Как называется стилистическая фигура в поэзии
Стилистические фигуры речи
Стилистические фигуры речи — это синтаксические конструкции с эмоционально-экспрессивными оттенками без дополнительной информации; — это речевые обороты, риторические фигуры, высказывания в виде синтаксического предложения, построенного с целью усиления выразительности и образности; — это вид изобразительно-выразительных средств, особенность которого заключается в конструкции предложения.
Среди стилистических фигур речи можно выделить*:
- Лексические повторы (намеренные повторы слов)
- Анафора
- Эпифора
- Синтаксические повторы (намеренные повторы конструкций предложения)
- Параллелизм
- Антитеза
- Фразовые повторы (средство организации текста)
- Бессоюзие
- Многосоюзие
- Парцелляция
- Риторические фигуры
- Риторический вопрос
- Риторическое восклицание
- Риторическое обращение
- Градация
- Инверсия
* — для ЕГЭ по литературе необязательно изучать эти подразделы, достаточно просто понимать их разность. В тестовых заданиях Вам потребуются только знания перечисленных ниже терминов и умение их отличать друг от друга.
Инверсия
Инверсия — намеренно неправильный порядок слов; нарушение прямого порядка слов (если в прямом порядке :
подлежащие → сказуемое → дополнения, то в предложениях с инверсией последовательность нарушается).
«Дыханием приятным
Сманила сон с моих она очей«,
«Дай бог лжецам замкнуть уста,
глас божий слыша в детском крике. «,
«. звучал мне долго голос нежный. «,
«Какое привалило счастье
Глупцу, шуту, бог весть кому«,
Анафора
Анафора (единоначатие) — одинаковое начало смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова). Разные строфы в стихотворении могут начинаться с одного и того же слова, буквы, выражения — это также будет анафорой.
«О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты. «
«Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?»
«И если я волей себе покоряю людей,
И если слетает ко мне по ночам вдохновенье,
И если я ведаю тайны — поэт, чародей,
Властитель вселенной — тем будет страшнее паденье..»
Эпифора
Эпифора (единоокончание) — фигура, обратная анафоре. Одинаковое окончание смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова).
Антитеза
Антитеза (противопоставление, контраст) — резкое противопоставление явлений или понятий. В основе заложен контраст (часто используются антонимы).
«Я, наверно, родился поздно
Или рано.Мне не понять»
«Я не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна»,
«И сердце засмеется и заплачет«,
Градация
Градация — постепенное нарастание (восходящая градация) или ослабление (нисходящая) смыслового значения.
«И милые тревоги милых дней,
И языка несвязный лепет,
И сердца судорожный трепет,
И смерть и жизнь при встрече с ней. «
Оксюморон
Оксюморон — сочетание несочетаемого (соединение двух исключающих друг друга понятий).
[table “49” not found /]
Риторический вопрос
Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. Ставится автором в произведении с целью привлечь внимание читателя.
Риторическое обращение
Риторическое обращение — обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.
Риторическое восклицание
Риторическое восклицание — восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания.
Р. В. передает различные оттенки речи и состояние человека.
Параллелизм
Параллелизм — схожее, часто одинаковое построение предложений.
«верю в тихое: «Что вы творите?»,
верю в горькое: «Что мы творим?»«,
«В нем глядит подозрительно каждый портрет.
В нем насупился замкнуто каждый предмет.«,
Парцелляция
Парцелляция — намеренное членение предложение на части.
«Молчу. Гляжу на небо. Стыну.
И синий выем виден мне.«,
Антитеза
Антитеза — резкое противопоставление явлений или понятий.
«Я, наверно, родился поздно
Или рано.Мне не понять»
«Я не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна»,
«И сердце засмеется и заплачет«,
Градация
Градация — постепенное нарастание (уменьшение) смысла или эмоционального значения при перечислении.
«В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов«,
«Не жалею, не зову, не плачу«,
«Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор,
Нужда и вечный гнет,
А там балы, блестящий двор,
Свобода и почет«
«И где ж Мазепа? где злодей?
Куда бежал Иуда в страхе?»,
«Все уныло, пусто, мертво,
Все, куда ни кинем взгляд»,
Эллипсис
Эллипсис — намеренный пропуск слова, его выпадение из текста стихотворение.
Бесссоюзие
Бесссоюзие (Асиндетон) — соединение слов без использования союзов.
«Сидит торговка: ноги, груди,
Платочек, круглые бока.»,
Многосоюзие
Многосоюзие (полисиндетон) — соединение слов с излишним использованием союзов.
«Вошла, как Психея, томна и стыдлива,
Как юная пери, стройна и красива,-
И шепот восторга бежит по устам,
И крестятся ведьмы, и тошно чертям!»,
Как выглядит задание ЕГЭ с данной терминологией?
- В заданиях 10 — 11.
Как называется прием повторения начальных строк, к которому автор прибегает во второй строфе стихотворения?
- В задании 13.
Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных стредств и приемов, использованных поэтом во второй строфе стихотворения (укажите из номера в любой последовательности). (1. гипербола 2. метафора 3.сравнение 4.эпитет 5. инверсия)
Как называется стилистическая фигура в поэзии
От тропов отличаются фразовые компоненты, которые называются фигурами речи. Это обычно словосочетания или предложения.
Они представляют собой выразительные синтаксические конструкции, которые передают экспрессию текста.
Если троп – это слово с переносным значением (оно имеет отношение к лексике), то фигура – часть предложения, которая играет определённую функцию в нём (здесь обретает свои права синтаксис).
Рассмотрим примеры различных фигур речи.
Перифраза – замена слова или словосочетания описательным выражением, оборотом.
Приветствую тебя, пустынный уголок ,
Приют спокойствия , трудов и вдохновения.
Погасло дневное светило ;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Инверсия – стилистически значимое изменение обычного порядка слов.
Где глаз людей обрывается куцый ,
главой голодных орд,
в терновом венце революций
грядёт шестнадцатый год .
Анафора – единоначалие, повторение слов или словосочетаний в начале предложения, стихотворных строк или строф.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.
Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.
Степям и дорогам
Камням и порогам
Антитеза – контраст, противопоставление явлений и понятий.
Я царь – я раб , я червь – я бог !
Когда в кругу убийственных забот
Нам всё мерзит — и жизнь, как камней груда,
Лежит на нас, — вдруг знает бог откуда
Нам на́ душу отрадное дохнёт ,
Минувшим нас обвеет и обнимет
И страшный груз минутно приподнимет.
Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.
Не жалею, не зову, не плачу …
Весны дуновеньем земля обогрета.
Ещё не начало весны, а предвестье ,
и даже ещё не предвестье – намёк,
что будет,
что рядом,
что срок недалёк.
Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия.
Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг,
И мне наскучил их несвязный
И оглушающий язык.
С кем мне поделиться
Той грустной радостью , что я остался жив.
Риторический вопрос – оборот речи в вопросительной форме, не требующий ответа.
О чём ты воешь, ветр ночной?
О чём так сетуешь безумно.
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Знакомые тучи! Как вы живёте?
Кому вы намерены нынче грозить?
Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к чему-то неодушевлённому или к кому-то незнакомому.
Младое, незнакомое! Не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастёшь моих знакомцев…
Цветы, любовь, деревня, праздность ,
Поля! я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной…
Риторическое восклицание – выражение утверждения в восклицательной форме.
Какое лето! Что за лето!
Да это просто колдовство.
Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё – равно, и всё – едино,
Но если по дороге – куст
Встаёт, особенно – рябина…
Параллелизм – сходное построение смежных фраз, строк или строф.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской .
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало…
Рассказать, что лес проснулся…
Рассказать, что с той же страстью…
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет…
Эллипсис — пропуск какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста.
Зверю – берлога, нужна
Полюбил богатый – бедную, человек — девушку
Полюбил учёный – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную.
Парцелляция – намеренное расчленение фразы с целью усиления выразительности, экспрессивности.
Всякие стихи ради последней строчки.
Которая приходит первой.
«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» – не понимая, сказал Никитин.
Прочитать подробнее о звукописи.
Прочитать о лексических средствах выразительности (тропах).