1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что воспитывает в нас поэзия макатаева

Мукагали Макатаев: биография и наследие поэта

Мукагали Макатаев: YouTube/BekaShow

Мукагали Макатаев — казахский поэт, которого не слишком жаловали власти при жизни, но который до последних дней сохранил в душе детский идеализм и непосредственность. Настоящее признание пришло к поэту только после смерти. О том, какую жизнь прожил М. Макатаев, о его творческом наследии расскажем в статье.

Мукагали Макатаев: биография

Где родился наш герой в не самый простой исторический период? Биография его началась в 1931 году, на заре бурных преобразований, прокатившихся по республикам еще молодого СССР. Родился Мукагали Макатаев (Мұқағали Мақатаев) в холодный понедельник, 9 февраля, в небольшом селе Карасаз, что в Нарынкольском районе (Алматинская область).

Кто родители будущего поэта? Итак:

  • Отец Сулеймен всю жизнь трудился на земле и лучшей доли не хотел. В 1940 году его избрали председателем колхоза. В 1941-м он отправился на фронт и там погиб как герой.
  • Мать-труженицу звали Нагиман. Женщина всегда относилась к первенцу Мукагали с неизбывной нежностью и мечтала о светлой жизни для него.

Счастливое детство мальчика, как и миллионов других детей, прервала война. Отец, покидая дом навсегда, сказал 10-летнему сыну, что ему пора взрослеть и брать на себя заботу о семье.

Мукагали Макатаев — цитата поэта: Nur.kz

Пока где-то на западе грохотали канонады, Мукагали:

  • помогал матери;
  • работал в колхозе;
  • учил русский язык;
  • с упоением читал.

В книгах как русских, так и казахских поэтов мальчик открывал прекрасный мир, столь непохожий на реальный. Он наизусть знал многие стихи Пушкина и Есенина, а Блока считал полубогом. Обожал юноша мировую классику и не уставал восторгаться поэзией Шекспира, Гёте. После школы (школа-интернат в Нарынколе) работал секретарем в местных органах управления в родном ауле.

Первая и единственная любовь повстречалась Мукагали в 17. Девушку звали Лашын, была она преподавательницей казахского языка. Судьба свела молодых людей в Шибуте, где и сам Мукагали обучал детей русской речи. Всего через год, в 1949-м, молодые люди сыграли свадьбу.

Лашын подарила супругу:

  • двух сыновей (Айбара и Жулдыза);
  • четырех дочек (Алмагуль, Ляззат, Майгуль, Шолпан).

Мукагали Макатаев — отрывок из стихотворения: Nur.kz

Высшее образование Мукагали пытался получить неоднократно (поступал в КазГУ то на филологический, то на юридический факультет, то в институт иностранных языков этого вуза), однако из-за женитьбы мечту о получении высшего образования пришлось отложить.

С 1954-го по 1962-й Мукагали трудится диктором на радио. В 1962 году поэт переходит в журналистику. В этой сфере он проработал до 1972-го. Сначала руководил отделом в «Социалистік Қазақстан», а после:

  • перешел в газету «Қазақ әдебиеті»;
  • далее — в журнал «Мәдениет және тұрмыс»;
  • потом работал в издании «Жұлдыз».

В период с 1972-го по 1973-й поэт занимает должность литературного консультанта в республиканском Союзе писателей. Последняя попытка получить высшее образование произошла в 1973 году. Поэта приняли в Литинститут имени Максима Горького, что в Москве. Через год Мукагали Макатаев покидает и его. Виной тому состояние здоровья.

Когда умер великий казахстанец? Измученное сердце Мукагали Макатаева остановилось в 1976 году, 27 марта. Поэту на тот момент исполнилось 45 лет.

Мукагали Макатаев: творчество

Мукагали Макатаев: YouTube/Жанат Карабаев

В основном произведения Макатаева печатали в периодике. В 1948 году первое стихотворение выходит в газете «Советская граница». Только в 1951-м издается Мукагали вместе с другими молодыми авторами в сборнике «Песни молодости» («Жастар жыры»).

Первая настоящая известность пришла к поэту после публикации «Аппассионаты» в 1962 году. Еще через два года выходит поэма «Ильич». При этом Мукагали Макатаев, лирика которого пронизана состраданием к детям, выросшим в тяжкие годы войны, долго ждал издания своей первой книги.

Всего при жизни писателя вышло пять поэтических сборников. Все они были тепло встречены читателями. Так, в частности:

  • «Привет, друзья» опубликован в 1966 году;
  • «Ласточка моя» издан в 1968-м;
  • «Сердце мое» увидел свет в 1972 году;
  • «Лебеди не спят» напечатан в 1974-м;
  • «Тепло жизни» опубликован в 1975 году.

Мукагали Макатаев — цитата: Nur.kz

Неизбежность скорого конца гложет Мукагали. В свой 40-летний юбилей поэт создает стихотворение «Еще каких-то двадцать лет». В нем умоляет судьбу дать хоть несколько лет для полноценного занятия творчеством.

В 1975 году состояние Макатаева резко ухудшается. Мукагали надеялся на чудо, но в то же время объективно оценивал перспективы. Потому и погружается в творчество с головой. Всего за два месяца, проведенные в больничной палате, выдающийся казахский поэт создал почти четыре тысячи рифмованных строк.

В последний период жизни пишет Мукагали Макатаев стихи, по общему признанию, лучшие. Они преисполнены такими чувствами и эмоциями, как:

  • тихая грусть;
  • беспокойство о будущем своем и детей;
  • любовь к жизни как таковой;
  • трепет по отношению к окружающему миру;
  • стихи о доброте.

Мукагали Макатаев — поэзия: Nur.kz

После кончины Макатаева выходит еще несколько сборников, заслуженно причисленных к лучшим произведениям казахской поэзии. Так, в период с 1976-го по 1982-й опубликованы:

  • «Поэма жизни»;
  • «Река жизни»;
  • «Биение сердца».

Кроме того, в 1984 году появился сборник стихов, созданных в последние предсмертные месяцы, — «Шолпан». Посмертно издавались не только стихи Мукагали Макатаева, но и его нерифмованные творения. В частности, в 1988 году опубликован сборник прозы «Две ласточки».

Многие известные казахские песни — это стихотворения поэта, которые получили великолепное музыкальное дополнение. К примеру, народной стала композиция «Саржайлау». Полюбились и такие песни: «Терезеннін алдыннан», «Қазақстан», «Жумагали».

Памятник Мукагали Макатаеву: YouTube/Center Smart Tourism Int

Отдельно следует вспомнить наследие Макатаева иного рода — переводы. Поэт успел за короткую жизнь перевести на родной язык:

  • шекспировские сонеты;
  • «Листья травы» Уитмена;
  • «Божественную комедию» Данте.

Талантливо переводил Макатаев русских классиков. Благодаря его таланту органично заговорили на казахском:

  • Александр Блок;
  • Николай Некрасов;
  • Александр Пушкин.

Любимый читателями, но третируемый завистниками поэт Мукагали Макатаев за свои 45 лет успел создать немало выдающихся произведений. Он сделал огромный вклад в национальную культуру и искусство Казахстана. Его талант признали только после смерти, но стихи его останутся в вечности.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Помогите пожалуйста Прочитайте текст.

Мукагали Макатаев — выдающийся казахский поэт, чья поэзия затрагивает сердце каждого человека. М. Макатаев прожил недолгую, но яркую творческую жизнь. Мукагали. Сегодня это имя символизирует казахскую поэзию.Это имя вызывает в душе образы казахской земли: бескрайние степные просторы, величественно-неприступные Хан-Тенгри и Алатау, могучие деревья, в кронах которых кроется прохлада звенящего летнего дня. Оно несет в себе свет и радость понимания бесконечности природы. Великий сын великой казахской земли и казахского народа, щедро одаренный их любовью и сам одаривший их ярким талантом.

Особое место в поэтическом творчестве М.Макатаева занимает тема Родины.

Что такое Родина по Макатаеву? Ответ можно найти в стихотворении «Моя Родина». Дух и культура, язык и история, удивительная по красоте земля и талантливый народ — это Родина. Казахская земля жива потому, что на ее страже всегда стояли великие казахские сыны, перед которыми поэт склоняет голову. Он счастлив и горд, что родился на этой земле. При мысли об этом сердце поэта, как птица, рвется из груди, а в душе его песней звучит слово «Родина!».Поэт считал, что человек в долгу перед Отчизной и обязан отдать ей огонь своего сердца. И он посвятил жар своей поэзии Родине. Поражает то, что высокий патриотизм является абсолютно органичным свойством его стихов. Макатаев учит, как по-настоящему надо беречь Родину, которая взрастила его душу, стала источником вдохновения: «Взлелеяв меня, взрастила ты, Великая Родина». Родина для Макатаева — это казахский народ: «Народ мой! В тебя я влюблен!» С теплотой говорит о нем: «добродушный мой народ». Народ — его защита и опора, его крепость: «Мой Дом — Народ мой».

В стихотворении «Мысли, рожденные родной землей» М.Макатаев говорит о своей малой родине, «золотой колыбели», — Карасазе. Рожденные здесь стихи являются свидетельством его огромной любви к родной земле, которая его вырастила и помогла обрести крылья: «Родная земля, когда смотрю на твои просторы, У меня, у моей песни вырастают крылья».

Поэт восторженно любил родной край: его природу, землю, на которой родился и вырос, людей, его окружавших: «О, мой создатель, благодаря тебе я впервые увидел величие и красоту природы! Моя первая любовь — родная моя земля, чистая, как родник!».

Поэзия М.Макатаева воспитывает в нас чувство патриотизма: любовь к своей земле,

к своему народу и родному языку. Поэт постоянно ощущает неразрывную связь с народом. В поэтических произведениях Мукагали Макатаева слышим слова гордости и счастья за свой народ, веру в его прекрасное будущее. Он мечтает служить на благо народа. Подтверждением тому являются следующие строки из дневника: «В моих мыслях есть лишь одна мечта. Это быть полезным своему народу. Только ему хочется рассказать всю правду. Народ мой, как донести мне до тебя свой голос?».

Напишите публицистическую статью в форме текста-повествования с элементами рассуждения. Используйте в работе именные части речи в различных формах.

Как можно улучшить жизнь людей на моей малой родине?

Что я могу рассказать о своей малой родине?

Мукагали. Человек с душой ребенка

Портал Qazaqstan Tarihy ознакомит читателей с жизнью прекрасного поэта, чьи работы до сих пор бередят души романтиков

Мукагали Макатаев родился 9 февраля 1931 года в селе Карасаз Нарынкольского района Алма-Атинской области, у самого подножия гор Хан-Тенгри. Родные места он не раз воспевал в своих произведениях, подчеркивая, что именно окружающий его мир, природа породила в его сознании желание творить. При рождении родители мальчика назвали его Мухаметкали, однако позже мать назвала сына Мукагали. Родителям мальчика казалось, что быть тезкой пророка слишком большая ответственность для ребенка.

Родители Мукагали, Сулеймен и Нагиман, были из простого работящего народа. Отец мальчика только за год до Великой Отечественной войны стал председателем колхоза. В семье Макатаевых Мукагали был первенцем. На сына они возлагали большие надежды, а потому воспитывали его с любовью к труду и пониманием того, что честность и справедливость – это самое главное. Пожалуй, первые десять лет жизни были самыми счастливыми в жизни мальчика, даже несмотря на голод и сталинские репрессии.

Когда Мукагали стукнуло десять его отец ушел на фронт. Уходя, отец, прощаясь и прижимая к груди Мукагали, сказал сыну, что он теперь остается за старшего, что он в ответе за мать и младших детей и должен заботиться о них, защищая и оберегая от всего. Наказ отца сын запомнил на всю жизнь и долгие годы был опорой для всей семьи.

Отец с войны так и не вернулся, пришла лишь похоронка, что он пал смертью храбрых. Война отняла у Мукагали и других детей того времени очень много: отцов, братьев, спокойствие и счастье, детство. О своем детстве Мукагали писал:

Только не помню смеялся ли, плакал ли я.

Только не помню –

Эти дети взяли на свои хрупкие плечи тяжелую ношу. В городах они наравне со взрослыми стояли у заводских станков, работали на фабриках, шили обмундирование, изготавливали обувь и другие необходимые для фронта вещи, а в аулах эти мальчишки и девчонки после уроков пахали землю, убирали урожай, ухаживали за скотом.

Мы сироты
Одни на свете.
Мы — не взрослые и не дети;
Нам не страшно
И нам не больно.
Шар земной
Будто мяч футбольный.
Не ругайте нас, одичалых,
Нас, к любому делу пригодных,
Нас, отчаявшихся, печальных,
Нас, бессребреников голодных.
Равнодушье преодолейте,
Нашей болью переболейте.
Нам обиду не наносите
Жалких слез над нами не лейте.

Из поэмы М. Макатаева «Реквием Моцарта»

Читать еще:  Поэзия пушкина как пенье птицы в роще как песня ветра

В тяжелые для советского народа годы маленький Мукагали серьезно увлекся литературой. За время войны он самостоятельно выучил русский язык, а в свободное от работы время взахлеб читал классиков казахской литературы, наизусть знал работы Пушкина, Есенина и Блока. Погружаясь в прекрасный мир, созданный писателями, поэтами, он словно забывал об окружающей его действительности и как будто меньше чувствовал холод и голод.

Впервые Мукагали взялся за перо в возрасте семнадцати лет. Тогда же увидело свет первое стихотворение поэта, напечатанное на страницах газеты «Советская граница». В 1948 году Мукагали с отличием окончил Нарынкольскую школу-интернат, несколько раз удачно поступал на филфак КазГУ и институт иностранных языков, но в конце концов выбрал юридическую стезю.

В Алма-Ате Мукагали проучился недолго. Он прервал учебу, потому что решил жениться. В 17 лет Мукагали встретил главную любовь своей жизни, с которой ему было суждено идти рука об руку до конца своих дней. Мукагали заметил молодую и красивую Лашын верхом на лошади на подъезде к аулу. Только что окончившая учительские курсы Лашын была направлена в Шибут учительницей казахского языка. Мукагали работал в той же школа преподавателем русского языка.

Мукагали и Лашын женились в 1949 году. Она родила мужу шестерых детей: девочек Ляззат, Майгуль, Алмагуль и Шолпан и сыновей Жулдыз и Айбар. Макатаев продолжает довольно активно печататься. В 1951 году выходит в свет сборник «Жастар жыры» («Песни молодости»), а в 1952 году газета «Социалисттік Қазақстан» опубликовала поэму «Апассионата», благодаря которой имя Мукагали Макатаева вошло в ряд лучших казахстанских поэтов.

Между тем, растить такую большую семью было тяжело. В то послевоенное время партийная номенклатура высоко ценила военную прозу, посвященную бесстрашным подвигам советских солдат и бесконечной мудрости товарища Сталина, но никак не лирику поэта, без ума влюбленного в Родину. Поэтому его труды оплачивались скудно, а это вкупе с отсутствием собственного жилья и необходимостью ютиться по съемным углам наложило большой отпечаток на здоровье Макатаева, и без того подорванное у заводских станков.

Но, как известно, беда не приходит одна. В 1964 году, через год после переезда в Алма-Ату, в дом семьи Макатаевых пришла беда. Одиннадцатилетняя дочь Мукагали Майгуль вышла из троллейбуса и переходила улицу в сторону дома, где ее сбил мотоциклист. Мукагали простил водителя, но оправиться после такой потери не смог до конца жизни.

После смерти дочери Мукагали пришлось перенести еще не одно потрясение. Вскоре он потерял портфель со всеми рукописями, в 1973 году его уволят из Союза писателей, его настигнет травля в писательских кругах и страшная неизлечимая болезнь.

К слову, Макатаев действительно был бунтарем, способным позволить себе не идти в ногу с системой. Его до глубины души возмущала та мышиная возня, которая происходила в те годы в Союзе писателей, когда самым подлым образом лучших из лучших старались задвинуть, очернить, а лизоблюдов и бездарей возвысить. Как-то на одном из съездов Мукагали Макатаев даже позволил себе очень резкую речь и сделал это в присутствии наблюдателей из Москвы, за что был удален из зала чуть ли не силой. После этого перед ним закрылись все двери, а на собраниях его коллеги по цеху регулярно подвергали его произведения нещадной критике.

Вскоре критика его творчества стала выходить за пределы здания Союза писателей. Критические статьи стали появляться в прессе, что делало его жизнь еще более невыносимой. Ситуация, в которой оказался поэт, была чрезвычайно сложной. Всей семьей они мотались из одного съемного угла в другой и не было этому конца. Доведенный до отчаянья Мукагали пишет письмо Динмухаммеду Кунаеву с просьбой помочь ему в решении его материальных проблем. Для гордого поэта, который не привык просить никого и ни о чем это был очень сложный шаг.

Я нынче отрекся ото всего: от друзей, товарищей, от собутыльников, от дурных привычек. Сижу дома, пишу. Не знаю, что она принесет мне. Сдал новый сборник под названием «К тебе обращаюсь, Родина!». Судьба его мне неизвестна, включат ли в план за 1975 год или нет, а если вычеркнет из плана издательство «Жазушы» или Союз писателей Казахстана, не знаю, как мне быть. Вот уже второй год не работаю. Семья огромная: старуха-мать, четверо детей, жена, которая работает на полставки учительницей, преподает казахский язык в русской школе. В конце концов, в феврале-месяце этого года Секретариат Союза писателей Казахстана исключили меня из Союза писателей СССР. Да и поделом мне — значит есть причины. По этому поводу ни на кого не обижаюсь, не упрекаю никого. Было время, когда я работал в аппарате Союза писателей в редакции журнала «Жулдыз», но все равно я всегда себя чувствовал, как пятое колесо в телеге. Доказательством того было осторожное, хладнокровное отношение товарищей ко мне. Тот клин, разрушивший всю мою репутацию, остался навсегда в моей душе. Уважаемый Димаш-ага! Мне сорок два года. Я понял, оказывается я искал забвение там, где его вовсе не было. Я могу искупить свой позор. Пожалуйста помогите мне. Помогите мне восстановить то, чего я не был достоин до сих пор. Нахожусь на грани гибели. Спасите. Как вы решите так мне и суждено быть»

Однако письмо до первого секретаря Компартии Казахской ССР так и не дошло. Исследователи считают, что причиной тому в большей степени являлись не столько завистливые недоброжелатели, сколько собственная гордость и нежелание унижаться перед властью.

В своем дневнике он пишет: «31 мая 1975 года. Никак не могу вспомнить хотя бы одного дня, который оставил радостный след в моем сознании. Вот уже пошел 44-й год как я появился на этот свет, а вся жизнь выглядит так оскорбительно, так омерзительно, что порой хочется покинуть все добровольно. Откровенно говоря, я раньше не знал что такое здоровье, что такое болезнь. Оказывается судьба моя не лишила меня возможности и в этом отношении. Раньше не знал, а теперь пришлось познать все недуги».

Он постепенно пристрастился к спиртному, стараясь утопить в алкоголе все свои проблемы и переживания. Его доброе и мягкое сердце не выдерживало нагрузок, нужна была разрядка.

В 1975 году Мукагали Макатаев серьезно заболел. Бесконечные переживания, стрессы и нужда подорвали его иммунитет. Он попал в больницу, но и там вместо того, чтобы сосредоточиться на собственном здоровье, он с головой уходит в творчество. Пишет каждый день по несколько часов как будто чувствует, что осталось ему не так много. В своих дневниках он пишет: «После всяких потрясений и моральных, и материальных, оказался в больнице. Больница мне помогла. После долгой разлуки мы встретились с поэзией как влюбленные, видать соскучились друг без друга. В течение двух месяцев написано около четырех тысяч стихотворных строк. Работал по совести, не думая возьмется ли кто-нибудь опубликовать их». Поэт оказался прав. При его жизни никто за публикацию этих стихотворений не возьмется.

За день до смерти к Мукагали пришла жена и сын Жулдыз. Увидев, как он исхудал, пожелтел, измучился, Лашын тяжело вздохнула. И этот тяжелый вздох лег в основу его последнего стихотворения.

Мукагали Макатаев скончался 27 марта 1976 года.

Макатаев был любим народом, но донести до людей свое творчество полностью, раскрыть и показать все богатство своей души и таланта при жизни Мукагали не смог. Любые попытки разбивались в прах о цензуру, кондовость, зависть. Признание пришло гораздо позже. Тогда, когда этот жаркий костер по имени Мукагали Макатаев угас, некому было подбросить в него дрова похвалы или поддержки.

Сын Мукагали Макатаева, Жулдыз вспоминал, что в последние годы жизни отец спросил у него: «Если я скончаюсь, тебя спросят какой он был человек, что ты ответишь?». Вразумительного ответа Жулдыз дать не смог. Тогда Мукагали сказал сыну: «Скажи им, что это был человек с душой ребенка. Тогда ты будешь стопроцентно прав». Таким человеком был великий казахский поэт, гениальным поэтом с душой ребенка.

Мукагали Макатаев: Поэт, слова которого проникают в самую душу 09 февраля 2016, 21:51

  • Подписаться на канал новостей TengriNews:
  • Google News
  • Яндекс Новости
  • Email рассылка
  • Новости
  • Новости Казахстана
  • Новости мира

9 февраля 2016 года выдающемуся казахскому поэту, писателю и переводчику Мукагали Макатаеву исполнилось бы 85 лет. В честь этой даты в городах Казахстана прошли праздничные мероприятия, передает Tengrinews.kz.

В Алматы в день рождения Макатаева горожане традиционно собрались возле его памятника. Ежегодно жители южной столицы, преподаватели и студенты вузов собираются здесь, вспоминают творчество классика и читают его стихи. Кроме того, произведения поэта звучали в этот день в общественном транспорте. Студенты спели и прочитали отрывки из его стихотворений в автобусах и метро.

Торжественный вечер, посвященный 85-летию известного казахского поэта, состоялся 9 февраля во Дворце культуры имени Ильяса Жансугурова в Талдыкоргане. В программе вечера прозвучали любимые всеми стихотворения Макатаева. Была организована выставка книг поэта, а также показан фильм о его жизненном и творческом пути. Отмечается, что в течение февраля по всей Алматинской области будут проходить различные мероприятия, посвященные юбилею поэта. В рамках празднований планируется установить памятник акыну в новом городском парке «Жастар» в Талдыкоргане.

Мукагали Макатаев родился в 1931 году в селе Карасаз в Нарынкольском районе Алматинской области. Его детство выпало на период войны. Именно в этот трудный отрезок жизни, когда Мукагали было около 10-11 лет, он начал писать стихи. Первые произведения вышли в Нарынкольской районной газете в 1948 году.

Макатаев закончил школу-интернат в Нарынколе. Несколько раз успешно поступал в институты: на филологический факультет КазГУ, затем в институт иностранных языков и вновь в КазГУ, но уже на юридический факультет. В 1973 году он стал студентом Литературного института имени М. Горького в Москве, но по семейным обстоятельствам на первом году оставил учебу.

В своем селе работал секретарем аулсовета, заведующим красной юртой, работником комсомольских органов, литературным сотрудником районной газеты.

Позже работал диктором на Казахском радио (в 1954-1962 годах), учителем, заведующим отделом газет «Социалистік Қазақстан», «Қазақ әдебиеті», журналов «Мәдениет және тұрмыс», «Жұлдыз» (1962-1972), литературным консультантом Союза писателей Казахстана (1972-1973).

Поэт прожил недолгую, но яркую, бурную и сложную творческую жизнь. Современники часто не понимали Макатаева. Первый сборник стихов вышел только через тринадцать лет после поэтического дебюта, а переводов своих произведений на русский язык Мукагали так и не увидел. Настоящая слава к поэту пришла после смерти.

Последняя прижизненная книга стихов Макатаева «Жизнь-поэма» вышла в середине марта 1976 года. Сразу же начав подписывать ее самым близким людям, поэт почему-то ставил дату «27 марта 1976 года». В этот день его не стало.

Читать еще:  Дорама а как же поэзия

В тот мартовский день друг Макатаева — М. Жомартбек, находясь в командировке в Актюбинской области, стал свидетелем случайной сцены в автобусе. Красивая юная казашка обнимала газету и горько плакала. Он спросил у нее, что произошло. В ответ она сказала: «Умер поэт, чьи стихи я очень люблю». Это была газета с некрологом о кончине Макатаева.

Ниже приводим некоторые стихотворения великого поэта:

Три счастья

Первое счастье мое — это мой народ,
Если он есть, значит, живу и я.
Ему отдаю стихов своих сотовый мед,
Дороже золота эта светлая радость моя.
Второе счастье — это родной язык,
Сердце гранитное словом я размягчил,
Все потому, что народа я ученик,
Он меня правде и доброте научил.
Третье счастье мое — Родина-мать,
Кто-то за что стоит, за Родину — я.
…Разве погасший очаг может вновь запылать?
Друг, приходи, возьми огонь у меня.
Три счастья моих на ладони моей лежат,
Кто может сравниться со мной, поди, разузнай!
Три солнца в безоблачном небе моем горят,
Под ними Арка, Алатау, Атырау, Алтай!
(Перевод Орынбая Жанайдарова)

Бақыт деген не өзі?

Бақыт деген не өзі?
«Бақыт деген не өзі» деп бастады топ таласты.
Біреуі оңы үйден іздеп, бірі қырдан әрі асты.
Бірі айтады: бақыт деген барлық байлық емес пе,
Керегінше киіп ішсең бақыттысың де емес пе?
Бірі айтады: жоқ, бақыт деген қолың жетпес маңсап қой,
Жұрттан көрі жүрсен ирек, соның өзі жақсы атты ғой.
Бірі айтады: бақыт деген, бақыт деген,
жүйрік мініп, той тойлау,
Ісің болмай күйбеменен,
қарын тойса қарт ойнау.
Бірі айтады: бақыт деген адал жар мен перзент қой,
Ынтымаққа ырыс келген ол да соған келмек қой.
Пікірлердің таласына солай мен жолықтым.
Бақыт адам басалына келмес оңай, соңы ұқтым.
Безбеймін мен баладан да, байлықтан да, жардан да,
Маңсап жетпес бар адамға үлістіріп алғанда,
Үміт үзбей зейтұлар, таңдап сол бір жақұтты,
Оңы алыстан іздемегін, жүректен тап — бақытты.

Пай, пай, Өмір! Өтесің-ау бір күні.

Пай, пай, Өмір!
Өтесің-ау бір күні.
Тиясың-ау қуанышты күлкіні.
Өмір деген — бір жарқ еткен найзағай,
Өмір деген — көк аспанның күркірі. Пай, пай, Өмір,
Өтесің-ау бір күні!
Болмағандай, жүрмегендей сенде біз,
Кетеміз-ау, әй, кетеміз. пендеміз.
Ұрпақтарға береміз де кезекті,
Біз кетеміз. Кету үшін келгеміз.
Өмір деген — бұйым емес қолдағы,
Өмір дейтін — ұлы бекет жолдағы.
Қаның кеуіп қаталаған кезінде
Сусынынды қандырсан бір болғаны.
Мына күн де, мына аспан да, дала анау,
Бәрі бізден, бәрі бізден қалады-ау!
Өмір дейтін — тағатсыз бір қозғалыс,
Өмір дейтін — өлемін деп қарамау.

Дос болам десең

Дос болам десең,
Досыңды сыйла, қымбаттым!
Досыңа сонда,
Досыммен ғана қымбатпын.
Дос болам десең,
Мендегі доспен достасқын,
Сендегі доспен дос болып сонда тұрмақпын.
Достарың көп пе?
Апырау неткен жақсы едің?
Досым аз менің.
Досым-ау менің, тапшы емін?
Достарыңменен достастыр мені, асылым,
Достастыр мені?
Болайын құлың нақ сенің!
Достыққа жүрмін,
Достыққа жүрмін құмартып!
Өлгелі жүрмін,
Өзіме-өзім мін артып.
Жауыздың барып, жанына уәзір болғаннан,
Достардың барып, ауласында өлген мың артық.
Досым, саған сенемін. Сеніп өтем!
Жолы бөтен демеймін, жөні бөтен.
Достық деген — адамның көрігі екен,
Достық деген ақылдың серігі екен.
Қыран күлкі-тамаша — бәрі осында,
Отырмын думан-тойдың арасында.
Береке бойдан асып жатқанымен,
Олқы тұр көңілім менің, нанасың ба?
Ұйытқып жатыр көңілде құйын-дауыл,
Heгe сен келе алмадың жиынға бұл?!
Жыраққа жалғыз мені жібермеші
Жаныңа жаманшылық бұйырмағыр!
Әне, жұрт өзді-өзімен, сөйлеседі,
Өзімсіп: — Ей! — деседі,- өй! — деседі.
Шіркіндер-ай, даурығып тыңдар емес!
Есіме ап, тост көтертсем, кейде сені.
Сенсіз көңіл қашан да хош тұрған ба?
Сенсіз думан — қызықсыз бос қырманда.
Әсіре ойнап қайтемін, әсіре күліп,
Сенің орның құлазып, бос тұрғанда.

Жизнь, наполненная борьбой, стала вечной

НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – Выдающийся казахский поэт Мукагали Макатаев родился 9 февраля 1931 года (в некоторых источниках указывается 8 марта). Обладатель поэтического таланта из Карасаза сегодня, будь он жив, отметил бы свое 90-летие. При рождении ему дали имя Мухаметкали. Он из рода альжан племени албан, входящего в Старший жуз. Считается прямым потомком батыра Райымбека, передает МИА «Казинформ» со ссылкой на El.kz.

Братья Мукагали умерли рано

Отец поэта был трудовым человеком. В колхозе он занимался доставкой воды, косьбой. Старший сын Сулеймена – Мукагали, после него родилась одна дочь и еще три сына. Но сестренка и первый из младших братьев Мукагали умерли рано. Оставшихся двоих братьев звали Токтарбай и Корпеш. У казахов есть обычай отдавать старшего ребенка дедушке с бабушкой, так и Мукагали был воспитан бабушкой Тиын, а к своей матери относился как к жене старшего брата.

«О чем из детства вспоминаю»

Детство Мукагали пришлось на трудные для страны годы. Вначале был голод, затем репрессии. Когда ему исполнилось 10 лет, началась Великая Отечественная война. Отец поэта ушел защищать родину и погиб под Калининградом. На знакомство Мукагали с казахской литературой оказала прямое влияние бабушка Тиын. Она рассказывала сказки и легенды, знакомила внука с последними произведениями народной устной литературы. М. Макатаев в 14 лет начал проявлять поэтические наклонности, кроме казахских поэтов читал произведения Гейне, Гёте, Шекспира, Бальзака, Драйзера, Гюго, Байрона, Лондона.

Поступил сразу в три вуза

Талантливый юноша поступил сразу в несколько учебных заведений, в которые мечтали поступить многие в то время. Вначале он был принят в Казахский государственный университет по специальности «языкознание», затем в Институт иностранных языков, а потом на юридический факультет того же КазГУ. После этого, выиграв специальное направление Союза писателей, поступил в Литературный институт имени Максима Горького в Москве. Может возникнуть вопрос, как он смог окончить все эти учебные заведения. Хотя Мукагали был принят на филологический факультет КазГУ, через год он оставил учебу и устроился работать секретарем сельского совета в селе Шибут. В том же году он познакомился с 18-летней Лашын и женился. Первые лирические произведения Мукагали появились в эти годы. В следующем году в издании «Советтiк шекаpа» были опубликованы его произведения «Қыpман басында» и «Қойшы бала — Әкiтай». Через два года Мукагали Макатаев был принят в Институт иностранных языков по специальности «немецкий язык». Но превыше всего ставящий семью поэт оставил и этот вуз. В 1954 году он нашел постоянную работу – стал учителем русского языка в начальной школе у себя на родине. В том же году в журнале «Әдебиет және өнеp» опубликованы сразу три его поэмы.

Годы без работы и жилья

В следующие три года Мукагали работал диктором на республиканском радио, заведующим отделом в издании «Советтiк шекаpа». В 1960 году он переехал в Алма-Ату, где терпел трудности в поисках постоянной работы и жилья. Эта безрадостная жизнь продолжалась три года, только в 1963 году поэт устроился в журнал «Мәдениет және тұpмыс» и его жизнь наладилась. С этих лет Мукагали начал работать в газете «Социалистiк Қазақстан» и журнале «Жұлдыз». Он работал и в Союзе писателей. Благодаря этому в 1973 году ему дали направление на учебу в Москву. В эти годы были изданы книги стихов «Ильич» (1964 год), «Аpмысыңдаp достаp» (1966 год), «Қаpлығашым келдiң бе?», «Мавp» (1970 год), «Аққyлаp ұйықтағанда» (1973 год), «Шyағым менiң» (1975 год).

Талант Мукагали первым высоко оценил Абдильда Тажибаев

В номере газеты «Қазақ әдебиетi» от 18 марта 1960 года А.Тажибаев дал оценку поэзии М.Макатаева, отметив заслуженный успех энергичного молодого человека. За свою короткую жизнь поэт написал более тысячи стихотворений, пять поэм, три-четыре рассказа, повести «Қос қаpлығаш» и «Жыл құстаp», пьесу «Қош, маxаббат». Он потрудился и на ниве перевода – перевел «Ад» из «Божественной комедии» Данте, «Сонеты» Шекспира, стихотворения Уолта Уитмена. И все же, когда он начал добиваться успеха и был намерен полностью посвятить себя поэзии, его начало подводить здоровье, Мукагали часто болел. Его старшая дочь Ляззат умерла, затем погибла в дорожной аварии Майгуль, это ранило сердце поэта. Казахские читатели хорошо знают его стихотворение, посвященное дочерям. Плохо себя чувствовавший после гибели дочерей поэт, в конце концов, заболел неизлечимой болезнью. После беседы с врачом, узнав все о своей болезни, он в течение двух лет издал восемь сборников стихов. В 1973 году вышел сборник стихов Фаризы Онгарсыновой «Мәңгiлiкпен кездесy» («Встреча с вечностью»), посвященная Мукагали.

В подписи на книге он указал дату своей смерти

Выдающийся поэт умер в Алма-Ате 27 марта 1976 года, в возрасте всего лишь 45 лет. Шаяхмет Имашулы, исследующий творчество Мукагали, пишет:

«В том году вышла книга М.Макатаева «Өмip дастан». Поэт очень радовался и всем рассказывал об этом. Часть тиража, доставшуюся ему, Мукагали раздал старшим по возрасту поэтам с собственноручными подписями. Один экземпляр достался Абдильде Тажибаеву. Когда Мукагали был в Карасазе, А.Тажибаев вызвал его, устроил на работу, поэту дали квартиру. И когда поэт дарил Абдильде Тажибаеву экземпляр своей книги, он указал дату – 27 марта 1976 года. Но дело было в феврале. Поэтому Абдильда Тажибаев назвал поэта «святым». Незадолго до смерти Мукагали написал поэму «Жаназа», которая начинается словами «Моцарт, скорбный голос». То есть сам написал поминальную песнь для себя. В поэме есть слова: «Светлый мир, как прекрасен был твой свет». Эту поэму издал в газете «Лениншiл жас» Сагат Ашимбаев после смерти Мукагали. Так Мукагали еще раз показался читателю, ведь газета «Лениншiл жас» была очень популярной в то время. Газета, переходившая из рук в руки, в последний раз оживила поэта».

Инициатива о присвоении имени поэта одной из улиц Алма-Аты принадлежала Заманбеку Нуркадилову

Ради справедливости надо отметить, что стихи выдающегося поэта при жизни не были оценены по достоинству. Только после смерти поэта его произведения были оценены, переведены на несколько иностранных языков. В его честь назвали улицу Пастера, прозванную «сиротский угол», куда сам поэт часто ходил в поисках жилья. Эта инициатива принадлежит бывшему акиму Алматы, покойному Заманбеку Нуркадилову. Некоторые стихи поэта были переведены на узбекский и киргизский языки. Были защищены несколько кандидатских диссертаций, с изучением наследия Мукагали. Творчеству Мукагали посвящены более 700 статей, воспоминаний, поэм и стихотворений. В 1985 году Союз писателей Казахской ССР учредил премию имени Мукагали. В 1999 году поэту была присуждена Государственная премия, а также звание «Поэт века». К 60-летию поэта открылся музей в Карасазе. Стихи Мукагали были положены на музыку такими композиторами, как Н.Тлендиев, Д.Pакышев, Ш.Калдаяков, И.Жаканов, А.Коpазбаев, Т.Pаxимов, М.Pустемов, Т.Муxамеджанов, Ә. Тiнәлиев, Б. Оpалұлы, Т.Досымов. В 1999 году книге М.Макатаева «Аманат» была присуждена Государственная премия имени Абая. В 2008 году была учреждена новая премия имени Мукагали. А в 2011 году на высоком уровне был отмечен 80-летний юбилей поэта.

Действительно ли поэт любил Фаризу?

В народе говорят о том, что между Мукагали Макатаевым и Фаризой Онгарсыновой возникли чувства. Что говорят СМИ? Знакомство между Фаризой Онгарсыновой и Мукагали случилось так. Однажды, при редакционном разборе книги поэтессы С.Жиенбаев критически о ней отозвался. То есть начали говорить о том, что стихи о любви противоречат нежной девичьей природе. Заступился за Фаризу перед критиками сам Макатаев. Фариза Онгарсынова говорила об этом так: «Мукагали держался далеко, но считал меня близкой, и я знала об этом, но не звонила и не посещала его». Действительно, Фариза не была рядом с Мукагали, когда он умирал, даже не была на поминках. В то время Ф.Онгарсынова была в Баку, где проходила «Неделя детской книги». К сожалению, не было билетов на самолет в Алма-Ату. «Не смогла в последний раз увидеть поэта, проводить его в последний путь, вернулась в Алма-Ату позднее», – писала Ф.Онгарсынова. Вот, это и есть правда об отношениях двух поэтов.

Читать еще:  Поэзия которую видят 8 букв

При жизни поэта были изданы три книги его переводов

Были изданы поэтические книги Мукагали «Қаpлығашым, келдiң бе?», «Даpиға жүpек» (1972 год), «Аққyлаp ұйықтағанда», «Шyағым менiң» (1975 год), «Соғады жүpек», «Шолпан», «Жыpлайды жүpек», «Өмip-өзен», «Өмip-дастан» и другие, а также проза в книге «Қош, маxаббат!» в 1988 году. При жизни поэта также были изданы три книги переводов.

Поэт перевел на казахский язык многие стихи своих любимых поэтов У.Уитмена, У.Шекспира, Н.Тихонова, Р.Бернса, Ф.Ансари, А.Акопяна, А.Исаакяна, Е.Евтушенко, Ф.Моргуна. Произведения Мукагали в переводе Ю.Александрова и М.Курганцева были опубликованы в книге «Зов души».

(Фотографии из открытых источников в Интернете)

Миру нужно песенное слово / посвящается творчеству С. Есенина и М. Макатаева/.

Тема поэтического часа : Миру нужно песенное слово / посвящается творчеству

С. Есенина и М. Макатаева /.

З а д а ч и : учащиеся покажут своим исполнением стихотворения любовь к

будут т развивать умения и навыки выразительного чтения

стихотворного произведения;

будут воспитывать в себе и слушателях такие нравственные

качества , любовь к близким .родине , чувство

ответственности;

Ос н а щ е н и е : плакаты с крылатыми выражениями , портреты поэтов,

картины , магнитофон.

Я думаю , что когда –нибудь в жизни каждого человека наступает момент , когда он невольно оглядывается назад и думает о неизвестном будущем , у него возникает много вопросов , на которые он будет искать ответ. Такие моменты для кого-то наступают в 20 лет , для кого-то позже или раньше. Где искать ответ ?

Не знаю , как другие , но я ищу ответы в поэзии — в стихотворениях , любимых мной поэтов, Один из них – поэт , в чей мир мы постараемся заглянуть ,- Сергей Александрович Есенин.

И другой любимый мой поэт – Мукагали Макатаев, Наверное, потому , что С. Есенин и М. Макатаев родственны душой : чувствовали, переживали и страдали одинаково, несмотря на большую разницу во времени их жизни и творения .

Сегодня мы будем говорить о поэзии С.Есенина и о поэзии М. Макатаева , как последователе творчества Есенина.

Наша главная задача : читая стихи поэтов , соприкасаясь с их душами , найти ответы на многие волнующие нас вопросы. Это :

Какое место в жизни человека должно занимать любовь к Родине ? Какое оно в восприятии этих поэтов ?

Какое место должно занимать в нашей жизни самый близкий нам человек – мать ? Почему в поэзии Есенина это тема важная ?

Какая должна быть любовь к женщине ?

Для чего нужна поэзия ? Чему должен служить поэт ?

Наконец , мне хочется , чтобы все вы , участники сегодняшнего поэтического часа, получили большой эмоциональный заряд , духовное наслаждение от прочитанных стихов и подружились с ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВОМ – ПОЭЗИЕЙ.

Давайте будем считать , что сегодня в маленький уголок Казахстана прибыл великий сын русского народа со своими задушевными , полного лиризмом, стихами С. Есенин , и посетил эту праздничную встречу другой известный поэт , воспевший казахский аул , М. Макатаев.

Открыть урок хочу стихами С. Есенина , к которым я обращаюсь тогда , когда навевает на меня непонятная грусть, мысли о жизни :

Не жалею , не зову , не плачу ,

Все пройдет , как с белых яблонь дым

Увяданья золотом охваченный ,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться ,

Сердце , тронутое холодком ,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий ! ты все реже , реже

Расшевеливаешь пламень уст .

О моя утраченная свежесть ,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя ? иль ты приснилась мне ?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы , все мы в этом мире тленны ,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно ,

Что пришлось процвесть и умереть.

А вот как звучит грусть о прожитой жизни у М . Макатаева . Надо заметить , что грусть в этих стихах легкая и нежная :

Өшем деп өкінбеймін , жыламаймын,

Жыласам да жұбат деп сұрамаймын.

Қыранның құдіретін қимасаңдар,

Қайтейін , тағдырын бер құралайдың.

Тағдырын бер, тағдырын құралайдың,

Қашан атып алғанша құламаймын.

Сусындатып тұп-түнық тау бұлағы ,

Жанарымда жайнаған тұнады айдын.

Сайрандаймын сайларда , қырды асамын ,

Сыңсыған ну орманмен сырласамын,

Қарауылға іліксем , ілігейін,

Құзғынға ұқсап келмейді мың жасағым.

Өшем деп өкінбеймін , қайғырмаймын ,

Енді оған қайырылмаймын.

Қыран да , құралай да болмақ емен ,

Атымнан адам қойған айрылмаймын.

. Арпалысып жүргенде өмірменен ,

Қай-қайдағы әкетпес көңіл деген.

Өлсем өлем , өзімнің жерімде мен .

Қалсам қалам , өзімнің елімде мен !

Жыламаймын , сондықтан көңілденем .

Если человек – дерево , то корни его – любовь к Родине , а ветки , листья ,цветы , пло-ды – это любовь ко всему остальному. Отломим одну веточку из тысячи – изменение незаметно , две , три, — и это не ущерб. Цветы , листья опадут , плоды соберем, а дерево остается деревом, А если засохнет корень ?

Так и поэзия и Есенина , и Макатаева проникнута , в первую очередь , любовью к Родине.

На протяжении урока , читая и обсуждая стихи -послания поэта, мы убедимся , что вся жизнь Есенина была наполнена великим чувством – чувством любви к Родине.

Давайте обратимся к стихотворениям поэтов и убедимся , что вся поэзия Есенина и Макатаева проникнута чувством безграничной и своеобразной любви к родной земле.

Гой ты, Русь , моя родная ,

Хаты – в ризах образа …

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец ,

Я смотрю твои поля .

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех ,

Мне навстречу , как сережки ,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая :

«Кинь ты Русь , живи в раю !»

Я скажу : « Не надо рая ,

Дайте родину мою».

Сен болмаса ң , не етер ем ?

Мәңгілікке бақытсыз боп өтер ем,

Өмірден бұл өксуменен кетер ем.

Жыртқыш інсіз болмайды .

Отансыз жан өмірінде оңбайды,

Өзін-өзі қорлайды да , сорлайды.

Тірі адамға сол қайғы !

Әкесіз де , анасыз ,

Әйелсіз де , баласыз,

Нағыз сорлы панасыз!

Отанның сен не екенін ?

/ Екі өмір жоқ , әрине , жоқ екі өлім./

Жалғыз Отан – мекенің !

О верю , верю , счастье есть !

Еще и солнце не погасло ,

Заря молитвенником красным

Пророчит благостную весть.

О верю , верю , счастье есть .

Звени, звени , златая Русь ,

Волнуйся неуемный ветер !

Блажен ,- кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть.

Звени, звени, златая Русь.

Люблю я ропот буйных вод

И на волне звезды сиянье ,

Люблю я ропот буйных вод.

Сенің берген сабырың тауысылды.

. Тұнығыңды , көлдерім, лайлама ,

Өзендерім , өзгертпе ағысыңды.

Қайтесің ұмыт болған бір баланы ,

Ол сенің ғұмырыңнан құр қалады .

Оның әлі келмеген кереметің,

Болашақ ақынына жыр болады.

Мен сенің жалғыз тамшы шаңыңдаймын ,

Гүлдеріңнің төсінде дамылдаймын.

Өмірімді ұзарт деп жалынбаймын.

Достық керек. Кім одан бас тартады .

Осы өмір , осы пейлің

Досымды , дұшпанымды жасқантады.

Осылай бол , достықтың асқар тауы !

Многие стихи И С. Есенина и М. Макатаева положены на песни. Наверное , потому , что их стихи нужно не читать , а петь , потому что они музыкальны на слух и близки каждому человеку, находят отклик в душе каждого из нас. Если в романсе на стихи Есенина русский задор и русский характер , то в песнях на стихи М. Макатаева — ширь степного края и дух казахского аула.Это еще раз доказывает мысль : «Истинный поэт -народен !»

Звучит романс на стихи поэта.

Звучит песня на стихи М. Макатаева «Саржайлау».

Перед тем как читать стихотворение , мы анализировали его для того , чтобы глубже и ясно понять значение и смысл , выяснить близость стиха к себе. План анализа был следу-ющий :

Когда , по какому поводу написано стихотворение.

Лирический герой стихотворения.

О чем это стихотворение.

Завершающе –обобщающий образ , созданный в стихотворении.

Что может испытывать читатель? Что чувствуешь ты сам ?

Что общего между лирическим героем и автором стихотворения ?

Поэтому мы сегодня решили раскрыть образы и поэтов ,и лирических героев , и наше понимание стихотворного произведения через наше исполнение стихов..

Мы теперь будем вместе переживать те чувства , которые испытывал он к матери, друзьям, близким, любимой.

Наконец , поймем , что чувства поэта – это наши чувства , переживания поэта – наши переживания, размышления его- наши размышления , Я думаю , что мы чуточку станем добрыми, нежными, внимательными по отношению к нашим близким , матери, друзьям . И пусть поселится в нас поэзия . Ведь никогда и никто не даст человеку столько знаний о жизни , о мире, о чувствах , бушующих в нем ,как стихи , созданные гением.

Каждый труд благослови , удача !

Рыбаку – чтоб с рыбой невода ,

Пахарю – чтоб плуг его и кляча

Доставляли хлеба на года.

Воду пьют из кружек и стаканов ,

Из кувшинок также можно пить

Там , где омут розовых туманов

Не устанет берег золотить.

Хорошо лежать в траве зеленой

И , впиваясь в призрачную гладь ,

Чей-то взгляд , ревнивый и влюбленный ,На себе , уставшем , вспоминать.

Коростели свищут …коростели …

Потому так и светлы всегда

Те, что в жизни сердцем опростели

Под веселой ношею труда.

Та ғ ы да ,м і не , таң атты ,

Тағы да ,міне , күн шықты ,

Тағы да тірлік басталды .

Күрделі мына дүние

Ойлантты небір бастарды:

Біреулер алтын алмақ боп ,

Ақтарып жатыр тастарды ;

Біреулер шарлап аспанды ,

Біреулер күтіп достарды,

Біреулер аңдып қас-жауды

Біреулер мына көктемге

Айқара есік ашқан-ды.

Біреулер алыс барғалы ,

Заттарын, әне, қамдады,

Тірліксіз жәндік қалмады,

Адам да , аң да , мал – дағы ,

Тынымсыз мына тірліктің

Тынымсыз күнін жалғады.

Слово учителя :

В начале 20-х годов Есенин переживает г лубокий духовный кризис , вызванный непониманием революционной действительности, и это накладывает отпечаток на его поэзию : в ней появляются мотивы одиночества , душевной усталости и трагической безысходности. Но никогда не покидало поэта стремление преодолеть упадническое настроение , вернуть себе душевное здоровье и ясность.

Стремление постигнуть новую действительность , заметно и в нежных , задушевных стихотворениях –посланиях Есенина к родным и близким : «Письмо к матери», «Ответ», «Письмо к деду», « Письмо к сестре», « Письмо к женщине». Форма послания дает возможность с наибольшей полнотой раскрыть самые сокровенные чувства и размышления о своей личной судьбе , о старом и новом в жизни родной страны.

Казахстанский писатель Иван Петрович Шухов писал о матери Есенина : «Татьяна Федоровна была неграмотной, Но многие стихи сына знала наизусть. Она никогда не читала вслух , а только пела. И каждое стихотворение на свой лад. С поразительной тонкой музыкальной чуткостью подбирала она мотивы напевов к есенинским текстам , и мы только диву давались ее творческой изобретательности…»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector