2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что значит поэзия для человека

Какова роль поэзии в жизни человека? по тексту В.П,Астафьева про поэзию (ЕГЭ по русскому)

Благодаря поэзии, люди могут выразить то, что тревожит их душу. Какова роль поэзии в жизни человека? Над этой проблемой размышляет Виктор Петрович Астафьев, выдающийся советский и российский писатель.

Сила поэзии огромна. Автор считает, что она способна пробудить человека, затронуть каждую частицу его души. В подтверждение этих слов он описывает вихрь эмоций от прослушивания стихотворения Есенина: «… из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом. ». Виктор Петрович говорит о том, что стихотворения сближают, благодаря им, даже незнакомые люди могут стать родными. Для иллюстрации своего мнения автор рассказывает о том, как поэзия сблизила его с Есениным, будто они давно знакомы лично. Каждый человек может найти в произведениях поэтов что-то родное, значимое только для него.

В.П. Астафьев приводит читателей к выводу: поэзия- удивительная вещь, она возвышает нас над миром повседневности, будничности и обогащает духовно, помогает быть добрее.

Я полностью согласна с мнением автора и считаю, что поэзия всегда актуальна, даже через века люди зачитываются произведениями поэтов. Они без страха говорят о том, каков мир и окружающие люди.

Поэты не боятся писать о новом, бороться за лучшее, светлое будущее.. В своих произведениях они пишут о проблемах общества. Вспоминаю книгу А.С. Пушкина «Вольность». Он открыто призывает угнетенных людей бороться за свою свободу, критикует нынешние законы и власть. Его произведения вдохновляли будущих декабристов, которым было суждено изменить общество. Поэзия-это сила, которая способна повлиять на мир и мировоззрение людей.

Многие поэты в своих сочинениях затрагивают темы, о которых некоторые предпочитают молчать. Вспоминаю произведение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта». Михаил Юрьевич восхищался творчеством А.С. Пушкина, смерть которого произвела на него огромное впечатление. Он не побоялся последствий и правдиво рассказал об этом событии. Поэзия помогает узнать, как жили предки и что их тревожило.

У человека может и не быть любимого поэта, но у каждого есть стихотворение, которое не оставило его равнодушным.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Поэзия в нашей жизни

“Винограда тяжелые гроздья
Превратились в густое вино,
И теперь по артериям бродит,
Колобродит, бунтует оно”.

1. Что такое поэзия?
Поэзия – это образное ритмическое представление мира через чувства и сознание в прямой или косвенной взаимосвязи.
В поэзии отражаются созерцание жизни и активные поступки. Поэзия служит основным двум целям – художественному картинному описанию статического и динамического пространства, поиску в истории и современности через мудрость слова истины и добра. Основная задача поэзии показать и воспеть красоту и многогранность мира. И, конечно, главным героем поэзии является человек, от его имени и создается поэзия
Поэзия – с переводе с греческого “творчество” – это неиссякаемый родник, который питает нас: авторов, читателей и ценителей русской словесности силой вдохновения.
Поэзия не облака и пещеры, с помощью которых можно либо возвыситься над миром, либо спрятаться от жизни.
Поэзия – это не чёрный квадрат Малевича, который нужно рассматривать совиным взглядом, чтобы расшифровать его содержание.
Поэзия – это не репей наушников, которые обрушивают звуковой град на нервные клетки.
Поэзия – это глаза мира, в них светится познание и признание в любви к грядущим поколениям.
Поэзия – это ритмы нашей памяти, улавливаемые интуицией, воображением, их нужно фиксировать, иначе они исчезнут, как прекрасные сновидения.
Другими словами, стихи – это песни нашей души и сердца.

2. Откуда берутся поэты?
Почему в наш коммерческий век, несмотря на то, что практически гонорары поэтам не платят, число поэтов увеличивается?!
Генрих Гейне как-то сказал: “Если трещина будет в мире, она пройдёт по сердцу человека”.
Человек с холодным рассудком не способен к литературному творчеству. Стихи пишут люди эмоционально ранимые. Именно такие люди, которые остро переживают беды и горести, и готовые отвечать за весь мир, становятся поэтами.

3. Почему наши мысли выражаются музыкой слов?
Речь включает в себя ритм и интонацию произношения. Слова сами по себе музыкальны, так как сцементированы гласными звуками. Хотя в русском языке всего шесть гласных звуков, эта звуковая гамма очень насыщено и красочно использует в словообразовании мягкие и твердые согласные.
Первый толчок к написанию стихов дают песни. Любимые песни, при их напеве, заставляют “вживаться” в них, они, как камертон, несут нравственные отзвуки в душу и сердце. Все начинающие поэты шли к стихам через песни, которые им напевала мать, друзья, известные певцы эстрады и они сами.
Иностранные песни, как бы их не хвалили западнонастроенные вокалисты, композиторы и аранжировщики, не могут воздействовать на творческую русскую душу и сам русский язык сопротивляется ритму этой “железной” чужой музыки.

4. Форма стиха.
Изначально русский народный стих зародился как тонический, интонационный («Слово о полку Игореве», «Плач Ярославны»).
Светские стихи на Руси издавна писались тоническими виршами. Большое влияние на русскую литературу оказало творчество Симеона Полоцкого, вирши стали силлабическими. Но силлабическая система стихосложения была неудобна для выражения мыслей, она, монотонностью произношения, словно вибрировала не голосом, а витками механической пружины, чем нарушала живую акцентированную человеческую речь. Силлабический строй подходит к тем языкам, в которых слоги не произносятся разноударно (французский, польский, тюркские языки).
Русские плясовые песни много веков использовали силлабо-тонический строй. Ритмы народного стихосложения с успехом переняли Сумароков, Карамзин, Херасков, Львов, Кольцов. От этого их стихи стали душевными, реальными и понятными:

“Какое барина различье с мужиком?
И тот и тот — земли одушевлённый ком.
А если не ясняй ум барский мужикова,
Так я различия не вижу никакого”.

“Осенне времечко настало.
Не пой, унылый снегирек!
Не пой, как ты певал бывало,
Не пой, мой добренький дружок!
Пускай павлин, хвостом пушистый,
Своею славится трубой!
Петух и ночью голосистый,
А ты, мой друг снегирь, не пой”.
Николай Львов

Русский язык с его былинной мощью вошел в творческий арсенал писателей. Недаром слово фольклор переводится с английского “народное знание”.
Реформа стихосложения Тредиаковского и Ломоносова закрепила на теоретическом фундаменте русский силлабо-тонический стих. Державин и Пушкин в своих произведениях воспели интонационную систему стихосложения. Силлабо-тоническая система стихосложения органично вписалась в русский язык, и ей нет альтернативы в настоящем и будущем.

5. Как пишутся стихи?
Это зависит от жанра произведения. Если тема гражданская, то нужно сильное переживание, чтобы реализовать это содержание. Лирические любовные требуют уединения, пейзажная лирика наоборот хорошо пишется с натуры, когда глаза видят и оценивают красоту природы. Но в любом случае для написания стиха нужно вдохновение, иначе искра мысли угаснет и ускользнет, как уж в нескошенную траву, и станет прозой в первой же написанной строке.

6. Кто из современных русских поэтов наиболее талантлив и популярен?
На этот вопрос ответит время.
Тиражи книг очень незначительны и до читателя просто не доходят произведения этих авторов. В наш денежный век литература держится на энтузиастах. Современная поэзия блуждает в потёмках и выживает зачастую без поддержки критиков и издательств.

7. Интернет и поэзия.
Интернетные игры в известность не обеспечивают защиту авторства. Число пользователей литературных сайтов не определяет реальное число участвующих поэтов и их талант по-прежнему находится в поле неизвестности.
Ники иных пользователей плодятся от одного лица – “бесполым размножением гидры”, возникают множественные тени-двойники. Они, как привидения, назойливо лезут с экрана монитора, и непонятно с кем идет общение: с маской или живым человеком.
С другой стороны интернет, как паутинный друг, связывает поэтов в сообщество творческих личностей и позволяет им выставить свои “вирши” на вселенное обозрение и виртуально познакомиться друг с другом.

8. Что делать поэту со своими стихами?
Во-первых, не писать в стол. Во-вторых, участвовать в работе литературных студий, которые организованы по месту жительства. Ваши стихи должны жить вместе с вами. Их нужно прочитывать на литературных вечерах. Если стихи удачные, их оценят. Но нужно прислушиваться к критике. Только в этом случае будет рост мастерства.

9. Как отличить поэзию от прозы?
Не каждые зарифмованные строки можно назвать поэзией. Если в тексте нет ни одной образной авторской мысли, а идет только перечисление предметов и явлений, копирование действительности, либо навязывание мистики, то это произведение смело можно отнести к низкопробной прозе. Ибо настоящая проза сама по себе не уступает поэзии.

10. Выразительные средства. Образ и символ.
Если образ раскрывает свойства мира, то символ – этот же мир зашифровывает иероглифами тайнописи. На контрасте образа и символа идут многовековые споры: каким должно быть искусство слова – чистым, оторванным от жизни, или реальным, отражающим эту жизнь. Этот спор вечен. От этого спора выигрывает поэзия, так как она становится богаче и многогранней.

11. Стихи и песни.
Энергия слов, проявляется и оглушает внутренней музыкой, идущей от чувств поэта. Обычно песней становится сильное душевное стихотворение, из которого нельзя исключить и добавить ни одного слова. Но бывают случаи, когда приходится из стихотворения убирать лишнее и добавлять недостающие элементы и оно становится прекрасной песней. Эти недостатки стихосложения замечает музыкант и своей волей отбирает слова и создаёт мелодию.

12. Стихи и люди.
Человеку, который имеет склонность фантазировать, стихи помогают жить в реальном мире и спасают от одиночества. Тяга к творчеству избавляет от недуг и вселяет уверенность в свои силы.
Человека, который сам не пишет, чтение стихов также отвлекает от грустных мыслей и заставляет задуматься над окружающей жизнью.
Стихи, как лекарственные травы, сохраняют нам здоровье и продлевают нашу жизнь.

5 сочинений по русскому языку ЕГЭ, тема: Роль поэзии в жизни человека

­ Пример сочинения про Пушкина

Какую роль поэзия играет в жизни человека? Как воздействует на него?

Раскрывая тему, К.Г. Паустовский рассказывает о своей случайной встрече с поклонником творчества Пушкина. Высокий незнакомец поведал автору историю своего отца, который, выпив, читал стихи Пушкина и рыдал. Несмотря на то, что отец не помнил ни одного стихотворения до конца, он находил в этом какое-то утешение, «кричал, что Пушкин – это единственный луч солнца в жизни таких несчастных нищих, как мы». История высокого незнакомца заставляет нас понять, какой большой силой обладает поэзия: она утешает, успокаивает, заставляет увидеть страдающего прекрасное в окружающем мире.

Продолжая свои размышления, автор через рассказ высокого незнакомца показывает, как отцовская привязанность к поэзии Пушкина родила в его сыне такой же интерес к творчеству поэта. Мальчик хотел прочитать все стихи до конца и отправился в библиотеку. К сожалению, тогда он не умел читать, поэтому просто заплакал над книгой, в которой был спрятан «заманчивый мир, о котором рыдал пьяный отец». Но с тех пор началась его любовь к творчеству Пушкина, стихи которого открывали перед читателем другую жизнь. Мы понимаем из рассказа высокого незнакомца, что именно поэзия показала ему, как безграничен мир.

Мнение автора заключается в том, что поэзия способна открыть человеку целый неведомый мир и утешить его в минуты несчастья. К.Г. Паустовский считает творчество таких поэтов, как Пушкин, источником спокойствия и силы. Я согласен с мнением автора, поскольку сам испытываю такие же чувства при чтении стихов Пушкина. Они как будто крадут тебя из обыденности и на время переносят в удивительный мир, полный красоты и очарования.

Подтвердить мое мнение я хотел бы словами М. Горького: «Пушкин как бы зажег новое солнце над холодной, хмурой страной, и лучи этого солнца сразу оплодотворили её». Поэзия Пушкина позволила каждому читателю увидеть все краски жизни, понять, что мир не ограничивается только тем, что нас окружает.

Таким образом, поэзия играет в жизни человека важную роль – она открывает ему новый прекрасный мир, дарит надежду и душевное спокойствие.

Пример сочинения про поэзию Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин является величайшим русским поэтом. Его творчество сопровождает человека на протяжении всей жизни, а произведения глубоко проникают в душу, дарят любовь и вдохновение. Именно проблему влияния творчества Александра Сергеевича Пушкина на личность человека поднимает А. Н. Островский в своем тексте.

Чтобы подчеркнуть глубину поставленной проблемы, автор говорит об огромном вкладе поэта не только в литературу, но и в каждого из нас. Своим читателям Александр Сергеевич Пушкин завещал «искренность, самобытность, каждому быть самим собой». Именно доброте, честности, трудолюбию учит его творчество. А без поэта «образуется пустота, умственное сиротство». Автор считает, что именно в духовно-нравственном воспитании человека заключается назначение творчества великого поэта.

Автор считает, что именно в духовно-нравственном воспитании человека заключается назначение творчества великого поэта.

Я полностью разделяю позицию автора и считаю, что произведения Александра Сергеевича Пушкина оказывают большое влияние на личность человека, формируя его взгляды, ценности и идеалы.

Вспомним произведение Михаила Булгакова «Белая гвардия». Для семьи Турбиных герои произведения Александра Сергеевича Пушкина стали членами их семьи. Автор показывает, что дети воспитывались именно на его творчестве, что помогло им вырасти искренними, радушными и честными людьми. Главным произведением для Турбиных была «Капитанская дочка». И пословица «Береги честь смолоду», ставшая эпиграфом к знаменитому произведению, была главной основой для Турбиных. Этот пример ярко показывает огромное значение творчества А. С. Пушкина для человека.

Раскрывает роль великого поэта в нашей жизни и Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей статье «Слово о Пушкине». Автор пишет, что «человек откликается на поэзию Пушкина». Поэт задевает наши души, закладывают в нас основные моральные ценности, помогая тем самым развиваться человеку нравственно и духовно. Именно читая произведения великого русского поэта, человек расцветает. В этом, по мнению Дмитрия Сергеевича Лихачева заключается важнейшая роль творчества А. С. Пушкина.

Читать еще:  Что символизирует журавль в армянской поэзии

Таким образом, невозможно оценить вклад великого поэта не только в литературу, но и в каждого человека. Произведения Александра Сергеевича оказывают большое влияние на формирование личности, учат честности, искренности и доброте.

Пример сочинения про роль поэзии в жизни человека

Можно ли создать шедевр, не будучи добродетельным человеком? Над этим вопросом размышляет писатель Д.А. Гранин. В его тексте поднимается проблема совместимости гениальности и злодейства.

Рассказчик беседует с приятелем о научных достижениях, которые привели к трагическим последствиям. Например, известный физик Альберт Эйнштейн внёс вклад в создание ядерного оружия, и в годы Отечественной войны японские города Хиросима и Нагасаки подверглись бомбардировке. Но разве это делает учёного злодеем? Можно ли считать его ответственным за произошедшее? По мнению автора, в самих научных открытиях нет ничего ни нравственного, ни безнравственного.

Кроме того, рассказчик обращается к творчеству А.С. Пушкина и особенное внимание уделяет его маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». Эти талантливые композиторы были «равноправными сыновьями гармонии», пока Сальери не отравил соперника. Произведения музыканта-завистника не становятся хуже из-за того, что он совершил. Однако его уже нельзя назвать гением, потому что содеянное им зло было умышленным. Настоящий талант всегда тесно связан с нравственностью. Конкретизируя данную мысль, автор подчёркивает, что человек действительно может оступиться и сделать неправильный выбор, но преднамеренное злодейство дискредитирует гениальность.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: гений и злодейство несовместимы, потому что человечество отбирает лишь тех, кто несёт в себе нравственное начало.

Я согласна с мнением Д.А. Гранина, так как у талантливого человека должны быть прекрасны не только творения, но и душа. Тот же, кто не может справиться с завистью и совершает преступление, в глубине души признает слабость своего таланта. Вспомним сказ Н.С. Лескова «Левша», главный герой которого – гениальный мастер. И гениален он не только потому, что подковал блоху, но и потому, что не изменил нравственным принципам и в последнюю минуту жизни думал о благе Родины и народа.

Таким образом, можно создавать замечательные произведения, но при этом быть бездуховным человеком. Сложно не признать талант подобных творцов, но невозможно назвать их гениями.

Пример сочинения на тему «Пушкин и его произведения»

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799. Всем, от мала до велика, знакомо Творчество великого русского классика. Кто в детстве не слушал знаменитые сказки о царе Салтане, о золотом петушке, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке. Все они красивые, добрые и наполненные огромным смыслом. Как говорится “сказка ложь, да в ней намек”. Пушкинские сказки учат нас вере в лучшее. Что не волшебством или богатством достигается счастье. Что чистота души, верность данному слову трудолюбие и доброта будут вознаграждены.

Александр Сергеевич – основоположник русской реалистической литературы. Его произведения заставляют верить в любовь, дружбу, верность и честь, и в то, что зло будет наказано. Произведения проникнуты высокой человечностью и гуманизмом, народностью, огромным идейным богатством и одновременно предстают перед нами в совершенной художественной форме.

Стихотворения Пушкина отражение красоты и эстетики. Они переполнены сопереживанием с героями, нежностью и искренностью. Они волнуют душу трепетными словами, полны любви и благоговения, света и спокойствия.

Мое любимое стихотворение у великого Александра Сергеевича – “Я вас любил…”. Это стихотворение гениально и просто. В спокойной и грациозной форме автор передал нам чистоту любовного переживания.

Читая произведения Пушкина, можно забыть обо всем на свете. Его слова увлекают за собой в мир благородных героев, искренних чувств и самопожертвования. Пушкин в своих произведениях также воспевал природу. Стихотворения проникнуты любовью к родной природе. Простые и доступные образы делают лирику поэта незабываемой. Они то навевают грусть, то радость и оптимизм. В каждой строчке поэта контраст и гармония одновременно.

Вклад великого классика в мировую культуру огромен. Одновременно он с поразительной художественной глубиной выражает национальные особенности российской культуры. Существенную роль в Творчестве поэта занимает свобода. Пушкин был декабристом. Александра Сергеевича Пушкина постоянно волновала тема свободы и судьба Родины. О судьбе России Пушкин писал в оде “Вольность”.

Пушкинские герои свободолюбивы. Но свобода в Творчестве поэта одновременно возвышенный идеал и трагическая проблема. Любовь к Родине и свобода заняли достойное место в многостороннем творчестве поэта.

Пример сочинения на тему:

Значение Пушкина для России и русской культуры

“Россия слишком мало известна русским”. Эти слова, сказанные Александром Сергеевичем Пушкиным более ста пятидесяти лет назад, сейчас, на пороге третьего тысячелетия, воспринимаются как печальное откровение. К сожалению, не в меньшей мере относятся они и к знанию о самом поэте. Ведь Пушкин — это не просто литература. Не просто — культ. Это — средоточие русского духа, пример истинно русской сущности. Да и может ли быть иначе? Ведь именно в выдающихся личностях находят наиболее яркое выражение свойства национального характера. А, как хорошо известно, глубинная суть русской национальной души “неподвластна чужеземным мудрецам”.

Вот так же и Пушкина иностранцы понять не могут, хотя литературу умеют ценить довольно точно. Лишь очень немногие из них способны почувствовать в пушкинских строках что-то необычное, завораживающее. Если же говорить о русских людях, то они впервые соприкасаются с Пушкиным еще в раннем детстве. Так случилось и со мной. Я даже не могу сейчас точно вспомнить, когда в первый раз увидел портрет поэта, услышал его стихи, так давно это было. И с той поры, подпав под очарование пушкинских строк, не перестаю к ним возвращаться. Правда, в последнее время, отдавая дань заполонившим книжный рынок детективам и фантастическим триллерам, — все реже и реже. Каюсь в этом. И все же — возвращаюсь, обычно тогда, когда мне бывает грустно, когда меня что-то гнетет. В такие минуты, взяв в руки томик Пушкина, я как бы отбрасываю от себя все неприятности и, с наслаждением погрузившись в чтение, чувствую прилив новых сил, вдохновляюсь новыми надеждами. Отчего так происходит? Этого я не знаю. Для меня, как и для многих других русских людей, Пушкин — чудесная тайна. Я могу лишь надеяться, что тайна эта когда-нибудь приоткроется и для моего сердца.
Но я, кажется, немного отвлекся от темы сочинения. Итак, поговорим о значении Александра Сергеевича Пушкина для России и русской культуры. Несомненно, что оно очень велико.

Во-первых, потому, что Пушкин — величайший поэт, мастер универсальнейшего из искусств — искусства слова. В этой связи хочется привести слова другого великого русского поэта — Анны Ахматовой. Вот они: “Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором никогда не будут говорить, но который все равно будет при них как вечная драгоценность”.
Во-вторых, потому, что Пушкин сделал русский язык совершенным, мировым. А посему в наше время не вызывает никаких сомнений, что “говорить по-русски” — означает “говорить на пушкинском языке”.
В-третьих, потому, что Пушкин — общепризнанный глава и классический образец всей читаемой, живой, новейшей русской литературы. Уже современники поэта увидели в нем “солнце нашей поэзии”.

И, наконец, четвертое. Еще при жизни Пушкина, в 1832 году, Гоголь сказал о нем следующее: “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет”. Писатель был абсолютно прав. В русском сознании Пушкин действительно стал несравнимой величиной.
Да, Пушкин велик, а потому велико и его слово. И в этом нет ничего удивительного, ведь величие истинных поэтов именно в их слове и проявляется. Могучая, огромная душа Пушкина родила слова необычайные: завораживающие, покоряющие, неповторимые, потрясающие. Потрясающие душу людей обыкновенных, передающие им чувства “несказанные”. Разве можно без внутреннего содрогания читать, например, такие строки:

. душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленъя убежит?

Нельзя, конечно. Вот и корчусь я внутренне, ощущая под словами этими шок, пережитый когда-то великой душой Пушкина.
Или, разве возможно не почувствовать какой-то радостный смысл жизни, прорывающийся сквозь строки, к примеру, “Вакхической песни”:

Да здравствует солнце, да скроется тьма!?

Нет, невозможно. А ведь слова эти — пророческое заклинание поэта.
Вот в чем — “чудо” пушкинских строк. Вот в чем “тайна” Пушкина. Она — в его Слове. Так нужно ли удивляться тому, что Пушкин стал неотделим от России, а Россия — от него?! Он велик, потому что рожден великим народом. И народ этот просто обязан быть его достойным.
Начиная от Пушкина, русские люди не могут иначе мыслить себя, как только великой мировой нацией. Потому и сказал про Пушкина Тютчев:

Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет.

И завершить свое сочинение мне хочется словами: «Настоящее царство Пушкина еще впереди, может быть, истинны пушкинский день еще придет.»
Да он придет, пушкинский день, и осветит весь мир.

О целях поэзии

Жан Кокто сказал: «Я знаю, что поэзия необходима, — но не знаю, для чего» [1] . Кто лучше самой поэзии может знать, для чего она нужна? Спросим великих поэтов и мыслителей — и найдем пять взглядов на природу и назначение поэзии.

1. Идеально-религиозный

Поэзия — божественная гармония, вносимая в мир для разрешения всех его скорбей и противоречий, голос Абсолютного, Всеединого. Такой взгляд глубже всего выражен у Ф. В. Й. Шеллинга, а в русской поэзии — у Ф. Тютчева:

Среди громов, среди огней,

Среди клокочущих страстей,

В стихийном, пламенном раздоре,

Она с небес слетает к нам —

Небесная к земным сынам,

С лазурной ясностью во взоре —

И на бунтующее море

Льет примирительный елей.

Ф. Тютчев. Поэзия

2. Субъективно-психологический

Поэзия утешает, врачует душевные раны, разряжает эмоциональные порывы, спокойным созерцанием вытесняет бессмысленное волнение воли. Гармония здесь мыслится не как высшее космическое начало, а как психологическая потребность и терапевтическое средство. Такой взгляд, если не считать соображений Аристотеля о катарсисе, был последовательнее всего выражен А. Шопенгауэром (поэзия как отрешение от мировой воли и путь к созерцательной нирване) и З. Фрейдом (поэзия — сублимация и вытеснение полового инстинкта), а в русской поэзии — Е. Баратынским:

Болящий дух врачует песнопенье.

Гармонии таинственная власть

Тяжелое искупит заблужденье

И укротит бунтующую страсть.

Душа певца, согласно излитая,

Разрешена от всех своих скорбей,

И чистоту поэзия святая

И мир отдаст причастнице своей.

Е. Баратынский. Болящий дух врачует песнопенье…

3. Стихийно-демонический

Поэзия — антинравственна, антиобщественна, противозаконна. В ней находит выход первичная оргиастическая стихия, безудержность и невнятность мирового хаоса. На поэте лежит печать проклятия и отверженности, он преступает любые законы, низвергает святыни. Его дело — быть выражением музыкально-волевого напора, бущующих подземных недр бытия. Таково воззрение Ницше на «дионисийскую», демоническую природу искусства, выраженное впоследствии А. Блоком.

Есть в напевах твоих сокровенных

Роковая о гибели весть.

Есть проклятье заветов священных,

Поругание счастия есть.

И такая влекущая сила,

Что готов я твердить за молвой,

Будто ангелов ты низводила,

Соблазняя своей красотой.

4. Действенно-социальный

Поэзия призвана не примирять, а воинствовать, но не потому что она есть голос раздирающих друг друга стихий, а потому что выражает волю одной из сил к победе. Не борьба сама по себе вдохновляет поэта, а победа в борьбе, и слово есть орудие власти. Поэзия зовет к поступку, вмешательству в реальную жизнь. Это воззрение выросло из философии Просвещения и затем нашло обоснование в марксизме, а в русской поэзии лучше всего выражено у Маяковского («Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо»):

Я знаю силу слов я знаю слов набат Они не те которым рукоплещут ложи От слов таких срываются гроба шагать четверкою своих дубовых ножек Бывает выбросят не напечатав не издав Но слово мчится подтянув подпруги звенит века и подползают поезда лизать поэзии мозолистые руки

В. Маяковский. [Неоконченное]

Таким образом, поэзия есть:

1. Выражение изначальной, объективной гармонии

2. Способ достижения душевной, субъективной гармонии

3. Выражение изначального, объективного хаоса.

4. Способ вовлечения в битву и обретения победы.

Эти четыре представления возникают из сочетания двух двоичных оппозиций: гармония — хаос и объективное — субъективное.

5. Поэзия бесполезна

Возможно и пятое воззрение, противоположное всем предыдущим, поскольку отрицает за поэзией какой бы то ни было смысл, считая ее бесполезной или даже вредной. Этот нигилистический взгляд развивается на крайне идеалистической (Платон) или крайне материалистической (Д. Писарев) основе. В первом случае, поэзия не нужна, потому что слишком чувственна, привязана к материальной жизни — и далеко отстоит от мира чистых идей. Во втором — слишком фантастична, прихотлива и отдаляется от жизни в сторону самодовлеющих отвлеченных идеалов.

. Отвергнул струны я, —

Да хрящ другой мне будет плодоносен!

И вот несет ему рука моя

Зародыши елей, дубов и сосен. И пусть! простяся с лирою моей,

Я верую: ее заменят эти,

Поэзии таинственных скорбей

Могучие и сумрачные дети.

Е. Баратынский. На посев леса.

Только песне нужна красота,

Красоте же и песен не надо

А. Фет. Только встречу улыбку твою…

Зарыться бы в свежем бурьяне,

Забыться бы сном навсегда!

Молчите, проклятые книги!

Я вас не писал никогда!

Словесной не место кляузе.

В. Маяковский. Левый марш

Как ни парадоксально, все эти пять воззрений предполагают, что основные цели поэзии лучше достигаются не поэзией, а другими средствами.

Если поэзия — выражение изначальной гармонии, то не искать ли еще более чистого ее выражения в пророде, например, в море, волны которого так певучи, что человеческий голос перед ними — одинокий ропот? Слово возмущает чистые ключи бытия.

Если поэзия — целительница, то не лучше ли нас исцеляет сон, забвение, молчание, небытие? Ведь врачуя рану, прикасаясь к ней, легко ее разбередить и, изживая песнью несчастья и тревоги, накликать их вновь, привлечь словом «перуны судьбы»?

Читать еще:  Каково символическое значение моря в поэзии романтизма

Если поэзия — голос мирового хаоса, то не лучше ли непосредственно раствориться в нем, минуя его отражение в книгах, где хаос не выплескивается за пределы переплетов?

Если поэзия могучая сила действия, то не надежнее ли — прибегнуть к штыку или маузеру?

Пятый взгляд на бесполезность поэзии не только противостоит предыдущим четырем, но и объемлет их, а по сути — из них вытекает. Если утверждать, что поэзия нужна потому-то и для того-то, то в конце концов придется согласиться, что она полностью бесполезна, поскольку те же цели лучше достигаются без нее: маузер стреляет точнее, море колышется вольнее, дерево врастает в почву глубже.

Шестой взгляд.

Но из этого вытекает только то, что поэзию, как и жизнь, нужно полюбить прежде смысла ее, не доискиваясь целей. Это можно было бы назвать шестым взглядом, но в том-то и дело, что это уже не «взгляд на», а «любовь к». Поэзия столь же естественна и неосмысляема, как жизнь. Поэзия — это сердце, бьющееся в речи и разгоняющее — переносящее — смысл слов по всему кругу их значений. По сравнению с поэзией просто жизнь есть аритмия, вялость сердечной мышцы, силы которой хватает только на то, чтобы перегонять кровь, — низшая степень жизненности. Поэзия — жизнь вдвойне, она распространяется на такие сферы сознания, культуры, воображения, о которых обычная жизнь не смеет и мечтать. Это высшая степень здоровья, когда ритмично пульсируют мысль и речь и когда в такт сердцу начинает биться все мироздание..

Эта статья — Введение в только что вышедшую книгу «Поэзия и сверхпоэзия. О многообразии творческих миров» (СПб, Азбука, 2016, 480 стр.). Особенно приятно, что книга вышла в серии «Культурный код», вслед за книгами Ю. Лотмана, В. Набокова, Д. Лихачева. Можно приобрести через Озон, а также в Москве («Москва», «Фаланстер»), Петербурге, Киеве, Харькове, Минске.

Введение. О целях поэзии

1. Легенды и каноны

От Орфея до Мандельштама: о природе поэзии

Три лика классики: Державин — Пушкин — Блок

2. Голосов перекличка

Ф. Гельдерлин и К. Батюшков: свет безумия

М. Лермонтов и Б. Пастернак: мудрость лета

Под занавес. Театральность у А. Пушкина и О. Мандельштама

Чудо и закон. О поэтических мирах Б. Пастернака и О. Мандельштама

Золотой локон и розовая точка: интуиция живого у А. Пушкина и А. Тарковского

Зимние стансы: И. Бродский и Е. Евтушенко

3. Новые движения в поэзии

Между концептуализмом и метареализмом

От метафоры к метаболе. О «третьем» тропе.

Как труп в пустыне я лежал. От лирического «я» к лирическому «оно»

Манифесты новой поэзии (1980-е)

Зеркало-щит. О концептуальной поэзии

Что такое метареализм

Каталог новых поэзий

Приложение. М. Эпштейн — И. Кутик. Диалог о современной поэзии

4. Текст и судьба

Развоплощение себя. О Д. А. Пригове

Лирика сорванного сознания у Д. А. Пригова

Поэт древа жизни. Космизм и приватность у А. Парщикова

«Как нас меняют мертвые. » И. Бродский и А. Парщиков

5. Оригинальность и цитатность

Поэзия как состояние

Поэтический кристалл — бесконечное стихотворение

ЧАСТЬ 2. СВЕРХПОЭЗИЯ

6. Поэзия природы

Поэзия природы и природа поэзии

Лирическая философия природы

7. Поэзия общества

Поэзия права. Белый дуб в Афинах

Поэзия и власть

8. Поэзия вещей

Между складом и свалкой. Поэзия домашнего

Новая мемориальность. От эпики к лирике

Значение единичного. Космодицея и антроподицея

Вещь как слово о себе

9. Поэзия мысли и языка

Лиризм в философии

Афористика как поэзия понятий

Логопоэйя. Слово как произведение

Искусство вариации. Анафразия в языке и литературе

10. Сверхпоэзия: поэтический вектор цивилизации

Зачем нам нужна поэзия?

Приветствую Вас, дорогие друзья! Сегодня в рубрике «Рифмы жизни« я хочу с вами поговорить о стихах. Тему выбрала такую — „Зачем нам нужна поэзия?“ Нет, я далеко не знаток поэзии, а просто любитель душевной лирики. Разумеется, человеческой мысли и душе иногда нужен отдых от повседневной жизни. А поэзия – это как раз то состояние души. Но это почти гипноз. Никогда не задумывались над тем, что стихов большое множество? Конечно же, волнуют далеко не все, а лишь некоторые.

. не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать. (А.С.Пушкин).

Прав Александр Сергеевич Пушкин в том, что хорошие стихи не так легко писать.

Что важно в стихах?

Прежде всего, правда и искренность — вот что так дорого в поэзии. Но, веришь рифмам жизни о любви, разлуке, расставаниях и встречах. Обо всем том, что близко и понятно каждому человеку. Поэзия, бесспорно, должна трогать и заставлять думать. И, к тому же, всё равно кем они написаны классиками или нашими современниками. Именно она помогает услышать диалог, поколений и народов:

Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;

Так век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства. (Н.С.Гумилев).

Борис Пастернак считается одним из талантливейших русских поэтов. Стихи прекрасные, нежные, как и вся его любовная лирика. К примеру, стихотворение „Зимняя ночь“, которое занимает центральное место в творчестве поэта.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела. (Борис Пастернак ).

Несомненно, стихи были всегда, поскольку они предшествовали всем остальным жанрам. Неважны главные особенности построения стихотворения – ритм, рифмы и т.п. Но, важна сама суть, смысл, духовность стихов. Конечно же, в настоящее время написать стихи сможет компьютер при помощи генератора рифм, а выразить музыку души может только настоящий поэт.

Сравнение очень точное может дать мастер пера. Когда читаешь стихотворение Анны Ахматовой „Заплаканная осень, как вдова“, обязательно сочувствуешь, сопереживаешь лирической героине и, конечно же, самой поэтессе:

Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит…
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.
И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой…
Забвенье боли и забвенье нег —
За это жизнь отдать не мало. (А.Ахматова) .

Пожалуй, многим близка и понятна поэзия Ильи Резника. Искренние, настоящие, идущие от всего сердца. Например,»Край березовый».

Побегут в моря
Воды вешние,
Зацветет земля,
Сердце радуя.
Ах ты, Русь моя,
Песня нежная,
Сторона моя неоглядная.

Я пойду в поля
Вересковые,
Опущу ладонь
В синь озерную.
Ах ты, Русь моя,
Песня новая,
Задушевная и привольная.

Ты изведала
Горя горького,
Но всегда была
Всем заступницей.
Ах ты, Русь моя,
Песня гордая,
Беззаветная, неподкупная!

Ты дала мне
Силы несметные,
Ты — любовь моя
И спасение.
Ах ты, Русь моя,
Песня светлая,
Край березовый, край Есенина.

Ах ты, Русь моя,
Песня светлая,
Край березовый,
Бесконечный край! ( Илья Резник).

Какие бывают стихи?

Наверное, бывают стихи, как песня, без которой не можешь жить. Встречаются, как книга, которую ты должен изучать, перечитывать по нескольку раз и, в результате, можешь не понять ее сути. Но не хочу показаться вам невеждой. Я, например, перечитывала несколько раз Иосифа Бродского, его эзотерические стихотворения, чтобы докопаться до смысла, но так и не нашла его.

Ни тоски, ни любви, ни печали,
ни тревоги, ни боли в груди,
будто целая жизнь за плечами
и всего полчаса впереди.
Оглянись — и увидишь наверно:
в переулке такси тарахтят,
за церковной оградой деревья
над ребенком больным шелестят,
из какой-то неведомой дали
засвистит молодой постовой,
и бессмысленный грохот рояля
поплывет над твоей головой.
Не поймешь, но почувствуешь сразу:
хорошо бы пяти куполам
и пустому теперь диабазу
завещать свою жизнь пополам.
(И.Бродский).

То же самое с Мандельштамом, который писал, себе одному понятному, кодами. Но не буду обижать классиков поэзии. Более того, я не против них, а за их творчество. Тем более, что молодежь в наше время гораздо разумнее нас. При помощи языковой выразительности, поэт более ярко воссоздает образ Петербурга:

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург, я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.

Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных. (О.Мандельштам).

Мне нравятся стихи Эльдара Рязанова, нашего любимого режиссера. Многие его стихи звучат, как песни потому, что все наполнены глубоким смыслом. Если читаешь их, то невольно думаешь о том, что строки стихов совпадают с твоей жизнью.

Меж датами рожденья и кончины
(а перед ними наши имена)
стоит тире, черта, стоит знак минус,
а в этом знаке жизнь заключена.

В ту черточку вместилось всё, что было.
А было всё! И всё сошло, как снег.
Исчезло, растворилось и погибло,
чем был похож и не похож на всех.

Погибло всё моё! И безвозвратно.
Моя любовь, и боль, и маета.
Всё это не воротится обратно,
лишь будет между датами черта. ( Эльдар Рязанов).

Несомненно, мне, как и многим, ближе стихи животрепещущие, об истинных человеческих чувствах. Доступные сразу, например, как у Ольги Партала и других современных поэтов.

Мне нравятся стихи живые,
О чувствах, о мечтах людей,
И пусть им не хватает стиля,
Эмоции порой важней.

Слова, идущие от сердца,
Что могут даже камни взволновать,
В моей душе всегда находят место,
Я их не устаю читать!

Стихи простых людей или больших поэтов,
Стихи, рождающие в сердце добрый свет,
Слова волшебные, как вихрем добрых ветров,
Впорхнут к нам в душу и дадут на всё ответ! (Ольга Партала).

Вы задавали себе вопрос: зачем нам нужна поэзия?

Разумеется, в настоящей поэзии присутствует магия и сила, как и в любом виде искусства. Как хорошая музыка приводит в восторг, так и в стихах. В России интерес к поэзии никогда не исчезал. Прежде всего, сборники стихов постоянно печатаются и продаются. Безусловно, проводятся поэтические вечера. Они, надо полагать, не собирают стадионы, как раньше 60-70 годы. Но камерные залы постоянно наполнены.

Кому сейчас нужны стихи,
Когда вся жизнь – сплошная гонка?
Мелькают люди, как штрихи,
Влечёт их времени воронка.

Чем ближе к центру, тем быстрей,
Летят мгновениями годы
Там, у распахнутых дверей,
Где ждут нас новой жизни роды. (Владимир Пономарев Одесский).

Мне кажется, что стихи, музыка, живопись, кино, литература – нужны, необходимы и благоприятствует тому, чтобы мы могли быть временами нежными и добрыми людьми.

Напоследок

Недавно прочла стихи Михаила Жванецкого «Все люди, как книги, и мы их читаем. »». Была, пожалуй, удивлена. Не знала, к своему стыду, что он пишет стихи. Несомненно,очень понравились. Жванецкий не может писать плохо. Между тем, стала искать другие стихотворения из его творчества, но не нашла. Расстроилась. Почему так мало написано? Но опять захотелось самой прочесть эти строки и смонтировать клип. Вот что получилось,оцените.

Спасибо вам за внимание, дорогие читатели! Если вам интересна тема поэзии, подписывайтесь на обновление статей в рубрике «Рифмы жизни» . Также не забывайте рекомендовать статью своим друзьям в социальных сетях! Приглашаю посмотреть видеофильмы на моем канале You Tube.

Роль литературы в жизни человека: аргументы к сочинению

Цели сочинения

Почему учителя русского языка включают задание подобного рода в домашнее задание для учащихся? В процессе написания к каждому тезису школьник должен привести веские аргументы. Роль литературы в жизни человека – это обширная тема, которая позволяет еще раз освежить в памяти те доказательства, которые подтверждают важность чтения в современной жизни. Людям XXI века гораздо легче прийти домой, сесть за компьютер или телевизор, нежели начать читать книгу.

Все понимают, что подобное отношение способствует умственной деградации. Однако почему-то все равно многие предпочитают книгам другие занятия. Школьник может попробовать написать сочинение, которое будет призвано убедить читателя в важности роли литературы в жизни человека. Аргументы, которые учащийся будет использовать, он может брать из самых разных источников: повседневной жизни, случаев с давними знакомыми, собственного опыта. Главное – та или иная мысль должна быть доказана или объяснена. И конечно, не стоит забывать о таких важных моментах, как орфография, пунктуация, а также стилистика написания.

Читать еще:  Что общего между поэзией и музыкой

Поэзия в жизни современного общества

В наш современный век инновационных технологий, сумасшедшего темпа повседневной жизни может показаться, что поэзии нет, что она как будто не нужна и это отчасти будет верным. Поэзия почти обесценилась, выветрилась, унеслась вместе с современными веяниями и это печально, однако не всё так плохо, как кажется.

Да, эпоха романтизма давно закончилась, ушло то бесконечно прекрасное, трепетное отношение к стихам, когда они высоко ценились простым народом и критиками, когда люди зачитывались и упивались строками, так гармонично, так слаженно бегущими друг за другом… Гюго, Джон Китс, Гёте, Эдгар По, Пушкин, Лермонтов и многие другие, чьё творчество всегда было и будет оставаться примером для наших современников. Но многим ли сейчас нужна поэзия?

Нас занимает кино, нас занимают бесконечные онлайн-игры и затягивает страшной силой интернет, нас занимает современная музыка и песни, которые иногда и песнями-то тяжело назвать, нас даже занимают всё ещё книги по художественной и научной литературе, обыкновенные, те самые, лежащие на полках, с шуршащими страницами и своей историей, но настолько ли сильно нужна нам поэзия в её чистом виде, не приправленная музыкой, правдивая и где-то даже жестокая, отчаянная и прекрасная.

Как бы там ни казалось с первого взгляда, она нужна, и она есть, более того, она всегда будет, пусть почти незаметной на фоне современного мира, но не переставая проникающей в каждый его уголок, цепляющей своим великолепием всё новых и новых читателей и ценителей мира поэзии. И она всегда будет рождаться в обновлённых своих вариациях, пусть чуть осовремененных, разбавленных толикой того нового, что проникает в наш не переставая развивающийся мир, но оттого не менее прекрасной, ведь в каждом времени своя прелесть, свои уникальные веяния, свой стиль.

Если заглянуть в интернет, то всем известным способом можно найти множество как низкопробных попыток быть поэтом, так и действительно стоящих стихов и даже целые сайты авторов, размещающих свои творения. Ни для кого не секрет, что многие начинают пробовать себя в поэзии с того самого прекрасного момента, как первый раз влюбляются, и кто-то в последствии действительно открывает в себе этот дар, кто-то пытается развить его, а кто-то понимает, что ничего не получится. Возможно, среди тех любителей, что пишут сейчас, есть поэты, чьё творчество действительно заслуживает особо пристального внимания и даже всемирной огласки. Ясно одно — поэзия никогда не перестанет быть, как не перестанет быть ни одна сфера существования человека, дающая ему нечто большее, чем просто быть примитивным обывателем, тонущем в прозаичности. Поэзия даёт почувствовать себя частью высокого, она, как и музыка позволяет выразить те глубины и те невысказанные чувства, которые порой требуют выхода, которые льются из нас и часто сами ложатся в строчки.

А вообще приглядитесь, ведь поэзия на самом деле повсюду: Она безмолвно обитает в прекрасном пейзаже вечернего пляжа, она в раскрывающейся свежести и красках раннего летнего утра, в ветре, что гонит угрюмые волны, она в бликах снежинок, искрящихся на солнце и в ребёнке, бегущем за воздушным змеем, она даже в непрекращающемся потоке машин, в свете фар которых стена дождя упрямо врезается в дорогу, и она конечно в любви.

Мир рухнет без искусства, неотъемлемой частью которого, безусловно, является поэзия, и мы должны помнить об этом всегда.

Для искушенных дымком поэтов: авторские деревянные трубки. Сайт по продаже курительных трубок.

Понять себя

Читая различную литературу, наблюдая за тем, как развивается сюжет книги, люди волей-неволей начинают размышлять о серьезных вопросах нашего бытия. Ведь именно с этой целью и были написаны великие произведения – они помогают читателю заострить внимание на определенной проблеме, с которой может столкнуться человек. Наблюдая за тем, как ведут себя персонажи, читающий учится выявлять и в обыденной жизни похожих людей, в какой-то мере предсказывать их действия.

Нередко бывает так, что и сам писатель на каком-то этапе своей жизни пережил определенные трудности и решил передать свой опыт последующим поколениям посредством романа, пьесы, новеллы или рассказа. Не менее важна и роль поэзии – читая стихотворения, человек может проникнуться настроением поэта, его мировосприятием в определенный момент времени. А иногда поэзия несет и целительную силу. Например, читая стихотворения о трудных временах, человек чувствует, что он не один в своих проблемах, что когда-то и до него люди сталкивались с подобными сложностями.

Сочинение ЕГЭ. Какую роль поэзия играет в жизни человека? По тексту К.Г. Паустовского

Сочинение ЕГЭ о роли поэзии в жизни человека по тексту К.Г. Паустовского: «Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское.»

Какую роль поэзия играет в жизни человека? Как воздействует на него? Этими вопросами задается автор предложенного для анализа текста.

Раскрывая тему, К.Г. Паустовский рассказывает о своей случайной встрече с поклонником творчества Пушкина. Высокий незнакомец поведал автору историю своего отца, который, выпив, читал стихи Пушкина и рыдал. Несмотря на то, что отец не помнил ни одного стихотворения до конца, он находил в этом какое-то утешение, «кричал, что Пушкин – это единственный луч солнца в жизни таких несчастных нищих, как мы». История высокого незнакомца заставляет нас понять, какой большой силой обладает поэзия: она утешает, успокаивает, заставляет увидеть страдающего прекрасное в окружающем мире.

Продолжая свои размышления, автор через рассказ высокого незнакомца показывает, как отцовская привязанность к поэзии Пушкина родила в его сыне такой же интерес к творчеству поэта. Мальчик хотел прочитать все стихи до конца и отправился в библиотеку. К сожалению, тогда он не умел читать, поэтому просто заплакал над книгой, в которой был спрятан «заманчивый мир, о котором рыдал пьяный отец». Но с тех пор началась его любовь к творчеству Пушкина, стихи которого открывали перед читателем другую жизнь. Мы понимаем из рассказа высокого незнакомца, что именно поэзия показала ему, как безграничен мир.

Мнение автора заключается в том, что поэзия способна открыть человеку целый неведомый мир и утешить его в минуты несчастья. К.Г. Паустовский считает творчество таких поэтов, как Пушкин, источником спокойствия и силы. Я согласен с мнением автора, поскольку сам испытываю такие же чувства при чтении стихов Пушкина. Они как будто крадут тебя из обыденности и на время переносят в удивительный мир, полный красоты и очарования.

Подтвердить мое мнение я хотел бы словами М. Горького: «Пушкин как бы зажег новое солнце над холодной, хмурой страной, и лучи этого солнца сразу оплодотворили её». Поэзия Пушкина позволила каждому читателю увидеть все краски жизни, понять, что мир не ограничивается только тем, что нас окружает.

Таким образом, поэзия играет в жизни человека важную роль – она открывает ему новый прекрасный мир, дарит надежду и душевное спокойствие.

Психологические плюсы

Интересен и другой аргумент к роли художественной литературы в жизни человека. Учеными доказано, что мы стареем тогда, когда стареет наш мозг. Именно поэтому чтение способно даже немного замедлить время и «отложить старость». Ведь, посвящая время литературе, человек вынужден мыслить, делать умозаключения, понимать смысл того, что описывается в книге. А дополнительная нагрузка на мозг благоприятно сказывается на функционировании всего организма.

Аргументы к проблеме «роль литературы в жизни человека» на этом не заканчиваются. Учеными установлено, что чтение может способствовать хорошему сну. Если человек на ночь регулярно читает книгу, вскоре его мозг будет воспринимать это занятие как сигнал – скоро пора спать. Благодаря чтению, таким образом, люди могут чувствовать себя наутро бодрее.

Роль поэта и поэзии Маяковский

В чём своеобразие взгляда Маяковского на сущность поэта и поэзии?

Вопрос о роли поэта и поэзии в жизни общества — один из важнейших в литературоведении.

Оценка своей роли как поэта, а также оценка собственной поэзии присутствует и в творчестве Владимира Маяковского. Его кредо как поэта-футуриста — ниспровержение классических, устоявшихся в литературе творческих традиций, а также поиски новых форм в поэзии. Его художественные установки отражены в поэтической декларации «Пощечина общественному вкусу».

Одна из ведущих тем его произведений — тема города и его населения, «толпы», предполагаемых почитателей или против­ников его таланта.

Но поэт (лирический герой) — это часть «толпы», однако он выше и впереди неё по вкусам, по идейным и жизненным убеж­дениям. И отношение к «толпе», читателям, у него двойствен­ное. С одной стороны, поэт объединяет себя с современниками-творцами и созидателями, людьми, призванными строить новую жизнь.

Мы сами творцы в горящем гимне, шуме фабрики и лаборатории…

(«Облако в штанах», 1915)

С другой стороны, поэт — жертва толпы заурядной, недалё­кой, узкомыслящей. Однако он готов выступать на «голгофах аудиторий», быть осмеянным и непонятым, подвергаться воз­можности быть «распятым». Почему? Потому что…

и те, что обидели —

вы мне дороже всего и ближе…

(«Облако в штанах»)

Задача поэта — научить улицу «безъязыкую» мыслить и раз­говаривать. Он верит в благородство и чистоту помыслов очень разных людей, и плохих, и хороших.

солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи.

(«Облако в штанах»)

Сам поэт относит себя к людям, которые не в силах пережить «беззвёздную муку». Зажигаемые для людей «звёзды», весомые и значительные дела, — символ разума, труда и созидания («По­слушайте!», 1914).

В стихотворении раннего периода «Нате!» (1913) поэт очень эмоционально обличает пресыщенных жизненными благами читателей, которые готовы «взгромоздиться» на нежную «ба­бочку поэтиного сердца». При этом они не боятся разрушить её, чуткую и ранимую.

И наконец во вступлении к поэме «Во весь голос» (1927) Мая­ковский предстаёт перед читателем в роли «агитатора, горлана, главаря», чья поэзия — действенное средство борьбы за новую жизнь.

Имеется в виду время строительства молодого социалисти­ческого государства. Провозвестником его идеалов был поэт В.В. Маяковский.

Здесь искали:

  • как Маяковский понимал роль поэта

Минусы чтения

Однако при описании роли литературы в жизни человека аргументы необязательно должны доказывать ее пользу. Школьник может придерживаться и противоположного мнения. Например, можно обозначить, что слишком увлекающиеся чтением могут с помощью этого занятия игнорировать трудности реальной жизни. За тоннами литературы в таком случае стоит обычный страх перед реальностью. Конечно, человек всегда узнает для себя что-то новое из книг. Но нельзя при помощи литературы познать все. Большую часть опыта люди получают при взаимодействии с реальностью. Здесь нужно соблюдать принцип – «все должно быть в меру».

Роль учителя

Велика и роль учителя литературы в жизни человека. Аргументы здесь, скорее всего, каждый учащийся будет приводить из собственного опыта. Ведь преподаватель литературы – это тот, кто знакомит класс с произведениями великих классиков, помогает лучше понять тот смысл, который хотели донести потомкам писатели и поэты посредством своих творений. В каком-то смысле учитель литературы – это первый психотерапевт, с которым сталкивается в своей жизни человек. Ведь именно он вводит школьников в мир людей и всего многообразия отношений между ними.

Аргументы

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Для Татьяны Лариной, главной героини произведения, книги являются совершенно особенным миром. Девушка читает много романов и, фантазируя, видит себя их героиней. Она представляет жизнь такой, какой она представлена в любимых книгах. Когда Татьяна влюбляется в Евгения Онегина, она начинает искать в нем черты, общие с героями ее любимых произведений. Когда Евгений уезжает из деревни, девушка изучает его библиотеку, по книгам все больше узнавая об этом человеке.
Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Значение книг в жизни человека трудно переоценить. В романе-антиутопии Рэя Брэдбери мы видим мир, лишенный литературных произведений. Уничтожив книги, человечество уничтожило свою историческую память и свою свободу, разучилось мыслить и вникать в суть вещей. Заменой литературным произведениям стали совершенно глупые телепередачи, говорящие экраны с «родственниками». Люди и сами не поняли, как превратились в существ, не способных думать, улавливать суть прочитанного. Их мозг привык воспринимать легкую информацию развлекательного характера. Люди всерьез решили, что книги несут только зло и что читать их не нужно. Потеряв книги, человечество обрекло себя на гибель, позволив управлять собой.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Библия оказала огромное влияние на жизнь Родиона Раскольникова, главного героя произведения. Соня Мармеладова читает герою эпизод, смысл которого окажется важным для его дальнейшей жизни. Отрывок, повествующий о воскрешении Лазаря, несет идею всеобъемлющей милости Бога и прощения грешников: искреннее покаяние ведет к возрождению души. Находясь в остроге, Родион Раскольников читает именно Библию. Книга помогает герою встать на путь духовного воскрешения.

Джек Лондон «Мартин Иден». Чтение книг помогло Мартину Идену превратиться из малообразованного моряка в умнейшего человека своего времени. Герой не жалел времени и сил на чтение: одновременно он читал и изучал грамматику, восхищался прекрасными стихотворениями, изучал труды Герберта Спенсера. С помощью книг Мартин Иден получил всестороннее образование, не проводя время в школе и университете. Читая, герой жалел, что в сутках настолько мало времени. История жизни Мартина Идена подтверждает, что именно книги — это огромный багаж знаний человечества, в котором можно найти ответ на любой вопрос.

К. Паустовский «Сказочник». В качестве новогоднего подарка мальчик получает книгу со сказками Ганса Христиана Андерсена. Сказки настолько увлекают ребенка, что он забывает и о празднике, и о веселье. Читая, он засыпает под елкой, а во сне видит самого автора. Мальчик благодарит писателя за то, что открыл ему дорогу в мир сказок. Герой уверен, что именно сказки научили его вере в чудо и силу добра.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector