, но зато доподлинно известно, что и слово «машина», и театральные краны были придуманы в Древней Греции.
Часть 2. Вкратце об истории письменности
В те незапамятные времена, когда в междуречье Тигра и Евфрата пришли шумеры, они говорили на никому не понятном языке: ведь шумеры были первооткрывателями новых земель и язык у них был как у настоящих разведчиков – тайный, зашифрованный. Ни у кого такого языка не было и нет, разве что у других разведчиков.
А между тем народ в Месопотамии уже вовсю пользовался клиньями: юноши подбивали клинья под девушек (так они за ними ухаживали); мечи и ножи, выкованные из дамасской стали, имели клиновидную форму; даже журавли в небе – и те летали клином. Шумеры видели вокруг себя так много клиньев, что и письменность изобрели – клиньями. Так появилась клинопись – самая древняя в мире система письма.
Во время уроков в шумерской школе ученики деревянными палочками выдавливали клинья на глиняных табличках, и оттого всё вокруг было измазано глиной – от пола и до потолка. Уборщицы в конце концов рассвирепели, потому что от такой учёбы в школе одна грязь, а им ведь надо поддерживать чистоту. А для того чтобы поддерживать чистоту, должно быть чисто, иначе нечего и поддерживать.
А вот в Древнем Египте письменность состояла из рисунков. Египтяне подумали: зачем писать слово «бык», если можно этого быка просто нарисовать? Такие слова-рисунки древние греки (или эллины, как они себя именовали) впоследствии назвали иероглифами. Уроки письма по-древнеегипетски скорее напоминали уроки рисования, а выводить иероглифы было настоящим искусством.
– Ну нет, – сказали финикийцы. – Мы люди работящие, ремесленники и мореплаватели, и нам не нужна изощрённая каллиграфия, пусть у нас будет письменность попроще.
И придумали буквы – так получился алфавит. Люди стали писать буквами, и чем дальше, тем быстрее. А чем быстрее они писали, тем некрасивее у них получалось. Больше всех писали врачи: они выписывали рецепты. Поэтому у некоторых из них до сих пор такой почерк, что пишут они вроде бы буквы, а выходят иероглифы.
Часть 3. Вкратце об истории Олимпийских игр
Древние греки придумали Олимпийские игры, пока вели одну из своих нескончаемых войн. Основных причин было две: во-первых, во время баталий солдатам и офицерам некогда было заниматься спортом, а ведь эллины (так называли себя древние греки) стремились тренироваться всё время, не занятое упражнениями в философии; во-вторых, воинам хотелось поскорее вернуться домой, а отпуск на войне не предоставлялся. Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры: ведь непременное условие Олимпиады – прекращение войны.
Сначала эллины хотели проводить Олимпийские игры ежегодно, но впоследствии поняли, что частые перерывы в боевых действиях бесконечно удлиняют войны, поэтому Олимпийские игры стали объявлять только раз в четыре года. Зимних игр в те времена, конечно же, не было, потому что в Элладе не было ни ледовых арен, ни горнолыжных трасс.
В Олимпийских играх мог участвовать любой гражданин, но богатые могли позволить себе дорогостоящее спортивное снаряжение, а бедные – нет. Чтобы богатые не побеждали бедных только оттого, что их спортинвентарь лучше, все атлеты мерились силой и ловкостью обнажёнными.
– А почему игры назывались Олимпийскими? – спросите вы. – Боги с Олимпа тоже принимали в них участие?
Нет, боги, кроме ссор между собой, никаким другим спортом не занимались, но любили с нескрываемым от смертных азартом следить за спортивными состязаниями из поднебесья. А чтобы богам сподручнее было наблюдать за перипетиями соревнований, первый стадион построили в святилище, которое называлось Олимпия, – так игры получили свое название.
Боги и те на время игр заключали между собой перемирие и клялись не помогать своим избранникам. Более того, они даже разрешали эллинам считать победителей богами – правда, временными, всего на один день. Чемпионы-олимпийцы удостаивались оливковых и лавровых венков: медалей тогда еще не придумали, а лавр в Древней Греции ценился на вес золота, так что лавровый венок тогда был всё равно что золотая медаль сегодня.
дополнил третьим текстом… вечером его не было на сайте тотального диктанта.
мне вообще кажется, что Усачёв смог составить нормальный диктант, который получился намного лучше, чем у его предшественников в этом деле. раньше было много зауми и слишком тонких моментов.
Сбор средств на развитие и поддержку нашего литературного портала