Как маяковский рассматривает проблему поэта и поэзии
Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского
Вопрос об ответственности поэта перед своим народом волновал всех художников слова: Пушкина, Лермонтова и, конечно, Маяковского.
У Маяковского тема поэта и поэзии также занимает важное место. Он наряду с Пушкиным и Лермонтовым показывает образ поэта пророка, но также мы видим, что данный образ претерпевает изменения и становится больше похож на декабристский.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Думаю, что всем известно, что многие критики называют творчество Маяковского лишь пародией – пародией на творчество таких классиков, как Пушкин, Лермонтов. Но также имеются сторонники версии, что Маяковский является важным звеном в развитии русской литературы и слова. И в эту линию входят Пушкин – Некрасов – Маяковский.
Вопрос о роли поэта и поэзии находит отражение во многих стихотворениях Маяковского. При этом стоит отметить, что восприятие и принятие данной темы автором весьма статично и переменчиво. Маяковский раскрывает ее с разных ракурсов и сторон, показывая ее многогранность.
Свою роль в становлении поэтического наследия Маяковский поднимает в стихотворении «Юбилейное». Он приравнивает свои поэтические достижения к поэзии Пушкина:
«У меня,/ да и у вас, / в запасе вечность».
Поэт понимает, что при жизни к нему не придет народное признание, но потом они все поймут и прочувствуют его труд. Он утверждает, что его поэзия равна поэзии Пушкина и Некрасова. Говорит, что в его время страна стала «поэтами нища», потому что «надо, /чтобы поэт / и в жизни был мастак».
Автор признает, что поэтов в его время мало, но одновременно чувствует, что может это и не нужно:
«Только вот / поэтов, / к сожалению, нету –
Впрочем, может, / это и не нужно».
По подобию Пушкина, Маяковский затрагивает тему поэзии, как памятника и наследия. При этом требует себе памятник при жизни, а не после смерти, потому что «ненавидит /всякую мертвечину! // Обожает/ всяческую жизнь!»
Стихотворение «Разговор с фининспектором» продолжает раскрытие темы поэта и поэзии, при этом в нем Маяковский рассматривает ее с точки зрения не творчества, а великого труда. «Труд мой любому труду родственен» — этими словами автор ставит поэтический труд на одну ступень с физическим трудом. Он пытается показать, что создавать поэзию, это не просто складывание слов в рифму, а великий труд, требующий большой отдачи. Поэтому быть поэтом — отнюдь не легкая работа. Она сопоставима одновременно и с прыжком в неизвестность, и сложностью рабочий, добывающих радий:
Поэзия — /та же добыча радия.
В грамм добыча, / в год труды.
Изводишь / единого слова ради
Тысячи тонн / словесной руды.
А все потому, что слово требует взвешенного и бережного отношения. При этом каждое произведение должно быть по-своему новым и необычным. А это значит, что каждый раз поэт должен открывать в себе новые грани, затрагивая при этом еще не познанные темы: «Поэзия – вся – езда в незнакомое», «А что если я народа водитель и одновременно народный слуга?»
Главным долгом поэта, а значит и целью всей поэзии, Маяковский видел борьбу с мещанством, как негативным проявлением существующего мира:
Эти слова / приводят в движение
тысячи лет / миллионов сердца.
Долг наш — / реветь / медногорлой сиреной
в тумане мещанья, / у бурь в кипенье.
Поэт / всегда /должник вселенной, /
платящий / на го´ре / проценты / и пени.
Маяковский в стихотворении «Разговор с фининспектором» ставит тему поэта и поэзии на новый уровень, показывая умение стихосложения с точки зрения сложного, но имеющего огромное значение для народа и страны труда: «Нет! И сегодня рифма поэта – ласка и лозунг и штык и кнут». Стихотворение является отражением размышлений Маяковского о месте поэта в рабочем строю:
У меня к вам / дело / деликатного свойства:
О месте / поэта / в рабочем строю.
Он укоряет фининспектора в том, что все считают «рифму – векселем», «строчку – распоряжением», и не видят в них душу и истинный смысл. При этом старается натолкнуть его на мысль, что народ, страну может спасти лишь поэзия:
Все меньше любится, /все меньше дерзается,
И лоб мой / время / с разбега крушит.
Приходит / страшнейшая из амортизаций –
амортизация / сердца и души.
Слово поэта — /ваше воскресение,
ваше бессмертие, гражданин канцелярист.
Безусловно Маяковский осознавал огромную важность собственной поэзии, но при этом видел, что его место «в ряду беднейших рабочих и крестьян»:
Нет! / И сегодня/ рифма поэта –
ласка, / и лозунг, / и штык, / и кнут.
Понимая назначение своей поэзии, Маяковский подчеркивал насколько она отличается от лирической. Особенно это противопоставление заметно в стихотворении «Сергею Есенину». Подчеркивая отличие поэзии Есенина от его испепеляющих стихов, Маяковский в то же время жалеет Сергея Александровича. Маяковский считал, что Есенин не мог жить и писать иначе под воздействием богем, поэтому не сумел раскрыть всего себя:
Заменить бы вам / богему / классом,
Класс влиял на вас, / и было бы не до драк.
По мнению Маяковского, одной из причин гибели Есенина послужила невозможность самовыражения:
Может, /окажись / чернила в «Англетере»,
вены / резать / не было б причины.
Также в стихотворении Маяковский отмечает личностное отношение к творчеству Есенина: ему дороже не нежность и красочность, ценимые поклонниками, а сила, крепость, способность не только «воспевать жизнь, но и участвовать в ее переделке». Он принимал лишь одну активную жизненную позицию, с целью разгона таких «друзей», как Собинов, Коган:
Надо / жизнь / сначала переделать,
переделав можно воспевать.
В произведении «Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» мы вновь видим новую грань раскрытия темы. При помощи эффекта гиперболизации Маяковский в стихотворении бросает вызов солнцу. Подчеркивая этим личное понимание поэзии, как выполнения социального заказа Роста:
Про то, про это говорю, / что де заела Роста.
И как не странно солнце понимает труд поэта потому, что и ему светить трудно. Они переходят на «ты», осознавая свою близость – оба, поэт и солнце, противостоят тьме. И если нет Солнца, то души озаряет поэзия:
Светить всегда, /светить везде,
до дней последних донца, светить –
и никаких гвоздей! / Вот лозунг мой
и солнца!
Маяковский хотел быть понятым если не современниками, то хотя бы потомками. Это стремление он отразил в поэме «Во весь голос». Ее смело называют поэтическим завещанием творца:
Я к вам приду / в коммунистическое далеко
не так, / как песенно-есенинский провитязь.
Мой стих дойдет / через хребты веков
и через головы / поэтов и правительств.
Поэт пытается подвести свое творчество к итогу. Задается вопросом, что сделает его творчество бессмертным. Хочет объяснить, почему он намеренно выделялся из числа своих современников-поэтов, «поэтов чистого искусства». Причину он видит в своем стремлении отразить грубую действительность:
И мне / агитроп / в зубах навяз.
И мне бы / строчить / романсы на вас –
доходней оно / и прелестней.
Но я / себя / смирял, / становясь
На горло / собственной песне.
Маяковский указывает, что поэзия должна отражать и освещать насущные проблемы дня. Он следовал этой цели, поэтому верит, что рано или поздно истинная самобытность его творчества будет понята:
Мой стих/ трудом / громаду лет прорвет
и явится / весомо, / грубо, / зримо,
как в наши дни / вошел водопровод,
сработанный / еще рабами Рима.
Верил в признание, но и был готов к тому, что его забудут:
Стихи стоят / свинцово-тяжело,
готовые и к смерти / и к бессмертной славе.
Маяковский подчеркивает партийность и классовость своего творчества, его связь с народом:
Пускай нам / общим памятником будет
построенный / в боях / социализм.
Маяковский – поэт, необычайно чувствовавший время, поэт, ценящий верность высокому долгу творчества. После его смерти М. Цветаева написала: «Боюсь, что, несмотря на народные похороны… Россия до сих пор еще не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского» Это является подтверждением слов Маяковского, что лишь после смерти спустя годы – его творчество обретет истинное признание, а современники ценность пока не осознают.
Конспект урока литературы на тему “Маяковский о роли поэта и поэзии” (11 класс)
«Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского».
Поэзия – вся! – езда в
В. Маяковский
Цель урока : продолжить знакомство учащихся с творчеством В. В.
1. познакомить учащихся с произведениями Маяковского, в которых отражена тема поэта и поэзии;
2. проследить связь между воплощением данной темы Маяковским и поэтами 19 века.
Учитель сразу после организационного момента читает стихотворение Владимира Маяковского «Послушайте!».
Учитель: Поэт — та же звезда. И если поэты рождаются на Земле, значит это кому-то нужно.
Поэты всегда задумывались о цели поэтического творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Что и для кого должен писать поэт — эти вопросы возникли еще в глубокой древности одновременно с самой поэзией.
Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты — Пушкин, Лермонтов, Некрасов.
Домашним заданием к сегодняшнему уроку было вспомнить из курса 10 класса, что говорили о роли поэта и поэзии классики русской литературы XIX века.
Домашнее задание давалось по группам: 1 группа готовила выступление о теме поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина, 2 группа – в лирике М. Ю. Лермонтова, 3 группа – в лирике Н. А. Некрасова.
(Ответы учащихся)
Поэт – пророк; поэзия – «эхо» народной жизни.
Задача поэта и поэзии – «чувства добрые я лирой пробуждал»; «Глаголом жги сердца людей»
М. Ю. Лермонтов
Поэт – светоч; поэзия –«острое оружие в борьбе с общественным злом»
Задача поэта и поэзии – «Звучать, как колокол, на башне вечевой во дни торжеств и бед народных»
Н. А. Некрасов
Поэт – гражданин; поэзия – Муза – сестра народа.
Задача поэта и поэзии – «Сеять разумное доброе, вечное». «Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь».
Сегодня мы поговорим о том, как эту тему, тему поэта и поэзии, представил в своих произведениях Владимир Владимирович Маяковский.
Все его творчество пронизывает тема поэта и поэзии. Маяковский гордился тем, что имеет талант «делать стихи». В автобиографии «Я сам» он пишет: « Я поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу».
Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне событий 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы. Но многое в его понимании роли поэта и поэзии идет именно от литературной традиции XIX века.
В разное время тема поэта и поэзии находила в лирике Маяковского разное выражение. Раннее творчество Маяковского напрямую связано с футуризмом. Давайте вспомним основные положения манифестов футуристов. У вас на партах лежат карточки. Выберите из предложенных вариантов программные положения, характерные для русского футуризма (см. Приложение № 1).
(Ответы учащихся)
создание новых форм;
эксперименты со словом.
Маяковский вслед за футуристами призывал:
– искусство «вынести на улицы»;
– слово нацелить на чтение вслух;
– заставить искусство «будить и будоражить!» людей.
Маяковский первый, используя свой необыкновенный ритм, слово, соединил политику и лирику, себя и свою страну.
Поэзия становится оружием. Поэт должен служить сегодняшнему дню, его заботам .
Маяковский чувствует в себе мощь трибуна, борца за переустройство мира, бросает вызов обществу, считая невозможным для поэта молчать; наиболее сильно это проявилось в стихотворении “Нате !” (1913):
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется – и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я – бесценных слов транжир и мот.
Маяковский заявляет в стихотворении о подлинном назначении поэта, о настоящем искусстве, которое он противопоставляет поэзии забав, развлечений и ненужных умствований.
По Маяковскому, поэзия необходима людям, как солнце. Вспомним стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920).
Это задорное, шутливо-фантастическое и в то же время очень серьёзное стихотворение построено на игре двух значений слова «заходить».
Поэт, живя в подмосковной дачной местности Пушкино, каждый вечер видел, как заходит солнце. Рассказывают, что он шутя, говорил: «Заходит, заходит, а вот зашло бы ко мне». Чтобы читателю верилось в бывшее с поэтом «необычайное приключение», он нарочно упоминает житейские подробности: фамилию владельца дачи в подзаголовке, приметы местности, свою перегруженность работой.
«Необычайное приключение» не просто шутка, а стихи о назначении поэта и поэзии. Солнце напоминает поэту, что оба они делают, в сущности, одно дело: борются с тьмой, поэтому солнце и поэт Маяковский – союзники.
Нас, товарищ, двое!
у мира в сером хламе,
я буду солнце лить свое,
Солнце и поэт обстреливают лучами и стихами тени ночи, рушат враждебную свету мрака:
Светить всегда,
Светить везде,
до дней последних донца,
Светить –
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
и солнца.
Теме поэта и поэзии в 20-е годы В.В. Маяковский посвятил много стихотворений. Задуман был и роман, в центре которого должно было быть изображение литературной жизни и быта, борьбы школ. Однако роман написан не был.
Групповая работа. Анализ стихотворение В.В. Маяковского.
1 группа «Юбилейное» (1924г)
Как в стихотворении «Юбилейное» связаны любовная тема, строки о Пушкине, о современной жизни?
Какие черты личности в творчестве А. Пушкина ценит В. Маяковский?
Какую роль играет концовка стихотворения?
Тема бессмертия поэта и поэзии звучит и в стихотворении “Юбилейное”(1924), посвященном 125-й годовщине со дня рождения
А. С. Пушкина. Маяковский признает вечность Пушкина, говорит о живости его слога и поэзии даже в современное ему, Маяковскому, время.
да не слушайте ж вы их!
нету вас в живых.
сговориться б надо.
и буду нем.
После смерти
нам
стоять почти что рядом:
на эМ…
Были б живы –
стали бы
по Лефу соредактор.
Я бы
и агитки
вам доверить мог.
Раз бы показал:
– вот так-то, мол,
и так-то.
Вы б смогли –
у вас
хороший слог.
Однако наиболее важными в этом стихотворении являются последние строки, которые, по моему мнению, отражают истинное отношение Маяковского и к Пушкину, и к Поэту, и к Поэзии во всем его творчестве:
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!
2 группа «Сергею Есенину» (1926)
Как в стихотворении «Сергею Есенину» сочетаются глубокий лиризм, грустная ирония и гневная сатира?
Против кого и чего выступает поэт?
Какие идеалы он защищает?
Стихотворение стало ответом на предсмертные строки Есенина:
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Пессимизму С. Есенина Маяковский противопоставил оптимистичное звучание финала стихотворения «В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней»
Среди поэтов, которых Маяковский ценил, Есенин занимал особое место.
Боль за несчастную судьбу соратника по «звонкому» мастерству; «забулдыги-подмастерья» – это глубокая боль «народа – языкотворца». В глазах Маяковского Есенин – настоящий поэт, он «умел то, что «другой на свете не умел». Впервые Маяковский смело связывает лучшее в творчестве С. Есенина с народом.
3 группа ” Разговор с фининспектором о поэзии ” (1924).
Что стало причиной воображаемого «разговора» поэта с фининспектором, человеком далёким от творчества?
Какой взгляд на поэзию, творчество отстаивает В. Маяковский?
Размышления о поэтическом труде В. Маяковский продолжает в стихотворении ” Разговор с фининспектором о поэзии ” (1924). Это его произведение является одним из ключевых для понимания того, какой глубокий смысл вкладывал автор в слово “поэт”. В стихотворении видно противопоставление обыденного факта – визита к налоговому инспектору, и внутреннего монолога лирического героя, речь которого становится все более жаркой и страстной, постепенно наполняется волнением.
Прежде всего, Маяковский говорит о поэте как о труженике, человеке, который не даром ест хлеб, а является полезным членом общества: «Труд мой любому труду родствен». Этими словами автор строк хочет сказать, что поэзия — нелегкий, кропотливый, требующий высочайшего мастерства и квалификации труд. Необходима шлифовка каждого стихотворения, как драгоценного камня, чтобы оно “сверкало всеми гранями”:
та же добыча радия.
единого слова ради
4 группа Поэма “Во весь голос” (1930).
Что стало причиной обращения В. Маяковского «к товарищам потомкам»?
Какой взгляд на поэзию отстаивает В. Маяковский в разговоре с потомками?
Каким новым содержанием наполняет поэт образ «воюющих» стихов?
В 1930 году, незадолго до своей трагической гибели, поэт пишет поэму “Во весь голос” (1930), которая является как бы его поэтическим завещанием, поэт подводит итог своей 20-летней деятельности. Именно в этом произведении мы видим истинное лицо и настоящие чувства поэта, который через головы современников обращается к грядущим поколениям, к своим потомкам, обещая рассказать “о времени и о себе”.
и водовоз, революцией
мобилизованный и призванный.
через лирические томики,
с живыми говоря.
Поэт борется с грязью и “мразью” жизни. Почему он водовоз? Потому что стихи, как и вода, необходимы людям, без них не может гармонично развиваться ни один человек. “Водовоз” противопоставляется тем, кто “строчит романсы”, кто “мандолинит из-под стен”, создавая литературные побрякушки в угоду низкопробным мещанским вкусам.
По форме это произведение представляет собой разговор поэта того времени с потомками. Маяковский говорит с теми, кто будет жить после него. Поэма “Во весь голос” по своей тематике перекликается с пушкинским “Я памятник себе воздвиг нерукотворный»” — в ней Маяковский, так же, как Пушкин в своем известном стихотворении, дает оценку своему творчеству, его общественному значению. Маяковский считает, что только тот достоин остаться в памяти народа, кто посвятил себя строительству новой, лучшей жизни. Про Маяковского можно сказать, что он действительно бескорыстно служил людям, презирая личную славу:
Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь.
Поэт оказался прав: его стихи, пройдя сквозь время, не обесценились, мы, потомки, помним и любим поэта и гражданина Владимира Маяковского!
Я хочу
быть понят моей страной,
а не буду понят, —
что ж,
по родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.
– Кто же такой, по Маяковскому, поэт ?
(«поэт рабочий»; народоводитель и одновременно народный слуга», светило, солнце»)
– Что такое поэзия?
(поэзия – грозное оружие, стих – рядовой, рифмы – «пики», а творчество – «строчечный фронт», поэтому его стих явится в будущее «весомо, грубо, зримо…»
«Поэзия та же добыча радия в грамм добыча,- в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды».)
– Каковы же задачи поэта и поэзии?
(«Светить всегда, светить везде до дней последних донца», «Быть полезным народу»)
Завершающая часть урока – тест с самопроверкой
Выберите из предложенных вариантов программные положения, характерные для русского футуризма:
1. использование слов в их изначальном значении;
2. эксперименты со словом;
3. уничтожение литературных авторитетов;
4. искусство не должно отражать действительность;
6. создание новых форм;
7. броские названия;
8. выражать сокровенное, несказанное;
11. передавать то, что лежит за пределами познания;
12. стихотворения уподобляются прекрасно сделанной вещи;
14. никакой неясности, туманности.
Самостоятельная работа
1. К чему призывает Маяковский людей искусства?
А) искусство «вынести на улицы»;
Б) творить искусство ради искусства;
В) «глаголом жечь сердца людей».
2. Выберите из приведенных ниже образных характеристик те, которые использует по отношению к себе лирический герой раннего Маяковского:
А) «я московский озорной гуляка»;
Б) «еще не ведомый избранник»;
В) «бесценных слов мот и транжир и мот».
3. Узнайте стихотворение Маяковского по цепочке использованных в нем глагольных форм или существительных:
А) зажигают – называется – надрываясь – врывается – боится – плачет – целует – просит…
Б) смазал – плеснувши – показал – прочел – сыграть могли бы.
В) сын – к отцу – кроха – секретов – детишки – папы – ответ – в книжке…
Г) били – пели – скользила – грохнулась – сгрудились – клёшить – опрокинулась – слушайте – рванулась – ржанула – стоило жить…
Варианты : «А вы могли бы?», «Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте!», «Что такое хорошо и что такое плохо?».
4. Каких классиков XIX века берет себе «в компанию» Маяковский в стихотворении «Юбилейное»?
А) М. Ю. Лермонтова;
В) Н. А. Некрасова;
5. Маяковский часто использует в своей поэзии гротеск. Гротеск – это:
А) Художественный прием намеренного искажения чего – либо, причудливое соединение фантастического с жизнеподобным.
Б) Один из тропов, художественное преувеличение.
В) Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.
6. О назначении поэта и поэзии Маяковский сказал:
Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского
Урок 31. Русская литература 11 класс. ФГОС. 1 часть
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока “Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского”
Сегодня на уроке мы:
· Поговорим о том, как видел Владимир Маяковский предназначение поэта и поэзии.
· Разберёмся, в чём заключалась основная цель Владимира Маяковского как поэта.
· Узнаем, с чем сравнивал Маяковский труд поэта.
Поэтесса Марина Цветаева говорила, что Маяковский намного обогнал своё время. Даже сейчас, практически век спустя, Владимир Маяковский во многом остаётся непонятым и непринятым поэтом. Его стихи обвиняли в грубости и небрежности. А злые языки говорили, что свою знаменитую лесенку поэт использовал для того, чтобы увеличить свой гонорар. Ведь стихи оплачивались издателями построчно. Есть и те, кто считает Владимира Маяковского не поэтом, а агитатором, которого прославил советский режим.
Верить в это – значит, не понимать новаторства поэзии Маяковского. Не видеть того, насколько его стихи соответствовали духу времени. Забыть о том, как тщательно работал поэт над каждой стихотворной строкой, образом, словом.
«Поэзия – производство. Труднейшее, сложнейшее, но производство». Так звучит один из главных выводов в статье Владимира Маяковского «Как делать стихи?»
Эту статью поэт написал в 1926 году.
Эта же мысль звучит в стихотворении «Разговор с финиспектором о поэзии».
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
«Разговор с финиспектором о поэзии» – это результат долгих размышлений Владимира Маяковского о роли поэта и поэзии, предназначении и сути творчества, о поэтическом труде.
Интересный факт. «Разговор с фининспектором о поэзии» – это не абстрактное рассуждение поэта о литературном труде. Дело в том, что в августе 1926 года Владимир Маяковский написал в Мосфинотдел заявление. В котором просил о снижении ставки подоходного налога и объяснял причину, по которой не подал декларацию о предполагаемых доходах.
Такую декларацию были обязаны подавать торговцы. Те, кто не работал на государственных предприятиях. И люди так называемых «свободных профессий»: литераторы, художники, артисты.
В этом заявлении в поэт писал: «… в сложном поэтическом производстве почти невозможно точно учесть производственные расходы и способ их определения. Для этой только начатой работы нужны целые научные труды».
Действительно, как исчислить и взвесить труд поэта? Оценить производственные расходы?
В вашей анкете
вопросов масса:
– Были выезды?
Или выездов нет? –
десяток пегасов
за последние
Можно высчитать сумму, затраченную на поездки. Выяснить, сколько стоил «пуд соли столовой», которую приходится съесть
драгоценное слово
из артезианских
людских глубин.
Но душевные силы посчитать невозможно!
с годами изнашиваешь.
Говорят:
Все меньше любится,
все меньше дерзается,
с разбега крушит.
страшнейшая из амортизаций –
амортизация
сердца и души.
Кроме того, поэту оскорбительна сама мысль о том, что государственная бюрократическая машина приравнивает поэтов к собственникам, имеющим лабазы и угодья. Поэзия – это тяжёлый труд, который «любому труду родствен».
Для чего же весь этот изматывающий труд, в результате которого поэт ещё и остаётся в долгу
не успел написать».
Поэт дарит бессмертие тому, о чём он написал. Но важно и то, что поэт
народа водитель
и одновременно –
народный слуга.
Маяковский не приемлет «чистого искусства». Его муза сродни некрасовской. Предназначение поэта Маяковский видел в служении человечеству.
рифма поэта –
Композиция стихотворения развивается последовательно. Лирический герой сначала извиняется перед фининспектором за беспокойство, потом объясняет суть поэтического труда. А заканчивается стихотворение саркастическим вызовом:
вам кажется,
что всего делов –
это пользоваться
чужими словесами,
«Разговор с фининспектором о поэзии» относят к гражданской лирике. Но в нём есть и сатирические элементы с критикой бюрократии, и философские размышления о сути творчества и предназначении поэта и поэзии.
Стихотворение было написано в мае 1926 года. Впервые издано уже в июне того же года отдельной книгой. Над оформлением работал знаменитый художник-авангардист Александр Родченко. А осенью того же года стихотворение появилось на страницах журнала «Новый мир».
Ещё одно знаменитое стихотворение, посвящённое теме поэта и поэзии, называется «Юбилейное». Владимир Маяковский создал его в 1924 году к 125-й годовщине дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
В стихотворении «Юбилейное» лирический герой ведёт себя как футурист – стаскивает Пушкина с пьедестала.
Удивляетесь, конечно?
Извините, дорогой.
Но футурист он уже повзрослевший, многое прочувствовавший, передумавший и испытавший. Пушкина тащит с пьедестала не для того, чтобы выбросить памятник поэту на задворки истории, а для того, чтобы поделиться наболевшим и сокровенным. Мыслями о поэзии. Как и «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное» написано в форме монолога, обращённого к безмолвному собеседнику.
В начале стихотворения можно увидеть, что поэт в завуалированной форме извиняется перед Пушкиным за тот манифест.
и от плакатов.
Поэт признаёт величие таланта Пушкина, но утверждает мысль о том, что каждая эпоха требует от поэта свои художественные средства. Так Пушкину в XX веке пришлось бы «бросить ямб картавый», потому что теперь «наши перья – штык», а «битвы революций посерьёзнее “Полтавы”».
России нужны таланты уровня Пушкина, утверждает Маяковский. Интересно, что таким талантом поэт признаёт себя и поэта-гражданина Николая Некрасова. Ещё одно важное заявление – это протест против «хрестоматийного глянца», уродующего истинный облик писателей и поэтов. Живых людей, ярких, тонких, со своими страстями и недостатками.
Финальные строки подчёркивают заявление поэта о том, что поэзия должна быть актуальной, живой, чувствующей пульс времени. Поэт заключает:
всяческую мертвечину!
всяческую жизнь!
Третье стихотворение, о котором мы будем говорить на нашем уроке, тоже построено в форме монолога-обращения. Называется оно «Сергею Есенину». Маяковский написал его после самоубийства Сергея Есенина. О том, что отношения двух великих поэтов были очень непростыми, давно известно. Поэты часто пытались уязвить друг друга.
Например, Маяковский о Есенине в стихотворении «Юбилейное» написал такие строки
мужиковствующих свора.
в перчатках лаечных.
Раз послушаешь.
но это ведь из хора!
Балалаечник!
А вот довольно специфическое признание таланта Владимира Маяковского Сергеем Есениным: «Что ни говори, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся».
Лиля Юрьевна Брик писала об их взаимоотношениях так.
«При жизни Есенина Маяковский полемизировал с ним, но они знали друг другу цену. Не высказывали же своё хорошее отношение — из принципиальных соображений.
Есенин переносил своё признание на меня и при встречах называл меня “Беатрисочкой”, тем самым приравнивая Маяковского к Данте».
Стихотворение «Сергею Есенину» Маяковский назвал в статье «Как делать стихи?» «наиболее действенным из последних своих стихов». Маяковский откровенно признавался, что по-человечески ему было жаль поэта. Но такой финал жизни Сергея Есенина казался закономерным. Так, поэт не пытается скрыть или завуалировать тот факт, что Есенин в последние годы страдал от алкоголизма. Но при этом Маяковский спорит с утверждениями советских поэтов о том, что пьянство Есенина связано с отсутствием идейности, с тем, что погибший поэт не посвятил себя классовой борьбе.
Нельзя не заметить то негодование, которое у поэта вызывают бесконечные стихотворения памяти Есенина. По мнению Маяковского, бездарная и слащавая поэтическая чушь только оскорбляет память о великом поэте Сергее Есенине.
Встать бы здесь
гремящим скандалистом:
мямлить стих
Признавая талант Есенина, Маяковский негодует на поэта за то, что тот поддался слабости:
Вы в своём уме ли?
смертельный мел?!
загибать умели,
Маяковский очень остро отреагировал на предсмертное стихотворение Сергея Есенина. А именно на эти строки:
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
«Сразу стало ясно, сколько колеблющихся этот сильный стих, именно – стих, подведёт под петлю и револьвер», – писал Маяковский. «С этим стихом можно и надо бороться стихом, и только стихом», – утверждал поэт.
Борьба с романтическим ореолом, который окружает самоубийство в есенинском стихотворении, начинается с первых же строк. Маяковский создаёт прекрасную картину полёта души, освободившейся от земных тягот. И тут же это видение разрушается грубым, сниженным образом:
в звёзды врезываясь.
Ни тебе аванса,
Кроме того, душа поэта в звёзды «врезывается», что тоже разрушает видимость гармонии посмертия.
Есенинскому пессимизму Владимир Маяковский противопоставляет жизнеутверждающий оптимизм и готовность к борьбе. Призыв не сдаваться.
Для веселия
планета наша
мало оборудована.
у грядущих дней.
В этой жизни
Сделать жизнь
значительно трудней.
В автобиографической книге «Я сам» Владимир Маяковский написал о себе: «Я поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу».
Как маяковский рассматривает проблему поэта и поэзии
Владимир Маяковский всегда очень серьезно относился к своему поэтическому труду. Он написал две статьи «Как делать стихи?» и «Два Чехова», которые имели программно-манифестный характер. В этих статьях Маяковский указывает на новые черты в современной поэзии.
Поэтическое новаторство Маяковского было связано поначалу с его принадлежностью к русскому футуризму. В первом манифесте этого направления «Пощечина общественному вкусу», созданном Маяковским в 1912 году вместе с Д. Бурлюком, А. Крученых и В. Хлебниковым, молодые бунтари призывали «сбросить с парохода современности» не только Пушкина, но и Толстого, Достоевского. Они заявляли немыслимые для того времени вещи и бросали вызов классическому регламентированному искусству поэзии. Футуристы испытывали «непреодолимую ненависть к существующему до них языку», призывали создавать «слова-новшества». Их идеология на первый взгляд выглядела как стремление к хаосу и разрушению. Они отрицали и порицали мораль, искусство, культуру. Футуристы считали обязательным условием для создания полноценного «искусства будущего» категорический отказ от классического наследия. Они мечтали создать новую культуру «индустрии и большого города».
Несложно догадаться, что отказ от «старой» культуры предполагает замену ее новой. Футуристам нужно было предложить что-то на смену отвергнутому. Так возникла тенденция к придумыванию новых слов, необычных сочетаний и даже шокирующих образов. Маяковский был новатором, первооткрывателем в поэзии. Он с пафосом говорил о старом мире новыми словами, которые сам создавал в большом количестве. В поэзии у него были свои законы, свои образы, своя рифма, ритм и размер. Стихи его построены на контрастах. Маяковский не боялся ломать привычные формы, вводить в поэзию вульгарные и просторечные слова. Бросая вызов общественному мнению, он предлагал молодым поэтам поступать так:
Маяковский создавал новые методы рифмовки, близкие к ораторскому искусству. Самое характерное слово он ставил в конец строки и подбирал к нему рифму. Поэт бесстрашно нарушал силлабо-тонический принцип стихосложения – основу основ. Маяковский использовал лестничное строение стиха, где каждое слово – «ступенька». У него каждое слово имеет логическое ударение и смысловую нагрузку. В произведениях Маяковского в большом количестве содержатся метафоры, различные сравнения, неологизмы, гиперболы, иногда – повторы, например: «Слава, Слава, Слава героям. ». Употребляя на первый взгляд обычные слова, Маяковский сумел создать ошеломляющие метафоры и совсем новые слова, например, «грудь испешеходили» и многие другие.
Тема поэта и поэзии нашла отражение в стихотворениях «Юбилейное», «Тамара и Демон», «Сергею Есенину», «Послание пролетарским поэтам», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».
Стихотворение «Юбилейное» посвящено Пушкину. Маяковский сводит великого поэта с пьедестала, чтобы поговорить с ним о поэзии. Пушкин для него живой, уважаемый собрат по перу, с которым можно вести дружескую беседу. В стихотворении идет речь о бессмертии, любви, лирике, Некрасове, современниках, Дантесе, Есенине, Асееве. Маяковский объявляет войну «всякой мертвечине» в языке и творчестве.
С «гусаром» Лермонтовым Маяковский встречается в стихотворении «Тамара и Демон». Теперь молодой поэт признает связь времен, заслуги предшественников, он говорит: «Мы общей лирики лента».
Трагизмом утраты наполнено стихотворение «Сергею Есенину». Маяковский в отчаянии от нелепой, невозможной смерти – самоубийства Есенина. Он разговаривает с ним как с живым, когда еще мог отругать его, высоко ценя талант этого человека:
Маяковский хочет понять, почему, зачем ушел из жизни истинно народный поэт:
Заключительные строки стихотворения стали крылатыми словами:
В «Послании пролетарским поэтам» Маяковский обращается к коллегам с деловым предложением. Он призывает не тратить силы на недовольство и распри, договориться, «что все по-своему правы», разрезать «общую курицу славы» и выдать каждому «по ровному куску». Автор искренне хочет, чтобы было «больше поэтов хороших и разных», призывает «работать до седьмого пота над поднятием количества, над улучшением качества».
В стихотворении «Поэт-рабочий» Маяковский говорит, что работа поэта такая же, как и работа токаря. Поэт – это «фабрика» деревообделочника, где «голов людских обделываем дубы». Поэт трудится то как рыбак, только ему нужно «людей живых ловить, а не рыб», то как кузнец – «мозги шлифуем рашпилем языка». Для Маяковского нет различия в труде рабочих и труде поэта – всякий равно необходим.
Поэзия – главная, ведущая тема для молодого Маяковского. Творчество поглощает его целиком. Он признается:
Поэзия и жизнь поэта неразрывно связаны:
В поэме «Флейта-позвоночник» Маяковский оценивает свое творчество как чудо, неземное волшебство, нечто, приходящее свыше:
Маяковский утверждал, что поэзия – это тяжелый труд, иногда очень вредный. Поэтический дар требует от поэта взамен жизнь. Всю, целиком, без остатка. Стихи очень нужны человеку, так как единственный язык, который понимает душа, – это язык поэзии.
Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского
Двадцатый век — это век колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждый век нуждается в собственном поэте, который сделал бы «боль времен своею собственной болью». Таким поэтом своего времени был В. Маяковский. С его мощной, властно вошедшей в наше сознание и литературу поэзией связано очень многое. Он первый, используя свой необыкновенный ритм, соединил политику и лирику. Вся его любовь к человеку вылилась в мощную струю нового искусства.
Судьба и творческий путь В. Маяковского — яркий пример страстного служения искусству в трагическое для родины время. Его называли «поэтом-бунтарем», «поэтом-трибуном», потому что в своих стихах он выступал против тех норм и правил общественной жизни, которые уничтожают в человеке человеческое, призывал «давать» такое «новое искусство, чтобы выволочь республику из грязи».
Тема назначения поэта и поэзии — особая в творчестве каждого поэта. Но у Маяковского эта тема наиболее глубоко выявила особенности его лирического героя. В стихотворении «А вы могли бы?» (1913) Маяковский создал яркий образ своей поэзии: он вынужден играть ноктюрн на флейте водосточных труб. В этом стихотворении была сформулирована творческая задача поэта — преображение жизни средствами поэзии. Но в творчестве зрелой поры эта задача обретает иной смысл: поэзия должна «стать на службу» «приближения будущего», утверждать новые человеческие отношения, основанные на принципах свободы личности, радости творческого труда, любви и братства. В поэме «Человек» поэт пишет: «И только боль моя острей, стою, огнем объят, на несгораемом костре немыслимой любви».
Ранние стихотворения Маяковского считаются футуристическими. Но он пошел дальше своих собратьев по перу, он сумел раздвинуть рамки своего творчества, чтобы стать на голову выше всех. После революции имя Горького стало символом буревестника, Блок воспринимался «как трагический поэт эпохи», услышавший музыку революции, Маяковский вошел в нашу культуру ее поэтическим знаменосцем, верящим в светлое будущее страны. Каждый поэт рано или поздно дает оценку своему творчеству. Маяковский верил, что его поэзия будет нужна народу. Многие не понимали и не понимают поэта, считая его временным глашатаем революции, сам же поэт Маяковский утверждал обратное:
громаду лет прорвет
еще рабами Рима.
И я думаю, что он четко предопределял значение своей поэзии для русского народа. Маяковского волновал вопрос о роли и месте искусства. В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926) он продолжает традиции разговора о литературе, ее месте в жизни общества, ее гражданственности:
Простите за беспокойство.
в рабочем строю.
Напряженный труд поэта, ищущего нужное слово, отражен в афористических строчках «Разговора с фининспектором о поэзии»:
та же добыча радия.
единого слова ради
Маяковский был сложной, противоречивой натурой, но он был настолько глубок в своих сомнениях и презрениях, что в ту пору по силе идеи, выраженной в его стихах, сопоставить с ним было некого. Многие поэты, не приняв революции, уехали в другие страны, другие творили в более интимном, узком масштабе. Даже Есенин, певец тончайших оттенков человеческой души, не смог понять всего размаха происходящих событий. Наш современник Евтушенко верно отметил, что поэт в России больше, чем поэт. Это полностью можно отнести к Маяковскому. Как он хотел быть понятым! Какой только травле он ни подвергался, но оставался верен себе, не изменяя своих убеждений в зависимости от смены власти. Во вступлении к поэме «Во весь голос» Маяковский писал:
в коммунистическое далеко
как песенно-есененный провитязь.
Мой стих дойдет
через хребты веков
поэтов и правительств.
Вступление к поэме — это политическая декларация, это рассказ о времени и о себе, обращенный в будущее. Во время работы над поэмой Маяковский готовил выставку «20 лет работы», то есть своеобразный отчет перед читателями. И поэма стала как бы итогом, обобщившим творческий опыт поэта и его размышления о поэзии. В тот период шла острая борьба представителей различных литературных течений. Поэты «чистого искусства» утверждали, что поэзия не должна отражать грубую действительность, а Маяковского они назвали «мелкобуржуазным попутчиком». Во вступлении к поэме «Во весь голос» показаны отзвуки идейных и эстетических столкновений тех лет. Маяковский говорит о том, что поэзия, прежде всего, должна служить насущным проблемам дня. Он пишет, что мог бы строить нежные романсы, но он приравнивает свое перо к орудию, потому что сейчас это необходимо, нужно бороться с разной дрянью, поэтому он «себя смирял, становясь на горло собственной песне».
Бухарин писал, что «надоело читать «агитки Маяковского», ведущим поэтом эпохи он провозгласил Пастернака. Но это абсурд сравнивать таких разных, таких великих и гениальных поэтов. Это все равно, что заявить: «Толстой в литературе есть, а Чехова — нет». У каждого поэта было свое миропонимание, которое они выражали в своем творчестве. Трагизм положения Маяковского в мире непонимания приводит его к самоубийству. Возможно, это была минутная слабость, возможно, травля поэта. Но 14 апреля 1930 года Маяковского не стало. Не были завершены творческие замыслы, не осуществились планы поездок и встреч с читателями, но остались стихи Маяковского, осталось завоеванное право быть первым в рабочем строю. Злопыхатели даже рифму поэта, его манеру выделять каждое слово превращали в меркантильность. Маяковский гневно отвечал врагам:
не накопили строчки,
не слали мебель на дом.
скажу по совести,
мне ничего не надо.
Да, Маяковский был партийный поэт, он и не отрицал этого. Он искренне верил в светлое коммунистическое будущее. Последние строки, которые он написал во вступлении к поэме «Во весь голос », дают четкое представление о его идейной направленности:
как большевистский партбилет,
Поэт ценил верность высокому долгу прежде всего, даже если бы «собратья по перу» его распяли.
В. В. Маяковский — основоположник поэзии нового типа
Школьное сочинение
Владимир Маяковский появился на поэтической арене в сложный, переломный для России период: атмосфера была накалена до предела, кровавая первая русская революция и вихрь мировой войны заставили людей усомниться во всех прежних идеалах и ценностях. Люди жаждали перемен и с надеждой смотрели в будущее. В искусстве, как в зеркале, отразились все сложные общественные процессы — в этом один из секретов популярности футуризма с его откровенным отрицанием традиционной культуры, эпатажем, почти религиозным, культом техники, современной индустрии и ее сверхчеловеческой мощи. Противоречия эпохи нашли предельно концентрированное отражение в творческой индивидуальности Владимира Маяковского, который вышел навстречу ” настоящему” веку с удивительной искрой дерзости, юмора, иронии и одновременно с беззащитно обнаженным сердцем. Он стал первым в истории литературы свободолюбивым поэтом, который не был в оппозиции к властям, призывая от имени народа противоборствовать законам и предрассудкам, бросая вызов тем, кто несправедливо сделал себя хозяевами жизни. Напротив, он открыто заявил, что верой и правдой, каждой строкой своей хочет служить новой власти — власти советов, власти народа. Он видел “неизбежность крушения старья” и средствами искусства предвосхищал грядущий “мировой переворот” и рождение “нового человечества”. “Рваться в завтра, вперед!” — девиз поэта.
“Мне плевать на то, что я поэт, — сказал он однажды в сердцах. — Я не поэт, а прежде всего посвятивший свое перо в услужение — заметьте, в услужение — сегодняшнему часу, настоящей действительности и проводнику ее — Советскому правительству и партии”.
Новое время требовало новых форм. Все привычное, устоявшееся воспринималось поэтом, как и другими футуристами, как старое, отжившее, не соответствующее историческому моменту. Маяковский утвердил совершенно новое отношение как к самой поэзии, так и ко всем элементам стиха — к рифме, к ритму, к построению строки.
езда в незнакомое.
Это “незнакомое”, непознанное и становится предметом осмысления в его творчестве. И вместо спокойной, “усыпляющей” и “укачивающей” поэзии возникает новая, беспокойная, взъерошенная и будоражащая поэзия революции. “Я люблю Пушкина! — утверждал поэт. — Наверное, больше всех вас люблю его. Может, я один действительно жалею, что его нет в живых! Когда у меня голос садится, когда устанешь до полного измордования, возьмешь на ночь “Полтаву” или “Медного всадника” — утром весь встанешь промытый, и глотка свежая. И хочется писать совсем по-новому. Понимаете? По-новому! А не переписывать, не повторять слова чужого дяди! Обновлять строку, слова выворачивать с корнем, подымать стих до уровня наших дней. А время у нас посерьезней, покрупней пушкинского. Вот за что я дерусь”. И Маяковский неутомимо сражается за свою боевую, политическую поэзию. Он обращается со словом и словарем как смелый мастер, работающий со своим материалом по собственным лекалам. У поэзии Маяковского не только своеобразный язык образов и метафор, он также широко использует звуковые и ритмические возможности слова.
Поэт решительно и бесстрашно ломает привычные стихотворные формы. Напевную, мелодичную строку рвет на клочья.
Ритм стиха вольно меняет по требованию темы, а строки выстраивает так, чтобы они, как солдаты на плацу, “подменяли ногу” на ходу, чтобы “шаг” стиха соответствовал каждый раз, при любом повороте темы, новому смысловому строю.
Так, в стихотворении “Наш марш” отчетливо слышится бой барабанов и мерный шаг марширующих колонн:
Медленна лет арба.
Сердце наш барабан.
Маяковский вводит в свои стихи приемы ораторской речи. Его строка разбита на ступеньки, что облегчает чтецу-оратору произнесение стиха вслух. Но от такого членения строка не распадается. Ее крепко связывают в одну звуковую цепь изобретательно найденные созвучия внутри слов, повторяющиеся схожие слоги. Неожиданные, никем не употреблявшиеся ранее рифмы заканчивают строки, “подтянув подпруги” стиха. Но эти рифмы — не просто оригинальное обрамление четверостишия, а отточенное оружие поэта: “Рифма — бочка. Бочка с динамитом. Строчка — фитиль. Строка додымит, взрывается строчка, — и город на воздух строфою летит”, “Целься рифмой и ритмом ярись!”,”Дрянцо хлещите рифм концом”, — призывает поэт. Он убежден, что “самые важные слова в стихе — термины, названия, понятия, имена — должны быть обязательно зарифмованы, должны стоять в конце строчки ударными словами”.
В стихах Маяковского представлены необычные составные многосложные рифмы: “Носки подарены —наскипидаренный”, “Молоти стих — молодости”, “За мед нам — пулеметным”, “Оперяться — кооперация”, “Карьер с Оки — курьерский”. Такие рифмы легко запоминаются, а богатство ритмов придает стиху Маяковского особую энергию. Меняет Маяковский и словарь поэзии, ведь изысканное, хрупкое слово литературно-книжного обихода непригодно для речи поэта-трибуна, для марша, для лозунга. Поэт открывает доступ в поэзию словам разговорного стиля, иногда грубоватым и режущим слух, но полным жизни, свежести и силы. Маяковский убежден, что новое слово можно сказать только по-новому, поэтому у него так много необычных неологизмов. Он с неистощимой изобретательностью открывает новые, запоминающиеся созвучия, значительно расширяет запас рифмующихся слов, по праву считая себя поэтом-словотворцем, обогащающим литературный язык и помогающим народу выражать свои новые чувства и новые мысли. Но Маяковский не уставал подчеркивать, что не игра рифм и слов, и не блеск образов являются для него решающими в поэзии.
уесть покрупнее буржуя.
Маяковский в своем творчестве — бог, который создает свой поэтический мир независимо от того, понравится ли кому-нибудь его творение. Поэту все равно, что его нарочитая грубость может шокировать кого-то, он убежден, что поэту позволено все.
Так, например, дерзким вызовом и “пощечиной общественному вкусу” звучат строки из стихотворения “Нате!”:
А если сегодня мне, грубому гунну,
Кривляться перед вами не захочется — и вот
Я захохочу и радостно плюну,
Плюну в лицо вам,
Я — бесценных слов транжир и мот.
Маяковскому свойственно абсолютно новое видение мира, он будто выворачивает его наизнанку. Привычное в его поэзии становится странным и причудливым, мертвое — живым и наоборот.
Поэт чрезвычайно любит контрасты. Красивое у него всегда соседствует с безобразным, высокое — с низким: “Проститутки, как святыню, меня понесут и покажут Богу в свое оправдание”. Мертвые предметы в его поэзии оживают и становятся более одушевленными, чем живые.
Маяковский изменил не только поэзию, но и прежнее представление о ней, сознательно стал рупором идей и настроений эпохи. Стихотворения поэта — “оружие масс”, он вывел поэзию из салонов на площади и заставил ее шагать вместе с демонстрантами.
Владимир Маяковский был твердо убежден в том, что людям. нужно новое искусство, что поэзия должна стать поэзией улицы, толпы, должна выражать ее гнев, ее любовь, ее отчаяние — настоящие, простые и сильные человеческие чувства:
Пока выкипячивают, рифмами пиликая,
из любвей и соловьев какое-то варево,
улица корчится безъязыкая —
ей нечем кричать и разговаривать.
Поэт подарил улице этот недостающий ей язык, позволил ей говорить, научил ее кричать о себе. Он сознательно принял идеи новой эпохи, потому что был уверен в их прогрессивности и гуманности, и считал, что своим пером он действенно участвует в революционном обновлении жизни, в очищении ее от грязи и мерзости.
Русской словесности Владимир Маяковский подарил новую индивидуальность поэта, преодолев, по мнению Б. Эйхенбаума, старое противоречие русской поэзии, обретя гармонию лирического и гражданского начал: “Маяковский вовсе не “гражданский” поэт в узком смысле слова: он создатель новой политической личности, нового поэтического “я”, ведущего к Пушкину и Некрасову и снимающего их историческую противоположность, которая была положена в основу деления на “гражданскую” и “чистую” поэзию”. Маяковский, в стихах которого бок о бок уживаются пафос и насмешка, оратория и частушка, здравица и проклятия, лирика и плакат, вывел за собой молодую поэзию Страны Советов на новые просторные пути. Его открытия восприняли и стали применять в своих стихах и другие поэты советской эпохи. Сам же Владимир Маяковский на протяжении всего творческого пути продолжал последовательно отстаивать свою дерзко-независимую позицию.