3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое визуальная поэзия

Что такое визуальная поэзия?

Визуальная или живописная интерпретация любого повествовательного жанра всегда вызывала у меня определенное восхищение, возможно, потому, что необходимость вызывать определенные образы с помощью букв приводит к гораздо более мгновенному изображению.

Картины из книг, городское искусство, вдохновленное литературой, а также визуальная поэзия, экспериментальная форма, в которой пластическое искусство преобладает над буквами (или наоборот), достигая результатов, столь же уникальных, сколь и бесконечных. Ты хочешь знать что такое визуальная поэзия и найти несколько примеров?

Контуры поэзии

Футуризм Это была художественная тенденция, которая возникла в начале XNUMX-го века и должна была предшествовать кубизму, стилю, увековеченному такими художниками, как Пикассо или Брак, целью которого было заново изобрести историю мира посредством более возвышенного использования цветов или цветов. современность как ключевой элемент авангарда ищет новые способы самовыражения.

Этот живописный ток также повлиял на способы зачатия поэзии, в результате чего получается то, что известно как визуальная поэзия, экспериментальная форма с четкими отсылками к Древней Греции, в которой ее каллиграммы вскоре будут заменены более консервативными формами повествования.

В визуальной поэзии пластика, изображения или живописные формы определяют стихотворение и наоборот, превращаясь в любопытный гибрид и, прежде всего, очень наглядный. Примеры могут варьироваться от коллаж разработан от стихов письма к образу, который сам по себе определяет замысел стихотворения.

В Испании первые ссылки на визуальную поэзию имело место в семнадцатом веке, с такими примерами, как Тихий роман к непорочному зачатию, Джеронимо Гонсалес Веласкес. Стихотворение, представленное как легенда об иероглифах, которые его сопровождали, не только сделало чтение более наглядным, но и его распространение среди различных социальных слоев сделало его более мгновенным и даже дидактическим повествовательным способом.

Хотя примеры были пересчитаны в последующие годы, наконец, в XNUMX веке. авангард футуризма или кубизма приведет к образцам визуальной поэзии например, городской оркестр Джоана Бросса или музыкальная группа Grupo Zaj, состоящая из композиторов, лириков и художников, которые в 60-х годах сопровождали музыку своих концертов с помощью предметов или представления небольших театров.

После прихода XNUMX века и консолидации новых технологий визуальная поэзия также стала известна как киберпоэзия или даже электронную поэзию, учитывая множество возможностей, которые она предлагает в социальных сетях и, особенно, среди иллюстраторов или графических дизайнеров. Таким образом, искусство мгновенного, столь превалирующее сегодня, нашло одного из лучших воплощений в этой «пластической» поэзии, предлагающей безграничные возможности.

Визуальная поэзия экспериментальная, игривая, творческая.. Своеобразная взаимосвязь между визуальным и буквенным, в которой оба выражения накладываются друг на друга, пока не получают результат, который иногда шокирует, другие — более интимны, а некоторые — даже оппортунистичны. Конечно, когда дело доходит до искусства, последнее слово всегда за кем-то.

Истоки визуальной поэзии

Хотя визуальная поэзия, кажется, начинает процветать, именно в двадцатом веке (особенно примерно в 70-х годах), правда в том, что это не ее происхождение. Раньше его много использовали. На самом деле речь идет об очень древних временах, например о 300 г. до н.э. Как это может быть? Для этого нам нужно перейти к Классическая Греция.

В то время победили не только великие. Были писатели самых разных жанров и жанров. И визуальная поэзия была одной из них.

В качестве примера можно увидеть каллиграмму «Яйцо». это Симмий Родосский и это стихотворение, которое следует характеристикам визуальной поэзии. Но на самом деле это не единственное, что мы можем процитировать. Другой, и не из Греции, а из Франции, — Рабле (с 1494 по 1553) со стихотворением «Сомбреро».

Что делали эти два поэта? Они хотели создать стихотворение с силуэтом имени, которое его определяло. Например, в случае с яйцом все стихотворение было внутри этого силуэта. То же и со шляпой, или с любым другим изображением.

Таким образом, слова, стихи, лирика . все сыграно, чтобы создать идеальную композицию, и что ничего не было упущено из окончательного набора. Но это также должно было иметь смысл и быть хорошо построенным стихотворением.

Антецеденты визуальной поэзии

Как мы видели раньше, визуальная поэзия возникает из каллиграфии. Это действительно предыстория и то, как она превратилась в то, что вы теперь знаете как таковое. Но авторы также в своем роде были предшественниками этой визуальной поэзии.

Например, выделяются два автора XIX века, Гийом Аполлинер и Стефан Малларме. Оба считаются современными авторами, представляющими антецедент визуальной поэзии, то есть каллиграфии. Фактически, есть его работы, которые вы, возможно, часто видели и считали их «современными», хотя на самом деле им всего несколько лет. Это «Эйфелева башня» или «Дама в шляпе».

Визуальная поэзия в Испании

В случае Испании Расцвет визуальной поэзии пришелся на 60-е годы, время, когда появилось много авторов, которые действуют и сегодня, хотя многие из них уже умерли. Почти все они начинались в этом литературном жанре как форме политического оправдания и социальной критики. Они хотели привлечь внимание к порядку, который был установлен и что он больше не является правильным.

Имена как Кампал, Бросса, Фернандо Мильян, Антонио Гомес, Пабло дель Барко, и т.п. Вот несколько примеров визуальных поэтов, которые стремились изменить мир с помощью более оригинальных творений, которые проникали не только через уши, но и через глаза.

Многие из них до сих пор действуют, а другие начинают с этого литературного направления. Известны произведения Эдуардо Скала, Иоланды Перес Эррарас или Х. Рикарта. Существует действительно длинный список, и сами социальные сети способствовали распространению визуальной поэзии, поскольку существует множество изображений и композиций, которые заставляют эволюционировать то, что началось много лет назад с каллиграфии.

Виды визуальной поэзии

Визуальная поэзия на самом деле не уникальна. У него разные жанры, которые классифицируют его в зависимости от используемых визуальных элементов. Таким образом можно найти следующее:

Визуальная поэзия только типографская

В этом случае для него характерно использование только букв для создания оригинальных творений, которые привлекают внимание читателей, либо путем распределения букв определенным образом, либо путем придания цвета тем, кто хочет продвигаться по службе, и т. Д.

Тот, который сочетает в себе буквы и рисунки

В этом случае важны не только слова стихотворения, но и сами образы, которые во многих случаях связаны со словами. Например, есть изображение английской булавки со словом, разделенным таким образом, что на булавке есть буквы «пропущено», а «Im» остается там, где закреплен предмет.

Тот, который рисует буквами (это чистейшая визуальная поэзия, поскольку она основана на каллиграммах)

Это действительно каллиграммы, которые породили визуальную поэзию. На самом деле, не так много тех, кто осмеливается сделать это из-за сопряженных с этим трудностей, но он все еще находится на подъеме, особенно в отношении древних поэтов и авторов.

Объедините буквы и раскрасьте

Можно сказать, что это тип визуальная поэма между изображением и словами, но вместо использования фотографии в игру вступает картина, созданная либо специально для визуального набора, либо с использованием чего-то другого, придающего ему этот поэтический оттенок.

Совместите буквы и фотографию

Он отличается от изображений или живописи тем, что используются реальные фотографии объектов, а не рисунки или изображения этих объектов. Из-за этого они более реалистичны и оказывают большее влияние, давая читателю или любому, кто видит это, другое применение этому объекту, которое они могут иметь дома.

Сделай коллаж

Коллаж — это набор фотографий, которые размещены определенным образом для создания композиции. Наряду со словами его можно превратить в форму визуальной поэзии (хотя в данном случае он используется больше в рекламных или коммерческих целях).

Визуальная поэзия на видео

Это относительно новое направление, но оно быстро развивается, особенно в социальных сетях. Он основан на анимации, чтобы придать дизайну больше единообразия.

Эволюция визуальной поэзии: киберпоэзия

То же, что и визуальная поэзия произошла от каллиграфии, это также уступило место новому взгляду на стихи. Мы говорим о киберпоэзия один, для которого характерно использование цифровых медиа для создания и развития. Так, например, используются гипертексты, анимация, трехмерность и т. Д. и даже то, что еще не было видно, но что уже существует, использование виртуальной реальности.

Таким образом, визуальная поэзия больше связана с изобразительным искусством или графическим дизайном, чем с литературой, поскольку сам текст не так важен, как визуальное представление в целом.

Что вы думаете о визуальной поэзии?

Содержание статьи соответствует нашим принципам редакционная этика. Чтобы сообщить об ошибке, нажмите здесь.

Полный путь к статье: Текущая литература » Литература » несколько » Что такое визуальная поэзия?

ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ

Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

  • ВИЗУАЛЬНАЯ ЗВЕЗДНАЯ ВЕЛИЧИНА
  • ВИЗУАЛЬНЫЙ

Смотреть что такое «ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ» в других словарях:

ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ — ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ, вид искусства, соединяющий в себе словесное и зрительное творчество стихотворения, чьи строки образуют декоративные или наделенные эмблематическим смыслом фигуры и знаки. Среди характерных примеров искусство поэтической… … Энциклопедический словарь

Читать еще:  В чем же наконец существо русской поэзии

Сен-Сеньков, Андрей Валерьевич — Андрей Валерьевич Сен Сеньков (настоящая фамилия Сеньков; род. 1968(1968), Душанбе) русский поэт, прозаик. Содержание 1 Биография 2 Творчество … Википедия

Сен-Сеньков — Сен Сеньков, Андрей Валерьевич Андрей Валерьевич Сен Сеньков (настоящая фамилия Сеньков; род. 1968, Душанбе) русский поэт, прозаик. Окончил Ярославский медицинский институт. Ввиду невозможности вернуться в Таджикистан из за происходившей там… … Википедия

Сен-Сеньков, Андрей — Андрей Валерьевич Сен Сеньков (настоящая фамилия Сеньков; род. 1968, Душанбе) русский поэт, прозаик. Окончил Ярославский медицинский институт. Ввиду невозможности вернуться в Таджикистан из за происходившей там гражданской войны поселился в… … Википедия

Сен-Сеньков А. — Андрей Валерьевич Сен Сеньков (настоящая фамилия Сеньков; род. 1968, Душанбе) русский поэт, прозаик. Окончил Ярославский медицинский институт. Ввиду невозможности вернуться в Таджикистан из за происходившей там гражданской войны поселился в… … Википедия

Сен-Сеньков А. В. — Андрей Валерьевич Сен Сеньков (настоящая фамилия Сеньков; род. 1968, Душанбе) русский поэт, прозаик. Окончил Ярославский медицинский институт. Ввиду невозможности вернуться в Таджикистан из за происходившей там гражданской войны поселился в… … Википедия

Сен-Сеньков Андрей Валерьевич — Андрей Валерьевич Сен Сеньков (настоящая фамилия Сеньков; род. 1968, Душанбе) русский поэт, прозаик. Окончил Ярославский медицинский институт. Ввиду невозможности вернуться в Таджикистан из за происходившей там гражданской войны поселился в… … Википедия

Харитонов, Евгений Викторович — Евгений В. Харитоновъ Имя при рождении: Евгений Викторович Харитонов Род деятельности: поэт, музыкант, мультимедийный артист, критик, культуртрегер Дата рождения … Википедия

Кацюба, Елена Александровна — Эта статья или раздел носит ярко выраженный рекламный характер. Это не соответствует правилам Википедии. Вы можете помочь проекту … Википедия

Елена Александровна Кацюба — Елена Александровна Кацюба московская поэтесса, член Союза Писателей, член Пен клуба, одна из основательниц группы ДООС во главе с Константином Кедровым. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Издания 4 … Википедия

Визуальная поэзия

Материалы к спецкурсу по анализу поэтического текста
Асылбекова Марина Сергеевна, учитель русского языка и литературы

У каждого человека есть свои любимые предметы, возможно, любимые из-за их внешней формы. Вот, например, любимая красивая ваза, дорогая, чем-то очень памятная чашка, настольная лампа и т.д. А что, если воспеть им дифирамбы? И не просто сочинить стихи, а написать их в форме этого предмета.

Эта стихотворная игрушка была известная еще в глубокой древности как пайгнии – “шутка”. Изобретение этой стихотворной формы приписывается греческому поэту Симмиасу (жившему еще до н.э.). Точная дата его рождения не установлена, хотя сохранились три стихотворения – в виде секиры (очевидно, дорогой ему), крыльев и яйца (тут уже, наверное, какая-то философская символика). Кстати, такие стихи, имевшие вид кубка, пальмы, башни, пирамид и других предметов, были в моде в разные эпохи. Чем наша эпоха хуже древних?

Визуальная поэзия – явление довольно многообразное, находящееся на стыке поэзии и живописи, графики, пластики, фотографии. Визуальный поэтический текст – это результат соединения двух видов деятельности – поэтической (словесной) и изобразительной (графической).

При одном только взгляде на текст, написанный на любом языке, мы легко отличим стихи от прозы. Графическое оформление текста на листе укажет нам, что перед нами стихотворный текст, даже если он написан на незнакомом нам языке. Уже из этого можно сделать вывод, что визуальный компонент – в самой природе поэзии. Вся поэзия визуальна. И если мы представляем какие-то тексты под этим специальным названием, то это говорит лишь о преимущественной роли визуальных компонентов в них, о том, что это стихи скорее для глаза, чем для голоса.

Впервые попробовали соединить поэзию и изобразительное искусство еще в древности александрийские поэты Симий, Досид и Феокрит. Фигурные стихи писали (изображали?) и в средние века, и в эпоху барокко. Расцвет визуальной поэзии приходится на рубеж IX–XX веков во Франции (Стефан Малларме, Гийом Аполлинер).

У русской визуальной поэзии – богатая история. Существует даже фольклорная песня-заклинание, изображенная графически в виде ромба:

Чародейская песня ведьм

Древнерусская литература 30–40-х годов XVII в. дала, например, такой образчик:

Первые визуальные стихи появляются в XVII веке. Симеон Полоцкий не столько писал свои поэтические стихи, сколько рисовал свои поэтические тексты. Наиболее известное стихотворение Симеона Полоцкого в форме сердца из цикла “Благоприветствования”:

Через столетие – еще один всплеск, поэтические опыты Г.Державина.

Зрю
Зарю
Лучами,
Как свещами,
Во мраке блестящу,
В восторг все души приводящу.
Но что? – от солнца ль в ней толь милое блистанье?
Нет! – Пирамида – дел благих воспоминанье.

Второе наступление видеопоэзии произошло в начале ХХ века. Особенно яркими примерами конкретной поэзии являются опыты Андрея Белого, Валерия Брюсова, Василия Каменского, Велимира Хлебникова, Семена Кирсанова.

Я
Еле
Качая
Веревки,
Въ синели
Не разразличая
Синихъ тоновъ
И милой головки,
Летаю въ просторе
Крылатый какъ птица
Межъ лиловыхъ кустовъ!
Но въ заманчивомъ взоре,
Знаю, блещетъ алея зарница!
И я счастливъ ею безъ словъ!

А.Ф. Бадаев в статье “Поэтическая графика как категория текста: постановка проблемы” (2) достаточно подробно рассматривает историю формирования и становления русской визуальной поэзии, отмечая, что в послереволюционный период (после 1917 года) наступил перерыв в создании визуальных текстов. Однако культура визуальной поэзии начала ХХ века предопределила возрождение такого направления в современной поэзии (А.Вознесенский, Г.Сапгир, Д.Авалини).

Андрей Вознесенский раньше других стал известен широкой публике как автор видеом — «штучных» трехмерных композиций, в создании которых участвует и слово. Один из самых знаменитых – огромные, в несколько метров высотой пасхальные яйца – глобусы, на месте бывшего СССР мы видим пустоту, «выколупленное» место, Индийский океан обозначен как «Идейный», на Африканском континенте красуется знак:

Два вопроса претендуют на роль основного в анализе поэтического произведения: о чем стихотворение? какое оно? Развитие видеопоэзии все более актуализирует второй вопрос. И, пытаясь заглянуть в будущее русской литературы, мы, скорее всего, станем интересоваться не тем, о чем будут писать поэты, а тем, каким предстанет феномен под названием поэзия.

Весьма затруднительно сегодня классифицировать визуальную поэзию: счет различных форм поэтических текстов идет на десятки, причем постоянно появляются новые. Поэты работают со шрифтом, расположением текста на странице, с “перевертышами” (стихи-палиндромы), с иными – помимо бумаги – материалами (А.Вознесенский).

Однако, положив в основу классификации прежде всего визуальный принцип, внешний вид, можно выявить три основные группы подобных произведений:

а) геометрические изображения (текст расположен в виде строго геометрической фигуры);

б) изображения под конкретные предметы (внешняя форма повторяет очертания какой-либо вещи);

в) абстрактные живописные изображения, определяемые автором в качестве стихотворений (их принадлежность к поэзии устанавливается, как правило, только благодаря таковой заданности в заглавии или расположению в контексте других стихотворений).

В некоторых случаях границы между текстами первой и второй группы кажутся весьма зыбкими. Является ли, к примеру, стихотворение в форме звезды Симеона Полоцкого изображением геометрической фигуры или изображением конкретного объекта – звезды?

Внешняя форма в конкретной поэзии в любом случае стилизация, но изображение звезды – все же геометрическая фигура, ведь именно такой формы было принято условно изображать звезду, и нельзя сказать, что очертания реальной звезды даже приблизительно выглядят подобным образом.

Внешней формой стихотворения конкретной поэзии становятся чаще всего силуэт (облик) предмета, наименование которого является основным мотивом, ключевым словом, выражение темы или наиболее важным образом всего произведения. Звезда, сердце, крест являются основными темами рассуждений в стихотворениях Симеона Полоцкого, изображенных в виде таких же фигур.

Стремление к совершенству визуальной формы стихотворения вряд ли имели у Симеона Полоцкого теоретические обоснования, которыми уже в начале XX века многие поэты разных стран поясняли свои фигурные произведения. Гийом Аполлинер, например, даже применил для таких текстов особый термин – каллиграмма (от греч. кallis – красивый и gramma – написание): “Калиграмма – всеобъемлющая художественность, преимущество которой состоит в том, что она создает визуальную лирику, которая до сих пор была почти неизвестна. Это искусство таит в себе огромные возможности, вершиной его может стать синтез музыки, живописи, литературы”.

Как видим, Аполлинеру важнее всего было достичь синтеза искусств, давней мечты многих поэтов и музыкантов. Но поэт тут же “проговаривается” и добавляет, что такое оформление текста необходимо, “чтобы читатель с первого взгляда воспринимал все стихотворение целиком, подобно тому, как дирижер одним взглядом охватывает нотные знаки партитуры”. Поэтический текст оказывается все же важнее, и Аполлинер пытается заставить визуальную форму работать на содержание. Лучше всего ему удалось это в стихотворении “Заколотая горлинка и фонтан”.

Читать еще:  Как в поэзии н.а. некрасова раскрывается тема страданий народа

см. в интернете (http://открытыйурок.рф/статьи/410006/)

Это необыкновенно красивое стихотворение, печальное и мелодичное, как струи воды, и, приглядевшись к нему внимательно, мы можем выделить некоторые закономерности подобных текстов визуальной поэзии, относимых нами ко второй группе (изображения под конкретные предметы).

Прежде всего визуальная форма стихотворения является воплощением ключевого в образно-тематической композиции слова “фонтан”. Но как мы уже отмечали, любое подобное изображение условно, схематично. Это — либо силуэт, либо максимально упрощенная (лишь бы предмет узнавался) схема, вобравшая наиболее характерные черты объекта. Фонтан подвижен, он – “живой”, он струится и бьет, журчит и сверкает, он подвержен давлению воды и влиянию ветра. Невольный всплеск воды, вольность струи пробирается в стихотворение, первая строка (но насколько позволительно в произведениях конкретной поэзии пользоваться термином “строка” или “стих”?) выгибается, образуя гребень взметнувшейся струи. Все стальные струи – строки лишь слегка колеблются, сходясь то чуть ближе, то отстраняясь. Отклонения эти довольно неприметны.

В этом стихотворении появляется целый ряд фонтанов. Фонтан реальный, фонтан – визуальная форма текста, фонтан “молитв и слез” — воплощение скорби, фонтан – воспоминания – память – памятник. Фонтан становится символом. Но разве, только взглянув на стихотворение, именно взглянув, не прочитав и буквы, не было понятно, что фонтан в этом стихотворении нечто большее, чем просто фонтан? Такова заданность жанра – центральный образ опредмечивается формой. Понятие мгновенно сливается с предметом, и только потом, позже во времени и не так уж легко, проявляется слово. Графический текст и вербальный существуют сами по себе, в различных плоскостях. Не в этой ли вторичности восприятия слова ахиллесова пята конкретной поэзии? Конечно, в том случае, если это поэзия, а не новый вид искусства, выросший из поэзии и живописи.

А.Л.Жовтис отмечал: “Те или иные графические приемы могут играть положительную роль лишь до тех пор, пока они помогают интонировать текст, помогают восприятию содержания произведения, а не осложняют прочтение и проникновение в него. Когда же зрительный момент начинает преобладать, т.е. на передний план выступает изображение, а не интонация, не ритмический процесс, стих разрушается безотносительно к тому, организован он метрически или нет” (7, 120).

Слово – вечно изменяющееся, содержащее в себе миры смыслов, погибает, бесконечно суживается, помещенное в узкие рамки рисунка. Слово существует во времени, рисунок – в пространстве. Объединения пространства и времени в конкретной поэзии не происходит – сначала мы воспринимаем пространство, лишь потом время и, пытаясь вновь воспринять в единстве, снова пространство. Визуальное преобладает над вербальным, слово вторично и несущественно, ибо главное – внешний вид. Это нечитаемые произведения. И чем больше отходит художник от слова, чем больше появляется, пусть довольно эффектных, визуальных приемов, тем, дальше от поэзии, если, конечно, понимать под поэзией ритмическое словотворчество.

В.Каменский, чья “Железобетонная поэма” называется поэтическим произведением только благодаря авторской установке и уж никак не читаема, писал о конкретной поэзии: “Эта “лаборатория” необходима для мастерства, чтобы заставить слово служить истинной цели – возвеличивать содержание” (9, 223). Конечно, нельзя отказать в содержании поэме В.Каменского, но речь в таком случае будет идти совсем о другом роде восприятия, ибо перед нами произведение живописное, произведение изобразительного искусства, в котором использованы отдельные слова и буквы, а могли быть и не использованы.

И определение “поэзия” в данном случае весьма произвольно (говорим же мы, однако, восхищаясь, прекрасным ландшафтом: “Какая поэзия!”). Без авторских пояснений мы иногда можем и не догадаться, что перед нами стихотворение, а не картина. Как без авторской заданности были бы определены фотографические коллажи А.Вознесенского? Мы не встречаем в них характерных для поэзии признаков стихотворной речи, мы видим живописное выражение поэтического настроения. Вербальное в визуальной поэзии – вторично.

В визуальной поэзии авторы пытаются, ломая стиховые традиции, добиться совершенства произведения, выжать самую сущность слова или перешагнуть “за рамки” поэзии и создать нечто большее, чем вербальный текст. Визуальная поэзия – это прежде всего эксперимент с формой.

На наш взгляд, одно из самых совершенных произведений, относящихся к визуальной поэзии, — это стихотворение Андрея Вознесенского “Аксиома самоиска”:

Где горит, как над воротами
Перед выходом по списку, —
Жизни крест наоборотный.

«Волшебное» сочетание А. Вознесенский располагал в виде креста, уже традиционного символа на протяжении столетий. Текст читается по двум плоскостям, слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх. При этом не возникает никаких натяжек ни с орфографией, ни с пунктуацией, ни со звуковым строем.

«Крест» А. Вознесенского – одно из самых совершенных произведений визуальной поэзии, логичное завершение попыток многих поэтов обогатить слово наглядной изобразительностью.

В целом же, визуальная поэзия не столько работает на смысл, сколько напротив, делает его вторичным, текст расслаивается на два одновременно не воспринимаемых уровня: изобразительный и вербальный, и второй обычно проигрывает.

Аполлинер Гийом. Избранная лирика. – М.: Книга, 1985.
Бадаев А.Ф. Поэтическая графика как категория текста: постановка проблемы // Художественный текст: структура, семантика, прагматика. Екатеринбург, 1997.
Вознесенский А. “Аксиома самоиска”. – М.,1990.
Вознесенский А. Видеомы. Государственный музей изобразительных искусств им. А.Пушкина. – М., 1993.
Державин Г.Р. Стихотворения.- Л., 1957.
Дуганов Р.В. Велимир Хлебников: Природа творчества. – М.: Сов.писатель, 1990.
Жовтис А.Л. Стихи, которые читаешь… // Литературная учеба, 1982, № 4. С.116 – 121.
Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического текста: Учебник для вузов. – М., 2004.
Каменский В. Танго с коровами. – М.,1991.
Рисунки русских писателей XVII – начала XVIII века. – М., 1988.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 24.04.2018. Визуальная поэзия
  • 15.04.2018. 54 признака гордыни из Махабхараты Пятой Веды
  • 08.04.2018. Стилизация под японский стиль

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Визу­аль­ная поэ­зия а Рос­сии

Пери­о­ди­че­ский науч­ный сбор­ник: СОВРЕ­МЕН­НЫЕ ТЕН­ДЕН­ЦИИ РАЗ­ВИ­ТИЯ НАУКИ И ТЕХ­НО­ЛО­ГИЙ 2016 No 8–3

Автор: Гик А.В.
стар­ший науч­ный сотруд­ник, канд. филол. наук, Инсти­тут рус­ского языка им. В.В. Вино­гра­дова РАН, Рос­сия, г. Москва

В ста­тье пред­ла­га­ется ана­лиз работ совре­мен­ных рос­сий­ских визу­аль­ных поэтов. Про­сле­жена исто­рия созда­ния поэ­ти­че­ских про­из­ве­де­ний, исполь­зу­ю­щих визу­а­ли­за­цию обра­зов и соеди­ня­ю­щих в про­из­ве­де­нии вер­баль­ные, а также визу­аль­ные ком­по­ненты. Пред­став­лены основ­ные группы визу­аль­ных поэтов в совре­мен­ной Рос­сии: мос­ков­ская. петер­бурж­ская, эми­гранты. Выде­ля­ются типы визу­аль­ной поэ­зии: пост-фигурная поэ­зия, пост-конкретная поэ­зия и пост-«poesia visiva».

Клю­че­вые слова: визу­аль­ная поэ­зия, линг­ви­сти­че­ская поэ­тика, рус­ский футу­ризм, кон­крет­ная поэ­зия, фигур­ная поэ­зия.

Под визу­аль­ной поэ­зией под­ра­зу­ме­ва­ется кон­гло­ме­рат явле­ний, свя­зан­ных как с вер­баль­ными, так и с невер­баль­ными видами твор­че­ствами. Для визу­аль­ной поэ­зии важ­ным ста­но­вится не только сам текст, но и спо­соб его пред­став­ле­ния на стра­нице [5]. Глав­ный фор­маль­ный при­знак поэ­ти­че­ского про­из­ве­де­ния – запись про­из­ве­де­ния в строчки, рас­по­ло­жен­ные одна под дру­гой – раз­ру­ша­ется визу­аль­ными автор­скими экс­пе­ри­мен­тами. Жела­ние худож­ника найти и раз­вить в себе «шестое» чув­ство под­тал­ки­вает к син­кре­тич­но­сти твор­че­ских выра­же­ний. При этом не только поэты высту­пают в роли худож­ни­ков, но и наобо­рот. Выде­ле­ние двух групп сти­хов – сти­хов для глаз и сти­хов для слуха – объ­яс­няет сосу­ще­ство­ва­ние двух раз­ных видов кре­а­тив­но­сти. Смыс­ло­вая форма тек­ста, пере­да­ю­ща­яся язы­ко­вым сред­ствами сосу­ще­ствует с обра­зом и спо­со­бом рас­по­ло­же­ния самих слов/букв на стра­нице.

Идея зри­тель­но­сти тек­ста экс­плу­а­ти­ру­ется с дав­них вре­мен. Впер­вые попро­бо­вали соеди­нить поэ­зию и изоб­ра­зи­тель­ное искус­ство еще в древ­но­сти алек­сан­дрий­ские поэты Симий, Досид и Фео­крит. Фигур­ные стихи писали и в сред­ние века, и в эпоху ба- рокко. Рас­цвет визу­аль­ной поэ­зии при­хо­дится на рубеж XIX-XX веков во Фран­ции (Сте­фан Мал­ларме, Гийом Апол­ли­нер) [4].

Рис. 1. Гийом Апол­ли­нер, Кал­ли­граммы, 1913–1916

Одними из пред­теч совре­мен­ной визу­аль­ной поэ­зии явля­ются рус­ские футу­ри­сты: прежде всего, Давид Бур­люк, Вели­мир Хлеб­ни­ков, Алек­сей Кру­че­ных и его сорат­ники – Ольга Роза­нова, Илья Зда­не­вич и Игорь Терен­тьев [8]. Визу­а­ли­за­ция поэ­ти­че­ского твор­че­ства, стрем­ле­ние к пере­даче син­кре­тизма вос­при­я­тия под­тал­ки­вают футу­ри­стов Хлеб­ни­кова, Кру­че­ныха, Лари­о­нова на созда­ние нового вида книги, в кото­рой переозна­чи­ва­ются вер­баль­ные и визу­аль­ные состав­ля­ю­щие.

Несмотря на внеш­ние социально-политические фак­торы раз­ви­тия совре­мен­ного искус­ства в СССР, прак­тика визу­аль­ной поэ­зии не пре­ры­ва­лась, более того, можно гово­рить о ста­биль­ном раз­ви­тии визу­аль­ной тра­ди­ции. Совре­мен­ные рос­сий­ские поэты также рабо­тают на пере­крестке вер­баль­ных и невер­баль­ных спо­со­бов пред­став­ле­ния смысла в поэ­ти­че­ском про­из­ве­де­нии.

Читать еще:  Женская поэзия 20 века как лирический дневник

Визу­аль­ной (кон­крет­ной) поэ­зией зани­ма­лись поэты Лиа­но­зов­ской группы: Сап­гир, Холин. В силу отно­си­тельно непре­рыв­ной линии раз­ви­тия и нали­чия наци­о­наль­ных пред­теч ситу­а­ция в совре­мен­ной рос­сий­ской визу­аль­ной поэ­зии раз­ви­ва­ется доста­точно ровно.

Рис. 3. Ген­рих Сап­гир «Любовь-полет» 13

Совре­мен­ные рос­сий­ские «визу­алы» объ­еди­ня­ются, в основ­ном, в не- фор­маль­ные груп­пи­ровки. Это про­ис­хо­дит во время под­го­товки выставки или номера жур­нала. Можно выде­лить мос­ков­скую группу (Нико­лай Бай­тов, Юрий Гик, Света Лит­вак, Бруно Нивер, Михаил Погар­ский, Евге­ний Степа- нов, Андрей Суз­да­лев, Евге­ний Хари­то­нов), питер­скую группу (Борис Кон­стрик­тор, Алек­сандр Гор­нон), группу эми­гран­тов (Сер­гей Бирю­ков, Рафа­эль Лев­чин, Алек­сандр Оче­ре­тян­ский). Надо пони­мать, что гра­ницы этих групп про­ни­ца­емы, а люди, кото­рые зани­ма­ются визу­аль­ной прак­ти­кой, парал­лельно инте­ре­су­ются и рабо­тают в смеж­ных обла­стях твор­че­ства – книга худож­ника, мэйл-арт, лите­ра­тур­ный пер­фор­манс.

В насто­я­щее время насто­ро­жен­ное и даже обструк­ци­о­нист­ское отно­ше­ние ко всем фор­маль­ным иска­ниям в СССР отсту­пает под напо­ром куль­тур­ных реа­лий и в резуль­тате полу­чен­ных сво­бод в совре­мен­ной Рос­сии. Ви- зуаль­ной поэ­зии в той или иной сте­пени посвя­ща­ются жур­налы, про­во­дятся спе­ци­аль­ные кон­фе­рен­ции. Напри­мер, на базе Цен­тра изу­че­ния худо­же­ствен­ного тек­ста ИРЯ РАН, Москва, (руко­во­ди­тель – Н.А.Фатеева), начи­ная с 2003 г., каж­дые два года про­во­дятся науч­ные кон­фе­рен­ции, в про­грамме кото­рых обя­за­тельно есть выступ­ле­ния совре­мен­ных поэтов, в том числе рабо­та­ю­щих в тех­нике визу­а­лов [9].

Изда­ется ряд жур­на­лов, посвя­щен­ных визу­аль­ной поэ­зии. Прежде всего, это жур­нал «Чер­но­вик» (бес­смен­ный редак­тор – Алек­сандр Оче­ре­тян­ский, США), через кото­рый, так или иначе, про­шли все рос­сий­ские визу­аль­ные поэты, и в этом смысле его орга­ни­за­ци­он­ную и обра­зо­ва­тель­ную роль трудно пере­оце­нить.

В 2006–2008 годах выхо­дил жур­нал «Дру­гие». Основ­ным объ­ек­том жур­нала (глав­ный редак­тор – Евге­ний Сте­па­нов, Рос­сия) стала визу­аль­ная поэ­зия, при­чем, меж­ду­на­род­ного мас­штаба.

В сере­дине 1990‑х один выпуск жур­нала «Визу­аль­ная поэ­зия» осу­ще­ствил Алек­сандр Буб­нов в Кур­ске.

Боль­шое вни­ма­ние жанру уде­ляют в своих сам­из­да­тов­ских жур­на­лах моск­вичи Света Лит­вак и Нико­лай Бай­тов.

По визу­аль­ной поэ­зии в Рос­сии про­ве­ден ряд выста­вок: «Театр слова» в Кали­нин­граде (1995, кура­тор Дмит­рий Була­тов), «Ради­калы и мар­ги­налы» в Москве (2005, кура­тор – Юрий Гик), выставка во время фести­валя «Дру­гие» в Москве (2006, основ­ной кура­тор – Евге­ний Сте­па­нов). Боль­шой мега­про­ект «Плат­форма» был про­ве­ден в 2003–2004 в раз­ных горо­дах мира: от Пензы, Москвы и Кали­нин­града до Вар­шавы и Чикаго – целью про­екта была пре­зен­та­ция пуб­лике именно рос­сий­ских визу­аль­ных поэтов, «вер­нуть» их рос­сий­ским читателям-зрителям. Раз­лич­ным аспек­там визу­аль­ной, в том числе видео­по­э­зии был посвя­щен петер­бург­ский фести­валь «Вен­ти­ля­тор» (2009).

В 1994 году Сер­гей Бирю­ков выпу­стил учеб­ное посо­бие и хре­сто­ма­тию «Зевгма», посвя­щен­ную непо­сред­ственно визу­аль­ной и саунд-поэзии. В 1998 году Дмит­рий Була­тов выпус­кает анто­ло­гию меж­ду­на­род­ной визу­аль­ной поэ­зии, попав­шую в буке­ров­ский шорт-лист. 16 номер жур­нала «НЛО» (1995)

посвя­щает более поло­вины сво­его объ­ема тео­рии и прак­тике визу­аль­ной поэ­зии. Отдель­ные главы посвя­щает в своей книге М.Л. Гас­па­ров визу­аль­ной и кон­крет­ной поэ­зии [4, с. 27–32].

Совре­мен­ную прак­тику рос­сий­ских визу­аль­ных поэтов можно разде- лить на три боль­шие кате­го­рии с услов­ными назва­ни­ями: пост-фигурная поэ- зия, пост-конкретная поэ­зия и пост-«poesia visiva». Назо­вем основ­ных пред- ста­ви­те­лей рос­сий­ской сцены (вклю­чая пост-советское про­стран­ство и эми- гран­тов) и наи­бо­лее харак­тер­ные поэмы, раз­бив их еще для удоб­ства и по исполь­зу­е­мым тех­ни­кам работ.

Пост-фигурная поэ­зия соблю­дает прин­цип миме­тич­но­сти. Поэмы вос­про­из­во­дят формы пред­ме­тов окру­жа­ю­щего мира. Они фигу­ра­тивны, т.е. их худо­же­ствен­ная ком­по­зи­ция не явля­ется абстрак­цией. Они более сложны ком­по­зи­ци­онно, чем тра­ди­ци­он­ные фигур­ные поэмы. Бли­жай­шим род­ствен­ни­ком пост-фигурных поэм явля­ются кал­ли­граммы Апол­ли­нера.

Хоро­ший обра­зец пост-фигурной поэ­зии мы видим у Анны Аль­чук.

Дру­гой обра­зец пост-фигурной поэ­зии мы видим у смо­лен­ского худож­ника Дмит­рия Зимина – она сде­лана с помо­щью ком­пью­тера.

Отдель­ный раз­дел состав­ляют поэмы, кото­рые можно назвать «пост– кон­крет­ными». Кон­крет­ные поэмы, по опре­де­ле­нию аме­ри­кан­ского иссле­до­ва­теля и худож­ника Дика Хиг­гинса, харак­те­ри­зу­ются абстракт­ным рас­по­ло­же­нием на плос­ко­сти листа и струк­тур­ной ори­ги­наль­но­стью (или хотя бы пре­тен­зией на нее). При­ставка «пост-», как и в слу­чае с пост-фигурными поэ­мами, добав­ляет уро­вень слож­но­сти. Так, поэмы-перевертени без­вре­менно погиб­шего Дмит­рия Ава­ли­ани, под­па­дая под опре­де­ле­ние кон­крет­ной поэ­зии, обла­дают и свой­ствами акци­он­ной поэмы – для про­чи­ты­ва­ния вто­рого зна­че­ния надо совер­шить пер­фор­ма­тив­ный жест, пере­вер­нуть лист с поэ­мой верх ногами. Дмит­рий рабо­тал в тра­ди­ции жесто­вой поэ­зии, одним из пер­вых пред­ста­ви­те­лей кото­рой был эго-футурист Васи­лиск Гне­дов, испол­няв­ший свою «Поэму конца» (пустой лист бумаги) жестом. Дру­гим пред­ста­ви­те­лем жесто­вой поэ­зии явля­ется Ры Нико­нова.

Борис Кон­стрик­тор, как и Дмит­рий Ава­ли­ани, рисует свои поэмы вруч­ную. Поэмы Бориса имеют тща­тельно про­ду­ман­ную ком­по­зи­цию визу­аль­ных эле­мен­тов. Для него важны такие детали как заплывы букв, под­чер­ки­ва­ния в тек­сте, раз­де­ля­ю­щие сти­хо­тво­ре­ние на сег­менты.

Дру­гим при­ме­ром «пост-конкретной» поэ­зии явля­ются маши­но­пис­ные про­из­ве­де­ния Светы Лит­вак. Они мак­си­мально соот­вет­ствуют хиг­гин­сову опре­де­ле­нию кон­крет­ной поэмы в силу дей­стви­тельно абстракт­ного распо- ложе­ния отдель­ных букв. На содер­жа­тель­ном уровне поэма близка кру­че­ны­хов­ской зауми. Обра­тим вни­ма­ние также на рамку, кото­рой автор обвел неко­то­рые буквы – таким же при­е­мом с рам­кой поль­зо­вался в своих заум­ных сти­хах Алек­сей Кру­че­ных [6].

Спе­ци­фи­че­ским рас­ши­ре­нием кон­крет­ной поэ­зии можно счи­тать позд­ние поэмы Сер­гея Сигея и Ры Нико­но­вой в сотруд­ни­че­стве с дру­гими ино­стран­ными визу­аль­ными поэтами [8]. Кол­ла­бо­ра­ци­он­ное твор­че­ство (при созда­нии поэмы участ­вуют несколько авто­ров) типично для запад­ных ради- каль­ных поэтов, но пока ново в Рос­сии. Инте­ресно также исполь­зо­ва­ние Сигеем в таких поэ­мах рези­но­вых штам­пов – тех­ники, харак­тер­ной для мэйл-арта [6].

Эду­ард Куле­мин создает эстет­ские гра­фи­че­ские ком­по­зи­ции, кото­рые можно тем не менее читать как текст. Слож­ные про­екты Эду­арда носят акци­он­ный харак­тер. Так, в про­екте «Ком­му­та­ция» листы с поэ­мами мялись руками и под­вер­га­лись ком­пью­тер­ной обра­ботке.

Тре­тий раз­дел состав­ляют поэмы «пост-poesia visiva». Под «poesia vi- siva» обычно пони­мают ком­по­зи­ции тек­ста и фото­гра­фии, т.е. все­воз­мож­ные кол­лажи и сме­шан­ные тех­ники. Алек­сей Даен соеди­нил этот стиль с искус- ством “NO!ART” – одним из аль­тер­на­тив­ных направ­ле­ний совре­мен­ного ис- кус­ства, парал­лель­ных в т.ч. и мэйл-арту.

Алек­сандр Моцар исполь­зует в своих кол­ла­жах фото­ко­пии руко­пи­сей рус­ских лите­ра­тур­ных клас­си­ков – как, напри­мер, Досто­ев­ского.

Алек­сандр Оче­ре­тян­ский делает выра­зи­тель­ные кол­лажи – часто без какого-либо тек­ста, что можно также вос­при­ни­мать как некий ради­каль­ный поэ­ти­че­ский жест, рав­но­силь­ный «Поэме конца» Васи­лиска Гне­дова.

Рафа­эль Лев­чин в своих кол­ла­жах исполь­зует фраг­менты с чистым визу­аль­ным мате­ри­а­лом наряду с тек­сто­выми. По худо­же­ствен­ным каче­ствам – это про­дол­же­ние тра­ди­ции, нача­той Кур­том Швит­тер­сом в своих кар­точ­ках.

Дмит­рий Була­тов запол­няет весь объем стра­ницы раз­но­на­прав­лен­ными, но упо­ря­до­чен­ными в визу­аль­ном плане сло­вами – текстами.[7]

В визу­аль­ной поэ­зии авторы пыта­ются, ломая сти­хо­вые тра­ди­ции, добиться совер­шен­ства про­из­ве­де­ния, выжать самую сущ­ность слова или пере­шаг­нуть “за рамки” поэ­зии и создать нечто боль­шее, чем вер­баль­ный текст.

К визу­аль­ной прак­тике при­об­ща­ются как новые поэты, так и мэтры, напри­мер, Андрей Воз­не­сен­ский выста­вил свои визу­аль­ные поэмы в Музее изоб­ра­зи­тель­ных искусств им. А.С. Пуш­кина (Москва, 1993) [3].

Вот одно из сти­хо­тво­ре­ний Андрея Воз­не­сен­ского “Акси­ома само­иска”:

Палин­дро­ми­че­ское соче­та­ние А. Воз­не­сен­ский рас­по­ла­гал в виде тра­ди­ци­он­ного сим­вола – кре­ста. Текст чита­ется по раз­ным плос­ко­стям, слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх. Закол­до­ван­ный крест застав­ляет чита­теля пере­осмыс­лить рас­хо­жие шаб­лоны знака и поэ­ти­че­ского вос­при­я­тия.

В целом же, визу­аль­ная поэ­зия рабо­тает на несколь­ких фрон­тах, застав­ляя текст фос­фо­ри­ци­ро­вать раз­лич­ными смыс­лами, соби­ра­ю­щи­мися на стра­нице обык­но­вен­ной бумаги, делая ее семан­ти­че­ски пере­гру­жен­ной, напол­нен­ной зву­ко­выми, архи­тек­тур­ными ассо­ци­а­ци­ями, созда­вая тем самым, объ­ем­ное вос­при­я­тие плос­ко­сти листа.

Спи­сок лите­ра­туры

  • 1. Бадаев А.Ф. Поэ­ти­че­ская гра­фика как кате­го­рия тек­ста: поста­новка про­блемы // Худо­же­ствен­ный текст: струк­тура, семан­тика, праг­ма­тика. Ека­те­рин­бург, 1997. С. 46–52.
  • 2. Бирю­ков С. Визу­аль­ный про­рыв (от фигур­ных сти­хов к визу­аль­ным систе­мам) // Он же. Зевгма. Рус­ская поэ­зия. М., 1994. С. 142–182.
  • 3. Воз­не­сен­ский А. Видеомы. М., 1993. 32 с.
  • 4. Гас­па­ров М.Л. Фигур­ные стихи. Кон­крет­ная поэ­зия. // Он же. Рус­ский стих нача- ла ХХ века в ком­мен­та­риях. М., 2001. С. 27–32.
  • 5. Гик А.В. Язы­ко­вые состав­ля­ю­щие «най­ден­ных поэм» Бена Пор­тера // Поэ­тика иска­ний или поиск поэ­тики. // Мате­ри­алы меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции. М., 2004. С. 431–437.
  • 6. Гик Ю.Л. Насле­дие Дада в совре­мен­ной визу­аль­ной поэ­зии // Поэ­тика иска­ний или поиск поэ­тики. // Мате­ри­алы меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции. М., 2004. С. 385–390.
  • 7. Гик Ю.Л. Доку­мен­та­ция к выставке визу­аль­ной поэ­зии (L‑галерея, Москва, 25 октября – 12 ноября 2005 г.) // Чер­но­вик. 2006. No 21. С. 46–58.
  • 8. Сигей С. Крат­кая исто­рия визу­аль­ной поэ­зии в Рос­сии // Дру­гие. Международ- ный жур­нал визу­аль­ной поэ­зии. М., 2006. No 1. С. 23–27.
  • 9. Фате­ева Н.А. Откры­тая струк­тура. О поэ­ти­че­ском языке и тек­сте рубежа XX-XXI веков. М., 2006. 147 с.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector