Какие темы мотивы и образы поэзии ахматовой наиболее близки вам
Лирика Ахматовой, основные темы и мотивы
Когда слышишь имя Анны Ахматовой, сразу представляется любовь, страстная и в то же время трагичная. Чувствуется материнское горе и ощущается преданность стране, которую писательница не пожелала покидать в трудные годы. Она продолжала творить вопреки всему, несмотря на потрясения обрушившиеся на страну в виде революций и войн.
Сегодня читатель имеет возможность познакомиться с лирикой Ахматовой, где чаще всего лирическим героем выступает человек, умеющий тонко чувствовать и переживать. Это отвергнутая или любимая героиня, которая может кого-то вознести на алтарь любви, а кого-то покинуть.
Темы и мотивы лирики Ахматовой
В целом творчество Анны Ахматовой можно разделить на три этапа. Каждый из периодов характеризуется своей темой и мотивами, поэтому читатель с легкостью может отличить раннее творчество поэтессы, где в основном звучат любовные мотивы, от стихотворений более позднего периода, где поднимается тема Родины и раскрывается гражданская позиция. Давайте остановимся на лирике Ахматовой и ее своеобразии более подробно.
Ранняя лирика
Первый этап в творчестве поэтессы представлен ее ранними работами. Первые стихотворения Ахматовой вошли в сборники Вечер и Четки. Они представлены небольшими миниатюрами. Одни из них сюжетные, другие представлены простыми размышлениями. Но каждый ее стих наделен внутренней драматичностью и нежностью. Эйхенбаум смог увидеть в раннем творчестве поэтессы небольшой роман, где главными героями были Он и Она. Это не безликие персонажи. Каждый из них имеет свою историю отношений и психологический портрет. Читая стихи Ахматовой, понимаешь почему писательницу признали мастером любовной лирики. Ведь все ее раннее творчество пронизано мотивами любви и любовной тематикой с легким налетом мелодраматизма.
Любовная лирика
Тематикой любви пронизаны все стихотворения Ахматовой. Чаще всего любовная лирика раскрывается в критические моменты. Поэтесса передает чувства в момент разрыва или встречи, передает ощущения лирического героя в период отказа или признания, во время взлета или падения. При этом в своих произведениях она затрагивает не только отношения между противоположным полом, но и показывает любовь к окружающему миру.
Стоит прочитать несколько стихов, чтобы понять насколько разнообразна любовная лирика Ахматовой, и в каком разнообразии красок она показана. Ее лирика подобна энциклопедии любви, где поэтесса сумела передать настроение, эмоции и волнение женского сердца.
Особенностью в любовной лирике Ахматовой является отсутствие целостности стихотворения. Часто они представлены историей о любви, где не найти ни конца, ни начала истории. Это эмоциональный взрыв, отражающий настроение лирической героини. В каждой работе женщины смогут найти кусочек истории из своей жизни, может поэтому женщины с удовольствием зачитываются произведениями писательницы.
Тема Родины в лирике Ахматовой
После первых сборников, Анна Ахматова пишет стихотворения, где просматриваются исторические ассоциации, и подниматься тема поэзии и поэта. В своих работах поэтесса затрагивает тему России. Одним из примеров является стихотворение Ты знаешь, я томлюсь в неволе.
Тему Родины писательница поднимает и в годы Первой мировой войны. Но в отличие от других поэтов, Ахматова понимает, что военное время приносит горе и потери, война — это убийство и зло, поэтому в ее творчестве звучат антивоенные нотки.
А дальше революционные события. Время разрухи и лишений. Ахматова не покидает страну, отказываясь от эмиграции. Она продолжает посвящать свои работы Родине, где чувствуется истинный патриотизм. Одним из примеров таких работ является стихотворение Не с теми я, кто бросил землю. Любовь к стране читатель видит и в стихе Молитва, где героиня готова на все, лишь бы туча стала светлым облаком, а страна засияла в лучах славы.
Позже она посвятит теме Родины и другие свои работы, как например, стихотворение Мужество, написанный в годы Великой Отечественной войны, где каждая строчка пронизана надеждой и верой на лучшее будущее. О Родине поэтесса пишет и в своей поздней лирике, например в стихотворении Родная земля.
Гражданская лирика поэтессы
Изучая своеобразие лирики Ахматовой, мы видим ее рост и взросление. Если поначалу это была камерная, интимная лирика, то со взрослением она приобретает философский смысл, окутываясь гражданскими мотивами. Эти мотивы прослеживаются в стихах поэтессы в годы Первой мировой войны и в революционный период. Однако вершиной гражданской лирики Анны Андреевны стало предвоенное и военное время середины XX века. Теперь поэтесса достойно принимает все удары судьбы и призывает к народному мужеству. Ее знаменитая работа Реквием — настоящий памятник народной трагедии. В ней поэтесса делится не только со своим горем, но и трагедией всей нации. Это плач по сыну, и по всем тем, кого уводили на рассвете. Это обвинение и обличение власти, рассказ о страданиях простых невинных людей.
После войны Ахматова продолжает писать на тему Родины, однако теперь поэтесса пишет свои воспоминания. Она размышляет над прошлым, о судьбе русского народа. Как написала Анна Ахматова, она была счастлива прожить эти годы и видеть произошедшие события, которым не было равных. Ее же стихи стали ниточкой, которая связывает писательницу со временем.
Какие темы, мотивы и образы поэзии А.А. Ахматовой наиболее близки Вам и почему? (ЕГЭ по литературе)
Анна Андреевна Ахматова – русская поэтесса, одна из значительных фигур в отечественной и мировой литературе XX века. Писательница прошла нелёгкий жизненный путь, полный как светлых, так и невероятно мрачных и трагических моментов. Переживания, вызванные ими, нашли отражение в ее творчестве.
Яркой темой в лирике Анны Андреевны Ахматовой является тема взаимоотношений между мужчиной и женщиной. В стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…» показаны сильные эмоции лирической героини, вызванные расставание с любимым человеком.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Она понимает свою ошибку и не хочет из-за нее терять возлюбленного:
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Но решение героя уже не изменить и это пугает ее, что можно видеть по эпитету «жутко». В образе лирической героини воплощены черты юной неопытной девушки с глубокими сильными чувствами. В нем раскрываются боль и обаяние первой любви.
Тема сострадания и памяти является ключевой в поэме «Реквием», основой которой стала личная трагедия Ахматовой: ее сын был трижды арестован во времена сталинских репрессий. Но «Реквием» — горе не только поэтессы, но и всего народа, всех жен и матерей, прошедших с ней этот страшный путь. В части «Вместо предисловия» представлен диалог между писательницей и женщиной в очереди – она просит описать происходящее, и Анна Андреевна соглашается. Поэма – память об общей трагедии, которая сплотила разных, совершенно чужих друг другу людей. Ахматова называет женщин, разделивших с ней эту беду, «подругами двух … осатанелых лет». Эти образы навсегда остались в памяти не только самой поэтессы, но и стали достоянием многих поколений людей, знакомых с ее творчеством.
Анна Андреевна Ахматова долгое время жила в Петербурге. Этот город был для нее родным, поэтому блока да стала большим ударом для писательницы. Она остро переживала за судьбу Ленинграда. Сильнее всего беспокойство проявляется в стихотворении «Птицы смерти в зените стоят». В нем главным художественным образом является сам город. С помощью олицетворения, «оживления» поэтесса подчеркивает необходимость его спасения, как и любого живого существа, от ужасов военного времени и блокады:
Кто идёт выручать Ленинград?
Не шумите вокруг – он дышит,
Он живой ещё, он всё слышит…
Поэзия Анны Андреевны Ахматовой очень личная. Каждое стихотворение – часть души поэтессы, ее горе и радость, ее любовь, прощение и прощание, надежда и мольба. А потому образы в стихах живые, сильные, а главное, искренние. Именно эти качества творчества Ахматовой мне нравятся больше всего.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id51747
Лирическая героиня А. А. Ахматовой
Школьное сочинение
Анна Ахматова — последняя яркая звезда, загоревшаяся под знаком Серебряного века русской поэзии, талант и личное мужество которой соизмеримы: она отвергла эмиграцию, не была сломлена страшными испытаниями, выпавшими на ее долю, не склонив головы, пережила замалчивания и травлю, начавшуюся в 1946 году. Ее поэзия и сегодня собирает под свои знамена самых разных людей: христиане поднимают на щит ее глубокую веру, патриоты — ее «русскость», антикоммунисты — внутреннее сопротивление режиму, монархисты — ее имидж императрицы. Мужчинам нравится ее женственность, женщинам — мужественность, и абсолютно всем — ее простота и понятность.
О ней сразу же заговорили как о явлении в литературе, хотя в это время Россия внимала голосу великих поэтов — А. Блока, К. Бальмонта, В. Брюсова и др. Поэзия Ахматовой раскрывает душу человека, в первую очередь — женщины, и ее стихи привлекают не столько сюжетом, сколько драмой чувств, которая вмещается в несколько поэтических строк.
Биография Анны Ахматовой до сих пор не написана, и факты в ней тесно сплавлены с мифом. Сама Ахматова легендарные моменты собственной жизни зачастую очень тонко, незаметно культивировала, предлагая их будущим биографам в качестве фактов.
В своей родословной поэтесса подчеркивала линию, восходящую по матери к древним новгородцам: «Ведь капелька новгородской крови во мне, как льдинка в пенистом вине». Но в то же время любила говорить, что в качестве псевдонима взяла девичью фамилию своей бабушки, урожденной княжны Ахматовой («бабушки-татарки»). Очутившись в эвакуации в Ташкенте, Ахматова вспомнила, что Азия — ее родина: «Я не была здесь лет шестьсот».
В характере Анны Ахматовой присутствовал стремительный темперамент девочки, родившейся под Одессой и проведшей детство на берегу Черного моря. Но этот южный темперамент уравновешивался сдержанностью женщины, воспитанной в атмосфере Царского Села и усвоившей каноны этикетной петербургской культуры. Еще важнее, что Ахматова была человеком подлинно европейского типа и европейской образованности. В ее лице мы находим русскую европеянку с глубинными славянско-азиатскими корнями, то есть частный случай универсализма русской культуры конца XIX — начала XX века. Все это вошло в ее стихи и выстроило характер ее лирической героини. Анна Ахматова писала о жизни, о смерти, о печали, о Музе. Но главная ее тема — любовь. Фактически ее первые пять сборников от «Вечера» до «Anno Domini» почти полностью посвящены этой теме. Даже в стихах, декларирующих позицию автора в пору социальных катаклизмов (например, «Мне голос был»), тема любви не исчезает, а становится фоном. И всегда у нее это самые различные проявления чувства: дан их разный накал и напряженность, изменчивые формы, то есть любовь показана в ее переходах, неожиданных всплесках и противоречиях. Сама любовь для лирической героини — это и свет, песнь, свобода, и грех, бред, недуг, плен. Любовь сопряжена у нее с обидой, ревностью, отречением, изменой.
Первые рецензенты отмечали в стихах Ахматовой, посвященных любовной теме, обостренный психологизм, говорили, что ее лирика интересна изображением тончайших движений женской души, да и сама поэтесса ставила себе это в заслугу, написав: «Я научила женщин говорить». Ее стихи часто сравнивали с русской психологической прозой, потому что каждое ее стихотворение — маленькая новелла, где изображено сильное психологическое переживание, в поле которого попадают случайные детали внешнего мира:
Проводила друга до передней,
Постояла в золотой пыли,
С колоколенки соседней
Звуки важные текли.
Брошена! Придуманное слово —
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо.
Михаил Кузмин в предисловии к «Вечеру» назвал это способностью «понимать и любить вещи в непонятной связи с переживаемыми минутами». Позднее В. В. Виноградов отмечал, что «предметная лексика ее стихов существует в аспекте единичного переживания, создавая между лирической героиней и окружающими ее вещами «интимно-символическую связь».
В любовных стихах Ахматовой критика часто видела рассказ о борьбе женщины с мужчиной за свое равноправие. На самом деле коллизия «Вечера» и особенно «Четок» намного сложнее. Любовь требует от любящих предельного напряжения душевных сил.
Не случайно она названа «любовной мукой» и даже «любовной пыткой». И поединок лирическая героиня Ахматовой ведет вовсе не с мужчиной, которого любит, а с самим любовным чувством, превращающим ее в игрушку («Разве я цветок или письмо?»), грозящим утратой чувства личного достоинства. Женщина у Ахматовой проявляет в этой ситуации, прежде всего, волю, характер: «Слаб голос мой, но воля не слабеет». Позднее критики не раз отмечали в лирике Ахматовой сочетание романтичности, женственности и хрупкости с твердостью, властностью, сильной волей. Не потому ли, что уже в 1910-е годы Ахматова предчувствовала, что персонажам ее любовной лирики уготована необычная и жестокая историческая судьба? С наибольшей отчетливостью это проявилось в произведениях 20-х годов, в которых лирическая героиня переживает любовную радость на фоне трагического предчувствия небывалой беды.
В 30-е годы О. Мандельштам очень точно определил одно из главных качеств творческого дара Ахматовой: «Она — плотоядная чайка, где исторические события — там слышится голос Ахматовой. И события только гребень, верх волны: война, революция. Ровная и глубокая полоса жизни у нее стихов не дает».
Эта характеристика не раз подтверждалась стихотворениями-откликами Ахматовой на события современности, например откликом на Первую мировую войну— стихотворением «Молитва» (1915):
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар.
Отними и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар.
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Взрослела сама Ахматова, взрослела и ее лирическая героиня. И все чаще в стихах поэтессы стал слышаться голос взрослой, умудренной жизненным опытом женщины, внутренне готовой к самым жестоким жертвам, которые потребует от нее история.
Постепенно «женская» лирика Ахматовой претерпевала метаморфозу, приближаясь, по словам О. Мандельштама, к тому, «чтобы стать одним из символов величия России».
Октябрьский переворот 1917 года Анна Ахматова встретила так, словно давно была к нему внутренне готова, и отношение к нему сначала у нее было резко отрицательным. Она понимала, что обязана сделать свой выбор, и сделала его спокойно и сознательно, обозначив свою позицию в стихотворении «Мне голос был». На призыв покинуть родину героиня Ахматовой дает прямой и ясный ответ:
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Позже она уточнила свой выбор:
А здесь, в глухом чаду пожара.
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час.
Лирическое «я» поэтессы сливается в этих стихах с «мы», и точно так же от имени всего народа она напишет во время Отечественной войны стихотворение «Мужество» (1942):
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Лирическая героиня Ахматовой не раз ощущала себя стоящей на изломе эпох, на «мировом ветру», как говорил А. Блок, и ее живое материнское чувство становилось началом, связующим в единое целое распавшуюся Россию.
В 20-е годы Ахматова активно обращается к античности, Библии, и в числе «двойников» ее лирической героини мы встречаем Дидону, Кассандру, Федру, Лотову жену, Рахиль.
Переживания лирической героини Ахматовой 20-30-х годов — это также переживание истории как испытания судьбой. Главным драматическим сюжетом лирики этих лет становится столкновение с трагическими событиями истории, в которых женщина вела себя с поразительным самообладанием. Ее героинями становятся и Клеопатра, и боярыня Морозова, и «стрелецкая женка».
Живой интерес проявляла Анна Ахматова и к русской истории и фольклору. В стихотворении «Не бывать тебе в живых» (1921) лирическая героиня Ахматовой — плакальщица. Эти стихи родились под впечатлением трагических обстоятельств в жизни самой Ахматовой: погибли три самых близких ей духовно, самых дорогих человека — А. Блок, Н. Гумилев и А. Горенко. В стихотворении «Не бывать тебе в живых» лирическое «я» обобщено до образа всякой русской женщины, оплакивающей мужа, брата, сына, друга, чья кровь пролита за Русскую землю:
Любит, любит кровушку
В 1935 году были арестованы муж и сын Ахматовой — Николай Пунин и Лев Гумилев. И все же она не переставала писать. Так отчасти сбывалось пророчество, сделанное в 1915 году («Молитва»): сын и муж у нее были отняты. В годы ежовщины Ахматова создает цикл «Реквием» (1935-1940), лирическая героиня которого — мать и жена, вместе с другими современницами оплакивающая своих близких. В эти годы лирика поэтессы поднимается до выражения общенациональной трагедии, и рядом с ней можно поставить разве что Н. Клюева и О. Мандельштама — двух ее мученически погибших современников.
1940 год для Ахматовой оказался переломным. Началась Вторая мировая война, охватившая практически всю Европу, Россия снова выдвинулась в центр мировой истории, и Ахматова ощутила приближение событий шекспировского размаха. Она почувствовала прилив новой стихотворной волны.
Стихи 1941-1944 годов, составившие цикл «Ветер войны», были продиктованы ощущением Ахматовой своего личного участия в этой драме. В них мощно проявилось материнское начало. Лирическая героиня, провожая на фронт ленинградских мальчиков и понимая, что их ждет впереди, говорила от имени всех женщин:
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,
Внуки, братики, сыновья!
Ахматова говорила на всю страну и за всю страну, ли в чем не изменив себе и ничем не поступившись. Ситуация общенародной беды подчеркнула национальную основу ее уникального лирического дара.
Все эти принципы окончательно оформились в ключевом произведении Ахматовой — «Поэме без героя», над которым она работала с 1940 года практически до конца жизни.
Работая над «Поэмой без героя», она не переставала писать лирические стихи, которые резко и ярко высветили сквозной сюжет ее поэзии в целом — драму невоплощенной любви. В этой лирике поражает мощное творческое усилие, создающее миф о великом чувстве, которое преодолевает пространство и время, — лирическая героиня снова идет навстречу собственной судьбе, как некогда шла рать Дмитрия Донского, чтобы победить:
И встретить я была готова
Моей судьбы девятый, вал.
Здесь пересекаются друг с другом две важнейшие темы творчества Ахматовой — любовная и национально-историческая. История не только формирует, но и деформирует человека, сочиняет ему другую судьбу, и противостоять этому способна только Любовь.
Основные мотивы лирики А. А. Ахматовой: обзор творчества
Основные мотивы лирики А. А. Ахматовой: обзор творчества
Творчество Анны Андреевны Ахматовой – уникальное явление. Соединив в себе проникновенный лиризм и эпический размах, вобрав в себя лучшие классические традиции, оно приобрело ту многогранность и ту эмоциональную убедительность, которые прославили имя Ахматовой во всем мире. Поэтому вполне можно согласиться с К. Паустовским, сказавшим, что «Анна Ахматова – целая эпоха в поэзии нашей страны».
Творчество А. А. Ахматовой пришлось на первую половину XX века, на эпоху войн и революций, период коренной ломки не только мировоззрения людей, населяющих нашу страну, но и самих жизненных устоев. Духовно выйдя из серебряного века русской поэзии, Ахматова вместе со страной пережила революционное лихолетье, массовые репрессии 30-х годов, военные годы.
Все эти этапы жизненного пути нашли свое отображение в творчестве Ахматовой, повлияв не только на тематику, эстетику и мотивы стихов, но и на философию, способ видеть и чувствовать мир.
«Есть три эпохи в воспоминаниях», – сказала Ахматова в одном из стихов. Возможно, это случайность, но и ее творческая судьба тоже распадается на три этапа, три биографических круга.
Начало первого (1912 г.) – выход в свет сборников «Вечер» и «Четки». Творчество Ахматовой этого периода связано с акмеизмом, да и позже поэт (Ахматова не признавала определения «поэтесса» по отношению к себе) не отреклась от своей связи с акмеизмом. Лирика первых книг наполнена исключительно любовными мотивами. Ее новаторство как художника первоначально проявилось именно в этой традиционной теме. Любовь дана в предельных кризисных моментах – взлета и падения, разрыва и встречи, признания и отказа («Как велит простая учтивость…», «Небывалая осень построила купол высокий…»).
Как отмечают исследователи, для ахматовской лирики этого периода характерна «романность», каждая книга ее стихов представляет собой как бы лирический роман, восходящий к традициям русской реалистической прозы.
В этом роде искусства, в лирическом романе-миниатюре, Анна Ахматова достигла большого мастерства. Трагедия десяти лет могла быть рассказана ею в одном кратком событии (например, стихотворение «Как велит простая учтивость. »). Нередко миниатюры Ахматовой были, в соответствии с ее излюбленной манерой, не завершены и походили не столько на маленький роман, сколько на случайно вырванную страничку из романа или даже часть страницы, не имеющей ни начала, ни конца и заставляющей читателя додумывать то, что происходило между героями раньше.
Исследователи отмечают, что Ахматова всегда предпочитала «фрагмент» связному, последовательному рассказу, так как он давал возможность насытить стихотворение психологизмом, интимностью и откровенностью. Кроме того, фрагмент придавал изображаемому своего рода документальность: перед читателем возникал как бы не то отрывок из нечаянно подслушанного разговора, не то оброненная записка, не предназначавшаяся для чужих глаз.
Отметим, что уже с первых сборников («Вечер», «Четки») поэзию Ахматовой отличают такие особенности, как ясность значений всех слов, используемых в произведениях, простота видения, предметность стиха, наполненность произведений обыкновенными вещами. Для нее характерны разговорность поэтической речи, тяготение стихотворения к сценке или новелле при лаконизме стиля, воспринятом от Пушкина, к которому Ахматова обращалась с самых первых шагов своего творчества.
Начиная с третьего сборника стихотворений («Белая стая») в поэтику Ахматовой входят новые образы и мотивы. В нем она вышла за пределы личных переживаний, и в стихах возникли темы современной жизни, библейские мотивы и исторические ассоциации. В произведениях Ахматовой появились «влажный весенний плющ», тусклый синий цвет неба, «крики журавлей и черные поля», осенние узкие дороги, работающие в полях жницы, моросящий дождик, «липы шумные и вязы», черные кресты. А вместе с этими деталями ландшафта пришло ощущение родной страны, Родины, появились нежные признания в любви «сладостной земле». Автор сумел услышать и передать в стихах чувства народа и свою причастность к ним. Это было началом новой темы в творчестве Ахматовой – гражданской темы.
Лирика этого периода приобретает большую философскую глубину, наполняется общечеловеческим содержанием, отражает сопричастность автора всему происходящему вокруг. Ее основные поэтические ощущения тех лет – ощущение общественной нестабильности и приближение катастрофы. И потому не удивительно, что ощутимые здесь нотки ужаса привели к поискам спасения в религии, а жестокое самоистязание – к мысли о моральных обязанностях художника перед обществом. Гражданские мотивы органично входят в творчество поэта, их наличие вытекает из представления Ахматовой о высоком предназначении поэзии (воспринятому от Пушкина). Поэзия не только сладкий дар песнопенья, но и «веление небес», тяжелый крест, который нужно нести достойно. И потому поэт всегда обречен быть в гуще жизни, в центре событий, какими бы трагическими они ни были.
Все более властно заявляет о себе тема России («Ты знаешь, я томлюсь в неволе»). Для Ахматовой Россия нередко ассоциировалась с Царским Селом, где «смуглый отрок бродил по аллеям», где все было пронизано духом пушкинской поэзии. Ее Россия – это и Петербург – город культуры и державного величия. Подчеркнем, что тема Родины, ее трактовка в годы Первой мировой войны отличалась от «ура-патриотических взглядов» многих поэтов. Ахматова понимала, что война – это убийство, смерть, великое зло. Ее поэзия носит антивоенный, пацифистский характер, покоившийся на христианской основе («Утешение», «Молитва»).
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей .
Для третьего периода творчества Ахматовой характерно органическое слияние двух начал – лирического и гражданственного. Это период синтеза, обретения высшего «духовного зрения». Ярчайший пример такого синтеза – поэма «Реквием», в которой слились воедино судьба женщины-поэта и всего многомиллионного народа.
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Ахматова работала над этим произведением пять лет (1935—1940). Основным толчком к созданию произведения и ее содержанием стали массовые репрессии в стране, а также события личной жизни.
В 1921 году в ЧК был расстрелян ее муж, поэт Николай Гумилев, якобы за участие в контрреволюционном заговоре. В тридцатые годы по ложному обвинению был арестован сын Ахматовой Лев, под арестом находился и второй муж Н. Пунин. «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде», – вспоминает Ахматова в предисловии к «Реквиему».
С первых строк автор подчеркивает, что поэма затрагивает не только ее личное несчастье, но касается общенародного горя («Так не зря мы вместе бедовали. ». Некоторые стихи, входящие в поэму, строятся как народный плач («Уводили тебя на рассвете. ».
В стихотворении «Распятие» автор соединяет историю Божьего Сына с судьбой собственного. В результате возникает параллель между муками в советских застенках и восхождением на Голгофу Христа. Причем до ранга крестных мук возвышаются не только страдания сына, но и всех, кто был невинно осужден и казнен. Эта тема особо отчетливо звучит в «Эпилоге»:
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною.
В 1940-е годы – в годы Великой Отечественной войны – стихи Ахматовой звучали по радио. «Клятва», «Мужество» пронизаны уверенностью, что «нас покориться никто не заставит», что «мы защитим тебя, русская речь, великое русское слово». Стихи Ахматовой, собранные в итоговый сборник «Бег времени», элегичны, пронизаны философским отношением к жизни, мудры и величественны. Они стали поэзией переосмысления и прощания с прошлым.
Итак, творчество Анны Андреевны Ахматовой условно может быть поделено на три периода, как по тематике и мотивному содержанию, так и по особенностям мировоззрения. Эволюционируя от интимно-лирической поэзии через гражданскую к поэзии, в которой и лирика и гражданственность оказались слиты воедино, Ахматова открывала для себя и читателя не только новые темы и мотивы, но и новую философию, чувство единения своей личной судьбы с судьбой народа.
А. А. Ахматова. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики
Урок 75. Русская литература 9 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «А. А. Ахматова. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики»
Сегодня на уроке мы:
· продолжим говорить о творчестве Анны Ахматовой.
· узнаем, какова роль поэта с точки зрения Анны Ахматовой.
· разберёмся, какие особенности лирики сделали её одним из ведущих поэтов XX века.
Это – выжимки бессонниц,
Это – свеч кривых нагар,
Это – сотен белых звонниц
Первый утренний удар.
Это – т`плый подоконник
Под черниговской луной,
Это – пчёлы, это – донник,
Это – пыль, и мрак, и зной, – написала Анна Ахматова в стихотворении «Про стихи» 1940 года.
Начало творческого пути Анны Ахматовой связано с обществом акмеистов, основанным её мужем, поэтом Николаем Гумилёвым. Вспомним основные принципы акмеизма:
Считается, что Ахматова отошла от идей акмеизма, но мы видим, что в этом стихотворении главные принципы акмеистов соблюдены.
Начало двадцатого века – время новаторства в поэзии, поиска новых форм и средств выражения. Но Анну Ахматову эти новшества не захватили, её поэтика близка классической поэзии Золотого века русской литературы. Даже ближе, чем какого-либо другого поэта этого времени. Возможно потому, что поэтесса росла на стихах Некрасова и боготворила Пушкина, считая его поэзию идеальной.
Пушкин всегда для Ахматовой был эталоном. Детство и юность поэтессы прошли в пушкинских местах – Царском Селе. Она даже рассказывала, что однажды во время прогулки с няней нашла булавку в виде лиры и посчитала это даром от самого поэта.
Ахматова написала множество статей, посвящённых его творчеству. Образ поэта появляется и в её стихах.
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Для многих стихотворений в качестве эпиграфа поэтесса брала пушкинские строки. Некоторые темы, мотивы, образы, даже языковая игра у Ахматовой перекликаются с пушкинскими. Например, мотив воспоминаний и разговора поэта с совестью.
У Пушкина:
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток.
У Ахматовой:
А я всю ночь веду переговоры
С неукротимой совестью своей.
Даже смуглая Муза у Ахматовой – это Муза смуглого отрока, то есть Пушкина.
Ещё одна особенность творчества Анны Ахматовой – это живой, одухотворённый образ вдохновения. Муза Ахматовой персонифицирована. Она предстаёт в стихах поэтессы живой женщиной. Можно даже представить её внешний облик. Муза Ахматовой стройная, смуглая, босая.
Вот, например, стихотворение «Музе» 1911 года:
Муза-сестра заглянула в лицо,
Взгляд её ясен и ярок.
И отняла золотое кольцо,
Первый весенний подарок.
В этом стихотворении прослеживается идея о невозможности земного женского счастья для поэтессы. Творчество, вдохновение, поэтический дар несовместимы с житейскими радостями.
Образ Музы на постепенно меняется. В ранних стихах Муза предстаёт «милой гостьей с дудочкой в руке», но после нарастает трагизм. Вот строки, написанные в 1916 году:
Весёлой Музы нрав не узнаю:
Она глядит и слова не проронит,
А голову в веночке тёмном клонит,
Изнеможённая, на грудь мою.
А в 1960 году, уже на закате жизни, поэтесса напишет:
Моею Музой оказалась мука.
Она со мною кое-как прошла
Там, где нельзя, там, где живёт разлука,
Где хищница, отведавшая зла.
Трагические интонации в лирике Ахматовой – это эмоциональная реакция на тяжёлые годы, страшные события, которые переживала страна. В стихотворении «Молитва» поэтесса пишет, что готова пожертвовать всем ради Родины:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.
С точки зрения поэтессы, судьба поэта неотделима от судьбы родины. Его задача – запечатлеть в стихах её жизнь, пропустив через себя всю её боль, пройдя вместе все тяжкие испытания. Голос поэта – это голос народа. Об этом Ахматова прямо пишет в поэме «Реквием»:
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.
Эта поэма создавалась в страшные тридцатые годы, когда были арестованы сын и гражданский муж поэтессы. Как и тысячи женщин, поэтесса стояла в тюремных очередях, пытаясь спасти своих близких. В поэме судьба лирической героини, жены и матери, судьба самой Анны Ахматовой, сливается с судьбами тысяч таких же несчастных.
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Поэтический дар – дар и тяжёлый, и радостный. От него нельзя отказаться, как нельзя отказаться от собственной сути.
Тот же мотив единения поэта с родиной, проживания боли своего народа, появляется и в военных стихах Ахматовой.
В стихотворении «Клятва» лирическая героиня сливается с народом в единое целое, говоря от его имени:
И та, что сегодня прощается с милым, –
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Поэт – личность особая. Он не только проживает жизнь целой страны, улавливая все веяния времени. Он за обыденным видит тайное, улавливает голос бытия, превращая это в стихи:
Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
Это строки из знаменитого стихотворения Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…» из цикла «Тайны ремесла». В этом цикле поэтесса рассуждает на главные для поэта темы: тайна вдохновения, предназначение поэта, отношения поэта и читателя.
Лирика Ахматовой очень доверительна, интимна, эмоциональна. Часто создаётся ощущение, что поэтесса исповедуется читателю.
Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт, – пишет она в стихотворении «Читатель».
Быть открытым миру необходимо и для того, чтобы суметь воплотить его в стихах, выразить невыразимое.
Читатель в этом стихотворении назван неведомым другом, с которым поэт ведёт непрерывный, неизменный и вечный разговор.
За что-то меня упрекают
И в чём-то согласны со мной.
Так исповедь льётся немая,
Беседы блаженнейший зной.
Многие критики Лирику Ахматовой называют «романной». У каждого сборника стихов поэтессы есть герой, объединяющий стихотворения. Можно проследить сюжетную линию стихотворного цикла, увидеть, как взаимодействуют персонажи. Каждое стихотворение цикла – это маленькая глава романа, полная драматизма.
Стихи Ахматовой предельно лаконичны. Они описывают переломный момент в жизни героев, ключевую ситуацию. При этом того, что было до или после этого момента, читатель не знает. Поэтесса вовлекает читателя в процесс сотворчества, словно предлагая самостоятельно дорисовать картину, основываясь на своих эмоциях, воображении, жизненном опыте.
Стихотворения Ахматовой ещё называют гейзерами за их необыкновенную яркость и эмоциональность. Они словно на мгновение вырываются из тяжёлого молчания и исчезают вновь. Такая мощь стиха достигается в том числе и за счёт удивительного владения художественной деталью. Одной ёмкой, точно подобранной детали поэтессе часто достаточно, чтобы выразить всю психологическую глубину сцены.
Например, знаменитые строки из стихотворения «Песня последней встречи», которые стали объектом для подражания и многочисленных пародий:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Через незначительную на первый взгляд бытовую деталь – неправильно надетую перчатку – Ахматова показывает, как сильны переживания лирической героини. Растерянная, подавленная, героиня словно оторвана от реальности и погружена в свой внутренний мир.
В стихотворении «Смятение» такой деталью выступает цветок – красный тюльпан в петлице у возлюбленного лирической героини.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
Яркий цветок концентрирует в себе весь эмоциональный накал лирической героини: страсть, боль, гнев, бессилие, ревность. Мир для неё словно растворяется, остаётся только этот цветок жгучего красного цвета. Убери этот образ – и стихотворение рассыплется.
Эмоциональность достигается и с помощью частого использования прямой речи в стихах:
И прощаясь, держась за перила,
Она словно с трудом говорила:
«Это все… Ах, нет, я забыла,
Я люблю вас, я вас любила…»
Частые восклицания, вопросы, междометие и обрывочность, сбивчивость речи также усиливают эмоциональное напряжение и добавляют искренности ахматовской лирике. Это создаёт ощущение интимности, доверительной беседы.
Метафоры у Ахматовой необыкновенно яркие, выразительные: «трагическая осень», «лохматый дым», «тишайший снег». Очень часто метафоры связаны с миром природы, например:
Высоко в небе облачко серело,
Как беличья расстеленная шкурка.
В стихах Ахматовой можно увидеть множество аллюзий и подтекстов. Она обращается и к сокровищницам мировой культуры, и к библейским мотивам, и к устному народному творчеству, фольклору. В лирике поэтессы чёткий чеканный стих сочетается с ощущением зыбкости, невесомости мира, эфемерности бытия.
Критик Николай Недоброво так высказался о творчестве Ахматовой:
«Напряжение переживаний и выражений Ахматовой даёт иной раз такой жар и такой свет, что от них внутренний мир человека скипается с внешним миром. Только в таких случаях в стихах Ахматовой возникает зрелище последнего; оттого и картины его не отрешённо пластичны, но, пронизанные душевными излучениями, видятся точно глазами тонущего. »
Каковы темы творчества ахматовой. Основные мотивы лирики и творческий путь А
Лирика Ахматовой — это пример выражения своих подлинных чувств великого человека, оставившего огромный след в поэзии. Мастерство Ахматовой оставляет неизгладимые впечатления в душе каждого человека, прочитавшего ее стихи. Ахматова глубоко затрагивает каждую частичку души человека, заставляет по — новому воспринимать окружающий мир и чувства людей. Для меня Ахматова является поэтом, искренне воспевающая любовь. Творчество великого поэта олицетворяет сущность человеческих отношений, реалистичность ее стихов даёт пищу для размышлений, помогая понять и осознать свои действия.
Анна Ахматова родилась в Одессе. Большое влияние на ее творчество оказала ее личная жизнь. Людей, с которыми она строила отношения, постигла нелёгкая участь, переживания женщины за судьбу близких ей людей вылились в стихах. Но ее трогали не только переживания о личном, она глубоко понимала и трагедию всего народа. Поэзия Ахматовой наполнена реалистичностью происходящего, правдивостью и искренностью.
Любовная лирика великой поэтессы выражает в себе и любовь к своему народу, к своей Родине. Ее обучение на исторических курсах также внесло лепту в выражении своих чувств, Ахматова можно смело назвать знатоком человеческих душ, она тонко чувствует все грани человека, являясь своеобразным психологом.
Тема любви в поэзии Ахматовой играет главную роль, ее пронзительные и светлые стихи заставляют по — новому воспринимать жизнь, сделать переоценку ценностей. Ахматова с огромной страстью возвышает женщину, которая должна быть гордой, имеющей собственное достоинство, не унижаясь перед людьми, считающими себя властелинами мира.
Трагическая судьба талантливой женщины заставила меня по — новому посмотреть на мир, осознать свое чувство любви к Родине, по всему человечеству. Анна Ахматова является для меня идеалом, ее стихи полностью выражает мои чувства, и мое восприятие жизни. Именно ее поэзия заставила меня жить по — другому, что ещё раз говорит о гениальности великого человека.
Ахматова писала и о Родине. И также талантливо, надо просто пережить всю трагедию, но и уметь выразить всю свою боль в словах, слагающих в рифмы. Анна Ахматова — человек и поэм с большой буквы.
Основные мотивы лирики и творческий путь А. А. Ахматовой
«Есть три эпохи у воспоминаний», — сказала однажды Анна Ахматова. Ее творческая судьба тоже распадается на три этапа, три биографических круга.
Начало первого — 1912 г. — выход в свет сборников «Вечер» и «Четки». Творчество Ахматовой этого периода связано с акмеизмом, да и позже поэт (Ахматова не признавала определения «поэтесса» по отношению к себе) не отреклась от своей связи с акмеизмом. Лирика первых книг — почти исключительно лирика любви. Стихи-миниатюры были лиричны и внутренне драматичны, иногда даже сюжетны («Смятение»). В ее ранних стихах поражало сочетание нежности, хрупкости чувства с твердостью и отчетливостью стиха. Современники говорили о «загадке» Ахматовой. Любовная лирика ее крайне интимна и предельно откровенна, чувственна. «Поединком роковых страстей» она близка Тютчеву.
Любовь — основной нерв ранней лирики Ахматовой. Она дана в предельных кризисных моментах — взлета и падения, разрыва и встречи, признания и отказа («Как велит простая учтивость…», «Небывалая осень построила купол высокий…»).
Лирика первых сборников передает ощущение непрочности бытия, какой-то неустойчивости. В предреволюционные годы в стихах появляются библейские и исторические ассоциации, все более властно заявляет о себе тема России («Ты знаешь, я томлюсь в неволе»). Для Ахматовой Россия нередко ассоциировалась с Царским Селом, где «смуглый отрок бродил по аллеям», где все было пронизано духом пушкинской поэзии. Ее Россия — это и Петербург — город культуры и державного величия.
Тема Родины, ее трактовка в годы Первой мировой войны отличалась от ура-патриотических взглядов многих поэтов. Ахматова понимала, что война — это убийство, смерть, великое зло. Ее поэзия носит антивоенный, пацифистский характер, покоившийся на религиозной основе («Утешение», «Молитва»).
Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар — Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.
Второй период творчества Ахматовой охватывает годы от революции до конца 1930-х. Поэзия наполняется общечеловеческим содержанием. Все трудные годы разрухи, голода, лишений Ахматова не оставляет Родину, не эмигрирует. В стихах «Мне голос был, он звал утешно…» и «Не с теми я, кто бросил землю…» выражается истинный патриотизм и мужество поэта, считающего позором оставить страну в трудное время:
Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда. Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.
В поэзии Ахматовой отразились все трагические противоречия эпохи: разрушение быта, семьи, культуры. В годы гражданской войны Ахматова пишет: «Все расхищено, предано, продано». Несмотря на страшный быт, поэт видит свет. Сила жизни позволяет верить в чудесное будущее, произносить слова благословения новизне и красоте жизни.
1930-е годы оказались порой тяжелых испытаний для Ахматовой: были арестованы муж, сын. Сама она — бывшая жена расстрелянного в 1921 г. «контрреволюционера» Николая Гумилева — жила в ожидании ареста. Все это рождает трагические стихи «Последний тост», «Зачем вы отравили воду…». Главным итогом 1930-х годов явилась поэма «Реквием». Ею Анна Ахматова выполнила свой гражданский долг перед теми, кто в течение долгих месяцев стоял в очереди к тюремному окошку. В поэме передана удушающая атмосфера всеобщего оцепенения. Здесь создан удивительно емкий образ Города, который резко отличается от былого блоковско-ахматовского Петербурга. Теперь это не город красоты и гармонии, а «ненужный» привесок к гигантской тюрьме, в которую превратилась вся страна: Материал с сайта //iEssay.ru
Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград.
«Реквием» — это плач не только по собственному сыну, но по всем, кого «уводили на рассвете».
В 1940-е годы — в годы Великой Отечественной войны — стихи Ахматовой звучали по радио. «Клятва», «Мужество» пронизаны уверенностью, что «нас покориться никто не заставит», что «мы защитим тебя, русская речь, великое русское слово».
Стихи Ахматовой, собранные в итоговый сборник «Бег времени», элегичны, пронизаны философским отношением к жизни, мудры и величественны. Поэтическим «солнцем» Ахматовой был Пушкин. Она наследует традиции пушкинской поэзии, ее лаконичность, точность, простоту и гармонию.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Очерк жизни и творчества А.А. Ахматовой. Основные мотивы лирики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Камчатского края «Камчатский медицинский колледж»
Методическая разработка
Учебная дисциплина Литература
Тема: Очерк жизни и творчества А.А. Ахматовой. Основные мотивы лирики
Специальность 31.02.03. Лабораторная диагностика
Автор-составитель: Гагарина Екатерина Сергеевна
Петропавловск – Камчатский, 2020
: Очерк жизни и творчества А.А. Ахматовой. Основные мотивы лирики.