0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эссе в чем суть поэзии пастернак

В чём суть поэзии Бориса Пастернака?

Учитель русского языка и литературы

КГУ «Октябрьская средняя школа»,

района Магжана Жумабаева

Когда я открываю томик стихов Бориса Пастернака, я точно знаю, что меня ждёт встреча с богатством звуков и ассоциаций, поэзия настолько выразительная и динамичная, что образ, созданный поэтом, живо представляется мне. Пожалуй, после А.Блока и С.Есенина никому не удавалось наполнить лирику такой полнотой и одухотворённостью, поэтому мне захотелось обратиться к сути поэтического таланта Бориса Пастернака, к тайнам его поэзии. Чудесная высокая поэзия всегда будет нужна миру, поэтому изучение творчества Бориса Пастернака актуально в наше время и формирует у нас, молодого поколения, эстетическое восприятие поэзии.

Поэзия Пастернака — поэзия дорог и разворачивающихся пространств, она увлекает читателя в те неведомые дали, за которыми всегда ощущаешь не наигранный, а глубоко естественный ход событий. Использование анафоры и параллелизма в лирике Пастернака наделяет её свойством западать в душу, запоминать строчки стихотворений. К примеру, строчки стихотворения: «Мело, мело по всей земле, мело и пело, свеча горела на столе, свеча горела»,- я всегда вспоминаю, когда выхожу в зимнюю метель и сравниваю себя с одиноким путником, который обязательно дойдёт до своей свечи.

Мне особенно нравится пейзажная лирика поэта, человек и природа неразделимы у Пастернака. Явления природы у него словно живые существа: дождик топчется у порога, щелканье сдавленных льдинок, гроза ломится в двери, в стихи вложено дыхание роз и мяты, луга, сенокоса и осоки.

Я думаю, что видение поэтом своего предназначения наполняет жизнью каждую его строчку, он и пишет свои стихи динамично, образно, призывая нас почувствовать силу природы, требуя от себя полной самоотдачи: «Не спи, не спи, художник, не предавайся сну. Ты времени заложник у вечности в долгу», — такова сущность поэзии Пастернака.

Я считаю, что основная цель творчества Бориса Пастернака заключается в творчестве ради творчества. С его точки зрения, на поэзию губительно действует общественное признание, успех и шумиха, чем ещё больше притягивает меня его творчество, открывающее новые горизонты познания мира, способные проникнуть в самую сущность окружающей жизни.

«Во всём мне хочется дойти до самой сути», — так о себе сказал поэт в своём стихотворении. И он старался найти правду жизни во всём, о чём писал, поэтому его имя навсегда останется в истории литературы как имя неповторимого русского лирика, заслуженно удостоенного в 1958 году Нобелевской премии.

Рецензия

В сочинении автор отразил суть поэзии Б.Пастернака, аргументируя выбор темы своими подтверждениями. Указывает на актуальность изучения творчества поэта в наше время. Автор показал знание лирики поэта, приводя примеры из художественных текстов, знания по теории литературы. Указал личную точку зрения, подтверждая собственными наблюдениями.

Сделан хороший вывод о значении творчества поэта, как образца русской лирики. Указана главная особенность творчества поэта. Действительно, читатель воспринимает мир просто и естественно за счет особенного строя стиха, на что указывает автор сочинения.

«И дым Отечества нам сладок и приятен»

(по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

Назмутдинова Л. И.,

Учитель русского языка и литературы

КГУ «Карагандинская средняя школа»

Район Магжана Жумабаева

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» стала настоящим событием литературной жизни России 20-х годов 19 века. Ненапечатанная, она разошлась в списках, сделав имя своего создателя бессмертным.

Чем же взволновала эта пьеса своих читателей? Конечно, запоминающимся образом главного героя Чацкого. Почему?

Потому что молодой дворянин, образованный, искренний, в конце пьесы оказывается гонимым. Сам автор о плане своей комедии говорил так: «…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека» и …«никто простить ему не хочет, зачем он немножко повыше прочих».

Чем же отличается Чацкий от людей фамусовского круга, среди которых он вынужден находиться?

Да тем, что он носитель передовых либеральных взглядов. Окружающие видят в нем «опасного» человека. Потому что он «властей не признает», чины не ставит ни во что, не унижается перед «отцами отечества». Одним словом, «карбонари»!

Но главное, чего в нем не принимают, — так это его патриотизма.

Ведь он отстаивает право молодых на образование, на самостоятельный выбор занятий, уважение своего бедного народа. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — прямо заявляет он Фамусову на упрек о том, что нигде не служит. Да, не служит; очевидно, пользы в том не видит, но готов отдать свои знания и силы родине и своему народу.

Чацкому больно от того, что в дворянстве повсюду «смешенье языков: французского с нижегородским», и он мечтает о том времени, когда «свободный, умный наш народ», хотя б по языку, нас не сочтет за немцев»

И хотя он повсюду замечает «прошедшего житья подлейшие черты, (например, крепостное право), он в начале комедии рад возвращению домой.

«Когда постранствуешь, воротишься домой, И дым Отечества так сладок и приятен», — признается он.

В конце пьесы Чацкий испытывает иные чувства. Отвергнутый любимой, оклеветанный, всем чужой и одинокий, он бежит из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок»… Он кажется смешным фамусовской Москве, но не читателям.

Мало ли и в наши дни карьеристов, которые «гонят» и «клянут» честных людей своего отечества?

Сегодня, мне кажется, Чацкие по-прежнему на передней линии борьбы нового со старым, отжившим, потому что они патриоты.

Рецензия

В сочинении есть вступление, заключение, основная часть, состоящая из двух тезисов и аргументов, которые являются ссылками на текст. Ученик использует вопросно-ответную форму построения текста, которая позволяет ему рассуждать на предложенную тему. Тема патриотизма главного героя комедии раскрыта.

«Пою мое Отечество, республику мою!»

Лавриненко Т. Д.,

учитель русского языка и литературы

КГУ «Таманская средняя школа»

Район Магжана Жумабаева

Тебя, родной мой Казахстан,

Тебя воспеть хочу.

Чтоб знали люди других стран,

Как я тебя люблю!

На мой взгляд, у каждого человека складывается образ Родины.

Ведь у меня есть ты –

Красивый, словно ранняя весна,

Там детством пахнут дикие цветы.

Мой дом, моя судьба, мой Казахстан!

В широком смысле слова – это страна, в которой ты родился, а в более узком – какое-то место на земле. Этой земле миллионы лет. Она знала нашествия и бедствия, времена процветания и войн. Государства на этой земле существуют недавно, а ковыль растёт тысячу лет, тюльпаны цветут каждую весну, и солнце садится за горизонт после каждодневной работы. И поэтому земля моей Родины вечна. На земле казахов сейчас проживают представители более ста национальностей, и для них земля эта считается родной. Пословица гласит: «Где родился, там и пригодился». Я бы очень хотела пригодиться своей родине, трудиться на её благо, потому что у Казахстана впереди будущее. И я своё будущее связываю с будущим этой земли. Всем, живущим здесь, нужно знать язык, историю и обычаи коренного населения, а язык и свою национальную культуру хранить, как святыню. Это поможет нам сохранить мир на древней и прекрасной казахстанской земле. А мир — важнейшее условие будущего процветания. И я согласна с тем, что сказал наш президент Н.А. Назарбаев: «В этом мире у нас есть лишь одна Родина. Это — Казахстан».

Рецензия

Тема сочинения раскрыта. Эссе выражает индивидуальные впечатления, самостоятельное творческое мышление и изложение собственных мыслей. Работа написана в свободной композиции с использованием художественного и публицистического стилей. Автор приводит доказательство каждого тезиса свои аргументы. Стилю эссе присуща эмоциональность.

Лирика Пастернака, основные темы и мотивы

В русской литературе немало поэтических произведений, в которых затрагивается философская тема, присутствуют любовные мотивы, описания природы. Правда, особого внимания заслуживает лирика Пастернака. На разных этапах творческого пути поэт поднимал различные темы, пользовался разными способами выражения. Поэтому его произведения стоит рассмотреть более подробно. Информация о лирике Пастернака пригодится ученикам 9 класса.

Особенности и своеобразие лирики Пастернака

Лирика Бориса Пастернака – огромный вклад поэта в мировую и русскую литературу. Она одновременно проста и сложна, сдержана и эмоциональна, понятна и изыскана. Поэзия восхищает многообразием ассоциаций и звуков.

Автору удается представить знакомые всем явления и предметы в новом обличье. Своеобразие лирики Пастернака заключается в яркости и неординарности. Поэтому произведения никого не оставляют равнодушным. Основные мотивы лирики Пастернака – отражение его личности. Будущий поэт рос в семье знаменитого художника и уже с первых попыток в его стихах просматривается особый стиль, нестандартное построение художественных приемов и средств.

Публиковаться автор начал в 1913 году. Правда, к ранним своим произведениям он относился весьма критично. Поэтому спустя время часть из них кардинально переделал. Здесь наблюдается нарушение логических связей, возможны пропуски несущественных для автора деталей. Нередко Пастернак вовсе не называет тот предмет, о котором идет речь, но дает ему многочисленные определения.

Стихи Пастернака отличаются тем, что в них зачастую используются редкие выражения и слова. Автор старался их употреблять не часто. Чтобы понять его лирику, нужно знать значение данных слов. Поэт подбирал их с особой тщательностью. Он стремился не использовать штампов, которые отталкивали его. Именно поэтому он называет четкие имена своих персонажей, подбирает малоизвестные географические названия, использует уже устаревшие выражения.

Особенность лирики Пастернака – необычный синтаксис. Автор прибегает к нарушению привычных канонов. Обычные слова он располагает в строфе неординарно. За счет этого текст становится экспрессивным, ярким, приобретает особый ритм.

Темы и мотивы лирики Пастернака

Отдельно стоит рассмотреть, какие темы и мотивы присутствуют в лирике Пастернака. Поэт не останавливается на описании только одной определенной проблемы. Его произведения многогранны и глубоки. Основные темы при этом – любовь, философия и природа.

Ранняя лирика Пастернака

От более поздних работ ранняя лирика Пастернака кардинально отличается. Например, в 1917 году вышел его сборник стихов под названием «Сестра моя жизнь». Все произведения в нем посвящены его возлюбленной Елене. Здесь присутствуют размышления лирического героя, сравнение его возлюбленной с литературными и мифологическими персонажами. Стихотворения чем-то схожи с мифами.

Автор нередко обращался к книжным образам. Таким образом ему удавалось создать определенную ассоциативную связь. В сборнике образы связаны воедино, символизируют любовь, силу и чистоту. Своих героинь он представляет не неприступными и холодными, а эмоциональными, живыми, объединяет их с природой.

Читать еще:  Какие принципы воплотились в поэзии лермонтова

Ранние произведения автора динамичны, схожи с картинами, написанными в ярких тонах. Эти стихи музыкальны и ритмичны. Мир поэт представляет предметным. С помощью любви преображается не только человек в лирике Пастернака, но и все, что его окружает. Возлюбленная помогает сделать жизнь прекрасной.

В сборнике «Сестра моя жизнь» автор представляет жизнь во всем своем многообразии, с неудачами и радостями. Возлюбленную при этом он видит царицей, помогающей герою раскрыться и очистить окружающий мир. Анализ этих произведений осуществляется с учетом чувств и ощущений. Символы здесь многозначны и каждый читатель их понимает по-своему.

Внимания заслуживает еще один сборник, который относится к раннему периоду творчества. Речь идет о «Темы и вариации». Эта книга была опубликована в 1923 году. Здесь уже отмечается больше драмы и напряжения, описываются противоречивые ситуации, которые отпадают от нормы. Этот сборник можно смело назвать самым экспрессивным среди всех книг поэта. В лирике Бориса Пастернака запечатлен глубокий психологизм. Любовная тематика приобретает совершенно новый поворот. Писатель ассоциирует любовь с болью и болезнью. Этому есть вполне логичное объяснения – разрыв отношений с возлюбленной.

Автор неоднократно обращается в своих стихах к Елене, признается в любви. В этой серии произведений отчетливо заметно напряжение, боль. Лишь в конце цикла персонажу удается добиться смирения и отпустить любимую.

Философская лирика

Отдельного внимания заслуживает философская глубина лирики Пастернака. В своих произведениях поэт раскрывает проблемы мировоззрения и всего человечества в целом. Он пытается найти ответы на важные философские вопросы, ищет смысл жизни и правду. Человек в лирике Пастернака представляется нравственным, духовным. В его произведениях присутствуют размышления об искусстве и его природе, предназначении творчества, жизни и смерти, течение времени. Нередко мироздание в стихах выступает отражением человеческой души.

Для героев характерно жизнелюбие. В душе человек осознает, насколько хрупкой является жизнь, понимает, что не хватает сострадания. По сути, именно такими качествами и определяются философские мотивы. Только чуткие и умные люди способны познать смысл бытия.

Пастернак понимал, что осознать все тонкости мира в его огромном многообразии попросту не удастся. Человеку дано лишь открывать его, но этому нужно учиться. Следует наблюдать за всеми жизненными проявлениями и постоянно стремиться к познанию. Автор принимал мир во всей его простоте и красоте, не пытался идеализировать и возвысить. Поэтому для него он был понятен и прост. Его герой радуется и удивляется всему, что его окружает. Поэт считает, что прекрасное нужно уметь видеть даже в мелочах. Например, в порхании бабочки, каплях росы. Тем не менее он указывает на то, что в мире множество загадок и их нужно разгадывать.

Человеческая жизнь, по мнению поэта, не бренная. Он относится к ней к как дару. Поэтому его произведения наполнены счастьем и детством. Пастернак убежден, что лишь Творец может определять участь людей. Эта мысль отчетливо просматривается в его поздних произведениях. По сути, могущество Бога присутствует на всех этапах его творчества, и эта идея была неизменной до самого конца.

Природа в лирике Пастернака

Природе в лирике Пастернака уделено особое внимание. Поэт молчаливо и восторженно наблюдал за всем, что его окружает. Автор буквально сливался с природой, растворялся в ней. Считал, что беглым, поверхностным взглядом невозможно уловить все ее оттенки.

Литератор восторгался миром природы и стремился передать эти чувства читателю. Особо ярко это заметно в произведениях про природу. Он уделяет внимание безграничным просторам, временам года, закатам и восходам. Автор удивительным образом чувствовал жизненную глубину в окружающем мире, считал, что именно в природе точно отображены душевные переживания людей.

Поэт даже человека не представляет самостоятельным персонажем. Он растворяется в природе, сливается в ней. Сама же природа при этом живет, чувствует, дышит и даже размышляет. Например, автор сравнивает грозу со злой женщиной, а дождь, с метчиком и землемером.

В природных образах поэт отображает реальность, переживания людей. С помощью пейзажей ему удается передать настроение, определенный смысл.

Любовная лирика поэта

Любовь в лирике Пастернака присутствует повсеместно. Эта тема просматривается как в ранних, так и поздних произведениях. Особого же внимания заслуживает книга «Второе вторжение». По сути, сборник можно назвать автобиографичным. В период его написания семья Пастернака разрушилась, вскоре он нашел себе новую спутницу жизни.

В сборнике автор обращается к своей бывшей супруге. Просит не печалиться по поводу развода, но делает это весьма неуверенно. Он посвящает ей стих, говорит, что та навсегда останется для него опорой и товарищем. Их же любовь оказалась обманом.

За счет наличия сразу двух женщин, цикл получился весьма драматичным. Тем не менее прослеживается доверительный тон. Герой в произведении восторжен, воодушевлен любовью. Благодаря новому, только зародившемуся чувству, у него появляется желание жить и творить. Он восхищается своей возлюбленной и всячески подчеркивает это в стихах.

Любимая для героя – целая жизнь. Все, что не касается нее и любви как таковой, для него не имеет никакого значения. Когда в его жизни появляется возлюбленная, он перестает испытывать вину, тоску и одиночество. Благодаря любви герой будто оживает. Свое будущее он связывает исключительно с любимой.

Автор представляет эту даму чистым и светлым ангелом. Правда, в этом цикле книжные образы присутствуют лишь изредка. Применяется понятная для всех лексика, нет размытых, сложных фраз. За счет этого образ удается сделать реальным, земным. С помощью любимой герой перерождается и начинает жить уже по-новому.

После выпуска этой книги у автора наблюдается длительный творческий кризис. Обусловлено это влиянием идеологии. Возможно поэтому на определенный период любовь в произведениях автора практически не просматривается. Что именно привело к таким кардинальным переменам, достоверно не известно. Не исключено, что автор попросту не хотел освящать интимные детали своей жизни. Также есть предположение, что на это повлиял переломный момент в его душе или положение государства.

Сочинение: Особенности поэзии Пастернака

Борис Пастернак родился в семье известного русского ху­дожника. Атмосфера «передового, захватывающего», как он Сворил, искусства Скрябина, Блока и Комиссаржевской окружала его с детства. Ему прочили будущее великого музы­канта, однако судьбе было угодно распорядиться иначе.

Следующим этапом духовного становления поэта стал не­мецкий город Марбург. Здесь поэт впервые познал горечь лю­бовной драмы, здесь он учился философии в университете. Замечательную атмосферу этого города он передал в стихо­творении «Марбург»:

Тут жил Мартин Лютер. Там — братья Гримм,
Когтистые крыши. Деревья. Надгробья.
И все это помнит и тянется к ним.
Все — живо. И все это тоже — подобья.

Один из самых любимых сегодняшним читателем поэт при жизни печатался нечасто, нечасто (в отличие от Маяков­ского, например) выступал перед читателями. Однако на­стоящим русским поэтам XX века всегда было важно соотне­сти свои оценки с пастернаковскими, обратиться к его творчеству как к некоему классическому образцу. Конечно, дело вовсе не в том факте, что уже на Первом Всесоюзном съезде писателей в 1934 году Н.И. Бухарин назвал его «од­ним из замечательнейших мастеров стиха в наше время», и не в том, что после присуждения ему Нобелевской премии он подвергся оскорблениям и угрозам. Вся жизнь поэта пред­ставляет собой высокий образец служения искусству. Он умел оставаться Поэтом во все времена, не обращая внима­ния на раздававшиеся в его адрес на протяжении трех деся­тилетий нападки, обвинения в формализме и безыдейности.
[sms]

Грубые окрики, казалось, вовсе не задевают поэта, он продолжал интенсивно работать всю жизнь. Суть его отноше­ния к истории можно выразить строфой из раннего сборника «Сестра моя жизнь» (1917):

В кашне, ладонью заслонясь,
Сквозь фортку крикну детворе:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?

Конечно, в этих строках есть своеобразный вызов, однако нельзя не заметить и прозорливости поэта, чье творчество становится особенно популярным именно на рубеже столетий. История всегда реализуется у Пастернака в конкретных бытовых деталях и образах. Так и здесь: поэт летом «истолок с стеклом и солнцем пополам» свои стихи. Холодной зимой он освещает ими сырые углы и чердаки. Но вот появляется предвестник весны — «разгулявшийся денек», — и поэт об­ращается со своим забавным вопросом к детворе: «Какое, ми­лые, у нас тысячелетье на дворе?»

Мудрость тысячелетий воплотилась в одном из лучших произведений Пастернака. Его стихотворение «Гамлет» на­писано в конце 1946 года. Им открывается цикл из 25 стихо­творений, завершающий роман «Доктор Живаго». Образ Гамлета был очень близок Пастернаку — «русскому Гамле­ту», как его называли на Западе. Он перевел эту трагедию Шекспира на русский язык

(а кроме нее — еще пять шекспи­ровских трагедий).

Стихотворение написано от имени актера — исполнителя классической роли Гамлета. Жизнь представляется ему иг­рой перед глазами тысяч невидимых зрителей. Та несправед­ливость, которая творится перед глазами героя, накладывает на него особую ответственность. Тема Гамлета связывается в стихотворении с лейтмотивом самопожертвования. Гамлет становится новым воплощением Иисуса Христа, молившего о чаше: «Если только можно, Авва Отче, чашу эту мимо про­неси». Здесь писатель в поэтической форме разворачивает Фразу из Евангелия от Матфея: «Отец мой! Если возможно, пусть минует Меня эта чаша! Однако пусть свершится не то, что Я хочу, но что Ты хочешь!».

В этом родстве двух великих поэтических фигур — Гам­ета и Христа — трагичность его роли, эта роль — тяжкий крест лирического героя. Поэтому обращение к Богу тщетно: поэт сам себя избрал искупительной жертвой за человече­ские грехи. Как и Гамлет, он — «один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти».

Пастернак обращался в своем творчестве к «вечным» темам. Его волновали любовь, красота природы, место поэта в окружающем его мире.

В автобиографической книге «Охранная грамота» Б. Пас­тернак писал, что уже в начале творческого пути «отказался от романтической манеры». Поэт стремился выработать соб­ственный поэтический почерк, отражающий его стремление к простоте, и современники не преминули это заметить. «Стихи Б. Пастернака сразу производят впечатление чего-то свежего, небывалого», — писал о книге «Сестра моя жизнь» Валерий Брюсов.

Читать еще:  Каковы темы ранней поэзии вознесенского

Собственное определение сущности поэтического творче­ства он дал в стихотворении, которое прямо называется «Оп­ределение поэзии »:

Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.

Поэзия для поэта — сама жизнь в самых разных, важных и не очень, проявлениях. При этом сам поэт отделяет себя от изображаемого. Он не находится в гуще событий, а лишь на­блюдает за ними. Созерцание жизни, ее воспроизведение и есть важнейшая задача поэта, по мнению Пастернака.

В первом издании сборника «Поверх барьеров» он сравни­вал поэзию с губкой, которая впитывает в себя разнообразие окружающей жизни, а затем, под руками поэта, выплескива­ет все набранное в себя на бумажные листы:

Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.

Спустя несколько лет в статье 1922 года «Несколько по­ложений» поэт развивает этот образ: «Современные течения вообразили, что искусство — как фонтан, тогда как оно — губка. Они решили, что искусство должно бить, тогда как оно должно всасывать и насыщаться».

Пастернак говорил, что поэзия «валяется в траве под но­гами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и по­добрать с земли». В этом он перекликается с Анной Ахмато­вой, восклицавшей:

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Это «прорастание» стихов, которые словно растут сами по себе, у Пастернака отзывается иной поэтической формулой: «редкостным чутьем подробностей», выделяющим поэтиче­ски одаренных людей из числа их современников.

В книге «Второе рождение» (1930—1931) Пастернак в следующих строках выражает свое отношение к поэтическо­му творчеству:

Есть в опыте больших поэтов
Черты естественности той,
Что невозможно, их изведав,
Не кончить полной немотой.

В родстве со всем, что есть, уверясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.

У каждого поэта в творческой биографии есть вехи, обо­значающие важные жизненные перемены. Пастернак много раз говорил о том, что сороковой год — переломный в его жизни, что именно с него начинается новый, «классиче­ский» период творчества.

Позже он выразил эту мысль в стихах:
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым, и только до конца.
(«Быть знаменитым некрасиво. »)

«Его творчество самим фактом своего существования до­казывало право поэта продолжать вариации на поэтические темы даже тогда, когда шумы времени заглушают все пес­ни, — писал Марк Слоним в изданной в Париже книге «Портреты советских писателей». — Пастернак попытался преодолеть разлад между личностью и диктатурой взыска­тельного тысячелетия обретением точки опоры в самом себе, утверждением ценности своих собственных переживаний и дум. Каждое его стихотворение, о чем бы оно ни говорило, есть свидетельство о неотъемлемом праве человека на вообра­жение, на мечту. »

Он вводит в лирику бытовые речения, формулы житей­ского оборота. Таков ряд служебных, полубессмысленных в бытовой речи выражений: «будьте так добры», «по меньшей мере», «сколько помнится», «в частности», «а впрочем», «между прочим» и т. д. В поэзии же эти слова становятся очень заметными — не только по необычности, но и по спосо­бу их внедрения. Они ставятся в места сильнейшего патети­ческого напряжения.

Нужно быть в бреду по меньшей мере,
Чтобы дать согласье быть землей!

Так пел я, пел, и умирал,
И умирал, и возвращался
К ее рукам, как бумеранг,
И — сколько помнится — прощался.

Пастернак всегда стремился к простоте, но оставался «сложным» поэтом, постижение стихов которого доставляет читателю большое наслаждение, но и требует от него боль­шой духовной работы. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить строки Пастернака:

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.

(«О, знал бы я, что так бывает. »)[/sms]

В чем суть поэзии? (по творчеству Б. Пастернака)

Подготовка к эссе в 11 классе

Обращение к темам эссе, посвященным творчеству поэтов, требует от выпускника применения инструментов анализа лирического произведения. Это непросто. Поэтому важно познакомиться с рекомендациями по написанию эссе такого типа, разработанными Машкиной В., студенткой филологического факультета МГУ.

Вступление в таком эссе может быть разным. Например, можно отметить, что

  • Тема поиска цели творчества традиционна для русской поэзии. Она всегда волновала поэтов, что своеобразно выражено в их литературном наследии. Именно к нему обращается Борис Пастернак в своих собственных исканиях: опыт предшественников служит для него материалом и пищей для размышления. Поэт наследует идеи и преобразует их уже в рамках собственного понимания.

Или же можно раскрыть тему в свете индивидуальных черт Бориса Пастернака, лишь отчасти затронув традиционность:

  • Лирический герой чувствует необходимость говорить о себе, о «своих» стихах. Поэзия – это не только отражение жизни, это сама жизнь. Мироощущение Бориса Пастернака находит воплощение в первую очередь в его поэтическом творчестве.

Для первого вступления следует обратиться к стихотворениям Пастернака, так или иначе имеющим отношение к другим поэтам.

Борис Пастернак нередко обращается к другим поэтам в своем собственном творчестве. На первый взгляд, в плеяде поэтических талантов он ставит самого себя особняком, будто и не претендует на право творения. Так, в стихотворении «Гималайский кедр» лирический герой словно боится прикасаться к наследию предшественников:

Есть в опыте больших поэтов

Черты естественности той,

Что невозможно, их изведав,

Не кончить полной немотой

Однако это собственный опыт и самого Пастернака: к финалу он уже объединяет себя и других поэтов одной судьбой.

Скромное признание в избранности звучит и в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво», его автору личность поэта видится в роли проводника, ведущего людей за собой, но не возвышающегося над ними.

В основной части можно отразить и другой взгляд на тему:

Борис Пастернак задумывается о роли поэта в мироздании и самой сути поэзии. Этому поиску посвящена значительная часть стихотворений. Одно из них – «Как усыпительна жизнь», где говорит о цене поэтического дара, которую приходится платить творцу:

Я с ними не знаком.

Я послан Богом мучить

Себя, родных и тех,

Которых мучить грех

Такие же мысли отражены в стихотворении «Любимая – жуть! Когда любит поэт»: избранность поэта дарит ему особый взгляд на вещи и отношения.

В то же время, говоря о личных переживаниях, Пастернак не отрывает самого себя от мира, в котором живет. Так, в стихотворении «Определение поэзии» стихийность поэтического творчества неотрывно связана с природной стихией. Именно окружающая действительность дарит ему мимолетное вдохновение, что тоже очень волнует поэта.

В заключительной части эссе можно сделать следующие выводы:

  • Борис Пастернак наследует традицию посвящать теме поэта и поэзии особенную часть своих стихотворений. Он четко видит свое место в исторической эпохе, среди талантливых предшественников и современников.
  • Процесс создания стихотворений для поэта – путь к самоопределению и саморефлексии. Пастернак видит четкую связь со своими личными переживаниями и творчеством. И именно в нем находит сказать что-то откровенное людям и самому себе.
  • Борис Пастернак показывает, что творческая личность живет в том же мире, что и мы с вами, но видит и чувствует его особенно искренне.

Материал для подготовки к эссе по другим темам здесь.

Сочинение на тему: Каковы особенности поэзии Б.Л. Пастернака

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Каковы особенности поэзии Б.Л. Пастернака

С начала своего творческого пути Б. Пастернак был приверженцем правды. Пытаясь запечатлеть наиболее точно, во всей сложности то или иное мгновение жизни, он торопился воплотить всю сумятицу впечатлений в стихах, иногда не заботясь о том, чтобы они были поняты. Пафос молодого поэта — необузданный, неистовый восторг жизни. Его ошеломляет хаос запахов, красок, звуков и чувств. Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех, Но люди в брелоках высоко брюзгливы И вежливо жалят, как змеи в овсе, Книга стихов «Сестра моя — жизнь» создавалась им в первый год революции, когда все привычное, рутинное летело кувырком. Рушились и устои литературного стиля, поэтому творчество раннего Б. Пастернака близко к новым течениям в поэзии. Для Б. Пастернака главным является правда жизни, те ее мгновения, которые он запечатлевает. В конце жизни, в опыте автобиографии «Люди и положения», он написал: «…моей постоянной мечтой было, чтобы само стихотворение нечто содержало: чтобы оно содержало новую мысль или новую картину… Мне ничего не нужно было от себя, от читателей, от теории искусства. Мне нужно было, чтобы одно стихотворение содержало город Венецию, а в другом заключался Брестский, ныне Белорусско-Балтийский вокзал». Но простое воспроизведение действительности для него немыслимо, так как эта действительность и язык, предназначенный для ее описания, — явления принципиально различные. Поэтому нужно было найти компромисс, в котором язык и реальность, не утратив своего своеобразия, максимально точно соответствовали бы друг другу. Этим вызвано непривычное для читателя построение образной структуры поэзии раннего Пастернака. Первые два сборника стихов посвящены созданию атмосферы, которая позволила бы воспроизвести мир, где все связано между собой, но эта атмосфера важна не сама по себе, а как средство для выражения представлений поэта о нравственных основах мира. В третьей книге стихов «Сестра моя — жизнь» мы видим, что природа и человек воспринимаются поэтом как части одного целого, включающего все богатство и разнообразие человеческой жизни, пронизанной и революционными событиями, и интимными переживаниями. В стихотворениях этого сборника фотокарточка является заместительницей женщины, деревья спорят о человеке с ветром, Демон обещает вернуться лавиной, сад бьется в зеркале и т.д. Поэтому кажущиеся чисто пейзажными стихотворения приобретают характер глобальный, как стихотворение «Степь»: «Как были те выходы в степь хороши!/ Безбрежная степь, как марина./ Вздыхает ковыль, шуршат мураши,/ И плавает плач комариный./… Не стог ли в тумане?/ Кто поймет!/ Не наш ли омет? Доходим. — Он./ — Нашли! Он самый и есть. — Омет./Туман и степь с четырех сторон», И далее: «…И через дорогу за тын перейти/Нельзя, не топча мирозданья». В этих строках — ощущение целостности всего сущего, неразрывной связи жизни человечества и природы. Природа, мир, тайник вселенной. Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной, В слезах от счастья отстою! Творчество зрелого Пастернака перестало быть необузданным, оно подчиняется его творческой воле. Стихи становятся лаконичными и стройными, в них ощущаются сила и яркость. В 50-е годы лейтмотивом нового цикла стихов становятся самоотверженность, самоотдача. Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. В стихотворении «Свадьба» он пишет: Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других, Как бы им в даренье. Эти стихи перекликаются с ранним циклом поэта «На ранних поездах», когда он очутился в вагоне, переполненном «простыми людьми». Свое чувство к народу Пастернак назвал обожанием. Сквозь прошлого перипетии И годы войн и нищеты Я молча узнавал России Неповторимые черты. Стиль позднего Пастернака — просветленный. Но просветление не значит успокоение. В нем осталась прежняя ненасытность души, жажда понять и осмыслить непостижимые радости, противоречия и трагедии жизни. Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины, До основанья, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. Пастернак стремился донести до читателя не только внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность; чувствовал громадную ответственность писателя за точную передачу смысла изображаемой им жизни, заботился о сохранении в сегодняшней действительности извечных моральных ценностей человечества. И если в ранней поэзии и прозе это скорее чувствовалось, чем прочитывалось впрямую, то позже, в последних циклах стихов он добился максимальной отчетливости, проясненности своих принципов. Убеждение в том, что «поэзия сохраняет в себе личность художника в том случае, если он верно определяет и выражает своим творчеством «безвременное значение»», Пастернак пронес от самых ранних произведений до стихов книги «Когда разгуляется» и романа «Доктор Живаго».
.

В чём суть поэзии Бориса Пастернака?

Учитель русского языка и литературы

КГУ «Октябрьская средняя школа»,

района Магжана Жумабаева

Когда я открываю томик стихов Бориса Пастернака, я точно знаю, что меня ждёт встреча с богатством звуков и ассоциаций, поэзия настолько выразительная и динамичная, что образ, созданный поэтом, живо представляется мне. Пожалуй, после А.Блока и С.Есенина никому не удавалось наполнить лирику такой полнотой и одухотворённостью, поэтому мне захотелось обратиться к сути поэтического таланта Бориса Пастернака, к тайнам его поэзии. Чудесная высокая поэзия всегда будет нужна миру, поэтому изучение творчества Бориса Пастернака актуально в наше время и формирует у нас, молодого поколения, эстетическое восприятие поэзии.

Поэзия Пастернака — поэзия дорог и разворачивающихся пространств, она увлекает читателя в те неведомые дали, за которыми всегда ощущаешь не наигранный, а глубоко естественный ход событий. Использование анафоры и параллелизма в лирике Пастернака наделяет её свойством западать в душу, запоминать строчки стихотворений. К примеру, строчки стихотворения: «Мело, мело по всей земле, мело и пело, свеча горела на столе, свеча горела»,- я всегда вспоминаю, когда выхожу в зимнюю метель и сравниваю себя с одиноким путником, который обязательно дойдёт до своей свечи.

Мне особенно нравится пейзажная лирика поэта, человек и природа неразделимы у Пастернака. Явления природы у него словно живые существа: дождик топчется у порога, щелканье сдавленных льдинок, гроза ломится в двери, в стихи вложено дыхание роз и мяты, луга, сенокоса и осоки.

Я думаю, что видение поэтом своего предназначения наполняет жизнью каждую его строчку, он и пишет свои стихи динамично, образно, призывая нас почувствовать силу природы, требуя от себя полной самоотдачи: «Не спи, не спи, художник, не предавайся сну. Ты времени заложник у вечности в долгу», — такова сущность поэзии Пастернака.

Я считаю, что основная цель творчества Бориса Пастернака заключается в творчестве ради творчества. С его точки зрения, на поэзию губительно действует общественное признание, успех и шумиха, чем ещё больше притягивает меня его творчество, открывающее новые горизонты познания мира, способные проникнуть в самую сущность окружающей жизни.

«Во всём мне хочется дойти до самой сути», — так о себе сказал поэт в своём стихотворении. И он старался найти правду жизни во всём, о чём писал, поэтому его имя навсегда останется в истории литературы как имя неповторимого русского лирика, заслуженно удостоенного в 1958 году Нобелевской премии.

Рецензия

В сочинении автор отразил суть поэзии Б.Пастернака, аргументируя выбор темы своими подтверждениями. Указывает на актуальность изучения творчества поэта в наше время. Автор показал знание лирики поэта, приводя примеры из художественных текстов, знания по теории литературы. Указал личную точку зрения, подтверждая собственными наблюдениями.

Сделан хороший вывод о значении творчества поэта, как образца русской лирики. Указана главная особенность творчества поэта. Действительно, читатель воспринимает мир просто и естественно за счет особенного строя стиха, на что указывает автор сочинения.

«И дым Отечества нам сладок и приятен»

(по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

Назмутдинова Л. И.,

Учитель русского языка и литературы

КГУ «Карагандинская средняя школа»

Район Магжана Жумабаева

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» стала настоящим событием литературной жизни России 20-х годов 19 века. Ненапечатанная, она разошлась в списках, сделав имя своего создателя бессмертным.

Чем же взволновала эта пьеса своих читателей? Конечно, запоминающимся образом главного героя Чацкого. Почему?

Потому что молодой дворянин, образованный, искренний, в конце пьесы оказывается гонимым. Сам автор о плане своей комедии говорил так: «…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека» и …«никто простить ему не хочет, зачем он немножко повыше прочих».

Чем же отличается Чацкий от людей фамусовского круга, среди которых он вынужден находиться?

Да тем, что он носитель передовых либеральных взглядов. Окружающие видят в нем «опасного» человека. Потому что он «властей не признает», чины не ставит ни во что, не унижается перед «отцами отечества». Одним словом, «карбонари»!

Но главное, чего в нем не принимают, — так это его патриотизма.

Ведь он отстаивает право молодых на образование, на самостоятельный выбор занятий, уважение своего бедного народа. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — прямо заявляет он Фамусову на упрек о том, что нигде не служит. Да, не служит; очевидно, пользы в том не видит, но готов отдать свои знания и силы родине и своему народу.

Чацкому больно от того, что в дворянстве повсюду «смешенье языков: французского с нижегородским», и он мечтает о том времени, когда «свободный, умный наш народ», хотя б по языку, нас не сочтет за немцев»

И хотя он повсюду замечает «прошедшего житья подлейшие черты, (например, крепостное право), он в начале комедии рад возвращению домой.

«Когда постранствуешь, воротишься домой, И дым Отечества так сладок и приятен», — признается он.

В конце пьесы Чацкий испытывает иные чувства. Отвергнутый любимой, оклеветанный, всем чужой и одинокий, он бежит из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок»… Он кажется смешным фамусовской Москве, но не читателям.

Мало ли и в наши дни карьеристов, которые «гонят» и «клянут» честных людей своего отечества?

Сегодня, мне кажется, Чацкие по-прежнему на передней линии борьбы нового со старым, отжившим, потому что они патриоты.

Рецензия

В сочинении есть вступление, заключение, основная часть, состоящая из двух тезисов и аргументов, которые являются ссылками на текст. Ученик использует вопросно-ответную форму построения текста, которая позволяет ему рассуждать на предложенную тему. Тема патриотизма главного героя комедии раскрыта.

«Пою мое Отечество, республику мою!»

Лавриненко Т. Д.,

учитель русского языка и литературы

КГУ «Таманская средняя школа»

Район Магжана Жумабаева

Тебя, родной мой Казахстан,

Тебя воспеть хочу.

Чтоб знали люди других стран,

Как я тебя люблю!

На мой взгляд, у каждого человека складывается образ Родины.

Ведь у меня есть ты –

Красивый, словно ранняя весна,

Там детством пахнут дикие цветы.

Мой дом, моя судьба, мой Казахстан!

В широком смысле слова – это страна, в которой ты родился, а в более узком – какое-то место на земле. Этой земле миллионы лет. Она знала нашествия и бедствия, времена процветания и войн. Государства на этой земле существуют недавно, а ковыль растёт тысячу лет, тюльпаны цветут каждую весну, и солнце садится за горизонт после каждодневной работы. И поэтому земля моей Родины вечна. На земле казахов сейчас проживают представители более ста национальностей, и для них земля эта считается родной. Пословица гласит: «Где родился, там и пригодился». Я бы очень хотела пригодиться своей родине, трудиться на её благо, потому что у Казахстана впереди будущее. И я своё будущее связываю с будущим этой земли. Всем, живущим здесь, нужно знать язык, историю и обычаи коренного населения, а язык и свою национальную культуру хранить, как святыню. Это поможет нам сохранить мир на древней и прекрасной казахстанской земле. А мир — важнейшее условие будущего процветания. И я согласна с тем, что сказал наш президент Н.А. Назарбаев: «В этом мире у нас есть лишь одна Родина. Это — Казахстан».

Рецензия

Тема сочинения раскрыта. Эссе выражает индивидуальные впечатления, самостоятельное творческое мышление и изложение собственных мыслей. Работа написана в свободной композиции с использованием художественного и публицистического стилей. Автор приводит доказательство каждого тезиса свои аргументы. Стилю эссе присуща эмоциональность.

Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1162.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector