3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие мотивы и образы подхваченные русской поэзией

Темы, мотивы, образы лирики поэтов 18 века: творчество Ломоносова и Радищева

В 18 веке русская поэзия начинает новый этап развития. Именно в это время заявляет о себе авторская индивидуальность. До 18 века в стихах не отражалась личность поэта. О лирике как воплощении субъективных чувств автора сложно вести речь.

Поэтическая индивидуальность

Древнерусская литература часто была анонимной. Ее авторами являлись монахи-книжники. Они строго соблюдали каноны. Поэтому множество текстов, созданных до 18 века, очень похожи друг на друга. Авторы не старались выделиться и обрести индивидуальность.

Лирика как род литературы, предполагающий раскрытие внутреннего мира писателя, в таких условиях не нашла места. Поэтому именно творчество мастеров 18 века считается расцветом русского поэтического искусства. Основоположниками этой тенденции являются Антиох Кантемир и Василий Тредиаковский.

Первооткрыватели индивидуальности в литературе

Темы, мотивы, образы лирики поэтов 18 века актуальны и сегодня. Круг приоритетов наметил Антиох Кантемир. Его стихи отражают глубокие и сложные душевные переживания. Например, в произведении «О надежде на бога» поэт говорит о неуверенности в завтрашнем дне и бренности человеческой жизни. Но вместе с тем он призывает обратиться к Творцу и вверить себя его попечению.

Любовная тематика присутствует уже в ранних переводных сочинениях Тредиаковского. Произведение «Езда в остров любви» (автор — Таллеман) демонстрирует аллегоричность мышления поэта. Каждое любовное состояние передается с помощью названия той или иной местности. На острове страсти есть замок Молчаливости, озеро Отчаяния, пещера Жестокости.

Новая литература централизованного российского государства

Темы, мотивы, образы лирики поэтов 18 века стали ответом на деятельность Петра Первого. Он утвердил абсолютную императорскую власть. Но девизом его царствования стало просвещение. Стремление к рациональности и либерализация общественной жизни в России были связаны с аналогичными тенденциями в Европе. Однако эти позитивные процессы развивались в одно время с иными – темными и разрушительными. Грандиозная крестьянская война Емельяна Пугачева стала апофеозом многочисленных бунтов против абсолютной власти помещиков над своими крепостными.

Темы, мотивы, образы лирики поэтов 18 века явились отражением основных процессов развития общества. Высокий слог и ритмическая стройность стихов Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова часто сочетаются с мрачными настроениями и тревожными ощущениями.

Русский классицизм

Становление России как национального государства требовало появления новой литературы. Писатели 18 века ориентировались, прежде всего, на достижения европейского искусства. В Германии и Франции господствовал классицизм. Именно этот стиль и получил отражение в русской литературе.

Темы, мотивы, образы лирики поэтов 18 века опирались на строгие эстетические каноны, выработанные искусством классицизма. Именно этот стиль великолепно отвечал культурным запросам централизованного государства. Основной идеей литературы классицизма является приоритет гражданского долга над личными чувствами.

Произведения Ломоносова и Радищева

Русская поэзия 18 века была глубоко национальной. Василий Тредиаковский осуществил реформу стихосложения. Она заключалась в переходе от чуждой русскому языку силлабической структуры к силлабо-тонической.

Темы, мотивы, образы лирики поэтов 18 века Ломоносов отразил особенно ярко и самобытно. В своем творчестве он опирался на реформу Тредиаковского. Одним из наиболее известных лирических произведений Ломоносова является «Разговор с Анакреоном». Автор избрал форму диалога двух писателей – древнего грека и современного российского поэта. Анакреон поет о любви к прекрасной деве. Современник Ломоносова тоже способен восхищаться женской красотой. Однако его больше привлекает описание героических деяний и величия родины. Ломоносов был не только гениальным ученым. Он стал также величайшей фигурой русской литературы.

Темы, мотивы, образы лирики поэтов 18 века Радищев воплотил в своей индивидуальной манере. Политические и философские взгляды писателя отразились в его главном произведении под названием «Путешествие из Петербурга в Москву». Воззрения Радищева проявились и в его лирике. «Песнь историческая» – поэма, созданная в последнем десятилетии 18 века. Писатель отражает в ней различные эпизоды античной истории. Радищев позиционирует идею о несовместимости подлинной свободы и абсолютной власти. Все правители, согласно мысли автора, являются тиранами.

Радищев обращается к фольклорным истокам в поэме «Бова». Этому произведению свойственно сочетание высокого и низкого стилей. Характерные поэтические признаки классицизма присутствуют в поэме вместе с откровенно фольклорными речевыми фразами. Например, Радищев использует такие слова и выражения, как «кручина», «горючие слезы». В этом особенность сочинения.

Таковы темы, мотивы, образы лирики поэтов 18 века. 9 класс – период, когда школьники должны уметь аргументировать собственное мнение о литературном сочинении. Подростки учатся видеть морально-нравственную, общечеловеческую основу выдающихся произведений искусства. Русская поэзия 18 века подходит для этого идеально.

Особенности русской поэзии второй половины 19 века

Многие из талантливых русских лириков (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, А.Н. Майков) начинали свой путь в конце 1830-х – начале 1840-х гг. Это было время, весьма неблагоприятное для лириков и для поэзии. После смерти Пушкина и Лермонтова, утверждал А.И. Герцен, «русская поэзия онемела». Немота русской поэзии объяснялась разными причинами. Главной из них была та, о которой сказал еще В.Г. Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1843 года»: «После Пушкина и Лермонтова трудно быть не только замечательным, но и каким-нибудь поэтом». Немаловажную роль играло и другое обстоятельство: проза завладевает умами читателей. Читатели ждали повестей и романов, и редакторы журналов, откликаясь на «веяние» эпохи, охотно предоставляли страницы прозе, почти не публикуя лирических стихотворений.

В 1850-е гг. поэты, казалось бы, преодолели равнодушие читателей. Именно в это десятилетие выходит первый сборник Ф.И. Тютчева, привлекший всеобщее внимание: читатели наконец-то узнали гениального поэта, начавшего свой творческий путь еще в 1820-е гг. Два года спустя, в 1856 г. выходит сборник некрасовских стихотворений, почти мгновенно раскупленный. Но интерес к поэтическому слову вскоре угасает, и новые книги А.К. Толстого, А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета привлекают внимание разве что критиков и немногочисленных любителей поэзии.

А между тем русская поэзия второй половины XIX века жила весьма напряженной жизнью. Своеобразие эстетических позиций, особенное понимание назначения поэта и поэзии разводят русских лириков в разные «станы» (по слову А.К. Толстого). Это – «гражданская поэзия», цель которой – «толпе напоминать, что бедствует народ» (Н.А. Некрасов), и «чистая поэзия», призванная воспеть «идеальную сторону» бытия. К «чистым» лирикам относили Ф. Тютчева, А. Фета, Ап. Майкова, А.К. Толстого, Я. Полонского, Ап. Григорьева. Гражданская поэзия была представлена Некрасовым. Бесконечные дискуссии между сторонниками двух «станов», взаимные обвинения в псевдопоэтизме или в равнодушии к жизни общества многое объясняют в атмосфере эпохе. Но, отстаивая правоту только своих эстетических представлений, поэты из разных «станов» оказывались нередко близки в своем поэтическом видении мира, близки теми ценностями, которые они воспевали. Творчество каждого талантливого поэта служило одной высокой цели – утверждению идеала красоты, добра и истины. Все они, если воспользоваться некрасовским выражением, «проповедовали любовь», по-разному ее понимая, но равно видя в ней высшее назначение человека. Кроме того, творчество каждого истинного поэта, конечно же, не могло уложиться в прокрустово ложе прямолинейных схем. Так, А.К. Толстой, декларировавший свою принадлежность к поэтам «чистого» искусства, в былинах, эпиграммах и сатирических стихотворениях сумел высказаться весьма остро о проблемах современной ему жизни. Н.А. Некрасов – глубоко и тонко отразил «внутренние, таинственные движения души», которые сторонники «чистого» искусства почитали одним из главных предметов поэзии.

Читать еще:  Гнев божий как много поэзии

Хотя поэты второй половины XIX века не могли преодолеть равнодушие читателей к лирике и заставить напряженно ожидать их поэтические сборники (как ждали, например, новые романы И. Тургенева, И. Гончарова, Ф. Достоевского, Л. Толстого), однако, они заставили петь свои стихотворения. Уже в 1860-е гг. М.Е. Салтыков-Щедрин говорил о том, что романсы Фета «распевает чуть ли не вся Россия». Но Россия пела не только Фета. Поразительная музыкальность произведений русских лириков привлекала внимание выдающихся композиторов: П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, С.И. Танеева, С.В. Рахманинова, создавших музыкальные шедевры, запомнившиеся и полюбившиеся русскому человеку. В числе самых известных, популярных – «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит»), «Затворница», «Вызов» Я.П. Полонского, «О, говори хоть ты со мной», «Две гитары, зазвенев…» А. Григорьева, «Средь шумного бала», «То было раннею весною…» А.К. Толстого, «Коробейники» Н.А. Некрасова и многие, многие другие стихотворения русских поэтов второй половины XIX века.

Время, стирая остроту споров о назначении поэта и поэзии, обнаружило, что для следующих поколений оказываются равно значимыми и «чистые» лирики, и «гражданские» поэты. Читая сейчас их произведения, мы понимаем: те образы, что казались современникам «лирической дерзостью», – это постепенное, но явственное зарождение поэтических идей, которые готовят расцвет русской лирики Серебряного века. Одной из таких идей становится мечта о любви «восходящей», любви, преображающей и человека и мир. Но не менее значимой для поэтов Серебряного века стала некрасовская традиция – его «крик», по слову К. Бальмонта, крик о том, что «есть тюрьмы и больницы, чердаки и подвалы», что «в эту самую минуту, когда мы с вами дышим, есть люди, которые задыхаются». Острое сознание несовершенства мира, некрасовское «враждебное слово отрицания» органично соединились в лирике В. Брюсова и Ф. Сологуба, А. Блока и А. Белого с тоской по Несказанному, по идеалу, рождая не стремление уйти от несовершенного мира, а преобразить его согласно Идеалу.

Поэты второй половины XIX века

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

ДАЮ 100 БАЛЛОВ?

Литература | 5 — 9 классы

Какие мотивы и образы, подхваченные русской поэзией 19 века, находят своё воплощение в лирике Г.

Что скрыто за «забавным русским слогом», который ставит себе в заслугу автор «Памятника»?

Державин начал разрушение теории Ломоносова о «трех штилях».

Он первый из поэтов, кто рядом со старославянизмами (словами «высокого штиля») поставил слова просторечные (словами «низкого стиля»), таким образом, упростил русскую речь, сделал её более занимательной и лёгкой для чтения.

Каким видели русские классицисты (Ломоносов, Державин, Фонвизин) идеал эпохи и какой тип героя считали воплощением этого идеала?

Каким видели русские классицисты (Ломоносов, Державин, Фонвизин) идеал эпохи и какой тип героя считали воплощением этого идеала?

Как вы понимаете слова Державина о «забавном русском слоге?

Как вы понимаете слова Державина о «забавном русском слоге?

» есть ли в его «памятнике » примеры этого «слога»?

Раскройте справедливость слов Белинского : » Поэзия Державина была первым шагом к переходу вообще русской поэзии от риторики к жизни»?

Раскройте справедливость слов Белинского : » Поэзия Державина была первым шагом к переходу вообще русской поэзии от риторики к жизни».

Образ Алёнушки в русскй поэзии?

Образ Алёнушки в русскй поэзии.

Какие мотивы (образы) «Слова?

Какие мотивы (образы) «Слова.

» отразились в приведенных стихотворениях русских поэтов?

Почему Державина считают первым русским лириком?

Почему Державина считают первым русским лириком?

Даю 50 БАЛЛОВ В чем современники видели заслуги русских романтиков перед отечественной литературой?

Даю 50 БАЛЛОВ В чем современники видели заслуги русских романтиков перед отечественной литературой?

Поэзия Серебряного века в Истории русской литературы?

Поэзия Серебряного века в Истории русской литературы.

Почему Державин назвал своё стихотворение «Памятник»?

Почему Державин назвал своё стихотворение «Памятник»?

Что внесла поэзия серебряного века в русскую литературу?

Что внесла поэзия серебряного века в русскую литературу?

Вы зашли на страницу вопроса ДАЮ 100 БАЛЛОВ?, который относится к категории Литература. По уровню сложности вопрос соответствует учебной программе для учащихся 5 — 9 классов. В этой же категории вы найдете ответ и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют, создайте свой вариант запроса в верхней строке.

Петька, его мать, Николка(друг), Митя, Надежда(кухарка)Осип Абрамович(парикмахер).

Главные герои : Петька, его мать, приятель Николка, парикмахер Осип Абрамович, кухарка Надежда, гимназист Митя.

«Спасение» Потому что жулька спасла их, но конечно же ценой своей жизни.

Пчела — ответственное насекомое. Она рано встаёт для вас каждый день и собирает мёд, будит всех пчёл и они всем вместе вылетают на охоту за мёдом. Мёд очень полезен для сердца , желудка и суставов. Когда маленькие дети болеют, то родители покупают..

Первая табличка — слова Розы Вторая табличка — слова Змеи Третья табличка — слова Короля Четвертая — слова самого Маленького Принца Пятая — Лис Шестая — того, кто поезда направлял.

Читать еще:  Чем похоже воплощение темы поэта и поэзии

Это значит иметь собственное мнение, быть в стороне от общественного влияния, отстаивать свои права, жить по своим законам и тд.

Олицетворение : как капли и листья щепчут слова ; вторят хором дождю цикады ; я не слышу слов твоих человечных. Эпитет : листам зелёным, махровым ; пахнут неуловимо ; по чешуйкам сосновым.

У меня живот попугай Яша. Его мне подарили на День рождения. У него очень красивое оперение. Оно мне нравится тем что весь он белоснежный. А кончики хвоста ярко голубые. Яша любит летать. И частенько садиться по мне на плечо. Я очень люблю сво..

Дома у меня живёт попугай Кеша. Кеша — любимец всей семьи. У него красивые пёрышки, всех цветов радуги, маленькие блестящие глазки и небольшой клювик. Кеша любит играть с зеркалом в своей клетке. Он может часами смотреть на себя. Он очень любит ..

Yuri Gagarin was born on the 9th of March in 1934 in Clushino village, Smolensk area. He was a native from simple country family. Later he finished Lubertsy School in Moscow, then Saratov Technikum School. By the way, in Saratov he studied in the ..

Символизм в русской литературе: отличительные черты, представители

В конце 19 века в искусстве и литературе России сформировалось новое направление – модернизм. В нем слилось несколько течений, и одно из самых мощных было символизмом. Однако это течение было свойственно не только русской литературе, но и зарубежной. Строго говоря, зародилось оно не у нас, а во Франции, однако русский символизм отличался от французского и был более многогранным. Без понимания этого течения и художественного метода невозможно составить представление о литературе Серебряного века. Поэтому сегодня я напомню вам, как проявлялся символизм в русской литературе, каковы были его основные черты. Вкратце расскажу и об основных представителях этого направления в русской литературе.

История появления и развития символизма в русской литературе

Символизм зародился в конце 1880-х годов во Франции. Его появление в литературе связывают с именем Жана Мореаса, который в 1886 году опубликовал манифест «Le Symbolisme». Ключевыми понятиями поэтики, если принимать во внимание эту работу, нужно признать символ и идею. Все явления этого мира, по мнению теоретика французского символизма, являются отражениями мира идей, и именно с этой точки зрения представляют интерес для символизма.

Наиболее известными французскими символистами были П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо. Родоначальником французского символизма называют Ш. Бодлера.

Поэзия французских поэтов символистов – это поток ощущений. Основой их художественного метода является идеализированная чувственность. Типичное не представляет для них интереса, они ищут единственное и неповторимое. Эмоции в их лирике беспредметны.

Формирование символизма в России происходило, с одной стороны, под влиянием вышеперечисленных авторов, с другой стороны, русский символизм имел собственные корни. К слову сказать, поэты, стоявшие у истоков интересующего нас литературного направления в нашей стране, не признавали влияния на их творчество западной литературы. Своими предтечами они называли Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

  • В. Брюсов, один из первых русских символистов, называл Ф. Тютчева основоположником поэзии нюансов, а строчка из стихотворения Федора Ивановича Silentium стала девизом представителей русской символистской школы («Мысль изреченная есть ложь»).
  • А. Фет полагал, что цель поэта – «открыть просвет в вечность», а не создать образ. Он старался не изображать в своих стихах реальность, а навевать настроение. Такой подход к искусству как раз и был близок символистам. В частности, именно у Афанасия Афанасьевича учился символист К. Бальмонт музыке слова.

Манифестом русского символизма стала книга Д.М. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», изданная в 1893 году в Санкт-Петербурге, где и проживал ее автор. Это была публикация его лекции, впервые прочитанной в 1891 году. В этой работе Дмитрий Мережковский обозначил ключевые элементы символизма (или «нового искусства»): мистическое содержание, расширение художественной впечатлительности и символизацию.

Параллельно в Москве В. Брюсов и его сокурсник А. Митропольский работали над альманахом «Русские символисты» (1894—1895 гг.).

С первым этапом развития русского символизма связывают также имена З. Гиппиус (супруги Д. Мережскоского), К. Бальмонта и Ф. Сологуба. Последний творил сам по себе, не примыкая к какой-либо школе.

Д. Мережковский и З. Гиппиус

Второй этап развития русского символизма пришелся на начало 20 века. Наиболее яркими представителями младосимволистов были А. Белый, А. Блок, В. Иванов, С. Соловьев. Большое влияние на их творчество оказала философия В. Соловьева. Его учение базировалось на концепции двоемирия и образе святой Софии, которая олицетворяла ветхозаветную и платоновскую мудрость. Младосимволисты именовали ее Вечной Женственностью, Девой Радужных Ворот, Мировой Душой и Прекрасной Дамой. Они ожидали явления Вечной Жены и видели знаки ее грядущего воплощения в чертах своих любимых женщин: А. Блок – в лице Любови Менделеевой, А. Белый (Бугаев) – в лице Маргариты Морозовой.

Также на этот период приходилось творчество символистов И. Анненского, М. Волошина и многих других авторов.

Площадкой, объединяющей символистов старой и новой школы, стал журнал «Весы» (1904 – 1909 гг.), который выпускался издательством «Скорпион». Также художественно-печатными органами русских символистов были журналы «Аполлон» и «Золотое руно».

Просуществовал символизм в русской литературе не долго. Уже в 1910-х годах он начал угасать, а к 1920-м годам от него остались лишь слабые отголоски.

В. Брюсов и К. Бальмонт

Основные черты русского символизма

Приведу основные черты русского символизма:

  • концепция двоемирия, то есть признание существования двух миров: реального и идеального;
  • стремление постичь тайны идеального мира с помощью мистики или теологии;
  • преставление о том, что постичь высшую реальность в состоянии только избранные;
  • отражение идеальных сущностью с помощью символов;
  • многоплановость содержания;
  • музыкальность и звукопись;
  • давление формы над содержанием (искусство ради искусства);
  • экспериментаторство (поиск новых форм);
  • мифотворчество.

Главной особенностью символизма является использование символов. Реалистический символ связан с объективной сущностью предметов и явлений, символический – с субъективным представлением поэта о мире. Во всех вещах и словах символисты искали знаки чего-то другого. При этом они не заботились о том, чтобы их символы были понятны читателю. Более того, символы многозначны, из-за чего чтение произведений символистов тоже превращается в творчество.

Читать еще:  Солнце русской поэзии чьи слова

В. Брюсов: «Этот мир – иного мира тень,

Эти думы внушены оттуда,

Эти строки – первая ступень».

Ф. Сологуб: «Символ – окно в бесконечность».

Вяч. Иванов: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении».

«Образы выпотрошены, как чучела, и набиты чужим содержанием, – критиковал символистов О. Мандельштам. – Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой».

Символистским произведение можно назвать, основываясь на характерных признаках символизма. Вот они:

  • использование символов;
  • двоемирие;
  • возвышенные темы;
  • мистицизм;
  • иносказания;
  • недосказанность;
  • многозначность;
  • наличие собственной поэтической мифологии;
  • внимание к форме, структуре произведений, музыкальности стихотворного ритма, звукописи.

Для достижения целей символистов больше подходили лирические жанры (стихотворение, элегия, ода), но использовались и другие:

  • эпические (рассказ, новелла, сказка, повесть);
  • лироэпические (поэма);
  • драматические (трагедия, драма).

Причем пьесы могли писаться в стихах.

Исследователи русского символизма выделяют еще один жанр, присущий именно этому течению. Это книга (или цикл стихотворений). Произведения символистов часто издавались сборниками, и были связаны друг с другом. Это помогало создавать собственную мифологию.

А. Белый, А. Блок, В. Иванов

Представители русского символизма

Представителей символизма в русской литературе принято делить на две группы. Это «старшие» и «младшие» символисты. К первым относят Д. Мережковского, З. Гиппиус, К. Бальмонта, В. Брюсова и Ф. Сологуба, ко вторым – А. Белого, А. Блока, В. Иванова, С. Соловьева, И. Анненского, М. Волошина и других авторов.

«Старших» и «младших» символистов разделял не только период, на который пришлось начало их творческого пути, но и разный взгляд на искусство. Различия между концепцией символизма «старших» и «младших» символистов я занесла в таблицу.

Концепция символизма «старших» символистовКонцепция символизма «младших» символистов
Поиск тайн осуществляется в мире сокровенного «я», По словам В. Брюсова, секрет «нового искусства» заключается в осознании «глубокой мысли, что весь мир во мне». Во главе угла – самовыражение художника. Эгоцентризм (поэт – гений, теург, Бог)Поиск тайн осуществляется в «туманной Вечности». Развивая учение В. Соловьева, младосимволисты ожидали воплощения в этом мире небесной мудрости и красоты, освобождения «мировой души» как женского начала из плена косной материи. Во главе угла – теологические и философские искания. Поэт – пророк, призванный помочь спасти человечество (в духовном плане)
Искусство – возможность скрыться от обыденности в мир фантазий и глубинного «я»Миссия искусства – спасение мира
Искусство существует ради искусства (отсюда и давление формы над содержанием)Искусство дает возможность приобщиться к религии и через нее обрести спасение
Невозможность изменения реальностиИскусство может и должно изменять реальность
Религиозно-мистическое содержание произведенийРелигиозно-нравственное содержание произведений

Концепция «старших» символистов опиралась на философию Ницше и Шопенгауэра, а «младших» символистов – на учение В. Соловьева.

Вкратце расскажу об основных представителях обоих течений русского символизма.

  • Дмитрий Мережковский (1865—1941 гг.). Для него символизм был способом постижения и Бога, и действительности. В его творчестве были противопоставлены «правда земная» и «правда небесная». Прозаическая трилогия писателя называлась «Христос и Антихрист». Главными символами в поэтическом творчестве Мережковского были бездна и мгла;
  • Зинаида Гиппиус (1861 – 1945 гг.) – супруга и литературный последователь Д. Мережковского. Современниками она обвинялась в декадентстве (упадничестве), и соответствующие мотивы на самом деле прослеживаются в ее публицистическом и прозаическом творчестве. Однако лирика З. Гиппиус выдавала в ней автора, верящего в светлое. В стихотворении «Все вокруг» она противопоставляет его грязи и серости обыденной жизни;
  • Валерий Брюсов (1873 – 1924 гг.). Один из основоположников и теоретиков русского символизма, издатель альманаха «Русские символисты», был фактическим руководителем редакции «Весов». Для него характерен постоянный поиск новых форм. Его стих звучный, чеканный, живописный. Его поэзия полна намеков. Одним из мотивов его творчества было подчинение природы воле человека-творца;
  • Константин Бальмонт (1867 – 1942 гг.). Его поэзии характерны резкие и пламенные тона. В одном из стихотворений он восклицал: «Я хочу горящих зданий, я хочу кричащих бурь. », а изданный им в 1902 году поэтический сборник назывался «Будем как солнце». Поэт уделял большое внимание звукописи, удачно пользовался аллитерацией (повторением согласных звуков);
  • Федор Сологуб (1863 – 1927 гг.). Настоящая фамилия писателя и поэта – Тетерников. Основными темами его поэзии были нищета и смерть. Для этого автора характерно внимание к теме противоборства света и тьмы, воплощения Люцифера. Одним из самых известных произведений Ф. Сологуба является роман «Мелкий бес»;
  • Андрей Белый (1880 – 1934 гг.). Под этим псевдонимом вошел в историю литературы Борис Бугаев. В 1903 году вокруг него образовался кружок «Аргонавты». Как поэту ему свойственно мистическое и гротескное восприятие действительности, эксперименты со стихотворной формой. Известно и его прозаическое произведение – роман «Петербург»;
  • Александр Блок (1880 – 1921 гг.). Был одним из самых плодовитых поэтов-символистов. Его творчеству характерно сочетание бытового и мистического. Музыкальность его стихов убаюкивала аудиторию. Наиболее известны его стихотворный сборник «Стихи и Прекрасной Даме», с которым он дебютировал в начале 1900-х годов, драма «Балаганчик» и поэма «Двенадцать»;
  • Вячеслав Иванов (1866 – 1949 гг.). В его творчестве соединились две тенденции: возвращение к духовным основам христианства и переосмысление художественных архетипов Античности, Средневековья и Возрождения. Выступал за «хоровое» начало в литературе, за преодоление индивидуализма через мифотворчество. Как поэт-символист он дебютировал со сборником «Кормчие звезды», получившим одобрение идеолога младосимволистов Владимира Соловьева. Является автором множества работ по теории символизма;
  • Иннокентий Анненский (1855 – 1909 гг.). Его называют поэтом-экзистенциалистом. Его творчеству характерны такие мотивы как мука мысли, отчаяние, тоска земного существования, неудовлетворенность, совесть, Бог. Символ для него не был средством постижения высшей истины, он использовал его для отображения реальности. Символизм Анненского называют психологическим и эротическим, считают заслугой этого поэта создание нового типа лирического героя.

Символизм в России просуществовал менее четверти века. Для литературного направления это очень небольшой срок. Однако на дальнейшее развитие литературы творчество символистов оказало огромное влияние. Без него литература 20 века была бы совсем другой.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector