0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как вы думаете почему стихотворение о поэте и поэзии

ГДЗ литература 9 класс, Коровина; поэзия XIX века. Расскажите о стихотворении Пушкина

Расскажите о стихотворении или стихотворениях Пушкина, посвящённых поэту или поэзии. В чём их пафос?

Тема поэта и поэзии, размышления о роли поэта в мире были очень важны для Пушкина. Жизнь и поэзия для него были «одно». То, что ещё в Лицее Пушкин осознал себя Поэтом, которого «благословил» на творчество Г. Р. Державин, наложило особый отпечаток на его мировоззрение. В лирике Пушкина множество стихов посвящены теме поэта и поэзии, среди них такие знаменитые, как «Пророк», «Поэт», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ».
В стихотворении «Поэт» поэт изображён как человек, одновременно принадлежащий двум мирам: реальному и поэтическому. Автор признает за ним право быть «малодушно» погруженным «в заботах суетного света». Однако поэт тут же забывает о светской суете, когда чувствует приближение вдохновения. В этот момент он чудесно преображается. Он уже не властен над собой, его «чутким слухом» правит «божественный глагол». Он бежит от людей, от общества, ищет уединения в природе. Он полон «лирического волнения», и, кажется, лишь в эти мгновения живет настоящей жизнью.
Творчество, творческое вдохновение, Пушкин воспринимает как нечто, данное поэту свыше. Поэт у Пушкина не сам придумывает слова, он слышит «божественный глагол». Поэтому поэт нередко сравнивается с Пророком. Образу поэта-пророка посвящено стихотворение «Пророк». Высокий стиль стихотворения, его торжественная интонация показывают, каким значительным содержанием наполнена для Пушкина пророческая роль поэта. Предназначение поэта в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей». Поэтическое творчество превращается в служение, исполнение божьей воли. Перед этим поэт, томимый «духовной жаждою», должен пройти ряд мучительных превращений. Шестикрылый серафим вырывает у пушкинского пророка его грешный язык, «и празднословный, и лукавый». На его место ангел вкладывает «жало мудрыя змеи», ведь устами поэта говорит сам Господь. Пушкинский поэт обладает сверхъестественными способностями:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
С одной стороны, так, метафорически, Пушкин описывает поэтическое воображение, ведь сила мысли способна за секунду преодолевать любые физические и временные расстояния. В своих творениях поэт может рассказать и о древней старине, и о заморских странах, где он никогда не бывал. Однако все это должно только помогать поэту, осуществлять его божественное предназначение, провозглашать истину, никого и ничего не боясь.

Конспект урока по литературе «Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина»

Тема поэта и поэзии в лирике А. Пушкина

Читать еще:  Сочинение на тему лирика ахматовой как поэзия женской души

Выяснить, в чем заключается своеобразие Пушкина в интерпретации тема поэта и поэзии

-образовательные:

1) проследить развитие темы «Поэта и поэзии в лирике Пушкина» на разных этапах творчества;

2) обратиться к лирическим текстам Пушкина на данную тему.

-развивающие:

1) развивать навыки выразительного чтения стихотворений;

2) развивать навыки анализа текстов лирических произведений.

-воспитательные:

1) воспитывать внимательное отношение к поэзии.

Вступительный этап

Рано или поздно любой человек задумывается о смысле жизни. Задаёт себе следующие вопросы: зачем я живу? в чем смысл моей жизни? Александр Сергеевич Пушкин — не исключение. Ответы Пушкина на данные вопросы мы находим в цикле стихов, посвященных теме поэта и поэзии .

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина является сквозной (так же как и тема свободы) и занимает одно из ведущих мест. Вообще тема поэта и поэзии берет свое начало с античной литературы, а именно: с оды Горация «К Мельпомене» ( Я памятник вознес…) . Далее тема находит воплощение в творчестве Ломоносова и Державина. Пушкин является одним из продолжателей этой темы. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся выяснить: в чем своеобразие Пушкина в интерпретации этой темы.

Теперь давайте обратимся к лицейскому этапу творчества Пушкина. Какой основной мотив этого периода? (анакреонтический, так называемая «легкая поэзия»). Молодой поэт думает, что он мастер слова и рисует себя в образе мудреца-эпикурейца, беспечно наслаждающегося легкими радостями бытия. Уже в 14 лет Пушкин начинает задумываться и приходит к выводу, что труд поэта значим не менее, чем труд другого человека. Самое первое опубликованное стихотворение Пушкина — «К другу стихотворцу» (1814). Поэт, не решившись полностью раскрыть свое имя, подписал «Александр Н. к. ш. п. », где после имени nocтавлены согласные его фамилии в обратном порядке. В лицейской лирике эта тема всего лишь намечается — поэт с ней играет.

Следующий период творчества поэта – Петербургский был рассмотрен на прошлом уроке. Как мы выяснили, основная тема данного периода – тема свободы.В данный период жизни Пушкин считает основной целью поэта проповедование вольности. На нем мы подробно останавливаться не будем.

Таким образом, в первые 2 периода творчества поэта тема поэта и поэзии у Пушкина представлена слабо.

Сегодня мы обратимся к стихотворениям Пушкина более поздним – московского и болдинского периода. Его перу принадлежат более десятка стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. Важнейшие из них: “Пророк” (1826), “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824), “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830), “Эхо” (1831), “Из Пендимонти” (1836), “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ” (1836).

Читать еще:  Какие классические традиции наследует современная поэзия

Анализ стихотворения «Пророк»

Одним из самых ярких стихотворений А.С. Пушкина является стихотворение «Пророк».Оно было написано в 1826 году. Стихотворение близко по жанру к духовной оде. Стихотворение интересно сравнить с его библейским источником. В «Книге пророка Исайи»говорится о том, как человек желал сделаться пророком (пророк в Библии – вестник воли Божьей, предсказатель). У Пушкина герой не считает себя существом высшего порядка и не готовился стать пророком. Его выбрал шестикрылый серафим, и все действия этот ангел высшего чина будет производить с человеком, не спросив его желания.

Почему выбор пал именно на этого человека?

Потому что «он был духовной жаждою томим» (т.е. не удовлетворялся лишь благами материального мира), «перепутье», где его встретил Серафим, тоже знак духовных исканий будущего пророка.

В чем особенность построения стихотворения? Почему физическому преображению героя посвящена большая часть стихотворения?

В результате действий Серафима преображаются органы чувств и тело человека: пророк должен иметь нечеловеческую зоркость взгляда, особый слух, иные, чем у обычного человека язык и сердце. Миссия ангела – преобразовать будущего пророка.

Что происходит с органами чувств и телом человека?

Глаза стали «вещими», то есть очень многое они увидели. И стал слышать то, что недоступно для человеческого слуха: «И внял я неба …». Грешный язык заменил жалом мудрой змеи. Человеческое сердце вынул и в грудь водвинул «угль, пылающий огнем».

Анализ стихотворения «Поэт»

Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году, когда Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении.

Предлагаю поделить стихотворение условно на 2 части, чтобы проследить изменение чувств лирического героя. Первая часть – это жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода Музы. Автор показывает, что без творчества поэт не может существовать, что он задыхается в серой массе жизненных проблем. А вторая часть – это период сотворения поэтом чего-то нового. И тогда уже ничто в целом мире не может сломить великую силу поэта, его голос проникающий повсюду. Он как бы становится выше всех людей, для него исчезает все вокруг, и он остается один на один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта.

— Каким образом поэт услышал «требования Апполона»?

Оно приходит в виде «Божественного глагола». По Пушкину, начало творческого процесса неожиданно для поэта и вдохновлено божеством (то есть творческое вдохновение – от Бога). Именно могучая сила вдохновения переводит жизнь поэта в другое русло, отрывая от мирской суеты.

Читать еще:  Астольф де кюстин поэзия

— Давайте посмотрим по тексту как меняется поэт?

— он отстаняется от людей

— перестет поклоняться «народному кумиру»

— он тоскует «окруженными забавами»

— Как в этот момент складываются отношения поэта и общества?

Он становится гордым, «диким и суровым», погружается в себя, не может находится среди обычных людей.

— Как вы думаете, почему?

Вдохновение требует одиночества.

«Бежит он… на берега пустынных волн в широкошумные дубровы» — поэтическая условность, символы покоя и уединения.

Анализ «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

В конце жизни Пушкин находит мощный способ выражения своих заветных мыслей о назначении поэзии. В 1836 году написано его знаменитое стихотворение «Я памятник себе воздвиг себе нерукотворный…», который принято называть просто «Памятником».

Какие поэты были литературными предшественниками в этой теме?

Древнеримский поэт Гораций, эпиграфом которого открывается стихотворение. В русской литературе эту мысль продолжили Ломоносов, Державин.

С чем сравнивает Пушкин свой нерукотворный памятник?

Пушкин начинает со сравнения: свой нерукотворный памятник», воздвигнутый поэзией, он сравнивает с «Александрийским столпом». Что здесь имеется в виду – маяк в Александрии или Александровская колонна на Дворцовой площади в Петербурге, воздвигнутая ненадолго до написания стихотворения? Божественный смысл подлинной поэзии начинает обнаруживаться первых строк стихотворения: памятник этот – «нерукотворный», он «вознесся» словно не по воле людей, а собственной силой.

Какая мысль является духовно-филосовским центром стихотворения?

Величественная мысль о преодолении смерти. Вечная жизнь человека обеспечена настоящей поэзией:

«Нет, весь я не умру…

Обращение к музе в последней строфе. Как вы понимаете её смысл?

В конце стихотворения есть призывы – увещевания к своей музе. Чтобы обеспечить себе бессмертие, надо быть послушным «веленью Божию» и научиться не реагировать ни на обиды, ни на почести, ни на неправедный суд.

Так соединились в конце жизни Пушкина его ранние требования к подлинной поэзии

независимость от мнений толпы;

исполнение воли Бога;

с поздними представлениями об укорененности настоящей поэзии в народной почве, ее причастности нетленным народным ценностям

Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Нашей задачей было – проследить, в чем своеобразие Пушкина в интерпретации данной темы. Поэт – человек сверхординарный (не такой как все) с искрой небесной огня, который призван будить в людях все лучшее и который говорит особым высоким языком. К такому выводу Пушкин шел на протяжении всего творчества.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector