Как раскрывается тема любви в поэзии ахматовой и цветаевой
Тема любви в творчестве Анны Ахматовой и Марины Цветаевой (ЕГЭ по литературе)
Серебряный век русской поэзии немыслим без имен Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, внесших большой вклад в литературу. Их творчестве надолго оставляет след в сердцах читателей. Несмотря на то что они жили в век великих потрясений, высокая и всеобъемлющая тема любви является центральной в их поэзии.
Так, Анна Ахматова никогда не изображала любовь безмятежной, не идеализировала её, поэтесса говорит о человеческом счастье и об обычных земных горестях. Для неё любовь — это всегда момент предельного эмоционального состояния: разлука, одиночество, отчаяние. Её лирическая героиня представлена в разнообразии женских судеб: жена, сестра, мать, вдова. Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью. » посвящено непростым взаимоотношениям мужчины и женщины.
Из этого относительно небольшого по объему стихотворения мы узнаем, что лирическая героиня, обидевшая своего возлюбленного, неожиданно передумывает и просит его остаться, но холодный ответ: «Не стой на ветру», — приводит её в состояние депрессии и отчаяния. Несмотря на всю палитру чувств, лирическая героиня остается гордой женщиной: не показывает слез, не проявляет бурных эмоций, и только сжатые «под тёмной вуалью» руки передают всю боль расставания, силу её расстройства из-за того, что возлюбленный ушел.
Для Марины Цветаевой любовь — это счастье, вдохновение, страсть. Любовная лирика Цветаевой в высшей степени страстная и в то же время трагическая от постоянно возникающего в ней чувства одиночества. Лирическая героиня не может найти человека под стать себе самой. Мотив страдания сопутствует теме любви: через это высокое чувство она стремиться понять и принять земную жизнь. Стихотворение «Вчера ещё» —своеобразный крик души лирической героини, обращенный к её возлюбленному. Она не может понять, почему её любимый в один миг отказался от нее. Стихотворение становится своеобразной исповедью обычной женщины, потерявшей свою любовь. Каждое слово в её стихах — пережитое чувство, выплеснутое на бумагу.
Таким образом, несмотря на то, что обе поэтессы жили и создавали свои творения в сложную и трагическую эпоху отечественной истории, творческая индивидуальность каждой велика. Но если в стихотворении Ахматовой — это простое счастье и земные горести, то у Цветаевой любовь — возвышенное чувство, которым она живет.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Особенности любовной лирики М.И.Цветаевой
Литература. Аргументы к заданию №16. Тема любви в поэзии 20 века. А.А.Ахматова, М.И.Цветаева.
Название стихотворения. | Кратко особенности раскрытия темы |
А.А.Ахматова ![]() | |
«Песня последней встречи» ТЕКСТ | Любовь и разлука. Как же ходят они рядом. Именно о расставании, о трагедии, которую испытывает женщина при этом, данное стихотворение. Всё вокруг стало мрачным, грустным: «тёмный дом», «равнодушно- жёлтый огонь» свечи. На улице — осень, и в душе тоже. Растерянность, даже какая-то потерянность героины , которая «на правую руку надела перчатку с левой руки».Последняя встреча, а за ней- поворот в судьбе, «переменчивой», «злой».Показалось, что много ступеней, А я знала — их только три! |
«Сжала руки под тёмной вуалью…» ТЕКСТ | Расставание некогда любящих друг друга людей. Его причиной может стать, на первый взгляд, безобидная ссора. И ничего нельзя вернуть.Может, крикнуть : «Уйдёшь, я умру»? А что в ответ? Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру». Последние мгновения перед расставанием… Героиня очень болезненно переживает случившееся. Какие слова стали причиной размолвки, что произошло между любящими — это остаётся загадкой. Важно одно: прежних отношений уже не будет. |
«Сколько просьб у любимой всегда» ТЕКСТ | Какое счастье быть любимой»! Исполняются твои самые невероятные желания! Почему же потом, когда проходит любовь, всё это исчезает?Столько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает… Героине остаётся одно: попросить , чтобы он сохранил хотя бы письма, по которым потомки их могли бы рассудить. А ещё- есть хотя бы надежда на славу, вместо той любви, которую не смог ей дать её возлюбленный. |
М.И.Цветаева ![]() | |
«Мне нравится, что вы больны не мной…» ТЕКСТ | Любовная лирика М Цветаевой поражает силой и глубиной чувств женщины, испытывающей любовь, влечение, определённые чувства к любимому. Не всегда есть возможность открыто проявлять эти чувства, тем более, если сердце возлюбленного уже принадлежит другой. Героиня благодарна мужчине за покой, за редкие встречи, за любовь, которую он тоже хранит только в своей душе. Грустное и в то же время очень нежное стихотворение, передающее лёгкую грусть о невозможности любви.Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. |
«Никто ничего не отнял…» ТЕКСТ | Человеку свойственно испытывать восторженные чувства по отношению к другим. Не всегда они перерастают в сильную, всепоглощающую любовь. Увлечение, очарование, восхищение — но не более того. Именно таковы отношения героини и героя стихотворения. Но всё же она испытывала когда-то нежные чувства:Нежней и бесповоротней Никто не глядел Вам вслед… И даже много лет она передаёт ему поцелуй, тому, кем когда-то восхищалась. Целую Вас — через сотниРазъединяющих лет. |
«Вчера ещё в глаза глядел…» ТЕКСТ | Охлаждение чувств любимого — как же тяжело это перенести женщине.Вчера еще в глаза глядел, А нынче — всё косится в сторону! Героиня стремится понять причину, не раз обращаясь к любимому со словами: «Мой милый, что тебе я сделала?» Остались в прошлом дни любви, Любовь отступила. В стихотворении дан обобщённый образ женщин, покинутых любимыми: Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая… Всё же, несмотря на боль и отчаяние, женщина просит прощения у любимого, виня себя, а не его, за разлуку. — За всё, за всё меня прости….. |
Особенности любовной лирики М.И.Цветаевой
o Любовь лирической героини всегда сильная, страстная, всеохватывающая. Это настоящая неуправляемая стихия, море чувств и эмоций. Такая любовь поглощает всего человека, буквально сжигает душу. Не каждый мужчина способен ответить так же сильно и страстно.
o Героиня порой нервная, многословная, она хочет выразить свои чувства , даже если её отвергают и забывают, она пытается объясниться, понять причину.
o Героиня стихов готова к самопожертвованию. Но она требует такой же полной отдачи от любимого. Ей не нужна любовь украдкой, всё или ничего.
o В то же время любовь в поэзии М.Цветаевой глубоко трагическая. Героиня и испытывает чувство одиночества, непонимания, она страдает, мучается.
o Часто героиня показана отвергнутой любимым. Это изображается как настоящая трагедия. Любовь уже нельзя вернуть .Героиня отмечает, как резко меняется её возлюбленный. Только себя она винит во всём произошедшем¸ она способна сказать в свой адрес правду, какой бы горькой та ни была.
o М.Цветаева создала образ любящей женщины, беззаветной, способной к самопожертвованию, всеохватывающей любви. Не всегда эти чувства находят ответ в сердце мужчины, что делает эту любовь трагической.
Тема: О любви в лирике М. Цветаевой и А. Ахматовой: . сравнительный анализ
Тема: О любви в лирике М. Цветаевой и А. Ахматовой:
сравнительный анализ
познакомить учащихся с творчеством А. Ахматовой и М. Цветаевой;
показать особенности их творчества (связь с биографией);
продолжить эстетическое и нравственное воспитание учащихся на поэтических текстах художественной литературы;
повысить познавательный интерес к творчеству поэтесс.
обратить внимание на эмоционально-смысловую нагрузку, которую несут образы в стихотворениях А. Ахматовой и М. Цветаевой;
развивать умение филологического (литературного) анализа художественного текста.
Тип урока: беседа
портреты А. Ахматовой и М. Цветаевой;
иллюстрации к их стихотворениям;
музыкальные иллюстрации к стихотворениям А. Ахматовой и М. Цветаевой;
картины художников Серебряного века;
Всё понять и за всех пережить.
2.Подготовка к восприятию.
— Женщина… Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, грустью, вселенской радостью и безграничной печалью.
Сегодня мы поговорим о женщинах, которые достигли славы своим поэтическим талантом, даром Божьим. Они опровергли мнение о том, что поэзия – это привилегия мужчин, их род занятий. Для обаятельнейших женщин, о которых пойдёт разговор, поэзия – не прихоть, не случайность. Она – смысл их жизни, средство выражения своего “я”, отклик сердца на радости и горести бытия.
3.Сообщение темы, целей и задач урока.
Зачитать эпиграф к уроку.
Таков эпиграф, а тема нашего урока посвящена любовной лирике А. Ахматовой и М. Цветаевой “Если душа родилась крылатой”.
Назвать цели урока.
Звучит симфония №8 Ф. Шуберта.
Век двадцатый. Век бурь, потрясений и потерь. Он принёс в литературу ещё два нетленных женских имени – Анна и Марина. Две женщины – две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе перенесли тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие свои стихи.
Пересказать биографию поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не приземлили бы мыслей и поступков великого человека? Ведь в них, кроме обычного, “прозаического”, содержания, заключена неповторимость,
уникальность жизни гения.
Анна Ахматова — тонкий лирик, способный проникнуть в самое сердце, дотронуться до сокровенных уголков души, вызвать эмоции — знакомые, болезненные, разрывающие на части.
Её любовная лирика вызывает гамму сложных чувств, так как в ней переданы сильнейшие переживания в роковые моменты жизни. Яркий пример такого переживания стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…».
Сжала руки под темной вуалью…
“Отчего ты сегодня бледна?”
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь.
Искривился мучительно рот.
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: “Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру”.
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: “Не стой на ветру”.
8 января 1911 г. Киев.
— О чем это стихотворение? Каков сюжет?
( Это стихотворение о ссоре двух влюбленных, а может даже о расставании).
интересуют самые драматичные минуты в развитии отношений ее героев.
-Описывается ли в стихотворении сама ссора?
(В стихотворении описывается не сама ссора, а ее последствия.)
Когда разумом уже начинаешь понимать всю нелепость содеянного, всю глупость сказанных с горяча слов. И тогда всеми клетками своего тела ощущаешь пустоту и нарастающее отчаяние.
-На какие условные две части можно поделить стихотворение?
(Первая часть как бы вводит нас в действие вопросом: «Отчего ты сегодня бледна?». Всё дальнейшее — ответ, в виде стремительного, всё ускоряющегося рассказа, который, достигнув высшей точки («Уйдёшь, я умру»), резко прерывается фразой уходящего возлюбленного: «Не стой на ветру».)
— Как вы думаете, что означает выражение «терпкая печаль»?
(Словно «терпким» вином резких фраз допьяна напоила наша героиня своего любимого.)
-Какой жест отчаяния можно в первой строке?
(В первой строке можно заметить первый жест отчаяния («сжала руки»). )
Сжала руки, то есть попытка успокоиться, «собрать все силы в кулак», удержать эмоции, в то же время это жест невыносимой боли, которую она пытается усмирить, но тщетно.
— Символом чего выступает темная вуаль?
(«Темная вуаль» — как символ траура )
«Вуаль» — как нечто женственное, легкое. То есть эта деталь сразу наводит на мысль о горе, произошедшем ранее. Образ «темной вуали» будто набрасывает тень таинственности на весь последующий сюжет. Первая строфа построена на диалоге. С кем откровенничает лирическая героиня, тоже остается тайной.
-Что происходит с героем, опьяненным терпкой печалью?
(Продолжает линию «жестов отчаяния» вторая строфа. Герой, опьяненный «терпкой печалью», «вышел, шатаясь». )
_Какой смысл несет глагол «шататься»?
(Сам глагол «шататься» несет в себе смысл некой дезориентации, потери равновесия, утраты себя. Очевидно, что он настолько сражен случившимся (нам в полной мере неизвестно, что же сказала ему возлюбленная), что даже «скривился мучительно рот».)
— Какие эмоции передает мимика?
( Это гримаса ужаса, нестерпимой боли… боли разрывающей, режущей, разрушающей. (третий «жест отчаяния»))
-Какие чувства выражает фраза «Я сбежала, перил не касаясь»?
(7 и 8 строки в стихотворении самые стремительные, в них чувствуется движение. Ахматова передаёт быстроту отчаянного бега строчкой «Я сбежала, перил не касаясь». А анафора как бы нагнетает, усиливает это состояние. Передает торопливость и безумное волнение речи, сбивчивость)
В последней строфе открывается основной мотив ахматовской любовной лирики «любовь или смерть». В любви весь смысл земного существования, без нее только погибель. Какие слова об этом свидетельствуют?
Уход возлюбленного повергает героиню в отчаяние. И не ясно, то ли от бега она задыхается, то ли от невозможности жить без любимого. Душевное расстройство приносит героям физическое страдание, несет в себе реальную боль. Сам строй стихотворения органично передает это. При прочтении слов героини в центре фразы неизбежно возникает пауза, словно у нее срывается дыхание от горя и отчаяния, от невозможности удержать Его.
-Что говорит Оксюморон в улыбке героя («спокойно и жутко»)?
(говорит нам о смятении и противоречивости его чувств, которые вот-вот разорвут на части. )
Спокойствие в такой ситуации действительно жутко. Можно понять слезы, истерику, крики. Спокойствие выражает здесь, скорее всего, какое-то тупое отчаяние, поразившее героя. Осознает ли главный герой, до конца, случившее?
(Нет, он не осознает случившееся, он еще до конца не понимает, что потерял возлюбленную. Это доказывает его фраза, сражающая заботой, нежностью, трепетностью: «Не стой на ветру!»)
Пафос стихотворения — трагический. В нем разворачивается трагедия большой любви, уничтоженной будничной ссорой, но пылающей до сих пор. Пламень чувств, словно сжигает героев изнутри, причиняя адскую боль. Это ли не драма? Это ли не трагедия?
“Ахматова принесла в русскую литературу всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с “Анной Карениной”, Тургенева с “Дворянским гнездом”, всего Достоевского и отчасти даже Лескова…”
Эти же слова можно отнести к творчеству Цветаевой.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
— И, действительно, наступило это время…
Несмотря на все невзгоды красной нитью проходит через творчество Цветаевой тема любви.
Рассмотрим стихотворение « Я тебя отвоюю»
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес,
Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой,
Оттого что я тебе спою — как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех времён, у всех ночей,
У всех золотых знамён, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца —
Оттого что в земной ночи я вернее пса.
Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя — замолчи! —
У того, с которым Иаков стоял в ночи.
Но пока тебе не скрещу на груди персты —
О проклятие! — у тебя остаешься — ты:
Два крыла твои, нацеленные в эфир, —
Оттого что мир — твоя колыбель, и могила — мир!
15 августа 1916
8 января 1911 г. Киев.
— О чём это стихотворение?
(О любви женщины.)
— Какова лирическая героиня в этом стихотворении?
— Определите рифму в данном тексте.
— Какие тропы использует Цветаева в своём стихотворении?
Неженственно? По-мужски? Напротив. Здесь выражена глубоко женская натура, только другая, чем в лирике А. Ахматовой. Обращусь к авторитетам. Так, еще Г. Флобер, знаток женской души, говорил, что когда мужчина истинно любит, он робеет; когда истинно любит женщина, — она действует. Однако пойдем дальше в нащупывании следующих «но» в любовной лирике А. Ахматовой и М. Цветаевой. Второе различие вот в чем. Лирическая героиня А. Ахматовой мудра: она наделена знанием предела близости душ — мужской и женской (мотив, уходящий литературными корнями в любовную лирику Ф. Тютчева). Это знание для лирической героини горькое, доставшееся опытом чувства и жизни. Знание горькое, но понимаемое лирической героиней как психологический закон:
Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти, —
Пусть в жуткой тишине сливаются уста
И сердце рвется от любви на части,
И дружба здесь бессильна, и года
Высокого и огненного счастья.
Стремящиеся к ней безумны, а ее
Достигшие — поражены тоскою.
(83)
Лирическая героиня М. Цветаевой, как бы не понимает этого закона. Или не хочет понимать:
Как правая и левая рука
Твоя душа моей душе близка.
Мы смежены блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь встает — и бездна пролегла
От правого до левого крыла.
(144)
В лирике А. Ахматовой очень часто страдающая роль принадлежит мужчине. Он «совенок замученный», «мальчик-игрушка», «неприкаянный». С ним может случится Беда любви:
Так вот когда с тобой беда случилась.
Беда случилась — ты ее познал.
Теперь ты знаешь, что ни с чем на свете
Ее нельзя сравнить и утолить.
Ту жажду, что приходит раз в столетье,
А может быть и реже, бедный друг.
Ни ветрами свободных океанов,
Ни запахом тропических лесов,
Ни золотом, ни водкою кабацкой,
Ни шкиперским крепчайшим коньяком,
Ни музыкой, когда она небесной
Становится и нас уносит ввысь.
Ни даже тою памятью блаженной
О первой и несознанной любви,
Ни тем, что люди называют славой,
За что иной согласен умереть.
(379)
Лирическая же героиня М. Цветаевой говорит: «. мне ни один влюбленный не вывел палат». Для лирики М. Цветаевой закон, что мука любви, страдание — доля только женская. Вот образное выражение этой мысли:
Два дерева хотят друг к другу.
Два дерева. Напротив дом мой.
То, что поменьше, тянет руки,
Как женщина, из жил последних
Вытянулось, — смотреть жестоко,
Как тянется — к тому, другому,
Что старше, стойче и — кто знает?
Еще несчастнее, быть может.
(327)
Веселье в любви, озорство, улыбка. Мы найдем все это в лирике А. Ахматовой, но не М. Цветаевой.
В любовной лирике М. Цветаевой этого нет, это просто немыслимо, невозможно. Все эти оттенки чувства лирической героини А. Ахматовой идут от понимания любви как страсти, любви как борьбы, поединка душ (литературные истоки мотивов опять-таки уходят в лирику Ф. Тютчева). В любовной лирике М. Цветаевой душе лирической героини нет «равносильного», нет и борьбы, поединка, есть только самоотдача себя любимому человеку. Он — «желанный», «жаленный», «болезный»!
— Вы заметили как напевны, как мелодичны стихи Марины Ивановны, неудивительно, что на её некоторые стихи написаны песни.
Звучит песня “Мне нравится, что вы больны не мной …”
Сегодня мы проанализировали стихотворения двух замечательных поэтесс – А. Ахматовой и М. Цветаевой. Чуть позже анализ этих стихотворений поможет нам при составлении словесной миниатюры.
— Вам понравились их стихи?
Женщины… Умные, красивые, талантливые. Всё понять и за всех пережить.(показать на доске эпиграф). Они горели сами и освещали путь другим. Поэзией, Любовью, Красотой.
Домашнее задание: 1.Выучить наизусть одно стихотворение на выбор.
2. Написать сочинение на тему родины в творчестве Цветаевой и Ахматовой.
Исследовательская работа «Мир женской души в лирике А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой»
Автор: Голованёва Ольга Александровна
Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ СОШ №71 г. Астрахани, 10 класс
Научный руководитель: Молчанова Олеся Владимировна
О феномене человеческой души написано очень много: заметки, наблюдения, эссе, большие теоретические работы и статьи. О ней писали с умилением и осуждением, с восторгом и презрением, снисходительно и зло, – писали по-разному и разные люди. Словосочетание «русская душа» ассоциируется в нашем сознании с чем-то загадочным, неуловимым, таинственным и грандиозным, — и до сих пор продолжает волновать наши чувства. Разгадать тайну мироздания стремились и русские писатели в своих произведениях, обращаясь к облику мудрой женщины. Ведь женская душа, как правило, отличалась неподдельной глубиной чувств. Эту неподдельную глубину чувств мы встречаем в творчестве Ахматовой и Цветаевой. Ахматова- поэт традиций, до конца жизни сохранившая верность заветам Пушкина, Достоевского, Блока. Поэзия Цветаевой основана не на верности традициям, а на дерзком бунте против них. Я считаю, что в поэтическом творчестве авторов есть точки соприкосновения, схожести мотивов и сюжетных линий. И тема проекта «Мир женской души» наиболее подходящая для рассмотрения данного вопроса.
Мы считаем, что данная тема представляет интерес для её рассмотрения в рамках школьной программы по литературе. Изучению творчества поэтесс уделяется малое количество времени. Наша работа поможет школьникам получить дополнительную информацию о творчестве Цветаевой и Ахматовой, применить её на уроках проектной, творческой деятельности.
Актуальность предпринятого в данной работе исследования связана с необходимостью нового комплексного подхода к изучению творчества Марины Цветаевой и Анны Ахматовой и, в частности, с важностью сравнительного анализа произведений русских поэтесс.
Цель работы: выявить особенности поэтики лирических стихотворений Ахматовой и Цветаевой.
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать работы исследователей творчества Ахматовой и Цветаевой;
- произвести сопоставительный анализ образно- мотивной структуры поэзии Ахматовой и Цветаевой;
- создать собственный продукт (стихотворения) на основе изученного материала
Работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованной литературы. В первой части работы мы рассмотрели своеобразие и жанровые особенности лирики Ахматовой, Цветаевой, провели сравнительный анализ стихотворений и выявили схожие стихотворные элементы. Во второй части обратили внимание на средства выразительности речи в стихотворениях поэтесс.
Продуктами являются авторские стихотворения, созданные на основе сравнительного анализа лирических стихотворений Ахматовой и Цветаевой, а так же научная статья в электронном журнале «Образовательный Центр «Лучшее решение».
Результаты и выводы:
- Мир женской души- исповедь в максимальном ее воплощении. Такие разные по характеру, мировоззрению, но идущие к одной цели- во что бы то ни стало быть счастливыми. Такими мы видим лирических героинь Ахматовой и Цветаевой. Их откровения интимны, переживания, эмоции и чувства максимально обнажены.
- Проанализировав стихотворения, мы выявили, что общим звеном в понимании смысла жизни для простой земной женщины, по мнению Ахматовой и Цветаевой, является желание любить и быть любимой. Откровенность, искренность, взволнованность, эмоциональность и многие другие глубокие чувства занимают внимание читателя при знакомстве с женской душой героинь. Это и буйство чувств, ревность, кричащая стихийность, постоянное движение, полёт мысли, присущие лирической героине Цветаевой. Это ахматовское глубокое, могучее, неспешное обновление чувств в исповеди влюбленной женщины, несколько наивной, даже доверчивой, готовой подчиняться, прощать, понимать.
- Но что же роднит женские сердца в лирике поэтесс? Цветаева и Ахматова вторят друг другу, что жизнь без любви- «копейка ржавая», это смысл жизни, «пятое время года», когда душа расцветает, и жизнь наполняется новым обновляющим чувством. И пусть не всегда любовь приносит некую эйфорию, но каждое соприкосновение с ней одухотворяет человека, направляет его на осмысление своего внутреннего мира.
- Мир женской души- безграничная квинтэссенция чувств. А любовь как всеобъемлющее чувство- лишь одна из её граней, переступив которую, человек попадает в другое измерение, обитель.
Флорьянович Анастасия, учащаяся 9в класса МБОУ «СОШ №33 им. П.А. Столыпина» Научно-исследовательский проект ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В ЛИРИКЕ А.А.АХМАТОВОЙ И М.И.ЦВЕТАЕВОЙ
Тема любви в творчестве многих поэтов и писателей занимала и занимает центральное место, потому что любовь возвышает, пробуждает в человеке самые высокие чувства. Анна Ахматова и Марина Цветаева — два ярких имени в русской поэзии. Им довелось не только жить в одно и то же время — время крушения старого мира, но и быть поэтическим голосом своей сложной эпохи. Об этом идет речь в научно-исследовательском проекте ученицы 9 класса
Просмотр содержимого документа
«Флорьянович Анастасия, учащаяся 9в класса МБОУ «СОШ №33 им. П.А. Столыпина» Научно-исследовательский проект ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В ЛИРИКЕ А.А.АХМАТОВОЙ И М.И.ЦВЕТАЕВОЙ»
Региональный фестиваль гуманитарной культуры
«Радуга творчества»
Гуманитарная научно-практической конференция
«Язык. Культура. Человек»
Научно-исследовательский проект
Женские судьбы в лирике А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой
учащаяся 9 «В» класса
МБОУ «СОШ №33 им. П.А.Столыпина» ЭМР Саратовской области
Флорьянович Анастасия Юрьевна
учитель русского языка и литературы
Трофимова Ирина Владимировна
I. Введение. А.А. Ахматова и М.Ц. Цветаева – представители женской поэзии Серебряного века
II. Основная часть:
Любовь – «Пятое время года» (тема любви в лирике А.А.Ахматовой)
«Одна мне власть – страсть моя» (тема любви в лирике М.И.Цветаевой)
Основные черты поэтического языка А.А. Ахматовой
Индивидуальный ритм М.И. Цветаевой
III. Заключение. «Есть ли Счастье на свете сильнее Любви?»
IV. Список использованной литературы
А.А. Ахматова и М.Ц. Цветаева – представители женской поэзии Серебряного века
Серебряный век — это период расцвета культуры: музыки, театра, философии, искусства и литературы. Он длился с 90-х годов XIX века вплоть до конца 20-х годов XX века. В это время появлялись разнообразные литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и другие. Каждому из этих течений присущи свое понимание задач искусства, свое отношение к традиции, языку художественной литературы, жанровым формам, стилю, свое понимание личности, ее места и роли в истории и национальной жизни.
Тема любви в творчестве многих поэтов и писателей занимала и занимает центральное место, потому что любовь возвышает, пробуждает в человеке самые высокие чувства. Анна Ахматова и Марина Цветаева — два ярких имени в русской поэзии. Им довелось не только жить в одно и то же время — время крушения старого мира, но и быть поэтическим голосом своей сложной эпохи.
Обе поэтессы начали рано писать стихи. Марина — в шесть лет, а Анна — в одиннадцать, каждой из них выпала своя трагическая судьба, каждая искала в поэзии свой собственный путь, но тема любви, пожалуй, в их творчестве была одной из главных. Эта тема очень важна в начале двадцатого века потому что, в это время великих потрясений, человек продолжал любить, быть высоким, благородным, страстным.
«Основное место в лирике Ахматовой бесспорно занимает любовная тема — как в народной песне и в сонетах Петрарки, в лирике Гете и Пушкина и во всей мировой поэзии вообще. Любовь в стихотворениях Ахматовой — это чувство живое и подлинное, глубокое и человечное, хотя в силу реальных жизненных причин обычно тронутое печатью облагораживающего страдания 1 «,- писал литературовед Жирмунский В.М., эти слова смело можно отнести и к творчеству М.Цветаевой.
В своей работе мы хотим сопоставить творчество двух поэтесс 20 века — А.Ахматовой и М. Цветаевой и постараемся прояснить для себя вопрос: чем отличаются стихотворения этих авторов, написанные на одну тему – тему любви. Также нас заинтересовало умение отражать все глубинные процессы женской души, тонкость и порывы страсти, которые были когда-либо переживаемы ими, поэтому мы также старались понаблюдать за языковыми особенностями стихотворений этих авторов.
Исходя из вышеизложенного можно сформулировать цель и задачи нашего проекта.
Цель: сопоставить любовную лирику А.А.Ахматовой и М.И. Цветаевой.
самостоятельно расширить представления о личности и творческой судьбе А.А.Ахматовой и М.И. Цветаевой;
выявить художественное своеобразие и поэтическое мастерство А.А.Ахматовой и М.И. Цветаевой;
увидеть, как тема любви по-разному интерпретируется в лирике этих поэтов.