Как отразилась война в поэзии самойлова
Поэт-фронтовик Давид Самойлов История Старые фото
Прислала В. Лаврова.
Давид Самуилович Самойлов (Кауфман) (1 июня 1920, Москва — 23 февраля 1990, Таллин) — советский поэт и переводчик.
Как и многие его сверстники, ушёл со студенческой скамьи на фронт.
В начале Великой Отечественной войны его направили на трудовой фронт — рыть окопы под Вязьмой. Там Давид Самойлов заболел, был эвакуирован в Самарканд, учился в Вечернем педагогическом институте.
В 1942 поступил в военно-пехотное училище, но через месяц был отправлен рядовым-пулемётчиком на Волховский фронт; при прорыве блокады Ленинграда был тяжело ранен, но в 1944 после госпиталя вернулся на фронт и закончил войну в Берлине.
Давид Самойлов: «Выпало счастье…»
В дневник:
«16 октября… День безвластия… В трамваях открыто ругают советскую власть. В военкоматах никого. Власти молчат. Толпы людей ходят по улицам. Заводы не работают. Говорили, что ночью немцы будут в городе. Тяжелая атмосфера ненависти. Не к кому обратиться. В комитете советуют уходить. Я покидаю Москву с болью и горечью в сердце… В Азию! В Азию! Собраться с мыслями. Пережить. Обдумать».
С потоком эвакуируемых докатился до Самарканда. Там пришёл в себя, собрался с мыслями, отправился в военкомат, поступил в пехотное училище.
«В тылу кормёжка скудная, дисциплина зверская, обращение скотское».
Не доучив новобранцев до лейтенантов, их рядовыми двинули на передовую. После дикой среднеазиатской жары и издевательств озверевших старшин родным домом показалась пулемётная рота в болоте под Тихвином.
…В первом бою пулемётчику Кауфману немецкой миной перебило руку. Уже в госпитале он узнал, что боевую задачу подразделение выполнило, что сам он проявил геройство и отвагу и что представлен к медали.
Закружившись по госпиталям, он медали так и не получил; вылечившись, попросился обратно на фронт; стал комсоргом разведроты; в этом качестве и дошёл до Берлина при штабе фронта.
Самые сильные впечатления на этом пути — спасение пленных немцев от самосуда наших солдат.
Книга Л. Анненский «Красный век». Эпоха и её поэты.
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Д.Самойлов “Сороковые”, Е.А. Евтушенко “Мед”
Разделы: Литература
Цели:
- Познакомить учащихся с поэзией периода Великой Отечественной войны. Познакомить с биографическими сведениями о Д.Самойлове и Е.А. Евтушенко.
- Развивать мыслительные способности, выразительное чтение, навык анализа стихотворения, обогащать словарный запас учащихся.
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству
Оборудование: портреты Д.Самойлова, Е.А. Евтушенко, музыкальное сопровождение – песня “Землянка” (“Бьется в тесной печурке огонь. ” на слова А. Суркова)
Эпиграф:
Солдаты мы.
И это наша слава,
Погибших и вернувшихся назад,
Мы сами рассказать должны по праву
О нашем поколении солдат.
Н.Старшинов
Ход урока.
Эмоциональное вступление к уроку – прослушивание песни о войне, в котором отразилось чувство защитников Родины. “Землянка” (“Бьется в тесной печурке огонь. ” на слова А. Суркова). Приложение 1.
I. Сообщение новых знаний
1. Вступительное слово учителя.
Все мы знаем 1941-1945 годы, годы Великой Отечественной войны. Не только простой народ участвовал в этой войне. И писатели, и поэты, такие, как А.Гайдар, А.Алиш, М.Джалиль, А.Твардовский, М.Шолохов, Д.Самойлов, брали в руки винтовки и шли в бой. Они сражались не только с помощью оружия, главным их оружием было перо. Центральная тема их произведений – это тема войны. И сегодня мы с вами познакомимся с этими поэтами – Д.Самойловым и Е.А.Евтушенко.
Самойлов Давид Самуилович родился в 1920 году в Москве, умер в 1990 году в Таллинне. Настоящая его фамилия – Кауфман. Мальчик рос в сугубо интеллектуальной семье. Будучи студентом, он добровольно ушел на фронт. Был рядовым бойцом, разведчиком. Война, естественно, отложилась в его поэзии – в частности, вошедшее в поговорку стихотворение “Сороковые, роковые. ”, написанное в 1961 году.
2. Выразительное чтение стихотворения “Сороковые, роковые. ” и его анализ.
А) Учитель выразительно прочитывает стихотворение, учащиеся внимательно слушают. Затем прочитывает стихотворение один ученик из класса (возможно, заранее подготовленный)
Б) Словарная работа
– Мы с вами прочитали стихотворение Д.Самойлова “Сороковые, роковые. ”, и нам здесь встретились непонятные слова, давайте разберем их. Как вы понимаете значение этих слов?
- роковые (годы)- здесь: приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;
- в . замурзанной ушанке (просторечное) – в грязной, истрепанной зимней солдатской шапке;
- уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу;
- кисет – маленький мешочек для табака, затягиваемый шнурком;
- мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу;
- балагурить (разговорное) – весело, с шутками болтать;
- паёк (просторечное) – здесь: кусок хлеба, выданные по военной норме.
В) Беседа по содержанию стихотворения.
– Какими словами рисует поэт картину войны? Что увидели вы за скупыми строками первых двух строф? ( Суровое лицо войны рисуется поэтом при помощи таких картин, как извещенья похоронные, перестуки эшелонные, погорельцы. В первых двух строфах картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями на букву “р”: “соРоковые”, “Роковые”, “фРонтовые”, “похоРонные”, “пеРестуки”, “Рельсы”, “пРостоРно”, “погоРельцы” (два раза). Эти слова и выражения вызывают у читателя чувства тревоги, непоправимой беды, горя.)
– Как меняется настроение стихотворения, когда поэт вспоминает себя на войне? Каким видится вам герой стихотворения? (Сначала автор изображает страшные годы войны, беду, ужас, но он начинает вспоминать себя в это время, и настроение меняется, становится веселым и озорным. Он вспоминает себя, каким он был веселым, задорным. Автор стихотворения видится нам человеком мудрым, многое повидавшим на своем пути.)
– Какие чувства испытывает поэт, вспоминая свою юность? (Вспоминая свою юность, автор испытывает чувство горечи, печали. Война разрушила все. Она разрушила юношеские мечты, желания, надежды. Автор говорит о несовместимости, противоположности юности и войны)
– Какие художественные детали создают образ войны в строфе “Сороковые, роковые. ”? (Художественные детали: извещенья похоронные, перестуки эшелонные, гудят накатанные рельсы)
Вывод: В этом стихотворении Самойлов хочет сказать о том, как противостоят и как несовместимы юность – прекрасная пора жизни, и война – ужасная, кровопролитная.
3. Слово учителя о Е.А.Евтушенко.
– Но не только писатели, побывавшие на поле битвы писали произведения о войне, о ее ужасающих последствиях, о том, сколько горя принесла война. Одним из таких писателей является Евтушенко Евгений Александрович, который не сражался с врагами, но точно мог передать настроение войны в своих произведениях, ее влияние на человека простого и бедного.
Он родился 18 июня 1933 года на станции Зима Иркутской области. Он – поэт, прозаик, критик, публицист, кинорежиссер. Родители – геологи, мать впоследствии певица, заслуженный работник культуры РСФСР. Он рос и учился в Москве, посещал поэтическую студию Дома пионеров. Был студентом Литературного института им. М.Горького. Евтушенко занимался преподавательской деятельностью в США, интенсивными творческими исканиями в других литературных жанрах и видах искусства. Евтушенко был редактором многих книг, вел творческие вечера поэтов, составлял радио- и телепрограммы, организовывал грамзаписи, сам выступал с чтением стихов А.Блока, В.Маяковского, Н.Гумилева и других.
Евтушенко – почетный член Академии искусств, действительный член Европейской академии искусств и наук.
4. Выразительное чтение стихотворения Е.А.Евтушенко “Мед”.
А) Учитель выразительно прочитывает стихотворение, учащиеся внимательно слушают. Затем прочитывает стихотворение один ученик из класса (возможно, заранее подготовленный)
Б) Словарная работа
– Мы с вами прочитали стихотворение, и нам здесь встретились непонятные слова, давайте разберем их. Как вы понимаете значение этих слов?
отрез – кусок ткани на платье, костюм;
рука. гнушалась явными отрепьями – не брала, с отвращением отбрасывала поношенную, ветхую одежду;
цедиться – медленно литься через узкое отверстие; здесь: через воронку в бутылку;
глядел согбенно и безропотно – сгорбившись, покорно смотрел;
сановно – здесь: высокомерно от сознания своего почетного положения, сана;
пособить (просторечное) – помочь.
В) Беседа по содержанию стихотворения.
– Какое впечатление произвела на вас история, рассказанная поэтом? (Эта история очень грустная, печальная. Стихотворение производит чувство отвращения к богатым, скупым и чувство жалости к бедным и беспомощным.)
– Раскройте значение метафоры “ и горе выстроилось в очередь, простое, горькое, нагое”. (В этой метафоре под словом “горе” подразумевается весь народ, народ бедный, беззащитный, беспомощный. Это означает, что в очередь выстроились простые люди, а не богачи)
– Какие чувства испытывает рассказчик к продавцу меда и к людям в очереди? Ответ подтвердите цитатами из стихотворения. (Автор испытывает чувство отвращения к продавцу меда, точнее чувство ненависти: “Был продавец из этой сволочи”. К людям же, стоящим в очереди, он испытывает чувство жалости: “горе выстроилось в очередь, простое, горькое, нагое”)
– Что говорят вам, читателям, такие художественные детали, как “рука купеческая с кольцами” и рюмочка “с колечком маминым на дне”. Какой момент в стихотворении завершает этот ряд деталей, превращая колечко в символ? (Здесь “рука купеческая с кольцами” противопоставлена “колечку маминому на дне”. “Колечко, выпавши из рюмочки упало вслед саней умчавшихся” завершает ряд деталей. Мамино колечко было символом надежды, веры в выживание, но все надежды разрушены).
– Как поэт подчеркивает богатство и высокое положение неожиданного покупателя? Какой подтекст в строке: “Они всегда договорятся”? (Уже при первом появлении неожиданного покупателя мы можем судить о его богатстве и знатности, так как у него и сани красивые, расписаны розами на спинке, да и сам внешний вид: “важный лоб, торжественный, как в раме”, говорит о его положении в обществе. Продавец меда – человек богатый, и в строчке: “Они всегда договорятся”,- мы сразу замечаем разницу между простым народом и этими богачами. У этих богачей одинаковые мысли цели, они оба хотят одного: богатства. И эта строчка покупателя говорит о том, что они поймут друг друга.)
– Когда и с какой целью поэт использует прием противопоставления, контраста? (В последних строках автор использует прием противопоставления. Здесь мед, который ел богач, противопоставляется меду, прилипшему к усам навеки. Купив мед, и лишив, возможно, единственной надежды на выживание, богач совершил ужасный поступок, который никто не сможет исправить, то есть к усам прилип не мед, а на совести этого богача то горе, беды, лишения и, возможно, смерть людей. И за все в ответе этот богач).
Во время обсуждения стихотворений можно записать в тетрадь по литературе ключевые слова и выражения для анализа этих поэтических текстов.
III. Подведение итогов урока.
– С какими поэтами мы сегодня познакомились?
– С какими их стихотворениями мы познакомились?
– С какими чувствами авторы вспоминают о военных годах?
Сегодня мы лишь прикоснулись к теме “Поэзия Великой Отечественной войны”, так как поэтов, выразивших боль происходящего в 1941-1945 годах, более тысячи. Я советую вам дополнительно почитать стихи Ольги Берггольц, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Муссы Джалиля, Эдуарда Асадова, Расула Гамзатова.
IV. Постановка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворений о Великой Отечественной войне.
Новости
Путь солдата и судьба поэта: к 100-летию со дня рождения Давида Самойлова
1 июня исполняется 100 лет со дня рождения Давида Самуиловича Самойлова (псевдоним, настоящая фамилия Кауфман) – поэта, переводчика, сценариста, стиховеда. После окончания школы в Москве в 1938 году Самойлов поступил в Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ), где получил блестящее гуманитарное образование. Его учителями были выдающиеся отечественные учёные: С.И. Радциг – исследователь древнегреческой литературы, Н.К. Гудзий – историк литературы, исследователь древнерусской литературы, Ю.М. Соколов – фольклорист, Д.Д. Благой – пушкинист, Д.Н. Ушаков – лингвист, один из разработчиков реформы русского языка, Л.И. Тимофеев – теоретик литературы. Это далеко не полный перечень педагогов, у которых посчастливилось учиться будущему поэту, но, читая их фамилии, легко можно представить сколь основательной была филологическая школа МИФЛИ.
Друзьями Самойлова в предвоенные годы стали поэты, которых критики назвали поэтами военного поколения: Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Борис Слуцкий, Сергей Наровчатов. Им он посвятил стихотворение «Пятеро», первая строфа которого во многом определяла суть их поэтического дарования и поэтической биографии:
Жили пятеро поэтов
В предвоенную весну,
Сочинявших про войну.
Стихи Самойлов начал писать рано, но их качеством удовлетворён не был. Его первая публикация – стихотворение «Охота на мамонта» – благодаря содействию Ильи Сельвинского появилась в третьем номере журнала «Октябрь» за 1941 год. До начала Великой Отечественной войны оставалось менее трёх месяцев.
В первые же дни войны Самойлов хотел попасть на фронт добровольцем, но ему было отказано из-за состояния здоровья.
Основным источником для нашей статьи стали воспоминания Д. Самойлова о войне. Они позволяют представить и понять путь солдата и судьбу поэта, его личность и образ, в том числе специфику его мышления, отношение к событиям и людям.
Его участие в войне началось с трудового фронта. Самойлов оказался под Вязьмой, недалеко от станции Издешково – на строительстве укреплённых рубежей: он рыл противотанковые рвы, возводил эскарпы и противоэскарпы – военные укрепления для пехоты. Во время работ Самойлов заболел, но не уехал – «в свободные от лихорадки дни ездил за продуктами для отряда», часто под пулемётными обстрелами фашистских самолётов. Лишь благодаря своевременному приказу начальства москвичи, работавшие на строительстве укреплений, не попали в окружение и в плен.
С 1942 года – Самойлов в действующей армии: попал на Волховский фронт, «в горнострелковую бригаду, сидевшую по горло в окопах». Был комсоргом роты, а во время прорыва блокады Ленинграда вместо погибшего был назначен замполитом пулемётной роты.
Во время боёв Самойлов был тяжело ранен, «грозило заражение крови, долго не заживала рана, онемели пальцы». Побывал в нескольких полевых госпиталях, затем был направлен в тыловой госпиталь на Урале – в Красноуральск.
После выписки из госпиталя заготавливал дрова для запасного полка, куда он был направлен, в керженских лесах под Горьким. «Всю осень 43-го, – писал в воспоминаниях Самойлов, – я кочевал по карантинам и запасным полкам города Горького, пока не осел к зиме в роте противотанковых ружей 7-го Запасного полка».
Оказавшись в Москве и имея возможность в ней остаться, Самойлов этой возможностью не воспользовался. Он вновь просился на фронт. Исполнению задуманного способствовала встреча с Семёном Гудзенко, который привёл его к Илье Эренбургу. Вопрос об отправке на фронт был решён. Вот как этот эпизод описывает Самойлов в своих мемуарах: «Гудзенко изложил ему моё желание отбыть на фронт.
– Что ж, – сказал Илья Григорьевич. – Ведь вы туда проситесь, а не оттуда. Но куда вы, собственно, хотите конкретно?
Я попросился на Первый Белорусский в распоряжение разведотдела штаба фронта. Эренбург снял трубку и запросто переговорил с начальником Главразведупра Генерального штаба генералом Кузнецовым.
На следующий день я гордо ходил по столице, не стесняясь патрулей. У меня за пазухой был пакет от Генерального штаба с грифом “Совершенно секретно”. Я был единственным в армии ефрейтором Генерального штаба».
По прибытии на фронт Самойлова зачислили комсоргом в Третью отдельную моторазведовательную роту разведотдела штаба Первого Белорусского фронта.
В июне 1944 года принимал участие в борьбе против банд бандеровцев. Затем – бои под Новгород-Волынском, где он командовал «десятком солдат на переправе у села Березино». В августе 1944-го Самойлов участвовал в освобождении Польши, выбивал фашистов из небольшого городка Илжи. Так он рассказывал об одном из эпизодов сражения: «Немцы атакуют вдоль дороги, навстречу подкреплению, не успевшему развернуться в боевой порядок. Там суматоха. На виллисе выскакивает вперёд генерал (впоследствии оказалось – начальник штаба корпуса). К нему кидаются наступающие. Развернуть виллис на узкой дороге нельзя. К генералу пробивается наш броневик и, прикрыв его машину, чешет из пулемёта по наступающим. Виллис пятится задом. Выручили генерала. А немцы вдруг выкатываются из леса и густой цепью атакуют село – вверх из ложбины. Наша пехота отступает, отстреливаясь. Всё это происходит в пятистах метрах от нашей колонны… Мы быстро продвигались к Опочно. Слева гремели взрывы – немцы взрывали всё, что не хотели оставить нам».
Далее были Мендзыхуд, Ландсберг и перед Шверином «широкий плакат: “Здесь была граница Германии”. Я невольно ощутил волнение, пересекая незримый рубеж», – писал впоследствии Самойлов.
Военные дороги привели Самойлова к Берлину, где он стал участником боёв по взятию фашистской столицы: «Гром сражения ночью слышался грознее, не разбавленный дневными звуками и голосами. Бой шёл день и ночь».
В апреле 1945-го по заданию командования пробивался в городок Вернойхен, к северо-западу от Берлина и участвовал в захвате локаторной установки. Затем – бои к северу от Берлина, в Ораниенбауме.
Победа была близка, и Самойлов, как и тысячи советских солдат, ощущал её неизбежную близость. Это было непростое состояние: «У нас было двойственное чувство. Желание участвовать в последнем победном сражении, чувство победы и – с другой стороны – естественное стремление дожить до этой победы, поскольку она так уж близка, и столько до неё пройдено, и так она выстрадана, – естественное стремление сохраниться и не погибнуть в последние часы огромной битвы».
30 апреля был получен приказ направиться в городок Штраусберг, где в этот день для Самойлова закончилась война.
Мы достаточно подробно воспроизвели боевой путь Самойлова, чтобы читатель не только по названию фронтов мог его себе представить, но и по деталям этого нелёгкого фронтового пути. При этом важно понимать и чувствовать образ мыслей этого конкретного солдата – Давида Самойлова. Он не считал себя умней своего поколения и «развивался вместе с ним»: «Желание стать солдатом, стать как все, надеть шинель и подвергнуться всему, чему должен подвергнуться солдат, и именно в этом риске, страхе и смерти обрести своё лицо и индивидуальность – добровольно утратить лицо и усилием воли, веры и долга обрести его в новом качестве – вот о чём я думал тогда, вот что постепенно обретал в своём выздоровлении и становлении».
Читаешь эти строки и понимаешь: так думал гуманитарий. Когда мы говорим «солдат Великой Отечественной войны» или обобщённо: «солдат», мы порой невольно обезличиваем людей, унифицируем и лишаем «плоти и крови», индивидуальности, самобытности. А ведь они были разными: добрыми и не очень, общительными и замкнутыми, желающими выслужиться и скромными, незаметными, незаменимыми и «как все» – разными. Они жили на войне и в условиях войны. «На войне ведь не только воевали, умирали и побеждали. На войне прошли годы ранней молодости, на войне образовывались личность, характер, судьба». В этом смысле очень важно такое признание Самойлова: одним из главных обретений для него в годы войны стало «ощущение народа». « Я понял тогда, – писал он в воспоминаниях, – что народ не однородный фарш истории, а соединение личностей, из которых каждая способна сознательно и полноценно осуществляться согласно своей внутренней цели. Единство языка, культуры и судьбы порождает черты, сходные у многих, которые мы именуем народным характером. Но на деле народ – это неисчерпаемое множество характеров. В сходных чертах их нет ничего извечного, постоянного и застывшего. Напротив – свежесть и энергия русской нации, её историческая неосуществлённость способствуют развитию и постоянному изменению обстоятельств и характеров».
О гуманитарном начале в личности Самойлова свидетельствует примечательный факт, о котором он сам рассказал в мемуарах: желание в условиях войны написать большой роман «со многими персонажами, со сложными переплетениями судеб, роман – история поколения, который никогда не лёг на бумагу и всё же существовал – для одного читателя, для меня, – и постоянно развивался, переделывался и оттачивался. Его вымышленный идеальный мир, – а это был роман идеальный, потому не лишённый ходульности, – восполнял недостаток идеального в моей повседневной жизни на протяжении всех моих фронтовых и тыловых лет».
И ещё одно, важное: «Германию в 45-м году пощадил природный гуманизм русского солдата. ».
За мужество и героизм, проявленные в боях, Д.С. Самойлов был н аграждён орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». Воинских наград могло быть и больше, но один из командиров, который недолюбливал Самойлова, тормозил с присвоением ему следующего воинского звания и придерживал награждение бойца. Но разве это могло стать для Самойлова главным? Главное в том, что он сопричастен к Великой Победе, главное – остался жив.
На войне стихов почти не писал – было не до них, хотя впечатления от происходящего западали в душу, хранились в памяти. Иногда рождались строки, которые позднее становились основой будущих произведений: «…порой записывал строки или строфы, случайно пришедшие на ум. Некоторые из этих строк надолго сохранились в моём чувствовании. И потом через много лет вошли в стихотворение».
Определяя своеобразие своего поэтического мышления, Самойлов указывал, что он шёл «от литературы к жизни», что «жизненные факты всегда служили… лишь толчком», и он «переживал их… вяло, пока… они не преобразовались» в поэтические строки.
Особенность поэзии военной поры Самойлов видел в том, что поэты, и он сам в том числе, «вернулись к литературе революционного романтизма. Один из его планов – жёсткая сентиментальность. Поскольку дело касалось войны – это была литература искренняя. Литература, обслуживающая непосредственную потребность жизни. Лучшая литература военного времени – литература факта», – утверждал поэт в своих воспоминаниях.
К активной поэтической работе Самойлов приступил в середине 1950-х годов, после ХХ съезда партии. Помимо стихотворений о войне, многие из которых стали хрестоматийными и вошли не только в вузовские, но и в школьные учебники и программы («Сороковые», «Перебирая наши даты…» и др.), Самойлов обращался к самым разнообразным темам. В его творческом наследии – стихотворения о природе, интимная лирика; произведения, в которых возникают образы детства («Выезд», «Двор моего детства», например), автобиографическая проза, посвящённая родителям («Дом», «Квартира», «Сны об отце», «Из дневника восьмого класса» и др.).
В поэтическом сознании Самойлова всегда присутствовали образы писателей прошлого – русских и зарубежных: Г.Р. Державина, А.А. Дельвига, А.С. Пушкина, И. Северянина, А.А. Ахматовой, Данте, У. Шекспира… К ним Самойлов обращался постоянно – и в годы войны, и после неё. Среди образов его лирики – лица отечественной истории, прежде всего, самых сложных её периодов – на изломе и перепутьях как Х I Х, так и ХХ века. В историческом прошлом – царь Иван («Стихи о царе Иване»), Софья Палеолог, Пётр и Меншиков, декабристы, особенно ярко представленные в стихотворении «Пестель, Поэт и Анна». Историческая основа и у его драматической поэмы «Сухое пламя». Не обошёл поэт в своих раздумьях и трагические страницы русской истории ХХ века, фигуру И.В. Сталина…
Он писал для детей, придумал ставшую знаменитой сказку «Слонёнок-турист», по которой в 1992 году был создан мультипликационный фильм. В 1982 году вышла его книга «Слонёнок пошёл учиться. Пьесы в стихах».
В творческом наследии Самойлова значительное место занимают переводы – с албанского, чешского, польского, венгерского, английского, литовского, армянского языков. Им сделан перевод для спектакля «Двенадцатая ночь» У. Шекспира.
Д.С. Самойлов – автор 13 поэтических сборников. Среди них «Ближние страны» (1958), «Второй перевал» (1963), «Дни» (1970), «Равноденствие» (1972), «Весть» (1978), «Избранное» (1980) и др. В 1990 году вышел его двухтомник «Избранные произведения».
Среди теоретиков литературы, да и многих читателей, интересующихся историей и теорией стиха, широкую известность получила его «Книга о русской рифме», вышедшая в 1973 году и выдержавшая несколько переизданий после смерти автора.
У Самойлова всегда была собственная, активная, как принято говорить, гражданская позиция. Он встречался с академиком Сахаровым, хотя разделял далеко не все его взгляды; подписал письма в защиту А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля, за что был «наказан» властью – из плана издательства сняли уже готовую к публикации книгу его стихов и поэм.
В 1967 году Самойлов поселился недалеко от Москвы – в деревне Опалиха. Здесь его навестил писатель Генрих Бёлль.
В 1976 году переехал в небольшой приморский город Пярну в Эстонии – место, которое он очень любил. Эстонские мотивы нашли отражение в его сборниках «Улица Тооминга» и «Линии руки» (1981).
В 1988 году Д.С. Самойлов был удостоен Государственной премии СССР.
23 февраля 1990 года Самойлов выступал в Таллине на вечере, посвящённом памяти Б.Л. Пастернака. После выступления вышел за кулисы и неожиданно скончался.
Похоронен поэт в г. Пярну.
Геннадий Самуйлович Меркин,
доктор педагогических наук, профессор, литературовед, заслуженный учитель России,
автор линии учебников и пособий по литературе для средней школы.
Творчество Давида Самойлова представлено в учебниках литературы для 6 класса (автор Г.С. Меркин) и 11 класса (авторы С.А. Зинин, В.А. Чалмаев), выпущенных издательством «Русское слово» .
Тема войны в поэзии А.Межирова, Б.Слуцкого, Д.Самойлова.
Давид Самойлов (Кауфман) – учился в МИФЛИ. Многие его учащиеся стали участниками войны (П.Коган, М.Кульчицкий погибли). Самойлов выжил, для него период военных и послевоенных лет проходил под знаком ускоренного становления личности. Он считал, что человек на войне руководствуется долгом, патриотизмом. Три перевала разделили жизнь Давида Самойлова на три части. За время войны почти не писал. На “втором перевале” в жизни и творчестве поэта (1960-75) были написаны самые лучшие его вещи в теме Великой Отечественной войны. Это стихи из сборника «Второй перевал»: “Сороковые”, “Старик Державин”, “Перебирая наши даты”, “Слава богу! Слава богу. ” и др. Эти стихи сделали Самойлова известным. В стихотворении «Сороковые» первая строфа – обзор военных лет. Потом Самойлов переводит взгляд на деревянный полустанок, который может быть и не назван, т.к. каждое слово в тексте – итог былого в восприятии одного человека. Потом он переходит к автопортрету, в подробностях замечает мирное течение времени, раскрывая тему так, что становится понятно и тем, кто не видел войны.
Мажор уступает минору, когда речь заходит о не вернувшихся с войны друзьях (цитата). От военной темы уйти не смог до конца своих дней. Стих “Если вычеркнуть войну. “ – не было неизвестным, т.к. с точки зрения официальной идеологии, оно было “крамольным”. Самойлов первым написал, что в войну жилось лучше, потому что люди были свободны (цитата). Об этом после Самойлова написали и Борис Слуцкий: «Хорошо было на войне. / С тех пор / Так прекрасно не было мне» и Александр Межиров, признался, что чувствует “лютую тоску по той войне”.
На “втором перевале” обострилось у поэта чувство истории. К сожалению, не все читатели улавливают политический подтекст в исторических сюжетах Самойлова. В стихотворении “Пестель, поэт и Анна” можно увидеть противопоставление разговоров о политике, песне молдаванки Анны (“Стоял апрель. И жизнь была желанна. / Он вновь услышал – распевает Анна. / И задохнулся: “Анна! Боже мой!”), и радикализм Пестеля (“. если трон / Находится в стране в руках деспота, / Тогда дворянства первая забота / Сменить основы власти и закон”).
Александр Межиров ушел на войну в 17. «Война потрясла меня до глубины души», — писал он. В первые послевоенные годы стихи Межирова выражали войну как нечто обособленное от жизни. Но позже поэт стал думать о том, что явления войны как бы повторяются и в мирной жизни. Так были написаны «Просыпаюсь и курю…», «Календарь», «Десантники». Первая книга Межирова «Дорога далека» вышла в 1947 г., и потом ряд книг, из кот. наиболее осмысленными являются «Стихотворения», «Прощание со снегом», «Подкова».
Человек—личность—общество — это самый чувствительный нерв в поэзии Межирова. По стиху «Воспоминаний о пехоте» можно проследить, что он хочет сделать моментальный снимок всей войны. Поэтому лирический герой стиха превращается в обобщенный символ, в сосредоточение многих судеб, подобных судьбе самого поэта. Стих Межирова «Коммунисты, вперед!» — поэт в этом стихотворении воссоздает те критические ситуации, когда только мужество и воля к победе помогали преодолеть все. Многие стихи показывают, что лирический герой поэтов-фронтовиков был личностью. Как бы ни была тяжела военная обстановка, советский человек оставался человеком. «Календарь» -это лирическая повесть о моральном уроне, который война наносила людям.
В стихотворении «Как ни мудри и что ни говори» А.Межиров размышляет о произошедших событиях, пытаясь понять их смысл. Автор в этот период отвергает многое из того, что написал в книгах конца 40-х годов. Его волновали общественные страсти и боренья. В своих новых стихах поэт начисто избавился от наивной суровости, с которой писал иные фронтовые стихи. Спустя многие годы он создает стихотворение «Серпухов». Оно посвящено Серпухову, няне поэта, доживавшей свои дни в деревне, самой России. Судьба человека, и тема России образуют в стихотворении сложный философский мотив. Поэт также в своей лирике указывает путь к нравственному возрождению.
Борис Слуцкий. Илья Эренбург утверждал, что Война сделала Слуцкого поэтом. Войну считал главным делом поколения, долгом каждого. К тем, кто отсиживался в тылу относился с неодобрением (цитата 1). В любом стихотворении Слуцкого важен финал. В нем может зазвучать другой голос, и он разом перевернет все стихотворение. В “Послевоенном скандале” он дает слово тем, кто был в тылу, но не был крысой (цитата2). Эта готовность расслышать чужую боль и правду были главным военным приобретением Бориса Слуцкого. У всех молодых поэтов было ощущение близости войны и исторической роли своего поколения, осознание общности судьбы: воевать и умирать за действительность. Об этом напишет в послевоенной балладе “Сороковой год” (Цитата 3).
В стихе «Статья 193 УК (Воинские преступления)» показан образ смертников, отпущенных на фронт в атаку. Он видел несправедливость приговоров, фиксировал в стихах (цитата 4).
Во время войны Слуцкий написал немного стихов, больше он написал писем. Интерес к судьбе своих друзей и знакомых — наиболее яркая их черта. Стихи, написанные до войны были для Слуцкого пройденным этапом. Он не хотел оставлять их. Но стих “Кёльнская яма” оставил. Когда партизан сказал ему: «Нас было семьдесят тысяч пленных. В большом овраге с крутыми краями», ему показалось, что это начало стиха.
Это было начало того Слуцкого, чей голос невозможно было спутать ни с каким другим. Прежние довоенные и военные стихи, при всей их талантливости и яркости, могли быть приписаны любому другому поэту. “Кёльнскую яму” написал не похожий ни на кого, повлиявший на многих поэт.
Вернувшись с войны, Слуцкий хотел писать о войне всю правду. Но он понял, что для него правда войны требует иной поэтики, чем поэтика, например, Исаковского. Он выработал эту ее. Иосиф Бродский писал: “Именно Слуцкий едва ли не в одиночку изменил звучание послевоенной русской поэзии» (цитата5).
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Тема войны в поэзии А.Межирова, Б.Слуцкого, Д.Самойлова.
Тема войны в поэзии А.Межирова, Б.Слуцкого, Д.Самойлова.
Тема войны в поэзии А.Межирова, Б.Слуцкого, Д.Самойлова.
“Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов К.Симонова и Д.Самойлова
29.02.2016. Класс 6-А-Б Урок №43 Макогон Т.А.
Тема: Развитие речи №8 “Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов К.Симонова и Д.Самойлова”
Цели урока: Образовательные: познакомить обучающихся со стихотворениями К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Д.С. Самойлова «Сороковые», помочь им определить тему стихотворения, разгадать замысел авторов;
Практические: проследить, как обучающиеся умеют находить в стихотворениях изобразительно-выразительные средства, использованные авторами, находить в них образы, определять их значение, вырабатывая навыки анализа лирического произведения, отвечать на вопросы, выразительно читать стихотворения;
Воспитательные: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны и в наше время; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии того времени соединялись с глубоко личными переживаниями авторов.
Оборудование урока: записи песен военных лет; выставка поэтических сборников; портреты поэтов; слайды на тему войны, фонохрестоматия.
Тип урока: Урок изучения нового материала
I этап. Организационный момент. Актуализация знаний.
(Вступлением к уроку является русская советская песня времен Великой Отечественной войны «Священная война»)
Беседа с классом.
– Как вы считаете, в военное время совместимы такие понятия как война и музыка?
– Для чего нужна в тяжелое время для страны, людей музыка?
– Какие песни о войне вам знакомы?
Вот уже без малого 71 год отделяет нас от Великой Победы. И сколько бы ещё не прошло времени, солдаты, не вернувшиеся с полей сражений, погибшие в печах фашистских концлагерей, умершие от тяжких ран, – навсегда в наших сердцах, в нашей памяти.
Бессмертен подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Все меньше остается с нами ветеранов, которые могут как очевидцы и у частники рассказать о том, какой ужасной трагедией была война для нашей страны. С каждым годом все дальше уходит от нас героическое время Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата, вставшего на смерть, и подвиг труженика – народа, ковавшего эту победу в тылу. Развязанная гитлеровцами война против советского народа принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей, залила кровью поля России, превратила в руины города и поселки. Весь советский народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях с захватчиками советские воины проявили чудеса героизма, их жены, матери и дети, заменив ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу.
Одной жизнью с воюющим народом жили писатели. Обычное «рабочее место» писателя – фронтовика – темный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, партизанская землянка, блиндаж. Особый подъем пережила в годы войны советская поэзия. Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом. Многие стихи той поры стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу.
Тема сегодняшнего урока: «Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов» (Слайд № 1).
Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать о войне, а вспоминать о ней надо! Эпиграфом к нашему уроку являются слова Роберта Рождественского:
« Эта память верьте, люди,
Всей земле нужна!
Если мы войну забудем –
Вновь придет война!» (Слайд №2)
Переживания, связанные с Великой Отечественной войной, понятны нам и сейчас. До сих пор слышатся её отголоски. Люди не могут привыкнуть к потере близких, пропавших без вести, до сих пор разыскивают их, испытывая боль и горечь. А что же тогда чувствовали те, кто воевал? Откуда мы можем узнать об этом? Их чувства, ребята, сохраняет и передает поэзия.
Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.
Сегодня на уроке мы поговорим о том, как отразилась Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. Будем читать и анализировать стихотворения поэтов-фронтовиков (Слайд №3).
II этап. Чтение и анализ стихотворений.
Победа в Великой Отечественной войне досталась ценой жизни около 32 миллионов советских людей. Среди тех, кто уходил на фронт, были и талантливые поэты.
Таким поэтом-фронтовиком был К.Симонов (Слайд №3).
С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет “Красная Звезда”, “Правда”, “Комсомольская правда”, “Боевое знамя” и др. В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 – звание подполковника, а после войны – полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. В 1942 снят первый кинофильм по сценарию Константина Симонова (“Парень из нашего города”).
Посмотрите на портрет Константина Симонова. Что поражает нас в чертах лица Симонова? (Слайд №3)
Первые месяцы войны были особенно тяжёлыми. Вы знаете, почему?
В первые, особенно тяжелые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжелыми боями и большими потерями, оставляя врагу села и города, Симоновым было написано стихотворение «Ты, помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», посвященное другу, поэту Алексею Суркову (Слайд №5).
Давайте познакомимся с этим стихотворением. (Учитель выразительно читает стихотворение).
Анализ стихотворения «Ты, помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» К.Симонова.
Беседа по вопросам:
Кому посвящено стихотворение Симонова? Что вы знаете о его друге, поэте-фронтовике А. Суркове?
Какие слова и выражения в стихотворении могли бы стать синонимами к понятию «Родина»?
Какой смысл приобретает в стихотворении образ Дороги и образ Дома?
Стихотворение Симонова наполнено звуками, голосами. Определите, чьи голоса звучат в тексте и какой смысл это придает стихотворению.
Какие детали военного времени использует поэт для создания картин войны? Какую роль играет звукопись? Какие чувства эти слова и выражения вызывают у читателя?
Давайте сделаем вывод по стихотворению.
Итак, о чем это стихотворение?
Как оно могло воздействовать на сознание бойцов?
Через несколько дней после начала войны другой поэт Давид Самойлов (Слайд №6) уходит добровольцем сначала на оборонные работы на Смоленщине, затем зачисляется курсантом Гомельского военно-пехотного училища. После тяжелого ранения пять месяцев провел в госпиталях, затем снова возвращается на фронт, находится в моторазведроте. Последнее звание – старший сержант.
В 1958 выходит первая книга стихов “Ближние страны”. С этого времени регулярно появляются его поэтические сборники: “Второй перевал” (1963); “Дни” (1970); “Перебирая наши даты. “. Д.Самойлов участвовал в создании нескольких спектаклей в Театре на Таганке, в “Современнике”, писал песни для спектаклей и кинофильмов.
Чтение учителем стихотворения «Сороковые».
Анализ стихотворения «Сороковые» Д.Самойлова.
Беседа по вопросам:
Какие детали военного времени использует поэт для создания картин войны? Какую роль играет звукопись? Какие чувства эти слова и выражения вызывают у читателя?
Как поэт создает в своем стихотворении образ времени?
Почему в 6—7-й строфах так много восклицательных интонаций? В чем трагизм последних двух строк стихотворения? – Каким настроением пронизано стихотворение?
(Поэт вспомнил «сороковые» 20 лет спустя. Это позволило ему шире и глубже понять трагедию «свинцовых» и «пороховых» лет, вспомнить с грустью себя молодым. Казалось бы, такие несовместимые понятия: юность, задор, беспричинное веселье, жажда жизни и война, страдания, лишения и необходимость расстаться с жизнью. (Как это было, как совпало – война, беда, мечта и юность. )
– Какие эпитеты использует поэт для описания 1940-х годов?
( Сороковые, роковые – они выпали на долю целого поколения, сломали судьбы миллионов людей, военные и фронтовые – эти годы совпали с ВОВ, свинцовые, пороховые ).
– С каким чувством вспоминает о себе юном поэт 20 лет спустя?
(Возмужавший, пройдя все испытания войны, с удовольствием вспоминает поэт свою молодость, безмятежность, готовность в любой ситуации радоваться жизни).
III . Подведение итогов.
Что интересного вы узнали на сегодняшнем уроке?
О чём еще хотелось бы поговорить, что обсудить?
Вывод: Ребята, в наше мирное время мы помним и чтим погибших на войне. Прошёл 71 год после этих страшных событий, но в сердцах людей вечно живет память о героях, давшим нам возможность жить и радоваться под мирным небом. И современные писатели и поэты, кинорежиссеры и драматурги в своем творчестве тему войны все чаще ставят на первый план. Мы с вами также помним о героях, участвуем в благотворительных акциях, помогаем ветеранам и детям войны, готовимся к праздничному параду, посвященному 9 МАЯ, пишем сочинения и стихотворные произведения на эту тему.
Стихи военных лет до сих пор затрагивают за живое, заставляют сердце биться чаще. Особенно остро в поэзии о Великой Отечественной войне звучат проблемы жестокости и справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любовь к родине. Наша задача – хранить вечную память о тех, кто не вернулся, и сделать все, чтобы война не повторилась никогда.
IV . Домашнее задание.
Прочитатьс.52-61, ответить на вопросы устно; подготовить выразительное чтение стихотворения по выбору, опережающее задание: прочитать «Уроки французского»
Давид Самойлов: «Мне выпала честь прикасаться к победам…»
Москвич Давид Самойлов стоит в ряду выдающихся поэтов, чьё личностное становление пришлось на четыре страшных года Великой Отечественной войны. Некоторые с этой войны так и не вернулись или умерли от ран: симбирец Николай Майоров, харьковец Михаил Кульчицкий, киевляне Павел Коган и Семён Гудзенко и многие другие. Они ушли из жизни молодыми, подарив нам фронтовые шедевры, но так, в сущности, и не выписавшись. Почти сразу после войны умер и П. Шубин. Однако провидение оставило в живых для русской поэзии – в послевоенные годы – целую поэтическую плеяду: А. Тарковского, С. Липкина, А. Твардовского, Б. Слуцкого, Ю. Левитанского, А. Межирова. И даже в этом ярком ряду Д. Самойлов заметен.
Десятки стихов Самойлова станут популярными песнями, исполняемыми известными певцами и бардами, а его переводы Шекспира, Тагора, Брехта, Рембо, Аполлинера и других — польских, чешских, словацких, болгарских, венгерских, албанских, эстонских поэтов сочтут эталонными. Самойлов и в Союз писателей СССР будет принят как переводчик. И мало кто знает, что Давид Самуилович является автором сценариев к мультипликационным и художественным фильмам.
1 июня исполняется 100 лет со дня рождения этого поэта, мастера гениальной простоты и лаконичности при большой смысловой глубине, говорившего открыто: «Люблю обычные слова…» «Самойловские шедевры пронизаны двойственным чувством профессионального мастерства и счастливого неведения о смысле его», – так скажет критик.
Я благодарен судьбе за выпавшие возможности – живьём послушать голоса русских поэтов фронтового поколения, чьи сочинения люблю, чьи строки стали неотменимой частью моего внутреннего мира. Самойлов приезжал в Харьков в самом начале 1980-х и читал свои стихи целый зимний вечер со сцены переполненного Большого зала Дворца студентов политехнического института. Уже тогда знаменитые: «Вот и всё. Смежили очи гении. / И когда померкли небеса, / Словно в опустевшем помещении / Стали слышны наши голоса…» А ставшие потом знаменитыми «Пярнуские элегии» тогда были в работе, понемногу писались, и поэт, прочтя харьковским любителям русской словесности несколько частей «на пробу», остался не очень доволен собой и залом. Но зрители просили ещё!
Круг любви распался вдруг.
День какой-то полупьяный.
У рябины окаянной
Покраснели кисти рук.
Не маши мне, не маши,
Окаянная рябина,
Мне на свете всё едино,
Коль распался круг души.
Думается, что сочинения Давида Самойлова о любви, жизни и смерти, войне стали в ряд русской словесности вслед за сочинениями Михаила Лермонтова, Дениса Давыдова, за русской солдатской песней, песенными авторскими шедеврами времён Великой Отечественной.
Памятно и пронзительное стихотворение из шестнадцати строк «Жаль мне тех, кто умирает дома. » (1947). Даже странно, что за семь десятилетий на эти стихи не написана песня.
Жаль мне тех, кто умирает дома,
Счастье тем, кто умирает в поле,
Припадая к ветру молодому
Головой, закинутой от боли.
Подойдёт на стон к нему сестрица,
Поднесёт родимому напиться.
Даст водицы, а ему не пьётся,
А вода из фляжки мимо льётся.
Он глядит, не говорит ни слова,
В рот ему весенний лезет стебель,
А вокруг него ни стен, ни крова,
Только облака гуляют в небе.
И родные про него не знают,
Что он в чистом поле умирает,
Что смертельна рана пулевая.
. Долго ходит почта полевая.
Какой психологический, эмоциональный пласт взрывают здесь последняя строка, про долго ходящую полевую почту, и сама эта пара, увенчанная полнозвучной рифмой: «рана пулевая» и «почта полевая»!
Вспомним послевоенные слова самого Давида Самойловича. «У нас было всё время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: “поколение 40-го года”», – писал Самойлов о поколении своих друзей, тоже поэтов, «что в сорок первом шли в солдаты / и в гуманисты в сорок пятом». Поэтической «визитной карточкой» этого поколения стало одно из самых известных стихотворений Самойлова хрестоматийное «Сороковые, роковые» (1961).
Кто-то уверяет, что Самойлов не преодолел рамок советской идеологической и эстетической парадигм (тут можно поспорить), кто-то считает его вторичным, двигавшимся в поэзии по «накатанной колее» консервативного стихосложения, протягивая руку Пушкину, другим русским поэтам XIX века (а кому это во вред?). Пронзительна лирическая фронтовая тыловая маленькая поэма «Снегопад», написанная в год 30-летия Победы, с неувядающей остротой лирической памяти. В этом тексте особо явственно чувствуется самойловский отсыл к стилистике предшественников из Золотого века русской поэзии.
Летел, летел прекрасный снег,
Струился без отдохновенья
И оставался в нас навек,
Как музыка и вдохновенье…
Учусь писать у русской прозы,
Влюблён в её просторный слог,
Чтобы потом, как речь сквозь слёзы,
Я сам в стихи пробиться мог.
Некий доброхот опубликовал эту поэму в исполнении автора (в конце 1970-х выходил диск-гигант в фирме «Мелодия»!) с подборкой фотографий и видео поэта:
Д. Самойлов читает поэму «Снегопад»
Остался в сердцах советских телезрителей невероятной силы и глубины романс Давида Самойлова «Память» (стихотворение 1964 г.), усиленный выдающейся музыкой Микаэла Таривердиева в конгениальном исполнении Иосифа Кобзона, в телефильме «Ольга Сергеевна» (1975) режиссера Прошкина и сценариста Радзинского.
Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы-память по утрам поют,
И ветер-память по ночам гудит,
Деревья-память целый день лепечут.
Романс оказался к тому же неожиданно для поэта органично совмещённым с кинохроникой ежегодных встреч ветеранов-фронтовиков 9 мая в сквере у Большого театра.
“Память” сл. Самойлова муз. Таривердиева из кф “Ольга Сергеевна”
Удивительна судьба ставшего народной песней стихотворения «Песенка гусара» из книги Самойлова «Голоса за холмами», собравшей стихи 1981–1985 гг.
Когда мы были на войне,
Когда мы были на войне,
Там каждый думал о своей
Любимой или о жене.
И я бы тоже думать мог,
И я бы тоже думать мог,
Когда на трубочку глядел,
На голубой её дымок…
Вряд ли нас должно ввести в заблуждение самойловское название «Песенка гусара», как ничуть не смутило казаков, резонно рассудивших, что эта песня, уж коли ложится на сердце и рассказывает о понятном, близком, важном, вполне может быть и «песенкой казака».
В своих воспоминаниях Самойлов признался: «Главное, что открыла мне война, – это ощущение народа». И вот сочинение это в несколько изменённом виде во множестве поют и записывают, с некоторыми вариациями, как казачью песню с названием, данным по первой строке, «Когда мы были на войне», начиная с хора имени Пятницкого, Кубанского казачьего хора и фольклорно-этнографического ансамбля «Казачiй Кругъ», а также певицы Татьяны Сергеевой, разностороннего Петра Налича или Пелагеи (с адекватным певческим чувством, но и мешающей, жёстко-агрессивной инструментовкой), заканчивая киноактёрами. Распространённость поражает: в 2009 г. на диске из серии «Антология одной песни» песня «Когда мы были на войне» была представлена в виде сорока семи треков разных исполнителей! Завидное попадание! Песня стала народной, хотя известно, что музыку написал бард Виктор Столяров.
Высшая честь для поэта — написать народную песню!
Миллионы просмотров на канале Youtube набрали разные её исполнители. Вот как мощно поёт Кубанский казачий хор:
“Когда мы были на войне”. Кубанский казачий хор. 2016 год
Давид Самойлов родился 1 июня 1920 г. в Москве в семье врача Самуила Абрамовича Кауфмана. Псевдоним поэт взял после войны в память об отце.
Давид окончил школу в 1938 г. и поступил в быстро ставший знаменитым Московский институт философии, истории и литературы (МИФЛИ) – объединение гуманитарных факультетов, выделенное из состава МГУ. Первая поэтическая публикация Самойлова благодаря его педагогу поэту Илье Сельвинскому появилась в журнале «Октябрь» в 1941 г.
С началом войны Самойлов студентом был мобилизован на рытьё окопов, заболел, был эвакуирован в Ашхабад, где поступил в военно-пехотное училище, по окончании которого в 1942 г. был направлен на Волховский фронт под Тихвин. В 1943 г. получил ранение, в первом же бою ему перебило руку, после госпиталя вернулся на фронт, стал разведчиком. В частях 1-го Белорусского фронта освобождал Польшу, Германию; окончил войну в Берлине. Награждён орденом Красной Звезды, медалями.
Давид Самойлов на фронте
Пулемётчику Самойлову доводилось писать письма по просьбе друга-бойца его супруге, как это рассказано в стихотворении 1946 г. «Семён Андреич» (С.А. Косову). «Алтайский пахарь, до смерти друг» Косов, с которым они «полгода друг друга грели», спас в 1943-м жизнь своему раненому соратнику Самойлову.
Он был мне друг, неподкупный и кровный,
И мне доверяла дружба святая
Письма писать Пелагее Петровне.
Он их отсылал не читая.
– Да что читать, – говорил Семён, –—
Сворачивая самокрутку на ужин, –
Сам ты грамотен да умён,
Пропишешь как надо – живём, не тужим.
После войны Самойлов работал как профессиональный переводчик поэзии и как сценарист на радио. Свою первую поэтическую книгу – поэму «Ближние страны» – издал в 1958 г. и сразу, по мнению критика Л. Аннинского, занял своё место «в первом эшелоне фронтовой лирики». «Переклички с классиками слишком явны… Но почему-то пробивает озноб – признак великой поэзии. В тонких паузах чёткой музыки – мелодия какой-то иной сферы».
И ещё – принципиально важное для поэта. Прочтя роман «Август 1914-го», отмечает критик, Самойлов бросает Солженицыну вызов на идейный поединок. Потом по здравому размышлению он от диспута в самиздате отказывается, но в «Подённых записках» яростно критикует роман за то, что там отрицается всё, что было после 1917 года. У Самойлова явно иной, чем у Солженицына, взгляд на отечественную историю.
С 1960 по 1975 год были написаны лучшие его стихи о Великой Отечественной войне. Имя поэта стало широко известно после выхода его поэтического сборника «Дни» (1970).
С 1967 г. Самойлов жил в деревне Опалиха под Москвой. Не участвовал в официозной писательской жизни, но круг его занятий и общения был широким.
Никто из артистов, пожалуй, не читает стихи Самойлова лучше Зиновия Гердта.
Давид Самойлов “Давай поедем в город. “
Самойлов издал много поэтических книг, а также стиховедческую «Книгу о русской рифме», с тех пор популярную у молодых поэтов.
Книгу «Волна и камень» (1974) критики назвали «самой пушкинской» книгой Самойлова, прежде всего, по поэтическому мироощущению.
Поэт участвовал в создании нескольких спектаклей в Театре на Таганке, «Современнике», Театре им. Ермоловой, писал песни для театра и кино.
Давид Самойлов в Пярну
С 1976 г. Д. Самойлов жил в эстонском приморском городе Пярну. В тот период вышли в свет несколько его книг стихов.
С тех пор помнится полуторачасовой телевизионный авторский вечер поэта.
Творческий вечер Давида Самойлова в Останкино. 1977 г.
С 1962 г. поэт вёл дневник, ставший основой для книги, изданной после его смерти – «Памятные записки» (1995). А в 2002 г. был выпущен двухтомник Д. Самойлова «Подённые записи», собравший всё его дневниковое наследие.
Блистательный и своеобразный юмор Самойлова породил многочисленные пародии, эпиграммы, шутливый эпистолярный роман и другие произведения, объединённые автором и его друзьями в сборник «В кругу себя» (1993, Вильнюс), который выдержал потом несколько переизданий.
За два года до ухода из жизни поэт был удостоен Госпремии СССР.
Д. Самойлов скончался 23 февраля 1990 г., в день Советской армии в Таллине на юбилейном вечере памяти Б. Пастернака, едва завершив свою речь. Похоронен в Пярну на Лесном кладбище.
В июне 2006 г. в Москве на доме, где поэт-фронтовик прожил более четырёх десятилетий, с 1922 по 1966 год, на пересечении ул. Образцова и пл. Борьбы была открыта мемориальная доска Давиду Самойлову.