5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как представлена в поэзии твардовского военная тема кратко

Тема войны в творчестве Твардовского

Сочинение по литературе.

Александр Трифонович Твардовский по праву считается одним из выдающихся поэтов двадцатого века. Он вошёл в литературу как участник и летописец важнейших событий своей эпохи. Поэт прошёл дорогами войны, испытал на себе все трудности солдатской жизни. Он переносил на бумагу сохранившиеся в памяти горькие впечатления искренне, ничего не изменяя и не скрывая. В творчестве Твардовского нет казённой лжи и наигранного патриотизма. Автор излагает лишь правду, реальные факты – то, что считает важным.

Ещё в годы «зимней» финской войны Твардовский увидел страшные картины сражений. В стихотворении «Две строчки» предстаёт образ «бойца-парнишки», «что был в сороковом году убит в Финляндии на льду». Эти строки сохраняют для нас память о жертвах «незнаменитой» войны.

Скорбью о погибших проникнуто и знаменитое стихотворение «Я убит подо Ржевом». В безымянной могиле покоятся защитники русской земли, погибшие при бомбёжке. Их подвиг остался неизвестным. В словах павшего бойца – только истина: мёртвым не нужна ложь. «Я – где корни слепые ищут корма во тьме; я — где с облаком пыли ходит рожь на холме», – обращается к нам герой. Его прах смешался с землёй, которую он сберёг для потомков.

В стихотворении точно подобраны языковые средства выразительности. Здесь и анафора («я – где корни», «я – где крик петушиный»), и внутренние созвучия («петлички-лычки», «корни-корма»), и аллитерация, передающая шорох шин («ваши машины. на шоссе»). За счёт этого стихотворение точнее и глубже передаёт ощущение горечи утраты, трагедию происходящего.

Лишь одно спрашивают мёртвые: побеждён ли враг? «Мы за родину пали, но она –спасена», – вот единственная отрада «безгласных». Мёртвые просят помнить о них, ведь в победе есть их «кровная часть».

Дань памяти героям Великой Отечественной войны Твардовский воздал в стихотворении «В тот день, когда окончилась война». Он прощается «со всеми, что погибли на войне», говорит, что их подвиг забыть невозможно. Народ помнит и будет чтить своих героев «не затем, что уговор». «Не избыть нам связи обоюдной» с защитниками нашей Родины. Духовное родство «даже смерти стало неподсудно». Поэт обещает в каждой «песне новой» обращаться к павшим в битве, не искажая воспоминаний о прошедших годах.

Такой песней стало стихотворение «Я знаю, никакой моей вины. ». Чувства Твардовского не потускнели со временем. Поэт бережно хранит воспоминания о тех, кто не вернулся с войны. Лирический герой осознаёт, что он «мог, но не сумел сберечь» погибших товарищей. Нельзя, уже невозможно забыть тех, кто защитил Отчизну ценой своей жизни.

Самоотверженный подвиг советского народа в борьбе с врагом находит отражение и в поэме «Василий Тёркин». Произведение не случайно названо именем главного героя. «Парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе», – пишет о своём персонаже Твардовский. Эти слова позволяют понять, что образ Василия Тёркина – собирательный, объединивший характерные черты народа.

Поэт представляет соотечественников такими, какими он их увидел на войне. Как и Тёркин, они сражались «не ради славы, ради жизни на земле». Подвиг народа показан как ежедневный тяжёлый труд, работа простых солдат.

На страницах поэмы описаны правдивые картины военных будней, когда приходилось «греться бегом, мыться снегом», ночевать на мёрзлой земле, воевать в болотах, видеть, как «люди тёплые, живые шли на дно, на дно, на дно». Фронтовой быт суров и беден, но солдата выручает сила духа, смекалка и жизнелюбие.

Поэма «Василий Тёркин» стала зеркалом, отразившим жизненную силу человека и мощь народного характера.

Война в творчестве Твардовского представлена «глазами очевидца», по-народному правдиво. Ни в словах, ни в мыслях поэта нет и тени неискренности. Потомки должны узнать всё о суровой действительности того времени. Знакомство с произведениями Твардовского помогает лучше понять истинное нравственное величие народа, которое он пронёс сквозь годы тяжелейших испытаний.

Осмысление прожитой жизни в поэме А. Т. Твардовского «По праву памяти»

Школьное сочинение

  • 1. Тема покаяния в поэме А. Т. Твардовского «По праву памяти»

Я правду всю насчет людей

С тобой затем делю,

Что я до боли их, чертей,

Какие есть люблю.

«Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые. » Чем-чем, а «роковыми минутами» XX век не был обделен. Поэт Александр Твардовский знал это не понаслышке. На его долю выпало стать поэтическим зеркалом трех трагических периодов, потрясших и мир, и большую и малую родину. Он пережил и перестрадал и 30-е, и 40-е, и послевоенные годы, но ему посчастливилось дожить до тех дней, когда он смог, наконец, правдиво и откровенно рассказать о пережитом.

Твардовский, как человек бескомпромиссный и честный, считал, что неправильно замалчивать черные страницы нашей истории, необходимо предать их гласности, переосмыслить эти события.

Еще в поэме «За далью — даль» были произнесены слова: «Молчанье — тоже ложь». В его последнем, итоговом произведении — поэме «По праву памяти»— эта бесспорная мысль получила дальнейшее развитие: «Нет, все былые недомолвки домолвить ныне долг велит». Потому что — и это первейший и всеопределяющий принцип поэта — «Одна неправда нам в убыток и только правда ко двору!»

В декабре 1963 года, окончив работу над поэмой «Теркин на том свете», в которой была сделана попытка сатирического разоблачения тоталитаризма, Твардовский записал в рабочих набросках:

. Недосказал. Могу ль оставить

В неполноте такую речь,

Где что убавить, что прибавить —

Как долей правды пренебречь?

Годам и дням ведя отсчет.

Недосказал — и горя нету.

Нет, недосказанное жжет.

Первоначально Твардовский собирался добавить «недосказанное» как главу в поэму «За далью — даль», но затем главы сложились в самостоятельное произведение, в котором поэт заново переосмыслил все, о чем писал раньше, — в поэму «По праву памяти».

Эта поэма — социальное и лирико-философское раздумье о непростых путях истории, о судьбах отдельной личности, осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни, в которой отразились тяжелые противоречия времени. Мотив поиска правды, как истины и справедливости, сквозной в поэме — от обращения к себе во вступительных строках: «Перед лицом ушедших былей не вправе ты кривить душой» — до завершающих слов о целительном настое «правды сущей», добытой ценой жестокого опыта.

В произведении развиваются и углубляются мотивы, прозвучавшие в книге «За далью — даль» (тема репрессий в главах «Друг детства» и «Так это было»), но теперь они приобретают более личностный характер. Ведь все, о чем пишет поэт, было поистине выстрадано им самим. Речь идет о судьбе его семьи и его собственной судьбе. Потому и построена поэма как взволнованный монолог, обращенный к современникам и, главным образом, к молодым людям — к «вам, из другого поколенья». Это страстная исповедь про то, что «душу жжет»: о попирании неписаных человеческих законов, о поругании человеческого достоинства, о неслыханном произволе 30-х годов, стоившем миллионы жизней, в том числе о поломанных судьбах своих братьев, сестер, отца, матери, высланных в 30-е годы на Северный Урал, и о многих других злодеяниях. Сама память в поэме Твардовского — это не просто взволнованное воспоминание о былом, а невозможность забыть, неотпускающая боль души, постоянное тревожное напоминание о том, что никогда не изгладится в сердце.

Первая глава поэмы «Перед отлетом» — рассказ о юности автора, о друге, с которым они наивно мечтали о счастье и верили в светлое будущее:

Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Не лгать. Не трусить.

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтоб за нее в огонь и в воду.

То и жизнь отдать.

Молодые, уверенные в себе оптимисты, они не предполагали, что от жизни нужно ждать не только счастья. «Сомненья дух» им «был неведом», но тем горше было разочарование, постигшее их при столкновении с действительностью. Уже в этой главе слышно предзнаменование суровой реальности, трагических конфликтов эпохи.

Глава «Сын за отца не отвечает» — отражение той неразрешимой ситуации, в которую попал сам Твардовский в начале 30-х годов. В 1934 году он был отчислен с третьего курса института как «сын кулака».

А как с той кличкой жить парнишке,

Как отбывать безвестный срок, —

Толкует автор этих строк.

Читая поэму, мы ощущаем, как сильно была ранена душа молодого поэта, ощущаем всю глубину той великой исторической трагедии, которая обернулась личной бедой не только для него, но и для многих тысяч людей того поколения. Мы понимаем, каково было его отцу — честному крестьянину-труженику услышать жестокий и несправедливый, как говорит поэт, «слепой и дикий для круглой цифры приговор». Ему, зарабатывавшему хлеб собственными, в сплошных мозолях руками, о которых поэт с такой любовью и горечью говорит:

В узлах из жил и сухожилий,

В мослах покрюченных перстов —

Те, что — со вздохом — как чужие,

Садясь к столу, он клал на стол.

Те руки, что своею волей —

Ни разогнуть, не сжать в кулак:

Отдельных не было мозолей —

По этому приговору отец Твардовского оказался «в тех краях, где виснул иней с барачных стен и потолка. «. Он был раскулачен не только за то, что имел крепкое хозяйство, но и за то, что выделялся из общей массы своим экстравагантным поведением: носил шляпу, к другим крестьянам относился несколько высокомерно, к тому же был женат на дочери дворянина, пусть и обедневшего, разорившегося.

Боль Твардовского понятна, ведь пострадала при этом и вся семья. Нелегко приходилось детям «врагов народа»:

И за одной чертой закона Уже равняла всех судьба: Сын кулака иль сын наркома, Сын командарма иль попа. Клеймо с рожденья отмечало Младенца вражеских кровей. И все, казалось, не хватало Стране клейменых сыновей.

Твардовский, как и многие его сверстники, не хотел отрекаться от своего отца и вынужден был скрывать свое происхождение от окружающих. Естественно, что он был искренне возмущен словами Сталина «Сын за отца не отвечает. С тебя тот знак отныне снят». Эти слова были всего лишь красивым жестом, в действительности же отношение к детям «врагов народа» оставалось прежним.

Сталин стремился воспитать поколение, для которого государство стало бы важнее семьи, а идеалы социализма — важнее личного счастья.

Лицемерие слов, невзначай оброненных «судеб вершителем земным» .лишь подчеркивает и усугубляет не только его вину, но и тех его наследников, которые «Забыть, забыть велят безмолвно, хотят в забвенье утопить живую быль» (глава «О памяти»).

Эта «живая быль» состоит в том, что слова «отца народов» оборачиваются требованием не только подавить все личное во имя государственного, но и нарушить основные библейские заповеди: почитай отца своего и мать свою, не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, не убий, не сотвори себе кумира. Глас «отца народов» звучит в поэме как проповедь, но проповедь — Сатаны:

Он говорил: иди за мною,

Оставь отца и, мать свою,

Все мимолетное, земное

Оставь — и будешь ты в раю.

Отринь отца и мать отринь.

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком.

И душу чувствами людскими

Не отягчай, себя щадя.

И лжесвидетельствуй во имя,

И зверствуй именем вождя.

Трагическое положение личности в тоталитарном государстве порождало ее трагическое раздвоение: с одной стороны, люди поверили в идею, были преданы идеалам социализма, а с другой — жестокость воплощения идеи вступала в конфликт с их совестью, заставляя сомневаться: а все ли правильно происходит при строительстве нового общества?

Твардовский был в числе тех, кто искренне поверил в идеи социализма, но пострадал при их претворении в жизнь. Поэтому отношение его к «вождю народов» неоднозначно: образ Сталина становится одним из центральных и самых меняющихся в его поэмах. Он эволюционирует от мудрого и надежного кормчего «на многомощном корабле» в цикле «О Сталине» до тирана, не только извратившего социалистическую идею, но посягнувшего на саму природу человека.

За два года до смерти Твардовский переосмыслил всю прожитую жизнь, избавился, наконец, от всех иллюзий. Он отверг все запреты и предал гласности мучительную и горькую память о жестокой эпохе, об ужасах и преступлениях времен сталинщины:

Читать еще:  Что нового внес в русскую поэзию толстой

. не те уже годочки, —

Не вправе я себе отсрочки

Еще успеть без проволочки

Немую боль в слова облечь,

Ту боль, что скрыта временами

И встарь теснила нам сердца.

В главе «О памяти» поэт открывает правду и о продолжающих эпоху сталинизма, полных лжи и показухи брежневских временах:

Забыть велят и просят лаской

Не помнить — память под печать.

Чтоб ненароком той оглаской

Непосвященных не смущать.

Твардовский не согласен с такой политикой государства. Он считает, что за нежеланием открывать правду скрывается страх перед собственным народом, а это неправильно, ведь

. кто сказал, что взрослым людям

Страниц иных нельзя прочесть?

Иль нашей доблести убудет

И на миру померкнет честь?

Он уверен, что тот, «кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». А ведь потомки спросят с народа и будут судить его судом поколений, судом истории. Твардовский считает, что его современники обязаны рассказать потомкам правду о прошлом и этим нравственно очиститься:

Зато и впредь как были — будем, —

Какая вдруг ни грянь гроза, —

Людьми из тех людей, что людям,

Не пряча глаз, глядят в глаза.

Поэма «По праву памяти», в которой Александр Твардовский попытался переосмыслить время сталинизма, разобраться с тем, что происходило тогда в стране, была написана в 1963-1969 годах, но увидела свет только в 1987-м. Она оказалась удивительно созвучной духу того времени — требованиям гласности, прямого и откровенного разговора о наболевшем. Конечно, Твардовский открыл правду только в той мере, в какой она была доступна ему — члену ЦК КПСС, и двигала поэта к правде памяти не только «оттепель» и желание реабилитировать несправедливо репрессированных, но и сугубо личное обстоятельство — близость смерти, последнего срока, до которого надо успеть высказать «немую боль». Тем не менее, появление этой поэмы еще раз подтвердило значение памяти, тема которой усиленно разрабатывалась в прозе и поэзии на протяжении последних десятилетий XX века, и подчеркнуло роль Твардовского, находившегося у истоков ее разработки.

Служение народу, тема памяти в лирике А. Т. Твардовского

Военная тема в лирике А. Твардовского

А. А. Твардовский считается признанным поэтом военной темы. Он сам прошел войну в качестве сотрудника фронтовой газеты «Красная звезда», а потому писал именно о том, что волновало обычного солдата и человека на войне.

В центре внимания поэта становятся не героические события, а военные будни, о которых он рассказывает простым языком солдата. Стихотворение «Рассказ танкиста» представляет собой воспоминание об одном военном эпизоде. Сюжет его очень прост: в тяжелом бою танкистам помог мальчишка, который разведал, откуда враги ведут огонь. Известно, что поводом для его написания послужил реальный случай при боях за Полтаву, рассказанный поэту его знакомым.

Перед читателем предстает война во всей ее ужасной реальности. Автор использует в стихотворении разговорный язык, а потому создается впечатление, что танкист, от имени которого ведется повествование, рассказывает о событиях таким же солдатам, как и он сам. Он говорит просто, в доверительной манере:

Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился, столько всяких дыр.

Рассказчик употребляет много просторечных слов и выражений, таких, как «парнишка», «мальчонка», «а он гвоздит — не выглянуть из башен», «черт его поймет». Мы можем предполагать, что нынешний танкист — в прошлом обычный человек, быть может, даже крестьянин, который привык работать на земле, а не воевать. Не случайно он танком вминает пушку «в рыхлый, жирный чернозем», а потом вытирает пот со лба, как после трудной работы.

В стихотворении звучит мотив вины лирического героя за то, что он забыл спросить имя мальчика, который помог ему:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку; А как зовут, забыл его спросить.

И в то же время, читая стихотворение, мы понимаем, что таких ребят было много. Они встречали солдат, когда те входили в город, и старались быть полезными, неся то мыло с полотенцем к танку, то «недозрелые сливы». Вся страна поднялась на борьбу с врагом. Все делали одно общее дело — приближали победу.

«Рассказ танкиста», как и многие другие стихотворения поэта, напоминает очерк, зарисовку эпизода танковой атаки, однако за всем этим описанием обычных на войне событий стоит резкое неприятие войны, ее страшной сущности, когда даже дети становятся ее невольными участниками.

Одно из самых знаменитых военных стихотворений Твардовского — это стихотворение «Я убит подо Ржевом». Героем его становится погибший солдат. У него нет имени, потому что таких безымянных героев было сотни тысяч на войне. И погиб солдат негероической смертью: ни в бою, ни в разведке, а при налете:

Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, На левом, При жестоком налете.

И теперь он, как и многие другие, лежит в родной земле, став ее частью:

Я — где корни слепые Ищут корма во тьме; Я — где с облачком пыли Ходит рожь на холме…

Погибшие спрашивают живых: взят ли Ржев, «удержались ли наши там, на Среднем Дону», не прорвался ли враг к Волге, отстояли ли Москву? Они уверены, что враг не победил, потому что они погибли за Родину:

И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна: Мы за Родину пали, Но она спасена.

Погибшие солдаты просят помнить о них, потому что в великой победе есть и частичка их ратного труда («наша кровная часть»). Они завещают живым жить и беречь победу, доставшуюся столь дорогой ценой:

И беречь ее свято, Братья, счастье свое — В память воина-брата, Что погиб за нее.

Тему цены победы продолжает одно из самых трогательных произведений А. Твардовского — стихотворение «В тот день, когда окончилась война…». В центре внимания автора уже послевоенное время. Во время праздника за столом наступает минута, когда «прощались мы впервые со всеми, что погибли на войне». Тогда, на войне, все были в равном положении, потому что смерть могла забрать солдата в любой момент.

Судьба распорядилась так, что кому-то довелось погибнуть, а кто-то пережил войну и вернулся домой. Поэта не оставляет чувство вины перед павшими. Я живой, а другие — мертвые — вот тот мотив, который звучит во многих произведениях Твардовского, посвященных войне. Уже в 1966 году он пишет стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…». Оно — одно из самых трогательных в творчестве Твардовского. Это лирический монолог, где передаются чувства действительно страдающего человека, который постоянно осмысляет то, что происходило на войне. Видно, что лирический герой (а он здесь выражает мысли самого автора) все время решает для себя вопрос: а не виновны ли живые в смерти тех, кто погиб. Все ли они сделали для того, чтобы эти люди остались живы. С одной стороны, автор убежден, что нет никакой его «вины, в том, что другие не пришли с войны». Но с другой стороны, в стихотворении слышатся мотивы покаяния перед мертвыми, передается ощущение вины, свойственное по-настоящему совестливым людям:

В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, — Речь не о том, но все же, все же, все же…

Последняя строка, где трижды повторяется слово «все же» показывает всю силу сомнений поэта, его не утихающую боль о павших. Многоточие, которым заканчивается стихотворение, говорит нам о том, что автор так и не решил для себя эту проблему и будет, наверное, всю жизнь вести сам с собой этот мучительный разговор.

Свое творчество Твардовский посвятил всем тем, кто отстоял свободу Родины: и тем, кто не вернулся с войны, и тем, кто остался в живых.

«Тема войны в творчестве Твардовского»

Произведения А. Т. Твардовского о войне — это не только память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта в нашей жизни, напоминание о долге человека перед обществом. Самое яркое произведение А. Т. Твардовского, посвященное военной теме, — поэма «Василий Теркин». Главный герой поэмы — воплощение высоких нравственных качеств русского народа: патриотизма, ответственности, готовности к самопожертвованию. «Просто парень сам собой он обыкновенный», — пишет автор, подчеркивая тем самым, что герой — рядовой боец. Но именно он подлинный герой: сбивает самолет, отправляется вплавь в холодной воде на другой берег, чтобы помочь оказавшимся в тяжелом положении солдатам. Он знает, что такое война, поэтому высмеивает любую попытку ее приукрасить: Заключить теперь нельзя ли. Что, мол, горе не беда… Что с удачей постоянной Теркин подвиг совершил: Русской ложкой деревянной Восемь фрицев уложил?

Правда о войне — главный герой поэмы. О ней,«густой и горькой» правде отступлений первых лет войны, о потерях и разрушениях говорит поэт в этом произведении от первых глав до последних. Поэма рассказывает о народе, оказавшемся в самом центре трагедии. Однако это не убило в людях душевной щедрости, доброты, лукавства, удали, а, напротив, доказало, на что способен народ во имя своей родины. В лирике А. Т. Твардовского тема войны также является одной из главных. Герой стихотворения «Я убит подо Ржевом » погиб где-то «в безымянном болоте», в «бою незнаменитом». Но пускай этот бой и не принес славы его участникам, пускай он даже оказался неудачным для наших войск — все равно солдат, честно павший на поле брани, заслуживает глубокого уважения. Поэт утверждает, что нельзя забывать о том, что в счастье победы вложена «ровная часть» каждого погибшего воина, независимо от того, знают или не знают потомки о его подвиге. И убитый солдат говорит живущим:

* Завещаю в той жизни * Вам счастливыми быть * И родимой отчизне * С честью дальше служить.

Тяжелым камнем на совести поэта лег бы молчаливый укор мертвых товарищей. Так связывает А. Т. Твардовский память о войне с насущными задачами поэта и гражданина. Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере она вся, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, — чувствам, мыслям, природе, быту, политике», — писал о поэзии А. Т. Твардовского С. Я. Маршак в книге «Ради жизни на земле». В этом отличительная черта поэзии А. Т. Твардовского: жизнь, огромный мир в самых разнообразных проявлениях преломляется в лирическом переживании поэта. Особенно зримо это проявилось в произведениях о войне.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Тема памяти является сквозной в лирике А.Т. Твардовского. Поэт, всей душой любящий свою Родину, не может быть равнодушным к её судьбе и истории, а потому творчество Твардовского пронизано острым драматизмом, вызванным множеством несчастий и горестей, выпавших на долю русского народа. Тема памяти в творчестве А.Т. Твардовского условно делится на два аспекта: это осознание важности памяти о погибших в Великой Отечественной войне и понимание значения памяти семейной.

Тема памяти в военной лирике Твардовского предстаёт как святой долг перед теми, кто погиб ради Победы. Одним из самых ярких произведений А.Т. Твардовского, подбадривающим солдат в бою и напоминающим о страшных событиях тех лет живущим сейчас, является поэма «Василий Тёркин». В главе «Переправа», повествующей о неудачном переходе нашего войска через реку, автор, призывая: «Вечная память погибшим!», с сожалением говорит:

Кому память, кому слава,

Кому тёмная вода…

Лирический герой стихотворения «Я убит подо ржевом» во имя памяти просит лишь «счастливыми быть» и беречь Родину. В другом стихотворении, «Я знаю, никакой моей вины…», тема памяти переплетается с мотивом ответственности за судьбы целого народа. Лирический герой понимает, что он не мог предотвратить смерти других людей, но тем не менее мучается чувством вины:

Читать еще:  Каким вы видите образ музы в поэзии ахматовой

И не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

А.Т. Твардовский в своей лирике утверждал, что помнить своих предков – это святая обязанность каждого. Об этом стихотворение «Памяти матери»:

Тема памяти в лирике Твардовского

Мы все в долгу перед прошлым и будущим. Каждый из нас отвечает за свое время, которое это будущее готовит. Но ответственности не бывает без памяти о прошлом, без сопричастности к происходящим событиям. «Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой», — писал А. Твардовский. Его жизненное кредо — отвечать за все. Его произведения — это живая боль о времени. Они учат нас милосердию, высокой нравственности, гражданственности, учат быть «людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза». Поэт своими произведениями убеждает

нас, что память должна уберечь нас от страшных ошибок.

Давно закончилась война. Практически не осталось тех людей, которые воевали. Как бы ни оценивали войну 1941-1945 годов, но годы войны никогда не изгладятся из нашей памяти. Прав А. Твардовский:

Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем.

Военная тема — одна из главных тем творчества А. Твардовского. Поэт прошел всю войну. Призванный в 1939 году в ряды Красной Армии, он был рядовым, затем военным корреспондентом. Его многочисленные очерки, поэма «Василий Теркин», стихотворения, написанные на фронте, получили

всенародное признание. В послевоенное время тема памяти, ответственности перед павшими становится основной в творчестве поэта.

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они, кто старше, кто моложе Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, Речь не о том, но все же, все же, все же.

Рассказать о страшной войне — священный долг А. Твардовского, и он непременно должен его исполнить. Поэт, с его точки зрения, «лучше всех не свете» знает, о чем и как нужно говорить. В одном из стихотворений последних лет А. Твардовский высказал мысль:

Вся суть в одном-единственном завете: То, что скажу, до времени тая, Я это знаю лучше всех на свете Живых и мертвых, знаю только я.

А. Твардовский постоянно возвращается к теме памяти, покаяния, ответственности перед погибшими. В стихотворении «Я убит подо Ржевом», написанном от лица погибшего солдата, эта тема достигает трагического звучания:

Вы должны были, братья, Устоять, как стена, Ибо мертвых проклятье — Эта кара страшна.

В другом стихотворении «В тот день, когда окончилась война» поэт говорит о единении мертвых и живых. Боль о погибших, о трагическом прошлом нельзя вычеркнуть из памяти. Не только напрасно, но и опасно думать, с точки зрения А. Твардовского, будто время «затянет любую боль», «любую быль».

Поэма «По праву памяти» подытоживает пережитое и самим поэтом, и его близкими. В . Мы не можем забывать своего прошлого, ведь «кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Главной темой в произведении становится тема покаяния. Проблема памяти перерастает в проблему ответственности.

Лирический герой поэмы выступает в ней от имени всего народа, которому культ личности мешал идти по избранному пути. Поэт от имени народа вершит исторический суд и выносит приговор. Он извлекает из прошлого исторический урок во имя будущего, зовет читателя к выбору осознанной жизненной позиции: все нужно «мерять» только правдой, так как это единственная гарантия от новых ошибок.

Одна неправда нам в убыток, И только правда ко двору!

Поэт размышляет в произведении «По праву памяти» о культе личности, о сталинских временах, о загубленных и изломанных человеческих судьбах. Он призывает хранить память, не забывать тех, кто пришел с войны, погиб в лагерях.

А. Твардовский называет память о войне, о трагическом прошлом жестокой. Оказывается, жестокими могут быть не только люди! Эта «жестокая память» как бы предупреждает нас: трагедия войны не должна повториться.

Война — жесточе нету слова. Война — печальней нету слова. Война — святее нету слова.

На нас лежит ответственность перед павшими людьми. На нас лежит ответственность за наше прошлое, которое мы не должны забывать. Говорят, что время лечит. Но страдания, память из истории бессмысленно вычеркивать. Если мы сделаем вид, что у нас не было крутых обрывов, ям, мы рискуем угодить в новые. Мы должны учиться на ошибках прошлого. Возвращаясь назад, к той жестокой памяти, поэт обращается к нынешним и всем грядущим поколениям.

Тема войны в творчестве А.Т. Твардовского

u0421u043eu0431u044bu0442u0438u044f u0412u0435u043bu0438u043au043eu0439 u041eu0442u0435u0447u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0439 u0432u043eu0439u043du044b u043du0435 u043eu0441u0442u0430u0432u0438u043bu0438 u0440u0430u0432u043du043eu0434u0443u0448u043du044bu043c u0410.u0422u0432u0430u0440u0434u043eu0432u0441u043au043eu0433u043e. u041eu043d u043fu0440u0438u043du044fu043b u043du0435u043fu043eu0441u0440u0435u0434u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0435 u0443u0447u0430u0441u0442u0438u0435 u0432 u0432u043eu0435u043du043du044bu0445 u0434u0435u0439u0441u0442u0432u0438u044fu0445, u043du0430 u0441u0435u0431u0435 u0438u0441u043fu044bu0442u0430u043b u0432u0441u0435 u0442u044fu0433u043eu0442u044b u0438 u043fu043eu0442u0435u0440u0438. u0412 u0442u043e u043du0435u043bu0435u0433u043au043eu0435 u0434u043bu044f u0432u0441u0435u0433u043e u0440u0443u0441u0441u043au043eu0433u043e u043du0430u0440u043eu0434u0430 u0432u0440u0435u043cu044f u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f u0410.u0422u0432u0430u0440u0434u043eu0432u0441u043au043eu0433u043e u0434u0430u0432u0430u043bu0438 u043bu044eu0434u044fu043c u043du0430u0434u0435u0436u0434u0443 u043du0430 u0437u0430u0432u0442u0440u0430u0448u043du0438u0439 u0434u0435u043du044c, u0434u0430u0440u0438u043bu0438 u0442u0435u043fu043bu043e, u0432u043eu0441u043fu043eu043cu0438u043du0430u043du0438u044f u043e u0440u043eu0434u043du043eu043c u0434u043eu043cu0435, u0441u0435u043cu044cu0435.n

u00a0 u00a0u0412u043eu0435u043du043du0430u044f u043bu0438u0440u0438u043au0430 u043fu043eu044du0442u0430 u0438u0441u043au0440u0435u043du043du0430, u043fu0440u043eu0441u0442u0430 u0438 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u0447u043du0430. u0415u0433u043e u0432u043du0438u043cu0430u043du0438u0435 u043fu0440u0438u043au043eu0432u044bu0432u0430u043bu0438 u0441u0430u043cu044bu0435 u043eu0431u044bu0447u043du044bu0435 u043au0430u0440u0442u0438u043du044b u0441u043eu043bu0434u0430u0442u0441u043au043eu0439 u0436u0438u0437u043du0438. u041du043e u0432 u044du0442u0438u0445 u043fu043eu0432u0441u0435u0434u043du0435u0432u043du044bu0445 u0432u0435u0449u0430u0445 u0422u0432u0430u0440u0434u043eu0432u0441u043au0438u0439 u0432u044bu0440u0430u0436u0430u043b u0432u0435u043bu0438u0447u0438u0435 u043fu043eu0434u0432u0438u0433u0430, u0441u0438u043bu0443 u0434u0443u0445u0430 u043au0430u0436u0434u043eu0433u043e u0441u043eu043bu0434u0430u0442u0430. u0421u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f u0422u0432u0430u0440u0434u043eu0432u0441u043au043eu0433u043e u0431u044bu043bu0438 u0438 u043eu0441u0442u0430u044eu0442u0441u044f u0431u043bu0438u0437u043au0438u043cu0438 u0441u0435u0440u0434u0446u0443 u043au0430u0436u0434u043eu0433u043e u0440u0443u0441u0441u043au043eu0433u043e u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430. u041eu043d u0441u0443u043cu0435u043b u043cu0443u0434u0440u043e u0438 u0442u043eu0447u043du043e u0432u044bu0440u0430u0437u0438u0442u044c u0431u043eu043bu044c, u0432u0435u0440u0443, u0441u0442u0440u0430u0434u0430u043du0438u044f u043cu0438u043bu043bu0438u043eu043du043eu0432 u043bu044eu0434u0435u0439, u043eu043fu0430u043bu0435u043du043du044bu0445 u0432u043eu0439u043du043eu0439.n

u00a0 u00a0u041fu043eu044du0442 u044fu0441u043du043e u043fu043eu043du0438u043cu0430u043b, u0447u0442u043e u043du0430 u0432u043eu0439u043du0435 u043fu0440u043eu0432u0435u0440u044fu0435u0442u0441u044f u043au0430u0436u0434u044bu0439 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a. u041eu043d u043fu043eu043au0430u0437u044bu0432u0430u0435u0442 u0441u0432u043eu0435 u0438u0441u0442u0438u043du043du043eu0435 u043bu0438u0446u043e. u0412u043eu0439u043du0430 u043cu043eu0431u0438u043bu0438u0437u0443u0435u0442 u0432 u043bu044eu0434u044fu0445 u0432u0441u0435 u043bu0443u0447u0448u0435u0435: u0432u043eu043bu044e, u0436u0435u0440u0442u0432u0435u043du043du043eu0441u0442u044c, u043fu043eu0431u0435u0434u0443 u043du0430u0434 u0441u0442u0440u0430u0445u043eu043c. u0413u0435u0440u043eu0438 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0439 u0422u0432u0430u0440u0434u043eu0432u0441u043au0438u0439 u2013 u0441u0430u043cu044bu0435 u043eu0431u044bu0447u043du044bu0435, u0441u043au0440u043eu043cu043du044bu0435 u0441u043eu043bu0434u0430u0442u044b. u041du043e u0438u043cu0435u043du043du043e u043eu043du0438 u0435u0436u0435u0434u043du0435u0432u043du043e u0448u043bu0438 u043du0430 u043fu043eu0434u0432u0438u0433, u043e u043au043eu0442u043eu0440u043eu043c u0441u0430u043cu0438 u043du0435 u0434u043eu0433u0430u0434u044bu0432u0430u043bu0438u0441u044c. u041eu043du0438 u043du0435 u0442u0440u0435u0431u043eu0432u0430u043bu0438 u043du0430u0433u0440u0430u0434 u0438 u043fu043eu0447u0435u0441u0442u0435u0439, u0430 u043fu0440u043eu0441u0442u043e u0438 u043cu0443u0436u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043e u0432u044bu043fu043eu043bu043du044fu043bu0438 u0441u0432u043eu044e u0440u0430u0431u043eu0442u0443, u0441u0432u043eu0439 u0434u043eu043bu0433 u0432u043e u0438u043cu044f u043fu043eu0431u0435u0434u044b. u0418u043cu0435u043du043du043e u044du0442u0438 u043du0438u0447u0435u043c u043du0435u043fu0440u0438u043cu0435u0447u0430u0442u0435u043bu044cu043du044bu0435 u0442u0440u0443u0436u0435u043du0438u043au0438 u0432u043eu0439u043du044b u2013 u0438u0441u0442u0438u043du043du044bu0435 u0433u0435u0440u043eu0438 u0438 u043fu043eu0431u0435u0434u0438u0442u0435u043bu0438.n

u00a0 u00a0u041eu0434u0438u043d u0438u0437 u043du0438u0445 u043eu043fu0438u0441u0430u043d u0432 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0438 u00abu0410u0440u043cu0435u0439u0441u043au0438u0439 u0441u0430u043fu043eu0436u043du0438u043au00bb(1942). u041fu0435u0440u0435u0434 u043du0430u043cu0438 — u0431u0443u0434u043du0438u0447u043du0430u044f u043au0430u0440u0442u0438u043du0430 u0440u0430u0431u043eu0442u044b u0441u0442u0430u0440u043eu0433u043e u0441u0430u043fu043eu0436u043du0438u043au0430. u041eu043d u0441u0438u0434u0438u0442 u043du0430 u043fu0435u043du044cu043au0435 u0440u044fu0434u043eu043c u0441 u043bu0435u0441u043eu043c, u0441u0430u043c u0431u0435u0437 u0440u0435u043cu043du044f u0438 u043fu0438u043bu043eu0442u043au0438. u0412u0441u0435 u0443u0441u0438u043bu0438u044f u043eu043d u043fu0440u0438u043bu0430u0433u0430u0435u0442 u043a u0442u043eu043cu0443, u0447u0442u043eu0431u044b u043fu043eu0447u0438u043du0438u0442u044c u0440u0430u0437u043eu0440u0432u0430u0432u0448u0438u0435u0441u044f u0431u043eu0442u0438u043du043au0438 u0441u043eu043bu0434u0430u0442u0430. u041au0430u0436u0434u043eu0435 u0435u0433u043e u0434u0432u0438u0436u0435u043du0438u0435 u043eu0442u0442u043eu0447u0435u043du043e, u0430u043au043au0443u0440u0430u0442u043du043e. u041fu043e u0432u0441u0435u043cu0443 u0432u0438u0434u043du043e, u0447u0442u043e u043eu043d u0441u0442u0430u0440u0430u0435u0442u0441u044f u043fu043eu0447u0438u043du0438u0442u044c u0441u0430u043fu043eu0433u0438 u0441 u0434u0443u0448u043eu0439. u0412u0435u0434u044c u043eu0431u0443u0432u044c u2013 u043eu0441u043du043eu0432u043du043eu0435 u0434u043bu044f u0441u043eu043bu0434u0430u0442u0430.n

u00a0 u00a0u041fu043eu044du0442 u043bu044eu0431u0443u0435u0442u0441u044f u0435u0433u043e u0440u0430u0431u043eu0442u043eu0439, u0441u0440u0430u0432u043du0438u0432u0430u0435u0442 u0441u0432u043eu0435u0433u043e u0433u0435u0440u043eu044f u0441 u0434u043eu043au0442u043eu0440u043eu043c, u043fu0440u043eu044fu0432u043bu044fu044eu0449u0438u043c u0437u0430u0431u043eu0442u0443 u043e u0431u043eu0439u0446u0435. u0418u0445 u0441u0432u0435u043bu0430 u0432u043eu0439u043du0430, u043eu0431u0430 u043eu0441u0442u0430u0432u0438u043bu0438 u0434u043eu043c, u0443u0448u043bu0438 u0432 u043du0435u0438u0437u0432u0435u0441u0442u043du043eu0435. u0422u0435u043fu0435u0440u044c u043eu043du0438 u0441u0432u044fu0437u0430u043du044b u043du0435u0432u0438u0434u0438u043cu043eu0439, u043du043e u043au0440u0435u043fu043au043eu0439 u043du0438u0442u044cu044e. u0412 u043fu043eu0434u043eu0431u043du043eu0439 u0441u043au0440u043eu043cu043du043eu0441u0442u0438, u0432u0437u0430u0438u043cu043eu0432u044bu0440u0443u0447u043au0435 u043fu043eu044du0442 u0432u0438u0434u0435u043b u0437u0430u043bu043eu0433 u0431u0443u0434u0443u0449u0435u0439 u043fu043eu0431u0435u0434u044b:n

u00a0 u00a0u0412 u0447u0430u0441 u0434u043eu0431u0440u044bu0439. u0427u0442u043e u0431u0443u0434u0435u0442 u2013 u0442u043e u0431u0443u0434u0435u0442.n

u00a0 u00a0u0411u044bu0432u0430u043bu043e! u041du0435 u0441u0442u0430u0442u044c u043fu0440u0438u0432u044bu043au0430u0442u044c. n

u00a0 u00a0u0420u043eu0434u043du044bu0435 u0432u0435u043bu0438u043au0438u0435 u043bu044eu0434u0438.n

u00a0 u00a0u0420u043eu0441u0441u0438u044f, u0440u043eu0434u0438u043cu0430u044f u043cu0430u0442u044c.n

u00a0 u00a0u0412 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0438 u00abu041au043eu0433u0434u0430 u043fu0440u043eu0439u0434u0435u0448u044c u043fu0443u0442u0435u043c u043au043eu043bu043eu043du043du00bb (1943) u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0433u0435u0440u043eu0439 u0433u043eu0432u043eu0440u0438u0442 u043e u0441u0430u043cu044bu0445 u043fu0440u043eu0441u0442u044bu0445 u0440u0430u0434u043eu0441u0442u044fu0445 u0434u043bu044f u0441u043eu043bu0434u0430u0442u0430 u043du0430 u0432u043eu0439u043du0435 u2013 u043au0443u0441u043au0435 u0447u0435u0440u043du043eu0433u043e u0445u043bu0435u0431u0430, u0433u043bu043eu0442u043au0435 u0447u0438u0441u0442u043eu0439 u0432u043eu0434u044b, u043du043eu0447u043bu0435u0433u0435, u0437u043du0430u0447u0435u043du0438u0438 u0434u0440u0443u0436u0431u044b, u043eu0442u0447u0435u043c u0434u043eu043cu0435. u041du0430 u0432u043eu0439u043du0435 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a u043fu0435u0440u0435u043eu0446u0435u043du0438u0432u0430u0435u0442 u0441u0432u043eu044e u0436u0438u0437u043du044c. u0415u043cu0443 u0434u043eu0440u043eu0433u043e u0432u0441u0451, u0447u0442u043e u0441u0432u044fu0437u0430u043du043e u0441 u043cu0438u0440u043du044bu043c u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u043eu0432u0430u043du0438u0435u043c. u041eu043d u0440u0430u0434u0443u0435u0442u0441u044f u0432u0441u0435u043cu0443, u0447u0442u043e u0434u043e u0432u043eu0439u043du044b u0432u043eu0441u043fu0440u0438u043du0438u043cu0430u043bu043eu0441u044c u043au0430u043a u0434u043eu043bu0436u043du043eu0435. u041du0430 u043eu0441u0442u0440u0438u0435 u0441u043cu0435u0440u0442u0438 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a u043fu043e-u0434u0440u0443u0433u043eu043cu0443 u0432u0438u0434u0438u0442 u043cu0438u0440. u041eu043d u043du0435 u043du0430 u0441u043bu043eu0432u0430u0445, u0430 u043du0430 u0434u0435u043bu0435 u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0443u0435u0442 u0437u043du0430u0447u0435u043du0438u0435 u043fu043eu043du044fu0442u0438u0439 u00abu043eu0442u0432u0430u0433u0430, u0434u043eu043bu0433, u0447u0435u0441u0442u044cu00bb.

Тема войны и памяти в лирике А.Твардовского

Тема войны занимает центральное место в лирике Твар­довского 1941-1945 гг. (стихотворения «Сержант Василий Мысенков», «Рассказ танкиста», «Бойцу Южного фронта», «Баллада о товарище», «Партизанам Смоленщины», «Армей­ский сапожник», «Со слов старушки», «Минское шоссе» и др.). К ней поэт часто обращается и в последующие годы (стихотворения «Я. убит подо Ржевом», «Москва», «Сыну погибшего воина», «Я знаю, никакой моей вины. », «Лежат они, глухие и немые. » и др.).

Война внесла изменения в отношение Твардовского к собственному творчеству. Он в разы повысил требования к себе. Каждое произведение поэт представлял на незримый суд погибших бойцов. Александр Трифонович чувствовал огромную ответственность перед теми, кому не посчастливилось испытать радость победы. При этом себя писатель не считал причастным к великому подвигу советского народа. По-видимому, Твардовский полагал, что победу ковали непосредственные участники боев, а не он, простой военный корреспондент. Конечно, в данном случае поэт был излишне строг к себе. Его «Василий Теркин» и стихотворения сыграли немалую роль в победе в Великой Отечественной войне, ведь они вдохновляли бойцов, помогали им не падать духом, справляться с трудностями.

Военная лирика Твардовского поэмой «Василий Тёркин» не исчерпывается. Твардовский писал о войне всю свою жизнь. Военным корреспондентом на фронте он бывал на передовой, участвовал в сражениях, попадал в окружение, общался с солдатами и их родными. Поэт пропустил через свою душу истории этих людей, все ужасы войны и рассказал об этом в стихах. Военная лирика впоследствии объединилась в цикле «Фронтовая хроника».

Герои Твардовского – обычные люди, они близки читателям. И стихи его простые и понятные, но простота эта кажущаяся: поэт использует огромное количество средств художественной выразительности.

Самуил Яковлевич Маршак о военной лирике Твардовского сказал: «Это – настоящий реквием, простой, величавый и скорбный».

Твардовский видел не только героические подвиги солдат, но и военные будни, бытовые тяжести, проблемы и, конечно же, боль и смерть.

Какой мы видим войну в стихах Твардовского? Кто он такой, русский солдат, герой этих стихотворений?

Вспомним творческое кредо поэта – писать понятно и просто об обыденных вещах. В стихотворениях Твардовского патриотический пафос соединяется с юмором, трагические эпизоды соседствуют с описанием бытовых сцен.

Стихотворение «Я убит подо Ржевом» было создано в 1946 году. Посвящено оно событиям Ржевской битвы. Кровопролитные бои на Ржевском выступе продолжались с января 1942 года по март 1943 года. Бои были настолько страшными, что их называли Ржевской мясорубкой.

Рассказывая об истории создания стихотворения, Твардовский писал: «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе, – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство».

У лирического героя стихотворения есть реальный прототип. Это солдат Владимир Бросалов, с которым Твардовский встречался в госпитале.

Во время авианалёта бойца контузило взрывом и закидало землёй. Его матери отправили похоронку, но после сообщили, что её сын выжил и находится в госпитале. Так что Владимира Бросалова в одно время навестили и поэт, и мать. Выслушав историю этих людей, поэт обещал написать стихи о боях подо Ржевом. И это обещание он исполнил, подарив нам одно из самых сильных стихотворений русской военной лирики.

Стихи Твардовского были положены на музыку. Сейчас можно найти даже видеоролики в жанре песочной анимации.

Стихотворение написано от первого лица. Почему поэт выбрал такую форму? Обратимся к словам самого поэта. Твардовский писал: «Форма первого лица в «Я убит подо Ржевом» показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле».

Стихотворение представляет собой монолог погибшего солдата. Мы не знаем его имени, не знаем откуда он, сколько ему лет. Знаем только обстоятельства его гибели при бомбёжке. Его смерть случайная, не героическая. Он один из сотен погибших рядовых бойцов. Лишая своего героя биографии, поэт достигает обобщения. Герой Твардовского говорит от лица тысяч погибших на войне солдат.

Нам свои боевые

Не носить ордена.

Вам всё это, живые.

Нам – отрада одна,

Что недаром боролись

Мы за родину-мать.

Пусть не слышен наш голос,

Вы должны его знать.

Сам поэт становится голосом «мёртвых, безгласных». В стихах нет чётко выраженной авторской позиции, поэт словно растворяет себя в этом монологе павшего солдата.

Какими художественными средствами создаётся этот поэтический монолог?

Во-первых, Твардовский использует множество риторических вопросов и восклицаний. Погибшего бойца волнует судьба Родины, ведь он не может знать точно, что сейчас происходит в стране.

Я убит и не знаю –

Наш ли Ржев наконец?

Удержались ли наши

Там, на Среднем Дону?

Этот месяц был страшен.

Читать еще:  Что я открыл для себя познакомившись с японской поэзией

Было все на кону.

Эмоции прорываются риторическим восклицанием в ответ на страшные предположения о победе врага. Сама мысль об этом для солдата невыносима. Он верит, что его смерть просто не может быть напрасной.

Нет, неправда! Задачи

Той не выиграл враг.

Нет же, нет! А иначе,

Даже мёртвому, – как?

И у мёртвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Эмоциональность стихотворения усиливается инверсией и рефренами. Изменение порядка слов и повторы создают дополнительные смысловые акценты.

В военной лирике Твардовского часто сочетается бытовое и героическое. В стихотворении «Я убит подо Ржевом» эта особенность хорошо прослеживается в лексике. Твардовский в рамках одного стихотворения использует архаизмы, просторечия и воинские термины.

Вот примеры архаизмов:

Наши очи померкли,

Пламень сердца погас.

А вот «ни дна, ни покрышки» – просторечное выражение.

К воинской лексике относятся слова «петличка», «лычка», «гимнастёрка», «рота», «поверка».

Военная лексика подчёркивает, что герой стихотворения прежде всего солдат, боец. Архаизмы придают стихотворению торжественное звучание, создают акцент на героизме, величии подвига солдат, защитников родной земли. А просторечия дают читателю понять, что эти самоотверженные герои – обычные люди, такие же как мы.

Эмоциональный накал стихотворения усиливают также эпитеты и сравнения. Например: «безымянное болото», «грозное, горькое право», «святая клятва».

Линия фронта сравнивается с горящим рубцом на теле. Можно физически почувствовать, как болезненно воспринимается солдатом война, ощутить его боль за судьбу отчизны.

Красной линией через всё стихотворение проходит тема смерти и бессмертия. Герой погиб, стихотворение начинается с рассказа о его смерти. О том, что лирический герой погиб, упоминается в стихотворении несколько раз. Этот факт подчёркивается поэтом.

Летом, в сорок втором,

Я зарыт без могилы.

Всем, что было потом,

Смерть меня обделила.

Вместе с тем, герой не умирает, он растворяется в природе, становясь частью родной земли. Мы ощущаем его присутствие:

Я – где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я – где с облаком пыли

Ходит рожь на холме.

Я – где крик петушиный

На заре по росе;

Я – где ваши машины

Воздух рвут на шоссе.

Время в стихотворении тоже едино: прошлое, будущее и настоящее связывает тема памяти и бессмертия.

Мы слышим голос «мёртвого, безгласного» воина. Более того, он становится полноправным участником разговора, делится своими переживаниями, рассуждает, задаёт вопросы и даёт наказ оставшимся в живых собратьям-бойцам.

Последние строфы стихотворения – это завещание погибшего солдата своим собратьям, оставшимся в живых.

Я вам жить завещаю –

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Примечательно, что изначально у стихотворения было другое название – «Завещание воина». Но потом поэт от него отказался – первая строчка стихотворения звучала выразительнее. Эти слова быстро стали крылатыми.

Я знаю, никакой моей вины…

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они — кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же.

История создания

Во время войны Александр Трифонович Твардовский находился на передовой в качестве военного корреспондента. Поэт видел рядовых бойцов, видел собственно военные действия, видел, как люди гибли. И после войны Твардовского мучила мысль о том, что он мог тогда пожертвовать собой и спасти хотя бы одного солдата.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: стихотворение — лирический монолог.

Вид лирики: философская.

Тема. Проблема войны рассматривается уже с точки зрения живого, вернувшегося с фронта человека. Чувство вины и ответственности за окружающих — главное в стихотворении. Повисающая концовка «все же, все же, все же. » только усугубляет ощущение безысходности. Лирический герой задается риторическим вопросом: мог ли он сберечь тех, кто не пришел с войны? Конечно, нет, но чувство вины не оставляет героя и автора. Он осознаёт, что не мог бы предотвратить гибель тысяч солдат, но всё-таки не может себе простить, что он жив, а эти солдаты — нет. Его терзает мысль, что он мог защитить этих солдат — хотя бы кого-то из них — но не сумел.

Стихотворение построено как лирический моно­лог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны, с дру­гой же — в последней строке пробивается то по­каянное ощущение своей вины, которое свойст­венно всем совестливым людям.

Размер: пятистопный ямб.

Рифма: комбинированная (смежно-перекрёстная).

Тропы. Повторы: «всё же, всё же, всё же. »

Стихотворение лаконичное и потому особенно пронзи­тельное. Стихотворение отличает лексическая просто­та, отсутствие каких-либо изобразительных эф­фектов.

Название стихотворения «Лежат они, глухие и немые…» (1966) возвращают нас в памятную, тяжелейшую пору, которую переживала страна.

Фронт горел, не стихая,

Как на теле рубец.

Этот месяц был страшен.

Было все на кону.

Слова эти написаны с полной достоверностью — и чисто внешней, и психологической. Это ощущение человека, который был сам участником событий, когда «было все на кону», когда «решалась судьба Отечества» в стихе. В стихотворении авторское присутствие проявляется в элегическом звучании стихотворной фразы, щемяще-грустной интонации, в выборе слова:

Лежат они, глухие и немые,

Под грузом плотной от годов земли —

И юноши, и люди пожилые,

Что на войну вслед за детьми пошли,

И женщины, и девушки-девчонки,

Подружки, сестры наши, медсестренки,

Что шли на смерть и повстречались с ней…

Главная, самая больная для поэта тема — тема исторической памяти.

Дата добавления: 2021-06-02 ; просмотров: 26 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Тема Великой Отечественной войны в лирике А. Твардовского

События Великой Отечественной войны не оставили равнодушным А.Твардовского. Он принял непосредственное участие в военных действиях, на себе испытал все тяготы и потери. В то нелегкое для всего русского народа время произведения А.Твардовского давали людям надежду на завтрашний день, дарили тепло, воспоминания о родном доме, семье.
Военная лирика поэта искренна, проста и человечна. Его внимание приковывали самые обычные картины солдатской жизни. Но в этих повседневных вещах Твардовский выражал величие подвига, силу духа каждого солдата. Стихотворения Твардовского были и остаются близкими сердцу каждого русского человека. Он сумел мудро и точно выразить боль, веру, страдания миллионов людей, опаленных войной.

Поэт ясно понимал, что на войне проверяется каждый человек. Он показывает свое истинное лицо. Война мобилизует в людях все лучшее: волю, жертвенность, победу над страхом. Герои стихотворений Твардовский – самые обычные, скромные солдаты. Но именно они ежедневно шли на подвиг, о котором сами не догадывались. Они не требовали наград и почестей, а просто и мужественно выполняли свою работу, свой долг во имя победы. Именно эти ничем непримечательные труженики войны – истинные герои и победители.
Один из них описан в стихотворении «Армейский сапожник»(1942). Перед нами — будничная картина работы старого сапожника. Он сидит на пеньке рядом с лесом, сам без ремня и пилотки. Все усилия он прилагает к тому, чтобы починить разорвавшиеся ботинки солдата. Каждое его движение отточено, аккуратно. По всему видно, что он старается починить сапоги с душой. Ведь обувь – основное для солдата.
Поэт любуется его работой, сравнивает своего героя с доктором, проявляющим заботу о бойце. Их свела война, оба оставили дом, ушли в неизвестное. Теперь они связаны невидимой, но крепкой нитью. В подобной скромности, взаимовыручке поэт видел залог будущей победы:

В час добрый. Что будет – то будет.
Бывало! Не стать привыкать.
Родные великие люди.
Россия, родимая мать.

В стихотворении «Когда пройдешь путем колонн» (1943) лирический герой говорит о самых простых радостях для солдата на войне – куске черного хлеба, глотке чистой воды, ночлеге, значении дружбы, отчем доме. На войне человек переоценивает свою жизнь. Ему дорого всё, что связано с мирным существованием. Он радуется всему, что до войны воспринималось как должное. На острие смерти человек по-другому видит мир. Он не на словах, а на деле чувствует значение понятий «отвага, долг, честь».
В коротких, пронзительных сценках поэт дает нам целую историю жизни. Таким является стихотворение «В пилотке мальчик босоногий» (1943) – история маленького сироты, «Ночлег»(1944), «Награда»(1943), «Баллада о товарище»(1941-1942), «Отец и сын»(1943), повествующее о трагической встрече отца с сыном, которого все считали мертвым. Вернувшийся с фронта солдат потерял всю семью, у него остался лишь один близкий человек – сын. В нем смысл жизни этого героя, его будущее. Эти отдельные драмы людей свидетельствуют о губительности, колоссальной, разрушительной силе войны. Но эти люди не сдаются. Они защищают родную землю. Истина на их стороне.

Твардовский обладал тонким знанием жизни. Он понимал ее закономерности, верил в ее победу над смертью. Все живое чуждается войны. Новые ростки жизни продолжают тянуться к свету. Об этом говорит «Стихотворения неизвестного солдата» (1944). В нем необычайно искренно и наивно рассказывается о ласточке. Солдаты уйдут вперед, но с нетерпением будут ждать ее прилета в свои дома. В стихотворении «И цветут — и это страшно…» (1942) поэт описывает картину весеннего, розового сада, который вырос рядом с разорвавшейся бомбой:

Словно выложили ватой
Раны черные земли.

В коротком, афористичном стихотворении «Война – жесточе нету слова» (1944) лирический герой глубоко эмоционально воспринимает трагедию войны. Он справедливо пишет, что нет на земле более печального, жестокого и, в то же время, святого слова. Война вывела в русском народе те самые важные качества души, которые и помогли победить. Путь через войну стал путем к миру, к правде. Об этом не в праве забывать будущие поколения.

Одно из самых ярких стихотворений о войне – «Я убит подо Ржевом» (1945-1946). Повествование идет от лица погибшего безымянного воина. Он обращается к тем, кто смог выжить, и напоминает им о том, чтобы они помнили мертвых. Это стихотворение стало первым в русской литературе, где был использован подобный художественный прием.
Необычным было то, что реальное повествование сочетается с фантастическим. Если в начале указывается реальное место, рота, где служил солдат, то позже эти реальные очертания исчезают. Конкретный рассказ у Твардовского получает философское обобщение. Показательно, что поэт использует здесь символику. Образ матери символизирует Россию. Расширяется смысл слова «брат». Это не только обозначение кровной связи, но и символ духовного родства.

Касаясь темы Великой Отечественной войны у Твардовского, невозможно не упомянуть поэмы «Дом у дороги» и «Василий Теркин». В поэме «Василий Теркин» поэт показал фронтовую жизнь. В ней проявилось своеобразное понимание поэтом героического. Героизм проявляется не в отдельной исключительной ситуации, а в самом потоке жизни. Все, что происходит в поэме: подвиги и будни, наступления и отдых бойцов, переправа через реки и затор на фронтовом шоссе, госпиталь, описание раненых в полковом госпитале – лишено ореола героического. Эта поэма поставила вопросы жизни и смерти.
Ее главный герой — Василий Теркин. Он сразу полюбился читателям. Сама фамилия персонажа подчеркивает его типичность. Это обобщенный образ русского солдата, чей характер представлен в эволюции. В главе «Кто стрелял» показан подвиг героя, но его изображение окрашено иронией, шуткой, которые поднимают дух солдат.
В главе «Переправа» Теркин показан настоящим героем. В ледяной воде, под огнем противника, он прорвался на противоположный берег и вернулся обратно. Его отличает находчивость, сила духа, мужество, стойкость.
Теркин знает себе цену, он лишен похвальства, себялюбия. Герой осознает, что «бой идет не ради славы, ради жизни на Земле». В финале поэмы он показан человеком, рассуждающим о жизни и смерти. Теркин приходит к выводу, что он несет ответственность за все, что происходит.

Твардовскому удалось создать яркие народные характеры. В своем творчестве поэт точно передал душу русского бойца, дух Великой Отечественной войны. Его фронтовые стихотворения помогали миллионам людей преодолевать страдания, верить, продолжать жить и побеждать.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector