6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каким вы видите образ музы в поэзии ахматовой

«Образ Музы в поэзии А. А. Ахматовой»

1. Рождение Музы. 4

2. Эволюция образа Музы А.Ахматовой. 7

3. Муза Ахматовой о трагическом времени XX века. 10

Список используемой литературы. 13

Актуальность данной работы обусловлена тем, что со временем не иссякает интерес к творчеству поэтов начала 20 века. Их поэзия дает возможность прикоснуться к их времени, к их идеалам.

Поэзия Анны Андреевны Ахматовой – особое явление в литературе «серебряного века» и последующих времен. Анна Андреевна Ахматова — большой и серьезный поэт, принесшая в литературу «поэтику женских волнений и мужских обаяний» 1 . В ее творчестве сочетаются как традиционные темы русской классической поэзии, так и новые, характерные для ее времени. Ахматова добавила в поэзию свое неповторимое звучание, свой взгляд на поэзию и ее назначение, обогатила ее своей душой, необыкновенно тонкой, цельной, талантливой.

Особое место в поэзии Ахматовой занимает образ Музы. Муза Ахматовой не похожа на Муз других времен и поэтов: ни на греческих, ни на современных. Она особая, индивидуальная, словно стоит над миром. Она одета в прекрасную оболочку женщины, пленительно-чарующей и кроткой, но способной быть сильной и непреклонной. Поэтесса всегда узнает свою Музу в лицо, какую бы маску та ни надела.

Цель данной работы – рассмотреть образ Музы в поэзии А.Ахматовой.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить процесс рождения Музы Ахматовой.

2. Проследить эволюцию образа Музы А.Ахматовой.

3. Рассмотреть образ Музы Ахматовой в трагическом времени XX века.

Предметом работы является поэзия А.А.Ахматовой.

Объектом – образ Музы в поэзии А.Ахматовой.

Работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка используемой литературы

1. Рождение Музы

За короткое время своего развития в конце 19 — начале 20 века новые литературные течения в России выдвинули целый ряд поэтов, творчество которых выразило существенные черты времени, внесло особенный вклад в русскую и мировую литературу.

Среди них – Анна Андреевна Ахматова — величайшая поэтесса «серебряного века». Современники признавали, что именно Ахматовой «после смерти Блока бесспорно принадлежит первое место среди русских поэтов» 2 . До Ахматовой мировая литература знала много женщин-поэтесс, но только Анне Андреевне Ахматовой удалось стать женским голосом своего времени, женщиной-поэтом. Именно Ахматова впервые в русской литературе представила в своем творчестве лирический характер женщины.

Начиналось творчество поэтессы в Царском Селе, где прошли ее юные годы. Дух юного Пушкина, с которым общалась Ахматова в «садах Лицея», стал в ее поэзии и судьбе путеводной звездой, великий поэт незримо присутствовал в ее стихах. «Смуглый отрок» в аллеях Царского Села перекликается со смуглой ахматовской Музой:

Муза ушла по дороге,

Осенней, узкой, крутой,

И были смуглые ноги

Обрызганы крупной росой. 3

Образ Музы является в лирике А. Ахматовой в образе «сестры», «двойника», «иностранки», «палача»; «странной», «стройной», «смуглой»; «в дырявом платке», «насмешливой». Этот образ открывает нам этические и эстетические взгляды поэта в разные годы: от поиска «своего» голоса и следования традициям молодой А. Ахматовой, до осознания важности гражданской темы и осмысления автором своего места и собственного образа и судьбы во времени.

Лирическая героиня стихотворения «Музе» (1911) противопоставляет себя всем «девушкам, женщинам, вдовам», которым дано испытать обыкновенное, земное женское счастье. Ощущение отсутствия свободы («только не эти оковы») возникает у героини от необходимости сделать выбор между любовью и творчеством. Муза-сестра отбирает у нее кольцо («первый весенний подарок», «Божий подарок»), которое является символом благословенной земной любви. Муза дает поэту творческую силу, но взамен лишает возможности наслаждаться полнотой самой жизни, которая превращена источник поэтической фантазии.

Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:

«Взор твой не ясен, не ярок…»

Тихо отвечу: «Она отняла

В поэзии А. Ахматовой важен мотив двойника, связанный с темой творчества и создающий трагический пафос. Стихотворение «Три раза пытать приходила…» (1911) в черновом автографе называлось «Двойник». Ахматова не называет Музой ту, которая приходила пытать, однако именно с ней в ранних стихах Ахматовой связан мотив двойника. Для лирической героини земная радость невозможна, но еще страшнее то, что ее любовь несет смерть возлюбленному. Кажется, что вина за эту смерть возникает в душе женщины-поэта без какой-либо объективной причины, в произведении существует только намек на то, что наказание последует за ее поэтическое творчество:

О, ты не напрасно смеялась,

Моя непрощенная ложь!

Сама А. Ахматова особо выделяла стихотворение «Я пришла тебя сменить, сестра…», которое относится к раннему творчеству (1912). В нем она говорила, что сама до конца его не понимает, хоть «оно и оказалось провидческим» 5 .

Поэзия, с точки зрения А.Ахматовой, ассоциируется со светом «высокого костра»: чтобы родился стих, поэт должен испытать любовь, страдание, должен сгореть в огне любви, творчества. А. Ахматова о том, насколько связано личное и всеобщее в творчестве, писала: «Одной надеждой меньше стало, / Одною песней больше будет». Для поэзии любовь уже не «костер», который охраняется одним человеком, а «белое знамя», «свет маяка», который горит для всех, указывает людям путь.

Рождение песни художником воспринимается Ахматовой как обряд похорон самого себя, своих чувств. Муза-сестра занимает место отстрадавшей женщины, становится ее двойником, живет ее жизнью:

Мои одежды надень,

Позабудь о моей тревоге,

Дай ветру кудрями играть 6 .

Героиня уступает Музе свой «костер» безропотно, потому что понимает: самое страшное для нее — «тишина», молчание, безмолвие. В последней строфе образы неуловимо сливаются воедино; у Музы один путь — судьба художника, отрекающегося от личного счастья ради того, чтобы освещать дорогу другим.

2. Эволюция образа Музы А.Ахматовой

Образ Музы в поэзии А.Ахматовой изменялся со временем в процессе творчества. В стихах, написанных во второй половине 1910-х годов, характерными деталями образа Музы становятся «еле слышный» голос; пение «протяжное» и «унылое», дырявый платок; она «изнеможенная», ее голова склоненная «в веночке темном».

В середине 20-х годов в лирике Ахматовой появится другая Муза — суровая, немногословная и сильная:

А мы живем торжественно и трудно

И чтим обряды наших горьких встреч.

(«Ведь где-то есть простая жизнь и свет…», 1925).

Умение переживать ответственность за несовершенные преступления, готовность искупить чужие грехи делают лирическую героиню А. Ахматовой цельной личностью, готовой к трагической роли. После первой мировой войны и революции, после смерти А. Блока, Н. Гумилева в творчестве Ахматовой появляется связь смерти возлюбленного с темой судьбы поколения. В стихотворениях появляется ощущение вины лирической героини за преступления своего века («Я гибель накликала милым…», 1921; «Новогодняя баллада», 1922).

Очень важным стихотворением, раскрывающим развитие темы поэта и поэзии в послереволюционном творчестве А. Ахматовой, можно считать стихотворение «Муза» (1924). Исследователями творчества Ахматовой не раз отмечалась связь ее произведения с «голосом» Данте, однако, на наш взгляд, не менее важной является в тексте связь с пушкинским «Пророком». А.Ахматова этим старается подчеркнуть непрерывность культуры, не подвластной времени. Ведь Муза — существо божественного происхождения, она не знает условностей земного существования, не знает прошлого, настоящего и будущего; она подобна шестикрылому серафиму. В первых строках восьмистишия «Музы» 1924 года образ «милой гостьи с дудочкой в руке» еще напоминает идиллию, он обманчив, но в последних открывается бездна, ведь главный образ стихотворения не гостья, а лирическая героиня, которая ожидает Музу и стремительно преображается во второй строфе.

Можно сказать, что стихотворение имеет сюжет, в котором присутствуют все важнейшие слагаемые: духовное томление — явление посланника — открытие истины. Поэт переживает момент духовного озарения, потрясения, как в пушкинском стихотворении.

В первой половине произведения А. Ахматова как будто подвела итог своему раннему творчеству, в котором Муза была ей сестрой, двойником, соперницей, милой смуглой гостьей. Она приходила пытать героиню, лишала ее счастья любить и быть любимой, но дарила способность творить. Муза отнимала свободу, однако несвобода, которую она оставляла, казалась слаще всего. Можно сказать, что между лирической героиней и ее двойником установились «личные» отношения. Такую гостью и ожидает поэт:

Когда я ночью жду ее прихода,

Жизнь, кажется, висит на волоске.

Что почести, что юность, что свобода

Пред милой гостьей с дудочкой в руке 7 .

А появляется Муза, вовсе не милая, не многословная. Она открывает истину не словом, как это делает серафим в «Пророке» А. Пушкина («восстань», «виждь», «внемли», «исполнись», «жги»), а жестом («И вот вошла. Откинув покрывало, / Внимательно взглянула на меня»). Муза похожа на Беатриче в «Божественной комедии» Данте, появляется под покрывалом. Ее молчание означает, что она Муза трагедии, что там, откуда она пришла, все молчат от скорби, что между нею и лирической героиней нет борьбы. Муза теперь — нечто сверхличное, она не может и не хочет принимать от художника слов «не могу», но требует беспрекословного исполнения своей обязанности: «должна». Героиня узнает ее, все понимает без слов («Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала / Страницы Ада?» Отвечает: «Я»).

У Музы Ахматовой нет соперниц, это божество, перед которым все отступают, давая ей дорогу. Сама поэтесса не только благоговеет перед своей подругой и вдохновительницей, но и «смеет» с ней разговаривать. В этом видна возвышенность души самой Ахматовой, которая ярко, широко и смело шагнула в русскую поэзию, сказав в ней свое яркое, неповторимое слово.

Анализ стихотворения Ахматовой А. А. «Музе (Муза-сестра заглянула в лицо…)»

В 1924 году Анна Андреевна Ахматова находится в окружении невзгод. Стихи перестали публиковать, официально развестись с Шулейко не удаётся, а значит оформить отношения с Пуниным тоже нельзя, плюс ещё не так много времени прошло со времени расстрела Гумилёва. Замкнутый круг поэтесса пытается разорвать, обращаясь к высшим для поэта силам – к Музе, которая является доминантой всего стихотворения.

Структура стихотворения

По структуре стихотворение можно сразу разбить на две части, так его анализ будет более прост и понятен. Первая часть – это ожидание Музы, вторая её явление. В первом четверостишье героиня ожидает вдохновения, перед которым всё окружающее меркнет:

Что почести, что юность, что свобода Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

Всего два шага ждать и дождаться, а как много в них заложено, от них зависит, падёт ли Карфаген, взовьются ли над его домами огни или расцветут цветы.

Анализ стихотворения Ахматовой Муза

Произведение Анны Ахматовой под названием «Муза» написано в 1924 году. Оно достаточно короткое, но, тем не менее, передает все те эмоции, которые вообще хотела передать поэт своему читателю. Оно красиво, очень эпично, но вместе с тем, как обычно бывает в творчестве у этой писательницы и поэтессы, очередное произведение снова несет с собой какую-то загадку, а также, какую-то необычную атмосферу, немного печальную, и все-таки оно привлекает своей необычностью.

Читать еще:  Как воплотилась эстетика печального очарования вещей в поэзии и живописи

Анна Ахматова — очень интересный человек уже сама по себе. Но кроме того, ее произведения покорили сердца многих людей, и недаром она стала такой известной, также, как и ее стихи.

Стихотворение состоит из восьми строк, но не делиться на строфы отдельно. Но все-таки, критики делят его как бы на два эпизода. Первая часть стиха — это как бы само ожидание персонажа, которое направлено против героини, как бы самой поэтессы, которая приходит поздно и не так скоро, как хотелось бы тому, который так ждал.

И это уже рассказывается именно во второй половине стихотворения. Но во второй строфе наконец-таки появляется эта «Муза», которую так долго ждали, и наконец-таки дождались.

Анна Ахматова как бы немного добавила автобиографии в стихотворение от себя. Так как одна строка, пусть только одна, но уже как бы немного указывает на то, что происходило в ее жизни так ярко, но, увы, так трагично. Ведь у нее был муж, но которого она не любила. Без подробностей о ее личной жизни, но она хотела выйти замуж за другого, но этот развод не был оформлен до тех пор.

Именно в те годы как-то все пошло не так. И именно строфа «…Жизнь, кажется, висит на волоске…» говорит обо всем. Ведь тогда она даже немного скиталась по квартирам.

Жила у подруги достаточное время, которая была известной танцовщицей и даже первой манекенщицей в то время.

Данте Алигьери — недаром он упомянут в произведении, ведь его произведения — вечны. И поэтесса как бы была готова на то, что получит взамен того, от чего отказаться не готова каждая — бессмертие, как поэтесса.

Анализ стихотворения Муза Ахматовой

Блестящий лирик и философ, поэтесса Анна Ахматова в стихотворении «Муза» устраивает «допрос» лирической героине от имени Музы. Богиня поэзии приходит подругой-гостьей, и между собеседниками не то во сне, не то наяву завязывается такой диалог:

Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала

Страницы Ада?» Отвечает: «Я».

Анна Ахматова, которую самые суровые критики признавали божеством в манере владения стихом, в «Музе» затейливо переплетает разговорный и возвышенный стили. Виртуозные строфы, а их всего несколько в стихе, настолько точны, что кажется, будто ты прочел поэму. Когда Муза уходит, с героиней, которая, безусловно, одно лицо с поэтессой, остается бескрайнее небо — страна поэтического вдохновения.

Я любила ее одну. А в небе заря стояла. Как ворота в ее страну.

Интересно, что на протяжении короткого повествования Анна Ахматова представляет Музу то величайшим, недосягаемым образом — покровительницей литературного озарения. То, благодаря своей удивительной, тонкой натуре, воздает дань Музе как сестре. Но здесь нет и налета панибратства — общение с Музой, а фактически со своей страстью к рифме и ритму — восхитительно по сути.

Это почти исповедь перед высшим разумом.

Что почести, что юность, что свобода

Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

Как понимать в стихотворении тот факт, что Муза и автор беседуют? Видимо, Анна Ахматова «поднимает» себя до уровня этой миссии. Никакого «важничанья» в таком приеме нет.

Ахматова ни на кого не оказалась похожей и как мастер поэтического слова. И даже короткого периода не состояла в учениках. Она сразу взошла на пьедестал русской поэзии, соперничая с самыми великими предшественниками.

Стоит еще объяснить, почему в беседу с милой гостьей автор вносит драматический фрагмент:

Закрыв лицо, я отвечала ей…

Но больше нет ни слез, ни оправданий.

Похоже, в этих строках поэтесса признается, насколько опустошает, вычерпывает силы писательство, сочинительство. Но все «выжимки» души отданы читателям, поклонникам творчества. И Анна Ахматова счастлива признаться, что вполсилы она ни писать, ни любить, ни жить не умеет.

Переживания, чувства в поэзии Ахматовой всегда доведены до высшего накала. Прекрасно, что в них нет намешано ничего искусственного, надуманного, суетного. Как «учила» поэтессу ее подруга Муза, землю надо освещать добротой и талантом высшей пробы.

Когда читаешь потрясающие строки «Музы», кажется, что у тебя от красоты рифмы и образов немного кружится голова. Но по-другому у классиков разве может быть?

Анализ стихотворения Муза по плану

Томительное ожидание

В этом страстном ожидании героиня пытается укрыться от внутренних проблем, она ставит всё на творчество, ведь жизнь голодна до ставок и на что-то их делать надо. В томительном ожидании вдохновения прочь отбрасывается всё – почести, юность и даже свобода, лишь бы ночью написать бессмертные строки и взойти к утру на Олимп бессмертия, которое даст источник для новой жизни. Только это сейчас поможет отбросить внутренние проблемы, перешагнуть через мрак личной жизни и искусственно создаваемой безвестности. Только так можно вернуть былое, только Муза способна в этом помочь, поэтому её ожидание так томительно.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение «Муза» отличается своей краткостью. Лаконизм и есть основным приемом в написании произведения. Немногословность, компактность стиха является главными приемами в творчестве Ахматовой. Сборник «Вечер», вышедший в начале литературного пути автора, подтверждает данный факт.

Стих состоит из нескольких строф. Но он имеет свою сюжетную линию. В первой части героиня ожидает прихода музы, а во второй описано ее появление. Поэтесса умело сочетает в произведении повествовательную речь с восклицательными выражениями. Это придает ее стихотворениям особый художественный оттенок. «Краткая» форма стиха помогает предопределить появление ожидаемого с большей эмоциональностью, неожиданностью, колоритностью.

Анна Ахматова пережила кризисный период в своем творчестве, но это не сломало ее как поэта. Несмотря на временную «забытость» среди читателей, она смогла найти в себе силы двигаться дальше. Многие из поэтов ее времени не пережили тяжелые периоды. Это был Маяковский и Есенин, жизнь их оборвалась трагично. Но Ахматова, как продолжатель Данте, несет бессмертие в своих строках.

«Музе (Муза-сестра заглянула в лицо…)» – одно из первых стихотворений А.А.Ахматовой, посвященное теме поэта и творчества. Творческое вдохновение, или Муза, как его называет сам поэт (если помним, А.А.Ахматова говорила: «Я не поэтесса, я поэт!»), будет красной нитью проходить через все его творчество.

Муза будет принимать разные лики, быть то подругой, то соперницей. Но пока что в этом стихотворении она – сестра, второе «я» автора. И хотя она отняла «весенний подарок», она это сделала с доброй воли и согласия самой героини. Таким подарком поэт называет свои чувства, которые появились весной. Но эти чувства, по-видимому, невзаимны, раз ее избранник «целует другую». Она называет их «оковами».

Поэтому героиня и не хочет этой боли, Муза забирает подарок, только теперь героиня называет его «Божьим», давая аллюзию на всем известную поговорку «Бог дал – Бог взял». Но Муза, забрав чувства, в качестве награды оставила героине творческое вдохновение, от которого и родились эти стихи.

Композиция стихотворения получается закольцованной: теме встречи с Музой и отдачи ей любви-подарка посвящена первая и последняя строфа, а середина – это описание мыслей и чувств героини, ее внутреннего монолога и обращения к Музе с просьбой забрать земные чувства. Поэтому и время глаголов в этой части стихотворения – настоящее, тогда как в первой строфе – прошедшее, а в третьей – прошедшее и будущее.

Интересно, что героиня полностью противопоставляет себя Музе – у той взгляд «ясен и ярок», тогда как у героини стиха «взор не ясен, не ярок». Таким образом, Муза, как «альтер эго», полностью подчиняет себе все мысли и чувства героини. Она хотя и пыталась быть обычной, отдаться чувству, быть счастливой, «как все», гадать на любовь на маргаритке и «испытать любовную пытку», но и сама же от всего этого отказалась. Причем трижды – «не хочу, не хочу, не хочу».

Анна Ахматова – замечательная поэтесса, чьи стихи читаются с удовольствием. И хоть они в основном имеют небольшие размеры, они доносят до читателя главную мысль и идею произведения. Одним из таких ее небольших стихотворных работ является стихотворение «Муза» Ахматовой, что было написано писательницей еще в 1924 году. Сегодня нам как раз и предстоит сделать анализ стихотворения Ахматовой «Муза».

Явление Музы

Ожидание оказалось оправданным – Музы явилась и подарила лирической героине ожидаемое вдохновение. По факту состоялся обмен почестей и юности на бессмертие, и чтобы в этом убедиться героиня задаёт Музе вопрос:

«Ты ль Данту диктовала Страницы Ада?»

На что получает утвердительный ответ. Далее стихотворение обрывается, ибо писать после такого ответа не о чем, так как поэт получил заверение в бессмертии своего творения, которое он совершил этой ночью при визите Музы. Теперь его имя в веках и какие земные проблемы теперь могут волновать, что может вызвать печаль, когда строки будут читать и умиляться ими через много лет после смерти автора…

Для Ахматовой это стихотворение своего рода релаксация, которая на время помогла поверить в собственные силы и пережить один из самых тяжёлых периодов в своей жизни. Муза же её не обманула и помогла сохранить имя поэтессы в веках.

Кстати, послушайте, как читает стихотворение сама Ахматова.

Анализ стихотворения Муза Ахматовой

Блестящий лирик и философ, поэтесса Анна Ахматова в стихотворении «Муза» устраивает «допрос» лирической героине от имени Музы. Богиня поэзии приходит подругой-гостьей, и между собеседниками не то во сне, не то наяву завязывается такой диалог:

Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала

Страницы Ада?» Отвечает: «Я».

Анна Ахматова, которую самые суровые критики признавали божеством в манере владения стихом, в «Музе» затейливо переплетает разговорный и возвышенный стили. Виртуозные строфы, а их всего несколько в стихе, настолько точны, что кажется, будто ты прочел поэму. Когда Муза уходит, с героиней, которая, безусловно, одно лицо с поэтессой, остается бескрайнее небо – страна поэтического вдохновения.

Я любила ее одну. А в небе заря стояла. Как ворота в ее страну.

Интересно, что на протяжении короткого повествования Анна Ахматова представляет Музу то величайшим, недосягаемым образом – покровительницей литературного озарения. То, благодаря своей удивительной, тонкой натуре, воздает дань Музе как сестре. Но здесь нет и налета панибратства – общение с Музой, а фактически со своей страстью к рифме и ритму – восхитительно по сути. Это почти исповедь перед высшим разумом.

Что почести, что юность, что свобода

Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

Как понимать в стихотворении тот факт, что Муза и автор беседуют? Видимо, Анна Ахматова «поднимает» себя до уровня этой миссии. Никакого «важничанья» в таком приеме нет. Ахматова ни на кого не оказалась похожей и как мастер поэтического слова. И даже короткого периода не состояла в учениках. Она сразу взошла на пьедестал русской поэзии, соперничая с самыми великими предшественниками.

Читать еще:  Что значит поэзия для человека

Стоит еще объяснить, почему в беседу с милой гостьей автор вносит драматический фрагмент:

Закрыв лицо, я отвечала ей…

Но больше нет ни слез, ни оправданий.

Похоже, в этих строках поэтесса признается, насколько опустошает, вычерпывает силы писательство, сочинительство. Но все «выжимки» души отданы читателям, поклонникам творчества. И Анна Ахматова счастлива признаться, что вполсилы она ни писать, ни любить, ни жить не умеет.

Переживания, чувства в поэзии Ахматовой всегда доведены до высшего накала. Прекрасно, что в них нет намешано ничего искусственного, надуманного, суетного. Как «учила» поэтессу ее подруга Муза, землю надо освещать добротой и талантом высшей пробы.

Когда читаешь потрясающие строки «Музы», кажется, что у тебя от красоты рифмы и образов немного кружится голова. Но по-другому у классиков разве может быть?

Муза-Ахматова (на примере анализа цикла стихотворений М. Цветаевой «Ахматовой»)

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 07.11.2015 2015-11-07

Статья просмотрена: 12883 раза

Библиографическое описание:

Култышева, О. М. Муза-Ахматова (на примере анализа цикла стихотворений М. Цветаевой «Ахматовой») / О. М. Култышева, А. Е. Бельков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 946-949. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23051/ (дата обращения: 25.10.2021).

Цикл стихотворений «Ахматовой» Марина Цветаева посвятила Анне Ахматовой, которая являлась для молодой поэтессы примером для подражания, кумиром, образцом. В годы написания данного цикла Цветаева была романтически увлечена как её творчеством, так и её личностью. Марина Цветаева взяла на себя смелость назвать своего кумира Музой — творчество Ахматовой поспособствовало созданию ряда стихотворений.

Ключевые слова:муза-Ахматова, М. Цветаева, цикл стихотворений «Ахматова», лирическая героиня, лирический мотив.

В центре цикла стихов М. Цветаевой — романтическая личность, которая не может быть понята современниками и потомками, но и не ищет примитивного понимания, обывательского сочувствия. Один из образов, который является воплощением Музы в творчестве Марины Цветаевой, — это образ, обращённый к поэту-современнику А.Ахматовой.

Муза-Ахматова предстаёт перед читателем в разных версиях. В данной статье рассмотрим эти вариации.

В первом стихотворении цикла Цветаева называет Ахматову «Музой плача», тем самым подчёркивая глубокое душевное и лирическое начало, которое так важно для создания проникновенных стихотворений.

Цветаева настолько боготворит Ахматову, что готова отдать ей свои душу и сердце. Интересным здесь представляется то, что в качестве образа для таких сравнений у поэтессы возникают ассоциации с различными помещениями.

Область души и сердца, внутренний мир человека принимают реальные земные очертания благодаря их способности вмещать в себя множество не только эмоций, но и людей, дорогих и любимых «души в нас — залы для редких гостей» [12]:

Мы коронованы тем, что одну с тобой

Мы землю топчем, что небо над нами — то же!

И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

В певучем граде моем купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий.

— И я дарю тебе свой колокольный град,

Ахматова! — и сердце своё в придачу [1].

Поэтесса готова на все ради стихотворчества, она принимает Музу такой, какая она есть, в том числе и «смертоносной»:

Океаном ли правишь путь,

Или воздухом — всею грудью

Жду, как солнцу, подставив грудь

Смертоносному правосудью [2].

Цветаеву настолько охватывает творческий порыв, что Муза одновременно и «прекраснейшая из муз», и в то же время она то, что причиняет душевную боль, и в данном случае она сродни музе-мучительнице Ахматовой. «О Муза плача, прекраснейшая из муз!» — в этом образе удивительно сочетаются два противоположных начала [11]. Парадоксальная, «двухцветная» характеристика выявляет двойственную природу воплощений:

О Муза плача, прекраснейшая из муз!

О ты, шальное исчадие ночи белой!

Ты чёрную насылаешь метель на Русь,

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы [1].

Образ, явленный в таком драматическом ключе («шальное исчадие»), и вызывает двоякое чувство: некую смесь восхищения, восторга и ужаса:

И мы шарахаемся, и гулкое: ох! —

Стотысячное — тебе присягает, Анна

Чувство восхищения поэтом не останется бездейственным: оно рождает стремление одарить в ответ, в благодарность отдать поэту нечто бесценное, как его дар. Для цветаевской героини такая неразмерная ценность — её родной город.

В певучем граде моём купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий…

И я дарю тебе свой колокольный град,

Ахматова! — и сердце своё в придачу [1].

Казалось бы, что может быть больше такого безоглядного растворения в любви, столь ярко выраженной самоотверженной готовности отдать «сердце своё в придачу»? В 1921 году она напишет А. А. Ахматовой такие пронзительные слова: «Мне так жалко, что всё это только слова — любовь — я так не могу, я бы хотела настоящего костра, на котором бы меня сожгли» (из писем М. Цветавой к А. Ахматовой).

Поэтесса как всегда неожиданно высказывает свои чувства. И если любовь предстаёт у М. Цветаевой в образе вечной и мудрой старухи, то плач, наоборот, теряет всю свою обыденность и возвеличивается, принимая образ страдающей, чёрной, но прекрасной женщины. Однако эта боль сладостна и приятна поэтессе:

Ах, я счастлива! Никогда заря

Не сгорала — чище.

Ах, я счастлива, что, тебя даря,

Что тебя, чей голос — о глубь! о мгла! –

Мне дыханье сузил,

Я впервые именем назвала

Царскосельской Музы [3].

То, что даёт Муза Марине Цветаевой — это вовсе не легкая блаженная радость, это — бремя и тяжесть, поэту нелегко быть поэтом. В данном случае поэт сильно зависит от своей Музы, она им правит:

Что, на сердце вóроном налетев,

В облака вонзилась.

Горбоносую, чей смертелен гнев

И смертельна — милость.

Что и над червонным моим Кремлем

Свою ночь простёрла,

Что певучей негою, как ремнём,

Мне стянула горло [3].

В данной зарисовке даже портретно узнаётся цветаевская муза-кумир — А. Ахматова.

Муза Цветаевой — это могучий, яростный образ, который не постепенно и плавно приходит к поэтессе, а врывается бурей. Муза-Ахматова — мятежница:

Ты, срывающая покров

С катафалков и с колыбелей,

Лихорадок, стихов и войн,

Я заслышала грозный вой

Львов, вещающих колесницу [2].

Стихотворение написано в форме обращения к А.Ахматовой. Поэтесса не называет её имени, а постоянно использует различные словосочетания: «разъярительница ветров», «насылательница метелей» и эпифору «чернокнижница». М. Цветаева очень образно объясняет, почему так подходит Анне Ахматовой подобная характеристика: и внешность её — чёрная-горбоносная, и пристрастие к книгам, и чудодейственная холодность и спокойствие её стихов.

Будет крылышки трепать

Сравнение «чернокрылонька» так же сочетает в себе, с одной стороны, образ А.Ахматовой (черные глаза и волосы), с другой — обтрёпанные крылья ахматовской «царскосельской музы».

Лейтмотивом сквозь цикл «Ахматовой» автор проводит образ Музы, которая отождествляется с великой всемогущей силой, причем зачастую — божественной.

В порыве восхищения талантом своей великой современницы и коллеги по поэтическому цеху Марина Цветаева в стихотворении «Златоустой Анне-всея Руси…» изображает Ахматову в роли «златоустой» литературной царицы:

Златоустой Анне-всея Руси

Ветер, голос мой донеси

И вот этот мой вздох тяжёлый [4].

Надо обратить внимание на то, что данное стихотворение по своей форме и содержанию похоже на молитву-прошение, где Марина Цветаева пытается наладить невидимую, божественную связь со своей Музой (по форме данное стихотворение близко периодически появляющимся в творчестве Ахматовой жанрам молитвы и исповеди. В её поэзии есть стихотворения, которые так и называются — «Молитва» и «Исповедь»).

Для М. Цветаевой Ахматова была единственной достойной соперницей среди современниц, представлявших женскую лирику, в строках чувствуется восхищение и готовность признать её превосходство. М. Цветаева любила поэзию и всех её служителей, все талантливое в поэзии признавалось ей безусловно:

Ты в грозовой выси

Донеси любовь мою

Златоустой Анне — всея Руси! [4].

Божественное проявляется и в стихотворении Цветаевой «У тонкой проволоки над волной овсов…». Проявляющий голос — это запредельный, магический голос, символизирующий Музу:

У тонкой проволоки над волной овсов

Сегодня голос — как тысяча голосов!

И бубенцы проезжие — свят, свят, свят –

Не тем же ль голосом, Господи, говорят [5].

В стихотворении «На базаре кричал народ…» Цветаева отождествляет образ Музы с Богородицей, прося помолиться за неё:

Помолись за меня, краса

Грустная и бесовская,

Как поставят тебя леса

Богородицей хлыстовскою [6].

Важно отметить, как именно приходит Муза, как она посещает поэта. Ещё в ранних стихотворениях Марина Цветаева сквозь волшебство детства слышала какие-то голоса. Однако если раньше они были сказочными, еле уловимыми, то сейчас — это мощный и сильный голос, это зов.

Татьяна Елькина в статье, посвящённой анализу основных символов в поэзии Марины Цветаевой, характеризует образ «голоса» так: «Символ голос впервые появляется у Цветаевой в сборнике «Юношеские стихи» (1913–1915). Начиная с этого периода времени данный символ проходит через все её творчество, особенно же часто он появляется в цветаевских произведениях 1916–1918 годов, когда, как принято считать, начинается «настоящая Цветаева», то есть когда поэт выходит на новый уровень своего творчества и становится очевидным своеобразие цветаевского дара» [7].

Сама Марина Цветаева в статье «Поэт о критике» очень чётко сформулировала своё мироощущение и то, как она понимает и слышит звуки: «Все моё писанье — вслушиванье. Отсюда, чтобы писать дальше — постоянные перечитыванья. Не перечтя по крайней мере двадцать строк, не напишу ни одной. Точно мне с самого начала дана вся вещь — некая мелодическая или ритмическая картина её — точно вещь, которая вот сейчас пишется. А я только восстанавливаю. Верно услышать — вот моя забота. У меня нет другой» [8].

Так, сквозь весь анализируемый нами цикл стихотворений «Ахматовой» читатель слышит этот зов и другие звуки:

Я заслышала грозный вой

Львов, вещающих колесницу [2].

Что тебя, чей голос — о глубь, о мгла!

Мне дыханье сузил [3].

Этот голос может быть представлен в виде целого хора:

И спит, а хор её манит

Это звучание выражено не только голосом, но может быть представлено природными, зачастую стихийными, звуками, такими как звуки метели, вьюги, грома:

Ты чёрную насылаешь метель на Русь,

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы [1].

Гром моря и грозный зов

Раненой Музы [10].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что одним из первых воплощений образа Музы в творчестве Марины Цветаевой явилось конкретное лицо, поэтесса, творец, тайный вдохновитель — Анна Ахматова. М. Цветаева до определённой степени идентифицирует себя со своей героиней, наделяя её возможностью жизни за пределами реальных пространств и времён; трагизм её земного существования компенсируется принадлежностью к высшему миру души, любви и поэзии.

Читать еще:  Какие основные образы можно выделить в поэзии абая

Образ Ахматовой многомерени в чем-то напоминает лирическую героиню самой Цветаевой: она «разъярительница бурь, насылательница метелей», «чернокнижница», грозная, и кроткая, греховная и не подверженная изъянам.Эта Муза не нечто неведомое, посещающее поэта, а одухотворённый голос, наделённый божественными свойствами, которому Цветаева молится и исповедается, как божеству. И в этом божественно-высоком образе, обладающем, тем не менее, портретными чертами Ахматовой, заключена пронзающая сила, порой демоническая мощь, в которой так нуждается Марина Цветаева. Это «Муза плача», она причиняет боль поэту и страдает сама («раненая Муза»), что также сближает её с Музой Н. А. Некрасова. В дальнейшем, этот мотив боли, плача и страдания перерастёт в желание пожертвовать всем ради творчества, которое и символизирует Муза.

Голос поколения и муза плача: за что Анна Ахматова удостоилась этих эпитетов? (3 фото)

Ане Горенко выпало родиться в конце XIX века и воочию лицезреть все бурные и тяжелые события, творившиеся в стране в следующем XX веке. Поэтому неудивительно, что поэтессу Анну Ахматову называли голосом своего поколения: она говорила честно, искренне, непредвзято обо всем, что творилось в стране.

Настоящая фамилия поэтессы, родившейся в семье морского офицера в 1889 году, Горенко. Она не слишком любила вспоминать об отце, быстро растратившем семейный капитал и покинувшем жену и детей, и впоследствии взяла псевдоним Ахматова в честь татарского предка хана Ахмата.

Можно сказать, что девочка уже пришла в этот мир с неповторимым строем души. В творчестве она никогда никому не подражала, а ее многочисленные подражатели и близко не приблизились к ее уровню.

Возможно, что на дар Ахматовой – поэтический голос такой силы, мощи и глубины во многом повлияли и жизненные испытания: смерть сестер, боль потери мужа, арест сына. Личные трагедии вынудили поэтессу ярче и острее воспринимать жестокость тоталитарного режима и делиться ею с читателем.

Голос эпохи, совесть поколения

Ахматову называют не только голосом, но и совестью поколения, ведь в своем творчестве она демонстрировала все грани, составляющие женскую сущность – матери, дочери, жены, сестры, неизменно вызывая отклик в любом женском сердце. Но при этом в своих произведениях она отражала существующую действительность, кое-где демонстрировала несогласие, но при этом не клеймила режим и власть, а покорно переносила их несправедливость наравне с другими людьми.

Анна считала, что она – дитя двух эпох: навсегда ушедшей и сменившей ее. Ушедший XIX – ее личный и Серебряный век с точки зрения творчества и поэзии в целом она оплакивала, как и умиравших близких, а также прощалась с уходившей в забвение эпохой, воздвигая ей «нерукотворный» литературный памятник.

Безусловно, в истории и до нее было немало талантливых поэтесс. Но именно Ахматова смогла впервые дать зазвучать женскому голосу и наделить его правом говорить о любви. Ведь до этого создание лирических произведений негласно считалось монопольным правом поэтов-мужчин.

Именно Ахматова впервые смогла раскрыть стране и миру лирическую героиню – женщину, проходящую испытания в рамках сложных исторических реалий. Можно сказать, что поэтесса емко и ярко протоколировала все происходящее, используя свой стихотворный дар, за что и стала достойна называться голосом своей эпохи и своего народа. Поэтессу также называют музой плача и печали и Ярославной XX века. И это логично и правильно, ведь Ахматова действительно оплакивала своих современников, и слова рвались из глубин страдающей, хрупкой и уязвимой женской души. Какое стихотворение Ахматовой вам особенно близко?

Вопросы и ответы к творчеству А. А. Ахматовой (№1)

Любовь лирической героини Ахматовой окрашена в трагедийные тона. Для любов­ной поэзии Ахматовой характерен глубо­кий психологизм и лиризм. Ее героини разные, они не повторяют судьбу самой поэтессы, но их образы свидетельствуют о ее глубоком понимании внутреннего ми­ра совершенно различных по психологическому складу и социальному положе­нию женщин. Это и юная девушка в ожи­дании любви («Молюсь оконному лучу», «Два стихотворения»), и уже зрелая жен­щина, поглощенная любовью-борьбой, и неверная жена, готовая на любые муки за право свободно любить («Сероглазый король», «Муж хлестал меня узорча­тым…»), и крестьянка, и бродячая цир­качка, и отравительница, «бражница и блудница». Много стихов у Ахматовой о несостоявшейся любви, о прощании с лю­бимым. Трагична участь женщины-поэ­та. В стихотворении «Муза» она писала о несовместимости женского счастья и судьбы творца. Отказ от любви в пользу творчества или наоборот невозможен. Вот пример непонимания мужчиной женщи­ны-поэта:

Один из приемов — передача глубоких чувств, проникновение во внутренний мир любящей героини, акцент на единич­ных бытовых деталях. В стихотворении

«Сжала руки под темной вуалью…» пере­даются судорожные движения лириче­ской героини, пытающейся удержать лю­бовь и любимого («Уйдешь, я умру»). Ее напряженному состоянию противостоит спокойная фраза (обратим внимание, ска­занная «спокойно и жутко») «Не стой на ветру», которая сводит на нет восприятие чувств героини ее любимым и тем самым усиливает трагичность любовной ситу­ации. «Сероглазый король» — одно из са­мых популярных стихотворений Ахмато­вой о любви, передающих драму чувств, женскую тоску по любимому, печаль от утраты, нежность к «сероглазой» дочери. В этом стихотворении поэтесса обращает­ся к разговорной речи, почти афористич­ной. Исследователи отмечают, что это язык раздумий. Через события и детали раскрывается лирический сюжет стихо­творения, передается нежное чувство, то­ска, ревность, любовь, печаль, т. е. рас­крывается состояние женского сердца. Есть в нем и лирическая кульминация «Дочку мою я сейчас разбужу, / В серые глазки ее погляжу». Итог стихотворения: «Нет на земле твоего короля».

Эти стихи, по выражению известного литературоведа В. М. Жирмунского, как бы написаны с установкой на прозаиче­ский рассказ, иногда прерываемый от­дельными эмоциональными возгласами.И в этом мы видим психологизм поэзии, в частности любовной поэзии Ахматовой.

Прочитайте строки из записных книжек Ахма­товой, в которых говорится о назначении и месте поэта в обществе: «Но в мире нет власти грозней и страшней, Чем вещее слово поэта»; «Поэт не чело­век — он только дух / Будь слеп он, как Гомер, иль, как Бетховен, глух, / Все видит, слышит, всем вла­деет…». Каким Ахматова видит предназначение поэта?

Искусство представлялось Ахматовой чудодейственным и наделенным ни с чем не сравнимой властью. Конечно, худож­ник должен отражать современную ему историческую эпоху и духовную жизнь народа, на что ориентировалась в своем творчестве поэтесса. И вместе с тем его ду­ховный и психологический склад особый, он видит и слышит и предугадывает зна­чительно больше, чем простой человек, и тем самым становится интересным и нужным читателю, главным образом бла­годаря способности его духа постигать высшее. Здесь ее понимание роли поэзии близко к пушкинскому, а отчасти к Инно­кентию Анненскому и другим поэтам се­ребряного века.

Прочитайте стихотворения «Уединение», «Му­за». Каким вы видите образ Музы в поэзии Ахма­товой?

Муза Ахматовой тесно связана с пуш­кинской музой: она смуглая и подчас ве­селая. В стихотворении «Уединение» зву­чит мотив избранничества поэта. Искусст­во поднимает его над мирской суетой. Однако Ахматова испытывает и страст­ную благодарность жизни, вдохновляю­щей постоянно на творчество. Под башней понимается опыт жизни, горькие и тяже­лые уроки судьбы, которые помогают смотреть на мир далеко видящими глаза­ми. Уединение — это не столько уход от жизни вообще, сколько уход от легкого и праздного существования поэта. Обратим внимание на первые строки этого стихо­творения: «Так много камней брошено в меня, / Что ни один из них уже не стра­шен…» К поэту в самом высоком смысле этого слова судьба никогда не может быть милостивой.

И вместе с тем муза Ахматовой — это муза вечная, «милая гостья с дудочкой в руке», приносящая поэту вдохновение, муза, которой служили поэты с мировым именем, например, такие, как Данте. Здесь Анна Ахматова говорит о преемст­венности своего творчества.

Прочитайте стихотворение «Родная земля». Определите его тональность. Какие мотивы вы мо­жете выделять в этом стихотворении? Какие разные значения слова «земля» звучат в нем? Какая тема обозначена в последних строчках?

В стихотворении Ахматовой «Родная земля», относящемся к позднему периоду ее творчества (1961), конкретность пред­ставления о земле в буквальном смыс­ле этого понятия сочетается с широким философским обобщением. Тональность можно определить как философскую. Ав­тор стремится углубить свое понимание самых, казалось, бытовых и обыденных понятий. Здесь звучат мотивы жизни, трудной, порой трагической, тягостной. «Грязь на калошах», «Хруст на зубах», месиво, крошки — не только отягощаю­щие жизнь атрибуты земли, но и сами проявления обыденности бытия. В по­следних строках земля приобретает высо­кий философский смысл, связанный с окончанием земного бытия человека, про­должающегося уже в слиянии его с зем­лей и в физическом и в духовном смысле. Слово «своей» символизирует это едине­ние человека с родиной (земля в заголовке названа родной), с которой он прожил свою жизнь, и землей в буквальном ее смысле.

К. Чуковский писал: «Тихие, еле слышные зву­ки имеют для нее неизреченную сладость. Главное очарование ее лирики не в том, что сказано, а в том, что не сказано. Она мастер умолчаний, намеков, многозначительных пауз. Ее умолчания говорят больше слов. Для изображения всякого, даже ог­ромного чувства она пользуется мельчайшими, по­чти неприметными, микроскопически малыми об­разами, которые приобретают у нее на страницах необыкновенную силу». Выскажите ваши впечатле­ния от знакомства с лирикой Ахматовой.

Лирика Ахматовой зачаровывает свои­ми тайнами, она настраивает читателя на проникновение в недосказанности и умолчания. Мы уже говорили о роли бы­товой детали в передаче таинственного любовного чувства женщины. И в этом тоже заключена тайна ахматовской поэ­зии. Говоря о тайне и ее понимании поэ­тессой, хотелось бы прочитать одно из моих любимых стихотворений, ею создан­ных. Материал с сайта //iEssay.ru

Здесь не одна тайна. Прежде всего, тай­на любви, отличающаяся от обыденного понимания любовных взаимоотношений, тайна, постижение которой делает чело­века «больным», приобщенным к ново­му видению. Тайна почему-то открыва­ется лирической героине двадцать пер­вого, в ночь, в понедельник… Вероятно, разгадка доступна только ей. И нако­нец, игривое, «сочинил же какой-то без­дельник».

Поэт Михаил Кузмин назвал поэзию Ахмато­вой «острой и хрупкой». Как вы поняли это опреде­ление?

Острая — значит, откликающаяся на самые сложные проблемы личного мира, отражающая глубинные переживания че­ловека в любви и взаимоотношениях с внешним миром. Острая — значит, му­жественная и трагическая, передающая сложнейшие состояния человека трагиче­ского века, великим поэтом которого она являлась. Можно назвать многие произ­ведения Ахматовой острыми, например «Мне голос был…», «Не с теми я…», «Реквием», «Поэма без героя». Хрупкой поэзия Ахматовой считается потому, что каждое слово ее стихотворений выбрано удивительно точно, к месту, его нельзя переставить или заменить другим — иначе произведение разрушится. В сти­хах передаются самые хрупкие, тонкие, нежные чувства автора и ее лирических героинь.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: