1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Если символизм поэзия намеков то как по аналогии

Если символизм поэзия намеков то как по аналогии

Уроки 25–26
Лирика поэтов Серебряного века
(урок внеклассного чтения)

Цели : развивать навыки правильной устной речи (выразительность, доказательность, логичность); развивать интерес к поэзии серебряного века; провести подготовку к контрольному сочинению.

Наследие поэтов, даже отдельные их создания, неизмеримо сложнее и богаче любых деклараций и теоретических построений. Полемические столкновения остаются в прошлом, жизнь искусства не имеет временных границ. Серебряный век отмечен совокупностью феноменальных поэтических талантов.

I. Интеллектуальная разминка.

Ответив на вопросы, вы проверите свои знания по изученной теме.

1. «. Символизм можно назвать. «поэзией намеков», – писал В. Брюсов в предисловии ко второму выпуску «Русских символистов». Если символизм – «поэзия намеков», то как по аналогии можно определить акмеизм и футуризм? (Акмеизм – поэзия точности (ясности), футуризм – поэзия вызова (эпатажа, опровержения традиции).)

2. Исправьте ошибки в литературоведческих суждениях:

а) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и четкому пушкинскому стилю;

б) образный строй лирических произведений акмеистов отличают неопределенность, расплывчатость поэтических формулировок, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений.

(а) Для символистов нехарактерно активное словотворчество и стремление к абсолютной ясности точности поэтического языка; б) ошибочным является утверждение о расплывчатости поэтических формулировок в лирике акмеистов: стремление к ясности и точности в максимальной степени отличает их поэтический язык.)

3. Тезисом к литературному манифесту какого литературного направления могли бы послужить следующие цитаты из статей поэтов серебряного века?

А) «Страшный контрданс « соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой».

Б) «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание».

В) «Для нас иерархия в мире явлений – только удельный вес каждого их них, причем вес ничтожнейшего все-таки несоизмеримо больше отсутствия веса, небытия, и потому перед лицом небытия – все явления братья».

(а) Символизм; в приведенной цитате из статьи О. Мандельштама в пародийно преувеличенном виде представлена одна из граней поэтики символизма; б) футуризм; цитируется 4-й пункт футуристического манифеста из сборника «Садок судей II»; в) акмеизм; высказывание принадлежит Гумилеву (статья «Наследие символизма и акмеизм»).

4. Стилевые черты какого литературного течения стали предметом пародии в стихотворении В. Соловьева?

. Призрак льдины огнедышащей

В ярком сумраке погас,

И стоит меня не слышащий

Зашуршали в камышах.

(В стихотворении В. Соловьева пародируется символизм: стремление к обновлению поэтического языка выражалось в активном использовании оксюморонов, экзотических по звучанию и значению (часто редких или архаичных) слов и неожиданных сочетаний.)

II. Проверка домашнего задания.

Прослушивание и обсуждение домашних работ учащихся
(устных рассказов на тему «Мой любимый поэт серебряного века»).

III. Подготовка к контрольному сочинению.

Анализ предложенного примерного текста сочинения. Обратить внимание, что главное в работе – рассказать, что понравилось в творчестве названного поэта, поэтому остановиться на тех темах и произведениях, которые привлекли особое внимание.

Мой любимый поэт Серебряного века

. Странный поэт, какие должны в нем таять воспоминания, какой вкус на его губах, горький, густой и неисчезающий.

Серебряный век – это эпоха творческой свободы, рождения ярких индивидуальностей, гениальных открытий. Блестящее созвездие известных мастеров просто ошеломляет: Гиппиус, Брюсов, Цветаева, Блок. Можно бесконечно продолжать этот список.

В истории русской словесности есть имена-камертоны, само звучание которых призывает думать о явлениях куда более широких, чем конкретное их творчество. Одно из таких имен – Николай Гумилев. Как в чистом бриллианте, преломляясь, солнечный луч являет глазу целый спектр, так и в судьбе этого поэта я вижу преломление многих талантов, отражение его трех ипостасей: он поэт, путешественник, воин.

Обычно говорят: в день, когда он родился.

Николай Степанович Гумилев родился ночью, в Кронштадте, сотрясаемом именно в эти часы штормом. Старая нянька, глядя на разыгравшуюся бурю, простодушно увидела в этом некий своеобразный знак, сказав, что у родившегося «будет бурная жизнь». В сущности, она оказалась права.

Рано проявились таланты будущего поэта. В детстве он любил рисовать и сочинять, мечтал о путешествиях, выделяя из прочих предметов географию. Еще будучи студентом Царскосельской гимназии, девятнадцатилетний Гумилев выпустил первый свой сборник – «Путь конквистадоров».

Конечно, не следует завышать успехи молодого поэта, но, думается, и слишком уж занижать их тоже не стоит. Будь они только подражанием, вряд ли на них откликнулся бы Брюсов, написавший о «нескольких прекрасных стихах, действительно удачных образах».

Чтение юношеских стихов талантливого поэта для меня – игра. Ведь самый обычный «жест» для раннего Гумилева – перенесение себя и читателей в сон, перемещение в пространстве и времени, перевоплощение в кого угодно.

Стоит только дать волю воображению – и начинается карнавальная смена то ли масок, то ли жребиев: конквистадор, царь в алмазном венце и даже попугай с Антильских островов.

«Путь конквистадоров» интересен и тем, что в нем уже явно запечатлен образ, к которому стремился тогда Гумилев, и самой демонстрацией умения писать стихи:

Я конквистадор в панцире железном,

Я весело преследую звезду.

«Конквистадором» был сам поэт, и звездою, которую он «весело преследовал», – поэзия и страсть к путешествиям.

Поэт и путешественник не боролись в этом человеке; они не только мирно уживались, но и были необходимы один другому, дополняли и взаимно обогащали друг друга.

Н. С. Гумилев – литератор, автор стихов, рассказов, рецензий, но его имя связывают и с путешествиями, особенно после участия в эфиопской экспедиции академика Радлова. Коллекция, привезенная поэтом и его племянником Н. Л. Сверчковым из Африки, по мнению специалистов, стоит на втором месте после коллекции Миклухо-Маклая. А чего стоят «Африканский дневник» и книга стихов «Шатер» – замечательное описание дальней земли!

Одним из самых прекрасных произведений об Африке я считаю стихотворение Гумилева «Жираф». Все оно особенное:

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко на озере Чад

Изысканный ходит жираф.

И начинается таинственная и грустная сказка «про черную деву, про страсть молодого вождя. про тропический сад, про стройные пальмы и запах немыслимых трав. » Потрясают необычные сравнения:

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Это стихотворение настолько мелодично, что в наше время на него написана музыка и оно стало песней.

Поэт, путешественник Н. С. Гумилев, отложив прочие дела, в 1914 году был записан добровольцем в кавалерию, что было не просто, так как еще в 1907 году из-за болезни глаз его признали неспособным к военной службе. Так начинала реализовываться третья ипостась человека, о котором привыкли потом говорить: поэт, путешественник, воин. Два Георгиевских креста – так оценили его бесстрашие, поистине легендарную храбрость и мужество, о котором затем говорили все мемуаристы.

Читать еще:  Что утверждала поэзия военных лет

В 1915 году вышла в свет новая книга – «Колчан». В ней собраны стихи, передающие состояние человека на войне. Это были и первые эмоциональные оценки:

И воистину светло и свято

Дело величавое войны;

и более глубокие открытия:

Словно молоты громовые

Или воды гневных морей,

Золотое сердце России

Мерно бьется в груди моей.

Одно из лучших произведений сборника, «Пятистопные ямбы», которое, как узор по ковру, выткано нитками лет и дней, формировавших основу души поэта, подводит своего рода итог всему предыдущему творчеству: и любовь, и путешествия, и война, и экзотика нашли отражение в этой поэме.

О творчестве моего любимого поэта серебряного века, о музыке его стихов можно говорить бесконечно долго и много. Поэзия Николая Гумилева – это вся его жизнь, занятая поисками красоты.

В 1921 году поэт был расстрелян по ложному обвинению в участии в заговоре против Советской власти. Но остались его Книги, Осталось его Слово, о котором через семьдесят лет после смерти Гумилева критик С. Чупринин написал: «Он возвысил Слово над «низкой жизнью». И дальний отсвет этого Слова лег на стихи самого Николая Гумилева, на всю его счастливую, страдальческую, легендарную судьбу».

IV. Итог уроков.

Домашнее задание.

Готовиться к контрольному сочинению по теме «Мой любимый поэт серебряного века».

Сценарий урока: лирика поэтов серебряного века
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Урок внеклассного чтения: лирика поэтов серебряного века

Скачать:

ВложениеРазмер
stsenariy_uroka_po_lirike_poetov_serebryanogo_veka.docx21.59 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Сценарий урока по лирике поэтов серебряного века

(урок внеклассного чтения)

Цели : развивать навыки правильной устной речи (выразительность, доказательность, логичность); развивать интерес к поэзии серебряного века; провести подготовку к контрольному сочинению.

Наследие поэтов, даже отдельные их создания, неизмеримо

сложнее и богаче любых деклараций и теоретических

построений. Полемические столкновения остаются в прошлом,

жизнь искусства не имеет временных границ… Серебряный век

отмечен совокупностью феноменальных поэтических талантов. [1]

  1. Интеллектуальная разминка.

Ответив на вопросы, вы проверите свои знания по изученной теме.

  1. «…Символизм можно назвать… «поэзией намеков», — писал В. Брюсов в предисловии ко второму выпуску «Русских символистов». Если символизм – «поэзия намёков», то как по аналогии можно определить акмеизм и футуризм?

(Акмеизм – поэзия точности (ясности), футуризм – поэзия вызова (эпатажа, опровержения традиции)).

  1. Исправьте ошибки в литературоведческих суждениях:

А) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и чёткому пушкинскому стилю;

Б) образный строй лирических произведений акмеистов отличают неопределённость, расплывчатость поэтических формулировок, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений.

(А) для символистов нехарактерно активное словотворчество и стремление к абсолютной ясности точности поэтического языка;

(Б) ошибочным является утверждение о расплывчатости поэтических формулировок в лирике акмеистов: стремление к ясности и точности в максимальной степени отличает их поэтический язык.)

3. Тезисом к литературному манифесту какого литературного направления могли

бы послужить следующие цитаты из статей поэтов серебряного века?

  1. «Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намёки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой».
  2. «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание».
  3. «Для нас иерархия в мире явлений – только удельный вес каждого их них, причём вес ничтожнейшего все- таки несоизмеримо больше отсутствия веса, небытия, и потому перед лицом небытия – все явления братья».

(A) Символизм; в приведённой цитате из статьи О. Мандельштама в пародийно преувеличенном виде представлена одна из граней поэтики символизма;

(B) футуризм; цитируется четвёртый пункт футуристического манифеста из сборника «Садок судей 2»;

(C) акмеизм; высказывание принадлежит Гумилёву (статья «Наследие символизма и акмеизм»).

4. Стилевые черты какого литературного течения стали предметом пародии в стихотворении В. Соловьёва?

… Призрак льдины огнедышащей

В ярком сумраке погас,

И стоит меня не слышащий

Зашуршали в камышах…

(В стихотворении В. Соловьёва пародируется символизм: стремление к обновлению поэтического языка выражалось в активном использовании оксюморонов, экзотических по звучанию и значению (часто редких или архаичных) слов и неожиданных сочетаний).

  1. Проверка домашнего задания.

Прослушивание и обсуждение домашних работ учащихся (устных рассказов на тему «Мой любимый поэт серебряного века).

  1. Подготовка к контрольному сочинению.

Анализ предложенного примерного текста сочинения. Обратить внимание, что главное в работе – рассказать, что понравилось в творчестве названного поэта, поэтому остановиться на тех темах и произведениях, которые привлекли особое внимание.

Мой любимый поэт серебряного века

…Странный поэт, какие должны в нём

таять воспоминания, какой вкус на его

на его губах, горький, густой и неисчезающий.

Серебряный век – это эпоха творческой свободы, рождения ярких индивидуальностей, гениальных открытий. Блестящее созвездие известных мастеров просто ошеломляет: Гиппиус, Брюсов, Цветаева, Блок…Можно бесконечно продолжать этот список.

В истории русской словесности есть имена — камертоны, само звучание которых призывает думать о явлениях куда более широких, чём конкретное их творчество. Одно из таких имён – Николай Гумилёв. Как в чистом бриллианте, преломляясь, солнечный луч являет глазу целый спектр, так и в судьбе этого поэта я вижу преломление многих талантов, отражение его трёх ипостасей: он поэт, путешественник, воин. Обычно говорят: в день, когда он родился…

Николай Степанович Гумилёв родился ночью, в Кронштадте, сотрясаемом именно в эти часы штормом. Старая нянька, глядя на разыгравшуюся бурю, простодушно увидела в этом некий своеобразный знак, сказав, что у родившегося «будет бурная жизнь». В сущности она оказалась права.

Рано проявились таланты будущего поэта. В детстве он любил рисовать и сочинять, мечтал о путешествиях, выделяя из прочих предметов географию. Ещё будучи студентом Царскосельской гимназии, девятнадцатилетний Гумилёв выпустил первый свой сборник- «Путь конквистадоров».

Конечно, не следует завышать успехи молодого поэта, но, думается, и слишком уж занижать их тоже не стоит. Будь они только подражанием, вряд ли на них откликнулся бы Брюсов, написавший о «нескольких прекрасных стихах, действительно удачных образах».

Чтение юношеских стихов талантливого поэта для меня — игра. Ведь самый обычный «жест» для раннего Гумилёва – перенесение себя и читателей в сон, перемещение в пространстве и времени, перевоплощение в кого угодно.

Стоит только дать волю воображению – и начинается карнавальная смена то ли масок, то ли жребиев: конквистадор, царь в алмазном венце и даже попугай с Антильских островов.

«Путь конквистадоров» интересен и тем, что в нём уже явно запечатлён образ, к которому стремился тогда Гумилёв, и самой демонстрацией умения писать стихи:

Я конквистадор в панцире железном,

Я весело преследую звезду…

«Конквистадором» был сам поэт, и звездою, которую он «весело преследовал»,- поэзия и страсть к путешествиям.

Поэт и путешественник не боролись в этом человеке; они не только мирно уживались, но и были необходимы один другому, дополняли и взаимно обогащали друг друга.

Н.С. Гумилёв – литератор, автор стихов, рассказов, рецензий, но его имя связывают и с путешествиями, особенно после участия в эфиопской экспедиции академика Радлова. Коллекция, привезённая поэтом и его племянником Н.Л. Сверчковым из Африки, по мнению специалистов, стоит на втором месте после коллекции Миклухо- Маклая. А чего стоят «Африканский дневник» и книга стихов «Шатёр» — замечательное описание дальней земли!

Одним из самых прекрасных произведений об Африке я считаю стихотворение Гумилёва «Жираф». Всё оно особенное:

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко на озере Чад

Изысканно ходит жираф…

И начинается таинственная и грустная сказка «про чёрную деву, про страсть молодого вождя…про тропический сад, про стройные пальмы и запах немыслимых трав…» Потрясающие необычные сравнения:

Вдали он подобен цветочным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полёт.

Это стихотворение настолько мелодично, что в наше время на него написана музыка и оно стало песней.

Поэт, путешественник Н.С. Гумилёв, отложив прочие дела, в 1914 году был записан добровольцем в кавалерию, что было не просто, так как ещё в 1907 году из-за болезни глаз его призвали неспособным к военной службе. Так начинала реализовываться третья ипостась человека, о котором привыкли потом говорить: поэт, путешественник, воин. Два Георгиевских креста — так оценили его бесстрашие, поистине легендарную храбрость и мужество, о котором затем говорили все мемуаристы.

В 1915 году вышла в свет новая книга – «Колчан». В ней собраны стихи, передающие состояние человека на войне. Это были и первые эмоциональные оценки:

И воистину светло и свято

Дело величавое войны;

И более глубокие открытия:

Словно молоты громовые

Или воды гневных морей,

Золотое сердце России

Мерно бьётся в груди моей.

Одно из лучших произведений сборника, «Пятистопные ямбы», которое, как узор по ковру, выткано нитками лет и дней, формировавших основу души поэта, подводит своего рода итог всему предыдущему творчеству: и любовь, и путешествия, и война, и экзотика нашли отражение в этой поэме.

В 1921 году поэт был расстрелян по ложному обвинению в участии в заговоре против советской власти. Но остались его книги, его слово, о котором через семьдесят лет после смерти Гумилёва критик С. Чупринин написал: «Он возвысил Слово над «низкой жизнью»… И дальний отсвет этого Слова лёг на стихи самого Николая Гумилёва, на всю его счастливую, страдальческую, легендарную судьбу».

Готовиться к контрольному сочинению по теме «Мой любимый поэт серебряного века».

[1] Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В.П. Журавлева. — Волгоград: Учитель, 2012

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал содержит:Конспект урока.Презентацию к уроку. (Из-за большого количества материала презентация разделена на две части).Сборники стихотворений: «Сады моей души», «Гимн Афродите», «Дерзки.

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции учебных предметов области «Филология». Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на .

Урок по теме творчества поэта «Технология исследования поэтического материала».

Презентация по литературе.

материал можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе. Литературно-музыкальная композиция с презентацией и видеороликами.

Урок-концерт на тему «Мой Есенин» (к 115-й годовщине со дня рождения поэта серебряного века).

Сайт преподавателя литературы — Миллер Евгении Андреевны

Поэзию «серебряного века” невозможно представить вне исторического контекста. Возникновение новых эстетических явлений происходило на фоне сильного подъёма философской мысли.
Этот фон составляли русско-японская война, трагедия на Ходынском поле, потрясения 1905-1907 годов. История в эти годы вторгалась в повседневную жизнь людей, нарушая её привычное течение.
Поэзии «серебряного века” вырабатывает принципиально новую концепцию человека, стремящегося увидеть в историческом – личное, сделать опыт веков, движение времён достоянием своего внутреннего мира.
Начало века Александр Блок определял как «минуту смятенья и борьбы лжи и правды”.
Это смятение и борьба привели к образованию в литературе многочисленных группировок, которые вели споры и дискуссии о сущности слова, о новых путях развития литературы.
На рубеже веков произошёл неожиданный взлёт поэзии. Именно этот жанр в литературе является наиболее мобильным, способным быстро реагировать на изменения в жизни людей и общества.
Характер, который приняло возрождение поэзии в конце XIX века, свидетельствовал о том, что в истории поэзии наступила новая эпоха, требовавшая новых принципов художественной выразительности и поэтической изобразительности, нового соотношения поэтического слова и жизни.
Наступил «серебряный век”. Он характеризуется несколькими сферами поэтического творчества, каждая из которых имеет своё имя и свой творческий метод.
Сам термин «серебряный век” возник по аналогии с золотым веком русской поэзии – первой половиной XIX века, времени, когда творили Александр Сергеевич Пушкин, Александр Сергеевич Грибоедов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Василий Андреевич Жуковский и другие известные и знаменитые поэты.
Сами термины восходят к античной литературе, писатели того значительного периода в истории человечества полагали, что жизнь человека начинается «золотым”, а заканчивается «железным” веком.
Применительно к поэзии подобное обозначение эпох принято возводить к появившемуся в 1829 году стихотворению Петра Андреевича Вяземского «Три века поэтов”, в котором говорится о безвозвратно ушедшем «золотом веке”

Принято считать, что начало «серебряного века” русской поэзии – 1890-е годы XIX века, а конец – 1921 год, год смерти Александра Блока. Хотя эта периодизация условна.
Поэты «серебряного века” следовали пушкинским традициям, каждый в меру своего таланта, а их новаторство выражалось в «расширении художественной впечатлительности” и в некоторых вполне умеренных реформах стиха.
Хотя хронологически «серебряный век” русской поэзии занимает два десятилетия, его значение в истории русской литературы огромно.
Владимир Соловьёв, один из русских философов, живших в то время, выразил, очертил в своих проницательных стихах труднейшую задачу художника новых времён:

Всё, изменяясь, изменило,
Везде могильные кресты,
Но будят душу с прежней силой
Заветы творческой мечты.
Безумье вечное поэта –
Как свежий ключ среди руин…
Времён не слушаясь запрета,
Он в смерти жизнь хранит один.
В процитированных строчках закодированы линии новой поэзии: поэтика намёка и иносказания, знаковое наполнение обыденных слов и т.д.
Ещё одна важнейшая примета нового искусства – апология мига, мимолётности, сиюминутности – отчётливо звучит в следующих стихах В. Соловьёва:
Подвиг сердца женского,
Тень мужского зла,
Солнца блеск вселенского
И земная мгла…
Что разрывом тягостным
Мучит каждый миг –
Всё ты чувством благостным
В красоте постиг.

Владимир Соловьёв стоит у истоков русского «серебряного века” как старт для духовного взлёта целой культурной общности творцов.

Поэтам «серебряного века” дороги и близки все явления живой природы, культуры, Космоса.
Славлю в равной мере
Капельку и море, –
пишет один символист, а другой как бы откликается:
Хочу, чтоб всюду плавала
Свободная ладья.
И Господа, и Дьявола
Хочу прославить я.
Все поэты «серебряного века” любили свою Родину. Россия для каждого из них была нечто святым. Споры о сверхчеловеке в начале века привели к введению новых размеров, воцарению длинной строки, узаконилась каламбурная рифма.
Поэты начала XX века более, чем их предшественники, склонны к манифестам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и отталкиваний.
Одна из этих программ преподана в ставших хрестоматийными строчках Валерия Брюсова:
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Заветы модернизма сформулированы здесь в заострённом виде, однако, именно беззаветное поклонение искусству сближает поэтов, относящихся к «серебряному веку”.
Поэзия «серебряного века” – это уникальное художественное пространство.
СИМВОЛИЗМ – модернистское течение, утверждающее индивидуализм, интерес к проблеме личности. Основным принципом эстетики является искусство для искусства”, «тайнопись неизречённого”, недосказанность, замена образа.
Старшие символисты: В. Брюсов, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус, младшие – А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый. Поэты-символисты внесли существенный вклад в развитие отечественной культуры.
Наиболее талантливые из них по-своему отразили трагизм положения человека, не сумевшего найти своего места в жизни, в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, пытались отыскать новые способы для художественного осмысления мира. Им принадлежат серьёзные открытия в области поэтики, ритмики стиха, усиления в нём музыкального начала.
АКМЕИЗМ (адамизм) – модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности, создание зримого конкретного образа. Отточенности деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами. Если символизм – поэзия намёков, то акмеизм – поэзия точности, ясности.
Акмеисты – Н. Гумилёв, С. Городецкий, А. Ахматова, М. Кузмин, О. Мандельштам.
Акмеисты призывали очистить поэзию от философии и всякого рода «методологических” увлечений, от использования туманных намёков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть: с его радостями и пороками, злом и несправедливостью, утверждали принцип «искусство для искусства”.
ФУТУРИЗМ – авангардистское направление, течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурное наследие, традиции, делающее попытку создания искусства, устремлённого в будущее.
Если символизм – «поэзия намёков”, акмеизм – поэзия точности, ясности, футуризм – поэзия вызова (эпатажа, опровержения традиции).
Футуристы – В. Маяковский, В. Каменский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, И. Северянин, Н. Асеев, Б. Пастернак.
Футуристы объявляли себя противниками современного буржуазного общества, уродующего личность, и защитниками «естественного” человека, его права на свободное индивидуальное развитие.
Футуристы с самого начала провозгласили полный отказ от любых литературных традиций и в первую очередь от классического наследия, утверждая, что оно безнадёжно устарело.
В условиях революционного подъёма и кризиса самодержавия акмеизм и футуризм оказались нежизнеспособными и к концу 1910 годов прекратили своё существование.
Русская поэзия «серебряного века” прошла большой путь в очень сжатые сроки. Она забрасывала свои семена в будущее. Нить преданий и традиций не прервалась. Поэзия рубежа веков – сложнейшее культурное явление, интерес к которому только начинает просыпаться.
Поэзия «серебряного века” отразила в себе, в своих больших и малых магических зеркалах сложный и неоднозначный процесс социально-политического, духовно-нравственного, эстетического и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас – войной внутренней, гражданской.
Русский «серебряный век” неповторим. Никогда в России не было такого взволнованного сознания, такого напряжения исканий и чаяний. Свет незабываемых зорь «серебряного века” навсегда останется в истории России.

Интеллектуальная разминка по теме «Символизм»

Интеллектуальная разминка по теме «Символизм»

1. «. Символизм можно назвать. «поэзией намеков», – писал В. Брюсов в предисловии ко второму выпуску «Русских символистов». Если символизм – «поэзия намеков», то как по аналогии можно определить акмеизм и футуризм? (Акмеизм – поэзия точности (ясности), футуризм – поэзия вызова (эпатажа, опровержения традиции).)

2. Исправьте ошибки в литературоведческих суждениях:

а) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и четкому пушкинскому стилю;

б) образный строй лирических произведений акмеистов отличают неопределенность, расплывчатость поэтических формулировок, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений.

(а) Для символистов нехарактерно активное словотворчество и стремление к абсолютной ясности точности поэтического языка; б) ошибочным является утверждение о расплывчатости поэтических формулировок в лирике акмеистов: стремление к ясности и точности в максимальной степени отличает их поэтический язык.)

3. Тезисом к литературному манифесту какого литературного направления могли бы послужить следующие цитаты из статей поэтов серебряного века?

А) «Страшный контрданс « соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой».

Б) «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание».

В) «Для нас иерархия в мире явлений – только удельный вес каждого их них, причем вес ничтожнейшего все-таки несоизмеримо больше отсутствия веса, небытия, и потому перед лицом небытия – все явления братья».

(а) Символизм; в приведенной цитате из статьи О. Мандельштама в пародийно преувеличенном виде представлена одна из граней поэтики символизма; б) футуризм; цитируется 4-й пункт футуристического манифеста из сборника «Садок судей II»; в) акмеизм; высказывание принадлежит Гумилеву (статья «Наследие символизма и акмеизм»).

4. Стилевые черты какого литературного течения стали предметом пародии в стихотворении В. Соловьева?

. Призрак льдины огнедышащей

В ярком сумраке погас,

И стоит меня не слышащий

Зашуршали в камышах.

(В стихотворении В. Соловьева пародируется символизм: стремление к обновлению поэтического языка выражалось в активном использовании оксюморонов, экзотических по звучанию и значению (часто редких или архаичных) слов и неожиданных сочетаний .)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector