0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Есенин утверждал в его поэзии как и в народном

Фольклорные традиции в лирике С.А. Есенина

Фольклорные традиции в лирике С.А.Есенина

Что же является источником поэзии Сергея Александровича Есенина? На этот вопрос нам предстояло ответить в ходе работы над проектом.

Творчество великого русского поэта – одно из наиболее интересных явлений русской культуры. Оно пронизано представлениями об укладе жизни и быте русского человека.

В первых же стихах Есенина мы находим отголоски самых популярных фольклорных жанров: песен и частушек, бытовавших в рязанской деревне.

Поэт хорошо знал обрядовую поэзию. В его творчестве нашли отражение как календарные, так и семейные обряды. Широко показывая народный быт, Сергей Александрович не мог пройти мимо этой формы народной культуры.

Любовь к фольклору, знатоком и собирателем которого он был, Есенин пронес через всю жизнь. Об этом рассказывают его сестры, сами большие любительницы песен и прекрасные песенницы: «Приезжая в деревню, Сергей очень любил слушать, как пела мать, а мы с сестрой ей подпевали. А то и он запоет с нами… Чаще всего русские народные песни – их Сергей любил до самозабвения».

Многие его ранние стихи написаны в песенном жанре: им свойственны распевность, своеобразная мелодика, четкий ритм:

Выткался на озере алый свет зари,

На бору со звонами плачут глухари,

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется — на душе светло.

В своей поэзии Есенин часто использует песенные сюжеты, мотивы, образы, видоизменяя и преобразуя их порой до неузнаваемости, например, в стихотворениях «Под венком лесной ромашки», «Хороша была Танюша, краше не было в селе…» и др.

Изучая фольклор, поэт уловил не только многие формальные особенности народной поэзии, но и ее душевный настрой. Главный элемент этого настроя — одушевление природы. Этот прием издавна известен народному творчеству. Но и здесь Есенин пошел по пути оригинального развития этой поэтической особенности. Если в народном творчестве, как правило, олицетворяются стихийные силы природы, то в поэзии Есенина мы находим дальнейшую конкретизацию этого поэтического приема: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке» и т.д.

Особенно часто возвращается поэт к образу, который олицетворяет собой русскую природу — образу березы. У него береза — «девушка», «невеста», она олицетворение всего чистого и красивого. Поэт говорит о ней, как можно говорить только о человеке, наделяет ее конкретными человеческими приметами: «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза над прудом».

По словам самого поэта, он начал писать, «подражая частушкам». На протяжении всей жизни он собирал частушки, их у него было около четырех тысяч. «Поющее слово», услышанное с детства, пробуждало сочинять свои припевки и «прибаски», что пелись в народе. Сам поэт отмечал: «Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки».

Из частушечных стилизаций раннего Есенина наиболее интересна «Заиграй, сыграй, тальяночка…». Это литературный вариант многострочной частушки, в котором слились воедино фольклорные и индивидуальные художественные средства.

Напевность – еще одна особенность есенинской лирики. Его стихи написаны как песни и легко положены на музыку. Популярности стихотворений – песен Есенина способствовало их главное ритмическое течение, простой язык, отсутствие словесной и образной затрудненности.

Работая над проектом, мы пришли к выводу, что связь Есенина с фольклором очевидна. На протяжении всего творчества поэта связь эта всячески видоизменялась.

Таким образом, первым шагом в приобщении Сергея Есенина к истокам народного творчества и в поэтическом самоопределении было обращение к русской лирической песне и частушке и создание на их основе собственных произведений. Позднее Есенина привлекут в фольклоре еще и былины, духовные стихи, сказки, легенды. И народная песенность сделает его стихи узнаваемыми с полувзгляда …

учитель русского языка и литературы,

Королева Арина, Шурыгина Анастасия, учащиеся 8г класса

Есенин утверждал в его поэзии как и в народном

Имя С.Есенина занимает совершенно особое место в русской литературе, в художественной культуре, в русском сознании. В произведениях именно этого великого художника слова наиболее глубоко раскрываются главные особенности и сокровенные черты русского национального характера, таинственных стихий русской души. Можно сказать, что Есенин – это сама Россия, явленная нам, выраженная, воплощенная в художественном слове. В трагическую эпоху 20 века, с «кровавым гуманизмом» и «сентиментальными палачами», в эпоху «кровавых костей в колесе», когда поэту «на плечи кидается век-волкодав», когда возникла реальная угроза превращения всей России в «Мертвый Дом», Есенин стал восприниматься русским народом «как символ национального единства русской культуры, символ духовной целостности русской нации». Есенин объединяет русских людей звуком русской песни, где сознание общей вины и общего братства сливаются в общую надежду на освобождение.

Есенин был не склонен подразделять свой творческий путь на какие – либо этапы. И отчасти с этим можно согласиться. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, ибо все в ней – о России. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». В стихотворении 1914года «Гой ты, Русь моя родная…» Есенин утверждал: «Если крикнет рать святая: / «Кинь ты Русь, живи в раю!»/ Я скажу: «Не надо рая, / Дайте родину мою», но и спустя 10 лет в «Руси Советской» он стоит на своем: «Я буду воспевать / Всем существом в поэте / Шестую часть земли / С названьем кратким «Русь».

В этом же стихотворении – «Русь Советская» — «о других юношах, поющих другие песни, сказано: «Уж не село, а вся земля им мать». Кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками – изумительными в своей красоте». Второе немаловажное условие состояло в способности увидеть необычное в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Он – главный нерв первых сборников Есенина – «Радуница» и «Голубень». Показательны уже сами названия обеих книг. Радуница – день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так называли и первые весенние дни. Голубая, синяя – постоянные эпитеты есенинской Руси:

Опять передо мною голубое поле.

Качают лужи солнца рдяный лик.

Водою зыбкой стынет синь во взорах…

«Обаяние и тайна есенинской Руси – в тихо лучащемся отсутствии». Ключевые образы – звон и сон. Есенинская Россия – это небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов «на туманном берегу»:

Молочный дым качает ветром села,

Но ветра нет, есть только легкий звон.

И дремлет Русь в тоске своей веселой,

Вцепивши руки в желтый крутосклон,

И хоть сгоняет твой туман

Поток ветров, крылато дующих,

Но вся ты – смирна и ливан

Волхвов, потайственно волхвующих.

Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, — это лишь поэтический миф, «красивая Гипотеза России». Примечателен и тот факт, что есенинская Русь – родная сестра блоковской России. У обоих поэтов рядом с «Россией-тайной», «светлой женой» — другая – «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:

Сторона ль моя, сторонка,

Только лес, да посолонка,

Да заречная коса…

В стихотворении «За темной прядью перелесиц …» лирический герой прямо отождествляет себя с поэтом:

И ты, как я, в печальной требе,

Забыв, кто друг тебе и враг,

О розовом тоскуешь небе

И голубиных облаках.

Это очень показательные строки. Две России – «земная» и «небесная» — уживаются в душе поэта, хотя его тоска – о голубой Руси, небесном граде Китеже. Лирический герой Есенина – «вечно странствующий странник», «в лазурь уходящий». А родина потому и любима смертной любовью, что – оставленная. Мотив покинутого отчего дома – ведущий в лирике Есенина.
Есенин стал не только «последним поэтом» Руси уходящей, той Руси, миф о которой существовал на протяжении веков. «Мне очень грустно сейчас, история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого».
Год 1920-й – переломный в творчестве Есенина. Его муза «сменила походку»; к мотиву покинутого дома прибавился конфликт «Русь Советская» — «Русь уходящая». Поэзия Есенина требует исторического подхода, и непременно в свете ленинской постановки вопроса. Между тем историки литературы и общественной мысли, изучающие творчество Есенина, его стихотворения и поэмы посвященные крестьянской России, не всегда учитывают конкретные обстоятельства политической жизни страны, особенности крестьянской психологии, судят о «крестьянском уклоне» в поэзии слишком отвлечено, не принимая во внимание тех сложных социальных и нравственных проблем, которые неизбежно возникали после гражданской войны и в период перехода к нэпу. Если объективно посмотреть на поэзию Есенина, на его «деревенские» стихи, то не будет преувеличением сказать, что крестьянский вопрос он решал с огромной ответственностью, вдумчиво и заинтересованно. Через десять лет после знаменитого стихотворения «Русь» создается своеобразная трилогия: «Возвращение на родину», «Русь Советская», «Русь бесприютная». В 1925году все эти стихотворения объединяются в программный для автора сборник «Русь Советская». Творчество Есенина впитало в себя целую «радугу» народного мироощущения: и твердое, незыблемое признание святости земледельческого труда, и молодую «жениховскую» радость весеннего обновления жизни, и врачующее душу чувство единения с родной природой. Но за любой чертой близкого поэту сельского обихода, за каждым, не ему одному свойственным, переживанием угадывалось тут еще и нечто большее. Великий сын своего Отечества, Есенин обладал единственным в своем роде умением «собирать» в едином звуке Россию земную и небесную, открывать словом ту потаенную связь, что определила на века судьбу России, судьбу каждого из русских. Простая жизненная подробность, непосредственная эмоция в то время, как правило, выступали у него проводниками возвышенного и чистого созерцания.

В одном из стихотворений Сергей Есенин утверждал «Каждый (см)?

. из нас закладывал. » Что ?

Стакан за воротник

Памятник себе любимому

Не даром Сергея Есенина считали народным поэтом, он родился и вырос в деревне, так что простой быт ее обитателей не был ему чужд. А также и их слабости. Так, в одном из своих стихотворений, он утверждает:

Так что ответ тут Свои штаны.

Для этого нужно в поисковике набрать первые строчки из стихотворения Сергея Есенина. Это по и стене великий народный поэт. В его поэзии много таланта. Правильный ответ на этот вопрос будет первый.

Правильным ответом будет «свои штаны«, именно их закладывал русский поэт Сергей Есенин (1895 — 1925) в одном из своих стихотворений, написанных в 1923 году. Вот так это звучит:

Так что правильным ответом на этот вопрос будет самый верхний из вариантов ответов.

Вопрос предполагает знаете творчества Есенина, хотя эта строчка может жить и самостоятельной жизнью вполне успешно. Речь идёт о стихотворении 1923 года и в нем есть слова о закладывании своих собственных штанов, ответ самый первый из предложенных.

Узнать правильный вариант ответа на это необычное задание, можно, если обратиться к творчеству Есенина. В одном из своих стихотворений, поэт, который любил погулять пишет, что он выпивая, закладывал свои штаны. Возможно это и шутка, но в стихотворении именно такие слова. Таким образом, верный ответ авторы поместили на первой строчке — Свои штаны.

Достаточно хорошо нужно быть знакомым с творчеством знаменитого русского поэта Сергея Есенина, чтобы без раздумий ответить на данный вопрос викторины — в одном из своих произведений поэт приходит к выводу о том, что каждому человеку приходилось закладывать «Свои штаны» — выбираем первый вариант ответа.

Участники викторины долго не могли придти к одному решению при выборе ответа, вот тут я пожалела, что участником не являюсь. Очень многие стихи Сергея Есенина знаю наизусть, они и запоминаются хорошо, вот и это их их числа. Верный тут без сомнения первый вариант, закладывал- Свои штаны.

Сергей Есенин был поэт-гуляка, как тогда писали. Он любил и знал толк в развлечениях той поры, а были они связаны с питейными и развлекательными заведениями. Поэтому догадаться об ответе можно и логически, но лучше конечно, обратиться к творчеству поэта, чтобы уж точно не ошибиться.

Читать еще:  Кто стал основоположником русской рифмованной поэзии в 17 веке

Выбираем первый ответ из предложенного списка — СВОИ ШТАНЫ.

Сергей Есенин мог красочно в своих стихотворениях описать жизнь гуляки, он чувствовал и понимал его, так как сам был из народа.

И он уверен, что каждый в России мог за рюмку заложить свои штаны.

Это первый предложенный вариант ответов.

Если обратится к творчеству Сергея Есенина, то в нем мы точно можем найти стихотворение с отрывком из вопроса и там же мы найдем и недостающее словосочетание, которое нам и нужно.

Правильный ответ — свои штаны.

Мне нравятся его стихи о любви! Вот одни из них:

5-7-5 — такая математическая формула расположения слогов в этих лаконичных японских трехстишиях.

Совсем немного, чтобы высказать мысли, собственное отношение к природному явлению, своей жизненной позиции, взаимоотношениям между людьми. Некоторая недосказанность — это возможность для богатого ряда ассоциаций. Именно в этом уникальность японского поэтического жанра, который называется хокку или хайку — ответ на вопрос. Какое из двух лучше всего подойдет для ответа — решит автор кроссворда. В любом случае, как и у родоначальника японского краткого поэтического самовыражения танки, поражает умение японских поэтов в паре лаконичных фраз выразить то, на что порой нам не хватает и тысячи слов.

Поэзия Сергея Александровича Есенина — неиссякаемый источник душевности и духовности. В его стихах читателя непрестанно поражает удивительная гармония чувства и слова, мысли и художественного образа, единство стиха и внутренней эмоциональности. Поэт любил писать о природе России. Она у Есенина многранна и многокрасочна. В путешествии по поэтической Руси Есенина встретится нам и «алый свет зари», тут и тонкая березка с зеленой прической, и золотая листва, золотистое пламя и знаменитая «роща золотая» и «голубая Русь». Вот и обозначился один из любимых цветов поэта в его лирике. Мжно с уверенностью сказать, что самыми любимыми цветами Сергея Есенина являются голубой и синий.

Голубой цвет усиливает ощущение необъятности просторов России:

А вот известное всем:

Или вот еще вспомнилось вот это стихотворение:

А синий цвет в стихах Есенина мелькает тут и там:

Как не вспомнить вот эти замечательные строки:

Образы деревьев в поэзии С.Есенина

Русская поэзия двадцатого века дала миру немало блистательных имен. В этом списке великих имен Есенина занимает одно из первых мест. «…Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии ,для выражения неисчерпаемой «печали полей»,любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком». М.Горький

Скачать:

ВложениеРазмер
obrazy_derevev_v_poezii_s.a.esenina.doc101.5 КБ
titulnyy_list_s._esenin.doc448.5 КБ

Предварительный просмотр:

2. Народные источники поэзии С.Есенина…………………………………………………3

3. Психологический параллелизм…………………………………………………………. 3

4. Деревья в поэтическом мире С.Есенина…………………………………………………4

6. Образы деревьев в поэзии С.Есенина……………………………………………………10

« … Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии ,для выражения неисчерпаемой «печали полей»,любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».

Русская поэзия двадцатого века дала миру немало блистательных имен. В этом списке великих имен Есенина занимает одно из первых мест.

В этом имени – слово « еснь».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что – то есть в нем от русских песен –

Поднебесье, тихие веси, сень березы

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Всей России встают черты…

Фамилия Есенин – русская, коренная, в ней звучат языческие корни – Овсень, Осень, Ясень, связанные с плодородием, дарами земли, с осенними праздниками.

В современной поэзии существует удивительная легенда о Есенине, как явлении природы. Многоголосая и разветвляющаяся, она словно пытается убедить нас в том, сто русская природа в дополнении к своим рощам закатам, озерам и пашням приобрела теперь и Есенина – свою певчую душу.

Есенин – нежное имя,

Уже в начале творчества Есенин заявил о своей связи с русской природой. Причем самым главным звеном в этой цепи считается дерево.

Слово дерево образовалось от древнейшего славянского корня дер-, т.е. « сила», «мощь», «выносливость».

От этого «вечного» фольклорного древа, имя которого жизнь, и берут начала есенинские «древесные» образы.

В растительном мире С. Есенина представлено двадцать пород деревьев (черемуха, береза, клен, ольха, липа, и др.) Все они неповторимы, все живут и органически вплетаются в поэтическую ткань стихов.

В русской поэзии образам деревьев принадлежит исключительно важная роль, что обусловлено и природными факторами и фольклорно – обрядовыми традициями

«Русь моя, деревянная Русь!» — обращался Есенин к родной стране.

Какие деревья считаются наиболее поэтическими в России?

На первом месте береза, на втором сосна, потом идут дуб, рябина, тополь, клен, липа.

Часто встречаются образы цветущих и плодоносящих деревьев и кустарников: сирень, черемуха, виноград, яблоня, вишня.

2. Народные источники поэтики Есенина

Свое детство и юность Есенин провел в родном рязанском селе Константинове, в Спас – Клепиках, где он окончил « второклассную» учительскую школу. С ранних лет он воочию видел и нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы сельского труда.

Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Звенит девичий смех, раздается «белый перезвон» берез, вызванивают ивы, шумят тростники, « со звоном» плачут глухари. У его героинь «красной рюшкою по белу сарафан на подоле» , а герой – в белой свитке и алом кушаке. Синее, голубое, алое, зеленое, рыжее, золотое – брызжет и переливается в стихах поэта.

Полыхают зори, курятся туманы,

Над резным окошком занавес багряный.

Вьются паутины с золотой повети.

Где – то мышь скребется в затворенной клети…

Определяющей чертой в поэзии Есенина является полная слитность с народной жизнью. Перед Есениным никогда не вставала проблема поиска пути к народу, не было необходимости специально изучать его, постигать «душу народа». И дело здесь не в происхождении поэта, не в обстоятельствах его жизни, не в природном знакомстве с реальными условиями, тяготами и лишениями крестьянской жизнью обогатила Есенина ее органическим, некнижным знанием.

Родная земля дала ему большее — народный взгляд на жизнь, наделила народной мудростью, теми представлениями о добре и зле, о правде и кривде, о счастье и несчастье, которые вырабатывались народом в течение столетий. Ему не надо было искать путей к душе народа – он сам по праву ощущал себя одним из ее носителей. Она жила в нем, была впитана со всем крестьянским обиходом родного села, с теми песнями, поверьями, частушками, сказаниями, которые он слышал с детства и которые были главным родником его творчества. Он говорил и пел теми словами, которые поет народ. И его собственные стихи стали этой песней нежной и ласковой, грустной и раздольной, вобравшей в себя все многообразие чувств и переживаний народа.

Только одно из ранних стихотворений назвал Есенин « Подражанье песне» ( « Ты поила коня из горстей в поводу…»), одно из последних – «Песня» (« Есть одна хорошая песня у соловушки…») да еще «Песнь о собаке» и «Песнь о хлебе». И дело не в том, что во многих его стихах слышна мелодика народной песни, частушки. Он брал саму поэтику народного песенного творчества, ту первозданную красоту народного взгляда на жизнь, который с такой полнотой выразился в песне.

3. Психологический параллелизм

« Все мы яблони вишни голубого сада», — говорит Есенин о людях, поэтому так естественно звучат в его стихах слова о том , что « любимая отцветает черемухой», что у его подруги «глаз осенняя усталость». Но особенно сильно этот поэтический прием звучит там, где поэт говорит о себе «Ах, увял головы моей куст», «головы моей желтый лист» —

пишет он об утраченной молодости. « Был я весь, как запущенный сад», — сожалеет он о прошлом. Варьируя этот прием, он все более углубляет его, создает ряд образов, внутренне связанных между собой:

Я хотел бы стоять как дерево,

При дороге на одной ноге.

Как дерево роняет тихо листья,

Так роняю грустные слова

4. Деревья в поэтическом мире

Изображение собственных переживаний через картины родной природы, естественно, привело поэта к тому, что мы называем очеловечиванием природы. Этот прием издавна известен народному творчеству. Но и здесь Есенин пошел по пути оригинального развития этой поэтической способности. Если в народном творчестве, как правило, олицетворяются стихийные силы природы (вьюга злится, ветер гуляет, солнце улыбается и т.п.) , то в поэзии Есенина мы находим дальнейшую конкретизацию этого поэтического приёма

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком

Спит черемуха в белой накидке

Где на поляне клен танцует пьяный.

Природа у поэта способна поступать как человек. О деревьях перед окнами родной избы говорится:

Там теперь такая же осень…

Клен и липы в окна комнат,

Ветки лапами забросив,

Ищут тех, которых помнят.

Через все творчество поэта проходит образ русской березки.

Березка считается символом России. У древних славян слово «Бер» означало «светлый», «ясный», «блестящий». Наверное, так назвали берёзку за цвет ее коры. Береза – девичья чистота. Есенин же углубляет этот принцип. У него береза – « девушка», «невеста», она олицетворение всего чистого и красивого. Поэт говорит о ней так, как можно говорить только о человеке; наделяет ее конкретными человеческими приметами

О. тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы — ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил – печальный

Твой предосенний шум…

Поэтическая миниатюра «Береза» говорит сама за себя.

На пушистых ветках

В сонной тишине,

И горят снежинки

Каждое явление в этом стихотворении наделено собственным голосом. Береза вовсе не принакрыта снегом, она сама принакрылась снегом, как женщина, которая накинула на себя что-то вроде шали или платка с блестящей бахромой – снегом. А вокруг ни звука, ни движения, полный покой, лишь « горят» снежинки в золотом огне.

«Береза» — изумительные по красоте строки, в которых выразились самые искренние чувства. Береза – спящая красавица в окружении «сонной тишины», покоя и безмолвия. Белый, золотой, серебряный – такова цветовая палитра стихотворения. Игра цвета определяет движение лирической мысли.

В одном из последних стихотворений у Есенина есть строки:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

В этой березе, возникшей под самый конец жизни, отчетливо читается и та береза, с которой он впервые выступил в печати, и многие другие обращения к этому образу.

« Странной березового ситца» называет поэт Русь. Так в одном образе объединил он самые дорогие его сердцу понятия: береза для него это и само дерево, и вся русская природа вообще, и олицетворение родной страны, и героиня.

Стихотворение «Черемуха» выпето на едином дыхании.

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

Есенин оживляет природу, рисует портрет, словно с живого человека. Природа живет, дышит, поет, благоухает. Когда читаешь строки стихотворения, чувствуешь дуновение ветра: «черемуха душистая», «зелень пряная».

Высокий, могучий, цветущий – характерные эпитеты дуба . Крепость ствола, могучая крона, выделяет дуб среди других деревьев, делая, как бы царем древесного царства.

В стихотворении «Октоих» упоминается Маврикийский дуб. Есенин впоследствии объяснил значение этого образа «… то символическое древо, которое означает «семью»

Под Маврикийским дубом

Сидит мой рыжий дед…

Введение Маврикийского дуба в это стихотворение на случайно, так как в нем говорится о Родине:

О Родина, счастливый

И несходный час!

Этот дуб как бы обобщает всё то, о чем хотел написать поэт в этом произведении, то, что семья – это самое главное, сто может быть у человека.

Образ «семьи» здесь дан в более широком смысле: это и « отчий край», и «родные могилы», и «отчий дои», то есть все, что связывает человека с этой землей.

В стихотворении «Богатырский посвист» он показывает мощь и силу России, ее народа.

Задрожали дубы столетние,

На дубах от свиста листья валятся.

Это произведение можно поставит в один ряд с русскими былинами о богатырях. Илья Муромец и другие богатыри, шутя, играючи валили дубы.

Есенин создает образ рябины, которую он отпевает своим «псалмом».

Оттого – то в сентябрьскую склень

На сухой и холодный суглинок,

Головой размозжась о плетень,

Облилась кровью рябина.

«Рябины – судьбина русская»

Буйство красок, веселье. Это самое яркое из деревьев, пылающее всеми оттенками багряного цвета. Вместе с тем в рябине угадывается та горечь и грусть, которая вообще неотделимы от русской природы.

Образ клена наиболее сформирован в поэзии С Есенина, где он выступает как своего рода лирический герой «древесного романа».

Нагляднее всего запечатлен образ клена как деревенского парня, гуляки, ухажера в стихотворении.

«Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой»

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

Как будто бы на корточки погреться,

Присел наш клен перед костром зари.

В этих образах клена выделяются два элемента: «голова» и «ноги».

Хвойные деревья передают иное настроение и несут иной смысл, чем лиственные: не радость и грусть, не различные эмоциональные порывы, но скорее таинственное молчание, оцепенение, погруженность в себя.

Сосны и ели представляют собой часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царит глушь, сумрак, тишина. Несменяемая зелень вызывает ассоциации хвойных деревьев с вечным покоем, глубоким сном, над которым не властно время, круговорот природы.

В стихотворении «Пороша» главная героиня – сосна выступает как «старушка»:

Словно белою косынкой

Понагнулась как старушка,

Оперлася на клюку…

Лес, где живет героиня, сказочный, волшебный, тоже живой, как и она.

Дремлет лес под сказку сна…

С другим, сказочным, волшебным лесом мы встречаемся в стихотворении «Колдунья». Но этот лес уже не светлый, радостный, а наоборот грозный, мрачный, суровый.

Ветер – певун с завываньем кликуш

Мчится в лесную дремучую глушь.

Роща грозится еловыми пиками…

Ели и сосны здесь олицетворяют злое, недоброжелательное пространство, нечистую силу, живущую в этой глуши.

Исследовательская работа «Образ дерева в поэзии С.А. Есенина»

Образ дерева в поэзии С.А. Есенина

Вступление. С.А Есенин – поэт-лирик.

Образ дерева в стихотворениях.

Образ хвойных деревьев.

Заключение. В поэзии С.Есенина дерево – яркий художественный образ.

Тема моей исследовательской работы «Образ дерева в поэзии С.Есенина». Для написания этой работы я прочитала литературу о биографии и творчестве поэта, стихотворения С.Есенина, воспоминания сестры, матери, друзей, поэтов и писателей.

Данная тема заинтересовала меня тем, что я люблю творчество и поэзию С.Есенина, люблю читать наизусть его стихи. Мы изучаем произведения С.Есенина в каждом классе и узнаем о нём всё больше и больше.

В школе каждый год проводятся есенинские чтения, литературно-музыкальные вечера, посвящённые ко дню рождения С.А. Есенина.

Учительница русского языка проводит открытые уроки по темам «Мой край, задумчивый и нежный», «Стихи Есенина на уроке русского языка», «В первый раз я запел про любовь» (Тема любви в лирике С.Есенина), «Сергей Есенин – то не просто имя, России стихотворная душа», «Тема Родины в лирике С.Есенина». И мне захотелось узнать побольше о любимом поэте. Прочитав стихотворения С.Есенина, я для себя открыла, что во многих стихотворениях С.Есенина тема природы и образ дерева занимает значительное место. Поэтому я решила провести исследовательскую работу, о каких деревьях говорит поэт в своих стихотворениях.

Я поставила перед собой такие цели и задачи:

Проследить, какие образы деревьев встречаются в поэзии С.Есенина.

Определить, что они олицетворяют.

Познакомиться с биографией и с этапами творчества С.Есенина.

Проанализировать стихи, где встречаются образы деревьев.

Выявить, какие эмоциональные чувства они выражают.

Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай.

Звериных стихов моих грусть

Я кормил резедой и мятой.

С.А.Есенин (1895 — 1925)

1. Вступление. С.А.Есенин – поэт- лирик.

Село Константиново – Родина С.Есенина. Луга, поля, реки, рощи, стога сена – все это способствовало проявлению его поэтического таланта.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

(«Край любимый. »)

Его поэтическое наследие огромно и многогранно. Русский поэт-лирик, «певец страны березового ситца», «певец любви и грусти, скорби», и, конечно, поэт-философ. М.Горький отмечал: «С.Есенин не столько человек, сколько орган, созданный исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей». « У каждого поэта есть свой общий тон красок, свой ларец слов и образов», — говорил С.Есенин.

Образ дерева в стихотворениях С.Есенина

В своем творчестве С.Есенин постоянно обращается к природе, когда высказывает свои сокровенные мысли о себе, о своём прошлом, настоящем и будущем. Это обусловило появлению в его поэзии целой группы поэтических символов. Самым распространенным становится образ дерева.

Я хотел стоять как дерево

При дороге на одной ноге.

Я хотел бы под конские храпы

Обниматься с соседним кустом.

Стремление к гармонии человека и мира выражается через уподобление себя дереву. У каждого образа дерева свой признак, с помощью которых поэт выражает свою мысль. «Все мы яблони и вишни»,- говорил С.Есенин.

2.1.Образ клёна

В поэзии Есенина значительное место занимает образ клёна, где он выступает как своего рода лирический герой «древесного романа». Клён – это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у нег круглая крона, похожая на копну волос или шапку, поэтому поэт уподобляет себя клёну.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть в пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

(«Я покинул родной дом…»)

Клён или явор в этимологических преданиях славян – дерево, в которое превращён человек. В стихотворениях Есенина он предстает как человек со всеми присущими ему душевными состояниями и периодами жизни. В стихотворении «Клён ты мой опавший» лирический герой подобен клену своей разудалостью. Он проводит параллель между собой и клёном.

И как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я что-то нынче стал не стойкий

Не дойду до дома с дружеской попойки.

(«Клён ты мой опавший»)

Даже не понятно, о ком идет речь – о человеке или дереве.

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а во всю зелёным.

Образ тополя.

Если клён « беззаботно кудрявой головой», то тополь аристократически «строен и прям». Эта стройность, устремлённость ввысь является отличительной чертой тополя.

Тополя растут вдоль дорог, поэтому они сравниваются с босоногими странниками. Эта тема отражается и в стихах Есенина.

Без шапки, с лыковой котомкой,

Стирая пот свой, как елей,

Бреду дубравою сторонкой

Под тихий шелест тополей.

(«Без шапки, с лыковой котомкой…»)

В произведениях Есенина тополя тоже знак Родины, как и березы.

Прощаясь с домом, уезжая в чужие края, герой грустит о том, что

Уже не будут листвою крылатой

Надо мною звенеть тополя.

(«Да! Теперь решено…»)

2.3. Образ ивы

Иву называют «плакучей». В русской народной поэзии ива – символ не только любовной, но и всякой разлуки. Горе матерей, расстающихся со своими сыновьями. В поэзии Есенина образ ивы ассоциируется с грустью, одиночеством, с разлукой. Эта грусть по прошедшей юности, по утере любимого человека, о расставании с Родиной.

Здесь всё так же, как было тогда,

Те же реки и те же стада.

Только ивы над красным бугром

Обветшалым трясут подолом.

(«Ночь и поле, и крик петухов…»)

В других стихотворениях ива, как береза, является героиней, девушкой. Лирический герой, грустя о юности, также обращается к образу ивы.

И мне в окошко постучал

Сентябрь багряной веткой ивы,

Что б я готов был и встречал

Его приход неприхотливый.

(«Пускай ты выпита другим…»)

2.4. Образ черёмухи.

Одно из самых распространенных образов, которое проходит через все творчество поэта – это черемуха. Осыпающиеся цветы черемухи напоминают снег, метель, «черемуховую вьюгу», «сыплет черемуха снегом». Метель и цветы черемухи вроде бы не могут сочетаться, но, сочетая их, Есенин добивается совершенно нового ощущения прелести снежных цветов.

Черёмуха душистая

С весною расцвела.

И ветви золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре.

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

2.5. Образ берёзы.

Огромную роль в поэзии Есенина приобретает образ берёзы. По словам М. Энштейна «берёза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России». В древних языческих обрядах берёза часто служила «майским деревом». Символом весны.

Троицыно утро, утренний канон

В роще по березкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,

В благовесте ветра хмельная весна.

(«Троицыно утро»)

Во многих стихотворениях чистота березы, свежесть, красота соединились с образом невесты, девушки, женщины.

Но чаще всего с образом березы тесно переплетается тема Родины. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России.

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

(«Мелколесье. Степь и дали…»)

2.6. Образы хвойных деревьев.

Если лиственные деревья несут радость, грусть, различные эмоциональные прорывы, то хвойные деревья несут иной смысл: таинственное молчание, оцепенение, погруженное в себя.

Сосны и ели представляют собой угрюмый, суровый пейзаж, вокруг низ царит глушь, сумрак, тишина, они ассоциируются с вечным покоем, глубоким сном.

Ели и сосны олицетворяют зло, нечистую силу, живущую в этой глуши. Пейзаж написан темными красками.

Тёмная ночь пугается.

Шалями тучек луна закрывается

Ветер-певун с завыванием кликуш…

3.Заключение.

Исследуя поэзию С.Есенина, я пришла к выводу, что больше всего стихотворений посвящено берёзе.

Среди царства природы есть то, что милее всего сердцу поэта – степная ширь и… берёзы.

В русской поэзии не было и нет поэта, который с такой нежностью, любовью и силой воспел бы красоту этого дерева.

Молдавский поэт Г. Виеру пишет, что при виде берёзки он сразу вспоминает С.Есенина и его стихи, посвящённые этому удивительному дереву.

Для С.Есенина берёза – символ России, скромной красоты её природы. Поэтому она мила и в весеннем цветении, и в зимнем сверкающем наряде. Она видится ему то юной девушкой, тонкой, стройной, с блестящими лунным гребешком в ветвях – косах, то накрывшейся пушистым снежным платком.

С.Есенин, как и Пушкин, Тютчев, — вдохновенный певец русской природы. В его стихах представлен яркий, красочный мир, окружающий человека. Поэт влюблен во все, что рядом с ним: в синее небо над головой и шелковатые травы, в черемуху, «сыплющую снегом», и клён кудрявый, в девичий смех и в задорную песню – во всё то, что называется заветным словом Россия, Родина.

В поэзии С.Есенина дерево – яркий художественный образ.

Таким образом, в поэтическом наследии С.Есенина дерево становится ярким художественным образом. Подобно шишкинскому лесу и левитановской осени, нам бесконечно дороги и «зеленокосая берёза», и его клён «на одной ноге», и душистая белая черёмуха.

И плачущиеся ивы, и пригорюнившиеся девушки-ели, и костёр рябины красной, и аристократически стройный тополь. Стихи С.Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств.

В одном из стихотворений Сергей Есенин утверждал «Каждый (см)?

. из нас закладывал. » Что ?

Стакан за воротник

Памятник себе любимому

Не даром Сергея Есенина считали народным поэтом, он родился и вырос в деревне, так что простой быт ее обитателей не был ему чужд. А также и их слабости. Так, в одном из своих стихотворений, он утверждает:

Так что ответ тут Свои штаны.

Для этого нужно в поисковике набрать первые строчки из стихотворения Сергея Есенина. Это по и стене великий народный поэт. В его поэзии много таланта. Правильный ответ на этот вопрос будет первый.

Правильным ответом будет «свои штаны«, именно их закладывал русский поэт Сергей Есенин (1895 — 1925) в одном из своих стихотворений, написанных в 1923 году. Вот так это звучит:

Так что правильным ответом на этот вопрос будет самый верхний из вариантов ответов.

Вопрос предполагает знаете творчества Есенина, хотя эта строчка может жить и самостоятельной жизнью вполне успешно. Речь идёт о стихотворении 1923 года и в нем есть слова о закладывании своих собственных штанов, ответ самый первый из предложенных.

Узнать правильный вариант ответа на это необычное задание, можно, если обратиться к творчеству Есенина. В одном из своих стихотворений, поэт, который любил погулять пишет, что он выпивая, закладывал свои штаны. Возможно это и шутка, но в стихотворении именно такие слова. Таким образом, верный ответ авторы поместили на первой строчке — Свои штаны.

Достаточно хорошо нужно быть знакомым с творчеством знаменитого русского поэта Сергея Есенина, чтобы без раздумий ответить на данный вопрос викторины — в одном из своих произведений поэт приходит к выводу о том, что каждому человеку приходилось закладывать «Свои штаны» — выбираем первый вариант ответа.

Участники викторины долго не могли придти к одному решению при выборе ответа, вот тут я пожалела, что участником не являюсь. Очень многие стихи Сергея Есенина знаю наизусть, они и запоминаются хорошо, вот и это их их числа. Верный тут без сомнения первый вариант, закладывал- Свои штаны.

Сергей Есенин был поэт-гуляка, как тогда писали. Он любил и знал толк в развлечениях той поры, а были они связаны с питейными и развлекательными заведениями. Поэтому догадаться об ответе можно и логически, но лучше конечно, обратиться к творчеству поэта, чтобы уж точно не ошибиться.

Выбираем первый ответ из предложенного списка — СВОИ ШТАНЫ.

Сергей Есенин мог красочно в своих стихотворениях описать жизнь гуляки, он чувствовал и понимал его, так как сам был из народа.

И он уверен, что каждый в России мог за рюмку заложить свои штаны.

Это первый предложенный вариант ответов.

Если обратится к творчеству Сергея Есенина, то в нем мы точно можем найти стихотворение с отрывком из вопроса и там же мы найдем и недостающее словосочетание, которое нам и нужно.

Правильный ответ — свои штаны.

Мне нравятся его стихи о любви! Вот одни из них:

5-7-5 — такая математическая формула расположения слогов в этих лаконичных японских трехстишиях.

Совсем немного, чтобы высказать мысли, собственное отношение к природному явлению, своей жизненной позиции, взаимоотношениям между людьми. Некоторая недосказанность — это возможность для богатого ряда ассоциаций. Именно в этом уникальность японского поэтического жанра, который называется хокку или хайку — ответ на вопрос. Какое из двух лучше всего подойдет для ответа — решит автор кроссворда. В любом случае, как и у родоначальника японского краткого поэтического самовыражения танки, поражает умение японских поэтов в паре лаконичных фраз выразить то, на что порой нам не хватает и тысячи слов.

Поэзия Сергея Александровича Есенина — неиссякаемый источник душевности и духовности. В его стихах читателя непрестанно поражает удивительная гармония чувства и слова, мысли и художественного образа, единство стиха и внутренней эмоциональности. Поэт любил писать о природе России. Она у Есенина многранна и многокрасочна. В путешествии по поэтической Руси Есенина встретится нам и «алый свет зари», тут и тонкая березка с зеленой прической, и золотая листва, золотистое пламя и знаменитая «роща золотая» и «голубая Русь». Вот и обозначился один из любимых цветов поэта в его лирике. Мжно с уверенностью сказать, что самыми любимыми цветами Сергея Есенина являются голубой и синий.

Голубой цвет усиливает ощущение необъятности просторов России:

А вот известное всем:

Или вот еще вспомнилось вот это стихотворение:

А синий цвет в стихах Есенина мелькает тут и там:

Как не вспомнить вот эти замечательные строки:

Сергей Есенин – об искусстве, слове и образе

Искусство – попутчик быта

Неудивительно, что Есенин не был сторонником салонного, «лорнетного», «чистого искусства». Того самодостаточного и независимого «искусства для искусства», которое существует вне злободневных общественных проблем. Оно вызывало у него отвращение и насмешку. Он называл такое искусство декоративным, наполненным поверхностными впечатлениями, делом «контрреволюционной дряни».

Чему призвано служить искусство? Есенин полагал – разуму. Оно должно быть практично, функционально и полезно. Искусство вышло из человеческих потребностей так же, как из потребностей родился быт. В статье «Быт и искусство» поэт прямодушно говорит о том, что именно быт порождает искусство:

«Понимая искусство во всем его размахе, я хочу указать моим собратьям на то, насколько искусство неотделимо от быта и насколько они заблуждаются, увязая нарочито в утверждениях его независимости».

Искусство – не только продукт бытовых движений, оно – попутчик всякого быта, и неотделимо от него. Быт состоит из множества больших и маленьких насущных предметов, именуемых «хозяйством». Хозяйство это «многоликое и многоглазое». Следовательно, искусство, как порождение быта, также включает в себя эти предметы.

С улыбкой заметим, что поэт, говоря о хозяйстве искусства, словно выступает в роли заботливого кладовщика, учитывающего и перебирающего вверенный в его ведение инвентарь.

Слова – это граждане

Одним из инструментов искусства является слово. Слово – это «образ всей предметности и всех изделий вокруг человека; словом он защищается, им же и наступает». Слово облечено в плоть, бесплотного и бестелесного слова не существует. В предисловии к сборнику «Стихи скандалиста», который так и не был издан, Есенин провозглашает краткий литературный манифест:

«Слова – это граждане. Я их полководец. Я веду их. Мне очень нравятся слова корявые. Я ставлю их в строй как новобранцев. Сегодня они неуклюжи, а завтра будут в речевом строю такими же, как и вся армия».

Но слово не только воин-новобранец, стоящий на семи ветрах. Слово таинственно. Оно манит к себе, притягивает, запирает рядом с собой множество других слов так же, как «семь коров тощих пожирают семь коров тучных». Слово многозначно.

Поэт расширяет, раздвигает своё зрение над словом, образует то многочувствование, которое исследователи впоследствии назовут метапоэтикой Есенина. Его внутренние слух и зрение обостренно и зачастую парадоксально воспринимают звучание и строение слова:

«Например, слово умение (умеет) заперло в себе ум, имеет и несколько слов, опущенных в воздух, выражающих своё отношение к понятию в очаге этого слова… На этом же пожирании тощими словами тучных и на понятии «запрягать» построена почти вся наша образность».

Образ – это орнамент

Образность Есенин считал главным моментом в своих стихах. То, что он развил, положил в основе своей поэзии и полагал, что именно этому у него стоит учиться другим поколениям – самобытной теории образов, где образ рассматривается как некий орнамент, что-то «огромное и разливчатое», у которого есть возраст и эпоха. Попробуем подробнее остановиться на теории образов у Есенина.

Согласно Есенину, существует пять разновидностей образов. Эти образы «текучи и согласованны». Первый образ поэт именует как словесный, хотя тут же уточняет, что это только образ слова, но ещё не слово. Это образ звукоподражательный, действенный, похожий на жужжание пчелы, «у-у-у».

Второй образ – мифический, заставочный, неподвижный, образ от плоти, когда один предмет или явление уподобляется другому (ветви-руки, сердце-мышь). Здесь проживают все мифические божества и клички героев: «Пятнистый олень», «Обкусанное солнце»…

Третий образ, типический, собирательный, как совокупность неких человеческих черт. Этот образ бывает внешним («нос, что перевоз») и внутренним, отображающим то или иное свойство («блудлив, как ветер»).

Четвёртый образ – корабельный. Он немного похож на заставочный, только более подвижный, как душа, или, как говорит поэт, «вращательный». Этот образ творческий, живой, сияющий. Говоря современным языком, он представляет собой «двойной троп», например: «взбрезжи полночь луны кувшин//зачерпнуть молока берёз».

Самым изобретательным является пятый образ, ангелический. В скобках заметим, что это есть то фантастическое, разумное, которое воплощается в реальность, и здесь автор отнюдь не оригинален. Например, ковер-самолет есть прообраз будущего аэроплана, перо жар-птицы как предвестие электричества, сани-самокаты в качестве предтечи автомобиля. Сюда же можно отнести и образ Инонии в золотом нимбе, которая не что иное, как отражение России будущего, страны обновлённой и преображённой:

В синих отражаюсь затонах
Далёких моих озёр.
Вижу тебя, Инония,
С золотыми шапками гор.

Если внимательно посмотреть на всю теорию образов Есенина, среди которых есть душа, разум и плоть, то мы увидим, что он намеренно опускает самый важный в искусстве и в литературе образ, связанный с проявлением божественного Духа. Избегает, не принимает во внимание, выхолащивает присутствие духа из нового времени.

Меж тем полагая, что искусство и есть сумма этих перечисленных образов, где нет ничего лишнего, но все подчинено порядку – «сбруе слов».

«Не я выдумал эти образы, они были и есть основа русского духа и глаза, но я первый положил их основным камнем в своих стихах», – пишет Есенин.

Все перечисленные образы можно сравнить с орнаментом, который и составляет структуру поэтического текста.

Однако орнамент этот не может существовать сам по себе, вне своей страны, без «климатических условий», без учёта места и времени, в которых он призван проявиться. «Вглядитесь в календарные изречения Великороссии, там всюду строгая согласованность его с вещами и местом, временем и действием стихий. Все эти «Марьи зажги снега», «заиграй овражки», «Авдотьи подмочи порог» и «Федули сестреньки» построены по самому и наилучшему приёму чувствования своей страны».

Именно иллюзия безоговорочного «чувствования своей страны» и сыграла роковую роль для поэта.

***

Часто принято говорить о христианских мотивах в творчестве Есенина. Многие его высказывания, действительно, подкупают своей непосредственностью, например, такое о сути творчества: «Луг художника только тот, где растут цветы святителя Пантелиимона».

Однако не следует питать иллюзий, а помнить, что человек он был мятущийся, в силу молодости и честолюбия противоречивый.

«Я вовсе не религиозный человек и не мистик, – открещивался Есенин. – Я реалист … земной романтик с авантюрным сюжетом… Я попросил бы относиться ко всем моим Иисусам и Миколам как к сказочному в поэзии… Эти имена следует принимать как имена, которые для нас стали мифами – Озирис, Зевс, Афина…»

В своей автобиографии он объяснил, что религиозное чувство как таковое не было ему свойственно, а явилось лишь условием воспитания, влияния «патриархального» деда и бабки, «таскавшей отроком по всем российским монастырям».

Новая жизнь приводила его к новым словам, в которых старые оказывались изжитыми, ненужными. Речевой хаос революции, смешение языков разных социальных групп и слоев, вымывание «прежнего» языка приводил поэта в неописуемые радость и восторг.

«…Мы радуемся потопу, который смывает сейчас с земли круг старого вращения, ибо ме́ста в ковчеге искусства нечистым парам уже не будет».

Поэт надеялся, что «ковчег искусства» также выйдет и из сферы «лунного влияния прежней жизни», в которой ещё встаёт «символическая чёрная ряса, ещё похожая на приёмы православия», заслонившего «своей чернотой свет солнца истины. Но мы победим её, мы также раздерём её, как разодрали мантию заслоняющих солнце нашего братства…»

Эти слова были написаны Есениным в 1918 году, за семь лет до его кончины. Нельзя сказать, что они были сиюминутными и настроенческими. Так или иначе такую позицию он высказывал в дальнейшем и в стихах, и в прозе («Ну, да, скандалил. Но ведь скандалил я хорошо – за русскую революцию скандалил!») Пока в роковом 1924 году образ «чёрного человека» не настиг и не увёл за собой.

Чёрный человек
глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
голубой блевотой.
Слово хочет сказать мне,
что я жулик и вор,
так бесстыдно и нагло
обокравший кого-то…

В литературе бывают случаи, когда герои, образы или просто слова начинают жить своей собственной жизнью, иногда настигают автора. Так и в случае с Есениным. Полководец слов оказался захваченным в плен собственным образом.

Кто он, этот чёрный человек? «Заставочный» ли это образ плоти, альтер эго «похабника и скандалиста»? Или «ангелический» образ разума, в котором восторг перемен и азарт нарастающего хаоса сменился отчаянием и ужасом перед действительностью. Может быть, «корабельный» образ души-мученицы, раскрывающей «при свете совести» поэту самообман прежней жизни, «искусства улыбчивости и простоты»?

Во всех случаях, это именно тот момент, когда искусство явило себя не как салонное искусство и не как то, которое «на потребу дня», а то искусство, которое как божественное предстояние оказалось Словом воплощенным и беспощадным.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector