0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое вольнолюбивая поэзия

Вольная русская поэзия

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

  • Вольная русская печать
  • Вольная русская типография

Полезное

Смотреть что такое «Вольная русская поэзия» в других словарях:

ВОЛЬНАЯ РУССКАЯ ПОЭЗИЯ — ВОЛЬНАЯ РУССКАЯ ПОЭЗИЯ, бесцензурные стихи русских поэтов. С конца XVIII в. (ода «Вольность» А. Н. Радищева) распространялись в списках. Появление и развитие В. р. п. определялось как ростом революционных настроений, так и жестокостью цензурных… … Литературный энциклопедический словарь

Вольная русская печать — бесцензурные издания антисамодержавного, главным образом революционного и демократического направления, печатавшиеся вне пределов Российской империи в середине 19 начале 20 вв. В широком смысле В. р. п. все издания, появлению которых в… … Большая советская энциклопедия

Плещеев, Алексей Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Плещеев. Алексей Николаевич Плещеев Псевдонимы: А.Н.П.; А.П.; А.П. и А.С.; Лишний челове … Википедия

Народное творчество — художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно прикладное… … Большая советская энциклопедия

Дубинушка — … Википедия

Навроцкий, Александр Александрович — Александр Александрович Навроцкий Псевдонимы: Н. А. Вроцкий Дата рождения … Википедия

Навроцкий, Александр — Александр Александрович Навроцкий Псевдонимы: Н. А. Вроцкий Дата рождения: 1 (13) марта 1839(18390313) Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти: 28 мая (10 июня) 1914 … Википедия

Навроцкий, Александр Александрович (русский писатель) — Александр Александрович Навроцкий Псевдонимы: Н. А. Вроцкий Дата рождения: 1 (13) марта 1839(18390313) Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти: 28 мая (10 июня) 1914 … Википедия

Навроцкий А. — Александр Александрович Навроцкий Псевдонимы: Н. А. Вроцкий Дата рождения: 1 (13) марта 1839(18390313) Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти: 28 мая (10 июня) 1914 … Википедия

Навроцкий А. А. — Александр Александрович Навроцкий Псевдонимы: Н. А. Вроцкий Дата рождения: 1 (13) марта 1839(18390313) Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти: 28 мая (10 июня) 1914 … Википедия

Вольнолюбивая поэзия. Что такое вольнолюбивая поэзия?

Вольнолюбивая поэзия — это лирика, посвященная проблемам воли, свободы в различных ее проявлениях, провозглашающая идеи гуманизма и стремления к независимости. В отечественной литературе, пожалуй, она наиболее богато представлена в творчестве великого русского поэта 19 века Александра Сергеевича Пушкина.

Вольнолюбивая лирика Пушкина формировалась в период подъема гражданского самосознания жителей нашей страны после Отечественной войны (1812 год), а также перед восстанием декабристов (произошедшим 14 декабря 1825 года). Жизнеутверждающий пафос поэзии этого автора явился следствием данных событий. Среди большого числа различных мотивов лирики Александра Сергеевича одно из важнейших мест занимает тема свободы, мотив «вольности святой».

Термин «свобода»

Чтобы ответить на вопрос о том, что такое вольнолюбивая поэзия, необходимо определиться сначала, что значит термин «свобода». Для поколения 10 — 20-х годов 19 века — это и независимый дух дружеских союзов, и освобождение от так называемого «гнета власти роковой», и наслаждение величественным простором природы России, и ощущение своей поэтической свободы, свободы творить.

На протяжении всей жизни Пушкина наблюдалась эволюция творческого метода этого автора, подхода к изображению действительности, а значит и образа его лирического героя.

Лирический герой Пушкина

У Александра Сергеевича он — свободолюбивая и духовно богатая личность, готовая пожертвовать во имя общего дела личной свободой, преданная ей, ощущающая противоречия между реальной действительностью и романтическими мечтаниями, протестующая против всякого рода деспотизма, верящая в неизбежное торжество справедливости, а также философски осмысливающая проблему свободы. Все это — черты лирического героя, самовыражающегося в лирике и поднимающего определенные проблемы. Вот что такое вольнолюбивая поэзия.

«Вольность» и «К Чаадаеву»

Так, в оде «Вольность», созданной в 1817 году, показана борьба с тиранией, которая ведется во имя торжества свободы. «Восстаньте, падшие рабы!» — призывает автор.

Призыв к борьбе за свободу слышен и в другом стихотворении, написанном в 1818 году и обращенном к «товарищу» поэта и соратнику в противостоянии деспотизму Петру Яковлевичу Чаадаеву. По жанру оно — послание, в котором отчетливо слышатся политические нотки. Автор призывает посвятить Отчизне «души прекрасные порывы».

Все прогрессивные люди, современники Александра Сергеевича, ждут минуты святой вольности, как молодой любовник — «минуты верного свиданья». В этом послании можно найти два образа: Отчизны и «власти роковой». Благодаря им перед мысленным взором читателя вырисовывается картина нелегкого положения Родины. В стихотворении упоминается слово «звезда», означающее в политической лексике тех лет революцию, символ победы дела освобождения.

«Деревня»

Во время поездки в село Михайловское в 1819 году поэт пишет другое свое творение, «Деревня», которое направлено против крепостного права — еще одного большого зла в России. Лирический герой этого произведения везде наблюдает «невежества убийственный позор». Строится «Деревня» по принципу антитезы: идиллическое описание красот природы в духе сентиментализма в первой части, а во второй — резко меняется характер стиха и ритм. Эта часть — обличительная, в ней представлены обобщенные образы крепостных крестьян и помещиков: «рабства тощего» и «барства дикого».

Другие стихотворения 1820-1824 годов

В следующем произведении, написанном в 1820 году, «Погасло дневное светило», в голосе лирического героя слышится настроение разочарованности. Автор обращается к кораблю с призывом нести его «к пределам дальним» по «прихоти обманчивых морей».

Другие вольнолюбивые стихи Пушкина — «Узник» (1822 год), а также элегия «К морю» (1824 год), в которых присутствует мотив свободы, связанный с проблемой неволи. В последнем произведении море олицетворяет абсолютную независимость для человека — как поэтическую, так и внутреннюю.

Перелом в творчестве

С 1825 года в поэтическом творчестве автора отмечается перелом, связанный с постепенным становлением реализма в его произведениях, а вместе с ним и эволюция вольнолюбивой темы в поэзии А. С. Пушкина. Закономерной представляется и трансформация в стихотворениях тех лет образа лирического героя. Он теперь тяжело переживает поражение декабристов, своих друзей, хранит верность их высоким идеалам. Вольнолюбивая поэзия — это уже не романтическое воспевание независимости творческой личности. Александр Сергеевич уже расстался с иллюзиями своих юных лет, вынес социальному строю суровый, но заслуженный приговор, разделил общество на послушных рабов и владык. Теперь лирический герой уверен в том, что гражданской свободы невозможно достичь без ощущения внутренней свободы личности.

«Анчар»

В написанном в 1828 году стихотворении «Анчар» Пушкин обличает проявления тирании, что позволяет говорить о том, что оно также относится к разделу «вольнолюбивая поэзия». Это произведение трагично по существу. Анчар стоит во вселенной один, как грозный часовой, в скупой и чахлой пустыне. Даже природа его отвергает, не приемлет это «древо яда», «древо смерти». Но вот к анчару послал «человека человек», и тот вернулся с ядом. Раб не протестует против воли своего владыки, приумножившего зло, использовав ядовитый сок дерева для своих стрел и разославшего их в соседние пределы.

Стихотворения 1829-1835 годов

Философские мотивы лирики, связаные с темой свободы, отражают такие вольнолюбивые стихи Пушкина, как «Брожу ли я. » (1829 год), «Элегия» (1830 год), «Вновь я посетил» (1835 год).

В первом стихотворении Пушкин думает о «дубе уединенном», которому суждено пережить его век, как он пережил уже «век отцов».

«Памятник»

Своеобразный итог своей творческой деятельности подводится поэтом в написанном в 1836 году стихотворении «Я памятник себе воздвиг. «. И здесь уже несколько иначе звучит вольнолюбивая поэзия. Это произведение — перевод одной из од Горация. Александр Сергеевич отмечает свои заслуги перед потомками и народом в том, что он славил идеалы свободы и призывал «милость к падшим».

Жанровые особенности вольнолюбивой поэзии

Необходимо отметить жанровое многообразие лирики поэта, называемой вольнолюбивой: это и элегия, и ода, и сонет, и послания, и лирические стихотворения. В этих произведениях Пушкину удалось объединить книжные и разговорные элементы речи на основе живого народного языка. В стихотворениях Александр Сергеевич исповедовал стиль призывной ораторской речи, и для этой цели включал в тексты обращения, а также глаголы в повелительном наклонении. Используются такие художественные приемы, как символы (океан, море, звезда — символы свободы), сравнения, анафоры и др.

В лирике этого автора мотивы свободы многообразны и воплощены оригинально в художественной форме его стихотворений. Благодаря этому его произведения пережили столетия и обессмертили имя их создателя. Вольнолюбивая поэзия — это и есть, говоря коротко, призыв к свободе, мечта о ней.

Значение вольнолюбивой поэзии Пушкина

Жизнь и творчество Александра Сергеевича не прошли бесследно. Вольнолюбивая лирика Пушкина сыграла очень важную роль в общественно-политической жизни того времени. Его творчество сильно повлияло на дальнейшее развитие гражданской поэзии: дело Пушкина продолжили Михаил Юрьевич Лермонтов, Николай Алексеевич Некрасов и другие.

Вот что такое вольнолюбивая лирика Пушкина. В данной статье указаны не все стихотворения, относящиеся к этому разделу, поэтому изучение творческого наследия Александра Сергеевича можно продолжить, опираясь на другие источники.

Свободолюбивая лирика Пушкина 9 класс сочинение сообщение доклад

Понятия свободы и свободной души являлись у Пушкина главной темой в его работах и сочинениях. Всю свою жизнь он был убеждён, что нет ничего важнее человеческой свободы, и свободы выбора соответственно. Пушкин по сути своей был человеком высокомерным, который не терпел когда у него что-то отнимают или запрещают. Это отразилось и на его творчестве.

В своих произведениях он всегда подчёркивал мысль, что надо ценить и уважать как свою свободу, так и свободу окружающих. В её произведениях также можно встретить строки о родине, природе, любви к ней, и прочие вещи, олицетворяющие его свободолюбивую душу.

Впрочем, Пушкин всегда старался передать тот свободолюбивый дух, который витал в нём, и всегда старался передать его своему окружению. Он активно продвигал идею либерализма, дабы все были свободными, и сами управляли своими жизнями. Что не могло не вызвать негодование со стороны правящей власти. Пушкин иногда испытывал гонения со стороны власти, но благодаря своему авторитету ему удавалось всегда выходить сухим из воды. Но благодаря своему статусу он также не мог уйти из конфликта с кем- либо просто так. Из-за чего, в конце концов, он получил ранение и умер от него. Пушкин всегда был и есть человеком, для которого превыше всего была его свобода и нравственное состояние души, а он не мог её держать в покое пока он был лишён свободы, или пока эту свободу притупляли.

Читать еще:  Какое склонение слова поэзии

В большинстве произведений он также буквально оскорблял большинство поэтов за их стереотипность, весело над ними подшучивая, из-за чего были люди, которые откровенно его недолюбливали и просили больше ничего в таком духе не делать, но из-за него, опять же, свободолюбивой, он считал, что слово должно было свободно и не должно быть скрыто от всеобщего обозрения. Таким образом, он имел множество врагов в своём окружении, но и чувствовал себя прекрасно, ведь, он думал, что если тебя ненавидят, значит, ты в чём то лучше тех, кто тебя ненавидит. Таким был Александр Сергеевич Пушкин, человеком своенравным, несомненно, высокомерным.

В данном сочинении я проанализировал поэзию и лирику Пушкина и сделал вывод, который описан выше. Моё мнение является субъективным, из-за чего не стоит относиться к нему как к истинно верному.

Сочинение Свободолюбивая лирика Пушкина

На протяжении своего творчества поэт неоднократно обращался в стихотворениях к теме свободы, при этом выражение мыслей автора в этом отношении менялось в зависимости от происходящих в стране событий и взросления поэта.

Впервые свободолюбивые ноты прозвучали с написанной юным поэтом оде «Вольность», в которой автор размышляет о необходимости сочетания свободы с законами, упоминая убитого французского короля, но предполагает, что призывая к бунтарским призывам обрести свободную жизнь невозможно.

Размышляя над идеей о вольности, поэт объединяет свободу с патриотическим чувством и любовью к родной земле, рассуждает об этом в дружеском послании «К Чаадаеву». В произведении поэт выделяет образ родины, находящейся в тяжелом положении, и правящей власти. Здесь начинают прослеживаться революционные мысли автора и его мечты об освобождении родины от власти самодержавия.

Выражением идей дворянской молодежи, является написание поэтом произведения «Деревня», в котором он размышляет о проблеме крепостного права. Используя в качестве художественного приема антитезу, автор на примере деревенского пейзажа рисует волшебные картины природы с отсутствием борьбы и разногласий, а затем акцентирует внимание читателя на ужасающих фактах жизни крепостных людей.

По прошествии нескольких лет поэт меняет отношение к понятию свободы, находясь под воздействием романтических настроений, и отображает идею вольности как абсолютный абстрактный факт, как вольную стихию в образе могучего океана, олицетворяющего абсолютную свободу («К морю», «Узник»).

Позже к поэту приходит разочарование освободительными движениями, он резко высказывается о людях, неспособных ощутить чувство вольности («Свободы сеятель пустынный»).

После подавления восстания декабристов в произведениях поэта начинают присутствовать мысли, что долгожданная свобода достается невероятной ценой, забирая жизни близких людей («Во глубине сибирских руд», «Арион»).

Ряд стихов посвящены автором поэтической свободе, которую он воспевает как приверженность творческого человека к собственному вдохновению, независимому от непросвещенного мнения общества («Поэт», «Поэт и толпа»).

В последние годы жизни, находясь в зрелом возрасте, поэт снова обращается к свободолюбивой тематике, раскрывая понятие внутреннего освобождения, когда человек мечтает о жизненном покое, далеком от революций («Пора, мой друг, пора!»).

В конце своего творчества, поэт создает поэтическое завещание, снова и снова проповедуя различные проявления свободолюбия («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»).

Вариант 3

Что такое свобода? Рано или поздно этим вопросом задается каждый. В моем понимании свобода – это состояние души, при котором человек делает то, что хочет, а не то, что ему велят окружающие. Это отсутствие неволи, рабства, границ и ограничений. Когда человек свободен, он волен выбирать и быть счастливым.

Тема свободы стала одной из центральных в творчестве многих поэтов, писателей и философов. Каждый из них понимал волю по – своему; воспевал ее и Александр Сергеевич Пушкин. Еще в юности, учась в лицее, поэт не представлял свою жизнь без свободы, посвящая ей множество стихотворений. Одним из таких произведений стала ода «Вольность», в которой Пушкин категорически отвергает рабство, отдавая предпочтение равенству и гуманности. «Хочу воспеть Свободу миру», — говорит поэт. Воля для Пушкина – это главная жизненная ценность, высшее благо и счастье. При этом источник несвободы поэт видит в государстве, крепостничестве и в самих людях.

В годы Южной ссылки тема свободы становится главной для Пушкина. В это время он пишет стихотворение «Узник», где основной мотив – личная свобода. Душа Пушкина томилась в неволе, на которую его обрекла государственная власть, поэтому в произведении «Узник» он ассоциирует себя с орлом, который вынужден обитать за решеткой в темнице. Во время ссылки в Михайловском селе Александр Сергеевич пишет другое стихотворение о свободе — «Во глубине сибирских руд…». В нем Пушкин использует множество аллегорий неволе, такие как «мрачные затворы» и «оковы тяжкие». Итоговым произведением о свободе можно считать стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», написанное в 1836 году. Именно тогда поэт по – новому взглянул на волю и рабство. Пушкин понял, что никакие тираны не могут отнять духовную свободу человека. Каждый имеет право наслаждаться природой и волей.

Таким образом, можно сделать вывод, что свобода для Пушкина – это независимость, отсутствие рабства и подавления личности, возможность иметь свое мнение и высказывать его. Волю, по мнению Александра Сергеевича, нужно уважать, ведь только с ней человек может быть по – настоящему счастливым.

Также читают:

Картинка к сочинению Свободолюбивая лирика Пушкина

Популярные сегодня темы

  • План сказки Стойкий оловянный солдатик Андерсена

Мальчику подарили оловянных солдатиков, упакованных в картонную коробку. 24 солдата выглядели совершенно одинаково, а 1 отличался от них. У него не было ноги, но это ничуть не мешало ему стоять твёрдо.

Комедийную пьесу «Дядя Ваня», написанную одним из величайших писателей той современности Антоном Павловичем Чеховым читатель увидел в конце девятнадцатого века. Писатель напрочь отбросил все традиции

Русалочка — это известная сказка, знакомая всем с раннего детства. На ее основе снято много мультфильмов, с самым разным окончанием истории. Однако оригинальная история, несмотря на грустный финал, наполнена глубоким смыслом.

Илья Обломов оставляет эту жизнь, так и не сумев перебороть свои привычки и установки и не достигнув в своей жизни никаких высот. Его же фамилия Обломов совсем не исправляет ситуацию

В рассказе Всеволода Михайловича Гаршина «Художники» явственно прослеживается борьба двух эстетических течений живописи русских художников.

Вольнолюбивая поэзия — это. Что такое вольнолюбивая поэзия?

Вольнолюбивая поэзия — это лирика, посвященная проблемам воли, свободы в различных ее проявлениях, провозглашающая идеи гуманизма и стремления к независимости. В отечественной литературе, пожалуй, она наиболее богато представлена в творчестве великого русского поэта 19 века Александра Сергеевича Пушкина.

Вольнолюбивая лирика Пушкина формировалась в период подъема гражданского самосознания жителей нашей страны после Отечественной войны (1812 год), а также перед восстанием декабристов (произошедшим 14 декабря 1825 года). Жизнеутверждающий пафос поэзии этого автора явился следствием данных событий. Среди большого числа различных мотивов лирики Александра Сергеевича одно из важнейших мест занимает тема свободы, мотив «вольности святой».

Термин «свобода»

Чтобы ответить на вопрос о том, что такое вольнолюбивая поэзия, необходимо определиться сначала, что значит термин «свобода». Для поколения 10 — 20-х годов 19 века — это и независимый дух дружеских союзов, и освобождение от так называемого «гнета власти роковой», и наслаждение величественным простором природы России, и ощущение своей поэтической свободы, свободы творить.

На протяжении всей жизни Пушкина наблюдалась эволюция творческого метода этого автора, подхода к изображению действительности, а значит и образа его лирического героя.

Лирический герой Пушкина

У Александра Сергеевича он — свободолюбивая и духовно богатая личность, готовая пожертвовать во имя общего дела личной свободой, преданная ей, ощущающая противоречия между реальной действительностью и романтическими мечтаниями, протестующая против всякого рода деспотизма, верящая в неизбежное торжество справедливости, а также философски осмысливающая проблему свободы. Все это — черты лирического героя, самовыражающегося в лирике и поднимающего определенные проблемы. Вот что такое вольнолюбивая поэзия.

«Вольность» и «К Чаадаеву»

Так, в оде «Вольность», созданной в 1817 году, показана борьба с тиранией, которая ведется во имя торжества свободы. «Восстаньте, падшие рабы!» — призывает автор.

Призыв к борьбе за свободу слышен и в другом стихотворении, написанном в 1818 году и обращенном к «товарищу» поэта и соратнику в противостоянии деспотизму Петру Яковлевичу Чаадаеву. По жанру оно — послание, в котором отчетливо слышатся политические нотки. Автор призывает посвятить Отчизне «души прекрасные порывы».

Все прогрессивные люди, современники Александра Сергеевича, ждут минуты святой вольности, как молодой любовник — «минуты верного свиданья». В этом послании можно найти два образа: Отчизны и «власти роковой». Благодаря им перед мысленным взором читателя вырисовывается картина нелегкого положения Родины. В стихотворении упоминается слово «звезда», означающее в политической лексике тех лет революцию, символ победы дела освобождения.

«Деревня»

Во время поездки в село Михайловское в 1819 году поэт пишет другое свое творение, «Деревня», которое направлено против крепостного права — еще одного большого зла в России. Лирический герой этого произведения везде наблюдает «невежества убийственный позор». Строится «Деревня» по принципу антитезы: идиллическое описание красот природы в духе сентиментализма в первой части, а во второй — резко меняется характер стиха и ритм. Эта часть — обличительная, в ней представлены обобщенные образы крепостных крестьян и помещиков: «рабства тощего» и «барства дикого».

Читать еще:  Какой жанр ввел в поэзию карамзин

Другие стихотворения 1820-1824 годов

В следующем произведении, написанном в 1820 году, «Погасло дневное светило», в голосе лирического героя слышится настроение разочарованности. Автор обращается к кораблю с призывом нести его «к пределам дальним» по «прихоти обманчивых морей».

Другие вольнолюбивые стихи Пушкина — «Узник» (1822 год), а также элегия «К морю» (1824 год), в которых присутствует мотив свободы, связанный с проблемой неволи. В последнем произведении море олицетворяет абсолютную независимость для человека — как поэтическую, так и внутреннюю.

Перелом в творчестве

С 1825 года в поэтическом творчестве автора отмечается перелом, связанный с постепенным становлением реализма в его произведениях, а вместе с ним и эволюция вольнолюбивой темы в поэзии А. С. Пушкина. Закономерной представляется и трансформация в стихотворениях тех лет образа лирического героя. Он теперь тяжело переживает поражение декабристов, своих друзей, хранит верность их высоким идеалам. Вольнолюбивая поэзия — это уже не романтическое воспевание независимости творческой личности. Александр Сергеевич уже расстался с иллюзиями своих юных лет, вынес социальному строю суровый, но заслуженный приговор, разделил общество на послушных рабов и владык. Теперь лирический герой уверен в том, что гражданской свободы невозможно достичь без ощущения внутренней свободы личности.

«Анчар»

В написанном в 1828 году стихотворении «Анчар» Пушкин обличает проявления тирании, что позволяет говорить о том, что оно также относится к разделу «вольнолюбивая поэзия». Это произведение трагично по существу. Анчар стоит во вселенной один, как грозный часовой, в скупой и чахлой пустыне. Даже природа его отвергает, не приемлет это «древо яда», «древо смерти». Но вот к анчару послал «человека человек», и тот вернулся с ядом. Раб не протестует против воли своего владыки, приумножившего зло, использовав ядовитый сок дерева для своих стрел и разославшего их в соседние пределы.

Стихотворения 1829-1835 годов

Философские мотивы лирики, связаные с темой свободы, отражают такие вольнолюбивые стихи Пушкина, как «Брожу ли я. » (1829 год), «Элегия» (1830 год), «Вновь я посетил» (1835 год).

В первом стихотворении Пушкин думает о «дубе уединенном», которому суждено пережить его век, как он пережил уже «век отцов».

«Памятник»

Своеобразный итог своей творческой деятельности подводится поэтом в написанном в 1836 году стихотворении «Я памятник себе воздвиг. «. И здесь уже несколько иначе звучит вольнолюбивая поэзия. Это произведение — перевод одной из од Горация. Александр Сергеевич отмечает свои заслуги перед потомками и народом в том, что он славил идеалы свободы и призывал «милость к падшим».

Жанровые особенности вольнолюбивой поэзии

Необходимо отметить жанровое многообразие лирики поэта, называемой вольнолюбивой: это и элегия, и ода, и сонет, и послания, и лирические стихотворения. В этих произведениях Пушкину удалось объединить книжные и разговорные элементы речи на основе живого народного языка. В стихотворениях Александр Сергеевич исповедовал стиль призывной ораторской речи, и для этой цели включал в тексты обращения, а также глаголы в повелительном наклонении. Используются такие художественные приемы, как символы (океан, море, звезда — символы свободы), сравнения, анафоры и др.

В лирике этого автора мотивы свободы многообразны и воплощены оригинально в художественной форме его стихотворений. Благодаря этому его произведения пережили столетия и обессмертили имя их создателя. Вольнолюбивая поэзия — это и есть, говоря коротко, призыв к свободе, мечта о ней.

Значение вольнолюбивой поэзии Пушкина

Жизнь и творчество Александра Сергеевича не прошли бесследно. Вольнолюбивая лирика Пушкина сыграла очень важную роль в общественно-политической жизни того времени. Его творчество сильно повлияло на дальнейшее развитие гражданской поэзии: дело Пушкина продолжили Михаил Юрьевич Лермонтов, Николай Алексеевич Некрасов и другие.

Вот что такое вольнолюбивая лирика Пушкина. В данной статье указаны не все стихотворения, относящиеся к этому разделу, поэтому изучение творческого наследия Александра Сергеевича можно продолжить, опираясь на другие источники.

Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века
Петр Андреевич Вяземский.
Начало поэтического творчества. Вольнолюбивая лирика

Начало поэтического творчества. Вольнолюбивая лирика

Года с 1808 (когда появилось в печати первое стихотворение Вяземского) и до конца 1810-х гг. можно определить как первый период в творчестве Вяземского. Для Вяземского никогда не существовало проблемы вхождения в литературу, «всю или почти всю литературу он нашел в собственном доме еще мальчиком. можно сказать, получил ее в наследство». Друг и почитатель Жуковского, Батюшкова, Дмитриева, воспитанный в семье Н. М. Карамзина и глубоко уважавший его, Вяземский, даже разойдясь с ним во взглядах, ни разу не сказал против него ни одного слова, тщательно избегая любого возможного намека на полемику с ним. Пламенный сторонник «Арзамаса», Вяземский пишет в тех стилевых и жанровых нормах, что отмечали карамзинскую школу. Но Вяземский не сумел проявить себя ни в одном из главенствующих жанров русской поэзии.

Его ранние стихи написаны в жанрах «легкой поэзии» – эпиграмма, альбомные стихи, куплеты, дружеское послание (в духе «Моих пенатов» Батюшкова). Лирический герой Вяземского – эпикуреец, мирно наслаждающийся своим уединением и всеми прелестями этого мирного существования на лоне природы. Вяземский пишет и сатиры литературные, направленные против литературных врагов Карамзина и «арзамасцев» – язвительные, колкие. Недаром юный Пушкин назовет Вяземского «грозой всех князей стихотворцев на Ш», имея в виду князей П. А. Шаликова, А. А. Шаховского и С. А. Ширинского-Шихматова, ярых противников «Арзамаса», сторонников «Беседы» и школы А. С. Шишкова. В 1817 г. Вяземский составляет проект литературно-политического журнала (органа «Арзамаса»).

Для решения новых творческих задач Вяземский ищет особые пути развития своей поэзии. «Худо верую в литературу, которая рождается и сосредотачивается в самой себе – вне больших житейских течений», – пишет он.

Важное свойство поэзии Вяземского – публицистичность. Поэзия, по его мнению, должна быть злободневна. «Поэту должно иногда искать вдохновение в газетах – теперь чудесное, сей великий помощник поэзии, на земле», – пишет он в 1821 г.

Вяземский 1820-х гг. по преимуществу поэт-публицист, поэт-сатирик. Стихи его чаще всего были известны по многочисленным спискам, т. к. не могли пройти через цензуру. В 1820 г. Вяземский был один из тех, кто подал царю записку об освобождении крестьян: «. рабство – уродливость, свобода. также неотъемлемая собственность человека, как воздух, вода и солнце», – написал он. В этом же году Вяземский пишет «Негодование» – своеобразную вольнолюбивую оду в духе вольных стихов Радищева, Рылеева, молодого Пушкина. «Негодование» – протест против крепостного гнета и деспотической власти самодержавия. Пафос поэзии Вяземского – пафос гражданский:

Я правде посвятил свой пламенный восторг;
Не раз из непреклонной лиры
Он голос мужества исторг.
Мой Аполлон – негодованье!

«Негодованье» – (термин декабристской поэзии) подсказало поэту сильные разящие слова:

. Где же он? Где ж казни бог?
Где ж судия необольстимый?
Что ж медлит он земле суд истины изречь?
Когда ж в руке его заблещет ярый меч
И поразит порок удар неотразимый?

«Негодованье» – лучшее произведение, сколько силы и души», – писал Вяземскому А. И. Тургенев. Вяземский обращается к традициям русской поэзии XVIII века (и в этом оригинальность стихотворения), к гражданским одам Державина и Радищева, отсюда приподнятая одическая лексика (обилие архаизмов), столь необходимая для «высокой» гражданской поэзии. «Архаизация» языка как бы подчеркивает значительность той темы, которую Вяземский развивает в своем стихотворении:

Свобода! О младая дева!
Посланница благих богов!

Твоих неистовых врагов.
Ты разорвешь рукой могущей
Насильства бедственный устав.

Вяземский еще верит:

Он загорится, день, день торжества и казни,
День радостных надежд, день горестной боязни!
Раздастся песнь побед вам, истины жрецы,
Вам, други чести и свободы!
Вам плач надгробный! Вам, отступники природы!
Вам, притеснители! Вам, низкие льстецы!

Но, подвергая резкой критике существующий порядок, Вяземский невольно ослабляет гражданский пафос своего стихотворения – гимна свободе:

Свобода.
Снесешь нам книгу вечных прав –
Союз между граждан и троном.

Союз граждан и трона – вот, по мнению Вяземского, гарантия свободы.

Политические сатиры Вяземского были широко известны («Давайте нам сатиры, сатиры и сатиры», – пишет ему К. Ф. Рылеев в феврале 1825 г). Сатира Вяземского «Петербург» была опубликована в «Полярной звезде» (издание К. Ф. Рылеева и А. А. Бестужева).

Как бы продолжая созданную поэтами XVIII в. традицию сатирических жанров, и свои вольные стихи он насыщает сатирическим содержанием («Сибирякову», «Волнение»). Вяземский пишет и куплеты, но куплеты сатирические. К такому жанру принадлежит и самая яркая из его сатир – «Русский бог» (1828). Известное читателям по многочисленным спискам, это стихотворение было впервые опубликовано в 1854 г. в Лондоне А. И. Герценом:

Нужно ль вам истолкованье,
Что такое русский бог?

Сколько я заметить мог.
Бог метелей, бог ухабов,
Бог мучительных дорог,
Станций – тараканьих штабов,
Вот он, вот он, руский бог.

Бог голодных, бог холодных,
Нищих вдоль и поперек.
Бог лаптей.

Бог имений недоходных.
Бог наливок, бог рассолов,
Душ, представленных в залог,
Бригадирш обоих полов,

Бог всех с анненской на шеях,
Бог дворовых без сапог,
Бар в санях при двух лакеях,

Бог всего, что из границы,
Не к лицу, не под итог.
Бог бродяжных иноземцев,

Бог в особенности немцев,
Вот он, вот он, русский бог.

Читать еще:  Что такое золотой век русской поэзии

Мысли Вяземского как бы перекликаются со словами Пушкина: «Мы в сношениях с иностранцами не имеем ни гордости, ни стыда. Мы хохочем и переводим эти барские слова любопытному путешественнику. Все это попадает в его журнал и печатается в Европе – это мерзко. Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног – но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство. . Мы живем в печальном веке» (из письма к П. А. Вяземскому. 27 мая 1826 г.).

«Русский бог» – это резкий выпад против несправедливого устройства общества:


К умным беспощадно строг,
Бог всего, что есть некстати,
Вот он, вот он, русский бог.

Вяземский создает – своеобразный стихотворный фельетон. Для языка Вяземского характерны просторечие, народные обороты, газетная лексика (даже собственные имена связаны с некоторыми событиями). Вяземский как бы хочет порвать с «элегическим» направлением русской поэзии 1820 г., создавая новые формы художественного выражения («Коляска», «Зимние карикатуры», «Станция»). Если непринужденный разговор и мягкий переход от темы к теме еще сближает «Коляску» с традиционным дружеским посланием, то гражданский пафос и едкая сатира – это новые, отличительные черты поэзии Вяземского:

Прости, блестящая столица!
Великолепная темница,
Великолепный желтый дом,

Где пленники слепых дурачеств
Различных званий, лет и качеств,

Уже в этих нескольких строчках мы видим те приемы, которые так характерны для поэзии Вяземского 1820-х гг. – смелые и яркие сочетания несочетаемых слов: темница «великолепная», дом сумашедших – «великолепный», плясать «под ярмом».

Вольнолюбивая лирика

— великий русский национальный поэт, основоположник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихотворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирских руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «вольность».

В первый период своего творчества — период окончания лицея и проживания в Петербурге — до 1820 года — понятие свободы у него было связано с понятием политической свободы.

В 1817 году он пишет оду «Вольность», которая явилась примером гражданской витийственной лирики. Ода продолжает традиции классицизма, но развивает их В декабристском направлении. Она делает Пушкина одним из первых поэтов-декабристов.

В первой части поэт обращается к певице Свободы и просит у нее вдохновения для гсрздания стихов, чтобы «воспеть свободу миру, на тронах поразить порок». Высту-‘ лая против тирании, поэт призывает угнетенных восстать:

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы.

Затем автор размышляет о том, что для счастья народа необходимо сочетание свободы и законов. Граждане должны быть равны в своих правах и обязанностях. Он пишет об убитом Людовике XVI — «мученике ошибок славных», указывая при этом не только на то, что неповинующиеся закону должны быть наказаны, но и проводит мысль, что путем революций и бунтов к свободе тоже не прийти. Смерть Людовика он сравнивает с убийством Павла I. Воспевая конституционную монархию, в конце оды он призывает царей:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Продолжая мысли оды «Вольность», в 1818 году Пушкин пишет стихотворение «К Чаадаеву», в котором идеи вольности сливаются с идеями патриотизма и любви к родине. Жанр стихотворения — дружеское послание— приобретает черты послания политического. В нем возникает два образа: «власть роковая» и «Отчизна». В сопоставлении этих образов прослеживается мысль о тяжелом положении родины, народа «под гнетом власти роковой». В обращении «товарищ» появляется новый оттенок — соратник в борьбе, единомышленник. В стихотворении много политической лексики и архаизмов, что соответствует высокому гражданскому пафосу произведения. Стихотворение проникнуто боевым, революционным духом и пламенным патриотизмом, заканчивается оптимистически: восход звезды символизирует победу дела освобождения.

Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена. В 1819 году мысли Пушкина более конкретизировались, и в стихотворении «Деревня» он уже не предается абстрактной идее свободы, а рисует конкретные картины современной ему России. «Деревня» — это выступление поэта по одному из важнейших вопросов того времени — вопросу о крепостном праве. Оно выражало чаяния передовой дворянской молодежи. Стихотворение построено по принципу антитезы. В первой части поэт рисует идиллическую картину природы, в которой отсутствует борьба и противоречия. Это детально выписанный пейзаж. В нем легко угадываются окрестности Михайловского.

Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крилаты; Везде следы довольства и труда. Вторая часть противопоставлена первой. Автор приводит ужасающие факты крепостничества:

Здесь барство дикое, без чувства,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Здесь тягостный ярем до гроба все

Возникающие образы «барства дикого» и «рабства тощего» — это обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян. Стихотворение заканчивает риторическим вопросом:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Во время южной ссылки мысли поэта о свободе претерпели изменения. В этот период Пушкин находился в плену романтизма и поклонялся, как все тогдашние молодые люди, великим личностям: Байрону и Наполеону. Понятие «свобода» приобрело абсолютное, абстрактное значение. Поэт, увлеченный идеями революций в Греции и Италии, пишет стихи о побеге в «мир вольных стихий». В стихотворении «Узник» мы видим мотив побега. Здесь же присутствуют постоянные романтические символы: море, отдаленные берега, ветер, ночь, звезды, облака. Эти «вольные стихии» противопоставлены несвободному миру с его «темницами сырыми» и «решетками». В элегии «К морю» поэт прощается со свободной стихией — океаном, который воплощает в себе могучие силы природы, идеал абсолютной свободы:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

В 1823 году поэт переживает мировоззренческий кризис, изменивший его свободолюбивые идеалы. Он разочаровывается в освободительных движениях. Результатом этого явилось стихотворение «Свободы сеятель пустынный», в котором ярко показано отношение автора к людям, не способным к борьбе за свободу и не желающим быть свободными:

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам. дары свободы?

Их должно резать или стричь.

В произведениях этого периода появляется и новое, приземленное понятие свободы — свободы материальной. Так, в стихотворении «Разговор книголрбдавцэ с поэтом» он высказывает такую истину: «В наш век жестокий без денег и свободы нет».

События 14 декабря 1825 года очень повлияли на Пушкина. Среди декабристов было много его друзей и товарищей. После поражения восстания Пушкин вновь задумывается над тем, что такое свобода и какой ценой она достается. Он пишет ряд стихотворений, адресованных друзьям-декабристам. Среди них послание в Сибирь «Во глубине сибирских руд», отправленное с отъезжающей к мужу Муравьевой. В нем Пушкин хотел поддержать моральный дух своих друзей. Он верил, что дело свободы победит и тогда «оковы тяжкие падут, темницы рухнут». Он остался верен делу декабристов, говоря о том, что их «скорбный труд» не пропал, на их место пришли новые борцы. В стихотворении «Арион» поэт как бы воссоздает ход событий до и после декабрьского восстания. В основу стихотворения положен известный миф о древнегреческом поэте и певце Арионе. Пушкин изменил ситуацию античной легенды. Певец окружен друзьями, а не врагами, дружно плывущими к единой цели, направляемые твердой рукой «кормщика умного». Поэт поет песни «беспечной веры полн» в торжество общего дела. Затем появляется образ «грозового вихря», в результате которого «погиб и кормщик, и пловец», но «таинственный певец» «выброшен на берег волною». Он остается верен своим идеалам и помыслам:

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

В конце двадцатых годов у Пушкина появляется ряд стихотворений, посвященных свободе творчества. Поэтическая свобода — это независимость поэта и его деятельности от мнения толпы «непросвещенной», и добиться этого можно, лишь следуя своему вдохновению, «велению Музы». Это особенно ярко прослеживается в стихотворениях «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830).

Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный

Услышишь суд глупца и смех толпы

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

В зрелые годы у Пушкина происходит новая переоценка ценностей. У него возникает новый образ свободы — свободы личной, внутренней. Он хочет покоя в жизни, отказываясь от прежних идеалов революционной свободы. «На свете счастья нет, но есть покой и воля», — пишет он в стихотворении «Пора, мой друг, пора!» (1834), а в стихотворении «Из Пиндемонти» (1836) лишь подтверждает эту мысль:

Иная, лучшая потребна мне свобода.

. себе лишь самому

Служить и угождать,

По прихоте своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам.

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836) является в определенном смысле поэтическим завещанием поэта, в котором он подводит итог своему творчеству. Главную свою заслугу он видит в том,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Итак, идеалы свободы постоянно претерпевали изменения на протяжении всей жизни поэта. Это было обусловлено как обстановкой в стране, так и личными фактами биографии поэта. Но несмотря ни на что, Пушкин всегда оставался великим вольнодумцем и проповедником свободы во всех ее проявлениях.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector