1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как поэзия изображала войну

«Роль поэзии в годы Великой Отечественной войны»

Содержимое разработки

Урок литературы в 6 классе «Роль поэзия в годы Великой Отечественной войны»

Цель урока: активизировать знания учащихся о Великой Отечественной войне, дать понятие о роли искусства (поэзии) в годы тяжелых испытаний для страны; закреплять умение анализировать стихотворные произведения; воспитывать чувство патриотизма, желание знать историю своей страны.

Задачи урока:

Образовательная: обеспечить усвоение знаний о роли искусства (поэзии) в годы Великой Отечественной войны;

Развивающая: обучать умению анализировать стихотворные произведения; формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия;

Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию патриотизма, гуманизма.

Оформление урока:

— фрагменты кинохроники о ВО войне;

— монтаж из портретов и фотографий поэтов огненных лет и поэтов послевоенного времени, пишущих о войне;

— стихотворения и сочинения учащихся на военную тему.

В предварительной беседе с учащимися необходимо выяснить, с какими произведениями, посвященными войне, знакомы ребятам. Объяснить, как будет проходить урок, что нужно подготовить к нему, порекомендовать учащимся литературу для домашнего чтения, выучить наизусть одно из стихотворений о ВО войне.

На экране заставка , посвящённый Дню Победы.

Оргмомент. Вступительная часть урока.

Ребята! Когда вы вошли в кабинет литературы и увидели его оформление, то наверняка поняли, чему сегодня будет посвящён наш урок. Давайте сейчас вместе с вами попробуем сформулировать, о чём будет наш урок. (О военной поэзии, поэзии о войне). Итак, тема сегодняшнего урока «Поэзия о Великой Отечественной войне». Этот урок литературы приурочен к знаменательной дате, которую отмечает наша страна в этом году. Что это за дата? ( 70- летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне). Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О поэтах, писавших во время войны и о войне).

Цели и задачи урока:

-присутствующие на уроке узнают о значении литературы в годы Великой Отечественной войны;

— услышат страстные стихи советских поэтов, полные любви к родной земле и ненависти к врагам;

— выяснят, в чем причина постоянного внимания поэтов к событиям Великой Отечественной войны.

Тихо звучит песня на слова В. Лебедева – Кумача «Священная война», сопровождаемая кадрами кинохроники о Великой Отечественной войне.

Эта песня была очень популярна в годы ВО войны. Она вдохновляла русских воинов на подвиги, она заставляла вспомнить, что война – это страшное испытание для всего советского народа.

Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы ВО войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит. Священная Российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших свободу и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, под Москвой, на Волге, на Курской дуге, под Сталинградом. О защитниках Отечества написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература, и особенно поэзия, стала «голосом героической души народа». Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу, надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.

К уроку ребята должны были выучить наизусть стихотворения Д.С.Самойлова «Сороковые»

2. Проверка домашнего задания

Беседа. Предварительно подготовленное сообщение о поэтах-фронтовиках.

Стихи на военную тему создавались и в годы войны, и в послевоенное время. Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности , лишения военных дней со всеми. Их патриотические произведения вдохновляли людей на подвиги. Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых на полях сражений: Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров, Муса Джалиль и др. Муса Джалиль — молодой татарский поэт, создал цикл стихов в маобитской тюрьме в Берлине. Был казнен в 1944году. У нас в стране считался без вести пропавшим. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких записных книжечках, густо исписанных мелким бисерным почерком. Это 115 стихотворений, написанных в заточении. Муса Джалиль мечтал их напечатать.

— Какую роль играла в годы войны поэзия?

(Стихи и песни звали людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников, поднимали их боевой дух. Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь, усеянный розами. Она изображала войну такой, какой она была. Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помогала людям жить.)

— Какова главная тема поэзии о войне? Кто главный герой этой поэзии?

(Центральной темой поэзии о Великой Отечественной войне является тема любви к Родине, призыв к ее защите. Герои поэзии о войне – это и русские воины – освободители, и труженики тыла, и дети, то есть все те, кто боролся с фашизмом! А главное – это люди разных национальностей и разных возрастов.) Труднее всего на войне приходилось детям. Ведь война – это горе и беда, а дети созданы для счастья.

Клип «Орлёнок».

Звучат стихи о детях военных лет.

— Прошло 70 лет с тех пор, как окончилась война. Почему же ВО война продолжает волновать людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме? ( Победа в ВО войне имеет всемирно – историческое значение. Наша армия спасла мир от фашизма. И сейчас многие поэты, писатели, драматурги обращаются к теме прошедшей войны. Литература хотела показать, какой ценой досталась нам эта победа, она воспитывает в нас чувства патриотизма, гражданственности, долга, любви к родине.)

— А знаете ли вы, ребята, кто из ваших земляков принимал участие в Великой Отечественной войне? Знаете ли вы о ваших родственниках, погибших на войне или прошедших войну?

Выступления учащихся с сообщениями о погибших родственниках и односельчанах. Заставка «Вечный огонь».

Я хочу рассказать отрывок из стихотворения Эдуарда Асадова «Реликвии страны». В нем – щемящая боль поэта за Россию сегодняшнюю, когда привычным стали в нашей реальной жизни факты продажи фронтовых орденов, медалей, значков, знамен и др.

(Учитель наизусть читает стихотворение.)

— Ребята, а как вы понимаете значение слова «реликвия»?

(Реликвия — по словарю Ожегова – вещь, свято хранимая как память о прошлом; в большом энциклопедическом словаре под редакцией А.М.Прохорова — от латинского «остатки», «останки»; в различных религиях –мощи святых.) Значение слова «реликвия» написано на доске. Учащиеся записывают в тетрадях по литературе: реликвия – вещь, предмет, свято хранимая как память о прошлом.)

— Какова основная мысль стихотворения Э.Асадова?

( Поэт призывает беречь бесценные святыни, реликвии страны)

Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем современной литературы, да и других видов искусства. Литература, а конкретнее, поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы показать героизм нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем. Сегодня мы лишь немного приоткрыли для себя лирическую страничку поэзии периода Великой Отечественной войны, страницу из жизни народа, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе: «Нам было всё отпущено сверх нормы: любовь, и гнев, и мужество в бою». Тех, кто думал о нас, своих потомках, тогда, в далёкие сороковые, и завещал нам жить ради них и ради самих себя.

Хочется закончить этот урок словами – призывом из поэмы Р.Рождественского «Реквием»

(Учитель читает отрывок из поэмы, написанный на плакате.)

— Что означает слово «реквием»?

(По словарю Ожегова: 1)католическое богослужение; 2) траурное музыкальное произведение; в большом энциклопедическом словаре под редакцией А.М.Прохорова: заупокойная месса.) Значение слова «реквием» записано на доске. Учащиеся записывают в тетради по литературе: реквием – траурное музыкальное произведение.

5.Рефлексия (подведение итогов). Выставление поурочных баллов.

Учитель рецензирует и оценивает каждого учащегося.

Читать еще:  Слово о полку игореве как жемчужина отечественной поэзии

6.Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру. Темы сочинений – миниатюр: «Мы не хотим войны»,
«Пусть всегда будет солнце»,
«Мы помним, мы гордимся».

Поэзия войны

От скорбных песен 41-го года полумифического акына Джамбула — до бравурных стихов Маршака и Эренбурга мая 45-го

Текст: Арсений Замостьянов

Фото: К. М. Симонов на фронте читает стихи бойцам/smolbattle.ru

В эти дни стихи о войне звучат и на официальных празднествах, и в школах, и по телевидению. Вспоминают погибших поэтов и тех, чьи стихи публиковались во фронтовых газетах. Мы постарались прояснить историю некоторых знаковых фронтовых стихотворений. Историю поколения. По каким законам они жили, что ценили в поэзии, каких стихов ждали?

1. Что можно считать первым известным фронтовым стихотворением?

Стихи, связанные с гитлеровским нашествием, появились в первых же номерах газет 23 июня. Из авторов отметим знаменитых песенников Алексея Суркова и Василия Лебедева-Кумача, а также ленинградца Виссариона Саянова. В первые дни войны они писали взахлёб. И не только по велению сердца. Так была построена система пропаганды в дотелевизионную эпоху: стихи требовались газетам. Песни тоже рождались быстро. Одну из первых написал Борис Фомин — автор самого популярного русского шлягера ХХ века «Дорогой длинною» (более известного в мире с английскими словами «Those Were the Days»). Сорокалетнего Фомина считали реликтом уходящей романсовой культуры, а он в первые дни войны, не дожидаясь призывов, «приравнял к штыку» дирижёрскую палочку.

В этой песне ещё не чувствуется горечь первых поражений, она напоминает залихватские «оборонные» песни тридцатых:

И не раз, и не два недругов учили

Обходить стороной русские луга!

И не раз, и не два мы в поход ходили

И не раз, и не два били мы врага!

В первые недели войны эта песня частенько звучала по радио, её знали наизусть тысячи людей.

2. Почему поэты-фронтовики так любили даже в лирических стихах говорить от имени поколения — «мы»? нет ли здесь признаков тоталитарного мышления?

Не всякая противоположность индивидуализму тоталитарна. Цивилизация устроена сложнее. Скажем, на родине

демократии, в античных Афинах, индивидуализм был не в чести. Это, конечно, пример, далёкий от реалий ХХ века. Но студенты тридцатых годов, ставшие поэтами Великой Отечественной, меньше всего похожи на «серую массу». По нраву, по темпераменту, даже по литературным вкусам Коган, Кульчицкий, Гудзенко, Майоров, — совсем не близнецы. И писали не по трафаретам. Главное, что их объединяло — готовность защищать Родину, которую они, вслед за Маяковским, считали «весной человечества». Молодые поэты предвидели, что судьба поколения будет трагической: бой и гибель. Относились к такой судьбе романтически. Считали, что подвиг бессмертен, а гибель на поле брани — это взлёт, а не падение. Наверное, они не ошибались. Ведь война завершилась победой, а павших поэтов не перечеркнуло даже наше забывчивое время.

3. Откуда взялся Василий Тёркин — персонаж Твардовского?

Боец из поэмы Твардовского стал для нас символом солдата-победителя — не официозным, не приглаженным.

Живым. Многие из нас застали фронтовиков Великой Отечественной в том возрасте, когда они ещё напоминали Тёркина. Но Василий Тёркин — как литературный образ — родился ещё во время «незнаменитой» Финской войны. Твардовский тогда был военкором газеты Ленинградского округа «На страже Родины» и вместе с другими поэтами (среди них — Николай Тихонов и Самуил Маршак!) сочинял рифмованные фельетоны про красноармейца Василия Тёркина. Даже книжка вышла. А 23 июня 41 года Твардовский бросил свой московский кабинет и, снова военкором, отправился на фронт. Он многое повидал в первые месяцы нашествия и решил, что для такой войны фельетонные напевы не подходят. Нет, он не отказался от юмора, но нашёл эпическую интонацию, в которой совместилось многое — и марш, и лубок, и плач, и лирика, и частушка. Первые главы будущей «Книги про бойца» показали: стихи про Тёркина для армии — необходимое литературное довольствие. «Тёркин» звучал по радио, появлялся во всех газетах, начиная с «Правды». Не обошлось и без партийной критики: Твардовский не пускал в поэму то, что казалось ему фальшивым, даже если власти считали это знаком благонамеренности. Но Тёркин преодолел всё и принёс своему автору и народную любовь, и Сталинскую премию. Иногда говорят: Твардовский создал солдатскую поэзию, а Симонов — офицерскую. Твардовский увидел войну глазами бойца, а Симонов — в бинокль командира.

4. Откуда взялось выражение «Ленинградцы, дети мои…»?

В годы войны эти строки знали все ленинградцы. Во второй половине 1930-х годов казахский акын Джамбул Джабаев стал всесоюзно известной фигурой. Считалось, что ему за девяносто. Его стихи в русском переводе

воплощали идеал патриотической благонамеренности того времени: он прославлял Сталина, Ежова, батыра Ворошилова, великие стройки, рекордные перелёты… Конечно, реальный Джамбул не мог так тонко разбираться в лабиринтах политической и эстетической конъюнктуры. Безусловно, Джамбул сочинял песни, импровизировал. Скорее всего, благожелательно относился к советской власти, но мало что знал о её реалиях. Истинными авторами феномена стали переводчики. А он был символом многонационального советского братства. Мудрый восточный старец с белоснежной бородой и верной домрой — что может быть эффектнее? Джамбула включили в школьную программу, его портрет мелькал в газетах.

Постоянным переводчиком Джамбула в военные годы стал Марк Тарловский — заметный поэт, обладавший виртуозной техникой. Он умел переводить быстро и афористично. И вот в блокадном Ленинграде уже в 1941-м году зазвучали стихи:

Ленинградцы, дети мои!

Ленинградцы, гордость моя!

Мне в струе степного ручья

Виден отблеск невской струи.

Если вдоль снеговых хребтов

Взором старческим я скользну —

Вижу своды ваших мостов,

Зорь балтийских голубизну,

Фонарей вечерних рои,

Золоченых крыш острия.

Ленинградцы, дети мои!

Ленинградцы, гордость моя!

Недаром эти стихи надолго стали хрестоматийными. Неплохая стилизация Тарловского и настоящая пропагандистская победа. Пропагандистская не в уничижительном смысле: во время войны пропаганда необходима. Джамбул глядел с плакатов на ленинградцев, они читали его послание и верили, что страна — огромная страна — не бросит осаждённый город.

Сын Джамбула — Алгадай Жамбылов — погиб в боях за Днепропетровск. Сам акын умер в июне 1945-го, вскоре после Победы. Таков постскриптум к патриотическим посланиям казахского старца…

5. Все ли поэты Великой Отечественной нашли читателя при жизни?

Разумеется, нет. Самый трагический и в то же время счастливый пример — Николай Майоров. 8 февраля 1942

года 22-летний бывший студент Литературного института, политрук пулемётной роты 1106-го стрелкового полка 331-й дивизии, погиб у деревни Баранцево, что в Смоленской области. Погиб задолго до Победы. Большая часть его архива пропала. Для читателей такого поэта не существовало. Гибель. Забвение. Но через двадцать лет голос погибшего поэта зазвучал: друзья собрали его стихи — конечно, далеко не всё из написанного. И начались публикации, которые не прошли незамеченными. Некоторые строки Майорова стали крылатыми. О его самых известных стихах многие думают, что они написаны на фронте. А в них — предчувствие большой войны, а не её след:

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

Да, снова — «мы»! Он написал эти строки, когда товарищи уходили на Финскую войну. Сравнивать её с Великой Отечественной невозможно. Но Майоров — историк по образованию — не сомневался, что мир запылает, что его придётся спасать всем поколением.

6. В одном из самых известных стихотворений о войне поэт провозглашает: «Нас не нужно жалеть!» Что это за программа?

Это Семён Гудзенко, пожалуй, самый яркий поэт, заявивший о себе именно в годы войны. В подтексте его

идеологии — ницшеанство, перелетевшее в Россию вместе с буревестником революции. «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью. », — это говорит Сатин у Горького, а поколение Гудзенко читало Горького внимательно. Легче всего осудить эту «программу сверхчеловека» с удобных сусальных позиций. А это прометеевский бунт человека против извечной несправедливости. Таких посланий в мировой поэзии мало: слишком многое должно совпасть и переплестись. Тут и личное кредо, о котором Гудзенко заявляет запальчиво, и шум времени, и надрыв, и торжество. Панорама и завещание! И, если мы уж вспомнили Горького, нужно назвать и Киплинга — ещё одного литературного предшественника Гудзенко. Тут и «Завет», и «Бремя белых» где-то рядом — несмотря на «идейные разногласия».

Читать еще:  Что говорит белинский о поэзии лермонтова

Вот когда мы вернёмся

и победу штыками добудем —

всё долюбим, ровесник,

и работу найдём для себя.

Лично этот манифест автору воплотить не удалось — он скончался в 1953 году в возрасте 30 лет от последствий военных ран.

7. Чем «взял» читателя Симонов?

Его стихи во время войны знали не только ценители поэзии, Симонов определял стиль эпохи. Его стихам

даже песенное воплощение не требовалось для широкой славы. Вот уж кто «лиру посвятил армии». В его многотомном наследии трудно найти страницу, не связанную с войной, будь то Ледовое побоище или Гражданская война в Испании. А главные страницы связаны, конечно, с Великой Отечественной. Он не сторонился «трудных» эпизодов войны. Сколько злых (прежде всего — на самого себя) стихов Симонов опубликовал об отступлении!

Опять мы отходим, товарищ,

Опять проиграли мы бой,

Кровавое солнце позора

Заходит у нас за спиной.

Это проявится и в прозе. Он, как никто, умел писать о войне и в точно примеченных подробностях, и с лирическим напором. Ещё совсем молодым он написал поэму «Далеко на Востоке» — сильнейшее описание современной войны, войны машин и людей. Но это было ещё до Великой Отечественной… Как много психологической правды в стихотворении о кукле, оставленной при отступлении:

Привязанная ниточкой за шею,

Она, бежать отчаявшись давно,

Смотрела на разбитые траншеи,

Дрожа в своем холодном кимоно.

Некоторые стихи Симонова становились лозунгами — например, всем известное «Если дорог тебе твой дом…». Но чаще у него выходила более тонкая работа. Именно на фронтовые и предвоенные годы пришёлся расцвет поэзии Симонова. Дело тут не только в молодости автора. Он относился к войне как к главному вызову в жизни и ни проза, ни драматургия не могла раскрыть этого порыва.

Интересная история случилась со стихотворением «Жди меня». Его ещё в годы войны положили на музыку, а потом появилось ещё несколько песен на эти стихи. И ведь известные композиторы брались за дело! А всё равно «Жди меня» осталось в истории как стихотворение, а не как песня. Случай редчайший. И в скромном исполнении немного картавившего автора «Жди меня» производит сильнейшее впечатление.

8. Какие стихи звучали в мае 1945 года?

Газеты ежедневно публиковали стихи о Победе. Поэты «дежурили» в «Правде» и «Известиях». Твардовский,

Сурков, Эренбург, Демьян Бедный, Щипачёв… Шедевров не было, они родятся позже — такие как «Москва» Твардовского. Но стихи того мая — исторический документ. Чтобы представить себе характерное газетное победное стихотворение — перечитаем Маршака:

В часы большого торжества

Прохладным ранним летом

Сияет вечером Москва

Незатемненным светом.

Поет на улице народ,

Шумит, ведет беседы.

Так вот он — час, и день, и год

Поэзия Великой Отечественной войны как оружие в борьбе с фашизмом

В годы тяжелых испытаний для советского народа поэзия Великой Отечественной войны была глотком свежего воздуха. Перечитывая произведения, которые были написаны в годы тяжелейшего противостояния нашего народа фашистским захватчикам, окунаешься в события тех лет. Перед человеком, читающим эти строки, воспроизводятся события давно минувших дней, наполненные всем тем ужасом и грохотом всеразрушающей войны и пропитанные кровавыми слезами миллионов людей.

Суровая правда жизни

  • лирики,
  • драматурги,
  • поэты

военных лет погибли, не дожив до светлого и радостного Дня Победы в этой страшной войне. Но их творчество сохранилось до наших дней, так как их бессмертные произведения были созданы под свист пуль и написаны кровью павших солдат. Большое количество произведений военных лет было переложено на музыку. Таким образом были созданы любимые окопные песни, которые согревали сердца солдат, зачерствевшие от тяжких испытаний.

Война ворвалась в жизнь каждого человека, принеся с собой

  • боль,
  • слезы,
  • тревогу.

От литературы требовалась точная передача чувств и мыслей народа. Поэзия в годы Великой Отечественной войны передавала настроение не сдававшегося народа и поднимала боевой дух бойцов. Стихотворения, созданные во время войны – это

  • суровая правда человеческой жизни,
  • правда всех переживаний и чувств.

Произведения советских поэтов, созданные в годы немецко-фашистской оккупации, находились в авангарде среди всех жанров литературы. За право говорить от лица народа, который воюет, было уплачено кровью многих поэтов, павших в боях.

Поэзия военных лет

Наиболее известные стихи поэтов Великой Отечественной войны, которые стали известны не только в нашей стране, но и за ее пределами – это творения Константина Симонова, который работал корреспондентом в редакции газеты «Красная Звезда». В лучших его произведениях переплелись

  • патриотические ноты,
  • любовная лирика.

Поэт глубоко потряс читателей своим стилем написания, в котором бурные эмоции сочетаются с практически документальным повествованием. Ярким примером этому является стихотворение “Седой мальчишка“, а также и многие другие произведения Константина Симонова. Произведения автора (в большинстве случаев) — это его автобиография. Они полностью передают его переживания и мысли, состояние души поэта.

Известный поэт военных лет Муса Джалиль с первых дней находился на линии фронта, получил тяжелое ранение и был помещен в концлагерь. В 1944 году его расстреляли в тюрьме для военнопленных в Берлине за активное участие в подпольной антифашистской организации. Все произведения автора, созданные за годы войны, наполнены патриотическим духом и верой, что победа над фашистской Германией неизбежна. Книга поэта, которая была издана в 1944 г, является примером военной лирики тех лет. Две книги, которые были написаны в период подпольной деятельности, содержат более сотни стихотворений и являются свидетельством мужества и душевных страданий поэта. Многообразные жанры его творчества – это гимн

  • человеческому мужеству,
  • героизму,
  • бессмертию.

Ольга Берггольц первые произведения написала для детей. Но во время войны, находясь в блокадном Ленинграде, она создает лучшие произведения, посвящая их защитникам родного города. К этим произведениям относится

  • «Ленинградская поэма»,
  • «Февральский дневник».

Творчество Ольги Берггольц отличается глубоким драматизмом и приподнятостью, оно полностью передает настроение жителей страны и ее защитников.

«Поэзия Великой Отечественной войны оставила незабываемую память о героизме и мужестве советского народа. Многие произведения вошли в современную культуру в качестве примера проявления прекрасного и душевной красоты в неестественных для человека условиях».

Видео: Тверь читает стихи о Великой Отечественной войне

Отечественная война 1812 года в русской поэзии

Подборка стихотворений

П.А.Вяземский

Поминки по Бородинской битве

Целый день не умолкает,
Извергая смерть кругом;
Строй за строем исчезает
Под убийственным огнем.
Но пылают мщенья гневом
Снова свежие ряды,
Свежей кровью и посевом
Смерть плодит свои бразды.
Грозный день сей Бородинский
Им и нам в почет равно.
Славься битвой исполинской,
Славься ввек, Бородино.

Федор Глинка

Партизан Давыдов

Усач. Умом, пером остёр он, как француз,
Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен
И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом —
И след простыл. То невидимкой он, то рядом,
То, вынырнув опять, следом
Идет за шумными французскими полками
И ловит их, как рыб, без невода, руками.
Его постель — земля, а лес дремучий — дом!
И часто он, с толпой башкир и с казаками,
И с кучей мужиков, и конных русских баб,
В мужицком армяке, хотя душой не раб,
Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,
И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.
Но милым он дарит, в своих куплетах, розы.
Давыдов! Это ты, поэт и партизан.

Партизан Сеславин

Он в юности своей весь отдался наукам,
Дышал мечтой о жизни боевой;
И чтением он ум обогащая свой,
И душу приучал к волшебным славы звукам.
Но вдруг. Двенадцатый, с его войною, год!
Пожар! Отечество горит — и весь народ
К оружью от сохи. И косы на защиту.
Кто там на дереве сидит
И, пепельной золой покрыту,
Москву святую сторожит?
Кто так искусно нам дает правдивы вести?
Он храбр и прям, как меч! Ни трусости, ни лести.
Вот Вильна, польский град, французами кипит!
Двадцатиградусный мороз трещит!
И русские сердца трещат от правой мести!
Кто ж воин сей с отвагою такой,
В крови, с подвязанной рукой,
С дружиной ломится в вороты?
Вот груды золота в разбитых сундуках:
Пусть гинет золото в снегах,
Ему важнее есть заботы,
Чтоб славу скользкую держать в своих руках.
Героям древности он благородством равен,
Душой прямой россиянин,
О нем вещал бы нам и предок-славянин:
«Се-славен!»

Читать еще:  Что особенно дорого читателю в русской поэзии

Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем — и в ужасах войны
Друзьям, отечеству, народу
Отыщем славу и свободу
Иль все падем в родных полях!
Что лучше: жизнь — где узы плена,
Иль смерть — где русские знамена?
В героях быть или в рабах?

Друзья, бодрей! Друзья, смелей!
Не до покоя нам!
Идет злодей, грозит злодей
Москвы златым верхам!

Там в пепле край, вот в божий храм
С конем вломился враг!
Тут лечь костьми, тут биться нам:
До града предков — шаг!

Славян сыны! Войны сыны!
Не выдадим Москвы!
Спасем мы честь родной страны
Иль сложим здесь главы.

Уж гул в полях, уж шум слышней!
День близок роковой.
Заря светлей, огни бледней.
Нас кличет враг на бой!

Идет на нас, к нему пойдем
В широкие поля;
Прими ты нас, когда падем,
Родимая земля.

. Так воин на брегах Колочи
Друзьям пред боем пел;
И сон не покорял их очи,И дух в них пламенел!

Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат,
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

Денис Давыдов

Умолкнул бой. Ночная тень
Москвы окрестность покрывает;
Вдали Кутузова курень
Один, как звездочка, сверкает.
Громада войск во тьме кипит,
И над пылающей Москвою
Багрово зарево лежит
Необозримой полосою.

(Из стихотворения «Партизан». 1826 г.)

Товарищу 1812 года на пути в армию

Мы оба в дальний путь летим, товарищ мой,
Туда, где бой кипит, где русский штык бушует,
Но о тебе любовь горюет.
Счастливец! о тебе — я видел сам — тоской А.С. Пушкин

Отрывок из седьмой главы романа «Евгений Онегин»

Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва. Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

Отрывок из десятой главы романа «Евгений Онегин»
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Его мы очень смирным знали,
Когда не наши повара
Орла двуглавого щипали
У Банапартова шатра.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Гроза двенадцатого года
Настала—кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Но бог помог—стал ропот ниже,
И скоро силою вещей
Мы очутилися в Париже,
А русский царь главой царей.

* * *
Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой.
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.
Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов.

В твоем гробу восторг живет!
Он русский глас нам издает;
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди, спасай!» Ты встал — и спас.

Внемли ж и днесь наш верный глас,
Встань и спасай царя и нас,
О старец грозный! На мгновенье
Явись у двери гробовой,
Явись, вдохни восторг и рвенье
Полкам, оставленным тобой!

Явись и дланию своей
Нам укажи в толпе вождей,
Кто твой наследник, твой избранный!
Но храм—в молчанье погружен,
И тих твоей могилы бранной
Невозмутимый, вечный сон.

Всеволод Рождественский

Денис Давыдов

Герой Двенадцатого года,
Непобедимый партизан,
В горячих схватках в честь народа
Крутил он вихрем доломан.

Гусарской саблею сверкая,
Строфу свою рубя сплеча,
Он знал, что муза, «дева рая»,
Куда как сердцем горяча!

За словом он в карман не лазил,
Вельмож Олимпа звал на ты,
Кутил, не вовремя проказил,
Служил заветам красоты.

И обойденным генералом,
В Москве, в отставке, свой халат
Предпочитал придворным балам
И пестрой радуге наград.

К неуспокоенным сединам
Внушив насмешливый почет,
Остался он Беллоны сыном
И среди старческих невзгод.

Лихой гусар, любил он струнность
Строфы с горчинкой табака,
И, волей муз, такая юность
Eму досталась на века.

(Рождественский Вс. Избранные произведения в 2-х т. Т.1. – Л., 1974.- С. 98)

Николай Рыленков

Кутузов в пути

Что значит слава полководца?
Давным-давно он славой сыт,
Но вновь у каждого колодца
Навзрыд Россия голосит!

Вновь у крутого перевала
Враги справляют торжество…
Не царь, а родина призвала
В годину трудную его!

Чтоб ни случилось, чтоб ни сталось –
Готов он долг исполнить свой…
И вот спешит, забыв про старость,
К полкам в карете почтовой.

Столбы мелькают верстовые,
Поют и плачут бубенцы…
О, кто дорог твоих, Россия,
Найдёт начала и концы!

Кто может вычислить на карте,
Как дух сынов твоих велик?
Ещё увидит Бонапарте
Твой гневный, твой суровый лик!

…Текучим зноем дня нагреты,
Дороги стелются, пыля.
И он глядит в окно кареты
На перелески и поля.

Гремит кареты грузный кузов.
Полям конца и края нет…
«…Спешит Кутузов бить французов!» –
Бородачи кричат вослед.

Деревня, мостик… У колодца
Журавль скрипучий и тугой
А сердце бьётся, сердце бьётся,
Как колокольчик под дугой.

(Рыленков Н.И. Собрание сочинений: в 3-х т. Т.1. — М., 1985. – С.274-275 )

Марина Цветаева

Генералам двенадцатого года

Сергею
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, —
Очаровательные франты
Минувших лет!

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера!

Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!

Стихи А. А. Тучкову

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…

О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли.

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать.
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.

(Тучков-четвертый – младший из четырёх братьев-генералов Тучковых, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. 34-летний генерал-майор Александр Алексеевич Тучков, погиб в 1812 году во время Бородинской битвы.)

26 декабря 1913
Феодосия

(Цветаева М.И.Стихотворения и поэмы,- М., 2001.- С.19-21.)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector