1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как в поэзии н.а. некрасова раскрывается тема страданий народа

Как в поэзии н.а. некрасова раскрывается тема страданий народа

5.1. Онегин и петербургский свет в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

5.2. Каким предстает внутренний облик лирического героя поэзии А. А. Блока?

5.3. «Злонравия достойные плоды». (Нравственная проблематика комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».)

5.4. Как в поэзии Н. А. Некрасова раскрывается тема страданий народа?

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

1.1.1. Как можно охарактеризовать качество образования Евгения Онегина?

1.2.1. Какую смысловую нагрузку несут многоточия в стихотворении А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе. »?

1.1.1. Образование Онегина весьма поверхностное, он «нахватался верхов» из латыни, истории, литературы. Это среди невеж светского общества казалось глубокими познаниями, которых оказалось достаточно, чтобы прослыть «ученым малым», хотя автор о таких познаниях говорит с некоторой иронией. Зато Пушкин отмечает увлечение Онегина экономикой, что свидетельствует о прогрессивных взглядах героя.

1.2.1. Использование многоточия в художественном тексте является одним из синтаксических средств выразительности. В стихотворении Блока многоточие используется четырежды.

Летели дни, крутясь проклятым роем.

Вино и страсть терзали жизнь мою. —

многоточие означает недосказанность о жизненных перипетиях, выпавших на долю героя в «страшном мире».

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою. —

многоточие возникает, чтобы показать невозможность возвращения в прошлое. Герой вспоминает это прошлое и надеется быть услышанным.

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла.

Опять многоточие. На сей раз как окончательное осознание того, что любимая не вернется. Его зов останется без ответа.

1.1. Как можно охарактеризовать качество образования Евгения Онегина?

1.2. Как проявляется авторское отношение к Онегину в описании «талантов» героя?

1.1. Образование Онегина весьма поверхностное, он «нахватался верхов» из латыни, истории, литературы. Это среди невеж светского общества казалось глубокими познаниями, которых оказалось достаточно, чтобы прослыть «ученым малым», хотя автор о таких познаниях говорит с некоторой иронией. Зато Пушкин отмечает увлечение Онегина экономикой, что свидетельствует о прогрессивных взглядах героя.

1.2. Образование Онегина весьма поверхностное, он «нахватался верхов» из латыни, истории, литературы. Это среди невеж светского общества казалось глубокими познаниями, которых оказалось достаточно, чтобы прослыть «ученым малым», хотя автор о таких познаниях говорит с некоторой иронией:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

Зато Пушкин отмечает увлечение Онегина экономикой, что свидетельствует о прогрессивных взглядах героя.

Комментарии к сочинениям

5.1. Онегин и петербургский свет в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.

С образом Петербурга мы сталкиваемся в романе «Евгений Онегин». Уже в первой главе мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи, жизнь которых протекала «в вихре света», состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:

Еще бокалов жажда просит

Залить горячий жир котлет,

Но звон брегета им доносит,

Что новый начался балет.

Онегин с самого начала романа предстает перед нами как человек светский, причем светский не только по образу жизни своему, но и «по духу»: он прекрасно чувствует себя в «высшем» обществе, он впитал в себя светскую мораль с ее лицемерием, цинизмом, фальшью. Поэт описывает высший свет исключительно в иронических тонах: вид «величавых», «неприступных» дам вызывает в нем «сплин», их «умный» разговор для него — «несносный, хоть невинный вздор».

В противовес петербургскому светскому обществу и сам автор, и его герой восхищались красотой города, «упивались» «дыханьем ночи благосклонной»:

Все было тихо; лишь ночные

Да дрожек отдаленный стук

С Мильонной раздавался вдруг.

5.2. Каким предстает внутренний облик лирического героя поэзии А. А. Блока?

Творчество Александра Блока — великого поэта начала XX века — одно из самых примечательных явлений русской поэзии.

Лирический герой Блока – человек с тонкими чувствами и большой душой, умеющий остро чувствовать и переживать, глубоко любящий свою родину и готовый служить ей беззаветно. Для него явления окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем — все становилось темой переживаний и пищей раздумий. Даже сама Россия была для него «лирической величиной», и эта «величина» была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества.

Лирика Блока стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви. Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и — сколько бы сам ни смеялся над этим — каждая женщина в его любовных стихах сочеталась для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное, поэтому и появляется цикл — «Стихи о Прекрасной Даме». Лирический герой — служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.

5.3. «Злонравия достойные плоды». (Нравственная проблематика комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».)

В комедии Фонвизина «Недоросль» примитивный и жалкий мир Простаковых и Скотининых хочет прорваться в благородный, высокий мир Стародума, Правдина, присвоить себе его привилегии, завладеть всем. Зло, маскируясь под маской образованности и благородства, хочет присвоить себе добро. У Простаковой есть план — пробраться в недосягаемый для нее мир через женитьбу сына на Софье. В этом и заключается цель Простаковой, когда она уговаривает Митрофанушку поучиться «для виду».

5.4. Как в поэзии Н. А. Некрасова раскрывается тема страданий народа?

В 1864 году Николай Алексеевич Некрасов пишет стихотворение «Железная дорога» — одно из самых драматичных своих произведений. По масштабу событий, по своему духу это сравнительно небольшое стихотворение — настоящая поэма о народе.

Но если в предыдущих произведениях поэт свято верил в приход «светлого будущего», то теперь он с горечью говорит:

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную

Уж не придется — ни мне, ни тебе.

Почему же столь пессимистичен поэт? В произведении народ изображен в двух ипостасях: великий труженик, по делам своим заслуживающий всеобщего уважения и восхищения, и терпеливый раб, которого остается лишь пожалеть, не оскорбив этой жалостью. Вот эта-то рабская покорность и заставляет Некрасова сомневаться в скором изменении народной жизни к лучшему. Повествование открывается картиной природы, написанной сочно, пластично и зримо. Красота и гармония природы оказываются поводом, чтобы заговорить о мире людей.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни.

Нет безобразья в природе!

В отличие от природы, людское общество полно противоречий, драматичных столкновений. Для того чтобы рассказать о тяжести и подвиге народного труда, поэт обращается к приему, достаточно известному в русской литературе, — описанию сна одного из участников повествования. Сон Вани — это не только условный прием, а реальное состояние мальчика, в чьем растревоженном воображении рассказ о страданиях строителей дороги рождает фантастические картины с ожившими под лунным сиянием мертвецами.

Цензура поняла взрывную силу «Железной дороги», а история ее опубликования и искажений, которым она подверглась, только подчеркивает демократизм произведения и правильность линии, выбранной автором. Стихотворение «Железная дорога» остается и поныне актуальным и самым цитируемым произведением Некрасова, предсказавшего долгий путь к народному счастью.

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытиеСочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1Тема не раскрыта2. Привлечение текста произведения для аргументацииДля аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки,

3. Опора на теоретико-литературные понятияТеоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий4. Композиционная цельность и логичностьСочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения5. Соблюдение речевых нормРечевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок2Допущены три-четыре речевые ошибки1Допущены пять или более речевых ошибок

Критерии оценивания грамотности

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого оценивается отдельно за всю работу. Экзаменационная работа оценивается по критериям ГК1–ГК3 «Грамотность», если участник выполнил не менее двух заданий части 1 и задание части 2 (сочинение).

страдания русского народа в творчетсве (Некрасов Н. А.)

В творчестве любого писателя непременно отражаются думы его времени, идеалы эпохи. Вторая половина 19 века – период расцвета революционной демократии. В это постреформенное время мы видим подъем народного крестьянского движения по всей России. Некрасов первым поднимает вопрос народа, народного счастья в своих произведениях. По признанию самого поэта, главной темой его творчества всегда являлась тема русского народа, его горестной, нелегкой доли и подчас страшной, неизбежной судьбы.

Рассмотрим некоторые стихотворения Некрасова, наполненные печалью, слезами, стонами русского народа, взвалившего на себя непосильное бремя труда и обслуживания «господ»:

«Она была исполнена печали,

И между тем, как шумны и резвы

Читать еще:  Почему поэзия цветаевой актуальна и в наши дни

Три отрока вокруг нее играли,

Ее уста задумчиво шептали:

«Несчастные! зачем родились вы?

Пойдете вы дорогою прямою

И вам судьбы своей не избежать!» — в стихотворении «Мать» Некрасов знакомит читателя с несчастной, уставшей женщиной.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Она знает, что в будущем дети повторят ее судьбу, судьбу любого крестьянина и всего русского народа. Но поэт просит свою героиню не «омрачать веселья их тоскою», ведь пока сыновья женщины юны, неопытны, они могут насладиться жизнью, не зная тяжелого физического труда, изматывающих однообразных будней, не думая о безвестной, неизбежной смерти. И во многих других стихотворениях просматриваются схожие мотивы: «Крестьянские дети», «В дороге», «Орина, мать солдатская», например.

Одной из ярких особенностей творчества Некрасова является то, что народ предстает в нем не как некое обобщение, масса, какой ее воспринимает «свет», а живыми людьми с уникальными, непохожими друг на друга судьбами, характерами и заботами. Все герои Некрасова, даже те, которым трудно теперь найти реальных прототипов, индивидуальны, живы. Некоторых из них поэт любит от всей души, сочувствует им, других же ненавидит. Ненавидит, конечно же, «Офицеров гвардейских полков и безличную сволочь салонов. «, сопереживая, сочувствуя народу, подавленному и угнетенному теми, кому волей-неволей приходится служить, изнывая от нужды и непосильного труда. Нет, Некрасов вовсе не призывает к отказу от труда, более того, поэт полагает, что труд — это не просто обязанность, насущная необходимость, а естественное состояние, потребность, привычка, без которой человек не может считаться достойным, быть уважаемым другими людьми. Так, про героиню поэмы «Мороз, Красный нос» автор пишет: «Не жалок ей нищий убогий: вольно ж без работы гулять!». И в других стихотворениях Некрасова отражается крестьянская любовь к труду, например, «Дума». Здесь четко просматриваются и другие особенности русского национального характера, оценку которым поэт дает во многих своих произведениях. Нет, народ не терпит праздности, безделья, но его судьба по-прежнему страшна, ведь трудиться — одно, а работать за нескольких человек, изнывая от усталости, болезней, голода — совершенно иное.

Апогеем творческого пути поэта становится поэма «Кому на Руси жить хорошо». Здесь представлены и особенности русского национального характера, как положительные, так и отрицательные, и в полной мере отражены страдания простых людей: как жалок солдат, вернувшийся с «поля брани»: он счастлив лишь тому, что жив. Старуха счастлива по-своему: у нее родилось реп до тысячи на небольшой гряде. Некрасов рассказал о нехитром счастье русского народа: был бы год урожайный, да здоровы и сыты все. Сквозь призму примитивного счастья читатель замечает, как несчастны на самом деле герои, как они устали, вымотались, насколько неизбежна их судьба и бесперспективна, однообразна жизнь.

Некрасов добр к своим героям, снисходительно относится к их недостаткам, жалеет их, но при этом понимает: он не сможет помочь им, изменить что-либо, лишь описывая их страдания, которых они и сами-то подчас не замечают. Тем не менее, поэт не прекращает верить, надеяться на то, что русский народ всё-таки научится быть гражданином и поднимется с колен, обретя свое истинное счастье.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id9409

Что представляет собой тема народа, его образ в лирике Некрасова?

Содержание:

Произведения всех писателей носят характерный отпечаток времени. Некрасов начал писать в девятнадцатом веке. Его лирика отображает размышления, настроение, приоритеты людей, проживавших в период 50х-70х годов. Для второй половины девятнадцатого века характерна революционная демократия. Народные крестьянские движения поднимались во всей стране. Простой русский народ был вынужден усердно работать, чтобы выжить в сложных условиях.

Крестьянская революция была единственной прогрессивной надеждой для простого люда. Некрасов являлся настоящим патриотом своей страны, он полностью погружался в тяжесть будней крестьян. Некоторые его стихотворения впервые описывают наболевшие проблемы.

Народ в лирике Некрасова играет значительную роль. Писатель передает проблемы, страдания людей, привлекая внимание к повседневным трудностям жизни.

Образ народа в лирике Некрасова: характеристики

Народ стал новой тематикой в русской лирике девятнадцатого века. Некрасов всячески развивал ее, привлекая внимание к насущным проблемам. Главными героями часто становились простой русский мужик, женщина крестьянка. Они вынуждены тяжело трудиться, чтобы выжить.

Тема народа в лирике Некрасова ярко просвечивается в стихотворениях «Крестьянские дети», «Железная дорога», «Несжатая полоса». Все небогатые люди наделяются своими индивидуальными чертами характера. При этом остается нечто общее:

  • Творческий потенциал;
  • Трудолюбие;
  • Выдержанность;
  • Целеустремленность;
  • Нравственность;
  • Наличие таланта, достоинства.

Писатели уверены, что главным для народа являются семья, моральные принципы, родственные связи, дружба. Например, Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос» является прототипом крестьянской женщины с тяжелой судьбой.

Что значит народ в лирике Некрасова – кратко

Народ нельзя назвать сборным, далеким образом в творчестве поэта. Он понятен и близок каждому читателю. В произведениях максимально точно передаются душевные переживания, сомнения, страдания. На базе описания крестьянских судеб писатель формирует общее представление о жизни в 50х-70х годах на Руси. Тема страданий в лирике Некрасова:

  • Лежит в основе большинства творений;
  • Основывается на разбитых надеждах, смерти, потерях, несчастной любви;
  • Переплетается со светлым понятием народа, его жизни, ценностей;
  • Используется в описании жизни простого населения.

В каждом произведении проглядывается уважительное, доброе отношение к простым труженикам, семьям. Счастливый муж возвращается с поля, его встречают дети и жена. Прототипом у Некрасова являются представители власти, высшего общества. По мнению поэта, они виновны в трудностях народа, они угнетают крестьян. Отдельно выражена тема женской доли:

  • Крестьянки позиционируются как слабые, вынужденные трудиться наравне с мужчинами;
  • Отмечается нежность, красота, привлекательность девушек;
  • Часто поднимается тема замужества. Поэт говорит о ситуациях, когда дочерей выдавали замуж не по любви, а на основании материальных выгод, других причин. Яркий пример – «Кому на Руси жить хорошо» и главная героиня Матрена.

Особое внимание поэт уделяет материнству. В произведениях о матерях всегда присутствует трагизм. Женщина позиционируется как несчастный персонаж. Во многих поэмах она теряет своего ребенка, оставаясь наедине со старостью, тоской.

Как в поэзии н.а. некрасова раскрывается тема страданий народа

«Народный поэт», «певец страданий», «поэт-демократ» — по-разному называют Н. А. Некрасова. «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть. » — эту мысль поэт повторяет в своих стихах, критических статьях, письмах. Он любил родину, желал ей счастья и ненавидел все, что ее позорило.

Умение проникать в мир других людей определило новое изображение характера простого человека — такого в лирике до Некрасова не было.

В некрасовской поэзии большое место занимает город. Поэт «мести и печали» очень рано узнал жизнь обитателей «петербургских углов», видел всю безотрадную наготу жизни городской бедноты. Поэт понял, что богатства и красоты города захвачены сильными и сытыми хозяевами земли, отнявшими все радости жизни у тех, кто создавал эти богатства. В городе, смрадном и закопченном, покрытом пеленой гнилого тумана:

Все сливается, стонет, гудет,

Кто-то глухо и грозно рокочет,

Словно цепи куют на несчастный народ.

Некрасов глубоко чувствует и тонко подмечает красоту городского пейзажа. Прекрасен город зимой, когда:

Улицы, зданья, мосты

При волшебном сиянии газа

Получают печать красоты.

Но бедняку, замерзающему в суровую стужу, не приходится любоваться красотой зимы, когда

Мрут, как мухи, извозчики, прачки,

Мерзнут дети на ложе своем.

Поэтому чаще Некрасов рисует унылый пейзаж:

Грязны улицы, лавки, мосты,

Каждый дом золотухой страдает;

Штукатурка валится — и бьет

Тротуаром идущий народ.

Тяжело живется городской голытьбе. Каждый день для нее — «день безобразный — мутный, ветреный, темный и грязный».

Зорким глазом поэт видит солдата, несущего детский гробик и сурово плачущего, голодного, босого, оборванного бедняка, укравшего калач:

Закушенный калач дрожал в его руке;

Он был без сапогов, в дырявом сюртуке;

Лицо являло след недавнего недуга,

Стыда, отчаянья, моленья и испуга.

Нищие, ремесленники, голодные дети, писатели, умирающие в больницах для бедных, нескончаемой вереницей проходят перед нами в «городских» стихах Некрасова. «Мерещится мне всюду драма!» — восклицает поэт.

В одном из ранних стихотворений «Еду ли ночью по улице темной» (1847) Некрасов суровыми словами рассказывает об одной из таких драм: в семье голодного бедняка умер ребенок, и мать, чтобы накормить мужа и купить гробик ребенку, пошла на улицу.

Город с его социальными контрастами Некрасов назвал «роковым» и забыть о нем никогда не мог.

Н. А. Некрасов впервые ввел в русскую поэзию образ народа. Женщина-крестьянка, бурлак, крестьяне-просители, строители железной дороги — все они в центре внимания поэта.

Сам поэт свое обращение к народу объясняет так: «Каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких жестокостей, то мотивы для моих стихов беру из их среды».

Страшную тяжесть подневольного труда Некрасов изобразил в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Крестьянин Яким Нагой гневно отвечает барину, упрекнувшему мужиков в пьянстве:

Нет меры хмелю русскому!

А горе наше меряли?

Работе мера есть?

Как из болота волоком

Крестьяне сено мокрое,

Спасаясь от голода, крестьяне уходят из деревень на заработки, но их положение от этого не улучшается. Вчерашний пахарь становится бурлаком, который «шагает под ярмом не краше узника в цепях»; или рабочим, и тогда его грабит и сечет «начальство», и по-прежнему «давит нужда».

Жизнь и труд бурлаков Некрасов видел с детства, ребенком он слышал их песни-стоны. В автобиографической поэме «На Волге» он описал то, что потом всю жизнь «забыть не мог»:

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки.

Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалось желанной избавительницей. Некрасовский бурлак говорит:

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть –

Так лучше было бы еще.

Еще мучительнее труд и жизнь крестьянки. О ее горькой доле Некрасов рассказал в таких произведениях, как «В полном разгаре страда деревенская», «В дороге», поэмах «Мороз, Красный Нос», «Кому на Руси жить хорошо».

Мне кажется, что это лучшие стихи, посвященные безысходности доли русской женщины-крестьянки, говорящие о ее горькой и многострадальной судьбе:

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Все выносящего русского племени,

Читать еще:  Что внес некрасов в русскую поэзию

Женщина-крестьянка испытывала не только социальный гнет, но и бытовой. Вот как об этом он написал в поэме «Мороз Красный нос»:

Три тяжкие доли имела судьба.

И первая доля: с рабом повенчаться.

Вторая — быть матерью сына-раба,

А третья — до гроба рабу подчиняться.

В стихотворении «В дороге» Некрасов показал историю жизни простой крестьянки, воспитанной в барской семье и по прихоти барина отданной за мужика, на горе мужу и на свою погибель.
Однако, еще тяжелей судьба детей, замученных в фабричной неволе. Из дома детей гнали забота и нужда, на фабрике их ждал изнурительный непосильный труд. Этим маленьким каторжникам Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». Жалобы детей остаются без ответа:

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит,

Хоть умри — проклятое вертится,

Хоть умри — гудит-гудит-гудит!

Сегодня перечитывают Некрасова редко. Но загадка его в том, что о нем думают! Поводы слишком разнообразны и разновременны. Он рассказал о слезах солдатской матери («Орина, мать солдатская»), опередив поэтов на целое столетие. Что делать, кто виноват, кому на Руси жить хорошо, как жить и как умирать. Это не вопросы — это состояние души. Это Некрасов и другие страдальческие тени — спутники каждого из нас.

Тема народных страданий в поэзии Н. А. Некрасова

Поэзия Н. А. Некрасова явилась новым этапом в развитии русской литературы. В своих произведениях автор выражает мысли, чувства, взгляды человека новой эпохи — представителя кругов разночинцев, которые пережили тяжелые противоречия распада крепостничества и зарождения буржуазных капиталистических отношений.

Современники Некрасова были поражены новизной поэтических открытий новых образов людей из народа. О том, что участь народа тяжела, знали, безусловно, многие, но Некрасов стал первым из русских поэтов, который заговорил об этом открыто во весь голос.

Народ в поэзии Николая Алексеевича Некрасова изображен покорным судьбе, забитым, задавленным нищетой, покорным и не способным к борьбе. В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» поэт изображает людей из народа, которые пришли к парадному подъезду в надежде попасть на прием к вельможе. Поэт рисует крайнюю степень нищеты, бедственного положения и униженности пришедших:

. некрасивы на взгляд Загорелые ли ца и руки, Армячишко худой на плечах, По котомке на спинах согнутых. Крест на шее и кровь па ногах, В самодельные лапти обутых.

«Крест на шее и кровь на ногах» выступают как символ подвижничества и страдания. Швейцар прогоняет просителей, так и не приняв скудной лепты. Просители развели руками и ушли «с непокрытыми» головами. Описанию пришедших противопоставлено описание вельможи, купающегося в роскоши и его богатых палат. Отношение автора к нему выражено в следующих строках:

. герой.
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой.

О жизни и судьбе народа Некрасовым сказано исчерпывающе в одной лаконичной фразе: «Где народ, там и стон. » «Размышление у парадного подъезда» завершает обращение автора к народу. Это обращение — и мучительный вопрос, и сочувствие, и негодование:

Ты проснешься, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил? Создал, песню, подобную стопу, И духовно навеки почил?

В «Железной дороге» поэт рассказывает о том, как по приказу Николая I был согнан народ со всех уголков России на строительство железной дороги. Спасаясь от голода, задавленные нуждой, на возведение дороги устремлялись толпы мужиков. Многие из них погибают. Оставшиеся же в живых получают бочонок вина в качестве вознаграждения за работу. А еще им «великодушно» прощают недоимку.

Некрасов убежден в том, что любой труд заслуживает уважения и должен стать основой жизни человека. Но он имеет ввиду не ту работу, которая сводит в могилу или делает людей калеками. Например, в стихотворении «Нежатая полоса» поэт изображает пахаря, который не способен убрать оставшуюся в поле полосу:

. Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге — не ест и не пьет,
Червь ему сердце больно сосет,
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети.
Очи потухли и голос пропал,
Что заунывную песню певал.

Понятно, что пахарь уже проживет недолго и результатам своего труда порадо-ваться не успеет. Такой финал жизни крестьянина обеспечила именно нужда и не-померно тяжелый труд. Народные страдания заключаются не только в нечеловеческом труде и не только в вечной нищете. Бесправие, унижение человеческого достоинства довершают картину народного горя. Так, например, в стихотворении «В дороге» Некрасов рассказывает историю ямщика, который из-за барского каприза женился на Груше, воспитанной вместе с барышней. Жизнь и несчастной Груши и самого ямщика загублена: она не приспособлена к крестьянскому быту, а ему нужна в доме хозяйка и работница.

И если Некрасов изображает тяжелой жизнь простого мужика, то судьбы женщин складываются подчас еще более трагически. Поэт показывает горькую участь крестьянки, суровую долю, выпадающую русской женщине. В поэме «Мороз, Красный нос» поэт описывает крестьянку Дарью — женщину и красивую, и трудолюбивую. Образ Дарьи передает все то, чем славилась русская женщина:

Есть женщины в русских селеньях С спокойную важностью лиц.
С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц.

Но как всякой крестьянке Дарье выпадают в жизни «три тяжкие доли»: выйти замуж за «раба», «быть матерью раба» и «до гробу рабу покоряться». После смерти мужа героиня отправляется за дровами в лес, так как дома замерзают дети. Зимний лес завораживает Дарью. Изнемогая от жизненных невзгод, она засыпает в этом сказочно красивом лесу.
Лишь перед смертью на короткое мгновение героиня ощущает себя счастливой.

Героине другого стихотворения — «Тройка» — автор предрекает ту же самую участь, что и другим женщинам-крестьянкам: «нянчить, работать». Как бы ни была красива девушка, судьба ее определена изначально с рождения:

Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть.

Красота ее очень быстро отцветет от тяжелой работы, от былого веселья не останется и следа, на лице словно застынет выражение «тупого терпенья и бес-смысленный вечный испуг».
Некрасов нашел свой поэтический голос в стихах о народе. В.Г.Белинский, услышав стихотворение «В дороге», воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный?» И как истинный поэт, Некрасов писал о том, что волнует его. Наполненность его лирики народными образами говорит о том, что поэта тревожила судьба своего народа. Недаром ему принадлежат слова: «Я лиру посвятил народу своему».

Николай Некрасов: рупор крепостничества и любви

Народ в лирике Н.А. Некрасова

Народ в лирике Некрасова является центральным образом, который постепенно эволюционирует. Как происходит его эволюция и в чем сокрыт ее смысл?

Некрасова называют «народным поэтом». Это действительно тот писатель, который пережил с русским народом все его горести и печали, редкие минуты счастья. Некрасов вдохнул жизнь в литературный образ русского народа. До него писатели также обращались к этой теме, но никто из них так и не смог выстроить целостный образ и стать ярким светилом на горьком небе народной неправды и бессилия. А Некрасов смог.

Интересно, что народ у него – это не далекий и сборный образ, а близкий и понятный. Этим словом он называет конкретных людей, именно они и являются тем «народом», который вопиет, смиряется, страдает, но продолжает жить хотя бы в его поэтических строчках. Таким образом, он показывает полную картину жизни народа, через судьбы множества конкретных крестьян.

Некрасов еще с детства понял жестокую систему существования в имперской России, где есть рабы-крестьяне и властители-барины. Он понял, что все настолько привыкли к такому расположению вещей, что никто даже не обращает внимания на плачевное состояние простого русского народа. Дойдя до осознания глобальной проблемы народа, Некрасов в своих стихах начинает вести с ними поэтический диалог. В таких поэзиях перед нами возникают два полноценных образа: человека с народа и лирического героя, который анализирует его положение.

Все эти страшные, обездоленные истории случайных крестьян вызывают в поэта сочувствие и сострадание. Так в стихотворении «Тройка» он с грустью размышляет над судьбой красавицы-крестьянки, которая, как и все люди, имеет выбор: быть счастливой или же несчастной. Но это только в теории, ведь практически, по утверждению Некрасова, выбора у нее нет, она обречена на горькое замужество и последующее страдание.

Тема крестьянской женщины – одна из самых ярких и глубоких на поэтическом поле Некрасова. Не обладая физической силой, она вынуждена работать не меньше, чем ее муж. Это хрупкое, нежное, красивое, молодое существо в девичестве своем достается в основном грубому и недалекому крестьянину, с которым вынуждена стать рядом и работать на равных.

Одним из самых ярких произведений на эту тему является первое из цикла о народе «В дороге». Там лирический герой разговаривает со случайным ямщиком о его судьбе. Тот рассказывает печальную историю о несчастливом браке с женщиной, которую воспитали дворяне. Она родилась обычной крестьянкой, но рано попала в барский дом и обучалась вместе с дворянами. В итоге ее вернули в деревню и насильно выдали замуж за этого ямщика. Но девушка абсолютно не приспособлена к строгой рабочей жизни.

Она совсем не ленивая, но не умеет делать ничего такого, что делают все остальные крестьянки. Ведь девушка не росла вместе с ними и не училась этому с детства. Теперь ее муж, этот ямщик, считает девушку плохой женой, наказанием. Лирический герой с грустью слушает эту историю ямщика и сочувствует ему, но совсем немного. Основная порция состраданий достается девушке. Она стала заложницей сложившихся обстоятельств. Некрасов подчеркивает, что это одна из многих женщин, которые рождены для незаслуженных страданий.

Отдельной темой также является материнство. Образ Некрасовской матери отличается от остальных особым трагизмом. У него мать – это глубоко несчастный образ. Она познала горечь потери своего ребенка, а теперь вынуждена идти под руку со старостью, пребывая в страхе. А что если она упадет, ведь теперь некому поднять ее или принести кружку воды. Образ матери Некрасов ярко вырисовывает в стихотворении «Орина, мать солдатская». Как же она тоскует по своему сыну, которого забирают в солдаты.

Одним из лучших качеств народа Некрасов считает трудолюбие. Крестьяне много работают, но их не страшит эта работа. Поэт воистину восхищен их любовью к труду. И все же крестьянский труд ему видится природным и искусственным. Природный – это работа на земле. Народ любит свою землю и готов работать на ней бесконечно. Он слышит ее весенний зов. Искусственный – это труд, который навязывают крестьянам «властители». Все-таки народ также любит и свободу, хотя и не обладает ей.

Читать еще:  Кто покровительница лирической поэзии и музыки

С одной стороны, Некрасов восхищается продолжительностью их терпения. С другой стороны, ему совсем не понятно, во имя чего эти люди терпят глумление и издевательства «сильных мира этого». Поэт настолько переживает за свой народ, что ругает их за долготерпение и рабскую покорность, как истинный отец. Он воспринимает русский простой народ не как машину для работы, а как носителей настоящей культуры и традиций страны.

Некрасов смотрит в корень и видит глубину и мудрость их мышления. В то же время ему больно, что остальные этого не замечают. В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» поэт показывает безразличность высших слоев к проблемам простого народа. Их никто даже не захотел слушать. Некрасов также зол и на народ, за то, что те не отстаивали свой вопрос до конца, а развернулись и покорно ушли, так ничего и не добившись.

Описывая все беды русского народа, Некрасов все же верит, что совсем скоро придет то светлое будущее, о котором все мечтают. Придет долгожданная свобода и русский народ расцветет, как поздние цветы, получит в награду за все мучения и страдания свои счастливые дни.

В лирике Некрасова народ изображается с особой любовью. Поэт созерцает картины народного бедствия с горечью и тягучей болью. Некрасов – истинный народолюбец, который взбудоражил своей лирикой весь русский народ и открыл им глаза на истинное положение вещей.

Тема Родины и народа в лирике Н.А.Некрасова

Тема Родины своеобразно представлена в творчестве Н.А.Некрасова. Понятие «Родина» приравнивается к понятию «народ», то есть крестьянство. Некрасов не переставал говорить о трагическом положении народа, его страданиях, его горе. Слово «Родина» вызывает у поэта не гордость, не воспоминания о величии и славе, а горечь и стыд.

Волга как символ Родины в стихах Некрасова

В стихотворении «Родина» лирический герой, повествуя о местах своего детства, не может вспомнить ничего светлого, они ассоциируются у него лишь с бесцельной жизнью поколений дворян, крепостным правом и сознанием, что

Родные места поэта связаны с великой русской рекой Волгой.

Во многих стихотворениях Волга становится символом Родины и народного горя.

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнена наша земля…

Поэт обращается к русскому народу с вопросом:

«Ты проснешься ль, исполненный сил? Иль, судеб повинуясь закону, все, что мог, ты уже совершил, — создал песню, подобную стону, и духовно навеки почил?»

Любовь к русскому народу

Говоря о народных страданиях, Некрасов не устает говорить о талантливости русского народа, его долготерпении. В стихотворении «Железная дорога» поэт рисует картину народного труда, положенного на строительстве этой дороги, о казнокрадстве и притеснении. Но в то же время он утверждает, что русский народ

«вынесет все — и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе».

Любовь к народу сочетается у Некрасова с ненавистью к его угнетателям. В стихотворении » Размышления у парадного подъезда» с отвращением описывается жизнь важного чиновника, причем сам хозяин дома не появляется в стихотворении, олицетворением его бездушия становится парадный подъезд, к которому приходят простые русские люди, но их даже не пускают на порог.

О долготерпении своей Родины пишет поэт в стихотворении «Забытая деревня». В какой-то степени понятие «забытая деревня» можно считать символом всей России. Удивительное качество русского народа — долготерпение — выражается и в надежде на доброго барина, который приедет и рассудит. Но старого барина привозят только мертвым, а за ним идет уже новый барин, которому так же, как и старому, нет дела до судеб народа.

Русская женщина в поэзии Некрасова

Особое место в творчестве поэта, и в частности в теме Родины и народа, занимает образ русской женщины, в основном русской крестьянки. Тяжела жизнь русского крестьянина, но еще тяжелее жизнь русской женщины-крестьянки. В стихотворении «Русской женщине» Некрасов создает образ неподражаемой силы и красоты, которая может преодолеть все трудности:

«коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

Трагическим судьбам русских крестьянок посвящены поэмы «Мороз, Красный нос» (образ Дарьи, вдовы крестьянина Прокла), » Орина, мать солдатская» ( образ старухи-матери, потерявшей сына-кормильца). Не менее трагичен образ родной матери Некрасова, униженной и замученной мужем-тираном.

Любовь к Родине поэт сравнивает не с любовью к матери, что традиционно, а с любовью к женщине.

— пишет он в стихотворении «Памяти Добролюбова». Высшей нравственной целью поэт считает служение Родине, народу. Создавая образ Добролюбова, Некрасов говорит об идеале человека-гражданина, который

«труды, надежды, помышленья — все отдал»

Родине. Если бы таких людей не было в России,

Гражданские мотивы в лирике

Служения Родине и народу Некрасов требует и от поэта, который обязан быть гражданином:

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной.

Не может гражданин достойный

К Отчизне холоден душой.

Родина не только ненавистна, но и мила поэту. В 1857 году, возвращаясь из-за границы, он восторженно говорит:

За твой врачующий простор!

Родина для поэта и главный судия. В стихах, созданных после оды в честь Муравьева-вешателя, которую Некрасов написал, пытаясь спасти от закрытия свое детище — журнал «Современник», поэт не устает повторять:

«За каплю крови, общую с народом, прости меня, о родина, прости. »

Наша презентация (видео для урока)

Многое, что сказал о Родине и народе Некрасов, нашло живой отклик в сердцах русской интеллигенции. Многие стихи поэта в семьях читали, заучивали наизусть. Многое сохранилось и сейчас. И сейчас мы задаемся вопросом:

» вот приедет барин, барин нас рассудит».

Не изменилось во многом и положение русской женщины. Недаром поэт ХХ века Наум Коржавин, перефразируя Некрасова, писал:

«А кони все скачут и скачут, а избы горят и горят».

Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы

Мы сочувствуем недоверию ямщика к господам, действительно погубившим его несчастную жену Грушу. Но сочувствие это сталкивается с глубоким невежеством ямщика он с недоверием относится к просвещению и в нем видит, пустую господскую причуду

На какой-то патрет все глядит

Да читает какую-то книжку…

Иногда страх меня, слышь ты, щемит,

Что погубит она и сынишку

Учит грамоте, моет, стрижет…

И вот в заключение раздела снова тянется дорога — «небо, ельник и песок. Внешне она так же невесела и неприветлива, как и в первом стихотворении. Но в народном сознании совершается между тем благотворный переворот

Вижу я в котомке книжку. Знаю батька на сынишку.

Так, учиться ты идешь… Издержал последний грош.

Тянется дорога, и на наших глазах изменяется, светлеет крестьянская Русь, устремляясь к знанию, к университету. Пронизывающий стихи образ дороги приобретает у Некрасова не только бытовой, но и условный, метафорический смысл он усиливает ощущение перемены в духовном мире крестьянина.

Некрасов-поэт очень чуток к тем изменениям, которые совершаются в народной среде. В его стихах крестьянская жизнь изображается по-новому, не как у предшественников и современников. На избранный Некрасовым сюжет существовало много стихов, в которых мчались удалые тройки, звенели колокольчики под дугой, звучали песни ямщиков. В начале своего стихотворения «В дороге Некрасов именно об этом и напоминает читателю Скучно! Скучно. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку Песню, что ли, приятель, запой ‘• Про рекрутский набор и разлуку…

Но сразу же, круто, решительно, он обрывает обычный и привычный в русской поэзии ход. Что поражает нас в этом стихотворении Конечно же, речь ямщика, начисто лишенная привычных народно-песенных интонаций. Кажется, будто голая проза бесцеремонно ворвалась в стихи говор ямщика коряв и груб, насыщен диалектизмами.

В первом разделе поэтического сборника 1856 года определились не только пути движения и роста народного самосознания, но и формы изображения народной жизни. Стихотворение «В дороге — это начальный этап здесь лирическое «я Некрасова еще в значительной степени отстранено от сознания ямщика. Голос ямщика предоставлен самому себе, голос автора — тоже. Но по мере того как в народной жизни открывается поэту высокое нравственное содержание, преодолевается лирическая разобщенность, торжествует поэтическое «многоголосье. Прислушаемся, как звучат те же голоса в стихотворении «Школьник

— Ну, пошел же, ради Бога!

Небо, ельник и песок —

Эй! садись ко мне, дружок!

Чьи мы слышим слова Русского интеллигента, дворянина, едущего по невеселому нашему проселку, или ямщика-крестьянина, понукающего усталых лошадей По-видимому, и того и другого, два эти голоса слились в один.

О ком идет речь в стихотворении «Несжатая полоса Как будто о больном крестьянине. Даже приметы осеннего пейзажа — «поля опустели — схвачены здесь глазами пахаря. И беда осмыслена с крестьянской точки зрения жаль неубранной полосы, несобранного урожая. По-крестьянски одушевляется и земля-кормилица «Кажётся, шепчут колосья друг другу… «Помирать собрался, а рожь сей,— говорили в народе. И с наступлением смертного часа крестьянин думал не о себе, а о земле, которая останется без него сиротою. Но читаешь стихотворение и все более и более ощущаешь, что это очень личные, очень лирические стихи, что глазами пахаря поэт смотрит на себя. Так оно и было. «Несжатую полосу Некрасов писал тяжело больным, перед отъездом за границу на лечение в 1855 году. Поэта одолевали грустные мысли казалось, что дни уже сочтены, что в Россию он может не вернуться. И тут мужественное отношение народа к бедам и несчастьям помогало Некрасову выстоять перед ударом судьбы, сохранить духовные силы. Образ «несжатой полосы, как и образ «дороги в предыдущих стихах, обретает у Некрасова переносный, метафорический смысл это и крестьянская нива, но и «нива поэтического труда, тяга к котором; у больного поэта сильнее смерти, как сильнее смерти любовь хлебороба к труду на земле, к трудовой ниве.

В свое время Достоевский в речи о Пушкине говорил, о «всемирной отзывчивости русского национального поэта, умевшего чувствовать чужое как свое, проникаться духом иных национальных культур. Некрасов многое от Пушкина унаследовал. Муза его удивительно прислушлива к народному миропониманию, к разным, подчас очень далеким от поэта характерам людей. Это качество некрасовского таланта проявилось не только в лирике, но и в поэмах из народной жизни, а в науке получило название поэтического «многоголосья.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector