8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Энеида вергилия как образец эпической поэзии

Вергилий как эпический поэт. Черты гомеровской поэтики в «Энеиде» Вергилия

na(«Источник: Античная литератураn 744D704C764D6160C348545332736677726D57BE53A1») ВЕРГИЛИЙ приступает к «Энеиде» вскоре после после окончания «Георгик», в которых он пообещал составить поэму о деяниях Августа (императору хотелось, чтобы какой-нибудь видный поэт сделал его героем своего эпоса. От Вергилия ожидали традиционной в римской литературе исторической поэмы (Невий, Энний) с мифологической перспективой, с упоминанием о троянском происхождении рода Юлиев, в состав которого входил усыновленный Юлием Цезарем Август. Но когда Вергилий приступил к осуществлению плана, акценты переставились: он дал мифологическую поэму с исторической перспективой, с увязкой мифа и современности.

na(«Источник: Античная литератураn 656E45AF5CA69B9FC3448A9B276FB575BCA858B099A9») Уже в 26 г. до н. э. («Энеида» вчерне была готова к 19 г. до н. э.) в литературных кругах было известно, что Вергилий работает над большой поэмой об Энее и готовит ЭПОС по ГОМЕРОВСКОМУ образцу. Задача была нелегкая. Обновляя большой мифологический эпос, Вергилий вступал – по античным представлениям – в «соревнование» с Гомером. Это означало полный разрыв с эстетическими принципами александризма. Надлежало создать поэму, ориентированную на гомеровский стиль, но удовлетворяющую новым идеологическим потребностям и изощренному вкусу. Специфические трудности возникали и в связи с материалом предания: главным героем был беглец, покидающий гибнущую родину, и требовалась деликатная обработка этого образа, чтобы не вызвать отрицательного отношения у читателя. Она требовала, наконец, значительных «ученых» штрудий, ознакомления с обширным мифологическим и историко-антикварным материалом (эпос).

Черты гомеровской поэтики в «Энеиде» Вергилия:

na(«Источник: Античная литератураn 9BA8717158635B89») — Сюжет «Энеиды» распадается на две части. Эней странствует, затем воюет в Италии. На каждую из этих частей Эней отвел по 6 книг. Первая половина поэмы тематически приближается к «Одиссее», вторая – к «Илиаде».

na(«Источник: Античная литератураn 78794D615C6B4956C34D4A5635647A6E7A7785») Основная концепция «Илиады» заключена во вступительных стихах. «Я пою брань и мужа, который… был много кидаем по землям и по морю… и многое претерпел на войне»; из этой формулировки античный читатель уже видел намерение автора объединить тематику обеих гомеровских поэм.

— Эней – «беглец по воле рока»; ссылка на «рок» тоже выявляет сходство с Гомером.

— Злоключения Одиссея были вызваны гневом Посидона; странствия Энея обусловлены «злопамятным гневом лютой Юноны». Вражда Юноны (у греков Геры) к троянцам – гомеровская традиция, осложненная римской политической мотивировкой: Юнона – покровительница Карфагена, векового врага римлян.

— Композиционным образом для первой половины «Энеиды» послужила та же «Одиссея». Повествование начинается с последних скитаний Энея, и предшествующие события даны как рассказ героя о его приключениях.

Экспозицией любви Дидоны к Энею заканчивается 1-я книга. По общему построению она воспроизводит схему 5-8й книг «Одиссеи»; заключительная сцена единоборства построена по образцу единоборства Ахилла и Гектора и т. д.

— напоминают Гомера и многие детали повествования; причем Вергилий пользуется материалом из самых различных частей обоих поэм; заимствуются сцены, мотивы, отдельные выражения. Из «заимствований» создается новое целое с усиленным движением чуждых гомеровскому эпосу моментов лиризма и субъективной мотивированности действия.

— Мировоззренческая установка (италийский патриотизм, идеализация древности), принятая Вергилием, выражается не только в пропаганде отдельных лозунгов актуального значения – она пронизывает всю художественную структуру поэмы, определяя ее особенности как большого эпоса нового типа.

— Гекзаметрический (или «героический») стих. Но Вергилий окончательно преодолевает тяжеловатость старинного римского гексаметра.

Тем не менее, несмотря на многочисленные заимствования мотивов, сюжетных схем, поэтических формул, «Энеида» глубоко отлична от гомеровских поэм. В этом и состояло, согласно античному пониманию, литературное «соперничество» с образцом: сохраняя внешнюю близость, создать что-то новое. «Гомеризмы» придавали поэме некоторый архаический колорит, и с этой же целью Вергилий нередко воспроизводит мотивы и стилистические приемы «Анналов» Энния.

В отличие от гомеровского эпоса, полностью уходящего в прошлое, у Вергилия миф всегда переплетен с современностью

Энеида»: своеобразие эпического стиля Вергилия. Вергилий и Гомер. Проблема страсти и долга, Эней как «человек судьбы» (В.Топоров)

Публий Вергилий Марон (15 октября 70 год) 1 в до н. э., — национальный поэт Древнего Рима, автор «Энеиды». Прозван «мантуанским лебедем». поэт Августовского века.

«Энеида» — незаконченный патриотич эпос Верг., состоит из 12 книг, написанных между 29-19 гг. После смерти Верг. «Энеида» была издана его друзьями Варием и Плотием хотя просил сжечь.

Читать еще:  Каково ваше отношение к поэзии некрасова

12 песен «Энеиды» на две части : первые 6 о мучительных скитаниях Энея в поисках новой родины из поверженной Трои в Италию, поэтому их порой называют «латинской Одиссеей», вторые шесть посвящены войнам на италийской земле, и потому их сравнивают с «Илиадой» Сходства.

У Гомера Одиссей спускается в Ад, чтобы узнать свою судьбу, у Гомера — Эней хочет узнать судьбу Рима. Гомер все сверхъестественное хочет сделать вполне естественным, обыкновенным, то у Верг. наоборот.

У Гомера Афина Паллада хочет скрыть от феаков Одиссея и окутывает его густым облаком , это происходит вечером. У Верг. Эней и Ахат окутываются облаком среди бела дня. Множество эпиллиев у Верг.. Почти каждая песнь законченный эпиллий. Лирика проявляется в плачах Евандра и матери Евриала. Острый драматизм, который иногда достигает трагедии.

1.Верг. —герой, «благочестивый Эней», лишённый всякой инициативы, управляемый судьбой и решениями богов ., – воплощение идеальных черт римлянина. Прежде всего, он благочестив и религиозен. Любезный сын и заботливый отец. Послушен року, который его ведет, хотя в последних частях поэмы заметна его возросшая активность. Но все же он менее самостоятелен, чем гомеровские герои.

ПРИНЦИП ПОКОРНОСТИ СУДЬБЕ. ( ДРУГИЕ :Отец Энея Анхиз – мудрый старец, патриарх, наделенный даром предвидения. Сын Энея Асканий – красавец, доблестный юноша, достойный роли основателя рода Юлиев. Воплощение доблести – Турн и амазонка Камилла. Покорен воле богов царь Латин.)

«Энеида» создана в уме поэта, без связей с народной жизнью и верованиями ! в отличие от Гомера.- его могут быть названы «энциклопедией эллинской жизни» на ее раннем этапе. Их творец – выразитель миросозерцания греков, их художественной культуры.

2.Вергилий неподражаем в описаниях нежных оттенков чувств. (описание дружбы Ниса иЭвриала, любовь и страдания Дидоны, встречу Энея с Дидоной в аду), желание Верг. «соперничать» с Гомером. Но разные эпохи! Гомер – свидетель родо-племенных, во многом архаичных отношений; Вергилий – развитой, мошной государственной структуры.

3.Поэмы Гомера вылились из души эллинского народа, – неторопливость повествования, наполненность жизненных картин, предельная объективность, трогательная наивность и непосредственность «детства человечества». Мы словно не ощущаем в поэмах их творца. «Эпическое спокойствие», любовное вырисовывание деталей чужды Вергилию. «Энеида» цепь повест-й, полных драматич движ-я, Её движущая сила — воля судьбы,

4.Массовых сцен Вергилий избегает, выделяя обычно несколько фигур, душевные переживания которых и создают драматическое движение

5. Гомер очень подробен, обстоятелен, его поэмы подобны медленно текущей реке. Вергилий более экономен, лаконичен В ясном членении целого на части и в драматизации частей Вергилий находит нужный ему средний путь между Гомером и «неотериками» и создаёт новую технику эпического повествования, в течение веков служившую образцом для последующих поэтов.

6. «Энеида» давала художественную интерпретацию официального взгляда на божественное, легендарное происхождение Рима. В изображении богов и героев Вергилий тщательно избегает грубого и комического, которое так часто имеет место у Гомера, и стремится к «благородным» аффектам.

7. В древних римлянах Вергилий подчеркиваетдоброту, скромность, простоту. Таковы царь Латин и особенно латинизированный грек – царь Эвандр. Он живет непритязательно, в тесном доме, равнодушен к богатству, предлагает Энею не пренебречь его небогатой трапезой. Идеализация древности.

8. В изображении богов (Юпитера, Юноны, Венеры, Вулкана и др.) Вергилий сохраняет общую торжественность тона, свойственную «Энеиде». Это исключает моменты «снижения» олимпийцев, которые встречаются у Гомера (например, история о том, как боги застали на брачном ложе Ареса и Афродиту, изменившую мужу Гефесту).

9. Вергилий тяготеет к сгущению красок, к эффектам, призванным поразить читателя. Достаточно вспомнить такие «страшные» сцены, как пожар Трои, убийство Приама у алтаря, гибель Лаокоона и его сыновей, задушенных змеями, смерть Дидоны на жертвенном костре и другие. Герои проявляют чувства бурно, неистово. Как и у Гомера, средство общения героев – речи.

10.особенность «Энеиды» – ее ученость, насыщенность текста мифологическими и историческими реалиями, символами и намеками.

11. «Энеида» – пример гармонии формы и содержания. Величие темы подчеркнуто торжественной манерой, широким использованием архаизмов. Последние усиливали пафос поэмы, этого апофеоза старинных добродетелей.Вергилий мобилизует все богатство изобразительных средств, метафор, эпитетов; пользуется он иэвфонией, звукописью, а также и аллитерацией. Вот как удачно передан в переводе шум, вызванный бегом конницы: Топотом звонким копыт оглашается пыльное поле.

Билет 32. Билет 33. Идейно-художественный анализ «Энеиды» Вергилия. «Энеида» Вергилия. Основная тема. Композиция и стиль. Образ Энея.

История создания «Энеиды».

Читать еще:  Что в истории культуры называют поэзией вагантов

Главным делом жизни Вергилия была «Энеида». Во времена жизни и творчества Вергилия в обществе ощущалась потребность в литературном произведении, которое бы своей масштабностью и совершенностью соответствовало политическому и военному величаю Рима. Август следил за тем, как продвигалась работа Вергилия, и всячески ее стимулировал. Вергилий даже путешествовал в Грецию, чтобы посмотреть на родину Гомера и на территорию, где проходили события, описываемые им. Но по возвращении из Греции Вергилий скончался. Перед смертью он попросил друзей сжечь «Энеиду», поскольку считал рукопись не до конца отработанной. Однако Август предотвратил гибель шедевра и велел его издать.

Замысел. Жанр и композиция.

Замысел Вергилия – прославить Рим, римлян, Августа – требовал достойной художественной формы. «Энеида» связана не только с гомеровскими поэмами, но и со всем комплексом легенд и мифов о разрушении Трои, о судьбах воевавших под Троей героев. Мифологический элемент иллюстрирует божественное происхождение Рима.

Для осуществления своего предназначения Эней, по замыслу Вергилия, должен пройти школу самоотречения – от своей воли и своих страстей, как бы ни были они по-человечески понятны, возвышенныи благородны. И, взяв на себя это бремя римской судьбы, вступив в новые по своей сущности отношения с могучим государством, которое осознается автором уже как существующее в действительности и подчиняющее всех и каждого своей власти, Эней как бы становится первым гражданином этого грядущего Рима, а как литературный образ – первым героем, наделенным сложным внутренним миром, борением чувств, которые в финале должны быть им же самимусмирены и подчинены суровому долгу римлянина-квирита.

Мифологическая основа.

-Эней – сын Анхиза и Венеры, он также родственник троянского царя Приама: оба они вели свою родословную от Дардана, сына Зевса, таким образом, Эней имеет божественное происхождение.

-Мотив о храброй борьбе Энея, защищающего Трою, присутствует в народных преданиях об Энеи. Римские поэты Невий и Энний также упоминают Энея как основателя Рима и выходца из Трои.

-Прародителем Рима считается италийский город Альба Лонга, основатель которого был Асканий, сын Энея, получивший имя Юл. Он основатель легендарного рода Юлиев, к которому принадлежит Юлий Цезарь, а также и Октавион Август.

— Мифологические герои в поэме существуют с реальными историческими лицами. Во время посещения подземного мира Эней наблюдает там много деятелей римской истории.

Поэма состоит из 12 книг, которые образуют две части. Книги с 1 по 6 – это странствия Энея от падения Трои до высадке в Италии. Эта часть напоминает «Одиссею», Эней может быть сопоставлен с хитромудрым и многострадательным Одиссеем. В 7-12 книгах Эней в Италии, воюет с местными племенами: здесь преобладают батальные сцены. Эта часть схожа с «Илиадой», а герой уподобляется Ахиллесу. Каждая книга поэмы имеет определенную самостоятельность и может существовать как отдельно произведение.

Художественные особенности.

— Книга первая, как и «Илиада» сразу вводит читателя в гущу событий: перед нами Эней, покинувший Трою.

— Изображение остродраматических сцен. с самой развязки поэмы Вергилий являет себя мастером изображения остродраматических сцен. «Повеливатель бурь и туч дожденосных», Эои обрушивает неистовство природы на флот Энея:

Меж тем ураганом ревущая буря

Яростно рвет паруса и валы до звезд воздымает.

Сломаны весла; корабль, повернувшись, волнам подставляет

Борт свой; несется вослед крутая гора водяная.

Ретроспектива. В книге второй Вергилий вслед за Гомером (рассказ Одисс на пиру у царя Алкиная) пользуется приемом ретроспективы. Эней на перу у Дидоны рассказывает о своих странствиях.

Слияние настоящего и прошлого.

Видения. Ночью к Энею приходит тень Гектора, который заклинает героя: «сын богини, беги из огня, спасайся».

Общение с богами. Венера приходит е Энею: «Бегством спасайся, мой сын, покинь сражение».

— Боги в эпосе Вергилия уже значительно отличаются от тех, которые изображены в «Илиаде» и «Одиссее». Так, Юпитер и Юнона не только не похожи на обыкновенных людей, они величественны и беспорочны, но и пользуются абсолютным почитанием всех смертных, а могущество Юпитера заключается и в его даре пророчества «без времен и пределов»: в начале поэмы в беседе с Юноной он предрекает судьбу потомков Энея – вплоть до создания Римской империи.

Пророчества. Могущество Юпитера заключается и в его даре пророчества «без времен и пределов»: в начале поэмы в беседе с Юноной он предрекает судьбу потомков Энея – вплоть до создания Римской империи. Второе же пророчество провозгласит Анхиз, когда Эней и кумская Сивилла спускаются в царство мертвых (VI книга). Как известно, поводом для создания «Энеиды» было желание Октавиана Августа возвести свой род Юлиев к Иулу, таково было второе имя Аскания, сына Энея.

Читать еще:  Почему сократ в тюрьме начал заниматься поэзией

Явление духов. Когда Эней бежит из Трои он теряет свою жену Креусу, позднее она является к нему и просит не «предаваться скорби безумной».

Элемент чудесного. Во время остановки во Фракии Эней слышит доносящийся из-под земли голос Полидора, убитого фракийским царем. Это заставляет Эней быстро с «преступной земли удалится».

Любовь. Любовь – это страсть, которая подчиняет себе человека. Юнона и Венера не соперничают, а помогают Энею и Дидоне. У Вергилия любовь подобна пагубной страсти:

Первой причинной бед и первым гибельным шагом

Был этот день. Забыв о молве не хочет думать Дидона:

Браком зовет свой союз и словом вину прикрывает.

Принят Дидоной он был и ложа ее удостоен.

Долгую зиму теперь они проводят в распутстве,

Царства свои позабыв в плену у страсти постыдной.

Вергелий ставит героя перед выбором: любовь или долг, Эней покорен воле богов.

В «Одиссее» подобная ситуация, но разрыв Одиссея с нимфой Кампосой ради родного дома и Пенеллопы, не носит трагический характер, как у Энея и Дидоной.

— Вергилий тяготеет к сгущению красок. Герои проявляют чувства бурно, неистово. Речи героев исполнены патетикой.

— Ученость поэмы, насыщенность текста мифологическими и историческими реалиями, символами и намеками.

В образе Энея, созданном Вергилием, находят обобщенное выражение те моральные качества, которые были присущи героям древности и должны вновь возродиться у современных правителей Рима. Поэт рисует своего героя «идеальным римлянином», почитающим богов, уважающим старших, ставящим интересы государства превыше всего, мужественным и снисходительным к слабостям других. Читатель восхищается героем, волнуется за его судьбу, однако в целом образ Энея несколько схематичен. Стремление Вергилия дать обобщенный образ, исходя из выработанного традицией и стоической философией идеала, приводит подчас к некоторому обеднению художественного образа.

Дополнение. Вергилий и Гомер.

Римский поэт использовал отдельные образы и мотивы поэм Гомера. «Илиада» и «Одиссея» всегда являлись в древности образцами эпопеи, и каждый поэт, создававший большое эпическое произведение, считал своим долгом примкнуть к гомеровской традиции. Как Одиссей рассказывает о себе на пиру у царя Алкиноя, так и Эней повествует о своих скитаниях и гибели Трои на пиру у карфагенской царицы Дидоны (2-3-я кн.). Одиссей спускается в царство мертвых, в преисподнюю нисходит и Эней (6-я кн.). В «Илиаде» даются сцены кровавых сражений и единоборств знаменитых героев, во второй части «Энеиды» даны подобные же описания. В поэму Гомера включен знаменитый «каталог кораблей», в котором перечисляются прибывшие под Трою греческие герои; так же поступает и Вергилий, рассказывая о многочисленных отрядах италийских племен, готовых к сражению (7-я кн.). Олимпийский план есть в той и другой поэме. Венера — мать Энея — помогает любимому сыну. Юнона противодействует Энею, она — покровительница города Карфагена и озабочена его дальнейшей судьбой. Ей известно, что Рим должен некогда победить и разрушить Карфаген, поэтому она всячески противится основанию Италийского царства. Она задерживает Энея в Карфагене, помогает царице Карфагена Дидоне, а в Италии покровительствует врагу Энея — Турну. Верховный правитель богов — Юпитер направляет судьбу героев. Судьба (fatum) — главная пружина действия в поэме Вергилия. «Энеида» начинается такими строками:

Битвы и мужа пою. Он первый из Трои далекой

Роком гонимый пришел в Италию к брегу Лавина

Герои «Энеиды» выполняют предписания судьбы: одних она приводит к победам, других губит. Эней вынужден во имя долга, исполняя веления рока, отказаться от своей любви к Дидоне и покинуть Карфаген. Необходимость подчиняться року вносит в образ Энея черты отрешенности и грусти. Трагическое мировосприятие отличает «Энеиду» от светлых жизнерадостных поэм Гомера с их стихийным реализмом. Но гуманизм поэм Гомера характерен и для эпоса Вергилия. Римский поэт, преклоняясь перед законами рока, в то же время с сочувствием, теплотой и тонким пониманием раскрывает внутренний мир героев.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector