1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как в поэзии лермонтова раскрываются взаимоотношения человека и природы

Как в поэзии лермонтова раскрываются взаимоотношения человека и природы

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

12.1. Как в поэзии М. Ю. Лермонтова раскрываются взаимоотношения человека и природы?

12.2. Какую роль сыграла Кабаниха в трагической развязке пьесы А. Н. Островского «Гроза»?

12.3. В чём причина духовного угасания Дмитрия Старцева? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч».)

12.4. Мотив дороги в творчестве русских писателей XIX века.

Комментарии к сочинениям.

12.1. Как в поэзии М. Ю. Лермонтова раскрываются взаимоотношения человека и природы?

Образы природы в лирике Лермонтова чаще всего передают разлад между внутренним миром человека и миром внешним. Мотив одиночества героя — универсальный мотив в лермонтовском творчестве — подчеркивается в образах его стихотворений: дубовый листок, оторвавшийся «от ветки родимой», становится символом бесцельного и бесприютного скитальчества одинокого лермонтовского героя; сосна только в грезах может увидеть «прекрасную пальму», дотянувшись взглядом до «пустыни далекой», «тучки небесные» — такие же странники, как и сам поэт.

В отношении к природе ярко раскрываются характеры героев поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Вот, например, монахи монастыря, затерянного среди гор и лесов «там, где, сливался, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры». Запертые в стенах монастыря, монахи отделили себя от природы. Они не замечают красоты окружающего мира, боятся ветра, дождя, грозы, молний. Не видя и не слыша ничего, кроме колокольного звона, «келий душных и молитв», эти люди кажутся мне слепыми и глухими, хотя у них есть глаза и уши. Мцыри совсем другой. Задыхаясь в удушливой атмосфере монастыря, он мечтает лишь об одном — побыстрее вырваться отсюда, хоть раз увидеть леса, горы, услышать журчание ручья и рев реки. Пленник с детства, Мцыри бредит свободой. И однажды ночью, в «ужасный час» грозы, юный послушник убегает из своего заточения. Три дня, которые он провел на воле, Мцыри считает лучшими в своей жизни. Скитаясь по горам, вступая в жестокую схватку с лесным барсом, Мцыри не чувствовал себя одиноким. Растворившись в природе, беглец избегал встреч с человеком. Именно в контакте с окружающим миром проявились такие его замечательные качества как смелость, мужество, решительность, способность горячо и самозабвенно любить.

Лермонтов тонко чувствовал красоту русской природы, ему была близка и дорога поэтичность народной жизни. Об этом он пишет в стихотворении «Родина». Его сердце наполнялось нежностью и теплотой, когда он видел покрытые соломой крестьянские избы, окна «с резными ставнями», когда наблюдал за веселыми народными гуляньями. В окружении родной природы, исконно русского крестьянского пейзажа сердце поэта наполнялось спокойствием и гармонией. Только на родине он мог, хотя бы ненадолго, почувствовать себя по-настоящему счастливым.

12.2. Какую роль сыграла Кабаниха в трагической развязке пьесы А. Н. Островского «Гроза»?

В статье Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве», написанной в 1860 году, раскрывается художественный смысл и общественное значение драмы Островского «Гроза». Противостояние между представителями «темного царства» и его жертвами — основа конфликта драмы. Представителем «темного царства», его олицетворением является Кабаниха. Она — оплот ханжества, лицемерия, самодурства. Такая кого хочешь сживёт со свету, в этом ее своего рода предназначение. Противостоит Кабанихе Катерина. В драме неоднократно появляется образ птицы, помогающий понять главное в характере этой героини: образ птицы — символ воли. Катерина не способна на обман, не может жить во лжи, смиряться с ханженством и самодурством, поэтому смерть Катерины, полюбившей так, как могут любить только очень сильные натуры, в конце драмы закономерна — для нее нет иного выхода. Кабаниха все равно житья ей не даст. Жизнь по законам «темного царства» для Катерины хуже смерти, смерти души, страшнее гибели телесной. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться.

12.3. В чём причина духовного угасания Дмитрия Старцева? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч».)

Страшное зло омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, обнажается Чеховым в рассказах: «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник».

Семья Туркиных, слывущая в городе С. «самой образованной и талантливой», олицетворяет мир, обреченный на бесконечное повторение одного и того же, как заигранная граммофонная пластинка. Будущего у этих людей нет. Их затянула рутина, они производят жалкое впечатление. И если эта семья действительно выделяется на фоне города С., но если они — вершина, то как же низко пала эта нескладная жизнь! В этот город попадает доктор Старцев. Духовная нищета окружающих и его собственная душевная лень делают свое дело: когда не к чему стремиться, интересы мельчают и в конце концов сходят на нет. Доктор превращается в такого же мещанина, как все в городе. История деградации доктора Старцева в Ионыча, заскорузлого собственника, пересчитывающего желтые и зеленые бумажки, кладущего их на текущий счет, страшна и поучительна.

12.4. Мотив дороги в творчестве русских писателей XIX века.

Мотив путешествия характерен и для произведений XIX века. Вспомним, как возмутил спокойствие фамусовской Москвы приезд из-за границы Чацкого.

Знакомство читателя с главным героем пушкинского романа «Евгений Онегин» происходит именно тогда, когда «молодой повеса» летит «в пыли на почтовых» в деревню к умирающему дяде. «Забав и роскоши дитя» бежит от высшего света в деревню, а через некоторое время, пресытившись помещичьей жизнью и испытывая угрызения совести от печального финала дуэли с Ленским, Онегин вновь отправляется в дорогу…

Лермонтовский герой Григорий Александрович Печорин не только путешествует, но и умирает в дороге, «возвращаясь из Персии».

«Гений копейки» Павел Иванович Чичиков (Н. В. Гоголь. «Мёртвые души») в первом томе поэмы, дошедшем до читателя, собственно, и представлен как энергичный путешественник, совершающий сугубо меркантильную поездку по одной из российских губерний. В разрешённом цензурой издании даже название изменено «в дорожную сторону» — «Похождения Чичикова, или Мёртвые души».

И, наконец, символический образ дороги предстаёт перед нами в лирических отступлениях в поэме «Мёртвые души». Дорога — символ великого будущего, движения вперёд.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытиеСочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1Тема не раскрыта 2. Привлечение текста произведения для аргументацииДля аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки2
Читать еще:  Жизнь есть поэзия чьи слова

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

3. Опора на теоретико-литературные понятияТеоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют3Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2 4. Композиционная цельность и логичностьСочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями

Сочинение Человек и природа в лирике Лермонтова 9 класс

Связь природы и человека у М.Ю. Лермонтова проскальзывает в каждом стихотворении. Красота природы проходит через все его творчество. В стихах с ее помощью, он раскрывает связь окружающей среды с духовным миром своего героя. Поэтический персонаж Лермонтова, пытается с помощью природы избавиться от одиночества. Но в своей меланхолии не потерял способность к правильной оценке ее красоты. Сосна, тоскующая по пальме. Утес в одиночестве, от которого убежала «тучка золотая». Парус одинокий «в тумане моря голубом». Лист дуба, который оторвался от «ветки родимой», ищет приюта и нигде его не находит.

Красота природы во многих стихотворениях Лермонтова, лишь оттеняет одиночество лирического героя. Гражданское общество – «образы бездушных людей», а светлый мир природы как источник нравственных ценностей. Олицетворение «естественного добра», которое противостоит «испорченному свету».

С взросление автора меняется и его описание природы. Если в начале своего творческого пути он писал, свои стихи как ученик, стихотворение «Осень», то с возрастом начинает прослеживаться связь природы и человеческой духовной жизни. Прекрасный стих «Когда волнуется желтеющая нива…», показывает, как лирический персонаж воспринимает умиротворение природы и как она на него воздействует. Где ландыши кивают головками, где шумит ручей и присутствует румяный вечер. Весь стих пропитан эмоциональными определениями. И вся красота природы, ее безмятежность благостно действуют на героя. «Тогда смиряется души моей, тревога». Но что интересно, желтеющая нива и цветущий ландыш, разве может это происходить в один период. Возможно это ошибка поэта, или он сделал такой оригинальный намек на гармонию, которая может существовать лишь в мечтах. Умиротворяющее действие природы в этом стихе перекликается с природой в произведении «Мцыри», очень похожей цитатой «Кругом меня цвел божий сад».

Но даже при всем благодушии природы, герой осознает свое трагическое одиночество. Особенно показательно это в стихе «Выхожу один я на дорогу…». Наиболее прочувствованное стихотворение в лирике М.Ю.Лермонтова. Спокойствию природы, красивым звездам, которые ведут тихую беседу. Отдыхающей земле он в противоположность показывает бешеные человеческие чувства, массу вопросов, которые идут в разрез вселенской гармонии.

Пусть в стихах Лермонтова, постоянно показано противоборство чувств человека и природы, но они очень трогательные. На них положена музыка, и сейчас романсы на его стихи очень популярны и востребованы.

Я думал: “Жалкий человек., Так многообразно раскрывается в лирике М. Ю. Лермонтова тема природы.

Примеры похожих учебных работ

Молитва как жанр в лирике Лермонтова. Творчество Лермонтова. Своеобразие лирики Лермонтова

… героя, его стремление к общему идеалу. Благодаря нашей статье школьники смогут написать сочинение «Пейзажная лирика Лермонтова». Гражданская лирика – это… Общественная жизнь, история и политика — вот предметы интересов этого жанра. …

М. ю. лермонтов “узник”: анализ стихотворения

… порывов к борьбе и действию. Здесь искали: анализ стихотворения узник лермонтов анализ стихотворения лермонтова узник узник лермонтов анализ Анализ стихотворения Лермонтова Узник Стихотворение «Узник» Михаил Лермонтов написал, находясь под арестом за …

Древнегреческая лирика и лирики+Мировое значение древнегреческих поэтов-лириков

… греческих поэтов и составить более полную картину становления древнегреческой поэзии, чем та, которой располагали исследователи и … к классическим времена прославились девять лириков — шесть мастеров хоровой лирики и три поэта, сочинявших песни …

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт

… Это позволяет автору создать плавную, тягучую речь. Таким образом, стихотворение Лермонтова «Поэт» является одним из лучших его стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии. Произведение наполнено горьким пафосом, и в …

Воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора в лирике стихотворение …

… составом большинства песен. Русская и вообще славянская народная лирика сохранилась в более свежем и архаичном виде. Она … Хиосский, Дионисий афинянин, Критий афинянин и др. Из лириков последней поры греч. литературы, так наз. александрийского периода, …

Об эстетическом отношении Лермонтова к природе

Милостивые государи! Речь моя посвящена памяти Лермонтова. На школе лежит долг хранить и поддерживать память о родных поэта. Неблагодарность есть недостаток самосознания. Для русской школы имя Лермонтова не только одно из немногих классических имен, но и неотразимо симпатичное имя. Есть в лермонтовской поэзии особенное, педагогическое обаяние: ей одной свойственна та чистота, почти кристальность изображения, какую мы встречаем в пьесах «Ангел», «Три пальмы», «Молитва», «Ветка Палестины». Боденштедт сказал, что если бы от Лермонтова осталась одна только «Песня про купца Калашникова», этого было бы довольно для его славы;[1] я убежден, что если бы от нашего поэта остались только эти четыре стихотворения, без которых теперь не обходится ни одна хрестоматия, то русская школа все-таки поминала бы его имя с почетом и благодарностью. Говорить о Лермонтове всего естественнее в эти дни, когда память о нем ожила среди нас, благодаря пятидесятилетию со дня его смерти, и сотни тысяч книг с его именем, портретом, стихами хлынули по всей России такой благодатной волной.

Приемы современной истории литературы неблагоприятны для эстетического изучения поэзии. Как ни важна биография поэта, но в ней, к несчастью, минуты, «когда божественный глагол до слуха чуткого коснется»,[2] тонут в тех годах, когда «меж детей ничтожных мира / Быть может, всех ничтожней он».[3] Крупнейший представитель исторического метода Тэн,[4] этот натуралист от литературы, порвал с эстетикой и почти уничтожил самый термин «поэзия»: он вдвинул поэтов в ряды литераторов. Еще дальше от поэзии как искусства отвлекает работающих сравнительный метод: тут все силы направлены на исследование сюжетов и мотивов, на литературные влияния и заимствования литература изучается экстенсивно. Третье новейшее направление, так называемое научно-критическое, ставит себе задачей познать писателя и его произведения на основании влияния его на общество — здесь поэзия уже совсем сошла с подмостков и вместе с литературой низведена на степень народного чтения

. Детальное изучение произведений — филологическое, эстетическое, психологическое — силою вещей отходит таким образом на второй план. У нас его почти нет. Точностью текстов поэта дорожат мало и забывают, что у поэта не наше слово —
знак
, а художественное слово —
образ
. Стоит только напомнить, что наша поэзия, поэзия мировая, насчитывает всего три критических издания[5] и что ни один из русских поэтов не имеет (сколько-нибудь полного) словаря, как древние классики или Дант, Шекспир, Мольер, Гете — на Западе. Равнодушие к эстетике почти похоронило детальное изучение произведений, в читателях оно ослабило литературный вкус, для поэтов понизило ценз. И вот, когда случай заставит на некоторое время пристально сосредоточить внимание на поэте, невольно пожалеешь о том времени, когда Лессинг был театральным критиком, Шиллер — законодателем эстетики или когда Sainte-Beuve,[6] запираясь от всех, жил и дышал в атмосфере изучаемого им писателя. Я не говорю уже о той роскоши, когда сам поэт, как Кардуччи, комментирует Данта и издает Петрарку или когда Леопарди издает оды с собственными филологическими примечаниями.

Читать еще:  Какие метафоры в поэзии есенина вам запомнились

Для меня поэзия — прежде всего искусство. В этом ее обаяние, неувядаемость ее славы и ее трагизм.

Поэты — люди особой породы.

Творец из лучшего эфира

Соткал живые струны их.[7]

Провиденциальное назначение поэта — в переживании сложной внутренней жизни, в беспокойном и страстном искании красоты, которая должна, как чувствует это поэт, заключать в себе истину. Эти искания, в их дисгармонии с прозой жизни, заставляют поэта страдать.

  • А. С. Пушкин
  • А. С. Грибоедов
  • А. Н. Островский
  • А. А. Ахматова
  • А. А. Блок
  • А. А. Фет
  • А. П. Чехов
  • Б. Л. Пастернак
  • В. В. Маяковский
  • Г. Р. Державин
  • Д. И. Фонвизин
  • И. А. Бунин
  • И. А. Гончаров
  • И. А. Крылов
  • И. С. Тургенев
  • К. Д. Бальмонт
  • Л. Н. Толстой
  • М. А. Булгаков
  • М. А. Шолохов
  • М. В. Ломоносов
  • М. Горький
  • М. Е. Салтыков-Щедрин
  • М. И. Цветаева
  • М. Ю. Лермонтов
  • Н. А. Некрасов
  • Н. В. Гоголь
  • Н. С. Гумилев
  • Н. С. Лесков
  • С. А. Есенин
  • Свободная тема
  • Сочинения по картинам
  • Ф. И. Тютчев
  • Ф. М. Достоевский
  • Автор: М. Ю. Лермонтов
  • Произведение: Лирика Лермонтова
  • Это сочинение списано 52 378 раз

Лирика Лермонтова поражает и восхищает нас своей музыкальностью. Он умел передать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор в своей лирике. Музыкальность ощущается в каждом слове и в интонации. Не каждому лирику дано так тонко видеть и слышать мир, как это дано Лермонтову.

Описания природы у Лермонтова пластичны и понятны. Он умел одухотворять и оживлять природу: утес, тучи, сосна, волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы радости встреч, горечь разлук, свобода, одиночество, грусть. Одна из ведущих тем творчества поэта — тема одиночества. Она воплощена в пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль. Сосна тоскует о пальме, от утеса улетела золотая тучка, одинокий парус качается на волнах голубого моря, дубовый лист сорвался с ветки и нигде не может найти приюта. Эти зарисовки заставляют нас задуматься о том, что даже в единении с природой лирический герой не может найти покоя, его охватывает чувство одиночества и тоски.
В изображении картин природы у Лермонтова раскрываются размышления поэта о значении природы в духовной жизни человека. В стихотворении «Из Гете» поэт показывает, как спокойствие и умиротворение природы благотворно воздействует на душевное состояние человека, наполняет его душу покоем и радостью.

Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы: Подожди немного, Отдохнешь и ты.

Стихотворение читается как бы нараспев и создает особенное настроение. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать успокоительное воздействие природы на человека.

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» также показаны лирические картины природы: «румяный вечер», «златойутренний час», «желтеющая нива» и кивающий головкой ландыш, однако мы видим несоответствие, которое мешает в полной мере насладиться идиллической картиной природы. Когда цветет ландыш, то желтеющей нивы быть не может. Что это означает? Возможно, это просто собирательный образ природы, либо поэт хотел этим показать, что идеальной картины быть не может. Тем более, что Лермонтов говорит следующее:
Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога Поневоле, есть над чем задуматься, ведь к богу обычно обращаются в самые тяжелые и безысходные минуты своей жизни. Тема одиночества звучит во многих стихах поэта, и, говоря об этом чувстве, Лермонтов неизменно обращается к картинам природы, будто пытается найти исцеление в ней.

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» мы видим, что спокойствию и блаженству, царящему в природе, противопоставлено душевное состояние героя, испытывающего муки и волнения.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно ?
Жду ль чего ? жалею ли о чем ?

На свои вопросы поэт сам дает ответ, и это придает стихотворению особенную тональность и остроту.

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Однако эти слова не означают желание расстаться с жизнью, а призывают к пробуждению дремлющей «жизни силы».
В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов поднимает вопрос о разобщенности природы и человека. Здесь человек предстает как разрушитель, приносит в мир природы страдание и гибель

По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем.

И в результате человеческих деяний стало «все дико и пусто кругом». Это закономерный итог варварского воздействия человека на природу.

Читая лирику Лермонтова, мы поражаемся разнообразию образов природы, которые создал поэт. Природа и помогает человеку, и исцеляет и воодушевляет лирического героя. С другой стороны, изображаемые картины природы нередко созвучны смятенному и тоскливому состоянию души человека.

Все это звучит в стихах. Думаю, что каждый человек может одно и то же стихотворение Лермонтова воспринимать по-своему и в зависимости от своего душевного состояния. Каждый может слышать и видеть в стихах свое, близкое именно ему.

Презентация по литературе «Человек и природа в лирике Лермонтова»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездумный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф. Тютчев

Лермонтов-поэт совсем другой эпохи… Г.В.Белинский

Лирика- вид литературы, необыкновенно сильно и прямо воздействующий на чувства и мысли читателя. Обращаясь к стихам, человек переживает вместе с автором и его героями, думает, любит, восхищается, оценивает то, что читает. Встреча с поэзией всегда творчество, всегда открытие.

Читать еще:  Что вам показалось близким в поэзии ахматовой

Тема природы волновала многих художников, поэтов, музыкантов. В изобразительном искусстве- это Левитан, Шишкин, Саврасов и другие. В музыке Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков, Бородин, Варламов. Сегодня мы будем говорить о человеке и природе в лирике Лермонтова. Огромен и неповторим мир поэзии Лермонтова. Этот мир поражает и завораживает своей таинственной глубиной и мощью. Поэзия была для Лермонтова его жизнью. Человек и общество, природа и человек, небо и звезды, любовь и смерть, счастье и страдание – он писал обо всем, что его волновало, тревожило, мучило. Его стихотворения необычайно глубоки по содержанию, таковы его стихи о природе. Через изображение природы поэт выражает свои мысли, чувства, свое восприятие мира. Пейзаж в его стихах не бытовая зарисовка, он проникнут глубоким философским смыслом. Лермонтовский пейзаж – это “пейзаж души”.

Содержание 1.Жизнь и творчество поэта-отражение его мировоззрения, его духовных исканий. Анализ стихотворения «Тучи». Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях «Листок», «Утес», «На севере диком…», «Когда волнуется желтеющая нива», “Небо и звезды.” М.Ю.Лермонтов «Три пальмы».Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

Лермонтов видит в природе, помимо красоты, мудрость, доброту, согласие. Она воистину живая. И вместе с тем она мудрая, независимая, вечная. Она идеал гармонии. В природе человек черпает силы, а служители искусства – вдохновение. Природа связана с человеком, с его внутренними переживаниями. Природа обладает некой магической силой. Она притягивает, привораживает нас, мы ощущаем нерасторжимую связь с ней. В слиянии с природой человек способен ощутить себя счастливым, умиротворенным. Об этом стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива” (1837). Понять стихотворение нам поможет репродукция картины И.Шишкина “Рожь”.

В 1841 году, незадолго до смерти, находясь в отпуске после участия в войне с горцами, поэт создал стихотворение «На севере диком стоит одиноко. ». Оно выражает глубокое одиночество поэта. Это творение представляет собой вольные перевод тридцать третьего стихотворения из «Книги песен» немецкого поэта Генриха Гейне. Лермонтов изменил тему и одновременно придал ему более обобщенный и более трагический смысл. Тема любовной тоски превратилась с легкой руки поэта в мотив безысходного одиночества: «одинокой сосне» снится, как на «утесе горючем / прекрасная пальма растет».

На севере диком» На мотив стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сосна». Иван Иванович Шишкин Холст. Масло. 1891 г. Украина. Киев. Киевский музей русского искусства. Тоска и одиночество Лермонтова не воспринимаются как прихоти гордой души, отвергающей “ недостойный” ее мир, напротив, он стремится всей душой к людям, хочет быть нужным и близким им, а они сторонятся его, не понимая, или не желая принимать в свой круг. От того так пронзительно – сокровенно звучат его стихи о природе, ярко отражающий внутренний мир одинокой души поэта.

Чисто вечернее небо, Ясны далекие звезды, Ясны, как счастье ребенка; О! для чего мне нельзя и подумать: Звезды, вы ясны, как счастье мое! Чем ты несчастлив? — Скажут мне люди. Тем я несчастлив, Добрые люди, что звезды и небо — Звезды и небо! — а я человек!. . Люди друг к другу Зависть питают; Я же, напротив, Только завидую звездам прекрасным, Только их место занять бы хотел. М.Ю.Лермонтов. Небо и звезды.

Стихотворения-рассуждения характерны для раннего периода творчества поэта. К ним относится и произведение под названием «Небо и звезды», написанное в 1931 году. В свои 17 лет поэт остро ощущает, что глубоко несчастлив. Он тщетно пытается найти причины такого душевного состояния, и приходит к выводу, что виной всему его особенная, утонченная натура, которая способна чувствовать даже то, что другим не под силу. Именно по этой причине, любуясь ночным звездным небом, автор поражается его безмятежности и умиротворенности. Оно напоминает Лермонтову о счастливых детских годах, проведенных в родительском доме, когда жизнь казалась полной открытий и удивительных событий. Именно по этой причине, обращаясь к своему молчаливому собеседнику, поэт восклицает: «О! для чего мне нельзя и подумать: звёзды, вы ясны, как счастье моё!».

Лермонтов пытается понять, почему именно он чувствует себя несчастным, однако для этого нужно честно и прямо признаться себе во многом. Этого юный поэт сделать пока не в состоянии, поэтому он убежден, что все его беды происходят лишь из-за того, что он – человек. Безмолвные и холодные звезды на черном небе не могут чувствовать и страдать, они лишены эмоций. Человеку в этом отношении гораздо сложнее, потому что он не в состоянии оставаться равнодушным, когда болит душа. Сам Лермонтов, несмотря на юный возраст, уже успел это испытать в полной мере, став жертвой кокетства Екатерины Сушковой. Неразделенная любовь – еще одна причина, по которой юный поэт не может просто так восхищаться звездным небом и получать удовольствие от романтической ночи, совершенной в своей тишине. Безусловно, Лермонтов не лишен чувства прекрасного, и он понимает, насколько этот мир красив и безупречен. Однако эстетический аспект в данном случае не интересует юного поэта, который обращает внимание на самые неприятные и коварные черты человеческой натуры. «Люди друг к другу зависть питают», — отмечает автор, подчеркивая при этом, что ему хочется занять место небесной звездочки, чтобы избавить себя от душевных терзаний.

Прекрасны вы, поля земли родной, Еще прекрасней ваши непогоды; Зима сходна в ней с первою зимой, Как с первыми людьми ее народы. Туман здесь одевает неба своды! И степь раскинулась лиловой пеленой, И так она свежа, и так родна с душой, Как будто создана лишь для свободы. Но эта степь любви моей чужда; Но этот снег летучий, серебристый И для страны порочной слишком чистый Не веселит мне сердца никогда. Его одеждой хладной, неизменной Сокрыта от очей могильная гряда И позабытый прах, но мне бесценный.

Когда человек чувствует свое единение с природой, тогда он ощущает свободу и покой, тогда он счастлив. Лермонтов в природе ,помимо красоты, видит доброту. Она гармонична, мудра, вечна, она – идеал гармонии. – Какова лермонтовская природа? Природа в стихотворениях Лермонтова полна одушевления, огромной таинственной жизни. Это не бытовая зарисовка. Пейзаж проникнут глубоким философским смыслом, пейзаж души, мысли, чувства.

Е. С. Шашина (1805, усадьба Глубокое Тверской губернии — 1903, там же) — русская певица и композитор. Серге́й Я́ковлевич Ле́мешев (27 июня [10 июля] 1902, село Старое Князево, Тверская губерния — 26 июня 1977, Москва) — русский советский оперный певец (лирический тенор) и оперный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1950). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Член ВКП(б) с 1948 года[1].

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector