0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какое место в жизни фета занимала лирическая поэзия

Биография Фета: жизнь, интересные факты, творчество поэта

Биография Фета — это история жизни человека, который вопреки обстоятельствам и литературной моде смог занять достойное место в пантеоне лириков XIX века. Об истоках таланта Фета, истории борьбы за дворянский титул расскажу детальнее.

Афанасий Фет: детство и юность

История рождения и непростой путь к дворянству — интригующие факты, которые содержит биография Фета. Они объясняют непростую натуру поэта, в которой воля и упорство, прагматизм и хозяйственность сочетались с тонкой душевной организацией, лирическим восприятием действительности.

Афанасий Фет, биография которого бегло изучается в школе, был музыкантом в поэзии. Его произведения, ставшие романсами, исполняли в салонах XIX века, ими восхищаются до сих пор. Расскажу детально о том, когда родился Фет, какое образование получил и какую карьеру, помимо литературы, сделал:

Почему поэт носил необычную для русского дворянина фамилию? Почему в 14 лет перестал быть Шеншиным и был вычеркнут из дворянских списков Российской империи? Ответы на эти вопросы дает биография Фета. Интересные факты о его происхождении раскроют секрет того, как в тонком лирике мог уживаться деловитый и рациональный помещик.

Краткая биография Фета указывает, что он родился 5 декабря 1820 года недалеко от Мценска (Орловская губерния) в имении зажиточного помещика Афанасия Шеншина. Именно здесь поселилась немка Шарлотта Фёт (урожденная Беккер), которую Шеншин представил как жену.

Когда будущей звезде русской поэзии исполнилось 14 лет, оказалось, что мальчик незаконнорожденный: брак отец и мать оформили уже после его появления на свет. Из-за этого Афанасия Фета лишили дворянских прав.

Биографы установили, что настоящим отцом Фета был первый муж Шарлотты — Иоганн Фет. Женщина сбежала с Шеншиным, в которого влюбилась, когда тот отдыхал в Дармштадте, будучи на сносях. К чести русского помещика, тот не афишировал, что не является отцом мальчика. Даже дал взятку, чтобы легализовать его рождение.

Фет, интересные факты рождения которого имели судьбоносное значение, обучался в имении приемного отца. Его воспитанием занимались камердинеры и пришлые семинаристы. Знания Афанасий Афанасьевич Фет получал, наблюдая за окружающим миром — крестьянским укладом, природой, сельским бытом, слушая от крепостных легенды и сказки.

Фото: Википедия: UGC

  • Образование.

Дворянство в Российской империи можно было получить только за выдающиеся заслуги перед Отечеством. Поэтому четырнадцатилетний Фет Афанасий нуждался в хорошем системном образовании, чтобы сделать карьеру.

Его отдали в обучение в немецкую школу-пансионат в городе Выра (Эстония). Здесь он увлекся литературой, с упоением читал стихотворения А. Пушкина. В 17 будущий поэт поступил в пансион Погодина в Москве. Это учебное заведение открыло ему путь к университетскому образованию — Фет пошел учиться на юриста.

  • Краткая биография Фета: воинская служба и быт помещика.

Фет, жизнь и творчество которого пришлись на эпоху борьбы романтизма и реализма в литературе, по завершении учебы в университете стал офицером-кирасиром и отправился на службу в Херсонскую губернию.

Фет обладал истинно немецкой исполнительностью и собранностью. Он служил Родине самоотверженно, поэтому:

  1. Уже через шесть лет получил звание штабс-ротмистра.
  2. Вскоре в чине поручика (в 1853 году) перевелся в Петербург и служил в уланском полку.

Фото: Википедия: UGC

Афанасий Фет в 1858 году оставил службу, так и не получив дворянский титул, и отправился в Степановку — приобретенное им имение в Орловской губернии. Деловая хватка и предприимчивость сделали его преуспевающим помещиком.

Отцовскую фамилию, а с ней и дворянские права А. Фет получил, когда ему исполнилось 53 года. Он стал не только успешным землевладельцем, но и именитым литератором.

Афанасий Фет: творчество

Творчество Фета контрастировало с тенденциями литературной эпохи, для которой характерны были философские поиски, социальная острота и бичевание нравственных пороков. Писатель Фет отдавал предпочтение созерцательности и воспеванию красоты и гармонии окружающего мира и человека. Вот детали расцвета его таланта:

  • Жизнь и творчество Фета: ранний период.

Стихи юный Фет начал писать еще на первом курсе университета. Первым, кто оценил мастерство юного лирика, стал Михаил Погодин. Благодаря ему о Фете узнал Николай Гоголь, который оценил дарование поэта. Высокая оценка маститого писателя и поддержка друга юности поэта Аполлона Григорьева окрылили начинающего лирика.

Баллады, элегии, идиллии, размещенные в дебютном сборнике автора «Лирический пантеон», понравились Евгению Баратынскому и Виссариону Белинскому. Ранний Фет подражал Байрону, воспевал тайные страдания, создавал стилизации под античную поэзию, погружался в романтическую негу. «Отечественные записки» и «Москвитянин» — литературные площадки, где в ранний период печатался поэт Фет.

Фото: Википедия: UGC

  • Фет: биография «агронома от отчаяния» и столичного автора.

«Я пришел к тебе с приветом», «На заре ты ее не буди…», «Диана», «Свеж и чист твой роскошный венок» и другие поэзии были написаны Фетом во время военной службы на юге империи. Они вошли во второй сборник стихотворений автора, который был издан в 1850 году.

Фет, освободившийся наконец-то от военной службы, полностью отдался агрономии и писательству. Он писал поэмы, художественные очерки, путевые заметки, занимался переводами произведений европейских поэтов-романтиков

Лирика автора и проза этого периода — это произведения о природе, о деревенской идиллии. Фет печатался в «Русском вестнике» и «Заре». Двухтомник стихов поэта, который вышел в 1863 году, неоднозначно оценили критики: одни отметили зрелость лирического таланта, другие обвинили Фета в лицемерии.

Фото: Википедия: UGC

  • Творчество Фета: кратко о последнем писательском периоде.

Вновь о себе поэт заявил в 1883 году, когда после двадцатилетнего периода издал новый сборник стихотворений «Вечерние огни». На протяжении восьми лет под этим названием выходили четыре тома стихотворений Фета.

Произведения этого периода стали выражением душевного волнения, которое охватило поэта. Он чувствовал, как мир, теряя гармонию, распадается на части. В его стихах последних лет было много страданий и тревог.

Афанасий Фет: личная жизнь, последние годы

Фет, годы жизни которого исполнены тягот, обладал чуткой и нежной душой. Один из стимулов рождения его элегической, романтической поэзии — страдания влюбленного, который не мог воссоединиться с любимой. Об истории драматической любви Фета расскажу детальнее:

С Марией Лазич — дочерью обедневшего генерала — бравый юнкер Фет познакомился во время херсонской службы. Стихи стали поводом для их сближения.

Через два года встреч их уже воспринимали как пару, но Фет не спешил с предложением. Бедность и бесперспективность будущего не позволяли Афанасию посягать на свободу Марии. В один момент Фет разорвал отношения, чем разбил сердце девушки.

Фото: YouTube.com / Любимые и любовницы: UGC

В 1850 году он узнал о трагической гибели возлюбленной: ее платье вспыхнуло от свечи, девушка превратилась в живой факел. Многочисленные ожоги забрали ее жизнь.

Через семь лет после трагедии поэт женился. Богатая купеческая наследница Мария Боткина — женщина, которую выбрал в супруги Афанасий Афанасьевич Фет. Краткая биография рассказывает о том, что этот брак был спасением для обоих: Мария также пережила тяжелый роман.

Благодаря ее приданому поэт купил поместья и наконец-то стал получать стабильный доход. Детей у супругов не было, хотя жили они дружно. Трагедия юности (смерть Лазич) до конца жизни мучила Фета.

Фото: Википедия: UGC

В возрасте 72-х лет поэт предпринял попытку самоубийства: он ударил себя стилетом в висок. Истекая кровью, он произнес: «Добровольно…» и умер. Случилось это 3 декабря 1892 года. Место упокоения писателя — родовое имение Шеншиных Клейменово. Официальной причиной смерти записан сердечный приступ.

Фет ненавидел свою немецкую фамилию и после получения дворянства подписывал все документы фамилией Шеншин. Тем самым он подчеркивал свои истинные истоки, выражал свое мироощущение. Биография писателя поможет понять глубину его лирических произведений.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Лирика Фета. Особенности поэзии и философская лирика Фета

23 ноября 1820 года в селе Новоселки, расположенном близ Мценска, в семье Каролины Шарлотты Фет и Афанасия Неофитовича Шеншина родился великий русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет. Родители его обвенчались без православного обряда за границей (мать поэта была лютеранкой), из-за чего брак, узаконенный в Германии, в России был признан недействительным.

Лишение дворянского титула

Позже, когда было совершено венчание по православному обряду, Афанасий Афанасьевич уже проживал под фамилией матери — Фет, считаясь ее внебрачным ребенком. Мальчик оказался лишенным, кроме отцовской фамилии, и дворянского титула, российского гражданства и прав на наследство. Для юноши на долгие годы важнейшей жизненной целью стало вернуть себе фамилию Шеншин и все связанные с ней права. Лишь под старость лет он смог добиться этого, возвратив себе потомственное дворянство.

Читать еще:  Гнев божий как много поэзии

Обучение

Будущий поэт в 1838 году поступил в пансион профессора Погодина в Москве, а в августе этого же года был зачислен на словесное отделение в Московский университет. В семье своего однокурсника и друга Аполлона Григорьева он прожил студенческие годы. Дружба молодых людей способствовала формированию у них общих идеалов и взглядов на искусство.

Первые пробы пера

Афанасий Афанасьевич начинает сочинять стихи, и в 1840 году в свет выходит изданный за собственный счет поэтический сборник под названием «Лирический Пантеон». В этих стихотворениях отчетливо слышались отзвуки поэтического творчества Евгения Баратынского, Василия Жуковского и Ивана Козлова. С 1842 года Афанасий Афанасьевич постоянно печатается в журнале «Отечественные записки». Виссарион Григорьевич Белинский уже в 1843 году пишет, что из всех живущих в Москве поэтов Фет «всех даровитее», а стихи этого автора ставит наравне с произведениями Михаила Юрьевича Лермонтова.

Необходимость военной карьеры

Фет стремился к литературной деятельности всей душой, однако неустойчивость материального и социального положения вынуждают поэта изменить свою судьбу. Афанасий Афанасьевич в 1845 году поступает унтер-офицером в один из полков, находящихся в Херсонской губернии, для того, чтобы иметь возможность получить потомственное дворянство (право на которое давал старший офицерский чин). Оторванный от литературной среды и столичной жизни он почти прекращает печататься, еще и потому, что вследствие падения спроса на поэзию журналы не проявляют интереса к его стихам.

Трагическое событие в личной жизни Фета

В херсонские годы случилось предопределившее личную жизнь поэта трагическое событие: при пожаре погибла его возлюбленная — Мария Лазич, девушка-бесприданница, на которой он не решился жениться из-за своей бедности. После отказа Фета с ней случилось странное происшествие: от свечи на Марии загорелось платье, она побежала в сад, но не справилась с тушением одежды и задохнулась в дыму. В этом можно было заподозрить попытку девушки покончить с собой, и в стихах Фета еще долго будут звучать отголоски этой трагедии (например, стихотворение «Когда читала ты мучительные строчки. «, 1887 год).

Поступление в Лейб-гвардии Уланский полк

В 1853 году происходит крутой поворот в судьбе поэта: ему удалось поступить в гвардию, в расквартированный возле Петербурга Лейб-гвардии Уланский полк. Теперь Афанасий Афанасьевич получает возможность посещать столицу, возобновляет свою литературную деятельность, начинает регулярно печатать стихи в «Современнике», «Русском вестнике», «Отечественных записках», «Библиотеке для чтения». Он сближается с Иваном Тургеневым, Николаем Некрасовым, Василием Боткиным, Александром Дружининым — редакторами «Современника». Имя Фета, к тому времени уже полузабытое, снова появляется в обзорах, статьях, хронике журнала, а с 1854 года печатаются и его стихи. Иван Сергеевич Тургенев стал наставником поэта и даже подготовил новое издание его произведений в 1856 году.

Судьба поэта в 1856-1877 годах

На службе Фету не везло: каждый раз ужесточались правила получения потомственного дворянства. В 1856 году он оставил военную карьеру, так и не добившись своей главной цели. В Париже в 1857 году Афанасий Афанасьевич женился на дочери богатого купца, Марии Петровне Боткиной, и обзавелся поместьем в Мценском уезде. В то время он почти не писал стихов. Являясь сторонником консервативных взглядов, Фет резко отрицательно воспринял отмену в России крепостного права и, начиная с 1862 года, стал регулярно публиковать очерки в «Русском вестнике», обличавшие с позиции помещика-землевладельца пореформенные порядки. В 1867-1877 годах он исполнял должность мирового судьи. В 1873 году наконец-то Афанасий Афанасьевич получает потомственное дворянство.

Судьба Фета в 1880-е годы

В литературу поэт возвращается лишь в 1880-х годах, переехав в Москву и разбогатев. В 1881 году была осуществлена его давняя мечта — вышел созданный им перевод его любимого философа, Артура Шопенгауэра, «Мир как воля и представление». В 1883 году публикуется перевод всех сочинений поэта Горация, начатый Фетом еще в студенческие годы. К периоду с 1883 по 1891 год относится выход в свет четырех выпусков поэтического сборника «Вечерние огни».

Лирика Фета: общая характеристика

Поэзия Афанасия Афанасьевича, по своим истокам романтическая, является как бы связующим звеном между творчеством Василия Жуковского и Александра Блока. Поздние стихотворения поэта тяготели к тютчевской традиции. Основные лирики Фета — любовная и пейзажная.

В 1950-1960-е годы, во время становления Афанасия Афанасьевича как поэта, в литературной среде почти полновластно господствовал Некрасов и его сторонники — апологеты воспевающей общественные, гражданские идеалы поэзии. Поэтому Афанасий Афанасьевич со своим творчеством, можно сказать, выступил несколько несвоевременно. Особенности лирики Фета не позволяли ему примкнуть к Некрасову и его группе. Ведь, по мнению представителей гражданской поэзии, стихи должны быть обязательно злободневными, выполняющими пропагандистскую и идеологическую задачу.

Философские мотивы

Философская лирика Фета пронизывает все его творчество, отражаясь и в пейзажной, и в любовной поэзии. Хотя Афанасий Афанасьевич даже дружил со многими поэтами некрасовского круга, он утверждал, что искусство не должно интересоваться ничем, кроме красоты. Лишь в любви, природе и собственно искусстве (живописи, музыке, скульптуре) он находил непреходящую гармонию. Философская лирика Фета стремилась уйти как можно дальше от действительности, созерцая непричастную к суете и горечи повседневности красоту. Это обусловило принятие в 1840-е годы Афанасием Афанасьевичем романтической философии, а в 1860-е — так называемой теории чистого искусства.

Преобладающее настроение в его произведениях — упоение природой, красотой, искусством, воспоминаниями, восторг. Таковы особенности лирики Фета. Часто у поэта встречается мотив полета от земли прочь вслед за лунным светом или чарующей музыкой.

Метафоры и эпитеты

Все, что относится к категории возвышенного и прекрасного, наделяется крыльями, прежде всего любовное чувство и песня. Лирика Фета часто использует такие метафоры, как «крылатый сон», «крылатая песня», «крылатый час», «крылатый слова звук», «окрыленный восторгом» и др.

Эпитеты в его произведениях описывают обычно не сам объект, а впечатление лирического героя от увиденного. Поэтому они могут быть необъяснимыми логически и неожиданными. Например, скрипка может получить определение «тающей». Характерные для Фета эпитеты — «мертвые грезы», «благовонные речи», «серебряные сны», «травы в рыдании», «вдовевшая лазурь» и др.

Часто картина рисуется с помощью зрительных ассоциаций. Стихотворение «Певице» — яркий тому пример. В нем показано стремление воплотить ощущения, создаваемые мелодией песни, в конкретные образы и ощущения, из которых и состоит лирика Фета.

Стихи эти весьма необычны. Так, «даль звенит», и «кротко светит» улыбка любви, «голос горит» и замирает вдали, словно «заря за морем», чтобы снова выплеснуться жемчуга «громким приливом». Таких сложных смелых образов не знала в то время русская поэзия. Они утвердились намного позже, лишь с появлением символистов.

Говоря о творческой манере Фета, упоминают также импрессионизм, который основан на непосредственной фиксации впечатлений действительности.

Природа в творчестве поэта

Пейзажная лирика Фета — источник божественной красоты в вечном обновлении и разнообразии. Многие критики упоминали, что природа описана этим автором будто из окна помещичьей усадьбы или из перспективы парка, как будто специально для того, чтобы вызвать восхищение. Пейзажная лирика Фета является универсальным выражением красоты не тронутого человеком мира.

Природа для Афанасия Афанасьевича — часть собственного «Я», фон для его переживаний и чувств, источник вдохновения. Лирика Фета как будто стирает грань между внешним и внутренним миром. Поэтому человеческие свойства в его стихах могут быть приписаны мраку, воздуху, даже цвету.

Очень часто природа в лирике Фета — это ночной пейзаж, так как именно ночью, когда дневная суета успокаивается, легче всего наслаждаться всеобъемлющей, нерушимой красотой. В этом времени суток у поэта нет проблесков хаоса, завораживавшего и пугавшего Тютчева. Царит скрытая днем величественная гармония. Не ветер и тьма, а звезды и луна выходят на первое место. По звездам читает Фет «огненную книгу» вечности (стихотворение «Среди звезд»).

Темы лирики Фета не ограничиваются описанием природы. Особый раздел его творчества составляет поэзия, посвященная любви.

Любовная лирика Фета

Любовь для поэта — это целое море чувств: и робкое томление, и наслаждение душевной близостью, и апофеоз страсти, и счастье двух душ. Поэтическая память этого автора не ведала границ, что позволяло ему писать посвященные первой любви стихотворения даже на склоне своих лет так, словно он еще находился под впечатлением от столь желанного недавнего свидания.

Читать еще:  Поэзия вагантов как явление «смеховой культуры» средневековья

Чаще всего поэт описывал зарождение чувства, самые просветленные, романтические и трепетные его моменты: первые соприкосновения рук, долгие взгляды, первую вечернюю прогулку в саду, рождающее духовную близость созерцание красоты природы. Лирический герой говорит, что не меньше, чем самим счастьем, дорожит ступенями к нему.

Пейзажная и любовная лирика Фета составляют нераздельное единство. Обостренное восприятие природы часто вызвано любовными переживаниями. Яркий пример этого — миниатюра «Шепот, робкое дыханье. » (1850 год). То, что в стихотворении отсутствуют глаголы, — не только оригинальный прием, но и целая философия. Действия нет потому, что описывается на самом деле лишь один миг или целый ряд мгновений, неподвижных и самодостаточных. Образ возлюбленной, описанный путем детализации, как бы растворяется в общей гамме чувств поэта. Здесь нет цельного портрета героини — его должно дополнить и воссоздать воображение читателя.

Любовь в лирике Фета часто дополняется другими мотивами. Так, в стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад. » в едином порыве соединяются три чувства: восхищение музыкой, упоительной ночью и вдохновенным пением, перерастающее в любовь к певице. Вся душа поэта растворяется в музыке и вместе с тем в душе поющей героини, являющейся живым воплощением этого чувства.

Это стихотворение трудно причислить однозначно к любовной лирике или стихам об искусстве. Вернее было бы определить его как гимн красоте, сочетающий живость переживания, его прелесть с глубоким философским подтекстом. Подобное мировоззрение называется эстетизмом.

Афанасий Афанасьевич, уносясь на крыльях вдохновения за пределы земного бытия, чувствует себя повелителем, равным богам, силой своего поэтического гения преодолевающим ограниченность возможностей человека.

Заключение

Вся жизнь и творчество этого поэта — поиск красоты в любви, природе, даже смерти. Смог ли он ее найти? На этот вопрос способен ответить лишь тот, кто действительно понял творческое наследие данного автора: услышал музыку его произведений, увидел пейзажные полотна, прочувствовал красоту поэтических строк и научился находить гармонию в окружающем мире.

Мы рассмотрели основные мотивы лирики Фета, характерные особенности творчества этого великого литератора. Так, например, как и любой поэт, Афанасий Афанасьевич пишет о вечной теме жизни и смерти. Его не пугают одинаково ни смерть, ни жизнь («Стихи о смерти»). К физической кончине поэт испытывает лишь холодное безразличие, а земное существование оправдывается Афанасием Афанасьевичем Фетом только творческим огнем, соизмеримым в его представлении с «целым мирозданием». Звучат в стихах и античные мотивы (например, «Диана»), и христианские («Ave Maria», «Мадонна»).

Более подробную информацию о творчестве Фета вы можете найти в школьных учебниках по русской литературе, в которых лирика Афанасия Афанасьевича рассматривается довольно подробно.

Сочинение: Особенности лирики А.А Фета (кратко)

(593 слова) Афанасий Афанасьевич Фет — известный поэт, внёсший большой вклад в развитие русской литературы. В своих стихотворениях поэт тонкими штрихами изображал окружающий его мир, наделяя природу человеческими чертами. Рассмотрим поподробнее, каковы же особенности лирики в поэзии Фета.

Одна из главных особенностей творчества Фета состоит в принципиальной позиции «чистого искусства», которой он придерживался. Только красота, любовь, созидание, творчество становились темами его произведений. Никаких социальных или политических аспектов бытия он не затрагивал. Открывая сборник Фета, читатель погружается в мир удивительного и прекрасного, забывает о своих проблемах, полностью погружаясь в искусство. Абсолютно все произведения Фета наполнены сильными чувствами. Ведь Фет не просто писал стихи, он восхищался окружающей красотой, любовью, природой. В этом и состоят основные особенности лирики поэта.

Пропуская через душу стихи Фета, читатель видит палитру эмоций и настроений, которые вызывают самые светлые и приятные чувства. В поэзии Фета можно встретить лишь восхитительное описание природы, передающее в деталях состояние внутреннего мира лирического героя. Великое мастерство русского поэта очень тонко и изящно переплелось с красотой русского пейзажа. В центре творчества Афанасия Фета — пейзажная и любовная лирика. Лишь в поздних своих стихотворениях поэт затронул философские темы.

Любовная лирика Фета живет по сей день: мы нередко слышим его стихи в виде романсов. Почти все из них проникнуты грустью. Не секрет, что возлюбленная поэта рано ушла из жизни. Все свои чувства к любимой поэт изложил в стихотворениях, которые посвящал ей до конца своей жизни. Особенность любовной лирики Фета заключается в том, что в его стихотворениях отсутствуют драматические и трагические ноты. Лирика Фета наполнена плавностью и музыкальностью. В ней нельзя найти мотивов ревности, томления и страсти. Автор воспевает это прекрасное чувство, описывая лишь его положительные стороны.

«На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит»

Любовную лирику Фета составляют стихотворения о возвышенной и идеальной любви. Преимущественно они были написаны поэтом уже в преклонном возрасте.

«Какое счастие: и ночь, и мы одни!
Река — как зеркало и вся блестит звездами;
А там-то… голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!»

Кроме того, в творчестве Фета преобладают абстрактные образы: мы почти не видим описания возлюбленной, не знаем цвета ее волос и глаз. Зачастую в его стихотворениях отсутствует даже логика повествования. Абстрактно не только обращение к возлюбленной, но и само послание, состоящее из перечисления отдельных ощущений — лоскутов памяти. Именно Фет является основоположником феномена «безглагольного» стихотворения:

«Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…»

Лирика Фета пронизана романтическими нотами. Герои не думают о реальности, они просто живут в мире грёз и снов.

Природа также занимает ведущее место в лирике Фета. В стихотворениях поэта она всегда спокойная и умиротворенная.

«Уснуло озеро; безмолвен лес;
Русалка белая небрежно выплывает;
Как лебедь молодой, луна среди небес
Скользит и свой двойник на влаге созерцает»

Главная особенность пейзажной лирики Фета заключается в том, что картины природы в его стихотворениях разделяются человеческими качествами:

«Молятся звезды, мерцают и рдеют,
Молится месяц, плывя по лазури»

Также можно заметить, что писатель часто в стихотворениях использует образы птиц, порой непривычные для читателя: сычи, чибисы, черныши и так далее. Можно утверждать, что пейзажная лирика Афанасия Афанасьевича Фета отличается непосредственностью и остротой восприятия картин природы. В стихотворениях о природе ощущается свежесть, молодость и надежда. Независимо от того, о каком времени года пишет автор, его произведения наполнены жизненной силой, гармонией и умиротворением.

Творчество Фета всегда легкое и прелестное, как майский день, как раннее утро. Оно дает человеку сблизиться с природой, оценить ее красоту и познать себя в созерцании пейзажей. Каждое светлое и радостное человеческое чувство найдет отклик в лирике Фета.

Реферат «Лирический герой в поэзии Фета»

Список используемых источников………………………………………………9

А. А. Фет занимает совершенно особое положение в русской поэзии второй половины XIX века. Общественная ситуация в России тех лет подразумевала активное участие литературы в гражданских процессах, то есть парадность стихов и прозы, а также их ярко выраженную гражданскую направленность. Некрасов дал начало этому движению, заявив, что каждый писатель обязан «отчитываться» перед обществом, быть, прежде всего, гражданином, а потом уже человеком искусства. Фет этого принципа не придерживался, оставаясь вне политики, и заполнил, таким образом, свою нишу в поэзии той эпохи, поделив её с Тютчевым.

Но если мы вспомним лирику Тютчева, то она рассматривает человеческое бытие в его трагичности, Фет же считался поэтом безмятежных сельских радостей, тяготеющий к созерцательности. Пейзаж у поэта отличается спокойствием, миром. Но, возможно, это внешняя сторона? Действительно, если приглядеться, то лирика Фета наполнена драматизмом, философской глубиной, которые всегда и отличали «больших» поэтов от авторов-однодневок.

Основная часть.

Неразделенная любовь.

Одним из главных фетовских тем является трагедия неразделённой любви. Стихотворения такой тематики раскрывают факты биографии Фета, точнее, то, что он пережил смерть любимой женщины. Стихотворения, относящиеся к этой теме, справедливо получили наименование «монологи к умершей».

Ты отстрадала, я ещё страдаю,

Сомнением мне суждено дышать,

И трепещу, и сердцем избегаю

Искать того, чего нельзя понять.

С этим трагическим мотивом переплетаются и другие стихотворения поэта, названия которых красноречиво говорят о тематике: «Смерть»», «Жизнь пронеслась без явного следа», «Проста во мгле воспоминаний. » Как видно, идиллия не просто «разбавлена» грустью поэта, она отсутствует вообще. Иллюзия благополучия создается стремлением поэта преодолеть страдания, растворить их в радости каждодневного бытия, добытой из боли, в гармонии окружающего мира. Поэт ликует вместе со всей природой после бури:

Читать еще:  Поэзия марины цветаевой как история её жизни

Когда ж под тучею, прозрачна и чиста,

Поведает заря, что минул день ненастья,

Былинки не найдёшь и не найдёшь куста,

Чтобы не плакал он и не сиял от счастья.

Фет и природа.

Взгляд Фета на природу схож со взглядом Тютчева: главное в ней — движение, направление потока жизненной энергии, которая заряжает людей и их стихи. Фет писал Льву Николаевичу Толстому: «в художественном произведении напряжённость — великое дело». Неудивительно, что лирический сюжет Фета разворачивается во время наибольшего напряжения духовных сил человека. Стихотворение «На заре ты её не буди» демонстрирует именно такой момент» отражающий состояние героини:

И чем ярче сияла луна,

И чем звонче свистал соловей,

Всё бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

В созвучии с этим стихом — облик другой героини: «Ты пела до зари, в слезах изнемогая». Но самым ярким шедевром Фета, отобразившим внутреннее духовное событие в жизни человека-стихотворение «Шёпот, робкое дыханье. » В этом стихе — лирический сюжет, то есть на событийном уровне ничего не происходит, зато дана подробная развёртка чувств и переживаний героя, смена состояний влюблённой души, окрашивающее ночное свидание — а именно оно описано в стихотворении — в причудливые цвета. На фоне ночных теней блещет серебро тихого ручья, и чудесная ночная картина дополняется и изменением облика возлюбленной. Последняя строфа метафорически сложна, так как именно на неё приходится эмоциональная кульминация стихотворения:

В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы, и заря, заря!…

За этими неожиданными образами скрываются черты любимой, её уста, блеск её улыбки. Этим и другими свежий стихотворениями Фет пытается доказать, что поэзия является дерзостью, которая претендует на изменение привычного хода существования. В этом отношении показателен стих «Одним толчком согнать ладью живую. ». Его тема-природа вдохновения поэта. Творчество рассматривается как высокий взлёт, рывок, попытка достичь недостижимое. Фет прямо называет свои поэтические ориентиры:

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым, родным,

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам.

«Поэзия Фета — сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу. »

В традиционной мировой и русской лирике тема природы является одной из основных, обязательно затрагиваемых тем. И у Фета также эта тема отражается во многих его стихотворениях. Тема природы в его произведениях тесно переплетается и с любовной лирикой, и с характерной для Фета темой красоты, единой и неделимой. В ранних стихотворениях 40-х годов тема природы выражена не явно, образы природы общи, не детализируются:

Как ты мне родна:

Поэты 40-х годов при описании природы опирались, в основном, на приёмы, характерные для Гейне, т.е. вместо связного описания давались отдельные впечатления. Многие стихотворения раннего Фета относились критикой к «гейневским». Например, «Шумела полночная вьюга», где поэт выражает настроение без психологического анализа его и без прояснения сюжетной ситуации, с которой оно связано. Внешний мир как бы окрашивается настроениями лирического «я», оживляется, одушевляется ими. Так появляется характерное фетовское очеловечивание природы; часто появляется эмоциональная экспрессия, возбуждаемая природой, нет столь характерных позднее ярких и точных деталей, позволяющих судить о картине в целом. Любовь Фета к природе, знание её, конкретизация и тонкие наблюдения за ней проявляются в его стихах в полной мере в 50-е годы. Вероятно, на увлечение им пейзажной лирикой в то время повлияло его сближение с Тургеневым. Явления природы становятся детальнее, конкретнее, чем у предшественников Фета, что характерно и дня прозы Тургенева. У Фета изображается не вообще берёза, как символ русского пейзажа, а конкретная берёза у крыльца собственного дома, не вообще дорога с её бесконечностью и непредсказуемостью, а та конкретная дорога, которую можно сию минуту увидеть с порога дома. Или, например, в его стихах встречаются не только традиционные птицы, имеющие чёткое символическое значение, но и такие птицы, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и другие, каждая из которых показана в своём своеобразии:

За облаком до половины скрыта,

Луна светить ещё не смеет днём.

Вот жук взлетел и прожужжал сердито,

Вот лунь проплыл, не шевеля крылом.

Пейзажи Тургенева и Фета сходны не только в меткости и тонкости наблюдений над явлениями природы, но и в ощущениях, образах (например, образ заснувшей земли, «почиющей природы»). Фет, как и Тургенев, стремится зафиксировать, описать изменения в природе. Его наблюдения легко можно группировать или, например, в изображении времён года чётко определить период. Изображена ли поздняя осень:

Сбирались умирать последние цветы

И ждали с грустию дыхания мороза;

Краснели по краям кленовые листы,

Горошек отцветал, и осыпалась роза, —

Ещё весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Ещё овраги полны снега,

Ещё зарёй гремит телега

На замороженном пути.

Это легко можно понять, т.к. описание даётся точно и чётко. Фет любит описывать точно определённое время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе (например, дождя в «Весеннем дожде»). Точно так же можно определить, что Фет по большей части, даёт описание центральных областей России.

Именно природе средней полосы России посвящен цикл стихотворений «Снега» и многие стихи из других циклов. По мнению Фета, эта природа прекрасна, но не всякий в состоянии уловить эту неяркую красоту. Он не боится многократно повторять признания в любви к этой природе, к игре света и звука в ней» к тому природному кругу, который поэт много раз называет приютом: «Люблю я приют ваш печальный и вечер деревни глухой. «. Фет всегда поклонялся красоте; красота природы, красота человека, красота любви — эта самостоятельные лирические мотивы

Сразу же создается ощущение движения, динамических изменений, происходящих не только в природе, но и в душе человека. А между тем в стихотворении нет ни одного глагола. А сколько радостного упоения любовью и жизнью в этом стихотворении! Не случайно излюбленным временем суток Фета была ночь. Она, как и поэзия, — прибежище от суеты и маеты дня:

Ночью как-то вольнее дышать мне,

признается поэт. Он может говорить с ночью, он обращается к ней, как к живому существу, близкому и родному:

Здравствуй! тысячу раз мой привет тебе, ночь!

Опять и опять я люблю тебя,

Робко, свечу потушив, подхожу я к окну.

Меня не видать, зато сам я все вижу.

Так что же нам явила лирика Фета? Он шел из тьмы смерти любимого человека к свету радости бытия, освещая себе путь огнем и светом в своих стихотворениях. За это его называют самым солнечным поэтом русской литературы (каждому известны строчки:«Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало»). Фет не боится жизни после потрясений, он верит и хранит в себе веру в победу искусств над временем, в бессмертии прекрасного мгновения.

Стихи А. Фета — это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом — о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы.

Стихи А. А. Фета любимы у нас в стране. Время безоговорочно подтвердило ценность его поэзии, показало, что она нужна нам, людям XX века, потому что задевает самые сокровенные струны души, открывает красоту окружающего мира.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector