0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Для чего существуют игровые формы поэзии

Взаимосвязь игры и поэзии

Поэзия вступает в игру в некоем поле духа, в некоем собственном мире, который дух творит для себя, где вещи имеют иное лицо, чем в «обычной жизни», и где их связывают между собой не логические, а иные связи. Она располагается по ту сторону серьезного – в той первозданной стране, откуда родом дети, животные, дикари, ясновидцы, в царстве грезы, восторга, опьянения, смеха. Для понимания поэзии нужно облечь себя душою ребенка, словно волшебной сорочкой, и мудрость ребенка поставить выше мудрости взрослого.

Поэзия в своей первоначальной функции фактора ранней культуры рождается в игре и как игра. Это священная игра, но и в своей причастности святости она постоянно остается на грани развлечения, шутки, фривольности. О сознательном удовлетворении стремления к прекрасному еще долго нет речи. Оно неосознанно содержится в переживании священного акта, который в слове становится поэтической формой и воспринимается как чудо, как праздничное опьянение, как экстаз. Но это еще не все, ибо в то же самое время поэтические навыки расцветают также в радостных и захватывающих массовых играх и в страстных, волнующих групповых состязаниях, обычных в архаическом обществе. Ничто не могло быть более питательной почвой для взрыва поэтических чувств, чем радостные празднества сближения полов при чествовании весны или других важнейших событий в жизни племени.

Стихосложение как общественная игра, с намерением, о котором едва ли можно сказать, что оно направлено на порождение прекрасного, встречается всюду и в разнообразнейших формах. При этом редко отсутствует элемент состязания, что сказывается в поочередности пения, в поэтическом споре, поэтическом турнире, с одной стороны, с другой – в импровизации как способе освободиться от того или иного запрета.

В более развитых культурах еще долго продолжает сохраняться архаическое положение, когда поэтическая форма, которая воспринимается далеко не только как удовлетворение чисто эстетической потребности, служит для выражения всего того, что важно или жизненно ценно для существования общества. Поэтическая форма всюду предшествует литературной прозе. Все, что священно или высокоторжественно, говорится стихами. Не только гимны или притчи, но и пространные трактаты строятся по привычной метрической или строфической схеме: таковы древнеиндийские учебные книги, сутры и шастры, а равным образом и древние творения греческой учености; в поэтическую форму отливает свою философию Эмпедокл, и еще Лукреций следует ему в этом. Лишь отчасти можно объяснять стихотворную форму изложения чуть не всех учений древности идеей полезности: мол, не имея книг, общество таким образом легче хранит в памяти свои тексты. Главное в том, что, если можно так выразиться, сама жизнь в архаической фазе культуры все еще выстраивает себя метрически и строфически. Стих все еще выглядит более естественным средством выражения, если речь идет о возвышенном.

Все, что является поэзией, вырастает в игре: в священной игре поклонения богам, в праздничной игре ухаживания, в боевой игре поединка с похвальбой, оскорблениями и насмешкой, в игре остроумия и находчивости.

Взаимосвязь поэзии и игры затрагивает не только внешнюю форму речи. Столь же ощутимо проявляется она в отношении форм образного воплощения, мотивов и их облачения и выражения. Имеем ли мы дело с мифическими образами, с эпическими, драматическими или лирическими, с сагами былых времен или с современным романом – всюду есть осознанная или неосознанная цель: посредством слова вызвать душевное напряжение, приковывающее внимание слушателя (или читателя). Всегда предусматривается здесь точное попадание, достижение выразительного эффекта. Субстратом же всегда является случай из человеческой жизни или момент человеческого переживания, способные передать это душевное напряжение. Все эти случаи и моменты, впрочем, немногочисленны. В самом широком смысле они могут быть сведены в основном к ситуациям борьбы, любви или и того и другого вместе.

То, что язык поэзии делает с образами, есть игра. Именно она располагает их в стилистической упорядоченности, она облекает их тайнами, так что каждый образ – играя – разрешает какую-нибудь загадку.

Игровой характер языка поэтических образов столь очевиден, что едва ли необходимо доказывать это с помощью многочисленных доводов или иллюстрировать теми или иными примерами. Исходя из существенной ценности, которую занятия поэзией представляли для архаической культуры, нечего удивляться тому, что именно там техника поэтического искусства развилась до высшей степени строгости и утонченности. Речь идет здесь именно о кодексе тщательно расписанных правил, подчиненных строгой системе, имеющих принудительную силу и в то же время Располагающих бесконечными возможностями варьирования. Эту систему как некую благородную науку сохраняет и воспроизводит традиция.

Парадоксально-игровая поэзия в детской литературе

Оксана Овчинникова
Парадоксально-игровая поэзия в детской литературе

Одной из важных целей Федерального государственного образовательного стандарта является развитие творческих и познавательных способностей личности, формирование потребности в систематическом чтении, воспитание эстетического отношения к искусству слова.

Среди всех литературных жанров особое место занимает поэзия, которая передает впечатления, раздумья, переживания, настроения, мысли и чувства, возникшие в душе поэта. Интерес к поэзии — это показатель духовности, эмоциональной отзывчивости. В период дошкольного возраста, когда интенсивно развивается эмоциональная сфера личности, совершенствуется мышление и речь, возникает необходимость в ярком, лаконичном, образном слове. Такое слово можно найти в поэтическом произведении, именно поэтому формированию интереса к поэзии должно уделяться особое внимание, хотя изучение поэтического произведения, восприятие поэтического языка представляет для детей определенные трудности. Поэзия может называться и искусством недосказанного, подразумеваемого. Хорошее стихотворение — всегда нечто большее, чем просто слова; нечто, возникшее из своей формы и без этой формы не существующее.

Читать еще:  Поэзия пестования как средство народной педагогики

Поэзиявключает в себя разнородные произведения: эпические, лирические, лироэпические, драматические. В последнее время в хрестоматии по литературному чтению наряду с классической (лирической) поэзией включаются стихи современных авторов. В основном это стихи, написанные специально для детей. Среди них — большой пласт юмористических, парадоксально — игровых детских стихотворений.

К жанру парадоксально — игровой поэзии можно отнести многие переводы из английской детской литературы С. Маршака, К. Чуковского, Б. Заходера. В этом жанре работали и работают Ю. Мориц, Г. Сапгир, О. Григорьев, Э. Успенский, Г. Остер, В. Левин, М. Бородицкая, А. Усачев, и др.

Значение парадоксально — игровой поэзии у дошкольников состоит в том, что литературный материал, как и фольклор, может использоваться на начальном этапе речевого развития. Именно с его помощью можно вовремя научить ребенка любить чтение. На наш взгляд, парадоксально — игровая поэзия способна формировать и поддерживать интерес детей к чтению, поскольку в основе этой поэзии лежит игра. Сюжетно — ролевая игра и художественно — эстетическая деятельность должны занимать в детском саду подобающее место. Однако многие педагоги, прекрасно справляясь на развитие речи с анализом сложной для восприятия дошкольников классической пейзажной лирики, часто испытывают затруднения при изучении простых веселых нелепиц и небылиц.

Причина этого подчас кроется в непонимании жанрово — тематической специфики таких произведений. Заучивание парадоксально— игровых стихов строятся часто излишне дидактично: неправильно расставляются акценты при анализе стихотворений, педагог ищет в них глубинный смысл, воспитательную направленность, искусственно формулирует «нравственную идею». При этом не видит в них юмора, парадокса, игры звуков и слов. Совсем не обращает внимания на форму этих произведений, хотя именно в таких детских юмористических стихах, вслед за фольклором, формальные признаки проявлены наиболее ярко.

Однако главное в современной поэзии то, что она трогает душу человека, заставляет остановиться, удивиться и, может быть, восхититься необычному взгляду на обычные вещи.

Новое направление в детской литературе, которое называется парадоксально — игровой поэзией, было создано в 20–30 е годы прошлого века. Оно сосуществовало с традиционными,уже установившимися направлениями:

Сказочным юмором К. Чуковского.

Детской сатирой С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова.

Парадоксально — игровая поэзия пронизана эксцентричностью, созданная в ней абсурдная картина мира не только с восторгом воспринимается ребенком, но и способствует его интеллектуальному развитию, побуждает фантазию и творчество. Поэт как бы раскладывает мир на кубики и складывает снова необычным образом.

Основоположником парадоксально – игровой поэзии в России стал Даниил Хармс («Лошадка», «Кто?» «Иван Топорышкин» и др.). По произведениям Д. Хармса совместно с детьми группы «Петушок» была изготовлена книга, которая была представлена на городском конкурсе «Книга глазами детей».

Иван Топорышкин пошел на охоту,

С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.

Иван провалился бревном на болото,

А пудель в реке перепрыгнул забор.

Истоки же этого жанра следует искать в фольклоре: это загадки, считалки, небылицы, перевертыши. Парадоксально — игровая поэзия эпична, каждое стихотворение — это маленькая история со своим сюжетом, главной темой которого становится мир детей и все, что с ним связано.

Парадоксально — игровая поэзия — жанр, который будто бы специально создан, чтобы подчеркнуть самоценность личности каждого ребенка и детства вообще, обратиться к чувствам, мыслям, внутреннему миру маленького человека.

Специфика парадоксально — игровой поэзии заключается в том,что она общается со своим читателем на особом уровне: на первый план выступает начало игровое, развивающее способность нестандартно мыслить и творчески воспринимать мир. В основе таких стихотворений — парадоксальная, немыслимая ситуация. Благодаря игровой форме дистанция между автором и читателем сокращается, происходит создание такого художественного пространства, в котором ребенок ощущает себя буквально как «рыба в воде». Этот «мир вверх тормашками» создается при помощи игры, игры смыслом, словом и звуком. Отсюда богатство рифм, ассонансов и аллитераций (повторение в стихотворной речи одинаковых гласных и согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи.) — нередко первые стихи этого жанра становятся для ребенка первым знакомством со звуковой и образной выразительностью родной речи.

Нелепая ситуация создается с помощью таких приемов, как оксюморон и метатеза. В первом случае сочетаются противоположные или несочетаемые слова или понятия, обычные предметы наделяются необычными свойствами или ведут себя неожиданным образом. Например, Д. Хармс, «Врун»:

— А вы знаете, что НА?

А вы знаете, что НЕ?

А вы знаете, что БЕ?

Скоро будет колесо?

Если используется метатеза, то в предложении меняются местами слова или части слов, создавая эффект веселой нелепицы, как, например, в стихотворении Э. Успенского «Память»:

Ехал кактус на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла Ваню на окне.

Но парадоксально — игровая поэзия играет не только словами и смыслами, игра существует на всех уровнях,в том числе и на фонетическом: поэты охотно используют звуковые повторы, повторы слов и слогов, уподобление одних слов другим.

Один из примеров такой звуковой игры — стихотворение М. Яснова «Приставалка к удоду»:

Удод, удод, удодина,

В твоем гнезде удодовом

Синтаксис в парадоксальныхстихах то же экспериментальный: например, одно предложение разбивается на несколько частей, между которыми появляются другие самостоятельные предложения, словом, элемент путаницы и неразберихи присутствует во всей структуре стиха. На первый взгляд эти словесные эксперименты способны запутать маленького читателя, но на самом деле он хорошо знаком со словотворчеством и легко принимает правила игры. Включаясь в нее, ребенок, с одной стороны, учится распознавать правильный порядок вещей, а с другой стороны, учится мыслить ассоциативно, улавливать тонкие смысловые связи между словами и понятиями и в целом творчески подходить к любой ситуации.

Читать еще:  Что значит поэзия для человека

Парадоксально — игровая поэзия многогранна: стихи можно спеть, изобразить в танце, сыграть, нарисовать, сделать по ним мультфильм, поставить спектакль. Вспомним, например, мультфильм «Пластилиновая ворона» на стихи Э. Успенского, песню «Большой секрет для маленькой компании» на слова Ю. Мориц. Наиболее органичными последователями «детского» Хармса являются Юнна Мориц и Генрих Сапгир.

В поэзии Ю. Мориц развиты многие черты творчества Д.Хармса: эксцентрика образов, дивная фантазия, праздничное мироощущение, музыкальность стиха. В ее стихах широко представлен животный мир, так необходимый детям. Все они добрые, ласковые и милые.

У Марфы на кyхне

В котоpом дpемала

А кошка дpемала,

Улыбаясь во сне.

Интересно, что все герои стихов Ю. Мориц, одушевленные и неодушевленные, ведут себя как дети.Герои в точности копируют их поведение: кувыркаются, грустят, фантазируют, дурачатся, капризничают. В каждом стихотворении чувствуется безграничная любовь поэтессы к свои героям и к детям вообще.

Г. Сапгир в своих детских стихах — веселый экспериментатор. Он, как фокусник, играет настроениями, образами, фразами, заманивая юных читателей «в глубинные лабиринты слова». Еще одной из особенностей поэзии Г. Сапгира является «театр»: часто его стихотворения — это маленькие спектакли с живыми, яркими, подвижными диалогами. Потому и хочется читать сапгировские стихи на два, а то и на три голоса (например, «Людоед и принцесса, или всё наоборот»).

Вот как это было.

Погода была ужасная.

В поэзии Ю. Мориц и Г. Сапгира действуют законы игры, смешного сна, веселой путаницы, когда можно выдумывать все что угодно, фантазировать, сочинять небывалые слова, отправляться с героями в веселые путешествия.

При планировании изучения парадоксально — игровой поэзии мы опирались на следующие методические положения,сформулированные с учетом жанрово — тематических особенностей этих стихов — тщательная подготовка к выразительному чтению произведений воспитателем:

передача общего шуточного, игрового настроения;

выделение голосом повторов;

аллитераций;

выражение с помощью интонации необычности созданного поэтом мира — «мира вверх ногами», попытка передачи увиденной картины с позиции ребенка);

раскрытие жанровой специфики парадоксально —

игровой поэзии (окружающий мир воспринимается глазами ребенка, часто повествование ведется от первого лица — дошкольника.

Парадоксально – игровая поэзия для дошкольников является ведущим элементом начального этапа речевого развития. При этом используются различные формы интерпретации художественного произведения.

На основе изученного материала по самообразованию, мы с детьми провели серию занятий «Как Незнайка стихи сочинял», «Д. Хармс «Вкусный пирог» (заучивание по мнемотаблице)» и др. по речевому развитию. В проектной деятельности «Волшебный мир театра» использовали элементы парадоксально – игровой поэзии в постановке мини спектаклей.

«Мир детской книжки». Фотоотчет о посещении детской библиотеки «Мир детской книжки».Посещение детской библиотеки — детские воспоминания. «Мир детской книжки.»В него попадает практически каждый ребёнок.

Фотоотчет «Дети и поэзия» Дети и поэзия. Ежегодно два раза в год в нашем детском саду проводится конкурс чтецов. Важно провести его не обыденно, а как праздник. Родители.

Фотоотчёт «Поэзия цветочного мира» Всё может превратиться в красоту… Когда не будет сердце равнодушным И сделать явью детскую мечту, И место для прогулок самым лучшим! Все.

Роль игровой поэзии в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников

Роль игровой поэзии в нравственно-эстетическом воспитании

младших школьников

Детская игровая поэзия довольно сильно отличается от обычных стихотворных произведений. В первую очередь, отличия заключаются в простоте формы и используемых художественных приемов.

Дети младшего школьного возраста вряд ли смогут оценить всю прелесть «белого» стиха или особенности использования и повторения в нем сложных синтаксических конструкций, в то время как они с огромной радостью и удовольствием запоминают простые рифмы и созвучные слова. Именно поэтому игровая поэзия предполагает, в первую очередь, простоту, понятность, четкую рифму и яркие, интересные образы.

Основываясь на том, что любое художественное произведение должно соответствовать возможностям детей по языку (самостоятельное чтение), должно быть понятно в основной своей мысли, отличаться поэтичностью, доставляющей наслаждение юному читателю, должно давать пищу уму и вызвать удивление, то есть увлекать детей, мы считаем, что игровая поэзия – главное средство достижения этих целей [Минералова 2012: 34].

Детская игровая поэзия – самый близкий материал, затрагивающий интересы и потребности ребенка. Без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему.

Чтобы научиться играть в стихи и со стихами, их нужно читать и знать наизусть. Ведь веселое и смешное стихотворение – есть своеобразная словесная игрушка, правила игры которой заключены в самом тексте, в его назначении и содержании.

В то же время детская игровая поэзия – это свой особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове. Все многообразие мира дети воспринимают не так, как взрослые. В детской игровой поэзии находится ключ к пониманию детских художественных вкусов и творческих возможностей.

Игровая поэзия не только не мешает ребенку ориентироваться в окружающем мире, но, напротив, укрепляют в нем чувство реальности [Борисенко 2014].

Существует немало детских стихов, которые являются продуктами игры, и эти стихи – сами по себе есть игра: игры мыслительная, игры словесная, игра ума.

Читать еще:  Поэзия есенина выглядит как

Формирование этических представлений у детей не возможно без влияния на эмоциональную сферу, и детская игровая поэзия, как искусство слова в целом, обращается не только к разуму, но и к сердцу юного читателя. Именно детская игровая поэзия, на наш взгляд, открывает для ребенка мир новых, еще не знакомых ему эмоций. Ведь жизненный опыт маленького человека еще очень невелик, круг его общения – преимущественно родители, близкие родственники. Настоящим окном в неизведанный мир становятся детские книги, в частности, игровая поэзия, которая радует, беспокоит, удивляет и дарит весь спектр эмоций своему читателю, способствуя тем самым его душевному и духовному росту, без которого невозможно полноценное развитие личности.

Детская игровая поэзия несет собой сразу две основные цели: эмоциональное развитие личности ребенка и воспитание чувств [Грищенко 2014: 68-69].

Впрочем, детская игровая поэзия открывает перед читателем не только мир человеческих эмоций, но и целый ряд событий и обстоятельств. Читатель не только вживается в предложенную поэтом ситуацию, он воспринимает ее – осмысливает прочитанное, пытается ответить на множество вопросов: почему герои стихотворения ведут себя так, а не иначе; почему ситуация выстроена таким образом, а не иным и т.д. Другими словами, игровая поэзия оказывается предметом интеллектуального восприятия, стимулом к интеллектуальному развитию. Довольно простые, на первый взгляд, сюжеты игрового стиха заставляют маленького читателя задумываться и задавать вопросы, что определяет собой познавательные возможности.

Сталкиваясь с незнакомыми словами и непривычными ситуациями, представленными в игровой поэзии, ребенок идет с вопросом к взрослому, и, получив ответ, не только пополняет свой словарный запас, но и свои знания о мире [Карваронская 2013].

Развитие интеллекта, таким образом, осуществляется в двух направлениях. С одной стороны, ребенок получает всё новую и новую информацию, с другой, – пытается прочитанные факты осмыслить, связать между собой, найти сходство и различие. Это значит, что постепенно расширяется его кругозор и развивается логическое и ассоциативное мышление.

Кроме того, детская игровая поэзия дает своему читателю возможность не просто мыслить, а мыслить творчески. Для того чтобы прочувствовать и обдумать описанную в стихотворении ситуацию, читателю приходиться сначала ощутить себя внутри вымышленного мира, а это требует немалого воображения [Ручьева 2014]. Поэтому дети охотно откликаются на необычные поэтические формы и эксперименты со словом: все это близко их собственному восприятию реальности.

Так детская игровая поэзия дает детям чувство мыслить ассоциативно, подвижно, творчески. Чем дальше произведение отходит от традиционных, устоявшихся норм, тем больше в нем возможностей для творческого развития маленького читателя.

Нестандартный авторский взгляд игровой поэзии открывает ребенку возможность оригинального осмысления привычных вещей, возможность создания собственной картины мира. Именно так детская игровая поэзия воспитывает в маленьком человеке самостоятельную личность и неповторимую индивидуальность.

Игровые стихи уже с раннего возраста будоражат мысли ребенка, призывают его разобраться с прочитанном, установить порядок в происходящем. Пока ребенок читает стихотворение, он уже поставил все вопросы и даже успел на них ответить… А далее появляется смех. Потому что он понял, в чем суть этого беспорядка. Это огромная интеллектуальная радость: если слова и поступки героев игровых стихотворений показались ребенку смешными – значит, он знает, что в этих словах или поступках не так и знает, как должно быть. Самооценка ребенка за счет этого стремительно растет [Борисенко 2014].

Таким образом, польза детской игровой поэзии очевидна: за каждым «не так» ребенок живо ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме. Игровые стихи воспитывают с детства такое необходимое всем чувство юмора. Оно помогает ребенку спокойнее смотреть на раздражающие мелочи, трезво оценивать самого себя, легче переносить неудачи и в конечном итоге учит мудрости.

Именно поэтому абсурдного содержания игровых стихов не нужно бояться и тем более отвергать. Игровая поэзия – всевозрастная литература. Кроме того, это прекрасный мост для читателей-детей к чтению так называемых «серьезных» стихов, а чуть позже – и лирики.

Используя детскую игровую поэзию, учитель (взрослый), как бы принимает у ребенка экзамен его умственных сил, и ребенок выдерживает этот экзамен, значительно поднимая уважение к себе, уверенность в своем интеллекте, столь необходимую ему, чтобы не растеряться в этом хаотичном мире.

Выводы по первому разделу. Начальная школа не в полной мере учитывает, что для ребенка младшего школьного возраста весьма важными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение уроками отрицательно влияет на развитие психологических механизмов, обеспечивающих готовность к успешному школьному обучению. Именно поэтому, игровая поэзия, пожалуй, является одним из самых популярных жанров у детей младшего школьного возраста, поскольку игра – самая свободная и естественная форма проявления деятельности детей.

Игровая поэзия развивает у детей способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, а также способствует развитию собственного литературного творчества детей. Детская игровая поэзия, истоками которой является устное народное творчество, в наибольшей степени удовлетворяет потребности ребенка в его игровой деятельности.

Основной составляющей специфики игровой поэзии является ее доступность, заинтересованность, доброжелательность, понимание. Уместная игра со словом, звуком, рифмой – и внимание ребенка обеспечено.

Основная задача учителя при изучении игровой поэзии – научить и приучить детей активно использовать и в учебном процессе, и в быту жанр игровой поэзии, поскольку данный жанр помогает младшим школьникам формировать такие качества характера как смекалка, находчивость, юмор, формирует волевые качества.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector