Что такое визуальная поэзия
Что такое визуальная поэзия?
Визуальная или живописная интерпретация любого повествовательного жанра всегда вызывала у меня определенное восхищение, возможно, потому, что необходимость вызывать определенные образы с помощью букв приводит к гораздо более мгновенному изображению.
Картины из книг, городское искусство, вдохновленное литературой, а также визуальная поэзия, экспериментальная форма, в которой пластическое искусство преобладает над буквами (или наоборот), достигая результатов, столь же уникальных, сколь и бесконечных. Ты хочешь знать что такое визуальная поэзия и найти несколько примеров?
Контуры поэзии
Футуризм Это была художественная тенденция, которая возникла в начале XNUMX-го века и должна была предшествовать кубизму, стилю, увековеченному такими художниками, как Пикассо или Брак, целью которого было заново изобрести историю мира посредством более возвышенного использования цветов или цветов. современность как ключевой элемент авангарда ищет новые способы самовыражения.
Этот живописный ток также повлиял на способы зачатия поэзии, в результате чего получается то, что известно как визуальная поэзия, экспериментальная форма с четкими отсылками к Древней Греции, в которой ее каллиграммы вскоре будут заменены более консервативными формами повествования.
В визуальной поэзии пластика, изображения или живописные формы определяют стихотворение и наоборот, превращаясь в любопытный гибрид и, прежде всего, очень наглядный. Примеры могут варьироваться от коллаж разработан от стихов письма к образу, который сам по себе определяет замысел стихотворения.
В Испании первые ссылки на визуальную поэзию имело место в семнадцатом веке, с такими примерами, как Тихий роман к непорочному зачатию, Джеронимо Гонсалес Веласкес. Стихотворение, представленное как легенда об иероглифах, которые его сопровождали, не только сделало чтение более наглядным, но и его распространение среди различных социальных слоев сделало его более мгновенным и даже дидактическим повествовательным способом.
Хотя примеры были пересчитаны в последующие годы, наконец, в XNUMX веке. авангард футуризма или кубизма приведет к образцам визуальной поэзии например, городской оркестр Джоана Бросса или музыкальная группа Grupo Zaj, состоящая из композиторов, лириков и художников, которые в 60-х годах сопровождали музыку своих концертов с помощью предметов или представления небольших театров.
После прихода XNUMX века и консолидации новых технологий визуальная поэзия также стала известна как киберпоэзия или даже электронную поэзию, учитывая множество возможностей, которые она предлагает в социальных сетях и, особенно, среди иллюстраторов или графических дизайнеров. Таким образом, искусство мгновенного, столь превалирующее сегодня, нашло одного из лучших воплощений в этой «пластической» поэзии, предлагающей безграничные возможности.
Визуальная поэзия экспериментальная, игривая, творческая.. Своеобразная взаимосвязь между визуальным и буквенным, в которой оба выражения накладываются друг на друга, пока не получают результат, который иногда шокирует, другие — более интимны, а некоторые — даже оппортунистичны. Конечно, когда дело доходит до искусства, последнее слово всегда за кем-то.
Истоки визуальной поэзии
Хотя визуальная поэзия, кажется, начинает процветать, именно в двадцатом веке (особенно примерно в 70-х годах), правда в том, что это не ее происхождение. Раньше его много использовали. На самом деле речь идет об очень древних временах, например о 300 г. до н.э. Как это может быть? Для этого нам нужно перейти к Классическая Греция.
В то время победили не только великие. Были писатели самых разных жанров и жанров. И визуальная поэзия была одной из них.
В качестве примера можно увидеть каллиграмму «Яйцо». это Симмий Родосский и это стихотворение, которое следует характеристикам визуальной поэзии. Но на самом деле это не единственное, что мы можем процитировать. Другой, и не из Греции, а из Франции, — Рабле (с 1494 по 1553) со стихотворением «Сомбреро».
Что делали эти два поэта? Они хотели создать стихотворение с силуэтом имени, которое его определяло. Например, в случае с яйцом все стихотворение было внутри этого силуэта. То же и со шляпой, или с любым другим изображением.
Таким образом, слова, стихи, лирика . все сыграно, чтобы создать идеальную композицию, и что ничего не было упущено из окончательного набора. Но это также должно было иметь смысл и быть хорошо построенным стихотворением.
Антецеденты визуальной поэзии
Как мы видели раньше, визуальная поэзия возникает из каллиграфии. Это действительно предыстория и то, как она превратилась в то, что вы теперь знаете как таковое. Но авторы также в своем роде были предшественниками этой визуальной поэзии.
Например, выделяются два автора XIX века, Гийом Аполлинер и Стефан Малларме. Оба считаются современными авторами, представляющими антецедент визуальной поэзии, то есть каллиграфии. Фактически, есть его работы, которые вы, возможно, часто видели и считали их «современными», хотя на самом деле им всего несколько лет. Это «Эйфелева башня» или «Дама в шляпе».
Визуальная поэзия в Испании
В случае Испании Расцвет визуальной поэзии пришелся на 60-е годы, время, когда появилось много авторов, которые действуют и сегодня, хотя многие из них уже умерли. Почти все они начинались в этом литературном жанре как форме политического оправдания и социальной критики. Они хотели привлечь внимание к порядку, который был установлен и что он больше не является правильным.
Имена как Кампал, Бросса, Фернандо Мильян, Антонио Гомес, Пабло дель Барко, и т.п. Вот несколько примеров визуальных поэтов, которые стремились изменить мир с помощью более оригинальных творений, которые проникали не только через уши, но и через глаза.
Многие из них до сих пор действуют, а другие начинают с этого литературного направления. Известны произведения Эдуардо Скала, Иоланды Перес Эррарас или Х. Рикарта. Существует действительно длинный список, и сами социальные сети способствовали распространению визуальной поэзии, поскольку существует множество изображений и композиций, которые заставляют эволюционировать то, что началось много лет назад с каллиграфии.
Виды визуальной поэзии
Визуальная поэзия на самом деле не уникальна. У него разные жанры, которые классифицируют его в зависимости от используемых визуальных элементов. Таким образом можно найти следующее:
Визуальная поэзия только типографская
В этом случае для него характерно использование только букв для создания оригинальных творений, которые привлекают внимание читателей, либо путем распределения букв определенным образом, либо путем придания цвета тем, кто хочет продвигаться по службе, и т. Д.
Тот, который сочетает в себе буквы и рисунки
В этом случае важны не только слова стихотворения, но и сами образы, которые во многих случаях связаны со словами. Например, есть изображение английской булавки со словом, разделенным таким образом, что на булавке есть буквы «пропущено», а «Im» остается там, где закреплен предмет.
Тот, который рисует буквами (это чистейшая визуальная поэзия, поскольку она основана на каллиграммах)
Это действительно каллиграммы, которые породили визуальную поэзию. На самом деле, не так много тех, кто осмеливается сделать это из-за сопряженных с этим трудностей, но он все еще находится на подъеме, особенно в отношении древних поэтов и авторов.
Объедините буквы и раскрасьте
Можно сказать, что это тип визуальная поэма между изображением и словами, но вместо использования фотографии в игру вступает картина, созданная либо специально для визуального набора, либо с использованием чего-то другого, придающего ему этот поэтический оттенок.
Совместите буквы и фотографию
Он отличается от изображений или живописи тем, что используются реальные фотографии объектов, а не рисунки или изображения этих объектов. Из-за этого они более реалистичны и оказывают большее влияние, давая читателю или любому, кто видит это, другое применение этому объекту, которое они могут иметь дома.
Сделай коллаж
Коллаж — это набор фотографий, которые размещены определенным образом для создания композиции. Наряду со словами его можно превратить в форму визуальной поэзии (хотя в данном случае он используется больше в рекламных или коммерческих целях).
Визуальная поэзия на видео
Это относительно новое направление, но оно быстро развивается, особенно в социальных сетях. Он основан на анимации, чтобы придать дизайну больше единообразия.
Эволюция визуальной поэзии: киберпоэзия
То же, что и визуальная поэзия произошла от каллиграфии, это также уступило место новому взгляду на стихи. Мы говорим о киберпоэзия один, для которого характерно использование цифровых медиа для создания и развития. Так, например, используются гипертексты, анимация, трехмерность и т. Д. и даже то, что еще не было видно, но что уже существует, использование виртуальной реальности.
Таким образом, визуальная поэзия больше связана с изобразительным искусством или графическим дизайном, чем с литературой, поскольку сам текст не так важен, как визуальное представление в целом.
Что вы думаете о визуальной поэзии?
Содержание статьи соответствует нашим принципам редакционная этика. Чтобы сообщить об ошибке, нажмите здесь.
Полный путь к статье: Текущая литература » Литература » несколько » Что такое визуальная поэзия?
ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ
Большой Энциклопедический словарь . 2000 .
- ВИЗУАЛЬНАЯ ЗВЕЗДНАЯ ВЕЛИЧИНА
- ВИЗУАЛЬНЫЙ
Смотреть что такое «ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ» в других словарях:
ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ — ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ, вид искусства, соединяющий в себе словесное и зрительное творчество стихотворения, чьи строки образуют декоративные или наделенные эмблематическим смыслом фигуры и знаки. Среди характерных примеров искусство поэтической… … Энциклопедический словарь
Сен-Сеньков, Андрей Валерьевич — Андрей Валерьевич Сен Сеньков (настоящая фамилия Сеньков; род. 1968(1968), Душанбе) русский поэт, прозаик. Содержание 1 Биография 2 Творчество … Википедия
Сен-Сеньков — Сен Сеньков, Андрей Валерьевич Андрей Валерьевич Сен Сеньков (настоящая фамилия Сеньков; род. 1968, Душанбе) русский поэт, прозаик. Окончил Ярославский медицинский институт. Ввиду невозможности вернуться в Таджикистан из за происходившей там… … Википедия
Сен-Сеньков, Андрей — Андрей Валерьевич Сен Сеньков (настоящая фамилия Сеньков; род. 1968, Душанбе) русский поэт, прозаик. Окончил Ярославский медицинский институт. Ввиду невозможности вернуться в Таджикистан из за происходившей там гражданской войны поселился в… … Википедия
Сен-Сеньков А. — Андрей Валерьевич Сен Сеньков (настоящая фамилия Сеньков; род. 1968, Душанбе) русский поэт, прозаик. Окончил Ярославский медицинский институт. Ввиду невозможности вернуться в Таджикистан из за происходившей там гражданской войны поселился в… … Википедия
Сен-Сеньков А. В. — Андрей Валерьевич Сен Сеньков (настоящая фамилия Сеньков; род. 1968, Душанбе) русский поэт, прозаик. Окончил Ярославский медицинский институт. Ввиду невозможности вернуться в Таджикистан из за происходившей там гражданской войны поселился в… … Википедия
Сен-Сеньков Андрей Валерьевич — Андрей Валерьевич Сен Сеньков (настоящая фамилия Сеньков; род. 1968, Душанбе) русский поэт, прозаик. Окончил Ярославский медицинский институт. Ввиду невозможности вернуться в Таджикистан из за происходившей там гражданской войны поселился в… … Википедия
Харитонов, Евгений Викторович — Евгений В. Харитоновъ Имя при рождении: Евгений Викторович Харитонов Род деятельности: поэт, музыкант, мультимедийный артист, критик, культуртрегер Дата рождения … Википедия
Кацюба, Елена Александровна — Эта статья или раздел носит ярко выраженный рекламный характер. Это не соответствует правилам Википедии. Вы можете помочь проекту … Википедия
Елена Александровна Кацюба — Елена Александровна Кацюба московская поэтесса, член Союза Писателей, член Пен клуба, одна из основательниц группы ДООС во главе с Константином Кедровым. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Издания 4 … Википедия
Визуальная поэзия
Материалы к спецкурсу по анализу поэтического текста
Асылбекова Марина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
У каждого человека есть свои любимые предметы, возможно, любимые из-за их внешней формы. Вот, например, любимая красивая ваза, дорогая, чем-то очень памятная чашка, настольная лампа и т.д. А что, если воспеть им дифирамбы? И не просто сочинить стихи, а написать их в форме этого предмета.
Эта стихотворная игрушка была известная еще в глубокой древности как пайгнии – “шутка”. Изобретение этой стихотворной формы приписывается греческому поэту Симмиасу (жившему еще до н.э.). Точная дата его рождения не установлена, хотя сохранились три стихотворения – в виде секиры (очевидно, дорогой ему), крыльев и яйца (тут уже, наверное, какая-то философская символика). Кстати, такие стихи, имевшие вид кубка, пальмы, башни, пирамид и других предметов, были в моде в разные эпохи. Чем наша эпоха хуже древних?
Визуальная поэзия – явление довольно многообразное, находящееся на стыке поэзии и живописи, графики, пластики, фотографии. Визуальный поэтический текст – это результат соединения двух видов деятельности – поэтической (словесной) и изобразительной (графической).
При одном только взгляде на текст, написанный на любом языке, мы легко отличим стихи от прозы. Графическое оформление текста на листе укажет нам, что перед нами стихотворный текст, даже если он написан на незнакомом нам языке. Уже из этого можно сделать вывод, что визуальный компонент – в самой природе поэзии. Вся поэзия визуальна. И если мы представляем какие-то тексты под этим специальным названием, то это говорит лишь о преимущественной роли визуальных компонентов в них, о том, что это стихи скорее для глаза, чем для голоса.
Впервые попробовали соединить поэзию и изобразительное искусство еще в древности александрийские поэты Симий, Досид и Феокрит. Фигурные стихи писали (изображали?) и в средние века, и в эпоху барокко. Расцвет визуальной поэзии приходится на рубеж IX–XX веков во Франции (Стефан Малларме, Гийом Аполлинер).
У русской визуальной поэзии – богатая история. Существует даже фольклорная песня-заклинание, изображенная графически в виде ромба:
Чародейская песня ведьм
Древнерусская литература 30–40-х годов XVII в. дала, например, такой образчик:
Первые визуальные стихи появляются в XVII веке. Симеон Полоцкий не столько писал свои поэтические стихи, сколько рисовал свои поэтические тексты. Наиболее известное стихотворение Симеона Полоцкого в форме сердца из цикла “Благоприветствования”:
Через столетие – еще один всплеск, поэтические опыты Г.Державина.
Зрю
Зарю
Лучами,
Как свещами,
Во мраке блестящу,
В восторг все души приводящу.
Но что? – от солнца ль в ней толь милое блистанье?
Нет! – Пирамида – дел благих воспоминанье.
Второе наступление видеопоэзии произошло в начале ХХ века. Особенно яркими примерами конкретной поэзии являются опыты Андрея Белого, Валерия Брюсова, Василия Каменского, Велимира Хлебникова, Семена Кирсанова.
Я
Еле
Качая
Веревки,
Въ синели
Не разразличая
Синихъ тоновъ
И милой головки,
Летаю въ просторе
Крылатый какъ птица
Межъ лиловыхъ кустовъ!
Но въ заманчивомъ взоре,
Знаю, блещетъ алея зарница!
И я счастливъ ею безъ словъ!
А.Ф. Бадаев в статье “Поэтическая графика как категория текста: постановка проблемы” (2) достаточно подробно рассматривает историю формирования и становления русской визуальной поэзии, отмечая, что в послереволюционный период (после 1917 года) наступил перерыв в создании визуальных текстов. Однако культура визуальной поэзии начала ХХ века предопределила возрождение такого направления в современной поэзии (А.Вознесенский, Г.Сапгир, Д.Авалини).
Андрей Вознесенский раньше других стал известен широкой публике как автор видеом — «штучных» трехмерных композиций, в создании которых участвует и слово. Один из самых знаменитых – огромные, в несколько метров высотой пасхальные яйца – глобусы, на месте бывшего СССР мы видим пустоту, «выколупленное» место, Индийский океан обозначен как «Идейный», на Африканском континенте красуется знак:
Два вопроса претендуют на роль основного в анализе поэтического произведения: о чем стихотворение? какое оно? Развитие видеопоэзии все более актуализирует второй вопрос. И, пытаясь заглянуть в будущее русской литературы, мы, скорее всего, станем интересоваться не тем, о чем будут писать поэты, а тем, каким предстанет феномен под названием поэзия.
Весьма затруднительно сегодня классифицировать визуальную поэзию: счет различных форм поэтических текстов идет на десятки, причем постоянно появляются новые. Поэты работают со шрифтом, расположением текста на странице, с “перевертышами” (стихи-палиндромы), с иными – помимо бумаги – материалами (А.Вознесенский).
Однако, положив в основу классификации прежде всего визуальный принцип, внешний вид, можно выявить три основные группы подобных произведений:
а) геометрические изображения (текст расположен в виде строго геометрической фигуры);
б) изображения под конкретные предметы (внешняя форма повторяет очертания какой-либо вещи);
в) абстрактные живописные изображения, определяемые автором в качестве стихотворений (их принадлежность к поэзии устанавливается, как правило, только благодаря таковой заданности в заглавии или расположению в контексте других стихотворений).
В некоторых случаях границы между текстами первой и второй группы кажутся весьма зыбкими. Является ли, к примеру, стихотворение в форме звезды Симеона Полоцкого изображением геометрической фигуры или изображением конкретного объекта – звезды?
Внешняя форма в конкретной поэзии в любом случае стилизация, но изображение звезды – все же геометрическая фигура, ведь именно такой формы было принято условно изображать звезду, и нельзя сказать, что очертания реальной звезды даже приблизительно выглядят подобным образом.
Внешней формой стихотворения конкретной поэзии становятся чаще всего силуэт (облик) предмета, наименование которого является основным мотивом, ключевым словом, выражение темы или наиболее важным образом всего произведения. Звезда, сердце, крест являются основными темами рассуждений в стихотворениях Симеона Полоцкого, изображенных в виде таких же фигур.
Стремление к совершенству визуальной формы стихотворения вряд ли имели у Симеона Полоцкого теоретические обоснования, которыми уже в начале XX века многие поэты разных стран поясняли свои фигурные произведения. Гийом Аполлинер, например, даже применил для таких текстов особый термин – каллиграмма (от греч. кallis – красивый и gramma – написание): “Калиграмма – всеобъемлющая художественность, преимущество которой состоит в том, что она создает визуальную лирику, которая до сих пор была почти неизвестна. Это искусство таит в себе огромные возможности, вершиной его может стать синтез музыки, живописи, литературы”.
Как видим, Аполлинеру важнее всего было достичь синтеза искусств, давней мечты многих поэтов и музыкантов. Но поэт тут же “проговаривается” и добавляет, что такое оформление текста необходимо, “чтобы читатель с первого взгляда воспринимал все стихотворение целиком, подобно тому, как дирижер одним взглядом охватывает нотные знаки партитуры”. Поэтический текст оказывается все же важнее, и Аполлинер пытается заставить визуальную форму работать на содержание. Лучше всего ему удалось это в стихотворении “Заколотая горлинка и фонтан”.
см. в интернете (http://открытыйурок.рф/статьи/410006/)
Это необыкновенно красивое стихотворение, печальное и мелодичное, как струи воды, и, приглядевшись к нему внимательно, мы можем выделить некоторые закономерности подобных текстов визуальной поэзии, относимых нами ко второй группе (изображения под конкретные предметы).
Прежде всего визуальная форма стихотворения является воплощением ключевого в образно-тематической композиции слова “фонтан”. Но как мы уже отмечали, любое подобное изображение условно, схематично. Это — либо силуэт, либо максимально упрощенная (лишь бы предмет узнавался) схема, вобравшая наиболее характерные черты объекта. Фонтан подвижен, он – “живой”, он струится и бьет, журчит и сверкает, он подвержен давлению воды и влиянию ветра. Невольный всплеск воды, вольность струи пробирается в стихотворение, первая строка (но насколько позволительно в произведениях конкретной поэзии пользоваться термином “строка” или “стих”?) выгибается, образуя гребень взметнувшейся струи. Все стальные струи – строки лишь слегка колеблются, сходясь то чуть ближе, то отстраняясь. Отклонения эти довольно неприметны.
В этом стихотворении появляется целый ряд фонтанов. Фонтан реальный, фонтан – визуальная форма текста, фонтан “молитв и слез” — воплощение скорби, фонтан – воспоминания – память – памятник. Фонтан становится символом. Но разве, только взглянув на стихотворение, именно взглянув, не прочитав и буквы, не было понятно, что фонтан в этом стихотворении нечто большее, чем просто фонтан? Такова заданность жанра – центральный образ опредмечивается формой. Понятие мгновенно сливается с предметом, и только потом, позже во времени и не так уж легко, проявляется слово. Графический текст и вербальный существуют сами по себе, в различных плоскостях. Не в этой ли вторичности восприятия слова ахиллесова пята конкретной поэзии? Конечно, в том случае, если это поэзия, а не новый вид искусства, выросший из поэзии и живописи.
А.Л.Жовтис отмечал: “Те или иные графические приемы могут играть положительную роль лишь до тех пор, пока они помогают интонировать текст, помогают восприятию содержания произведения, а не осложняют прочтение и проникновение в него. Когда же зрительный момент начинает преобладать, т.е. на передний план выступает изображение, а не интонация, не ритмический процесс, стих разрушается безотносительно к тому, организован он метрически или нет” (7, 120).
Слово – вечно изменяющееся, содержащее в себе миры смыслов, погибает, бесконечно суживается, помещенное в узкие рамки рисунка. Слово существует во времени, рисунок – в пространстве. Объединения пространства и времени в конкретной поэзии не происходит – сначала мы воспринимаем пространство, лишь потом время и, пытаясь вновь воспринять в единстве, снова пространство. Визуальное преобладает над вербальным, слово вторично и несущественно, ибо главное – внешний вид. Это нечитаемые произведения. И чем больше отходит художник от слова, чем больше появляется, пусть довольно эффектных, визуальных приемов, тем, дальше от поэзии, если, конечно, понимать под поэзией ритмическое словотворчество.
В.Каменский, чья “Железобетонная поэма” называется поэтическим произведением только благодаря авторской установке и уж никак не читаема, писал о конкретной поэзии: “Эта “лаборатория” необходима для мастерства, чтобы заставить слово служить истинной цели – возвеличивать содержание” (9, 223). Конечно, нельзя отказать в содержании поэме В.Каменского, но речь в таком случае будет идти совсем о другом роде восприятия, ибо перед нами произведение живописное, произведение изобразительного искусства, в котором использованы отдельные слова и буквы, а могли быть и не использованы.
И определение “поэзия” в данном случае весьма произвольно (говорим же мы, однако, восхищаясь, прекрасным ландшафтом: “Какая поэзия!”). Без авторских пояснений мы иногда можем и не догадаться, что перед нами стихотворение, а не картина. Как без авторской заданности были бы определены фотографические коллажи А.Вознесенского? Мы не встречаем в них характерных для поэзии признаков стихотворной речи, мы видим живописное выражение поэтического настроения. Вербальное в визуальной поэзии – вторично.
В визуальной поэзии авторы пытаются, ломая стиховые традиции, добиться совершенства произведения, выжать самую сущность слова или перешагнуть “за рамки” поэзии и создать нечто большее, чем вербальный текст. Визуальная поэзия – это прежде всего эксперимент с формой.
На наш взгляд, одно из самых совершенных произведений, относящихся к визуальной поэзии, — это стихотворение Андрея Вознесенского “Аксиома самоиска”:
Где горит, как над воротами
Перед выходом по списку, —
Жизни крест наоборотный.
«Волшебное» сочетание А. Вознесенский располагал в виде креста, уже традиционного символа на протяжении столетий. Текст читается по двум плоскостям, слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх. При этом не возникает никаких натяжек ни с орфографией, ни с пунктуацией, ни со звуковым строем.
«Крест» А. Вознесенского – одно из самых совершенных произведений визуальной поэзии, логичное завершение попыток многих поэтов обогатить слово наглядной изобразительностью.
В целом же, визуальная поэзия не столько работает на смысл, сколько напротив, делает его вторичным, текст расслаивается на два одновременно не воспринимаемых уровня: изобразительный и вербальный, и второй обычно проигрывает.
Аполлинер Гийом. Избранная лирика. – М.: Книга, 1985.
Бадаев А.Ф. Поэтическая графика как категория текста: постановка проблемы // Художественный текст: структура, семантика, прагматика. Екатеринбург, 1997.
Вознесенский А. “Аксиома самоиска”. – М.,1990.
Вознесенский А. Видеомы. Государственный музей изобразительных искусств им. А.Пушкина. – М., 1993.
Державин Г.Р. Стихотворения.- Л., 1957.
Дуганов Р.В. Велимир Хлебников: Природа творчества. – М.: Сов.писатель, 1990.
Жовтис А.Л. Стихи, которые читаешь… // Литературная учеба, 1982, № 4. С.116 – 121.
Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического текста: Учебник для вузов. – М., 2004.
Каменский В. Танго с коровами. – М.,1991.
Рисунки русских писателей XVII – начала XVIII века. – М., 1988.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 24.04.2018. Визуальная поэзия
- 15.04.2018. 54 признака гордыни из Махабхараты Пятой Веды
- 08.04.2018. Стилизация под японский стиль
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Визуальная поэзия а России
Периодический научный сборник: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ 2016 No 8–3
Автор: Гик А.В.
старший научный сотрудник, канд. филол. наук, Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Россия, г. Москва
В статье предлагается анализ работ современных российских визуальных поэтов. Прослежена история создания поэтических произведений, использующих визуализацию образов и соединяющих в произведении вербальные, а также визуальные компоненты. Представлены основные группы визуальных поэтов в современной России: московская. петербуржская, эмигранты. Выделяются типы визуальной поэзии: пост-фигурная поэзия, пост-конкретная поэзия и пост-«poesia visiva».
Ключевые слова: визуальная поэзия, лингвистическая поэтика, русский футуризм, конкретная поэзия, фигурная поэзия.
Под визуальной поэзией подразумевается конгломерат явлений, связанных как с вербальными, так и с невербальными видами творчествами. Для визуальной поэзии важным становится не только сам текст, но и способ его представления на странице [5]. Главный формальный признак поэтического произведения – запись произведения в строчки, расположенные одна под другой – разрушается визуальными авторскими экспериментами. Желание художника найти и развить в себе «шестое» чувство подталкивает к синкретичности творческих выражений. При этом не только поэты выступают в роли художников, но и наоборот. Выделение двух групп стихов – стихов для глаз и стихов для слуха – объясняет сосуществование двух разных видов креативности. Смысловая форма текста, передающаяся языковым средствами сосуществует с образом и способом расположения самих слов/букв на странице.
Идея зрительности текста эксплуатируется с давних времен. Впервые попробовали соединить поэзию и изобразительное искусство еще в древности александрийские поэты Симий, Досид и Феокрит. Фигурные стихи писали и в средние века, и в эпоху ба- рокко. Расцвет визуальной поэзии приходится на рубеж XIX-XX веков во Франции (Стефан Малларме, Гийом Аполлинер) [4].
Рис. 1. Гийом Аполлинер, Каллиграммы, 1913–1916
Одними из предтеч современной визуальной поэзии являются русские футуристы: прежде всего, Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Алексей Крученых и его соратники – Ольга Розанова, Илья Зданевич и Игорь Терентьев [8]. Визуализация поэтического творчества, стремление к передаче синкретизма восприятия подталкивают футуристов Хлебникова, Крученыха, Ларионова на создание нового вида книги, в которой переозначиваются вербальные и визуальные составляющие.
Несмотря на внешние социально-политические факторы развития современного искусства в СССР, практика визуальной поэзии не прерывалась, более того, можно говорить о стабильном развитии визуальной традиции. Современные российские поэты также работают на перекрестке вербальных и невербальных способов представления смысла в поэтическом произведении.
Визуальной (конкретной) поэзией занимались поэты Лианозовской группы: Сапгир, Холин. В силу относительно непрерывной линии развития и наличия национальных предтеч ситуация в современной российской визуальной поэзии развивается достаточно ровно.
Рис. 3. Генрих Сапгир «Любовь-полет» 13
Современные российские «визуалы» объединяются, в основном, в не- формальные группировки. Это происходит во время подготовки выставки или номера журнала. Можно выделить московскую группу (Николай Байтов, Юрий Гик, Света Литвак, Бруно Нивер, Михаил Погарский, Евгений Степа- нов, Андрей Суздалев, Евгений Харитонов), питерскую группу (Борис Констриктор, Александр Горнон), группу эмигрантов (Сергей Бирюков, Рафаэль Левчин, Александр Очеретянский). Надо понимать, что границы этих групп проницаемы, а люди, которые занимаются визуальной практикой, параллельно интересуются и работают в смежных областях творчества – книга художника, мэйл-арт, литературный перформанс.
В настоящее время настороженное и даже обструкционистское отношение ко всем формальным исканиям в СССР отступает под напором культурных реалий и в результате полученных свобод в современной России. Ви- зуальной поэзии в той или иной степени посвящаются журналы, проводятся специальные конференции. Например, на базе Центра изучения художественного текста ИРЯ РАН, Москва, (руководитель – Н.А.Фатеева), начиная с 2003 г., каждые два года проводятся научные конференции, в программе которых обязательно есть выступления современных поэтов, в том числе работающих в технике визуалов [9].
Издается ряд журналов, посвященных визуальной поэзии. Прежде всего, это журнал «Черновик» (бессменный редактор – Александр Очеретянский, США), через который, так или иначе, прошли все российские визуальные поэты, и в этом смысле его организационную и образовательную роль трудно переоценить.
В 2006–2008 годах выходил журнал «Другие». Основным объектом журнала (главный редактор – Евгений Степанов, Россия) стала визуальная поэзия, причем, международного масштаба.
В середине 1990‑х один выпуск журнала «Визуальная поэзия» осуществил Александр Бубнов в Курске.
Большое внимание жанру уделяют в своих самиздатовских журналах москвичи Света Литвак и Николай Байтов.
По визуальной поэзии в России проведен ряд выставок: «Театр слова» в Калининграде (1995, куратор Дмитрий Булатов), «Радикалы и маргиналы» в Москве (2005, куратор – Юрий Гик), выставка во время фестиваля «Другие» в Москве (2006, основной куратор – Евгений Степанов). Большой мегапроект «Платформа» был проведен в 2003–2004 в разных городах мира: от Пензы, Москвы и Калининграда до Варшавы и Чикаго – целью проекта была презентация публике именно российских визуальных поэтов, «вернуть» их российским читателям-зрителям. Различным аспектам визуальной, в том числе видеопоэзии был посвящен петербургский фестиваль «Вентилятор» (2009).
В 1994 году Сергей Бирюков выпустил учебное пособие и хрестоматию «Зевгма», посвященную непосредственно визуальной и саунд-поэзии. В 1998 году Дмитрий Булатов выпускает антологию международной визуальной поэзии, попавшую в букеровский шорт-лист. 16 номер журнала «НЛО» (1995)
посвящает более половины своего объема теории и практике визуальной поэзии. Отдельные главы посвящает в своей книге М.Л. Гаспаров визуальной и конкретной поэзии [4, с. 27–32].
Современную практику российских визуальных поэтов можно разде- лить на три большие категории с условными названиями: пост-фигурная поэ- зия, пост-конкретная поэзия и пост-«poesia visiva». Назовем основных пред- ставителей российской сцены (включая пост-советское пространство и эми- грантов) и наиболее характерные поэмы, разбив их еще для удобства и по используемым техникам работ.
Пост-фигурная поэзия соблюдает принцип миметичности. Поэмы воспроизводят формы предметов окружающего мира. Они фигуративны, т.е. их художественная композиция не является абстракцией. Они более сложны композиционно, чем традиционные фигурные поэмы. Ближайшим родственником пост-фигурных поэм являются каллиграммы Аполлинера.
Хороший образец пост-фигурной поэзии мы видим у Анны Альчук.
Другой образец пост-фигурной поэзии мы видим у смоленского художника Дмитрия Зимина – она сделана с помощью компьютера.
Отдельный раздел составляют поэмы, которые можно назвать «пост– конкретными». Конкретные поэмы, по определению американского исследователя и художника Дика Хиггинса, характеризуются абстрактным расположением на плоскости листа и структурной оригинальностью (или хотя бы претензией на нее). Приставка «пост-», как и в случае с пост-фигурными поэмами, добавляет уровень сложности. Так, поэмы-перевертени безвременно погибшего Дмитрия Авалиани, подпадая под определение конкретной поэзии, обладают и свойствами акционной поэмы – для прочитывания второго значения надо совершить перформативный жест, перевернуть лист с поэмой верх ногами. Дмитрий работал в традиции жестовой поэзии, одним из первых представителей которой был эго-футурист Василиск Гнедов, исполнявший свою «Поэму конца» (пустой лист бумаги) жестом. Другим представителем жестовой поэзии является Ры Никонова.
Борис Констриктор, как и Дмитрий Авалиани, рисует свои поэмы вручную. Поэмы Бориса имеют тщательно продуманную композицию визуальных элементов. Для него важны такие детали как заплывы букв, подчеркивания в тексте, разделяющие стихотворение на сегменты.
Другим примером «пост-конкретной» поэзии являются машинописные произведения Светы Литвак. Они максимально соответствуют хиггинсову определению конкретной поэмы в силу действительно абстрактного распо- ложения отдельных букв. На содержательном уровне поэма близка крученыховской зауми. Обратим внимание также на рамку, которой автор обвел некоторые буквы – таким же приемом с рамкой пользовался в своих заумных стихах Алексей Крученых [6].
Специфическим расширением конкретной поэзии можно считать поздние поэмы Сергея Сигея и Ры Никоновой в сотрудничестве с другими иностранными визуальными поэтами [8]. Коллаборационное творчество (при создании поэмы участвуют несколько авторов) типично для западных ради- кальных поэтов, но пока ново в России. Интересно также использование Сигеем в таких поэмах резиновых штампов – техники, характерной для мэйл-арта [6].
Эдуард Кулемин создает эстетские графические композиции, которые можно тем не менее читать как текст. Сложные проекты Эдуарда носят акционный характер. Так, в проекте «Коммутация» листы с поэмами мялись руками и подвергались компьютерной обработке.
Третий раздел составляют поэмы «пост-poesia visiva». Под «poesia vi- siva» обычно понимают композиции текста и фотографии, т.е. всевозможные коллажи и смешанные техники. Алексей Даен соединил этот стиль с искус- ством “NO!ART” – одним из альтернативных направлений современного ис- кусства, параллельных в т.ч. и мэйл-арту.
Александр Моцар использует в своих коллажах фотокопии рукописей русских литературных классиков – как, например, Достоевского.
Александр Очеретянский делает выразительные коллажи – часто без какого-либо текста, что можно также воспринимать как некий радикальный поэтический жест, равносильный «Поэме конца» Василиска Гнедова.
Рафаэль Левчин в своих коллажах использует фрагменты с чистым визуальным материалом наряду с текстовыми. По художественным качествам – это продолжение традиции, начатой Куртом Швиттерсом в своих карточках.
Дмитрий Булатов заполняет весь объем страницы разнонаправленными, но упорядоченными в визуальном плане словами – текстами.[7]
В визуальной поэзии авторы пытаются, ломая стиховые традиции, добиться совершенства произведения, выжать самую сущность слова или перешагнуть “за рамки” поэзии и создать нечто большее, чем вербальный текст.
К визуальной практике приобщаются как новые поэты, так и мэтры, например, Андрей Вознесенский выставил свои визуальные поэмы в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва, 1993) [3].
Вот одно из стихотворений Андрея Вознесенского “Аксиома самоиска”:
Палиндромическое сочетание А. Вознесенский располагал в виде традиционного символа – креста. Текст читается по разным плоскостям, слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх. Заколдованный крест заставляет читателя переосмыслить расхожие шаблоны знака и поэтического восприятия.
В целом же, визуальная поэзия работает на нескольких фронтах, заставляя текст фосфорицировать различными смыслами, собирающимися на странице обыкновенной бумаги, делая ее семантически перегруженной, наполненной звуковыми, архитектурными ассоциациями, создавая тем самым, объемное восприятие плоскости листа.
Список литературы
- 1. Бадаев А.Ф. Поэтическая графика как категория текста: постановка проблемы // Художественный текст: структура, семантика, прагматика. Екатеринбург, 1997. С. 46–52.
- 2. Бирюков С. Визуальный прорыв (от фигурных стихов к визуальным системам) // Он же. Зевгма. Русская поэзия. М., 1994. С. 142–182.
- 3. Вознесенский А. Видеомы. М., 1993. 32 с.
- 4. Гаспаров М.Л. Фигурные стихи. Конкретная поэзия. // Он же. Русский стих нача- ла ХХ века в комментариях. М., 2001. С. 27–32.
- 5. Гик А.В. Языковые составляющие «найденных поэм» Бена Портера // Поэтика исканий или поиск поэтики. // Материалы международной конференции. М., 2004. С. 431–437.
- 6. Гик Ю.Л. Наследие Дада в современной визуальной поэзии // Поэтика исканий или поиск поэтики. // Материалы международной конференции. М., 2004. С. 385–390.
- 7. Гик Ю.Л. Документация к выставке визуальной поэзии (L‑галерея, Москва, 25 октября – 12 ноября 2005 г.) // Черновик. 2006. No 21. С. 46–58.
- 8. Сигей С. Краткая история визуальной поэзии в России // Другие. Международ- ный журнал визуальной поэзии. М., 2006. No 1. С. 23–27.
- 9. Фатеева Н.А. Открытая структура. О поэтическом языке и тексте рубежа XX-XXI веков. М., 2006. 147 с.