4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие темы в поэзии ахматовой являются ключевыми

Лирика Ахматовой, основные темы и мотивы

Когда слышишь имя Анны Ахматовой, сразу представляется любовь, страстная и в то же время трагичная. Чувствуется материнское горе и ощущается преданность стране, которую писательница не пожелала покидать в трудные годы. Она продолжала творить вопреки всему, несмотря на потрясения обрушившиеся на страну в виде революций и войн.

Сегодня читатель имеет возможность познакомиться с лирикой Ахматовой, где чаще всего лирическим героем выступает человек, умеющий тонко чувствовать и переживать. Это отвергнутая или любимая героиня, которая может кого-то вознести на алтарь любви, а кого-то покинуть.

Темы и мотивы лирики Ахматовой

В целом творчество Анны Ахматовой можно разделить на три этапа. Каждый из периодов характеризуется своей темой и мотивами, поэтому читатель с легкостью может отличить раннее творчество поэтессы, где в основном звучат любовные мотивы, от стихотворений более позднего периода, где поднимается тема Родины и раскрывается гражданская позиция. Давайте остановимся на лирике Ахматовой и ее своеобразии более подробно.

Ранняя лирика

Первый этап в творчестве поэтессы представлен ее ранними работами. Первые стихотворения Ахматовой вошли в сборники Вечер и Четки. Они представлены небольшими миниатюрами. Одни из них сюжетные, другие представлены простыми размышлениями. Но каждый ее стих наделен внутренней драматичностью и нежностью. Эйхенбаум смог увидеть в раннем творчестве поэтессы небольшой роман, где главными героями были Он и Она. Это не безликие персонажи. Каждый из них имеет свою историю отношений и психологический портрет. Читая стихи Ахматовой, понимаешь почему писательницу признали мастером любовной лирики. Ведь все ее раннее творчество пронизано мотивами любви и любовной тематикой с легким налетом мелодраматизма.

Любовная лирика

Тематикой любви пронизаны все стихотворения Ахматовой. Чаще всего любовная лирика раскрывается в критические моменты. Поэтесса передает чувства в момент разрыва или встречи, передает ощущения лирического героя в период отказа или признания, во время взлета или падения. При этом в своих произведениях она затрагивает не только отношения между противоположным полом, но и показывает любовь к окружающему миру.

Стоит прочитать несколько стихов, чтобы понять насколько разнообразна любовная лирика Ахматовой, и в каком разнообразии красок она показана. Ее лирика подобна энциклопедии любви, где поэтесса сумела передать настроение, эмоции и волнение женского сердца.

Особенностью в любовной лирике Ахматовой является отсутствие целостности стихотворения. Часто они представлены историей о любви, где не найти ни конца, ни начала истории. Это эмоциональный взрыв, отражающий настроение лирической героини. В каждой работе женщины смогут найти кусочек истории из своей жизни, может поэтому женщины с удовольствием зачитываются произведениями писательницы.

Тема Родины в лирике Ахматовой

После первых сборников, Анна Ахматова пишет стихотворения, где просматриваются исторические ассоциации, и подниматься тема поэзии и поэта. В своих работах поэтесса затрагивает тему России. Одним из примеров является стихотворение Ты знаешь, я томлюсь в неволе.

Тему Родины писательница поднимает и в годы Первой мировой войны. Но в отличие от других поэтов, Ахматова понимает, что военное время приносит горе и потери, война — это убийство и зло, поэтому в ее творчестве звучат антивоенные нотки.

А дальше революционные события. Время разрухи и лишений. Ахматова не покидает страну, отказываясь от эмиграции. Она продолжает посвящать свои работы Родине, где чувствуется истинный патриотизм. Одним из примеров таких работ является стихотворение Не с теми я, кто бросил землю. Любовь к стране читатель видит и в стихе Молитва, где героиня готова на все, лишь бы туча стала светлым облаком, а страна засияла в лучах славы.

Позже она посвятит теме Родины и другие свои работы, как например, стихотворение Мужество, написанный в годы Великой Отечественной войны, где каждая строчка пронизана надеждой и верой на лучшее будущее. О Родине поэтесса пишет и в своей поздней лирике, например в стихотворении Родная земля.

Гражданская лирика поэтессы

Изучая своеобразие лирики Ахматовой, мы видим ее рост и взросление. Если поначалу это была камерная, интимная лирика, то со взрослением она приобретает философский смысл, окутываясь гражданскими мотивами. Эти мотивы прослеживаются в стихах поэтессы в годы Первой мировой войны и в революционный период. Однако вершиной гражданской лирики Анны Андреевны стало предвоенное и военное время середины XX века. Теперь поэтесса достойно принимает все удары судьбы и призывает к народному мужеству. Ее знаменитая работа Реквием — настоящий памятник народной трагедии. В ней поэтесса делится не только со своим горем, но и трагедией всей нации. Это плач по сыну, и по всем тем, кого уводили на рассвете. Это обвинение и обличение власти, рассказ о страданиях простых невинных людей.

После войны Ахматова продолжает писать на тему Родины, однако теперь поэтесса пишет свои воспоминания. Она размышляет над прошлым, о судьбе русского народа. Как написала Анна Ахматова, она была счастлива прожить эти годы и видеть произошедшие события, которым не было равных. Ее же стихи стали ниточкой, которая связывает писательницу со временем.

Основные темы и мотивы творчества Ахматовой (лирики, поэзии) сочинение

Лирика Ахматовой — это пример выражения своих подлинных чувств великого человека, оставившего огромный след в поэзии. Мастерство Ахматовой оставляет неизгладимые впечатления в душе каждого человека, прочитавшего ее стихи. Ахматова глубоко затрагивает каждую частичку души человека, заставляет по — новому воспринимать окружающий мир и чувства людей. Для меня Ахматова является поэтом, искренне воспевающая любовь. Творчество великого поэта олицетворяет сущность человеческих отношений, реалистичность ее стихов даёт пищу для размышлений, помогая понять и осознать свои действия.

Анна Ахматова родилась в Одессе. Большое влияние на ее творчество оказала ее личная жизнь. Людей, с которыми она строила отношения, постигла нелёгкая участь, переживания женщины за судьбу близких ей людей вылились в стихах. Но ее трогали не только переживания о личном, она глубоко понимала и трагедию всего народа. Поэзия Ахматовой наполнена реалистичностью происходящего, правдивостью и искренностью.

Любовная лирика великой поэтессы выражает в себе и любовь к своему народу, к своей Родине. Ее обучение на исторических курсах также внесло лепту в выражении своих чувств, Ахматова можно смело назвать знатоком человеческих душ, она тонко чувствует все грани человека, являясь своеобразным психологом.

Тема любви в поэзии Ахматовой играет главную роль, ее пронзительные и светлые стихи заставляют по — новому воспринимать жизнь, сделать переоценку ценностей. Ахматова с огромной страстью возвышает женщину, которая должна быть гордой, имеющей собственное достоинство, не унижаясь перед людьми, считающими себя властелинами мира.

Трагическая судьба талантливой женщины заставила меня по — новому посмотреть на мир, осознать свое чувство любви к Родине, по всему человечеству. Анна Ахматова является для меня идеалом, ее стихи полностью выражает мои чувства, и мое восприятие жизни. Именно ее поэзия заставила меня жить по — другому, что ещё раз говорит о гениальности великого человека.

Ахматова писала и о Родине. И также талантливо, надо просто пережить всю трагедию, но и уметь выразить всю свою боль в словах, слагающих в рифмы. Анна Ахматова — человек и поэм с большой буквы.

Также читают:

Картинка к сочинению Основные темы и мотивы творчества Ахматовой

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Городничего Сквозника-Дмухановского в комедии Ревизор Гоголя сочинение

Одним из основных персонажей произведения является Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, служащий городничим уездного городка. 8 класс

Жанровая направленность произведения представляется в качестве литературной авторской сказки. Главным героем сказки становится двенадцатилетний мальчик по имени Яков, являющийся сыном сапожника и торговки овощами на рынке.

Читать еще:  В чем волшебство поэзии

Тема войны описана писателями, выражена в стихах, показана в фильмах. Героическая победа, одержанная народом над фашистской Германией, увековечена в памятниках и мемориалах.

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» есть два персонажа, у каждого из которых своя уникальная жизнь. Один из них – Ларра , другой – Данко. Их образы очень разные, именно поэтому их стоит сравнить.

Пушкин написал свою знаменитую оду «Вольность» в 1817 году, после окончания лицея. Поэт написал это произведение, когда ему было 18 лет.

Какие темы в поэзии А. А. Ахматовой являются ключевыми? (ЕГЭ по литературе)

Одно из выдающихся мест в поэзии двадцатого века принадлежит Анне Андреевне Ахматовой. Её поэзия отражала в произведениях патриотизм, любовь к родной земле, рассуждения о поэте и его творчестве, эти темы являлись главными и ключевыми.

Гражданская тематика в произведении «Не с теми я, кто бросил землю. » относится к тяжелому историческому периоду в России. После революционных событий Ахматовой предстояло сделать не простой нравственный выбор: уехать, как многие за границу, или оставаться в разрушающейся стране.

Поэтесса отказывается от возможности мигрировать, являясь настоящим патриотом, она не одобряла покинувших Отчизну в тревожный период. Ахматова пишет о том, что она не с теми, кто «бросил землю на растерзание врагам». Она говорит о внутренней пустоте людей, которые покидают свою Родину.

Во время страшной Великой Отечественной войны у Ахматовой в поэзии снова появляется патриотическая тема. Её стихи полны тревожных мыслей о судьбе народа и России.

Одним из ключевых течений в творчестве Ахматовой является гражданственность поэтического слова, предназначение поэта и его цели в поэзии. Анна Андреевна доносит до читателей, что поэзия способна создаваться из обыденных вещей, которые окружают человека, подчеркивает, что ей не нужны «одические рати». Она черпает своё вдохновение из света и воздуха: «Серый окрик, дегтя запах свежий, / Таинственная плесень на стене. / И стих звучит, задорен, нежен».

Ахматова может почти элегически заметить: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда. » или «Стихи растут, как звёзды и как розы».

Лирические стихи поэтессы отличаются проникновенным психологизмом, доказывают тонкое понимание ею всех граней человека. Тема любви, зачастую смешанная со страданием и грустью, у неё отражена в стихотворении «Песня последней встречи». Героиня переживает ужасное событие — предательство любимого человека. Она чувствует волнение, неуверенность и тревогу: «Я на правую руку надела / Перчатку с левой руки». Измена принесла лирической героине тяжелые душевные страдания, которые передаются с помощью описания природы: «Между клёнов шёпот осенний / Попросил: «Со мною умри!».

Таким образом, ключевыми темами в поэзии Анны Андреевны Ахматовой являются темы патриотизма, поэтического творчества, а также и любви.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Какие темы в поэзии ахматовой являются ключевыми



Владельцы сайта

  • Алла Чистовская

А.А.Ахматова. Основные темы лирики

Основные темы лирики

1. Ахматова в период раннего творчества — акмеистка

Акмеизм — литературное направление, которое проповедует теорию «искусство для искусства», «красоты ради самой красоты».

2. Любовная лирика

Название стихотворения

Его содержание и художественные особенности

Книги «Вечер»,«Четки», «Белая стая»

В стихах, вошедших в эти сборники, Ахматова очень женственна, но в нежности ее поэтического слова звучит одновременно и властность, и энергия. Сочетание нежности и беззащитности с твердостью характера, шепота любви и прямого языка страсти, интонаций отчаяния и веры, молитвы и проклятий — все это отличает художественный мир Ахматовой, ее неповторимый стиль.

«Хочешь знать,как все это было?»

Миниатюра, зарисовка, в нескольких строчках которой вся история любви.

Лирический роман, в котором в нескольких строчках рассказана трагедия десяти лет.

«Небывалая осеньпостроила купол. »

В этом стихотворении тема любви раскрывается по-новому. Любовные переживания лирической героини включают в себя все существование, всю жизнь. Такая любовь стала более богатой и многоцветной, а в минуты потрясений и более трагедийной.

3. Стихи о Родине

Тема Родины становится все более органичной для поэтессы, помогает ей в годы Первой мировой войны высказать свое отношение к этому историческому событию.

Его содержание и художественные особенности

Молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет.

Стихотворение отличает строгая, библейская форма. Ахматова «озвучивает» в этом стихотворении голос интеллигенции, которая принимает решение остаться со своим народом, несмотря на свое отношение к революции.

«Все расхищено, предано, продано»

Старый мир разрушен, новый еще только начинает строиться. Ахматова теряет со смертью старого мира то, что было для нее родным домом, но поэтесса произносит слова, благословляющие вечную в своей прелести мудрую новизну жизни.

«Тайны ремесла» — так называется цикл стихов Анны Андреевны Ахматовой, в котором она размышляет о поэтическом творчестве.

Это — выжимки бессонниц,

Это — свеч кривых нагар,

Это — сотен белых звонниц

Первый утренний удар.

Это — теплый подоконник

Под черниговоской луной,

Это — пчелы, это — донник,

Это — пыль, и мрак, и зной.

. И я не знавала жесточе беды. Ушло, и его протянулись следы

К какому-то крайнему краю,

А я без него. умираю.

• Создавался в грозовой атмосфере 30-х годов.

• Ахматова поставила перед собой задачу — создать памятник великому народному горю — всем, стоявшим вместе с ней в тюремных очередях, обездоленным и замученным:

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

• По своей поэтической форме оно близко к народной притче. В нем с большой поэтической и гражданской силой нашло свое отражение страшное время репрессий и страдающая душа народа.

Творчество Анны Ахматовой

Вы будете перенаправлены на Автор24

Анна Ахматова является ярким представителем Серебряного века.

Об Ахматовой говорят как о преемнице Александра Сергеевича Пушкина. Он считал, что для того чтобы творить, поэт должен страдать и все время мучиться, думая о своем предназначении. Поэзия должна нести в массы эталоны дружбы и любви, чести и достоинства, милосердия.

В стихах Анны Андреевны отражается ее жизнь. Она считала, что через свое творчество она может влиять на чувства и эмоции людей. Ее стихи вряд ли смогут оставить равнодушным читателя, ведь в них слышится тонкий задушевный голос автора, глубина и красота чувств.

Особенности творчества Ахматовой

Писать поэтесса начала, учась в гимназии. В написании стихов у Анны не было учителей. Первый сборник, куда вошли написанные в годы учебы стихи — «Вечер», сразу привлек внимание критиков. После выхода в марте 1917 года второго сборника «Четки», о ней заговорили как о зрелом авторе. Критиков поразил талант молодой поэтессы, в ее творчестве они разглядели душевное состояние покинутой женщины.

Ее часто называли «мастером интимной лирики», а поэзию – «интимным дневником», «женской исповедью», «исповедью женской души». Свои душевные переживания она выражает простыми будничными словами. И эта будничность лишь усиливает затаенный психологический смысл. В стихотворениях Ахматовой остаются запечатленными важнейшие переломные моменты ее жизни, душевное напряжение. Это позволяет говорить о том, что в ее творчестве есть повествовательный момент, а на поэзию наложила отпечаток русская проза. Литературовед В. М. Жирмунский говорил о том, что жизненные ситуации в стихах Ахматовой изображаются в самый острый момент, как в новеллах. «Новеллизм» Анны Андреевны усиливается благодаря живой разговорной речи, произносимой вслух.

Для поэзии поэтессы характерен перенос неоконченной фразы на другую строку и своего рода психологический параллелизм – частый смысловой разрыв между двумя частями строфы. За этим разрывом скрывается ассоциативная связь.

Читать еще:  Каким должен быть поэт и в чем назначение поэзии

В некоторых стихах Ахматовой можно наблюдать повествование не только от первого лица, но и совмещение повествовании первого и третьего лиц.

Готовые работы на аналогичную тему

Психологическая глубина ее стихов выражается в разных приемах, таких как подтекст, деталь, жест, которые могут передать глубину чувства, либо его противоречивость. Это можно увидеть в стихотворении «Песня последней встречи», где героиня от волнения надела перчатку не на ту руку.

В лирике Анны Андреевны множество метафор, например: «трагическая осень», «лохматый дым», «тишайший снег». Очень часто ими она выражала любовные чувства. Метафоры поэтессы взяты из мира природы.

В числе примечательных особенностей творчества Ахматовой можно выделить необычные сравнения: «Душный зной, словно олово» // «Льется от небес до иссохшей земли»).

Так же часто она употребляла сочетание противоречащих друг другу определений: «Смотри, ей весело грустить. Такой нарядно обнаженной».

Большую роль в стихах имеет деталь. В стихотворении о своем кумире Пушкине «В Царском селе» Ахматова так описывает детали, что читатель сразу чувствует присутствие Александра Сергеевича на аллеях парка и узнает его интересы и особенности.

Важную роль Ахматова отдает цвету, ее любимый белый, а не любимый черный. Именно их контраст оттеняет противоречивость чувств и настроений.

Тема Петербурга и любви в поэзии поэтессы

Масштабной темой в поэзии поэтессы является тема любви. Как правило у нее она драматична и несчастна. Но эта тема не интимная, а наоборот масштабная и всеохватывающая. В ней отражаются сложность и богатство чувств человека, связь с миром. Героиня стихов не замыкается в себе, а видит всю красоту и безграничность мира, он ей дорог и любим.

Художественное мышление Ахматовой пронизано религиозными чувствами.

Поэтессе свойственна была нравственна оценка, ощущение своей греховности и стремление к покаянию, которое характерно для сознания православного человека.

Героиня стихов Анны часто предстает перед читателем с молитвой на устах. Писательница верила в то, что все грешники будут прощены Богом. Духовность автора создает использование религиозной лексики: лампада, монастырь, литургия, обедня, икона, колокольня, образа. В стихотворениях «Предсказание», «Причитание», цикл «Библейских стихов» используются такие жанры ее лирики как – исповедь, проповедь, предсказание, то есть то, что наполнено библейским содержанием.

Вместе с основной темой любви в творчестве Анны есть место теме Петербурга и людей, живущих в нем. Героиня стихов Ахматовой влюблена в этот величественный город, в его площади, набережные, колонны и статуи. Часто тема любви и Петербурга присутствуют вместе в стихах.

Первая мировая война, революция, Великая Отечественная война в лирике Ахматовой

Первую мировую войну Ахматова восприняла как народное страшное бедствие. С этого периода в ее творчестве чаще слышатся мотивы гражданственности, тема России, Родины.

В своем стихотворении «Молитва» она просит Бога забрать все, чем она дорожит, ради спасения своей страны.

Ахматова была патриотом своей страны. В период революции, когда перед каждым писателем встал вопрос о том, остаться на родине или покинуть ее, у Ахматовой был один путь, она оставалась верна своей стране.

В стихотворении «Мне голос был…» можно разглядеть любовь поэтессы к своей родине, она не может себя представить без России, она настоящий патриот.

Годы революции были очень тяжелыми для Анны Андреевны. Жизнь впроголодь, бедность и расстрел Гумилева обессилили ее. В 1920-е и 1930-е годы она очень мало писала, и ей казалось, что вдохновение совсем ее покинуло.

Положение усугублялось еще и тем, что к ней относились как к представительнице дворянской культуры, которая была против нового строя.

В 1937 году арестовали ее сына Льва. Да и сама она жила в ожидании ареста. В этот сложный период она чувствовала себя затравленным волком.

С 1935 по 1937 года она создает произведение, посвященное страшному периоду репрессий в стране, поэму «Реквием». Это произведение было напечатано лишь через 22 года после смерти писательницы. Содержание поэмы она держала в голове и решилась перенести его на бумагу только в 1961 году.

В «Реквиеме» Ахматова передает не только свои переживания о судьбе сына, он и атмосферу, страдания и переживания всего русского народа. Она вызывает к справедливости за каждого невинно обвиненного и погибшего в годы репрессий.

Начало Великой Отечественной войны Ахматова связывает с трагедией, с мировой катастрофой. К русскому народу, обессиленному репрессиями, Ахматова обращается с призывом переплавить боль и страдания в силу мужества. Об этом призыве она написала стихотворение «Клятва».

В стихах военных лет Ахматова пишет о детях. Для нее дети это еще и солдаты, идущие на фронт, офицеры и все, кто причастен к этой трагедии.

В военные годы она находилась в эвакуации в Ташкенте. Все ее мысли были о жестокой войне и надежде на победу.

В ташкентских стихах «Под Коломной», «Смоленское кладбище», «Три стихотворения», «Наше священное ремесло» Ахматова затрагивает тему памяти. Эта тема о прошлом России, о предках, о ее близких людях.

В стихотворениях 1950-1960-х годов возникает тема Родины.

В одном из лучших стихотворений последних лет «Родная земля» живет мысль автора от кровной принадлежности человека к родной земле.

До конца дней поэтесса не прекращала писать. Она писала о Питере, о его окрестностях, размышляла о смерти и жизни. И конечно она не переставала писать о любви, о том, что соединение двух сердец необходимо для людей. Диалог Анны Ахматовой с миром, людьми, природой был страстным, живым и правдивым.

А. А. Ахматова. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики

Урок 75. Русская литература 9 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «А. А. Ахматова. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики»

Сегодня на уроке мы:

· продолжим говорить о творчестве Анны Ахматовой.

· узнаем, какова роль поэта с точки зрения Анны Ахматовой.

· разберёмся, какие особенности лирики сделали её одним из ведущих поэтов XX века.

Это – выжимки бессонниц,

Это – свеч кривых нагар,

Это – сотен белых звонниц

Первый утренний удар.

Это – т`плый подоконник

Под черниговской луной,

Это – пчёлы, это – донник,

Это – пыль, и мрак, и зной, – написала Анна Ахматова в стихотворении «Про стихи» 1940 года.

Начало творческого пути Анны Ахматовой связано с обществом акмеистов, основанным её мужем, поэтом Николаем Гумилёвым. Вспомним основные принципы акмеизма:

Считается, что Ахматова отошла от идей акмеизма, но мы видим, что в этом стихотворении главные принципы акмеистов соблюдены.

Начало двадцатого века – время новаторства в поэзии, поиска новых форм и средств выражения. Но Анну Ахматову эти новшества не захватили, её поэтика близка классической поэзии Золотого века русской литературы. Даже ближе, чем какого-либо другого поэта этого времени. Возможно потому, что поэтесса росла на стихах Некрасова и боготворила Пушкина, считая его поэзию идеальной.

Пушкин всегда для Ахматовой был эталоном. Детство и юность поэтессы прошли в пушкинских местах – Царском Селе. Она даже рассказывала, что однажды во время прогулки с няней нашла булавку в виде лиры и посчитала это даром от самого поэта.

Ахматова написала множество статей, посвящённых его творчеству. Образ поэта появляется и в её стихах.

Смуглый отрок бродил по аллеям,

Читать еще:  Как можно заменить слово поэзия

У озёрных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Для многих стихотворений в качестве эпиграфа поэтесса брала пушкинские строки. Некоторые темы, мотивы, образы, даже языковая игра у Ахматовой перекликаются с пушкинскими. Например, мотив воспоминаний и разговора поэта с совестью.

У Пушкина:

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток.

У Ахматовой:

А я всю ночь веду переговоры

С неукротимой совестью своей.

Даже смуглая Муза у Ахматовой – это Муза смуглого отрока, то есть Пушкина.

Ещё одна особенность творчества Анны Ахматовой – это живой, одухотворённый образ вдохновения. Муза Ахматовой персонифицирована. Она предстаёт в стихах поэтессы живой женщиной. Можно даже представить её внешний облик. Муза Ахматовой стройная, смуглая, босая.

Вот, например, стихотворение «Музе» 1911 года:

Муза-сестра заглянула в лицо,

Взгляд её ясен и ярок.

И отняла золотое кольцо,

Первый весенний подарок.

В этом стихотворении прослеживается идея о невозможности земного женского счастья для поэтессы. Творчество, вдохновение, поэтический дар несовместимы с житейскими радостями.

Образ Музы на постепенно меняется. В ранних стихах Муза предстаёт «милой гостьей с дудочкой в руке», но после нарастает трагизм. Вот строки, написанные в 1916 году:

Весёлой Музы нрав не узнаю:

Она глядит и слова не проронит,

А голову в веночке тёмном клонит,

Изнеможённая, на грудь мою.

А в 1960 году, уже на закате жизни, поэтесса напишет:
Моею Музой оказалась мука.

Она со мною кое-как прошла

Там, где нельзя, там, где живёт разлука,

Где хищница, отведавшая зла.

Трагические интонации в лирике Ахматовой – это эмоциональная реакция на тяжёлые годы, страшные события, которые переживала страна. В стихотворении «Молитва» поэтесса пишет, что готова пожертвовать всем ради Родины:

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар –

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над тёмной Россией

Стала облаком в славе лучей.

С точки зрения поэтессы, судьба поэта неотделима от судьбы родины. Его задача – запечатлеть в стихах её жизнь, пропустив через себя всю её боль, пройдя вместе все тяжкие испытания. Голос поэта – это голос народа. Об этом Ахматова прямо пишет в поэме «Реквием»:

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня

В канун моего поминального дня.

Эта поэма создавалась в страшные тридцатые годы, когда были арестованы сын и гражданский муж поэтессы. Как и тысячи женщин, поэтесса стояла в тюремных очередях, пытаясь спасти своих близких. В поэме судьба лирической героини, жены и матери, судьба самой Анны Ахматовой, сливается с судьбами тысяч таких же несчастных.

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл –

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Поэтический дар – дар и тяжёлый, и радостный. От него нельзя отказаться, как нельзя отказаться от собственной сути.

Тот же мотив единения поэта с родиной, проживания боли своего народа, появляется и в военных стихах Ахматовой.

В стихотворении «Клятва» лирическая героиня сливается с народом в единое целое, говоря от его имени:

И та, что сегодня прощается с милым,

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Поэт – личность особая. Он не только проживает жизнь целой страны, улавливая все веяния времени. Он за обыденным видит тайное, улавливает голос бытия, превращая это в стихи:

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Это строки из знаменитого стихотворения Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…» из цикла «Тайны ремесла». В этом цикле поэтесса рассуждает на главные для поэта темы: тайна вдохновения, предназначение поэта, отношения поэта и читателя.

Лирика Ахматовой очень доверительна, интимна, эмоциональна. Часто создаётся ощущение, что поэтесса исповедуется читателю.

Чтоб быть современнику ясным,

Весь настежь распахнут поэт, – пишет она в стихотворении «Читатель».

Быть открытым миру необходимо и для того, чтобы суметь воплотить его в стихах, выразить невыразимое.

Читатель в этом стихотворении назван неведомым другом, с которым поэт ведёт непрерывный, неизменный и вечный разговор.

За что-то меня упрекают

И в чём-то согласны со мной.

Так исповедь льётся немая,

Беседы блаженнейший зной.

Многие критики Лирику Ахматовой называют «романной». У каждого сборника стихов поэтессы есть герой, объединяющий стихотворения. Можно проследить сюжетную линию стихотворного цикла, увидеть, как взаимодействуют персонажи. Каждое стихотворение цикла – это маленькая глава романа, полная драматизма.

Стихи Ахматовой предельно лаконичны. Они описывают переломный момент в жизни героев, ключевую ситуацию. При этом того, что было до или после этого момента, читатель не знает. Поэтесса вовлекает читателя в процесс сотворчества, словно предлагая самостоятельно дорисовать картину, основываясь на своих эмоциях, воображении, жизненном опыте.

Стихотворения Ахматовой ещё называют гейзерами за их необыкновенную яркость и эмоциональность. Они словно на мгновение вырываются из тяжёлого молчания и исчезают вновь. Такая мощь стиха достигается в том числе и за счёт удивительного владения художественной деталью. Одной ёмкой, точно подобранной детали поэтессе часто достаточно, чтобы выразить всю психологическую глубину сцены.

Например, знаменитые строки из стихотворения «Песня последней встречи», которые стали объектом для подражания и многочисленных пародий:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Через незначительную на первый взгляд бытовую деталь – неправильно надетую перчатку – Ахматова показывает, как сильны переживания лирической героини. Растерянная, подавленная, героиня словно оторвана от реальности и погружена в свой внутренний мир.

В стихотворении «Смятение» такой деталью выступает цветок – красный тюльпан в петлице у возлюбленного лирической героини.

Мне очи застит туман,

Сливаются вещи и лица,

И только красный тюльпан,

Тюльпан у тебя в петлице.

Яркий цветок концентрирует в себе весь эмоциональный накал лирической героини: страсть, боль, гнев, бессилие, ревность. Мир для неё словно растворяется, остаётся только этот цветок жгучего красного цвета. Убери этот образ – и стихотворение рассыплется.

Эмоциональность достигается и с помощью частого использования прямой речи в стихах:

И прощаясь, держась за перила,

Она словно с трудом говорила:

«Это все… Ах, нет, я забыла,

Я люблю вас, я вас любила…»

Частые восклицания, вопросы, междометие и обрывочность, сбивчивость речи также усиливают эмоциональное напряжение и добавляют искренности ахматовской лирике. Это создаёт ощущение интимности, доверительной беседы.

Метафоры у Ахматовой необыкновенно яркие, выразительные: «трагическая осень», «лохматый дым», «тишайший снег». Очень часто метафоры связаны с миром природы, например:

Высоко в небе облачко серело,

Как беличья расстеленная шкурка.

В стихах Ахматовой можно увидеть множество аллюзий и подтекстов. Она обращается и к сокровищницам мировой культуры, и к библейским мотивам, и к устному народному творчеству, фольклору. В лирике поэтессы чёткий чеканный стих сочетается с ощущением зыбкости, невесомости мира, эфемерности бытия.

Критик Николай Недоброво так высказался о творчестве Ахматовой:

«Напряжение переживаний и выражений Ахматовой даёт иной раз такой жар и такой свет, что от них внутренний мир человека скипается с внешним миром. Только в таких случаях в стихах Ахматовой возникает зрелище последнего; оттого и картины его не отрешённо пластичны, но, пронизанные душевными излучениями, видятся точно глазами тонущего. »

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector