0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое поэзия ответ маил ру

ПОЭЗИЯ

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .

  • ПОЩУПАТЬ
  • ПОЭМА

Смотреть что такое «ПОЭЗИЯ» в других словарях:

Поэзия — Искусство * Автор * Библиотека * Газета * Живопись * Книга * Литература * Мода * Музыка * Поэзия * Проза * Публика * Танец * Театр * Фантазия Поэзия Никогда так не нужна поэзия, как в те времена, когда вследствие господс … Сводная энциклопедия афоризмов

ПОЭЗИЯ — (греч. «творчество») искусство изображать в слове прекрасное. П. служит выражением идеальных стремлений человека; она, с одной стороны, не совпадает с действительным миром, но с другой не представляет ничего ложного или обманчивого. П ию делят на … Словарь иностранных слов русского языка

поэзия — и, ж. poésie f., нем. Poesie <лат. poesis, гр. poiesis. 1. Словесное художественное творчество. БАС 1. Поэзия есть творческое воспроизведение действительности как возможности. Белинский Казаки повесть А. Кузьмича. Все поэты трубадуры знатный,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПОЭЗИЯ — [по], поэзии, мн. нет, жен. (греч. poiesis). 1. Искусство образного выражения мысли в слове, словесное художественное творчество. «Пушкин был призван быть первым поэтом художником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как прекрасный язык чувств.»… … Толковый словарь Ушакова

поэзия — См … Словарь синонимов

ПОЭЗИЯ — (греческое poiesis), 1) до середины 19 в. вся литература художественная (в отличие от нехудожественной). 2) Стихотворное произведение в отличие от художественной прозы (например, лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и… … Современная энциклопедия

ПОЭЗИЯ — (греч. poiesis) 1) до сер. 19 в. вся художественная литература в отличие от нехудожественной.2) Стихотворные произведения в отличие от художественной прозы (напр., лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и средневековья) … Большой Энциклопедический словарь

Поэзия — 1) вся художественная литература в отличие от нехудожественной; 2) стихотворные произведения в их сопоставимости с художественной прозой (напр. лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос). Поэзия и проза – два основных типа искусства… … Энциклопедия культурологии

Поэзия — (греческое poiesis), 1) до середины 19 в. вся литература художественная (в отличие от нехудожественной). 2) Стихотворное произведение в отличие от художественной прозы (например, лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

поэзия — ПОЭЗИЯ, стихосложение, стихотворство, стихотворчество, пренебр. стихоплетство, трад. поэт. пение, трад. поэт. песни, трад. поэт. песнопение, устар. версификаторство, устар. версификация, разг. рифмачество, разг. рифмоплетство ПОЭТИЧЕСКИЙ … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Поэзия — Поэзия ♦ Poésie Неразрывный и почти всегда таинственный союз музыки, смысла и истины в одном и том же тексте, в результате которого рождается чувство. Поэзия – истина в песне, трогающей сердца. Не следует путать поэзию со стихосложением и… … Философский словарь Спонвиля

ПОЭЗИЯ

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

  • ПОЭТОЛОГИЯ
  • ПОАЦИТЫ

Полезное

Смотреть что такое «ПОЭЗИЯ» в других словарях:

Поэзия — Искусство * Автор * Библиотека * Газета * Живопись * Книга * Литература * Мода * Музыка * Поэзия * Проза * Публика * Танец * Театр * Фантазия Поэзия Никогда так не нужна поэзия, как в те времена, когда вследствие господс … Сводная энциклопедия афоризмов

поэзия — и, ж. poésie f., нем. Poesie <лат. poesis, гр. poiesis. 1. Словесное художественное творчество. БАС 1. Поэзия есть творческое воспроизведение действительности как возможности. Белинский Казаки повесть А. Кузьмича. Все поэты трубадуры знатный,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПОЭЗИЯ — [по], поэзии, мн. нет, жен. (греч. poiesis). 1. Искусство образного выражения мысли в слове, словесное художественное творчество. «Пушкин был призван быть первым поэтом художником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как прекрасный язык чувств.»… … Толковый словарь Ушакова

поэзия — См … Словарь синонимов

ПОЭЗИЯ — (греческое poiesis), 1) до середины 19 в. вся литература художественная (в отличие от нехудожественной). 2) Стихотворное произведение в отличие от художественной прозы (например, лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и… … Современная энциклопедия

ПОЭЗИЯ — (греч. poiesis) 1) до сер. 19 в. вся художественная литература в отличие от нехудожественной.2) Стихотворные произведения в отличие от художественной прозы (напр., лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и средневековья) … Большой Энциклопедический словарь

Поэзия — 1) вся художественная литература в отличие от нехудожественной; 2) стихотворные произведения в их сопоставимости с художественной прозой (напр. лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос). Поэзия и проза – два основных типа искусства… … Энциклопедия культурологии

Поэзия — (греческое poiesis), 1) до середины 19 в. вся литература художественная (в отличие от нехудожественной). 2) Стихотворное произведение в отличие от художественной прозы (например, лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

поэзия — ПОЭЗИЯ, стихосложение, стихотворство, стихотворчество, пренебр. стихоплетство, трад. поэт. пение, трад. поэт. песни, трад. поэт. песнопение, устар. версификаторство, устар. версификация, разг. рифмачество, разг. рифмоплетство ПОЭТИЧЕСКИЙ … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Поэзия — Поэзия ♦ Poésie Неразрывный и почти всегда таинственный союз музыки, смысла и истины в одном и том же тексте, в результате которого рождается чувство. Поэзия – истина в песне, трогающей сердца. Не следует путать поэзию со стихосложением и… … Философский словарь Спонвиля

Значение слова поэзия

Поэзия в словаре кроссвордиста

поэзия
  • Стихи, ритмическая речь.
  • Искусство образного выражения мысли в слове; словесное художественное творчество

Поэзия Поэ́зия (, «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определённой потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное (в узком смысле термина).

1.Искусство образного выражения мысли в слове; словесное художественное творчество. отт. Творческий художественный гений, творческое дарование. отт. Художественность, поэтичность.

2.Стихи, стихотворная, ритмическая речь. Ant:прозаотт. Совокупность стихотворных произведений какого-либо народа, какой-либо эпохи, общественной группы и т.п. отт. Художественное творчество какого-либо поэта, группы поэтов с точки зрения его особенностей, отличительных признаков.

3. перен.Изящество, очарование чего-либо, глубоко воздействующее на чувства и воображение. отт. Что-либо возвышенное, исполненное значения.

4. устар.Область воображаемого, мир фантазии. отт. То, что действует на воображение.

Большой современный толковый словарь русского языка

( гр. poiesis творчество)
1) искусство слова;
2) стихотворная, ритмически построенная речь (противополагается прозе);
3) совокупность стихотворных произведений какого-л, народа, времени, поэта или группы поэтов;
4) очарование,обаяние; что-л. прекрасное, волнующее.

Новый словарь иностранных слов

ж.
1) а) Искусство образного выражения мысли в слове; словесное художественное творчество. б) Творческий художественный гений, творческое дарование. в) Художественность, поэтичность.
2) а) Стихи, стихотворная, ритмическая речь (противоп.: проза). б) Совокупность стихотворных произведений какого-л. народа, какой-л. эпохи, общественной группы и т.п. в) Художественное творчество какого-л. поэта, группы поэтов с точки зрения его особенностей, отличительных признаков.
3) а) перен. Изящество, очарование чего-л., глубоко воздействующее на чувства и воображение. б) Что-л. возвышенное, исполненное значения.
4) а) устар. Область воображаемого, мир фантазии. б) То, что действует на воображение.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

жен. изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью. Поэзией, отвлеченно, зовут изящество, красоту, как свойство, качество, не выраженное на словах, и самое творчество, способность, дар отрешаться от насущного, возноситься мечтою, воображеньем в высшие пределы, создавая первообразы красоты; наконец зовут поэзией самые сочиненья, писанья этого рода и придуманные для сего правила: стихи, стихотворения и науку стихотворства. Одни считали поэзию рабским подражаньем природе; другие — видениями из духовного Мира; третьи видят в ней соединенье добра (любви) и истины. Поэт муж. пиита, человек, одаренный природою способностью чувствовать, сознавать поэзию и передавать ее словами, творить изящное; стихотворец. Поэтичный, -ческий , относящ. к поэзии, ее содержащий; изящный. Поэма жен. поэтичное повествованье, стихотворный рассказцелостного содержанья.

[гр. poiesis творчество]

1. искусство слова;

2. стихотворная, ритмически построенная речь (противополагается прозе);

3. совокупность стихотворных произведений какого-л, народа, времени, поэта или группы поэтов;

4. очарование,обаяние; что-л. прекрасное, волнующее.

Словарь иностранных выражений

Словарь русского языка Лопатина

словесное художественное творчество Maximeстихотворное поэзия красота и прелесть чего-нибудь, возбуждающие чувство очарования П. летнего утра. поэзия стихи, произведения, написанные стихами П. и проза. Классическая русская п. Советская п.

Словарь русского языка Ожегова

(греч. poiesis),
1) до сер. 19 в. вся художественная литература в отличие от нехудожественной.
2) Стихотворные произведения в отличие от художественной прозы (напр., лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и средневековья). Поэзия и проза — два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации речи художественной и прежде всего ритмостроением. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи. В поэзии взаимодействие стиховой формы со словами (сопоставление слов в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, взаимоотношение ритмических и синтаксических строений) создает тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла, не воплотимые иным способом. Поэзия преимущественно монологична: слово персонажа однотипно с авторским. Граница поэзии и прозы относительна; существуют промежуточные формы: ритмическая проза и свободный стих.

Читать еще:  Почему сократ в тюрьме начал заниматься поэзией

Современный толковый словарь, БСЭ

поэзия ж.
1) а) Искусство образного выражения мысли в слове; словесное художественное творчество. б) Творческий художественный гений, творческое дарование. в) Художественность, поэтичность.
2) а) Стихи, стихотворная, ритмическая речь (противоп.: проза). б) Совокупность стихотворных произведений какого-л. народа, какой-л. эпохи, общественной группы и т.п. в) Художественное творчество какого-л. поэта, группы поэтов с точки зрения его особенностей, отличительных признаков.
3) а) перен. Изящество, очарование чего-л., глубоко воздействующее на чувства и воображение. б) Что-л. возвышенное, исполненное значения.
4) а) устар. Область воображаемого, мир фантазии. б) То, что действует на воображение.

Толковый словарь Ефремовой

(по), поэзии, мн. нет, ж. (греч. poiesis).

1. искусство образного выражения мысли в слове, словесное художественное творчество. Пушкин был призван быть первым поэтом-художником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как прекрасный язык чувств. Белинский. Всякая поэзия должна быть выражением жизни, в обширном значении этого слова, обнимающего собой весь мир физический и нравственный. Белинский. || Творческий художественный гений, стихия художественного творчества (поэт.). И пробуждается поэзия во Мне. Пушкин.

2. Стихи, стихотворная, ритмически организованная речь; противоп. проза. Поэзия и проза. Любить поэзию. Отдел поэзии (в журнале).

3. Совокупность стихотворных произведений какой-н. общественной группы, народа, эпохи и т. п. (лит.). Пролетарская поэзия. Поэзия Французской революции. Романтическая поэзия. История русской поэзии. || Художественное творчество какого-н. поэта, группы поэтов с точки зрения его особенностей, отличительных признаков (лит.). Изучать поэзию Маяковского. Характерные черты поэзии Пушкина.

4. перен. Изящество, очарование, поражающее воображение и чувство красоты (книжн.). Поэзия раннего летнего утра. Мне весело воспоминать сию поэзию во хмеле, ума и сердца благодать. Пушкин.

5. перен. Область воображаемого бытия, мир фантазии (устар., часто ирон.). (Долинский) кажется, на поэзию прихрамывает! заподозрила она его. разумея под словом «поэзия» именно то самое, что разумеют под этим словом практические люди. Лесков.

Толковый словарь русского языка Ушакова

— (греч. poiesis, от — poieo — творю, создаю)
1) Один из двух основных способов организации художественной речи (ср. проза ). Важнейшим отличием П. от прозы является особый ритм (отчетливое деление на соизмеримые ритмические отрезки, которые не совпадают с синтаксическим членением фразы). Ср. «По скучной зимней дороге бежит борзая тройка» — «По дороге зимней, скучной // Тройка борзая бежит» (А.С. Пушкин). Кроме того, для П. характерно деление на строки ( стих и) и строфы (см. строфа )), т. е. стихотворная форма.
2) До начала XIX в. — вся художественная литература в отличие от нехудожественной (научной, официально-деловой, философской, публицистической). См. также ритм , стих , рифма

Словарь литературоведческих терминов

(греч. poiesis), в широком смысле вся художественная литература (в 20 в. термин употребляется редко); в узком — стихотворные произведения (см. Стих )в их соотнесенности с художественной прозой. См. Поэзия и проза .

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Полный орфографический словарь русского языка

особый способ организации речи, словесное художественное творчество, как правило, стихотворное результат такого творчества, стихи, стихотворные произведения + род. п. красота и очарование

Первый же и высший способ непосредственного выражения истины есть художественная поэзия , или поэзия формы; а поэзия содержания, то есть такая поэзия , которой сила и могущество заключается в глубокости и великости идеи, занимает середину между этими двумя способами непосредственного способа выражения истины.

Не дожидаясь, пока до его бумаг дотронется чужая рука, Кокто сам выстроил план собственного собрания сочинений, обозначив различные виды творчества как « поэзия романа», «критическая поэзия », « поэзия театра», « поэзия кино».

Поэзия социальной борьбы, поэзия борьбы с природой, поэзия научных достижений, поэзия государственного строительства — все это существеннейшие моменты, отрицать значение которых и не замечать было бы смешно.

Поэзия величавого Амура совершенно иная, чем поэзия Волги, а поэзия тихоокеанских берегов очень разнится от поэзии Черноморья.

Как искусство, поэзия имеет три характерных черты: во-первых, она универсальна — на пир поэзии придет и царь, и убогий, и старый и малый, и слепой и глухой — для глухого поэзия будет живописью, для слепого — музыкой; во-вторых, поэзия дает чисто интеллектуальные впечатления; она не дает непосредственного наслаждения, как музыка и скульптура; чтобы наслаждаться ею, надо думать; в-третьих?

Если свести поэзию к нескольким формам — эпосу, лирике, драме, то что же делать с романами, стихами в прозе и теми странными сочинениями, которые называются «Аврелия»<2>, «Песни Мальдорора» <3>или «Надя»?[2] Если мы сделаем для них исключение и выработаем какие-то промежуточные формы, например поэзия декаданса, первобытная поэзия , профетическая поэзия , классификация превратится в безбрежный каталог.

Если романтическая поэзия Германии была представлена достаточно полно и политическая поэзия XIX века нашла в России блестящих интерпретаторов, то народная, демократическая поэзия немецкого средневековья, барочность поэзии позднего Возрождения, бесконечное многообразие немецкого фольклора требовали более глубокого новаторского осмысления.

Сколько поэзии было в том, чтобы ждать его на дороге, и встреча была поэзия — и прощанье; сама поэзия была в том, как стояла она на холме в лучах заката и махала ему, пока он не скроется из виду, а потом, объятая сладкой тоской, шла в одинокую свою комнату, чтобы думать и думать о нем без помехи; и когда она молилась за него перед сном — это тоже была поэзия .

Перед нами, таким образом, типичная символическая поэзия , поэзия смутных настроений и туманных очертаний, поэзия рефлексии по преимуществу, в которой живая непосредственная впечатлительность отступает на второй план, а на первый выдвигается стремление к синтезу, к философскому уяснению общих основ мировой жизни.

Новая, любовная поэзия в идеале тоже должна была являться заклинательной (её можно разделить на две телеологически окрашенные группы: первая — поэзия призыва, должная привлечь внимание бога к отсутствию объекта любви; вторая — поэзия удержания, должная охранять обладание объектом любви).

Что такое поэзия

Вы будете перенаправлены на Автор24

Определение понятия «поэзия»

Одним из самых древних видов художественного творчества является поэзия. Говоря о поэзии, мы подразумеваем такой способ организации художественной речи, отличительными особенностями которого будут являться рифма и ритм.

Под рифмой понимают сочетание звуков в окончании нескольких слов, под ритмом понимают равномерное повторение в тексте звуковых отрезков.

Поэзия ставит перед собой задачу в лирической форме отразить действительность окружающего мира.

Поэзия всегда носит субъективный характер, в ней мы можем увидеть только отношение к действительности конкретного человека — автора произведения. В поэзии главным является переживательный чувственный образ, в отличии от художественного произведения где на передний план выдвигается развитие событий, в поэзии события не являются главными.

Поэзия обладает рядом определенных свойств. Несмотря на множество поэтический авторов поэзия явление единичное, нельзя утверждать, что сколько поэтов столько и поэзий, несмотря на то, что каждое произведение является уникальным, субъективным и личностным.

Поэзия бессмертна по своей природе. Она появилась с того самого момента, как только человек осознал самого себя. Через поэзию человек познавал окружающую действительность.

Поэзия остается поэзией с тех самых древних времен до сегодняшних дней.

Поэзия чистый вид искусства. Поэты всегда очень кропотливо подходят к выбору слов и выразительных средств при описании действительности и персонажей.

Поэзия — это вид высокого искусства. Для поэзии важен высокий стиль, слог и лиричность. Отличительная черта поэтического искусства его возвышение над обыденностью.

Истоки поэзии

Поэзия развивалась несколькими этапами:

  • первобытная поэзия
  • античная поэзия
  • средневековая поэзия
  • поэзия Возрождения
  • поэзия классицизма
  • поэзия сентиментализма
  • поэзия романтизма
  • поэзия критического реализма
  • поэзия декаданса
  • поэзия модернизма

Готовые работы на аналогичную тему

Поэзия зародилась еще в глубокой древности. Изначально к ней прибегали, совершая племенные обряды и ритуалы. Следует отметить что изначально поэзия была неотделима от музыки, продолжалось это достаточно длительное время. У разных народов становление поэзии как вида искусства происходило по-разному: античная поэзия (которая включает в себя такие этапы как микенский, период героического эпоса, архаический – внедряется письменная форма, классический, эллинистический – расцвет поэзии, римский период). Средневековая поэзия была подвержена влиянию церкви, поэтические жанры практически не развивались.

В период эпохи Возрождения начинается развитие поэзии. Основными жанрами становятся поэма, поэтическая драматургия. Преобладает любовная и пасторальная тематика.

Поэзия классицизма формируется в 17 века. Основными ее формами являются ода и героическая поэма, комедия, сатира, басня, идиллия, преобладает рыцарская тематика.

Поэзия сентиментализма формируется в 18 веке. Главной целью автора является оказание влияние на чувства читателей.

В поэзии романтизма доминируют лирические баллады, поэмы. Художественный язык богат различными тропами, лирика развивается особо интенсивно.

Поэзия критического реализма ставила перед собой цель максимально правдоподобно описать окружающую действительность, характер героев, ситуации, образы, явления.

Характерными чертами поэзии декаданса считаются:

  • уход от реальности
  • отказ от борьбы
  • главный лозунг «искусство ради искусства»
  • пессимистические настроения
  • мистика
  • доминирование формы над содержанием

Декаданс имел следующие направления:

  • символизм
  • футуризм
  • имажинизм
  • сатира

Поэзия модернизма характеризуется ассоциативностью и подсознательностью. Этот этап является переходным между декадансом и поэзией нового порядка.

Цель поэзии

Цель поэзии часто совпадает с общими целями культуры и искусства. С помощью поэтического текса писатель вместе с читателями находится в процессе поиска истины.

Для писателя и читателя в некоторых случаях цель поэзии может быть различной. Для поэта цель поэзии — это познание мира, других людей и познание самого себя.

Для читателя поэзия — это ключ к прекрасному, приобщение к красоте окружающего мира, высокому искусству.

Структура поэзии

Сегодня под поэзией в первую очередь понимают стихотворный текст, который имеет ряд отличительных элементов:

  • ритм
  • метр
  • размер
  • рифма
Читать еще:  Ok google сколько звуков в слове поэзия

Порядок звуков в стихотворной речи носит название ритм. Этот прядок звуков имеет определённую систему стихосложения:

  • свободный стих
  • строки встают в определены порядок по наличию тех или иных элементов звуков
  • упорядочивается количеств слогов, их расположение в зависимости от их долготы, силы, высоты

Под метром в поэзии понимают чередование сильных и слабых мест в стихе.

Стихотворный размер – это вариант метра, характерные элементы стихотворного размера включают в себя длину строки, цезуру, определенный характер окончания. Примеры стихотворного размера: брахиколон, хорей, ямб, логаэд, дактиль, амфибрахий, анапест и др.

Под рифмой понимают созвучное окончание строк. Существует несколько разновидностей рифм. По месту ударения в словах рифмы делятся на:

  • мужскую (ударение ставится на последний слог рифмованных слов)
  • женская (ударение ставится на предпоследний слог в рифмующихся словах)
  • дактическая рифма (ударение ставится на третий слог с конца)
  • гипердактическая рифма (ударение падает на четвертый слог, встречается нечасто)

По точности созвучия и способам их создания рифмы подразделяются на:

  • богатую рифму
  • бедную рифму
  • ассонансную рифму
  • диссонансную рифму
  • усеченную рифму
  • йотированную рифму
  • составную рифму

Поэзия и современность

Создается впечатление что в современном месте нет места поэзии. От части этой действительно так новые технологии практически вытеснили поэзию из современного мира. Тем не менее поэзия никуда не исчезла. Она все также существует на фоне современных инноваций, интернета, кино и так далее. Каждый из нас когда-либо находил нечто прекрасное и притягательное в поэзии. Нельзя сказать, что поэзия статична, она претерпевает изменения, появляются новые веяния и стили, но поэзия все так же продолжает нести в себе глубокий смысл. Если внимательно посмотреть на окружающую нас действительность поэзия присутствует практически во всем что нас окружает: великолепная природа, трепетная любовь и другие яркие человеческие чувства.

Что такое поэзия и. ?

Буквальный перевод слова «поэзия» с греческого означает: делаю, создаю, творю. Точнее всех дал определение этому понятию французский критик Сент-Бев, который сказал: «Поэзия — это лучшие слова в лучшем порядке». Пушкину нравилась такая формула. Из современных поэтов, которые задумывались над вопросом: «Что такое поэзия?», ближе всех к ответу стоял, на мой взгляд, Владимир Соколов. Он так начинал свои размышления:

Что такое поэзия? Мне вы
Задаете чугунный вопрос.
Я как паж до такой королеы,
Чтобы мненье иметь не дорос…

а завершал — такими строками:

Что такое поэзия? Что вы!
Разве можно о том говорить.
Это — палец к губам. И ни слова.
Не маячить, не льстить, не сорить.

Вот нравственная оценка поэзии как человеческого состояния одним из блистательных поэтов второй половины ХХ века, который полностью еще не прочитан и не оценен по достоинству. Я говорю не о наградах, к счастью, он получил при жизни Государственную премию СССР, был первым лауреатом Пушкинской и Лермонтовской премий. Читатель его мало знает, потому что его поэзия не рассчитана на грубого и непритязательного потребителя, который сегодня расплодился в нашей стране. Но только ли сегодня? Нет ли исторических корней у нынешней бездуховности? Попробуем обратиться за помощью к нашим классикам. Что думал об этом один из серьезных ценителей поэзии писатель граф Л.Н. Толстой? Льва Николаевича, как и нас с вами, очень волновали проблемы чтения: кого читают и как читают граждане России? И у нас, к счастью, есть хотя и забытое, но яркое свидетельство строгого критика литературы. Сто лет назад в предисловии к роману Поленца «Крестьяне» (Кто помнит сегодня о Поленце и его романе? — А.П.) он писал о книгопечатании как полезном явлении для малообразованных, но тут же оговаривался, что для среды достаточных людей оно является главным орудием распространения невежества, а не просвещения. И доказывал этот странный с нашей точки зрения вывод тем, что интересы и вкусы огромного числа потребителей всегда низки и грубы (впрочем, мы сегодня невольно убедились в этом), и потому для успеха новых книг нужно, чтобы они отвечали этим требованиям. «И пресса (СМИ, говоря современным языком.— А.П.) вполне удовлетворяет этим требованиям, имея полную возможность этого, так как в числе работников прессы людей с такими низшими интересами и грубыми вкусами, как и публика, гораздо больше, чем людей с высокими интересами и тонким вкусом. А так как при распространении книгопечатания и приемах торговли журналами, газетами и книгами эти люди получают хорошее вознаграждение за поставляемые ими и отвечающие требованиям массы произведения, то является то ужасное, все увеличивающееся и увеличивающееся наводнение печатной бумагой (продукцией — А.П.), которая уже одним своим количеством, не говоря о вреде содержания, составляет огромное препятствие для просвещения». Отсюда, по словам Льва Николаевича, большая опасность разжижения вкуса и невозможность оценки по достоинству настоящего литературного произведения, потому широкий читатель попадает в «неисправимое невежество». Проследить «понижение вкуса» на протяжении пятидесяти лет его жизни он советует на знакомых ему примерах: «В русской поэзии, например, после Пушкина, Лермонтова (Тютчев обыкновенно забывается) поэтическая слава переходит сначала к весьма сомнительным поэтам: Майкову, Полонскому, Фету, потом к совершенно лишенному поэтического дара Некрасову, потом к искусственному и прозаическому стихотворцу Алексею Толстому, потом к однообразному и слабому Надсону, потом к совершенно бездарному Апухтину (узнаете стилистику статей Юрия Кузнецова! — А.П.), потом уже все мешается и являются стихотворцы, им же имя легион, которые даже не знают, что такое поэзия и что значит то, что они пишут, и зачем они пишут». «Гамбургский счет», по которому он судит русскую литературу, не позволил пожалеть ему даже друга своего Афанасия Фета, не говоря уже о дальнем родственнике своем Алексее Константиновиче Толстом, выдающемся драматурге, авторе знаменитой поэтической трилогии о Смутном времени, замечательном прозаике, сатирике и авторе блистательных романсов. Ныне мы иначе оцениваем наследие названных авторов, да и Тютчев занял высокое место по достоинству в мировой культуре, но вкус и строгость, с которыми Лев Николаевич столетие назад подходил к поэзии, вызывает ныне понимание только у редких ценителей слова. Теперь вернемся к современной литературе. Осенью прошлого года в Москве с помпой прошел международный праздник поэзии. И вот что об этом писала «Литературная газета»: «Но потребовалось 12 лет свободы поэтического слова в России (отсчитываем от первой легальной публикации Бродского), Пушкинский юбилей и незаурядная фигура поэта Евгения Бунимовича, ставшего депутатом Московской городской думы, чтобы эта идея наконец легализовалась». Примем за данность неожиданный новейший отсчет свободы поэтического слова, поверим на слово в незаурядность фигуры поэта Бунимовича, не станем перечислять имена (их вы не знаете) и оценки их творчества Евгением Кузьминым, автором статьи под необычно застенчивым названием «Звезды сияли», но отметим то, как пишет он об одном из фигурантов — М.Г., живущем ныне в другой стране: «…особенно давно не будораживший российскую публику своей энергичной, страстной, необыкновенно ангажированной (кем? — А.П.) в социально-политическом смысле поэзией». Вы что-нибудь поняли? Я — нет! Разве это не перекликается с оценкой состояния современной ему поэзии Львом Толстым: «…бессмысленный, искусственный набор слов, соединенный размером и рифмой, разных декадентских стихотворений считается поэзией высшего разбора; на всех театрах даются пьесы, смысл которых никому, не исключая и автора, неизвестен, и в миллионах экземпляров печатаются и распространяются, под видом художественных произведений, романы, не имеющие в себе ни содержания, ни художественности». Не об этом ли писал три года спустя, в 1901-м, будущий осетинский классик Коста Хетагуров в ставшем знаменитым стихотворении «Памяти М.Ю. Лермонтова»:

А вот теперь, когда талантов нет,
Когда нас всех заело декадентство,
О, если бы ты жил теперь, поэт!

(Не удержусь от грустного восклицания: а ведь именно то время мы сегодня называем Серебряным веком русской поэзии! Поистине, не современникам судить о значении текущей литературы.) Возникает вопрос: а понимает ли современная критика авангардную поэзию, выкарабкавшуюся наверх из подземелья? Понимает. Оцените уровень ее понимания. Тот же Кузьмин информирует нас: «И вот в рамках фестиваля российские и зарубежные поэты отправились в школы, гимназии, лицеи. Эта инициатива казалась рискованной: ведь представленная на фестивале современная поэзия не только непроста для восприятия, но довольна далека от той поэтической классики, с которой школьники сталкиваются на уроках». Так и написано ученым мужем: «… довольна далека от той поэтической классики, с которой школьники сталкиваются на уроках». Бедные школьники, с чем им только не приходится «сталкиваться» за период обучения в школе! Поневоле вслед за Хетагуровым хочется воскликнуть: «О, если бы ты жил теперь, Толстой!» Как видите, проблема вкуса и безвкусия в литературе остается прежней, но понижение уровня культуры стало неотвратимым. Вторая проблема, которая возникала как в начале столетия, так и сейчас, это востребованность поэзии читателем. «Моя поэзия им больше не нужна…» горько сетовал на тогдашнюю действительность Сергей Есенин. Он же в письме из Германии обозначил довольно резко и третью проблему — книгоиздание, точнее, проблему тиражирования поэзии: «В страшной моде господин доллар, на искусство начхать — самое высшее мюзик-холл. Я даже книг не захотел издавать, несмотря на дешевизну бумаги и переводов. Никому здесь это не нужно… Если рынок книжный — Европа, а критик — Львов-Рогачевский, то глупо же ведь писать стихи им в угоду и по их вкусу. Здесь все выглажено, вылизано и причесано так же почти, как голова Мариенгофа. Птички какают с разрешения и сидят, где им позволено. Ну куда же нам с такой непристойной поэзией? Это, знаете ли, невежливо так же, как коммунизм… Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь сдали в аренду под смердяковщину… Сейчас на столе у меня английский журнал со стихами Анатолия (Мариенгофа,— А.П.), который мне даже и посылать ему не хочется. Очень хорошее издание, а на обложке пометка: в колич. 500 экз. Это здесь самый большой тираж!» (Из письма А.М. Сахарову от 1 июля 1922 г. Полное собрание сочинений, Москва, 1999 г. том 6). К сожалению, и у нас теперь 500 экз. самый большой тираж поэтической книги. Обидно? Конечно! Но сильно огорчаться не стоит. Во-первых, настоящий поэт не может не писать, ибо сочинение — для него естественный способ самовыражения и влияния если не на современную нам ситуацию, то на будущего читателя. Во-вторых, исторические примеры говорят о том, что наступает время востребованности поэзии и, как следствие того, увеличения тиража изданий. Пример с изданием книг Сергея Есенина в 60–90 годы будет убедительным. А поэзия все-таки существует и являет нам замечательные образы. На всем протяжении двадцатого стремительно уходящего от нас века. В прошлом году усилиями целого коллектива писателей под общей редакцией Владимира Кострова и Геннадия Красникова в издательстве «Олма-Пресс» вышел великолепный том в тысячу страниц под названием «Русская поэзия. ХХ век. Антология». Эта книга — первый опыт, и, на мой взгляд, удачный, несмотря на естественные для такого издания вкусовые оценки, глубокого осмысления материка русской поэзии целого столетия. В принципе составители поставили себе задачу неподъемную, ибо им предстояло объединить представителей разных школ, коих было множество в последнем веке этого тысячелетия: символизм, акмеизм, футуризм, сатириконцы, «новокрестьянские» поэты, конструктивисты, «рабочие» поэты, «тихие лирики», неодекаденты и т.д., а также поэтов русской эмиграции, что само по себе замечательно — восстановлена непрерывность русской литературы. Но давно известно, что «нет школ никаких, только совесть» (В. Соколов). А русская поэзия всегда была совестлива. От классического пушкинского завета:

Читать еще:  Что по мнению автора несет гибель поэзии

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть…

до близких ему по настрою строк неоклассика современной поэзии Николая Рубцова из стихотворения «Посвящение другу»:

Но люблю тебя в дни непогоды
И желаю тебе навсегда,
Чтоб гудели твои пароходы,
Чтоб звенели твои поезда!

В антологии пять разделов: I — 1890-1910-е, II — 1920-30-е, III — 1940-50-е, IV — 1960-70-е и V — 1980-90-е годы. И каждому разделу предпослана вступительная статья, дающая краткую историко-литературную характеристику периода и объясняющая композицию. Конечно, очень жаль, что пока не удалось издать антологию национальной поэзии на русском языке (а разговор об этом состоялся на Международном празднике поэзии, проходившем во Владикавказе в октябре 1999 года под патронажем президента Северной Осетии — Алании А.С. Дзасохова) — было бы необыкновенно интересно проследить становление и развитие национальных культур на примере поэзии. Надеемся, что подобное удастся сделать подвижникам от литературы. А пока остается посочувствовать такому большому поэту, как Расул Гамзатов, написавшему недавно горькие строки:

Ночью проснулся и строки в блокнот записал.
Некому их прочитать. Пусто в подлунном мире.
Богатых волнует всю жизнь капитал,
А бедные молятся в бедной квартире.

Закончить мои заметки хочется стихами замечательного поэта, которого нельзя забывать, Анатолия Передреева:

Из века в век тебя пытались сжечь
И растоптать…
Но силою неведомой
Свой лик сберечь сумела ты и речь,
И стон свой в песню обратить победную.

Как возникать из пепла ты могла
И, возрождаясь, побежать со славою
Все силы разрушения и зла,
Что рождены историей кровавою?!

С какою на земле еще страной
Сравнить тебя и в доблести, и в горести?
Едва с одной управишься бедой,
Другие мчат, наращивая скорости.

И гибли в поле сыновья твои…
Храм возводился, освящая поле то…
Но не спасли все Спасы на Крови
От крови той, какая будет пролита…

Беда уходит, как кошмарный сон,
Но пред бедой, пока еще неведомой,
Пускай все глуше слышится твой стон,
Не умолкает песнь твоя победная!

Заметьте, что это провидческое стихотворение было написано в 1985 году, когда великое большинство жителей нашей страны еще не догадывалось о грядущей трагедии СССР. Но какова мощная вера в свое Отечество поэта, который никогда не был официальным! Она помогает нам преодолевать и сегодняшнюю беду. И не случайно стихи Анатолия Константиновича дивно и жизнеутерждающе перекликаются с убеждением пророка Иоанна Кронштадтского в том, что Россию куют беды. Будем оптимистами и поверим в то, что поэзия, которая всегда являлась глубинной сутью души России, снова станет не только отражением народной жизни, но и самой жизнью народа, как это было на протяжении всей истории отечественной культуры.

Значение слова « Поэзия »

В словаре Даля

ж. изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью. Поэзией, отвлеченно, зовут изящество, красоту, как свойство, качество, не выраженное на словах, и самое творчество, способность, дар отрешаться от насущного, возноситься мечтою, воображеньем в высшие пределы, создавая первообразы красоты; наконец зовут поэзией самые сочиненья, писанья этого рода и придуманные для сего правила: стихи, стихотворения и науку стихотворства. Одни считали поэзию рабским подражаньем природе; другие- видениями из духовного Мира; третьи видят в ней соединенье добра (любви) и истины. Поэт м. пиита, человек, одаренный природою способностью чувствовать, сознавать поэзию и передавать ее словами, творить изящное; стихотворец. Поэтичный, -ческий, относящ. к поэзии, ее содержащий; изящный. Поэма ж. поэтичное повествованье, стихотворный рассказцелостного содержанья.

В словаре Ожегова

ПОЭЗИЯ, -и, ж. 1. Словесное художественное творчество, преимущ. стихотворное. 2. Стихи, произведения, написанные стихами. П. и проза. Классическая русская п. Современная п. 3. перен; чего. Красота и прелесть чего-н., возбуждающие чувство очарования. П. летнего утра. || прил. поэтический, -ая, -ое. Поэтическое творчество. П. ландшафт.

В словаре Ефремовой

Ударение: поэ́зия ж.

    1. Искусство образного выражения мысли в слове; словесное художественное творчество.
    2. Творческий художественныйгений, творческое дарование.
    1. Стихи, стихотворная, ритмическая речь (противоп.: проза).
    2. Совокупность стихотворных произведений какого-л . народа, какой-л . эпохи, общественной группы и т.п.
    1. перен. Изящество, очарование чего-л ., глубоко воздействующее на чувства и воображение.
    2. Что-л . возвышенное, исполненное значения.

    4)

    1. устар. Область воображаемого, мир фантазии.
    2. То, что действует на воображение.

В словаре Фасмера Макса

поэ́зия
уже у Тредиаковского; см. Христиани 52. Через польск. роеzjа из лат. роēsis от греч. ποίησις «творчество» : ποιέω «делаю, создаю».

В словаре Д.Н. Ушакова

ПОЭ́ЗИЯ по, поэзии, мн. нет, ·жен. (·греч. poiesis).
1. Искусство образного выражения мысли в слове, словесное художественное творчество. «Пушкин был призван быть первым поэтом-художником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как прекрасный язык чувств.» Белинский. «Всякая поэзия должна быть выражением жизни, в обширном значении этого слова, обнимающего собой весь мир физический и нравственный.» Белинский.
| Творческий художественный гений, Стихия»>стихия художественного творчества (·поэт. ). «И пробуждается поэзия во мне.» Пушкин.
2. Стихи, стихотворная, ритмически организованная речь; ант. проза» title=’что такое проза, значение слова проза в словаре Ушакова’>проза. Поэзия и проза. Любить поэзию. Отдел поэзии (в журнале).
3. Совокупность стихотворных произведений какой-нибудь общественной группы, народа, эпохи и т.п. ( лит. ). Пролетарская поэзия. Поэзия Французской революции. Романтическая поэзия. История русской поэзии.
| Художественное творчество какого-нибудь поэта, группы поэтов с точки зрения его особенностей, отличительных признаков ( лит. ). Изучать поэзию Маяковского. Характерные черты поэзии Пушкина.
4. перен. Изящество, очарование, поражающее воображение и чувство красоты (·книж. ). Поэзия раннего летнего утра. «Мне весело воспоминать сию поэзию во хмеле, ума и сердца благодать.» Пушкин.
5. перен. Область воображаемого бытия, мир фантазии (·устар., часто ирон. ). «(Долинский) кажется, на поэзию прихрамывает! заподозрила она его. разумея под словом «поэзия» именно то самое, что разумеют под этим словом практические люди.» Лесков.

В словаре Синонимов

искусство; стихотворство, стихотворчество, версификация; версификаторство, песни, зухдийят, мимиямб, муаллака, красота, цевница, лиризм, стихи, мухаммас, строфы, поэтичность, песнопение, стихоплетство, полигимния, рифмачество, рифмоплетство, прелесть, стихосложение, лира, песнопения, хамрийат, пегас, буколика, лиричность, муза, пение

В словаре Энциклопедии

(греч. poiesis), 1) до сер. 19 в. вся художественная литература в отличие от нехудожественной. 2) Стихотворные произведения в отличие от художественной прозы (напр., лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и средневековья). Поэзия и проза — два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации речи художественной и прежде всего ритмостроением. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи. В поэзии взаимодействие стиховой формы со словами (сопоставление слов в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, взаимоотношение ритмических и синтаксических строений) создает тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла, не воплотимые иным способом. Поэзия преимущественно монологична: слово персонажа однотипно с авторским. Граница поэзии и прозы относительна; существуют промежуточные формы: ритмическая проза и свободный стих.

В словаре Синонимов 2

сущстихотворство, стихотворчество, версификация

В словаре Синонимов 3

В словаре Синонимы 4

буколика, версификаторство, версификация, зухдийят, красота, лира, мимиямб, муаллака, муза, мухаммас, полигимния, поэтичность, прелесть, рифмачество, рифмоплетство, стихоплетство, стихосложение, стихотворство, стихотворчество, хамрийат, цевница

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

В словаре Словарь иностранных слов

1. мн. нет. Стихотворное словесное художественное творчество.

2. собир. Произведения, написанные стихами. Русская п.

3. мн. нет, перен., чего. Изящество и красота чего-нибудь, возбуждающая чувство очарования. П. рассве-та. П. труда.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector