Как в поэзии 19 века изображается природа
Образ природы в русской поэзии XIX века
Вы будете перенаправлены на Автор24
Поэзия XIX столетия считается, пожалуй, одной из немногих форм выражения мнений простого народа. Она описывает все сферы жизни: политику, философию, этику, эстетику. Поэзию XIX столетия принято называть «золотым веком» русской литературы, неразрывно связанным с именами таких выдающихся писателей и поэтов, как А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тютчев и многими другими.
Природа и образ зимы в русской поэзии
Традиционно, под природой в литературоведении понимают описание, репрезентацию в рамках литературного произведения внешнего мира, растений и животных, и собственно пейзажей.
Изучение природных образов в литературных произведениях выступает одной из наиболее привлекательных сфер исследовательского внимания. Рост интереса к изучению образов природы поэтов «золотого века» обусловлен, прежде всего, тем фактом, что именно в этот период осуществляется качественное изменение «чувства природы», прежняя литературная традиция, существенно затрудняющая репрезентацию индивидуально-авторское восприятия природных образов, уступила место новым субъективным, личностно-маркированным образам природы, отражающим и подчеркивающим эмоциональные переживания лирического героя. Другими словами, именно в это время поэт «повернулся лицом» к природе, которая стала не просто фоном, пространством, в котором осуществляются те или иные события, о которых идет речь в литературном произведении, но и полноправным участником этих событий и процессов.
В библиографии почти каждого выдающихся поэта XIX есть произведения, написанные о природе. Эти произведения являются традиционными и часто встречаемыми в их творчестве. Любовь к природе в произведениях поэтов золотого века немыслима и не существует отдельно от любви к Родине. Кроме того, олицетворение природы подчеркивает ее единение с человеком.
В лирических произведениях А.С. Пушкина природа занимает особенное место.
Здесь автор оживляет природу, олицетворяя ее с человеком, и вместе с тем, придает этим строкам немного волшебства. «Волшебница-зима» эта метафора позволяет читателю окунуться в чудесный мир зимней сказки. Образ зимы формируется посредством использования метафор, эпитетов, которые позволяют передать авторское восприятие зимних пейзажей.
Ф.И. Тютчев в своем творчестве о зиме пишет так:
Готовые работы на аналогичную тему
Эти строки тоже связаны с чудесами, которые позволяет себе «вытворять» зима. Образ русской зимы многогранен. Поэтам XIX века особенно тонко удалось уловить его. Он чарует и манит своим великолепием. В то время как природа находится в зимней спячке, зима на правах хозяйки бунтует, бушует, лютует, заковавши всё в ледяные оковы. Но вместе с тем, образ природы, затаившейся и погрузившейся в глубокий зимний сон, не становится менее привлекательным.
Образы весны в произведениях поэтов «золотого века»
Не менее красочно в своих стихотворениях поэты XIX века пишут о весне. Ведь весна это всегда ожидание чего-то нового. Природа оживает после морозных дней и человек, с трепетом ожидая, что весна вместе с первыми лучами солнца принесет новые силы, способствующие пробуждению надежд.
Е.А. Баратынский встречает весну с восхищением «Весна, весна! как воздух чист. » – ликует автор. Весна в нем пробуждает высокие чувства, желание слиться и раствориться в ней.
Такими строчками автор описывает противостояние зимы и весны. Весна вступила в свои законные права, теперь она хозяйка над природой и все подвластной ей.
Поэты подчёркивают магический переход от зимы к весне, когда холодный обжигающий ветер сменяется легким теплым ветерком или сухое, казалось бы, безжизненное дерево дает жизнь новым зеленым, сочным листочкам, а потом и плодам. Это всё чудеса природы, которые ни одного поэта не оставят равнодушным. Поэтому многие черпают свое вдохновение именно из нее.
Например, В.А. Жуковский посвящает весне следующие строчки:
Образы летней и осенней природы в произведениях поэтов XIX века
Лету посвящена благодарность за щедрость земли. У многих авторов лето ассоциируется с беззаботным детством. Поэзия лета наполнена яркими красками, пленительными ароматами цветов и фруктов и, конечно же, жаркими солнечными лучами, которые ранним утром заглядывают в окно, позволяя почувствовать моменты счастья.
Из лесов словно пахнет грибами
Так в своем стихотворении Н.А. Некрасов пишет о лете. Благодаря выбору образных эпитетов, сравнений, перед читателем возникают образы летних полей, леса.
Конкретный образ природы в русской поэзии XIX века, безусловно, описать нельзя. У каждого представителя золотого века свое виденье и свой «слог написания». Но, несомненно, это чувственные, красочные, порой завораживающие произведения, при чтении которых можно невольно воссоздать образ поры года, о которой идет речь, чувствовать ее запахи, свою причастность к природе.
Важно отметить, что изучение образов природы в творчестве представителей «золотого века» позволяет понять не только особенности авторского восприятия, миропонимания, национального своеобразия литературы, но и особенности ее исторического развития. Сама природа на протяжении столетий остается неизменной, однако, характер ее отображение, воспевания в поэзии существенно трансформируется, каждое новое поколение художников слова видят в ней нечто новое, неувиденное, неоткрытое раннее. Главным достижением поэтов «золотого века» в изображении природных образов стала их высокая индивидуализация, сами природные образы стали неотъемлемой составляющей индивидуально-авторского стиля наиболее выдающихся представителей исследуемого периода.
Как в поэзии 19 века изображается природа
Образ природы является традиционным в русской литературе. Многие авторы, творившие в XIX веке, связывали с природой свои представления о гармонии, о правильном устройстве жизни. Эта тема звучит в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова и других поэтов.
В лирике Пушкина образ природы присутствует уже в ранних произведениях. Так, стихотворение «Деревня» состоит из двух частей, противопоставленных друг другу. Первая часть – описание природы. Возникает образ деревни – «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», где «везде следы довольства и труда». Здесь царит гармония, потому что природа не нарушает Законов. Лирический герой предпочел спокойную деревенскую жизнь с ее «мирным шумом дубров» и «тишиной полей» суетной городской жизни с «порочным двором Цирцей», «роскошными пирами», забавами и заблуждениями, потому что именно здесь лирический герой учится «свободною душой Закон боготворить». Деревня предстает «лоном счастья и забвенья».
Особое место тема природы занимает в философской лирике А. С. Пушкина. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» прослеживаются размышления о смерти. Смерть рассматривается как закономерность, о чем свидетельствует спокойный и рассудительный тон пушкинского героя. Для него уход в мир иной неразрывно связан с бессмертием, которое, в свою очередь, выражается в двух аспектах. Прежде всего, оно проявляется в вечности природы:
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Но природа остается лишь молчаливым свидетелем человеческой жизни. Она наблюдает за людьми, множество судеб проносится перед ее безмолвными очами. Итог Пушкин подводит в следующих строках:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
О нетленности природы поэт пишет также в стихотворении «…Вновь я посетил…». Лирический герой десять лет не был в Михайловском, а вернувшись, обнаружил, что его встречают все те же старые знакомцы: рощи, холм, озеро. О трех соснах, столь дорогих памяти героя, он говорит:
…Они все те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох –
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети.
Именно эта молодая поросль, предполагает герой, может соединить его через века с последующими поколениями.
Поэт оказался прав: упомянутые им три сосны до сих пор можно увидеть в Михайловском, и при взгляде на них непременно вспомнятся строки, приведенные выше, возникнет в памяти образ самого Пушкина. Поистине природа является хранителем бессмертия.
Изображение природы всегда помогало поэтам передать сокровенные переживания. Для М. Ю. Лермонтова оно служило также способом философского осмысления мира. Природа является неотъемлемой частью Родины. Отношение поэта к родине как к стране выражено в стихотворении «Родина».
В понятии «родина» у Лермонтова можно выделить две составляющих: природу и деревню. Размышляя о природе, поэт говорит о России в целом: о ее полях, лесах. Автора привлекает простор: степи, реки, «подобные морям». Они ассоциируются со свободой. Символом природы России для Лермонтова является «чета белеющих берез». Не случайно поэт упоминает именно два дерева: его лирический герой всегда страдал от одиночества.
Родина как природа осмысляется также в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Интересна его композиция: все произведение представляет собой одно сложноподчиненное предложение с придаточными условия.
Лирический герой достигает душевной гармонии:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…
По мнению Лермонтова, достигнуть счастья практически невозможно. Для того чтобы это произошло, должно случиться что-то глобальное, необыкновенное. Но в стихотворении Лермонтов пишет о том, что лирический герой обретает счастье, когда он просто сливается с природой. В первых трех четверостишиях герой не переживает никаких потрясений, он видит обычные, часто незаметные явления: «свежий лес шумит», «ключ играет по оврагу». Но именно они дают герою гармонию, помогают ему уйти в мир природы, который принимает его.
Пейзажная лирика А. А. Фета составляет основу его творчества. В основе его пейзажных картин – ранние впечатления от Орловщины, красота украинских степей и сумрачный облик Балтийского побережья, где довелось служить поэту, ландшафты Курской губернии, где провел он последние годы. Но более существенно то, как подходит поэт к воссозданию мира природы. Он умеет увидеть и услышать в ней необычайно много, проникнуть взором, слухом и умом в ее сокровенные тайны, передать свой диалог с ней, свое романтическое восхищение от встречи с природой, философские раздумья, рожденные при созерцании ее облика, особенно в вечернюю и ночную пору («Летний вечер тих и ясен…», «На стоге сена ночью южной…»).
Фету присущи удивительная тонкость чувств живописца, любующегося пейзажем, многообразие переживаний, рожденных от общения с природой («Полуночные образы реют…», «Солнце нижет лучами в отвес…»). Свои многообразные впечатления, например, от картины зимнего утра, Фет часто вмещает в лаконичные миниатюры, например, стихотворение «Чудная картина». В нем всего восемь строк, но зарисовка «чудной картины» оказывается необычайно выразительной, зримой, запоминающейся. Восемь строк передали ощутимую динамику одинокого бега саней.
А. А. Фет нередко объединяет свои излюбленные темы и создает их органическое единство, в частности синтез мотивов созерцания природы и любовных переживаний. В ряду таких произведений выделяется стихотворение «Шепот, робкое дыханье…». Фет создает в нем образ природы в ночную пору и одновременно передает интенсивное переживание любовного чувства.
Таким образом, можно сделать вывод, что мир природы в творчестве русских поэтов XIX века предстает необычайно многообразным и разносторонним, однако все авторы сходятся в одном: природа оказывает огромное влияние на человека и его жизнь.
Изображение природы в русской поэзии 19 века
u00a0u00a0u00a0u041eu0431u0440u0430u0437 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b u044fu0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u0442u0440u0430u0434u0438u0446u0438u043eu043du043du044bu043c u0432 u0440u0443u0441u0441u043au043eu0439 u043bu0438u0442u0435u0440u0430u0442u0443u0440u0435. u041cu043du043eu0433u0438u0435 u0430u0432u0442u043eu0440u044b, u0442u0432u043eu0440u0438u0432u0448u0438u0435 u0432 XIX u0432u0435u043au0435, u0441u0432u044fu0437u044bu0432u0430u043bu0438 u0441 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u043eu0439 u0441u0432u043eu0438 u043fu0440u0435u0434u0441u0442u0430u0432u043bu0435u043du0438u044f u043e u0433u0430u0440u043cu043eu043du0438u0438, u043e u043fu0440u0430u0432u0435u043bu044cu043du043eu043c u0443u0441u0442u0440u043eu0439u0441u0442u0432u0435 u0436u0438u0437u043du0438. u042du0442u0430 u0442u0435u043cu0430 u0437u0432u0443u0447u0438u0442 u0432 u0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u0442u0432u0435 u0410. u0421. u041fu0443u0448u043au0438u043du0430, u041c. u042e. u041bu0435u0440u043cu043eu043du0442u043eu0432u0430, u0410. u0410. u0424u0435u0442u0430, u0424. u0418. u0422u044eu0442u0447u0435u0432u0430, u041d. u0410. u041du0435u043au0440u0430u0441u043eu0432u0430 u0438 u0434u0440u0443u0433u0438u0445 u043fu043eu044du0442u043eu0432.
u00a0u00a0u00a0u0412 u043bu0438u0440u0438u043au0435 u041fu0443u0448u043au0438u043du0430 u043eu0431u0440u0430u0437 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b u043fu0440u0438u0441u0443u0442u0441u0442u0432u0443u0435u0442 u0443u0436u0435 u0432 u0440u0430u043du043du0438u0445 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044fu0445. u0422u0430u043a, u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 u00abu0414u0435u0440u0435u0432u043du044fu00bb u0441u043eu0441u0442u043eu0438u0442 u0438u0437 u0434u0432u0443u0445 u0447u0430u0441u0442u0435u0439, u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043eu043fu043eu0441u0442u0430u0432u043bu0435u043du043du044bu0445 u0434u0440u0443u0433 u0434u0440u0443u0433u0443. u041fu0435u0440u0432u0430u044f u0447u0430u0441u0442u044c u2013 u043eu043fu0438u0441u0430u043du0438u0435 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b. u0412u043eu0437u043du0438u043au0430u0435u0442 u043eu0431u0440u0430u0437 u0434u0435u0440u0435u0432u043du0438 u2013 u00abu043fu0440u0438u044eu0442 u0441u043fu043eu043au043eu0439u0441u0442u0432u0438u044f, u0442u0440u0443u0434u043eu0432 u0438 u0432u0434u043eu0445u043du043eu0432u0435u043du044cu044fu00bb, u0433u0434u0435 u00abu0432u0435u0437u0434u0435 u0441u043bu0435u0434u044b u0434u043eu0432u043eu043bu044cu0441u0442u0432u0430 u0438 u0442u0440u0443u0434u0430u00bb. u0417u0434u0435u0441u044c u0446u0430u0440u0438u0442 u0433u0430u0440u043cu043eu043du0438u044f, u043fu043eu0442u043eu043cu0443 u0447u0442u043e u043fu0440u0438u0440u043eu0434u0430 u043du0435 u043du0430u0440u0443u0448u0430u0435u0442 u0417u0430u043au043eu043du043eu0432. u041bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0433u0435u0440u043eu0439 u043fu0440u0435u0434u043fu043eu0447u0435u043b u0441u043fu043eu043au043eu0439u043du0443u044e u0434u0435u0440u0435u0432u0435u043du0441u043au0443u044e u0436u0438u0437u043du044c u0441 u0435u0435 u00abu043cu0438u0440u043du044bu043c u0448u0443u043cu043eu043c u0434u0443u0431u0440u043eu0432u00bb u0438 u00abu0442u0438u0448u0438u043du043eu0439 u043fu043eu043bu0435u0439u00bb u0441u0443u0435u0442u043du043eu0439 u0433u043eu0440u043eu0434u0441u043au043eu0439 u0436u0438u0437u043du0438 u0441 u00abu043fu043eu0440u043eu0447u043du044bu043c u0434u0432u043eu0440u043eu043c u0426u0438u0440u0446u0435u0439u00bb, u00abu0440u043eu0441u043au043eu0448u043du044bu043cu0438 u043fu0438u0440u0430u043cu0438u00bb, u0437u0430u0431u0430u0432u0430u043cu0438 u0438 u0437u0430u0431u043bu0443u0436u0434u0435u043du0438u044fu043cu0438, u043fu043eu0442u043eu043cu0443 u0447u0442u043e u0438u043cu0435u043du043du043e u0437u0434u0435u0441u044c u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0433u0435u0440u043eu0439 u0443u0447u0438u0442u0441u044f u00abu0441u0432u043eu0431u043eu0434u043du043eu044e u0434u0443u0448u043eu0439 u0417u0430u043au043eu043d u0431u043eu0433u043eu0442u0432u043eu0440u0438u0442u044cu00bb. u0414u0435u0440u0435u0432u043du044f u043fu0440u0435u0434u0441u0442u0430u0435u0442 u00abu043bu043eu043du043eu043c u0441u0447u0430u0441u0442u044cu044f u0438 u0437u0430u0431u0432u0435u043du044cu044fu00bb.
u00a0u00a0u00a0u041eu0441u043eu0431u043eu0435 u043cu0435u0441u0442u043e u0442u0435u043cu0430 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b u0437u0430u043du0438u043cu0430u0435u0442 u0432 u0444u0438u043bu043eu0441u043eu0444u0441u043au043eu0439 u043bu0438u0440u0438u043au0435 u0410. u0421. u041fu0443u0448u043au0438u043du0430. u0412 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0438 u00abu0411u0440u043eu0436u0443 u043bu0438 u044f u0432u0434u043eu043bu044c u0443u043bu0438u0446 u0448u0443u043cu043du044bu0445u2026u00bb u043fu0440u043eu0441u043bu0435u0436u0438u0432u0430u044eu0442u0441u044f u0440u0430u0437u043cu044bu0448u043bu0435u043du0438u044f u043e u0441u043cu0435u0440u0442u0438. u0421u043cu0435u0440u0442u044c u0440u0430u0441u0441u043cu0430u0442u0440u0438u0432u0430u0435u0442u0441u044f u043au0430u043a u0437u0430u043au043eu043du043eu043cu0435u0440u043du043eu0441u0442u044c, u043e u0447u0435u043c u0441u0432u0438u0434u0435u0442u0435u043bu044cu0441u0442u0432u0443u0435u0442 u0441u043fu043eu043au043eu0439u043du044bu0439 u0438 u0440u0430u0441u0441u0443u0434u0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu0439 u0442u043eu043d u043fu0443u0448u043au0438u043du0441u043au043eu0433u043e u0433u0435u0440u043eu044f. u0414u043bu044f u043du0435u0433u043e u0443u0445u043eu0434 u0432 u043cu0438u0440 u0438u043du043eu0439 u043du0435u0440u0430u0437u0440u044bu0432u043du043e u0441u0432u044fu0437u0430u043d u0441 u0431u0435u0441u0441u043cu0435u0440u0442u0438u0435u043c, u043au043eu0442u043eu0440u043eu0435, u0432 u0441u0432u043eu044e u043eu0447u0435u0440u0435u0434u044c, u0432u044bu0440u0430u0436u0430u0435u0442u0441u044f u0432 u0434u0432u0443u0445 u0430u0441u043fu0435u043au0442u0430u0445.u00a0
Картины природы в лирике русских поэтов 19 века.
Лирика поэтов, близких романтизму, иносказательна, поэтому природа трактуется в их стихотворениях в символическом ключе и природные образы появляются не как отражения реальных явлений, а как обобщенные, насыщенные содержанием символы. В творчестве поэтов-демократов изображение природы признано контрастно оттенить картины тяжелой жизни простого народа.
Ф. И. Тютчев – один из известных русских поэтов природы 19в. Его стихотворения о природе занимают 5/6 его творчества. В стихах Тютчева отражаются представления о временах года как различных стадиях жизненного цикла: весна – время обновления природы, сопровождается эпитетами «молодая», зима – время сна природы, промежуточное состояние между жизнью и смертью.
А. А. Фет. Глаголы как показатели действия не свойственны его произведениям, например, в стихотворении «Это утро, радость эта…» их нет вообще. В отличие от Некрасова и Плещеева, делающих картины природы фоном для изображения тяжелой жизни крестьян, Фет соотносит жизнь людей и природы совершенно противоположным образом. В стих. «зреет рожь над жаркой нивой» жатва – это не полевая страда, а конкретизация времени года, и на первый план выходит олицетворенная природа: меяц, удивляющийся краткости летней ночи, и «раскидывающий объятия в область ночи» день. Лирич. герой Фета не конкретизирован: человек в общем, с восторгом и радостью принимающий красоту окружающей природы и спешащий поделиться своими эмоциями с другими.
Понимание природы в лирике Аполлона Николаевича Майкова в целом традиционно для поэзии. Осень и зима в его стихах окрашены в пессимистичные тона. Картина осеннего угасания природы мрачна и безрадостна. Зато приход весны представляется торжеством природы. Как и у Тютчева, стихотворение строится на контрасте зимы и весны: первая – седая, уползающая умирать, а вторая – красавица, мчащаяся с горы в окружении ветерков, птиц и пчел.
Лирика Алексея Николаевича Плещеева наполнена переживаниями о тяжелой жизни простого народа. Для маленьких читателей предлагаются отрывки из его стихотворений. Каждую пору года Плещеев соотносит с жизнью народа, будь то ранняя осень, несущая холод и смерть бездомным, или весна, приход которой напоминает о начале полевых работ.
В стихах Ивана Саввича Никитина выразилось благодарное приятие каждой поры года. Поэт любуется красотой не пользующихся благосклонностью поэтов зимы («встреча зимы») и осени(«19 октября»), и вся природа предстает пред Никитиным храмом.
17. Общая характеристика литературного процесса 19-20 века.
Изменение мироощущения человека, чувство перелома эпох, пересмотр духовных ценностей.Настроения «конца века»: чувство неуверенности, тревоги, грядущей катастрофы.Разнонаправленность литературных процессов. Развиваются такие литературные направления и течения, как реализм, натурализм, символизм, и неоромантизм.Возникает такое направление, как декаданс – (позднелат. decadentia – упадок) – общее наименование кризисных, пессимистических, упадочных настроений и деструктивных тенденций в искусстве и культуре. К декадентским чертам можно отнести: пессимизм, неприятие действительности, культ чувственных наслаждений, утрату морально-нравственных ценностей, эстетизацию крайнего индивидуализма, неограниченной свободы личности, страх перед жизнью, повышенный интерес к процессам умирания, распада, поэтизацию страдания и смерти.В реалистическом направлении наблюдается углубление психологизма. Уменьшается событийность произведений, они насыщаются символами.Писатели-натуралисты стремились к предельно объективному изображению мира, к полной правде, к реальному факту. Анализ человека и общества строился натуралистами на основе строгого биологического, социального и исторического детерминизма (раса, среда, момент).Одна из основ эстетики символизма – теория символа. Смысл ее в том, что познание и выражение мира идей возможно с помощью символа – многозначного художественного образа, который обладает способностью условно обозначать сущность явления вместо его конкретно-образного выражения. С помощью символа поэт пытается передать отголоски высшего духовного мира.Эстетизм – одно из течений искусства рубежа веков – складывается в 1880—1890-е годы в Англии, возникая как реакция на викторианскую идеологию и мораль. Важная категория эстетизма – идея «чистого искусства», или «искусства ради искусства». Это концепция художественного творчества, максимально абстрагированного от действительности. Реальность, согласно теории «чистого искусства», не может быть эстетическим объектом, поскольку красота (а значит и истина) проявляется не в изображении обыденной жизни, а в совершенной форме художественного произведения. Неоромантики наследуют многие идеи романтиков 19 века, но переносят своих героев из дисгармоничной реальности не в идеальный мир мечты, воображения, а в мир экзотических стран, необыкновенных приключений, неординарных событий, в обстановку, требующую исключительного мужества.Писатели не противопоставляют исключительного героя обществу, толпе, напротив, они открывают исключительное в обыкновенном человеке.Литература английского нонсенса возникла во второй половине 19 века, во времена правления королевы Виктории, известные строгими нравами. Как ни парадоксально, именно в этот период появились литература, наполненная юмором и озорством. Возможно, это был протест против чопорности, нравоучительности, присущих произведениям викторианской эпохи, адресованным детям. Но в каждой бессмыслице заложен определенный смысл. Ведь нонсенс раскрывает все несоответствия вещей вокруг и внутри нас, тем самым открывая пути к истинной гармонии.У истоков литературы нонсенса стоит английский поэт Эдвард Лир (1812-1888). По профессии он был художником и долгое время рисовал зверей и птиц для зоологического музея.В историю мировой детской литературы вошел как автор безудержно веселых рассказов и стихов для детей и родоначальник нового стихотворного жанра – лимерика. Лимерик – шуточное стихотворение из пяти строк, рифмующихся по образу aabba (т.е. рифмуются строки первая, вторая и пятая, третья и четвертая). В пяти строках лимерика заключена притча, шутка, небылица или курьезный случай из жизни. Часто героем лимерика является некий старый джентльмен – неисправимый чудак. Этот жанр стихотворения назван по имени города Лимерика в Ирландии. Фольклорные истоки такой поэзии очевидны. Это – разновидность небылиц, своего рода умная бессмыслица, игра фантазии.Эдвард Лир создал книги, ставшие впоследствии знаменитыми во всем мире: «A BookofNonsense» («Книга чепухи») и «MoreNonsense» («Еще немного чепухи»).Первая книга – «Книга чепухи» – вышла анонимно в 1846 году, была дополнена автором в 1861 году.Игровую традицию поэзии Лира продолжил ХилэрБэллок (1870-1953). Он был автором почти 150 книг, но в историю литературы вошел енно благодаря нонсенсам, собранным в книгах «Книжка про животных для плохих детей», «Снова о животных для еще худших детей», «Назидательные истории для детей» и другие. В своих «назидательных историях» Бэллок доводит до абсурда те правила и морализаторские поучения, которыми была полна детская литература. Истории «Про Джима, который убегал от няни и был заживо съеден львом», «Про Ребекку, которая трагически погибла из-за того, что любила хлопать дверьми» и др. – пародии на такого рода литературу. Мотивы нонсенса можно найти и в сказках Льюиса Кэрролла. Его настоящее имя – Чарльз Лютвидж До́джсон (1832-1898).Л. Кэрролл –математик, логик, философ, диакон и фотограф. Наиболее известные произведения — «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», а также юмористическая поэма «Охота на Снарка».Кэрролл создает литературную сказку, которая разительно отличается от привычной детям народной и первых литературных сказок, продолжающих фольклорную традицию.Необычность Кэрролловской сказки и в том, что ее главный герой – слово. Слова движут сюжет сказки, слова порождают и многих ее героев. Близка к эстетике абсурда и сказка Памелы Трэверсо Мэри Поппинс. Продолжая традиции литературной эксцентрики, писательница стремится показать мир современной ей Англии со всеми его заботами и проблемами с точки зрения восприятия ребенком. Затрагиваются проблемы воспитания ребенка, неблагополучия в семье. Киплинг — фигура в английской литературе неоднозначная и крайне противоречивая. Критики много писали о его стремлении к идеалам силы, порядка и солдатской доблести. Его идеи были довольно просты и незамысловаты: Британская империя превыше всего, а сами англичане — высшая нация в мире, призваная просвещать другие народы и заставлять их жить по своим— лучшим—законам.«Книга джунглей» (1893-1894) адресована более зрелому читателю. В ней представлены два мира — мир людей и мир зверей — с их законами и правилами. Маугли («лягушонок»), как земноводное, принадлежит обоим мирам — и ни одному целиком.В жанре сказочной повести работали также: Кеннет Грэм (1859-1932), известный как автор книги «Ветер в ивах»; Джеймс Мэтью Барри (1860-1937), написавший «Питера Пена»; Алан Милн (1882 — 1956), автор книги «Винни Пух и Все-все-все». Литературная сказка О. Уайльд – автор 2 сборников сказок — «„Счастливый принц“ и другие сказки» (1888) и «Гранатовый домик» (1891). В круг детского чтения вошел и рассказ «Кентервильское привидение» (1887).Писатель умело пользуется языковыми средствами, добиваясь необыкновенного изящества формы и полной гармонии слова, ритма и смысла. Его сказки изысканны и утонченны, волшебны и хрупки и, несмотря на звучание в них нот разочарованности и тоски, исполнены света подлинной поэзии. А своей простой и определенной моралью они близки к сказкам Андерсена.
Литература великобритании к.19-н.20 веков. О. Уайльд
Литература английского нонсенса возникла во второй половине 19 века, во времена правления королевы Виктории, известные строгими нравами. Как ни парадоксально, именно в этот период появились литература, наполненная юмором и озорством. Возможно, это был протест против чопорности, нравоучительности, присущих произведениям викторианской эпохи, адресованным детям. Но в каждой бессмыслице заложен определенный смысл. Ведь нонсенс раскрывает все несоответствия вещей вокруг и внутри нас, тем самым открывая пути к истинной гармонии.
В реалистическом направлении наблюдается углубление психологизма. Уменьшается событийность произведений, они насыщаются символами.Писатели-натуралисты стремились к предельно объективному изображению мира, к полной правде, к реальному факту. Анализ человека и общества строился натуралистами на основе строгого биологического, социального и исторического детерминизма (раса, среда, момент).
Одна из основ эстетики символизма – теория символа. Смысл ее в том, что познание и выражение мира идей возможно с помощью символа – многозначного художественного образа, который обладает способностью условно обозначать сущность явления вместо его конкретно-образного выражения. С помощью символа поэт пытается передать отголоски высшего духовного мира. Эстетизм – одно из течений искусства рубежа веков – складывается в 1880—1890-е годы в Англии, возникая как реакция на викторианскую идеологию и мораль. Важная категория эстетизма – идея «чистого искусства», или «искусства ради искусства». Это концепция художественного творчества, максимально абстрагированного от действительности. Реальность, согласно теории «чистого искусства», не может быть эстетическим объектом, поскольку красота (а значит и истина) проявляется не в изображении обыденной жизни, а в совершенной форме художественного произведения. Неоромантики наследуют многие идеи романтиков 19 века, но переносят своих героев из дисгармоничной реальности не в идеальный мир мечты, воображения, а в мир экзотических стран, необыкновенных приключений, неординарных событий, в обстановку, требующую исключительного мужества.Писатели не противопоставляют исключительного героя обществу, толпе, напротив, они открывают исключительное в обыкновенном человеке.
О. Уайльд – автор 2 сборников сказок — «„Счастливый принц“ и другие сказки» (1888) и «Гранатовый домик» (1891). В круг детского чтения вошел и рассказ «Кентервильское привидение» (1887). Писатель умело пользуется языковыми средствами, добиваясь необыкновенного изящества формы и полной гармонии слова, ритма и смысла. Его сказки изысканны и утонченны, волшебны и хрупки и, несмотря на звучание в них нот разочарованности и тоски, исполнены света подлинной поэзии. А своей простой и определенной моралью они близки к сказкам Андерсена.
Русская природа в творчестве поэтов второй половины 19 века
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2015 в 22:11, контрольная работа
Краткое описание
Одним из самых неизгладимых впечатлений, которое ребенок выносит из детства, является природа. Маленький человек черпает из природы, как из бездонного колодца, массу ярких красок окружающего мира, трепетные добрые чувства и любовь к родному краю.
Чем ближе ребёнок к природе, тем чище он душой и тем развитее у него заботливое и доброе отношение к родному краю. Этим приемом издавна пользовались в народной педагогике, вырабатывая с ранних лет у детей бережное отношение к отчему краю, стимулируя творческую активность, повышая духовный уровень подрастающего поколения.
Содержание
1. Значение произведений о природе в воспитании у детей эстетического чувства, любви к родному краю.
2. Изображение природы в стихах поэтов для детей (Ф.Тютчев, А.Фет, А.Толстой, А.Майков, И.Никитин, А.Плещеев, И.Суриков) (краткий обзор).
3. Анализ творчества и отдельных стихов одного из поэтов (по выбору).
4. Использование стихов о природе поэтов второй половины 19 века в воспитательной работе ДОУ (примеры из программы).
Прикрепленные файлы: 1 файл
моя к.р..doc
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курганский педагогический колледж»
МДК 03.06 Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Студент Дудина Л.А.
Специальность 050144 «Дошкольное образование»
Преподаватель Маслова Р.П.
Дата регистрации работы
в учебной части:
Тема 4: Русская природа в творчестве поэтов второй половины 19 века.
1. Значение произведений о природе в воспитании у детей эстетического чувства, любви к родному краю.
2. Изображение природы в стихах поэтов для детей (Ф.Тютчев, А.Фет, А.Толстой, А.Майков, И.Никитин, А.Плещеев, И.Суриков) (краткий обзор).
3. Анализ творчества и отдельных стихов одного из поэтов (по выбору).
4. Использование стихов о природе поэтов второй половины 19 века в воспитательной работе ДОУ (примеры из программы).
1. Значение произведений о природе в воспитании у детей эстетического чувства, любви к родному краю.
Одним из самых неизгладимых впечатлений, которое ребенок выносит из детства, является природа. Маленький человек черпает из природы, как из бездонного колодца, массу ярких красок окружающего мира, трепетные добрые чувства и любовь к родному краю.
Чем ближе ребёнок к природе, тем чище он душой и тем развитее у него заботливое и доброе отношение к родному краю. Этим приемом издавна пользовались в народной педагогике, вырабатывая с ранних лет у детей бережное отношение к отчему краю, стимулируя творческую активность, повышая духовный уровень подрастающего поколения.
Здоровье, хорошее настроение, вдохновение очень часто напрямую зависят от общения с природой. Если человек любит природу, боготворит ее, то он никогда не причинит вреда тонкой березке, пушистой белочке, не будет вырубать ради наживы елочки для новогоднего праздника. Эстетически воспитанный человек будет радоваться красивому пейзажу, восходу солнца и багряному закату. Будет с восторгом встречать весну, как своего долгожданного друга и радоваться любой встрече с природой. Весна, с ее звонкой капелью и птичьим гомоном; лето с разнотравием и цветами; осень, одетая в золото и багрянец; зима с белоснежными просторами – все это привносит в нашу жизнь радость, душевное тепло, счастье от прекрасно прожитого дня, дает пищу для детского художественного творчества.
Природа облагораживает человека, делает его добрее и гуманнее, формирует любовь к Родине, то есть помогает в его нравственном воспитании. Красота родной природы накладывает отпечаток на мысли, взгляды и поступки человека, вызывает высокие душевные порывы. В этом и заключается одно из самых сильных влияний красоты природы. Воспринимая её красоту, человек глубже осознает себя как личность, открывает в себе новые черты. Природа помогает ему в погружении в свой внутренний мир, нахождению гармонии в самом себе, приводит к размышлению о бренности мира и гармонии вселенной, вызывает спокойное и уравновешенное состояние и обретение мира в душе.
Мир природы удивителен и таинствен, поэтичен и красочен, динамичен и многообразен для открывающего его впервые. Ребенок тянется ко всему яркому и необычному. Дети любят фантазировать, и взрослым нужно воспользоваться этим, чтобы способствовать развитию у ребенка воображения, творческой фантазии. Необходимо помогать детям выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности, сделать шаг от простого любования природой, до воплощения увиденного в своих творческих работах и далее к более высокой цели – сохранить красоту родного края, не дать погибнуть природе в масштабах всей планеты. Так должна быть выстроена цепочка в воспитании художественно-эстетического отношения к природе.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский подчеркивал, что природа имеет огромное воспитательное значение на формирование личности, развивает мышление, учит творчеству, обогащает нравственность, способствует выработке национального характера.
В 60-е годы 19-го века в русской педагогической литературе благодаря К.Д. Ушинскому утвердился принцип начального обучения и воспитания ребенка. Передовая педагогическая система предусматривала приобретение детьми реальных знаний в соединении с усвоением лучших образцов поэтического искусства. Поэтическое воображение, идущее от реальных впечатлений, порождало образы, обладающие ясностью художественной мысли, цельностью в передаче эстетического чувства. Так, эстетический образ становился доступным людям всех возрастов.
Общение с природой является могучим источником эстетического самообразования и художественного воспитания в семье. Наблюдая окружающий мир, ребёнок открывает доброе, прекрасное в себе самом и в окружающем мире.
В поэтических образах художественная литература объясняет маленькому человеку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображения и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста, помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Произведения о природе помогают всестороннему развитию дошкольника, глубоко воздействуют на чувства детей – это помогает в воспитании эстетических представлений, любви и бережного отношения к природе. Очень важно в связи с этим правильно преподнести ребенку прочтение художественных произведений. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
Таким образом, мы взрослые, привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, милосердие, трудолюбие, любовь. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой.
2. Изображение природы в стихах поэтов для детей (Ф.Тютчев, А.Фет, А.Толстой, А.Майков, И.Никитин, А.Плещеев, И.Суриков) (краткий обзор).
19 век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по-новому, волнует и удивляет нас. Но только ли о природе говорят эти стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека? Пейзажная лирика передает настроения, чувства поэта, созвучна его душе. Духовный мир и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии. Именно природа в ее вечном круговороте творит самого художника. В своих стихах поэт так же многозвучен и сложен, как природа.
В 19 веке прославились такие поэты, как А.Н. Майков, А.К. Толстой, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев, И.З. Суриков. К числу лучших творений этих поэтов относится пейзажная лирика. Они написали много стихотворений, связанных с природой. Это стихотворения Майкова – «Сенокос”, “Под дождем”, “Ласточки”, «Летний дождь», «Колыбельная песня», которые отличаются задушевностью и напевностью, Толстого – «Осень», «Растянулся на просторе…», «Колышется море; волна за волной…», Никитина – «Встреча зимы», «Пахарь», Плещеева – «Дети и птичка», «Сельская песня», Сурикова – «Детство», «Зима», «Зимой».
Творчеством русских поэтов второй половины 19 века в истории детской дошкольной литературы заполнена прекрасная страница. Образы пейзажной лирики насыщены светлым восприятием жизни и глубокой любовью к прекрасной природе России. Узнав в детстве эти стихи, человек через всю жизнь проносит благодарную память о художниках, открывших для него поэзию родной природы. Эти стихотворения наполнены гармонией, любовью к окружающему миру.
Природа в стихотворениях русских поэтов показана по-разному. Каждый из них находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. В своих шедеврах русские поэты изображают природу такой, какой они ее видят, чувствуют. Они переживают вместе со своим лирическим героем. Можно заметить, что тема природы у них связана с темой родины. Природа в стихах русских поэтов одушевлена и согласуется с их настроением. Через описание природы они показывают свое настроение и состояние души, связывают явления внешнего мира и эмоциональное состояние человека.
Под впечатлением произведений поэтов, в которых так полно высказалась их душа, начинаешь понимать, что это настоящая поэзия. Видно, что поэты открыто подчеркивают свое влечение в “беспредельное”, они с большей художественной силой говорят о любви к “ежедневным картинам” родной страны, волнующихся нивах, чем об “иной красоте”, которую они ощущают за всем этим. Особенно привлекает их только что оживающая и расцветающая природа. Они «экспериментируют» над природой, сравнивают с человеком. Некоторые из поэтов даже говорят, что природа им роднее близких людей, роднее семьи.
Как и великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, они смогли открыть для читателя удивительную прелесть светлых, нежных красок пейзажа России, своеобразную красоту морской стихии. На протяжении всей своей жизни они обращались к пейзажной лирике, преобразовывая ее с каждым годом. Наиболее полно раскрылась тема природы в стихотворениях, связанных с временами года – с зимой, с весной, с летом, с осенью.
Гармоничное сочетание внутреннего мира человека, действительности и красоты природы – одно из величайших достижений поэтов 19 века.
3. Анализ творчества и отдельных стихов одного из поэтов (по выбору).
Иван Захарович Суриков (1841 – 1880)
К числу поэтов, любящих «живую природу» можно отнести Ивана Сурикова. Выходец из крестьян, Суриков известен рядом поэтических шедевров. Среди них песни: «Что шумишь, качаясь, тонкая рябина…», «Сиротой я росла…», «Точно море в час прибоя…» и другие. Чайковский написал на стихи Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» известный романс, который до сих пор входит в репертуар певцов. Художественному мастерству Суриков учился у Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, Шевченко, Никитина. Вместе с этим Суриков использует неисчерпаемые богатства образов языка из русского поэтического народного творчества, придавая народным песням новое поэтическое оформление, ритмичность и звучность.
Истинная народность и национальная характерность поэтического дара позволили Сурикову создать простые и в то же время глубоко поэтические стихи. Такое стихотворение «Зима». Оно было написано в начале 1880 года, уже в конце творчества поэта. Название стихотворение определяет его тему – о зиме, описывается прекрасная пора.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Эпитеты, сравнения создают удивительную картину зимнего дня. Немногие формы поэтической образности, к которым прибегает автор (сравнение снега, покрывшего поля, с пеленою, а снега на деревьях с чудной шапкой и другие), не усложняют поэтической картины. Поэт всецело доверился поэтичности самой картины природы: выпал снег, настала зима.
Шипящие звуки («пушистый», «кружится») помогают услышать, как падает снег, затем наступает полная тишина. Как будто все замерло, умерло, заснуло. Все части речи представлены в стихотворении в равной степени: глаголы создают имитацию движения, существительные и прилагательные – состояние покоя.
Предложения с однородными членами показывают быстро сменяющуюся картину: только что было все черным-черно, а теперь пошел снег. Он укрыл поле, лес. Мы понимаем, что скоро наступит зима. Многоточие предполагает длинную паузу.
Темный лес что шапкой
И заснул под нею
Сначала когда читаешь это стихотворение настроение спокойное, безэмоциональное, а затем радостное. Радостное чувство обновления, наступившего в природе с приходом зимы, знакомо каждому человеку – особенно ждут снега дети.
В этом стихотворении герой радуется зиме:
Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
Он укрыл снаружи.
Лирическому герою не страшны морозы, ведь его изба теперь защищена, «он теперь покоен».
Зима – это время года, когда детям радостно, они катаются с горок, лепят снеговиков, катаются на санках, играют в снежки. Стихотворение им покажется очень близким, красивым и веселым.
В конце 1865 года Суриков написал стихотворение «Детство» («Вот моя деревня, вот мой дом родной…»). Поэт нарисовал картину детских зимних забав: ребятишки катаются на санках, слушают сказки. Поэту дороги далекие годы, и он с добрым чувством припоминает подробности своих детских игр.
Вот свернулись санки,
И я на бок – хлоп!
Под гору, в сугроб.
И друзья- мальчишки,
Над моей бедой.йзажная лирика русский поэт
Очень смешная, но в то же время грустная картина. Когда «поднялась вьюга», он весь прозяб и идет домой. Лирический герой сидит на печке и слушает бабушкины сказки «Как Иван-царевич птицу-жар поймал…».
Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.
Вот какая типичная интересная история из детства. С каждым такая была, наверное. Здесь изображается природа в отношении с ребенком. Чувство, с каким написано стихотворение, понятно детям.
Детям будет интересно особенно читать сон, который приснился нашему лирическому герою, ведь это все сказка…
Русские поэты XIX века о родной природе
Урок 42. Русская литература 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока “Русские поэты XIX века о родной природе”
· Сегодня мы познакомимся с такими поэтами, как Фёдор Иванович Тютчев, Алексей Николаевич Плещеев, Иван Савич Никитин и так далее.
· Мы рассмотрим некоторые их стихи о природе.
· И увидим, какими средствами достигается выразительность пейзажной лирики.
Интересно, что нас вдохновляет на творчество? Наверное, в первую очередь – чувства и эмоции. Ведь не зря говорят, что поэт всегда должен быть немного влюблён. А сколько есть произведений, которые написаны о чувствах!
Или, например, исторические события и исторические личности. О них ведь постоянно пишут самые разные тексты. Они появляются и в картинах, и в фильмах.
А есть ведь ещё мифы и сказки – сколько дивных историй вдохновлено ими и в каком количестве произведений их переосмысляют на разный лад!
Если подумать, то получается, что толчком к вдохновению может послужить вообще что угодно! Просто в какой-то момент мы видим, слышим или чувствуем что-то, что нам хочется увековечить в нашем творчестве.
Но есть кое-что, что неизменно вдохновляет на творчество. Это природа – прекрасная в своём разнообразии.
Особенно это касается русской природы, чудесные картины которой вдохновляли и вдохновляют людей искусства.
Художники создали целую картинную галерею пейзажей.
Композиторы написали немало великолепных произведений о природе. Например, Пётр Ильич Чайковский создал целый музыкальный цикл «Времена года» − в музыке он выразил настроения разных месяцев.
И конечно же, каждый поэт так или иначе затрагивал тему родной природы. Особенно показательна в этом отношении лирика 19 века.
Ведь именно в этом веке поэты заложили основные традиции пейзажной лирики. Они выработали самые разные средства выразительности.
Наконец, в этом веке просто появилось огромное множество поэтов, которые писали стихи о родной природе!
И первым, о ком мы поговорим, будет Фёдор Иванович Тютчев. Он был современником Пушкина, однако пережил Александра Сергеевича.
По образованию Тютчев был филологом, но карьеру выбрал дипломатическую. Он долго работал дипломатом за границей.
За семьдесят лет жизни Тютчев успел даже побывать на должности цензора!
А читателю Фёдор Иванович известен прежде всего как автор глубокой философской лирики. Его интересовали вопросы мироздания. Но пейзажную лирику он тоже писал.
Именно дипломату Тютчеву принадлежат эти строки:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Но Тютчев – автор и стихотворения «Весенние воды»:
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят −
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят.
Стихотворение это посвящено оживлению, пробуждению природы с приходом весны.
И неудивительно, что автор тоже оживляет все образы в своём произведении при помощи глаголов. Шумят, бегут, блещут, гласят… Сколько действий!
Весна у Тютчева не просто идёт, а ещё и высылает гонцов. А за ней толпится хоровод тёплых дней.
Основным средством выразительности в этом стихотворении делается метафора. Завуалированное сравнение здесь проходит через весь текст – весенние воды сравниваются с гонцами весны.
И, конечно, очень важным будет олицетворение. Ведь весна, воды, дни – всё это предстаёт перед читателем живым, шумным и весёлым.
И получается, что в этом тексте Тютчева шумные ручьи становятся предвестниками праздника весны. Автор показывает нам радостное вступление весны в свои права.
Но зима не всегда сдаётся просто так! Вот другое известное стихотворение Тютчева:
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Каждый год мы наблюдаем, как зима не собирается сдаваться и всё хочет напакостить наступающей весне поздними снегопадами. Вот об этом и стихотворение Тютчева.
Но какими живыми у него выходят образы! Зима – хлопочет, ворчит, бесится, она швыряется в весну снегом. Действительно – злая ведьма!
А шумная озорная весна хохочет и шумит, как румяная, неунывающая девочка.
Тут, конечно, автор тоже прибегает к олицетворениям.
Ведь Зима и Весна оживают и представляются как старуха и девочка
А ещё мы видим тут антитезу – противопоставление. Злая и ворчливая ведьма-зима противопоставляется весёлой румяной девочке-весне.
И получается, что автор показывает нам последний снегопад – как борьбу Зимы и Весны. Весна побеждает: она после снегопада становится только краше.
Нельзя не упомянуть среди поэтов, писавших о природе, и Алексея Николаевича Плещеева – он на двадцать лет младше Тютчева, но тоже прожил вполне долгую жизнь.
И жизнь эта была довольно бурной: сначала Алексей хотел выбрать военную карьеру, но потом стал филологом.
Он участвовал в революционном кружке, был арестован и десять лет провёл в ссылке.
Но потом сумел стать успешным человеком, известным литератором, критиком и меценатом.
Поэзия Алексея Николаевича Плещеева – очень лиричная. На его стихи написано более ста романсов. А ещё он много писал для детей.
Это его стихи – помните?
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Он же писал о приходе весны по-другому – в своём стихотворении «Весна».
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Автор решает показать – что чувствует лирический герой и всё живое при приближении весны.
Язык в произведении очень простой, да и картины привычны нам всем: небо стало более синим, солнце – более тёплым. Но новым становится чувство беспричинной радости в груди – ведь весна символизирует начало чего-то нового.
А больше всего, конечно, радуются птицы и дети – потому повсюду слышны пение и смех.
В этом произведении мы не найдём красочных метафор. Зато есть антитеза – противопоставление. Все горести и заботы остаются позади, с зимой, а весна несёт радость, обновление природы.
Получается, что стихотворение – это отражение чувств лирического героя и всего мира от наступления весны. Весна – новая эпоха в жизни, пора радости, символ обновления.
О природе писал и Илья Савич Никитин.
Он родился в одно время с Плещеевым, но судьба отмерила ему малый срок жизни.
Илья Савич учился в семинарии, но был вынужден бросить ее, чтобы прокормить семью.
Он работал в свечной лавке, а потом даже содержал постоялый двор.
В конце жизни он держал книжный магазин.
В своей поэзии Никитин часто поднимает темы религии и, конечно, природы.
Сама поэзия Никитина – мелодичная, мягкая и очень зримая – он как будто рисует картины.
Так что неудивительно, что его стихи стали основой для многих песен.
Одно из прекрасных стихотворений – «Утро». Оно начинается так:
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Вместе с лирическим героем мы наблюдаем пробуждение природы, и каждая строка дарит нам новую незабываемую картину.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Эту смену образов мы можем увидеть на протяжении всего текста: автор охватывает всё и сразу. Он показывает читателю и уток, и пробуждающихся рыбаков, и птичек, и солнце, и пахаря… Получается огромное, объёмное полотно – полная картина утра.
Она делается ещё художественнее, потому что поэт прибегает к красочным метафорам и олицетворениям: солнце у него хлынуло на весь окрестный мир золотыми потоками, лес улыбается, восток разгорается…
Создать образ помогают и эпитеты: зеркальная вода, алый свет, чуткий камыш, серебристая роса.
В результате автор показывает нам одну за другой яркие, красочные картины постепенного пробуждения природы утром. Мы видим, как всё живое прерывает свой сон и радостно приветствует солнце.
Среди мастеров описаний природы нужно назвать и Ивана Захаровича Сурикова.
Он родился позже остальных поэтов. Однако прожил всего сорок лет.
Иван Захарович интересен тем, что это крестьянский поэт – он выходец из деревни, из крестьян. В основном он работал в мелочной лавке отца. Однако находил время и силы, чтобы помогать другим таким же крестьянским поэтам.
Иван Захарович Суриков в основном и писал о деревне, о крестьянском труде – и, конечно, о неповторимой природе, с которой так тесно была связана его жизнь.
И его многие стихи тоже стали песнями.
Некоторые даже считают их народными:
«Что шумишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь
Головою к тыну?»
А ещё у него есть стихотворение «Зима», которое начинается вот так:
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Лёгкие, светлые строки ложатся одна за другой, как снежинки – и вот уже перед нами начало зимы и преображение природы.
Здесь и лес, который засыпает под снежной шапкой, и приход мороза… Но пейзаж – это только первая часть стихотворения. Дальше автор начинает рассказывать нам о том, как меняется жизнь крестьян зимой.
Ведь для крестьянина главное – защититься от зимнего холода.
Мы видим, что пейзаж автор изображает при помощи сравнений – снег у него сравнивается с пеленой и с шапкой.
А ещё в тексте есть отсылка к строкам Пушкина.
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь…
У Сурикова тоже показано, как крестьянин «вытащил санишки».
Или вот ещё пушкинские строки:
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив…
И у Сурикова тоже показано, как дети радуются зиме.
Получается, что автор показывает нам наступающую зиму и ее красоту – но при этом и напоминает, что зима несёт с собой метели и морозы, к которым нужно готовиться.
· Русская природа – неистощимый источник вдохновения.
· Русские поэты создали огромное количество прекрасных произведений о родной природе. Литературоведы называют такие произведения пейзажной лирикой.
· Пейзажная лирика очень разнообразна:
· В одних произведениях поэты рисуют чудесные пейзажи при помощи метафор, олицетворений, эпитетов и других средств выразительности.
В текстах природа и её явления оживают и показываются действующими и мыслящими.
В других стихотворениях мы можем увидеть эмоции лирического героя, которые вызывает пора года или какой-то пейзаж.
Или же показываются перемены, которые приносит природа в жизнь людей.
Словом, в пейзажной лирике мы можем найти немало граней и оттенков.
Но есть кое-что, что объединяет её.
Все авторы пейзажной лирики любуются родной природой. Они пишут о тесной связи её с человеком. Они осознают, что природа – это их часть.
Чувство любви, пронизывающее пейзажную лирику – вот что объединяет стихи, с которыми мы познакомились.
А какие стихи, наполненные этим чувством любви, нравятся вам?