2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какое место в поэзии ахматовой занимает патриотическая тема

Патриотизм в творчестве Анны Ахматовой: по стихотворению “Мне голос был. Он звал утешно…”

Автор: Guru · Опубликовано 08.09.2016 · Обновлено 10.09.2016

Патриотизм — важный нравственный принцип, присущий каждому народу нашего мира, планеты Земля. Он есть в каждом из нас. Но у всех людей он проявляется по-разному: у кого-то больше, у кого-то меньше. Это зависит от воспитания, окружения, образования, наконец, духовности, от отношения человека к жизни, к миру, к любви. И Анна Ахматова — человек, который точно может представлять величайший пример патриотизма. Эта самоотверженная женщина не предала свою страну в трудный момент, поддержала её и показала, на что способна русская душа.

Поэзия Ахматовой пропитана любовью к родине, к своему народу. Возьмём, например, стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно.» По первым строкам видно, что, несмотря на сложности пути, лирическая героиня способна на любые подвиги ради своего отечества. Как говорит нам история, как раз в годы написания этого стихотворения в России были трудные времена: произошла революция. У поэтессы был выбор: остаться в разрушенной, разграбленной, но всё-таки родной России или иммигрировать в прекрасную, полную возможностей Европу. И она осталась. А ведь большинство её друзей согласились на это заманчивое предложение и покинули свой дом, ожидая лучшей жизни за рубежом. Она осталась! И не просто осталась, а стала противостоять восхвалению нового строя общества, который претил ее возвышенной душе. Она отказывается писать стихи, которые ждет от неё правительство, и выбирает путь оппозиции, тем самым обрекая себя на опасности в своей родной стране. Она пишет:

«Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам…»

Не раз Анна Ахматова признавалась в своей огромной любви к России, говорила, что не представляет своей жизни вдали от родины. В стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю», поэтесса показывает своё отношение к людям, которые не смогли постоять за свою страну и бесстыдно покинули её. Она выказывает своё неуважение к ним, называя «изгнанниками». О себе и о тех, кто так же, как и она, остался в России, Ахматова с гордостью может сказать: “Мы не единого удара не отклонили от себя”. Хоть и было сложно, но гордость не позволила ей покинуть свою землю и выбрать легкий путь. И произведений, отражающих ее нравственный выбор, множество.

Я считаю, и, думаю, многие современники меня поддержат, что на таких людей нужно равняться. Важнейшее и ценнейшее в нашей жизни — это наша семья и наша Родина. Не уважать и не любить их — неприемлемо. Ведь с самого детства они растили и воспитывали в тебе того, кем ты являешься сейчас. И мы должны за это быть благодарны.

Тема Родины в творчестве Ахматовой (в лирике, поэзии, стихах) сочинение 11 класс

В принципе, тема Родины важна для любого поэта. А в сложные периоды (революций и войн) она становится ещё более значимой. Анне Ахматовой пришлось пройти и через первое, и через второе. Пришлось совершать сложный выбор, вот почему стихи о Родине так глубоки.

Конечно, начинается всё с малой Родины. У Ахматовой есть прекрасные стихотворения о её родном доме, о желании вернуться туда. Например, в «Летнем саду» она говорит, что там всё для неё лучшее в мире, что одушевленные предметы помнят её молодой… Речь о любимом городе Петербурге, Ленинграде.

Город Бежецк поэтесса с нежностью рисует в одноименном стихотворении. Тут уже воспоминания приятные о детстве собственного сына, а также об ангельски добрых людях, о красоте церквей и природы.

Во время первой Мировой войны Анна Андреевна вспоминает «Белый дом». Войска идут куда-то, а героиня, будто во сне, пытается найти тот самый дом — свой. Но он теряется в хлопьях снега, похожих на лепестки. А на самом деле дома уже нет… Стихотворение пронизано печалью.

До второй Мировой войны Ахматова вспоминала, вторя Пушкину, об Иве, которую она смогла пережить. Обычно жизнь деревьев дольше. Но её иву срубили, убили, как будто брата Ахматовой. Здесь снова показана тоска, сожаление о том, что безвозвратно уходит. Кстати, Ахматова училась в Царскосельском лицее, чувствовала преемственность Александру Сергеевичу.

В стихотворении «Здесь всё то же…» представлен пейзаж русской деревни. Важно, что это первая деревня, которую Ахматова посетила. Впечатления, конечно, не очень радужные: непроезжая дорога, неприветливый дом, вокруг конокрады, мечтать – напрасно.

И всё-таки позже забываются черты неустройства, видится только хорошее, но не только в родном доме, столице, а в родной стране. Кто-то в «Высокомерьем дух…» ругает Россию «грешной», но Ахматова смеётся, что это просто безбожная страна. Любую вину страна сможет искупить, по мнению Ахматовой.

Поэтесса много путешествовала по Европе, в основном по Италии и Франции. Даже очаровываясь местным народом и пейзажами, не забывала о родной стране. Конечно, она отделяет страну и народ от государства, которое забрало (репрессировало) её близких.

Вариант 2

Патриотическая лирика была популярна среди многих поэтов серебряного века, однако далеко не у всех была наполнена трагизмом, присущим произведениям А. А. Ахматовой. Теме Родины А.А. Ахматова посвятила более десятка произведений, каждое из которых отличается эмоциональностью и проникновенностью. Эти стихотворения увидели свет в годы революции и гражданской войны, которые потрясли Россию.

Впервые патриотическую тематику в своем творчестве А. А. Ахматова раскрыла в стихотворном сборнике “Белая стая”, написанном в 1917 году. Произведения, вошедшие в сборник, описывают положение в стране без политического подтекста. По мнению А. А. Ахматовой, революция стала настоящей катастрофой, которая привела Россию к возможной гибели.

Поэтесса в те годы, как и многие, задавалась вопросом, остаться на Родине или мигрировать за рубеж. Будучи патриоткой, А. А. Ахматова не решилась покинуть Россию. Об этом она размышляла в стихотворении “Не с теми я, кто бросил землю…”, противопоставляя себя многочисленным мигрантам, спасающимся за рубежом. Но делает она это без осуждения и агрессии. Поэтесса испытывает лишь жалость к несчастным беглецам.

Стихотворение «Ты отступник…» опубликованное в 1921 году является автобиографичным. Оно посвящено Б. Анрепе, покинувшему Россию в годы гражданской войны. В строках произведения читается упрек. Лирическая героиня негативно относится к человеку, предавшему не только ее, но и родную страну.

В своих произведениях А. А. Ахматова стремилась связать себя с простым народом. Наиболее сильна эта связь в поэме “Реквием”, в которой несчастье лирической героини перекликается с трагедией тысяч обреченных людей. Каждая строка произведения наполнена болью и отчаянием.

С годами тема Родины в произведениях А. А. Ахматовой значительно видоизменяется и эволюционирует. Это связано с изменениями в душе поэтессы и ее восприятии окружающего мира. В юности своей родиной она считала Царское село, где провела детские годы, позже она прониклась Санкт-Петербургом, а в военные года она наконец ощутила себя частью огромного народа и прониклась любовью к необъятной России.

Она переживает за дальнейшую судьбу страны, но несмотря на все царившие в ней бедствия, ни капли не жалеет о том, что осталась на Родине. Более того, поэтесса не отреклась от страны даже после того, как ее муж и сын были репрессированы советской властью.

Сочинение Родина в лирике Ахматовой

Анна Ахматова, была всесторонней и всеми известной русской писательницей. Но достаточно много произведений она посвящает своей Родине. Безусловно, каждое стихотворение ее наполнено смыслом и пропитано особыми событиями душевными переживаниями.

На написание произведений патриотической тематики, ее сильно подтолкнула происходившая в начале XX веке, революция. Муж Анны был обычным и отважным военнослужащим, добровольцем на фронте. Во многих своих произведениях поэтесса задается, вопросом может, стоило, покинуть Россию и уехать далеко за границу или все же нет? Но, будучи патриоткой своей страны, она решает остаться на родине, так как особые нотки патриотизма перебороли и заставили ее остаться в своей стране.

В своем творчестве Анна Ахматова, не раз упоминает о тех, кто сбежал и покинул свою страну в тяжелый для нее период, не вдаваясь в подробности их такого решения, и неоднократно упоминает о тех, кто все же решил, остался, до конца защищая, свою родину. Она не в коем случае не обвиняет тех людей, и не пытается осуждать, ведь не имеет на это права, а испытывает лишь одно чувство жалости и призрения к эмигрантам. Поэтесса лишь проводит небольшое, но очень чувствительное сравнение между патриотами и покинувшими беженцами, что те, кто остался, сражаться, за родину душой и телом навсегда оставив, в своем сердце родину.

Читать еще:  Слово о полку игореве как жемчужина отечественной поэзии

Одним единственным утешением для Ахматовой, является осознание, что когда-то будущие потомки, будут благодарными за их подвиги, и оценят их героизм по достоинству. Потому, что эти люди не продали и бросили свою страну, а положили неисчисляемое количество жизней на защиту своей родины. Она была довольно решительной и отважной женщиной, которая не боялась утратить свою жизнь в неспокойное время для своей страны.

Подводя итог непростому и интересному творчеству Анны Андреевны Ахматовой, можно сказать, она своими произведениями заставляет задуматься о происходившем времени и исторических событиях, и принимать свои решения в такое опасное и тяжелое время. Давая человеку свое право выбора, быть героем или сбежавшим по каким-то причинам эмигрантом недовольным своей страной предателем.

Вариант 4

В своих произведениях многие авторы описывают свою родину с самых разных сторон, как с хороших, так и не с очень, но всех их связывает одна вещь – желание помочь своей родине. Все они, через свои произведения, пытаются помочь своей стране своим творчеством, либо, вознося её, либо указывая на её недостатки, но не с целью оскорбить, а с целью сделать её лучше. Так или иначе, эти люди являются истинными патриотами, желающими своей родине только добра. Одной из таких людей и была Ахматова.

Писательница Ахматова чаще всего писала стихи и прозу, на различные темы. Во многих произведениях она благодарит свою страну за её богатую природу, в другом рассказывает о широте русской души, отождествляя её со своим идеалом.

Также во многих произведениях она размышляет о родине, обо всём том, что в ней происходит. Она описывает свою страну множеством прилагательных, стараясь передать её красоту читателю, используя различные литературные тропы, она делает свои произведения очень душевными и лирическими. Во многих произведениях она также описывает человеческие пороки, худшие черты характера человека, описывает всё то, о чём человеку хотелось бы молчать.

Рассказывая читателю, через различные приёмы поэзии, она превозносит свою страну как обитель человеческой мысли и благородства, из-за чего с ней имели место быть разногласия у других авторов. За её чрезмерный патриотизм её считали бездарным писателем, не способным писать ничего другого.

Но, несмотря на все упреки, она продолжает писать то, о чём думает и что у неё на душе, из-за чего вскоре получает уважение других автор, которые признают её литературный талант, и извиняются за свои слова в её адрес. Данный период жизни придаёт ей всё большей уверенности, из-за чего она очень сильно мотивируется на продолжение своей деятельности как автора, продолжая писать стихи на тему родины и патриотизма. Именно поэтому данный автор и заслуживает уважения. Она не побоялась делать то, что она хотела. Даже несмотря на гендерные предрассудки окружающих она смогла стать той, кем она являлась. Однако не всё так хорошо и солнечно в её жизни. Из-за своих причин она заканчивает свою жизнь самоубийством. Так Россия потеряла очень талантливую поэтессу, которая могла вытянуть патриотическое направление в поэзии на новый, ранее не виданный уровень. Это моё мнение, и я считаю, что приведенные аргументы имели вес.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема Родины в лирике Ахматовой

Популярные сегодня темы

  • Пейзаж в романе Евгений Онегин сочинение

Великий русские писатель Александр Сергеевич Пушкин был известен своей любовью к природе и родным пейзажам. С помощью своего умения ярко и красочно описывать окружающий мир, он сделал его не только фоном

Повесть Александра Ивановича Куприна ведется от лица ее главного героя Ивана Тимофеевича. В самом начале произведения мы понимаем, что он городской барин. Из этого следует вывод о его воспитании.

Как и полагается в эпилоге, здесь показаны судьбы основных героев романа. Также делаются некоторые выводы. Но нельзя сказать, что ставится точка в романе.

В этом мире ценности делятся на материальные и не материальные. К первым относятся различное имущество, финансы и подобное, а ко вторым: личные качества, социальное положение и другие различные феномены

Во времена Александра Сергеевича Пушкина, то есть в 19 веке, было принято проводить дуэли. Они могли быть разные, либо до первой крови, то есть лёгкого ранения, либо со смертельным исходом.

В чем особенность патриотической темы в лирике А.А.Ахматовой? (ЕГЭ по литературе)

Патриотическая лирика А.А.Ахматовой, несомненно, уникальное явление для русской поэзии. Поэт на протяжении всей жизни была верна своим принципам и идеалам, своей Родине, несмотря на все страдания, которые ей пришлось перенести. Она стала голосом всего народа, всех угнетенных и оскорблённых. Ахматова – это символ настоящего патриотизма и мужества.

Ахматова была свидетельницей множества трагичных событий русской истории, переживания о которых описывала в стихах. Так, стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю» и «Мне голос был. Он звал утешно» были написаны во времена революции, когда многие знакомые поэта уезжали из страны. В первом стихотворении она осуждает таких людей, считает их предателями Родины, а также жалеет «изгнанников» — тех, кто был вынужден покинуть страну.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Также она пишет о судьбе своего поколения («Мы ни единого удара не отклонили от себя»). В стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно» поэт гордо заявляет о своем нежелании покинуть Родину – лирическая героиня «замкнула слух», чтобы не слышать «речи недостойной», призывающей «оставить» Россию. Несмотря на «боль поражений и обид» она навсегда верна Родине.

Тема Родины раскрывается совершенно по-новому в стихотворении «Родная земля». Родная земля для Ахматовой – это не только Родина, но и почва, земля, «грязь на калошах», то, о чем обычно стихи не пишут. Однако, по мнению поэта, все мы неразрывно с ней связаны, ведь рано или поздно нам суждено стать ей.

Во время Великой Отечественной войны А.А.Ахматова пишет стихотворение «Мужество». Оно проникнута патриотическим и героическим пафосом. Поэт считает, что необходимо защитить «русское слово» ведь в нем – душа и сила народа. Стихотворение звучит как клятва, его последняя строка – «Навеки».

Таким образом, гражданская лирика А.А.Ахматовой – это не только признание в любви к Родине, это речь Поэта, отстаивающего свою гражданскую позицию, говорящего от лица целого народа. Она не воспевает красоту природы, она пишет о людях, о стране. Ее стихотворения о Родине проникнуты бесконечным патриотизмом и верностью. Она пишет о проблемах, бедах и трагедиях России, пропуская их сквозь призму собственных мыслей и чувств. Все это делает патриотическую лирику А.А.Ахматовой по-настоящему особенной и уникальной.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id39505

Тема Родины в творчестве Анны Ахматовой — образ родной земли в стихах

Эпоха общественных потрясений

Анна Горенко родилась в семье потомственных дворян. Детство и юность она провела в Царском селе. Поэтесса гордилась тем, что смогла застать эпоху Пушкина и процветания дворянской культуры. Девушка знала несколько языков, получила прекрасное образование. Она была яркой представительницей старого дворянства. Анна Андреевна писала нежные лирические стихи о любви, преданности и дружбе. За ней закрепился статус поэтессы, пишущей для женщин.

В 1910 году Ахматова вышла замуж за поэта Николая Гумилева, а в 1912 г. у пары появился сын Лев. Казалось, что счастью Анны Андреевны ничто не сможет помешать. Но именно в этот период происходят трагические для России и поэтессы события. В 1914 г. начинается Первая мировая война. Николай Гумилев уходит в армию добровольцем, а Анна Андреевна остаётся одна с маленьким сыном. Политическая ситуация в России также усложняется. Дворянская строй, к которому принадлежала Ахматова, подвергается критике, а традиционные ценности общества рушатся.

В 1917 году происходит Февральская революция. Большинство друзей поэтессы эмигрировало в Европу и США. Тема Родины в лирике Ахматовой начинает занимать центральное место. В произведениях присутствуют мотивы тоски, разочарования, а также любви и нежности к родной земле. С 1920 года в жизни А. Горенко происходит череда трагических событий:

  • 1920 год — самоубийство Андрея Горенко, брата Ахматовой;
  • 1921 — арест и расстрел Н. Гумилева;
  • с 1923 г. стихотворения Ахматовой подвергаются жёсткой критике, новые произведения не печатаются;
  • 1938 — арест сына и его перевод в трудовой лагерь.

Несмотря на репрессии, Анна Андреевна отказывается покидать страну и осуждает «предателей», сбежавших за границу. По этой причине стихотворения Ахматовой стали символом культуры, которую не смогли уничтожить ни политические преследования, ни революция, ни жестокие войны.

Патриотическая тема

Образ родной земли является ключевым в поэзии Ахматовой с 1917 года до конца жизни. Теме любви к России посвящено несколько сборников стихов поэтессы и знаменитая поэма «Реквием».

Читать еще:  Все кто любит поэзию знает фета

Первые произведения о Родине

Сборник стихов «Белая стая» был опубликован в сентябре 1917 года. Критики отмечали, что произведения А. Горенко стали более сдержанными и философскими. Анна Андреевна писала не только о собственных переживаниях, но и о бедах всего русского народа. Первую мировую войну и революцию она называла «тучей над тёмной Россией». А. А. Ахматова предчувствовала грядущую политическую и социальную катастрофу. Атмосферу приближающейся беды она передаёт при помощи описания природных явлений:

  • «пахнет гарью, птицы не поют…»;
  • «дымилось тело вспаханных равнин…»;
  • «в жёстком свете скудного дня…»;
  • «ведь настали, тускло пламенея, дни последние весны…».

Название сборника стихотворений выбрано вовсе не случайно. Белый цвет в творчестве Ахматовой символизирует скорбь и печаль, а птицы — веру.

В сборнике присутствует множество обращений к Богу. Поэтесса считала, что религия способна помочь народу пережить все беды.

Сборник 1921 года

С 1917 по 1920 г. сочинения Ахматовой почти не публиковались. Только в 1921 году вышел сборник «Подорожник», включающий в себя 38 стихотворений. В нем вновь освещается тема Родины. В стихах Ахматовой поднимаются вопросы вынужденной эмиграции. Культурных деятелей, сбежавших из России, она называет «отступниками». К самым знаменитым стихотворениям сборника «Подорожник» можно отнести:

  1. «Ты — отступник: за остров зелёный».
  2. «Теперь прощай, столица».
  3. «Земная слава как дым».
  4. «Я слышу иволги всегда печальный голос».

О смысле названия сборника спорят многие литературные критики и историки. Одни полагают, что подорожник является символом запустения и гибели культурных традиций в государстве. Другие, напротив, видят в названии образ народного лекарства от многих болезней.

Для многих людей стихи Ахматовой в сложные времена были тем самым «лекарством» от душевных тревог и разочарований.

Поэма о трагедии народа

Лучше всего тема Родины у Ахматовой раскрывается в поэме «Реквием». Это произведение было написано в 1938—1940 гг. К этому времени Анна Андреевна пережила смерть бывшего мужа и арест единственного сына. Лев Гумилев несколько лет отбывал наказание в трудовом лагере, хотя был виновен только в том, что его родители не поддерживали советскую власть. А. Горенко безрезультатно боролась за освобождение сына.

В основу поэмы легла не только личная трагедия женщины, но и горе всех матерей в России. В «Реквиеме» раскрывается сразу несколько тем:

  • любовь к стране;
  • материнская скорбь;
  • протест политическому режиму в России;
  • народная память.

Ахматова призывает читателей не забывать о жертвах политических репрессий. Только вспоминая об этих несправедливых событиях, можно не допустить повторения страшной трагедии.

Анна Андреевна писала про Россию не так, как другие поэты. Она никогда не критиковала власть в жёсткой форме, но и не пыталась ей угодить. До конца жизни поэтесса осталась верна своему литературному стилю, образу жизни и любви к Родине.

Патриотическая тема в лирике А.А. Ахматовой

«Великая земная любовь» — вот движущее начало всей ахматовской лирики. Лирическая героиня ее стихов – натура страстная, чувствительная, легко ранимая. Она и любит, и чувствует все как-то тоньше, проникновеннее. Но любовь к Родине – это особая любовь. Родина Ахматовой не только родная природа, родная земля. Этот образ шире и глубже, потому что Родина – это люди, это история страны, ее нелегкая судьба…
Патриотическая лирика поэтессы начиналась с признаний в любви к «обледенелому саду», который «весь сверкает и хрустит», к зеленой ветке, распустившейся раньше других, к кисти рябины, которая так похожа на собственную судьбу. Ее родина – это
Пустых небес прозрачное стекло,
Большой тюрьмы белесое строенье…
А город помнит о судьбе своей:
Здесь Марфа правила, и правил Аракчеев.
Любовь к родному городу пройдет через все творчество Ахматовой. Сначала это будет признание в любви Царскому Селу, в котором «невозможно песен не слагать», затем к любимому Петербургу-Ленинграду. Совсем юная, она заявляет:
Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек сияющие льды…
И голос Музы еле слышный.
В 1941 году читателя буквально пронзят проникновенные строки-признания: «И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами: для славы мертвых нет…» Это преклонение Ахматовой перед теми, кто отважно, просто и мудро жил, защищая свой город, свою страну. Но еще задолго до войны ее Родина много перенесет, и испытает все трудности сама поэтесса. 1917 год… Революция, гражданская война, смерть и страдания… И «был голос», который «звал утешно»:
«Оставь свой край глухой и грешный
Оставь Россию навсегда».
…Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Ахматова категорически отвергает любую мысль об эмиграции. Чуть позже она скажет еще более категорично: «Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам». По-мужски категорично она отвергнет «их грубую лесть».
Ахматова навсегда сохранит верность своей родине, вместе с ней она пройдет все трудности, которые выпали ее согражданам. Поэтесса вместе с другими будет стоять у ворот тюрьмы с «передачкой» в руках, она будет писать письма поддержки тем, кто осужден невинно.
Суров, печален и правдив рассказ Ахматовой о тех страшных годах. Она никого не будет проклинать, а выстоит, выдержит все, что выпало на долю её страны, потому что это — ее страна. И любовь к ней неизменна и вечна. Любовь эта будет неоднократно подтверждена в стихах. Атмосфера тревожного предчувствия надвигающейся беды – военного лихолетья сразу найдет выражение в ее ставших хрестоматийными строках:
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться ничто не заставит.
И так, по-матерински просто, но пронзительно, прозвучит стихотворение «Победителям», прочитав которое каждый сразу вспоминал своего, дорогого, любимого, единственного:
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки –
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, —
Внуки, братики, сыновья!
Любовь к Родине у Ахматовой лишена каких-либо философских метаний. Россия – это люди, это ее город, ее друзья, ее стихи, ее Муза. Ее речь, родной русский язык, который она чувствует поразительно тонко, которым она безукоризненно владеет. Поэтому и не воспринимаются пафосно следующие знаменитые строки:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
Но мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
И Ахматовой читатель верил и верит. Она не «с теми», кто издавал несправедливые постановления, кто необъективно судил ее поэзию. Признание читателей пришло, независимо от мнений тех, кто издавал постановления. Ахматова будет много ездить по стране, неоднократно побывает за рубежом. Но по-прежнему самым радостным и счастливым будет для нее возвращение домой.
Уже в пожилом возрасте Ахматова признавалась: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Судьба России и судьба поэта в лирике А. Ахматовой

Урок 41. Русская литература 11 класс. ФГОС. 1 часть

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Судьба России и судьба поэта в лирике А. Ахматовой»

Сегодня на уроке мы:

· Поговорим о поэзии и любви к Родине.

· Познакомимся с патриотической лирикой Анны Ахматовой.

· Увидим, как раскрывается тема судьбы Родины и судьбы поэта в творчестве Ахматовой.

Тема Родины – одна из важнейших тем в творчестве любого поэта. В творчестве Анны Ахматовой впервые она зазвучала в 1917 году в стихотворении «Мне голос был». Это стихотворение вошло в сборник «Белая стая», который подводит своеобразный итог раннему творчеству поэтессы.

Стихотворение написано в то тяжёлое время, когда страна была истерзана войнами и революционными потрясениями. Из разорённой страны, которая стремительно превращалась в какое-то совершенно новое, незнакомое государство, так непохожее на прошлую дворянскую Россию, уезжали многие.

Анна Ахматова в своём стихотворении говорит от лица той части русской интеллигенции, которая не смогла оставить Родину в годы испытаний. Потому что не мыслила себя в отрыве от родной земли. Для Анны Ахматовой быть поэтом – значит жить одной судьбой со своей Родиной, какой бы горькой ни была эта судьба.

Читать еще:  Каких поэтов вдохновляла поэзия соловьева

В стихотворении «Мне голос был» поэтесса выразила свои переживания в тот момент, когда жизнь поставила её перед тяжелейшим выбором – эмигрировать или остаться в России, приняв её судьбу.

Композиционно стихотворение делится на две части. В первых двух строфах неведомый голос уговаривает лирическую героиню навсегда оставить родные места.

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

В этих строфах звучит мотив дьявольского искушения, который создаётся неторопливостью темпа стихотворения, употреблением повторов, вкрадчивыми призывами. «Утешный» голос обещает не только спасение от страшного будущего. Он предлагает забвение, отказ от страшного прошлого:

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

«Чёрный стыд» и боль предавшего родину легко исчезнет в беззаботной и комфортной жизни.

Но в третьей строфе лирическая героиня делает свой выбор, решительно отвергая сладкий соблазн. Для неё жизнь без Родины немыслима, какой бы трагичной эта жизнь ни была.

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернялся скорбный дух.

Словосочетание «скорбный дух» заключает в себе предчувствие горьких бед, которые ждут поэтессу, решительно связавшую свою судьбу с судьбой Родины.

В поздней лирике Анна Ахматова уже не предчувствует будущее, а вспоминает и анализирует прошлое.

«Родная земля» – именно такое стихотворение-размышление. Создано оно в 1961 году, на закате жизни поэтессы. В это время Анна Ахматова находилась в больнице, страдая от обострившейся болезни сердца.

Интересно то, что к этому стихотворению есть эпиграф. Звучит он так:

И в мире нет людей бесслёзней,

Надменнее и проще нас.

Эти строки поэтесса взяла из своего стихотворения, написанного в 1922 году, когда представители интеллигенции массово покидали Россию. А начиналось это стихотворение так:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Мы видим, что уже в эпиграфе звучит мотив неразрывной связи человека с его родиной. Покидая родную землю, человек теряет право называть её своей. Поэтесса осуждает излишний пафос и лживый патриотизм тех, кто предпочёл уехать из России и любить Родину издалека. Именно к ним обращены слова «о ней стихи навзрыд не сочиняем». Истинные патриоты не кричат на весь мир о своей любви к ней. Они без всякой патетики и героизма жертвуют своим благополучием, а зачастую и жизнью, потому что чувствуют себя частью родины, неотделимой от неё.

В стихотворении «Родная земля» образ Родины воплощается в образе плодородной земли, рождающей и вскармливающей всё живое. Но образ этот не фольклорный, не сказочный, не возвышенный. Наоборот, нарочито сниженный.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чём не замешанный прах.

Но ложимся в неё и становимся ею,

Оттого и зовём так свободно – своею.

Обратите внимание, насколько ясно и просто написано стихотворение «Родная земля». Без сложных метафор, вычурных эпитетов и синтаксических изысков. Такая лаконичность сама по себе является средством художественной выразительности и отчётливо передаёт основную мысль стихотворения.

Благородная простота, хрустальная ясность стиха, обращение к пушкинской поэтике – характерные черты поздней лирики Анны Ахматовой. Одним из прекраснейших стихотворений, созданных поэтессой в последние годы жизни, называют «Приморский сонет».

Тема стихотворения «Приморский сонет» – смерть. А точнее, прощание с жизнью и готовность покинуть земной мир. Это звучит страшно, но «Приморский сонет» — очень светлое, умиротворённое стихотворение. Потому что смерть здесь не называется прямо и не представляется трагическим явлением. В «Приморском сонете» смерть всего лишь неотъемлемая часть бытия, шаг в Вечность.

Здесь все меня переживёт,

Всё, даже ветхие скворешни

И этот воздух, воздух вешний,

Морской свершивший перелёт.

Первое четверостишие отсылает читателя к стихотворению Александра Сергеевича Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».

Гляжу ль на дуб уединённый,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживёт мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Как мы видим, совпадает и неторопливый темп, и умиротворённое, элегическое настроение, темы скоротечности жизни и спокойного принятия неизбежной смерти. В стихотворении Ахматовой лирическая героиня находится в призрачном, сумеречном мире, на грани между жизнью и смертью. Но этот пограничный мир прекрасен: цветущие черешни, залитые светом «лёгкого» месяца, изумрудные чащи. И путь в вечность, «дорога не скажу куда» – светлая дорога.

Лирическая героиня устремлена в вечность. Обратите внимание, что первое четверостишие сонета начинается со слова «здесь», а последнее – со слова «там».

Там средь стволов ещё светлее,

И все похоже на аллею

У царскосельского пруда.

В финале стихотворения появляется образ Царского Села. А мы знаем, что для поэтессы Царское Село не просто место, где прошло её детство и юность. Прежде всего это пушкинские места. Устремляясь в вечность, лирическая героиня словно возвращается в прошлое. К себе, к беззаботному детству, прекрасной юности и волшебству пушкинской поэзии, замыкая круг жизни.

Литературоведы говорят, что в гражданской лирике и теме поэта и поэзии Анна Ахматова следует традициям лирики Александра Сергеевича Пушкина. Действительно ли это так? Давайте разбираться.

Первое, на что мы обратим внимание, это восприятие поэтического дара. Для Анны Ахматовой быть поэтом одновременно и великий дар, и великое испытание. Быть поэтом значит быть отмеченным Божьим благословением. Но вместе с тем поэт несёт и тяжкий крест испытаний. Путь русского поэта всегда трагичен. Также как и у Пушкина, у Ахматовой поэт – это пророк. Эта мысль подтверждается и библейскими мотивами в творчестве Ахматовой, постоянным упоминанием христианских обрядов и праздников.

Ещё одной пушкинской чертой в лирике Ахматовой можно назвать гармоничное слияние национальных русских черт с мировой художественной культурой. Помимо религиозной христианской символики и сказаний, поэтесса использует мотивы и образы античного искусства, отсылки к европейской художественной культуре.

И конечно же стремление к простоте, ясности и изящной лаконичности стиха, сочетание высокого и повседневно-бытового тоже дань уважения мастерству великого поэта.

В стихотворении «Мне ни к чему одические рати…» отразилась не только искренняя любовь поэтессы к родине, но и мысль о том, что истинная любовь, как и истинное искусство, не нуждается в громких словах и далека от пафоса. Это одно из самых известных стихотворений Анны Ахматовой. Его очень часто цитируют, рассуждая о природе поэзии.

Стихотворение «Мне ни к чему одические рати…» – одно из девяти стихотворений цикла «Тайны ремесла». Создано оно в 1940 году и почти сразу же появилось на страницах журнала «Звезда».

Мне ни к чему одические рати

И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах все быть должно некстати,

Не так, как у людей.

Стихотворение бессюжетное. Оно представляет собой рассуждения лирического героя поэта о поэзии. В стихотворении утверждается отказ от пафоса. Истинная поэзия рождается в повседневности.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Настоящий поэт должен видеть красоту привычных, обыденных явлений. Именно тогда создаётся настоящая поэзия, а не оторванный от жизни искусственный эстетизм.

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Анна Ахматова отрицает мысль о том, что поэту необходима какая-то высокая цель или идея, требующая служения. Жизнь поэтична сама по себе во всех своих проявлениях, в любой непритязательной мелочи. И талант поэта заключается в том, чтобы увидеть и выразить это.

Как поэт Анна Ахматова проделала огромный путь. Трагическая женская судьба лирической героини её творчества всё больше и больше становилась общей судьбой всех российских женщин, на долю которых выпало жить в тяжелейший период русской истории. И всё сильнее в ахматовской лирике раскрывалась тема неразрывной связи судеб поэта и его Родины.

Ещё в 1916 году Осип Эмильевич Мандельштам увидел эти перемены в лирике Анны Ахматовой, написав в одной из статей: «Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время её поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector