Каким должен быть поэт и в чем назначение поэзии
Тема назначения поэта и поэзии
Тема назначения поэта и поэзии (на материале творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова)
Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, всегда волновал и волнует сторонников искусства для народа. Поэтому тема назначения поэта — центральная тема не только поэзии XIX века, она пронизывает все творчество и современных поэтов, для которых судьба родины и народа — их судьба.
А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов как представители передовых кругов русского общества XIX века возглавили дальнейшее движение литературы вперед, определили ее последующее развитие.
Русская действительность, духовная близость Пушкина к декабристам, Некрасова — к революционерам-демократам были той школой, в которой сложились их взгляды на сущность искусства, на место и роль поэта и поэзии в жизни общества. Учитывая то обстоятельство, что великие русские поэты творили в разное время, можно говорить о своеобразном представлении каждого из них о своей поэтической музе.
Так, А. С. Пушкину она иногда казалась «подругой ветреной», «вакханочкой», «барышней уездной, с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках», а чаще всего музой, призванной «глаголом жечь сердца людей».
М. Ю. Лермонтов создал свой поэтический образ музы, резко отличающийся от пушкинской. Сначала она полна печали и разочарования, а затем — страстно желающая найти себя и свое место в жизни, исполненная веры и надежд.
Образ некрасовской музы оставался неизменным на протяжении всего творчества поэта. Он был верен своей музе, борьбой и страданиями кровно связанной с народом.
Однако такое индивидуальное представление о поэтической музе не умаляет основного — истинного назначения поэта и поэзии, назначения, которое поэты видели в служении своему народу, отечеству. Во всем, о чем бы ни писали поэты, сказывался передовой человек времени, сказывалось не примирение с действительностью, а активная воля и стремление к уничтожению всего, что теснило, подавляло, калечило народ и жизнь личности.
Так, стихотворения А. С. Пушкина «Вольность», «Деревня», «Кинжал» были своего рода стихотворениями-прокламациями, развивали свободолюбивые идеи, передовое общественное сознание. В стихотворении «Кинжал» Пушкин осуждает массовый террор якобинцев и одновременно славит «карающий кинжал» в качестве «тайного стража» свободы, «последнего судии позора и обиды». Многими декабристами это стихотворение было воспринято как призыв к свержению самодержавия.
После разгрома восстания декабристов в лирике Пушкина начинают все сильнее звучать философские мотивы — раздумья о смысле и цели жизни, о поэте и его назначении, об отношении между поэтом и обществом, он продолжал живо интересоваться общественной жизнью, политикой. В это время Пушкин пишет послание декабристам «В Сибирь» (1827 г.), «Арион» (1827 г.) и др. Поэт не только пытается найти выход из последекабристского «тупика», но и в известной степени указывает такой выход. В послании в Сибирь, вдохновленный подвигом жен декабристов, Пушкин стремится вдохнуть «бодрость и веселье» в сердца своих братьев, друзей не только надеждой на то, что «темницы рухнут», но и утверждением великого значения их дела:
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
В стихотворении «Арион», написанном в связи с годовщиной казни декабристов, Пушкин в форме прозрачной аллегории не только объявляет себя литературным соучастником — певцом декабристов («Пловцам я пел»), но и подчеркивает свою верность общим с ними чаяниям и идеалам («Я гимны прежние пою»). Поэт понимает, что его время наполнено великими событиями, и поэтому видит истинное назначение поэзии в служении народу:
Восстань, пророк, и вяждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Пушкин сравнивал поэта с эхом, которое откликается на всякий призывный звук жизни.
По-своему решает тему поэта и поэзии М. Ю. Лермонтов. Подхватив эстафету своего предшественника, он создал более широкий и сложный образ поэта. Сложность эта объясняется теми условиями жизни, которые были связаны с последствиями разгрома декабристов. «Нет двух поэтов столь существенно различных, — писал В. Г. Белинский, — как Пушкин и Лермонтов. Пушкин — поэт внутреннего чувства души; Лермонтов — поэт беспощадной мысли, истины.
Пафос Пушкина заключается в сфере самого искусства как искусства; пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и нравах человеческой личности». Благородная и светлая поэзия Пушкина развивалась на почве надежд и доверия к жизни, веры в безграничные силы и возможности человека. И напряжение народных сил в Отечественной войне 1812 года, и подъем национального самосознания питали эту надежду и веру.
На смену светлому и непосредственному, открытому взгляду на мир, на смену упоению жизнью приходит эпоха разочарования, анализа, скепсиса и «тоски по жизни». На смену эпохе Пушкина приходит эпоха Лермонтова. Эти эпохи разделил 1825 год, год разгрома восстания декабристов. И в поэзии Лермонтова с первых же строк звучит тема одиночества.
Противоположность двух поэтических миров отчетливо видна при сравнении «Пророка» Пушкина и «Пророка» Лермонтова. Лермонтов подхватывает пушкинскую тему преображения поэта в пророка и развивает ее. У Пушкина стихотворение звучит предвестием великого дела, которое предстоит свершить пророку в мире, широко открытом перед ним, ждущем его:
. обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Лермонтов же эту тему продолжает в ином ключе — печали и разочарования. Мир, куда выходит лермонтовский пророк, полон злобы и вражды. Все живое, доброе, истинное, светлое, чистое сосредоточилось в пророке и на том островке жизни («в пустыне»), куда его изгоняют «они», — те, кому пророк пытался проповедовать «любви и правды чистые ученья». Эти «они», исполненные бешеной злобы, самодовольной гордости и неверия, «жадною толпой стоящие у трона», — палачи «Свободы, Гения и Славы». «Они» — пестрая толпа «приличьем стянутых масок», это рабы и господа, населяющие «немытую Россию», это и «наше поколенье», постыдно равнодушное к добру и злу.
Ощущение потерянности, одиночества знакомо людям 30-х годов XIX века. Журнальные статьи тех лет полны размышлений о ничтожестве и бесплодности молодого поколения, ничего не приобретшего и преждевременно одряхлевшего. Но никто в то время в искусстве с такой силой и полнотой, с такой болью и страстью, как Лермонтов, не раскрыл трагедию одинокой души, брошенной в холодный, враждебный, жестокий мир. Однако это одиночество не отрешенность от жизни, это упрек и вызов окружающей поэта действительности. Протест заглушает в поэте настроение безысходности, рождает жажду жизни, стремление не бежать от мира, а найти себя и свое место в нем. «Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня», — в этих словах стихотворения «Узник» звучит страстный порыв поэта к свободе, к счастью.
Муза Н. А. Некрасова — муза «мести и печали», «сестра народа» — так называл ее поэт.
Поэзия Некрасова продолжала развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Как и его предшественники, Некрасов был прежде всего поэтом-гражданином, но он жил и творил в иное время, тогда, когда освободительное движение набирает новый виток. Н. А. Некрасов стал певцом народа, поэтическим глашатаем поколения революционеров-демократов 50—70-х годов XIX века. Он вновь и вновь возвращается к вопросу о назначении поэта и его месте в общественной борьбе.
В стихотворении «Поэт и гражданин» (1856 г.) Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта, требовал, чтобы поэт был гражданином, верным сыном своей родины и своего народа:
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.
И далее он пишет:
Будь гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Устами Гражданина Некрасов призывает Поэта отдать Родине не только талант, но и жизнь, быть готовым к самопожертвованию ради правого дела:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь.
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь.
Эти слова, выразившие моральные принципы революционных демократов, нашли отклик в сердцах передовой молодежи России.
Мыслям, высказанным в стихотворении «Поэт и гражданин», Некрасов оставался верен до конца своей жизни. Судьба истинного поэта, по мнению Некрасова, должна быть неразрывно связана с судьбой народа. Эту мысль он развивает и в стихотворении «Элегия» (1874 г.), которое было для поэта самым задушевным и любимым из написанных в последние годы:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая — «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна —
Не верьте, юноши! Не стареет она.
Некрасов выступает против тех, кто из «моды» проявлял сочувствие народу, но отвернулся от него в годы реакции. В служении народу поэт видел цель и смысл своего творчества.
Таким образом, у каждого из поэтов по-разному сложилась творческая и жизненная судьба, но их поэзия питалась одной и той же идеей — служить народу, защищать угнетенный народ. В разных внешне образах музы Пушкина, Лермонтова и Некрасова мы находим и близкие настроения и схожие художественные искания, ибо все они были сынами своего отечества, тонко чувствовали и понимали все противоречия общественной жизни.
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина
Тема роли поэта в обществе всегда волновала Пушкина. Об этом он начал задумываться, когда писал стихотворение «К другу стихотворцу». Свое место в поэзии он определил стихотворениями «Пророк», «Памятник», говорит об этом и в других его произведениях.
Стихотворение «К другу-стихотворцу» Пушкин написал во время обучения в лицее. Еще тогда, в юношеские годы он задумался о роли поэзии. Немалое влияние на его размышления оказали и лекции профессора Куницына.
Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов.
Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас
Первое, на что обращает внимание юный поэт, это на образование, на то, что поэзия должна питать здравый ум и учить. Пушкин говорит о том, что поэзия – это не всегда слава и деньги. Называет известных литераторов, которые умерли в нищете, потому что не умели ни перед кем прогибаться и придерживались своих идей, своих истин.
Пушкин много времени проводил в архивах, изучая исторические документы. Своими произведениями, пусть не всегда написанными в стиле реализма, он стремился знакомить своих читателей, русское общество с родной историей, и таким образом, питать здравый ум и учить.
Стихотворение, «К Н. Я. Плюсковой», написанное 1819 году и опубликованное Пушкиным в «Соревнователе просвещения и благотворения» могло насторожить царских небожителей, потому что поэт откровенно признается, что он не стал и не станет придворным поэтом. Единственное чему он готов служить и воспевать – Это Свобода.
Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой Музою моей.
Правда, он признается, что воспевал императрицу Елизавету, дочь Петра I. Но это из искренних побуждений, и зная любовь простого народа к императрице. Потому что
…неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
В этом стихотворении ясно определяется гражданская позиция двадцатилетнего Пушкина, которая становится для него превалирующей на оставшиеся годы. Стоит отметить, что на этой почве и был его конфликт с императором Николаем I, который стремился приручить Пушкина. Он мечтал иметь собственного придворного поэта, а Пушкин стремился к свободе творчества. Многие считали, что из этого конфликта и проистекает личная императорская цензура, назначение Пушкина дворцовым камер-юнкером, и последовавшая в 30-е годы травля поэта. Хотя, с другой стороны, всем известно, что несмотря на гениальность, характер у Александра Сергеевича был не сахар и он частенько напрасно оскорблял и унижал других людей.
Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» написано в форме диалога между поэтом и книгопродавцом в 1824 году. Поэт становится старше, и постепенно его взгляды меняются. И дело не в том, что он становится алчным, просто в отличие от 14-летнего Пушкина настала пора, когда ему приходится заботиться не только о духовной пище, но и о хлебе насущном. Поэтому он соглашается с продавцом, когда тот говорит
Что Слава? — Яркая заплата
На ветхом рубище певца.
Нам нужно злата, злата, злата:
Копите злато до конца!
Поэзия должна учить читателей приносить духовное наслаждение, но самого поэта она должна кормить, независимо от гражданских позиций и мировоззрений.
В 1826 году Пушкин ощутил в себе пророка. Стихотворение «Пророк» было выстрадано в нравственных муках, долгих размышлениях. Пушкин понял, что он должен жечь сердца людей глаголом. Принято считать, что этим стихотворением Пушкин говорит, о призывах к борьбе за свободу. Но
…бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Бог, как известно, никогда не призывал к борьбе с власть предержащими. Иисус учил непротивлению злу насилием. Можно ли понимать последние строки Пушкина, как то, что он намерен призывать человека к нравственному самосовершенствованию, терпению и исполнению Божьих заповедей? Надо, полагать, что – да. Об этом говорят нам многие его произведения, особенно относящиеся поздней философской лирике.
Пушкин – дитя своей эпохи. А в первой половине XIX века дворяне считали, народ чем-то вроде детей, не способных на волеизъявление. Делать политику в государстве, свергать царей и освобождать от крепостничества народ должны были сами дворяне. Кстати, сам Александр Сергеевич не торопился освобождать своих крестьян. Стихотворением «Поэт и толпа» Пушкин показал свое отношение к народу. Оно выражено в словах черни, обращенных к поэту
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.
Пушкин любил русский народ, но в словах поэта в стихотворении он демонстрирует отношение других поэтов к народу, не свое.
Стихотворением «Поэту» Пушкин демонстрирует свое отношение к критике, к свободе творчества, которую он очень высоко ценил. Это произведение перекликается с «Памятником», написанным за полгода до гибели.
Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
Стихотворением «Памятник» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Он говорит о том,
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
А последняя строфа – это завещание нынешним и будущим поэтам:
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
Подводя итог, можно сказать, что Пушкин видел назначение поэзии в том, чтобы учить своего читателя видеть прекрасное в жизни и природе, учить любви к родному краю и родной истории. Свободу он видел в личностной свободе, то есть в возможности творить, не зависимо ни от кого, иметь возможность передвигаться по миру в зависимости от своих желаний и возможностей. В своем творчестве поэт должен как можно равнодушнее относиться к критике. Самый высокий критик – это он сам, творец своих произведений.
Пушкин о назначении поэзии и миссии поэта
Цель поэзии – поэзия.
Пушкин – первый русский поэт, посвятивший себя целиком искусству, более того, первый, кто отказался от всякой государственной службы ради права быть поэтом. Всем своим творчеством стремился он ответить на вопрос “что есть поэзия?”
Тема назначения поэзии и миссии поэта имеет два аспекта: социальный и философский. С лицейской скамьи отстаивая свое право на занятия литературой и только ею, Пушкин шел на открытый конфликт с обществом. Общество так и не смирилось с этим: ярким тому примером служит присвоение Пушкину Николаем I звания камер-юнкера – приличного для молодого человека и недостойного взрослого мужчины. Царь не просто хотел унизить и кольнуть, он стремился “втиснуть” вольного поэта в определенную социальную ячейку, давая понять, что не признает за писателем никакого социального статуса. В достаточной степени нежелание государственной системы “признать” литературу вызывалось страхом перед ее воздействием на умы и сыграло роль в формировании в России особого отношения к творцам. Действительно, ни одна литература мира так не осознавала своей пророческой миссии, как русская. И здесь смыкаются социальный и философский аспекты проблемы назначения поэзии. Юный Пушкин под влиянием идей Просветителей, которые проповедовал в Лицее профессор Куницын, под влиянием бесед с Чаадаевым, с будущими декабристами видит назначение поэзии в служении общему делу – делу освобождения России от устаревшей государственной системы. В оде “Вольность” он определяет это так:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
В очерке о вольнолюбивой лирике поэта уже шла речь о том, как менялось пушкинское отношение к миссии поэта в 1823-24 годах, как пришло понимание того, что поэзия самодостаточна, не может и не должна служить даже самым благородным начинаниям. Что путь подчинения искусства какой-либо возвышенной цели – тупиковый. Знаменательно письмо Пушкина
В. А. Жуковскому (1825): “Ты спрашиваешь, какая цель у “Цыганов”? Вот на! Цель поэзии – поэзия. “Думы” Рылеева и целят, а все невпопад”. Отнюдь не случайно в письме упоминание Рылеева: будущий декабрист последовательно проводил в жизнь идею подчинения искусства делу революции. Его “Думы” прямолинейно били по крепостничеству и самодержавию – и от этой прямолинейности безнадежно проигрывали в художественном отношении, ибо поэзия становилась для автора лишь средством для достижения основной цели, никакого отношения к искусству не имеющей. Заочная полемика с Рылеевым означает для Пушкина отказ от рылеевских концепций, которые он разделял в 1817-1823 гг.
В 1826 году Пушкин создает стихотворение “Пророк” – свой поэтический манифест, где провозглашает божественную подчиненность искусства и пророческое предназначение поэта.
”Пророк” написан как свободное переложение фрагмента шестой главы книги библейского пророка Исаии: ”Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами из жертвенника, и коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого мне послать? И кто пойдет для нас? И сказал я: вот я, пошли меня”. Это стихотворение – о преображении человека в пророка, в вестника Божьей воли. Но начинается оно не с момента превращения, не с появления “шестикрылого серафима”. Оно открывается двумя строками, объясняющими, к кому явился серафим:
Духовной жаждою томим
В пустыне мрачной я влачился.
Весь библейский пафос стихотворения оправдывает образ мрачной пустыни. Но это не просто пустыня, ибо жажда, томящая лирического героя, – не физическая, а духовная, это великая скорбь о несовершенстве человека. И возникает образ иной пустыни: пустыни мира, пустыни людских толп и городов, где ничто не может утолить духовной жажды. И над образом одинокого, умирающего от жажды на песке путника встает образ бесконечного одиночества духа в “пустыне мира”, образ добровольного ухода от мира в поисках источника неких высших истин. Цена, которую платит пророк за дар “божественного глагола”, – изнуряющая духовная работа. И когда все возможности мира для него исчерпаны и ничто не может утолить духовной жажды – появляется на перепутье шестикрылый серафим и свершается преображение. Человеку заменяют зрение и слух – ему даны “вещие зеницы” и способность все слышать: и “неба содроганье”, и ”горний ангелов полет”, и “дольней лозы прозябанье”. Серафим не вознес его в иной мир – он лишь изменил восприятие мира. И человеческий мир, бывший мгновенье назад “мрачной пустыней”, вдруг наполнился сиянием и звуками – открылся в новых измерениях: поэт видит и внемлет так, как не дано воспринимать человеку.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык.
Вместо “празднословного и лукавого” языка путнику дано “жало мудрыя змеи”. Это очень глубокий образ. С одной стороны, змея – символ мудрости, слово пророка – всегда мудрое слово. С другой – образ змеиного жала ассоциируется с меткостью поэтического слова. Даже “трепетного сердца” человеческого не остается у путника:
. угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Ибо этот уголь должен вечно жечь поэта, не давать ему ни на минуту забыть о его высоком предназначении. Казалось бы, превращение завершено. Мудрецу даны новое зрение и новый слух, а с ними – всеведение, полнота знаний о мире; мудрый язык, пылающий угль вместо сердца. Человек прошел через страдания, чтобы его слово стало ”глаголом”. Но –
Как труп в пустыне я лежал.
Не свершилось главное: Бог должен воззвать к пророку. Превращение требует не только физического, но и нравственного преображения. Без божественного ”предписания” пророк мертв. Нет искусства без вдохновения. Вдумаемся в изначальный смысл этого слова: вдох, вдохнуть в человека жизнь. В этом и кроется божественная миссия пророка, потому и не подчиняется поэзия никаким практическим задачам: она служит духу, подчиняется вдохновению. Только тогда поэтическое слово действительно будет “жечь сердца людей”. Мысль об особом, высшем предназначении поэта прозвучит у Пушкина в стихотворениях “Арион” и “Поэт”, написанных вслед за “Пророком” – в 1827 году.
Стихотворение следующего – 1828 года – “Поэт и толпа” воспринимается как центральное в данной теме. О чем спор певца и черни? – о главном, о назначении искусства: “Зачем так звучно он поет. к какой он цели нас ведет?” “Песнь” поэта “волнует, мучит” – и толпа призывает его к ответу: “Какая польза нам от ней?” Вот он, ключ: польза. Толпа согласна помучиться, лишь бы была польза. Это вызывает гневную отповедь певца:
Тебе бы пользы все – на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Нет и не может быть практической пользы от искусства: таково кредо поэта. Тот, кто требует пользы, пусть удовлетворяется “печным горшком”: для приготовления пищи Аполлон Бельведерский абсолютно не пригоден. И, кажется, чернь соглашается с поэтом. Но требует, чтобы он, “небес избранник”, употребил высокий дар на благо людям! Смотрите, как лукав Пушкин: во втором призыве черни нет уже соображений “низкой прозы”. Напротив, толпа как будто жаждет духовного совершенства:
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.
Отчего же гонит их поэт:
Подите прочь – какое дело
Поэту мирному до вас!
Да потому, что чернь вновь требовала от искусства пользы: пусть искусство ее исправляет, дает ей уроки, так или иначе, но пусть служит толпе. Вот этого и не желает певец, более того – не может себе позволить. Ибо искусство не должно, и просто не в силах кого-то чему-то научить, оно вне практической пользы. Вспомните “Пророка”: Бог посылает своего вестника не “учить народы”, но “Глаголом жечь сердца людей”. Нельзя научить быть добрым, справедливым, благородным, свободным, умным. Этому не учат – все эти качества есть результат постоянной духовной работы человека, его бескорыстного служения Истине. Искусство может и должно не давать уроки – но создавать прекрасное, приобщать людей к духовности, к истине, пробуждать души (в стихотворении ”Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” сказано именно так: ”…чувства добрые я лирой пробуждал…”). Те же, кто боится духовной работы, кто избирает не тернистый путь мучений, метаний духа в поисках истины, но легкую дорогу уроков (научите нас быть добрыми и мудрыми!) и есть “чернь тупая”. Для восприятия искусства необходим определенный уровень духовности – тот, на котором уже не ждут “уроков”. Посмотрите, что противопоставляет поэт “урокам”: “Не оживит вас лиры глас”. Учить – или оживлять, одухотворять. Невосприимчивость толпы к звукам “лиры вдохновенной” есть знак ее духовной ущербности, нищеты: “Душе противны вы, как гробы”. Нет и не может быть у поэта никакой “корысти”:
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Создастся впечатление, что поэт замкнулся в гордом одиночестве, что слушатель ему вовсе не нужен. Так ли? – Разумеется, нет! Ведь само стихотворение обращено к читателю, именно читателя берет поэт в союзники. Посмотрите на эпиграф: “Procul este, profani” – “Прочь, непосвященные.” Поэзия – для “посвященных”, для тех, кто понимает истинное назначение искусства и не ждет от него пользы, корысти. “Поэт и толпа” – стихотворение особой судьбы. Оно – в ряду центральных произведений русской литературы, к нему так или иначе обращаются писатели и критики, размышляя о “цели поэзии”. Плоско понявшие Пушкина сторонники “чистого искусства” (те, кто стремился вообще изгнать из литературы гражданское звучание) сочли Александра Сергеевича Пушкина “своим” – как раз на основании этого стихотворения. Их противники, понявшее Пушкина так же упрощенно, упрекали и его, и приверженцев “чистого искусства”. Перечитайте, например, некрасовское “Поэт и гражданин” и вы найдете спор с Пушкиным, именно со стихотворением “Поэт и толпа”. Пушкину не прощали отказа от участия в “житейских волненьях” и “битвах”. Но ведь в стихотворении есть прямое пророческое предостережение. Поэт заявляет толпе:
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор, – полезный труд! –
Но, позабыв свое служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Однако было время, когда “жрецы” брали в руки метлу:
Поэт вылизывал чахоткины плевки
Шершавым языком плаката,
– сказал Маяковский и точно определил, что это для него значило:
Я себя смирял, становясь
на горло собственной песне.
Для него это поэтическое самоубийство закончилось выстрелом в висок – самоубийством физическим. Для общества, для толпы, ради которой он всю жизнь ”простоял на горле собственной песни”, – отлучением от искусства, запретом на духовную жизнь, которую заменили суррогатом соцреализма. Поэт не имеет права изменять себе – или он перестает быть поэтом. Последствия трагичны для всех. Творец вне суда толпы – об этом и пушкинский сонет “Поэту”, где путь истинного поэта, не подчинившегося “толпе холодной”, назван “благородным подвигом”. Почему? Потому что это путь одиночества, отказа от всех мирских соблазнов: славы, почета, власти над умами черни – ради высокого служения искусству. В 1818 году молодой Пушкин закончил стихотворение “К Н. Л. Плюсковой” строчками:
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
Этот образ оказался удивительно точным – и в 1831 году Пушкин вновь осмысливает его в стихотворении “Эхо”. В чем суть эха? –
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Так и поэт: воспринимает все, что происходит в мире и откликается “на всякий звук” – для того и даны были ему нечеловеческие слух и зрение (вспомним “Пророка”!). Но эхо бесконечно одиноко:
Тебе ж нет отзыва. Таков
Путь пророка – путь подвижничества. Отказавшись “давать смелые уроки”, изгнав “непосвященных” и поставив себя вне их суда, поэт избирает этот путь. Однако для Пушкина призыв: “Поэт, не дорожи любовию народной”, – ни в коем случае не означает равнодушия к обществу, к прошлому, настоящему и будущему истории страны и человечества. Речь о том, что истинное искусство немыслимо без твердых нравственных убеждений художника – именно об этом говорит Пушкин устами своего героя Моцарта:
Гений и злодейство
Две вещи несовместные.
Эстетическая и гражданская поэзия в понимании Пушкина неразрывны. И в итоговом стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” эта мысль вновь прозвучит как одна из главных. Само стихотворение нельзя воспринять полно вне исторического контекста. Ему предпослан эпиграф из оды великого древнеримского поэта Горация ”Exegi monumentum”. Основной смысл стихотворения Горация в том, что творчество поэта и есть памятник ему, который будет стоять, пока стоит Рим (имеется в виду Рим как государство). По стилю, ритму стихотворение Пушкина максимально, местами дословно, приближено к вольному переводу горациевой оды – стихотворению “Памятник” Державина. То есть Пушкин сознательно вписывает свое произведение в литературный ряд Гораций – М. В. Ломоносов – Г. Р. Державин, и тем явственнее различия между позициями поэтов. Гораций связывает свой памятник со славой Рима, Державин также видит неразрывность своего творчества и государства Российского:
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Сравните это с пушкинской концепцией. Он говорит не о государстве, и даже не о своем народе. Его обращение космично – к человечеству, к душе любого человека:
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Не менее разительно отличаются друг от друга позиции Пушкина и Державина в 4-ой и 5-ой строфах. Размышляя о прожитом и совершенном, что считает Державин своим главным достижением, обещающем ему бессмертие?
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В душевной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Он говорит о своих художественных достижениях “в русском слоге” и о мужестве говорить царям истину. Обратим внимание, Гаврила Романович Державин как бы разделяет себя – поэта и себя – гражданина: ведь так и было на самом деле, он был министром и говорил “с царями” прежде всего как министр. Пушкин, твердо отказавшийся от государственной службы, мыслит себя поэтом и не разделяет в себе художника и гражданина:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Творческое и человеческое кредо Пушкина едины. Он сам определяет, что главное в его поэзии: он не учил людей, не проповедовал – он пробуждал “чувства добрые” в их душах, стремился дать людям мощный импульс к духовному самосовершенствованию, пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе – единственное, к чему может и должно апеллировать искусство. Противопоставление “жестокого века” Свободе, призыв к милосердию – это и есть те “добрые чувства”, которые пробуждает пушкинская лира. Последняя строка стихотворения по содержанию очень близка сонету 1830 года “Поэту” и ”Пророку”. Пушкин вновь возвращается к мысли о неподсудности искусства мнению толпы, о том, как трагично для поэта неравнодушие к “хвале и клевете”, о верности поэта божественному предначертанию. ”Заветная лира” в этом контексте может быть прочитана и как ”завещанная” от Бога. Это стихотворение – не “список благодеяний”, не предъявленный потомкам “счет на бессмертие”. Оно – удивительная по лаконизму и философской глубине поэтическая формула миссии искусства.
Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. – М.-1994
Сформировать позицию Пушкина – поэта, относительно назначения поэзии. ( Для чего нужна поэзия? Каким должен быть поэт? ). спасибо заранее:з
u0437u0430u0441u0442u0430u0432u043bu044fu044eu0442 u043du0430u0441 u043fu043e-u043du043eu0432u043eu043cu0443 u0441u043cu043eu0442u0440u0435u0442u044c u043du0430u00a0u0436u0438u0437u043du044c, u0434u0430u044eu0442 u0432u043eu0437u043cu043eu0436u043du043eu0441u0442u044c u0432u044bu0440u0430u0436u0430u0442u044c u0441u043eu0431u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0435 u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0430, u043du0430u043au043eu043fu0438u0432u0448u0438u0435u0441u044f u043du0430u00a0u0441u0435u0440u0434u0446u0435.u00a0
u041au0430u043au0438u043c u0434u043eu043bu0436u0435u043d u0431u044bu0442u044c u043fu043eu044du0442? u041fu043eu044du0442 u043fu043eu043du0438u043cu0430u0435u0442, u0447u0442u043e u0435u0433u043e u0432u0440u0435u043cu044f u043du0430u043fu043eu043bu043du0435u043du043e u0432u0435u043bu0438u043au0438u043cu0438 u0441u043eu0431u044bu0442u0438u044fu043cu0438, u0438 u043fu043eu044du0442u043eu043cu0443 u0432u0438u0434u0438u0442 u0438u0441u0442u0438u043du043du043eu0435 u043du0430u0437u043du0430u0447u0435u043du0438u0435 u043fu043eu044du0437u0438u0438 u0432 u0441u043bu0443u0436u0435u043du0438u0438 u043du0430u00adu0440u043eu0434u0443:u00a0
u0412u043eu0441u0441u0442u0430u043du044c, u043fu0440u043eu0440u043eu043a, u0438 u0432u0438u0436u0434u044c, u0438 u0432u043du0435u043cu043bu0438,u00a0
u0418u0441u043fu043eu043bu043du0438u0441u044c u0432u043eu043bu0435u044e u043cu043eu0435u0439u00a0
u0418, u043eu0431u0445u043eu0434u044f u043cu043eu0440u044f u0438 u0437u0435u043cu043bu0438,u00a0
u0413u043bu0430u0433u043eu043bu043eu043c u0436u0433u0438 u0441u0435u0440u0434u0446u0430 u043bu044eu0434u0435u0439.u00a0
u041fu0443u0448u043au0438u043d u0441u0440u0430u0432u043du0438u0432u0430u043b u043fu043eu044du0442u0430 u0441 u044du0445u043eu043c, u043au043eu0442u043eu0440u043eu0435 u043eu0442u043au043bu0438u043au0430u0435u0442u0441u044f u043du0430 u0432u0441u044fu043au0438u0439 u043fu0440u0438u0437u044bu0432u043du044bu0439 u0437u0432u0443u043a u0436u0438u0437u043du0438.
Для чего нужна поэзия?Поэзия необходима. Пользу, которую получает человек, прочитав стих, можно сравнить с пользой от рассматривания картины или прослушивания музыки. Как и любой из видов искусства, поэзия влияет на духовный мир человека. Стихи заставляют нас по-новому смотреть на жизнь, дают возможность выражать собственные чувства, накопившиеся на сердце.
Каким должен быть поэт? Поэт понимает, что его время наполнено великими событиями, и поэтому видит истинное назначение поэзии в служении народу:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Пушкин сравнивал поэта с эхом, которое откликается на всякий призывный звук жизни.
Урок по русской литературе в 9 классе на тему «А.С.Пушкин о назначении поэта и поэзии”
Тема урока: А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии
– определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта;
– способствовать эмоциональному восприятию текста, учить чувствовать слово, развивать творческие способности, мышление;
– воспитывать внимательное отношение к поэзии, определить своё место в жизни.
Оборудование : презентация к уроку, тексты стихотворений.
Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,
Сердись, кричи, бранись, – а я таки поэт.
А.Пушкин «К другу стихотворцу»
Поэт не человек, он только дух -будь слеп он, как Гомер,
Иль, как Бетховен, глух, -всё видит, слышит, всем владеет…
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово. Сегодняшний урок я хочу начать с разговора о счастье. Что такое счастье? Когда человек счастлив? По-разному отвечают на этот вопрос. Один из рецептов счастья – найти своё место в жизни, найти занятие по душе, не зря прожить жизнь. Каждый человек обязательно рано или поздно задумывается о смысле жизни. Уже сейчас перед вами стоит вопрос: по какой дороге пойти, как не ошибиться в выборе профессии, ведь от этого зависит ваше будущее. Ну и когда вы станете уже достаточно взрослыми, подведёте итог и поймёте, так ли вы живёте, как хотелось бы, счастливы ли вы.
Вопрос о своём месте в жизни волновал Пушкина на протяжении всего его творчества. Что стало смыслом его жизни?
Ещё обучаясь в лицее, Пушкин определил своё назначение – он будет поэтом. Многие лицеисты писали стихи. Особо отметить надо Дельвига. Его Пушкин называет «названым братом» Именно Дельвиг понял, что Пушкин не просто поэт, а поэт великий.
Обратите внимание на первый эпиграф к уроку (попросить учеников прочитать). Пушкину всего 15 лет (а вам сколько?), а он уже определил своё назначение и не свернёт с избранного пути ни при каких обстоятельствах. Но в течение всего литературного творчества он будет размышлять о месте поэта и поэзии в обществе.
Такова тема нашего урока сегодня. Мы не только проследим её развитие, но и продолжим формировать навыки литературного анализа, выразительного чтения, будем учиться понимать образный язык Пушкина. (Запись в тетрадях темы и эпиграфов)
СЛ 2 Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведёт диалог с поэтами-предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным – и передаёт эстафету поэтам-последователям: Лермонтову, Некрасову, поэтам ХХ века.
Свои размышления о целях поэтического творчества, искусства вообще, о предназначении поэта Пушкин воплотил в особом цикле стихотворений. Он создавал их на протяжении всей своей жизни, на разных этапах творческого развития, снова и снова возвращаясь к этим важным вопросам. Каким должен быть поэт как личность и творец, чтобы воплотить в искусстве новый эстетический идеал, – вот лейтмотив этого цикла.
СЛ 3 С 1826 по 1836 гг. А.С.Пушкин создает ряд стихотворений о задачах поэзии и поэта: «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»(1836), в которых развивает свой взгляд на задачи поэта.
Анализ стихотворений.
1.- Итак, давайте обратимся к самим стихотворениям.
Слово учителя: Мыслью о высоком назначении поэзии пронизано стихотворение Пушкина «Пророк». Навеяно оно событиями 14 декабря и скорбью поэта о гибели его собратьев, друзей, товарищей. Произведение написано в 1826 году по дороге из Михайловского в Москву, куда опальный Пушкин ехал для встречи с царем. Здесь звучат библейские мотивы.
– А в чем же смысл пушкинского «Пророка», опирающегося на библейскую легенду, но и отступающего от нее? Давайте попробуем в этом разобраться.
– В «Пророке» много церковнославянизмов и архаизмов, поэтому прежде, чем я начну читать текст, познакомимся со смыслом слов, вышедших из употребления.
СЛ 4-5 (Все слова записаны на слайде. )
Пророк – 1) провозвестник и истолкователь воли богов; 2) предсказатель будущего.
Шестикрылый серафим – персонаж в христианской мифологии – ангел, изображаемый на иконах шестикрылым.
Перст – палец руки; переносное значение – указание, мистическое предопределение.
Вещий – мудрый.
Зеница – глаз, зрачок.
Горний – находящийся в вышине; переносное значение – нравственно-возвышенный.
Десница – правая рука.
Глагол – речь, слово.
Празднословие – склонность к праздным, пустым разговорам.
Внемли – форма повелительного наклонения глагола внимать .
Виждь – форма повелительного наклонения глагола видеть .
Влачился – тащился, шел с трудом.
Чтение стихотворения «Пророк» (1826 г.).
– Каким изображен лирический герой в начале стихотворения?
(В начале стихотворения мы видим человека с высокими запросами, томимого духовной жаждой, т.е. стремящегося к творческой деятельности. Но он стоит на «перепутье» – не знает, чем и как утолить «духовную жажду», а поэтому не живет, а «влачится», прозябает).
– С кем сравнивается поэт?
(С пророком. И поэт, и пророк одинаково важны для человечества, и Бог призывает их к служению для блага людей).
– Какой путь проходит поэт, прежде чем стать пророком?
(Проходит путь от грешника, который «влачился» без цели в «пустыне мрачной», до возродившегося, очистившегося, проникшего в тайны бытия пророка.)
– Что делает посланник Бога Серафим для того, чтобы грешника превратить в поэта?
(Серафим преобразует всю природу человека: у грешника открылись глаза, он получил чуткий слух, вместо «празднословного» и «лукавого» языка – «жало мудрыя змеи», вместо «сердца трепетного» – «угль пылающий огнем»)
Т.е. пророк стал видеть и слышать то, что не могут видеть и слышать обычные люди.
– Но не только это позволило измениться: «как труп в пустыне я лежал». Чего еще не хватало для того, чтобы стать настоящим поэтом?
(Необходима также высокая цель, идея, благодаря которой поэт творит, и которая придает смысл тому, что он делает. И Бог вкладывает в пророка свою божественную волю:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей.
– Зачем лирического героя лишают трепетного, колеблющегося, взволнованного, наполненного надеждами и страхом сердца?
(Чтобы он твердо мог говорить правду, без колебаний)
Т.е. пророческий дар требует твердости и безжалостности.
– Как композиционно можно разделит это стихотворение? На сколько частей?
(1. Встреча с Серафимом, 2. Превращение в пророка, 3. «Бога глас ко мне воззвал» (воля Бога))
– Как Пушкин определил задачи поэта, назначение поэзии?
(особая миссия поэта в обществе, сходная с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину, «глаголом жечь сердца людей», т.е. словом зарождать мысли, сомнения, вызывать чувства в сердцах людей).
– Как вы думаете, для чего нужны Пушкину в стихотворении библейские образы и использование высокой книжной лексики?
(Для характеристики высокого назначения поэта и поэзии)
Фразой «глаголом жечь сердца людей» Пушкин определил и свое собственное поведение, и роль в общественной жизни эпохи.
Давайте запишем вывод по этому стихотворению в тетрадь: «Пророк» – поэтическая декларация Пушкина, определяющая принципиальное для него положение об особой миссии поэта в обществе, сходной с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину, «глаголом жечь сердца людей».
СЛ 6 Стихотворение «Поэт» (1827) посвящено божественному происхождению поэтического дара. Это основа пушкинских размышлений о сущности поэта.
Выразительное чтение стихотворения «Поэт»
– Похож ли поэт на остальных людей с самого начала?
(Да, похож: он также малодушен и ничтожен, как и все люди, а, может быть, даже и ничтожней других.)
Это потому, что душа поэта спит, а этот «хладный сон» сродни смерти.
– Что же пробуждает поэта из этого состояния?
(«Божественный глагол» пробуждает душу поэта, Бог посылает ему вдохновение и у него появляется желание творить)
– Как он меняется к концу стихотворения? Как изменяется его поведение?
(Поэт преображается – это уже не один из многих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный. Он отделяется от людей, появляется тоска, отчуждение от людской молвы, его «гордая голова» не склоняется перед «народным кумиром», и поэт, «дикий и суровый», бежит от людей в дикую природу: «на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы» – символы покоя, одиночества и гармонии звуков. Поэт готовится произнести новые слова о мире).
Вывод: Поэт предстает в этом стихотворении сложным существом, отмеченным Богом, наделенным частью его творящей силы, но в то же время обычным земным человеком . Автор вполне допускает даже то, что поэт может быть «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены начинаются в нем лишь тогда, когда бог посылает ему вдохновение. Поэт преображается, просыпается его душа: «душа поэта встрепенется, // как пробудившийся орел». Он становится гордым, «диким и суровым», т.е. погружается в себя, в твои творческие думы. Услышать мир, выразить его в слове можно только вдали от людского шума и мелких житейских забот. Пушкин как бы «останавливает мгновение» – перед нами поэт, запечатленный в момент вдохновения : он «и звуков и сметенья полн». Здесь нет зрительного образа. Его заменяют психологические детали, передающие начало творческого процесса, когда в душе поэта, охваченной «смятеньем» мыслей и чувств, теснятся хаотичные звуки.
СЛ 7. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)
В конце жизни Пушкин находит мощный способ выражения своих заветных мыслей о назначении поэзии. В 1836 г. написано его знаменитое стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, которое принято называть просто “Памятником”. Это стихотворение является своеобразным подведением итогов поэтической деятельности, так как Пушкин написал его незадолго до своей трагической смерти.
Чтение стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» .
– С чем сравнивает Пушкин свой нерукотворный памятник?
Пушкин начинает со сравнения: свой “нерукотворный памятник”, воздвигнутый поэзией, он сравнивает с “Александрийским столпом”. Что здесь имеется в виду – маяк в Александрии или Александровская (в честь Александра I) колонна на Дворцовой площади в Петербурге, воздвигнутая незадолго до написания стихотворения? Кстати, Пушкин нашел повод не явиться на празднование открытия этой колонны. Божественный смысл подлинной поэзии начинает обнаруживаться с первых строк стихотворения: памятник этот – “нерукотворный”, он “вознесся” словно бы не по воле людей, а собственной силой. Но Пушкин подчеркнул также, что у его нерукотворного памятника – “глава непокорная”.
– Что имеется в виду? ( Независимость и свобода свойственны пушкинской поэзии.)
– Какая мысль является духовно-философским центром стихотворения?
Величественная мысль о преодолении смерти. Вечная жизнь человека обеспечена настоящей поэзией:
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит…
Вдумаемся, как назвал здесь Пушкин свою поэзию – “заветная лира”. В этом имени – задушевность и любовь.
– В чем видит Пушкин залог бессмертия своей поэзии? Его поэт возвышается над государственными границами и символами державной власти; жрецы искусства как будто имеют собственное Отечество, и потому “памятник” – поэзия существует, пока сама она не исчезнет с лица земли:
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
– В чем видит Пушкин главную причину своей долгой жизни в народе, источник его любви?
1) В добре (“чувствах добрых”), которое пробуждает его поэзия. Добро – это абсолютное качество великой поэзии. В процессе работы над стихотворением Пушкин отверг строку “Звуки новые для песен я обрел”, более близкую первоисточнику. Высокое этическое значение поэзии кажется ему исключительно важным, и именно мысль о нравственной силе стихов позволяет Пушкину определить и другой источник своей посмертной славы.
2) Это прославление свободы. Именно в нем – залог независимости поэта от “жестокого века”, в котором ему пришлось жить. 3) “И милость к падшим призывал”. Христианское понятие милосердия, “милости” становится очень важным у позднего Пушкина, соединяясь с народной жалостью к оступившимся, “падшим”. Милосердие к согрешившим является одной из главных нравственных ценностей в народе. В призывании поэтом “милости” – оправдание его жизни и поэзии, верность друзьям юности, сожаление обо всех страдающих, униженных, заблудших).
– Обращение к музе в последней строфе. Как вы понимаете его смысл?
(В конце стихотворения есть призывы – увещевания к своей музе. Чтобы обеспечить себе бессмыслие, надо быть послушным “веленью Божию” и научиться не реагировать ни на обиды, ни на почести, ни на неправедный суд.)
4. Подведение итогов.
Итак, сегодня на уроке мы познакомились со взглядами А.С.Пушкина на задачи поэта и поэзии. В течение жизни менялось мировоззрение поэта, но тема поэта и поэзии всегда оставаясь верной идеалам свободы, высокой гражданственности и патриотизма.
Начав урок с вопроса о счастье, спрашиваю: можно ли назвать счастливым человеком Пушкина? Да, ведь он выбрал правильный жизненный путь и обеспечил себе бессмертие.
СЛ 9. Домашнее задание:
Выполнить задание 1-3 (с.148 – 149). Прочитать главы 1и 2 романа «Евгений Онегин»
Доклад на тему «А. С. Пушкин о роли и назначении поэта и поэзии»
Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, — это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали Пушкина.
Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое воплощение в его стихах. Видя несовершенство мира, поэт задумывается над тем, можно ли изменить его средством художественного слова, кому дается «судьбой витийства грозный дар».
Свое представление об идеальном образе поэта Пушкин воплощает в стихотворении «Пророк». Но поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь полон мучительных испытаний и страданий, которым предшествуют горестные раздумья пушкинского героя о том зле, которое прочно укоренилось в человеческом обществе, и с которым он не может смириться. Состояние поэта говорит о том, что он неравнодушен к происходящему вокруг и в то же время бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку, который «духовной жаждою томим», является посланник Бога — «шестикрылый серафим». Пушкин подробно и детально останавливается на том, как происходит перерождение героя в пророка, какой жестокой ценой он приобретает качества, необходимые истинному поэту. Он должен видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей. И этими качествами наделяет его «шестикрылый серафим», прикасаясь к нему «перстами легкими, как сон». Но такие осторожные нежные движения открывают перед героем весь мир, сорвав с него покров тайны.
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Нужно обладать немалым мужеством, чтобы вобрать в себя все страдания и все многообразие мира. Но если первые действия серафима причиняют поэту только нравственную боль, то теперь к ней присоединяются и физические мучения.
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Нужна помощь в написании доклада?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Вложил десницею кровавой.
Значит, новое приобретенное поэтом качество — мудрость — дается ему через страдание. И это не случайно. Ведь чтобы стать мудрым, человек должен пройти трудный путь исканий, ошибок, разочарований, испытав многочисленные удары судьбы. Поэтому, наверное, протяженность во времени приравнивается в стихотворении к физическому страданию.
Может ли поэт стать пророком, обладая, кроме поэтического таланта, только знанием и мудростью? Нет, ибо трепетное человеческое сердце способно подвергаться сомнению, оно может сжиматься от страха или боли и тем самым помешать ему выполнить великую и благородную миссию. Поэтому серафим совершает последнее и самое жестокое действие, вложив в рассеченную грудь поэта «угль, пылающий огнем». Символично, что только теперь пророк слышит глас Всевышнего, дающего ему цель и смысл жизни.
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
Нужна помощь в написании доклада?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Таким образом, поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных, она является могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и любви.
Вся творческая жизнь Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. Его смелая вольная поэзия протестовала против угнетения народа, призывала к борьбе за его свободу. Она поддерживала дух ссыльных друзей-декабристов, внушала им мужество и стойкость. Об этом говорит поэт в стихотворении «Арион», воссоздающем в аллегорической форме трагические события 1825 года.
На руль склонясь, наш кормщик умный
Нужна помощь в написании доклада?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн —
Несмотря на гибель пловцов-декабристов, певец Арион сохраняет верность своей благородной миссии, проповедуя идеалы свободы и справедливости. «Я гимны прежние пою», — заявляет он в стихотворении.
В поздних произведениях Пушкина все чаще звучат раздумья о бренности человеческой жизни, о ее быстротечности, предчувствии близкой гибели. Наступает время подвести итог своей творческой деятельности, объективно оценить значение поэзии. В стихотворении «Памятник», написанном в 1836 году, Пушкин выражает уверенность в том, что народ России сохранит память о нем. Право на бессмертие дает поэту созданный им самим «памятник нерукотворный», потому что он всегда был голосом своего народа, его пророком.
И долго буду тем любезен я народу,
Нужна помощь в написании доклада?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
В этих строчках Пушкин очень емко и лаконично говорит о смысле и цели своей поэзии, видя свою основную заслугу в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснувшись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту, гармонию. Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/
Нужна помощь в написании доклада?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.