0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие темы и образы характерны для поэзии а.блока

Анализ творчества Александра Блока

Автор: Guru · Опубликовано 06.05.2017 · Обновлено 13.07.2017

Творчество Блока уникально. Оно совпало с важными историческими событиями рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Судьба страны и личная судьба автора слились в одно целое. Ритм истории нашёл яркое отражение в лирике. Происходит эволюция поэзии: на место легкого символизма тяжелой поступью приходит реализм.

Творческий мир Блока

Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.

Образ родины

Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.

Образ Родины прошел своеобразную эволюцию. Вначале он загадочен, окутан будто пеленой. Страна воспринимается через призму прекрасной мечты: «необычайная», «таинственная», «дремучая» и «колдовская». В стихотворении «Россия» отчизна предстает как «нищая», с серыми избами. Автор любит ее нежной и сердечной любовью, которая ничего общего не имеет с жалостью.

Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.

В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» предельно точно очерчена грань между любовью и ненавистью. Образ бездуховного лавочника, привыкшего к беспробудному сну разума, отталкивает, а покаяние в церкви лицемерно. В конце слышен отчетливый «крик» автора, что даже такую Россию он никогда не разлюбит, она всегда будет дорога его сердцу.

Поэт видит Россию в движении. В цикле «На поле Куликовом» она предстает в величественном образе «степной кобылицы», несущейся «вскачь». Путь к будущему у страны непростой и мучительный.

Нотка предвидения звучит в стихотворении «На железной дороге», где Блок проводит параллель нелегкой судьбы родины с тяжёлой и трагической женской судьбой.

«Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?» — гнев и боль звучат в этих строчках. Коршун и мать символизируют судьбу народную, над которой нависли хищные крылья птицы.

Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.

Символизм Блока

Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии. В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно. Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки». Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней. Наступала революция.

Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.

Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

Тема любви

Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов. Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты». Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.

В жизни Блока важное место занимала еще одна женщина – мать. Поэт доверял ей всё сокровенное. В стихотворении «Друг, посмотри, как в равнине небесной…» Александр Александрович описывает чувство грусти и утраты. Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни. Ведь она чудесна!

Образ Прекрасной Дамы

Блок верил: погрязшее в пошлости и грехах человечество еще можно спасти «Вечной Женственностью». Поэт нашел ее воплощение в образе Прекрасной Дамы. Он пропитан возвышенностью, олицетворяет добро и красоту. От него веет светом, озарявшим темные души людей. Достигнуть наивысшей гармонии с окружающим миром можно через любовь к земной женщине. Искреннее чувство меняет нас к лучшему: открываются новые горизонты, мир становится прекрасным. Мы начинаем чувствовать прелесть каждого момента, слышать пульс жизни.

Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.

Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.

В стихотворении же «Предчувствую Тебя» лирического героя терзают сомнения по поводу того, что Прекрасная Дама может превратиться в порочное создание и от ее духовности не останется и следа. Но он так хочет ее увидеть! Только она в силах спасти человечество от надвигающегося горя и показать путь к новой безгреховной жизни.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» сливается в единое звучание с предыдущим. Тихая и торжественная обстановка церкви передаёт состояние любви и блаженства, ожидания Прекрасной Дамы. Образ неземной рождает чувство прекрасного, которое свойственно обычному человеку.

Творчество А. А. Блока

Вы будете перенаправлены на Автор24

Великий поэт, голос эпохи рубежа XIX и XX веков, тончайший лирик, классик русской литературы – именно таким в истории остался Александр Александрович Блок. Его произведениями мы зачитываемся даже сейчас, практически сто лет спустя. Пожалуй, самое широко известное его произведение – это стихотворение «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Но что же представляет из себя творчество Блока на самом деле?

А. А. Блок написал огромное количество стихотворений и несколько пьес. Важно знать, что на всем протяжении своего творчества он писал стихи циклами. Циклы он объединил в сборники, а сборники – в книги, названные им самим «трилогией вочеловеченья» и рассказывающие историю лирического героя Блока, переживающего ужасы жизни в России начала XX века. В центре каждой книги есть свой доминирующий образ. В первой – это образы Прекрасной Дамы и вечной женственности, во второй – образы города, метели и музыки, а в третьей – образ России.

Блок – один из крупнейших представителей русского символизма.

Ранний период творчества Блока

Писать стихи А. А. Блок начал рано. Будучи ещё ребёнком, он «издавал» рукописные журналы, в которых пробовал себя в разных литературных жанрах. Всерьёз стихосложением Блок занялся в семнадцать лет, после окончания Петербургской Введенской гимназии.

Начинал творить поэт в духе символизма. По своей сути лирика Блока близка к музыке, что не удивительно, ведь огромное влияние на её формирование оказал жанр романса.

Начало творческого пути Блока стало периодом накопления опыта и поэтического самоопределения поэта, периодом смутных надежд и юношеских мечтаний. Поэт блуждал в поисках Идеала, который впоследствии нашёл в Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери известного химика и своей будущей жене.

Л. Д. Менделеева, впоследствии Л. Д. Блок, стала для поэта земным воплощением Вечной Женственности.

Готовые работы на аналогичную тему

Образы Прекрасной Дамы и Вечной Женственности постоянно встречались в раннем творчестве Блока. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме», состоящий из 129 стихотворений, собрал в себе произведения Блока, написанные до 1904 года. Сразу же после публикации этого цикла Блок занял едва ли не центральное место в рядах поэтов-символистов.

Среди деревьев вековых

Люблю неверные красы

Твоих очей и слов твоих…

Революция 1905 года

Огромное влияние на жизнь России и на творчество Блока повлияла развернувшаяся в 1905 – 1907 годах первая русская революция. Отзываясь на жестокость революции, Блок сменил тематику своих стихотворений, начав больше писать о социальных тенденциях (цикл «Город») и религии (цикл «Снежная маска»).

Отношение Блока революции было двойственным, что отразилось в его стихотворениях. С одной стороны, поэт приветствовал могучую силу, способную изменить мир, а с другой – опасался её разрушительности.

Шли на приступ. Прямо в грудь

Штык наточенный направлен.

Кто-то крикнул: «Будь прославлен!»

Кто-то шепчет: «Не забудь!»

Рядом пал, всплеснув руками,

И над ним сомкнулась рать.

Читать еще:  Если бы можно было представить что исчезла русская поэзия

Кто-то бьется под ногами,

Кто — не время вспоминать…

Обратившись к образам фабрик и рабочих, а не к образу идеальной женщины, Блок сильно изменил направление своего творчества, отойдя от воспевания мистических «иных миров» и приблизившись к реальной жизни. Ещё одним новшеством в его творчестве стало обращение Блока к драматургии. В 1906 – 1907 годах Блок написал три лирические драмы.

Вторая книга Блока, «Нечаянная радость», в которую вошли также и произведения, посвященные революции, сделала популярным имя поэта уже в широких писательских кругах. В этот сборник вошли стихи 1904 — 1906 годов, в том числе всем известная «Незнакомка».

По силе воздействия на читателя в то время Блок был одним из самых значительных поэтов.

Поражение первой русской революции и возникшие в личной жизни проблемы (разлад в семье, конфликт с Андреем Белым) сильно сказалось на мировоззрении Блока. Поменяв взгляды, Блок вынужден был расстаться с бывшими единомышленниками. В постреволюционные годы Блок активно включается в литературную борьбу и публикует множество литературоведческих, критических и публицистических работ.

Революция 1917 года

Не оправдавшая надежды первая революция обратила внимание Блока не взаимоотношения простого народа и интеллигенции в России. Теперь центральное место в творчестве поэта занял образ Родины, воплощение которого можно найти в одноимённом цикле стихов, объединившим в себе произведения поэта, написанные в 1907 – 1916 годы.

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые

Как слезы первые любви!

Октябрьскую революцию поэт воспринял с большим воодушевлением. В 1918 году Блок пишет три своих самых значимых произведения, посвященных революции: публицистическую статью «Интеллигенция и революция» и поэмы «Двенадцать» и «Скифы».

В статье Блок призывал русский народ признать революцию и поддержать происходящие в стране великие перемены, которые приведут её к расцвету и лучшей жизни. Однозначное восхищение, выраженное в этой статье, однако, со временем сменилось большей объективностью.

Отражение этой перемены взглядов Блока можно найти в поэме «Двенадцать». Размышляя о силе исторических событий, которые сравниваются с бурей и метелью, поэт приходит к осознанию, что революция – скорее стихия и неизбежность, чем обещание лучшей жизни. Яркие контрасты, невероятная жестокость и лёгкий призрак надежды на созидательную силу революции – такой предстаёт эта поэма Блока перед нами. Столкновение двух миров, будущего и прошлого, ведёт человечество в неведомом направлении.

Важно отметить, что «Двенадцать», произведение революционное не только по духу, но и по своей художественной структуре, отличается от поэзии Серебряного века необычно разговорной и даже вульгарной речью. Использование такого языка, однако, по заявлениям современников Блока, было единственно правильным решением.

Революционные произведения, написанные Блоком в 1918, были неким творческим всплеском, после которого поэт погрузился в глубочайший творческий кризис, сопровождающийся прогрессирующими болезнями ума и тела. Поэт впал в депрессию и перестал писать стихи. Своё последнее стихотворение Блок написал в феврале 1921 года, за полгода до своей смерти.

Особенности поэтического стиля Блока

Для творчества Блока характерно удивительное сочетание мистического и повседневного. Чувствительный к впечатлениям, которые давал ему мир, поэт создавал потрясающие произведения, полные символов и недосказанностей. Дореволюционные произведения Блока убаюкивали читателей, в постреволюционных появилось неведомое прежде отчаяние.

Блок часто использовал антитезы для обострения контраста и параллелизм для увеличения напряжения в своих стихотворениях. Одной из главных особенностей произведений Блока было обилие метафор, переходящих в символы.

Символ в литературе – момент пересечения двух пластов смысла, создающих новое значение, поражающее своей смысловой ёмкостью и призванное вызывать у читателей личные ассоциации.

Поэзия Блока эмоциональна, наполнена символическими рядами и проникнута острым чувством действительности. В своём творчестве Блок не разрушал сложившиеся традиции стихосложения, но менял и комбинировал, объединяя элементы различных стилей и создавая уникальные, неповторимые произведения.

Лирика Блока, основные темы и мотивы

Поэзия, как правило, ассоциируется с любовью и романтикой. Правда, лирика Блока несколько иная. В ней поднимаются также философские вопросы, есть множество упоминаний о Родине. Автор нередко задумывается о смысле бытия. Особого внимания заслуживают его ранние произведения, а также серия стихов, посвященных Прекрасной Даме.

Особенности и своеобразие лирики Блока

Для многих своеобразие лирики Блока заключается в ее особом звучании. В стихах отмечается обилие гласных. Они создают настоящий оркестр, который явно действует на читателя. Каждую из этих букв можно сравнить с музыкальным инструментом. Вместе они создают невероятно красивую музыкальную композицию.

Также есть и другие особенности лирики Блока. Язык стихов метафоричен. Каждый их образов наделен особым, символическим смыслом. Самые обычные предметы и слова здесь имеют скрытое значение. Нередко отмечаются весьма неординарные сочетания. Например, красный смех или же пергаментная речь.

Особый интерес вызывает символика оттенков. Светлое и белое поэт ассоциирует с совершенством, чистотой и гармонией, а черное с катастрофой, гибелью и тревогой. Красное символизирует страсть и жизнь, а желтое – тление и увядания.

Лирика в поэзии Блока основана на поиске идеалов, гармонии. Правда, при жизни автора, его произведения ценились лишь за красоту изложения.

Темы и мотивы в лирике Блока

Темы лирики Блока весьма неоднозначны. Они представлены в огромном многообразии, но при этом представляют собой единое целое. Это своеобразное отражение жизненного пути поэта. Об этом даже неоднократно говорил сам автор.

Творческий путь литератора был весьма сложным. Им были написаны как романтические и символические стихи, так и произведения, отображающие реалии революции.

Мотивы лирики Блока – это своеобразное отображение всего того драматизма, который был характерен для 19 и 20 века. В произведениях поэта отмечается наличие некой насыщенности, есть реалистическая конкретика и романтизм. Таким образом он точно описывает окружающий мир во всем его многообразии.

Ранняя лирика Блока

Детального рассмотрения заслуживает ранняя лирика Блока. Однозначно сказать, какие настроения преобладают в ней, весьма проблематично. Для поэта это был период поисков идеала, надежд и мечтаний. В его сознании появилась своеобразная мифология, которая была связана с женственностью и преображением мира.

Основная лирика Блока в данный период – любовная, но также поэт описывает события революции, делая интонацию на смятении. Сам он весьма критично относился к этому творческому этапу и уже спустя время начал писать в совершенно новом для себя направлении. В драматургическом стиле он с иронией описывает мистические события.

Родина в лирике Блока

Одно из важных мест занимает Родина в лирике Блока. Поэт сам постоянно повторял, что Россия у него в крови и все его творчество именно о ней. Не удивительно, что немало сочинений он написал именно на эту тему. Образ Родины в лирике Блока неоднозначный. Писатель указывает на бедственное положение государства и удивляется, что столь сильной и богатой державе не удается процветать и обрести счастье.

Россия в лирике Блока нередко представляется в образе матери. Поэт пишет о своей любви к ней, готовности помогать в трудное время, защищать от всех врагов. По сути, писатель стал первым, кто поднял тему Родины в новом видении. Он не боялся писать о горестях и бедах государства.

Высокие идеалы в лирике Блока очень ярко проявляются в цикле произведений «На поле Куликовом». Поэт невероятным образом сочетает здесь современность, исторические события и символизм.

За основу в данном случае брались реальные события, а именно Куликовская битва. Правда, описываются те действия с помощью эпитетов и метафор, символически. Главной идеей является борьба добра со злом. С одной стороны – защищающие Отчизну воины, а с другой – нападающие татары. По сути, здесь показаны идеалы Блока. Поэт говорит о том, что для каждого человека самым является Родина и вера.

Любовная лирика Блока

Тема любви в лирике Блока занимает особое место. Поэт говорил, что такие произведения можно назвать дневником, который написан в стихах. Уже с самого первого цикла стихов о Прекрасной Даме автор описывает столь противоречивое и сложное чувство. Его любовная лирика неоднозначна, претерпевала ряда изменений с течением времени.

При создании сочинения о лирике Блока стоит сказать, что первые произведения о любви у поэта восторженные. В них он пишет о реальной своей возлюбленной и вдохновительнице Менделеевой. Первые его работы создавались под влиянием философа Соловьева. Литератор пишет о вечной женственности, гармонии и красоте. Свой главный образ в лирике он называет Прекрасной дамой, связывает с ней лунную, природную символику.

Казалось бы, в основе данного цикла находится реальный автобиографический факт, но влюблен лирический герой в некий образ, идеал. Он преклоняется перед этой женщиной, такой недоступной, величественной и прекрасной. Поэт указывает, что жизненная гармония невозможна при наличии такого чувства.

В цикле Балаганчик отношение героя к Прекрасной Даме уже несколько иное. Он уже не преклоняется перед ней, как перед божеством. Женщина представлена в более точных чертах. Обращение к ней уже более реальное, а не возвышенное. В чувствах уже нет того света, той силы. Их можно сравнить со снежной вьюгой, которая уносит героя в даль, но не позволяет обрести счастье, испытать удовлетворение.

Основные мотивы лирики Блока в цикле Кармен уже совершенно иные. Он описывает уже не любовь, а неистовую страсть.

Философская лирика Блока

Для произведений писателя характерно наличие философских размышлений. Он являлся представителем символизма, демонстрировал свое отношение к многочисленным проблемам. Образная его система достаточно сложна.

Изначально философская лирика Блока основан на мечте. Он думает о таинственной, прекрасной Незнакомке, являющейся проводницей между миром грез и реальности. Он мечтает сотворить новый мир, где всегда царили бы Красота и Мудрость.

Спустя время отмечается трансформация философских идей поэта. Автор сосредотачивается на реальных проблемах общества. В своих произведениях он все чаще пишет о простых людях, которые являются душой страны.

Идеалы и страшный мир в лирике Блока

В большинстве стихотворений автор показывает несовершенство мира. Особого внимания заслуживает цикл Страшный мир в лирике Блока. Поэт буквально убирает радужную оболочку и показывает существующую реальность. Он сам испытывает боль, осознавая, что под ней оказывается грязь, пошлость и чернота. Ему страшно признаться себе, что он – часть всей этой мерзости.

Блок считал, что плохие поступки не могут пройти бесследно. Рано или поздно они напомнят о себе, заденут большое количество людей. В произведениях поэта каждая мелочь имеет глубокий смысл. Блок стремился показать жизнь максимально реалистично, не приукрашивая ее и не боясь показать в темном, неприятном свете. Он показывает омертвевшие души, мерзость, которая никого уже не удивляет и не пугает.

Литература. 11 класс

Конспект урока

Тема: Творческий путь А. Блока. Темы, идеи, стилистика произведений

Читать еще:  Когда читаешь поэзию встречаешь

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Основные этапы творчества писателя;
  2. Особенности ранней лирики;
  3. «Стихи о Прекрасной Даме»;
  4. Тема «страшного мира» в лирике Блока.

Лирика – один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами.

Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов.

Символизм — одно из крупнейших течений в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков.

Список литературы

Основная литература по теме:

Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.

Дополнительная литература:

Баевский В. С. История русской поэзии: 1730-1980 годы. Компендиум. М.: Новая школа, 1996. — 344 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге в семье аристократов. Совместная жизнь родителей Блока не сложилась. Его мать, Александра Андреевна Бекетова, ушла от мужа незадолго до рождения ребёнка. Мальчик общался с отцом в основном по переписке.

Как позже напишет сам Блок: «Семья моей матери причастна к литературе и науке». Маленького Сашу окружали замечательные и талантливые люди, а в роду Бекетовых были и землепроходцы, и актёры, и журналисты, и писатели. Его бабушка, Елизавета Григорьевна — переводчик с нескольких языков. Она встречалась с Гоголем, Толстым, Достоевским и другими литераторами. Можно сказать, что у маленького Блока была благодатная почва для развития своего поэтического таланта. Своё первое стихотворение он написал в 5 лет. На сегодняшнем уроке мы ознакомимся с основными этапами творчества писателя и подробней остановимся на особенностях его ранней лирики.

Блок искренне считает, что лиризм – неотъемлемая часть поэзии. В 1907 году он пишет статью «О лирике», в которой говорит: «Так я хочу! Если лирик потеряет этот лозунг или заменит его любым другим, он перестанет быть лириком». Для него «всё преимущество и проклятие современной лирики состоит в том, что каждый волен вкладывать свой смысл в написанное».

Первая книга стихов Блока состоит из сборников «До света», «Распутья», «Стихи о Прекрасной Даме». Это символистские произведения, полные чувства тревоги, тоски, ожидания и недосказанности. Но они красивы и музыкальны. Поговорим подробнее о последнем сборнике.

«Стихи о Прекрасной Даме» – это 687 стихотворений, посвящённых в большинстве своём его супруге, Любови Дмитриевне Менделеевой. Но не только страстная всепоглощающая любовь сподвигла поэта на написание этого сборника.

На рубеже веков Блок увлекается философией Владимира Соловьева, который провозглашает Культ Божественной Софии. По мысли философа – это женственная по своей природе духовная субстанция, которая соединяет в себе телесное и моральное, благодаря ей в индивидуальном проявляется общее. «Любя одну женщину – любишь весь мир» – пишет Соловьев.

Блок обожествляет земную женщину:

Не призывай. И без призыва

Склонюсь главою молчаливо

Облик лирической героини в «Стихах о Прекрасной Даме» многоплановый и многогранный: это и земная реальная женщина, и абстрактные понятия (такие, как Заря, или Лада), наделённые женственной энергетикой.

Сюжетная линия всего сборника строится на постоянном ожидании встречи, боязни разминуться с возлюбленной, не узнать её:

Она стройна и высока,

Всегда надменна и сурова,

Я каждый день издалека

Следил за ней, на всё готовый.

Я знал часы, когда сойдёт

Она — и с нею отблеск шаткий.

И, как злодей, за поворот

Бежал за ней, играя в прятки.

Первые стихотворения сборника символичны («Жизнь медленная шла, как старая гадалка»), в них есть благоговейная, торжественно-молитвенная интонация, ожидание чуда — появления Прекрасной Дамы «в мерцанье красных лампад». А в конце книги уже можно встретить реалистичные моменты: «Я любил твоё белое платье, утончённость души разлюбив…». В поздних стихотворениях появляется новый мотив — погибшая любовь, расставание, невозвратность и невосполнимость жизненной утраты. Несмотря на то, что это – одна из первых книг поэта, его стихи обладают почерком зрелого мастера.

Вторая книга называется «Нечаянная радость» (1904-1908 гг.), она состоит из сборников «Город», «Пузыри земли», «Снежная маска», «Фаина». Здесь поэт говорит о трудностях жизни, о страданиях, разлуках, смерти. И в то же время восхищается жизнью, принимает её, называя прекрасной.

Именно в сборник «Город» входит знаменитое стихотворение «Незнакомка». В нём автор будто преобразовывает свою Прекрасную Даму, придаёт ей абсолютно конкретные и реальные черты. Мы видим её хрупкой, одетой в тёмную вуаль, она красива и таинственна. Благодаря незнакомке наш лирический герой ненадолго отвлекается от грубой и тяжёлой действительности, она придаёт ему сил и вдохновения.

… И каждый вечер, в час назначенный,

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Её упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный

Смотрю за тёмную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль…

Третья книга поэта (1907-1916 гг.) состоит из сборников «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Кармен», «Родина». В ней уже звучат трагические мотивы. В этой же книге звучит и патриотическая тема, тема России, её прошлого и будущего.

Тема «страшного мира» – сквозная в творчестве Блока этого периода. Она не только обличает буржуазную действительность, но и испытывает саму суть отдельного человека, живущего в нём. «Страшный мир» его губит, заставляет страдать, превращает в тлен. Тёмные силы этого мира настолько сильны, что в них попадает и лирический герой Блока, поэтому душа его трагически переживает состояние собственной греховности, смертельной усталости, безверия и опустошённости:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, – который раз?

В этом этапе творчества мы не увидим возвышенной любви, как в «Стихах о Прекрасной Даме». В стихотворении «В ресторане», и вовсе, поэт говорит о неспособности человека любить. Вся безысходность этого мира описана и в знаменитых строчках:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века —

Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь — начнёшь опять сначала

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Здесь создаётся ощущение замкнутости, повторяемости, отсутствия радости жизни. Аптека, улица, фонарь – логически не связанные между собой слова. Ничего не изменится, даже если проживешь ещё хоть «четверть века».

Таким образом, мы видим трансформацию лирики Блока на протяжении жизни.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Назовите годы жизни А. А. Блока.

  • 1880 – 1921 гг.
  • 1865 – 1906 гг.
  • 1850 – 1916 гг.
  • 1890 – 1911 гг.

Подсказка: Блок прожил чуть более 40 лет.

Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге в семье аристократов. Совместная жизнь родителей Блока не сложилась. Его мать, Александра Андреевна Бекетова, ушла от мужа незадолго до рождения ребёнка. Мальчик общался с отцом в основном по переписке. Как позже напишет сам Блок: «Семья моей матери причастна к литературе и науке».

Установление соответствия

Соотнесите стихотворения А. Блока с основными мотивам его лирики:

Мотив мрачной разочарованности: «О доблестях, о подвигах, о славе»

Мотив назначения поэта и поэзии: «Незнакомка»

Мотив «страшного мира»: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»

Мотив Родины: «Россия»

В стихотворении «Россия» есть знаменитые строки:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слёзы первыя любви!

«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» поражала современников своим мрачным настроением. А вывод о бессмысленности существования придавал произведению ощущение безысходности. Вспомним строки:

Живи ещё хоть четверть века —

Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь — начнёшь опять сначала…

«О доблестях, о подвигах, о славе» посвящено покинувшей Блока супруге, оно символизирует разочарование в любви.

Презентация «Александр Блок Темы и образы ранней лирики»

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Темы и образы ранней лирики.

Александр Александрович Блок – одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и новое искусство. Реализация домашнего задания Ранний период творчестваСовременный земной мирЭто мир зла и порокаНеземнойвысший небесный мирВ нем существует образ любви – это Мировая душа,Вечная жена,Великая премудростьОна – Мировая душа — есть ЛюбовьОнадолжна сойти на землю, чтобы сделать земной мир счастливымБегут неверные дневные тени. Высок и внятен колокольный зов. Озарены церковные ступени, Их камень жив — и ждет твоих шагов. Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь, Одетый страшной святостью веков, И, может быть, цветок весны уронишь Здесь, в этой мгле, у строгих образов. Растут невнятно розовые тени, Высок и внятен колокольный зов, Ложится мгла на старые ступени. Я озарен — я жду твоих шагов.Бегут неверные дневные тени. Высок и внятен колокольный зов. Озарены церковные ступени, Их камень жив — и ждет твоих шагов. Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь, Одетый страшной святостью веков, И, может быть, цветок весны уронишь Здесь, в этой мгле, у строгих образов. Растут невнятно розовые тени, Высок и внятен колокольный зов, Ложится мгла на старые ступени. Я озарен — я жду твоих шагов.Вывод:

  • юному Блоку была близка мысль о том, что через высшую любовьчеловечество станет чище, лучше
  • стремление к Ней позволит изменить земной «страшный мир»

Блок увлекся учением Владимира Соловьева о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить «землю» и «небо» и спасти мир через его духовное обновление.Блок вошел в литературу как певец Прекрасной ДамыПервая книга поэзии Блока – «Стихи о Прекрасной Даме» (1904 – 1905 гг.)На ее написание повлияли двазнаменательных события:

  • женитьба поэта на Л.Д.Менделеевой
  • увлечение философскими трудами В.С.Соловьева

История любви А.Блока и Л. Менделеевой

Осознанное знакомство происходит летом 1895 года рядом с подмосковной усадьбой Шахматово Андрея Николаевича Бекетова во время любительского спектакля «Гамлет», режиссером, гримером и костюмером которого становится Анна Ивановна Менделеева.

Блок — принц Датский,

Вторая встреча – в Петербурге, горя желанием встретить Прекрасную Даму, Вечную Жену, он бродил по улицам и увидел Любовь Менделееву. Потом была еще одна случайная, но предначертанная судьбой встреча – на балконе Малого театра во время представления шекспировского «Короля Лира». Сомнений у юного поэта больше не было – она его Суженая.

25 мая 1903 года Александр Блок обручился с Любовью Менделеевой, свадьбу назначили на 17-е августа. В этот летний день состоялось венчание. Со стороны невесты — сияющие родители, со стороны жениха — только мать. 25 мая 1903 года Александр Блок обручился с Любовью Менделеевой, свадьбу назначили на 17-е августа. В этот летний день состоялось венчание. Со стороны невесты — сияющие родители, со стороны жениха — только мать. Поскольку мужем и женой в житейском понимании они не были никогда, в их семье складывается «любовный треугольник» с Андреем Белым (Борисом Бугаевым).

7 ноября 1902 года –Блок сделал предложение Менделеевой на благотворительном балу в зале Дворянского собрания

После едва не свершившейся дуэли супруги уезжают за границу. Менделеева подается в актрисы и уезжает на гастроли. Между супругами завязывается переписка, как между лучшими друзьями.

Домой она возвращается беременной. На семейном совете Блок предлагает выдать малыша за их общего ребенка. Сына, родившегося в феврале 1909 года, они назвали в честь знаменитого дедушки — Дмитрием. Малыш прожил всего восемь дней. Домой она возвращается беременной. На семейном совете Блок предлагает выдать малыша за их общего ребенка. Сына, родившегося в феврале 1909 года, они назвали в честь знаменитого дедушки — Дмитрием. Малыш прожил всего восемь дней. После революции 1917 года Л.А. быстро освоилась в новых условиях и брала от жизни все, Блок, напротив, революцию на принял, серьезно заболел. 7 августа 1921 года Александра Блока не стало. Менделеева навсегда опустила занавес в личной жизни, приняв решение стать лишь вдовой великого поэта, которому так и не смогла стать настоящей женой

…в его жизни были «только две женщины – Люба и все остальные»…

Цикл стихов о Прекрасной Даме (1901-1902)

« Эта книга , в противоположности двум следующим , написана в одиночестве ; здесь деревенское преобладает над городским ; всё внимание направлено на знаки , которые природа щедро давала слушавшим её с верой ; такая « однострунность » души позволила мне расположить все стихотворения первой книги в строго хронологическом порядке ; здесь главы определяются годами , в следующим книгах – понятиями ; но эти числа и снова для меня одинаково живые и законченные абзацы»

Всего стихотворений в цикле – 130 Всего стихотворений в цикле – 130 Главной темой служит Вечная Женственность Соединение двух устремлений в Вечной Женственности — умозрительного тоскования и действенной любви, — которое и выражено в словах Владимира Соловьева «тоскуя и любя» Блок нашел и применил новые методы художественного, лирического воздействия. Сюда относятся свободное отношение к метрике каждого отдельного стиха и взгляд на ритм целого стихотворения

Почему поэт так назвал свой сборник стихотворений?

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите: “Стихи о Прекрасной Даме”?

В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» поэт выразил свои чувства к будущей жене Любови Дмитриевне Менделеевой.

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Впереди — на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Только об этом он и пел – изо дня в день 6 лет: с 1898 по 1904-й, и посвятил этой теме 687 стихотворений!

В стихотворении «Мы встречались с тобой на закате» перед нами открывается особый мир влюбленного героя.

В основе стихотворения из 4-х строф лежит сюжет встречи, не обещающей будущего, граничащей с разлукой.

Кроме того в стихотворении ярко выражены 2 мотива: мотив встречи (1 и 2строфы) и мотив расставания лирического героя с любимой (3-4 строфы.

У героев нет будущего: все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени. Их свидания окутаны туманом, который символизирует зыбкость, непрочность, иллюзорность их встреч.

Нечётко, смутно намечая Её образ, поэт тем самым описывает в основном ощущения лирического героя. Он искренне любил Её недосягаемый образ, поскольку он источник вечного счастья, вечной радости, красоты. Несмотря на то что в душе героя осталась пустота, последние две строки стихотворения: « Белый стан, голоса панихиды // И твое золотое весло.» — звучат как песня, обращенная к Величию, Женственности, Красоте и Любви.

Цветовая гамма стихотворения.

1-я строфа. Ярко – красный закат на темном фоне реки.

2-я строфа. Тёмный фон их встречи.

3-я строфа. Вечерний туман на фоне речного берега, вдалеке светлый отблеск луны.

4-я строфа. Рассвет, преобладание алого и золотого цвета. Ее образ в белом.

Я, отрок, зажигаю свечи Я, отрок, зажигаю свечи, Огонь кадильный берегу. Она без мысли и без речи На том смеётся берегу. Люблю вечернее моленье У белой церкви над рекой, Передзакатное селенье И сумрак мутно-голубой. Покорный ласковому взгляду, Любуюсь тайной красоты, И за церковную ограду Бросаю белые цветы. Падёт туманная завеса. Жених сойдёт из алтаря. И от вершин зубчатых леса Забрежжит брачная заря.

    Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Каково настроение этого произведения?

2. Каким предстает лирический герой стихотворения? Каково его внутреннее состояние?

3. Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы? Появляются ли, земные черты облика героини? Какие «человеческие» черты можно найти в стихотворении?

Стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи» состоит из четырех строф, где строки четко рифмуются перекрестной рифмой. Поэтическая мысль от строфы к строфе движется с помощью лирического сюжета, передающего внутреннее состояние лирического героя (моление, преклонение, любование)

Он – смиренный отрок, зажигающий свечи, готовый на все ради Нее, дабы запечатлеть Ее неземной Лик. Только благодаря Ее образу, он может постичь тайны красоты и брачных уз.

Упоминание свечей, кадильного огня, церковной ограды, алтаря, а также господство белого цвета (белая церковь, белые цветы) свидетельствуют о святости образа героини, подчеркивают Ее непорочность, чистоту. К тому же белый цвет в христианской символике олицетворяет Веру

Огонь и свечи ассоциируются с красным цветом, который символизирует любовь. Но для А. Блока любовь – тайна, нечто совершенное, неземное

Цветовая гамма стихотворения:

1 строфа. Красный цвет огня кадильного и свечей на темном фоне внутреннего церков-ного убранства. Голубой фон реки. Ее образ на том берегу в белом платье.

2 строфа. Белая церковь на фоне вечернего заката в сумраке мутно-голубого цвета.

3 строфа. Ее облик в ярких светлых тонах, белая церковь, церковная ограда, белые цветы.

4 строфа. Рассвет на фоне туманной завесы с отблеском алого.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнёшь, тоскуя и любя. Вл. Соловьёв Предчувствую Тебя. Года проходят мимо – Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду, — тоскуя и любя. Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. О, как паду — и горестно, и низко, Не одолев смертельные мечты! Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты. 4 июня 1901, с. Шахматово

  • Что нового появляется в психологическом состоянии лирического героя данного стихотворения?
  • Чем, по-вашему, объясняется страх героя?

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую

Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,

И молча жду, — тоскуя и любя…-

Кажется, что поэт смотрит на мир через пелену, которая делает реальную действительность прекрасной сказкой. Да, она зыбка и туманна, но она красива, она отрывает от настоящего и уносит куда-то на другую планету, планету Любви и Света.

Буквально с первых строк автор утверждает, что его последующая жизнь предопределена, и в ней отведено место для той, которая пока об этом даже не догадывается. «Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо, и молча жду, — тоскуя и любя», — отмечает автор, весьма недвусмысленно указывая на то, что он смирился и полностью подчинился тому пути, который ему предначертан. Вместе с тем поэт предчувствует, что его семейная жизнь будет совсем не такой гладкой и безмятежной, как он мечтает. «Но страшно мне: изменишь облик Ты», — словно бы сам себя предостерегает Блок. Что скрывается за этой строчкой, станет ясно спустя несколько лет, когда Любовь Менделеева уйдет от мужа к поэту Андрею Белому

Вхожу я в тёмные храмы Вхожу я в тёмные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озарённый, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты.

25 октября 1902

  • Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Каково настроение этого произведения?
  • Каким предстает лирический герой стихотворения? Каково его внутреннее состояние? Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы? Можем ли мы выделить конкретные, земные черты облика героини?
  • Как лирический герой именует Ту, которой посвящает это стихотворение?
  • Называя Прекрасную Даму такими эпитетами, с каким образом сравнивает герой Прекрасную Даму?

Стихотворение пронизано таинственной, волшебной, загадочной атмосферой. Она создается с помощью цветовой гаммы («темные», «красные»), деталей храма (лампады, колонны). Эту атмосферу подчеркивает также эмоциональное состояние лирического героя, переданное через глаголы «жду», «дрожу». Герой почти неподвижен, но это неподвижность напряженного ожидания, ожидания Прекрасной Дамы. Героиня стихотворения лишена внешних черт, человеческого облика. Автор не дает ее описания, так как ее образ существует лишь в его воображении, в его мечтах. Он такой, каким хочет его видеть герой: чистый и светлый, не поддающийся описанию обычными словами. Это

образ неземной, и поэтому не может быть описан человеческим изобретением – словами.

В создании образа Прекрасной Дамы участвуют и музыка стиха (стихотворение строится на ассонансах), и ритмика. В рифмующихся гласных и равномерном чередовании женской и мужской перекрестной точной рифмы также наблюдается удивительная гармония.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector