Каким представляется вам лирический герой поэзии некрасова
Читать реферат по литературе: “Лирический герой поэзии Н. А. Некрасова” Страница 1
Лирический герой поэзии Н. А. Некрасова
Лирический герой Некрасова — поэт, размышляющий о своем поэтическом даре, гражданской миссии, долге и ответственности перед народом, о своих стихах и читателях, о «музе». Часто лирический герой раскрывается в стихотворных монологахисповедях («Умру я скоро. Жалкое наследство. », «Зине», «Безвестен я. Я вами не стяжал. », «Замолкни, Муза мести и печали. »). Однако внутренний мир лирического героя может быть выражен косвенно и в таких риторических стихотворениях, где нет лирического «я» как такового. Это рассуждение, построенное на антитезе («Блажен незлобивый поэт. », 1852), или диалог («Поэт и гражданин», 1856). Лирическое «я» появляется и в таких примерах гражданской лирики, как «Элегия» (1874) (о судьбах крестьянства в пореформенную эпоху, о поэте и народе: драма непонимания поэта народом).
Социальный облик лирического героя. Некрасов — остросоциальный поэт, и его лирический герой имеет определенный социальный облик. Сам Некрасов по происхождению был дворянином, но для его поэзии характерен антидворянский пафос. Сравнительно редко в стихотворениях появляются переживания помещика («Псовая охота»). Большинство монологов-исповедей принадлежат профессиональному поэту и журналисту, т. е. представителю демократически настроенной разночинной интеллигенции, которой Некрасов был идейно близок. Диалог с крестьянином. В некоторых стихотворениях изображается встреча (знакомство) лирического героя с крестьянином (ямщик в стихотворении «В дороге» (1845), «мужичок-с-ноготок» в поэме «Крестьянские дети» (1862). Происходит драматическое «узнавание» чужой судьбы, напряженное «вглядывание» друг в друга, лирический герой обретает новое знание — о мужицкой правде, о нелегкой крестьянской судьбе, «доле». В этой ситуации лирический герой выступает как субъект переживания, а крестьянин — как объект, на который это переживание направлено. Муза в образе крестьянки.
Один из важных аспектов некрасовского лирического героя — условно-символическое самоотождествление с крестьянством. Мы не говорим здесь о примерах «ролевой» лирики («Калистрат»), где монолог принадлежит крестьянину, — это не «лирический герой». Сложнее обстоит дело со стихотворениями типа «Вчерашний день, часу в шестом. », где избиваемая кнутом крестьянка объявляется сестрой Музы поэта. Аналогичный образ «крестьянской» Музы встречается и в других стихотворениях: «О Муза! Наша песня спета. », «О Муза! Я у двери гроба. » (1878), «Безвестен я. Я вами не стяжал. ». Рассмотрим этот символ более подробно. 1. Метонимический аспект: муза — крестьянка, потому что поэт пишет о крестьянах. 2. Аллегорический аспект: судьба крестьянки похожа на судьбу поэта (см. в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом. » (1848): конкретный, прозаический «кнут», которым бьют крестьянку, превращается в условно-романтический «бич», который в поэзии некрасовского направления устойчиво ассоциируется с темой цензуры, этим «бичом» бьют уже Музу). 3. Глубинно-символический аспект: судьба крестьянки похожа на судьбу поэзии в некрасовскую эпоху. Обратите внимание на важный мотив «безмолвия» Музы! (Найдите его в названных стихотворениях.) Что означает это безмолвие?
Может быть, этот символ означает подвиг, аскезу современной Некрасову поэзии, которой, как Христу
Похожие работы
- Интересные статьи
- Рефераты
- Курсовые работы
- Дипломные работы
- Контрольные работы
- Практические задания
- Отчеты по практике
- Сочинения
- Доклады
- Ответы на вопросы
- Книги / Учебники
- Учебные пособия
- Методички
- Изложения
- Лекции
- Статьи
- Другое
“РефератКо” – электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю
Литература. 10 класс
Конспект урока
Лирический герой Некрасова. Гражданственность и народность поэзии Некрасова.
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Обзор тематических направлений лирики Некрасова
- Особенности лирического героя
- Содержание и проблематика лирики.
Глоссарий по теме.
Лирический герой — герой лирического произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает
Поэзия — искусство образного выражения мысли в слове, преимущественно в стихотворной форме
Жанр — определенный вид литературного произведения
Картина мира — сформированная в сознании человека и словесно оформленная система сведений о различных сферах окружающей жизни
Основная литература по теме урока.
- Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2015. 367 с..
- Литература. 10 класс. Тематические тесты. От текста к смыслу. Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Легион,2013. 128 с.
Открытые электронные ресурсы по теме:
1. Золотой век русской литературы. Лекции. // culture.ru: Портал Культура.рф. 2013 URL: https://www.culture.ru/themes/253274/zolotoi-vek-russkoi-literatury-lekcii (дата обращения: 16.08.2018)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На пути к вершине литературы у Н.А.Некрасова было много трудностей как жизненных, так и творческих. Превозмогая лишения и голод вовремя нищего Петербургского периода, тяжелая критика первых работ, влияние мнений новых знакомых на формирование своего мировоззрения, любовные терзания к чужой жене, борьба с цензурой и многое другое, что выпало поэту в жизни, он складывал свой путь сквозь жизнь к литературе. И эти препятствия не помешали Некрасову стать одним из трех титанов русской поэзии XIX века. Будучи литературным потомком пушкинской и лермонтовской школ, Некрасов достигает новые вершины в истории русской поэзии, становится своеобразным новатором на литературном поприще. Его творчество вызывает споры из-за нестандартного выбора форм и наполнения традиционных форм новым содержанием или непривычными мотивами.
Некрасов был тончайшим лириком, который перелистнул страницу прошлого и написал новую главу в русской поэзии. Жизнь народа стала источником поэзии поэта, противоборствующие силы добра и зла, героическое в обыденном и будничное в возвышенном, а прозаичное в поэтическом, то, что не может быть рядом, в его творчестве является единством. Все это обусловливает особенности лирического героя, его нравственный выбор. Лирический герой как будто реален, он говорит живым голосом, сожалеет о своей жизни, о своих ошибках, но все это звучит наравне с порицанием зла, пониманием вины, искренним сожалением.
Литературный опыт Некрасова содержит различные темы в своей основе: тема нелегкой жизни простого трудового народа, тема изобличения различных угнетателей этого народа и тема защитников человека, темы любви и природы, предназначения поэта и поэзии.
Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля
Какой из перечисленных художественных образов часто встречался в поэзии Некрасова:
3. образ пророка
4. образ святого мученика-праведника
Правильный ответ: 1.
Подсказка: вдохновительница, подруга, защитница.
Разбор задания:
Обычно музой именуют реального человека или образ, который вдохновил на создание чего-либо. Однако в лирике Некрасова Муза — это и литературный образ. Стихотворения, посвященные его Музе, занимают особое место в творчестве поэта. Этот образ впервые появляется в 1848 году в стихотворении “Вчерашний день часу в шестом. ”, где муза является родной сестрой униженной крестьянки.
Соберите иллюстрацию и назовите, к какому произведению она подходит
Правильный ответ: «Железная дорога»
Подсказка: Картина К.А.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге», 1874 г.
Разбор задания.
Картина и стихотворение близки по идейной направленности: крестьянский труд во время проведения работ по постройке железной дороги мучителей, часто приводящий к смерти. Это работа не по своей воле, он труден и мучителен, но вызывает уважение, так как он необходим.
Анализ лирического героя в поэзии Н. А. Некрасова, сочинение
Анализ лирического героя в поэзии Некрасова
Нередко Некрасов вкладывает мысли своего героя в своеобразные стихотворные монологи-исповеди (“Зине”, “Замолкни, Муза мести и печали”, “Умру я скоро. Жалкое наследство…”). При этом внутренний мир и переживания лирического героя могут выражаться и в сугубо риторических стихотворениях, в которых нет никакого лирического образа. Подобные работы автора содержат рассуждение, выстроенное на антитезе, как “Блажен незлобливый поэт…” либо в форме диалога “Поэт и гражданин”. Лирическое “я” можно найти в таком образце гражданской лирики как “Элегия”.
Некрасов, как известно, поэт остросоциальный, а значит и лирическому герою в его стихотворениях не чужд некоторый социальный облик. Некрасов имел дворянское происхождение, однако в поэзии его можно найти яркие нотки антидворянского пафоса. Довольно редко в некоторых стихах можно встретить переживания помещика, например, в “Псовой охоте”. Большая часть монологов-исповедей звучит от лица профессионального журналиста или поэта-представителя разночинной интеллигенции, настроенной всегда демократически. К этой категории людей Некрасов всегда был близок идейно.
Особенное место в поэзии Некрасова отведено крестьянину. В некоторых стихотворениях изображено знакомство или встреча с крестьянином. Вторым лицом в диалоге выступает собственно лирический герой. В процессе общения герой, а вместе с ним и читатель узнает о драматических перипетиях чужой судьбы, о тяжелой судьбе крестьянина. Здесь лирический герой – это субъект переживания, крестьянин – объект.
Отдельно в поэзии Некрасова можно выделить стихотворение “Поэт и гражданин”. Здесь, а также в стихотворениях “Памяти Белинского”, “Пророк”, “Памяти Добролюбова”, Некрасов возвращает поэту символический образ пророка, окрашивает свои стихотворения в социально-бунтарские краски. Таким образом он возвращает поэзии социальную направленность, которая была утрачена с легкой руки Пушкина. По мнению последнего “гражданствовать” – это не дело поэта, поэт должен писать стихи, а если он желает выражать свою гражданскую позицию, так пусть изъясняется прозой.
У Некрасова в его социально-направленных стихотворениях лирический герой не выступает в роли пророка, а восхищается пророком, преклоняясь перед ним, сравнивая себя с ним, причем отнюдь не в свою пользу.
Еще одним важным аспектом лирического героя является “житель Петербурга”. Он встречается во множестве стихотворений, написанных в своеобразном жанре поэтической зарисовки или городской миниатюры. Здесь присутствует личный взгляд героя на какую-либо ситуацию, его переживания.
Что до лирической поэзии, то наряду с типичными жанрами любовной лирики, такими как любовное признание, воспоминание, обращение или послание, Некрасов активно использовал и такие формы, как диалог, сценку или стихотворный рассказ. В лирической поэзии Некрасова раскрывается герой меланхолический, тоскующий, постоянно рефлектирующий и полный горькой иронии по отношению к себе.
Изучив особенности лирического героя Некрасова, см. также:
Лирический герой Некрасова
Отличительные черты лирического героя Н.А. Некрасова, который обладая многими чертами автора (гражданственность, демократизм, страстность, честность), воплощает в себе черты времени, передовые идеалы и нравственные принципы “новых людей” своей эпохи.
Рубрика | Литература |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.01.2011 |
Размер файла | 17,4 K |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
- полная информация о работе
- весь список подобных работ
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Лирический герой Некрасова
Для лирики, самого субъективного рода литературы, главное — состояние души человека. Это чувства, переживания, размышления, настроения, выраженные непосредственно через образ лирического героя, выступающего как бы доверенным лицом автора.
Некрасовский лирический герой, обладая многими чертами автора (гражданственность, демократизм, страстность, честность), воплощает в себе черты времени, передовые идеалы и нравственные принципы «новых людей».
Если сам поэт, «ненависть в душе постыдно притая», бывал помещиком в своей деревне, то его лирический герой очищен от этих слабостей, свойственных человеку. Если Некрасов считал, что ему
. борьба мешала быть поэтом,
Песни. мешали быть бойцом,
что он «к цели шел колеблющимся шагом,//Для нее не жертвовал собой», то лирический герой его стихов, задыхаясь вместе с народом «без счастья и воли», справедливо отвергая эти мысли, призывает бурю:
С этой ненавистью правою,
С этой верою святой
Над неправдою лукавою
Грянешь божьею грозой.
Именно лирический герой говорит нам о том, какой могучий революционный дух жил в Некрасове, делал его музу «музой мести и печали», какая жажда борьбы горела в нем, какой честности, чистоты, требовательности к себе был этот человек!
В творчестве Н. А. Некрасова можно выделить определенные темы: изображение тяжелой трудовой жизни русского народа, сатирическое разоблачение всякого рода угнетателей, создание возвышенных образов «народных заступников», темы любви, природы, назначения поэта и поэзии.
Лирический герой каждого из этих циклов глубоко сочувствует народу, видит жизнь его глазами, призывает к борьбе: «Ты проснешься ль, исполненный сил?» Цель его — «толпе напоминать, что бедствует народ». Даже в интимной лирике, в рассказах о трудной, горькой, порой трагической любви, не перестают звучать гражданские мотивы («Зине», «Еду ли ночью.
«. Не будет гражданин достойный//К отчизне холоден душой. » Поэтому так полны боли за угнетенных и несправедливо обиженных многие стихотворения. Некрасов, «редким чутьем чуявший русскую жизнь» (Н. С. Лесков), видел везде вопиющую несправедливость, когда каждый, имеющий власть, старается обмануть мужика. И управляющий-немец из «Забытой деревни», и жестокий помещик из стихотворения «Родина», и чиновник из «Размышлений у парадного подъезда», и не только граф Клейнмихель, но и каждый «грамотей-десятник» («Железная дорога»). Поэтому всюду слышится стон мужика: «где народ — там и стон. ».
И народ, русские крестьяне, в которых встретишь такую удаль и находчивость при совершенном отсутствии хвастовства, такое трудолюбие, доброту, отзывчивость, остроумие и, главное, мужество, — этот народ терпит. Поэт негодует:
Чем был бы хуже твой удел,
Когда б ты менее терпел!
Он в то же время чувствует боль за это бесконечное терпение русское:
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда.
Все претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда.
Сколько горькой любви вложено в образы крестьян! Вот сгорбленный от непосильной работы больной белорус.
Нет, он умер, это тень его, обгоняя поезд, заглядывает в окно. Но даже и тень «механически ржавой лопатою//Мерзлую землю долбит». Сам преклоняясь перед чудесными качествами крестьян, Некрасов учит читателя уважать и ценить русского мужика:
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять.
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Не выражение «тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг» должны быть на лицах этих тружен и ко в, а чувство собственного достоинства, гордость за свой великий труд, Но Некрасов, горячо любящий народ, показал жизнь его «без всякого смягчения» (Н, Г.
Многие писали о народе, вспомним, хотя бы «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, но тема «страданий народа» не стареет. И цель настоящего поэта-гражданина — посвятить «лиру. народу своему». А это значит показать все «свинцовые мерзости жизни»: и бедствия народные, и виновных в этом, тех, кто хищнически наживается на отсталости народа. Таковы стихотворения «Секрет», в котором московский богач рассказывает о своей «воровской жизни», «Нравственный человек», герой которого по своему тиранству сходен с Иудушкой Головлевым: за алтын губит товарища, до смерти засекает крестьянина. Да что говорить о мужиках, коли он родную дочь продал старику, отчего она зачахла и через год умерла!
Действительно, стихи Некрасова — «свидетели живые за мир пролитых слез полны страстности, негодования, едкой сатиры.
Поэт призывает бурю расплескать «чашу народного горя». Он не отделяет себя от народа:
Душно! без счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна!
Будто сам поэт задыхается без воли, так близко к сердцу принимает он страдания народные.
Лирический герой и автор едины в цикле стихотворений, посвященных Белинскому, Добролюбову, Писареву, Чернышевскому, Шевченко. Поэт преклонялся пред теми, кто шел «в огонь за честь отчизны,//За убежденье, за любовь». Образ «народного заступника» всегда вдохновлял Некрасова, его лирический герой был таким. «Учителем» для него был Белинский, который многих «гуманно мыслить научил».
«Какой светильник разума угас!//Какое сердце биться перестало!» — так сказал Некрасов о Добролюбове. О «народных заступниках» поэт писал:
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,
Только тот себя переживет.
Во многих стихотворениях поэт воспел образ русской женщины и Родины.
..коня на скаку остановит, //В горящую избу войдет». И хотя Некрасов видел «убогую» и «забитую» Русь, он глубоко верил:
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Муза Некрасова чувствовала свое кровное родство со страдающим народом («Вчерашний день, часу в шестом. »), поэтому так близка она по выражению к народным песням. Восприняв эти традиции, поэзия Некрасова нередко сливается с песней, в которой «душа русского народа». Многие свои стихотворения поэт прямо называет песнями: «Песня Еремушке», «Песни о свободном слове», «Голодная», «Соленая» (из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»).
Трехсложные размеры, придающие стиху гибкость, разговорность, напевность, очень часто встречаются в лирике Некрасова.
Не случайно так восхищался Некрасовым Белинский, называя его «истинным поэтом», а Чернышевский — «гениальным и благороднейшим из всех русских поэтов».
В формировании героя — борца, гражданина, патриота — огромно активное воздействие Некрасова на современников и последующие поколения. Несомненно, что Некрасов оказал влияние на поэзию Блока, Есенина, Маяковского, Твардовского и других современных поэтов. Традиции Некрасова-лирика и эпического поэта — великая школа художественного мастерства борца и гражданина. И как завет звучат слова поэта:
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте, спасибо вам скажет сердечное
Лирический герой зачастую воплощает в себе самое существенное, что есть в уме и сердце его создателя. Своего лирического героя Некрасов наделил гражданственностью, страстностью, стремлением к нравственному преобразованию общества, передовыми идеалами, моральными принципами «новых людей», способностью остро чувствовать страдания простого человека, сопереживать ему. Именно эти человеческие свойства побуждали к творчеству самого поэта.
В стихах Некрасова доминируют темы, связанные с острейшими социальными проблемами современности, с жизнью крестьянства, городских низов. Гражданское содержание своих стихотворений и поэм Некрасов считал более важным, чем их эстетические качества, что нашло выражение в знаменитой стихотворной декларации: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан».
Некрасовский лирический герои – это, прежде всего гражданин и поэт-трибун, все помыслы которого устремлены к одной цели – разбудить в современниках сочувствие к угнетенному и страдающему народу («. толпе напоминать, что бедствует народ»), показать жизнь глазами народа..
В стихотворении «Вчерашний день, в часу шестом. » Некрасов изображает эпизод из городской жизни: на Сенной площади он становится Свидетелем того, как молодую крестьянку подвергают телесному наказанию. Унижение и боль бесправных людей – вот, по Некрасову, подлинный побудительный мотив к творческому действию:
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя.
И Музе а сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!*
Последние строки стихотворения, звучащие как клятва, подтверждены всем творчеством поэта. Его Муза в высшей степени демократична, обращена к народному миропониманию, не страшится проникать в самые темные «углы» крестьянской жизни и городских низов, в душу простолюдина.
В своем творчестве Некрасов стремится пережить “народную боль” и высказать «народную правду” с позиций самого народа. Во многое стихотворениях Некрасова лирический герой – простой человек. Например, в стихотворении «Еду ли ночью по улице шумной. » от лица такого героя рассказана трагическая история женщины, вынужденной пойти на панель, чтобы купить гробик для ребенка, умершего от голода и болезни. Рассказчик «угрюм и озлоблен», он бессилен помочь женщине, и утешает себя лишь тем, что скоро смерть прекратит и его, и ее мучения:
С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба –
Вместе свезут и положат рядком.
Изображая народную жизнь, Некрасов использует разные художественные формы. Его лирическое «я» то сливается с голосом человека из народа, то звучит самостоятельно. В стихотворении «В дороге» лирический образ поэта еще отстранен от сознания ямщика. Голос ямщика и голос автора звучат здесь раздельно, а в стихотворении «Школьник» – сливаются:
– Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок –
Эй! садись ко мне, дружок!
Эти слова принадлежат одновременно и русскому дворянину, следующему проселочной «невеселой дорогой», и ямщику-крестьянину, погоняющему усталых лошадей. Народный речевой склад, народные интонации, усвоенные некрасовским лирическим героем, не просто сближают автора с народным сознанием, но позволяют ощутить духовное и нравственное единство русского интеллигента-демократа и русского крестьянина.
Боль за угнетенных и обиженных («. Где народ – там и стон») пронизывает большинство произведений Некрасова. В ряде его произведений эта боль осознается как личное горе поэта, передается от лица поэта-гражданина:
Надрывается сердце от муки,
Плохо верится в силу добра,
Внемля в мире царящие звуки
Барабанов, цепей, топора.
В других стихотворениях и поэмах автор вновь предоставляет возможность высказать свои обиды, даст «право голоса» самому народу. В «Железной дороге» о страшной жизни простых людей повествуют мертвецы:
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Причину несправедливого устройства жизни поэт видит не только в жестокости и бесчувственности ее «хозяев», но и в долготерпении народа:
Чем был бы хуже твой удел,
Когда бы ты менее терпел!
Некрасов тоскует, но буре, которая могла бы расплескать чашу народного горя, позволила бы России вырваться за пределы бесконечно длящейся ночи народного бесправия и унижения:
лирический некрасов автор
Душно! без счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна!
Лирический герой Некрасова учит пас чувствовать красоту и щедрость русского характера, переживать за боль другого человека, стремиться к справедливости. В редкой поэтической отзывчивости на чужое страдание и чужую радость Некрасов раскрыл себя в своем творчестве и как честный и деятельный гражданин, и как глубоко русский поэт.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Лирический герой и авторская позиция в литературоведении, особенности их разграничения. Эпос и лирика: сопоставление принципов. Приемы воплощения и способы выражения авторской позиции. Специфика лирического героя и автора в поэзии Пушкина и Некрасова.
дипломная работа [156,0 K], добавлен 23.09.2012
Этапы и особенности эволюции лирического героя в поэзии А. Блока. Своеобразие мира и лирического героя цикла “Стихи о Прекрасной Даме”. Тема “страшного мира” в творчестве великого поэта, поведение лирического героя в одноименном цикле произведений.
курсовая работа [38,9 K], добавлен 04.01.2014
Мораль и нравственные принципы как основа эстетики поэта Н. Некрасова. Анализ основных стихотворных сюжетов, проблематика и особенности композиции и идейно-художественная значимость некрасовских стихотворений. Новаторский характер поэзии Некрасова.
реферат [23,5 K], добавлен 03.10.2014
Обличительный приговор самодержавию, любовь к народу, светлая вера в прекрасное будущее Родины в поэзии Н.А. Некрасова. Лирический герой, стилистика, эмоционально-ритмический строй, фольклорные традиции, приемы народной поэтики в произведениях поэта.
контрольная работа [26,6 K], добавлен 28.09.2011
Отражение потрясений и поворотов истории в судьбе (образе) лирического героя в творчестве русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Образ разочарованного поколения, отравленного пустым светом. Время, эпоха, лирический герой глазами молодого поколения.
реферат [31,1 K], добавлен 16.04.2010
Исследование художественного мира поэта Шарля Пьера Бодлера. Сопоставление автора и героя в лирическом тексте “Альбатрос”. Определение общего и различного в их облике. Изучение особенностей построения стихотворения. Средства создания лирического героя.
реферат [19,2 K], добавлен 18.04.2015
Краткий биографический очерк жизни Н.А. Некрасова как великого российского поэта, этапы его личностного и творческого становления. Адресаты любовной лирики: А.Я. Панаева и З.Н. Некрасова. “Проза любви” в лирике Некрасова, анализ его стихотворения.
реферат [40,0 K], добавлен 25.09.2013
“Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ” (гражданская лирика Н. А. Некрасова)
Школьное сочинение
Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: “Я лиру посвятил народу своему. ” В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: “Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.
Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что “поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе”. Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.
Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых “Деловой разговор” (1851), “Памяти Белинского” (1853), поэма “Несчастные” (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме “В. Г. Белинский”, написанной в 1855 году.
Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был “родником” “богатых сил природных” — “источником” благородных мыслей и “честных, бескорыстных дел!”. Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:
стремленьем к истине суровой
горячий труд его дышал.
В обстановке, когда “все глухо и мертво в литературе нашей было”, Белинский сумел великолепно выразить потребность “в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла”. Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:
О! сколько есть душой свободных
Сынов у родины моей,
И неподкупно верных ей,
Кто в человеке брата видит,
Кто зло клеймит и ненавидит.
Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные “друзья отчизны”. Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.
В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении “Памяти Добролюбова”, написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Внезапность смерти очень точно передана метафорой ” ударил час “. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: “И вещее перо из рук упало”. Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: “свобода”, “слава”, “русская земля”, “гордость”, “душевная красота”; используется стилистически окрашенная лексика: “мирские наслаждения”, “года минули”, “благодатно совмещены”, “высоко вознесся” и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: “светлый рай”, “сокровища душевной красоты”, метонимические конструкции: “Какой светильник разума угас”, “Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно”.
Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:
Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни.
Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.
Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как “Муза” (1852), “Блажен незлобивый поэт. ” (1852), “Поэту (Памяти Шиллера)” (1874), “Элегия” (1874) и др.
Прославленное стихотворение “Поэт и гражданин”, написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего “идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. “. Строки, “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: “Я не поэт, а гражданин”. Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.
Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии “Музе” (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — “сестра народа — и моя!”:
Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая “. любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.
Вопросы и ответы к лирике Н. А. Некрасова
Вопросы и ответы к лирике Н. А. Некрасова
1. Каковы основные темы лирических произведений Н. А. Некрасова?
2. Каким вы представляете себе лирического героя Некрасова?
Это образованный, эмоциональный человек, тонко чувствующий, ранимый, демократ по убеждениям, искренне сочувствующий народу, мечтающий об изменении его судьбы. «Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг», – вот мысль, не дающая ему покоя, о чем бы он ни писал.
3. В чем видел Некрасов роль поэта и назначение поэзии?
Некрасов видел в поэзии средство борьбы за освобождение народа, считал гражданственность главным достоинством поэтов («Поэт и Гражданин»). Его «муза мести и печали» звала не к радостям, не к удовольствиям, а к борьбе.
4. Чем интересны стихотворения Некрасова, посвященные соратникам, единомышленникам, друзьям, народным заступникам?
Поэт восхищается этими людьми, их непреклонностью, бескорыстием, верностью своим идеалам, которые он полностью разделял. Отсюда особенный, задушевный тон, торжественность, выразительные оценочные эпитеты, метафоры, «высокий стиль» таких шедевров, как «Пророк», «Памяти Добролюбова», «Не рыдай так безумно над ним», «Белинский». В них Некрасов создает нерукотворный памятник лучшим людям России.
5. Каким показан образ матери в лирике Некрасова? Почему тема святой материнской любви так важна для поэта?
6. Как отразилась в лирике Некрасова тема народа и его судьбы?
7. В чем вы видите новаторство Некрасова – автора стихотворений о любви? (Сравните, например, «Я помню чудное мгновенье» и «Ты всегда хороша несравненно»),
8. Как вы думаете, почему молодые современники Некрасова ставили его выше Пушкина и Лермонтова? Согласны ли вы с ними?
9. Ф. М. Достоевский отмечал, что «в поэзии Некрасов заключил собою ряд тех поэтов, которые приходили со своим «новым словом». В этом смысле он должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым». В чем, на ваш взгляд, заключалось «новое слово» Некрасова?
Новое слово было сказано Некрасовым в поэзии, прежде всего, благодаря обращению к новым для лирики темам и проблемам, выдвинутым самой жизнью русского общества 40-70-х годов XIX века, введению в поэзию новых эстетических принципов, углублению реализма, укреплению связи с фольклором, широкому использованию народной речи в его произведениях, своеобразному использованию стихотворных размеров, способствующему сближению поэтической и народной речи. Новое слово сказано Некрасовым и в развитии традиционных лирических жанров, например элегии. Стихотворением
1874 года «Пускай нам говорит изменчивая мода…» поэт утвердил новую разновидность элегии – гражданскую. Новым содержанием, новыми мыслями и чувствами наполнились и ставшие для литературы традиционными поэтические жанры и традиционные темы, как-то тема поэта и поэзии.
10. Какие новые темы зазвучали в творчестве поэта?
Положение русского крестьянства в дореформенной и пореформенной России, жизнь городской бедноты, сокровенные чувства людей обездоленных, положение женщины в крестьянской семье, ее мечты и повседневная суровая жизнь, тяготы материнской доли русской крестьянки. В поэзии Некрасова впервые разрабатывается образ народного заступника, отражавший появление в обществе демократов-разночинцев («Памяти Добролюбова»).
11. Прочитайте стихотворения «Вчерашний день часу в шестом…», «Замолкни, Муза мести и печали!. . ». Какой образ Музы возникает в лирике Некрасова?
Образ Музы, созданный Некрасовым, – это тоже новое слово в русской поэзии. Обычно поэты, в том числе и Пушкин, видели музу своей поэзии либо в образе одной из девяти муз, дочерей Зевса и Мнемозины, которым покровительствовал Аполлон, либо создавали свой образ, не менее изящный, воздушный, красивый, приносящий поэту вдохновение. На фоне такой музы, изображенной в античном облике, нарисован портрет Пушкина художником-романтиком Орестом Кипренским. В противоположность изящной музе Некрасов создает образ музы в виде страдающей русской крестьянки. В стихотворении «Вчерашний день часу в шестом…» поэт как бы наставляет свою музу (это тоже новое в поэзии), указывая на избитую кнутом крестьянку: «Гляди! Сестра твоя родная». Муза Некрасова – не только страдалица за тяжелое положение народа, но она и суровая муза, «муза мести и печали», вдохновляющая поэта на создание суровой гражданской лирики в защиту страдающего обездоленного народа. Традиционно в лирике муза вдохновляет поэта на воспевание любви. Некрасовская муза тоже утверждает любовь к тем, кого она защищает, но утверждает через ненависть и проклятия, обращенные к носителям социального зла.
12. Какой теме посвящено стихотворение «Тройка»? С каким чувством поэт рассказывает о судьбе женщины?
Стихотворение посвящено изображению доли русской женщины из простого народа. Примечательно то, что по тексту трудно определить, к какому сословию принадлежит «чернобровая дикарка». Она может быть, судя по тому, какую судьбу ей предсказывает поэт, крестьянкой, работницей или дочерью рабочих, из семьи городских ремесленников и т. д. , но только не из обеспеченных слоев общества. Она хороша собой, черноволоса, румяна, смугла, словом, привлекательна; на нее, «подбоченясь красиво, Загляделся проезжий корнет». Она чувствительна, и, в свою очередь, способна вдохновить на любовь и молодого, и старого. Таким образом, перед нами портрет типичной для некрасовской поэзии русской женщины, который он создает с чувством нежного любования. Но именно из-за уродливых социальных отношений счастливая судьба ей не суждена. Вот ее типичная доля, которая достается многим женщинам, образы которых запечатлены в лирике поэта. Она как бы четко сформулирована, запрограммирована:
Однако самое страшное, что предвидит поэт в судьбе этой яркой, красивой женщины, – не только физическое, но и духовное умирание: в живом лице появится «выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг». Некрасов скорбит, что ее уделом станет «бесполезно угасшая сила и ничем не согретая грудь».
13. Почему стихотворение названо «Тройка»?
На тройке лихо мчится проезжий корнет, на которого загляделась прекрасная девушка. Тройка здесь символ несбыточной мечты, тем более что и тройка, и корнет из другого, недоступного ей мира. Об этом говорит и завершающая строка стихотворения «…и к другой / Мчится вихрем корнет молодой…».
Сочувствуя будущей судьбе «чернобровой дикарки», поэт, используя прием обрамляющей композиции, в двух первых (вопросом) и двух последних (прямым призывом) строфах стихотворения заклинает ее не мечтать понапрасну: «Что ты жадно глядишь на дорогу…», «и зачем ты бежишь торопливо…», «Не гляди же с тоской на дорогу…», «И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши!», «Не нагнать тебе бешеной тройки…». В перечитываемых нами строках мы понимаем, что автор очень сильно переживает о судьбе героини. Его сквозной мотив – не стоит мечтать о несбыточном, тем труднее расставаться будет с ним. Диалог с героиней воспринимается нами как серьезное обвинение обществу, основанному на социальной несправедливости.
14. Почему стихотворение «Тройка» называется «песней-романсом»?
Благодаря своей мелодичности и повышенной эмоциональности «Тройка» была положена на музыку и стала песней-романсом. В ней есть все черты, свойственные романсу, – передача внутренних переживаний, драматизм, даже трагичность, несбывшиеся любовные мечтания, любование красотой. И вместе с тем присутствует характерная для народной песни эпичность повествования, сюжетность.
15. Какие новые герои введены в литературу Некрасовым?
О них уже было частично сказано в ответе на второй вопрос.
Добавим: «деревенские русские люди» («Размышления у парадного подъезда», «Кому на Руси жить хорошо» и т. д. ), строители железой дороги, отрицательные персонажи – барин, вельможа, управляющий.
16. К. Чуковский писал: «Природа никогда не существовала для Некрасова сама по себе, безотносительно к человеческим скорбям или радостям. …Пейзаж, как всегда у Некрасова, дан в сочетании с людьми». Покажите это на примере стихотворений Некрасова.
Эта особенность некрасовской поэзии ярко проявилась в стихотворении «Родина», посвященном детским годам жизни поэта в родном имении, где он и его близкие многое перетерпели от тирана-отца.
Так, воспоминания о матери связываются с темным садом, аллеей дальней, и совершенно невероятно для стихов-воспоминаний (например, «Вновь я посетил…» Пушкина или «Как часто пестрою толпою окружен…» Лермонтова), в которых автор радуется увиденному близкому по детским годам пейзажу, у Некрасова мы находим чувство отрады, что уничтожены те картины, которые связаны с горестными воспоминаниями, когда он научился «терпеть и ненавидеть».
17. «После Пушкина и Лермонтова, – отмечал Бунин, – Некрасов не пошел за ними, а создал собственную поэзию, свои ритмы, свои созвучия, свой тон…» Подтвердите это высказывание примерами из текстов стихотворений.
Все предшествующие рассуждения о поэзии Некрасова подтверждают верность слов Бунина. Каждый процитирует строки из полюбившихся ему стихотворений Некрасова.
Таких строк мы не найдем ни у Пушкина, ни у Лермонтова. Или:
- Назад
- Вперед
div > .uk-panel’>” data-uk-grid-margin>