8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое золотой век русской поэзии

Что такое золотой век русской поэзии

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.
Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.
А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.
Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.
А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».
С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.
Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.
Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.
Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.
Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Золотой век русской поэзии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Читать еще:  Чья поэзия высшее достижение русского романтизма

Традиционно поэзию, литературу и в целом культуру первой трети XIX столетия называют Золотым веком русской поэзии. По своей сути, указанный период стал эпохой русского Просвещения, временем высочайших достижений во всех сферах русской культуры. Важно отметить, что, несмотря на огромный вклад А. С. Пушкина, А. В. Жуковского и других выдающихся поэтов, для того, чтобы понять сущность данной эпохи, нужно осмыслить не отдельные имена или явления, но эпоху в целом. В это время художественная литература и поэзия, музыка и архитектура, живопись и наука – все указанные направления интенсивно развивались в органичной целостности и единстве.

Хронологические рамки Золотого века

Пространство Золотого века весьма условно, как достаточно условны границы других исторических и культурных эпох. Говоря о проявлении русского Просвещения в литературе, следует отметить, что большая часть исследователей связывает начало культурного периода с именем А. С. Пушкина.

В качестве наиболее важных достижений русской поэзии, литературы и культуры в целом на данном этапе можно назвать следующие:

  • осознание подлинной ценности народной культуры, содержание и смыслы которой становятся подлинной основой творений выдающихся представителей культурной эпохи;
  • осознание подлинной сущности, значения православия.

Хотелось бы отметить, что Золотой век как историко-культурное явление объединяет в себе имена выдающихся поэтов, творчество которых характеризуется ярко выраженной индивидуальностью, сами произведения неоднородны. Если начальный этап Золотого века связывают с именами Жуковского и Пушкина, замыкает период творчество Ф. И. Тютчева, которое по своей тональности, по своему звучанию существенно отличается от лирических голосов предшественников. В частности, существенные отличия фиксируются:

  • в особенностях отображения мотива личностного бессмертия;
  • в особенностях воплощения лирического героя.

Особенности репрезентации мотива бессмертия в творчестве поэтов Золотого века

Готовые работы на аналогичную тему

Мотив бессмертия выступает одним из ведущих в творчестве большинства русских поэтов на протяжении всей истории развития национальной литературы и поэзии. В наследии поэтов Золотого века указанный мотив находит свое яркое отражение в творчестве А. С. Пушкина и Ф. И. Тютчева, однако, особенности его воплощения на начальном и завершающем этапах исследуемого историко-культурного периода существенно отличаются.

В пушкинской лирике тема бессмертия – это знак победы витального начала над губительным временем, над собственной гибелью. Поэт смело окидывает взглядом цепь времен, будущие поколения, в которых навсегда будет укоренено его имя:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

Тютчев же откидывает мотив личностного бессмертия, тональность его повествования не столь оптимистична, как у Пушкина, Жуковского или Батюшкова. Взгляд поэта обращен либо в безвозвратно ушедшее прошлое, либо в безрадостное будущее. В отличие от своих предшественников, Тютчев не придает особой ценности своим произведениям, многие из которых он попросту сжигает. Сами стихи пишутся «на случай», что существенно затрудняет их датировку, создание хронологии развития творческого метода поэта.

Смысл поэзии для Тютчева – не утверждение собственного личностного бессмертия, но усмирение гибельных страстей человека.

Иначе говоря, особенности воплощения мотива личностного бессмертия существенно отличаются в творчестве начала и завершения Золотого века: вера в бессмертие, в продолжение бытия в душах и умах последователей у Жуковского и Пушкина сменяется разочарованием как в жизни, так и в самой поэзии в произведения Тютчева.

Лирический герой поэтов Золотого века

Существенные отличия отмечаются и в особенностях создания поэтами лирического героя. Лирический герой Тютчева одинок, бесприютен, его судьба – непрерывная цепь утрат и разочарований. Земная жизнь – лишь движение к смерти, заточение, тюрьма для души лирического героя. Каждое обретение краткосрочно, омрачено ощущением грядущей потери. Сами произведения пронизаны эсхатологическим мироощущением, мировосприятием.

Лирический герой ощущает свой возраст как тяжесть, каждый прожитый год тяжким бременем ложится на его плечи. Он живет натужно, одновременно страшась и ожидая смерти. Причем, смерть воспринимается не столько как конец бытия, но как приближение покоя, как отражение бессмысленности земной жизни. Во многом подобные особенности повествования могут быть обусловлены биографическими событиями, в частности, смертью старшего брата в декабре 1870 г. Тютчеву неведомо гармонизирующее, умиротворяющее начало пушкинской поэзии, просветляющий, религиозный покой Жуковского, его лирический герой находится на пороге смерти с самого момента его рождения. Он трагически чувствует всю тяжесть и бренность этого мира, который приносит ему душевные муки и страдания.

Сама поэзия Тютчева характеризуется противоречивостью, контрастностью, на фоне трагичности человеческого бытия особой гармонией наделяется мир природы, для каждой очередной весны которой неведомым остается существование предыдущей и последующей.

Иная тональность, иные особенности создания образа лирического героя отмечаются в поэзии Пушкина. Несмотря на то, что жизнь выдающегося русского поэта не была безоблачной, на его долю выпали печальные хлопоты и личные трагедии, включая смерть матери, дяди, его поэзия всегда звучит жизнеутверждающе.

Не знакомо томительное ожидание смерти, душевная пустота и лирическому герою Жуковского. Для него несчастная любовь и редкие минуты счастья, тоска волнений и страданий – то, что составляет богатство души, определяет полнокровную жизнь.

Таким образом, на основании проведенного анализа мы можем сделать вывод о контрастном соотношении стилей поэтов начала и конца Золотого века, что находит свое отражение как в выборе мотивов, так и особенностях их воплощения в повествовании, в самой тональности произведений. Жизнерадостная, жизнеутверждающая поэзия Пушкина в начале исследуемого историко-культурного периода сменяется разочарованием, пессимизмом Тютчева.

Читать еще:  С чем лютик сравнил любовь в полвека поэзии

Что такое золотой век русской поэзии

Лирическая поэзия пушкинской поры

Недаром – нет! – промчалась четверть века!

Пушкинская пора – это 1810–1830-е годы, «четверть века», отсчитанная самим Пушкиным от даты основания Царскосельского лицея (1811 г.), «золотой век» русской поэзии. Именно в это время, по словам велеречивого, но, как правило, точного в своих оценках и прозорливого Н. В. Гоголя, полагались «страшные граниты» в основание «огромного здания чисто русской поэзии».[1]

Пушкин был центральной фигурой литературной жизни этого периода. На него возлагали надежды, с ним соперничали, ему подражали. В 1820-е годы в его поэзии находили осуществление принципов «народности» и «романтизма», позднее – увидели в нем «поэта действительности» и национального гения, выразившего «русскую идею». От его могучего обаяния пытались освободиться, отыскивая (и находя иногда) способы быть оригинальным, собственный, не-пушкинский стиль. Влияния Пушкина не избежал даже В. А. Жуковский, его «побежденный учитель», не говоря уже о других его старших современниках (П. А. Вяземский, Ф. Н. Глинка и др.), тем более – о сверстниках или поэтах, начавших свой путь в 1820-е годы. Пушкин «был для всех поэтов, ему современных, точно сброшенный с Неба поэтический огонь, от которого, как свечки, зажглись другие самоцветные поэты. Вокруг его вдруг образовалось их целое созвездие…».[2]

Однако было бы неверно поэзию пушкинской поры сводить к отзвуку пушкинской лиры. Можно лишь говорить о достигнутом тогда необычайно высоком уровне поэтической культуры, который в Пушкине олицетворялся, но задан был не им и поддерживался не только его усилиями.

Преобразование русской лирики началось еще в конце XVIII века. Г. Р. Державин (1743–1816) сделал достоянием поэзии частный быт, конкретные жизненные обстоятельства и резкие особенности характера – свои собственные и своих современников. И. И. Дмитриев (1760–1837) внес в стихи интонации непринужденной светской беседы, сочетал легкость и изящество с точностью выражения мыслей – пусть и не слишком глубоких. Н. М. Карамзин (1766–1826) облекал в форму задушевного разговора с друзьями или «милыми женщинами» нравственные и философические раздумья, подчас очень серьезные и проникнутые горьким скептицизмом. М. Н. Муравьев (1757–1807) природу и искусство приобщил к жизни чувствительного сердца, преданного идеалам красоты и добра. Именно их опытом воспользовались старейшие из поэтов «пушкинской поры», выступившие на литературное поприще в 1800-е гг., – В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков и Д. В. Давыдов.

Жуковский в своих ранних элегиях («Сельское кладбище», 1802; «Вечер», 1806), посланиях («К Нине», 1808; «К Филалету», 1809), романсах и песнях дал образцы новой лирики, целиком сосредоточенной на «жизни души». Интимные душевные переживания у него стали основой восприятия действительности, мерилом ее ценности. Слова, относящиеся к деталям пейзажа (туман, луна, последний луч, могильный холм), приобрели дополнительные оттенки значений, эмоциональную глубину за счет единства интонации, мелодического строя стихов, захватывающего читателя, передающего ему настроение поэта. Лирику Жуковского отличает внутреннее единство, общий возвышенный строй, устремленность к иному миру, прекрасному «там». Это единство ощущается как единство душевного облика самого поэта. За общими элегическими «жалобами на жизнь» вырисовывалась личная драма, за сентенциями о загробном воздаянии – принятая всей душой, а не только разумом, вера.

Это и сообщало жизненную убедительность неопределенным и непереводимым на язык прозы «чувствам души», выражаемым в поэзии Жуковского. В его поздней лирике 1815–1824 гг. «жизнь души» уже прямо таинственна и «невыразима» как причастная сокровенному смыслу бытия, о котором «лишь молчание понятно говорит» («Невыразимое», 1819). Поэтому тайна и окутывает все, что к этой «жизни души» принадлежит, – «святую Поэзию», любовь и сам образ возлюбленной, воспоминания, надежды, предчувствия («Таинственный посетитель», 1824). «Мистицизм» позднего Жуковского, за который его не раз упрекали,[3] явился лишь развитием принципов его ранней лирики, когда «жизнь души» выглядела проще и сводилась, по сути, к одной эмоции – элегическому унынию. Теперь же она осложнилась нравоучительной тенденцией, философическими прозрениями и чисто религиозными элементами – христианскою скорбью и упованием, сопряженными с идеалами жертвенности и самоотречения. В этом стремлении подчинить «жизнь души» задачам христианской дидактики в 1820-е гг. у Жуковского почти не нашлось последователей. Можно, пожалуй, назвать одного И. И. Козлова, начавшего писать стихи почти на сороковом году жизни, когда из-за болезни он лишился возможности передвигаться и утратил зрение.

Батюшков начинал с опытов в роде «легкой поэзии», культивирующей беззаботность и чувственные наслаждения, и во многом остался ее приверженцем даже после переломного в его творчестве 1812 года. В отличие от Жуковского, все у него зримо и определенно: даже в «памяти сердца» – «очи голубые» и «локоны златые» («Мой гений», 1815), даже в задушевном мечтании – «румяные уста», «развеянные власы» и «снегам подобна грудь» возлюбленной («Таврида», 1815). Батюшковские образы – ясные и отчетливые, почти осязаемые, его стихи – «сладкозвучные». «Стих его часто не только слышим уху, но видим глазу: хочется ощупать извивы и складки его мраморной драпировки».[4] Вдохновленный идеальным образом классической древности, Батюшков предается мечте о бестревожном и безусловно прекрасном мире, полном страсти и одухотворенных наслаждений («сладострастия» – на языке батюшковской лирики), творит поэтическую утопию. Но это именно мечта, иллюзия, четкость контуров которой только яснее обнаруживает безысходную мрачность действительной жизни. Отсюда парадоксально драматичное звучание его стихов, не лишенных при этом какого-то целомудренного эротизма (как, например, в особенно ценимой Пушкиным элегии «Таврида»). Отсюда же скорбные ламентации о гибели красоты, о «море зла», «бурях бед», о навсегда затмившихся «всех жизни прелестях» и неубедительные речи о «спасительном елее» веры («К другу», 1815). Неубедительные – потому что герой лирики Батюшкова, в отличие от Жуковского, не проекция души автора, а условный образ, мечта его о самом себе.[5] Этот герой одинаково условен в упоении сладострастием, в печали о погибшем друге и в религиозном воодушевлении, как условен, четко отграничен от реальности прекрасный мир, в котором он обитает.

Читать еще:  Как развивается русская поэзия первого послевоенного десятилетия

В конце 1810-х годов, когда Пушкин и его сверстники начинали свою литературную деятельность, Жуковский и Батюшков первенствовали на русском Парнасе и оказали на них сильнейшее влияние. Пушкин в 1830 году писал о «гармонической точности, отличительной черте школы, основанной Жуковским и Батюшковым». Под «гармонической точностью» разумелось, в частности, умение в поэтическом слове передавать нюансы душевных переживаний, едва уловимые оттенки мыслей и чувств. Ограниченность эмоционального диапазона, экономия выразительных средств, подчиненных требованиям утонченного вкуса, подчеркнуто «красивое» звучание стихов тоже были отличительными чертами этой «школы». Не говоря уже об эпигонах, некоторые достаточно крупные поэты 1820-х годов так и не покинули ее пределов. Таков В. И. Туманский с его «звучными стихами», вызвавшими ироничную реплику Пушкина в «Путешествии Онегина». Даже обращаясь к «гражданской» тематике, вошедшей в моду в 1820-е годы, Туманский оставался прежде всего элегическим поэтом («нежным» лириком был и его троюродный брат Ф. А. Туманский, поэт-дилетант, напечатавший не больше десятка стихотворений). Таков отчасти А. А. Дельвиг с его добродушным эпикурейством и изысканным «эллинизмом». Идиллии и «русские песни» – самая оригинальная часть его поэзии. В них он перешагнул границы чисто интимной лирики («жалобы» звучали не прямо от лица автора). Но и «простонародные», и «классические формы» Дельвиг, по замечанию И. В. Киреевского, облек в «душегрейку новейшего уныния».[6] А за его элегиями и романсами вставал образ «чувствительного мудреца», столь же условный, как герой лирики Батюшкова.

Что такое золотой век русской поэзии

Золотой век русской поэзии — это имя, традиционно применяемое филологами в первой половине XIX века. Его также называют эпохой Пушкина, после его самого значительного поэта (по словам Набокова, величайший поэт, этот мир был благословлен со времен Шекспира). Михаил Лермонтов и Федор Тютчев обычно считаются двумя самыми важными романтическими поэтами после Пушкина. Василий Жуковский и Константин Батюшков — лучшие из его предшественников. Однако сам Пушкин считал Евгения Баратынского лучшим поэтом того времени.

Русский Золотой век часто обозначает русскую литературу 1820-х и 1830-х годов, которая с их поэзией достигла новых высот. Несколько выдающихся поэтов участвовали в неудавшемся восстановлении Деабристопа в 1825 году, где, среди прочего, повесился поэт Кондратий Рылеев. Величайшим автором эпохи был Александр Пушкин, которого почитают как отечественные поэты России. Он, как и его непосредственный наследник Михаил Лермонтов, находился под влиянием Байрона Селезенки. В «Евгении Онегине» Пушкина (1833) и «Александр Петьорин» Лермонтова из романа «Нашего времени» (1839-41) он стал особой социально-психологической формулировкой. Так называемый лишний человек стал центральной темой литературы XIX века. Два поэта погибли и в дуэли на их художественном пике, и стали бессмертными символами мятежа и мученичества русского духа. Николай Гоголь обозначил еще один важный этап перехода от романтики к реализму. Изображения Гоголя безумия, особенно в «Дневнике Галамана» (1835), имели тревожные, социально-критические перспективы, и они предложили новую основную тему для поколений авторов, не в последнюю очередь для Федора Достоевского.

Большинство из них были сформированы под влиянием языковой реформы Карамзина. Исследователи определяют характерные черты писателей этого круга: «Понятие« поэтов пушкинского времени »не только хронологически. Если Батюшков, Жуковский и Давыдов органично входят в эпоху Пушкина, то Полежаев, Лермонтов, Кольцов уже принадлежат к проблематика и пафос его поэзии к эпохе разной, пост-пушкинской. То же самое относится к Тютчеву, чья ранняя лирика, хотя она сформировалась в атмосфере конца 1820-х и 1830-х годов и достигла высокого уровня совершенства, тем не менее, является началом его творческий путь. Что касается поэзии Дельвига, несомненно, наполненной харизмой, ей не хватало существенного — самой подлинности душевной жизни в текстах, которая была достигнута не только его современниками, но и старшими современниками ».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector