0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как поэзия влияет на нравственное воспитание человека

Влияние художественной литературы на нравственное воспитание детей

Жанна Никитина
Влияние художественной литературы на нравственное воспитание детей

Влияние художественной литературы на нравственное воспитание детей.

В дошкольном возрасте закладываются основы характера будущего человека, его отношение к людям, к труду, к окружающей действительности, устанавливаются нравственные нормы поведения.

Дети с малых лет начинают разбираться в том, что хорошо и что плохо, ценить положительное, активно проявлять отрицательное отношение ко всему плохому.

По мере развития сознательного отношения к окружающему дети уже способны самостоятельно решать, как следует поступить в том или ином случае, могут критически относиться к своим поступкам, по собственному почину проявлять положительные чувств, хорошо поступать по отношению к другим детям и взрослым.

В нравственном воспитании детей дошкольного возраста исключительно велика роль детской литературы.

«Книга – важнейший фактор воспитания», — писала Н. К. Крупская.

Художественная литература оказывает благотворное воздействие на читателей благодаря тому, что отражает действительность, показывает жизнь в ярких живых образах.

Вместе с тем писатель осмысливает жизнь, проявляет определенные симпатии, антипатии к изображаемой действительности, передает это детям.

Тем самым он облегчает ребенку понимание реальных жизненных отношений и вместе с тем формирует его отношение к жизни. В этом и заключается идейно- познавательная роль художественной литературы, как особого вида искусства.

Нравственность приходит к ребенку в раннем возрасте. Когда ему читают стихи, рассказы, и повести, он неизменно ставит себя на место героев и, как правило, им подражает.

Велико влияние первых книг, первых сказок, стихов, песен на формирование мировоззрение ребенка. Если присмотреться к нравственной красоте русских сказок, нетрудно убедиться, что они удивительно человечны.

Книги должны нести ребенку чистоту, ясность русского языка. Они должны быть сказочно красивы, умны и благородны.

Дети очень чутки с справедливости. Они всегда берут сторону несправедливо обиженных. Дети любят героев нравственно чистых, борцов по натуре. Ребенок не безразличен к судьбе литературного героя, способен оценить его действия и поступки.

Примитивная оценка моральных качеств и поступков литературного героя доступна уже младшему дошкольнику, хотя у него еще нет достаточного осознания мотивов своего отношения к персонажу. Он для него просто хороший или плохой.

Художественная литература показывает ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», прививает ему нормы нравственного поведения, но не в виде сухих навязчивых формул, а в виде ярких художественных образов, эмоционально воздействующих на него. В подлинно художественном произведении мораль логически вытекает из поступков и поведения героев.

Такое произведение дает возможность читателю самому делать вывод. Но есть и произведения, в которых содержится прямое поучение. К ним относятся басни, нравоучительные сказки и рассказы.

В других литературных жанрах нравственно прекрасное показывается через столкновение противоположных идей и образов. Особенно ярко это представлено в народных сказках, где добро и зло в борьбе и где всегда побеждает нравственно прекрасное.

Очень часто автор раскрывает свой идеал в образе положительного героя. Дети любят таких героев и хотят быть похожими на них.

Художественная литература оказывает большое влияние на детей дошкольного возраста тогда, когда восприятие ее направляется и углубляется воспитателем. Воспитатель является посредником между писателем и детьми – слушателями, и его обязанность донести до детей идею художественного произведения, вызвать у них высоконравственные чувства.

Очень важным является продуманный и целенаправленный подбор художественных произведений для осуществления задач нравственного воспитания детей.

При подборе художественных произведений следует учитывать те нравственные проявления и качества, которые имеются у детей. Как правило, следует заботиться о воспитании тех качеств, которые недостаточно развиты.

Большое значение для формирования у детей нравственных представлений и понятий в связи с восприятием художественных произведений имеет беседа. Беседа должна помочь детям осмыслить мораль, заключенную в художественном произведении, вызвать повторные переживания, вновь возбудить те чувства, которые захватывали детей, когда они слушали рассказы или чтение взрослого, и сделать соответствующие выводы.

Беседа требует тщательной подготовки со стороны воспитателя. Есть произведения настолько яркие, мораль которых легко вытекает из действий и поступков героев, что нет надобности проводить беседу.

О таких произведениях И.Ильинский сказал: «Не стоит ребенку навязывать своего мнения о прочитанном. Достаточно интонацией как бы намекнуть на отношение к герою или событию и обязательно ребенку оставить возможность самому себе домыслить».

Другие произведения требуют обязательного проведения беседы, так как раскрываемая ими нравственная идея не может быть правильно понята детьми без помощи взрослого. Например, басни, рассказы Ушинского.

Художественная литература может быть полноценным средством нравственного воспитания детей только при условии органической связи её со всей воспитательной работай дошкольного учреждения.

Недостаточно только прочитать художественное произведение, побеседовать о прочитанном, пересказать его. Важно связать художественные образы с различными моментами детской жизни, к случаю напомнить детям художественные образы, подсказать иногда правильное решение вопроса, тем более, что дети связывают художественные образы детских книг со своими поступками, с поступками своих друзей. Но все время стоит помнить о большой тактичности, осторожности при использовании художественных образов нравственными поучениями и нотациями.

Так же не стоит забывать о произведениях писателей, рассказывающих о нашей чудесной природе. Следует отобрать нужные для чтения детей произведения. И через них воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе.

Фотоотчет «Патриотическое воспитание» В современных условиях, когда происходит глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе.

Задачи нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью,.

Роль поэзии в воспитании ребёнка

Поэзия эмоционально обогащает человека, воспитывает духовный мир, влияет на выбор нравственных ориентиров. Стихи и песни – это уникальная возможность развить фантазию и абстрактное мышление, узнать о том, чего дети ещё никогда не видели, а порой и о том, что увидеть вообще невозможно – разве что представить себе.

Чувство ритма

Первые стихи для самых маленьких имеют описательный характер и носят элемент игры, забавы. Главное в них – возможность улавливать эмоции и настроение благодаря ритму.

«Чувство ритма очень важно , – отмечает психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», Виктория Шиманская. – В основе всех процессов жизнедеятельности человека и мира лежит ритм. Сердцебиение. Дыхание. Время. Минуты, часы, день, ночь. Лунные циклы. Развивая чувство ритма у ребёнка, мы помогаем развитию его осознанности, познания, самоощущения и ощущения мира» .

Даже не понимая смысла стихов, малыш осознаёт их настроение и эмоциональную окраску в зависимости от ритма. Поэтому активные и игривые дети предпочитают более ритмичные стишки, а спокойные и застенчивые – более мелодичные.

Процесс распознавания ритмов начинается с рождения, а порой и раньше. Зная, какие стихи ребёнок слушает с удовольствием, можно даже корректировать его поведение и сглаживать капризы. Достаточно спокойно начать читать знакомые стихи, и малыш вернётся в то состояние, какое обычно бывает у него при прослушивании.

«Стихи-воспитатели»

Почти у каждого детского поэта есть несколько «стихов-воспитателей», на героев которых детям хочется равняться или, наоборот, не хочется походить вовсе. Например, читая или слушая стихотворение Генриха Сапгира, ребёнок удивится, как может быть таким воспитанным и аккуратным большое животное, если даже ему, малышу, это даётся с трудом:

«В нашу квартиру Лошадь пришла.
Воспитанная Лошадь
У двери сняла
Пальто и галоши.

Она по пути не задела стола,
Не опрокинула стула.
Она осторожно ко мне подошла
И копыто свое протянула»

После прочтения поучительных стихов обсудите с малышом, хорошо ли поступает герой или плохо, и почему он это делает? А нравится ли его поведение окружающим? Как надо поступить правильно? Дети сопереживают героям стихотворений и, рассказывая о них, подсознательно говорят о себе, запоминают модель поведения.

Что же касается «Вредных советов» Григория Остера и подобных стихотворений, иронично восхваляющих неблаговидные поступки, то, вопреки мнению многих родителей, они тоже несут воспитательную функцию. Просто читать их нужно не малышам, а детям постарше, уже знакомым с понятием шутки и иронии.

После прочтения весело посмейтесь вместе: ведь в жизни так нелепо и глупо не ведут себя даже хулиганы, а потому это просто смешно!

«Взрослые» стихи и любовь к миру

Дочь знаменитого детского писателя и автора идеи стихового воспитания Корнея Чуковского Лидия в мемуарах вспоминала о морских прогулках, во время которых отец читал им с братьями абсолютно непонятные стихи, о смысле которых они догадывались лишь примерно. В тот раз он читал Баратынского, и даже не попытался объяснить детям смысл поэтического материала.

«Мне шесть лет. Через два года я пойду в гимназию и там, с годами, на уроках географии, я узнаю, где находится город Ливорно, и на уроках истории – что такое Элизиум , — делится впечатлениями Лидия Чуковская. — Но сейчас, из этого голоса, из этих стихов, я узнаю нечто такое, что невозможно узнать ни из какого учебника географии, ни из какой энциклопедии, – могущество волн, могущество воли, огромность мира, заманчивость чужбины и путешествия. Эти познания, кроме как из произведений искусства, нельзя извлечь ниоткуда» .

Читать еще:  Что по мнению автора роднит поэзию и живопись

Непонятные слова и смыслы во «взрослых» стихах заставляют детей более внимательно прислушиваться к говорящему, задавать вопросы, вступать в диалог и от пассивного слушания переходить к активному познанию. Кроме того, ребёнок безошибочно распознает, когда родители читают то, что любят сами, поэтому такие опыты со «взрослыми» стихами сработают только при условии этой самой любви. Та же Лидия Чуковская пишет: «Пожалуй, если бы тогда, в лодке, он был наедине с морем, без слушателей, один, он читал бы те же стихи, что и при нас».

Воспитание чувств

Точнее всего передать чувства способны стихи: остро ощущается сила эмоций, которые испытывает поэт. Поэзия создаётся личными переживаниями и отражает лучшее, что есть в человеке.

Поэзия учит любить и помогает увидеть прекрасное и необычное в простой жизни, посмотреть другими глазами на то, что нас окружает.

Многие поэты посвящали свои творения родине, матери, любимой женщине. Они помогают нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее.

К поэтическим произведениям часто обращаются в подростковом возрасте, когда полноту чувств не выразишь лучше, чем в зарифмованных строчках. Обычно поэтическая культура сильно отстаёт от желания самовыразиться: подростки выбирают простые формы и ритмы, привычные темы любви, одиночества и непонимания. И самая большая ошибка родителей – высмеивать примитивные, но исполненные чувств подростковые стихи, пытаться указать на недостатки, помочь с подбором рифмы. Но примерно так же вредно желание родителей выставить молодое дарование напоказ. Ведь если подросток захочет быть услышанным, он сам опубликует свои стихи в интернете или отправит в издательство. Относиться к ним стоит скорее как к терапии – стихотерапии, позволяющей полнее осознать новые, взрослые чувства и эмоции.

Проект «Кинопоэзия»

Особняком стоит совершенно уникальный образовательный и просветительский некоммерческий проект «Кинопоэзия». Это цикл мини-фильмов, где в кадре известные актеры, музыкальные исполнители и деятели культуры читают произведения классиков.

Инициатор и художественный руководитель проекта – заслуженный артист России актер Анатолий Белый — надеется, что его аудиторию составят школьники и студенты, которые во время учёбы вряд ли заинтересовались бы стихами. Романтический герой едет по ночному городу и тоскует об ушедшей любви, совсем как современный подросток – чувства и переживания те же, пейзажи знакомы, поступки узнаваемы. Каково же удивление ребёнка, когда он узнаёт, что этот романтический герой – Александр Сергеевич Пушкин, такой «скучный» в школьном учебнике. Анатолий Белый в различных интервью говорит о том, что считает классическую поэзию лекарством от нравственной катастрофы. Главное – заинтересовать ей ребёнка, показать, что классика может быть современна, даже если стихотворение написано три века тому назад.

А. Белый: Да, молодые люди по-другому впитывают информацию, и нам действительно надо это учитывать. Мы, конечно, не должны полностью переформатироваться под их сознание, да это и невозможно. Но делать прививки культуры на современном уровне должны. Собственно, для этого и создана «Кинопоэзия». Мы говорим молодому человеку: «Не хочешь читать — смотри! Тебе это привычнее. Смотри и слушай». Но конечная цель для нас все-таки возврат ребенка к книге. Это первоисточник, проверенный всей цивилизацией.

Духовно-нравственное воспитание средствами поэзии
консультация

Духовно-нравственное воспитание средствами поэзии

Скачать:

ВложениеРазмер
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_sredstvami_poezii.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Хазова Наталья Дмитриевна

БДОУ города Омска

«Детский сад компенсирующего

Духовно-нравственное воспитание средствами поэзии

Духовно-нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

На фоне позитивных изменений в области дошкольного воспитания прослеживается явная тенденция интеллектуализации воспитательно-образовательного процесса часто в ущерб нравственному и духовному развитию личности пока еще маленького человека.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.

Руководя деятельностью детей, педагог формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им.

В своем духовном мире ребенок может взрослеть и совершенствоваться непрерывно, до бесконечности. Он должен стать настоящим человеком, проявить себя таким в обществе. Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес.

К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту.

Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащает эмоциональную сферу.

Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Часто мы говорим: «Книга — это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Книга дает возможность домыслить, «до фантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д., т. к. именно они вмещают в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим

источником духовного и нравственного развития детей.

Роль русских народных сказок в воспитании ребенка, становлении его духовного и нравственного мира неоценима. В них поднимаются вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

В сказках дети черпают первые представления о справедливости, чести, достоинстве, преданности и т. д. Сказка настраивает ребёнка на сопереживание, сочувствие, сострадание, ребёнок мысленно проходит с героем весь путь.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности.

Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Через нее старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты, поэтому программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста включает в детскую жизнь «бабушкины сказки».

Педагогическая эффективность сказки очевидна, так как поучительный опыт героев повествования откладывается в сознании человека, а также через символы «ложится» в подсознание как своеобразный «банк данных». Есть сказки, которые целиком посвящены духовно-нравственным проблемам, а, следовательно, могут быть успешно использованы с педагогической целью. Сказки, выполняющие функции наставления, поучения, мы называем дидактическими.

Эти сказки используют для передачи ребёнку основных жизненных принципов и закономерностей; передачи жизненного опыта предыдущих поколений и получения ощущений своей сопричастности с миром людей; духовно-нравственного становления личности и моральной компетентности (хочу — могу, хорошо — плохо и т. д.).

Таким образом, художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащает эмоциональную сферу.

Нравственные убеждения, взгляды, привычки тесно связаны с чувствами ребенка. Внутренний мир ребенка придет в гармонию: разовьется умение управлять своими эмоциями и настроением, преодолевать трудности и страхи, передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие, сопереживание и участие в жизни близких и окружающих. Войти в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и самим научится быть добрыми и отзывчивыми помогут книги.

1. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. — М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. Иванова, Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. — М.: Издательство «Скрипторий 2003» , 2006.

3. Николаева, С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками : Литературный и музыкально-игровой материал : Учеб. — метод. Пособие. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

4. Семенака, С. И., Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. — М.: АРКТИ, 2005.

5. Формирование нравственного здоровья дошкольников6 Занятия, игры, упражнения/ Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

6. Шаманская, Л. Н., Козина, Л. Ю. Путешествие по сказкам : нравственное развитие дошкольников с ОНР. — М.: ТЦ Сфера, 2010

7. Шорохова, О. А. занятия по развитию связной речи и сказкотерапия. — М.: ТЦ Сфера, 2009.

8. Шорыгина, Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. — М.: ТЦ Сфера, 2007.

Эссе на тему : «Влияние поэзии на нравственное воспитание».

Опрева Ирина Николаевна, учительница русского языка и литературы,

осш № 104 им. Е.Юсупова, РК, ЮКО, город Шымкент , 08.04.2017г.

на тему: «Влияние поэзии на нравственное воспитание».

Поэзия, как и проза – одна из, пожалуй, основных источников искусства, влияющая на нравственное воспитание взрослого и подрастающего поколения.

Поэзия не только прекрасна, она еще и многообразна. Это и охват и отражение глобальных проблем в истории государства ( «Слово о полку Игореве»), это и темы Родины, природы, любви и одиночества

( стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус»).

Хочу остановиться на одном из них.

Художественное наследие М.Ю.Лермонтова уникально. Его творчество – это образец национального самопознания русской духовной культуры.

Под самопознанием понимается осознание собственных достоинств и недостатков, определяющих ценность личности (« мой гений веки пролетит»). У Лермонтова как у неординарной личности высоко развито сознание ответственности – особого состояния духа, когда и творческая деятельность, и непосредственное поведение в обществе часто становились предметом критического самоанализа.

Очень часто М.Лермонтова называют самой загадочной фигурой в русской поэзии. Темы его лирики разнообразны: одиночество человека в несовершенном мире, неприятие безнравственных законов светского общества, о предназначении поэзии, поиски гармонии с миром.

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Литература – единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемого с первого по одиннадцатый класс.

Поэтому влияние литературы в целом, и чтение, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчеркивал и В.А.Сухомлинский: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.

Общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис.

Сведенными к минимуму оказались духовно- нравственные обучающие и воспитательные функции системы образования.

Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что это нашло свое отражение в Законе Республики Казахстан «Об образовании».

Законом РК «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, традиций и особенностей.

Национальные традиции обладают педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения.

Духовность — это стремление к возвышенному , прекрасному.

Цель духовно – нравственного воспитания – это создание системы формирования духовно – нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Творчество М.Лермонтова, его произведения являются прекрасным инструментом, формирующим нравственные идеалы современного школьника. Оно продолжает развивать представления учащихся о прекрасном , формировать их нравственные идеалы.

В стихотворении «Молитва» поэт дает определенный ответ на вопрос: когда человек обращается к молитве – «в минуту жизни трудную».

Главная характеристика молитвенного слова – «это святая прелесть».

В этом словосочетании отражено и состояние человека, произносящего молитвы, в момент, когда душа приближается к Богу,

С души как бремя скатится,

В.Г.Белинский увидел в Лермонтове народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план «нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности», и считал его талант могучим.

Творчество М.Ю.Лермонтова – основа нравственности современного поколения.

Гений Лермонтова пролетел через века, чтобы напомнить нам об уроках нравственности, которые извлекаешь всякий раз, читая произведения поэта.

К человеку, прикоснувшемуся к поэзии, по выражению философа Ивана Ильина, «трепещет сердце и радуется дух; и постепенно слагается новое чувство, новая уверенность в том, что он прикоснулся к иному миру».

Эссе «влияние поэзии на нравственное воспитание человека» метод хрия​

u0412u043bu0438u044fu043du0438u0435 u043fu043eu044du0437u0438u0438 u043du0430 u043du0440u0430u0432u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0435 u0432u043eu0441u043fu0438u0442u0430u043du0438u0435 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430 u00a0

u0412 u0441u043bu043eu0432u0430u0440u0435 u0414u0430u043bu044f u043fu043eu044du0437u0438u0438 u0434u0430u0435u0442u0441u044f u0442u0430u043au043eu0435 u043eu043fu0440u0435u0434u0435u043bu0435u043du0438u0435: «u041fu041eu042du0417u0418u042f — u0438u0437u044fu0449u0435u0441u0442u0432u043e u0432 u043fu0438u0441u044cu043cu0435u043du043du043eu0441u0442u0438; u0432u0441u0435 u0445u0443u0434u043eu0436u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0435, u0434u0443u0445u043eu0432u043du043e u0438 u043du0440u0430u0432u0441u0442u0432u0435u043du043du043e u043fu0440u0435u043au0440u0430u0441u043du043eu0435, u0432u044bu0440u0430u0436u0435u043du043du043eu0435 u0441u043bu043eu0432u0430u043cu0438, u0438 u043fu0440u0438u0442u043eu043c u0431u043eu043bu0435u0435 u043cu0435u0440u043du043eu044e u0440u0435u0447u044cu044e.»n

«u0412u0441u0435 u0445u0443u0434u043eu0436u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0435, u0434u0443u0445u043eu0432u043du043e u0438 u043du0440u0430u0432u0441u0442u0432u0435u043du043du043e u043fu0440u0435u043au0440u0430u0441u043du043eu0435». u0410 u044du0442u043e u043eu0437u043du0430u0447u0430u0435u0442, u0447u0442u043e u043fu043eu044du0437u0438u044f u043fu0440u043eu0441u0442u043e u043du0435u043eu0431u0445u043eu0434u0438u043cu0430 u0434u043bu044f u043fu0440u0430u0432u0438u043bu044cu043du043eu0433u043e u043du0440u0430u0432u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0433u043e u0432u043eu0441u043fu0438u0442u0430u043du0438u044f u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430. u0411u0435u0437 u0443u043cu0435u043du0438u044f u0432u043eu0441u0445u0438u0449u0430u0442u044cu0441u044f u043fu043eu044du0437u0438u0435u0439, u0446u0435u043du0438u0442u044c u0435u0435, u0447u0435u043bu043eu0432u0435u0447u0435u0441u043au0430u044f u043bu0438u0447u043du043eu0441u0442u044c u0431u0443u0434u0435u0442 u043du0435u043fu043eu043bu043du043eu0446u0435u043du043du043eu0439. u0427u0443u0432u0441u0442u0432u043e u043fu0440u0435u043au0440u0430u0441u043du043eu0433u043e, u0447u0443u0432u0441u0442u0432u043e u0433u0430u0440u043cu043eu043du0438u0438 u043du0443u0436u043du043e u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0443 u0432 u043bu044eu0431u044bu0435 u0432u0440u0435u043cu0435u043du0430. u041fu043eu044du0442u043eu043cu0443 u043fu043eu044du0437u0438u044f u043au0430u043a u0436u0430u043du0440 u043du0435 u0443u0441u0442u0430u0440u0435u0435u0442 u043du0438u043au043eu0433u0434u0430.n

u041au0440u043eu043cu0435 u0442u043eu0433u043e, u0447u0438u0442u0430u044f u0445u043eu0440u043eu0448u0438u0435 u0441u0442u0438u0445u0438, u043bu044eu0434u0438 u0438u0441u043fu044bu0442u044bu0432u0430u044eu0442 u043eu0447u0435u043du044c u0441u0438u043bu044cu043du044bu0435 u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0430 u0438 u044du043cu043eu0446u0438u0438. u042du0442u043e u0434u0435u043bu0430u0435u0442 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430 u0431u043eu043bu0435u0435 u0442u043eu043du043au043e u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0443u044eu0449u0438u043c, u0432u043eu0441u043fu0440u0438u0438u043cu0447u0438u0432u044bu043c, u0443u0447u0438u0442 u044du043cu043fu0430u0442u0438u0438. u0427u0435u043bu043eu0432u0435u043a, u043bu044eu0431u044fu0449u0438u0439 u043fu043eu044du0437u0438u044e, u0432u0441u0435u0433u0434u0430 u0431u0443u0434u0435u0442 u0442u043eu043du044cu0448u0435 u0447u0443u0432u0441u0442u0432u043eu0432u0430u0442u044c u043eu0442u0442u0435u043du043au0438 u043du0430u0441u0442u0440u043eu0435u043du0438u044f, u044du043cu043eu0446u0438u0438 u0434u0440u0443u0433u0438u0445 u043bu044eu0434u0435u0439. u00a0

u0410 u0435u0449u0435 u0447u0442u0435u043du0438u0435 u0441u0442u0438u0445u043eu0432 u0437u043du0430u0447u0438u0442u0435u043bu044cu043du043e u043eu0431u043eu0433u0430u0449u0430u0435u0442 u0441u043bu043eu0432u0430u0440u043du044bu0439 u0437u0430u043fu0430u0441, u0443u0447u0438u0442 u043fu043eu043bu044cu0437u043eu0432u0430u0442u044cu0441u044f u0440u0430u0437u043bu0438u0447u043du044bu043cu0438 u0441u0440u0435u0434u0441u0442u0432u0430u043cu0438 u0432u044bu0440u0430u0437u0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438, u043du0430u043fu0440u0438u043cu0435u0440, u043cu0435u0442u0430u0444u043eu0440u0430u043cu0438. u042du0442u043e u0434u0435u043bu0430u0435u0442 u0440u0435u0447u044c u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430 u043du0435 u0442u043eu043bu044cu043au043e u0433u0440u0430u043cu043eu0442u043du043eu0439, u043du043e u0438 u043au0440u0430u0441u0438u0432u043eu0439. u00a0n

Издательство Родная Ладога

  • Главная
  • О нас
  • Контакты

О поэзии и ее влиянии на душу человека

Испокон веков поэтический дар причислялся к высшим духовным дарованиям. Определить сущность поэзии словесно очень непросто, ибо, как известно, поэзия не есть лишь зарифмованная мысль (пусть даже и очень искусно), не есть восторженно звучащие красивые слова, не есть и чувственный набор чего-то туманного и непонятного. Поэзия являет собой продукт особого вида художественного творчества, где рождается нечто потаенно новое, синтезируется взаимодействие земных и неземных стихий. По мысли А. Блока, истинный поэт как бы освобождает звуки из хаоса и приводит их в гармонию, давая им определенную форму. В стихе материализуется и воплощается некая тайна, непостижимость, не передаваемая прозой или иным каким жанром.

Перед тем как «родить» настоящий стих, душа страждет, мучается, вынашивает его. Она смутно предчувствует нередко лишь общее направление, улавливает отдельные слова и рифмы, ощущает неудержимую тревогу, напряжение или, напротив, радость, восторг, даже иногда некую эйфорию (поэтический экстаз). Впрочем, все это достаточно индивидуально и не поддается какому-либо упрощенному схематичному описанию. Кто-то сказал, что все идеи витают в воздухе или возникают откуда-то свыше. В поэзии нечто подобное. Смущение и непокой души поэта продолжаются до тех пор, пока точно не улягутся все рифмы, найдутся все незаменимые слова, завершится идея, реализуется замысел. Тогда только произойдет окончательное рождение поэтического творения, и измученная душа поэта-творца обретет временный покой. Это что касается этапов поэтического творчества. Между тем оно (творение поэта) может иметь Божественный Источник Любви и Истины — тогда оно звучит, воспаряя над всем тленным (духовная поэзия); или иметь душевное звучание, пробуждая более всего чувства не самого высшего, хотя и тонкого плана (душевная поэзия); наконец, может приземляться и огрубляться настолько, что вызывает отклик лишь низших физические стихий в человеке, действуя преимущественно на животные инстинкты и страсти (поэзия физическая, телесная). Почти двухтысячелетняя история Христианства свидетельствует, что именно духовная поэзия была особенно близка многим подвижникам благочестия и прославившимся своими подвигами святым. Примером особого рода поэзии может служить и само Священное Писание (хотя некоторые почему-то и против подобного сравнения). А какая небесная музыкальность в псалмах царя Давида! Образцами особенно изумительной поэтичности слова являются все четыре Евангелия: высота их несравненна и поистине божественна. Поражают: емкость, бездонная глубина слога, непостижимость и многогранность в способности и силе воздействия на душу человека! Что пред ними дебелые человеческие сочинения, мудрствования земных умов. Все блекнет пред ярким солнцем евангельской чистоты, красоты, мудрости и веры!

Поэтичность души присуща не только тем, кто пишет стихи. Также некоторые произведения в прозе по сути своей высокопоэтичны и музыкальны. Это можно отнести и к немалому количеству святоотеческих творений, проникнутых благодатным Духом святости. Поэтический дар — это дар Божий. К сожалению, некоторые ревностные защитники духовной жизни низводят поэзию до степени словесного ремесленничества, считая поэтическое занятие чуть ли не греховным делом. Это несправедливо и больно слышать. А ведь многие из числа прославленных святых не только не отвергали поэзию, но любили ее, были прекрасными ценителями ее красоты (вспомним хотя бы поэтическое послание св. Филарета, митрополита Московского А. С. Пушкину), сами сочиняли духовные стихи, гимны, оды, песнопения. Поэтическим даром обладали святитель Григорий Богослов, св. Иоанн Дамаскин, св. Симеон Новый Богослов, епископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) и многие другие Святые Отцы и подвижники благочестия.

Истиной поэзии сегодня, к сожалению, рождается немного. Нравственная деградация и духовная немощь современного человека отражаются в крайне скудных поэтических дарованиях. Зато трезвонит во всю рифмованная замусоренная тарабарщина, процветает антипоэзия, сущая дьявольщина, лукавый сумбур, осатанелое развращение и изощрение падшего разума. Поиск новых (внешних) технических приемов, безудержная эквилибристика и псевдоноваторство, а также механическое бессердечное клише-сочинительство наводнили поэтические современные рубрики, объем которых и интерес к которым, впрочем, в теперешней все более меркантильной жизни невелик.

Слово способно материализоваться и дематериализоваться. Если сочинитель — от Бога и пишет от избытка любви в сердце, его сочинения излучают, подобно солнцу, лучи света правды и тепла, трогают душу, сообщают ей возвышенные и чистые небесные поэтические чувства и откровения, передают творческий заряд вдохновения, восторга, благоговения, радости (или духовной печали).

Настоящая поэзия чиста, легкокрыла, утонченна, изящна, влечет душу к прекрасному; она от Бога, от Его святых логосов — энергий, от Ангелов Света (поэтическая муза — есть не что иное, как светлый Ангел, вдохновляющий избранника Божия на прекрасные Божественные строки). Антипоэзия — от падших духов с их неудержимой фантазией, гордыней, тщеславием, лукавством и прочими страстями. Настоящий поэт органически поэтичен. У Пушкина выплескивается стих, а у иных поэтов вымучивается, и то лишь от ума, а не из души и сердца.

Истинная поэзия — это гармония звуков и рифм, стройность мелодии, завершенность идеи, что обуславливают чудо: рождение прекрасного. Знаменитый русский литературный критик Н. Н. Страхов называл 3 свойства, присущие истинному поэту и доказывающие подлинное поэтическое дарование: первое — мысль не тянется, не расплывается, второе — звучность стиха, третье — своеобразие стиха, свой звук, своя манера и плавность. В. А. Жуковский подчеркивал Божественное назначение поэзии («Поэзия есть Бог в святых мечтах земли», «Поэзия небесной религии сестра земная»).

В одном из своих поздних стихотворений Яков Полонский пишет:

Жизнь без Христа — случайный сон,
Блажен, кому дано два слуха, —
Кто и церковный слышит звон,
И слышит вещий голос Духа.

Глубокие мысли о поэзии находим у И. С. Тургенева и Н. В. Гоголя. Первый писал: «В поэте, как в полном выразителе народной сути, сливаются два основных начала: начало восприимчивости и начало самодеятельности, женское и мужское начало. » 1 Тургенев, кстати, лучших поэтов России справедливо ставил в ранг национальных, а не народных («выставлять лозунг народности в художестве, поэзии, литературе свойственно только слабым, еще не созревшим или же находящимся в порабощенном, угнетенном состоянии») 2 . Н. В. Гоголь обращал внимание на особый лиризм русских поэтов. Этот лиризм близок к библейскому, он отсутствует у поэтов других наций, его обуславливают два великих предмета: Россия и Царь. При одном лишь имени «Россия» у русского поэта просветляется взор. А благодаря Царю «поэзия наша, уже со времен Ломоносова и Державина, получила какое-то величественно-царственное выражение» 3 . Царственные гимны наших поэтов поражали и удивляли иностранцев своей красотой и возвышенностью.

Поэт (от Бога) и в жизни поэт, чем бы он ни занимался. Пушкин и в светской жизни был Пушкиным, его органическая поэтичность не расщеплялась и не низводила его до уровня мещанской прозы. Напротив, мирская жизнь освещалась, поэтизировалась им, о чем свидетельствуют современники поэта в своих воспоминаниях. Трагедия всякого поэта, несущего в душе Божественные звуки Духа горней Любви, в столкновении его с миром сим, где правит князь тьмы, а большинство из живущих служат более мамоне. Истинный поэт как бы не от мира сего, хотя вынужден существовать в нем, подчиняться его законам, инструкциям, вкусам, моде, капризам. Небесное парение души омрачается смрадом социальных заказов, бездарной цензурой, экономическими, издательскими проблемами, бытовой суетой и проч.

Настоящая поэзия целебна. Но так же, как и лекарства, ее надо строго дозировать и пользоваться осмотрительно, с духовным разумением.

Более всего поэзия, пожалуй, близка к молитве. Если молитва есть не что иное, как дерзновение человека (твари) на беседу с Богом (Творцом), то поэзия — слышание душой и сердцем Божественной красоты и великолепия; созвучие тончайших человеческих ощущений с небесной гармонией и в то же время воплощение тоски и плача падшего человеческого естества (находящегося в плену у времени, болезни, смерти, удушливого зла и одержимости страстями) по потерянному раю.

Поэзия — почти всегда звучащая тайна, и покров таинственности должен быть строго храним. Нельзя дотрагиваться до поэзии (как и до всякой святыни) без чувства благоговения и трепета. Поэтический дар (или даже только способность), как и все иные врожденные задатки у человека, нуждается в благоговейном развитии, окормлении, становлении, подпитке. Очень важна правильная эволюция, а это неотделимо от духовного развития человека. В принципе, несмотря на множество разновидностей, есть лишь два пути для человека: спасения и погибели.

С каждого поэта спросится об умножении его поэтического таланта и верном пользовании им. И горе тому, кто зарыл его в землю. Знаменитые евангельские слова об ответственности за данный талант к поэту имеют самое прямое отношение.

Многовиден и поистине необъятен поэтический мир. Но мучит сегодня поэтическая жажда тех, кто не утратил способность слышать красоту слова. Томятся они и тоскуют по глаголам живым и светлым, исходящим от избытка любви в сердце, от души, молящейся и верующей, чуткой и постигающей. Возродись, поэзия российская, сложи песнь новую, выстраданную, омытую слезами покаяния и скорби многострадального народа. Пусть ее услышат и насытятся души наши, и исцелятся от поразившей проказы нашего больного времени!

И в заключение всего несколько выдержек из прекрасных слов о поэзии епископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского):

«Поэзия есть искание и нахождение высшей жизни, доступной человеку».

«Поэзия есть тихое чудо, возникающее в глубине истинного поэта и истинного читателя».

«Поэт “милостью Божией” имеет власть превращать воду человеческих слов в вино, а это вино обращать в кровь Слова. Таково высшее назначение поэзии, ее смысл евхаристический. Поэзия возвращает человека к началу вещей».

«Поэзия по-новому открывает слова, вскрывает их, встречает их уже в новом мире».

«Она есть перископ, выдвинутый из этого мира, рентген и радар, лазерный луч, тончайшая и острейшая стрела духа, проходящая все предметы мира, не убивая их, а оживляя».

1 Тургенев И. С. Полн. собр. соч. в 15-ти т. — М.; Л.: Наука. Т. 15. С. 76.
2 Тургенев И. С. Указ. соч. С. 69.
3 Гоголь Н. В. Духовная проза — «Отчий дом». М., 2001. С. 75.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector