0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как вы думаете почему поэзия клюева

Литература. 11 класс

Конспект урока

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество

Перечень тем, рассматриваемых на уроке

1. Новокрестьянская поэзия;

2. Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии;

3. «Кулацкие» поэты.

Новокрестьянская поэзия – это течение поэтов, вышедших из народной среды. Они опирались на фольклорную традицию и литературную традицию XIX века.

Символизм – это литературно-художественное направление конца XIX – начала XX веков, которое через символы воплощает идею единства мира.

Старообрядчество – религиозное направление, возникших в результате церковного раскола в России в XVII в., стремившееся к сохранению старых церковных правил.

Поэтика литературного произведения – система структурно-композиционных и смысловых особенностей художественного произведения.

Образ (художественный) – элемент художественного целого, который обладает относительно самостоятельной жизнью и содержанием

Поэма – повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.

Список литературы

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.

2. Азадовский К. Жизнь Николая Клюева. Документальное повествование. М: журнал «Звезда», 2002 г. — 368 с.

1. Поберезкина П. Е. Николай Клюев: воспоминания современников. М: Прогресс-Плеяда, 2010 г.

2. Клюев Н. А. Стихотворения и поэмы, сборник. Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1986 г. — 888 с.

Материал для самостоятельного изучения

Серебряный век. Литература этого периода чрезвычайно разнообразна и отмечена целым рядом художественных направлений. Ярким самобытным событием начала XX века становится новокрестьянская поэзия.

Одним из ярких представителей является Николай Клюев. В своих стихах он воплощает мысль о труде как о творческом акте, освящённом тысячелетней традицией. Поэт показывает создание материальных и духовных ценностей, связывающих человека и землю в единое целое.

Поэт родился в деревне Коштуга, Вытегорского уезда Олонецкой губернии (на территории современной Вологодской области) в 1884 году. Семья была приписана к крестьянскому сословию, чем Клюев очень гордился, возводя свои истоки к старообрядчеству, к «неистовому протопопу» Аввакуму:

«Когда свяжу свою вязанку

Сосновых слов, медвежьих дум?

“К костру готовьтесь спозаранку”, —

Гремел мой прадед Аввакум!»

Отец – сиделец в винной лавке. Дед и мать – старообрядцы: первый из «самосожженцев», вторая – сказительница, «былинница» и «вопленица». Именно от матери, Прасковьи Дмитриевны, унаследована была Клюевым любовь к фольклору, песням, духовным стихам, сказам, преданиям, она приобщила сына и к так называемой раскольнической литературе.

Окончив церковно – приходскую школу и городское училище в г. Вытегре, будущий поэт много времени проводит за старопечатными и рукописными книгами, коих в доме писателя было в достатке. Он общается со странниками – староверами из разных общин, которые часто останавливались в их доме. Да и сама религиозная атмосфера в их семье во многом определяет поэтическое мировоззрение Клюева.

Он был разносторонним человеком, владел обширными знаниями в разных областях: фольклор, религиозные православные и языческие учения, говорил на трёх европейских языках, разбирался в древнерусской архитектуре, ориентировался в русской, западноевропейской и восточной литературе, был толкователем иконописи. Разумеется, Клюев был неординарным представителем крестьянства того времени.

Многие факты в биографии Николая Клюева известны только с его слов. Из-за чего образ поэта не лишён таинственности. Стилизация – по старообрядческим книгам и канонам живой староверческой культуры – стала отличительной чертой Клюева: его речи и внешнего облика, образного мышления и литературного творчества, душевного склада и духовосприятия, мировоззрения и мироосмысления.

Стремительно ворвавшись в литературу, Николай Клюев становится идеологом новокрестьянского направления, сохраняя на протяжении всего своего творческого пути тему избяной, мужицкой России с её обычаями, традициями и исконной русской верой.

«Но не стоном отцов

Моя песнь прозвучит,

А раскатом громов

Над землёй пролетит».

Начинающий поэт, в отличие от своих литературных отцов – крестьянских поэтов XIX века, не собирается петь грустную песню о тяжкой доле простого народа и с гордостью заявляет о своём крестьянском происхождении.

Свой имидж и литературное реноме среди столичной и московской публики Клюев выстраивает системно и целенаправленно – в образе «поэта от сохи».

Сотрудничество с революционными организациями, активная агитационная деятельность, участие в волнениях 1905 года приводят к аресту поэта.

Полгода Клюев проводит в вытегорской уездной тюрьме.

Революционность Клюева своеобразна. Он связывает свои взгляды прежде всего с идеей христианской жертвенности, тем самым основываясь на собственных религиозных представлениях:

«Я надену чёрную рубаху

И вослед за мутным фонарём

По камням двора пройду на плаху

С молчаливо-ласковым лицом».

Важнейшую роль в творческом пути Клюева и становлении его как поэта играет знакомство с Александром Блоком. Именно благодаря его содействию клюевские стихи были опубликованы в журналах «Золотое руно» и «Новая Земля». Свой первый стихотворный сборник «Сосен перезвон», вышедший в 1911 году и принесший ему известность, Николай Клюев выпускает с посвящением Блоку. Валерий Брюсов в предисловии к сборнику пишет:

«Поэзия Николая Клюева похожа на этот дикий, свободный лес, не знающий никаких “планов”, никаких “правил”. Стихи Клюева вырастали тоже “как попало”, как вырастают деревья в бору…».

Некоторое время Клюев тесно связан с Сергеем Есениным. Их объединяют общие интересы к русской истории, к её легендарным образам, связывает любовь к песенной, фольклорной стихии. Пик дружбы Есенина и Клюева приходится на 1915 – 1916 годы. Они вместе появляются на литературных вечерах и выступают с чтением произведений. Вокруг них вскоре объединяются и другие поэты крестьянской направленности.

Идеализация крестьянского быта – одна из отличительных примет есенинской лирики, находит отражение в его стихотворении «В хате». У Клюева же изба к тому времени становится символом надёжности крестьянского жизненного устройства.

Как и другие поэты – новокрестьяне Клюев восторженно встречает революцию и считает, что только её сила сможет помочь воплощению той Руси, которую в своей поэзии он называет «мужицким царством» и «берестяным раем». В его творчестве отчётливо прослеживаются политизированные, злободневно – публицистические мотивы. В 1918 году поэт вступает в большевистскую партию, откуда, правда, в 1920 году за религиозные убеждения его исключают. В 1919 году выходит самое полное собрание стихов Клюева – «Песнослов», на страницах которого, будучи ещё членом партии большевиков, поэт славит революцию и её новых вождей:

«Есть в Ленине керженский дух,

Игуменский окрик в декретах,

Как будто истоки разрух

Он ищет в “Поморских ответах”».

Вскоре автор становится неугоден советской власти, и его практически перестают печатать. Религиозность Клюева, его неутомимые споры с самыми передовыми пролетарскими поэтами, неприятие «одухотворения» революционной борьбы, позиция твёрдой защиты разрушаемых большевистским режимом устоев крестьянской жизни – всё это делает его чуждым для организаторов культурного процесса того времени – партии большевиков.

Советская официальная критика по отношению к поэту становится всё более жёсткой. Многие его произведения изымаются цензурой.

Советская официальная критика по отношению к поэту становится всё более жёсткой. Многие его произведения изымаются цензурой. После появления в 1920 – е годы поэмы «Мать – суббота», «Заозерье», «Деревня» на Клюева рушится волна отрицательных отзывов, его объявляют «кулацким поэтом». Издание его стихов в СССР полностью прекращается почти на полвека.

Особое место в творчестве Клюева занимает поэма «Погорельщина», написанная в 1927 году. Воспитанник старой веры, поэт показывает трагедию глазами старообрядцев. И хотя произведение изображает судьбу поселения поморцев 17-18 вв., в ней отчётливо слышится отклик на события 20-х годов ХХ века. Поэт пишет об утрате крестьянских ценностей и о распаде русской деревни. «Железный» ХХ век, с его буржуазными настроениями и «звериными» законами, влечёт за собой народные бедствия, разрушает деревенские нравы и обычаи.

«Не стало кружевницы Прони.

С коклюшек ускакали кони,

Лишь златогривый горбунок

За печкой выискал клубок,

Его брыкает в сутемёнки.

А в горенке по самогонке

Тальянка гиблая орёт —

Хозяев новых обиход».

Реакция советской власти не заставляет себя ждать. 2 февраля 1934 г. Его арестовывают и отправляют в пятилетнюю ссылку в посёлок Колпашево Нарымского края. «Я сгорел на своей Погорельщине, как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском», — пишет поэт в письме Сергею Клычкову.

Позже, благодаря ходатайствам неравнодушных к нему людей, Клюева переводят на поселение в Томск. Пережить «большой террор» ему не суждено. В 1937 году поэт вновь арестован.

Долгое время считалось, что Клюев умер от сердечного приступа на станции «Тайга». На самом же деле он был расстрелян предположительно 23 или 25 октября 1937 года в Томской тюрьме.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Подчёркивание.

К каким темам чаще всего обращались новокрестьянские поэты? Подчеркните все правильные ответы:

  • Тяжёлой женской доли;
  • Деревенской жизни;
  • Произволу власть имущих;
  • Прославлению городской жизни;
  • Религиозных верований.

Новокрестьянская поэзия – это течение поэтов, вышедших из народной среды. Поэтому правильные ответы: они обращались к теме деревенской жизни и теме религиозных верований.

Ввод с клавиатуры пропущенных слов

Особое место в творчестве Клюева занимает поэма _________, написанная в ____ году. Это произведение – результат внимательного изучения поэтом культуры ______ и знакомой ему с детства истории старообрядчества.

Читать еще:  В каком году появилась поэзия

Подсказка: основная сложность поэмы – многоплановость.

Особое место в творчестве Клюева занимает поэма «Погорельщина», написанная в 1927 году. Это произведение результат внимательного изучения поэтом культуры Древней Руси и, так знакомой ему с детства, истории старообрядчества.

Именно поэма «Погорельщина», написанная в 1927 году, посвящённая культуре Древней Руси, отмечена как одно из самых значительных произведений русской поэзии.

Как вы думаете почему поэзия клюева

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ КЛЮЕВ
(1884 – 1937)

Уроки литературы в 11 классе[1]

УРОК № 30
Тема.
Художественные и идейно-нравственные аспекты
новокрестьянской поэзии.
Н. А. Клюев: судьба, творчество

Цель: раскрыть учащимся художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии; показать её духовные и поэтические истоки; изучить творчество Н. А. Клюева; выделить из творческого наследия поэта стихотворения, в которых отобразились революционные взгляды автора; проанализировать революционный пафос поэта; раскрыть мотив революции в поэзии Н. А. Клюева; совершенствовать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: портрет Н. А. Клюева, тексты стихотворений, раздаточный материал для работы в группах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о художественных и идейно-нравственных аспектах новокрестьянской поэзии; самостоятельно готовят выступления о творчестве Н. А. Клюева; определяют место творчества Н. А. Клюева в русской крестьянской поэзии; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в аналитической работе в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Вспомните, кто в XIX в. писал о нелёгкой доле крестьянина?
• Кто ввёл русского крестьянина в качестве героя во все жанры поэзии? (Алексей Васильевич Кольцов; Николай Алексеевич Некрасов)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

— В 1910-е гг. в литературу входит новое поколение поэтов из крестьянской среды. В печати появляются книги стихов С. А. Клычкова, сборники Н. А. Клюева, первые произведения А. В. Ширяевца и П. В. Орешина. В 1916 г. выходит сборник стихов С. А. Есенина «Радуница».

Эти поэты были встречены критикой как посланцы в литературу и выразители поэтического самосознания новой русской деревни.

Дать современному читателю достаточно полное и научное представление о таком сложном, а порой и противоречивом литературном явлении, как поэзия Николая Клюева, — задача немалой трудности. Клюев — личность, незаурядная, яркая и, может быть, именно потому вызывавшая множество толков и пересудов. В истории литературного процесса 20–30-х гг. XX в. творчество Николая Алексеевича Клюева оставило свой яркий, необычайно оригинальный след. Истинное содержание его поэтической личности и литературная репутация, как это постепенно выясняется в последнее время, имеют весьма значительную дистанцию.

Поэзия Н. А. Клюева неизменно характеризовалась как «новокрестьянская», обращённая более к прошлому, нежели к современности и будущему, загромождённая религиозными и фольклорными образами и ассоциациями. Уже в 1910-е г. Н. Клюев заявил о себе как личность во многих отношениях примечательная, недаром он заслужил внимание таких выдающихся литераторов, как А. А. Блок, В. Я. Брюсов, Максим Горький, С. М. Городецкий, В. Миролюбов, С. А. Есенин и др.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя (лекция)

— Самобытным явлением в литературе стала так называемая «новокрестьянская поэзия». Литературное направление, представленное творчеством Н. Я. Клюева, С. А. Есенина, С. А. Клычкова, П. И. Карпова, А. В. Ширяевца, сложилось и утвердилось в середине 1910-х.

Понятие «новокрестьянская поэзия 1910-х годов», вошедшее в историко-литературный обиход, объединяет названных поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере.

Отношение крестьянских поэтов к национальным истокам было сложным, противоречивым, во многом обусловленным сложными обстоятельствами русской социальной жизни и идейной борьбой предреволюционного десятилетия. Единой творческой школы с единой идейной и поэтической программой они не образовали.

Новокрестьянских поэтов объединяли — при всех различиях творческого почерка и меры таланта — истовая любовь к деревенской России (в противовес России «железной»), желание высветить исконные ценности её верований и морали, труда, обихода. Кровная связь с миром природы и устного творчества, приверженность мифу, сказке определили смысл и «звук» новокрестьянской лирики и эпики; вместе с тем их создателям оказались внятны и стилевые устремления «русского модерна». Синтез древнего образного слова и новой поэтики обусловил художественное своеобразие их лучших произведений, а общение с Блоком, Брюсовым, другими символистами помогло творческому росту.

Философия «избяного космоса», всечеловеческий пафос, любовь к родине, культ трудовой нравственности, кровная связь с родной природой, благословение родному их душе миру красоты и гармонии — вот главные общие устои, объединявшие поэтов новокрестьянской плеяды.

До революции поэты-новокрестьяне делали попытки организационно объединиться, то создавая литературное общество «Краса», которое провело осенью 1915 г. поэтический вечер, получивший большую и далеко не благожелательную прессу, то принимая участие в создании литературно-художественного общества «Страда». Но эти общества просуществовали недолго и связь поэтов друг с другом всегда оставалась больше духовной, чем организационной.

Революцию они принимали с «крестьянским уклоном»: как осуществление народной мечты о мировой справедливости, совпадавшей для них со справедливостью социальной. Это не только установление справедливости на просторах России, но и братство народов всей земли.

Другая тема в их поэзии — тема крестьянского труда, глубинных связей его с бытом, с народным творчеством, с трудовой нравственностью. Исторически сложившуюся связь «природы», «куска хлеба» и, наконец, «слова» по-своему, в меру своего дарования, отразил каждый из поэтов.

Сготовить деду круп, помочь развесить сети,
Лучину засветить и, слушая пургу,
Как в сказке, задремать на тридевять столетий,
В Садко оборотясь иль в вещего Вольгу.

Эти стихи Клюева воплощают в себе мысль о труде как о творческом акте, освящённом тысячелетней традицией, созидающем одновременно с материальными и духовные ценности, связующем человека, землю и космос в единое целое.

Ещё одна тема, объединяющая поэтов новокрестьянской плеяды,— тема Востока, крайне существенная для русской поэзии, ибо Восток в ней понимался не как географическое, а как социально-философское понятие, противоположное буржуазному Западу.

Со сменой власти для поэтов-новокрестьян ничто не изменилось в лучшую сторону — их продолжали гнать и травить с ещё большим ожесточением. После гибели Есенина в конце 1920-х гг. Н. А. Клюев, С. А. Клычков, П. В. Орешин и их более молодые сотоварищи и последователи В. Наседкин, Иван Приблудный были объявлены идеологами подлежащего слому «кулачества» и выразителями «кулацкой морали мироедов». Судьбы новокрестьянских поэтов после Октября (в пору их наибольших достижений) сложились трагически: идеализацию ими деревенской старины сочли «кулацкой».

В 1930-е годы они были вытеснены из литературы, стали жертвами репрессий.

2. Работа с портретом Н. А. Клюева

• Внимательно всмотритесь в лицо поэта. Что можно сказать о человеке, судя по его внешности?
(Проникновенный взгляд, борода, усы, необычная причёска, одежда)

У ч и т е л ь.
Вот что пишет о Н. А. Клюеве С. М. Городецкий: «Клюев — тихий и родимый самый, сын земли с углублённым в даль души своей сознанием, с шепотливым голосом и медленными движениями. Лик его с морщинистым, хотя и юным лбом, со светлыми очами, далеко сдвинутыми под вздёрнутые резкими углами брови, с запёкшимися деревенскими устами, с лохматой бородёнкой, а волос весь дико-русый,— знакомый лик в глубине своей живущего человека, только её хранящего и только её законам верного. Низкорослый и скула стый мужичонка этот всем обликом своим говорит о божественной певучей силе, обитающей в нём и творящей».

3. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве Н. Клюева

(Учащиеся составляют тезисы.)

— До Клюева поэты, вышедшие из народа, являлись выразителями чаяний угнетённого состояния самого многочисленного класса России; скорбь и грусть, порождённые бесправным состоянием крестьянства и городской бедноты, были основными мотивами их творчества. А уроженец северного Олонецкого края Н. А. Клюев пришёл в литературу с другими темами.

Он с гордостью заявил о своём крестьянском происхождении. В 1907 г. тогда ещё никому не известный молодой поэт пишет Александру Блоку: «Простите мою дерзость, но мне кажется, что если бы у нашего брата было время для рождения образов, то они не уступали бы вашим. Так много вмещает грудь строительных начал, так ярко чувствуется великое окрыление».

Разобраться в общественных и идейно-художественных убеждениях Клюева, трагически совмещавшего в своём творчестве противоречивые тенденции, нам и поможет Александр Блок, а затем и Сергей Есенин. Блок открыл «олонецкого крестьянина» (свои первые стихотворные опыты, посылая их в столичные журналы, Клюев подписывал: «Крестьянин Николай Олонецкий») как талантливого поэта и самобытного мыслителя, кровно связанного с жизнью народа, с бытом и психологией русского крестьянина, с отечественной культурой.

Получив от Клюева статью «С родного берега», Блок назвал её «важнейшим документом» и сохранил этот «документ» для потомства.

В поэзии Н. А. Клюева нашли отражение особенности крестьянского миропонимания, наивность крестьянской массы, её патриархальные настроения, желание уйти от мира. Мотивы народного гнева и горя, прозвучавшие в ранних стихах Н. А. Клюева в 1905–1906 гг. («Народное горе», «Где вы, порывы кипучие»), исполненных демократических настроений, сменяются мотивами, заимствованными из религиозной старообрядческой книжности, духовных стихов.

Читать еще:  Признано что поэзия есть явление языка

Н. А. Клюев резко противопоставляет современному «миру железа» патриархальную деревенскую «глухомань», идеализирует старую деревню, её «избяной» быт с расписными ендовами[2], бахромчатыми платами селянок, лаковыми праздничными санями.

Первая же книга Клюева «Сосен перезвон» (1911) стала заметным явлением в поэзии тех лет. Стихотворения первой поэтической книжки Клюева поражали читателей своей необычностью, отсутствием нивелирующей индивидуальность упорядоченности ритмов, образов, тропов. Валерий Брюсов в предисловии к сборнику сравнивал клюевские стихи с диким лесом, который разросся «как попало по полянам, по склонам, по оврагам. Ничего в нём не предусмотрено, не предрешено заранее, на каждом шагу неожиданности — то причудливый пень, то давно повалившийся, обросший мхом ствол, то случайная луговина,— но в нём есть сила и прелесть свободной жизни… Поэзия Клюева похожа на этот дикий свободный лес, не знающий никаких “планов”, никаких “правил”».

Стихотворения второй книги Н. А. Клюева «Братские песни» (1912) по строены на мотивах и образах, взятых из духовных песнопений. Это песни, сочинённые для «братьев по духу». В бытописи Н. А. Клюева нет примет реальной жизни новой деревни, разбуженной революцией 1905 г., нет общественных помыслов и дум русского послереволюционного крестьянства. Описания деревенского быта, народных обрядов, обычаев, мифологические мотивы, часто развёрнутые в тему целого стихотворения,— всё это существует в его поэзии как бы вне современности. По стилю и художественной образности стихотворения Н. А. Клюева этого периода близки духовным песням.

На Первую мировую войну он откликнулся почти никем не понятым «Беседным наигрышем», в котором так удивительно вскрыл стародавнюю народную правду об исконной борьбе «земли» с «железом». И на революцию отозвался хоть немногими, но глубокими и подлинными строками. «Песнь Солнценосца» по глубине захвата далеко превосходит всё написанное до сих пор о русской революции. Ибо революция для Клюева, народно-глубинного поэта — не внешнее только явление; он переживает её изнутри как поэт народный; за революцией политической, за революцией социальной он предчувствует и предвидит революцию духовную.

Единственный путь к возрождению Руси для Н. А. Клюева — вера:

Святая Русь, мы верим, верим!
И посохи слезами мочим…
До впадин выплакать бы очи,
Иль стать подстрешным воробьём,
Но только бы с родным гнездом…

Итоговым становится опубликованный уже после революции двухтомник «Песнослов» (1919).

4. Комплексный анализ стихотворений
(работа в группах)

План

1. Место стихотворения в творчестве поэта.
2. Ведущая тема, сюжет, композиция произведения.
3. Восприятие, оценка, истолкование стихотворения.

3-я группа.
«Я люблю цыганские кочевья…»;

5-я группа.
«Александру Блоку»

Презентация результатов работы

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Выполнение интерактивного упражнения
«Мозговой штурм»
(работа в парах)

• Что вы знаете о художественных традициях Русского Севера? Вспомните имена сказителей, воплениц, проповедников, прославивших этот край.

• Что в истории Русского Севера позволило Клюеву гордиться своим происхождением? Найдите примеры этой гордости в стихах поэта.

• В поэтике Н. А. Клюева — множество символов из художественного мира русского фольклора, в том числе наиболее любимые им образы — птицы Сирина, Алконоста. Найдите в стихотворениях и поэмах Клюева примеры использования этих образов. Расшифруйте их символику.

VI. Домашнее задание

Подготовить рабочие материалы к контрольному сочинению на одну из предложенных тем:
«Тема творчества и судьбы художника в лирике «Серебряного века» (на материале двух-трёх стихотворений по выбору учащихся)»;
«“Тень несозданных созданий”: мир творческого воображения в лирике одного из поэтов “Серебряного века”»;
«Поэзия мысли и поэзия души в творчестве поэтов “Серебряного века” (на материале нескольких стихотворений одного из поэтов по выбору)»;
«Сочинение-интервью с поэтом “Серебряного века”» (по выбору учащихся).

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

2. Ендова́ – большая посуда для питья, использовавшаяся в крестьянском быту. (вернуться)

Н.А. Клюев: новокрестьянская поэзия

Николай Алексеевич Клюев (1884–1937 гг., расстрелян) – русский поэт, представитель так называемого новокрестьянского направления в русской поэзии XX века.

Впервые стихи Клюева появились в печати в 1904 году. На рубеже 1900-х и 1910-х годов Клюев смело использовал приемы символизма, насыщал стихи религиозной образностью и диалектной лексикой. Первый сборник – «Сосен перезвон» – вышел в 1911 году. Творчество Клюева было с большим интересом воспринято русскими модернистами, о нем как о «провозвестнике народной культуры» высказывались Александр Блок, Валерий Брюсов и Николай Гумилев.

Николая Клюева связывали сложные отношения (временами дружеские, временами напряженные) с Сергеем Есениным, который считал его своим учителем. В 1915–1916 годах Клюев и Есенин часто вместе выступали со стихами на публике, в дальнейшем их пути (личные и поэтические) несколько раз сходились и расходились.

Стихи Клюева рубежа 1910-х и 1920-х годов отражают «мужицкое» и «религиозное» приятие революционных событий, он посылал свои стихи Ленину, хотя несколькими годами раньше, вместе с Есениным, выступал перед императрицей.

Позже Николай Клюев, как и многие новокрестьянские поэты, дистанцировался от советской действительности, разрушавшей традиционный крестьянский мир; принципиальным для него было сохранение «дедовской веры» – даже в контексте принимаемых поэтом революционных преобразований (сборники «Песнослов», «Медный кит», «Избяные песни», «Изба и поле», поэмы «Мать-Суббота», «Плач по Есенину», «Заозерье»).

После публикации поэмы «Деревня» (1927 г.) Клюев был подвергнут резкой критике за тоску по разрушенному сельскому «раю» и объявлен «кулацким поэтом». Ноты «кулацкого» протеста звучали в известных по фрагментам поэмах Клюева «Соловки» и «Погорельщики» (1927 г.); в опубликованной в 1991 году поэме «Песнь о Великой Матери», проникнутой автобиографическими и провиденциальными мотивами, в стихотворном цикле «О чем шумят седые кедры» (1933 г.).

Для «деревенской» прозы важны два ключевых понятия

«Мужицкое» и «религиозное» приятие революционных событий 1917 года отражено в поэзии

Н.А. Клюев – автор поэмы

Н.А. Клюев не является автором поэмы

Н.А. Клюев не является автором поэтического сборника

После публикации поэмы «Деревня» (1927) был подвергнут резкой критике за тоску по разрушенному сельскому «раю» и объявлен «кулацким поэтом»

Представителем новокрестьянского направления в русской поэзии XX века был

Н.А. Клюев – представитель поэзии

Религиозной образностью и диалектной лексикой насыщены стихи

«Провозвестником народной культуры» Александр Блок, Валерий Брюсов и Николай Гумилев называли

Николая Алексеевича Клюева считал своим учителем

Путь на плаху поэта Николая Клюева

135 лет назад, 10 ст.ст. (22 октября по н.ст.) 1884 года родился поэт Николай Клюев — основоположник новокрестьянской поэзии, жертва сталинского террора. Расстрелян между 23 и 25 октября 1937 года.

«Роль Клюева в русской лирике XX века не разобрана, не оценена, не отмечена даже.
Клюев был великий знаток людей, великий искатель талантов. Ни Горький, ни Блок талантом этим не обладали. Клюев ввёл последовательно в русскую поэзию: Есенина, Клычкова, Васильева, Прокофьева. Именно Клюев дал им знамя и вывел на крестный путь поэзии, научил жить стихом».
(Варлам Шаламов)

Отец, Алексей Тимофеевич Клюев (1842—1918) — урядник, сиделец в винной лавке. Мать, Прасковья Дмитриевна (1851—1913), была сказительницей и плачеёй. Клюев учился в городских училищах Вытегры и Петрозаводска. Среди предков были староверы, хотя его родители и он сам (вопреки многим его рассказам) не исповедовали старообрядчества.
Участвовал в революционных событиях 1905—1907 годов, неоднократно арестовывался за агитацию крестьян и за отказ от армейской присяги по убеждениям. Отбывал наказание сначала в Вытегорской, затем в Петрозаводской тюрьме.

Впервые стихи Клюева появились в печати в 1904 году. На рубеже 1900-х и 1910-х годов Клюев выступает в литературе, причём не продолжает стандартную для «поэтов из народа» традицию описательной минорной поэзии в духе И.З. Сурикова, а смело использует приёмы символизма, насыщает стихи религиозной образностью и диалектной лексикой. Первый сборник — «Сосен перезвон» — вышел в 1911 году. Творчество Клюева было с большим интересом воспринято русскими модернистами, о нём как о «провозвестнике народной культуры» высказывались Александр Блок (в переписке с ним в 1907 году; оказал большое личное и творческое влияние на Клюева), Валерий Брюсов и Николай Гумилёв.
Николая Клюева связывали сложные отношения (временами дружеские, временами напряжённые) с Сергеем Есениным, который считал его своим учителем. В 1915—1916 годах Клюев и Есенин часто вместе выступали со стихами на публике, в дальнейшем их пути (личные и поэтические) несколько раз сходились и расходились.

1918 г. Клюев — большевик. Гордится этим беспредельно.
Окончательно складывается стилистика поэтики космогонической мужицкой культуры: «Свить сенный воз мудрее, чем создать «Войну и мир»».
Сборники «Скифы», «Красный звон». Клюев — «подлинно первый народный поэт!» (И.-Разумник).
1919 г. Произносит знаменитое: «Мир хижинам, война дворцам! Цветы побед и честь борцам!». (Гимн Великой Красной Армии.)

Клюев воинственен, грозен, непримирим к врагам революции. Издаёт сборники «Ленин» (неровный, вымученный, но чрезвычайно благодарственный); «Медный кит», перекликающийся с патриотическим настроем популярного тогда, — любимого Клюевым, — бельгийца Верхарна. Где народ справляет новоселье в собственном дому, хотя ещё и недостроенном: «Ликуй, народ родной!»
Хлыщи в котелках и мамаши в батистах,
С битюжьей осанкой купеческий род,
Не вам моя лира — в напевах тернистых
Пусть славится гибель и друг-пулемёт.

Читать еще:  Какие принципы воплотились в поэзии лермонтова

1920 г. Его, восхваляющего ленинские идеалы, вышвыривают — будто шелудивого пса, за ненадобностью, — из партии. По идеологическим расхождениям — в чаянии «пшеничного» мужицкого рая.
Новые советские люди перестают понимать клюевских «Богородиц», «Святогоров», «ризы Серафима», «Божьи гостинцы».
«Брось ты петь эту стилизованную клюевскую Русь с её несуществующим Китежем и глупыми старухами. …Всё это, брат, было, вошло в гроб, так что же нюхать эти гнилые колодовые останки?» — сетует ученик-Есенин в письме к Ширяевцу.
К этому моменту клюевский помазанник во всю ивановскую фестивалит во славу прогресса, самонадеянно порвав со старшим братом.

1923—1926. Создаются выдающиеся произведения о Советской России «Ленин», «Богатырка» и «Ленинград». (Выдающиеся с точки зрения жизнерадостного советского пафоса — на потребу.) Несмотря на то, «кулацкий» меч Троцкого уже занесён над головой всеславного пиита.
Внезапно начались аресты, пока недолгие.
«Привели меня в Питер по этапу, за секретным пакетом, под усиленным конвоем. А как я перед властью омылся и оправдался, вышел из узилища на Гороховой, как веха в полдень, ни угла у меня, ни хлеба».

В дом пришла нужда. Пронизанная неоплаканным смертным горем по песенному брату Есенину, покинутого Ангелом, чью судьбу он предвидел воочию: «А всё за грехи, за измену зыбке, запечным богам Медосту да Власу». — В 26-м создав в память обожаемому брату-отступнику поэму-реквием «Плач о Сергее Есенине»: «Овдовел я без тебя, как печь без помяльца».

1927 г. Поэмы «Заозерье» и «Деревня».
Он так и не выбрался из старых понятий. Не принял, не понял индустриализации современной деревни: «Уму — республика, а сердцу — Матерь-Русь».

1929 г. Дальше — больше.
Назван «кулацким подголоском», «бардом кулацкой деревни». Так и хочется сказать: «наконец-то», после стольких лет восхваления и почитания, но… Он к тому действительно долго шёл. Посыпанной пеплом прямолинейностью и перегибами натравив на себя рапповскую, отнюдь и далеко не вакантную от натяжек и преувеличений критику. Причём вульгарно-социалистическую, дурную до истерики: «И Ленина ведь он сумел окулачить!» (Безыменский).

И это после «Погорельщины», гимна созидательному гению русского народа, — вершины клюевского творчества! «Погорельщина» объявлена вскоре контрреволюционной.
Сам Клюев в письмах поэту Сергею Клычкову и В.Я. Шишкову называл главной причиной ссылки свою поэму «Погорельщина», в которой усмотрели памфлет на коллективизацию и негативное отношение к политике компартии и советской власти. Аналогичные обвинения (в «антисоветской агитации» и «составлении и распространении контрреволюционных литературных произведений») были предъявлены Клюеву и в связи с другими его произведениями — «Песня Гамаюна» и «Если демоны чумы, проказы и холеры…», входящими в неоконченный цикл «Разруха». Во втором стихотворении цикла, например, упоминается Беломоро-Балтийский канал, построенный с участием большого числа раскулаченных и заключённых:

То Беломорский смерть-канал,
Его Акимушка копал,
С Ветлуги Пров да тётка Фёкла.
Великороссия промокла
Под красным ливнем до костей
И слёзы скрыла от людей,
От глаз чужих в глухие топи

Стихотворения из цикла «Разруха» хранятся в уголовном деле Н. Клюева как приложение к протоколу допроса.

Основанные на выдуманных домыслах обвинения, вопреки попыткам противостоять махровой подозренческой лжи (в заметках В.Полонского например), выкинули Николая Алексеевича Клюева за борт советской литературы. Поэта подлинного и яркого, как заявлял Полонский. Поэта с державинской ощутимостью предметов и живописных образов вселенского декорума (но без державинских излишеств): «…беседная изба — подобие вселенной». — Близких к рериховским, фресковым:

Оттого в глазах моих просинь,
Что я сын великих озёр.
Точит сизую киноварь осень
На родной беломорский простор.

Сильно ухудшилось здоровье…

1930 г. Мёртвый Есенин, живые пока Клюев, Клычков, Орешин — объявлены врагами, начётчиками, завзятыми представителями деревенского кулачества.
Вот так, всё просто.

Клюева перестают печатать. Им интересуется НКВД. Его выводят из состава секции поэтов Союза Советских писателей. Далее — переезд в Москву — там якобы посвободней.
Но тщетно: «Пегасу русскому в каменоломне нетопыри вплетались в гриву и пили кровь, как суховеи ниву…»
Никак не помогший народу срифмовать «родной овечий Китоврас» и «соломенную деревню» — с «ударной бригадой» и «прибоем пшеницы». Цитирующий наизусть Канта, Гегеля, Маркса и Ленина; всеобразованнейший (причём самостоятельно и причём энциклопедически) поэт-философ стоит на паперти и просит милостыню. Невзирая на то что дома висит не абы какая дешёвка, а рублёвские иконы! — продать их смерти подобно.

1934 г. 5 лет административной ссылки в Томскую область за разложенчество и агитацию. (Ст. 58-я, пункт 10.) «Я перенёс воспаление лёгких без всякой врачебной помощи — от этого грудь хрипит бронхитом и не даёт спать по ночам. Сплю я на голых досках под тяжёлым от тюремной грязи одеялом, которое чудом сохранилось от воров и шалманов, — остальное всё украли в первые дни этапов», — пишет он оттуда.

Потом ещё, в глубоком отчаянии.
Прошение:
«…от чистого сердца заявляю ВЦИКомитету следующее: признаю и преклоняюсь перед Советовластием как единственной формой государственного устроения, оправданной историей и прогрессом человечества!
Признаю и преклоняюсь перед партией, всеми её директивами и бессмертными трудами!
Чту и воспеваю Великого вождя мирового пролетариата товарища Сталина!
Прошу помилования».
(Не дошло до адресата.)

Его переводят в Томск. Где становится чуть легче. «Милость и снисхождение», — замечает он в послании Н.Христофоровой. (На самом деле перевод — «милость» местной власти: по состоянию здоровья.)

1936 г. Разбивает паралич. «…теперь я калека».
К слову, в письмах Клюева последних лет — обилие цитат из Гомера, Феогнида, сектантских гимнов, Евангелия. В душе он прежний. Внешне — полностью сломлен: «Есть две страны; одна — Больница, другая — Кладбище…».
Отправленная в Ленинград поэма «Кремль» заканчивалась воплем: «Прости, иль умереть вели. » (В печати не появилась. Текст утрачен.)

1937 г. Вдогонку — 4 месяца ареста по обвинению в подготовке вооружённого восстания против Советской власти. Клюев, не встающий с кровати, — один из доказанных вождей. 13 октября того же года на заседании тройки управления НКВД Новосибирской области приговорён к расстрелу по делу о никогда не существовавшей «кадетско-монархической повстанческой организации „Союз спасения России“».
Расстрелян между 23—25-м октября.

Размытая дата расстрела, возможно, объясняется тем, что с 01:00 23 октября до 08:00 25 октября в Томске не было центрального электроснабжения ввиду ремонта местной ГЭС-1. В подобных случаях сотрудники НКВД, приводившие приговоры в исполнение в течение двух ночей (23 и 24 октября) с использованием фонаря «летучая мышь», могли оформить документы задним числом для всей партии только после того, как в городе появился электрический свет (25 октября).
Вероятно, местом расстрела и братской могилы, где упокоился поэт, стал один из пустырей в овраге (так называемом Страшном рве) между Каштачной горой, и пересыльной тюрьмой (ныне — СИЗО-1 по улице Пушкина, 48).

Конфискована тоненькая тетрадь со стихами, шесть страниц отдельных рукописей, девять книг и удостоверение личности № 4275.

Сбылась предсказанная самому себе могила без адреса, креста и погоста:
Миновав житейские вёрсты,
Умереть, как золе в печурке,
Без малинового погоста…

Или: «…при пролетарской культуре такие люди, как я, и должны погибнуть» (из письма Миролюбову, 1918).
В этом же октябре расстрелян Сергей Клычков. Через полгода — Пётр Орешин.

Непонятый при жизни, вобравший в себя целую эпоху российского заоблачного бытия, он кажется таким и поныне. Непонятым. Неразгаданным. Суровым. Добрым. Пишущим про октябрь — месяц своего рождения:

Октябрьское солнце, косое, дырявое,
Как старая лодка, рыбачья мерда,
Баюкает сердце, незрячее, ржавое,
Как якорь на дне, как глухая руда…

…волею судьбы оказавшийся месяцем смерти.
«Жизнь моя — тропа Батыева. От Соловков до голубиных китайских гор пролегла она: много на ней слёз и тайн запечатленных…» (Николай Клюев)


(отсюда)

Я надену черную рубаху
И вослед за мутным фонарем
По камням двора пройду на плаху
С молчаливо-ласковым лицом.

Вспомню маму, крашеную прялку,
Синий вечер, дрёму паутин,
За окном ночующую галку,
На окне любимый бальзамин,

Луговин поёмные просторы,
Тишину обкошенной межи,
Облаков жемчужные узоры
И девичью песенку во ржи:

Узкая полосынька
Клинышком сошлась —
Не вовремя косынька
На две расплелась!

Развилась по спинушке,
Как льняная плеть, —
Нe тебе, детинушке,
Девушкой владеть!

Деревца вилавого
С маху не срубить —
Парня разудалого
Силой не любить!

Белая березонька
Клонится к дождю.
Не кукуй, загозынька,
Про судьбу мою.

Но прервут куранты крепостные
Песню-думу боем роковым.
Бред души! То заводи речные
С тростником поют береговым.

Сердца сон, кромешный, как могила!
Опустил свой парус рыбарь-день.
И слезятся жалостно и хило
Огоньки прибрежных деревень.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector