0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как вы знаете поэзия часто наделяет

Контрольная работа по литературе для 6 класса по теме «Лирика М. Ю. Лермонтова»

Работа по литературе для 6 класса.

1. Вид работы: для тематического контроля.

Цель контроля : проверить уровень усвоения учащимися материала по теме «Лирика М. Ю. Лермонтова» в соответствии с требованиями учебной программы.

2. Перечень проверяемых образовательных результатов:

1. Определять тему и основную мысль произведения.

2. Находить основные изобразительно-выразительные средства в произведении, определять их художественные функции.

3. Объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики изучаемых произведений.

4. Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями, данными в разделе «Теория литературы» в содержании программы, как инструментом анализа и интерпретации художественного текста.

5. Представлять развернутый (3-5 предложений) устный или письменный ответ на обсуждавшийся ранее или новый вопрос.

6. Выражать личное отношение к изученному или самостоятельно прочитанному художественному произведению, аргументировать свою точку зрения, опираясь на особенности авторского стиля, авторскую позицию.

3. Перечень проверяемых элементов содержания :

Михаил Юрьевич Лермонтов.

1. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.

2. «Тучи». Приём сравнения как основа построения стихотворения.

3. «Утёс». Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

4.Структура работы.

Краткое описание задания

Проверяемый элемент содержания

Уровень: базовый (Б), повышенный (П)

Развернутый ответ на проблемный вопрос к предложенному тексту.

Развернутый ответ на проблемный вопрос к предложенному тексту.

Задание на сопоставление фрагментов художественных текстов.

5. Время, отводимое на выполнение работы: 45 минут.

6. Дополнительные материалы и оборудование.

Работа выполняется учащимися в тетрадях для контрольных работ.

7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Критерии оценивания заданий 1-2

а) учащийся даёт прямой связный ответ на все вопросы, опираясь на авторскую позицию,

аргументирует свои тезисы,

подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют.

б) учащийся даёт прямой связный ответ на все вопросы, опираясь на авторскую позицию,

недостаточно полно аргументирует свои тезисы,

и /или отчасти подменяет анализ пересказом текста;

и/или допускает одну фактическую ошибку.

б) учащийся понимает суть вопросов,

дает ответ только на 1 вопрос,

и/или искажает авторскую позицию,

и/или ограничивается изложением своей точки зрения,

и/или не все тезисы аргументирует,

и/или отчасти подменяет анализ пересказом текста,

и/или допускает одну фактическую ошибку.

в) учащийся понимает суть вопросов,

дает ответ только 1 вопрос,

и/или искажает авторскую позицию,

и/или ограничивается изложением своей точки зрения,

и/или не все тезисы аргументирует,

и/или отчасти подменяет анализ пересказом текста,

и/или допускает две фактические ошибки.

в) учащийся не справляется с заданием:

не даёт ответа на вопрос,

и/или подменяет анализ пересказом текста,

и/или допускает более двух фактических ошибок

Критерии оценивания сопоставительного задания 3

1. Умение сопоставлять художественные произведения

а) учащийся сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, умеет строить сравнительную характеристику

б) учащийся сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, но допускает нарушения в построении сравнительной характеристики

в) учащийся, сравнивая тексты, не следует указанному в задании направлению анализа

и/или не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику

2. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) учащийся даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел),

при необходимости формулирует свою точку зрения,

аргументирует свои тезисы,

подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) учащийся понимает суть вопроса,

не даёт на него прямого ответа,

и/или искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает авторский замысел),

и/или ограничивается изложением своей точки зрения,

и/или не все тезисы аргументирует,

и/или отчасти подменяет анализ пересказом текста,

и/или допускает одну-две фактические ошибки

в) учащийся не справляется с заданием:

не даёт ответа на вопрос,

и/или подменяет анализ пересказом текста,

и/или допускает более двух фактических ошибок

3. Следование нормам речи

а) допущено не более двух речевых ошибок

б) допущено более двух речевых ошибок

Рекомендуемая шкала перевода в 5-балльную систему:

«2» – 4 балла и менее

8. Варианты контрольной работы.

Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Утёс» и выполните задания 1-2. На вопросы дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3 – 5 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый текст. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

1. Каким настроением проникнуто стихотворение? Как вы знаете, поэзия часто наделяет образы природы характерными чертами людей. Что вы можете сказать о характерах тучки и утеса?

Читать еще:  Что такое поэзия ответ маил ру

2. Какой художественный прием лежит в основе стихотворения? Как вы думаете, почему именно этот прием Лермонтов использовал для передачи главной мысли стихотворения?

На вопрос 3 дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3 –5 предложений). Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

3. Сопоставьте стихотворения М. Ю. Лермонтова: «Утёс» и «Расстались мы, но твой портерт…» Чем различается воплощение темы непрочности человеческих отношений в этих произведениях?

Расстались мы, но твой портрет

Я на груди своей храню:

Как бледный призрак лучших лет,

Он душу радует мою.

И, новым преданный страстям,

Я разлюбить его не мог:

Так храм оставленный — всё храм,

Кумир поверженный — всё бог!

Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи» и выполните задания 1-2. На вопросы дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3 – 5 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый текст. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные.

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

1. В чём Лермонтов находит сходство своей судьбы, своего изгнания с «судьбой» тучек? Какие различия есть в судьбе поэта и тучек?

2. Какой художественный прием лежит в основе стихотворения? Как вы думаете, почему именно этот прием Лермонтов использовал для передачи главной мысли стихотворения?

На вопрос 3 дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3 – 5 предложений). Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

3. Сопоставьте стихотворения М. Ю. Лермонтова: «Тучи» и «Прощай, немытая Россия…» Чем различается воплощение темы родины в этих произведениях?

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Укроюсь от твоих пашей * ,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

( * ПАША [тур. pasha] В султанской Турции, в Египте (до 1952 г.) и некоторых других мусульманских странах: почётный титул высших военных и гражданских сановников; лицо, носившее этот титул).

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Михаил Лермонтов (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 149-151, 154-155, 157-160)

Проверьте себя

1. Какие учителя были приглашены бабушкой для обучения будущего поэта?

Для обучения внука бабушка пригласила многих учителей (гувернёра-француза, бонну-немку, позже — англичанина), проходивших с Лермонтовым курсы греческого, французского и немецкого языков. Уже в Москве с Лермонтовым занималась Зиновьева, Солоницкий, Мерзляков.

2. Кто из писателей интересовал юного М. Ю. Лермонтова?

Ломоносов, Державин, Дмитриев, Озеров, Батюшков, Крылов, Жуковский, Козлов и Пушкин.

3. Какие предметы изучал поэт в пансионе?

Разные языки, искусство, нравственные, математические и словесные науки.

Размышляем о прочитанном

1. В чём М. Ю. Лермонтов находит сходство своей судьбы, своего изгнания с «судьбой» тучек?

Лермонтов увидел сходство между мчащимися тучами и своим изгнанием: и тучи, и поэт покидали милый север и устремлялись в чужую южную сторону.

2. Какие различия есть в судьбе поэта и тучек?

Различий намного больше. Даже в том, что тучки свободные, а поэт не может себе позволить такого, чего бы он хотел. У них нет родины, а у него есть.

3. О каких настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения?

Эти строки проникнуты терзаниями поэта. Это такие чувства, которые не подвластны тучкам.

4. Как эпитеты помогают определить отношение к северу, где находится родина и откуда должен уехать поэт, и к югу, куда его ссылают?

Милый север и сторона южная. Употребление таких эпитетов указывает на истинную любовь Лермонтова к родине и отдаленность к югу.

Фонохрестоматия

«Тучи»

1. Перечитайте стихотворение и ещё раз прослушайте и проследите, как меняется характер отношения лирического героя к тучам:

— в какой части стихотворения он мысленно сближает, объединяет себя с ними? Почему? В первой части, потому что она стал таким же изгнанником, как и они.

— в какой части это единение оказывается под вопросом, под сомнением? Во второй.

— в каких строках стихотворения звучит уверенное «нет»? (У него и «вечно холодных» туч разные судьбы.) В третьей.

2. Как передаёт эту динамику, развитие чувств автора актриса?

Актриса передает эти чувства с помощью изменения тембра голоса, пауз, ритмики чтения.

3. Выучите стихотворение наизусть, подготовьте его выразительное чтение.

Читать еще:  С чем лютик сравнил любовь в полвека поэзии

Размышляем о прочитанном

1. Почему произведение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» обозначено как восточное сказание и что в тексте подтверждает этот жанр? Какие слова и выражения передают восточный колорит сказания?

Потому что сюжет имеет схожесть с восточными сказаниями. Этот жанр подтверждает восточная колоритная лексика. Например: песочные степи, аравийская земля, пальмы, сыпучие пески, пустыня, ковры, вьюки, верблюд, походные шатры, смуглые руки, чёрные глаза, араб, фарис, караван, Пророк.

2. Как вы думаете, почему погибли три пальмы? Чем были они недовольны? На кого роптали?

Я думаю, что они погибли потому, что роптали на Бога. Они были недовольны своим предназначением, что никто не видит их красоты.

3. Как вели себя люди из пришедшего каравана? Чем заканчивается сказание? Что хотел сказать поэт своим произведением?

Люди порубили пальмы, чтобы использовать их древесину для разжигания костра. Сказание заканчивается тем, что снова наступила тишина и покой, даже шуршанья листьев не слышно. Поэт хотел показать, как важно ценить свое предназначение. А также этот сюжет о бережнои отношении к природе.

Фонохрестоматия

«Три пальмы»

1. Какое впечатление произвело на вас чтение актёром баллады Михаила Юрьевича Лермонтова?

Стихотворение мне очень понравилось. Оно передает внутреннее состояние Лермонтова на тот момент. Остро поднята тема одиночества.

Какие чувства переживали вы, слушая это лиро-эпическое произведение?

Я переживал за судьбу пальм. Когда я прослушал запись, то испытал такие чувства, как грусть, печаль.

2. Проследите, как меняется интонационный строй речи, эмоциональная окраска голоса актёра, когда он читает:

— описание оазиса в аравийской пустыне (I строфа);

— ропот пальм (II строфа);

— описание движущегося каравана (III строфа);

— гарцевание арабского всадника (V строфа);

— встречу гостей в оазисе (VI строфа);

— жестокую сцену гибели пальм (VII строфа);

— картину безжизненного пространства там, где ещё недавно красовались пальмы и журчал ручей (IX строфа).

В первой строфе интонация спокойная. Вторая строфа продолжает повествование. Ропот пальм актер передает протяжным голосом, чтобы выразить их мольбу. Третья строфа начинается с шепота, так как это звуки песка, а затем тембр понижается, а голос актера становится грубее. Пик тембра и интонации приходится на пятую строфу. Шестая строфа наполнена тревогой. Гибель пальм в седьмой строфе актер выразил волнением в голосе. Девятую строфу автор читает наиболее выразительно, выделяя каждое слово интонацией.

3. Поработайте над выразительным чтением каждой смысловой части баллады. Постарайтесь добиться, чтобы в чтении с определённостью звучало ваше личное отношение к событиям каждого эпизода баллады. Затем выразительно прочитайте всё стихотворение.

Размышляем о прочитанном

1. Какова история листка-странника? О чём этот рассказ — о листке, о людях, о поколении? Какие эпитеты, олицетворения помогают сделать стихотворение таким грустным?

Я думаю, что это стихотворение имеет скрытый смысл. Через образ листка Лермонтов показывает не только свою судьбу, но и судьбу всего своего поколения.

Стихотворение наполнено эпитетами и олицетворениями, которые создают такое грустное настроение. Например: эпитеты (жестокою, гонимый, тоскою глубокой, бедный, суровой, пылен, жёлт, холодное) и олицетворения (прижался, молит, до срока созрел, ношуся один).

2. Понаблюдайте, как создана история листка, его образ и образ чинары. Выберите из текста глаголы, и в вашем сознании восстановится вся история листка («оторвался», «укатился», «засох», «увял», «докатился», «прижался», «молит приюта», «до срока созрел») и чинары («цвету», «блистаю», «раскинула ветви»). Какой нее образ листка и чинары создаётся в стихотворении?

С помощью глаголов листок принимает образ гонимого странника, а чинара отвергает листок. Она показалась мне эгоистичной, не принимающей его слова в серьез.

Можно ли сказать, что листок-странник олицетворяет самого поэта, его чувства, состояние души и даже переживания, трагедию целого поколения, «до срока созревшего»? Как вы понимаете выражение «до срока созревший»?

Да, я считаю, что поэт выразил свои переживания через образ листка. Он также не мог себя найти, его гнали отовсюду, отправили в разные ссылки.

Я понимаю выражение “до срока созревший” — умен и опытен не по годам.

3. Как вы думаете, есть ли будущее у листка? Подтвердите это строчками самого стихотворения. Как вы это объясните?

Я думаю, что листок понимает, что будущего нет и просит приюта у чинары, но и она прогоняет его. После чего он говорит такие строки:

“Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.”

Это значит лишь одно — листок признал свое поражение в этой битве с судьбой.

4. Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему?

Читать еще:  Как отразилась война в поэзии самойлова

Я сочувствую листку. Он ищет не только свое пристанище, но и самого себя. Ему нужно было найти лишь на время приют, но гордая чинара отказала. Тем самым, обрекла его на верную смерть.

Фонохрестоматия

«Листок»

1. Как драматизм «жизни» листка передаёт актёр?

Актер мастерски меняет интонацию голоса, тембр, делает паузы и логические ударения.

2. Совпадает ли ваше отношение к красоте любимицы солнца чинары с отношением актёра? Почему?

Не совпадает, потому что и листок, и чинара — растения. Нельзя превозносить себя только по внешнему виду. Нужно показать свою человечность, а чинара этого сделать не смогла.

3. Какое впечатление произвело на вас прослушанное стихотворение? К кому из персонажей вы прониклись сочувствием? Почему?

Стихотворение лиричное. Мне понравилось. После прослушанного, я еще больше стал жалеть листок, что вот так порой судьба зависит от решения других.

4. Очень кратко в одном четверостишии описана судьба листка, но читатель и слушатель проникаются сочувствием к нему. Какие невзгоды, удары судьбы он испытал?

У него не было цели в жизни, сна и покоя.

5. Подготовьте выразительное чтение «диалога» листка и чинары по ролям. Для этого попробуйте дать характеристику персонажам, а после этого решите, какие чувства должны звучать в словах героев стихотворения; какова должна быть манера произнесения слов, интонация.

Я считаю, что первую строфу нужно прочитать спокойным голосом, слегка нараспев. Вторая строфа, а это описание чинары, должна быть прочитана повышенным тембром, с нотками радости. Так как чинара — любимица солнца, нужно показать соответствующее отношение к ней. Третья и четвертая строфа — обращение листка. Здесь нужно показать всю гамму чувств: грусть, разочарование, мольба о помощи. Чтение должно быть распевным, полушепотом с интонационным выделением каждого слова. Пятая и шестая — ответ чинары. Это и есть финал и решение судьбы листка. Эти строки нужно читать ритмично, с паузами и ударением.

Размышляем о прочитанном

1. Попробуйте устно «нарисовать» картины стихотворения, активно привлекая лексику М. Ю. Лермонтова.

Утес-великан занял бы большую часть рисунка, а золотая тучка была бы маленькой и яркой.

2. Выучите это небольшое стихотворение наизусть. Выразительным чтением передайте заложенный в стихотворение мотив одиночества и печали.

3. Какой бы вы сделали рисунок к этому стихотворению? Расскажите об этом.

Я бы взяла ватман для этого рисунка. Нарисовала бы пустыню, а посередине огромный утес. А сверху него было бы золотая тучка.

Литература и другие виды искусства

Как вы думаете, почему композиторы так часто обращались к лермонтовскому стихотворению? Почему именно музыкой они пытались раскрыть глубину чувств и мыслей этого произведения?

Как стихотворения, так и картины могут восприниматься людьми по-разному. А вот музыка способна передать настроение более точно.

Фонохрестоматия

«Утёс»

1. Как вы знаете, поэзия часто наделяет образы природы характерными чертами людей. Что вы можете сказать о характерах тучки и утёса?

В этом стихотворении, как и в многих других Лермонтов поднимает тему одиночества. Тучка ночевала, а утром ушла дальше “весело играя”, а утес остался один в большой пустыне.

2. Прочитайте первое четверостишие (строфу) так, чтобы была понятна ваша характеристика тучи. Совпадает ли она с характеристикой, данной в чтении актрисы? Если нет, то в чём различие?

Мое прочтение не совпало с чтением актрисы. Так получилось потому, что она прочитала эти строки повышенной интонацией с нотками радости.

3. Как вы думаете, почему актриса делает долгую паузу перед словами «одиноко / Он стоит, задумался глубоко. »?

Я думаю для того, чтобы добавить драматизм в эту ситуацию.

4. Прочитайте стихотворение вслух, постарайтесь выразить светлое, радостное настроение, которым окрашена первая строфа, безысходное горе одиночества, переданное поэтом во второй строфе.

Совершенствуйте свою речь

1. Готовясь к выразительному чтению стихотворений Лермонтова, важно обратить внимание на то, что, описывая судьбу листка или утёса, поэт рассказывает нам о человеческих судьбах, чувствах и псреживаниях, о радостях и страданиях людей. Чувства, настроения поэта становятся близкими читателю. Найдите наиболее верную интонацию, логические ударения при произнесении стихотворных строчек: «оторвался от ветки родимой. жестокою бурей гонимый», «засох и увял он от холода, зноя и горя», «прижался у корня чинары», «приюта на время он молит с тоскою глубокой», «до срока созрел я и вырос в отчизне суровой».

2. Какие художественные средства помогают выразить страдание и сочувствие, осуждение? Расскажите об этом на примере одного из прочитанных стихотворений Лермонтова.

Для того, чтобы выразить различные чувства Лермонтов использует эпитеты и метафоры. Например в стихотворении “Утес”: эпитет “влажный след” и метафора “утес плачет”.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: