Как проявляется ритм в поэзии
Основы стихосложения -ритм
Ритм – это основа основ стихосложения.
Собственно, единственное, что отделяет стихи от прозы – это ритм.
Все системы стихосложения у всех народов основаны на ритме.
Стихи – это ритмически организованная речь.
Почему ритм ?
Эмоциональное воздействие ритма на человеческую психику известно
очень давно. Уже в доисторические времена ритм использовался в различных
общественных и религиозных ритуалах.
И, по-видимому, уже в эти же времена людьми было замечено особое
эмоциональное воздействие ритмически организованной речи.
Ритм и сам по себе, даже в чистом виде способен производить
определенное воздействие на человека.
Вспомним детские совершенно бессмысленные стишки
вроде “эни мэни раба, квинтер финтер жаба”
Поэтому отвлечемся и немного поговорим о ритме самом по себе.
Понятие ритма может относиться не только к временной последовательности,
характеризующейся повторением определенных характеристик процесса
через равные промежутки времени. Ритм может состоять и в пространственной
повторяемости.(например в архитектуре).
Здесь мы будем говорить о временном ритме.
Хотя теоретически возможно стихосложение, основанное и на пространственном
ритме, но практически, например в китайском языке, стихи традиционно
скандировались. Хотя сама китайская письменность “немая” , не фонетическая,
а предназначенная для чтения глазами.
Итак ритм. Простейший ритм состоит из повторения одного и того же
элемента. Графически это можно изобразить так – – – – – – – – -.
Однако такой ритм очень быстро “приедается” . Быстро наступает то,
что называется монотонией, или проще говоря, занудство.
Человек по разному реагирует на это. Либо, если это возможно, отключается
вообще от восприятия (негромкий монотонный ритм). Либо переходит в
стрессовое состояние – развивается раздражение. Наиболее интересен
третий вариант – человек невольно начинает “разнообразить” ритм .
Невольно придавать ритму структуру, которой в оригинале нет.
Например, ритм из одинаковых по громкости сигналов – – – – – – – -.
непроизвольно начинает восприниматься как структурированный,
скажем, как / – / – / – / – . (“/”- более громкий “-” -более тихий).
Это говорит о том, что для “комфортного” восприятия ритм должен быть
достаточно “богатым”.
“Идеальный” ритм соорудить несложно. Сложнее избавиться от монотонии,
не разрушив при этом однако, самого ритма.
Это в известной степени может быть достигнуто структурированием ритма.
Так скажем, ритм / – / – / – / – / -. или /–/–/–/–.
уже выглядит менее монотонным. Здесь появляются структурные единицы
второго уровня / – или / – – . Ритм воспринимается состоящим из
этих структурных единиц второго уровня, а каждая единица, в свою очередь
ритмически организована (состоит из единиц одинаковой длительности).
Отметим, что практически такие единицы второго уровня ограничиваются
двух, трех и реже четырехдольным ритмом. /-, /–, /—
Нетрудно догадаться, что в поэзии единицам первого уровня соответствуют
слоги, а единицам второго уровня – стопы. (ограничиваясь пока традиционным
силлабо-тоническим русским стихосложением).
Однако и такой ритм быстро приводит к монотонии.
Поэтому ритм (и в музыке и в поэзии) структурируется дальше.
В поэзии этим более крупным единицам соответствуют строки.
(в музыке – музыкальные фразы).
Это уже ритмические единицы третьего уровня.
Но и этого оказывается мало. Возникает ритмическая единица 4 уровня
– строфа.(в песенной музыке – куплет). Более крупные ритмические
единицы используются только в поэмах (например, “онегинская строфа” –
структура состоящая из простых строф – единица 5 уровня).
Подчеркнем, что структурирование ритма – это не прихоть,
не произвольная “условность”, которую можно принять, а можно и
отбросить. Это – следствие вполне объективных законов человеческой
психики.
Хочется повторения, но хочется и разнообразия.
Голый ритм и ритмической хаос одинаково неприемлемы.
Итак, вернувшись к традиционному русскому стихосложению, можно сказать:
Ритмическая единица 1-го уровня – слог. В русском языке слоги
произносятся примерно с одинаковой скоростью.
(есть языки, где имеются долгие и краткие гласные, там конечно слог
не будет ритмической единицей).
Ритмическая единица 2-го уровня – СТОПА, обусловленная чередованием
ударных и безударных слогов. Например строчка “буря мглою небо кроет”
ритмически запишется /-/-/-/- (“/” – ударный, “-” – безударный слог).
Здесь стопа будет /- из двух слогов, первый ударный.
(в языках, где нет силового ударения, стопа конечно будет
построена по другому принципу)
Ритмическая единица 3-го уровня – СТРОКА.
И это – НАИБОЛЕЕ ВАЖНАЯ РИТМИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА.
Имеющая наибольшее самостоятельное значение.
Мне приходилось сталкиваться с мнением, что вообще стихи – это то,
что разбито на строки, безотносительно к остальным ритмическим уровням.
Значение строки обусловлено тем, что самостоятельной единицей
речи является не слог, не даже слово, а ФРАЗА.
Человек говорит не слогами, не словами, а фразами.
(не путать с грамматическим понятием предложения!).
При этом фраза не является чем-то постоянным.
Так “буря мглою небо кроет” можно произнести как одну фразу.
А можно и как две “буря мглою” “небо кроет”.
Разбиение на строки особенно важно, потому что без него
не всегда возможно правильно построить речевое прочтение стихотворения.
Кроме того, разбиение на строки обогащает и внутренюю ритмику стиха.
Если бы не было разбиения на строки, а шел бы сплошной поток,
то стопы “/-“-хорей “-/”-ямб были бы практически эквивалентны –
давали бы в итоге ощущение одного и того же ритма.
. -/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/.
. /-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-.
Но поскольку строка ограничена началом и концом, то строчки
“где может быть родились вы” ямб -/-/-/-/
и “буря мглою небо кроет” хорей /-/-/-/-
звучат ритмически по разному.
В старину, со времен Ломоносова, бытовали различные мнения, например, что ямб лучше подходит для передачи грусти, или торжественности а хорей – для приподнятого настроения, пляски, элегий . Или, что ямб – для передачи мысли, хорей – чувства итп.
Сейчас от таких взглядов отказались, и в общем, признано, что сам по себе размер не определяет настроя стиха.
Различие в окончаниях строк тоже разнообразит ритмическое восприятие,
хотя далеко не так сильно, как различие в начале.
В трехсложных размерах возможны уже три варианта начала строки:
“/–” – дактиль
“-/-” – амфибрахий
“–/” – анапест
Обратите внимание, что в строке не обязательно должно быть целое
число стоп. Так, возможны варианты дактиля:
“/–/–/–”
“/–/–/-”
“/–/–/”
Ощущение другого ритма при этом не возникает.
Смена в окончаниях строк скорее ощущается как вариация того же ритма.
Ритмическая единица следующего уровня – это СТРОФА.
Она состоит из нескольких строк, связаных определенными
ритмическими и/или звуковыми соотношениями.
Наиболее обычна строфа из 4 строк
“Буря мглою небо кроет,
“Вихри снежные крутя.
“То как зверь она завоет,
“То заплачет как дитя.”
(Пушкин).
Обратим внимание на чередование рифм и окончаний строк.
Схема рифмовки – АБАБ – это означает, что первая строка рифмуется
с третьей, а вторая с 4-ой.
Окончания строк чередуются по такому же закону
“ЖМЖМ” или . /-, . /. /-. /
Окончание строки на ударный гласный принято называть “мужским”
Окончание . /- “женским”
Окончание . /– “дактилическим”
Такая рифмовка строк (чередующаяся) наиболее распространена
(длина строк при этом не обязательно чередуется, строки могут
иметь и однотипное окочание).
Вторая по распростреннности – смежная рифмовка ААББ
“Его пример другим наука,
Но боже мой какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь. ”
(Пушкин).
Схема окончаний ЖЖММ, хотя такое чередование и не обязательно
– может быть и ЖЖЖЖ или ММММ. Но ясно, что такой параллелизм усиливает
ритмическое начало в стихе.(по ученому это называется альтернансом).
Третья схема – АББА – опоясывающая рифма.
“Какое низкое коварство –
“Полуживого забавлять,
“Ему подушки поправлять,
“Печально подносить лекарство.”
(Пушкин).
(здесь тоже помимо чередования рифм чередуется вид окончаний ЖММЖ)
Существуют и другие строфы, но наиболее распространены именно эти.
Почему четырехстрочные? Ответ опять таки следует искать в области
психологии восприятия ритма человеком. В музыке тоже наблюдается
такая же закономерность – тяготение к “квадратным” формам.
Как определить ритм и размер стихотворения
Почти все вокруг нас имеет определенный ритм. Уникальный ритм жизни каждого из нас наряду с ритмом жизни огромных толп людей. Уникальная скорость речи каждого из нас – ее ритм. Биение сердца – ритм. Звучание музыки – ритм. Шаги во время прогулки – ритм.
Казалось бы, что в нем нет ничего особенного, однако это не так. Именно ритм определяет скорость движения, создает общее впечатление, общую картину какого-либо явления в зависимости от того, о чем идет речь. Замедление или ускорение ритма шагов во время прогулки может повлиять на ее длительность. Замедление или ускорение ритма мелодии влияет на ее настроение и на танец, который можно исполнить под ее аккомпанемент. Замедление или ускорение биения сердца оказывает прямое воздействие на жизнедеятельность человека.
Ритм стихотворения влияет и на звучание, и на общее впечатления о нем. Умение определить ритм и размер поэтических произведений входит в школьную программу по курсу литературы.
“Ритм — это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя, про него можно сказать только так, как говорится про магнетизм или электричество. Магнетизм и электричество — это виды энергии. Ритм может быть один во многих стихах, даже во всей работе поэта, и это не делает работу однообразной, так как ритм может быть до того сложен и трудно оформляем, что до него не доберешься и несколькими большими поэмами”.
(Владимир Маковский)
Википедия определяет эти понятия так:
Ритм стихотворения – закономерное чередование во времени подобных явлений; упорядоченное движение, которое в литературе приобретает эстетическое значение.
Размер стихотворения – частная реализация стихотворного метра, его вариация.
Ритм влияет на то, какой размер у стихотворения.
Как определить?
Не удивлюсь, если для многих теория показалась слишком сложной и скучной. Понимание особенностей определения ритма и размера стихотворения хорошо достигается на практике.
1. Выпишите на отдельный листок строфу из произведения или воспользуйтесь распечаткой, книгой, в которой можно писать.
Обратите внимание! Строфа и строка – разные понятия. Строфа – это один куплет стихотворения, обычно включает в себя четыре строки. Например:
2. Поставьте ударение в каждом слове всех строк в строфе.
3. Перепишите полученную схему на листе бумаге. Обозначьте ударный слог таким символом, а безударный – таким. Символы должны располагаться в точном соответствии со строками.
4. Внимательно посмотрите, в чем заключается закономерность чередования ударных и безударных слогов. Когда ее найдете, обозначьте границы повторяющихся символов вертикальными линиями. Таким образом вы получите стопы – элементы ритма стихотворения.
Обратите внимание! Стопа может состоять из двух или трех слогов.
Разберем на практике.
Для примера возьмем стихотворение Александра Пушкина «Буря мглою небо кроет».
Расставляем ударение в каждом слове, составляем схему и ищем закономерность повторения одинаковых символов.
После того, как схема ритма стихотворения составлена, осталось определить его размер. Размер определяется по типу стопы.
Из названия понятно, что двухсложная стопа состоит из двух слогов. По аналогии, трехсложная состоит из трех слогов.
Хорей – стопа с ударением на первый слог.
Ямб – стопа с ударением на второй слог.
Пиррихий – стопа с двумя безударными слогами.
Спондей – стопа с двумя ударными слогами.
Дактиль – стопа с ударением на первый слог.
Амфибрахий – стопа с ударением на второй слог.
Анапест – стопа с ударением на третий слог.
Бакхий – стопа с ударением на втором и третьем слоге.
Антибакхий – стопа с ударением на первом и втором слоге.
Кретик, амфимакр – стопа с ударением на первом и третьем слоге.
Трибрахий – стопа со слогами без ударений.
Молосс – стопа с тремя ударными слогами.
Логаэд предполагает чередование разных видов стоп в одной строке и одной строфе.
На основе изложенного, стихотворный размер «Буря мглою небо кроет» – трехстопный хорей.
ЧТО ОЗНАЧАЕТ “ТРЕХСТОПНЫЙ”?
Нужно посчитать, сколько раз повторяется стоп в одной строке так, чтобы она повторялась на том же месте и в остальных строках. Если стопы три – то размер трехстопный. Если две – двустопный, если четыре – четырехстопный.
Обратите внимание! Учитываются только стопы, который повторяются в каждой строке.
Несмотря на то, что в схеме есть и пиррихий, основную массу составляет хорей.
Если вы составляете анализ стихотворения в рамках школьной программы, некоторые учителя могут потребовать указывать наличие дополнительных стоп.
Например, трехстопный хорей с пиррихием.
Основная сложность заключается в том, как запомнить значения всех этих стоп. Их нужно выучить, других вариантов нет.
Что такое ритм в стихотворении, как его определить?
Размер и ритм в стихотворении – это два критерия, связанные неразрывно. Читатель воспринимает их как чарующее, неотделимое от поэзии ощущение гармонии, смысла и стиля.
Что такое ритм и рифма в стихотворении? Это те основные факторы, которые отличают собственно поэзию от прозы. Качественная классическая поэзия всегда характеризуется правильно выстроенным ритмом. Без него даже идеально рифмованные строки звучат коряво.
Влияние гармонии на восприятие произведения
Что такое ритм в стихотворении? Это звучание, образующееся упорядоченным повторением слогов. Чередование ударных и безударных элементов в строфах – это сердцевина всей системы сложения русского силлабо-тонического стиха.
Конечно, есть верлибры, белые стихи, в которых ритмический рисунок не столь важен, как образное повествование. Но это можно назвать исключением из правил. Есть еще такая разновидность, как античный стих. Этот способ стихосложения ввел в поэзию Асклепиад Самосский более чем за триста лет до нашей эры. В простом (коротком) античном стихе используют дактиль, спондей и трохей. Сейчас эти строфы мало употребляются, так как больше популярны свободные верлибры. Но знаменитый стих Горация “Памятник” написан именно античным стихом с уникальной ритмикой.
Когда начинающий поэт делает первые пробы пера, ориентироваться нужно на ритм. Чтобы лучше понять, выдержан он или нет, нужно прочесть свое сочинение вслух (самому себе). Так становится более очевидно, если в строчках сбои или все написано хорошо.
Мы рассмотрим, как образуется ритм, какие его уровни различают в литературоведении. Также приведем некоторые примеры поэтических произведений.
Определение ритма в стихотворении
Но начнем с самого начала, то есть с определения. Ритм – это гармоничное чередование звуковых элементов в фразах. Что это за понятие в стихосложении? Звуковые фразы не предложения, это все те буквенные элементы, которые проговариваются от одной паузы до другой. Фразы объединяются в строфы; а строфы – в стопы.
Как определить ритм стихотворения? Для этого выписывается вспомогательная схема с ударными и безударными слогами, между которыми ставятся разделители. Благодаря ритму мы отделяем двусложный ямб от хорея. И даже когда некоторые безударные слоги пропущены, все-равно можно четко определить размер. Определение ритма в стихотворении дает понимание законов гармонии в искусстве поэзии.
Можно годами изучать литературу и ее теорию, но так и не понять внутреннюю красоту гармоничных строф. Что такое ритм в стихотворении? Это своеобразная музыка в слоге. То явление, которое в музыке называется тактом, в поэзии именуется метром. Владение метром и определяет профессионального художника слова.
Разнообразие чередований звуковых элементов
Как ритм помогает восприятию стихотворения? Чередование звуков в строфах может быть изменчивым, чтобы ощущалось благозвучие. Ведь постоянное однотонное звучание действует на человека угнетающе.
Чтобы стих был приятным для слуха, ритм должен подчиняться законам гармонии. Стихотворения, чтобы они отличались от армейского марша, должны дополняться диссонансами или ассонансами.
Размеры и ритмы в одном куплете могут быть разными. Все зависит от замысла автора, жанра и выбранного способа рифмовки. Например, авангардный стих будет иметь свое звучание, соответствующее теме образного повествования. А одическая строфа имеет свой особенный ритм, так как строф здесь 6, а мужская и женская рифма чередуются особым образом.
В больших произведениях, особенно в детских сказках, сочиненных в стихах, допускаются вольно рифмованные строки. Это дает больше свободы автору в формировании сюжета. Но основное правило вольной рифмовки – это благозвучие.
Слова должны сочетаться на звук, а не визуально. В сложных строфах нужно подбирать рифму на слух. Как дирижер определяет по звуку качество исполнения фуги, так и поэт подбирает слова для поэмы так, чтобы они поддерживали ритм, а не сбивали его.
Образ маятника
Что такое ритм в стихотворении своими словами? Наиболее подходящий образ, на основании которого удобно представить его сущность – это маятник, размеренно разделяющий время на определенные отрезки.
Образующие элементы ритма – это размер, рифма и наличие упорядоченной структуры. Все они очень важны для составления легко читающегося стихотворения.
Какие различают уровни ритма? Классификация по уровням нужна для тех, кто посвятил жизнь изучению и развитию литературы. Но также эти знания будут интересны тем, кто только начинает интересоваться этой областью гуманитарных знаний.
Первый уровень – это, как уже говорилось, простейшие слоги. Второй – тропы, третий – поэтические строки, четвертый уровень – это строфы. На первый взгляд это кажется сложным. Но разобравшись, все становится на свои места.
Сложные строфы и ритмика
Попробуем по-другому объяснить, что такое ритм в стихотворении, своими словами. Для среднестатистического читателя и для учеников средней школы вовсе не обязательно знать ритмические рисунки. Также не требуется определять размер каждого прочитанного стиха. Скажем просто, что ритм – это чередование ударных и безударных слогов. В некоторых произведениях авторы ставят их несколько необычно. Например, встречается 2 ударных слога подряд или 2 безударных. Это несколько сбивает ритм, но тоже является допустимым приемом в литературе.
Сложные размеры, где учитывается масса нюансов, – это особый уровень гармонии звучания. Если ритм в них будет не выдержан, то все старания напрасны. Новые виды строф нужно осваивать постепенно.
Ритм и рифма
Рассмотрим два основных критерия, без которых нельзя написать поэтическое произведение. Что такое ритм и рифма в стихотворении? Это два понятия, которые тесно между собой связаны. Вся строфа объединяется общим ритмом. Размер определяется после анализа строфы. Они бывают трехстопными, четырехстопными, пятистопными и так далее.
Основных размеров рифмовки существует пять. Это те размеры, которые получаются, если строго выдерживать чередование слогов. Среди них выделяют два двусложных и 3 трехсложных. Ямб и хорей отличаются друг от друга тем, что в первом случае ударение падает на слог под номером 1, во втором случае – под номером 2. Без разделения куплета на строки было бы не ясно, какой из слогов первый, какой второй. Ритмика разграничивает элементы строфы.
Среди трехсложных размеров выделяют также бакхий, антибакхий и амфимакр. Их наличие в стихах оправдано, если нужно эмоционально выделить какой-то сюжет в длинной поэме. Какой ритм в стихотворении, можно определить при разборе произведения и выявлении его размера.
Какие бывают ритмы
Литература имеет свою историю и сложившиеся традиции, но она все время развивается и впитывает новые тенденции. Поэтому ритмика не ограничена какими-то нормами. Свой стиль вырабатывается поэтом на протяжении творческой жизни.
Для наглядности, чтобы определить ритм, приведем несколько стихотворений в различных размерах:
Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.С. Тургенев)
Это дактиль четырехстопный. Благодаря разметке можно определить его ритм. Трехсложные размеры характеризуются двумя безударными слогами и одним ударным. Дактиль, амфибрахий и анапест – три размера, которые обретают благозвучность в большинстве 4- и 5-стопных стихах силлабо-тонической структуры.
Это стихотворение А. Блока, написанное анапестом. При анализе строф явно видны закономерности ударения, образующие ритм.
Есть в русском языке и чисто тонические стихотворения, в которых поэт упорядочивает только ударные слоги, а безударные употребляются несогласованно. Такой стиль написания использовал достаточно часто В. Маяковский.
Се́рдце — на́ш бараба́н
Ритм в таком стихотворении очень своеобразен. Конечно, В. Маяковский мог так самовыражаться. Но начинающий поэт обязан сначала освоить силлабо-тоническую систему.
Ассонанс и диссонанс в поэзии, как способ создания ритма
Поясним эти основные понятия. Ассонанс – это такой троп, при котором употребляются одинаковые гласные в стихе. Этот прием усиливает эмоциональность сказанного автором. Строки с такими часто повторяющимися звуками легко читаются и быстро учатся.
Очень часто ассонанс можно встретить в стихах С. Маршака, есть эти тропы и у М. Лермонтова. Этот троп схож с аллитерацией, но при ее использовании таких повторных звукосочетаний на порядок больше.
Что такое диссонанс? Этот троп характеризуется тем, что в последних слогах строк здесь совпадают именно согласные звуки, а ударные гласные совершенно разные. Это придает своеобразную изюминку стихам. Автор выигрывает на интересе, который испытывает читатель, пытающийся понять, почему стих звучит гармоничный, хотя стандартной рифмы на слух не слышно.
И аллитерация, и диссонанс, и ассонанс делают ритм интереснее, вносят разнообразие в общую картину, созданную художником слова. Но употребление этих тропов требует хорошей теоретической подкованности и опыта в поэзии.
Вывод
Разбор стихотворений по стопам и определение размера – это программа школы. Все, кто любил уроки литературы, знает немного о стиле и рифме, помнит, что такое ритм в стихотворении; 4 класс знает уже, что есть перекрестная и кольцевая форма рифмовки. А старшие школьники изучают уже размеры.
Но начинающие поэты должны уже интересоваться более сложными вопросами теории поэзии. Ритм, размер и рифма, как видим, – взаимосвязанные понятия. Поэт должен иметь не только значительный лексический запас, но и знания законов ритма.