Как выражается в поэзии ахматовой гражданская позиция
Как выражается в поэзии ахматовой гражданская позиция
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
12.1. В чём заключается гуманизм звучания повести Н. В. Гоголя «Шинель»?
12.2. Каким предстаёт мир калиновских обывателей в пьесе А. Н. Островского «Гроза»?
12.3. Как в лирике А. А. Ахматовой воплощена гражданская позиция поэта?
12.4. Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Комментарии к сочинениям
12.1. В чём заключается гуманизм звучания повести Н. В. Гоголя «Шинель»?
Гоголь был одним из первых писателей, поднявших тему «маленького человека». Она казалась ему важной и актуальной во все времена.
Тема повести – человеческое страдание, вызванное невозможностью существования в бездушном обществе, где происходит стирание личности, где все решает звание. Это продолжение темы «маленького человека», поднятой еще Пушкиным в «Медном всаднике» и «Станционном смотрителе».
Герой повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин занимает низкое чиновничье положение, он «вечный титулярный советник». Жалость к этому человеку, сострадание – и есть проявление гуманизма. Нельзя так унижать человека, нельзя доводить его до состояния, когда он становится лишь подобием человека, его пародией, – призывает Гоголь.
12.2. Каким предстаёт мир калиновских обывателей в пьесе А. Н. Островского «Гроза»?
В «Грозе» А.Н. Островский резко критикует «неподвижность» и косность «темного царства», которое в пьесе представляет провинциальный волжский город Калинов. Для его описания автор использует прием контраста. Пьеса открывается описанием волжского пейзажа и репликами Кулигина, который восхищается красотой этих мест. Однако это божественная красота тут же вступает в противоречие с «делами рук человеческих» – мы становимся свидетелями очередного скандала Дикого, который на чем свет стоит ругает своего племянника Бориса. И далее, на протяжении всей пьесы, автор будет проводить мысль о том, что «темное царство» Калинова, психология его жителей противоестественны, уродливы, страшны, потому что разрушают красоту истинных человеческих чувств, человеческой души. Это в пьесе понимает лишь один персонаж – чудак Кулигин, который во многом является выразителем авторской точки зрения. Дикой – типичный самодур. В городе его все боятся, поэтому он творит бесчинства не только у себя в доме («за высокими заборами»), но и в пределах всего Калинова. Дикой считает себя вправе унижать людей, всячески над ними издеваться – ведь на него нет управы. Так этот герой поступает со своими домашними («с бабами воюет»), так ведет себя со своим племянником Борисом. Да и все жители города покорно терпят издевательства Дикого – ведь он очень богат и влиятелен.
12.3. Как в лирике А. А. Ахматовой воплощена гражданская позиция поэта?
Темы поэта и поэзии, гражданственности поэтического слова чрезвычайно важны для всей лирики Анны Ахматовой. В самом начале творческого пути Ахматова уже осознавала себя поэтом. В раннем стихотворении «Музе» она точно определяет свой выбор. Мечта поэтессы не разделить участь многих женщин, а отдаться безудержной и опасной свободе творчества:
Муза! Ты видишь, как счастливы все –
Девушки, женщины, вдовы …
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы…
Поэт – человек, одаренный свыше. И именно поэтому его дар принадлежит не только ему, но и всем окружающим. Свою гражданскую позицию, отношение к той роли, которую поэт должен сыграть в обществе, Анна Ахматова выразила в стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…» и поэме «Реквием».
В стихах «Не с теми я, кто бросил землю…» поэтесса говорит о своем нравственном выборе. Покидать родную страну в тяжелый час – недостойно высокого звания поэта и гражданина:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Судьба поэта в понимании Анны Ахматовой неразрывно связана с его родиной. Именно поэтому сама она никогда не уезжала из страны, хотя с 1946 года ее стихи были запрещены к публикации. Несмотря ни на что, долг поэта – быть с его народом, петь о нем, помогать ему жить и сохранять народную память о минувших днях.
Источник: по материалам http://www.litra.ru/composition/get/coid/00070301184864196751
12.4. Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Тема творчества возникает в романе буквально с первых же его страниц — редактор толстого журнала, председатель МАССОЛИТа Михаил Александрович Берлиоз и молодой поэт Иван Бездомный обсуждают написанную Иваном антирелигиозную поэму. Далее автор приводит нас на заседание членов правления МАССОЛИТа, в ресторан «Грибоедов», где собирается писательское общество. Но можно ли этих людей назвать творцами? Можно ли писать подлинно художественные произведения по заказу? Современные Булгакову «инженеры человеческих душ» не творят, а состоят на службе у государства, утверждая его идеологию. За это им полагаются квартиры, дачи, оплачиваемые творческие отпуска в замечательных условиях, льготы и привилегии. И ссора, возникшая в правлении при разговоре о дачном поселке Перелыгино, показывает, что в среде этих писателей царят интриги, зависть и склоки. Какое уж тут творчество! Недаром Мастер возражает, когда Бездомный называет его писателем: «я Мастер»! Он идет совсем по другому пути: получив материальную возможность оставить службу (выигрыш в лотерею), он пишет, уединившись, роман о том, что подлинно его волнует. Обретя свою Музу — Маргариту, он обретает вдохновение и подлинно счастлив в обстановке скромного быта и любимого творчества.
ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена
ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки
есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями
Гражданская лирика А. Ахматовой
А. Ахматова, поэт огромного поэтического дара, возвышенного и трагического, вошла в русскую литературу прежде всего как певец любви. Однако с течением времени — времени бурь и потрясений в судьбе России — ее лирика, поначалу камерная, интимно-исповедальная, обретает высокое гражданское звучание. Уже в годы первой мировой войны в ее творчество вошли мотивы гражданственности, самопожертвования, любви к Родине. Ахматова сразу определила для себя главное: быть вместе с Россией на всех ее путях и перепутьях. Программным в этом отношении следует считать строки:
Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда…. » Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Блок сказал об этом стихотворении: «Ахматова права. Это недостойная речь». «Глухой и грешный» край, Россия всегда остается для поэтессы единственной обителью. Хранить верность Родине — вот главный гражданский долг. В одном из стихотворений 1922 года Ахматова пишет: «Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам». Участь изгнанника представляется ей не только недостойной, но и жалкой. Она предпочитает, оставаясь на Родине, принять вместе с ней удары судьбы и отказывается от сомнительной чести петь отступникам:
Им песен я своих не дам.
Вместе со своей страной она переживает все бедствия, выпавшие на долго России В стихотворении, написанном к годовщине первой мировой войны, Ахматова пишет:
Мы на сто лет состарились, и это
Тогда случилось в час один.
Отныне она видит свою задачу в ином: страсть и песни должны уйти из ее поэзии, так как—
Ей, опустевшей, приказал Всевышний
Стать книгой грозовых вестей.
О том, насколько близко воспринимает поэтесса судьбу своей Родины, о силе ее любви и самопожертвования ярче всего говорят строки стихотворения «Молитва», написанного в 1915 году:
Дай мне горькие годы, недуга, Задыханъе, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар…. Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
«В года мытарств, во времена немыслимого быта», когда «все расхищено, предано, продано», Ахматова хранит веру в свет и тепло грядущих дней России. На протяжении всего своего творчества Ахматова освещает «страшный путь» своего поколения— поколения, вкусившего «мало меду», но много горестей. Современники ее — люди, «бесслезнее, надменнее и проще» которых в мире нет. Для них родная земля не храм, не талисман, не рай, а — «грязь на калошах» и «хруст на зубах», однако:
…ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно своею.
В одной из «Северных элегий» Ахматова размышляет о своей судьбе, на которую наложило свой отпечаток беспощадное время:
Меня, как реку,
Суровая эпоха повернула.
Ее путь отныне иной. Но она не жалеет об этом: Но если бы оттуда посмотрела Я на свою теперешнюю жизнь, Узнала бы я зависть наконец.
Да, в ее жизни многое было пропущено, вспоминает героиня элегии, многие зрелища прошли стороной: «И занавес вздымался без меня и также падал». Но—она разделила своей поэзией, своей судьбой участь миллионов современников. И их жизнь оказалась запечатленной в ее стихах.
В 30-е годы Ахматова пишет свою знаменитую поэму «Реквием». Реквием, по определению, есть произведение траурного характера, заупокойная служба. Это выдающееся творение ахматовского гения— молитва за упокой душ тысяч невинно убиенных. Их судьбы должны избежать забвения: вечная память жертвам террора— чтобы трагедия не могла повториться. Ахматова, разделившая судьбу многих матерей — таким было ее приобщение к бедствиям страны, — стоявших вместе с ней у тюремной стены, создает памятник великому народному горю который
Для них соткала я
Из бедных, у них же подслушанных слов.
Она, эта, по словам Жданова, «барынька, мечущаяся между будуаром и молельней», пишет о том, как
безвинная корчилась Русь
Под колесами черных «марусъ».
Стихи Ахматовой в период второй мировой войны —своеобразная формула гневного, воинственного патриотизма. Цикл стихов о ленинградской блокаде, которую поэтесса пережила вместе с тысячами других жителей города, нельзя читать равнодушно. Боль пронизывает каждую строчку:
Принеси же мне горсточку чистой, Нашей невской студеной воды, И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
Однако за этой болью — неистребимая вера в победу, бесконечное мужество:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова….
Автор не мыслит себя вне страданий своего народа; дети блокадного Ленинграда — это и ее дети:
Щели в саду вырыты, Не горят огни. Питерские сироты,
Детоньки мои!
Высокую задачу своей поэзии Ахматова видит в том, чтобы оплакивать погибших, хранить память о них: «Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена». В 1950 году она пишет:
Прошло пять лет — и залечила раны,
Жестокой нанесенные войной, Страна моя…
Автор рисует картины мирной жизни, пришедшей на смену «ужасам войны», и вместе со всеми радуется силе и свободе своей страны.
Судьба не была милостива к поэтессе. Она пережила немало бед, видела смерть самых близких людей, испытала на себе силу террора:
Так много камней брошено в меня….
Долгие годы после революции она находилась на положении не то изгоя, не то заключенного:
Одна на скамье подсудимых
Я скоро полвека сижу.
Но стих Ахматовой всегда был честен и мужествен. «В тот час, как рушатся миры», она не осталась спокойным созерцателем. Испытания придали мощь и силу ее стихам, помогли осознать свой гражданский долг — быть со своим народом, быть его голосом
. Гражданская лирика А. Ахматовой
Гражданская и патриотическая лирика
Многие ахматовские стихотворения – это обращение к трагическим судьбам России. Началом тяжких испытаний для России стала в поэзии Ахматовой Первая мировая война. Поэтический голос Ахматовой становится голосом народной скорби и одновременно надежды. В 1915 году поэтесса пишет “Молитву”:
Революция 1917 года была воспринята Ахматовой как катастрофа. Новая эпоха, пришедшая после революции, ощущалась Ахматовой как трагическое время потерь и разрушений. Но революция для Ахматовой – это и возмездие, расплата за прошлую греховную жизнь. И пусть сама лирическая героиня не творила зла, но она чувствует свою причастность к общей вине, а потому готова разделить судьбу своей родины и своего народа, отказывается от эмиграции. См. стихотворение “Мне голос был. ” (1917):
“Мне голос был”, – сказано так, словно речь идет о божественном откровении. Но это, очевидно, и внутренний голос, отражающий борьбу героини с собой, и воображаемый голос друга, покинувшего родину. Ответ звучит осознанный и четкий: “Но равнодушно и спокойно. ” “Спокойно” здесь означает лишь видимость равнодушия и спокойствия, на самом деле оно является признаком необыкновенного самообладания одинокой, но мужественной женщины.
Во время Великой Отечественной войны Ахматова была эвакуирована в Ташкент, в Ленинград вернулась в 1944 году. В годы войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. В стихотворении “Мужество”, написанном в феврале 1942 года, судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощение духовного начала России:
Во время войны на первый план выдвинулись общечеловеческие ценности: жизнь, дом, семья, родина. Многие считали невозможным возврат к довоенным ужасам тоталитаризма. Так что идея “Мужества” не сводится к патриотизму. Духовная свобода навеки, выраженная в вере в свободу русского слова, – вот ради чего народ совершает свой подвиг.
Заключительным аккордом темы родины у Ахматовой звучит стихотворение “Родная земля” (1961):
Эпиграфом выбраны строки из собственного стихотворения 1922 года. Стихотворение светлое по тону, несмотря на предчувствие близкой смерти. Фактически Ахматова подчеркивает верность и незыблемость своей человеческой и творческой позиции. Слово “земля” многозначно и многозначительно. Это и грунт (“грязь на калошах”), и родина, и ее символ, и тема творчества, и первоматерия, с которой тело человека соединяется после смерти. Сталкивание различных значений слова наряду с использованием самых разных лексико-семантических пластов (“калоши”, “хворая”; “обетованный”, “немотствуя”) создает впечатление исключительной широты, свободы.
В лирике Ахматовой появляется мотив осиротевшей матери, который достигает вершины в “Реквиеме” как христианский мотив вечной материнской участи – из эпохи в эпоху отдавать сыновей в жертву миру:
И здесь вновь личное у Ахматовой соединяется с общенациональной трагедией и вечным, общечеловеческим. В этом заключается своеобразие поэзии Ахматовой: боль своей эпохи она ощущала как свою собственную боль. Ахматова стала голосом своего времени, она и не была приближена к власти, но и не клеймила свою страну. Она мудро, просто и скорбно разделила ее судьбу. Памятником страшной эпохе стал “Реквием”.
► Читайте также другие статьи о творчестве Анны Ахматовой:
Устный журнал “Анна Ахматова. Гражданская позиция в лирике”
Тема: Анна Ахматова. Гражданская позиция в лирике.
Устный журнал.
подчеркнуть высокую гражданственность поэзии А.А.Ахматовой и мужество поэта, глубокий патриотизм ;
развитие навыков самостоятельного чтения и анализа стихотворных произведений, воспитание чувства гражданственности; п онять, почувствовать, пережить то, что составляет
содержание стихотворных произведений;
п ривить любовь к поэзии
Оборудование:
стенд, посвященный жизни и творчеству поэта;
запись эпиграфа на доске.
Жизнь, понятая как служение…
Учитель . Ахматова – один из островков, благородства, которым всегда была отмечена русская культура, островок заливаемый со всех сторон водами разбушевавшейся недоброй стихии. Вл.Вигилянсий сказал об Анне Ахматовой: «Жизнь, понятая как служение… При этом ни тени панибратства, ёрничанья.юродства. Ни оттенка чванства, брезгливости, пренебрежения к своему кресту… Подвиг её служения – в словесном преображении этого разъятого и бессмысленного мира, претворённого в гармонию. Все крайние проявления человеческой психики (паника, безумие, страхи) выпрямляются и утихомириваются в человеке, которому вдруг открывается норма поведения,суть происходящего… » Сегодня мы попробуем понять поэта, её гражданскую позицию. Для этого надо почувствовать «вкус» общетвенной атмосферы эпохи, понять, что главное в стихах Ахматовой – способность выйти к тому, что «сердце знает».
1 страница. «Я вижу всё, я всё запоминаю»
В автобиографии Анна Андреевна скажет: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них связь моя со временем». И ещё: «Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных…», «Я вижу всё, я всё запоминаю». А. понимает, что поэзия – удел избранных, профессия элитная, поэтому
Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу – зренье
Или актеру – голос и движенье,
А женщине прекрасной – красоту?
Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены – и это знаем сами –
Мы расточать, а не копить.
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы. Т.1 стр.81
В лирике А. раскрыта её духовная жизнь. Но очень многое, что она рассказывает от первого лица, свойственно всему её кругу, в её стихах – опыт её поколения, ведь
Две войны, моё поколенье,
Две войны, моё поколенье,
Освещали твой страшный путь.
Судьба России – центр ахматовской скорби. В величаво – гордом и торжественном тоне написаны «ключевые» стихотворения.
1914 год. Мировая война.
Прикинувшись солдаткой, выло горе, Как конь, вставал дредноут на дыбы, И ледяные пенные столбы Взбешенное выбрасывало море — До звезд нетленных – из груди своей, И не считали умерших людей.…
2 страница «Чёрной смерти … крыло»…
Эпоха, пришедшаая после революции, воспринималась Ахматовой, как трагическое время потерь и разрушений, когда всё
Расхищено, предано, продано,
Чёрной смерти мелькало крыло…
1921год… Анна Андреевна пережила ужас, когда погибли три самых близких ей духовно, самых дорогих человека: Блок, Гумилёв, брат Андрей Горенко ( покончил собой в Афинах). Из воспоминаний Анны Ахматовой: «Через несколько дней после похорон Блока я уехала в Царское Село, в санаторию… Ко мне пришла Маня Рыкова (сестра близкой подруги), сидели на балконе во втором этаже. Увидели отца (Виктора Ивановича Рыкова),который подходил … Он увидел дочь и позвал её. Подбежала Маня, вернулась ко мне и сказала только «Николай Степанович…» Я всё поняла..»
Все души милых на высоких звездах.
Как хорошо, что некого терять
И можно плакать. Царскосельский воздух
Был создан, чтобы песни повторять.
У берега серебряная ива
Касается сентябрьских ярких вод.
Из прошлого восставши, молчалива
Ко мне навстречу тень моя идет.
Здесь столько лир повешено на ветки,
Но и моей, как будто, место есть.
А этот дождик, солнечный и редкий,
Мне утешенье и благая весть. Т.1 стр.175
3 страница «Не с теми я, кто бросил землю…»
Из состояния безысходности, одиночества, тоски выводят поэта «сверхличные чувства – любовь к Родине и вера в своё признание»
Жизненная позиция Ахматовой заявлена и в стихотворении 1922 года
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник
Им песен я своих не дам. Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью па́хнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей безслёзней,
Надменнее и проще нас.т.1 стр.147
Из автобиографии:
«С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые – перепечатывать», и ни одного слова упрёка или осуждения, внимательно начинает изучать архитектуру старого Петербурга и жизнь и творчество А.С.Пушкина.
4 страница «Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был»
(Проволока в 19 веке соединяла людей (телефон,телеграф) В 20-ом – разделяет (лагеря)
Памятником страшной эпохе репрессий стал «Реквием», посвящённый самым проклятым датам массовых убийств, когда вся страна превратилась в единую очередь, в которой выстаивала и Ахматова, чтобы передать сыну еду. Льва Николаевича арестовывали, выпускали, снова арестовывали. 18 лет он безвинно отсидел в лагерях (1935,1938,1949), реабилитировали в 1956 году, когда чуть ли не последнего выпустили из лагеря. В очереди в тюрьму «Кресты» Анна Андреевна получила заказ «невольной подруги»:
-А это вы можете описать?
Так родился «Реквием» страшная летопись 30-х годов (реквием-жанр заупокойной мессы, посвящённый памяти усопшего). Но между «живыми» и «мёртвыми» у Ахматовой нет границ. И весь «Реквием», в нарушение традиции, посвящён живым и мёртвым.
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной,
Под красною ослепшею стеною.
Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас…
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ, Пусть так же оне поминают меня
В канун моего погребального дня.
Поэт уверена, что «нашей земли не разделит на потеху себе супостат»
А вот небольшое стихотворение, которое Ахматова рассматривала «как лучшее из своих ранних». Его очень любил Гумилёв.«Я написала его в 1915 году, весной, когда Николай Степанович лежал в лазарете. Я шла к нему и на Троицком мосту придумала его и сразу же в лазарете прочитала… Я не хотела его печатать, говорила- отрывок, а Николай Степанович посоветовал именно так напечатать».
Думали: нищие мы, нету у нас ничего,
А как стали одно за другим терять,
Так, что сделался каждый день
Поминальным днем, –
Начали песни слагать
О великой щедрости Божьей
Да о нашем бывшем богатстве.
1915 т.1 стр.73
Любовь к родной земле, проявление национальной гордости мы видим в стихотворении «Молитва»:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
№4 И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей. Т1.стр.99
В переломный революционный 1917 год Ахматова находит в себе силы для гордой и решительной отповеди тем, кто зазывал её в эмиграцию:
Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт ее,—
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух. Т.1 стр.143
5 страница «Всё занялось военной суетою, И от пожаров сделалось светло…»
Великая Отечественная… Анна Ахматова в рядах защитников Ленинграда. Она пишет тексты обращений по радио, призывает ленинградцев к стойкости, вселяя в их сердца уверенность в победе.С «Клятвы» начались военные стихи, как всякая служба начинается с присяги. Осознание судьбы, доли рождает готовность вытерпеть и выстоять:
И та, что сегодня прощается с милым,-
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Июль 1941, Ленинград
Душой вместе с народом была Ахматова и в эвакуации. В Ташкенте она «впервые узнала, что такое в палящий зной древесная тень и звук воды. А ещё …что такое человеческая доброта. На шестом десятке – впервые!»
Чем был Ташкент для Ахматовой? Боль, сострадание, нежность к сражающимся на фронте, гордость за них, думы о Родине в ташкентских стихах. Жажда добросердечия, потребность быть со всеми прорвалась стихами.
6 страница «Мы знаем, что ныне лежит на весах»
Из воспоминаний Галины Козловской: «Я впервые увидела её сидящей на табуретке, освещённую светом тусклой лампочки вверху, зябко кутающуюся в старую негреющую шубку. Сразу поразило – одновременно и гордость, и сиротство, и веление исходило от неё: «Не сметь жалеть». Её внутренняя сила духовной несломленности была так же очевидна, как было очевидно её безучастие к бедности и неустройству её личного существования. Она всё ещё была в муках блокады, и вся она была с теми, кто там погибать остался…»
В холодный зимний день к вечеру пришла Анна Андреевна и почти повелительно сказала: «Садитесь, я хочу прочитать вам то, что написала вчера». И она прочитала «Мужество».
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Все слова наши неуместны. Мы молчали, понимая, что в русскую поэзию вошло великое стихотворение. Она всё поняла сердцем и не только простила нашу немоту, но радовалась ей, прочитав её на наших лицах»
Анна Андреевна провела в Ташкенте 2 с половиной года ( с ноября 1941 по май 1944). Там она работала над «Поэмой без героя» и написала свыше 50 стихотворений, в числе которых знаменитейшие, хрестоматийные. Но главное в том. что в Ташкенте Ахматова стала другим поэтом.
Причины перемен очевидны: общая беда, которую Ахматова делила со всем народом, и общий подвиг, в котором она наравне со всеми приняла посильное участие. Хотя по части бед у неё был полный достаток и до немецкого нашествия, и со стойкостью к бедам было тоже всё в порядке. В 1965 году Ахматова напишет об этом:
Не знаю, что меня вело
Тогда над безднами такими…
7 страница «…Я защищаю не голос, а молчанье моё»
Период с 1946 года по 1956год Ахматова называла «удушьем». Почему?
Ответ найдём в сборнике «Слава миру». Этот документ эпохи не менее убедительный, чем «Реквием».Дикая вакханалия, поднявшаяся вокруг имени поэта после доклада Жданова и Постановления ЦК закончилась тем, что её исключили из Союза писателей, и она была , по её же словам, «обречена на голод». Но это было не самое страшное: её не посадили, ей дали возможность жить вместе с сыном, сражавшимся на фронте и принимавшем участие в штурме Берлина. Ахматова молчала – и в этом была её главная крамола. Молчание расценивалось как враждебная акция. А что было делать? Только что были пущены «под нож» две новые книги стихов. Следовательно, её стихи были не нужны. Других она писать не умела, да и не считала нужным это делать, пока беды касаются её одной.
1949 год. Началась «борьба с космополитами». Стали исчезать люди её круга, ближайшие доверенные её стихов. В их арестах она косвенно винила себя ( стихи могли быть причиной ареста, считала она, помня историю с Мандельштамом). Перед Ахматовой стал вопрос нравственный: что важнее – люди, их судьбы или стихи: «Если из-за стихов хватают и сажают в тюрьмы и за колючую проволоку, то стихи – зло».
Арест Пунина, третий арест сына… Такого «самосожжения» не знала русская литература со времён Гоголя… В огонь летело всё: фотографии любимых, черновики старых стихов, письма, альбомы со стихами…
Она тогда чудом осталась жива… Выжить и жить надо было для того, чтобы выручить из беды единственного сына…
И вот …1950 год, журнал «Огонёк». Напечатаны два стихотворения, восславляющих Сталина. Сына не освободили. Правда,14.02.1951 года восстановили её в правах члена Союза писателей. Это несколько поправило её материальное положение и давало шансы для продолжения борьбы
8 страница « Особенных претензий не имею.
Ни к веку, ни к тем, кто вокруг…» 1965год
Анна Ахматова… О своём имени в 1962 году она написала:
Пришло из никуда.
К любой беде кипучее.
Само оно – беда. («Имя», «Нечёт»)
Ахматова на 10 лет старше века и пережила всё, что пришлось пережить её поколению:
Когда пространство выгнулось
И пошатнулось время…
Моею музой оказалась мука.
Это не сломило её. Поэт заявляет:
Растает как дым.
Ведь нам есть, чем гордиться.
И есть, что беречь Т.2стр.49
Она оптимистично смотрит в будущее:
Мы раз и на всегда сотрём слёзы
Войны, чтоб жизнь созидать 1963 год.
Когда в 1962 году Ахматову выдвигали на Нобелевскую премию по литературе, она написала:
Да за это Нобелевки мало,
Чтоб такое выдумать, Судьба!
И только в 1966 году
Сама нужда смирилась наконец,
И отошла задумчиво в сторонку
Хочется напомнить ещё такие слова Ахматовой:
Забудут?— вот чем удивили!
Меня забывали сто раз,
Сто раз я лежала в могиле,
Где, может быть, я и сейчас.
А Муза и глохла и слепла,
В земле истлевала зерном,
Чтоб после, как Феникс из пепла,
В эфире восстать голубом.
21 февраля 1957, Ленинград Т.2стр.207,1957г.
Блок, Ахматова, Цветаева, Пастернак ,Есенин, … История потрудились над их судьбой. А они были зеркалом и совестью своего времени, в их стихах – наше прошлое и сегодняшнее.
Читая стихи Ахматовой, мы учимся любить русский язык, Родину, учимся мудрости.
Дома: написать свои личные впечатления об уроке, назвав письменный ответ «Моё открытие Анны Ахматовой».
Как выражается в поэзии ахматовой гражданская позиция
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
АННА АХМАТОВА
Тема Родины и гражданского мужества в поэзии А. А. Ахматовой
Трудным, долгим и очень сложным был путь Анны Ахматовой. Он не мог быть легким для великой трагической поэтессы, родившейся на рубеже, на изломе эпох, двух веков, жившей в период тяжелейших общественных потрясений: революций, мировых войн, репрессий. Ахматова гордилась тем, что застала краешек столетия, в котором жил Пушкин, ее поэзия возникла в лоне ярко талантливого «серебряного века», поэтому неудивительно, что ранняя лирика Ахматовой – почти исключительно лирика о любви. Но постепенно в ее стихах появляется ощущение конца эпохи. «Здесь все мертво и немой, вроде бы миру пришел конец», – напишет она в «Первом возвращении» после провідин Царского Села. Все чаще в стихах звучит предчувствие катастрофы, что несет «не календарный – настоящий Двадцатый век». Для Ахматовой он начался осенью 1914 года.
Тема Родины все более властно звучит в поэзии в годы первой мировой войны. Поэтесса, понимая, что война – величайшее зло, потому что она убивает, пишет стихи-плач:
Можжевельника запах сладкий
Вот горящих лесов летит.
Над рябинами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.
Отчизна корчится от боли, и Ахматова молит судьбу, «чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей». Но тучи сгущались, и не славу, а страдания, боль и муку принес России 1917 год. И все это разделит со своей страной Ахматова, решив остаться навсегда именно здесь. Наверное, были минуты сомнения:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда. »
Но любовь к Родине была сильнее, ощущение нераздельность своей судьбы с судьбой народа окажется той силой, которая поможет принять важное для нее решение:
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Пройдя пять лет скорбного пути с окровавленной, разоренной гражданской войной Россией, пережив личную трагедию (в 1921 году был расстрелян муж – поэт Николай Гумилев), Ахматова уверенно скажет:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
И постепенно «я» превращается в «мы»:
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
Это «мы», выросшее из ощущения родства со страной, с горкой ее судьбой, особенно часто будет звучать в годы Великой Отечественной войны.
Ахматова, обладая пророческим даром, предчувствовала приближение новой войны, которая станет трагедией для многих народов, и эту «двадцать четвертую драму Шекспира», пишет страшное время, «уже мы не в силах читать!» Не в силах потому, что позади тридцатые годы: сломанная судьба своего народа, миллионы безвинных жертв, звон тюремных засовов, отступничество от общечеловеческих норм, личное горе (арест сына). Ахматова сама удивлялась, почему стих не замолчал, ведь «перед этим горем гнутся горы, не течет великая река».
До начала новых испытаний, ожидавших народ в годы войны, она пришла с выстраданным опытом гражданской поэзии.
Война застала Ахматову в Ленинграде, городе, который стал ее духовной родиной. Снова трагедия народа совпадает с личной трагедией (арест сына во второй раз). И снова звучит «мы» в военной лирике:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет.
Война расширяет Родину к пространствам Азии, где поэтесса находится в эвакуации. Ахматова не описывает войну – она ее не видела, но считает себя обязанной оплакать великие жертвы своего народа:
А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Во всех военных стихах звучит мужественная скорбь, безграничное чувство сострадание, безмерная любовь к своему многострадальному народу. И победа в стихах Ахматовой – это образ Победы-вдовы. Всю боль своей Родины поэтесса вобрала в себя, и только будучи гражданином и патриотом, можно сказать:
Как в первый раз я на нее,
На Родину, глядела.
Я знала, это все мое –
Душа моя и тело.
Это взгляд с высоты самолета, но это взгляд Поэта, которого вознесла на эту высоту любовь к Отчизне и народу. Ахматова всегда была «там, где мой народ, к несчастью, был». И мы должны быть вечно благодарны великой поэтессе, что она, к счастью, была, есть и будет со своим народом.
«Гражданская поэзия А. Ахматовой»
Суровая эпоха повернула.
Анна Ахматова — яркий, оригинальный, самобытный поэт. Считается, что именно она открыла в русской литературе «женскую» поэзию — полную тайны, загадки, любви и интуитивного предчувствования.
В поэтическом творчестве А. Ахматовой лирическая героиня предстает в не совсем обычном для женской поэзии ракурсе гражданина. Тему родины, России можно проследить во многих произведениях поэта: начиная с полупризнаний, дорогих сердцу воспоминаний в ранней лирике А. Ахматовой, эта тема со временем становится постоянной спутницей ее зрелого творчества.
Ты знаешь, я томлюсь в неволе,
О смерти Господа моля.
Но все мне памятна до боли
Тверская скудная земля.
В годы первой мировой войны тема родины помогла А. Ахматовой занять позицию, которая заметно отличалась от официальной пропагандистской литературы, прославляющей это народное бедствие, принесшее столько горя и страданий. В представлении Ахматовой война всегда была злом и трагедией, и в ее творчестве народное горе показано сквозь призму переживаний простой русской женщины.
Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.
Бесконечно разнообразны образы любви в творчестве А. Ахматовой, но самый всеобъемлющий и глобальный — это любовь к Родине, к России, особенно в тяжелую для страны минуту, во время страданий ее народа.
Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.
Не напрасно молебны служились,
О дожде тосковала земля:
Красной влагой тепло окропились
Затоптанные поля.
А. Ахматова не могла спокойно и равнодушно относиться к ужасам войны. В стихотворении «Молитва» она просит Бога принять от нее любые, даже самые страшные для женщины жертвы, лишь бы родная страна вновь обрела покой и величие.
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Но революция принесла еще больше испытаний на долю великого поэта. Тяжелое время переоценки ценностей, разрушения старого и привычного, начало построения неизвестного нового. Многие не выдерживали тягостной обстановки, сложившейся в стране, уезжали за границу, но А. Ахматова не мыслила себя в отрыве от Родины, эмиграция казалась ей предательством.
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Вершиной гражданской поэзии А. Ахматовой можно считать лирику периода Великой Отечественной войны. В стихотворениях этого периода поражает прежде всего удивительная органичность, отсутствие сомнений, неуверенности в высказывании своей жизненной позиции. Всегда готовая вступить в бой, Ахматова с честью и достоинством принимала и преодолевала испытания судьбы, призывая и свой народ к стойкости и сопротивлению.
И та, что сегодня прощается с милым, —
Пусть боль свою в силу она переплавит,
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться ничто не заставит.
Поэзия Ахматовой удивительна тем, что здесь общенародное и историческое раскрывается через личное и интимное. Настоящим памятником национальной трагедии стала поэма «Реквием», в которой поэт рассказывает нам не только о своем горе и боли, но и помогает услышать жестокий голос того времени, увидеть страдания и беду всего народа.
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
В стихах послевоенного периода чаще звучат мотивы размышления над прошлым, над судьбой своего поколения и народа. О своих стихах А. Ахматова пишет: «Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
И чудилось: рядом шагают века
И в бубен незримая била рука,
И звуки, как тайные знаки,
Пред нами кружились во мраке.