73 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие принципы воплотились в поэзии лермонтова

Основные мотивы лирики Лермонтова: кратко об основных мотивах

Содержание:

Основные мотивы лирики Лермонтова кратко можно охарактеризовать двумя словами – самореализация, самопознание. Каждое стихотворение имеет двоякий, философский смысл. Автор изучает проблему душевного развития, одиночества. Настоящим открытием для художественной литературы стал исповедальный формат повествования. Уникальная пунктуация, синтаксис, используемый писателем, позволяют читателю максимально прочувствовать эмоции, боль, радость.

Многие черты характера лирического героя совпадают с качествами, взглядами писателя. Лермонтов проникался темой человеческой души, личности. Эти понятия определяли для него бытие, реальность. Тематика лирики Лермонтова охватывает вопросы мировоззрения, рока, жизненной тайны, гибели.

Основные мотивы лирики Лермонтова проявляются в стремлении к идеалам, попытках познать высшее совершенство, исследуя людей, мир. Это характерная черта большинства рассказов, стихов поэта. Лирика творчества Лермонтова поднимает проблему борьба зла с добром. Это является основным конфликтом, писатель возвращается к нему на протяжении всего творческого пути.

Назовите основной мотив творчества М.Ю. Лермонтова – ответ на тест

В тестах часто встречается задание – назовите основной мотив в творчестве Лермонтова. Рассмотрим принципы лирики девятнадцатого века. Романтический пафос – характерная черта поэзии этого времени. Творчество Михаила Юрьевича часто содержит романтические ноты. Он восхищается свободой, волей, подвигами, героизмом. Популярное направление – описание красот природы.

Поэт говорит о невозможности найти применение в жизни. Люди вынуждены были уезжать за границу, идти воевать, они чувствовали себя непонятыми обществом. Россия переживала переломный момент, что сказывалось на жителях страны. На фоне этих обстоятельств сформировались основные направления лирики Лермонтова:

  • Поэзия с ее высочайшим предназначением, сложностью поэтов. Пример: стихи «Поэт», «Пророк»;
  • Самодержавие, жизнь представителей высших сословий и народа, осознание смысла существования молодым поколением. Произведения «Бородино», «Дума», «Смерть поэта»;
  • Чувство сострадания, любви. Пример: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет»;
  • Проблема взаимоотношений между автором и миром, ощущение разочарования, горечь, тяготы одиночества: «Утес», «Горные вершины»; «Листок»;
  • Стремление к борьбе, свободной жизни: «Узник», «Парус».

Каков основной мотив лирики Лермонтова

Тема лирических произведений основана на поиске моральных, этических идеалов. Герой неоднозначный, противоречивый. Большое влияние на писателя оказал декабристский разгром. В мотивы творчества добавились элементы расплывчатости, неуверенности, сомнений. Автор выражает свои философские рассуждения через обилие пессимистических красок. Он верит – творчество всемогуще, поэзия бессмертна.

Несмотря на обилие разочарований, писатель пронизывает свои творения высокими помыслами, благородными чувствами. Он выражает идеальный образ в лице посланника Бога. Михаил Юрьевич проникается темой поиска родины, дающей человеку чувство значимости, важности. Поиск великого предназначения приводит его к идее единения с природой. Творец описывает вечную борьбу между образованностью, невежеством. В приоритете – нравственное одухотворение.

Определенный класс произведений передает усталость, отрешенность Лермонтова от окружения. Он чувствует себя одиноким, праздное существование не приносит удовлетворения, кажется пустым, бессмысленным.

Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова

Тест по литературе

М.Ю.Лермонтов

В какое учебное заведение поступил М.Ю.Лермонтов в 1831 г.?

а) в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге

б) в Московский университет

в) в Царскосельский лицей

г) в Петербургский университет

Какое произведение сделало имя М.Ю.Лермонтова знаменитым?

б) «Герой нашего времени»

г) «Смерть поэта»

Назовите основные мотивы в творчестве М.Ю.Лермонтова.

в) одиночество

В поэзии М.А.Лермонтова воплотились принципы:

а) романтизма и сентиментализма

б) реализма и романтизма

в) классицизма и романтизма

г) реализма и классицизма

7. Парус в одноименном стихотворении М.Ю.Лермонтова – это …

а) символ дальних странствий

б) символ одинокой, жаждущей бурь личности

в) деталь пейзажа

г) символ бесконечного движения в мире

8. Стихотворение «Бородино» было написано М.Ю.Лермонтовым к :

а) 10 – летней годовщины битвы

б) 20 – летней годовщине битвы

в) 25 – летнему юбилею сражения

г) 15 – летию сражения

12. Кто является героем своего времени в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

б) Максим Максимыч

21. Найдите соответствия между отрывками и названиями произведения:

а) И только небо засветилось, «Бородино»

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

б) Зачем от мирных нег и дружбы простодушной «Смерть поэта»

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

в) Так тощий плод, до времени созрелый, «Дума»

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришелец осиротелый,

И час их красоты – его паденья час!

г) Люблю дымок спаленной жнивы, «Родина

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С кем Лермонтов сражался на дуэли?

Николай Мартынов

Жорж Шарль Дантес

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Тест подходит для итогового урока-контроля знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова в 10 классе. Контролируются как знания фактов биографии писателя, поэта – М.Ю. Лермонтова, так и владение основными произведениями М.Ю. Лермонтова – как поэтическими, так и прозаическими. Тест может использоваться и при реализации зачетной системы. Может предлагаться индивидуально на уроке, а также его выполнение может носить фронтальный, обязательный для всех характер. Тест расчитан на базовый уровень знаний обучающихся по теме “Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество”. Многие обучающиеся успешно справляются с тестом. Жирным шрифтом выделены правильные ответы.

  • Гладилина Светлана ИвановнаНаписать 14749 17.11.2014

Номер материала: 124249

  • Русский язык
  • Тесты

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    17.11.2014 490
    17.11.2014 844
    17.11.2014 2675
    17.11.2014 8796
    17.11.2014 1211
    17.11.2014 1178
    17.11.2014 529

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова

Тест по литературе. 9 класс. Лирика Лермонтова

Читать еще:  Какие особенности поэзии цветаевой роднят ее с романтизмом

1.М. Ю. Лермонтов родился:
а) в Тарханах
б) в Петербурге
в) в Пятигорске
г) в Москве
2. В какое учебное заведение поступил М.Ю. Лермонтов в 1831 г.?
а) в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге
б) в Московский университет
в) в Царскосельский лицей
г) в Петербургский университет
3. Какое произведение сделало имя М.Ю. Лермонтова знаменитым?
а) «Парус»
б) «Герой нашего времени»
в) «Маскарад»
г) «Смерть поэта»
4. Назовите основной мотив в творчестве М.Ю. Лермонтова
а) зависть
б) свобода
в) одиночество
г) усталость
5. Какая характеристика общественной жизни наиболее точно передаёт особенности времени формирования Лермонтова-поэта?
а) начало формирования демократических тенденций
б) общественный подъем, рост национального самозвания, вызванный войной 1812 г.
в) идеи декабризма определили атмосферу общественной жизни
г) спад национальной активности и рост пессимизма в общественных настроениях после разгрома восстания 14 декабря 1825 г.
6. В поэзии М.Ю. Лермонтова воплотились принципы:
а) романтизма и сентиментализма
б) реализма и романизма
в) классицизма и романтизма
г) реализма и классицизма
7. Парус в одноименном стихотворении М.Ю. Лермонтова – это:
а) символ дальних странствий
б) символ одинокой, жаждущей бурь личности
в) деталь пейзажа
г) символ бесконечного движения в мире
8. Стихотворение «Бородино» было написано М.Ю. Лермонтовым к:
а) 10-летней годовщине битвы
б) 20-летней годовщине битвы
в) 25-летнему юбилею сражения
г) 15-летию сражения
9. В стихотворении «Кинжал» М. Ю. Лермонтов использует образ кинжала, символизирующего поэтический дар. В каком ещё стихотворении возникает тот же образ символ?
а) «Бородино»
б) «Смерть поэта»
в) «Дума»
г) «Поэт»
10. Главной философской проблемой поэмы «Мцыри» является проблема:
а) добра и зла
б) веры и богоборчества
в) смысла жизни
11. Мцыри совершает побег из монастыря:
а) во время грозы
б) ночью, когда все спят
в) во время очередного богослужения, когда все находятся в церкви
г) на рассвете

12. Укажите, из какого произведения эти строки:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно.

А. «Дума» Б. «Бородино» В. «Смерть поэта» Д. «Выхожу один я на дорогу»

13. В каком стихотворении поэт винил общество, себя, поколение в однообразной и скучной жизни?

А. «Нищий» Б. «Родина» В. «Дума»

14. Лирика М. Ю. Лермонтова составляет важнейшую часть его литературного наследия. Соотнесите указанные произведения и темы.
А. «Поэт» (1828), «Нет, я не Байрон» (1832), «Смерть Поэта» (1837), «Кинжал» (1838), «Пророк» (1841).
Б. «Жалобы турка» (1829), «Предсказание» (1830), «Два великана» (1832), «Бородино» (1837), «Родина» (1841), «Прощай, немытая Россия» (1841).
В. «Молитва» (1829) , «Одиночество» (1830), «Парус» (1832), «Дума» (1838), «Как часто, пёстрою толпою окружён» (1840), «И скучно и грустно» (1840), «Завещание» (1840), «Тучи» (1840), «Листок» (1841), «Сон» (1841), «Утёс» (1841), «Листок» (1841), «На севере диком стоит одиноко» (1841).
Г. «Кавказ» (1830), «Люблю я цепи синих гор» (1832).
Д. «Монолог» (1829), «Нищий» (1830), «Ангел» (1831), «Чаша жизни» (1831), «Я не унижусь пред тобою» (1832), «Молитва» (1837), «Валерик» (1840).
Е. «Сосед» (1837), «Узник» (1837), «Соседка» (1840).

·1 тема любви
· 2 тема поэта и поэзии
· 3 тема Родины
· 4 тема одиночества
· 5 тема узничества
· 6 тема природы

15. Лермонтовский пейзаж откуда?

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами.
А. «Родина»
Б. «Выхожу один я на дорогу»
В. «Как часто, пёстрою толпою окружён»
Г. «Дума»
Д. «Прощай, немытая Россия»

Особенности творчества Лермонтова: проблематика, темы и художественные приемы

Особенности творчества Лермонтова изучаются в средней школе. Сначала учащиеся проходят только стихотворения поэта, затем, в 8 классе, роман “Герой нашего времени”, а в 10 классе повторяют пройденный материал. Безусловно, полностью понять творчество этого гениального поэта и прозаика можно только в более взрослом возрасте. Глубокий психологизм его произведений не каждому под силу. Творчество Михаила Лермонтова является также плодотворным полем для работ литературоведов. Ведь в нем очень много различных тонкостей.

Периодизация творчества М. Ю. Лермонтова

Можно сказать, что творчество поэта довольно целостное. В нем трудно выделить какие-либо периоды, изменения в мировоззрении. Однако принято выделять в творчестве Лермонтова ранний и поздний периоды. Границей является написанное им стихотворение, посвященное гибели Пушкина, “Смерть поэта”. Вообще, гибель А. С. Пушкина стала для Лермонтова переломным моментом. Теперь он начал ощущать всю ответственность, которая возлагается на него как на преемника первого поэта страны. Итак, все, что написал Михаил Юрьевич до 1837 года, – ранняя лирика, а то, что после, – поздняя.

Особенности творчества Лермонтова раннего периода

Поэт начал писать довольно рано. Если Пушкин повествовал о надеждах, лицейское творчество было полно чаяний, то Лермонтов начал с разочарования. Ведь дело декабристов пропало даром, они были сосланы на каторгу или казнены. Неудовлетворенность действительностью, которая окружает поэта, пропитывает все его творчество и наглядно проявляется в ранних стихотворениях. Безусловно, произведения более ранних лет отдают юношеским максимализмом. В раннем творчестве реализуется такое направление в литературе, как романтизм. Мы видим в произведениях Лермонтова характерное для романтиков разделение действительности на мир земной, реальный, и мир мечты, идеальный, в который бы хотел попасть лирический герой. Особенности проблематики творчества Лермонтова состоят в том, что у поэта практически нет гражданских и политических вопросов. Он не поднимает тему крепостничества, не говорит о произволе власти. Но мы догадываемся о его недовольстве из стихов, посвященных русской деревне или же теме поэта и поэзии. Все же главные проблемы творчества Лермонтова – психологические. С первых же стихов отчетливо звучит мотив одиночества, который с течением времени усиливается и трансформируется.

Образ демона в ранней лирике

В начале пути Лермонтов опирается на творчество английских романтиков, в частности Джорджа Байрона. У английского поэта также проявлялся образ демона. Творчество ассоциируется романтиками такого толка не как дар, а как проклятие. Юный поэт Лермонтов (и его лирический герой) уверен, что он, как и демон, не сможет никогда найти себе места в этом мироздании. Ведь демон был низвергнут с небес, а на земле люди его не принимают. Теперь он обречен скитаться между двумя мирами, приговорен на вечное одиночество. Образ демона тесно связан с таким поэтическим образом, как буря. Ведь демон, чья стихия “собранье зол”, любит роковые бури и страсти. Особенности творчества Лермонтова проявляются и в этом: обычно лирические герои, страдающие и ищущие, стремятся к покою, тихой и мирной жизни. Не таков герой Лермонтова: он хочет жить, чтоб “мыслить и страдать”. Спокойная нега не для него, жизнь есть только там, где бушуют страсти. Пример такого мировидения дает нам стихотворение “Парус”: “А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой”.

Поздняя лирика Лермонтова

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова нужно рассматривать целостно, не опуская ни один из периодов. В поздней лирике происходит смена поэтического ракурса. Если раньше Лермонтов винил весь свет в своих бедах, страдал от непонимания и одиночества, не мог мириться ни с чем, что ему не нравилось, то теперь он более степенный. И стихи его наполнены печалью и тоской, они стали более психологичными, более выверенными. Мотив одиночества тесно сближается с мотивом странничества и поиска места в жизни. Однако эти скитания заканчиваются ничем.

Читать еще:  В чем видит верлен новое в искусстве поэзии

Философская лирика

Такие проблемы всегда интересовали поэта. Но для него философия и психология всегда были неделимы. Своеобразно Лермонтов изображает свое отношение к этому миру и к жизни. Он практически всегда делает это, используя картины природы. В пример можно привести стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива”. Очень яркие поэтические образы нашли место в этом лирическом произведении. Растения поэт сравнивает с живыми существами, он чувствует с ними неделимую связь, то, чего он, к сожалению, не чувствует в общении с людьми. Именно в природе Лермонтов находит успокоение, начинает ощущать гармонию в себе. Более того, для него открываются высшие истины (“И в небесах я вижу Бога”).

Схожую проблематику имеет одно из последних стихотворений – “Выхожу один я на дорогу”. Здесь природа изображена также гармонично, это не отдельно существующие элементы, а целостное мироздание, где “звезда с звездою говорит”. Но в этот момент поэт не чувствует успокоения. Ему больно и трудно. Пожалуй, впервые за все творчество он выражает желание покоя. Но тот покой, о котором говорит Лермонтов, отличается от привычного представления. Ведь поэту хочется вечно видеть цветущую природу, ощущать движение ветра и слышать о любви.

Тема поэта и поэзии

Особенности творчества М. Ю. Лермонтова невозможно рассматривать в отрыве от такой темы, как поэзия. Именно в стихах, в которых говорится о творчестве, писательском даре, реализуются основные принципы миросозерцания поэта. Ярким примером является стихотворение “Пророк”. В нем поэт ведет своеобразный диалог с Пушкиным. Он начинает свое стихотворение с того момента, на котором остановился когда-то Пушкин: “Бог дал поэту всеведение пророка. Однако если Пушкин надеялся на то, что будет “жечь глаголом сердца людей”, Лермонтов, напротив, чувствует отчуждение. Он видит в людях лишь злобу и порок. Он хочет, как и Пушкин, словом достучаться до людей, но ему не удастся это сделать. Ведь люди (непонимающая толпа) обвиняют его в самоуверенности и гордости. Противопоставление поэта и толпы является одной из главных черт поэзии Лермонтова.

Анализ поэмы “Мцыри”

В данной поэме отразились, прежде всего, романтические принципы поэзии. Но есть в ней и своеобразные особенности творчества Лермонтова. Кратко история выглядит следующим образом: юноша, воспитывавшийся в монастыре, захотел попасть на свободу, но день на воле обернулся для него гибелью. Мцыри – непосвященный монах – всю жизнь чувствовал себя пленником. Он характерный романтический герой, для которого мир, в котором он живет, невыносим. Мцыри захотел почувствовать жизнь, узнать все ее проявления. Он восхищался красотой природы и наслаждался прогулками по лесу. Особенное впечатление произвел на него голос молодой грузинки. Услышав его, Мцыри понял, что он свободен. В лесу он натолкнулся на барса – олицетворение силы и храбрости. В равной схватке погиб барс, Мцыри тоже получает смертельное ранение. Поэма наглядно демонстрирует любовь Лермонтова к природе Кавказа. Очень ярко и красочно поэт описывает местные пейзажи. В поэме наиболее полно воплотились художественные особенности творчества Лермонтова. Изображение природы в ней соотносимо с картинами, которые сам поэт нарисовал во время путешествия по Югу России и Кавказу.

Роман “Герой нашего времени”

Это прозаическое произведение, в котором также ярко представлены особенности творчества Лермонтова. Роман очень полемический. Различны трактовки характера главного персонажа – Печорина. Исследователи спорят и о том, как относился к своему герою Лермонтов и можно ли назвать Печорина двойником самого поэта. Безусловно, как и все творчество М. Лермонтова, этот роман имеет автобиографическую подоплеку. Сходство героя с писателем на лицо: он служит на Кавказе, он одинок, противопоставляет себя другим людям. Однако в Печорине слишком много черт демонических и сугубо отрицательных, благодаря чему мы пониманием, что для самого автора Печорин явно не герой в полном смысле этого слова.

В романе реализовались умения писателя-психолога. С одной стороны, Печорин вызывает у читателя симпатию, но с другой, мы не можем сказать, что он хороший человек. Он обманывает девушек, он презирает людей и даже убивает Грушницкого на дуэли. Но зато он умен, он честен, принципиален. Лермонтов использует такой художественный прием психологизма, как деталь. Негативные стороны характера Печорина проявляются в самых маленьких деталях: в движениях, которые говорят о его скрытности, в его поведении с Максимом Максимычем, которое говорит о его холодности и безразличии к людям, даже в его слезах, которые происходят не от горя, а от уязвленной гордости. Кроме того, в романе мы можем найти примеры психологического параллелизма.

Роман с полной уверенностью можно назвать философским. В нем автор рассуждает и о дружбе, и о любви, и о судьбе. Все действие сконструировано на центральном персонаже – Печорине, и все сюжетные линии сводятся к нему. Однако роман не получился скучным: настолько многогранна и сложна личность Печорина.

Общие выводы

Итак, главные темы в творчестве Лермонтова.

  1. Тема природы. Она обычно сопряжена с философскими вопросами.
  2. Тема одиночества. В некоторых стихотворениях осложняется мотивом странничества.
  3. Тема поэта и поэзии. Что есть поэтический дар, для чего нужная поэзия, каково значение ее в современном мире.
  4. Тема любви. Она у Лермонтова также окрашена в мрачные тона, любовная лирика включается в тематическую группу стихов об одиночестве.

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова насквозь пронизано глубокими чувствами. Пожалуй, лирика его так привлекает именно потому, что в нее он вкладывал свою душу, ведь его лирический герой практически неотделим от автора. Безусловно, талант Лермонтова проявляется не только на уровне содержания, но и на уровне формы. Многие стихи поэта (особенно в позднем творчестве) абсолютно небольшие по объему, но зато очень глубокие и емкие.

Ответы на тест “Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова”

М.Ю. Лермонтов родился в Москве.

М. Ю. Лермонтов в 1831 году поступил в Московский университет.

Произведение “Смерть поэта” сделало имя М.Ю. Лермонтова знаменитым.

Основной мотив в творчестве М.Ю. Лермонтова одиночество

В поэзии М.Ю. Лермонтова воплотились принципы реализма и романтизма.

Парус в одноименном стихотворении М.Ю. Лермонтова – это символ одинокой, жаждущей бурь личности.

Главной философской проблемой поэмы “Мцыри” является проблема смысла жизни.

Мцыри совершает побег из монастыря во время очередного богослужения.

Печорин является героем своего времени в романе М.Ю. Лермонтова.

Печорина звали Григорий Александрович

В. Г. Белинский дал следующую оценку Печорину: “Этот человек неравнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях”.

Максим Максимыч рассказывает историю Бэлы.

Максим Максимыч из героев романа “Герой нашего времени” В.Г. Белинский дал следующую характеристику: “Это тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа, золотое сердце”.

Читать еще:  Понятие о классицизме как литературном направлении темы и образы поэзии державина

Печорин отправляется в Персию после встречи с Максимом Максимычем.

“Жены местных властей менее обращали внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум”, потому что с реди солдат нередко можно было встретить разжалованных декабристов.

“Княжна Мери” одна из частей романа “Герой нашего времени”, является центральной и придает произведению характер психологического романа?

Тема “маленького человека” раскрывается в романе в образе Максима Максимыча

К произведению М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” подошли бы в качестве эпиграфа следующие строки из стихотворения “Дума”:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно.

Портретная характеристика Максим Максимыча: “На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду”.

Тест. М.Ю. Лермонтов.
тест по литературе (10 класс) по теме

Тест. М.Ю. Лермонтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
test_m.yu_.lermontov.doc43 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

  1. М.Ю.Лермонтов родился:
  1. В какое учебное заведение поступил М.Ю.Лермонтов в 1831 г.?

а) в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге

б) в Московский университет

в) в Царскосельский лицей

г) в Петербургский университет

  1. Какое произведение сделало имя М.Ю.Лермонтова знаменитым?

б) «Герой нашего времени»

  1. Назовите основной мотив в творчестве М.Ю.Лермонтова.
  1. Какая характеристика общественной жизни наиболее точно передает особенности времени формирования Лермонтова – поэта?

а) начало формирования демократических тенденций

б) общественный подъем, рост национального самосознания, вызванный войной 1812 г.

в) идеи декабризма определили атмосферу общественной жизни

г) спад социальной активности и рост пессимизма в общественных настроениях после разгрома восстания 14 декабря 1825 г.

  1. В поэзии М.А.Лермонтова воплотились принципы:

а) романтизма и сентиментализма

б) реализма и романтизма

в) классицизма и романтизма

г) реализма и классицизма

7. Парус в одноименном стихотворении М.Ю.Лермонтова – это …

а) символ дальних странствий

б) символ одинокой, жаждущей бурь личности

в) деталь пейзажа

г) символ бесконечного движения в мире

8. Стихотворение «Бородино» было написано М.Ю.Лермонтовым к :

а) 10 – летней годовщины битвы

б) 20 – летней годовщине битвы

в) 25 – летнему юбилею сражения

г) 15 – летию сражения

9. В стихотворении «Кинжал» М.Ю. Лермонтов использует образ кинжала, символизирующего поэтический дар. В каком еще стихотворении возникает тот же образ – символ?

10. Главной философской проблемой поэмы «Мцыри» является проблема:

б) веры и богоборчества

11. Мцыри совершает побег из монастыря:

а) во время грозы

б) ночью, когда все спят

в) во время богослужения, когда все находятся в церкви

12. Кто является героем своего времени в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

б) Максим Максимыч

13. Печорина звали:

а) Максим Максимыч

б) Григорий Александрович

в) Александр Григорьевич

г) Евгений Александрович

14. Назовите имя критика, давшего следующую оценку Печорину.

Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях.

15. Кто рассказывает историю Бэлы?

г) Максим Максимыч

16. Кому из героев романа «Герой нашего времени» В.Г. Белинский дал следующую характеристику:

Этот тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа, золотое сердце.

а) доктор Вернер

в) Максим Максимыч

17. Как сложилась судьба Бэлы?

а) ее увез Казбич

б) она осталась с Печориным

в) она вернулась к своим родным

18. Почему «жены местных властей менее обращали внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце пылкое и под белой фуражкой образованный ум»?

а) в Кисловодск редко приезжали новые люди

б) среди солдат нередко можно было встретить разжалованных декабристов

в) дамы были неразборчивы в выборе знакомых

г) из желания порадеть низшему чину

19. Какая из частей романа «Герой нашего времени» является центральной и придает произведению характер психологического романа?

д) «Максим Максимыч»

20. Тема «маленького человека» раскрывается в романе в образе:

в) Максим Максимыча

г) доктора Вернера

21. Найдите соответствия между отрывками и названиями произведения:

а) И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

б) Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

в) Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришелец осиротелый,

И час их красоты – его паденья час!

г) Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

22. К какому произведению М.Ю. Лермонтова подошли бы в качестве эпиграфа следующие строки из стихотворения «Дума»?

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарилось оно.

в) «Песня про… купца Калашникова»

г) «Герой нашего времени»

23. Укажите художественный прием, который использовал автор в выделенных строках?

Вам не видать таких сражений.

Носились знамена, как тень,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

24. Определите героя по его портретной характеристике.

а) доктор Вернер

в) Максим Максимыч

А) «На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду»

Б) «…Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок – то, ловок – то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре…»

В) «… В транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти… Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно…»

Г) «…Одна нога у него была короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей…»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: