1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как связана поэзия и живопись

Русская поэзия в живописи и музыке

Вы будете перенаправлены на Автор24

Русская поэзия в живописи

В мировой культуре происходят мощные интеграционные процессы, которые находят свое отражение во взаимодействии различных видов искусства. Развитие видов искусства происходит в их взаимодействии. Например, литература, являющаяся важнейшей частью культуры, тесно взаимодействует с музыкой и живописью, а также с кинематографом. Такие обширные связи обусловлены статусом литературного произведения, который рассматривается как эстетический феномен. Литературное произведение обладает универсальной познавательной природой.

Впервые о связи поэзии и живописи заговорили сами поэты и художники. Особенно искусно эта связь выражена в картине «Поэзия и живопись», принадлежащей Анне Кауфман.

В. В. Стасов, один из известнейших художественных критиков 19 века, в своем обзоре дает характеристику связи русской живописи и литературы. Он говорит, что русская литература и искусство подобны двум неразлучным близнецам, существование которых по-отдельности немыслимо.

Русская живопись и поэзия всегда шли рядом, освещая злободневные проблемы жизни. незаурядным талантом живописцев обладали многие поэты и писатели, среди которых А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, братья Бестужевы и многие другие. А художники создали портреты классиков литературы 19 века, которые до того сильно впечатались в наше сознание, что по-иному знаменитых поэтов нам невозможно представить.

Взаимосвязь живописи и поэзии имеет место на разных уровнях творческой деятельности:

  • одни и те же художественные направления – романтизм, реализм, символизм, импрессионизм, классицизм
  • функциональная направленность и проблематика (художники – передвижники и писатели – народники)
  • творческий метод (Перов – Некрасов)
  • жанр и типология (натуральная школа – К. Маковский).

Во второй половине 19 века возникла русская школа иллюстраторов. В работах художников-иллюстраторов были выработаны особые художественно-графические принципы, которые утвердили связь поэзии, литературы с живописью на совершенно другом уровне. Начиная с этого момента, книжная иллюстрация является неотъемлемой частью поэтико-художественной культуры.

Готовые работы на аналогичную тему

Связь поэзии с живописью удобнее рассматривать на примере иллюстраций к литературным произведениям. Например, Врубель писал иллюстрации к произведениям Лермонтова, Глазунов – к произведениям Блока, Верейский – к произведениям Твардовского и т.д. Такой способ позволяет наглядно увидеть, что живопись повторяет, дублирует материал поэзии.

Иллюстрация является ограниченным родом художественного творчества, так как в этом случае художнику приходится следовать за творческой мыслью писателя.

Связь поэзии и живописи не сводится только к иллюстрации. Часто при публикации поэтических произведений используются репродукции картин. Есть художественные произведения и литературные, которые рассматриваются в паре. Однако необходимо заметить, что поэзия и живопись два самостоятельных вида искусства, и составление таких пар является условным. Например, по традиции картину «Бурлаки на Волге», написанную И. Е. Репиным, рассматривают при изучении стихотворения Н. А. Некрасова «На Волге». Сюжет картины пересекается с одним из эпизодов стихотворения, и часто используется в качестве иллюстрации к нему. Часто с тематикой произведений Некрасова перекликаются картины Саврасова. Кроме общей сюжетной линии такие произведения объединяют и метод передачи образа поэтом и художником.

Таким образом, связь русской живописи и поэзии достаточно тесная, поэзия находит свое отражение в картинах известных живописцев, а также в иллюстрациях.

Русская поэзия и музыка

Взаимодействие поэзии и музыки выражается в широком проникновении реалий музыкальной жизни в поэтические произведения. Словесное отражение музыкальной реальности актуализирует ценности, которые несет в себе музыка. Понятие музыки в поэтических текстах переосмысливается. Образ музыки распыляется в обозначения музыкальных жанров, в названия инструментов.

В истории русской культуры особенно выделяется 19 век. Этот период характеризуется совместным долгим течением поэзии и музыки. Хотя музыка и поэзия были неразрывно связаны во все времена, именно в этот период развития культуры эта связь наиболее тесная.

Русская поэзия в 19 веке, имевшая огромный общественный авторитет и и идейно-психологическое влияние, часто обращается к музыке, которая выступает в качестве воплощения прекрасного, идеального, и является эстетическим и нравственным камертоном.

Особое значение музыки в поэзии обусловлено активным взаимодействием словесного и музыкального искусства. Музыка является источником вдохновения в поэтическом творчестве. Этим определяется музыкальный генезис многих произведений русской поэзии.

Русская поэзия открыла в себе область «музыки слова», в которой выстраивается иерархическая система музыкальных ценностей, к которым относятся красота и величие классической музыки, русская песня, «согретая печалью», тоска цыганского романса и т.д.

Кульминацией музыкальности русской поэзии 19 века стало творчество А. А. Фета.

Лирика Фета стала связующим звеном между русским романтизмом и великими музыкальными открытиями поэзии следующей эпохи в культуре. Воплощение поэтических произведений А. А. Фета в русской музыке часто характеризуют как «культурное слышанье» его напевной лирики русскими музыкантами.

Таким образом, русская поэзия находит отражение в музыкальных произведениях. Как отмечалось выше, литература тесно связана с другими видами искусства. И, пожалуй, музыка является тем видом искусства, с которым особенно сильно связана поэзия. Музыку и поэзию объединяет многое. Это и напевное звучание стихотворений, и характер интонации, и жанровая принадлежность. Часто в мотивах пения различается принадлежность к какому – либо жанру – романсу, русской песне, концертной музыке и т.д.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Кино, Кинозвезды (444)
  • 100 Чудес света (33)
  • Аномальные места (63)
  • Археология, раскопки, открытия (501)
  • Архитектура, замок, крепость, форд (1267)
  • Астрология, знаки, планеты (12)
  • Биоэнергетика, энергетика вещей, деревьев (25)
  • Видео (500)
  • Восточная жизнь, интересное (50)
  • Время, календари, измерение времени (107)
  • Выживание в экстремальных условиях (88)
  • Вязание, плетение. (42)
  • Гиперборея, Шамбала, Тибет (91)
  • Декоративно-прикладное искусство (452)
  • Дневник, оформление (382)
  • Рамочки для стихов (91)
  • Дом, Дача, Обустройство, Полезные советы (370)
  • Древние города и страны. Наследие Юнеско (66)
  • Древние цивилизации (168)
  • Духовность, творчество, интуиция, медитация (531)
  • Женщина, красота, мода (980)
  • ЖЗЛ. Жизнь Замечательных Людей (211)
  • Живопись, (и натюрморты разные) (1012)
  • Живопись1 (868)
  • Животные (145)
  • Загадки, гипотезы, НЛО (340)
  • Здоровье, Диета, Очищение (1209)
  • Здоровье, медицина (1320)
  • Интересно!! (4068)
  • История мира, цивилизации, (1522)
  • История от Руси до России.Славяне, язычество (554)
  • Книги, писатели (645)
  • Компьютер (269)
  • Космос, Вселенная (516)
  • Красивые места Мира! (403)
  • Кулинария, Выпечка, Пироги, Торты (916)
  • Кулинария, Из мяса, Из Рыбы, Салаты, и пр. (889)
  • Культура, Культурология, Нравы (1115)
  • Любовь, Семья (575)
  • Мистика, Эзотерика, Шаман, Гадание, Гороскоп, Таро (330)
  • Мифы, легенды, круги на полях, символы, лабиринт. (180)
  • Море, обитатели, тайны. (162)
  • Музыка (1228)
  • Наука, феномены,сверхвозможности человека (998)
  • Парки, Сады (153)
  • Педагогика, воспитание, образование (575)
  • Плейкаст, клипарт (271)
  • Познание мира и себя (453)
  • Политика, экономика (407)
  • Поэзия, лирика, стихи (734)
  • Православие, христианство (158)
  • Притчи, цитаты, афоризмы (389)
  • Психология. (1807)
  • гештальт (27)
  • Психотерапия, практики, упражнения, психогимнастик (496)
  • Птицы (64)
  • Путешествия (448)
  • Религии Мира (73)
  • Скульптура, памятник (176)
  • Спорт (10)
  • Ссылки (80)
  • Стиихийные бедствия (22)
  • Стихи избранные. (159)
  • Страны Мира (487)
  • Тайны века, загадки, непознанное (1138)
  • Танцы, балет (220)
  • Тесты (170)
  • Технологии, изобретения, (665)
  • Тренинг воображения, головоломки, шахматы (253)
  • Философия, мудрость (754)
  • Фото, природа, пейзаж (367)
  • Храмы, Соборы Мира, Монастыри (285)
  • Художники, биография (42)
  • Цветы, растения, деревья (475)
  • Чаепитие. Кофе. Старинная посуда, антиквариат, (113)
  • Чувства (423)
  • Явления природы, экология (420)

Музыка

  • Все (224)

Поиск по дневнику

Интересы

  • Все (1)

Друзья

  • Все (675)

Постоянные читатели

  • Все (980)

Статистика

Сочинение-рассуждение на тему: «Поэзия и живопись»

Сочинение-рассуждение на тему: «Поэзия и живопись»

«Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат» — так перевели изречение Леонардо да Винчи одни знатоки языка, но правильнее, мне лично так кажется, следующий вариант перевода: «Живопись — это немая поэзия, а поэзия — это слепая живопись». Пабло Пикассо сказал, что «Живопись — занятие для слепцов. Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует». Абсолютно применимо это изречение и к поэтам, они пишут стихи так же о том, что чувствуют, а не просто созерцают.

Что же прозвучало выше? Какой основной лейтмотив из выше сказанного я бы хотел взять? Ответ можно втиснуть в рамки одного предложения – поэзия и живопись – это 2 стороны одной медали, это чувственное, эмоциональное отображение происходящего вокруг внутри творческого человека.

Человек всю свою жизнь тянется к прекрасному. Совсем иное дело и другой вопрос в том, что это «прекрасное» для каждого отдельного человека свое или имеет свои нюансы. «На вкус и цвет…»,- как говорится. Творческое начало у каждого человека имеет свою степень выраженности — у одних оно развито чрезвычайно сильно, у других почти полностью атрофировано. Но никто не станет спорить, что те или иные события или явления в жизни волнуют, впечатляют, заставляют радоваться или горевать. Если человек не впечатляется ничем, то у него психологические проблемы или отклонения, которые следует лечить или исправлять.

Но вот эмоции, чувства, размышления – это и есть родители живописи и поэзии. Именно – общие родители, а значит, что эти 2 вида искусства родные друг для друга. Лично я считаю, что при всем моем почтении к глубокоуважаемому, великому и несравненному Леонардо, мастер был не прав в своем суждении. Так сказать – это слишком недопустимо поверхностно. Потому, что бывает, и это мое неоспоримое субъективное мнение, когда поэзия рисует в моем воображении картины, а живопись поет.

Живопись и поэзия неразделимо связаны тем объединяющим чувственно-эмоциональным фактором, который у них никак не отнять. Они отображают видение сердцем творца того или иного явления, переживания, ситуации.

«Творенье может пережить творца: Творец уйдет, Природой побеждённый, Однако образ, им запечатлённый, Веками будет согревать сердца.», — писал Микеланджело и очень правильно отметил еще одну общую черту поэзии и живописи. Они обе запечатляют художественные и поэтические образы на века, делают их всеобщим достоянием.

Насколько был бы беден и скуден мир без живописи и поэзии. Они дарят нам чувство прекрасного, дарят нам светлые и правильные эмоции, культивируют в нас Человека. Именно Человека с большой буквы, который интеллектуальный, интеллигентный, со светлой головой и правильными вкусами. Да что там говорить, я считаю, что именно поэзия и живопись и есть тем отличающим фактором, который детерминировал наше отличие от зверей.

Тема проекта: «Взаимосвязь живописи и поэзии»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема проекта: «Взаимосвязь живописи и поэзии» Выполнили ученики 5 Г ГБОУ Школы № 439 «Интеллект» Савельева Елизавета и Виноградова София Руководитель проекта: учитель искусства Некрасова Н.Л.

Цель исследования: раскрыть взаимосвязь таких видов искусства, как живопись, поэзия через теорию и практику. Актуальность: Приобщение человека к искусству просто необходимо, особенно важно в наше время. Развитие в детях любви и уважения к народной культуре, способности к общению, уважение к родному очагу — это приоритетное направление в воспитании и образовании детей.

«Живопись и поэзия» Поэзия и живопись – это творчество, идущее не из ума или сердца, а из души человека. «Творенье может пережить творца: Творец уйдет, Природой побеждённый, Однако образ, им запечатлённый, Веками будет согревать сердца.», — писал Микеланджело. Поэзия и живопись сохраняют художественные и поэтические образы на века, делают их всеобщим достоянием.

«Живопись и поэзия» Поэзия и живопись – это мелодия души, которая звучит из самого сердца. Связь живописи и поэзии открыта не сегодня, а много веков назад. Леонардо да Винчи говорил «Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат». А Н.В.Гоголя говорил , что «поэзия и живопись — родные сестры.»

Читать еще:  Какая луиза вдохновила поэзию рильке

«Живопись и поэзия» Насколько был бы беден и скуден мир без живописи и поэзии. Они дарят нам чувство прекрасного, дарят нам светлые и яркие эмоции. Эти два искусства развивались параллельно, дополняя друг друга. Поэзия обнимает Живопись 1782 Художник: Кауфман Ангелика Мария

«Человек талантливый, талантлив во всех областях» Трудно не согласиться с мнением немецкого писателя Лиона Фейхтвангера: «Человек талантливый, талантлив во всех областях». Правдивость этих слов мы можем проиллюстрировать на примере творчества великого поэта М.Ю. Лермонтова, который проявили себя также в изобразительном искусстве. М.Ю. Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841), русский поэт, прозаик и драматург, на протяжении всей своей короткой жизни увлекался рисованием и живописью. Любовь к изобразительному искусству обнаружилась у него с самого раннего возраста: «. он был счастливо одарён способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины. » — писал Аким Павлович Шан-Гирей, вспоминая о его детских годах[ Живопись Лермонтова дошла до нас в сравнительно малом количестве. Но это позволяет нам составить мнение об этом амплуа поэта. Среди наследия – картины маслом, акварелью, отдельные рисунки, зарисовки и даже карикатуры. Автопортрет М. Ю. Лермонтова, 1837-38, бумага, акварель

Живопись М.Ю. Лермонтова Живопись Лермонтова обладает чрезвычайной натуралистичностью. В этом проявляется влияние эпохи, в которой жил поэт, и к реальности в изображении Лермонтова приучил еще первый учитель А. Солоницкий

Портрет предка. «Герцог Лерма» 1832—1833 В юности некоторые свои письма Лермонтов подписывал именем «Lerma», полагая, что происходит от легендарного предка — «родоначальника» фамилии Лермантовых (так она писалась) — испанского владетельного герцога Лерма. В 1830 или 1831 году Лермонтов в доме Лопухиных, на углу Поварской и Молчановки, начертил на стене углем голову (поясной портрет), вероятно, воображаемого предка. В глазах и, пожалуй, во всей верхней части лица нетрудно заметить фамильное сходство с самим нашим поэтом. Голова эта, нарисованная al fresco, была затерта при поправке штукатурки, и приятель поэта, Алексей Александрович Лопухин. Тогда Лермонтов нарисовал такую же голову на холсте и выслал ее Лопухину из Петербурга». 25 февраля 1833 года А. А. Лопухин отвечал Лермонтову: «Очень и очень тебе благодарен за твою голову: она меня восхищает и между тем иногда грусть наводит, когда я в ипохондрии. »

Живопись М.Ю. Лермонтова “Окрестности селения Караагач” (масло, 1837-1838). Лермонтов изобразил окрестности Караагача, где стоял Нижегородский драгунский полк, в котором он служил. “Пятигорск” (масло, 1837) Внизу картины монограмма: «М. Л.». Живописный пейзаж Лермонтова связан с его литературным замыслом и, не являясь прямой иллюстрацией к тексту, соседствует со страницами «Героя нашего времени».

Акварели М.Ю. Лермонтова Часто М.Ю. Лермонтов вспоминал о своем детстве, которое провел в селе Тарханы Пензенской губернии. Дубовые рощи, обрывистые берега степных рек, непыльные проселочные дороги, кое-где березы, белеющие среди желтых полей, и далеко-далеко, как волны, синеют холмы. Образ Родины, с такой очевидностью возникший в раннем рисунке поэта, вновь рождается в позднем его стихотворении: «Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез.» Родина. 1841 «Пейзаж с двумя берёзами». 1829—1831

Акварели М.Ю. Лермонтова Морской вид с парусной лодкой, акварель. 1828–1831 годы Тема морской стихии, вольного паруса возникает затем во многих лермонтовских стихотворениях и прежде всего в «Парусе». Бывало, что его стихи рождались спустя годы после того, как он выражал эмоции на эту тему на холсте красками. Рисунок отражает внутреннее родство и неразрывность связей Лермонтова — художника и поэта, слившихся в едином, тревожно-романтическом восприятии мира. Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном. Парус. 1832

М.Ю. Лермонтов поэт и художник. Рисунки и картины поэта неразрывно связаны с его поэзией. Их источник — поэтический мир Лермонтова. Акварели наиболее сильно выражает романтическую сущность поэта; беглые зарисовки очень динамичны; пейзажи живописны и выдают своей стилистикой авторство Лермонтова; а зарисовки, выполненные карандашом или чернилами, не стоят на месте, а так и рвутся прочь с листа. Пробуя себя в различных направлениях, Лермонтов искал свое место и стиль в рисовании. М.Ю.Лермонтов был щедро наделен природой не только поэтическим даром, но и талантом художника. Свойственное поэту живописное видение мира нашло естественное отражение в его литературном творчестве. Живопись и поэзия объединены общностью тематики, мироощущения, впечатлений.

Живопись – муза поэтов. Эти строки принадлежат А. С. Пушкину. Он сказал их о своём портрете кисти художника О. А. Кипренского. «Портрет А. С. Пушкина» Художник О. Кипренский Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.. Без вдохновения невозможно появление любого произведения искусства. В полной мере это относится и к поэзии.

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Несколько веков разделяют моменты рождения этих двух бессмертных творений живописи и поэзии. Но после публикации стихотворения оба шедевра уже существуют неразделимо, в тесной взаимосвязи друг с другом. При описании творческой манеры Ф. Рокотова искусствоведы используют строки из стихотворения Н. Заболоцкого, а чтение самого поэтического творения не может не заставить обратиться к рокотовскому полотну. В этом сказывается необычайное влияние друг на друга различных видов искусства, обращённых к одной теме. Художник Ф.Рокотов «Портрет А.П.Струйской» Живопись – муза поэтов.

Вдохновение поэта. А. Горюшкин, увидев картину П. Брегеля, написал стихотворение. «Охотники на снегу« 1565 г Питер Брейгель Мне помнится, у Брейгеля в «Зиме» впервые я прочувствовал пространство, холодное, как скрип саней, просторное, как плащ фламандца. Анатолий Горюшкин.1969

Поэзия-муза художника. «На севере диком стоит одиноко. » На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет. Михаил Лермонтов «На севере диком стоит одиноко. 1841 г Шишкин И. «На севере диком» 1891 г. Поэзия- источник вдохновения художников. На создание картины «На севере диком» Шишкиным И. повлияло стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко. «

Наш взгляд на мир. Поэзия-муза художника. Красивые стихи всегда завораживают. Вдохновляют на создание образов, которые хочется перенести на полотно. Лесная Фея Фея в пышном венке, С каждым днем хорошея, цветет. И в лесу изумрудно-лиловом, Словно в тереме дивном живет. Ей знакомы давно все тропинки, И гуляя ни свет, ни заря, На траву рассыпает росинки С каждой капелькой радость даря. С резвой белочкой, доброй подружкой, Может в прятки играть без забот. А в ночи, в блеске лунного света, Лишь укроется лес шалью снов, Добрый филин ей шепчет секреты — Тайны судеб и мудрость веков. Дайм Смайлз Автор: Савельева Елизавета

Вдохновение художника: Старый сад Люблю я этот старый сад, Он мил, как мгла воспоминанья. С тоской впиваю аромат Его осеннего дыханья. ❉❉❉❉ Вздыхаю тихо и грущу, Входя в забытые аллеи. Я место милое ищу: Тропинки, узкие как змеи. Константин Михайлович Фофанов 1887 «Когда читаешь удивительные сочетания слов, которые сплетаются чудесной рифмой и при этом несут глубокий смысл, кажется, что это голос, который исходит из самой глубины души автора». Автор: Савельева Елизавета

Вдохновение художника: Радостно-чистый Образ простой красоты, Милый, как ландыш душистый, — Это, смиренная, ты. Вечно в загоне, Вечно в тяжёлых трудах. Сестры — ленивые сони, Дом у тебя на руках. Федор Сологуб 1899-1906 Автор: Виноградова София

Вдохновение художника: Ёлка наряжена, зал разукрашен, Гости съезжаются к девочке Маше. Будут у Ёлки водить хоровод, Чтоб поскорее пришёл Новый год… Гость заглянул к ребятишкам недаром, Всем он принёс новогодний подарок. Старый чудак чемоданчик открыл, Маше Щелкунчика он подарил. Леонид Иосифович Зуборев Прочитав стихотворение Л.Зуборева, у меня возник образ, который я запечатлела в этом рисунке. Автор: Савельева Елизавета

Вдохновение художника: Обнимая небо крепкими руками, Лётчик набирает высоту. Тот, кто прямо с детства дружит с небесами, Не предаст во век свою мечту. Н. Добронравов Автор: Виноградова София Автор: Савельева Елизавета

Взаимосвязь поэзии и живописи Посвящение подруге. Моя подруга, Как близка и дорога ты мне, Мы можем и без слов понять друг друга. И благодарна я своей судьбе, Что встретила тебя, подруга. 2018г Автор: Виноградова София

Поэзия и живопись. Вывод. Поэзия и живопись дополняют друг друга, усиливают воздействие изобразительного и поэтического произведения на человека. Поэзия обнимает Живопись 1782 Художник: Кауфман Ангелика Мария

Используемая литература: Заболоцкий Николай Алексеевич // Большая советская энциклопедия : Фенина С. Беседы о русских художниках. — М., 1990. Ионина Н.А. 100 великих картин. — М.,2001. Фёдор Рокотов // Энциклопедия Кругосвет Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках. — М., 1988. Энциклопедия для детей Аванта+. — М., 1999. – Т. 7. Юный художник. – 1982. — № 3. – С. 17. Цитаты и высказывания великих людей. Сборник стихотворений А.С. Пушкина Рокотов Федор Степанович // Большая советская энциклопедия Чекалин С.В. «Лермонтов. Знакомясь с биографией поэта…»Москва. Издательство «Знание». 1991г. Лермонтовская энциклопедия. Москва. Издательство «Советская энциклопедия». 1981г. Ресурсы сети интернет.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Проектная работа «Взаимосвязь живописи и поэзии». Каким мы хотим видеть наше будущее? Этот вопрос волновал, и всегда будет волновать человечество. Решение его во многом зависит от того, какие люди будут создавать это будущее, от тех принципов, которые будут заложены в детях. Каков человек, такова его деятельность и таков мир, который он создал вокруг себя. Приобщение человека к искусству просто необходимо, особенно актуально в наше время. Сегодня много говорят о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры.

Развитие в детях любви и уважения к народной культуре, способности к общению, уважение к родному очагу — это приоритетное направление в воспитании и образовании детей.

«Красота спасет мир» — говорил Ф. М. Достоевский. Мы понимаем, что писатель, прежде всего, говорил о внутренней красоте.Мир культуры многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство и поэзия. В этих видах искусства отражается действительность, ярко проявляются взгляды и чувства творца. Известно, что разные искусства не возводят своих границ и не отвергают родства. Искусство слова и изображения часто переплетаются в едином пространстве. Хотелось бы, чтобы все люди как можно раньше ощутили эту глубинную связь. Это способствует тому, чтобы сделать нашу жизнь ярче, наполнить ее чувствами, без которых невозможно настоящее творчество. Величайшие творения вдохновляют на создания нового шедевра. И это естественно, поскольку, по выражению Н.В.Гоголя, «поэзия и живопись — родные сестры.» А приобщать к искусству можно и даже нужно с самого рождения.

Читать еще:  Это ложь что в науке поэзии нет

Как связана поэзия и живопись

«Живопись, как и всякое явление культуры,
можно рассматривать с разных точек зрения.
Скажем — и с литературной. »

Программа
1. Введение (1 час). Проблема взаимодействия искусств. Связь литературы и живописи: история, формы, этапы, разновидности. Язык искусств. Как читать картину: композиция, пространство, колорит. Роль сюжета, повествовательности.

2. В.М. Васнецов «Игорь Святославович после битвы с половцами»,«Баян» — «Слово о полку Игореве» (1 час). Эпичность звучания. Реконструкция исторического события. Народное сказание как основа сюжета картин. Фольклорность образов. Настроение. Детализация в изображении одежды, оружия, доспехов. Образ Баяна. Образы его слушателей. Композиционное решение. Колористическое богатство.

3. К.П. Брюллов «Гадающая Светлана» — В.А. Жуковский «Светлана» (1 час). Черты классицизма и романтизма в творчестве Брюллова. «Русская картина»: национальный сюжет и средства его воплощения (костюм героини, аксессуары крещенского гадания, прическа, облик). Симметрия композиции: овал зеркала — кокошник на голове девушки. Классическая ясность линий, чистота колорита. Отсутствие романтической таинственности. Классическая умеренность эмоций: героиня «молчалива и грустна». Отрешенность от предметного мира. Психологическая углубленность живописного образа в отличие от поэтической (балладной) повествовательности.

4. И.Е. Репин «Протодиакон» — А.С. Пушкин «Борис Годунов» (Варлаам) (1 час). Признаки сходства драматического и живописного образов: физическая мощь; проницательный взгляд; цвет лица, выдающий слабость к «питию». Микеланджеловский мотив: передача силы духа посредством избытка плоти. Черты отличия Протодиакона от Варлаама: звание, величественность осанки, иное предназначение посоха, твердость жизненных устоев, выраженная в облике. Прототип — портрет чугуевского соборного дьякона: «Он живой передо мной, едва не говорит» (Репин); «единственный отголосок языческого жреца» (Репин).

5. И.Е. Репин «Дуэль Онегина и Ленского» — А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (1 час). Дуэль в жизни Пушкина. Профессиональные подробности в сцене дуэли. Тема дуэли в творчестве Репина (картина «Дуэль»,два варианта — 1896 и 1897 гг.). Причины двукратного обращения Репина к сцене дуэли у Пушкина. Общие черты и отличия в рисунках и тексте романа. Способы психологической характеристики героев у Репина: светлое пальто и шляпа у Ленского, театральность позы и выражения лица, уверенность и хладнокровие в позе Онегина (рисунок 1896 г.). Характерность образов Зарецкого и Гийо: одежда, фигура, поза. Усиление темных тонов во втором рисунке как средство живописной драматургии.

6. В.Г. Перов «Суд Пугачева» — А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (1 час). Динамичность и концентрированность живописного повествования. Психологический поединок двух характеров — Пугачева и помещика (Пугачев и капитан Миронов). «Психологический фон»: фигуры женщины, связанного и сподвижников Пугачева. Отличие перовского Пугачева от Пугачева пушкинского.

7. Образ Демона в живописи М.А. Врубеля и поэзии М.Ю. Лермонтова (2 часа). Духовное родство Врубеля и Лермонтова — в стремлении к возвышенному, величаво-прекрасному и героическому. «Демониана» Врубеля как образная автобиография души художника. Демон как олицетворение философского и творческого сознания поэта. Сократовское понимание «демония» Врубелем как божественного голоса в душе. «Демон сидящий»: нерастраченный душевный жар, лиричность и человечность. Романтическая декоративность, орнаментальность, «пуанти-листическая» техника. Синтез поэзии и графики. Контраст слабого тела и величия несломленного духа в «Демоне поверженном».

8. И.Е. Репин «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану»— Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (1 час). «Физиология смеха как главная тема картины» Связь с «бешеным разгульем веселости» у Гоголя. Многообразие типов у Гоголя и Репина: «бурсаки, не выдержавшие академических лох»; воспитанные на Горации, Цицероне и Римской республике; «степенные старые чубы». Костюмы и утварь как средство воссоздания колорита эпохи. «Сечь, умевшая только гулять да палить из ружей» у Гоголя — и смеющаяся сечь Репина. Коллективное начало — воплощение идеи запорожского товарищества. Колористическое решение.

9. И.Н. Крамской «Русалки» — Н.В. Гоголь «Майская ночь» (1 час). Отход от первоначального замысла картины. Акцент не на фантастике, а на поэтическом начале. Расхождение с Гоголем в изображении сцены. Образы земных девушек. Томление человеческого духа — основа содержания образов. Решение колористической задачи «поймать луну».

10. В.Г. Перов «Старики родители на могиле сына» — И.С. Тургенев «Отцы и дети» (1 час). Повышенная эмоциональность образа. Детали-метафоры: птицы на ветке. «Косвенность» художественного повествования. Элегическая недоговоренность. Отказ Перова от прямой демонстрации переживаний героев. Настроение тихой печали. Единство пейзажа и человеческих фигур.

11. Ф.А. Васильев «Деревня» — Н.А. Некрасов «»В деревне», «Деревенские новости», «За городом», «Начало поэмы» (1 час). Мотив покинутости, заброшенности как отражение крестьянско-деревенской доли. Соответствие мотиву состояния природы. Мотив дороги. Путь через мостик — выход в другой мир. Раскрытие красоты в неприглядном, но родном. Реалистические детали картины и стихов: две старушки, убогая избенка, развалившийся овин, стая ворон.

12. И.М. Прянишников «Порожняки» —Н.А. Некрасов «Школьник» (1 час).Смена акцентов в крестьянской проблематике: сельская беднота не как предмет сострадания, а как положительный герой. Трудный путь к знаниям — лейтмотив картины и стихотворения. Оптимистичность звучания обоих произведений, несмотря на суровые детали. Совпадение деталей: книги, бедность одежды, сословная принадлежность. Символика убегающей вдаль дороги. Роль пейзажа в образном решении сюжета картины. Этапы работы художника над картиной.

13. А.К. Саврасов «Волга под Юрьевцем» — Н.А. Некрасов «На Волге» (1 час). Панорама реки и ее роль в структуре композиции. Место бурлаков в пространственном решении картины. Второй план. Светотеневая моделировка. Перекличка фрагментов картины с эпизодами стихотворения. Противоречивость поэтического настроения. Скученность группы. Передача суммарного впечатления и дифференциация образов.

14. В.Г. Перов «Проводы покойника» — Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (1 час). «Бытовое» явление как оболочка внутренней драмы. Сложный душевный мир «маленького человека». Сострадание жертвам жизненных обстоятельств. Психологизм и лиризм в картине и поэме. Сюжетное действие картины как результат и продолжение трагического события. «Песенный» ритм картины и его созвучность поэме. Детали картины как поэтические символы: сухая трава, одинокие кусты, крыши домов — сиротливость и бесприютность жизни. Различия в трактовке пейзажа у художника и поэта.

15. Н.В. Неврев «Воспитанница» — А.Н. Островский «Воспитанница» (1 час). Структурная разработка сюжета. Обличительный характер картины. Проблема женской эмансипации у Островского, Неврева и в публицистике 1860-х годов. Героиня картины. Безысходность судьбы. Образ помещицы-самодурки. Образы «соблазнителя» и «жениха». Напряженность минуты — следствие предыдущих событий. Театральность мизансцены как свидетельство связи замысла с пьесой. Цветовая гамма картины. Тщательная отделка деталей.

16. К.А. Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге» — Н.А. Некрасов «Железная дорога» (1 час). Динамика «человеческого улья». Типажи переднего плана. Образ подрядчика. Пространственное решение картины. Колорит. Параллели и несовпадения со стихотворением Некрасова.

17. И.М. Прянишников «Шутники» — А.Н. Островский «Шутники». (1 час).Драма «маленького человека». «Социальная задача» сюжета картины(Островский). Передача жизненного смысла ситуации, а не следование за сюжетом. Самостоятельность Прянишникова в разработке темы. Детальная разработка центрального образа. «Торговое население» Гостиного двора. Близость образа, созданного художником, и творческой интерпретации образа Оброшенова актером Шумским. «Верно взятый сюжет, глубоко схваченные типы и выражения» (В.В. Стасов). Колорит и композиция как средство создания образа. Психологическая оправданность поз и жестов.

18. И.Н. Крамской Портреты демократов 1860-х годов («Портрет молодого демократа», «Портрет С.Н. Крамской», «Портрет О.П. Орловой») — Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (1 час). Искусство психореалистического портрета в живописи и литературе 1860-х годов. Обнаженный интеллектуализм. Культура душевного содержания и мышления.«Взор обращен в мозг» (Б. Асафьев). Характерность интеллигентсткого строя. Гипотеза о прототипе художника, написавшего в романе портрет Веры Павловны. История отношений Крамского и его будущей жены С.Н. Прокофьевой и сюжетная линия романа. Внутренняя чистота и одухотворенность облика Орловой. Серьезность жизни ума и сердца.

19. И.М. Прянишников «В 1812 году» — Л.Н. Толстой «Война и мир»
(1 час). «Дубина народной войны» в литературе и живописи. Описание отступления французов у Толстого. Две группы образов на картине. Духовная красота и благородство крестьян и потерянность французов. «Старостиха Василиса» у Толстого и Прянишникова. Приметы места по облику персонажей: западная граница. Контрастность костюмов пленных французов и суровой снежной зимы. Отдельные образы: седой француз на картине, Рамбаль и Морель у Толстого. Мотив обреченности пленных. Моральное превосходство крестьян и гуманное отношение к побежденным.

20. В.В. Верещагин Серия картин об Отечественной войне 1812 года— Л.Н. Толстой «Война и мир» (2 часа). История работы художника и писателя над темой. «Наполеон на Бородинских высотах». Театральность позы в сочетании с тревогой и ожиданием. «Конец Бородинского боя».Колористическое решение. «Апофеоз» битвы. «Перед Москвой в ожидании депутации бояр». Контрастность в изображении участников сцены. «Расстрел в Кремле». Перекличка с восприятием расстрела «поджигателей» Пьером Безуховым. Народная война. Партизанский дозор. Пленные в руках французов. Бегство великой армии.

21. Н.А. Ярошенко «Кочегар» — В.М. Гаршин «Художники» (1 час). «Решительная новость в русском народном искусстве» (А.В. Прахов). Физическая и моральная сила «Глухаря». Сосредоточенное раздумье, драматизм в выражении лица и фигуры. «Говорящие» руки. Грубоватость живописи как средство передачи жизненной правды. «Черты точного воспроизведения ярошенковского «Кочегара» (В.Г. Короленко) в рассказе Гаршина. Различия между «Глухарем» и «Кочегаром». «Мыслящий взор» «Глухаря».

22. В.Е. Маковский «Свидание» — А.П. Чехов «Ванька» (1 час). Жанр картины-новеллы. Лаконизм решения. Точно очерченное состояние персонажей. Колорит как свидетельство выражения идейного замысла. Сострадательная эмоция. Принцип типизации. Отличие «объективизма»повествования Маковского от чеховской субъективности.

23. Н.М. Минский «Последняя исповедь» — И.Е. Репин «Отказ от исповеди» (1 час). Историческая основа — «Процесс 193-х». Жанр обоих произведений — драматический диалог. Белый стих как средство усиления драматизма. Удаление фигуры палача в окончательном варианте картины. Смысл разворота фигуры священника: он лишь символ, а недействующее лицо. Живописные средства выражения: свет выделяет лицо революционера и крест священника. Скованность фигуры революционера как выражение внутренней сосредоточенности и готовности к казни. Средства передачи отказа в стихотворении и картине: гневная отповедь у Минского и выражение глаз у Репина. Неизменность позы революционера (руки, ноги, посадка) как выражение безразличия к процедуре казни.

24. Образ города в графике М.В. Добужинского и поэзии А.А. Блока
(1 час). Одушевленность городского пейзажа. Говорящие вывески и афиши. Выразительность городского куска («Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»). «Монументальное нищенство домов-ульев, убогая фантастика дома-тюрьмы» (С.К. Маковский). Фантастичность как средство реалистического гротеска. Фигуры и маски. Поэзия и проза окраин. Свет и воздушная среда. Образ метели и сумерек. Одиночество человека среди кирпичных громад.

25. В.Е. Маковский «Ночлежный дом» — М. Горький «На дне» (1 час).Экстерьер и интерьер как две части мира отверженных. «Хоровой» характер картины. Пейзаж как средство выражения замысла: безысходность, «дно» жизни. Темный колорит, Пространственная замкнутость. Персонажи ближнего плана: старик с фолиантом (Сатин), бывший мастеровой (Клещ), старуха с муфтой. Дальний план — другая жизнь, другие люди. Символика обнаженного дерева и стаи ворон.
26. Г.Г. Мясоедов «Страдная пора (Косцы)» — И.А. Бунин «Косцы»
(1 час). Жизнеутверждающий пафос. Гармония природы и людей. Рит-мическое построение. Поэзия крестьянского труда «Власть земли». Традиции и новаторство в решении темы (Венецианов — Г. Успенский).

27. М.В.Кустодиев Праздники («Зима. Масленица», «Масленица», «Зима. Масленичное гуляние», «Пасхальный день», «Вербный торг у Спасских ворот») — И.С. Шмелев «Лето Господне» (главы «Пасха», «Разговины», «Масленица», «Вербное воскресенье») (2часа). Праздничность как основа восприятия жизни у Кустодиева. Современность и ретроспективность в воссоздании праздников у Кустодиева и Шмелева. «Гуляет верба», великий торг праздничным товаром, пасхальными игрушками и . вербой». «И разберут ее по рукам, разнесут по всей Калужской улице, Якиманке, по Житной, по переулочкам». Поэтическая чистота и искренность в сочетании с эпичностью. Праздничность жизни. Фантазия и быль. Фольклорность кустодиевских образов и детские воспоминания Шмелева. «Всюду пестрят одежды, самые яркие, новые, пасхальные. Всюду христосуются трижды». —«Масленица в развале». «Довольный гул набравшегося люда, ухабистая снежная дорога, с ныряющими по ней веселыми санями».

Читать еще:  Какова основная мысль стихотворения определение поэзии

28. Резервные часы (2 часа).

29. Итоговое занятие (2 часа). Сочинение, эссе по картине. Музейная экскурсия. Электронный урок: просмотр на компакт-дисках с последующим анализом или развернутый устный ответ. Конференция. Урок-семинар. Задание по выбору (один из видов).

Литература:
1. Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи. М., 1968.
2. Грабарь И. Моя жизнь. М., 2001, с. 149.
3. Грабарь И.Э. Моя жизнь. М., 2001, с. 429.
4. Там же, с. 432.
5. Цитируется по книге: Игорь Долгополов. Мастера и шедевры: В трех томах. М., 1987, т. II, с. 280.

Сочинение-рассуждение на тему: «Поэзия и живопись»

«Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат» — так перевели изречение Леонардо да Винчи одни знатоки языка, но правильнее, мне лично так кажется, следующий вариант перевода: «Живопись — это немая поэзия, а поэзия — это слепая живопись». Пабло Пикассо сказал, что «Живопись — занятие для слепцов. Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует». Абсолютно применимо это изречение и к поэтам, они пишут стихи так же о том, что чувствуют, а не просто созерцают.

Что же прозвучало выше? Какой основной лейтмотив из выше сказанного я бы хотел взять? Ответ можно втиснуть в рамки одного предложения – поэзия и живопись – это 2 стороны одной медали, это чувственное, эмоциональное отображение происходящего вокруг внутри творческого человека.

Человек всю свою жизнь тянется к прекрасному. Совсем иное дело и другой вопрос в том, что это «прекрасное» для каждого отдельного человека свое или имеет свои нюансы. «На вкус и цвет…»,- как говорится. Творческое начало у каждого человека имеет свою степень выраженности — у одних оно развито чрезвычайно сильно, у других почти полностью атрофировано. Но никто не станет спорить, что те или иные события или явления в жизни волнуют, впечатляют, заставляют радоваться или горевать. Если человек не впечатляется ничем, то у него психологические проблемы или отклонения, которые следует лечить или исправлять.

Но вот эмоции, чувства, размышления – это и есть родители живописи и поэзии. Именно – общие родители, а значит, что эти 2 вида искусства родные друг для друга. Лично я считаю, что при всем моем почтении к глубокоуважаемому, великому и несравненному Леонардо, мастер был не прав в своем суждении. Так сказать – это слишком недопустимо поверхностно. Потому, что бывает, и это мое неоспоримое субъективное мнение, когда поэзия рисует в моем воображении картины, а живопись поет.

Живопись и поэзия неразделимо связаны тем объединяющим чувственно-эмоциональным фактором, который у них никак не отнять. Они отображают видение сердцем творца того или иного явления, переживания, ситуации.

«Творенье может пережить творца: Творец уйдет, Природой побеждённый, Однако образ, им запечатлённый, Веками будет согревать сердца.», — писал Микеланджело и очень правильно отметил еще одну общую черту поэзии и живописи. Они обе запечатляют художественные и поэтические образы на века, делают их всеобщим достоянием.

Насколько был бы беден и скуден мир без живописи и поэзии. Они дарят нам чувство прекрасного, дарят нам светлые и правильные эмоции, культивируют в нас Человека. Именно Человека с большой буквы, который интеллектуальный, интеллигентный, со светлой головой и правильными вкусами. Да что там говорить, я считаю, что именно поэзия и живопись и есть тем отличающим фактором, который детерминировал наше отличие от зверей.

Творческий проект «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат».

Целью учебного годичного проекта является создание альбома картин русских художников и поэтических произведений, которые являются словесной иллюстрацией к творению живописца, помогают восприятию, а также презентация « Пейзаж в картинах русских художников».

Проект охватывает темы, посвященные русской пейзажной поэзии и живописи. В исследованиях учащихся изучается взаимосвязь русской поэзии о природе и пейзажной живописи ХIХ – ХХ1 веков, выясняется связь художественного произведения с внутренним миром автора. В процессе работы учащиеся класса приобрели опыт поиска информации в различных источниках, учились анализировать произведения поэзии и живописи, познакомились с жизнью и творчеством известных поэтов и художников..

Работа может быть использована широким кругом людей, заботящихся о своем образовании и культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
proektnaya_rabota.zip793.57 КБ

Предварительный просмотр:

И.Шишкин «На севере диком»

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

Шишкин Иван Иванович (1832-1898) —

не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу «ученым образом» (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Он запечатлел в своих картинах красоту и величие русской природы: «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща». Шишкин считается мастером пейзажного рисунка

Певцом русского леса называют И.Шишкина. Его лес — зеленое царство. Так и хочется прислушаться к едва заметному шороху листьев, пению птиц.

Иван Иванович Шишкин

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, драматург. Родился в Москве, в дворянской семье. Стихи писал с самого раннего детства.

Его творчество пронизано духом свободы, жаждой подвига. Творчество Лермонтова оказало огромное влияние на всю последующую литературу. В 37 лет поэт погиб во время дуэли.

Шишкин И. И. «Перед грозой» (1884)

Вмиг пред грозой набегающий трепет

Листья деревьев тревожит.

Ветер из облака образы лепит,

Формы чудесные множит.

Пыль поднялась по широкой дороге,

Громче смятение птичье.

Все на земле в ожиданье , в тревоге.

В небе и блеск и величье.

Капель начальных послышится лепет,

Волен, певуч, многовесен…

В миг пред грозой набегающий трепет-

Это ль предчувствие песен?

А.Саврасов Весенний пейзаж с избой.

Весенний вечер
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.

Алексей Саврасов — художник большого дарования и трагической судьбы. В историю русской живописи он вошел как создатель русского лирического пейзажа, полного грусти и любви к России. Конечно, и до Саврасова в России были пейзажисты. Но их произведения более походили на копии итальянских и французских пейзажей, и не имели ничего общего с родиной, русским духом. Именно Саврасов первым показал, как прекрасен серый весенний день, грязные русские дороги и мокрые поля.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил Есенин. Поэзия Есенина необыкновенна по своей предельной искренности. Как писал Горький, «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии».
Лучшие страницы Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, Есенин был большим и смелым мастером стиха. Его емкие и ошеломляюще свежие образы — почти всегда настоящее художественное открытие.

Золотая осень

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Борис Леонидович Пастернак

российский поэт и писатель , лауреат Нобелевской премии по литературе (1958)

Исаак Ильич Левитан (1860 — 1900)

Исаак Левитан — самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы.

Левитан наполнил наш русский пейзаж чувствами, и теперь уже никто не мог отвернуться от средней полосы России — у нее появилось свое неповторимое лицо и неотразимое очарование, перед которым меркли красоты заморских стран. Творческий путь Левитана длился всего около двадцати лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые. Можно без преувеличения сказать, что после Левитана русский пейзаж стал другим.

Левитан умер в 1900 году, став последней ярчайшей фигурой золотого века русской культуры, словно подытожив искания лучших русских умов того времени.Вот что сказал о творчестве Левитана поэт Е.Баратынский :

С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна.

Левитана называют создателем «пейзажа настроения». В своих работах он передавал эмоциональное состояние природы – приподнято-возвышенное на картине «Март», скорбное на полотне «Над вечным покоем», грустное – в картине «Золотая осень». Его “пейзажи настроения” обрели особую психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души. Зрелый период Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в типический образ России, открывается Березовой рощей (1885 — 1889). Он говорил: «Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист».

РУБЦОВ Николай Михайлович (1936-11971), русский поэт. Дипломная работа в Литинституте — знаменитая в последствии книга “Звезда полей” (1967). В сборниках стихов “Душа хранит” (1969) и “Сосен шум” (1970) острая боль русских людей за судьбу своей Родины. У поэта -обостренное чувство Родины. Выбитые на его надгробии строки “Россия, Русь! Храни себя, храни!” выражают главную духовно-нравственную линию в стихах этого поэта. Уважительное и любовное отношение к деревне, восприятие человека и природы как гармонично целого, верность отчему дому, Родине, духовным ценностям предыдущих поколений русских людей сделали поэзию Рубцова преемственницей творчества Есенина, объединяя ее со стихами Тютчева, Фета,

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector